Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение структурной связности модулей профессиональной подготовки летного состава с целью повышения уровня безопасности полетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенный в диссертационной работе метод разработки матриц структурной связности модулей профессиональной подготовки летного состава позволяет установить структуру, порядок изучения и имеющиеся логические связи между учебными элементами в виде диаграммы Хассе, орграфа последовательности изучения и орграфа логической связности, что подтверждают результаты оценки адекватности разработанных… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений и обозначений
  • 1. ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА
    • 1. 1. Взаимосвязь качества профессиональной подготовки летного состава и уровня безопасности полетов
    • 1. 2. Особенности профессиональной деятельности и подготовки летного состава на воздушных судах нового поколения
    • 1. 3. Рекомендуемая практика ИКАО по подготовке летного состава
    • 1. 4. Особенности применения компетентностного подхода в ходе профессиональной подготовки летного состава
    • 1. 5. Международные стандарты систем автоматизированного обучения
    • 1. 6. Классификация автоматизированных систем профессиональной подготовки летного состава
      • 1. 6. 1. Автоматизированные системы первоначального обучения
      • 1. 6. 2. Автоматизированные системы для изучения новых типов самолетов
      • 1. 6. 3. Автоматизированные системы для отработки навыков самолетовождения, изучения функциональных систем самолета и специализированные курсы
      • 1. 6. 4. Автоматизированные системы контроля качества профессиональной подготовки
  • Выводы по первой главе
  • 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ СВЯЗНОСТИ МОДУЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА
    • 2. 1. Вводные замечания
    • 2. 2. Использование методологии КБ для разработки систем профессиональной подготовки летного состава
    • 2. 3. Совместное использование метода БАСИМ и метода экспертных оценок в рамках методологии
      • 2. 3. 1. Общая характеристика метода БАСИМ
      • 2. 3. 2. Организация и проведение сессии БАСИМ
      • 2. 3. 3. Использование метода Дельфи в ходе сессии БАСИМ
      • 2. 3. 4. Использование метода экспертных оценок при проведении сессии БАСЦМ
      • 2. 3. 5. Алгоритм использования метода экспертных оценок при проведении сессии БАСЦМ
    • 2. 4. Метод разработки матриц структурной связности модулей профессиональной подготовки летного состава
      • 2. 4. 1. Требования к структуре учебного материала в автоматизированных системах подготовки летного состава
      • 2. 4. 2. Модель содержания АОС
      • 2. 4. 3. Метод разработки матриц структурной связности модулей профессиональной подготовки
    • 2. 5. Автоматизированный контроль качества профессиональной подготовки летного состава
      • 2. 5. 1. Требования к автоматизированным системам тестового контроля летного состава
      • 2. 5. 2. Недостатки традиционной модели тестового контроля уровня профессиональной подготовки летного состава
      • 2. 5. 3. Анализ результатов тестового контроля уровня подготовки летного состава на основе моделей ШТ
      • 2. 5. 4. Использование двухпараметрической модели ЖТ для оценки профессиональной компетентности летного состава
      • 2. 5. 5. Выбор критериального балла в системах тестирования для летного состава на основе двухпараметрической модели классификации испытуемых
      • 2. 5. 6. Общий алгоритм разработки систем тестового контроля уровня подготовки летного состава
  • Выводы по второй главе
  • 3. АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕТОДОВ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА
    • 3. 1. Вводные замечания
    • 3. 2. Обеспечение структурной связности модулей профессиональной подготовки в ходе разработки АОС по самолету первоначального обучения
      • 3. 2. 1. Формирование карты компетенций и определение перечня учебных элементов АОС
      • 3. 2. 2. Определение оптимального порядка изучения учебных элементов АОС
      • 3. 2. 3. Построение структурной модели АОС
    • 3. 3. Определение уровня профессиональной компетентности летного состава с помощью автоматизированных систем тестирования
      • 3. 3. 1. Формирование банка тестовых заданий
      • 3. 3. 2. Оценка надежности и валидности тестовых заданий
      • 3. 3. 3. Использование факторного анализа для оценки размерности пространства компетенций летного состава
      • 3. 3. 4. Отработка метода определения критериального балла
      • 3. 3. 5. Апробация двухпараметрической модели IRT для оценки уровня профессиональной компетентности летного состава
  • Выводы по третьей главе

Обеспечение структурной связности модулей профессиональной подготовки летного состава с целью повышения уровня безопасности полетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Характер профессиональной деятельности летного состава (ЛС) гражданской авиации (ГА) на воздушных судах (ВС) нового поколения в значительной степени изменился со сложно координированного управления динамическим объектом в пространстве на деятельность оператора сложной эргатической системы в условиях дефицита времени, повышенной ответственности и неопределенности. Это ставит новые задачи по модернизации имеющихся подходов к процессу профессиональной подготовки (ПП) ЛС, совершенствование которого должно носить системный характер. Указанная проблема нашла отражение в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в соответствии с которыми ПП ЛС представляет собой один из наиболее существенных факторов, обеспечивающих уровень БП.

Одним из путей решения проблемы подготовки ЛС является широкое внедрение в практику ПП автоматизированных систем (АС), возможности которых позволяют выполнить значительную часть работы по формированию требуемых профессиональных компетенций пилота и обеспечить индивидуальный характер обучения на основе подбора необходимых модулей с учетом уровня подготовки обучаемого. Модульность курса ПП, а также его направленность на практическое применение полученных знаний и навыков рекомендованы ИКАО для повышения уровня профессиональной компетентности ЛС с целью обеспечения БП.

