Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Адаптация предприятий военной авиапромышленности России к рыночным условиям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых. На мировых рынках военной авиационной техники возрастает число стран-экспортеров. Этому в большой степени способствует повышающаяся доля лицензионных договоров. В настоящее время доля лицензионных договоров в структуре мирового рынка военной авиационной техники уже достигла 33%. Роль России в этой тенденции очень велика. Основные соглашения последних лет по военно-техническому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ПРОДУКЦИИ ВОЕННОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
    • 1. 1. Рынки авиационной техники по типу производственной специализации (продуктовые рынки)
    • 1. 2. Региональные рынки военной авиационной техники
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АДАПТАЦИИ ВОЕННОГО АВИАПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ
    • 2. 1. Возникновение корпоративной структуры авиапромышленности России в условиях рынка
    • 2. 2. Горизонтальная интеграция авиапромышленных корпораций
    • 2. 3. Вертикальная интеграция в военной авиапромышленности
  • России

Адаптация предприятий военной авиапромышленности России к рыночным условиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адаптация предприятий, корпораций и целых отраслей промышленности к рыночным условиям — важнейшая проблема российской экономики. Эта адаптация предполагает их приспособление к рыночной среде и обеспечение устойчивого развития.

Понятие рыночной среды в данном контексте охватывает социально-экономическую систему в целом — производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Экономическая среда — это сложившаяся на данный момент совокупность социальных, материальных, финансовых и правовых условий, а также устойчивых традиций. Эта совокупность внешних условий, генерируемых экономической системой, обусловливает направления и темпы развития промышленно-предпринимательских структур.

Все компоненты экономической среды в идеале должны сочетаться между собой так, чтобы воздействие одного из них не противоречило влиянию другого. Но, как известно, любая экономическая система весьма динамична и под влиянием различных факторов ее относительное равновесие, фиксируемое на определенный момент времени, может нарушаться. Это выражается в попытке одного из условий необоснованно, с точки зрения системных интересов, превалировать над другими. Ликвидация образовавшихся диспропорций с целью корректировки курса развития экономической системы — первостепенная задача государственного управления, которое осуществляется путем выбора и реализации определенной экономической политики.

Адаптация производственных комплексов достигается путем выработки и проведения в жизнь адекватной рынку маркетинговой и технологической стратегии, приведением внутренней организационноэкономической структуры в соответствие со складывающейся институциональной средой.

Успешная адаптация любых экономических субъектов к рыночным условиям зависит от соответствия масштабов и темпов перемен, происходящих в экономике, человеческим возможностям по осознанию и реальным возможностям приспособления к этим изменениям. Причина обострения многих социально-экономических проблем В России как раз и заключается прежде всего в таком несоответствии. Это является результатом не столько общего кризиса экономики страны, сколько следствием многочисленных ошибок и просчетов, допущенных в процессе управления экономическими процессами.

Развивающееся в России предпринимательство проходит лишь первые этапы своего становления и в значительной степени является первоначальным накоплением капитала. Только после прохождения этого этапа предприятия и корпорации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в классическом понимании этого слова.

Как показывает практика, не оправдана радикализация и чрезмерное форсирование экономических реформ. Это приводит к длительному спаду и депрессии производства, ограниченной инвестиционной деятельности, нарастанию внешнего долга, увеличивает зависимость от индустриально развитых стран, ставит фактически под угрозу национальную безопасность страны.

В сегодняшней России значительное количество предпринимателей, особенно в сфере промышленного производства, еще не могут в должной мере приспособиться к «правилам игры», диктуемым нашим государством и объективными условиями внешней среды. Зачастую промышленные предприятия, подвергаясь воздействию агрессивной экономической среды, исчерпывают все внутренние резервы для сохранения более или менее устойчивого функционирования. В данном случае скорость разрушения или восстановления их производственного потенциала практически напрямую начинает зависеть от их способности учитывать направления воздействия этой среды.

В экономике должна происходить встречная адаптация, заключающаяся в изменении не только облика самих предприятий под воздействием внешней экономической среды, но и в подстройке самой экономической среды под нужды промышленного производства. В этом состоит одна из стратегических задач государственного регулирования.

