Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дополнен понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности определениями сущности и специфики процесса формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организацийвыявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование ценностных ориентаций подростков в социально-культурной деятельности общественных организаций как научно-педагогическая проблема
    • 1. 1. Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций
    • 1. 2. Сущность и специфика формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей средствами социально-культурной деятельности
    • 1. 3. Модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций
  • Выводы к главе I
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций ^

2.1 Анализ социально-культурной деятельности региональных общественных организаций по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций 105

Выводы к главе II 132

Заключение 137

Литература 148

Приложения

Формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-культурная ситуация, сложившаяся на современном этапе, повлекла за собой ряд негативных тенденций, коснувшихся различных сфер жизнедеятельности людей.

Эти тенденции явились следствием экономических, политических и социальных реформ, которые, требуют специального изучения.

Анализ современных педагогических исследований указывает на уход от традиционных ценностей, снижение роли культуры и искусства.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность его культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных перемен, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются разрушенными, исчезают традиционные нормы, а в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Современные условия социально-экономической нестабильности общества характеризуются увеличением количества неполных семей, неотлаженностью механизма организации государством конкретной помощи таким семьям.

Оказание помощи просто необходимо, так как такие семьи не способны обеспечить реализацию семейных функций и формирование ценностных ориентаций, необходимых подростку для дальнейшей социализации в обществе.

Воспитательные институты современной России не в полной мере справляются с задачей социализации детей и молодежи, что приводит к задержке личностного развития подрастающего поколения и нарушению процесса формирования ценностных ориентаций, не давая возможности занять соответствующую социальную позицию.

Негативные последствия сказываются в первую очередь на подростках в силу специфических особенностей возраста.

В выступлении Президента Российской Федерации на расширенном заседании государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» было подчеркнуто, что политика государства в настоящее время и в перспективе будет направлена на развитие человека во всех его проявлениях, и особенно на удовлетворение его экономических, культурных и образовательных потребностей.

На государственном уровне принята и реализуется Федеральная целевая программа «Культура России (2006;2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 года № 740.

Но, несмотря на активизацию внимания к проблемам воспитания подростков, проблема формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей остается мало разработанной.

Общественные организации современной России, являясь важнейшими институтами гражданского общества, оказывают существенную помощь в решении выше указанных проблем, способствуют созданию у подростка чувства психологической гармонии, позитивного внутреннего состояния, освобождения от комплексов, одиночества, эмоциональной неудовлетворенности.

Несомненно, формирование ценностных ориентаций на этапе первичной социализации может быть осуществлено через один из базовых институтов социума — общественную организацию, так как включение подростка в социально-культурную деятельность общественных организаций компенсирует ряд семейных функций и способствует формированию ценностных ориентаций в условиях неполной семьи, что позволит ему впоследствии выстроить позитивную жизненную стратегию.

Именно поэтому становится понятной актуальность использования возможностей социально-культурной деятельности общественных организаций, как одного из решений проблемы формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей.

Степень научной разработанности проблемы.

Профессиональный интерес ученых к проблеме формирования ценностных ориентаций подтверждается научными работами, посвященными этому вопросу.

Анализ общетеоретического уровня концепта «ценность» восходит к глубокой древности. Ценностные понятия существовали в античном мире и исследовались древнегреческими философами Демокритом, Эпикуром, Лукрецием.

Французские материалисты XVIII века и английские утилитаристы поддерживали натуралистические традиции названных философов. Поиском ценностных категорий занимались религиозные философы XI—XIV вв.еков, ученые эпохи Возрождения и Просвещения.

У истоков философской теории ценностей стояли К. Белль, В. Виндельбанд, Э. Гуссерль, И. Кант, Р. Г. Лотце, Ф. Ницше, Г. Риккёрт, А. Риль, Ж.-П. Сартр, М. Шиллер и другие мыслители. *.

Большой вклад в теорию ценностей внесли русские мыслители второй половины XIX—XX вв.еков: П. И. Новгородцев, Л. И. Петражницкий, П. А. Сорокин, Б. Н. Чичерин и другие.

Проблема формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения рассматривается в трудах В. Г. Алексеева, В. Г. Бондаревской, Б. С. Ершовой, А. Г. Здравомыслова, М. Г. Казакиной, Н. С. Квасовой, H.A. Кириловой, C.B. Кульневича, Т. Н. Мальковской, М. А. Новиковой, Ю. И. Смольцева, Л. В. Сурковой, А. Н. Четверткова и др.

Роль семьи в формировании ценностных ориентаций подростков рассматривалась в трудах Б. К. Алешина, И. В. Гребенникова, Л. Ц. Иорданова, C.B. Ковалёва, Н. В. Кузнецова, Т. А. Куликова, М. Н. Рахманова, Т. Х. Талибаева, B.C. Торохтий, Т. А. Шеляг, Л.И. ГЦербич и др.

Отдельные аспекты формирования ценностных ориентаций средствами социально-культурной деятельности в организации воспитательного процесса раскрыты в работах М. А. Ариарского, П. Р. Атулова, Е. В. Великановой, А. Ф. Воловика, Е. И. Григорьевой, И. Н. Ерошенкова, А. Д. Жаркова, Т. Г. Кисилевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Ф. Максютина, Б. Г. Мосалева, В. Е. Новаторова, Г. Н. Новиковой, П. И. Пидкасиотого, В. М. Питюкова, H. J1. Селивановой, Ю. А. Стрельцова, В. М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др.

Проблемы функционирования общественных организаций освещаются в работах О. А. Алексеевой, Н. Ю. Беляевой, Ф. М. Бородкина, И. Городецкой, O.E. Жуваевой, А. Загорского, Е. В. Зайцевой, Е. А. Здравомысловой, В. В. Кравченко, М. Лукаса, Т. Д. Матвеевой, Ю. М. Резника.

Однако, несмотря на имеющиеся работы и научный опыт, связанный с процессом социально-культурной деятельности в общественных организациях, проблема формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей остается недостаточно изученной и требует дальнейших исследований, что и определило тему диссертационной работы.

С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:

— актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности ценностных ориентаций подростков из неполных семей и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и средствам решения этой проблемы;

— потенциальными воспитательными возможностями общественных организаций и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей средствами социально-культурной деятельности общественных организаций;

— потребностью в выявлении инновационных форм формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей и стремлением практиков придерживаться традиционных педагогических схем и подходов, в которых уделяется мало внимания такому важному фактору воздействия как включенность подростков в социально-культурную деятельность общественных организаций.

Эти противоречия позволяют обозначить основную проблему данного диссертационного исследования — теоретическое и практическое обоснование включения форм, средств и методов социально-культурной деятельности общественных организаций в целостную систему формирования ценностных ориентаций.

Объект исследования — формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей.

Предмет исследования — социально-культурная деятельность общественных организаций как средство формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей.

Цель исследования: формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Данная цель обусловливает постановку задач исследования:

1. Выявить сущность формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей как педагогическую проблему.