При этом контроль качества ПП становится первостепенным по своей важности, так как на его основе определяются требуемые модули ПП. Поэтому необходима модернизация методов разработки и применения автоматизированных обучающих систем (АОС) и систем тестового контроля для ЛС с учетом имеющихся структурных связей между модулями ПП, что позволит формировать профессиональные компетенции, необходимые для безопасной эксплуатации ВС нового поколения. Компетентностный подход к процессу ГШ, ЛС предполагает структурирование знаний и навыков, так как именно в таком виде они наиболее доступны для понимания и усвоения. С этой точки зрения структурирование профессиональных компетенций ЛС и разработку эффективных методов контроля этой структуры можно рассматривать как одно из основных направлений модернизации ПП в ГА, который согласуется с рекомендуемым ИКАО компетентностным подходом.

Исследование структур профессиональных знаний позволит дифференцированно подходить к разным областям ПП, излагать требуемый материал оптимальным и индивидуально ориентированным способом, а научно обоснованная разработка тестирующих АС обеспечит адекватность полученных оценок уровня профессиональной компетентности ЛС.

Изучением проблем совершенствования процесса ПП ЛС занимаются многие научные коллективы. Среди исследований в этой области необходимо отметить работы ученых Коваленко Г. В., Козлова В. В., Крыжановского Г. А., Куклева Е. А., Микинелова А. Л., Пономаренко В. А., Рисухина В. Н., Столярова Н. А., Сухих Н. Н., Хорошавцева Ю. Е., Ципенко В. Г., Чепиги В. Е., Юши Н. Ф. Однако изученный отечественный и зарубежный опыт применения АС в процессе подготовки ЛС позволяет сделать вывод, что проблема обеспечения структурной связности элементов курса ПП ЛС до настоящего времени в комплексной постановке не ставилась и не рассматривалась.

В связи с этим представляется актуальным создание новых методов обеспечения структурной связности модулей 1111 в ходе разработки АС, предназначенных для подготовки ЛС ГА, с учетом особенностей летной эксплуатации ВС нового поколения, а также совершенствование методов оценки профессиональной компетентности ЛС на основе тестового контроля.

Диссертация посвящена решению этой проблемы и базируется на работах автора, выполненных с 2006 года по настоящее время в Ульяновском высшем авиационном училище ГА (институте) (УВАУ ГА (И)).

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки ЛС ГА.

Предмет исследования: методы реализации модульной системы в ходе профессиональной подготовки JIC с использованием АС.

Цель диссертационной работы: совершенствование процесса профессиональной подготовки JIC к эксплуатации ВС нового поколения на основе обеспечения структурной связности модулей ПП, реализованных в АОС и АС тестового контроля.

Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи исследований:

— проведен анализ методических основ разработки АОС с учетом особенностей эксплуатации ВС нового поколения и существующих моделей применения компетентностного подхода;

— разработаны математические основы формирования матриц очередности и логической связности учебных элементов АОС для JIC с учетом уровня компетентности привлекаемых экспертов;

— разработан метод формирования матриц структурной связности модулей ПП на основе экспертного опроса высококвалифицированных пилотов;

— исследована проблема повышения валидности АС тестового контроля JIC, разработан критерий профессиональной компетентности пилота;

— проведен анализ существующих моделей обработки результатов тестирования JIC, обоснована применимость одномерной двухпараметрической логистической модели семейства IRT;

— исследована проблема выбора критериального балла для систем тестового контроля профессиональной компетентности JIC;

— разработан алгоритм создания систем тестового контроля, позволяющий учитывать размерность пространства формируемых компетенций.

Методы исследования основаны на применении теории матриц и графов, экспертного оценивания альтернатив, структурной теории знаний (Knowledge Space Theory, KST), теории моделирования и параметризации тестов (Item Response Theory, IRT), классической теории тестирования (Classical Test Theory, CTT), теории вероятностей, математической статистики и факторного анализа.

В ходе исследований в соответствии с рекомендациями ИКАО использовалась методология разработки учебно-тренировочных курсов (Instruction Systems Design, ISD) и метод разработки учебного плана профессиональной подготовки DACUM (Developing A CUrriculuM).

Основные научные результаты, выносимые на защиту:

1. Метод разработки матриц структурной связности модулей ПП, включающий алгоритм процедуры опроса экспертов в ходе формирования структуры обучающей системы.

2. Метод определения критериального балла для тестового контроля профессиональной компетентности JIC с использованием двухпараметриче-ской модели классификации испытуемых.

3.Одномерная двухпараметрическая логистическая модель обработки результатов тестирования и соответствующий критерий профессиональной компетентности пилота.

4. Алгоритм разработки систем тестового контроля ЛС на основе мате-матико-статистической модели тестовых измерений профессиональной компетентности.

Научная новизна работы. В ходе проведения исследований получены новые научные результаты:

1. В методе разработки матриц структурной связности модулей 1111, который основан на стандартах электронного обучения и положениях теории KST, в отличие от существующих методов разработки курсов 1111 JIC учитывается уровень компетентности каждого эксперта, что позволяет увеличить эффективность процедуры экспертного опроса.

2. Предложенный метод определения критериального балла тестового контроля профессиональной компетентности JIC отличается от существующих методов тем, что используемая двухпараметрическая модель классификации испытуемых учитывает дихотомический характер экспертной оценки, что позволяет увеличить точность сравнительного анализа мнений экспертов и результатов пробного тестирования.

3. В одномерной двухпараметрической логистической модели тестового контроля в отличие от известной модели Бирнбаума используется параметр, характеризующий меру структурированности профессиональных знаний испытуемых, что дало возможность разработать новый критерий профессиональной компетентности JIC и увеличить валидность тестового контроля.

