Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Антропологические основания и знаково-символические формы молодежной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение для нашего диссертационного исследования имеют труды крупных западных и отечественных ученых, специалистов в различных сферах гуманитарного и философского знания: С. С. Аверинцева, A.A. Аронова, A.C. Ахиезера, Р. Барта, П. Бергера, М. Блока, Ю. М. Бородая, Ф. Броделя, Г. Д. Гачева, ЯЗ. Голосовкера, А. Я. Гуревича, П. С. Гуревича, Ж. Дюби, Б. С. Ерасова, Вяч. Вс. Иванов, Л. Г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Генезис и эволюция антропологических и семиотических форм молодежной культуры
    • 1. 1. Методология исследования молодежной культуры: понятие, концепт и культурный код
    • 1. 2. Религиозно-мифологическая символика и семиогенез культуры молодости
  • Глава 2. Знаково-символические формы молодежной культуры и личностная идентификация в индустриальном и постиндустриальном обществе
    • 2. 1. Символико-стилевые стратегии молодежной культуры в контексте глобализации
    • 2. 2. Современная молодежная культура и проблемы идентичности личности
  • Заключение

Антропологические основания и знаково-символические формы молодежной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Юность — самая красивая и самая быстротечная пора в жизни человека. Человек и человечество всегда отражали — на уровне чувственности или интеллекта, мифа или философии — свои возрастные периоды, молодость и старость не переставали волновать человеческие сердца и умы. И только в Х1Х-ХХ веках молодежь заявила о себе в качестве реального субъекта политической деятельности и культурного творчества, что и стало объектом пристального внимания не только политиков, бизнесменом, журналистов и писателей, но и ученых почти всего спектра социально-гуманитарных и философских наук.

В нашей стране проблема молодежи обострена тем, что данная социокультурная и демографическая группа была (и во многом остается!) не только предметом научного исследования, но и объектом и средством политического, идеологического и экономического манипулирования. И это справедливо не только по отношению к нашему «тоталитарному прошлому» (да там и не все было так просто, и не так уж «плохо» обстояло дело с молодежью), но и к реалиям дня нынешнего.

Задача исследования молодежной культуры и молодежных субкультурных формообразований в нашей стране осложнялась также тем, что до последнего времени эта предметное поле осваивалось поколением ученых, которые фактически не прошли через испытания и искушения молодежной контркультурой XX века. А сама молодежь всегда оказывалась весьма «капризным» предметом изучения, плохо поддающимся научной объективации.

Становление самосознания молодого человека, формирование идентичности и вхождение в мир «взрослой», «материнской» культуры предполагает преодоление сложных кризисов, связанных с формированием личности, освоением как традиционных нравственных и культурных норм и способов деятельности, так и созданием инновационных форм, служащих основанием для преобразования собственной и социальной культурной среды. Деятельность молодого человека инкорпорирована в те или иные системы молодежной субкультуры и контркультуры, выраженные в сложной «телесности» знаково-символических форм, выполняющих не только функцию манифестации этой возрастной группы, но и способ ее самоопределения в «большой» культуре с целью адаптации и привнесения в нее новых форм и творческих импульсов.

Все эти моменты и определяют актуальность нашего философско-антропологического и философско-культурологического исследования данного проблемного поля молодежной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Молодежная тематика может быть отнесена в разряд вечных философских проблем. Сократ был казнен якобы за «развращение» молодежи, Платон и Руссо пытались создать, соответственно, коллективистскую и индивидуалистическую утопии воспитания молодых людей. Предметом философских штудий молодежь была в трудах И. Г. Гердера, Гегеля, классиков марксизма и советской идеологии.

Мировая социально-гуманитарная и философская наука Х1Х-ХХ веков проблему молодежи и конфликта поколений, роли молодежи в политике и культуре отрефлексировала достаточно полно и всесторонне: Ш. Бюлер, А. Гелен, Д. Дьюи, К. Манхейм, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Ж.-П. Сартр, Ф. Теннис, Л. Фойер, 3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, С. Холл и многие другие западные интеллектуалы были не только теоретиками, но и «практиками» как в разрешении, так и в нагнетании молодежных проблем (чего стоит участие Ж.-П. Сартра в студенческих бунтах конца 60-х годов).

Социально-политический активизм и духовно-культурный эскапизм западной молодежи второй половины XX века породили в науке ряд направлений, исследующих молодежную культуру и контркультуру эпохи позднего модерна и постмодерна. В мировой и отечественной науке молодежь и молодежная культура в основном исследовались социологами, психологами, историками, этнографами, реже — «чистыми» философами. При этом преобладали идущий от К. Маркса социально-классовый или позитивистский структурно-функциональный подходы, характерные как для западной, так и отечественной науки.

Проблемы молодежной субкультуры затрагивались в работах Д. Аусубеля, Р. Бергиуса, М. Брейка, Г. Гризе, К. Дэвиса, К. Кенистона, В. Леонарда, М. Мид, Р. Мууса, Ф. Найдгардта, Т. Парсонса, К. Пржеклавского, Ч. Рейча, Л. Розенмайер, Н. Смелзера, Ф. Тенбрука, Д. Френча, Б. Филипса, Е. Хурлока, Г. Шельского, С. Эйзенпггадта. В работах Т. Роззака, Ч. Рейча, Д. Йингера, Г. Дэвиса, Б. Бергера, Л. Хаузера молодежная субкультура получила трактовку как ярко выраженный контркультурный феномен, противостоящий культурному ядру капиталистического общества. В современной западной социологии и философии культуры активная роль молодежи как аудитории культуры становится определенным фетишем для исследователей, рассматривающих явления культуры как символы и тексты, смыслы которых, согласно постмодернистской моде, и создает эта аудитория (Дж. Фиске, Ж. Бодрийяр).

В отечественной науке анализ молодежных субкультур до конца 80-х годов XX века велся в весьма узких рамках в основном психологами и социологами. В известной мере это объяснялось тем, что указанные феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Сказывалось и то, что в этот период субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности нашего молодого поколения.

В конце 80-х годов XX века в отечественной социально-гуманитарной науке стали изучать молодежь во всем многообразии проявлений особенностей ее сознания и поведения, а также в сложных взаимосвязях с окружающим миром. Социологические и социально-психологические исследования отечественных ученых С. Н. Иконниковой, З. В. Сикевича и Д. И. Фельдштейна используют и развивают социально-психологический подход, рассматривают молодежную культуру как особую форму организации социально-демографической группы.

