Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационные основы формирования и развития регионального потребительского рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно отметить принятые меры, направленные на быстрое, активное развитие производства товаров народного потребления. Экономическая политика, акцентирующая всю систему мер и экономических рычагов на подъем отечественного производителя, не имеет альтернативы. Поскольку само государство сегодня не обладает достаточными финансовыми ресурсами для поддержки даже самых эффективных и быстроокупаемых… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.:.:.:.з
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РЕГИОНЕ
    • 1. 1. Факторы и условия формирования потребительского рынка
    • 1. 2. Институциональная среда формирования потребительского рынка
    • 1. 3. Современные особенности становления регионального потребительского рынка
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
    • 2. 1. Территориально-функциональная система регионального рынка потребительских товаров и услуг
    • 2. 2. Межрегиональные и внешнеэкономические взаимосвязи региона
    • 2. 3. Анализ и оценка конъюнктуры регионального рынка потребительских товаров и услуг
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
    • 3. 1. Управление региональным потребительским рынком на основе маркетинга и логистики
    • 3. 2. Повышение уровня привлекательности и конкурентной среды регионального рынка товаров и услуг

Организационные основы формирования и развития регионального потребительского рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические реформы в России охватили все сферы и отрасли экономики, в том числе и сферу обращения товаров и услуг. Высокие темпы развития рынка, широкое проникновение всего многообразия рыночных форм в процесс продвижения товаров и услуг к потребителю оказывают влияние как на объемы и структуру производства товаров и услуг, так и на уровень их потребления населением.

Практика последних лет опровергла представления о рациональности сложившихся принципов и методов управления региональным рынком товаров и услуг. Организационные и экономические инструменты, хорошо зарекомендовавшие себя в стабильной экономике развитых стран, далеко не всегда и не везде связаны с успехом в нашей действительности. Структура и объем потребительского рынка в современных условиях зависят от организации потребительского рынка и структуры платежеспособного спроса населения. Вместе с тем, многообразие федеральных, региональных и отраслевых: нормативно-правовых актов, сложившаяся система организации рынка товаров и услуг не позволяют быстро реагировать на изменения окружающейсреды в условиях динамичного развития рыночных отношений и нарастания потребительского спроса. В этих условиях возникает необходимость совершенствования традиционных форм организации и взаимодействия субъектов регионального рынка. В то же время, сохранение эффективных форм организации и управления отраслями сферы услуг, накопленных в первые годы переходного периода, обусловливает целесообразность их использования в перспективе.

Обоснованное совершенствование механизма регионального управления рынком товаров и услуг должно осуществляться в рамках общегосударственной модели экономического развития, но с учетом региональной специфики формирования и развития потребительского рынка.

В настоящее время, в условиях регионализации экономики, проблемы формирования, функционирования и развития рынка товаров и услуг оказались социально значимыми, но наименее изученными. Именно эти обстоятельства делают поиск новых организационных форм и путей совершенствования экономических отношений в сфере производства и реализации услуг на региональном уровне актуальным.

Степень разработанности темы. Процесс специализации и концентрации производства, имевший место в XIX веке, привел к необходимости изучения пространственных аспектов производства, распределения, обмена и потребления товаров. В настоящее время научное экономическое сообщество располагает множеством теорий и концепций функционирования региональных рынков — начиная с основ теории размещения производства и сферы обращения (Й. Тюнен, В Лаунхардт, А. Вебер) и заканчивая разработкой теории экономического пространства (У. Айзард, Т. Райнер). Большой вклад в развитие теории региональной экономики внесли: А. Смит, Д. Риккардо, В. Кри-сталлер, Э. Хекшер, Б. Олин, А. Гротевальд, М. Чисхолм, О. Энглендер, Э. Гувер, А. Лёш, X. Бос, Я Гамильтон и другие. В числе основных трудов по теории общественного блага, «человеческого капитала», социальной эффективности следует отметить публикации Г. Шульца, Г. Беккера, Д. Грейсона, Д. Гэлбрэта, В. Леонтьева, Г. Джоунза, М. Леви, Ж — Ж Ламбена.

Одним из первых отечественных ученых-экономистов, который еще в 60-х годах обосновал необходимость изучения рынка на региональном уровне, был основатель научной школы регионального воспроизводственного процесса д.э.н., профессор Р. И. Шниппер. Наиболее активными его последователями среди отечественных регионалистов являются: И. Александров, Н. Баранский, А. Гранберг, В. Немчинов, Н. Некрасов, А. Пробст, Ю. Саушкин, Я. Фейгин и другие.

Основные идеи, связанные с разработкой концепции и методических подходов к анализу и прогнозированию региональных рынков (в том числе и рынка потребительских товаров и услуг) были востребованы только в конце 80 — начале 90-х годов XX века.

