Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственная политика противодействия криминальному банкротству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулировано следующее определение государственной политики противодействия криминальному, банкротству. Государственная политика противодействия криминальному банкротству — это система мер, реализуемая государственными органами в рамках закона во взаимодействии с населением, базирующаяся на складывающихся социально-экономических отношениях. Данное определение сформулировано, исходя… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОМУ БАНКРОТСТВУ
    • 1. Понятие и правовые принципы государственной политики противодействия криминальному банкротству
    • 2. Цели и задачи государственной политики противодействия криминальному банкротству
  • ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОМУ БАНКРОТСТВУ
    • 1. Общая характеристика законодательной регламентации государственной политики противодействия криминальному банкротству
    • 2. Проблемы квалификации криминального банкротства
    • 3. Отграничение криминального банкротства от иных правонарушений в сфере экономики
  • ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С БАНКРОТСТВОМ
    • 1. Основные направления совершенствования государственной политики противодействия криминальному банкротству
    • 2. Предупреждение как направление совершенствования государственной политики противодействия криминальному банкротству

Государственная политика противодействия криминальному банкротству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В условиях перехода к рыночным отношениям, коренных социально-экономических и политико-правовых изменений проблема противодействия криминальному банкротству приняла общественно-экономическое значение и стала представлять одну из наиболее актуальных проблем современной науки уголовного права России. Преступления, связанные с несостоятельностью, являются одним из элементов экономической преступности, поскольку их совершение наносит ущерб не только кредиторам должника, но и создает угрозу экономической безопасности государства. Противодействие криминальному банкротству входит в число первоочередных задач российского общества, поэтому разработка его правовых основ и механизма реализации имеет особую важность для социума. Со времени принятия Уголовного кодекса Российской Федерации гражданско-правовое законодательство о банкротстве уже трижды менялось, поэтому существует настоятельная потребность как в модернизации соответствующих уголовно-правовых норм, так и в серьезном научном изучении и глубоком осмыслении основных направлений противодействия преступному банкротству.

Создание эффективного механизма противодействия криминальному банкротству невозможно без объективного и глубокого прогноза предполагаемых угроз финансово-экономическим отношениям страны, всестороннего анализа основных тенденций развития криминологической ситуации (установление механизма и выявление факторов, способствующих совершению вышеназванных преступлений). В этих условиях необходим научно обоснованный подход к исследованию данной проблемы и разработка на этой основе комплекса мер экономико-правового и организационно-технического характера в целях создания единой федеральной концепции противодействия криминальному банкротству.

Концепция по противодействию криминальному банкротству должна представлять собой целостную систему, включающую в себя меры по обеспечению экономической безопасности государства, защите прав и интересов кредиторов и иных лиц от преступного банкротства. Разработанная концепция может считаться эффективно действующей, если в ее основу будет положен экономический прогноз, изменения законодательства, рекомендации специалистов различных отраслей права, в том числе ученых — цивилистов, криминалистов, экономистов и т. д.

Анализ современной российской юридической литературы показал, что среди исследователей нет единого мнения в отношении понимания и толкования основных правовых категорий, продолжаются научные дискуссии по поводу понятия, признаков преступлений, связанных с банкротством. Наиболее проблемными являются такие малоисследованные теоретические вопросы, как: установление соотношения понятий несостоятельности, банкротства и преступлений, связанных с банкротствомвозможность и допустимость криминализации деяний арбитражных управляющих в качестве субъектов данных преступленийдекриминализация ряда деяний, за совершение которых предусмотрена ответственность за преступное банкротство. Следует отметить, что проведение фундаментальных исследований в области противодействия криминальному банкротству затрудняют:

— отсутствие достоверной официальной статистики;

— неразработанность методик определения ущерба от преступных деяний в сфере несостоятельности;

— игнорирование гражданско-правовой регламентации защиты прав кредиторов.

Необходимость определения и совершенствования государственной политики противодействия криминальному банкротству вызвана тем, что наряду с преступлениями, связанными с банкротством, совершаются и другие, в том числе налоговые преступления, преступления в сфере внешнеэкономической деятельности, против собственности, которые подрывают экономическую основу государства и наносят ущерб правам и интересам субъектов экономической деятельности.

Законодатель, предусматривая уголовную ответственность за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ), поставил перед учеными и правоприменителями комплекс вопросов, касающихся правильного понимания и толкования законодательных норм, предусматривающих ответственность за преступное банкротство, а также оценки эффективности их практического применения в целях противодействия криминальному банкротству. Все это и определяет актуальность' избранной темы.

Степень научной разработанности темы. Проблемы несостоятельности и преступлений, связанных с банкротством, привлекали внимание еще дореволюционных ученых, таких как С. И. Гальперин, А. Х. Гольмстен, А. И. Гуляев, В. В. Есипов, А. В. Лохвицкий, Д. И. Мейер, П. М. Минц, Н. А. Морозов, Н. А. Неклюдов, С. В. Познышев, Н. С. Таганцев, Н. А. Трайнин, Н. А. Тур, Д. В. Туткевич, И. Я. Фойницкий, Г. Ф. Шершеневич и некоторые другие.

Вопросам преступного банкротства, а таюке проблемам квалификации криминального банкротства и их предупреждения посвящены работы современных авторов. К ним следует отнести Ю. М. Антоняна, В. К. Бабаева, В. М. Баранова, Н. В. Беркович, Е. А. Бондарь, Е. А. Васильева, В.В. Вит-рянского, Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухмана, Л. В. Григорьеву, С.П. Гришае-ва, А. И. Долгову, Т. В. Досюкову, А. Э. Жалинского, А. В. Игошина, С. В. Изосимова, И. И. Карпеца, А. Н. Классена, И. А. Клепицкого, Л. Л. Крутикова, Б. И. Колба, И. А. Кондрашину, А. В. Кузнецова, А. П. Кузнецова, Н. Ф. Кузнецову, В. Н. Лимонова, Н. А. Лопашенко, В. Д. Ларичева,.

С.В. Максимова, И. Ю. Михалева, A.M. Нуждина, П. Н. Панченко, Т. В. Пинкевич, С. В. Прохорского, С. С. Пылева, Ф. М. Решетникова, В. П. Саенко, П. А. Светачева, М. В. Телюкину, М. В. Талан, А.Х. Тимербу-латова, Ю. В. Трунцевского, М. Х. Хакулова, В. Ф. Щербакова, О.В. Шипи-цину, И. В. Шишко, А. И. Яковлева, П. С. Яни, Б. В. Яцеленко и других.

Однако специальные теоретические исследования, посвященные проблемам государственной политики противодействия криминальному банкротству, в настоящее время отсутствуют.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации государственной политики противодействия криминальному банкротству.

Предметом исследования являются методологические основы государственной политики противодействия криминальному банкротству, проблемы законодательной регламентации и практической. реализации, основные направления ее совершенствования.

Цели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования заключается в научном осмыслении и анализе законодательной регламентации государственной политики противодействия криминальному банкротству, в оценке перспективы дальнейшего ее развития и совершенствования.

