Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творчество Н.М. Карамзина 1780-х — середины 1790-х годов: К проблеме предромантизма в русской литературе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом < изучения в представленной диссертации является творчество Н: МКарамзина 1780-х — серединыi. 1790-х гг. Этот временной, промежуток включает в себя первую волну еще юношеского увлечения Карамзина литературой западноевропейского предромантизма: и так называемый «период «Аглаи» «, когда усиливаются предромантические тенденции в творчестве писателя. Привлекаются оригинальные художественные… Читать ещё >

Содержание

  • 0. ¡-Русский предромантизм: Итоги и проблемы изучения
  • Глава 1.
  • Эпоха предромантизма" - контекст творчества Н. М. Карамзина
    • 1. 1. Русская рецепция западноевропейского предромантизма
    • 1. 2. «Идея личности», «культ Природы», историзм -определяющие идеи эпохи предромантизма
      • 1. 2. 1. «Идея личности»
      • 1. 2. 2. «Культ Природы»
      • 1. 2. 3. Предромантический историзм
  • Глава 2.
  • Предромантические тенденции в журнале «Детское чтение» и альманахе «Аглая»
    • 2. 1. «Детское чтение для сердца и разума»: Истоки становления предромантической поэтики
    • 2. 2. Предромантические повести Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»
      • 2. 2. 1. «Остров Борнгольм»
      • 2. 2. 2. «Сиерра-Морена»
    • 2. 3. Альманах «Аглая»
  • Контекст предромантических повестей

Творчество Н.М. Карамзина 1780-х — середины 1790-х годов: К проблеме предромантизма в русской литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рубеж XVIII и XIX веков— переходная, эпоха ~ истории русской литературы, время становления и активного взаимодействия разных эстетических систем, литературных направлений. Большую роль в литературном процессе играет усвоение достижений западноевропейской-литературы. Но особенностью русской литературы обозначенного периода является' ускоренное прохождение стадий развития, соотносимых с аналогичными в европейских литературах, напластование одних литературных направлений на другие. Произведения разных национальных литератур, произведения, «разведенные» по времени их созданиячасто приходили в русскую культуру одновременно, и в новом литературном контексте, а также в новом контексте идей, философских и эстетических исканий они осознавались в единстве, обнаруживали «сближения», в них акцентировались те или иные чертыВсе это объясняет внимание исследователей к художественному методу русских писателей конца XVIII — начала XIX вв., к взаимодействию разных литературных направлений не только в целом в творчестве какого-либо автора, но и в рамках одного произведения, а также внимание к переходным эстетическим системам, одной из которых является предромантизм.

Обращение к творчеству Н. М. Карамзина в связи с проблемой предромантизма в русской литературе мотивировано рядом причин. Во-первых, представление о Карамзине как о «главе русского сентиментализма» в последнее время существенно обогащено, признано, что в рамки только сентиментализма не укладываются ни творчество писателя в полном объеме, ни тем более его мировоззренческо-философские основы. Но проблемам остается пока недостаточно изученной. Есть ряд работ, посвященных отдельным* проявлениям предромантизма и «романтизма» в творчестве Карамзина, но при таком подходе эти проявления выглядят действительно «отдельными», почти случайнымивкраплениями в общей системе его творчества, обозначаемой в целом как «сентименталистская», «выходами», «прорывами» из нее в будущий романтизм. Необходимо рассмотрение элементов предромантической¦ поэтики в системе: творчества Карамзина. Во-вторых, Карамзину в значительной степенипринадлежит заслуга усвоения русской литературой достижений* западноевропейской, он сам, ставил себе такую задачу. И среди тех новых «веяний», которым уделял внимание писатель, не последнее место принадлежит предромантическим.

Проблема предромантизма в теоретическом ее аспекте в настоящее время является одной из самых изучаемых и одновременно одной из самых спорныхв отечественной науке: С одной стороны, давно ощущается^ потребность как-то обозначить, выделить переходный этап от классицизмасентиментализма, просветительской: литературы к собственно романтизмуэтап, безусловно, обладающий своими особенностями, отличиями> от генетически связанных с ним? художественных систем. Отсюда появление таких терминов, как «предромантизм», «ранний романтизм», «ранние романтические веяния», «предромантические тенденции» и т. п. С другой стороны, ряд ученых считает, что переходные явления естественны для истории^ литературы как живого процесса, и поэтому рассмотрение предромантизма как самостоятельной системы, нецелесообразно, что тогда нужно так же выделять «предклассицизм», «предсентиментализм», «предреализм» (термины, используемые некоторыми исследователями, но как рабочие). Концепцияподобнойпереходной системы- «просветительского реализма», — выдвинутая Т. П. Макогоненко, как известно, в настоящее время не находит поддержки И! развития. Изучение же поэтики предромантизма: как определеннойсистемы в творчестве одного писателя (Карамзина) может помочь выявить и особенности предромантизма как системы, взаимодействие, его с другими художественными и философско-эстетическими системами (просветительством, сентиментализмом, романтизмом). Именно. на материале произведений ¡-Карамзина можно попытаться прояснить спорную в российской науке проблему соотношения сентиментализма и предромантизма.