4. Предложенный алгоритм разработки систем тестового контроля в отличие от существующих предполагает поэтапное использование методов классической и современной теорий тестирования, что позволяет учитывать размерность и структуру пространства компетенций J1C при формировании критериально-ориентированных тестов.

Достоверность результатов исследования подтверждается результатами экспериментальных проверок предлагаемых, методов, моделей и алгоритмов в ходе разработки и апробации АОС по самолету Як-18Т (36 серия), компьютерной обучающей системы по дисциплине «Аэродинамика и динамика полета», а также тестирования курсантов УВАУ ГА (И) с помощью АС текущего контроля качества обучения.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты позволяют повысить эффективность процесса ПП JIC к эксплуатации ВС нового поколения с помощью:

— совершенствования методов проведения анализа служебных обязанностей, выполняемых JIC в ходе эксплуатации ВС, на основе использования математических методов обработки экспертной информации, позволяющих учитывать уровень компетентности привлеченных экспертов;

— научно обоснованных рекомендаций по разработке матриц структурной связности модулей ПП, позволяющих реализовать индивидуальный процесс автоматизированного обучения и повысить качество контрольно-коррекционной функции АОС;

— повышения валидности тестового контроля JIC за счет использования усовершенствованной одномерной двухпараметрической модели ГО. Т и предложенного критерия профессиональной компетентности пилота;

— использования научно обоснованного метода определения критериального балла для систем тестового контроля, позволяющего с заданной доверительной вероятностью классифицировать ЛС в зависимости от уровня профессиональной компетентности.

Апробация работы. Основные положения работы, научные и практические результаты исследований докладывались и получили положительную оценку на Международной научно-технической конференции «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» (Москва, МГТУ ГА, 2006, 2008 гг.), Международной научно-практической конференции «Проблемы подготовки специалистов для гражданской авиации» (Ульяновск, УВАУ ГА, 2006, 2008 гг.), VI Международной научно-практической конференции «Чкаловские чтения» (Егорьевск, ЕАТК ГА им. В. П. Чкалова, 2007 г.), Всероссийской научной конференции «Информационные технологии в науке, образовании и производстве» (Казань, КГТУ, 2007 г.), Международной научно-технической конференции «АВ1А-2009» (Киев, НАУ, 2009 г.), Международной научно-практической конференции «Проблемы подготовки специалистов для гражданской авиации и повышения эффективности работы воздушного транспорта» (Ульяновск, УВАУ ГА (И), 2010 г.), Всероссийской конференции с международным участием «Механизм государственно-частного партнерства в развитии кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий» (Ульяновск, УлГУ, 2011 г.). Всего представлено 11 докладов.

Итоговые результаты диссертационной работы были заслушаны 29 сентября 2011 года в УВАУ ГА (И) на заседании кафедры летной эксплуатации и безопасности полетов.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 18 печатных работ, в том числе 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования основных научных результатов диссертаций.

Результаты научных исследований по теме диссертации также изложены в 9 отчетах о НИР, выполненных по контрактам с государственными органами управления ГА России и УВАУ ГА (И), в 7 из которых автор являлся ответственным исполнителем. По итогам выполненных работ получено 3 свидетельства о государственной регистрации электронных ресурсов.

Реализация результатов работы. Результаты исследований внедрены в учебно-летный цроцесс в УВАУ ГА (И) и его филиалах, Московском государственном техническом университете ГА, Санкт-Петербургском государственном университете ГА, авиакомпаниях «Волга-Днепр» и «ЮТэйр», были использованы при разработке АОС по самолету Як-18Т (36 серия), АС текущего контроля качества обучения курсантов специализации 160 503.65.01 -«Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» и компьютерной обучающей системы по дисциплине «Аэродинамика и динамика полета». Имеются акты внедрения.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех ¿-глав, заключения, списка использованных источников, включающего 176 источников, и 3 приложений. Диссертация изложена на 195 страницах, включает 59 рисунков и 21 таблицу. Основная часть работы изложена на 157 страницах.

Выводы по третьей главе.

1. Применение предложенного в диссертационной работе алгоритма использования метода Дельфи в ходе сессии DACUM в рамках методологии разработки учебно-тренировочных курсов ISD позволяет эффективно формировать карты компетенций, определять перечень требуемых учебных элементов и оптимальный порядок их изучения с учетом уровня компетентности каждого эксперта, о чем свидетельствует опыт разработки автоматизированной обучающей системы по самолету первоначального обучения, в ходе которой в среднем в 2,5 раза была увеличена скорость согласования мнений экспертов.

2. Предложенный в диссертационной работе метод разработки матриц структурной связности модулей профессиональной подготовки летного состава позволяет установить структуру, порядок изучения и имеющиеся логические связи между учебными элементами в виде диаграммы Хассе, орграфа последовательности изучения и орграфа логической связности, что подтверждают результаты оценки адекватности разработанных структурных моделей по шести специальным дисциплинам, средняя относительная частота соответствия которых экспериментальным данным, полученным в ходе тестирования, составляет 78%, а среднее значение у-индекса структурных моделей равно 0,56.

3. Реализация метода определения критериального балла, предложенного в диссертационной работе, позволяет проводить совместный анализ экспертных оценок с результатами пробного тестирования, что дает возможность с заданной доверительной вероятностью классифицировать летный состав в зависимости от уровня профессиональной компетентности. Предложенная в рамках метода двухпараметрическая модель классификации испытуемых дает возможность для доверительной вероятности 0,95 увеличить точность оценки критериального балла по сравнению с линейной корреляционной моделью в среднем на 6,2%.