С учетом указанной цели были поставлены следующие задачи:

— сформулировать понятие, цели, задачи, принципы государственной политики противодействия криминальному банкротству, определить критерии ее эффективности и приоритетные направления;

— проанализировать действующее законодательство о банкротстве, провести соотношение понятий «несостоятельность», «банкротство» и «криминальное банкротство»;

— исследовать проблемы законодательной регламентации государственной политики противодействия криминальному банкротству;

— рассмотреть задачи, функции органов государственной власти, осуществляющих противодействие криминальному банкротству;

— изучить составы преступлений, предусмотренные в статьях 195 197 УК РФ, и на основе правоприменительной практики внести предложения по дальнейшему их совершенствованию;

— провести криминологический анализ криминального банкротства, выявить основные факторы, причины, способствующие совершению преступлений, связанных с банкротством, сформулировать предложения по их предупреждению;

— разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики противодействия криминальному банкротству.

Методологическая основа и методика диссертационного исследования. Основные методы исследования составили современная доктрина конституционного, уголовного, административного и гражданского права, а также философский, общенаучный и специальные методы познания, позволяющие объективно и всесторонне рассмотреть государственную политику противодействия, реализуемую государством в условиях перехода к рыночным отношениям, как динамично развивающееся направление деятельности. Автором также использовался разработанный научный инструментарий, включающий множество приемов и методов, выбор которых обусловлен конкретными целями и задачами, поставленными в работе.

Учитывая, что криминальное банкротство носит латентный характер, соответственно применялись такие социологические методы, как доверительные беседы, анализ материалов прессы, оперативно-следственный метод — информационно-сравнительный способ, изучение отказных материалов, прекращенных производством уголовных дел и другие.

Теоретическая и нормативная база исследования. Теоретической базой являются научные труды ведущих ученых в области конституционного, уголовного, административного и гражданского права, криминологии. В целях решения поставленных задач исследовалось законодательство и научная литература отдельных зарубежных стран, в том числе Германии, Франции, США, Англии, а также законодательство и труды ученых дореволюционной России.

Нормативной основой данной диссертации стали Конституция Российской Федерации, уголовное, административное, налоговое, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство России, в том числе Федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановления Правительства РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приказы Минэкономразвития России, приказы Федеральной налоговой службы РФ, региональное законодательство субъектов Российской Федерации и др.

Эмпирическую основу исследования составили:

1) отчетность органов внутренних дел, Высшего Арбитражного Суда РФ, Федеральной регистрационной службы РФ, Федеральной налоговой службы РФ, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

2) обзоры, справки, отражающие результаты работы органов внутренних дел по раскрытию экономических преступлений;

3) 478 отчетов арбитражных управляющих, 35 заключений арбитражных управляющих о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства;

4) личный опыт работы, сведения, связанные с проблемами несостоятельности;

5) опубликованные материалы в средствах массовой информации;

6) результаты исследования 64 дел о банкротстве, возбужденных арбитражными судами;

7) 150 уголовных дел и 300 отказных материалов о преступлениях, связанных с банкротством.

Автором был проведен ряд анкетных опросов, интервью работников правоохранительных органов и суда, арбитражных управляющих, сотрудников Федеральной регистрационной службы РФ и Федеральной налоговой службы РФ, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, руководителей коммерческих организаций.

Научная новизна диссертации. Работа представляет собой одно из первых в современном уголовном праве России исследований, посвященных государственной политике противодействия криминальному банкротству, раскрывающих комплекс правовых средств и организационно-тактических методов реализации данной политики, формулирующих ее содержание, законодательную регламентацию и основыпрактического функционирования.

Впервые разработаны понятия, правовые принципы, определены цели и задачи государственной политики противодействия криминальному банкротству, а также предложена научно обоснованная комплексная система мер, направленная на ее дальнейшее совершенствование.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия «государственная политика противодействия криминальному. банкротству».

2. Критерии эффективности государственной политики противодействия криминальному банкротству.

3. Характеристика принципов, целей, задач «государственной политики противодействия криминальному, банкротству».

4. Терминологическое соотношение выражений «несостоятельность», «банкротство» и «криминальное банкротство», критерии их отграничений.

5. Характеристика структурных элементов системы органов государственной власти, осуществляющих противодействие криминальному банкротству, исходя из их функции и задач с учетом особенностей современной российской экономики.

6. Анализ законодательной регламентации государственной политики противодействия криминальному банкротству:

— устанавливается зависимость и взаимообусловленность бланкетных норм уголовного закона (ст. 195−197 УК РФ) от положений, закрепленных в различных отраслях права, и исходя из этого вносятся предложения в Закон о банкротстве;

— обосновывается применение единообразного подхода к использованию терминов, закрепленных в других нормативно-правовых актах;

— вносятся предложения об использовании принципа межотраслевой унификации средств и приемов законодательной техники при конструировании, толковании и применении положений о криминальном банкротстве.

7. Особенности конструирования уголовно-правовых норм об ответственности за криминальное банкротство (ст. 195−197 УК РФ) и предложения по их изменению и дополнению:

1) декриминализация фиктивного банкротства (ст. 197 УК РФ) ввиду отсутствия общественной опасности данного деяния;

2) установление уголовной ответственности: а) за неведение, искажение бухгалтерских документов, связанных с банкротствомб) за включение в диспозицию статьи 195 УК РФ криминообразую-щего признака: неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом в арбитражный суд в случаях предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если это деяние причинило крупный ущерб;

3) введение в статьи 195−196 УК РФ в качестве квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков совершения преступления следующие: а) группой лиц по предварительному сговору, б) в особо крупном размере, в) организованной группой.

8. Концепция противодействия криминальному банкротству, включающая в себя: экономические, правовые и организационные меры, направленные на обеспечение экономической безопасности государства, защиту прав и интересов кредиторов.

9. Анализ причин, условий и особенностей совершения преступлений, связанных с банкротством, на этой основе сформулированы предложения по их предупреждению:

1) выделяются следующие противоправные способы использования института несостоятельности (банкротства): а) уклонение от уплаты долгов, б) получение долга, в) «подавление (уничтожение) конкурента», г) «захват» предприятия, д) «обогащение» руководителей, арбитражных управляющих и иных лиц;

2) предлагается система мер по противодействию криминальному банкротству: а) создание межведомственного координирующего центра по анализу эффективности применения законодательства по противодействию преступлениям, связанным с банкротством, изучению причин и условий их совершения, разработке мер по их предупреждениюб) формирование совершенной правовой основы противодействия преступлениям, связанным с банкротством, базирующейся на нормах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательствв) организация центров по специальной профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников правоохранительных органов, занимающихся профилактикой правонарушений в сфере несостоятельности, на основе целевых программг) разработка методических рекомендаций для правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с банкротствомд) организация взаимодействия и координации деятельности всех правоохранительных и государственных органов по следующим направлениям:

— постановка единой задачи всем органам и организациям, занимающимся противодействием криминальному банкротству,.