Представители философско-культурологического направления пытались осмыслить сложный мир людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы, действия), которые отражаются в определенных типах культуры. Соответственно мир молодежи интерпретируется как некая форма субкультуры. Отечественные исследователи (С.Н. Иконникова, A.C. Капто, A.A. Козлов, Я. В. Кофырин, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, В. Я. Суртаев, В. И. Чупров, А. И. Шендрик и другие) в рамках данного подхода успешно анализировали ценностные ориентации, мировоззренческие позиции, жизненные планы, формы проведения досуга молодежи под углом зрения феноменологии культуры, специфические для молодежи культурные потребности, интересы, особенности поведения.

Молодежь, молодежная культура, феномены «контркультуры» и «субкультуры» изучались в работах многих исследователей, в том числе, таких как C.B. Алещенок, С. М. Артюхов, A.M. Байчоров, Э. Я. Баталов, И.В. Бестужев-Лада, В. А. Бобахо, В. Н. Боряз, В. М. Быков, А. П. Герасименко, A.C. Грачев, Ю. Н. Давыдов, A.C. Запесоцкий, И. М. Ильинский, Е. И. Косенко, И. С. Кон, С. И. Левикова, В. Ф. Левичева, А. Л. Маршак, А. Ю. Мельвиль, В. В. Молчанов, К. Г. Мяло, Е. Л. Омельченко, Д. Поляков, И. Б. Роднянская, М. Х. Титма, A.A. Щегорцев, Т. Б. Щепанская и другие. В этих работах молодежная культура чаще всего описывалась как ценностный мир, противостоящий базовой — «большой», «взрослой», «материнской» культуре («социалистической», «либеральной» и т. п.) — система стилей и стилевого поведениясистема культурных стандартов, воплощенных в специфических продуктах культурного творчества (в том числе и масскультовского производства) — как стереотипы поведения и сознания, воплощенные в специфических знаково-символических манифестацияхи т.п.

С начала 90-х годов поток исследований молодежной проблематики увеличивается (после некоторого затишья). Можно, отметить работы Ю. Р. Вишневского, И. А. Гуськова, В. В. Долгова, Т. П. Долговой, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского, Ю. В. Коврижных, В. А. Кузьмина, В. Т. Лисовского, Д. В. Ольшанского, E. JL Омельченко, Д. В. Петрова, Г. М. Пономаревой, С. А. Сергеева, В. И. Чупрова и др. В нашей стране прошли сотни научно-теоретических и научно-практических конференций по проблемам молодежи и молодежной политики. В последние годы были написаны многочисленные диссертационные исследования, посвященные молодежной культуре и ее субкультурным формообразованиям.

Надо отметить новаторские исследования петербургских авторов (коллективная работы «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» (1999) — работы Т. Б. Щепанской «Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы» (1993) и «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» (1999) и др., которые содержат большой эмпирический материал, используемый в нашем исследовании.

Проблематика молодежной культуры предполагает обращение и к ряду философско-культурологических и философско-антропологических категорий, которые разработаны в работах К. З. Акопяна, Э.А. Араб-Оглы, А. И. Арнольдова, В. Б. Давидовича, Г. В. Драча, Ю. А. Жданова, В. В. Журавлева, М. В. Заковоротной, A.B. Захарова, Е.В. Золотухиной-Аболиной, С. Я. Кагарлицкой, Н. И. Киященко, A.B. Колосова, Т. П. Матяш, В. М. Межуева, В. Е. Несмеянова, Е. Я. Режабека, В. И. Самохваловой, E.H.

Шапинской, О. М. Штомпеля и др. Проблему глобализации под углом молодежной тематики исследовали А. Г. Арбатов, О. Т. Богомолов, A.A. Галкин, М. С. Делягин, М. В. Ильин, Ю. А. Красин, В. Б. Кувалдин, В. М. Коллонтай, К. С. Лосев, В. И. Толстых и др.

Большое значение для нашего диссертационного исследования имеют труды крупных западных и отечественных ученых, специалистов в различных сферах гуманитарного и философского знания: С. С. Аверинцева, A.A. Аронова, A.C. Ахиезера, Р. Барта, П. Бергера, М. Блока, Ю. М. Бородая, Ф. Броделя, Г. Д. Гачева, ЯЗ. Голосовкера, А. Я. Гуревича, П. С. Гуревича, Ж. Дюби, Б. С. Ерасова, Вяч. Вс. Иванов, Л. Г. Ионина, С. М. Климовой, H.H. Козловой, И. В. Кондакова, Ж. Легоффа, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Э. С. Маркаряна, A.C. Панарина, М. К. Петрова, Б. Ф. Поршнева, В. А. Шкуратова, М. Элиаде и многих других. Их работы, посвященные генезису, культурно-исторической эволюции и семиотическим формам мифа, народной смеховой культуры, искусства, философии, коллективной психологии, политики, повседневности, позволяют определить философско-категориальные ориентиры исследования, проследить эволюцию молодежной культуры, ее знаково-символических форм и манифестаций на конкретно-историческом материале различных культур.

В 2005;2007 годах молодыми ростовскими учеными были защищены диссертации, посвященные отдельным актуальным проблемам современной молодежной культуры: Гогерчак С. Ю. «Молодежь как феномен культуры», Котляровой В. В. «Динамика ценностей молодежи России в постсоветский период», Дукян С. С. «Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния», Мельник Л. И. «Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа». В 2006 г. В Белгороде защищена кандидатская диссертация Курганского К. С. «Генезис и метаморфозы молодежной культуры». В последние годы много внимания молодежной проблематике было уделено и в диссертациях по социологии. И все же антропологическая и семиотическая проблематика молодежной культуры и отдельных субкультурных феноменов в этих исследования занимала несколько периферийное место.

Можно сделать вывод, что проблемы молодежи и молодежной культуры, ее антропологических оснований и знаково-символических форм сколь полно исследовались, столь и открывали новые аспекты и противоречия в этой предметной области, порождая широчайший спектр теорий и методологических практик.

Проблема заключается в том, что молодежная культура наименее полно исследовалась в плане включения молодого человека в формы и технологии социокультурной деятельности через механизмы знаково-символических систем, хотя именно этот момент играет самую существенную роль в жизни молодежи. В работах таких отечественных философов и культурсемиотиков, как С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Вяч. Вс. Иванов, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, М. К. Петров, семиотические механизмы и способы включения человека в культуру различных эпох и народов исследовались достаточно полно.