Анализ процесса встречной адаптации между внешней экономической средой и промышленно-предпринимательскими структурами требует использования комплексного подхода. Для этого необходимо, во-первых, проанализировать объективную динамику и условия развития экономических систем. Затем, рассмотрев мировой опыт государственного регулирования аналогичных экономических процессов, сконцентрированный в экономических западных теориях, определить, какие из них наиболее результативно проявили себя на практике, пригодны к оценке отечественной действительности и к выработке необходимых рекомендаций.

Нельзя ограничиваться простым заимствованием чужого опыта, не задумываясь над возможностью использования его в иных, вполне конкретных, условиях и копировать механизмы, разработанные для совершенно другой среды. В России практические результаты подобного подхода особенно наглядно проявились в виде последствий реализации так называемой политики «шоковой терапии», ничего общего не имевшей с монетарной концепцией, на которую ссылались ее идеологи.

Успешная адаптация предприятий к рыночной среде предполагает не только определение правильных направлений развития. Процесс адаптацииэто не одномоментное явление, он растянут во времени и имеет различные стадии. Скорость и направление протекания этого процесса зависят в равной степени, как от самой среды, так и от ее субъектов. В условиях скачкообразного перехода российской экономики от одной системы хозяйствования к другой значение фактора времени возрастает. Необходимо успеть переломить негативные тенденции в сфере экономики до тех пор, пока разрушения в промышленности страны не приобрели необратимый характер.

Задача такой адаптации стоит перед всеми отраслями и сферами национального хозяйства России. Но решение ее в большинстве отраслей оборонного комплекса имеет особую остроту. Оборонно-промышленный комплекс в советский период был наиболее нерыночным сектором экономики. В нем была занята значительная часть населения, многие предприятия ОПК являются градообразующими. Это придает большую социальную значимость происходящим в оборонных отраслях процессах.

Не исчерпала себя и проблема военной безопасности государства. Происшедшие в последний период изменения военно-политической обстановки в мире свидетельствуют, что роль военной мощи государств как инструмента внешней политики продолжает оставаться весьма значительной. Поэтому практически каждое государство вынуждено уделять серьезное внимание оснащению своих вооруженных сил современной военной техникой, в том числе авиационной.

Научная проблема формирования благоприятной экономической среды, способствующей созданию и развитию в России промышленно-предпринимательских структур, и адаптации к ней предприятий весьма актуальна для современной российской экономики.

Актуальность темы

исследования связана со следующими факторами:

Во-первых. Военная авиационная промышленность относится к числу наиболее развитых отраслей российского производства. Военная авиатехника — самый наукоемкий и дорогостоящий вид оружия. Возможность самостоятельного производства военной авиационной техники — важнейшая характеристика технологического потенциала национальной экономики.

Российская военная авиационная промышленность сумела на протяжении всего перестроечного периода сохранить технологический и научный потенциал. Она имеет значительные научно-технические заделы и по ряду принципиальных позиций занимает лидирующее положение в мире. Отрасль чрезвычайно лабильна, то есть она позволяет осваивать производство значительной гаммы принципиально новой продукции, не связанной с авиацией, в том числе и продукции двойного назначения.

Не случайно военная авиационная промышленность сохраняется и интенсивно развивается во всех экономически передовых странах и заново на самом современном технологическом уровне создается в таких странах, как Китай и Индия. В перспективе до 2010 года мировой объем производства военных самолетов оценивается величиной порядка 5000 единиц, суммарная стоимость сбыта которых достигнет более 155 млрд долл., что говорит о достаточной привлекательности данного сегмента рынка, с точки зрения вложения капитала.

Во-вторых. На фоне наметившейся тенденции снижения мирового объема экспорта вооружения и военной техники межгосударственный рынок готовой продукции военной авиационной промышленности продолжает отаваться устойчивым и даже расширяется по всем его основным секторам.

Мировой рынок авиационной техники составляет в настоящее время не менее 50% общей емкости мирового рынка вооружений и военной техники. Структура мирового рынка военной авиационной техники характеризуется следующими параметрами: 81% всего объема мирового рынка составляют поставки новой авиационной техники, объем вторичного рынка составляет

4%, рынка модернизации — 10% и рынка лизинга — 5%.