Некоторые проблемы формирования и регулирования регионального потребительского рынка отражены в работах следующих авторов: Новоселова A.C., Бутова В. И., Арженовского И. В., Кетовой Н. П., Морозовой Г. А., Николаевой Т. И., Тамбиева А. Х., Панкратова Ф. Г. Хруцкого В.Е.

Несмотря на наличие многочисленных разработок по проблемам рынка, не получили должного изучения региональные особенности формирования рынка товаров и услуг, а также методы анализа и выработки стратегических направлений его развития. Изучение современных проблем развития региональных рынков товаров и услуг позволит с позиций новых теоретических подходов получить практические результаты, обеспечивающие устойчивое развитие потребительского рынка региона.

Цель и задачи. Цель диссертационной работы — разработка направлений и организационных мер по стабилизации и развитию регионального потребительского рынка.

Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Исследовать современные особенности формирования регионального потребительского рынка;

2. Определить условия эффективного развития регионального потребительского рынка;

3. Обосновать стратегические направления развитая регионального потребительского рынка;

4. Разработать методику оценки привлекательности регионального потребительского рынка;

5. Конкретизировать и оценить факторы, влияющие на конкурентную среду регионального потребительского рынка.

Объектом исследования является рынок потребительских товаров и услуг региона.

Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений, складывающихся в процессе формирования, функционирования и развития регионального рынка потребительских товаров и услуг.

Теоретической и методологической основой исследования явились общеэкономические законы, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, теории региональных рынков, анализа социальных и экономических процессов, маркетинга и логистики в сфере рынка услуг, а также существующий отечественный и мировой опыт развития рыночных отношений. В основу исследования положена информационная база, включающая: нормативные документы, регулирующие функционирование рынка товаров и услуг, показатели социального и экономического развития региона, результаты социологических опросов и т. д. Специфика изучаемых проблем потребовала использования в диссертации методов системного анализа, экономико-статистического и графического моделирования, методов экспертных оценок и др.

В работе использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, материалы органов государственной статистики РФ, данные областного комитета государственной статистики по исследуемой проблеме.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выявлены, систематизированы и проанализированы проблемы развития регионального потребительского рынка — слабость развития инфраструктуры, неразвитость торговой сети на территории региона, транспортная недоступность объектов обслуживания и др. (стр. 52−53, 72−73). Установлена зависимость развития регионального потребительского рынка от транспортной доступности торговых объектов (стр. 74), предложена схема совершенствования существующей сети обслуживания на, основе определения транспортной доступности объектов обслуживания и с учетом потребностей населения (стр. 75, 78−79).

2. Уточнена совокупность организационных условий, необходимых для эффективного развития регионального потребительского рынка, в том числе: сбалансированность экономических интересов и ответственности региональных органов управления, хозяйствующих субъектов — производителей потребительских товаров и услуг и населения, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей, стабильность налоговой и тарифной политики, развитие информационной и маркетинговой поддержки и др. (стр. 60, 80, 109−110).

3. Показано, что перспективным стратегическим направлением развития регионального потребительского рынка является формирование системы управления на основе маркетинга и логистики (стр. 115). Обоснована экономическая целесообразность создания Департамента маркетингово-логистического управления потребительским рынком региона как структурного подразделения регионального Министерства экономики, определена его организационная структура и содержание деятельности, в том числе с использованием Интернет-маркетинга (стр. 116−119). Адаптировано содержание и принципы логистики к условиям развития регионального потребительского рынка (стр. 122−123).

4. Предложены алгоритм и методика интегральной оценки привлекательности регионального потребительского рынка по пяти группам факторов (устойчивость рынка, характер спроса, конкуренция, торговая сеть, транспортная доступность), характеризуемых в совокупности двенадцатью показателями-индикаторами. Разработана автоматизированная программа получения интегральной оценки привлекательности регионального потребительского рынка (стр. 136−140).

5. Усовершенствована методика интегральной оценки конкурентной среды регионального потребительского рынка с учетом следующих групп факторов: организационно-правовые формы субъектов рынка, институциональная структура рынка, пространственная организация, формы и методы государственного регулирования, каждый из которых характеризуется показателями-индикаторами. Разработана автоматизированная программа получения интегральной оценки конкурентной среды регионального погребительского рынка (стр. 141−142).

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволят рассматривать региональный рынок потребительских товаров и услуг как единый территориальный комплекс с позиций оптимизации управления, и как следствие — повысить уровень жизни населения.

Результаты исследования могут быть использованы:

1. При проведении исследований региональных рынков, обеспечении более полной и достоверной информацией органов местного и регионального управления.

2. Для развития сети объектов сферы услуг и обеспечения равноценных условий обслуживания и снабжения товарами населения через рационализацию размещения объектов торговли и обслуживания, а также развития транспортного сообщения между населенными пунктами и дорожного строительства.

3. При принятии управленческих решений на основе маркетинговой оценки рыночной конъюнктуры с использованием принципов логистики.