2. Определить специфику формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

3. Разработать и апробировать педагогическую модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

4. Выявить совокупность организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

5. Разработать. и апробировать авторскую педагогическую программу по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что социально-культурная деятельность общественных организаций будет являться эффективным средством формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей если:

•определена сущность и специфика формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций;

•разработана модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций;

•учтены такие организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций как:

— добровольное вхождение семьи в деятельность общественных организаций;

— участие подростков в реализации различных социально-культурных программ организаций;

— создание особого коммуникативного пространства в социально-культурной деятельности общественных организаций для усвоения навыков семейного общения;

— учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в условиях воспитательной среды общественных организацийметодическое обеспечение педагогической программы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций;

•разработана и реализована авторская программа по формированию ценностных ориентации: подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Теоретико-методологической основой диссертации стали труды известных философов, культурологов, педагогов, теоретиков социально-культурной деятельности.

Методологическую базу исследования составляют работы Ш. А. Амонашвили, H.A. Бердяева, JI.C. Выготского, Д. С. Лихачева.

Для нас важно учение о ценностях Р. Г. Лотцео цели как источнике ценностей А. Риляо номинировании ценностей как идеала К. Белля, Б. Чичеринаранжирование ценностей М. Рокича, концепция семьи А. Антонова и В. Медковаклассификация и функции семьи В. Торохтия и его взгляды о взаимосвязи семейных функций, ценностных ориентации и первичной социализации.

Теоретической основой исследования являются концепции использования форм, средств, методов и технологий социально-культурной деятельности в воспитательной работе учреждений культуры и образования М. А. Ариарского, Т. Г. Бортниковой, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Е. В. Литовкина, В. Е. Новаторова, Г. Н. Новиковой, H.H. Ярошенко и др.- моделирования воспитательных процессов Л. В. Байбородовой, A.B. Золотарева, И. П. Иванова, Б. Т. Лихачева, М. И. Рожкова, E.H. Степанова и др.

Большую ценность имеют научные исследования в области формирования ценностных ориентаций школьников В. Г. Бондаревской, М. Г. Казакиной, Т. Н. Мальковской, A.B. Мудрика, Д. И. Фельдштейна и др.

Особую группу теоретических источников составляют работы по организации деятельности общественных организаций O.A. Алексеевой, Н. Ю. Беляевой, Ф. М. Бородкина, И. Городецкой, O.E. Жуваевой, А.

Загорского, Е. В. Зайцевой, Е. А. Здравомысловой, C.B. Тетерского, В. В. Кравченко, М. Лукаса, Т. Д. Матвеевой, Ю. М. Резника.

Методы исследования: анализ философской и педагогической литературы по проблеме исследованиясравнительный анализ теоретической и практической деятельности общественных организаций по формированию ценностных ориентацийанкетирование, тестированиенаблюдениеконстатирующий, формирующий эксперименты, статистическая обработка данных.

Базой исследования явились: Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Тамбова, Муниципальное образовательное учреждение «Центр внешкольной работы» г. Тамбова, Тамбовское областное государственное социальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Тамбова, Тамбовское и Московское отделения межрегиональной общественной организации содействия программе воспитания подрастающего поколения «Большие братья/Большие сестры». В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 480 человек (120 подростков, 91 родитель, а также специалисты и волонтеры в различных аспектах воспитательной деятельности с подростками). 1.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение 20 052 009 гг. и проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005;2006 гг.) — изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и рабочая гипотеза исследования, определены общественные организации, на базе которых будет осуществлена опытно-экспериментальная работа, проанализированы формы, средства и методы социально-культурной деятельности, необходимые для введения в работу общественных организаций. На этом этапе были выявлены сущность и специфика формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организацийбыла разработана модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

На втором этапе (2006;2007 гг.) проводился системный анализ возможностей социально-культурной деятельности общественных организаций, а также были выявлены общие и специфические организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций. На этом этапе была составлена программа констатирующего и формирующего экспериментов, определены методы и сроки опытно-экспериментальной работы.

С помощью методов анкетирования, тестирования и наблюдения выявлялись ценностные ориентации подростков, ценностные предпочтения, уровень общительности, уровень уверенности в себепроведено анкетирование родителей с целью выявления проблем неполной семьи и ценностных ориентаций, проанализированы результаты констатирующего эксперимента и разработана программа по формированию ценностных ориентаций подростков.

На третьем этапе (2008;2009 гг.) была апробирована авторская программа «Древо жизни» по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей. На данном этапе были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задачанализировались, систематизировались и обобщались данные экспериментаформулировались итоговые выводы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• раскрыта сущность формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей как творческий педагогически-опосредованный процесс освоения, воспроизводства и производства ценностей;

• определена специфика формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей средствами социально-культурной деятельности общественных организаций, которая определяется созданием особого коммуникативного пространства, компенсирующего дефицит взаимодействия подростков с родителями и создающего условия для усвоения подростками навыков семейного общения;

• разработана модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей с применением форм, средств, методов, функций и принципов социально-культурной деятельности, с учетом потребностей подростков в самоактуализации, оптимальной коммуникации, необходимости освоения духовно-нравственных ценностей, что становится возможным благодаря наличию ее основополагающих компонентов, обеспечивающих возможность целенаправленного влияния на ценностную сферу подростков;

• выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций. К ним относятся:

— добровольное вхождение семьи в деятельность общественных организаций;

— участие подростков в реализации различных социально-культурных программ организацийформирование особого коммуникативного пространства в социально-культурной деятельности общественных организаций для компенсации дефицита взаимодействия подростков с родителями и усвоения навыков семейного общения;

— учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в условиях воспитательной среды общественных организацийметодическое обеспечение педагогической программы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций;

• разработана и реализована авторская программа «Древо жизни», направленная на формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в условиях социально-культурной деятельности общественных организаций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в результате исследования выводы расширяют теоретическую базу социально-культурной деятельности и способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Это определяется тем, что:

• проведен анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в отечественной и зарубежной практике;

• дополнен понятийный аппарат теории социально-культурной деятельности определениями сущности и специфики процесса формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организацийвыявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций, которые обеспечивают создание коммуникативного пространства, компенсирующего дефицит взаимодействия подростка с родителями и создающего условия для формирования ценностных ориентаций и стимулирования социально-культурной активностиразработана й апробирована модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей, построенная с учетом форм, средств, методов и принципов социально-культурной деятельности. Данная модель позволяет учитывать потребность подростков в самоактуализации, оптимальной коммуникации, необходимости освоения духовно-нравственных ценностей, что объясняется наличием ее основополагающих компонентов, обеспечивающих возможность целенаправленного опосредованного влияния на ценностную сферу подростков;

Практическая значимость заключается в следующем: авторская программа «Древо жизни» позволяет целенаправленно и педагогически опосредованно влиять на ценностно-мотивационную сферу подростков через активное включение их в социально-культурную деятельность общественных организаций;

• отдельные модули программы «Древо жизни» могут использоваться в работе и других воспитательных учреждений (клубах по месту жительства, учреждениях дополнительного образования) — основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для организации и совершенствования воспитательной работы с подростками из неполных семейматериалы исследования и разработанная программа могут также применяться в деятельности общественных организаций, в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы, в работе различных учреждений образования.