В настоящее время в мире только Россия и США располагают военной авиапромышленностью, самостоятельно производящей все виды боевых самолетов новейших типов с полным шлейфом вооружений и вспомогательной техники. Другие развитые в индустриальном отношении государства имеют лишь отдельные сектора военного авиастроения. Большинство стран мира, не располагают военно-промышленной базой, способной удовлетворить потребности своей системы национальной безопасности в современных авиационных средствах вооруженной борьбы, и вынуждены их импортировать.

Во-третыа. В области военной авиационной промышленности интенсивно развивается межгосударственная технологическая кооперация. В результате формируется расширяющийся по номенклатуре рынок комплектующих различного уровня и различной степени технологической готовностии.

Высокая стоимость научно-технических разработок и организации полного цикла производства военной авиационной техники ведут к углублению процесса специализации авиационной науки и промышленности стран, имеющих данную отрасль экономики. Это предполагает развитие международного военно-технического сотрудничества в области авиационных вооружений. Военно-техническое сотрудничество представляет собой систему межгосударственных отношений, связанных с поставками зарубежным странам военной продукции и технологий, а также с оказанием услуг военно-технического характера и осуществлением инвестиций в данной области.

В-четвертых. На мировых рынках военной авиационной техники возрастает число стран-экспортеров. Этому в большой степени способствует повышающаяся доля лицензионных договоров. В настоящее время доля лицензионных договоров в структуре мирового рынка военной авиационной техники уже достигла 33%. Роль России в этой тенденции очень велика. Основные соглашения последних лет по военно-техническому сотрудничеству России с Китаем и Индией в области военной авиационной техники связаны, как правило, с заключением договоров на последующее лицензионное производство этими странами продаваемой им Россией моделей военных самолетов. Такая тенденция не может считаться положительной для рыночных перспектив отечественного военного авиастроения.

С одной стороны, емкость мирового рынка военной авиационной техники в связи с налаживанием собственного производства Китаем и Индией будет сокращаться. С другой — выход на мировые рынки новых участников создает предпосылки перераспределения долей продаж между прежними и новыми странами-производителями. В обозримой перспективе для России борьба за сохранение ее нынешних экспортных позиций на рынках отдельных регионов и рынках конкретных товарных позиций (продуктовых рынках) будет в существенной степени обостряться.

В-пятых. В условиях необходимости к переходу на пятое технологическое поколение военной авиационной техники, а также сокращающихся в перспективе внешних рынков и обострения международной конкуренции необходимо заблаговременно внести изменения в маркетинговую стратегию, техническую политику и организационно-экономическую структуру российских разработчиков и производителей военной авиационной техники.

Государственная и корпоративная политика по этим направлениям не может пока быть признана оптимальной. Зачастую предпринимаемые организационные и экономические меры не основаны на научном прогнозе и преследуют сиюминутные, локальные интересы отдельных ведомств и компаний. Настоятельно требуется разработка комплексной концепции развития военной авиационной промышленности страны, основанной на учете всех основных факторов и принципов обеспечения национального развития и национальной безопасности на ближайшую и обозримую перспективу.

В настоящее время основное внимание отечественной научной литературы привлечено лишь к теории стратегического планирования и управления в рыночных условиях в основном на уровне фирмы. На уровне единой отрасли эти проблемы отражены не достаточно полно. То же самое касается и зарубежных теоретических школ.

Научная разработанность проблемы.

Общеизвестно, что законченной общепринятой теории развития и управления переходных социально-экономических систем до сих пор не существует. Тем не менее, проблема адаптации предприятий к меняющейся экономической среде в том или ином виде поднималась во многих работах как отечественных, так зарубежных авторов. Например, в работах ученых Института экономики РАН, Центрального экономико-математического института РАН, Института экономических проблем переходного периода АНХ и РАН подробно рассмотрены закономерности развития экономических систем, но без их «привязки» к проблеме оборонно-промышленного комплекса.

Решению проблемы оценки возможных последствий проводимой в стране экономической реформы посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых работы Л. Абалкина, А. Белякова, С. Глазьева, Д. Львова, В. Перламутрова, Г. Стэнли, Д. Черникова.