— планирование и анализ мер по предупреждению преступлений, связанных с банкротствоме) организация работы по пропаганде эффективных форм противодействия преступлениям, связанным с банкротством, разъяснение антигосударственной сущности преступлений, связанных с банкротством, освещение противоправного характера различных способов совершения преступлений в сфере несостоятельностиж) создание системы материально-технического обеспечения органов, занимающихся профилактикой преступлений, связанных с банкротством, повышение уровня материального обеспечения сотрудниковз) формирование информационного банка данных правоохранительных и контролирующих органов, содержащего полные сведения о преступлениях, связанных с банкротством.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в системном общетеоретическом подходе к определению государственной политики противодействия криминальному банкротству и рассмотрению элементов ее (политики) содержания, в выработке научных положений, раскрывающих характеристику сущности и значения ее основных направлений.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется совокупностью обоснованных автором конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию государственной политики противодействия криминальному банкротству.

Результаты настоящего исследования могут использоваться для дальнейшего изучения преступлений, связанных с банкротством, для совершенствования уголовного законодательства и правоприменительной практики в целях противодействия криминальному банкротству.

Содержащиеся в диссертации предложения и выводы могут применяться при подготовке учебной литературы, в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу уголовного права и соответствующих спецкурсов в учебных заведениях, в практической работе правоохранительных органов, судов, уполномоченного и регулирующего органов, саморегулируемых организаций, а также в деятельности арбитражных управляющих.

Апробация результатов исследования нашла отражение в 6 опубликованных научных работах общим объемом 8,82 п. л. Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры уголовного права и криминологии НОУ Нижегородская правовая академия (институт). Теоретические и практические рекомендации, высказанные автором в диссертационном исследовании, докладывались на различных научных форумах: научно-практической конференции «Экономика и право: актуальные проблемы повышения экономической эффективности правовых средств в условиях стабилизации политической и морально-нравственной обстановки в стране» (апрель 2003 г., г. Н. Новгород) — Всероссийской научной конференции, посвященной 200-летию Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (октябрь 2003 г., г. Ярославль) — общероссийской научно-практической конференции «Правовые проблемы экономической, административной и судебной реформы в России» (декабрь 2004 г., г. Москва) — II Международной научно-практической конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке» (январь 2005 г., г. Москва) — региональной научно-практической конференции «Экономические интересы и правовые средства их обеспечения» (апрель 2005 г., г. Н. Новгород) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы государства и права: история и современность (апрель 2005 г., г. Н. Новгород) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в современной России» (сентябрь 2005 г., г. Уфа) — ГУ Международной научно-практической конференции «Современное законодательство: теория и практика. К 100-летию Государственной Думы России» (декабрь 2005 г., г. Москва) — научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере экономики» (декабрь 2005 г., г. Н. Новгород) — I Всероссийском конгрессе по уголовному праву, посвященному 10-летию Уголовного кодекса Российской Федерации (май 2006 г., г. Москва).

Некоторые выводы диссертационного исследования: — используются в учебном процессе при преподавании курса «Уголовное право» в Нижегородской правовой академии (институте), Нижегородской академии МВД России, Институте переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России (г. Нижний Новгород);

— внедрены в практическую деятельность Главного управления МВД России по Приволжскому федеральному округу, торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Межрегиональной инспекции ФНС по Приволжскому федеральному округу;

— обсуждались на теоретических семинарах преподавателей, аспирантов и адъюнктов Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижегородской академии МВД России, Нижегородской правовой академии (института), а также на заседании кафедр уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии (института) и уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Нижегородской академии МВД России.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования, определяется целями и задачами и включает в себя: введение, три главы, содержащие семь параграфов, заключение, список нормативных, литературных и других источников, использованных при написании работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование по вопросу государственной политики противодействия криминальному банкротству позволяет сформулировать основные выводы и рекомендации.

1. Сформулировано следующее определение государственной политики противодействия криминальному, банкротству. Государственная политика противодействия криминальному банкротству — это система мер, реализуемая государственными органами в рамках закона во взаимодействии с населением, базирующаяся на складывающихся социально-экономических отношениях. Данное определение сформулировано, исходя из диалектико-материалистического метода познания явлений и процессов действительности в их саморазвитии, противоречивости, целостности и включает в себя две основных составляющих. Во-первых, государственная политика противодействия криминальному банкротству должна базироваться (основываться) на складывающихся социально-экономических отношениях. Во-вторых, это система мер по противодействию криминальному банкротству реализуется государственными органами власти (законодательной, исполнительной и судебной) в рамках закона во взаимодействии с населением. Указанные составляющие содержат совокупность сущностных признаков, позволяющих раскрыть элементно-структурную характеристику государственной политики противодействия криминальному банкротству.

Государственная политика противодействия криминальному банкротствуособый вид социальной деятельности в системе единой государственной политики противодействия преступности, одна из важнейших направлений уголовной политики. В рамках реализации уголовной политики должны разрабатываться основные направления государственной политики в целом, а на этой основе создаваться система мер по противодействию экономической преступности, определяться задачи, принципы, формы, средства реализации, комплекс предупредительных мер.

2. Под эффективностью государственной политики противодействия криминальному банкротству понимается ее способность путем специальных приемов и методов в рамках закона выполнять возложенные на нее функции по обеспечению экономической безопасности государства, а также по защите прав и интересов кредиторов должника.

3. В качестве основных направлений противодействия криминальному банкротству диссертант определяет следующие: осуществление научно обоснованной экономической политикисоздание рационально дифференцированной уголовной политикисоздание целостной системы профилактики (предупреждения) преступлений, связанных с банкротством, в т. ч. совершенствование уголовного законодательства, а также законодательства о банкротствесовершенствование системы государственного контроля и контроля саморегулируемых организаций за деятельностью арбитражных управляющихобеспечение взаимодействия государственных органов, а также государственных органов и саморегулируемых организацийповышение профессионального уровня правоохранительных органов, в т. ч. подбор, подготовка квалифицированных работников.

4. Автор, рассматривая уголовно-правовые принципы, приходит к выводу, что они являются основой для реализации государственной политики противодействия преступному банкротству. При этом для правильной квалификации преступлений, связанных с банкротством, необходимо обращаться к достаточно большому количеству нормативных актов в сфере гражданского законодательства, в т. ч. законодательства о банкротстве, налогового, административного, финансового законодательства, что усложняет уголовно-правовую квалификацию данных преступлений и создает объективные препятствия для эффективного противодействия криминальному банкротству.

5. Целью государственной политики противодействия криминальному банкротству в России является обеспечение экономической безопасности государства, а также защита прав и интересов кредиторов. К основным задачам государственной политики противодействия криминальному банкротству автор относит: юридическое закрепление государственной политики противодействия криминальному банкротству и определение основ ее правового положениявыявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с банкротствомконтроль за соблюдением законодательства о банкротствеконтроль за деятельностью арбитражных управляющихобеспечение своевременного и полного возмещения недобросовестными должниками ущерба государству и иным кредиторампрофилактика правонарушений в сфере банкротства, повышение профессионального уровня арбитражных управляющих, а также сотрудников правоохранительных органов.