Достоверность и обоснованность. Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены их' согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знанияанализом педагогической практикиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследованиянепротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах формирующего экспериментажизнеспособностью и эффективностью разработанной модели и программы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогически опосредованных воздействий на сознание и поведение подростков через включение их в социально-культурную деятельность общественных организаций, в процессе которой формируется ценностная сфера личности.

2. Специфика формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в деятельности общественных организаций определяется содержанием социально-культурной деятельностииспользованием специфических способов, обеспечивающих формирование системы ценностей и развитие коммуникативных навыков в общественном и семейном поведении путем использования средств, форм, методов и технологий социально-культурной деятельности.

3. Процесс формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в деятельности общественных организаций определяют следующие организационно-педагогические условия: добровольное вхождение семьи в деятельность общественных организацийучастие подростков в реализации различных социально-культурных программ организацийформирование специфического коммуникативного пространства для усвоения навыков семейного общенияучет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в условиях воспитательной среды общественных организацийметодическое обеспечение педагогической программы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций;

4. Модель формирования ценностных ориентаций подростков представляет собой теоретическое обеспечение педагогически опосредованного регулируемого влияния, которое определяется совокупностью факторов, условий, принципов, форм, методов, средств социально-культурной деятельности, выступающих как ее основополагающие компоненты;

5. Авторская программа «Древо жизни» направлена на формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей путем создания особого коммуникативного пространства по активизации социокультурной преемственности в сфере семейно-бытовых отношений, на развитие определенных черт и свойств личности подростка, на социализацию в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение всей опытно-экспериментальной работы.

Разработанная авторская программа и модель используются в работе с подростками в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Тамбова, Муниципальном образовательном учреждении «Центр внешкольной работы» г. Тамбова, Тамбовском областном государственном социальном учреждении «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Тамбова, Тамбовском и Московском отделениях межрегиональной общественной организации содействия программе воспитания подрастающего поколения «Большие братья/Большие сестры».

Предложенные диагностические методики и формы социально-культурной работы для формирования ценностных ориентаций подростков используются в педагогической деятельности студентов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались перед научной и педагогической общественностью на международных, всероссийских, региональных, городских конференциях, семинарах, проводимых в гг. Москве, Тамбове с 2005 по 2009 гг.

Результаты диссертационного исследования отражены в 8 научных статьях, в том числе в двух статьях, опубликованных в реферируемых журналах ВАК РФ.

Структура работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II.

В ходе опытно-экспериментальной работы по разработке и апробации педагогической модели формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Проведенный анализ показал, что общественная организация имеет ряд благоприятных показателей для проведения экспериментальной работы. Деятельность общественной организации с подростками из неполных семей строится с учетом следующих позиций:

1) компенсации дефицита взаимодействия подростка с родителями, один из которых фактически отсутствует;

2) воспитательной социально-культурной деятельности по формированию ценностных ориентаций;

3) коррекционно-воспитательной работы.

Для введения подростка из неполной семьи в деятельность организации «БББС» соблюдает ряд социально-культурных, психолого-педагогических условий, эти условия подразделяются на условия взаимодействия с семьей и условия взаимодействия с подростком.

К условиям взаимодействия с семьей относятся: добровольное вхождение семьи в деятельность общественной организацииучастие в реализации постоянных культуротворческих программ организацииучастие в сотрудничестве с другими общественными организациями и партнерами в социально-культурной деятельностиучастие в формировании социально-культурного пространства для усвоения семейно-ценностных навыковсоблюдение скоординированной деятельности организации и семьи как первичной социальной группы на уровне соответствия семейных и общественных ценностей, предлагаемых подростку.

Условиями вхождения подростка в общественную организацию «БББС» являются: согласие семьисогласие самого подросткаознакомление с целеполагающими задачами деятельностиправо подростка вовлечь в деятельность организации друзейправо инициирования работыправо подростка выйти из организации.

Деятельность общественной организации «БББС» опирается на научно-обоснованную методологию, обусловленную взаимодействием с образовательными и научными вузовскими программами. В работе с подростком общественная организация «БББС» использует все возможные средства, живое слово и фольклорные тексты, средства художественного воздействия (музыка, театр, художественная литература, живопись и др.), художественную самодеятельность, телевидение и видео, наглядные средства (наблюдение, изготовление, собирание предметов). Решая вопрос об использовании разнообразных форм социально-культурной деятельности, организация руководствуется принципом сбалансированности форм и их возможного взаимного варьирования на уровнях семья — общественная организация — общество.

На основе изучения опыта работы общественных организаций нами были выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия по формированию ценностных ориентации подростков из неполных семей в прогрессе социально-культурной деятельности общественной организации, которые определяются как:

— добровольное вхождение семьи в деятельность общественных организаций;

— участие подростков в реализации различных социально-культурных программ организацийформирование особого коммуникативного пространства в социально-культурной деятельности общественных организаций для компенсации дефицита взаимодействия подростков с родителями и усвоения навыков семейного общения;

— учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в условиях воспитательной среды общественных организацийметодическое обеспечение педагогической программы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций;

В рамках констатирующего эксперимента были подобраны методики, направленные на изучение уровня сформированности ценностных ориентаций подростков из неполных семей, а также определены критерии и уровни их социально-культурной активности. Для этого использовались: методика В. Ф. Ряховского «Общий уровень общительности», тест Е. И. Рогова на определение уверенности в себе, ранжирование ценностей М. Рокича.

На формирующем этапе эксперимента разрабатывалась и внедрялась в практику работы общественной организации модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей на основе использования разнообразных форм, методов и средств социально-культурной деятельности, разрабатывалось научно-методическое сопровождение, осуществлялась интеграция учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями, проводилась работа по повышению профессиональной компетентности педагогических работников и т. д.

Была внедрена разработанная автором экспериментальная программа «Древо жизни», целью которой является социально-культурное просвещение подростков, развитие мировоззрения, духовно-нравственных и этических качеств личности через создание комплексного социально-культурного пространства в работе общественной организации «БББС» и трансмиссии деятельностного алгоритма в неполную семью.

Предложенная программа представляла собой комплексную, взаимосвязанную и взаимодействующую, последовательно организованную, целостную систему с ценностно-ориентированными мероприятиями, использующими средства, формы, методы социально-культурной деятельности в соответствии со своими целями и задачами.

Для организации эффективной педагогической и социально-культурной деятельности в рамках программы была осуществлена методологическая и методическая подготовка субъектов воспитательного процесса — волонтеров и родителей.