Подходы к выявлению причинно-следственных связей возникновения кризисных ситуаций в развитии социально-экономических систем в процессе их эволюционного развития изложены у А. Амосова, Л. Гумилева, Ю. и

Гусарова, Г. Зараковского, Н. Кондратьева, В. Леонтовича, В. Маевского, С. Меньшикова, Ю. Осипова, Ю. Ольсевича, М. Туган-Барановского, И. Шургалиной.

Обобщение мирового опыта демпфирования кризисных ситуаций в экономической сфере рассмотрено в работах Б. Доменко, Д. Кейнса, Г. Невиши, И. Осадчей, М. Фридмена, А. Хансена, Л. Харриса, А. Худокормова, И. Шумпетера.

Отдельные особенности переходного периода в развитии российской экономической системыВключающие проблемы государственного регулирования российской экономики в период ее реформирования, в том числе промышленно-предпринимательских структур, достаточно подробно изложены в работах А. Бузгалина, Ф. Веселкова, Г. Манасяна, А. Смирнова и многих других. В работах В. Радаева делается попытка теоретических обобщений с целью формирования теории переходных периодов в развитии экономических систем.

Проблематика реформирования системы оборонно-промышленного комплекса, обеспечения экономического роста предприятий ОПК в различных аспектах рассматривается в трудах известных российских ученых Бабичева М. Ю., Бабичева Н. А., Бандурина В. В., Бацанова Н. А., Бодрунова С. Д., Викулова С. Ф., Горностаева Г. А., Данилина В. И., Егоровой Н. Е., Калачанова В. Д., Каирана Н. П., Клейнера Г. Б., Ковалева В. В., Ковалькова Ю. А., Кузыка Б. П. Куличкова Е.Н., Лавринова Г. Л., Львова Д. С., Подольского А. Г., Рыбаса А. Л., Саркисяна С. А., Смулова A.M., Старика Д. Э., Турко Н. И., Фарамазяна Р. А., Юдина В. В., Яковлева С.П.

Современные проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности России рассмотрены в трудах С. Ф. Викулова, А. И. Пожарова, Р. А. Фарамазяна, В. В. Борисова, М. Ю. Бабичева, Н. А. Бабичева.

Методологические основы стратегического анализа мирового рынка вооружений и обеспечения национальной безопасности России, обоснования приоритетов государственной поддержки национальных экспортеров ВВТ в условиях экономического риска раскрыты в работах А. И. Котелкина, AJI. Рыбаса, Н. И. Турко. Труды С. Д. Бодрунова, Ю. А. Ковалькова, Б. Н. Кузыка, СА. Саркисяна, Д. Э. Старика, С. В. Чемезова посвящены проблематике кооперационного взаимодействия организаций при реализации проектов создания авиационной техники и, в частности, в рамках военно-технического сотрудничества.

Выдвинутые в работах этих авторов положения создают предпосылки для формирования эффективных внутрихозяйственных механизмов предприятий и корпораций ОПК в обеспечении военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами.

В меньшей степени разработаны приложения этих научных разработок к экономическим механизмам адаптации предприятий, корпораций и отраслей оборонной промышленности к складывающейся на рынке институциональной среде. Слабо отражена специфика отдельных отраслей ОПК в рыночной адаптацииотраслевая специфика их организационно-экономической структуры, маркетинговой и технологической стратегии.

Анализу методологии стратегического планирования и управления деятельностью единой отрасли, в том чисмле и авиапромышленности уделяется неоправданно мало внимания,

Практически совершенно не разработаны теоретические вопросы трансформации военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами от торговли к технологической кооперации на основе специализации производства, инвестиционной деятельности в этом направлении.

Недостаточная разработанность этих важнейших для экономического развития и военной безопасности государства проблем обусловливает актуальность данного исследования.

Гипотезой диссертации является предположение, что заемных и собственных средств предприятий военного авиапромышленного комплекса недостаточно для решения масштабной задачи поддержания технологического потенциала отрасли. Только концентрация значительных консолидированных денежных ресурсов, включающих целевые средства государственного бюджета похзволит перейти на пятое поколение техники и реализацию проектов глубокой модернизации ранее поставленных образцов. Это позволит не только обеспечить потребности обороны страны, но и удержать высокую долю экспортного рынка продукции военного авиастроения.