Однако, фактически отсутствуют работы, посвященные проблеме семиотического бытия молодежи в культуре. Но символ и знак становятся не просто отличием включенности молодого человека в то или иное субкультурное формообразование, но и специфическим онтологическим основанием, порождающим смысл жизни на этапе взросления и преодоления кризиса идентичности. Все это и определило тему, предмет и проблемное поле, цели и задачи нашего диссертационного исследования.

Исходя из этого, мы выбрали объектом диссертационного исследования молодежную культуру во всем многообразии ее культурно-исторических формообразований.

Предмет нашего исследования — знаково-символические формы манифестации и способы бытия молодого человека в различные культурно-исторические эпохи вплоть до эпохи модерна и постмодерна.

Цель нашей диссертационной работы — реконструкция и интерпретация культурно-исторических форм, антропологических оснований и знаково-символических форм молодежной культуры, задающих многообразие ее контркультурных и субкультурных подсистем в современном обществе.

Реализация обозначенной цели обусловила постановку и решение конкретных задач:

1. Определить методологические ориентиры исследования «молодежи» и «молодежной культуры», различая их как понятие, концепт и культурный код;

2. Интерпретировать культурно-исторические смыслы понятия «культура молодости» в контексте религиозно-мифологической символики и семиогенеза молодежной культуры;

3. Рассмотреть символико-стилевые стратегии молодежной культуры в социокультурной динамике индустриализма и постиндустриальной глобализации;

4. Выявить современные молодежные субкультурные формообразования в их связи со сложными процессами выработки культурной и личностной идентичности молодого человека.

Поставленные цель и задачи обусловили выбор теоретико-методологического аппарата и логическую структуру диссертационного исследования.

Теоретико-методологические основы исследования. Специфика исследуемой проблематики определила нашу установку на диалог и сопряжение различных теорий и методологий в исследовании молодежной культуры. Мы попытались в нашей работе преодолеть крайности методологий в исследовании молодежи и молодежной культуры, манифестируя диалог отечественной философии культуры и философской антропологии с западной культурной антропологией и социологией, и различных теорий й точек зрения, не отбрасывая их в качестве «ограниченных».

Мы опирались, прежде всего, на традиционные принципы и методы философии (историзма, диалектики логического и исторического, конкретно-всеобщего, онтологического и гносеологического анализа, социально-исторической обусловленности сознания). В диссертационном исследовании использовались историко-философский и культурно-исторический подходы, сравнительно-историческая и культурно-семиотическая методология, философско-антропологический, герменевтический и деятельностный методы в изучении культуры как способа бытия конкретно-исторического человека, метод реконструкции конкретно-исторических и семиотических культурных форм.

Мы использовали конкретно-социологические, философско-культурологические и философско-антропологические работы, диссертационные исследования, труды зарубежных и отечественных ученых — культурологов, психологов, философов, демографов, историков.

Научная новизна диссертационного исследования в отличие от результатов, представленных в литературе, состоит в следующем:

1. Сделан вывод о том, что в методологии исследования необходимо различать «молодежь» и «молодежную культуру» не только в качестве понятий, концептов и культурно-исторической реальности, но «кода молодости», который нагружен культурно-идеологическими и ментальными смыслами, воплощен в знаково-символических манифестациях, задающих идентичность молодого человека в различные эпохи;

2. Введено понятие «культура молодости», которое отражает наличие и специфику бытия молодежи во всех — доиндустриальных и индустриальных — культурных эпохах человечества;

3. Исследованы символико-стилевые стратегии молодежной культуры в социокультурной динамике индустриализма и постиндустриальной глобализации: от неприятия общества и базовой культуры до культурного и личностного сопротивления;

4. Выявлены антропологические основания духовного развития современной молодежи, связанные с метаморфозами культурной и личностной идентичности и развитием новых моделей культурного поведения и знаково-символических форм, отвечающих ценностям и особенностям постмодернистского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Молодежь, как социокультурная группа и соответствующие ей дискурсивно-концептные формы, отражается в специфическом культурном коде молодости. Код молодости воплощается в культурных артефактах и технологиях жизнедеятельности, ритуально-телесных практиках, знаково-символических системах и стилях жизни. Код молодости существует в самых различных культурах и обществах — от архаических до современных, претерпевает определенные мутации и трансформации, обеспечивая передачу через механизмы социокультурной памяти определенные знаково-символические формы и стили жизнедеятельности молодежи.

2.

Введение

в логику и методологию исследования понятия «культура молодости» (по аналогии с такими понятиями как «культура повседневности», «культура питания», «культура здоровья», «культура быта» и т. п.), которое носит «родовой», абстрактно-всеобщий характер по отношению к таким видовым понятиям как «молодежная культура», «культура для молодых» «молодежные субкультуры», «молодежная контркультура» и включает понятие «культурный код молодости», позволяет более конкретно исследовать наличие молодежи и соответствующих культурных формообразований в различные исторические эпохи. Отсутствие «культуры молодости», т. е. определенная культурная периферийность молодежи в ту или иную эпоху, еще не будет означать отсутствия молодежи как социальной группы и семиотики соответствующих (пусть отрицательных или нейтральных) концептов и кодов молодости в этих культурах.

3. Понятие «знаково-символические и стилевые стратегии» отражает механизмы действия культурных кодов молодости и способы ее бытия в современной культуре. В различных субкультурах, как подсистемах молодежной культуры, происходит дифференциация знаково-символических и стилевых стратегий поведения молодежи, соответствующих ее субкультурной жизнедеятельности. Переход от индустриального общества к постиндустриальной глобализации ведет как к регенерации или реконструкции отдельных форм традиционных кодов молодости, так и к созданию нетрадиционных, постмодернистских кодов молодости. Это вполне соответствует плюрализму молодежных субкультур и их эклектике в эпоху глобализации и постмодерна.