В редакторе электронных таблиц Microsoft Excel автором была разработана программа по расчету интегральной оценки уровня привлекательности и конкурентной среды регионального потребительского рынка. Данная методика была апробирована в администрации Кстовского района Нижегородской области.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В диссертации содержится 32 таблицы и 26 рисунков.

выход.

Маркетинговые посредники (партнеры).

1 Торговые объединения региона Межрегиональные (федеральные) организации Рекламные агентства Торгово-посреднические организации Транспортные организации.

Рис. 1.10. Модель маркетинговой потребительским рынком системы управления региональным товаров, анализ внешней и внутренней среды, определение потребностей населения, оценка конкуренции и т. д. Контроль: обязательного ассортимента товаров и услуг, анализ претензий и нарушений прав потребителей, проверка соответствия товаров ГОСТам и т. д.);

• управление сбытом и распределением товаров (Организация: оптовой и розничной торговли, товародвижения, инфраструктуры и т. д. Планирование: товарных запасов, дополнительных услуг, разработка прогнозов конъюнктуры рынка и сбыта товаров и т. д. Контроль: анализ выполнения планов реализации и товарооборота, анализ эффективности торговли и т. д.);

• управление рекламой и стимулированием сбыта товаров (Организация: региональной пресс-службы, рекламных агентств, ярмарок, выставок и т. д. Планирование: рекламно-сбытовой стратегии, рекламного бюджета и т. д. Контроль: анализ выполнения программ, оценка эффективности мер и т. д.);

• оперативное управление региональным потребительским рынком.

Система маркетингового управления региональным потребительским рынком не может существовать без хорошо спланированных и разработанных маркетинговых исследований. Как и все составляющие маркетингового управления рынком, маркетинговые исследования проходят три этапа: организация, планирование, контроль (рис. 1.11).

Организация маркетинговых исследований — это, в первую очередь, определение методов исследования, а также формирование системы маркетинговой информации. Система маркетинговой информации — система слежения, сбор информации, рыночные исследования, анализ информации, банк информации, распространение информации — является основой для принятия управленческих решений при планировании маркетинговых исследований. Формирование рыночных отношений выдвигает повышенные требования к составу и качеству информации как для нужд государственного управления, так и для хозяйствующих субъектов, функционирующих в новых условиях. Существующее положение вещей не удовлетворяет этим требованиям. Необходимо формирование единого информационного пространства России. Единое информационное пространство должно охватывать также предприятия и организации, где и создается первичный маркетинговый информационный продукт — сама маркетинговая информация.

Управление маркетинговыми исследованиями.

1 Г ' 1 г 1 г.

Организация исследований Планирование исследований Контроль и координация исследований.

1 г 1 г Г.

Субъект исследования Проблемы исследования Оперативный контроль.

Объект исследования Цели и задачи Установление «обратной связи».

Виды исследования Программа исследования.

Принятие решения по координации и корректировке.

Методы исследования Смета расходов.

Рис. 1.11. Функциональная модель управления маркетинговыми исследованиями.

Планирование маркетинговых исследований включает следующие элементы: выделение проблем исследования, формулирование целей, разработку программы (плана) и расчет сметы расходов на исследование.

Определение проблем — это формулирование предмета исследования, т. е. начальный этап планирования. Формулирование проблем сопровождается постановкой конкретных целей, достижение которых и приводит к решению выделенной проблемы.

После формулирования проблем и установления конкретных целей исследования необходимо наметить пути, этапы и последовательность действий для их достижения, т. е. разработать план (программу) исследования.

Последним элементом планирования маркетинговых исследований является расчет сметы расходов. Особенность маркетинговых расходов состоит в том, что результат в маркетинге крайне редко достигается в момент осуществления тех или иных мер или сразу после их окончания. Обычно эффект можно ожидать через некоторое время;

Контроль и координация исследований осуществляется через оперативный контроль выполнения исследований. При неэффективности выполнения исследований принимается решение по корректировке исследований.

Такая модель маркетингового управления потребительским рынком региона позволит вырабатывать управленческие решения, основываясь на знании реальной ситуации на рынке, а также контролировать их выполнение и результаты.

Глава 2 Анализ и оценка функционирования регионального. рынка потребительских товаров и услуг.

2.1. Территориально-функциональная система регионального рынка потребительских товаров и услуг.

Основной целью социально-экономического развития региона является улучшение качества жизни населения. Развитие регионов это не только объективный процесс, который происходит под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Это еще и субъективный процесс, испытывающий на себе воздействие управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации.

На региональном рынке происходит согласование интересов хозяйствующих субъектов — производителей, посредников, потребителей. Эти интересы затрагивают всю систему условий развития экономики региона. Формирование регионального рынка должно осуществляться с учетом функций и особенностей различных типов субъектов региональных рыночных отношений.

Следует отметить, что рыночные отношения являются не единственно возможным средством регулирования взаимоотношений субъектов в региональной экономике. Деятельность субъектов регулируется системой экономических, административных и правовых норм. Поэтому главными функциями региональных органов управления являются организация и координирование рыночных процессов, создание благоприятных условий для всех субъектов регионального хозяйства.