Сохранению за Россией достойного места на мировом рынке военных самолетов (не менее 10%) можно обеспечить лишь путем дополнительного привлечения в проекты отрасли средств крупных отечественных и иностранных инвесторов (включая оборонные ведомства стран стратегических партнеров РФ), а также при условии создания механизмов инвестиционного синдицированного кредитования. Это предполагает гарантии прозрачности проекта в течение всего периода его реализации, включая этап поставки созданного продукта на рынок и распределения прибыли.

При этих условиях возможно решение задач, как по созданию новой техники, так и по обеспечению согласования индивидуальных интересов собственников и инвесторов.

Теоретическая основа исследования.

Исследование основано на использовании положений теоретических школ либерализма, институционализма, шумпетерианства, монетаризма, кейнсианства, касающихся технологических укладов, переходных процессов, эволюционного развития экономических систем.

Теоретической основой исследований, проведенных автором в диссертации, послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам взаимодействия банковского и промышленного капиталов, теории и практике реформирования системы оборонно-промышленного комплекса, развитию систем вооружения.

В работе использованы методы стратегического планирования и управления современной фирмой, функционально-стоимостного анализа, системного анализа и экспертных оценок. Основу указанного методологического аппарата составляют модели стратегического менеджмента и маркетинговой деятельности предприятий и корпораций военной авиационной промышленности.

Нормативной базой диссертационного исследования явились законодательные акты РФ, официальные документы различных государственных и правительственных органов, отражающие и регламентирующие те или иные аспекты развития институциональной среды экономики России, состояния внутреннего и внешнего рынка военной авиатехники, реформирования оборонно-промышленного комплекса.

В качестве информационных источников использованы статистические материалы Госкомстата РФ, региональные и корпоративные статистические и аналитические материалы, нормативные документы Минэкономики РФ, Минфина РФ, ЦБ РФ, других федеральных органов, материалы научных конференций, семинаров, средств массовой информации.

Объектом исследования является военная авиационная промышленность, а также экономические отношения между участниками рынка российской военной авиатехники.

Предмет исследования — становление механизма адаптации предприятий и корпораций авиационной промышленности к рыночной среде.

Цель диссертационного исследования — разработка принципов формирования стратегии адаптации предприятий военной авиационной промышленности к условиям рыночной среды.

Сформулированные в диссертации проблемы и цель исследования обусловили следующую совокупность основных взаимосвязанных научных задач, решаемых в рамках работы:

Выявление тенденций и динамики изменения российской экономической среды;

Выявление основных параметров экономической среды, способствующих максимальному развитию предпринимательских структур;

— Изучение мировой практики демпфирования негативных последствий трансформационных преобразований;

— Исследование экономических механизмов адаптации ОПК России и, в частности, военной авиационной промышленности к новым рыночным условиям;

— Оценка адаптационных резервов предпринимательских структур к существующей экономической среде;

— Анализ состояния и перспектив развития мирового рынка вооружений и военной техники российского производства;

— Разработка методических основ оценки экспортного потенциала авиационных комплексов и проведение исследований по обоснованию рациональных для инвестирования проектов военно-технического сотрудничества с рядом зарубежных стран;

— Разработка научно-методического аппарата выбора эффективного варианта реализации проекта военно-технического сотрудничества и разработка модели согласования интересов участников реализации проекта ВТС, позволяющей формализовать процесс поиска компромисса в условиях принятия управленческих решений.

Научная новизна исследования состоит в гом, что на основе проведения комплексного анализа разработан методический аппарат, позволяющий оценивать и прогнозировать состояние российской военной авиационной промышленности и формировать управляющие воздействия, способствующие созданию благоприятной экономической среды для адаптации этой отрасли к условиям внутреннего и внешнего рынка.