6. Автор констатирует, что в системе противодействия криминальному банкротству задействованы как правоохранительные, государственные и судебные органы, так и некоммерческие организации (саморегулируемые организации арбитражных управляющих), которые осуществляют контроль за соблюдением законодательства о банкротстве, что способствует обеспечению экономической безопасности и защите прав и законных интересов кредиторов.

7. В результате проведенного исследования выявлена существующая несогласованность содержания ст. 195−197 УК РФ с нормами законодательства о банкротстве, что усложняет привлечение к ответственности лиц, указанных в УК РФ, а также исключает привлечение к ответственности лиц, которые имеют возможность совершить данные преступления.

8. Предупредительное значение в противодействии преступному криминальному банкротству имеют нормы УК РФ. Уголовное законодательство установило ответственность за неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) и фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ). В результате анализа ст. 195−197 УК РФ, в которые были внесены принципиальные изменения Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 19 декабря 2005 г. № 161-ФЗ, диссертант считает обоснованным исключение таких субъектов преступлений как: собственника коммерческой организации-должника из статей 196 и 197 УК РФсобственника организации-должника из ч. 1 и 2 ст. 195 УК РФкредитора, принимающего неправомерное удовлетворение, из ч. 2 ст. 195 УК РФ. Вместе с тем, отмечается, что ответственность не установлена для арбитражного управляющего, который наделен широкими полномочиями, связанными с распоряжением имущества должника, и имеющий реальную возможность совершать данные преступления.

9. Для привлечения к ответственности за преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) необходимо решение арбитражного суда о признании юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом, поскольку в соответствии с действующим законодательством только арбитражным судом может быть установлена и признана неспособность юридического лица (индивидуального предпринимателя) в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. В данной случае привлечение к ответственности за преднамеренное банкротство будет жестко связано с наличием или отсутствием такого решения арбитражного суда, что не будет способствовать эффективному противодействию криминальному банкротству.

Автором обосновывается необходимость декриминализации фиктивного банкротства (ст. 197 УК РФ), ввиду отсутствия общественной опасности данного деяния.

10. В целях эффективного противодействия криминальному банкротству исследуются причины и социально-правовые последствия преступлений, связанных с банкротством, выявляются особенности их совершения. Именно раскрытие механизма противоправного поведения, выявление лиц, совершающих преступления, связанные с банкротством, а также факторов, влияющих на их совершение, позволит правоохранительным и государственным органам своевременно выявлять и предупреждать совершение этих преступлений, а также привлекать к уголовной ответственности виновных лиц.

11. Автор анализирует приоритеты уголовной политики, которые необходимо учитывать в целях противодействия криминальным банкротствам, в т. ч. обеспечение безопасности личности, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательствактивное противодействие организованной преступности и коррупцииобеспечение экономической безопасности государства.

12. Приоритетным направлением в противодействии преступному банкротству является обязательная криминологическая экспертиза не только проектов законов и подзаконных нормативных актов в сфере банкротства, а также действующих законов. Недопустимым, на наш взгляд, является, такое положение законодательства о банкротстве, которое допускает привлечение арбитражными управляющими различных специалистов для обеспечения их деятельности с оплатой за счет имущества должника (п. 3 ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ). Данная норма позволяет управляющим завышать услуги специалистов, и совершенно на законных началах получать из конкурсной массы денежные средства в оплату данных услуг, в результате чего кредиторы должника не получают удовлетворения своих требований. В результате до 100% денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы, направляются не на удовлетворение требований кредиторов, а на содержание управляющих и привлеченных специалистов. Такого рода злоупотребления носят не единичный, а массовый характер.

13. В целях разработки основных направлений государственной политики противодействия автор анализирует криминологическую характеристику преступного банкротства. Установлено, что особенностью преступного банкротства является высокая степень латентности. Кроме того, данные, полученные в результате исследования, позволили выделить типичные признаки лиц, совершивших преступное банкротство.

Статистические данные свидетельствуют, с одной стороны, об увеличении фактов преступного банкротства, с другой стороны, о низкой активности кредиторов в защите своих прав. В работе обосновывается, что именно раскрытие механизма противоправного поведения позволит правоохранительным органам своевременно выявлять и предупреждать совершение данных преступлений, а также привлекать к уголовной ответственности виновных лиц.

14. Наиболее специфическими факторами, влияющими на совершение криминального банкротства, следует рассматривать, наличие кризисной ситуации, несовершенство законодательства о банкротстве, недостатки действующей системы государственного и общественного контроля, а также в деятельности правоохранительных органов при выявлении данных преступлений и привлечении к уголовной ответственности виновных лиц.

15. Автор анализирует недостатки действующей системы государственного контроля, а также контроля саморегулируемых организаций. К ним следует отнести: ненадлежащий контроль за сохранностью государственного имущества, отсутствие надлежащего контроля за руководителями государственных унитарных предприятийотсутствие надлежащего контроля за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих со стороны регулирующего органа — Федеральной регистрационной службой РФ (отсутствие системы контроля, выездных проверок и т. д.) — отсутствие непосредственного контроля за деятельностью арбитражных управляющих со стороны государственных органов, а также отсутствие эффективного контроля за деятельностью арбитражных управляющих со стороны саморегулируемых организаций. Отмечается взаимная зависимость саморегулируемых организаций от своих членов — арбитражных управляющих, в результате чего существующая система контроля саморегулируемыми организациями за деятельностью арбитражных управляющих создает объективные предпосылки для сокрытия ими преступлений, совершенных арбитражными управляющими.

16. Выявлены основные недостатки действующего законодательства, препятствующие эффективному противодействию криминальным банкротствам.

В гражданском законодательстве, в частности, в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ содержится формальное условие для возбуждения дела о несостоятельности, что является основанием для злоупотреблений, как со стороны кредиторов, так и со стороны должникаотсутствуют ограничения по израсходовании арбитражным управляющим денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы, на обеспечение своей деятельности. Отсутствует реальный гражданско-правовой механизм, позволяющий привлекать к гражданской ответственности руководителей и иных лиц к субсидиарной ответственности за доведение организаций до банкротства.

Серьезным недостатком действующего налогового законодательства является отсутствие комплексности, целостности и последовательности налоговых правоотношений, т. е. налицо несоблюдение фундаментальных принципов, налоговой политики — единства и доступности налоговой системы, а также нарушение принципа общепонятности, указанного в п. 6 ст. 3 НК РФпостоянные изменения налогового законодательства затрудняют применение норм НК РФ, а также снижают эффективность налогового контроляфискальная направленность налоговой системынезащищенность налогоплательщика от неправомерных действий налоговых органовотсутствие налоговых льгот для организаций, находящихся в кризисном положении, или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.

В уголовном законодательстве, в частности, в статьях 195−197 УК РФ не предусмотрены такие субъекты преступления, как арбитражный управляющий. Отсутствует уголовная норма, предусматривающая ответственность для арбитражного управляющего за совершение действий (бездействий), выразившихся в нарушение требований законодательства о банкротстве и причинившие крупный ущерб.

