Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны дидактические требования к комплексу занимательных заданий: занимательные задания должны создавать положительную мотивацию при их выполнении, усиливая интерес к инженерной и компьютерной графике, развивая образное и «операционное» мышлениезанимательные задания должны быть новы для студентов технического вуза за счет использования аналогий, метафор, сравнения и др.- задания не должны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Активизация учебно-познавательной деятельности как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в графической подготовке
    • 1. 3. Роль компьютерных технологий в процессе активизации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза на занятиях по инженерной и компьютерной графике
  • Выводы по I главе
  • Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Дидактические требования к комплексу занимательных заданий
    • 2. 2. Содержание комплекса занимательных заданий, направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности (поисковый эксперимент)
      • 2. 1. 1. Занимательные задания по черчению
      • 2. 1. 2. Обучающе-развивающие игры
    • 2. 3. Результаты поискового эксперимента
  • Выводы по II главе
  • Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЛЕКСА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
    • 3. 1. Особенности организации и проведения педагогического эксперимента в техническом вузе
    • 3. 2. Выявление влияния комплекса занимательных заданий на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза на занятиях по инженерной и компьютерной графике. ф
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментального обучения
  • Выводы по III главе

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях модернизации системы образования на одно из первых мест выдвигается дидактический принцип активности и самостоятельности обучающихся. В этой связи возникает необходимость поиска таких приемов и методов обучения, при которых формируются интеллектуальные качества личности, развиваются творческие и познавательные способности в совокупности с трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

Немаловажную роль в решении этих вопросов играет учебная графическая деятельность, направленная на продвижение обучающихся по ступеням познания, расширяя их способности предвидеть тенденции развития новых информационных и коммуникативных технологий, умении самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации.

Не менее значимы психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности, а также то, какую позицию обучающиеся занимают в педагогической ситуации — пассивную, активную или творческо-познавательную.

Особый интерес в этом плане представляют учебные графические задания с элементами занимательности. На наш взгляд, они дают возможность повысить познавательную активность обучающихся по сравнению с графическими заданиями, направленными на репродуктивную деятельность.

Наряду с этим, использование в обучении инженерной и компьютерной графике занимательных заданий позволяет выйти на такой уровень активизации учебно-познавательной деятельности, при котором студенты творчески подходят к любой графической задаче, используя различные способы ее решения.

Значительный вклад в исследование учебно-познавательной деятельности внесли психологи Б. Г. Ананьев, Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев. Разработка основных принципов, форм обучения и методов рассматривались в научных исследованиях Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина.

Вопросы познавательной активности обучающихся исследовались также Л. П. Аристовым, А. А. Смирновым, А. Умронходжаевым, И. С. Харламовым, Т. И. Шамовой. Содержание организационных форм и методов обучения графическим дисциплинам раскрывались в работах.

B.Д.Ботвинникова, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградова, В. А. Гервера,.

C.И.Дембинского, Ю. Ф. Катхановой, М. Н. Марченко, Н. Г. Преображенской, Л. М. Пыжевича, В. И. Якунина.

Познавательные возможности человека в учении выявлены Д.Б.Богоявлен-ской, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, В. С. Ильиным, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным и др.

Особенность технического мышления и построение на ее базе психолого-педагогических основ проблемного обучения изучена В. И. Загвязинским, Т. В. Кудрявцевым, И. Я. Лернером,.

А.М.Матюшкиным, М. И. Махмутовым и другими исследователями.

Общие подходы, методы, приемы и средства активизации процесса обучения изложены в исследованиях М. А. Данилова, М. И. Махмутова, Н. А. Менчинской, П. И. Пидкасистого, А. В. Усовой, О. Ф. Федоровой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной.

Вопросы методов интенсификации процесса обучения за счет учебных деловых игр, являющихся важнейшими компонентами практической дидактики и конструктивной педагогики на базе информационных технологий, в том числе дистанционного обучения, представлены в работах И. К. Ермакова, М. Н. Катханова, Н. В. Кузьминой,.

Л.Н.Матросовой, В. Л. Матросова, Е. С. Полат, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, В. А. Трайнева.

На необходимость использования специальных заданий, повышающих эффективность обучения и активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, давно указывают психологи Е.Н.Кабанова-Меллер, А. Ф. Эсаулов, В. В. Чебышева, И. С. Якиманская.

Исследования, доказывающие влияние различных видов графических задач на повышение уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающихся отражены в работах: И. А. Воротникова (занимательные задачи по проекционному черчению) — В. А. Гервера (творческие задачи) — Е. Т. Жуковой (задачи на реконструкцию изображений) — Ю. Ф. Катхановой (графические задачи прикладного характера с элементами дизайна) — Е. И. Корзиновой (интегрированные задания) — Г. Р. Кима, Л. Н. Коваленко, М. М. Хасенова (задачи на преобразование изображений) — М. Н. Марченко (задания — «подсказки»), Н. Г. Михайлова (задания с элементами художественного конструирования) — М. И. Овсяника (задания на разметку) и другие.

Вместе с тем, занимательные задания по инженерной и компьютерной графике, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов технических вузов не были предметом специального исследования. Не разработаны также интенсивные методы обучения, содействующие развитию творческо-активной личности, адаптированной к будущей профессиональной работе.

Противоречие между возросшими требованиями к развитию творческо-активной личности будущего инженерно-технического работника и отсутствие интенсивных педагогических технологий, влияющих на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза, обозначило общую проблему исследования.

Актуальность и недостаточное отражение в научно-методической литературе интенсивных методов и средств обучения в техническом вузе определило тему настоящего исследования: «Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике».

Анализ состояния проблемы позволил сформулировать цель исследования: выявить и теоретически обосновать дидактические возможности комплекса занимательных заданий, а также эффективность интенсивных методов обучения на повышение уровня активности учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза на занятиях по инженерной и компьютерной графике.

Объект исследования: процесс обучения студентов технического вуза инженерной и компьютерной графике.

Предмет исследования: комплекс занимательных графических заданий и интенсивные технологии, используемые при обучении студентов технического вуза инженерной и компьютерной графике.

Гипотеза исследования: активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе изучения инженерной и компьютерной графики будет наиболее эффективна, если:

— используется специально разработанный и адаптированный к специфике обучения в техническом вузе комплекс занимательных заданий, направленный на формирование образного и «операционного» мышления (задания — «ассоциации», творческие задания с элементами моделирования и конструирования средствами компьютерных технологий и др.);

— применяются интенсивные технологии обучения, включающие в себя специальные методы: объяснительно иллюстративно-опорныйре-продуктивно-воссоздающийпроблемно-поисковыйпроблемно-коммуникативныйисследовательско-игровой и др.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических и методических исследований, посвященных проблеме активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Выявить средства активизации учебно-познавательной деятельности и определить роль компьютерных технологий в процессе активизации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза на занятиях по инженерной и компьютерной графике.