Положения, выносимые на защиту:

— комплексный анализ теории и практики регулирования крупных военно-промышленных систем в условиях нестабильных рынков;

— принципы регулирования переходной экономической среды, благоприятной для развития российских промышленно-предпринимательских структур;

— методические подходы к стратегии адаптации предпринимательских структур к динамично изменяющейся экономической среде;

— концепция взаимной адаптации российской экономической среды и промышленно-предпринимательских структур;

— принципы прогнозирования развития кризисных ситуаций в военно-промышленных корпораций и выработки компенсирующих воздействийметодический инструментарий, позволяющий проводить исследования динамично изменяющейся экономической среды, оценивать ее влияние на подсистемы различного уровня и получать обоснованные прогнозные оценки;

— методы стратегического планирования и управления инвестиционной деятельностью в области военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами;

— модель привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов для финансирования авиапредприятий ОПК при реализации проектов военно-технического сотрудничества;

— научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности проектов производственно-экономической интеграции предприятий и корпораций военной авиационной промышленности, а также долгосрочных инвестиционных проектов создания новых образцов авиационной техники и вооружения с высоким экспортным потенциалом;

— методические основы оценки экспортного потенциала авиационных комплексов в интересах отбора рациональных для инвестирования проектов военно-технического сотрудничества в области авиации.

Теоретическая и практическая значимость исследования

В работе сформулированы научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию институциональной среды, позволяющие ускорить процессы адаптации предприятий военной авиационной промышленности к потребностям существующего и перспективного рынка. Теоретическое обоснование получили новые формы экономических отношений между участниками рынка военно-технической продукции, обеспечивающие повышение готовности и эффективности использования оборонно-промышленного потенциала России. Этими новыми формами является смешанное синдицированное кредитование за счет частных и государственных источников при 100-процентной государственной собственности, а также создание единой вертикально-интегрированной компании, включающей все технологические звенья производства военных самолетов.

Практическое значение имеют предложения по формированию механизма кредитно-инвестиционной стратегии финансовой поддержки предприятий ОПК при реализации военно-технических проектов.

Разработанные рекомендации будут способствовать созданию эффективных экономических механизмов, позволяющих:

— расширить номенклатуру рыночных продуктов ОПК;

— оптимизировать количество предприятий ОПК, занятых на внутреннем и внешнем рынке вооружений;

— расширить рынок сбыта за счет придания продуктам новых качественных характеристик;

— ускорить процесс модернизации и создания новой техники в интересах Вооруженных Сил РФ за счет привлечения внебюджетных источников, включая денежные средства российской банковской системы.

Полученные в результате исследования выводы и практические рекомендации могут быть использованы: федеральными органами управления и руководителями промышленных предприятий в обосновании корректировки курса российских экономических реформ;

— руководителями промышленных предприятий, государственных органов управления и банков при разработке стратегии и направлений развития, выборе проектов, связанных с вложениями в реальный сектор экономики и, в частности, в проекты военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

— специалистами, занимающимися проблемой переходных процессов в экономических системах и прогнозными исследованиями в сфере маркетинга военной авиатехники;

— предпринимателями, интересующимся возможными перспективами развития российской военной авиационной промышленности;

— учеными, работы которых связаны с обоснованием направлений экономических реформ в российской оборонной промышленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мировой рынок ВВТ, в своей подавляющей части, является специфическим рынком межгосударственной торговли, так как основными покупателями на нем выступают государства, а производителями и экспортерами являются мощные и немногочисленные военно-промышленные компании и транснациональные корпорации. Одной из важнейших функций современного государства остается целенаправленная государственная политика протекционизма по отношению к национальным производителям и экспортерам ВАТ, а также активное широкомасштабное лоббирование интересов национальных компаний на внешних рынках.

Доля мирового экспорта боевых самолетов в общем мировом товарном экспорте относительно невелика, более того, она сократилась с 1965;1987 гг. с 1,1% до 0,7%, несмотря на то, что мировой экспорт увеличивался (вследствии «гонки вооружения» между США и СССР, а также из-за стремительной смены генераций в области авиации). С 1987 по 2001 гг. объем мирового экспорта боевых комплексов стал значительно сужаться по следующим причинам: серьезное сокращение военных расходов стран Варшавского Договора, как результат — значительное уменьшение военных бюджетов западных стран-производителей боевых самолетов, рост цен на современные боевые авиационные комплексы, сокращение вооружения в начале 1990;х, тяжелое экономическое положение некоторых крупных покупателей ВАТ из стран «третьего мира», эмбарго на военные поставки в Ирак, Ливию и Югославию. К 2001 г. доля мирового экспорта боевых самолетов понизилась до 0,1%. В общем экспорте машин и оборудования доля экспорта также сократилась за этот промежуток времени с 5% до 0,4%. До 50% во всей номенклатуре мирового экспорта вооружения и военной техники составляют боевые самолеты, благодаря чему основные тенденции развития рынка ВАТ в значительной мере определяют и общую динамику мирового рынка вооружения в целом.