4. Специфика культурной и личностной идентификации молодежи при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу определяется тем, что здесь возможен как вариант позитивной идентичности молодого человека, достаточно безболезненного вхождения его во взрослый мир, так и негативной идентичности, которая связана с маргинальным положением молодежи в современном обществе и находит свою реализацию в субкультурных и контркультурных формах. Негативная идентичность может сглаживать свои нонконформистские формы в мире информационно-медийной виртуальности, становясь одним из многочисленных симулякров постмодернистской культуры. Вариант спутанной идентичности ведет или в индивидуальную болезнь, или в мир конформизма, или к формированию негативной идентичности. Спутанная идентичность в виртуальной культуре информационного постиндустриализма может приобрести черты эклектической, мозаичной идентичности, что вполне соответствует культуре постмодерна и облегчает молодому человеку обретение жизненных стратегий и смыслов. И, наконец, можно говорить о креативной идентичности молодого человека в субкультурных группах, которые ориентированы на реализацию творческого потенциала личности, выработку инноваций в различных сферах деятельности и на первых порах выглядят как нонконформистские, не вписываются в существующие культурные коды.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты и выводы диссертационной работы позволяют с учетом мировых тенденций моделировать процессы, происходящие в сфере культуры и сознания современного молодого российского гражданина. Они могут быть использованы в воспитательной работе с молодежью, в создании новых политических, социологических, исторических и философских технологий, которые в свою очередь будут направлены не на манипулирование сознанием молодого человека, а на реализацию духовно-нравственного потенциала личности.

Выводы и теоретико-методологические наработки диссертационного исследования могут применяться в процессе преподавания курсов философии, культурологии, религиоведения и социологии, в чтении спецкурсов по актуальным проблемам современности.

Заключение

.

Актуальность заявленной в диссертации проблемы определяется, прежде всего, той всеобщей неустойчивостью бытия молодого человека и человечества, которая характеризует наше непростое время и наш сложный мир, в котором все мы живем.

Особенность нашей работы в том, чтобы структурировать наличные философско-культурологические и междисциплинарные исследования проблем молодежи, постараться найти точки соприкосновения и достойные пути решения этих проблем. Мы отдаем себе отчет, что на современной стадии развития общества еще сложно будет дать однозначный ответ на интересующие нас вопросы, но мы должны иметь в виду: если не заниматься возникшими перед нами проблемами сейчас, в ближайшие десятилетия возможно уже будет поздно.

В первой главе, различая понятия, концепты и культурно-историческую реальность, которую они отражают и формируют одновременно, мы высказали предположение, что в определенной мере молодежь как социокультурная группа и соответствующие ей дискурсивно-концептные и семиотические формы существовали и существуют в самых различных культурах и обществах — от архаических до современных.

Здесь, прежде всего, мы воспользовались сравнительно-историческим методом, чтобы выявить параллели, изоморфизмы или, наоборот, инверсивные соответствия в первобытной и современной «культуре молодости» и «кодах молодости», в том числе и путем соотнесения религиозно-мифологической символики и ритуальных практик прошлого с семиотикой и стилевыми практиками в современной молодежной культуре.

Знаки и символы способны до поры до времени уходить или на периферию культурных систем (в бессознательное культуры), или функционировать в качестве маргинальных культурных форм. Это характерно как для естественных языков, языков культурно-художественных и профессиональных текстов, так и для «вторичных моделирующих систем», метатекстов, каковыми являются, прежде всего, миф и религия.

Особое внимание мы уделили нициациям, которые характерны всем культурным эпохам традиционализма, которые не только способствовала трансляции опыта, но и накоплению (пусть и медленному) нового опыта. Этот опыт чаще всего и приобретался молодыми поколениями, которые, достигнув собственной зрелости, передавали его в инициациях молодым, а в старости кодифицировали новации в мифологических образах и знаково-символических системах. Это подтверждает высказанное многими авторами мнение, что инициации в древности были не только институтом обновления коллективного опыта, но и формой групповой, поколенческой и индивидуальной идентификации, а молодежь выполняла роль культуртрегера даже в самых архаичных коллективах.

Особую роль молодежь играла в античности. Эллинская молодежь, вовлеченная в инновационные механизмы образования, прямо или косвенно, становится носителем не только творческих, но и разрушительных тенденций в античной культуре. Вспомним, что Сократа подвергли обвинению и суду его же молодые ученики, что не было возможным в добрые «старые» времена. Средневековье очень часто себя позиционирует как «очень старое» общество, выросшее на мужественных плечах гигантов древности, хотя здесь мы наблюдаем человечество едва-едва вступившим в пору отрочества. В средние века культура молодости продолжает развиваться не только под культурно-идеологическим влиянием церкви, но и народной смеховой культуры, что глубинными нитями ее связывает с молодежными субкультурами современности.

В эпоху Нового времени (модерна) не только Эмиль Руссо, страдающий юный Вертер Гете и отверженный (сам себя отвергший?) Печорин Лермонтова стали символами «нового человека», но заявили о себе разрушители, бунтари и ниспровергатели морали типа Раскольникова и Верховенского, а на смену им пришли маргиналы тоталитаризма — шариковы и бездомные, дети которых и взорвали повседневность индустриальных мегаполисов, попытались создать многочисленные субкультурные мирки виртуальной реальности постиндустриализма и постмодернизма.

В постиндустриальном мире молодежь, как самая динамичная, более восприимчивая к изменяющимся условиям, социально-демографическая группа легче адаптируется к качественно новым обстоятельствам, а поэтому является лидером процесса глобализации и информатизации. Информационно-коммуникативная среда стала не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным фактором инкультурации молодежи.

В информационном обществе субкультурные образования становятся структурным элементом информационно-коммуникативной среды, беря на себя роль посредника между личностью и глобальными информационными потоками, своеобразными фильтрами информации, влияющими на формирование картины мира, ценностных установок, потребностей. Трансформация молодежной культуры начала XXI века связана с бурным развитием информационно-телекоммуникационных технологий, создавших специфическое информационно-коммуникативную среду, вхождение в которое и определяет возможность формирования новых молодежных субкультурных и контркультурных формообразований.

Мы отметили, что концепция маргиналъности молодежи основывается, главным образом, на исследовании связи институциированных ролей и культурных ценностей. Понятие «культурная ценность» здесь применимо для указания на символическое значение институциированной роли. Без культурной ценности включенность в полнокровную жизнь общества затруднена, и не только по причине отсутствия четкой социальной ориентации и возможности самореализации индивида, но так же из-за затруднений с окружающими, которым неясен его социальный и культурно-семиотический статус. Появление различных молодежных субкультурных образований свидетельствует об отсутствии или ограниченности институциированных ролей для этой социальной категории, ее маргинальное&trade-. Молодежная культура выступает как преодоление маргинальное&trade-, способ и институт обретения личностной и культурной идентичности, формирования собственного семиотического пространства.

Разрушение культурной иерархии советского типа повлекло за собой убеждение в ненужности подобной иерархии, что привело к видимой равнозначности культурных образов и концепций, циркулирующих в общественном сознании. Все это способствовало в среде молодежи разочарованию во внешнем мире — окружающем обществе и переориентации на интроспекцию, созерцание внутреннего мира как на чего-то устойчивого и незыблемого среди стремительно меняющегося мира.