2. Уточнить методические основы активизации учебно-познавательной деятельности. Разработать комплекс занимательных заданий, направленный на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также определить дидактические требования к комплексу занимательных заданий. Провести поисковый эксперимент с целью выявления влияния этого комплекса на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся школ в процессе обучения черчению, рассмотреть возможности включения занимательных заданий в традиционный курс инженерной и компьютерной графики.

3. Экспериментально проверить влияние комплекса занимательных заданий и интенсивных методов обучения на повышение познавательной активности студентов технического вуза в процессе изучения инженерной и компьютерной графики.

Методологической основой исследования являются: положения теории и практики о сущности обученияпсихологические и педагогические закономерности активизации учебно-познавательной деятельностинаучно-методические рекомендации ученых и педагогов по вопросам развития творческо-активной личности в процессе обучениясовременные инновационные концепции образовательного процессаисследования отечественных и зарубежных педагогов по общим и частным вопросам методики обучения различным учебным дисциплинам.

Методы исследования:

• теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования (диссертаций, монографий, учебных программ, учебников, учебных пособий и др.);

• изучение и анализ практики обучения инженерной и компьютерной графике в вузах;

• наблюдение за учебной деятельностью студентов технического вуза на занятиях по инженерной и компьютерной графике;

• беседы с учителями школ, студентами художественно-графического факультета, учащимися;

• анкетирование;

• педагогический (поисковый, обучающий и контролирующий) эксперимент.

Этапы исследования:

На первом этапе (1993;1995 гг.): проводилось изучение педагогического опыта и специальной литературы по проблеме исследованиявыявлялись подходы, методы и средства активизации познавательной деятельности студентов художественно-графических и технических вузов в процессе изучения графических дисциплинанализировалось и обобщалось состояние исследуемой проблемы в практике работы различных учебных заведенийопределялась роль компьютерных технологий в процессе активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

На втором этапе (1996;1998гг.): разрабатывался и систематизировался комплекс занимательных заданий, определялись требования к комплексу занимательных заданийтеоретически обосновывались и определялись уровни познавательной активностипроводился поисковый эксперимент по выявлению влияния комплекса занимательных заданий на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

На третьем этапе (1999;2001гг.): проводилось экспериментальное обучение с использованием интенсивных технологий, включающие специальные методы обучения, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов технического вузаопределялось влияние комплекса занимательных заданий на качество и эффективность усвоения студентами курса инженерной и компьютерной графикианализировались и обобщались результаты экспериментального обученияподводились итоги исследования.

На четвертом этапе (2002;2003 гт.) систематизировались и обобщались результаты экспериментального исследования, осуществлялось его оформление в виде кандидатской диссертации.

На защиту выносятся:

1. Комплекс занимательных заданий, содействующий активизации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе обучения инженерной и компьютерной графике.

2. Интенсивная технология обучения, включающая объяснительно иллюстративно-опорный, репродуктивно-воссоздающий, проблемно-коммуникативный, проблемно-поисковый и исследовательско-игровой методы, активизирующие учебно-познавательную деятельность студентов технического вуза в процессе изучения инженерной и компьютерной графики.

Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Выделены основные признаки познавательной активности:

— познавательный интерес;

— доминирующий вид познавательной деятельности;

— волевые качества обучающихся;

— проявление самостоятельности в решении задачи.

— знания, умения и навыки, формируемые в процессе решения занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике.

2. Определены четыре уровня познавательной активности:

1) нейтральный — характеризующийся непроизвольным восприятием учебного материала;

2) воспроизводящий — где, в основном, происходит запоминание новых и воспроизведение усвоенных понятий и положений;

3) интерпретирующий — требующий от обучающихся переосмысливания и видоизменения привычных действий в свете новых знаний.

4) творческий — обеспечивающий практическое применение знаний, умений и навыков в новых условиях, где обучающиеся самостоятельно определяют недостающие или лишние данные в работе и демонстрируют нетрадиционные способы решения поставленной задачи.

3. Доказано влияние комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике (задания — «ассоциации», творческие задания с элементами моделирования и конструирования, выполненные средствами компьютерных технологий и др.), направленного на формирование образного и «операционного» мышления и активизирующего учебно-познавательную деятельность студентов технического вуза.

4. Разработаны дидактические требования к комплексу занимательных заданий: занимательные задания должны создавать положительную мотивацию при их выполнении, усиливая интерес к инженерной и компьютерной графике, развивая образное и «операционное» мышлениезанимательные задания должны быть новы для студентов технического вуза за счет использования аналогий, метафор, сравнения и др.- задания не должны выполняться по готовым образцам, а прогнозировать новые способы их выполнения, в которых необходимы догадка, ориентация на перспективы познания, углубления и совершенствование имеющихся знаний и уменийзадания должны быть вариативны для проявления у студентов самостоятельности при их выполнении и повышения уровня познавательной активности. задания должны иметь противоречия, заставляя студентов разрешать их, проявляя волевые усилия и интеллектуальное напряжение. 5. Разработана и экспериментально проверена интенсивная технология обучения инженерной и компьютерной графике, включающая специальные методы:

— объяснительно иллюстративно-опорный;

— репродуктивно-восоздающий;

— проблемно-коммуникативный;

— проблемно-поисковый;

— исследовательско-игровой.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в разработку психолого-педагогических положений активизации учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в обучении инженерной и компьютерной графике путем создания научно-обоснованных методических рекомендаций по активизации учебно-познавательной деятельности.

Предложенные в данном диссертационном исследовании интенсивные методы обучения, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности, а также экспериментально апробированный комплекс занимательных заданий могут служить основой для дальнейшей теоретической разработки методических основ совершенствования учебно-познавательной деятельности в процессе обучения инженерной и компьютерной графике в технических и педагогических вузах, а также в специальных учебных заведениях, основной и старшей школы.