В УК РФ не существуют нормы, предусматривающей ответственность руководителя за неведение бухгалтерской отчетности при наличии признаков банкротства, а также за не обращение в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом в тех случаях, когда такое обращение обязательно и причинило крупный ущерб кредиторам.

Противоречие понятий «фиктивного банкротства» в гражданском законодательстве и «фиктивного банкротства» в уголовном законодательстве препятствует эффективному привлечению к ответственности за фиктивное банкротство. В той редакции, в которой сформулирована ст. 197 УК РФ, невозможно привлечь лиц к уголовной ответственности. Низкая эффективность уголовно-правовых норм об ответственности за несостоятельность (банкротство) объясняется их технико-юридическим несовершенством и рассогласованностью гражданского, налогового, финансового, бюджетного законодательства, однако, до сих пор по данной категории преступлений Верховным Судом РФ не дано никаких разъяснений.

17. Автором установлены недостатки в деятельности правоохранительных и иных государственных органов, которые объективно препятствуют эффективному противодействию криминальным банкротствам, в т. ч. низкий уровень оперативно-розыскной работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениямиотсутствие взаимодействия государственных органов, в т. ч. уполномоченного и регулирующего органов, а также саморегулируемых организаций в целях противодействия преступному банкротствуошибки в оценке фактической и юридической квалификации данных преступленийотсутствие квалифицированных специалистов, разбирающихся в законодательстве о несостоятельности.

18. Проблема противодействия криминальному банкротству не может быть решена в отрыве от проблемы противодействия всей преступности в целом. Именно поэтому противодействие криминальному банкротству является общегосударственной задачей, в т. ч. правоохранительных и иных государственных органов. Диссертант акцентирует внимание на мерах по противодействию преступлениям, связанным с банкротством, поскольку при совершении криминального банкротства одновременно совершаются и другие преступления, в т. ч. налоговые преступления, преступления против собственности, что наносит непоправимый ущерб как государству, так и иным кредиторам.

19. В современных условиях предупреждение преступности является одним из важнейших направлений государственной политики и общества по реализации главной стратегической задачи — снижение преступности как социального явления. Предупреждение преступлений, связанных с несостоятельностью, предполагает осуществление системы экономических, организационных, правовых, воспитательных и иных мер, направленных на снижение действия обстоятельств, обусловливающих их совершение. В зависимости от иерархии причин и условий преступности, связанной с банкротством, можно выделить три основные задачи ее предупреждения: общесоциальная профилактика, криминологическая профилактика, индивидуальная криминологическая профилактика.

20. Автор выделяет ряд мер, направленных на совершенствование государственной политики противодействия криминальному банкротству.

Экономические меры должны быть направлены на стабилизацию экономической ситуации, снижение уровня инфляции, реформирование налоговой системы, снижение процентных ставок при кредитовании, создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, государственный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий и т. д.

Организационные меры должны быть направлены на совершенствование деятельности государственных органов, а также деятельности саморегулируемых организаций. Одной их важной мер является также диагностика финансового состояния, своевременное обнаружение признаков банкротства и предотвращение кризисных ситуаций.

Необходимо вернуть и возложить на регулирующий орган (Федеральной регистрационной службы РФ) непосредственные полномочия по надзору за деятельностью арбитражных управляющих, поскольку действующая опосредованная система контроля себя не оправдала.

Необходимо усилить контроль со стороны регулирующего органа за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО), а также повысить контроль со стороны СРО за деятельностью арбитражных управляющих.

Следующим мероприятием должно стать эффективное взаимодействие Федеральной регистрационной службы РФ (регулирующий орган), Федеральной налоговой службы РФ (уполномоченный орган) и правоохранительных органов.

Совершенствование законодательства должно касаться не только уголовного законодательства, но и гражданского законодательства, в т. ч. законодательства о банкротстве, а также налогового, арбитражно-процессуального законодательства.

21. Предлагается установить уголовную ответственность для: арбитражных управляющих при совершении преступлений, предусмотренных ст. 195— 197 УК РФ, арбитражных управляющих и руководителя временной администрации кредитной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое деяние причинило крупный ущербруководителей юридического лица, индивидуального предпринимателя или председателя ликвидационной комиссии за не обращение в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом при условии причинения крупного ущерба в тех случаях, когда такое обращение обязательноза неведение бухгалтерского учета при наличии признаков банкротства, если такое деяние причинило крупный ущерб.

22. Статья 195 УК РФ предлагается: дополнить уголовно-правовой нормой следующего содержания: «Неисполнение руководителем юридического лица, председателем ликвидационной комиссии должника или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается." — декриминализировать фиктивное банкротство, предусмотренное ст. 197 УК РФ.

23. Автор излагает основные направления по противодействию криминальному банкротству, которые должны представлять собой целостную концепцию защиты экономической безопасности государства от преступлений, связанных с банкротством, опираться на экономический прогноз, учитывать рекомендации специалистов из различных областей: правоведов, криминологов, экономистов, психологов, философов и т. д. и решать, в частности, следующие задачи:

1) формирование межведомственного координирующего центра по изучению причин преступлений, связанных с банкротством, и разработке мер по. их предупреждению, организации единой информационно-аналитической работы по комплексному изучению, систематизации и обобщению данных о преступлениях, связанных с банкротством, по анализу эффективности применения законодательства по противодействию этим преступлениям;

2) создание совершенной правовой основы противодействия преступлениям, связанным с банкротством, базирующейся на нормах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства;

3) организации центров по специальной профессиональной подготовке лиц, занимающихся профилактикой правонарушений в сфере несостоятельности, для чего потребуется разработать целевые программы подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов;

4) разработка методических рекомендаций для правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с банкротством;

5) создание системы координации усилий всех правоохранительных и государственных органов;

6) организация работы по пропаганде эффективных форм противодействия преступлениям, связанным с банкротством, разъяснение антигосударственной сущности преступлений, связанных с банкротством, освещение противоправного характера различных способов совершения преступлений в сфере несостоятельности;