Анализ молодежных субкультурных идентичностей показал, что их разнообразные презентации трудно вписать в рамки отдельных, замкнутых стилей. Самым важным маркером, с помощью которого сами молодые люди определяли свою. культурную ориентацию, было выделение продвинутых (иногда — прогрессивных, альтернативных) и нормальных (обычных). Эта самоидентификация была использована нами для определения двух основных культурных стратегий, характерных для молодежи начала 2000;х.

Таким образом, формирование в молодежной культуре культурно-информационных сообществ на основе ценностей субкультуры и контркультуры было закономерным следствием социокультурной стабильности и выстраивания культурной и политической вертикали в эпоху позднего модерна и постмодерна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . На пороге нового тысячелетия — Электрон, текстовые дан.- М.: Международные отношения, 1993. Режим доступа: http://strategema.narod.ru/global/attali.hlra, свободный.
  2. , Г. X. Молодежь в капиталистических странах: объективные условия и субъективные факторы политической социализации / Г. Х. Аубакирова. М., 1988.
  3. , А. М. От «разбитого поколения» к контркультуре: Парадоксы молодежного протеста в США / A.M. Байчоров. Минск, 1982.
  4. , Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. М., 1989.
  5. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: изд. группа «Прогресс»: «Универс», 1994.
  6. , Р. Мифология / Р. Барт. М., 2000.
  7. , Э. Я. Философия фунта (Критика идеологии левого радикализма) / Э. Я. Баталов. М., 1973.
  8. Бауман 3. Спор о постмодернизме. // Социологический журнал. — 1995.-№ 4.-С. 12−17.
  9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. — 702 с.
  10. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника- Общ. ред. и послесл. А. Филиппова-М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
  11. , Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. М., 1999.
  12. Э. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М&bdquo- 1996. № 3. — С.
  13. П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). М.: Изд. группа «Прогресс"-"Универс», 1994. — 320 с.
  14. П., Т. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 1995.-323 с.
  15. , В. И. Неформальная Россия / В. И. Березовский, Н. И. Кротов. -М., 1990.
  16. Бестужев-Лада, И. В. Какая ты, молодежь? / И. В. Бестужев-Лада. -М., 1988.
  17. В. Культура. Диалог культур (опыт определения) // На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. — М.: Гнозис, 1997. С. 228 -302.
  18. C.B. Социальная система киберпространства // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб., 25−29 ноября 2002 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. — С. 14−15.
  19. С. Социальная термодинамика и проблема идентичностей Электрон. текстовые дан. — 2002. — Режим доступа: http://www.stabes.nm.ru/materials/Pereslegin/PerSocTermo.htm, свободный.
  20. , В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования / В. Н. Боряз. Л., 1973. — с.
  21. , Р. Дж. Советская и американская молодежь: Сравнительный анализ / Р. Дж. Браунгарт, М. Маргарет // Политические исследования. -1991.-№ 4.-С.
  22. , Т.П., Римский, В.П. Философская антропология и воспитательно-образовательные парадигмы: от античной Пайдейи к Просвещению / Т. П. Бухтина, В. П. Римский. Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2004. -156 с.
  23. , В.М. От молчаливого поколения к бунтующему: (Трансформация молодого поколения США) / В. М. Быков. М., 1974. — с.
  24. , А.К. Критический анализ философских концепций молодежного бунтарства / А. К. Бычко. Киев, 1985. — с.
  25. И. Анализ мировых систем: системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследования. Под ред. СИ. Григорьева (Россия), Ж. Коэнел-Хуттера (Швейцария). М.: Интеллект, 1998. — 272 с.
  26. В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал. 1992. — № 1. — С. 129−130.
  27. , Л.Н. «Альтернативные» движения молодежи в современном буржуазном обществе / Л. Н. Вдовиченко, А. Загорский. М., 1984. — с.
  28. , А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. -СПб.: Университетская книга, 1998. с.
  29. М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  30. Видоевич 3. Глобализация, хаогизация и конфликты в современном мире // Социс. 2005. — № 4. — С. 25−33.
  31. , Ю.Р. Социология молодежи / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург, 1997. — с.
  32. Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социс. 2006. — № 7. — С. 13−22.
  33. А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени /Эссе. — М.: «Независимая газета», 1997. 256 с.
  34. , А.П. Критика теорий молодежной культуры / А. П. Герасименко. М., 1979. — с.
  35. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 120 с.
  36. А.Ю. Идентификация, как детерминанта социального поведения // Материалы XVII всероссийской конференции студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения». Пермь: ПГТУ, 2005. — С. 1214.
  37. A.A. Концепт и его лингвокультурологические составляющие // Вопросы философии. 2006. — № 3. С. 64−76.
  38. В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Автореферат дисс.. д. филос. н. — М., 2000. — 42 с.
  39. , А. В. Неформалы. Кто есть кто? / A.B. Громов, О. С. Кузин. -М., 1990. с.
  40. JI.H. География этноса в исторический период. — JL: Наука, 1990. 279 с.
  41. А .Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1984. 350 с.
  42. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство, 1981. 359 с.
  43. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 396 с.
  44. П.С. Философия культуры. 2-е изд. — М.: «Аспект Пресс», 1995.-288 с.
  45. П.С. Культурология. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. — 280 с.
  46. , И.А. Молодежь среднего российского города. Выбор жизненного пути / И. А. Гуськов. Ростов-н/Д., 2000. — с.
  47. Г. Б., Огурцов А. П. Дискурс // Новая философская энциклопедия. Т. I. -М., 2000. — С. 670−671.
  48. , Ю.Н. Контркультура и кризис социализации молодежи в условиях «общества потребления» / Ю. Н. Давыдов // Социологические исследования. 1977. — № 3. — С.
  49. , Ю.Н. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская. -М., 1980. с.
  50. , Ю. Н. Эстетика нигилизма (Искусство и «новые левые») / Ю. Н. Давыдов. М., 1975. — с.
  51. A.A. Социализация и формирование социальной идентичности. Электрон, текстовые дан. — 2004. — Режим доступа: http: // sociologist.nm.ru/study/seminar24a.htm, свободный.
  52. E.H. Гражданские и этнические идентификации в России и Польше // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / ред.: B.C. Магуна, JI.M. Дробижевой, И. М. Кузнецова.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74−102.