К примеру, министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области решает следующие задачи [129]:

• прогнозирование социально-экономического развития области и территорий, координация федеральных и региональных целевых программ;

• разработка программы действий Правительства Нижегородской области по социально-экономическому развитию региона, разработка и реализация стратегических планов развития области, территорий и отраслей экономики;

• разработка методов и механизмов регулирования экономических процессов в области, обеспечения стабильного социально-экономического развития территорий, развития их экономической базы, повышения благосостояния населения;

• разработка и осуществление основных направлений развития внеэкономических связей Нижегородской области, обеспечение координации международных и внешнеэкономических связей предприятий и организаций области, содействие интеграции в международную систему разделения труда;

• совершенствование нормативно-правовой базы федерального, областного уровня по обеспечению стабильного социально-экономического развития области;

• разработка, реализация, сопровождение мероприятий по привлечению инвестиций в развитие экономики области, развитие туризма как приоритетной отрасли экономики области;

• создание эффективных инструментов и разработка методических рекомендаций по проведению региональной инвестиционной, налоговой, бюджетной и финансовой политики области, по созданию и поддержанию макроэкономических и точечных условий экономического роста;

• информационно — аналитическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области;

• разработка и координация мероприятий по формированию методологии, методов и механизмов реализации мер по экономии и конкурсному распределению бюджетных средств;

• разработка и реализация мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона;

• реализация государственной политики в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;

Ov ы.

D S О к" s о.

•3 v: я.

— В о s з I.

S Й й «в.

Й ° ш.

О вз Sc w.

О *.

Oi о s es о S.

S I s ¦о В.

CD.

• координация и разработка мероприятий по реализации единой политики в сфере цен и тарифов;

• координация деятельности по регулированию естественных монополий в регионе;

• реализация государственных функций по лицензированию отдельных видов деятельности.

Структура министерства экономики Нижегородской области представлена на рис. 2.1 [129].

Администрацией области разработаны административные меры по стабилизации потребительского рынка, например, контроль за вывозом с территории области продовольственных товаров первой необходимости с оперативным принятием мер по его результатам, включая лишение лицензий фирм, действующих в ущерб интересам жителей областиорганизация системы торговли жизненно важными лекарственными препаратами.

В качестве экономического регулятора деятельности рынка можно назвать введение единого налога на вмененный доход. Напомним, Нижегородская область — пионер в применении ЕНВД. Порядок действия единого налога на вмененный доход на территории области регламентируются Законом Нижегородской области «О едином налоге на вмененный доход» от 22 июня 2000 года № 112−3. На территории Нижегородской области единым налогом охвачены все сферы деятельности, подпадающие под действие этого налога.

Важным результатом Нижегородской инновации стало возникновение в сфере налогового взаимодействия бизнеса и власти отношений и практики партнерства. В случае несогласия с заключением налогового органа по расчету единого налога налогоплательщик вправе обратиться в согласительную комиссию по единому налогу. В результате спорные вопросы разрешаются без прохождения процедуры судебного разбирательства. Указанные комиссии являются по своей природе гражданскими, т.к. чиновники всякого рода составляют не более 50% от общего состава. В среднем удовлетворяется половина всех поданных заявлений. Средняя величина снижения налога на одно обращение налогоплательщиков в комиссию составляет 20%.

Таким образом, единый налог на вмененный доход «по-нижегородски» — это социально и экономически эффективно действующая модель передачи части традиционно государственных полномочий местному самоуправлению.

• Организационноэкономические действия органов управления Нижегородской области по отношению к торговле всегда были довольно благоприятными. В области не было попыток принудительного ограничения перемещения товаров (за исключением алкогольного рынка). И лишь с целью обеспечения качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья на региональный потребительский рынок не допускаются некачественная, опасная для жизни и здоровья людей и фальсифицированная продукция.

В последние годы в области активизировалась работа, направленная на оказание поддержки предприятиям, оказывающим бытовые услуги населению. Эта работа проводится в рамках областной Программы развития бытового обслуживания.

Целью Программы является развитие и совершенствование бытового обслуживания населения в области, увеличение объемов и видов бытовых услуг, обеспечение их доступности для населения и повышение качества, развитие бытового обслуживания населения в сельской местности, развитие конкуренции в сфере бытового обслуживания населения, увеличение занятости населения.

В соответствии с Программой сфере бытового обслуживания населения оказывалась финансовая поддержка по разным направлениям.

Фондом поддержки малого предпринимательства Нижегородской области профинансировано в 2001 году 11 проектов в сфере бытового обслуживания населения, на сумму около 2 млн. рублей. По программе компенсации части процентной ставки за счет средств областного бюджета (на конкурсной основе) предоставлено кредитов в коммерческих банках субъектам бытового обслуживания населения на сумму 18,5 млн руб. [129].