7) организация системы материально-технического обеспечения органов, занимающихся профилактикой преступлений, связанных с банкротством, повышения уровня материального обеспечения сотрудников, создание информационного банка данных правоохранительных и контролирующих органов, содержащего полные сведения о преступлениях, связанных с банкротством, и практических мерах борьбы с ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (UN Convention Against Transnational Organized Crime): (15 ноября 2000 года) // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 40. — Ст. 3882.
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 43. — Ст. 4190.
  3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 33. -Ст. 3349.
  4. Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов: приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 1 сентября2004 г. № 233 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. — № 39 — С. 8−24.
  5. Положение о Федеральной регистрационной службе: утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315 // Собрание законодательства РФ. 2004.-№ 42. — Ст. 4110.
  6. Положение о проведении деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом: утверждено постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 365 // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 26. — Ст. 2662.
  7. Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа: утверждены постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 26. — Ст. 2664.
  8. Правила проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов: утверждены постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 366 // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 26. — Ст. 2663.
  9. Сведения о преступности в сфере экономики за январь-декабрь 20 022 005 г. Раздел 1. Единый отчет по МВД: Форма 1 А. Кн. 84. — Т. 3. — М.: ГИЦ МВД России, 2005.
  10. Сведения о преступлениях, зарегистрированных на территории Приволжского федерального округа за январь-декабрь 2003−2005 г.: Единый отчет по МВД. М.: ГИЦ МВД России, 2005.
  11. Статистические данные отдела по координации деятельности и аналитической работе следственного управления Следственного комитета при МВД России по Приволжскому федеральному округу. Н. Новгород, 2003.
  12. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. — М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1995. — 317 с.
  13. , М.И. Сущность права: (современное нормативное правопо-нимание на грани двух веков) / Михаил Иосифович Байтин. Саратов: СГАП, 2001.-413 с.
  14. , П.Д. Правовые основы банкротства / Петр Давидович Баренбойм. -М.: Белые альвы, 1995. 194 с.
  15. , Ч. О преступлениях и наказаниях / Чезаре Беккариа- пер. Ю. М. Юмашев. -М.: Стеле, 1995. 303 е.: ил.
  16. , С.С. Основы уголовной политики: (конституционный, уголовно-правовой и информационный аспекты) / Сергей Семенович Босхолов. -М.: ЦентрЮрИнфоР, 2004. 301 с.
  17. , A.M. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права / Юрий Владимирович Васильев. -М.: Юрид. лит., 1976. 264 с.
  18. , Б.В. Экономические преступления / Борис Владимирович Волженкин. СПб.: Юридический Центр Пресс, 1999. — 296 с. — (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса).
  19. , Л.Д. Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификация: науч.-практ. пособие / Гаухман, Л.Д., Максимов, С.В. М.: ЮрИнфоР, 1995. — 90 с.
  20. , А.С. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / А. С. Горелик, И. В. Шишко, Г. Н. Хлупина. Красноярск, 1998. — С. 124.
  21. Гуц, Д.О. Банкротство-инструмент исполнения денежных обязательств: практ. пособие / Дмитрий Олегович Гуц. М.: Приор: эксперт, бюро, 1998.- 107 е.: ил.
  22. , А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения / Анатолий Петрович Закалюк. М.: Юрид. лит., 1986. -191с.
  23. , И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика / И. Э. Звечаровский. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.- 100 с.
  24. Истина. И только истина. Пять бесед о судебно-правовой реформе / сост. Ю. М. Хотченков. М.: Юрид. лит., 1990. — 430 с.
  25. Каз, Ц. М. Проблемы доказывания в суде первой инстанции (цели доказывания) / Циля Моисеевна Каз. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1978. -79 с.
  26. , Д.А. Философские проблемы права / Джангир Аббасович Керимов. М.: Мысль, 1972. — 472 с.
  27. , Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам / Лев Дмитриевич Кокорев. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1971.- 160 с.
  28. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Моск. гос. ун-т- под ред. Н. Ф. Кузнецовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Зерцало, 1998. -878 с.
  29. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. и вступ. ст. А. В. Наумова. -М.: Юрист, 1996. 822 с.
  30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. -М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. -XVI, 815 с.
  31. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть / под. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: ИНФРА-М- Норма, 1996.-303 с.
  32. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. / под ред. О. Ф. Шишова. М., 1998. — Т. 2.
  33. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / авт. В. К. Дуюнов и др.- под ред. Л. Л. Крутикова. М.: Волтерс Клувер, 2005.- 1080 с.
  34. Криминологические исследования в мире: сб. ст. / вступ. ст. Г. В. Дашкова. М.: Манускрипт, 1995. — 194 с.
  35. , В.Н. Право и поведение / Владимир Николаевич Кудрявцев. М.: Юрид. лит, 1978. — 191 с.
  36. , Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: Комментарий к Гл. 22 УК РФ / Наталья Александровна Лопашенко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 382 с.
  37. , И.Ю. Криминальное банкротство / Игорь Юрьевич Михалев. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.-214 с.
  38. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой / авт. Н. Н. Агафонова и др.- ред. В. П. Мозолин, М. Н. Малеина. -М.: Норма, 2004. 840 с.
  39. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. / под ред. П. Н. Панченко. Н. Новгород: НОМОС, 1996. -Т. 1.-622 с.
  40. Научно-практический постатейный комментарий к Части первой Налогового кодекса / Вадим Станиславович Буров и др. М.: Городец, 2000. -842 с.
  41. , Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву / Борис Сергеевич Никифоров. М.: Госюриздат, 1960. — 229 с.
  42. , С.В. Особенная часть русского уголовного права / С. В. Познышев. М.: Т-во Лененсон, 1912. — 499 с.
  43. Проблемы советской уголовной политики: межвуз. темат. сб. / отв. ред. А. И. Коробеев. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. — 196 с.
  44. , Е.Ю. Судьба требований кредиторов при банкротстве должника / Е. Ю. Пустовалова. М.: Статут, 2003. — 270 с.
  45. Расследование преступлений в сфере экономики: руководство для следователей / под ред. И. Н. Кожевникова.- М.: Спарк, 1998. 415 с.
  46. , В.М. Язык процессуального закона: (вопросы терминологии) / В. М. Савицкий. М.: Наука, 1987. — 288 с.
  47. Состояние законности в Российской Федерации (1996−1997): аналитический доклад. -М, 1998. С. 71.
  48. , М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / М. В. Телюкина. М.: Юрайт, 2003. — 591 с.
  49. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1997.