  53. E.H. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социс. 2004. — № 10. — С. 27−31.
  54. . Капитализм и шизофрения. Анти — Эдип: Специализир. информ. по общеакад. прогр. «Человек, наука, общество: комплекс, исслед.» / Делез Ж., Гваттари Ф. М.: ИНИОН, 1990. — 107 с.
  55. Г. Г. Глобализация в человеческом измерении. // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 7. С. 23−29.
  56. Г. Г. Социальная идентичность российского среднего класса Электронный ресурс.: отчет за 6.11.2000 / — Электрон, текстовые дан.- 2000. Режим доступа: www.fom.ruhttp://bd.fom.ru/report/map/di0011061, свободный.
  57. , В. В. Молодежное движение в России. Книга 1: Середина XIX в. — 20-е годы XX века: монография / Долгов В. В., Криворученко В. К., Родионов В.А.- НИЦ при ИМ. М., 1997. — с.
  58. , Т.П. Молодежная субкультура и наркотики : Социокультурные и социопсихологические факторы / Т. П. Долгова, Ю. А. Клейберг. Тверь, 1997. — с.
  59. Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды / под ред. А. Маковельского. -Мн.: Харвест, 1999. 783 с.
  60. Д. Фабрика страхов. — Электронный журнал. -Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. 2003. — № 4 (13). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2003, свободный. — Электрон, версия печ. публикации.
  61. , О.И. Культурно-цивилизационная специфика современной мифологии: Дисс. к. философ, наук / О. И. Егоршева. Бегород, 2002. — 153 с.
  62. О.И. Мифология модерна в индустриальной цивилизации. Учебное пособие по спецкурсу / О. И. Егоршева. — Волгоград: ВолГУ, 2002. — 50 с.
  63. О.И., Римский В. П. Культурно-исторические смыслы «современности», или Когда начинается «Новое время»? // Современная социокультурная динамика и духовная жизнь: Сб. статей. Вып. I. / О. И. Егоршева, В. П. Римский. Белгород, 2003. — С. 111−120.
  64. А.Д. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. -№ 4. С. 77−85.
  65. В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: автореф. дис. канд. социол. наук: защищена 27.12.1999 М.: Изд-во МГУ им. Ломаносова, 1999. — 22 с.
  66. , Ю.В. Обострение социально-политических противоречий в США и молодежь / Ю. В. Емельянов. М., 1986. — с.
  67. , Н. Е. Молодежь как субъект массовой коммуникации / Н. Е. Ефимова // Дети и молодежь в мире массовой коммуникации. М., 1988. -с.
  68. М.В. Идентичность человека — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1999. с.
  69. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М., 1990. — с.
  70. , А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений / А. Запесоцкий, А. Фаин. М., 1990. — с.
  71. A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. — 328 с.
  72. Д.В. Виртуализация общества: теоретический анализ общественных изменений современного общества. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. 96 с.
  73. В.В. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний // Советская археология, 1964, № 4, с.276−287.
  74. В.В. Знаковая система бессознательного как семиотическая проблема // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т.З. -Тбилисси: Мецниереба, 1978, с. 168−172.
  75. В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.-303 с.
  76. В.В. Природные символы как элементы знаковых систем культуры // Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. -М.: Наука, 1961, с.275−284.
  77. В.В. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. — М.: Сов. радио, 1978. 184 с.
  78. , С.Н. Критика буржуазных концепций «молодежной культуры» / С. Н. Иконникова. М., 1976. — с.
  79. , О.П. Социальный кризис Российского общества и мировоззрение молодежи: автореф. дис.. к. филос. наук / О. П. Ильиных. -Пермь, 1997.-20 с.
  80. Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) Текст. / Л. Г. Ионин // Социс. — 1995. — № 4. — С. 3−14.
  81. Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1998. — 288 с.
  82. Л.Г. Современная культура России Электрон, текст, дан. — 1998. — Режим доступа: http://www.gumer.info, свободный.
  83. В.Б. Хаос и гармония. — М.: Гл. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1982.-343 с.
  84. Л.П. Православная идентичность как персональный портрет // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / ред.: B.C. Магуна, Л. М. Дробижевой, И. М. Кузнецова. — М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 169−213.
  85. , Т.Г. Молодежные субкультуры / Т. Г. Исламшина. -Казань, 1997. с.
  86. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Избранное. Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 1998.- С.440 709.
  87. А.Г. Социальная идентификация молодежи России Электрон, текст, дан. — 1999. — Режим доступа: www. socio-samara.ru/socio.nsf, свободный.
  88. С.Г. Ломка социальных идентичностей или «мы» и «они» вчера и сегодня Электрон, текст, дан. — 2002. — М.: Изд-во: Фонд «Общественное мнение». — Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/articles/klimova/oz02061903, свободный.
  89. С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социс. 2000. — № 12. — С. 13−22.
  90. П.М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности // Россия реформирующаяся. Ежегодник-2003 / ред. JI.M. Дробижевои. М.: Институт социологии РАН, 2003. — С. 127−144.
  91. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  92. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.
  94. Кон И. С. Социальная психология. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 560с.
  95. П.Ф., Зотов В. В. Личность в теории социальных коммуникаций // Личность. Культура. Общество. М.: 2005. — Том VII. Вып. 2. — С. 73−82.
  96. Е.А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. -М.: Наука, 1973. С. 228−235.
  97. М.М. Виртуальная реальность техногенный артефакт или сетевой феномен. С.62−90.// Виртуалитика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: Прогресс-Традиция. 2004. — 384 с.
  98. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — 703 с.
  99. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-640 с.
  100. К.С. Генезис и метаморфозы молодежной культуры: Дисс. к. филос. н. Белгород: БелГУ, 2006. — 190 с.
  101. С.И. Молодежная субкультура / С. И. Левикова М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — с.
  102. С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002. — с.
  103. , В. Ф. Молодежный Вавилон / В. Ф. Левичева. М., 1989. -с.
  104. Легко ли быть молодым. М., 1989. с.
  105. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. -536 с.
  106. Ю.А. Координаты человека. К итогам изучения «человека советского» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. — № 1. — С. 7.
  107. М.В. Поколение Next прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социс. — 2006. — № 4. — С. 111−115.
  108. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -480 с.