Предпринимателям в сфере бытового обслуживания населения оказывалось содействие в выделении помещений для создания предприятий, приемных пунктов по различным видам услуг.

Учитывая большую социальную нагрузку, которую несут бытовые услуги, необходимо оказывать этой сфере государственную поддержку на федеральном и на региональном уровне. В целях стабилизации и дальнейшего развития сферы бытового обслуживания населения следует всемерно способствовать росту покупательского спроса населенияосуществлять кредитно-финансовую поддержку бытовых организацийпринимать меры по предоставлению им налоговых льгот, снижению арендной платы, тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги.

Важно отметить принятые меры, направленные на быстрое, активное развитие производства товаров народного потребления. Экономическая политика, акцентирующая всю систему мер и экономических рычагов на подъем отечественного производителя, не имеет альтернативы. Поскольку само государство сегодня не обладает достаточными финансовыми ресурсами для поддержки даже самых эффективных и быстроокупаемых подотраслей производства потребительских товаров, тактика решения данной проблемы должна сводиться к выполнению двух задач: расширению внутреннего спроса (это чревато высокой инфляцией) и созданию условий выгодности производителям потребительских товаров увеличивать объемы производств, что будет способствовать снижению цен.

Формирование развитых региональных рынков потребительских товаров и услуг — довольно сложный и длительный процесс, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров. Поэтому в каждом регионе должна быть разработана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка, включающая несколько этапов с возможными альтернативными сценариями и вариантами развития, выбор которых будет определяться конкретными условиями социально-экономической и политической ситуации.

Сегодня мы имеем солидный потенциал нормативных актов, регулирующих взаимоотношения продавцов и покупателей. Однако по мере развития потребительского рынка должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов его регулирования с целью поддержания стабильности и прозрачности.

Сегодня вполне своевременно ставить вопрос о сокращении видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощении процедур регистрации юридических лиц и согласования инвестиционной документации, облегчения системы административных требований к участникам хозяйственной деятельности, а также сокращения числа органов, имеющих право осуществлять проверку деятельности хозяйствующих субъектов, упорядочение деятельности контрольных и надзорных органов.

Торговля, по нашему мнению, является важнейшей составляющей потребительского рынка. Если до недавнего времени ведущее место на потребительском рынке занимала государственная торговля, то сейчас возрастает роль частного сектора (табл. 2.1).

Заключение

.

Исследование потребительского рынка Нижегородской области и некоторых муниципальных образований (г. Нижний Новгород, Кстовский район) показали, что приоритетным направлением на современном этапе развития региона является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, повышению уровня жизни населения региона.

Для достижения данной цели необходимо, прежде всего, создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по трем направлениям:

1. Развитие отечественного производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

2. Организация эффективной переработки продовольственного сырья.

3. Развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

Формирование рынка продовольственных товаров региона обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства, а также развитием межрегиональных связей по поставкам продовольственных товаров, обеспечивающих потребности населения. Это не означает, что сельское хозяйство и промышленность региона должны обеспечивать регион товарами в полном ассортименте. Необходимо, чтобы они были в состоянии удовлетворить потребности населения в основных продуктах питания, а также, чтобы доля региона в производстве продовольствия постоянно возрастала.

Наиболее слабым звеном, как показал анализ, является переработка произведенной сельскохозяйственной продукции. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке и хранении. Однако многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам на их приобретение ухудшают финансовое состояние предприятий Поэтому, в целях стимулирования технического переоснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной проч дукции необходима помощь государства и, прежде всего, местных органов власти.

Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания.

Третье направление формирования продовольственного рынка региона — торговля, которая призвана воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

Как никогда остро, сейчас стоит проблема максимального сближения производителя и потребителя. Большое количество посредников в цепочке «производитель-потребитель» не только удлиняет срок поступления товаров на прилавки магазинов, что негативно сказывается на внешнем виде и качестве продукта (особенно товаров ограниченного срока хранения), но и на цене, которая может увеличиться в несколько раз. Суть изменения сложившейся товаропроводящей системы состоит в ликвидации лишних посреднических звеньев.

Вышеуказанные мероприятия будут способствовать развитию рынка отечественных продовольственных товаров и постепенному вытеснению импортных товаров с внутреннего рынка страны. «.

В развитии производства непродовольственных товаров центральная роль отводится малому бизнесу. При создании малых предприятий отдается предпочтение менее трудоемким и капиталоемким производствам, учитывается наличие местного сырья, емкость регионального рынка и другие факторы.

При этом необходима поддержка тех отраслей производства, которые имеют благоприятные условия для развития в регионе и могут при сокращении издержек производства обеспечить высокое качество товаров.,.

Также следует стимулировать развитие новых прогрессивных отраслей промышленности, производящих конкурентоспособные товары как для экспорта, так и для внутренней торговли.

Большое значение в развитии производства технически сложных товаров имеет конверсия оборонных предприятий.