Основными, постоянно действующими факторами формирования и развития мирового рынка ВАТ являются: мировая военно-политическая обстановка, в частности, уровень потенциальной военной угрозы, дальнейшее развитие научно-технического прогресса, реальное экономическое состояние и развитие отдельных регионов и государств.

Изучаемый рынок считается одним из немногих современных товарных рынков с наивысшей степенью монополизации, где доминирующую роль играют гигантские военно-авиационные корпорации, в первую очередь из США — Lockheed Martin и Boeing, а также из Франции, Великобритании, Швеции, Израиля, России.

С начала 1990;х годов, в новых условиях мировой конъюнктуры, начался передел сфер влияния в области военных поставок, а, следовательно, серьезная рыночная конкуренция и жесточайшая борьба за новые и старые рынки сбыта. Мировой рынок ВАТ все более становится в настоящее время рынком покупателя — наиболее платежеспособные импортеры стремятся сегодня приобрести, по возможности, суперсовременные боевые комплексы, лицензию на их производство, согласовать выгодные условия оффсетной программы, получить относительно дешевое и качественное послепродажное обслуживание, проводят тендеры при закупке ВАТ, преследуют политику диверсификации источников получения военных комплексов.

В то же время многие страны (Индия, Япония, Южная Корея и т. п.) продолжают развивать собственную военно-авиационную промышленность, преследуя традиционную чисто экономическую цель — импортозамещение.

Из-за постоянного роста стоимости новых образцов ВАТ в последнее десятилетие стал бурно развиваться мировой рынок модернизации ранее закупленной ВАТ. Страны СНГ занимаются, главным образом, сбытом уже бывшей в эксплуатации ВАТ из наличия своих ВВС, их последующим обслуживанием и ремонтом.

Каждый из ведущих мировых экспортеров боевых комплексов имеет свои традиционные рынки сбыта, крупнейшими из которых являются регион Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль, Турция), а также Азиатско-Тихоокеанский регион и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Таиланд, Южная Корея, Малайзия).

Для удержания своих традиционных рынков сбыта и увеличения объемов своего экспорта военно-авиационные компании используют в своей работе на мировом рынке ВАТ широкий арсенал рыночных и нерыночных форм и методов конкурентной борьбы. Наиболее эффективными рыночными формами военно-технического сотрудничества и методами деятельности по расширению объемов своего экспорта на мировом рынке ВАТ считаются комплексные сделки, применяемые при заключении контракта: компенсационные соглашения (в том числе оффсетные программы), лизинговые операции, создание совместных предприятий, бартерные сделки, встречные закупки, сделки типа «trade-in», предоставление льготных и бесплатных кредитов, безвозмездные поставки, стратегия «ателье» и т. д.

Кроме того, современные экспортеры ВАТ, главным образом компании США, часто используют и нерыночные формы борьбы, что включает в себя политическое и экономическое давления на своих потенциальных клиентов.

Помимо широкой гаммы готовой продукции, современные поставщики ВАТ предлагают на мировом рынке полный пакет услуг по техническому обеспечению, эксплуатации, обучению летного и технического состава страны-импортера, дальнейшей модернизации, утилизации, стараются бесперебойно и своевременно поставлять запасные части и комплектующие к ранее проданной ВАТ, оказывая всестороннюю помощь в ее эффективной эксплуатации.

В начале 1990;х гг. после распада СССР российские производители ВАТ были поставлены в новые, необычные еще для них, жесткие рыночные условия конкурентной борьбы за покупателя на мировом рынке. Основной причиной сложного положения всей военно-авиационной индустрии России стало резкое уменьшение в 1992 году государственного оборонного заказа.