  109. Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи в трех томах. Т.1. — Таллин: Александра, 1992. -480с.
  110. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис, 1992. — 270 с.
  111. В.А. Особенности молодежных субкультур в России. // Социс.- 2002. №. — с.
  112. В.А. Тезаурусная концепция молодежи- с.71−72 // Тезисы докладов и выступлений на II всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: в 3-х т. — М.: Альфа-М, 2003. — Т.З.
  113. Лэм С. Современная культура. // Социологический журнал. М., 2000.- № 2. С. 64.
  114. , А. Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды / А. Маковельский. Мн.: Харвест, 1999. — С.
  115. B.C. Идентичность // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М., 2001. Т.2. — С.79.
  116. B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. -1998.-№ 2.-С.
  117. А.Н. Полипарадигмальный подход и ситуация в Российской социологии // Социс. 2006. — № 1.-С. 114 — 124.
  118. О.Ю. Идентичность как категория практики и научного анализа Электрон, текст, дан. — СПб.: Центр «Стратегия», 2005. — Режим доступа: http:// snpi.org.ru/index.php?do=biblio&doc=393, свободный. Электрон, версия печ. публикации.
  119. , К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М.: Юрист, 1994. — с.
  120. Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. М.: REFL-book, 1994. — 368 с.
  121. Методологические проблемы исследования молодежи / сост. Б. А. Ручкин / НИЦ при ИМ. М., 1998. — с.
  122. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. М. Наука, 1988. — с.
  123. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2-х томах). — Т.1. — М.: Сов. энц., 1980. 672 с.
  124. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2-х томах). Т.2. — М.: Сов. энц., 1982. — 720 с.
  125. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В. В. Костюшева. СПб., 1999. с.
  126. Молодежный экстремизм / под ред. A.A. Козлова // Человек и общество. СПб., 1996. — Вып. 28. — с.
  127. Молодежь и становление новой России: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 27−30 мая 1997 г.). М., 1997.
  128. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / Ильинский И. М., Алещенок С. В., Володин И. А. и др. М., 1999.
  129. Молодежь провинции: проблемы и перспективы // Материалы межрегион, науч.-практич. конф. Курск, 2000.
  130. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI века? // Материалы Российской ювенологической научно-практической конференции (СПб., 27−28 марта 1998 г.). СПб., 1998.
  131. Молодежь России: поколенческий аспект (по материалам социологических исследований) / НИЦ при ИМ. М., 1997.
  132. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  133. , А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология, футурология / А. П. Назаретян М.: ПЕР СЭ, 2001.- с.
  134. С.С. Концепт // Новая философская энциклопедия. — Т. II. -М., 2000. С. 306−307.
  135. A.A. Виртуальная реальность// Вопросы философии. 1999. № 10.-С.
  136. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -2003. — № 12.-С.
  137. Дж., Эбурден Э. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2007.-М., 1992.
  138. E.JI. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. — 264 с.
  139. E.JI. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого? // «Неприкосновенный запас» 2004, № 4(36). http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/.
  140. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования / науч. ред. Е. Г. Слуцкий, отв. Ред. И. В. Скомарцева. СПб.: БИС-принт, 2002. — 400 с.
  141. Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // О структуре социального действия. М.: Академический проект. 2002. — С. 354−380.
  142. Т. О социальных системах / Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2002. — 830 с.
  143. Пелевин, В. Generation «П»: Роман. / В. Пелевин. М. ВАГРИУС, 1999.-302 с.
  144. М.К. Петров. Самосознание и научное творчество. — Ростов-на-Дону, 1992. с.
  145. Петров М Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — с.
  146. Е.В. Особенности социокультурной идентификации подростков в современном российском обществе Электрон, текст, дан. -http://www.ssu.samara.ru/~vestnik/gum/2001web3/soci/200 130 701 .html, свободный.
  147. Полякова H.JI. XX век в социологических теориях общества. М.: Издательство «Логос», 2004. — 384 с.
  148. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001.-1040 с.
  149. М. Киберпанк под микроскопом. // «Мир Internet» (СПб), 2000. -№ 11.у
  150. В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма / В. П. Римский. — Белгород: БелГУ, 1997. 199 с.
  151. В.П. Культура и тоталитаризм: Учеб. пособие по спецкурсу / В. П. Римский. — Белгород: БелГУ, 1999. 92 с.
  152. В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / В. П. Римский. — Белгород: Крестьянское дело, 2003. — 184 с.
  153. В.П. Тоталитаризм как культурно-цивилизационный тип. Автореферат. д. филос. н. / В. П. Римский. — Ростов-на-Дону, 1998.-42 с.
  154. , C.B. Молодежные «электронные» субкультуры как социокультурный феномен / C.B. Родионов. Саратов, 2000. — с.
  155. , Т. Там, где кончается Запад / Т. Роззак. — М., 1996. С. 61.
  156. Российская социологическая энциклопедия / под ред. ПВ. Осипова. М: Издательская группа Норма -ИНФРА, 1999. — 672 с.
  157. В.П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. — М.: Аграф, 1997. — 384 с.
  158. И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура // Полис (Москва). 2003.- № 1. — С. 5−23.
  159. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: социально-психологическая концепция. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. -200 с.
  160. Современные трансформации российской культуры / отв. ред. И. В. Кондаков. М.: Наука, 2005. — 751 с.
  161. П.А. Главные тенденции нашего времени: Пер. с англ. / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1997. — 350 с.
  162. П.А. Кризис нашего времени: Пер. с англ. / П. А. Сорокин // Человек, цивилизация, общество. М., Политиздат, 1992. — С.427−504.
  163. П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин. СПб.: Алетейя, 2000. — 1056 с.
  164. В.Н. Культура информационного общества. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003.-С.119−124.
  165. , Ю.А. Религия и молодежная субкультура / Ю. А. Сошин. Ростов-н/Д., 1999. — с.
  166. O.A. Актуализация проблемы самоидентификации в трансформирующемся обществе Электрон, текст, дан. — Режим доступа: http://www.iai.donetsk.ua/ii/iai/dtp/CONF/13/articles/sec3/stat312.html после 2001, свободный.
  167. Субкультуры Электронный ресурс. Режим доступа: http://subcultury.narod.ru/index.html.
  168. О. Третья волна: Пер. с англ. / О. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 776 с. — (Philosophy).