Развитие производства технически сложных товаров длительного пользования в регионе сдерживается из-за отсутствия единой научно-технической политики в производстве потребительских товаров, неразвитости рыночных структур, обеспечивающих взаимодействие промышленности и торговли, координацию и кооперацию по выпуску технически сложных изделий, а также низкой конкурентоспособности производимых товаров, слабой мощности и неэффективного использования инструментальных производств, отсутствия современной технической базы для разработки и освоения выпуска новых товаров.

На формирование объема рынка услуг в регионе существенное влияние по-прежнему будет оказывать ценовая политика по регулированию цен на отдельные виды услуг и изменение цен и тарифов.

Вместе с тем, ряд факторов и, в первую очередь, рост цен на услуги, который по-прежнему опережает рост цен на товары и потребительские цены, в целом работает на снижение физического объема потребляемых населением платных услуг (особенно таких жизненно важных услуг, как пассажирский транспорт, ЖКХ, отдельные виды бытовых услуг).

Основными направлениями работы в сфере общественного питания будут являться: развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, ориентированной на различные группы потребителейвосстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учрежденийразвитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового обслуживания, вдоль автомагистралей и др.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сейчас идет процесс формирования потребительского рынка, который требует разработки системы управления, и прежде всего, на региональном уровне. Поэтому, на наш взгляд для успешного развития регионального потребительского рынка необходимо:

1) совершенствование организационно-экономического механизма управления регионального потребительского рынка через создание определенной региональной структуры управления на основе маркетинга и логистики;

2) совершенствование торговой сети и повышение транспортной доступности предприятий торговли;

3) развитие межрегиональной и внешнеэкономической интеграции региона;