  50. Ю.В. Уголовно-правовая охрана авторских и смежных прав / Юрий Владимирович Трунцевский. Монография. — М., 2003. — 306 с.
  51. Ю.В. Интеллектуальное пиратство: гражданско-правовые и уголовно-правовые меры противодействия / Юрий Владимирович Трунцевский. Монография. — М., 2002. — 283 с.
  52. , И.Я. Мошенничество по русскому праву / Иван Яковлевич Фойницкий. СПб.: Общественная польза, 1871.-289 с.
  53. , А.Н. Государственный контроль над преступностью (теоретические и правовые проблемы) / Александр Николаевич Харитонов. Омск: Омск. юрид. ин-т МВД России, 1997. — 239 с.
  54. , X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2: пер. с нем. /Хайнц Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — 391 е.: ил.
  55. , А.С. Фальсификация, подделка, подлог / А. С. Шаталов, А. З. Ваксян. М.: Лига Разума, 1999. — 158 е.: табл.
  56. , К.В. Механизм правового регулирования / Константин Валентинович Шундиков. Саратов: СГАП. 2001. — 102 с.
  57. , В.Ф. Теоретические основы государственной политики противодействия экономической преступности / Владимир Филиппович Щербаков- под науч. ред. В. Д. Ларичева. Н. Новгород: Нижегор. правовая акад. -2005.- 120 с.
  58. , В.Ф. Уголовно-правовая охрана внешнеэкономической деятельности: законодательная регламентация, организационно-практические меры: Монография. Н. Новгород: Нижегор. правовая акад., 2004. — 180 с.
  59. , А.С. Имущественные права как объекты гражданский правоотношений. Теория и практика / Андрей Сергеевич Яковлев. М.: Ось-89, 2005.- 191 с.
  60. Яни, П. С. Экономические и служебные преступления / П. С. Яни. -М.: Интел-синтез, 1997. 201 с.
  61. , Л.Д.- Максимов, С.В. Преступления в сфере экономической деятельности: уч. пособие / Лев Давыдович Гаухман, Сергей Владимирович Максимов. М., 1998. — 294 с.
  62. Гражданское и торговое право капиталистических государств: учебник / отв. ред. Е. А. Васильев. М.: Междунар. отношения, 1993. — 560 с.
  63. , О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений: уч. пособие / О. Л. Дубовик. -М.: Академия МВД СССР, 1977. 76 с.
  64. Криминология: учебник для юрид. вузов / под общ. ред. проф. А. И. Долговой. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 779 с.
  65. , В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: уч. пособие / Владимир Николаевич Кудрявцев. М.: Форум ИНФРА-М, 1998.-214 с.
  66. , А.П. Методологические проблемы государственной политики противодействия налоговым преступлениям / Александр Павлович Кузнецов. Лекция. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. -67 с.
  67. , А.В. Курс русского уголовного права / Александр Владимирович Лохвицкий. СПб.: Изд. Журнала М-ва юстиции, 1867. — 135 с.
  68. , М.Н. Теория государства и права: учебник для студ. вузов / Михаил Николаевич Марченко. М.: Юрид. лит., 1996. — 432 с.
  69. Практикум по уголовному праву: уч. пособие / под ред. JLJL Крутикова. М.: БЕК, 1997. — 487 с.
  70. Российское уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. -М.: Юристъ, 1997.-493 с.
  71. Российское уголовное право: курс лекций. В 2 т. / авт.: Ю. В. Голик и др.- науч. ред. А. И. Коробеев. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. — Т. 1: Преступление. — 604 с.
  72. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов и фак. / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-Норма, 1998. — 559 с.
  73. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. -М.: Новый юрист, 1998. 766 с.
  74. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. А. И. Рарога. -М.: Триада ЛтД, 1996. 477 с.
  75. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. А. И. Рарога. -М.:ИМПЭ, 1997.-474 с.
  76. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова, Г. Л. Новоселов. М.: ИНФРА-М-Норма, 1997.-755 с.
  77. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / отв. ред. Б. В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 1996. — 559 с.
  78. Уголовное право России. Часть Общая: учебник для вузов в 2 т. / отв. ред. Л. Л. Кругликов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2005. -Т. 1.-592 с.
  79. , И.Я. Курс уголовного права. Часть особенная. Посягательства личные и имущественные / Иван Яковлевич Фойницкий. СПб.: Юрид. о-во при Петроград, ун-те- тип. М. Меркушева, 1871. — 439 с.
  80. , A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения: (социально-психологический аспект): уч. пособие / Александр Максимович Яковлев. Горький: Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1977. — 127 с. 1. СТАТЬИ
  81. , И. Передел собственности: ваша линия обороны // ЭЖ-Юрист. -2001. -№ 36, 39.
  82. , Ю.М. Проблемы индивидуальной профилактики преступлений // Пути совершенствования мер по предупреждению преступности. -М., 1988.-С. 64−70.
  83. , А. Судебные иски как способ передела собственности // ЭЖ-Юрист. 2000. — № 9.
  84. , Н.В. Исполнение обязательств третьим лицом в конкурсном производстве // Арбитражная практика. 2005. — № 12. — С.З.
  85. , Н.В. Криминальное банкротство: некоторые криминологические аспекты // Новое отраслевое законодательство: проблемы теории и практики. Н. Новгород, 2004. — Ч. 2. — С. 86−92.
  86. , Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения // Науч. тр. РАЮН. М., 2005. — С. 48.
  87. , Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения // Безопасность бизнеса. 2005. — № 1. — С. 43−44.
  88. , Н.В. Фиктивная ответственность за фиктивное банкротство // Законность. 2006. — № 1. — С. 19−21.
  89. , Т. Банкротство в современной России: результаты и практика применения / Т. Бурмистрова, А. Карелин // Право и экономика. -2004.-№ 3.-С. 7−18.
  90. Было ваше стало наше? // Экономика и жизнь. — 2001. — № 38.
  91. , В.В. Развитие российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) и практике его применения // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. — № 3. — С. 91−104.
  92. , С. Банкротство как способ уклонения от уплаты долгов // Российская юстиция. 1999. — № 1. — С. 16.
  93. , К.К. Латентная преступность в России: результаты исследования и меры борьбы // Латентная преступность: познание, политика, стратегия. М., 1993. — С. 19−38.
  94. , А.Э. Уголовная ответственность за преступления, связанные с банкротством кредитных организаций // Закон. 2005. — № 9. — С. 5863.
  95. , И. Установление субъектов ответственности за криминальные банкротства // Российская юстиция. 2002. — № 3. — С. 12−21.
  96. , И.А. Банкротство как преступление в современном уголовном праве // Государство и право. 1997. — № 11- С. 52−60.
  97. , Б. Субъекты криминальных банкротств // Законность. 2000. -№ 3. — С. 13−18.
  98. Краткая характеристика состояния преступности в России в 2000 году // Российская юстиция. 2001. — № 3. — С. 77−78.
  99. , А.П. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, место, классификация // Следователь. 1999. -№ 4. — С. 11.
  100. , О. Эффективно или фиктивно? // ЭЖ-Юрист. 2004.5.
  101. , В. Закон о банкротстве нуждается в доработке // Законность. 1999. — № 11. — С. 49−50.
  102. , В. Отграничение мошенничества от смежных составов преступлений // Законность. 1998. — № 3. — С. 39−43.
  103. , Н.А. Преднамеренное банкротство: возможна ли реальная уголовная ответственность? // Закон. 2003. — № 8. — С. 139.