Специально для волонтеров были подготовлены и проведены обучающие тренинги и деловые игры: «Расскажи мне о себе», упражнение «Ты мне нравишься», деловая игра «Портрет идеального добровольца», деловая игра «Планирование добровольческой программы». Волонтеры моделировали педагогическое пространство, программировали социально-культурную деятельность, разрабатывали сценарии различных мероприятий, обменивались опытом работы.

На заключительном контрольном этапе опытно-экспериментальной работы по внедрению и апробации модели формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в процессе социально-культурной деятельности общественной организации проводилось повторное психолого-педагогическое исследование. Оценка эффективности модели осуществлялась исходя из гипотезы, что внедрение программы «Древо жизни», представляющей собой педагогическую, комплексную, открытую, маневренную социально-культурную систему ценностно-ориентированных мероприятий, будет способствовать формированию ценностно-мотивационной сферы подростков из неполных семей, повысит уровень показателей их ценностных ориентаций, активизирует творческую самореализацию подростков и оздоровит нравственно-психологический климат в семье.

Сравнительные показатели констатирующего и контрольного эксперимента наглядно свидетельствуют о положительной динамике и влиянии педагогического моделирования формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей.

Таким образом, разработанная и апробированная нами в общественной организации «БББС» программа «Древо жизни» способствовала целенаправленному формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей, содействовала раскрытию их способностей, укрепила их уверенность в себе, расширила их потребности.

В ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели и задачи, отражающие содержание процесса формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в условиях деятельности общественных организаций. Анализ результатов эксперимента свидетельствует о возможностях широкого использования средств, форм и методов социально-культурной деятельности в работе общественных организаций, что свидетельствует об эффективности разработанной нами модели и апробированной на ее основе авторской программы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Заключение

.

Проведенное нами диссертационное исследование было направлено на разработку новых подходов формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций и выявление организационно-педагогических условий эффективной организации профилактической работы.

Актуальность и значение исследования развернуто представлены во введении, в котором обоснован выбор основной проблемы, показана степень ее разработки, определен объект, предмет, цель и задачи.

Профессиональный интерес ученых к проблеме формирования ценностных ориентаций подтверждается научными работами, посвященными этому вопросу.

Анализ общетеоретического уровня концепта «ценность» восходит к глубокой древности. Ценностные понятия существовали в античном мире и исследовались древнегреческими философами Демокритом, Эпикуром, Лукрецием. Французские материалисты XVIII века и английские утилитаристы поддерживали натуралистические традиции названных философов. Поиском ценностных категорий занимались религиозные философы XI—XIV вв.еков, ученые эпохи Возрождения и Просвещения.

У истоков философской теории ценностей стояли К. Белль, В. Виндельбанд, Э. Гуссерль, И. Кант, Р. Г. Лотце, Ф. Ницше, Г. Риккёрт, А. Риль, Ж.-П. Сартр, М. Шиллер и другие мыслители. Большой вклад в теорию ценностей внесли русские мыслители второй половины XIX—XX вв.еков: П. И. Новгородцев, Л. И. Петражницкий, П. А. Сорокин, Б. Н. Чичерин и другие.

Проблема формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения рассматривается в трудах В. Г. Алексеева, В. Г. Бондаревской, Б. С. Ершовой, А. Г. Здравомыслова, М. Г. Казакиной, Н. С. Квасовой, H.A. Кириловой, C.B. Кульневича, Т. Н. Мальковской, М. А. Новиковой, Ю. И. Смольцева, Л. В. Сурковой, А. Н. Четверткова и др.

Особенности воспитания в семье и ее роль в формировании ценностных ориентаций подростков рассматривалась в трудах Б. К. Алешина, O.A. И. В. Гребенникова, Л. Ц. Иорданова, C.B. Ковалёва, Н. В. Кузнецова, Т. А. Куликова, М. Н. Рахманова, Т. Х. Талибаева, B.C. Торохтий, Т. А. Шеляг, Л. И. Щербич и др.

Отдельные аспекты формирования ценностных ориентаций средствами социально-культурной деятельности в организации воспитательного процесса раскрыты в работах М. А. Ариарского, П. Р. Атулова, Е. В. Великановой, А. Ф. Воловика, Е. И. Григорьевой, И. Н. Ерошенкова, А. Д. Жаркова, Т. Г. Кисилевой, Ю. Д. Красильникова, Н. Ф. Максютина, Б. Г. Мосалева, В. Е. Новаторова, Г. Н. Новиковой, П. И. Пидкасистого, В. М. Питюкова, Н. Л. Селивановой, Ю. А. Стрельцова, В. М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др.

Проблемы функционирования общественных организаций освещаются в работах О. Алексеевой, Н. Ю. Беляевой, Ф. М. Бородкина, И. Городецкой, O.E. Жуваевой, А. Загорского, Е. В. Зайцевой, Е. А. Здравомысловой, В. В. Кравченко, М. Лукаса, Т. Д. Матвеевой, Ю. М. Резника.

Последовательно раскрывая идеи формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей, мы на основе изучения источников по философии, социологии, культурологи, психологии и педагогике, сделали ряд обобщающих и уточняющих выводов.

Понятие «ценность» исходя из социально-культурного развития общества рассматривается как ценностные субъект-объектные отношения, в качестве объектов которого выступают материальные предметы и их свойства, способные удовлетворять потребности и интересы общественных и индивидуальных субъектов, а также идеальные образования (идеи, цели, принципы, нормы, идеалы, чувства, качества и тому подобное), являющиеся направляющими в будущее, в сферу должного и нормативно регулирующими основаниями сознания и поведения человека.

Система ценностных ориентации, являясь психологической характеристикой личности подростка, выражает его содержательное отношение к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

В формировании ценностных ориентаций участвуют не только образовательные структуры, но все субъекты социальной инфраструктуры современной России. Среди них главная роль отводится семье — субъекту первичной социализации.

Семья является одним из ведущих социальных институтов, она органично вовлечена в социально-культурную деятельность общества. Основной механизм трансмиссии имеющегося социально-культурного опыта и социального прогресса исторически осуществлялся, прежде всего, через семью. Современная семья представляет собой результат длительного исторического развития государства и разноплановых социальных отношений.

По определению современных российских социологов А. Антонова и В. Медкова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Проанализировав основные подходы к рассмотрению функций семьи, мы пришли к выводу, что исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная.

Функция продолжения рода (репродуктивная) — это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи.

Рекреативная функция имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Воспитательная функция — важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения.

Мы рассматриваем семью как базовую структуру для осуществления первичной социализации. В основе социализации лежит одна из важных проблем формирования ролевого поведения, которая определяется в значительной мере качеством ролевого поведения близких людей — матери, отца.

Основным направлением государственной поддержки семьи является предоставление образовательных, воспитательных и социальных услуг в социальных учреждениях. Однако государственные социальные службы не ведут комплексную системную педагогическую и социально-культурную деятельность в неполной семье. Такую деятельность осуществляют общественные объединения и центры, комитеты по делам детей и молодежи, соответствующие вузовские кафедры, конфессиональные объединения, учреждения социально-культурной деятельности.