4) развитие системы исследования рынка, осуществление мониторинга привлекательности и конкурентной среды потребительского рынка для принятия решения по расширению ассортимента, улучшению качества товаров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон О защите прав потребителей 7.02.1992 года. № 2300−1. В ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ
  2. Закон Российской Федерации от И марта 1992 г. № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях»
  3. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»
  4. Закон Российской Федерации от 1 мая 1999 г. № 93-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных доVговорах и соглашениях»
  5. Закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
  6. Закон Российской Федерации от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
  7. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
  8. Закон Нижегородской области0 едином налоге на вмененный доход от 22 июня 2000 года № 112−3.
  9. Разъяснения О некоторых вопросах, связанных с применением Закона О защите прав потребителей Утверждены Приказом Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 20.05.1998 г. N 160
  10. Основные положения региональной политики в российской Федерации. Указ Президента РФ от 03.06.1996. РГ, 11.06.1996.
  11. Снижение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов на 2002−2010 годы и до 2015 года.153
  12. Переход к рынку. Концепция и программа. Рабочая группа, образованная совместным решением Горбачева и Ельцина. М., 1990. — 239 с.
  13. Н.Аванесов Ю. А., Серебряков C.B. Организация торговли: Учебник для экон. фак. торг. вузов. М. :Экономика, 1978 — 319с.
  14. СБ., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. -М, Магистр, 1998.-311 с.
  15. Р. Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, 1985. 327с.
  16. A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг.Учебное пособие// Спб: Изд. Спб УЭФ, 1998.
  17. A.A., Стерликов Ф. Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. М.: Крон-Пресс, 1993. — 302 с.
  18. В.А. Организация управления подготовкой кадров промышленности. Екатеринбург: УГТУ, 1995. 308 с.
  19. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. -Нижний Новгород, 1997. 160 с.
  20. Ю. Интернет как новый маркетинговый канал // Маркетинг и реклама. -1999. -№ 11.2ХБажин И. И. Логистика: Компакт-учебник. Харьков: Консум, 2003. — 240 с.
  21. Р., Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. Рекламный менеджмент: Пер. с англ.- М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме», 1999. 784 с.
  22. В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы// Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
  23. Л.В. Денежные доходы и расходы населения Нижегородской области в 1997—2001 гг..г. // Региональная статистика. 2002, № 4.
  24. В.Н. Жизненный уровень населения Нижегородской области в 2002 году // Региональная статистика. 2003, № 2.
  25. Н., Торговля в России// Обзор цен. 2002. № 13.
  26. B.C., Наливайский В. Ю., Чебанова Э. В., Невская Н. И., Бабаян Э. А. Экономические условия’развития федерализма в России. Ростов н/Д, 1998.
  27. А. Эффективное управление ассортиментом товарной группы как средство увеличения продаж// Новости торговли. 2001. № 12.
  28. JI. Большой Интернет // Эксперт. -1999. —№ 48.
  29. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. 448с.
  30. Л.И. Роль интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности// Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
  31. В.Н. Сельское хозяйство Нижегородской области // Региональная статистика. 2003, № 2.
  32. Т.А. Внешнеэкономические связи Нижегородской области в 2002 году // Региональная статистика. 2003, № 1.
  33. Т.А. Торговые связи Нижегородской области с Республикой Беларусь // Региональная статистика. 2003, № 4.
  34. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экономических спец. вузов. — М.: Высшая школа., 1994 — 224 с.
  35. Э. Пища наша это каша// Обзор цен. — 2002. № 48.
  36. X. О состоянии «теории маркетинга услуг»// Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.
  37. А.Н. Конъюнктура потребительского рынка России в первом и втором кварталах 1999 года// Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 3.
  38. А.Н. Макроэкономический анализ конъюнктуры потребительского рынка России: состояние, прогноз// Маркетинг в России и за рубежом. -1999. № 2.
  39. А.Д. и др. Экономико-математическое моделирование производственных систем. Учебное пособие. Екатеринбург: УГТУ, 1995. — 133с.
  40. Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов/ Н. Ш. Кремер,• Б. А. Путко, И. М. Тришин, М.Н. Фридман- Под ред. проф. Н. Ш. Кремера. 1. М.: ЮНИТИ, 2000. 471 с.
  41. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Курс методологии для лидеров реорганизации и консультантов по управлению. Екатеринбург: УрО РАН. НИСО. 1998.-514с.
  42. Е.П. Маркетинг. Словарь. М., 1994.
  43. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие./ Отв. ред. И. И. Столяров. М.: Дело, 2001. — 280 с.
  44. А. С.,. Мамардашвили А. М Место и роль исследовательской компании в планировании и осуществлении маркетинговых коммуникаций// Маркетинговые коммуникации. 2002. № 6., 2003. № 1
  45. М. Государственное управление: проблемы и перспективы//Проблемы теории и практики управления. — 1998. № 6.
  46. Н. Региональная экономика в системе рыночных отношений// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4.
  47. Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: Изд. РАГС, 2001. — 257 с.
  48. .В., Вотчиникова С. Н. Розничные цены на потребительском рынке России (аналитический обзор)// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. № 3.
  49. В.Н. Инфляция на потребительском рынке Приволжского федерального округа в 2002 году // Региональная статистика. 2002, № 3.
  50. A.M. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 2000.- 158с.
  51. Н. В. Балашов А.А. Изменение поведение российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли// Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4.
  52. Как оздоровить местную экономику. Ориентиры для российских должностных лиц/Под. ред. Т. Ф. Баса, Э. У. Хилла. -М.: Дело ЛТД, 1995 190 с.
  53. К., Канаян Р. Ассортимент: стратегия и тактика// Новости торговли: Торговое оборудование. 2002. № 9.
  54. Кац И. Планирование системообразующий элемент государственного регулирования экономики// Проблемы теории и практики управления. -1997. № 3.
  55. В. В. Леонтьев C.B. Политика и практика маркетинга на предприятии: Учебно-методическое пособие. -М., 1998. 185 с.
  56. М.Б., Сурнин B.C. Кузбасская модель реформирования экономики (теория, практика, опыт). Т. 2. Серия экономическая. — Кемерово, 1995.
  57. Н. Системы для работы на мировых товарных рынках: в фокусе новых стратегий // Товарный рынок. 2002. № 4−6.
  58. В. Формы и методы государственного управления// Проблемы теории и практики управления.- 2000. № 2.
  59. В.А., Козловская Э. А., Савруков Н. Т. Логистический менеджмент. — СПб.: Политехника, 1999. 275 с.