Практическая значимость состоит в том, что разработанный комплекс занимательных заданий может быть использован на занятиях по инженерной и компьютерной графике в технических вузах, а также в школьной практике обучения черчению. Результаты исследования включены в лекционные и практические занятия со слушателями курсов повышения квалификации при ИГЖ РО г. Караганды, факультетах технологии и предпринимательства, художественно-графических факультетов специальности «Дизайн», а также могут быть использованы при переподготовке педагогических кадров технических институтов и университетов. Кроме того, разработанное учебно-методическое пособие «Нетрадиционные подходы к обучению черчению» может быть использовано в школьной практике обучения черчению с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Достоверность исследования подтверждается результатами исследовательской и экспериментальной работы, выразившимися в более высоком уровне познавательной активности и поисковой деятельности студентов технических вузов, внедрением в практику разработанных методических рекомендаций и их положительной оценкой со стороны преподавателей вузов, учителей школ, а также слушателей курсов и факультетов повышения квалификации.

Апробация работы. Материалы теоретического исследования и результаты экспериментальной работы докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях и научно-методических семинарах кафедры начертательной геометрии и черчения Карагандинского педагогического института (1991;1995 гг.), кафедры графики Карагандинского государственного университета (1995;1997 гг.), кафедры графических информационных систем, кафедры инженерной графики Нижегородского государственного технического университета (2001;2002 гг.) — кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета (1996;2003 гг.).

Экспериментальной базой был художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета, факультет автоматизации машиностроения и физико-технический факультет Нижегородского государственного технического университета, школа № 3, № 32 г. Караганды, школа для одаренных детей «Дарын» г. Темиртау, школа № 29 г. Нижнего Новгорода. Всего экспериментальным исследованием было охвачено более 500 обучающихся.

Внедрение результатов исследования в практику работы вузов и школ осуществлялось посредством публикаций (12 статей и тезисов, учебно-методического пособия «Нетрадиционные подходы к обучению черчению» по проблеме исследования, общим объемом более 8 п.л.) — выступлений с докладами на научно-методической конференции «Вопросы совершенствования подготовки кадров для работы в условиях рыночной экономики» (г. Караганда, Кооперативный институт, 1993 г.), Межвузовской научно-практической конференции (г. Челябинск, ЧГТУ, 1993 г.), Научно-методическом семинаре по проблемам инновационной деятельности (г. Темиртау, гимназия № 1, 1997 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития» (г. Москва, Mill У, 2002 г.), Международной научно-практической конференции по графическим и информационным технологиям и системам (г. Нижний Новгород, НГТУ, 2002 г.), Всероссийской научно-методической конференции «Информационные технологии в учебном процессе» (г. Нижний Новгород, НГТУ, 2002 г.) — отдельные результаты исследования были внедрены в практику работы школы для творчески одаренных детей «ДАРЫН» (г. Караганда, 1997 г), школ № 3, № 1, № 97 (г. Караганда, 1997 г.), школ № 29, № 139 (г. Нижний Новгород, 2002 г.), областного института переподготовки и повышения квалификации учителей ИЗО и черчения (г. Караганда, 1997 г.), Нижегородского государственного технического университета на специальностях немеханического профиля,.

Московского педагогического государственного университета на художественно-графическом факультете специальности «Дизайн».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержит 181 страницу основного машинописного текста, 10 таблиц, 33 рисунка.

Список литературы

насчитывает 264 наименования, 4 приложения составляют 30 страниц.

Выводы по III главе.

1. Обучающий педагогический эксперимент дал основание считать, что введение в учебный курс инженерной и компьютерной графики заданий с элементами занимательности существенно влияет на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов. Уровни познавательной активности выявлялись по пяти признакам: познавательный интереспреобладающий вид познавательной деятельностипроявление волевых качествуровень самостоятельностиуровень знаний, умений и навыков. На основе экспериментального исследования установлено, что занимательные задания по инженерной и компьютерной графике, выполняемые студентами с помощью графической прикладной программы AutoCAD значительно повышают познавательную активность по сравнению с традиционными графическими заданиями.

2.Результаты экспериментальной проверки влияния комплекса занимательных заданий на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов показали, что предъявление обучающимся занимательных заданий с применением прикладной программы AutoCAD должно предваряться выполнением традиционных графических работ.

3. В результате экспериментального обучения выявлено, что оптимальное использование организационных форм, методов и средств обучения обеспечивает активизацию учебно-познавательной деятельности студентов за счет реализации индивидуальных возможностей и способностей испытуемых, интенсификации процесса обучения и сотрудничества по достижению цели деятельности. Активность обучаемых проявляется в большей степени, когда преподаватель не только передает знания и формирует умения традиционными способами, но и применяет интенсивные технологии обучения, направленные на формирование творческо-активной личности.

4. Использование графических заданий с элементами занимательности при обучении студентов инженерной и компьютерной графике способствует повышению уровня познавательной активности по сравнению с традиционными графическими заданиями, позволяет выйти на такой уровень обучения, когда студенты творчески подходят к решению задачи, требующей проявления высокой познавательной активности.

Введение

занимательных заданий обеспечивает не только повторение, закрепление и систематизацию ранее изученного учебного материала, но и способствует активно воспринимать новый, развивает интерес к предмету.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности показал, что в настоящее время накоплен достаточно большой опыт по активизации познавательной деятельности обучающихся, однако, проблема активизации учебно-познавательной деятельности как в теоретическом, так и в практическом плане весьма актуальна. Но в связи с тем, что большинстве исследований нет единства по многим аспектам данной проблемы, нами было сформулировано следующее определение понятия активизации учебно-познавательной деятельности, исходя из рассматриваемой нами проблемы исследования: активизация учебно-познавательной деятельности — это модернизация известных видов учебной работы по обеспечению у обучающихся сознательного и целенаправленного познавательного интереса к получению новых знаний посредством занимательных заданий, например, на занятиях по инженерной и компьютерной графике.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования удалось выделить условия возникновения познавательной активности на занятиях по инженерной и компьютерной графике. Было теоретически обосновано и научно подтверждено положение о том, что активизация учебно-познавательной деятельности проявляется в большей степени за счет оптимального сочетания интенсивных методов обучения, обеспечивающих сознательное и целенаправленное проявление потребности к учению.

2. Предварительным этапом обучающего эксперимента в техническом вузе был поисковый эксперимент в школе, который ставил своей целью сформировать комплекс занимательных заданий на основе разработанных требований к нимвыявить реакцию обучающихся к таким заданиямопределить, какие занимательные задания и какие виды обучения наиболее способствуют активизации учебно-познавательной деятельности.

Так как предметом исследования являются занимательные задания, активизирующие познавательную деятельность студентов технического вуза, в школьной практике обучения черчению был апробирован отобранный комплекс занимательных заданий, для того, чтобы определить условия, при которых познавательная активность обучающихся проявляется в большей степени.