4. Использование рассмотренной в диссертационной работе одномерной двухпараметрической логистической модели и предложенного критерия профессиональной компетентности в ходе статистической обработки результатов критериально-ориентированного тестирования позволяет повысить ва-лидность систем тестового контроля летного состава в среднем на 27%, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов компьютерного тестирования курсантов УВАУ ГА (И) с помощью автоматизированной системы текущего контроля качества обучения и экспертных оценок инструкторов летного отряда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований в диссертационной работе получены научные результаты и сделаны следующие выводы:

1. Использование метода разработки матриц структурной связности модулей профессиональной подготовки позволяет однозначно интерпретировать структуру формируемых компетенций пилота, а также реализовать индивидуальную траекторию обучения летного состава.

2. На основе предложенного метода сформированы адекватные структурные модели автоматизированных обучающих систем, средняя относительная частота соответствия которых экспериментальным данным, полученным в ходе тестирования летного состава, составляет 78%, а среднее значение у-индекса структурных моделей равно 0,56.

3. Предложенный алгоритм процедуры опроса экспертов для определения структуры, порядка изучения и имеющихся логических связей между составными элементами обучающей системы позволил в среднем в 2,5 раза сократить время на согласование мнений экспертов.

4. Разработан метод определения критериального балла для систем тестового контроля профессиональной компетентности пилота, сочетающий преимущества метода экспертных оценок и статистического анализа результатов тестирования.

5. Предложенная двухпараметрическая модель классификации испытуемых дает возможность для доверительной вероятности, равной 0,95, увеличить точность оценки критериального балла по сравнению с линейной корреляционной моделью в среднем на 6,2%, и эта величина возрастает с ростом доверительной вероятности.

6. Обоснована применимость одномерной двухпараметрической логистической модели тестирования для оценки компетентности летного состава, а также новая трактовка критерия профессиональной компетентности пилота.

7. Использование разработанных матриц структурной связности модулей профессиональной подготовки и критерия профессиональной компетентности пилота позволило в среднем на 27% увеличить валидность систем тестового контроля летного состава.