Еще один аспект проблемы: понятие «предромантизм» активно используется в зарубежном литературоведении, в том числе и при изучении русской литературы, в отечественной: же науке сложилась традиция безоговорочно? применять его для западноевропейской литературы и-последовательно избегать при обращении к русской.

Введение

понятия «предромантизм» в более широкое употребление позволяет плодотворнее рассматривать русскую литературу рубежа XVIII—XIX вв. в общеевропейском контексте, что необходимо из-за обозначенной уже специфики литературного процессаТворчество" Карамзина* (соотношение переводов, оригинальных сочинений, а также высказываний о зарубежных авторах в статьях и художественных произведениях) дает богатыйматериал для выявления механизмов формирования предромантизма в русской литературе в контексте направлений и течений литературы общеевропейской.

В последнее время термин «предромантизм» по отношению к явлениям русской литературы используется: все чаще, и не только в специальных литературоведческих трудах, но и в учебной литературе и даже в массовых изданиях. Значение же его, объем понятия (период в истории литературы, литературное направление, отдельные «тенденции») остаются недостаточно проясненными. Наиболее полное на сегодняшний день теоретическое осмысление явления русского предромантизма дают работы А. В: Архиповой иВ-А. Западова. Обобщение концепции A.B. Архиповой представлено в виде статьи, ряд ее работ посвящен отдельно проблеме: историзма, а также предромантизму в русской: критике. Концепция русского предромантизма В. А. Западова вызывает ряд справедливых, на наш: взгляд, замечаний других исследователей, в частности Н. Д. Кочетковойи требует уточнений. Кроме того, она разработана на материале поэзии. Особенности проявления предромантизма в. прозе, кроме отдельных аспектов, изучены недостаточно, исключение составляет, пожалуй, готическая литература. В творчестве же Н. М. Карамзина представлены разные типы предромантической повести, поэтому целостный их анализ может быть важным и для выявления специфики жанровых разновидностей, и в свете проблемы, поэтики предромантическойпрозы.

Все вышесказанное1 определяет актуальность нашей работы как в теоретическом, так и в историко-литературном аспекте.

Объектом < изучения в представленной диссертации является творчество Н: МКарамзина 1780-х — серединыi. 1790-х гг. Этот временной, промежуток включает в себя первую волну еще юношеского увлечения Карамзина литературой западноевропейского предромантизма: и так называемый «период „Аглаи“ „, когда усиливаются предромантические тенденции в творчестве писателя. Привлекаются оригинальные художественные прозаические и поэтические произведения“ Карамзина, переводы, а также журнал „Детское чтение для сердца и разума“ и альманах „Аглая“ как целостные явления. Для наиболее детального, целостного, анализа выбраны предромантические повести „Остров Борнгольм“ и „Сиерра-Морена“. Предметом исследования: являются элементы предромантической поэтики в сист vie художественных произведений Карамзина, особенности: проявления предромантизма в творчестве писателя и соотношение его с другимихудожественнымии философско-эстетическими системами. Так как: в настоящее время нет академического полного: собрания сочинений писателя, то основным материалом i для исследования стали издания произведений в академических сериях: „Письма Русского Путешественника“ в издании серии „Литературные памятники“, стихотворенияв* большой серии „Библиотеки“ поэта», публицистика в серии «Библиотека „Любителям российской словесности. Из литературного наследия“ „и во втором томе приравненного к академическому изданию двухтомника, подготовленного Г. П. Макогоненко (1984 г.). Повести рассматриваются по последнему прижизненному изданию сочинений Карамзина 1820 г., переводы — по подготовленному автором девятитомному собранию „Переводы Карамзина“ (изд. 4-е, 1835 г.). Анализируется первое (1785−1789 гг.) и частично последнее (1819 г.) издание журнала „Детское чтение для“ сердца и разума“, первое (1794−1795) и второе (1796 г.) издания альманаха „Аглая“. Анализ произведенийпо прижизненным изданиям, а повестей „Остров Борнгольм“ и» «Сиерра-Морена» по первой редакции: в альманахе «Аглая» является длянас принципиальным, так как они отражают авторские установки именно периода 1780-х — середины 1790-х годов. Кроме того, в современных изданиях нарушен важный для Карамзина смыслообразующий слой текста, формируемыйнаписанием прописных/ строчных букв и, особенно, пунктуационнойпартитурой. Важные расхожденияразных редакций текстов анализируются особо. Привлекаемые длясравнения произведения зарубежных авторов рассматриваются, по возможностилибо по изданиям в советских академических сериях, как наиболее адекватные переводы, либо по переводам Карамзина и его современников, которые, хотя в большинстве своем и являются вольными, выполненными зачастую с переводов-посредников, но при этом отражают рецепцию иностранной литературы в русском культурном контексте интересующего нас периода: Переводы всех произведений, которые мы считаем непосредственными источникамидля произведений Карамзина, сверены с подстрочниками и разночтения анализируются.