В результате проведенной поисковой работы была отобрана система занимательных заданий, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности и позволяющая учитывать индивидуальные возможности и способности каждого обучающегося.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило, что занимательные задания активизируют познавательную активность учащихся при изучении школьного курса черчения, а также доказало, что занимательные задания с творческой направленностью позволяют реализовать интерпретирующий и творческий уровень активности познавательной деятельности школьников.

Рост уровня сформированности знаний и активности мышления школьников в контрольных и экспериментальных классах фиксировался по успешному решению графических заданий соответствующего уровня. Прочность знаний определялась по длительности их сохранения и воспроизводимости в процессе решения заданий.

Таким образом, на основании наблюдения уроков, бесед с учителями черчения и результатов анкетирования, мы получили подтверждение тому, что занимательные задания активизируют мыслительную деятельность, создавая проблемную ситуацию и вызывая интерес учеников к ее разрешению.

3. Характерными особенностями занимательных заданий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся является наличие противоречия между исходными данными и требованием задания. Теоретический анализ научно-методических исследований показал, что средства обучения на печатной основе могут выполнять функцию организации учебно-познавательной деятельности при планировании их содержания с учетом следующих дидактических требований к системе занимательных заданий:

— задания должны быть включены во все стадии обучения, с использованием занимательных аналогий, метафор, сравнения и др.;

— занимательные задания должны создавать положительную мотивацию при их выполнении, развивая образное и «операционное» мышление;

— занимательные задачи должны быть новы и интересны для обучающихся;

— в содержании заданий должны быть предусмотрены различные способы их выполнения с целью повышения уровня учебно-познавательной деятельности обучающихся;

— занимательные задания должны быть направлены на постепенный переход от репродуктивной деятельности до проявления творчества в процессе их решения;

— задания должны быть вариативны для проявления у обучающихся самостоятельности при их выполнении.

На основании выделенных требований было разработано учебное пособие «Нетрадиционные подходы к обучению черчению», содержащее различные по своей направленности занимательные задания, сопровождающиеся рекомендациями методического характера по их применению на занятиях.

4. По результатам поискового эксперимента, подтвердившим влияние комплекса занимательных заданий на повышение качества знаний учащихся, приобретении ими опыта поисковой и творческой деятельности и, следовательно, активизации учебно-познавательной деятельности, мы установили, что занимательные задания могут быть использованы на занятиях по инженерной и компьютерной графике в техническом вузе.

Важной и необходимой частью курса инженерной компьютерной графики является эффективность и качество обучения. Студенты должны уметь воспроизводить в своей памяти изученный ранее материал и использовать его как в учебных, так и в практических целях. Кроме того, качество усвоения материала по инженерной и компьютерной графике связано с рациональным подбором учебных графических задач, активизирующих познавательную деятельность студентов и развивающих их творческую активность.

Проанализировав экспериментальные занятия по инженерной и компьютерной графике, мы выявили, что активизация учебно-познавательной деятельности проявляется в большей степени, когда преподаватель не только передает знания и формирует умения традиционными способами, но и применяет интенсивные технологии обучения, направленные на формирование творческо-активной личности.

От преподавателя во многой степени зависит как обучающиеся относятся к предмету, насколько интересно представлен учебный материал и какие создаются условия для формирования познавательной потребности и познавательного интереса в процессе обучения инженерной и компьютерной графике. Использование графических заданий с элементами занимательности при обучении студентов инженерной и компьютерной графике способствует повышению уровня познавательной активности по сравнению с традиционными графическими заданиями, позволяет выйти на такой уровень обучения, когда студенты творчески подходят к решению задачи, требующей проявления высокой познавательной активности.

Введение

занимательных заданий обеспечивает не только повторение, закрепление и систематизацию ранее изученного учебного материала, но и способствует активно воспринимать новый, развивает интерес к предмету.

В свою очередь, различные методы работы, например, проблемный метод, ассоциативно-сопоставительный, метод занимательных аналогий повышают успешность обучения, целью которых является развитие пространственного мышления студентов, формирование их творческой, познавательной и инженерно-конструкторской зрелости.

Приоритетное направление в обучении графическим дисциплинам может быть отдано способам представления учебного материала. Мы имеем ввиду задачи занимательного характера, игровые ситуации, задания с элементами моделирования и конструирования. В них должны быть предусмотрены такие вопросы, ответы на которые можно дать не только на основе полученных знаний, но и активно используя ассоциативное мышление, интуицию, информацию, связанную с различными видами деятельности человека.

В данном случае ориентиром на поисковую деятельность является связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и опытом студентов, проявляющихся в процессе решения комплекса заданий с элементами занимательности, творческого проектирования и конструирования.

Как показала экспериментальная проверка новые приемы и подходы к подаче учебного материала вызывают у студентов повышенный интерес, формируют поисковую учебно-познавательную деятельность, развивают творческий потенциал, помогают становлению их профессиональных умений.

5. Согласно гипотезе нашего исследования, использование в процессе обучения инженерной и компьютерной графике занимательных заданий активизирует учебно-познавательную деятельность студентов. Как показала экспериментальная проверка компьютерные средства обучения являются также важным условием активизации учебнопознавательной деятельности обучающихся, а включение занимательных заданий позволяет интенсифицировать процесс обучения инженерной и компьютерной графике с использованием прикладного пакета программ AutoCAD.

Здесь необходимо еще раз сказать о том, что учебно-познавательная деятельность не может осуществляться только индивидуально. Она предполагает сочетание групповой и коллективной форм организации учебно-познавательной деятельности, являющихся основными и необходимыми факторами, которые в наибольшей степени способствуют активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Организация и планирование отношений между студентами с различными уровнями познавательной активности способствует реализации цели обучения — развивать средствами инженерной и компьютерной графики логическое мышление, творческий потенциал, познавательную активность будущих инженерно-технических работников и умение работать в коллективе.

Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по инженерной и компьютерной графике в техническом вузе.