8. Усовершенствована математико-статистическая модель тестового контроля профессиональной компетентности летного состава и предложен алгоритм разработки критериально-ориентированных тестов, расширяющий возможности классической теории тестирования, позволяя учитывать размерность и структуру пространства формируемых компетенций пилота.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. М.: Из-во Центра тестирования Минобразования РФ, 2002.
  2. , B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / B.C. Аванесов. М.: МИСиС, 1989.
  3. , С.А. Классификация многомерных наблюдений / С. А. Айвазян,
  4. И. Бежаева, О. В. Староверов. М.: Статистика, 1974.
  5. , Д. В. Повышение точности оценки профессиональной подготовленности летного состава на основе тестирования с использованием моделей IRT / Д. В. Айдаркин, С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУ ГА. М.: МГТУ ГА, 2010, № 154 (4). — С. 111−116.
  6. , Д.В. Использование компетентностного подхода для разработки систем автоматизированного обучения летного состава. / Д. В. Айдаркин, С. Г. Косачевский // Научный вестник УВАУ ГА. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2008. — № 1. — С. 170−178.
  7. , Д.В. Математические методы анализа результатов тестирования. / Д. В. Айдаркин // Научный вестник УВАУ ГА. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2011. — № 3. — С. 22−27.
  8. , Д.В. Методика определения критериального балла для систем тестового контроля уровня профессиональной подготовки летного состава. / Д. В. Айдаркин // Научный вестник УВАУ ГА. Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2011.- № 3.-С. 28−32.
  9. , Д.В. Оптимизация автоматизированного обучения летного состава на основе структурной теории знаний. / Д. В. Айдаркин // Научный вестник МГТУ ГА. М.: МГТУ ГА, 2011. — № 172 (10). — С. 118−121.
  10. , Д.В. Повышение точности оценки профессиональной подготовленности летного состава на основе тестирования с использованием моделей ШТ. / Д. В. Айдаркин, С. Г. Косачевский // Научный вестник МГТУ ГА. М.: МГТУ ГА, 2010. — № 154 (4). — С. 111−116.
  11. , Д.В. Размерности пространства и структура компетенций пилота. / Д. В. Айдаркин // Мир транспорта. М.: МГУПС (МИИТ), 2011. — № 3(36).-С. 152−156.
  12. , Д.В. Разработка систем автоматизированного обучения летного состава с учетом рекомендаций ИКАО. / Д. В. Айдаркин, С.Г.
  13. Косачевский // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества. Тезисы докладов междунар. науч.-техн. конф. 22−23 апреля 2008 г. М.: МГТУ ГА, 2008. — С. 242.
  14. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2010 году. М.: Федеральное агентство воздушного транспорта, 2011.
  15. Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2011 году и основных задачах на 2012 год. М.: Федеральное агентство воздушного транспорта, 2012.
  16. , В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.
  17. , С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. -М.: Статистика, 1980.
  18. Выдача свидетельств авиационному персоналу. Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации. Изд. 10-е. — Монреаль: ИКАО, 2006.
  19. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. М.: Высшая школа, 1998.
  20. , А. Некому летать / А. Дагаева. // Ведомости. 03.11.2010. -№ 208 (2726).
  21. , С. А. Формирование навыков адаптации кпрофессиональной деятельности / С. А. Дмитриенко // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 2. — С. 15−19.
  22. , Г. М. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании / Г. М. Добров, Ю. В. Ершов, Е. И. Левин, Л. П. Смирнов. -Киев: Наукова думка, 1974.
  23. C.B. Многомерный статистический анализ: Учебное пособие. / C.B. Дронов. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2003.
  24. , Ю.А. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем / Ю. А. Дубов, С. Н. Травкин, В. Н. Якимец. М.: Наука, 1986.
  25. , Л.Г. Экспертные оценки в управлении / Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов. -М.: Экономика, 1978.
  26. , А.П. Проблемы подготовки летно-операторского состава перспективных авиационных систем / А. П. Захаревич, С. Ф. Сергеев // Мир авионики. 2006. — № 5. — С. 36−40.
  27. , В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  28. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  29. , И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С. 20−26.
  30. , К. Факторный анализ / К. Иберла. М.: Статистика, 1980.
  31. , Е. Ю. Доказательство применимости политомической модели Г. Раша / Е. Ю. Карданова // Вестник Новгородского государственного университета. 2006. — № 39. — С. 13−15.
  32. , Е. Ю. Моделирование и параметризация тестов: основы теории и приложения / Е. Ю. Карданова. М.: Федеральный центр тестирования, 2008.
  33. Ким, Дж.-О. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др. М.: Финансы и статистика, 1989.
  34. , Г. В. Летная эксплуатация. / Г. В. Коваленко, А. Л. Микенелов, В.Е. Чепига- под ред. Г. В. Коваленко. М.: Машиностроение, 2007.
  35. , Г. В. Новый подход ИКАО к учебным стандартам и лицензированию летного персонала. / Г. В. Коваленко, В. В. Солдатов // Полет. 2008. -№ 4. -С. 57−60.
  36. , Г. В. Разработка методологии оценки квалификации летного персонала: дисс. д-ра техн. наук: шифр 05.22.14 / Коваленко Геннадий Владимирович Л.: ОЛАГА, 1993. — 425с.
  37. , Г. В. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского составов / Г. В. Коваленко, Г. А. Крыжановский, H.H. Сухих, Ю.Е. Хорошавцев- под ред. Г. А. Крыжановского. М.: Транспорт, 1996.
  38. , К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай. // Harvard Business Review Россия 2008. — № 4. — С. 7888.
  39. , С.Г. Автоматизированная система текущего контроля качества обучения курсантов специализации 160 503.65.01 Летная эксплуатация гражданских воздушных судов. / С. Г. Косачевский, Д.В.
  40. , Н.В. Цысс // Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16 334 от 27.10.2010. Инв. номер ВНТИЦ№ 50 201 050 067 от 03.11.2010.