Рассматривая социально-культурную деятельность как мощное средством воздействия на личность подростка, его мировоззрение, мы пришли к выводу, что она содействует коррекции уже сформированных установок, мотивов, в конечном итоге, формированию системы ценностей как ведущего идеологического фактора стратегического жизнеобеспечения. Социально-культурная деятельность в общественном объединении под патронажем наставника во многом органически совпадает с многими видами деятельности внутри семьи и семейной общины под руководством родителей и родственников.

Социально-культурная деятельность в данном процессе выполняет следующие функции: информационно-просветительскую, социально-культурной преемственности, коммуникативную, культуротворческую, рекреативно-оздоровительную, самореализационную, компенсаторную.

В ходе исследования выявлена специфика формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в условиях деятельности общественных объединений, которая определяется созданием особого коммуникативного пространства, компенсирующего дефицит взаимодействия подростков с родителями и создающего условия для усвоения подростками навыков семейного общения;

К специфическим приемам формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей отнесем социальный и социально-культурный патронаж.

Учреждения социально-культурной сферы являются неотъемлемой составляюшей и формирующей структурой в процессе реконструирования ценностных ориентаций для всех типов семей и, прежде всего, неполной.

Сущность формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей представляет собой совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение подростков через включение в социально-культурные формы деятельности общественных организаций, в процессе которых формируется ценностная сфера личности.

Разработанная в исследовании концептуальная модель формирования ценностных ориентаций у подростков из неполных семей в условиях работы общественных организаций на основе использования методов, средств и форм социально-культурной деятельности дает нам возможность системно и целостно представить процесс формирования семейно-ценностной ориентации личности подростка, ее готовности к жизнедеятельности с активной социокультурной позицией в современных условиях.

При реализации модели формирования ценностных ориентации подростков содержание социокультурного процесса осуществляется последовательно: от начального этапа через этап стабилизации к закрепительному этапу углубления и закрепления семейно-ценностных норм. На всех этапах неизменны функции и принципыметоды, средства, формы усложняются по мере усвоения семейно-ценностного опыта, а все виды социально-культурной деятельности находятся в тесной взаимосвязи.

Разработка модели позволила нам создать необходимую методологическую базу проектирования и апробации программы формирования гуманистической личности в неполной семье, на основе использования технологий социально-культурной деятельности.

В свою очередь это позволило прийти к следующим выводам: современные технологии социально-культурной деятельности характеризуются большим разнообразием средств, форм и методов деятельности, направленных на формирование гармоничной, гуманистической личности в системе работы общественной организации с неполной семьейформы и средства работы обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом и способствуют сохранению семьи как подсистемы и базовой ячейки социума в новейшую историческую эпохуформирование семейно-ценностных норм, нравственного сознания, моральных качеств личности составляет основу процесса социализации подростка из неполной семьиуровень нравственной культуры личности подростка позволит ему в дальнейшем углублять активную социальную позицию, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный выбор.

Данная модель работы в общественной организации с подростком по формированию ценностных ориентаций средствами социально-культурной деятельности дает возможность системно и целостно выполнить целеполагающие задачи формирования гуманистической личности, успешно реализующей первичную социальную адаптацию в неполной семье, усвоившей духовные и нравственные ценности жизнедеятельности семьи, в результате чего ее психологические и культурные параметры сориентированы на поддержание и сохранение семьи как основной социальной ячейки общества и как формы самореализации. Предложенный механизм основывается на вариативно-программных принципах работы с подростком, «встроенности» всей социально-культурной деятельности на уровне семьи, общественной организации, школы, социума в целом. Система работы предусматривает разнообразные организационно-содержательные взаимодействия с органами и учреждениями социально-культурной сферы. Общественная организация отдает предпочтение живым, нескучным, неназидательным видам и формам работы, в которых самый стеснительный и закомплексованный подросток найдет свою нишу. Душевный контакт наставника с подростком и его родителем помогает корректировать и направлять поведение в семье. Термин «ценностные ориентации» первоначально функционирует в виде других слов и словосочетаний при сохранении главной сути: добрые отношения, забота о родных, помощь близких, сочувствие, великодушие, предусмотрительность, любовь. В дальнейшем подросток усваивает понятия-термины: долг, семейные обязанности, семейная ответственность, нравственные позиции, ценностные ориентации, культурная преемственность.

Общественная организация компенсирует в своей деятельности дисфункциональность семейных структурных связей, помогает подростку обрести уверенность в незыблемости ценностных ориентаций. При этом организация действует в соответствии с реальными проблемами конкретной семьи, которые, гипотетично, могут не повторяться ни в какой другой.

Данный подход позволил нам предложить механизм осуществления системы формирования семейно-ценностных навыков, который заключается в реализации комплекса организационно-педагогических условий, позволяющих реализовать цель исследования, отвечающую запросам социума.

Изучив особенности формирования ценностных ориентации подростков из неполных семей в деятельности общественных организаций, мы выявили следующие организационно-педагогические условия: добровольное вхождение семьи в деятельность общественной организацииучастие в реализации различных программ организациисотрудничество с другими общественными организациями и учреждениями социально-культурной сферыформирование коммуникативного пространства в рамках деятельности общественных организаций для усвоения семейно-ценностных навыковсоблюдение скоординированной деятельности организации и семьи как первичной социальной группы на уровне соответствия семейных и общественных ценностей, предлагаемых подросткуучет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в условиях воспитательной среды общественной организацииметодическое обеспечение педагогической программы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Для подтверждения эффективности разработанной модели формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в условиях работы общественной организации и выявленных организационно-педагогических условий нами был организован педагогический эксперимент.

Базой исследования выступила межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Большие братья/Большие сестры» г. Тамбова.

Цель экспериментального исследования — подтверждение эффективности представленной модели формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественной организаций средствами социально-культурной деятельности в рамках программы «Древо жизни», направленной на создание единой педагогической, социальной, информационно-коммуникационной среды, связывающей всех участников деятельности по формированию ценностных ориентаций.

Разработанная нами программа представляет собой комплексную, взаимосвязанную и взаимодействующую, последовательно организованную, целостную систему с ценностно-ориентированными мероприятиями, использующими средства, формы, методы социально-культурной деятельности в соответствии со своими целями и задачами.

Для организации эффективной педагогической и социально-культурной деятельности в рамках программы была осуществлена методологическая и методическая подготовка субъектов воспитательного процесса — волонтеров и родителей. Подготовлены и проведены специально для волонтеров обучающие тренинги и деловые игры: «Расскажи мне о себе», упражнение «Ты мне нравишься», деловая игра «Портрет идеального добровольца», деловая игра «Планирование добровольческой программы». Волонтеры моделировали педагогическое пространство, программировали социально-культурную деятельность, разрабатывали сценарии различных мероприятий, обменивались опытом работы.