В перспективе исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности, может быть продолжено в направлении создания новых форм обучения инженерной и компьютерной графике, например, организации дистанционного обучения студентов на основе интерактивных компьютерных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. Ред. Г. И. Щукина.-Л., 1984, — 143 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для слушателей ФГЖ, директоров общеобразовательных школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. Г. И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
  3. Актуальные вопросы совершенствования графической подготовки учащихся: Сб. научн. тр. НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР. / Под ред. А. Д. Ботвинникова. М.: НИИ СиМО, 1980. -123 с.
  4. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задач: Дисс. .канд. психолог, наук М., 1975.- 154 с.
  5. Г. С. Алгоритм решения изобретательских задач. -М., 1973. -216 с.
  6. Г. С. Творчество как точная наука. — М.: Советское радио, 1979. 175 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности, Казань, Изд-во КГУ, 1988. -237 с.
  9. М.М. О структуре познавательной деятельности // Вестник высшей школы, 1988. -№ 6. -С.31−35.
  10. Ю.Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. -М.: Педагогика, 1984. —297 с.
  11. П.Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение. — Алма-Ата, 1980. —207 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М., 1989. —368 с.
  13. З.Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977. —167 с.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987.-78с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. /Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 556 с.
  16. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-48 с.
  17. Г. А. Теория учебных задач. Психол.-пед. аспект. -М.: Педагогика, 1990.-183с.
  18. А.Ю., Герра Р. Г. / Под ред. Стефанюка B. J1. Компьютер обретает разум. М.: Мир, 1990. — 240 с.
  19. С., Бойков В. Автоматизированный динамический анализ одно из важнейших направлений подготовки инженеров-механиков // САПР и графика. — М.: Компьютер пресс, 1998. — № 3, -С. 14−16.
  20. З.В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков. — М.: Педагогика, 1986. -146 с.
  21. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. -344 с.
  22. Е.П. Методика решения задач на конструирование /Школа и производство. 1992. № 2 , — С.72−73.
  23. П.И. Практическая направленность задач на конструирование /Школа и производство. 1991.- № 2, С.62−63.
  24. .А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. — Минск, 1983. —224 с.
  25. М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы// Педагогика. 1996. — № 4. — С.23−27.
  26. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. —М.: Высш. шк., 1970. — 300 с.
  27. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1988. -160 с.
  28. В.И. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-215 с.
  29. А., Волков А., Мотовилов В. Autodesk-технология: эффективное вложение средств./ САПР и графика, — № 8, 1997. С. 63−65.
  30. Д.Б. Пути к творчеству. —М.: Знание, 1981. — 96 с. 31 .Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Отв. ред. Б. М. Кедров. Ростов н /Д.: Изд-во Рост, инта, 1983.-173 с.
  31. A.A. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. -328 с.
  32. А.Д. Сборник задач по черчению: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1973. 224 с.
  33. А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1983. -128 с.
  34. А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. -191 с.
  35. A.B. Мышление : деятельность, процесс, общение. — М., 1985.
  36. Я.А., Королёв В. Новые разработки для образования. //ИНФО.1993. № 2, — С.5−7.
  37. Е.А. Уроки черчения в 8 классе. -Минск: Народная асвета, 1975. -127 с.
  38. A.A. Два источника повышения качества преподавания и проблема знаково-контекстного обучения .//Вопросы повышения качества подготовки специалистов. — М., 1984. — С.73−85.
  39. A.A. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  40. В.М. Проблемное обучение в высшей школе. — Киев, 1977.-94 с.
  41. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. — Киев, 1985. —175 с.
  42. М. Продуктивное мышление. /Пер. с англ. Вступ.ст. В. П. Зинченко. -С. 5−26- Под общ. ред.С. Ф. Горобова, В. П. Зинченко. -М.: Прогресс, 1987. -335 с.
  43. В.Н. Организация и проведение уроков черчения в школе. Минск: Госуд. учеб. педаг. изд-во, 1967. — 99 с.
  44. Вопросы теории и методики преподавания черчения и начертательной геометрии в пединституте и в средней школе // Межвузовский сборник научных трудов.- М.: Ml ПИ имени В. И. Ленина, 1987.-136 с.
  45. Вопросы познавательной деятельности учащихся //Сборник научных трудов. -М.: МГ11И им. В. И. Ленина, 1982. -129 с.
  46. Н.Г. Формирование познавательной активности учащихся в процессе решения геометрических задач: Дис. .канд. пед. наук. М., 1989. -180 с.
  47. И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1990. 130 с.
  48. Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова и В .Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1982. С. 138−142.
  49. Т.В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 199профессионального обучения.- М.: Изд-во МГУ, 1979. -155 с.
  50. М.А. Теоретические основы формирования творческой личности в процессе политехнической подготовки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. —М., 1985. -32 с.
  51. В.А. Творческие задачи. М.: Просвещение, 1991. —146 с.
  52. Т., Машбиц Е. И. Психологические проблемы эффективности применения компьютеров в учебном процессе.// Вопросы психологии. 1989, МЗ, — С. 105.
  53. В. Зеркальный мир: Пер. с нем. /Перевод Здорик Т. Б. и Фельдмана Л.Г.- Под ред. И. И. Шафрановского. -М.: Мир, 1982.
  54. А.Е. Методические основы активизации познавательной деятельности учащихся 5−9 классов в курсе технологии: Дис. .канд. Пед. Наук. М., 2001.- 258 с.
  55. А.Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера: Дис.канд. пед. наук. — М., 1993.-191 с.
  56. .А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
  57. И.В. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе обучения двухмерной компьютерной графике: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 2002. -26 с. 51 .Гальперин П.Я.проблемы-120 с.
  58. С.И. Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся: Дис.канд. пед. наук. -М., 1995. — 167 с.
  59. В.В. Системные основания образовательной технологии. — М., 1995.-135 с.
  60. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. -327 с.
  61. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  62. В.В. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1990. -183 с.
  63. В.В. Теория развивающего обучения . — М.: Интор, 1996. -541 с.
  64. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991, № 6.
  65. Деловые игры и методы активного обучения. Межвузовский сборник научных трудов, Челябинск, 1993. — С.6−7.
  66. В., Пружинин А. Всё познаётся в сравнении // Мульиммедиа и цифровое видео, 1996. № 3. — С.43.
  67. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1995. -39 с.
  68. К. Социально-психологические аспекты взаимодействия с компьютерными обучающими средами // ИНФО. 1997, № 8, -С. 103−108.