  41. , С.Г. Компьютерная обучающая система по дисциплине «Аэродинамика и динамика полета». / С. Г. Косачевский, Д. В. Айдаркин // Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 8672 от 04.07.2007. Инв. номер ВНТИЦ № 50 200 701 493 от 06.07.2007.
  42. , В.В. Калибрирование критериально-ориентированных локально-стандартизованных тестов / В. В. Кромер // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 8. — С. 41−45.
  43. , В.В. О многопараметрической оценке уровней подготовленности испытуемых и трудности заданий / В. В. Кромер // Педагогические измерения. — 2005. № 3. — С. 65−72.
  44. , B.B. О некоторых вопросах тестовых технологий / В. В. Кромер // Развитие системы тестирования в России: Тезисы докладов Второй Всероссийской конференции (Москва, 23−24 ноября 2000 г.). Ч. 4. — М.: Прометей, 2000. — С. 59−61,
  45. , Г. А. Разработка процедуры корректирующей поправки к «результатам письменного тестирования / Г. А. Крыжановский, В. В. Купин. // Научный вестник МГТУ ГА. М.: МГТУ ГА, 2010. — № 159. — С. 20−26.
  46. , Б.Г. Экспертная информация: Методы получения и анализа / Б. Г. Литвак. М.: Радио и связь, 1982.
  47. , Б.Ф. Справочник по инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Машиностроение, 1982.
  48. , Дж. Технологическое прогнозирование / Дж. Мартино. М.: Прогресс, 1977.
  49. , A.A. Инструментальные средства моделирования учебных мультимедиа комплексов / A.A. Меньшикова. // Автореферат кандидатской диссертации. Самара: СГАУ, 2004.
  50. , A.A. Математическое моделирование содержания и навигации в учебных мультимедиа комплексах. / A.A. Меньшикова. // Тез. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. «Образовательная среда: сегодня и завтра». -М.: ВВЦ, 2004.-С. 35.
  51. , А.Д. Рабочая нагрузка пилотов в «стеклянной кабине» /
  52. A.Д. Миронов // Проблемы безопасности полетов. 1999. — № 8. — С. 16−24.
  53. , Ю.М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. М.: Прометей, 2000.
  54. , В.Е. Специальные методы оценки техники пилотирования /
  55. B.Е. Овчаров. М.: Афес, 2000.
  56. , Д. Подготовка высококвалифицированных пилотов с помощьюновых методов обучения / Д. Одегард // Журнал ИКАО. 1994. — № 2. — С. 29−33.
  57. , О.Н. Принципы разработки стандартов профессионального образования и обучения в странах Западной Европы / О. Н. Олейникова // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 1. — С. 12−16.
  58. Ошибки пилота: человеческий фактор / пер. с англ. A.C. Щербакова. -М.: Транспорт, 1986.
  59. , А.Н. Методы обработки экспертной информации. / А. Н. Павлов, Б. В. Соколов. СПб.: ГУАП, 2005.
  60. , JI.A. Организация экспертизы и анализ экспертной информации / J1.A. Панкова, A.M. Петровский, М. В. Шнейдерман. М.: Наука, 1984.
  61. , В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство / В. Ю. Переверзев. -М.: Е-Медиа, 2005.
  62. , В.А. Обучающие системы в подготовке летчиков / В. А. Пономаренко, Д. В. Гандер. // Авиарынок. 1999. — № 3−4. — С.36.
  63. Правила аэронавигационного обслуживания. Подготовка персонала / Doc. 9868. Монреаль: ИКАО, 2006.
  64. Прогноз рынка воздушных перевозок. Режим доступа: http://www.boeing.ru/ViewContent.do?id=58 864&Year=2010. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 17.09.2011.
  65. Развитие парка воздушных судов итоги десятилетия и перспективы (Доклад генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА, доктора техн. наук, профессора Шапкина B.C.). — Режим доступа: http://www.gosniiga.ru/anr.html. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 10.03.2011.
  66. , В.Н. Вопросы безаварийной летной эксплуатации современных магистральных самолетов / В. Н. Рисухин, В. Г. Ципенко // Научный вестник МГТУГА. Сер. Аэромеханика, прочность и поддержание летной годности
  67. ВС. 2002. -№ 53. — С. 87−93.
  68. Руководство по обучению в области человеческого фактора / Doc. 9683-AN/950. Изд. 1-е. — Монреаль: ИКАО, 1998.
  69. Руководство по обучению. Комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации (Курс № 236 ИКАО): Doc. 7192-AN/857. Ч. В-5. -Изд. 1-е. — Монреаль: ИКАО, 1985.
  70. Руководство по обучению. Общие положения: Doc. 7192-AN/857. Ч. А-1. -Изд. 1-е. — Монреаль: ИКАО, 1975.
  71. Руководство по обучению. Сводная программа наземного обучения пилотов, членов летных экипажей, помимо пилотов, и других членов эксплуатационного персонала: Doc. 7192-AN/857. Ч. А-3. — Изд. 1-е. -Монреаль: ИКАО, 1975.
  72. , Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати. М: Радио и связь, 1993.
  73. , A.A. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. / A.A. Самарский, А. П. Михайлов. -М.: Физматлит, 2001.
  74. Совершенствование стандартов ИКАО // Новости ИКАО. 2001. — № 2 (19). — С. 7−11.
  75. , A.B. Математические модели содержания и процессовэлектронного обучения / A.B. Соловов. // Телекоммуникации и информатизация образования. -2006. № 4 (июль-август 2006). — С. 20−37.
  76. , A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. / A.B. Соловов. Самара: СГАУ, 1995. — 140 с.
  77. , A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. / A.B. Соловов. Самара: «Новая техника», 2006.
  78. , Н. В. Компетентностный подход: проблемы освоения / Н. В. Соснин // Высшее образование в России. 2007. — № 6. — С. 42−45.
  79. , А. А. Современные требования к процессам создания и эксплуатации компьютерных систем контроля знаний при сертификации летных экипажей / А. А. Терешкин, Н. С. Богуля, А. В. Рогожинский // Проблемы безопасности полетов. 1999. — № 7. — С. 11−41.
  80. Уте, Л.-Э. Разработка стандартов в профессиональном образовании и обучении описание, опыт, примеры. Т. 2. / Л.-Э. Уте, М. Куцман, Б. Хёне. -Турин: Европейский Фонд Образования, 1999.
  81. Н. Аспекты теории синтаксиса. / Н. Хомский. — М.: Наука, 1972.
  82. ЦНТУ «Динамика». Авиационные тренажеры. АОС Ил-96−300. Режимдоступа: http://www.dinamika-avia.ru/catalogue/cbt/. Заглавие с экрана. Дата доступа: 14.07.2008.