В ходе исследования с помощью методов анкетирования, тестирования и наблюдения выявлялись ценностные ориентации подростков, ценностные предпочтения, уровень общительности, уровень уверенности в себебыло проведено анкетирование родителей с целью выявления проблем неполной семьи и ценностных ориентаций.

Выявленные уровни и критерии сформированности ценностных ориентаций подростков из неполных семей, позволили проводить экспресс-диагностику формирования ценностных ориентаций подростков в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Оценка эффективности модели осуществлялась исходя из гипотезы, что внедрение программы «Древо жизни», представляющей собой педагогическую, комплексную, открытую, маневренную социально-культурную систему ценностно-ориентированных мероприятий, будет способствовать формированию ценностно-мотивационной сферы подростков из неполных семей, повысит уровень показателей их ценностных ориентаций, активизирует творческую самореализацию подростков и оздоровит нравственно-психологический климат в семье.

В ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели и задачи, отражающие содержание процесса формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в условиях деятельности общественных организации. Анализ результатов эксперимента свидетельствует о возможностях широкого использования средств, форм и методов социально-культурной деятельности в работе общественных организаций, что доказывает эффективность разработанной нами модели и апробированной на ее основе авторской программы по формированию ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Данные, полученные в нашей работе, позволяют нам утверждать, что социально-культурная деятельность общественных организаций, построенная на принципах сотрудничества педагога-организатора и активности самого подростка, способствует эффективной организации процесса формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в условиях социально-культурной деятельности общественной организации.

Созданная в ходе исследования авторская педагогическая программа может быть использована:

— в деятельности общественных организаций при выборе ориентиров социально-культурной политикипри разработке педагогических систем и комплексных образовательных программ по формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения;

— в системе подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной сферы;

— в деятельности различных учреждений образования и социально-культурной сферы.

Таким образом, проведенное нами теоретическое исследование доказало, что социально-культурная деятельность общественных организаций является эффективным средством формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей.

Анализ результатов нашего исследования на эмпирическом уровне также экспериментально подтверждает этот вывод.

Нам представляется, что формирование ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественных организаций сегодня по праву может стать магистральным направлением научных исследований по специальности 13.00.05 — «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», призванной научно обосновать процесс максимального раскрытия в человеке его активных деятельностных начал, его индивидуально своеобразного творческого потенциала, направленного на формирования ценностных ориентаций личности.