Методологической основой диссертационного исследования являются работы таких исследователей, как F.A. Гуковский, A.B. Архипова, B.A. Западов (работы по теории русского предромантизма) — В. М. ЖирмунскийЮ.Д.Левин (принципиальный для нас подход к предромантизму, вообще к литературному направлению, как к межнациональной общности") — Ю. Д. Левин, Р.Ю. Данилевский* В. Э. Вацуро, Ю. М. Лотман (рассмотрение произведения в контексте традиции) — Н. Д. Кочеткова, Ф. З. Канунова идругие ученые томской школы (историко-литературный подход) — В. Э. Вацуро, Ю. В. Манн, Е. А. Сурков, Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, ВШмид (конкретные методики анализа текста)-: О. М. Гончарова (анализ журнала и альманаха как целостности). Исходяиз того, чтопредромантизм является переходной эстетической' системой, наиболее адекватным подходом представляется синтез структурного анализа: текста со сравнительно-типологическим, сравнительно-историческим и историко-литературным методами.

Научная' новизна, работы определяется как рассмотрением творчества Н. М. Карамзина в свете проблемы предромантизма в русской литературе1, так и методами анализа текстов, обусловленными спецификой данной проблемы, а также привлечением малоизученных источников.

Цель исследованиявыявить особенности реализации поэтики предромантизма в творчестве Н. М. Карамзина указанного периодаа в теоретическом аспекте — попытка ответить на вопрос, в какой мере можно говорить о «русском предромантизме» как определенной самостоятельной системе.

Для этого предполагается решить следующие задачи: 1) систематизировать исследовательские концепции, мнения, разрозненные суждения по проблеме предромантизма, высказанные в основном в статьях, посвященных отдельным аспектам предромантической поэтики, анализу творчества отдельных авторов;

1 Аналогичные исследования: Касаткина В. Н. Предромантизм в русской лирике. К. Н. Батюшков и Н. И. Гнедич / В. Н. Касаткина. М-, 1987. 90 е.- Сионова С. А. Поэзия М. Н: Муравьева: (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII в.): Дисс. [.] канд. филол. наук/ С. А. Сионова. Елец, 1995.243 с.

2) на этой основе выделить ведущие проблемы, выдвинутые предромантизмом, очертить круг структурно оформившихся в нем «линий» и жанров;

3) выявить специфику решения поставленных: проблем: и особенности отдельных элементов поэтики предромантизмав сравнении, с одной стороны, с предшествующими и существующими параллельно философско-эстетическими системами и литературными направлениями (просветительством, классицизмомсентиментализмом), а с другойс романтизмомвозможно, уточнить некоторые положения на основе подробного анализа текстов;

4) с опорой на работы исследователей выявить реализацию обозначенных «линий» и* поэтики предромантизма в творчестве авторов рубежа XVIII—XIX вв. (для обозначения контекста творчества Карамзина в русском литературном процессе);

5) выявить проявления предромантической поэтики в произведениях Н. М. Карамзина;

6) дать целостный анализ двух предромантических повестей;

7) путем сравнения соответствующих мотивов и образов в оригинальных и переводных произведениях Карамзина, принадлежащих к разным философско-эстетическим системам, показать их трансформацию в структуре предромантической повести;

8) показать эволюцию некоторых мотивов и образов от просветительской, сентименталистской к предромантической их трактовке в оригинальных ипереводных произведениях Карамзина.