  83. ЦНТУ «Динамика». Разработка автоматизированных обучающих систем. Режим доступа: http://www.dinamika-avia.ru/product/classifier/cbt. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 19.08.2010.
  84. Человеческий фактор. Сборник материалов № 5. Эксплуатационные последствия автоматизации в оборудованных передовой техникой кабинах экипажа: циркуляр ИКАО 234-AN/142.
  85. , М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей / М. Б. Челышкова. М: МИСИС, 1995.
  86. , В. Г. Проблемы безопасности полетов на тяжелых самолетах (человеческий фактор) / В. Г. Шишкин. Иваново, 2000.
  87. А320: Flight Crew Training Manual. Training Support.
  88. Aeronautical Information Manual // Federal Aviation Regulations / C.F.Spence. McGraw-Hill. 2003.
  89. Aeroplane Bristol ground school. Pass Rates Get Better and Better. Режим доступа: http://www.bristolgroundschool.eu/groundschool/bgsnews.aspx. -Заглавие с экрана. Дата доступа: 15.01.2011.
  90. AGR-010. Web-Based Computer-Managed Instruction. Режим доступа: http://aicc.org/docs/AGRs/agr010vl.pdf. Заглавие с экрана. Дата доступа: 14.10.2011.
  91. AGR-011. СВТ Package Exchange Notification. Режим доступа: http://aicc.org/docs/AGRs/agr011vl.pdf. Заглавие с экрана. Дата доступа:1410.2011.
  92. AGR-012. Training Development Checklist. Version 1.5. 27 Feb 2008. -Режим доступа: http://aicc.org/docs/AGRs/agr012vl5.pdf. Заглавие с экрана. Дата доступа: 14.10.2011.
  93. Airbus-320: Flight Crew Training Manual.
  94. ATPL (A) Aeroplane Bristol ground school. Режим доступа: www.atponline.gs. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 25.12.2010.
  95. Baker, F. The Basics of Item Response Theory / F. Baker. College Park, MD.: ERIC Clearinghouse on Assessment and Evaluation, University of Maryland, 2001.
  96. Boeing 757 Flight Crew Training Manual: Doc. Num. FCT 757™. The Boeing Company, 1999. — Revision Number: 7. Revision Date: Oct. 31, 2007.
  97. Brandt, T. Basic Performance of Flight Crew. / T. Brandt. // 1С AO NGAP Symposium, 1−4 March 2010. Montreal, Canada. 2010. — Режим доступа: http://www.icao.int/NGAP/Presentations/Basic%20Competence.pdf. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 25.12.2010.
  98. CAE Simfinity. Suite of training devices. Режим доступа: http://www.cae.com/en/sim.products/cae.simfinity.asp. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 22.12.2010.
  99. Clark, D. R. Instructional System Design Design Phase. Aug 22, 2006.
  100. Режим доступа: www.nwlink.com/~donclark/hrd/sat3.html. Заглавие с экрана. Дата доступа: 22.12.2010.
  101. Counting on Change // Civil Aviation Training. 2003. — Issue 4−5. — P. 2832.
  102. Crocker, L. Introduction to classical and modern test theory / L. Crocker, J. Algina. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1986.
  103. Current Market Outlook 2010−2029. Boeing Commercial Airplanes. Market Analysis. Режим доступа: www.boeing.com/cmo. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 21.10.2011.
  104. DACUM & SCID Training Information. The Center on Education and Training for Employment. The Ohio State University. Режим доступа: http://www.dacumohiostate.com/. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 25.10.2011.
  105. Desktop dilemma // Civil Aviation Training. 2000. — Issue 7. — P. 18−20.
  106. Document NO. CMI001. CMI Guidelines for Interoperability AICC. Revision 4.0 release 16-Aug-2004. AICC CMI Subcommittee. Режим доступа: http://www.aicc.org/docs/tech/cmi001v4.pdf. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 27.11.2010.
  107. Doignon, J.-P. Knowledge Spaces / J.-P. Doignon, J.-C. Falmagne. Berlin: Springer-Verlag, 1999.
  108. Doignon, J.-P. Spaces for the assessment of knowledge / J.-P. Doignon, J.-C. Falmagne // International Journal of Man-Machine Studies. 1985. — № 23. — P. 175−196.
  109. Durand, T. Bringing Technology and Innovation into the Boardroom / T. Durand. // Strategy, Innovation, and Competences for Business Value. By European Institute for Technology and Innovation. London: Palgrave Macmillan. 2005.
  110. Durand, T. Strategizing innovation: competence analysis in assessing strategic change. / T. Durand. In A. Heene & R. Sanchez (eds) Competence-Based Strategic Management. Chichester: Wiley. 1997.
  111. Eppstein, D. Media Theory: Interdisciplinary Applied Mathematics / D. Eppstein, J.-C. Falmagne, S. Ovchinnikov. Berlin: Springer-Verlag, 2008.
  112. European Aviation Safety Agency. Technical training E-examination. -Режим доступа: http://easa.europa.eu/agency-measures/certification-specifications.php. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 22.12.2010.
  113. Federal Aviation Administration. Airmen Knowledge Test Statistics. Режим доступа: http://www.faa.gov/dataresearch/aviationdatastatistics/ teststatistics/2010Annual Chart.pdf. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 30.01.2012.
  114. Federal Aviation Administration. Airmen Knowledge Test Statistics. -Режим доступа: http://www.faa.gov/dataresearch/aviationdatastatistics/test statistics/2010Airmen Knowledge Tests.pdf. Заглавие с экрана. Дата доступа: 30.01.2012.
  115. Federal Aviation Administration. Airmen Testing. Режим доступа: http://www.faa.gov/trainingtesting/testing/airmen/. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 15.01.2012.
  116. Flight Training at Embry-Riddle Aeronautical University. Режим доступа: http://www.erau.edu/db/flightdb/index.html. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 21.09.2011.
  117. FlightSafety Academy. Режим доступа: http://www.flightsafetyacademy.com/. Заглавие с экрана. Дата доступа: 19.01.2011.
  118. G1000 PC Trainer for Diamond DA42L, Ver 8.20. Режим доступа: https://buy.garmin.com/shop/shop.do?pID=:35 970. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 18.04.2011.
  119. General Aviation Training. Pilot Training. Режим доступа: http ://www.j eppesen.com/personal-solutions/aviation/ aviation-training.j sp. -Заглавие с экрана. Дата доступа: 15.07.2010.