  69. Другие берега. Английский графический феномен ждёт исследования//КомпьюАрт, 1998. С.28−38.
  70. В.Б. Система формирования и развития познавательного интереса школьников в процессе обучения черчению. Дис. .канд.пед.наук.-Смоленск, 2000.-173 с.
  71. В.В., Моминбаев Б. К., Нартя В. И. Совершенствование подготовки инженерно-педагогических кадров профтехобразования Казахстана. — Алма-Ата, 1992.- 180 с.
  72. В.И. Организация самостоятельной работы студентов //Методика преподавания в техническом вузе. Таганрог, 1974. — Вып. 42.-С. 179−192.
  73. E.JI. Совершенствование контроля учебно-познавательной деятельности студентов. Автореф. .канд. пед. наук. — Минск, 1999. -21 с.
  74. A.B. Концепция информатизации образования. //ИНФО. 1988, № 6, С.3−8.
  75. Игры обучение. Тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского// В семи книгах. — М.: «ЭНРОФ», 1995. Кн.6, 7 -88 с.
  76. JI.A. Научные основы подготовки учителя к конструированию содержания учебных предметов: Монография.-Алматы, Гылым, 1995.-192 с.
  77. Т.И. Актуальные проблемы высшей школы//Новое в теории и практике обучения, — М., 1979, вып.4 С.11−28.
  78. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.
  79. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. -М.: Просвещение, 1968.-283 с.
  80. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200 с.
  81. И.П. Структура и формирование интеллектуального компонента в творческой деятельности учащихся. —М.: Просвещение, 1986. -78 с.
  82. С.У. Новый подход к развитию политехнического образования // Советская педагогика. -1990. -№ 10.- С.48−53.
  83. Кан- Калик В. А. основы профессионально-педагогического общения. Учебное пособие. М., 1987. -256 с.
  84. М.Н. Активные формы обучения и эффективность подготовки специалистов в техническом вузе. /Активные методы обучения студентов вузов. -JL: ЛТА, 1985. —126 с.
  85. М.Н., Свиридова Н. Г., Коровин В. М. Интенсивная технология обучения и преподаватель технического вуза. Часть 1. ЧГТУ, Челябинск, 1993. 203 с.
  86. Ю.Ф., Корзинова Е. И. Техническая графика: учебно-методическое пособие для студентов худ.-граф. факультетеов. — М., 1992. -93 с.
  87. Ю.Ф. Поэзия начертательной геометрии. — Воронеж: ВИСИ, 1992.-105 с.
  88. Ю.Ф. К вопросу конструирования учебной информации. /Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1991.-М.: МПГУ, 1992. -С.162−164.
  89. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов ХГФ в графической деятельности: Дис. .докт. пед. наук. -М., 1994. 503 с.
  90. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. /Анализ зарубежного опыта/ Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. —176 с.
  91. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. № 2.
  92. М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика, 1998. № 1.
  93. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках . М., 1994. — 224 с.
  94. Л.Н. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения черчению. Дис.канд. пед. наук, -М., 1988. 190 с.
  95. М.С. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопросы псих. № 1,1992. С. 138−146.
  96. Концепция использования НИТ в организационно-методическом обеспечении учебного заведения //РОСЦИО- /Науч. рук.: Ваграменко Я. А., отв. Исп.: Роберт И.В./ М., 1992. — 17 с.
  97. Конценпция информатизации образования / Под ред. А. Ершова. — М, 1988.-124 с.
  98. Е.И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов ХГФ: Автореф. дис. канд. пед. наук. —М., 1992. — 16 с.
  99. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Екатеринбург, 1995. — 83.с.
  100. Н.М., Ребейко И. М. Активные методы обучения и воспитания и их влияние на мотивационную сферу учащихся. // Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 1983. — С.26−32.
  101. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журнал. -1982. -№ 6. -С.35−44.
  102. А.Ю. Опыт использования информационных технологий в школах Великобритании. — М.: Информатика и образование, 1997. — 24 с.
  103. А. Система информатизации высшей школы России. //ИНФО, 1993. № 2. — С.3−5.
  104. Т.В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач. — М.: Педагогика, 1975. —304 с.
  105. Е.В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5−6 классов в обучении математике. Дис.канд. пед. наук, М., 1997. — 228с.
  106. JI.C. Активизация учения: сущность и содержание. // Педагогика, 1994. № 1. — С.7−12.
  107. В.Л. Дидактические условия формирования инженерно-графических умений и навыков студентов технических вузов: Автореф. дис.канд. пед. наук, — Киев, 1984. -16 с.
  108. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валчус, 1980. —334 с.
  109. В.П., Орлов В. А. Психодидактические аспекты развивающего обучения // Педагогика, 1996. № 6.
  110. А.Н. Деятельность, сознание, личность. —М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  111. А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы философии, 1972. -№ 9.- С.95−108.
  112. И.Я. Деятельностная теория — основа создания новых новых технологий. М., 1990.
  113. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-185с.
  114. И.Я. Проблемное обучение . М.: Знание, 1974. -64 с.
  115. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Педагогика, 1981. -186 с.
  116. Г. Занимательные задачи на разрезание./ Пер. с англ. Ю. Н. Сударева. Под ред. и с послесл. И. М. Яглома. — М: Мир, 1977. -256 с.
  117. Н.П. Откуда берутся изобретатели. — М.: Педагогика, 1977. -78 с,
  118. О. Что такое авторизированное обучение? // КомпьютерПресс, 1977.-№ 9.-С. 13.
  119. Д.А., Сухов A.B. Фрагменты компьютеризированного учебника для контроля знаний. // ИНФО, 1995. № 3. — С.91−97.
  120. .Ф. Основы инженерной психологии: Учебное пособие для ВТУЗов. -М: Высшая школа, 1977. -335 с.
  121. А.К. Формирование мотивации учения: Пособие для учителя /А.К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990.-191 с.
  122. М.Н. Технология обучения технической и компьютерной графике. Учебно-методическое пособие. — М.: Ml ЛГУ, Кубанский гос. ун-т, 2001. -142 с.
  123. М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности (на материале обучения студентов художественно-графическогофакультета технической и компьютерной графике): Автореф. дисдокт. пед наук. — М., 2002. — 39 с.
  124. В.Л., Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. Т.1. — М.: Прометей, 2000. -354 с.
  125. Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. М.: Магистр, 1996. — с.
  126. Л.Н. Деловая игра как эффективное средство подготовки учителя. — М.: Прометей, 1991. с.
  127. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М.: Знание, 1977. — 44 с.
  128. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол., 1982. -№ 4.- С.5−17.
  129. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества//Психол. журн., 1984. -№ 1.- С.9−17.
  130. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1978. 208 с.
  131. М.И. Принцип проблемности в обучении //Вопр. психол. -1984.-№ 5.- С.30−36.
  132. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. -368 с.
  133. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  134. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. -192 с.
  135. Е.И. Психологический анализ учебной задачи // Советская педагогика, 1973.- № 2. С.53−58.