Полученные результаты исследования могут служить базой для дальнейших теоретических разработок в области формирования ценностных ориентаций подростков из неполных в социально-культурной деятельности общественных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Теория семейной динамики // Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000.
  2. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования. Советская педагогика. 1981. № 8. С. 61−69.
  3. Т.А. Педагогические условия социализации воспитанников школы-интерната: Дис.. канд. пед. наук. Пенза: ПГПУ, 2002. 76 с.
  4. Ю.Е. Циклическое развитие семьи // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1987. № 2.
  5. Ю.Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психологи. 1989. № 2.
  6. Ш. А. Истина Школы. М.: Международный центр гуманной педагогики, 2005.
  7. Ш. А. Образ и образование // Педагогика и культура. 2005. № 2. С. 7.
  8. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996.
  9. Е.В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.
  10. A.A., Гостилович Т.А, Безрученко И. Е., Зенкова H.A. Личностные качества. Профессиональная предрасположенность и социальная активность школьников старших классов. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.
  11. М.А. Воспитание игрой. Книга для учителя. Л.: ЛГИК, 1989. 368 с.
  12. М.А. Прикладная культурология. СПб.: ЭТО, 2001.
  13. С.И. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.
  14. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  15. K.K. Простое уравнение: муж + жена = семья. Вып. 1. М.: Статистика, 1981.
  16. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М., 1987.
  17. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М.:1994, т.1.367.
  18. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. М.: Мысль, 1988.
  19. Т.Е. Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы. СПб, 1999.
  20. Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб., 1992.
  21. Д.И. Информация и информационный сервис. СПб., 1999.
  22. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж, 1995.
  25. Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Проблемы формирования личности. М.- Воронеж, 1995. С. 325−332.
  26. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 36−39.
  27. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1998.
  28. Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
  29. В.А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. 1995. № 1−2.
  30. Т.Г. Об этноконфессиональных аспектах региональной социокультурной ситуации // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 2 (22). С. 39−45.
  31. И.С. О динамике ролевых и межличностных отношений в семейном общении // Семья и личность. М., 1981.
  32. А.Я. Детерминация родительских установок и стилей воспитания // Семья в психологической консультации: Опты и проблемы психологического консультирования / Под. ред. A.A. Бодал ева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
  33. А.Я. Незаметное наследство (О роли семьи в формировании личности ребенка) // Магистраль. 1991. № 8.
  34. А.Я., Смехов В. В. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология, 1986. № 4.
  35. Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Г. Фидгора. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
  36. И. Ценность и культура // Витаньи И. Общество, культура, социология / Пер. с венгер.- Общ. ред С.Н. Плотникова- Вступ. статья И. С. Нарского. М.: Прогресс, 1984. С. 116−146.
  37. Л.Я. Уроки клубного мастерства. М., 1988.
  38. К. Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чешек. М.: Прогресс, 1988.
  39. И. О семьях социального риска // Социальное обеспечение. 2002. № 8. С. 33−35.
  40. Г. Г. Твоя информационная культура. М., 1989.
  41. Выбираем свой путь (программы деятельности детских и подростковых организаций) / Под. ред. A.B. Волохова. М., 1992.
  42. JI.C. Педология подростка. М., 1929−1931.
  43. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т. 1.
  44. JI.C., Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феликс, 1998.
  45. П.Я. Введение в психологию. М., 1999.
  46. H.B. Социальное воспитание учащейся молодежи: учебно-метод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.
  47. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. Педагогика. 1999. № 5. С. 3−9.
  48. A.B. Консультация по вопросам семейной жизни и проблемы стабилизации брака // Стабильность семьи как социальная проблема. М., 1978.
  49. Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  50. С.И. Семья и брак. Историко-социологический анализ. СПб., 1998.
  51. В.Д. Функции семьи // Семья и личность. М., 1974.
  52. Е.Г. Развитие игровой культуры молодежи в процессе гемблинга коммерческих клубов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тамбов, 2006.
  53. М.Д. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни молодежи в учреждениях культурно-досугового типа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 2008.
  54. И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещении, 1991.
  55. С.И., Вульфов Б. З., Загвязинский В. И., Филонов Т. Н. Общие основы методики социальной работы. М., 1996.
  56. Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительской работе. Тамбов, 1988.
  57. Е.И. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества // Молоделсь в XXI веке: социальное участие: Материалы Всеросс. науч.-практ.конф. 11−12 июня 2000. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. С. 78−82.
  58. Е.И., Великанова Е. В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та. 2000.
  59. Т. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 72−74.
  60. А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.
  61. В.В. С чего начинается личность / Под ред. Р. И. Косолапова. М, 1979.
  62. . И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии .1994 .№ 4 С.45
  63. И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социальные исследования. 2001. № 11. С. 108−113.
  64. Н.В. Опыт индивидуальной социальной работы с детьми и подростками из неполных семей: методические рекомендации. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.
  65. М.А. Формирование этнокультурной компетенции молодежи в учреждениях дополнительного образования в процессе изучения основ декоративно-прикладного творчества: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Тамбов, 2006.
  66. Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Тамбов, 2008.
  67. Дети, семья, общество проблемы духовности: Материалы конф. 26 октября 2004 г. Пенза, 2004.
  68. Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
  69. М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. 259 с.
  70. И.В. Формирование личности старшеклассника / Под. ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
  71. И.В. Семья и социализация ребенка / Мир психологии. 1998. № 1. С. 54−57.
  72. Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вестник психологии. 1998. № 2.
  73. В.В. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вестник Московского ун-та. Психология. 1993. № 3.
  74. A.B. Социально-культурная деятельность как средство профилактики эмоциональных нарушений подростков: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Тамбов, 2006.
  75. И.М. Воспитание детей в неполных семьях. М.: Прогресс, 1980.
  76. П.М. Технология актерского мастерства. М., 1992.
  77. А.Д. Новые аспекты информационно-просветительской работы культурно-досуговых учреждений. М., 1991.
  78. А.Д. Технология социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 1998.
  79. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / Отв. ред. А. И. Антонов. М.: Наука, 1980.
  80. Ю.М., Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1980.
  81. В.А. Пути человечества. СПб., 1998.
  82. М.А. Контакты на разных уровнях. М., 2000.
  83. В.И. О жизни супружеской. М.: Молодая гвардия, 1984.
  84. В.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья: стратегия выживания // Семья в России. 1995. № 3—4.
  85. Д.Б. Традиция и коммуникация: традиция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. № 9. С. 76−77.
  86. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. М.: Просвещение, 1991.
  87. Игры обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В. В. Петрусинского. М., 1994.
  88. Использование средств массовой информации в культурно-просветительской работе. М., 1988.
  89. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. JL: ЛГПИ, 1989.
  90. И. Сочинения в 6-ти т. М.: Мысль. 1965. Т.4. 4.1.
  91. A.C. Воспитательная работа в коллективе художественной самодеятельности. М., 1984.
  92. Д.В. Социально-культурная деятельность как поле реализации уставных задач детских, юношеских и молодежных общественных объединений // Державинские чтения: Материалы Общерос. науч. конф. № 3. Тамбов, 1998.
  93. Д.В. Молодежные общественные объединения практический способ решения социально-культурных проблем // Женщина-лидер: Социально-экономические и нравственные аспекты. Котовск-Тамбов, 1999.
  94. Т.Г., Красильникова Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во Московского ун-та культуры, 1995.
  95. М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
  96. Т.И. Государственная семейная политика. М., 2004.
  97. Клуб организатор семейного досуга: методические рекомендации. М., 1988.
  98. C.B. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  99. C.B. Психология современной семьи. М.: Просвещении, 1988.
  100. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999.
  101. H.A. Психология семьи и семейной дезадаптивности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2007.
  102. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  103. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.
  104. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  105. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000.
  106. РФ. Комментарии. М., 2004.
  107. М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. 2002. № 1. С. 73−76.
  108. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / 2-е изд. испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  109. P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников вРосси: Учеб. пособие. Тамбов, 1997.
  110. Культурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Под. ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  112. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1881.
  113. А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
  114. И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.
  115. Лисовский А. В Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поклонений. Мурманск, 1994.
  116. А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков. Л., 1983.
  117. Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000.440 С.
  118. А.И., Сияцкий A.A. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОМ, 1997.
  119. A.B. Статьи о Чернышевском. М., 1958.
  120. Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. 2001. № 8. С. 86−95.
  121. Л.А. Развитее творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Тамбов, 2006.
  122. Л.А. Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Тамбов, 2006.
  123. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. и авт.вступ.статьи В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972.
  124. М.В. Инновационные подходы к решению проблем неполных семей: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Семья, материнство, детство. Современные тенденции и перспективы». Пенза, 1999.
  125. Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (Педагогическая наука реформе школы). М.: Педагогика, 1988.
  126. Т.Н. Социальная активность школьников. Л.: Знание, 1978.
  127. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна. 1999. 256 с.
  128. М.С. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995. № 3−4.