  104. , В.В. Индивидуальная профилактика преступлений с учетом мотивации // Вопросы борьбы с преступностью. 1998. — Вып. 47. -С. 162−164.
  105. , С. Уголовная ответственность за невыполнение должником заемных обязательств // Законность. 1998. — № 5. — С. 10−13.
  106. , Т.И. О некоторых вопросах практики применения Закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным судом Красноярского края//Вестник ВАС РФ, — 1999.-№ 10.-С. 121.
  107. , Н. Чайка // Известия. 1999. — 12 авг. (№ 148). — С. 2.
  108. Передел в экономике: о несовершенстве Закона РФ о банкротстве. // Независимая газета. 2001.-28 сент.
  109. , О. Банкротство: инструмент рынка или злоупотребления правом? // ЭЖ-Юрист. 2000. — № 5.
  110. , О. Хорошо контролируемое банкротство // ЭЖ-Юрист. -2005.-№ 48.
  111. , Н.Н. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. М., 1938. — № 5. — С. 132.
  112. , И.П. Проблемы индивидуальной профилактики преступлений в деятельности горрайорганов внутренних дел (теоретический и прикладной аспекты) // Проблемы борьбы с преступностью в условиях столичного региона.-М., 1995.-С. 21−32.
  113. , П.М. О юридической природе целей правовых актов // Правоведение. 1971. -№ 5. — С. 28−35.
  114. Рассмотрение дел о банкротстве в 1998 году // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1999. — № 3. — С. 11−14.
  115. Рассмотрение дел о банкротстве в 1999 году // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2000. — № 3. — С. 9−12.
  116. Рассмотрение дел о банкротстве в 2000 году // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. -2001.-№ 4.-С. 16−19.
  117. Рассмотрение дел о банкротстве в 2002 году // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2003. — № 4. — С. 26−29.
  118. , Ю.С. Становление и развитие законодательства о банкротстве // Современные проблемы государства и права / под ред. В. М. Баранова, В. А. Толстика, А. В. Никитина. Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД России. — 2005. — Вып. 8. — С. 240−252.
  119. , А.Х. Преднамеренное банкротство // Законность. -2000.-№ 2.-С. 13−16.
  120. , В.Т. Понятие цели советского уголовного процесса // Правоведение. 1969. — № 4. — С. 65−70.
  121. , А. Должник-учредитель и защита прав кредиторов // Законность.- 1999.-№ И.-С. 17−18.
  122. , И.И. Криминальные банкротства: к вопросу о конкуренции норм // Следователь. 2005. — № 11. — С. 8.
  123. , О. // Экономические новости России и содружества. -2002.-№ 7.
  124. , И. Субъекты преступлений, связанных с банкротством // Российская юстиция. 2000. — № 8. — С. 41−42.
  125. , В.Ф. Соотношение понятий «уголовная политика» и «противодействие экономическим преступлениям»: теоретический анализ // Новое отраслевое законодательство: проблемы теории и практики. Н. Новгород, 2004. — Ч. 2. — С. 35−47.
  126. , В.Ф. Об итогах работы арбитражных судов в 2003 году и основных задачах на 2004 год: докл. пред. ВАС РФ В. Ф. Яковлева // Вестник ВАС РФ. 2004. — № 4. — С. 5−21.
  127. Яни, П. С. Неправомерные действия при банкротстве // Уголовное право. 2000. — № 5. — С. 12.
  128. Яни, П.С. Уголовно-правовые средства противодействия криминальному переделу собственности//Закон.-2003.-№ 8.-С. 131−134.
  129. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
  130. , В.Н. Предупреждение преступлений, совершаемых в сфере страхования: дис. канд. юрид. наук / Василий Николаевич Агрененко. -М.: Б. и., 2003. 188 с.
  131. , А.П. Предупреждение налоговых преступлений: дис. канд. юрид. наук / Александр Петрович Бембетов. -М.: Б. и., 2000. 169 с.
  132. , Н.В. Банкротство: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. канд. юрид. наук. / Наталья Викторовна Беркович. Саратов: Б. и., 2002. — 206 с.
  133. , Е.А. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве): автореф. дис. канд. юрид. наук / Елена Александровна Бондарь. -Н. Новгород: Б. и., 2002. 33 с.
  134. , JI.B. Уголовная ответственность за мошенничество: дис. канд. юрид. наук / Людмила Викторовна Григорьева. Саратов: Б. и., 1996.- 197 с.
  135. , А.В. Уголовно-правовые проблемы квалификации преступлений, связанных с банкротством: дис. канд. юрид. наук / Алексей Валерьевич Игошин. Екатеринбург: Б. и., 2004. — 175 с.
  136. , A.M. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовой и криминологические аспекты: дис. д-ра юрид. наук / Алексей Николаевич Ильяшенко. М.: Б. и., 2003. — 511 с.
  137. , И.А. Объект и система имущественных преступлений в связи с реформой уголовного законодательства России: дис. канд. юрид. наук / И. А. Клепицкий. М.: Б. и., 1995. — 200 с.
  138. , П.Н. Предупреждение преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России: дис. д-ра юрид. наук / Петр Николаевич Кобец. М.: ВНИИ МВД России, 2004. — 450 е.: ил.
  139. , А.В. Преступления в сфере несостоятельности (ст. 195 197 УК РФ): вопросы законодательной техники и дифференциации ответственности: дис. канд. юрид. наук / Александр Владимирович Кузнецов. Яро-славь: Б. и., 2004.- 176 с.
  140. , А.А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма: автореф. дис. канд. юрид. наук / А. А. Матюхин. М.: Б. и., 1983.
  141. , В.Г. Уголовно-правовая, криминологическая характеристика и предупреждение умышленных тяжких телесных повреждений: автореф. дис. канд. юрид. наук/В.Г. Манаенков.-М.: Б. и., 1991.- 44 с.
  142. , Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: дис. д-ра юрид. наук / Татьяна Владимировна Пинкевич. М.: Б. и., 2002. — 414 с.
  143. , Ю.В. Защита авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис. д-ра юрид. наук / ВНИИ МВД России- Юрий Владимирович Трунцевский. М.: Б.и., 2003. — 55 с.
  144. , М.Х. Неправомерное (преднамеренное и фиктивное) банкротство: дис. канд. юрид. наук / Мурат Хасанбиевич Хакулов. Ростов-на-Дону: Б. и., 2000. — 23 с.
  145. , О.В. Административно-правовые проблемы функционирования института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук / Ольга Викторовна Шипицина. Тюмень: Б. и., 2003.-238 с.
  146. , А.И. Предупреждение преступлений, совершаемых в банковской сфере при проведении расчетно-кредитных операций: автореф. дис. канд. юрид. наук / Александр Игоревич Яковлев. М.: Б. и., 2002. — 24 с.
  147. Яни, П. С. Актуальные проблемы уголовной ответственности за экономические и должностные преступления: дис. д-ра юрид. наук / Павел Сергеевич Яни. М.: Б. и., 1996. — 425 с.
  148. , В.Г. Экономическая преступность в современных условиях: теоретико-прикладные аспекты: дис. канд. юрид. наук / Владимир Гаврилович Ярыгин. Н. Новгород, 2006. — 214 с.
  149. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1972. — Т. 9. — 624 е.: ил.
  150. , А.Ю. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов / А. Ю. Викулин, Ш. Ш. Узденов. М.: Дело, 2002.
  151. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Владимир Иванович Даль. М.: Рус. яз., 1990. — Т. 3. — 555 с.
  152. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под ред. Н.Ю. Шведовой- АН СССР, Ин-т рус. яз. М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  153. , Н. Энциклопедия шпионажа / Н. Полмар, Т.Б. Аллен- пер. с англ. В. Смирнова. М.: Крон-Пресс, 1999. — 816 с.
  154. Словарь русского языка: В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Рус. яз., 1987.-Т. 3.-752 с.
Заполнить форму текущей работой