  136. Е.И. Анализ структуры учебной деятельности // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тез. научн. сообщений. Ч.З. -М., 1983. С.518−520.
  137. H.A. Задача // Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т.2.- С.62−66.
  138. H.A. Психологическая проблема активности личности в обучении // Материалы к научной конференции учёных-педагогов социалистических стран. M., 1971С. 1 -11.
  139. Методика обучения черчению / В. Н. Виноградов, В. В. Степакова и др. Под ред. Е. А. Василенко. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  140. И.В. О необходимости использования компьютерных технологий при изучении курса «Техническая графика» // Научные труды Mill У, серия: Гуманитарные науки, М.: Прометей, 1977. -С.281−282.
  141. Н.Г. Курс черчения с элементами художественного конструирования: Программно-тематическое планирование учебных занятий .- Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994.-120 с.
  142. Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов). Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -196 с.
  143. В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978. -46 с.
  144. В.А. Психология конструкторской деятельности. М., 1983. ?
  145. И. Эвристические методы в инженерных разработках. Пер. с нем., Радио и связь. -140 с.
  146. P.A. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности студентов // Проблема развития познавательной активности студентов. — Казань: КГУ, 1980. — С. 359.
  147. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  148. Новые методы и средства обучения // Педагогическая технология. Под ред. В. П. Беспалько. М.: Знание, 1989, — вып.2. — 100 с.
  149. Л.Я. Возможности новых компьютерных технологий в образовательном процессе. // Научные труды Ml И У, серия: Гуманитарные науки, М.: Прометей, 1997. С.283−284.
  150. А.Я. Использование компьютера для контроля знаний при изучении черчения. // Научные труды МПГУ, серия: Гуманитарные науки, М.: Прометей, 1997. С.280−281.
  151. Л.Я. Технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике: Дис. канд. пед. наук. М, 2000.-218 с.
  152. М.И. Обучение приёмам преобразования формы предметов при решении графических задач с технологическим содержанием. Дис. Канд. пед. наук. -М., 1989, -167 с.
  153. A.A., Корзинова Е. И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя графики учебного модуля образовательной области «Технология» в среднейобщеобразовательной школе. — M.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.-96 с.
  154. Л.В. Пути активизации поисково-познавательной деятельности на уроках черчения. // Научные труды Mill У, серия: Гуманитарные науки, М.: Прометей, 1997. С.282−283.
  155. И.П. Мозг и психика // Избр. психологические труды. — Москва-Воронеж, 1996. 347 с.
  156. C.B. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании средств информационных и коммуникационных технологий. -М.: «Про-пресс», 1998. — 120 с.
  157. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.- 602 с.
  158. Я.И. Занимательная геометрия / Под ред. Б. А. Кордемского. 2-изд. — М.: Физматгаз, 1959. — 303 с.
  159. Н.П. Компьютерная графика и анимация как средство Медиаобразования. Диссканд. пед. наук. М., 1997. -156 с.
  160. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М.: МПУ, 1996. — 269с.
  161. В.Я. Деловые игры : разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — с.
  162. К.К., Голубев Г. Г. Психология. — М.: Высшая школа, 1973. -255 с.
  163. Е.Е. Вопросы создания интегрированных сред компьютерной геометрии и графики в САПР и АСНИ. Дис.канд.техн.наук. Н. Новгород, 1994. — 167 с.
  164. В.П. Психологические условия развития творческой мотивации студентов педвуза в учебно-познавательной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1987, — 170 с.
  165. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед.учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996. -432 с.
  166. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н. И. Чуприковой: Науч.-исследоват. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
  167. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1959. — С.5.
  168. А.И. Основы инженерного творчества. — М.: Машиностроение, 1988.—361 с.
  169. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983. — С.3−14.
  170. М.М. Управление качеством образования. — М., 2000.
  171. М.М. Как развивать педагогическое творчество // Серия Педагогика и психология, № 1, Знание, 1987.
  172. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. M., 1996. —440 с.
  173. Психологическая диагностика: проблемы и исследования // под ред. K.M. Гурвича. М., Педагогика, 1981, -232 с.
  174. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. M., 1990. — 494 с.
  175. JI.B. Психологические аспекты проблемного обучения. — М., 1983.- С.35−72.
  176. И.В. и др. Методические указания по профилактике переутомления студентов вузов при работе с видеотерминалами. /Минздрав СССР. М., 1988, С. 45.
  177. И.В. Современные информационные технологии в образовании ¡-дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа -Пресс, 1994. 205 с.
  178. И.В. Какой должна быть обучающая программа? // ИНФО, 1986. № 2 — С.90−95.
  179. Э.Т., Соколова Т. Ю., Шандурина Г. Ф. Инженерная и компьютерная графика. М.: ДМК Пресс, 2000. — 592 с.
  180. В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. //ИНФО, 1987.- № 3 С.89−96.
  181. С.Л. Основы общей психологии : Учебное пособие для выс. пед. учебных заведений и ун-тов. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  182. И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки школьников: Дис.канд. Пед.наук. М., 1987. -124 с.
  183. Ю.А. Психология и педагогика Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. 277 с.
  184. М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  185. М.Н. Методология и методика педагогических исследований : В помощь начинающему исследователю. — М.: Педагогика, 1986. -152 с.
  186. Э.Г. Педагогические основы применения компьютерных дидактических курсов в учебном процессе ВУЗа. Дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1991. — 195 с.
  187. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. -308 с.
  188. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. —М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  189. В.А. Аксиологические основания образования // Сластенин. М., 2000. — С. 180−194.
  190. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.
  191. A.M. Информационные аспекты решения задач. / В кн. Новые исследования в педаг. науках. — М., Педагогика, 1978. С.7−9.
  192. С.Г., Суворова Н. С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах : Справочник. — М.: Машиностроение, 1984. —352 с.
  193. Н.Ф. Познавательная деятельность как объект управления // Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. — М.: МГУ, 1975. 343 с.
  194. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 134 с.
  195. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  196. О. Авторизованный учебный центр Steepler Graphics Center: учитесь графике у профессионалов // Компьютер-Пресс. -1999. -№ 9 С.40−41.
  197. О. Компьютерная графика в России. Пять студенческих лет //Компьютер-Пресс. -1999. № 7.- С. 16−40.