  129. Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. № 11.
  130. Методики социально-психологической диагностики личности и групп. М&bdquo- 1990.
  131. JI.A. Культурно-просветительская работа как фактор оптимизации духовной жизни семьи: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1991. С. 8.
  132. Л.Н. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  133. Молодежная работа и молодежное движение в регионах РФ: проблемы и перспективы: Материалы межрегион, науч.-практич. конф. Пенза, 2000.
  134. Молодежь в XXI веке: социальное участие: Материалы Всеросс. науч,-практ.конф. 11−12 июня 2000. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000.
  135. Молодежь в России на рубеже веков: Материалы докладов и сообщений Междунар. науч.-практ. конф. Березники, 1999.
  136. Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. М., 1997.
  137. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под. ред. И. М. Ильинского, A.B. Шаронова. М., 1993.
  138. Молодежь: будущее России / Отв. ред. И. М. Ильинский. М., 1995.
  139. Мужчина и женщина. Их взаимные отношения и положение, занимаемое ими в современной культурной жизни / Пер. с нем. СПб., 1912.
  140. B.C. Возрастная психология. М., 2000.
  141. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие. СПб.: Союз-, 1998.
  142. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
  143. Л.Е., Тетерский C.B. Программы ДИМСИ. М., 2000.
  144. Новые социальные технологии работы с молодежью и пожилыми людьми: Материалы 1 Междунар. науч.-практ. конф. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003.
  145. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28.06.1995. № 98 ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
  146. О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 03.04.1994. № 387 // Собр. законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1627.
  147. Об общественных объединениях: Федеральный закон 19 мая 1995 // Собр. законодательства РФ, 2000. № 21. Ст. 1930.
  148. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 03.06.1993. № 5090 -1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
  149. C.B. Брак и семья в Древней Руси IX XIII веков: морально-нравственный и правовой аспекты: Автореф. дисс.. канд. истор. наук. Тамбов, 2009.
  150. А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М.:2002.275 с.
  151. Г. И. Семейные ценности и репродуктивные установки россиян: мифы и реальность // Социальная политика и социология. 2007. № З.С. 79−89.
  152. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова и др. М., 1988.
  153. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  154. А.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1982.
  155. В.М. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  156. П.Д. Программы и методики социальной реабилитации семей «группы риска»: науч.-метод, пособие. СПб., 2002.
  157. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. М.: Политиздат, 1986.
  158. Т.Г., Трапезникова Т. М. Состояние и перспективы развития семьи // Социология молодежи / Отв.ред. В. Т. Лисовский. Спб., 1996.
  159. Преемственность поклонений: диалог культур: В 3-х вып. / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996.
  160. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М. 1980.
  161. A.M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Практическое психологическое образование / Под. ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  162. Проблемы информационно культуры: Сб.статей. М., 2000.
  163. Проблемы социализации детей и подростков: Материалы Междунар. конф. 27−30 мая 1993 / Отв. ред. Г. А. Бутырин. Минск, 1994.
  164. Л.М., Валетас М. Ф. Отцы и дети после развода // Социальные исследования. 2002. № 6.
  165. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учеб. пособие / Науч. ред. и сост. проф. В. Т. Лисовский. М.- СПб.-Березники, 1998.
  166. В.В. Социально-культурный потенциал духовного музыкального творчества в системе гражданско-патриотического воспитания: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Тамбов, 2006.
  167. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.: Когнито-Центр, 2003.
  168. М.И., Волохов A.B. Детские организации: возможности выбора // Вариативно-програмный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций: метод, пособие для организаторов детского движения. М., 1996.
  169. Роль арттехнологий и арттехник в развитии творческого потенциала личности: Материалы науч.-практ.конф. общественных объединений Верхнекамья в рамках проекта «Союз артийских содружеств». Березники, 2006.
  170. С.Л. О воспитании привычек у детей. М, 1996.
  171. Русская семья. Праздники и традиции / Ред.-сост. Т. Г. Кислицина. М.: Белый Город, 2008.
  172. Русские дети: Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. СПб.: Искусство, 2006.
  173. Н.Я. Социальный педагог как организатор культурно-досуговой деятельности: учебно-метод.пособие. Тамбов, 2003.
  174. Н.В. Социально-культурные условия формирования толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Тамбов, 2008.
  175. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  176. Сборник молодежных общественных организаций и структурных подразделений городов и районов Тамбовской области. Тамбов, 2001.
  177. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.
  178. Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
  179. Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
  180. Т.А. Социально-психологические аспекты укрепления семьи офицера: Автореф. дисс. .канд.псих.наук. М., 1990. С. 17−21.
  181. Г. В., Боброва Т. В., Абидоков М. М. Как создать общественные объединения учащейся молодежи. М., 1998.
  182. А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи // Семья в России. 1997. № 1.
  183. А.Б. Проблемы неполных семей в современной России: Материалы Междунар. науч.-практ. конф «Семья в процессе развития». М., 1993.
  184. Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть / Пер. с англ. М., 1995.
  185. Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. М.: Генезис, 2002. 272 с.
  186. A.A. Психология ребенка и подростка // Изб. психол. тр.: В 2 т. М., 1987. Т. 1.
  187. Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф. дис. .докт. пед.наук. JL, 1988.
  188. B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории//Мир психологии. 1988. № 1. С. 51−53.
  189. Современные технологи социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002.
  190. Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социально сферы: Материалы Междунар.науч.-практ.конф. Тамбов 12−14 марта 2002. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002.
  191. Современные технологии социально-культурной деятельности. М., 2002.
  192. В.Н., Юзефович М. О. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. Для уч-ся и родителей. М.: Просвещение, 1991.
  193. П.А. Кризис современной семьи // Вестник Московского унта: Социология и политология. 1997. № 3.
  194. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: науч.-метод, сб. / Науч. ред.-сост. C.B. Тетерский. М.: Логос, 2005.
  195. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1982.
  196. Социальная работа с семьей / Отв. ред. Т. В. Шеляг. М., 1995.
  197. Социально-культурная деятельность в сфере досуга: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ИГУ им. Г. Р. Державина, 2000.
  198. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. статей / Под. ред. Т. Г. Киселевой, Ю. А. Стрельцова, Б. М. Мосалева. М.: МГКИ, 2000.
  199. Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки / Науч.ред.О. К. Крокинская, В. Т. Лисовский. СПб., 1995.
  200. Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. ноябрь 2001. Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2001.
  201. И.А. Коммуникативное поведение как предмет описания // Тверской лингвистический меридиан. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1998.
  202. И.А. Общение с мужчинами, с женщинами, в семье. Воронеж-Пермь, 1999.
  203. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  204. Ю.А. Человек в мире общения. Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999.
  205. Супруги, родители, дети: их права и обязанности. М.: Советская Россия, 1988.
  206. Л.В. Формирование ценностных ориентаций школьников средствами культуротворческих технологий социально-культурной деятельности. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Тамбов, 2009
  207. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. С. 166−172.
  208. В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М.: Мысль, 1981.
  209. М.Т. Супружеская жизнь. Воронеж: Центральное Черноземное изд-во, 1988.
  210. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие. М., 1994.
  211. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. — Тула, 1993.
  212. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб., 1996.
  213. .А. Социализация детей и юношества в сфере досуга. СПб., 1997.
  214. A.B. Взрослые и дети: Парадоксы общения. М., 1988.
  215. B.C. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие. М.: МГСУ, 2000.
  216. В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984.
  217. .А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967.
  218. Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. М., 1994.
  219. Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений // Семья и личность. М., 2001.
  220. Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Советская педагогика. 1989. № 5. С. 71−77.
  221. Д.И. Психология взросления. М., 1999.
  222. Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: психоаналитическое исследование / Пер. с нем. М.: Наука, 1995.
  223. Ф.А., Малинин Г. А. Воспитательная система С. Т.Шацкого. М.: 1993.
  224. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни М., 1992.
  225. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
  226. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
  227. Л.М. Социально-культурные условия реализации культуротворческих технологий в воспитательной работе негосударственных образовательных учреждений: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Тамбов, 2006.
  228. М.С., Липский И. А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: Монография. Тамбов-Москва, 2000.
  229. Е.М. Социология семьи: Учеб. пособие / 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговые корпорации «Дашкова и К0», 2006.
  230. Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: Автореф. дисс.. докт. пед.наук. М., 2000. С. 812.
  231. О.Б. Роль детско-родительских отношений в развитии ответственности подростков // Психология в XXI веке: Тезисы Междунар. науч.-практ. конф. «Психология XX в». СПб., 2000. С. 193−195.
  232. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.
  233. Т.В. Мир семьи и социальная работа. М.: Московский гос. социал. ун-т, 2004.
  234. Школа социального успеха (Опыт разработки и реализации образовательного проекта / Под. ред. JI.H. Клочкова, H.A. Рототаева. М.: МГУП, 2002.
  235. A.A. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социс. 1998. № 8. С. 103−109.
  236. Л.И., Кузнецова Н. В. Семья и общество // Социальная работа. Вып. 7.М., 1993.
  237. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  238. П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1988.
  239. Ю.А. Рассогласованность ролевого поведения супругов -фактор дестабилизации брака // Вопросы психологии межличностного познания и общения / Отв.ред. A.A. Бодорев. Краснодар, 1983.
  240. H.H. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия. Ученые записки / Науч. ред. Т. Г. Киселева, В. И. Черниченко, H.H. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2001.
  241. H.H. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М.: МГУКИ, 2000.
Заполнить форму текущей работой