  60. Г. Уроки десяти лет постсоциалистической трансформации// Вопросы экономики. 1999, № 9.6Х Короткое Э. М. Антикризисное управление Ч. 2: Учебное пособие. — М., 2001.-71 с.
  61. Ф. Основы маркетинга. — Новосибирск: Наука, 1992. 736 с.
  62. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД, 1993. -192 с.
  63. М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. — Н. Новгород, 2000. 68 с.
  64. E.H. О положении в сфере пассажирских перевозок в Нижегородской области в 2002 году // Региональная статистика. 2003, № 4.
  65. E.H. О положении на потребительском рынке платных услуг Нижегородской области в 2002 г. // Региональная статистика. 2003, № 2.
  66. Ю.Е. Конъюнктура рынка молока и молочной продукции // Региональная статистика. 2003, № 1.
  67. О., Котляр А. Пилотное маркетинговое исследование товарного рынка Северо-Западного региона Московской области// Практический маркетинг. -1999. № 8.
  68. A.M., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. Часть 2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово, 1994.
  69. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Российский экономический журнал, 1993, № 9.
  70. В., Швецов А. Приоритеты региональной экономики. Вопросы методологии анализа и оценок. — Российский экономический журнал, 1995, № 2.
  71. Лисицин, А Необходимо гибкое сочетание интересов регионов и центра// Проблемы теории и практики управления, № 3, 1999
  72. Дж. М., Пенроуз Дж.М. Бизнес- коммуникации: стратегия и навыки. Спб.: Питер, 2001.
  73. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под. ред. А. Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. -560с.
  74. В.А., Терещенко H.H. Особенности формирования товарного предложения на потребительском рынке// Маркетинг в России и за рубежом. -1998. № 2.
  75. H.A. О разумном пути экономического развития в свете научных критериев. Региональные аспекты формирования рыночных мотива-ционных механизмов. Калининград, 1993.
  76. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. С англ. -М.: «Дело», 1992. С 369.
  77. X. Будущие области исследования маркетинга услуг// Проблемы теории и практики управления. 2002. № 4.
  78. А. Проектирование маркетинговой информационной системы// Маркетинг. -2000. -№ 2.
  79. Г. А. Маркетинговые технологии в регионе. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. — 140 с.
  80. Г. А. Практический маркетинг в регионе. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 200.- 185 с.
  81. Г. А. Управление маркетингом в регионе. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.-240 с.
  82. Г. А., Мальцев В. А. Методология маркетинговых исследований в регионе. Н. Новгород: ВВАГС, 1998. -130 с.
  83. В.П. Дороги Нижегородской области // Региональная статистика. 2003, № 1.
  84. H.A. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых// Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6.
  85. Д.Т., В.Н. Голоскоков Логистика и маркетинг в экономике России переходного периода // Маркетинг в России и за рубежом. -1998, № 2
  86. A.C. Теория региональных рынков: Учебник. — Ростов н/Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 448 с.
  87. В. О Нижнем Новгороде в целом и в частностях// Обзор цен. — 2001. № 48.
  88. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для студентов вузов/ М. М. Загорулько, В. М. Белоусов, JI.A. Васюнина и др.- Под ред. М. М. Загорулько. М.: Логос, 1997. — 319с.
  89. А.Н. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии. Становление в России. Особенности в различных сферах деятельности. — М.: РАГС, 1997.
  90. А.П. Маркетинг в компьютерных сетях// Маркетинг в России и за рубежом. -1999. -№ 4.
  91. А.П. Маркетинг: Учебник. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. — 656с.
  92. Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга// Маркетинговые исследования. 1999. — № 6.
  93. Портер, Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. Учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  94. H.H., Сергиенко Я. В., Френкель A.A., Цухло C.B. Анализ платежеспособного спроса в период реформирования экономики // Вопросы статистики. 2003, № 3.
  95. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов/ Т. Г. Морозова, Г. Б. Поляк и др.- Под. ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-304 с.
  96. Регионоведение: Учебное пособие для вузов/ Т. Г. Морозова, М. Н. Победила и др.- Под. ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -424 с.
  97. Л., Трещевский Ю. Постановка целей государственного регулирования// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 3.
  98. В.Б. Конъюнктура рынка мяса и мясопродуктов// Региональная статистика. 2003, № 2.
  99. Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: ЧИПКРО, 1993. — 171 с.
  100. А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 448 с.
  101. С.Н. Региональные аспекты социально-экономической политики.-М., 1999.
  102. С.Н. Социальная ответственность домохозяйств// Мир России.-2001. № 2.
  103. Современная экономика/ Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов н/Д, 1996.
  104. Социально-экономические проблемы России. Справочник. Спб., 1999.
  105. А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000 — 816с.
  106. Статистика рынка товаров и услуг /Отв. ред. И. К. Белявский. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  107. В.И. Современные тенденции развития розничной торговой сети// Торговое оборудование в России. 2001. — № 2.
  108. В.П., Крутикова Ф. А. Толковый словарь рыночной экономики. М: Рекламно-издательская фирма «Глория», 1993. -302 с.
  109. Ф.Е. Вопросы теории и методологии систем // В кн.: Тр. Моск. энерг. ин-та: Системотехника. Вып. 158. МЭИ, 1973.
  110. В.Ф., Кротов Ю. А., Стрижакова Т. В. Товарообмен Нижегородской области с регионами Российской Федерации // Региональная статистика. 2002, № 4.
  111. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-336с
  112. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995, 336с.
  113. Е. Состояние мирового рынка маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 6.
  114. П. Уверенность и ответственность стратегия России на XXI век//Парламентская газета. — 1999. 16.04.
  115. Л.С. Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию. М.: Наука, 2000. — 236 с.
  116. Р. Мотивация меняющийся подход // Персонал Микс. — 2001, № 5.
  117. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА — М, 1996. — 176 с.
  118. B.C. Высшая математика.- М., 1990.- 479 с.
  119. В.И. Деньги, богатство, власть. Тула, 1999. — 242 с.
  120. Х.П. Государство и экономика: сотрудничество и конфронтация// Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5.
  121. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы: Учебное пособие./ Е. М. Бубнова, E.H. Жильцов и др.- Под ред E.H. Жильцова.-М., 1987.-207 с.
  122. H.А. Потребительский рынок региона // Региональная статистика. 2003, № 1. '
  123. James D. Gwartney and Richard L. Stroup, «What Everyone Should Know About Economics And Prosperty», 1993 Авторизированный русский перевод: Институт национальной модели экономики, 1996
Заполнить форму текущей работой