  198. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: педагогика, 1979.- 208 с.
  199. Э.Д., Терехов В. А. Исследование креативности как свойства мышления // Вопросы психологии познавательной деятельности. — М, 1979. — С.20−27.
  200. Теоретические основы создания оптимальных систем средств обучения. /Под ред. Е. С. Полат, М.: Ротапринт НИИШОТСО АПН СССР, 1989.-122 с.
  201. O.K. Структура мыслительной деятельности. — М.: Политиздат, 1979. -115 с.
  202. O.K. Психология мышления. М., 1984 — 272 с.
  203. O.K. Информационная и психологическая теории мышления. // Вопросы психологии, 1974, № 6 С.39−47.
  204. Трактовенко И.A. AutoCAD 2002. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.-816 с.
  205. В.А., Матросова Л. Н., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Том 2. Теория и методология учебных деловых игр. — М.: Прометей, 2000. — 257 с.
  206. С.И. Поиски решения задачи. —М.: Просвещение, 1969. 280 с.
  207. Уваров A.C. AutoCAD 2002 для конструкторов. М.:ДМК Пресс, 2002. -320 с.
  208. А.И. Учебное задание и его типы // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1983. № 2.- С.32−35.
  209. А. Активизация познавательной деятельностиучащихся в процессе обучения черчению : Автореф. дис. канд.пед. наук. М, 1978 — 16 с.
  210. Унт И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса // Советская педагогика. М., 1971. № 11.- С.46−51.
  211. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. -М., 1986. -590с.
  212. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием / Под ред. Е. Э. Смирнова. Томск: ТПИ, 1984. -105 с.
  213. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984.-80 с.
  214. JI.M., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса: Метод, разраб./ АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. -М.:Б. Изд., 1990.-60 с.
  215. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. -224 с.
  216. М.М. Развитие способности школьников к мысленным преобразованиям предметов по изображениям: Учебное пособие. — Алма-Ата: «Рауан», 1992. -136 с.
  217. И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям // Советская педагогика, 1986. № 4. С.62−67.
  218. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. / Под ред. Д. В. Чернилевского. — М.: «Экспедитор», 1996.-288 с.
  219. Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки студентов: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1988. -17 с.
  220. Д.В. Особенности общения учащихся с компьютерной программой на занятиях по технической графике // Научные труды Mi 11 У, серия: Гуманитарные науки, М.: Прометей, 1998. — С.354−356.
  221. С.М. Политехническое обучение. — М.: Высшая школа, 1978.-251 с.
  222. О.П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению. Дисс. докт. пед. наук, М., 1997. — 454 с.
  223. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
  224. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  225. Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика, 1971. № 10. — С. 1825.
  226. Т.И. К вопросу о методах преподавания и учения // Советская педагогика, 1974. № 1. С.40−50.
  227. Т.И. Дидактический принцип активности в современной школе // Советская педагогика, 1977. № 7. С. 13−20.
  228. В.Л. Возможности интенсификации // Вестник высшей школы, 1987. -№ 6. С.47−49.
  229. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.:ВЛАДОС, 1995. -544 с.
  230. О.Б. Педагогические условия воспитания у студентов активной познавательной позиции: Автореф. дис.канд. пед. наук. — М., 1989. -15 с.
  231. Л.Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002. 145 с.
  232. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1979. -160 с.
  233. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1986. -144 с.
  234. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика, 1983. № 11. -С.46−51.
  235. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1983. — 223 с.
  236. А.Ф. Психология решения задач. — М.: Высшая школа, 1972. -215 с.
  237. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. — JL: 1979. -200 с.
  238. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач: Дис.докт. психол. наук. — М., 1974. — 550 л
  239. Э.Г. Системный подход деятельности. М.: Наука, 1978.- 93 с.
  240. И.С. Развивающее обучение-М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  241. И.С. Личностно-ориентированное обучение современной школе. М., 1996. — 98 с.
  242. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.- 317 с.
  243. Baldwin Т., Stevens McVoy D., Steinfield С. Convergence. Integrating media, information and communication. London, Sage Publications, 1996.
  244. Benthall J. Science and Technology in Art Today//Thames and Hudson, 1972.
  245. Blair P. Animation: learn how to draw animated cartoons. California, 1981.
  246. Cohen H. When Machines Can Generate Images Faster Than You Can Pull Edition, Who Will Belong to the World Print Council? Доклад на конференции всемирного совета полиграфистов в Сан-Франциско 15 мая, 1982.
  247. Greenberg D. Et al. The Computer Image. — Reading, Mass//Addison Wesley, 1982.
  248. Guy Julier. The Thames and Hudson ENCYCLOPEDIA of 20th CENTURY DESIGN AND DESIGNERS. London: The Thames and Hudson Ltd, 1993.
  249. Jones M. Mass media education, education for communication and mass communication research. Leicester, 1984.
  250. Masterman L. The development of media education in Europe in 1980th. Strass., 1988.
  251. McLuhan M. Understanding media. London, Routledge, 1995.
  252. Media education. Paris: UNESCO, 1984.
  253. Petrova N. Computer animation in the educational system of Russia / Proceedings of the East-West International Conference on Multimedia, Hypermedia and Virtual Reality. Moscow, 1994, c. 139−141.
  254. Tardy M. Le professeur et le images. Paris.: Presses Universitaires de France, 1973.1. Г'1. Анкета-шкала
  255. Ф.И.О., группа, курс, факультет)
  256. Просьба ответить-проранжировать варианты ответов в том порядке, в котором вы считаете необходимым:
  257. Мотивы изучения инженерной и компьютерной графики Значимость мотива
  258. Хочу быть полезным обществу №
  259. Изучаю компьютерную графику, чтобы получить хорошую оценку №
  260. Занимаюсь, т.к. это престижно №
  261. Хочу получить одобрение преподавателя №
  262. Хочу получить глубокие знания №
  263. Хочу усовершенствовать свои умения в способах черчения №
  264. Хочу получить прочные умения и навыки, которые пригодятся в дальнейшей работе №
  265. Хочу быть в числе первых студентов в группе №
  266. Хочу избежать неприятностей со стороны родителей №
  267. Хочу подготовиться к избранной профессии №
  268. Люблю думать над сложными вопросами, решать трудные задачи №
  269. Хочу усвоить современные способы работы №
  270. Люблю познавать новое, необычное №
  271. Обязан изучить данную дисциплину, т.к. она включена в учебный план №
  272. Усвоение навыков работы на компьютере даёт больше уверенности в трудоустройстве №
  273. Освоение работы на компьютере помогает в учёбе, развивает инженерное мышление №
  274. Освоение работы на компьютере рекомендуется квалификационной характеристикой №
  275. Хочу избежать неудовлетворительной оценки №
  276. Современный человек должен быть образованным № 20 Просто интересно №
Заполнить форму текущей работой