  120. Goodman, L. A. Measures of association for cross classification / L. A. Goodman, W. H. Kruskal // Journal of the American Statistical Association. -1972.-№ 67.-P. 415−421.
  121. Gulliksen, H. Theory of mental tests / H. Gulliksen. New York: Wiley, 1950.
  122. Hambleton, R. K. Fundamentals of item response theory / R. K. Hambleton, H. Swaminathan, H. J. Rogers Newbury Park, С A: Sage Publications, 1991.
  123. Hambleton, R. K. Item response theory: Principles and applications / R. K. Hambleton, H. Swaminathan. Norwell, MA: Kluwer Academic Publishers, 1985.
  124. Hodell, C. Basics of Instructional Systems Development. / C. Hodell. Alexandria, VA: ASTD Press, 2004.
  125. Hooker G. Paradoxical Results in Multidimensional Item Response Theory 7 G. Hooker, M. Finkelman, A. Schwartzman. // Psychometrika. 2009. — № 74. -P. 419−442.
  126. Hutmacher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC). Secondary Education for Europe. — Strasburg, 1997.
  127. IMS Content Packaging vl.1.4 final specification. Режим доступа: http://imsproject.org/content/packaging. — Заглавие с экрана. Дата доступа:1507.2010.
  128. IMS Question and Test Interoperability. Version 1.2.1. Режим доступа: http://www.imsgl0bal.0rg/questi0n/index.html#versi0nl.2.l. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 17.07.2010.
  129. IMS Shareable State Persistence SCORM® Application Profile. Режим доступа: http://www.imsglobal.org/ssp/sspvlpO/imssspprflvlpO.html. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 17.07.2010.
  130. Instructional Management Systems Global Learning Consortium (IMS/GLC). Режим доступа: http://www.imsglobal.org. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 17.07.2010.
  131. Introduction to DIS (DACUM Information System). Режим доступа: http://www.dacum.net/index.php. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 03.02.2011.
  132. It’s simulation. But not as you know it // Civil Aviation Training. 2001. -Issue 3.-P. 34−39.
  133. Jeppesen ATPL Training test preparation software. Режим доступа: www.jeppesen.com/personal-solutions/aviation/jaa-atpl-training.jsp. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 11.07.2010.
  134. Johnson, J. Skills Based Curriculum Development. Режим доступа: http://igett.delmar.edu/08/Cohortl/DACUMs/DACUMJohnsonJohn17June08. pdf. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 04.02.2011.
  135. Knol, D.L. Empirical Comparison Between Factor Analysis and Multidimensional Item Response Models. / D.L. Knol, M.P. Berger. // Multivariate Behavioral Research. 1991. — № 26. — P. 457−477.
  136. Linn, K.L. Educational Measurement (3rd ed.) / K.L. Linn. N.Y.: Macmil-lan, 1989.
  137. Lord, F.M. Statistical Theories of Mental Test Scores / F.M. Lord, M. No-vick. Mass.: Addison-Wesley Publ. Co. Reading, 1968.
  138. Lukas, J. Knowledge assessment based on skill assignment and psychologicaltask analysis. / J. Lukas, D. Albert // The Cognitive Psychology of Knowledge. Amsterdam: North-Holland. 1993. — P. 139−160.
  139. Norton, R.E. DACUM Handbook / R.E. Norton. Columbus: Ohio State University Press, 1997.
  140. Prometric. Exam Bank Development. Building Security into Examinations. -Режим доступа: http://www.prometric.com/reference/SD02.htm. Заглавие с экрана. Дата доступа: 25.04.2011.
  141. Reckase, M.D. The Past and Future of Multidimensional Item Response Theory / M.D. Reckase. // Applied Psychological Measurement. 1997. — № 21. -P. 25−36.
  142. Risukhin, V. Controlling Pilot Error. Automation. / V. Risukhin. McGrow-Hill, 2001.
  143. Rosenkrans, W. Flight Path Management / W. Rosenkrans // AeroSafety World. November 2010. — Vol. 5, Issue 10. — P. 40−45.
  144. SCORM 2004 4th Edition Version 1.1 Documentation. Режим доступа: http://www.adlnet.gov/Technologies/scorm/SCORMSDocuments/2004%204th%2 0 Edition/Documentation.aspx. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 15.10.2011.
  145. Spectrum Pilot Training Program. Режим доступа: http://www.india-aviationcareer.com/. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 12.12.2010.
  146. Spray, J.A. Comparison of Two Logistic Multidimensional Item Response Theory Models / J.A. Spray, Davey T.C., Reckase M.D., Ackerman T.A., Carlson J.E. // ACT Research Report Series. 1990. — 90−8.
  147. Suen, H.K. Classical versus Generalizability theory of measurement / H.K. Suen, P.W. Lei. // Педагогические измерения. 2007. — № 4. — С. 3−20.
  148. The DACUM Connection. The Center on Education and Training for Employment at the Ohio State University. Режим доступа: http://www.dacumohiostate.com/dacumbr.pdf. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 21.09.2011.
  149. The Delphi Method. Techniques and Applications / Ed. by H.A. Linstone and M. Turoff. Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Company, 1975.
  150. The Internet is Finally Paying Off // Civil Aviation Training 2003. — Issue 3.-P. 31−34.
  151. The latest in the industry. // Civil Aviation Training. 2000. — Issue 2. — P. 50−54.
  152. The University of North Dakota. John D. Odegard school of Aerospace Sciences. Aviation Masters of Science. Режим доступа: http://masters.avit.und.edu/. — Заглавие с экрана. Дата доступа: 12.03.2011.
  153. Tracey, W.R. Designing Training and Development Systems. 3rd edition. / W.R. Tracey. New York: American Management Association, 1992. ISD4.
  154. Voss, W.R. Beyond Technical / W.R. Voss. // AeroSafety World. -2007. December. P. 16−21.
  155. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R.W. White. // Psychological review. 1959. — № 66. — P. 21−25.
  156. Wright, B.D. How to set standards / B.D. Wright // Rasch Measurement Transactions. 2000. — Volume 14:1. — P. 740.
  157. Wright, B.D. Measurement Essentials / B.D. Wright, M.H. Stone. Wilmington, Delaware: WIDE RANGE, INC., 1999.
  158. Wright, B.D. Rating scale analysis. / B.D. Wright, G.N. Masters. Chicago: MESA Press, 1982.
Заполнить форму текущей работой