  169. О. Шок будущего: Пер. с англ. / О. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 557 с. — (Philosophy).
  170. , Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 669 с.
  171. Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности: — СПб.: Алетейя, 2002. 677 с.
  172. М. Тело // Комментарии. М., 1996. № 10. С. 98.
  173. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: «Логос», 2001 -254 с.
  174. Фашизм и антифашизм в молодежных движениях и субкультурах Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.galaxy.orc.ru/igel/n9/disc/htm.
  175. , И.И. Критика контркультуры и ее взаимосвязи с культурой массовой / И. И. Федорова. Киев, 1983. — с.
  176. Э. Бегство от свободы М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
  177. М. История безумия в классическую эпоху./ Пер. с фр. И. Стаф. -СПб.:Университетская книга, 1997. — 576 с.
  178. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.// Вопросы философии. 1994. -№ 10. — С. 112 — 123.
  179. М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданств // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / ред.: B.C. Магуна, JIM. Дробижевой, И. М. Кузнецова. М.: Институт социологии РАН, 2006. — С. 30−56.
  180. , Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С.
  181. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Пер. с нем. СПб: Наука, 2001.
  182. , Ю. Политические работы: Пер. с нем. М.: Праксис, 2005.
  183. , С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон- Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 603 с.
  184. Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Изд-во «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.-464 с.
  185. , Т. Вызов неприкаянных: Модные волны и молодежные течения — теды, хиппи, панки, рокеры в западном мире / Т. Хойбнер. М., 1990.
  186. JI.B. Молодежная субкультура: социально-философский анализ: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. философ, н. Томск: ТГУ, 2007. -49 с.
  187. A.B. Взаимодействие культур и проблема идентичности // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27−28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / ред. И. И. Ивановой. Бишкек, 2004. — С.171−176.
  188. , В.А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. -2-е изд., перераб. М.: Смысл, 1997. — 505 с.
  189. Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления автореф. дис.. д-ра психологических наук Текст. / Л. Б. Шнейдер. М.: Московский педагогический государственный университет, 2001.-40 с.
  190. П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социс. 2001. — № 2. — С. 3−12.
  191. М.М. Концептуальные основы глобализации / М. М. Шумилов // CREDO NEW: теоретический журнал. 2005. — № 1. -http ://credo-new.narod.ru/ credonew/0 l05/index.htm.
  192. , Т.Б. Антропология молодежного активизма / Т. Б. Щепанская // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. -СПб., 1999. с.
  193. , Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы / Т. Б. Щепанская. СПб., 1993. — с.
  194. Э. Идентичность: юность и кризис/ Пер. с англ. А. Д. Андреевой, A.M. Прихожана, В. И. Ривощ, H.H. Толстых, общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. М.:Прогресс, 1996. — 344 с.
  195. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе Электронный ресурс. / — Социологический журнал. — 1994. — № 1. — Режим доступа: www.sociology.ru/centr/lsh.htm, свободный. — Электрон, версия печ. Публикации.
  196. В.А. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен Текст. / В. А. Ядов // Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН, 1994. — Кн. 2. — С. 267−290.
  197. Aries Ph. L, enfant et la vie familiale sous 1, Ancien Regime. Paris, 1960.
  198. Arnold, M. Culture and anarchy / Arnold М/ Kembridge, 1932.
  199. Benz, E. New religion / Benz E. Stutgardt, 1971. P. 162−163.
  200. Berry, G. Cross-cultural psychology. Search the way. / Berry G.N.Y, 1992 P. 263−264, 265, 267.
  201. Bermann, M. All that is solid mets into air Text. / Bermann M. N.Y., 1982.
  202. Finer, C. Crime and Social Exclusion Text. / Finer C. Blackwell Publishers, Ltd.
  203. Friedlander, R. The Origins of International Terrorism Text. / Friedlander R. // Terrorism: Interdisciplinary Perspectives. P.34−35.
  204. Hardman, J.B.S. Terrorism Text.: A Summing Up in the 1930 s / J.B.S.Hardman // The Terrorism Reader. P.223.
  205. Iviansky, Z. Individual Terror Text.: Concept and Typology / Iviansky Ze’ev. // Journal of Contemporary History. 1977. — January. — Vol.12. — Numb.l. -P.43.
  206. Kassis, A. Terrorism, politic and law / Kassis A. Kembridge: Politicalj1. Press, 1999.
  207. Kreber, A. Culture: critical overview conceptions and definitions / Kreber A. -N.Y., 1963 P.357.
  208. Lagner, S. Difference in music / Lagner S. N.Y., 1968. P.183.
  209. Laqueur, Walter. Interpretations of Terrorism Fact, Fiction and Political Science Text. / Laqueur Walter. // Journal of Contemporary History. — 1977. -January. — P.3.
  210. Levis, F. Mass civilization and culture of minority / Levis F. L.A., 1930.
  211. Lecht, G. Structulization of modernism / Lecht G. London: N.Y., 1994 -P. 201.
  212. Roy, G. Culturological theory. Consciousness. Emotions. / Roy G. N.Y., 1984-P.115.
  213. Schmid, A.P. Terrorism and the Media Text.: The Ethics of Publicity / Schmid A.P. // Terrorism and Political Violence. 1989. — Vol. I. — No. 4. -P.539−565.
  214. Terrorism Text.: Interdisciplinary Perspectives / Ed. by I. Alexander and S.Maxwell. N.Y., 1977. -P.3−4.
  215. Terrorism Text.: Theory and Practice. Boulder, 1979. — P.4.
  216. The Terrorism Reader Text.: A Historical Anthology / Ed. by Walter Laqueur. Philadelphia: Temple University Press., 1983. — P.183.
  217. After Identity / Ed. by D. Danielsen, K. Engle. N.Y.: Rontledge, 1995- Giddens, A. Modernity and self Identity. Self and Society in late modern age / A. Giddens. — Cambridge: Polity Press, 1991.
  218. Baumeister R. Identity, social change and straggle for self, N.Y., 1986.
  219. Foucault M. L’archeologie u savoir. Paris, 1969.
  220. Giddens, A. Modernity and self Identity. Self and Society in late modern age Text. / A. Giddens. Cambridge: Polity Press, 1991.
  221. CoffieldFr. From the celebration to the marginaiisation of youth.// Social change and the life course./ Ed. by G. Cohen. L.-N.Y.: Methuen press, 1987. -p.87−105.
  222. Kellner D. Popular culture and the construction of post modem identities Text. / D. Kellner // Modernity and Identity / Ed. by S. Lash, J. Friendman. London: Blackwell. — 1992.-P. 141−177.
  223. Wittermans T. and Krauss I. Structural Marginality and the Social Worth// Sociology and Social Research. 1964 — Vol. 48. — P.348−360
Заполнить форму текущей работой