Поставленными задачами определяется структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка< литературы. В первой главе «Эпоха предромантизма. Контекст творчества Н.М.Карамзина» решаются задачи 2−5, во второй «Предромантические тенденции в журнале.

Заключение

.

Заметным явлением литературного процесса Европы и России конца XVIIIначала XIX в. был предромантизм. Он не был осознан самими участниками как определенная целостность, и выделяется позднейшими исследователями с учетомисторико-литературнойперспективы, оформлениянаметившихся в. нем тенденций в систему нового литературного направления— романтизма. Структурно оформились отдельные жанры, «линии», движения литературы предромантизма. Но, безусловно, предромантизм в целом тоже представляет собой систему, единство которой обусловленов первую очередь, единством мировоззрения, отразившего кризис идеалов и самого типа восприятия мира эпохи Просвещения, но при этом рационалистическим способом мышления и построения образа связанную с просветительской литературой.

Анализ и первичная систематизация исследовательских концепций предромантизма, в частности, русского предромантизма, и различных исследовательских подходов к изучению литературных направлений и литературного процесса второй половины XVIII — начала XIX в. позволили выделить общие черты в тех отдельных произведениях, жанрах и «линиях», которые характеризуются учеными как «предромантические». Плодотворным оказалось сравнение направлений эстетических поисков в разных видах искусства обозначенного периода.

Наметилось три крупных «идеи» эпохи, проявившихся в философских и эстетических поисках искусства предромантизма: идея личности, идея Природы как высшей ценности и идея историзма. В круг этих ключевых «идей» вписываются все жанры и «линии» предромантизма. Ими определяется проблематика, специфика конфликта и его разрешения, сюжета (перенос внимания с событийной стороны на психологию героев, нравственные проблемы), жанровые доминанты, некоторые особенности структуры предромантических: произведений (например, обобщающая оппозиция «Природа / цивилизация», определяющая более частные («деревня / город», «поселяне / человек цивилизации», «хижина / дворец» и др.), или «варварство / просвещение», также реализуемая в ряде образов (замка, руин и др.)).

Специфика системности предромантизма определяется тем, что мышление, в том: числе и художественное, еще остаетсярационалистическим. Отсюда — жанровая система, сам / принцип сквозных тем, мотивов и образов, принцип оппозиционности, аллегоризм, устойчивая связь идей, и образов (показательным является, например, устойчивая оппозиция метафор света / тьмы), устойчивость ассоциаций. Изменение начинаетсяи- сначала: проявляется внутри этих связей — с замены приоритетов, в постепенном изменении эмоционального ореола, а затем и идейного наполнения сквозных мотивови образов. Лучшим доказательством рациональности, системности мышления эпохи предромантизма является быстрое складывание новых клише и штампов, новых «образцов» литературы.

Общей закономерностью эволюции искусства предромантизма, нам представляется движение от жанрового канона, с наложением начинающего формироваться канона литературного: направления, к индивидуальному авторскому стилю. Можно уже говорить о «стиле» предромантизма, «поэтике» предромантизма, отличных, например, от стиля и поэтики сентиментализма: разных типах героя, поэтике портрета, пейзажа т. п., — хотя и зависящих еще от жанра, но чаще уже от принадлежности к, той или иной «линии» литературы предромантизма.

Особенностью литературы предромантизма,. отличающейего от классицизма и сентиментализма, является интерес к истории и фольклору. Сравнение проявления этого интереса в литературе и других искусствах, а также сравнение с романтической литературой позволило выделить особенности предромантического историзма: — выделение типов: культур, связь образа с определенной идеей- «декорационность» исторического антуража.

Предромантическое ощущение неустойчивости, а поройи- катастрофичности мирапередается^ через особую, предромантическую,. иронию, отличную и от сентиментальной^ и от романтической:

В русскую литературу предромантизм: во многом пришел в виде готовых форм (произведений' знаковых авторов с уже устоявшимсякругом ассоциаций), хотя, безусловно, русская культура по своему мировоззрению, господствующим" настроениям была готова к принятию этих форм. Многие российские авторы рубежа XVIII — XIX вв. увлекались литературой-европейского предромантизма, писали: произведения в жанрах предромантической литературы, использовали ее темы, мотивы и образы.

Однойиз наиболее ярких фигур-русского предромантизмабезусловно, был Н. М. Карамзин. Его переводы знаковых для европейского предромантизма авторов! и произведений, были в числе первых (Шекспир,. Томсон, Оссиан), он также одним из первых стал разрабатывать жанры предромантической литературы: балладу, стихотворную богатырскую поэму, готическую повесть, причем эти поиски шли параллельно с поисками западноевропейских предромантиков.

Предромантические увлечения характеризуют уже ранний: период творчества писателя — период сотрудничества в журнале Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума». Он: переводит и упоминает имена знаковых авторов литературы предромантизма-, В его переводах и оригинальных произведениях получают предромантическую трактовку некоторые сквозные для журнала темы, мотивы и образы, например, тема смерти. Отдельные произведения «Детского чтения» являются прямыми источниками или предваряют своей поэтикой предромантические повести «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

Целостный анализ поэтики «Острова Борнгольм» и «Сиерры-Морены», совмещение методов структурного анализа со сравнительно-типологическим, сравнительно-историческим и историко-литературным, позволил выявить как особенности предромантической трактовки ряда сквозных для литературы, второй половины XVIII — начала XIX в. тем, образов и образных оппозиций, так и некоторые особенности поэтики предромантической повести, в частности, из основныхразрыв между позицией героя и автора, предромантический (в отличие от романтического) мотив Природы как высшей ценности и мерила действий человека. Такой анализ позволяет говорить о том, что, несмотря на «переходность» предромантизма в целом, I отдельные предромантические произведения отнюдь не «эклектичны», представляют собой не сумму «выходов» в романтизм и «остатков» рационалистического мышления эпохи Просвещения, а внутренне организованное непротиворечивое целое. «Историзм» обеих повестей также можно назвать предромантическим.

Впервые проведенное в нашей диссертации подробное сравнение сходных мотивов в повестях. «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» и в более ранних переводах и произведениях, которые можно считать источниками этих повестей, а также сравнение нескольких редакций позволяет частично дополнить историю создания, повестей. Выборочный анализ структуры предложений карамзинских текстов и пунктуационной партитуры показывает необходимость учитывать даже этот слой текста и, соответственно, его изменения. Сравнение с произведениями-источниками и сравнение разных редакций? позволяет также проследить процесс формирования поэтики предромантической повести и эволюцию некоторых мотивов, в творчестве Карамзина.

Контекст альманаха «Аглая» создает диалогическое дополнение мотивам и образам повестей «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», с одной стороны, разъясняя смысл этих образов, а с другой, усложняя, подчеркивая противоречивость мира и невозможность однозначного решения затронутых в произведениях альманаха философских и нравственных проблем. «Сентиментальная ирония», присущая как предшествующим, так и последующимпроизведениям Карамзина, но исключенная из повестей «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена», сменяется диалогизмомформируемым межтекстовыми связями в альманахе.

Анализальманаха «Аглая» демонстрирует принципы организации карамзинских периодических изданий, а в сравнении с «Детским чтением» — эволюцию этих принципов, особенности межтекстовых взаимосвязей в издании, отражающем «кризис» мировоззрения писателя, корреспондирующие с усилением предромантических, тенденций в его творчестве. В альманахе «Аглая» проявлением этих тенденций являются субъективизм, предромантическая ирония, мотивы разрушения, враждебности «большого мира», прихотливости авторской фантазии, уводящей в иллюзии, шекспировские и виландовские ассоциации. Показательно усиление субъективизма и иронии во второй книжке по сравнению с первой. Кроме «готической» и «испанской» предромантических повестей в «Аглае» же опубликована богатырская сказка «Илья Муромец», являющаяся ярким примером другой линиипредромантической литературы- «фольклорной», жанра сказочной поэмы с «национальным» сюжетом.

Тема «Предромантизм и творчестве Н.М. Карамзина» не может быть исчерпана: данной диссертацией. Необходимо исследование проявленияпредромантической поэтики в других произведениях писателя, расширение контекста как русской, так иевропейской литературы, вынужденно ограниченного и выборочного в настоящей работе. Сразу надо оговорить, что целью нашего исследования является не опровержение представленийо Карамзине как об одном из наиболее ярких представителей: русского сентиментализма, а изучение творчества писателя во всей его сложности, взаимосвязях с различными философско-эстетическими системами в контексте переходной эпохи конца XVIII — начала XIX в.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Словарь русских писателей XVIII века. Л.: Наука Вып. 1: А-И. 360 с- СПб.: Наука, 1999. Вып. 2: К-П. 510 с.
Заполнить форму текущей работой