Российская военно-авиационная промышленность вынуждена ориентироваться в современных условиях, преимущественно, на экспорт своей продукции, поставляя на мировой рынок подавляющую часть произведенной ВАТ. Стержневыми рынками сбыта российской ВАТ являются в настоящее время Индия и Китай, на которые приходится около 60% военного экспорта РФ. В остальных регионах — Азиатско-Тихоокеанском и Юго-Восточной Азии (Малайзия, Вьетнам, Бангладеш), Ближнего и Среднего Востока (Иран, Сирия, Ливия), Латинской Америки (Перу), Африканском (Алжир, Ангола, Эфиопия) и Европейском (Болгария, Венгрия, Польша, Словакия) — Россия задействована лишь эпизодически.

Основным преимуществом российских производителей и экспортеров на мировом рынке ВАТ являются: относительно низкая рыночная цена и достаточно высокое качество на поставляемые боевые комплексы и услуги по их ремонту и эксплуатацииготовность передачи своим основным клиентам технологии производства своих боевых самолетовуже сложившийся довольно широкий рынок модернизации советской/российской ВАТ.

К негативным позициям российских поставщиков ВАТ следует отнести: в целом слабые условия коммерческой привлекательности российских контрактов, по сравнению с западными конкурентамичасто нерегулярное послепродажное обслуживание ранее поставленных комплексов, а также явно недостаточное государственное лоббирование интересов национальных поставщиков на мировом рынке.

2. Реальные экономические возможности России предполагают настоятельную необходимость оптимизации корпоративной структуры промышленности страны. Эта оптимизация включает выбор комбинации организационных видов предприятий и форм собственности с наибольшей экономической эффективностью.

На тенденции корпоративного строительства в оборонных и базовых отраслях промышленности России значительное влияние оказала приватизация, применяемые ее модели и итоги распределения собственности между различными группами владельцев.

Формирование корпоративной структуры ОПК характеризуется рядом специфических особенностей по сравнению с аналогичными процессами в гражданском секторе экономики. Кроме стандартных рыночных схем организационной самоорганизации «снизу», путем самостоятельной организации объединенных структур самими предприятиями, концентрация и научно-производственная интеграция инициируется еще и из федерального центра. Сложное переплетение разнообразных интересов частного капитала в сфере ОПК ускоряет корпоратизацию оборонных предприятий — превращение многих из них в структуры со сложным и изменяющимся составом собственности и инвесторов. Формирование крупных интегрированных оборонных корпораций значительно ускорилось со второй половине 1990;х годов. Причем, стали самоорганизовываться достаточно крупные корпоративные структуры.

Сегодняшняя правительственная концепция корпоративных преобразований в ОПК исходит из того, что на первых этапах основным, а в ряде случаев, и единственным собственником в создаваемых во многом заново холдингах и концернах будет выступать государство. Государство берет на себя задачу создать привлекательные для частного капитала рыночные организационно-правовые формы и финансовые механизмы встраивания в реструктурированный ОПК. При этом частный капитал, уже занявший заметное место в российских оборонных компаниях идет по пути постепенной и бесконфликтной адаптации к новым условиям. Проникновению частного капитала в оборонные отрасли способствуют укрупнение и организационно-правовое упорядочение предприятий ОПК.

Большинство крупных инвесторов интересовали оборонные предприятия, имеющие право ведения самостоятельной внешнеэкономической деятельности или способные производить экспортную продукцию.

Особенностью строительства корпоративной структуры оборонной промышленности в России является то, что во всех отраслях современного ОПК действует небольшое число крупных производственных инновационно-технических центров, жестко конкурирующих друг с другом за госзаказы и экспортные контракты.

На процесс корпоративного строительства в оборонной промышленности, влияет создание интегрированных научно-промышленных комплексов, сочетающих различные формы собственности, что нередко вызывает серьезное противодействие со стороны руководителей ряда предприятий и региональных властей.

Особенность нынешнего этапа формирования корпоративной структуры ОПК связана со значительным увеличением доли государства во владении собственностью и с усилением его регулирующей роли. Усилился процесс консолидации частного и государственного капитала в оборонных корпорациях.

Весьма существенным рычагом воздействия на частных инвесторов в высокотехнологичной сфере современной промышленности является упорядочение отношений интеллектуальной собственности. Пока оборонные предприятия практически нелегитимно используют в своих интересах государственную интеллектуальную собственность.

Сложившиеся в последние годы в ОПК и, в частности, в авиационной промышленности России бизнес-структуры постепенно трансформируются в институциональные формы производственных корпораций, которые отличаются от бизнес-групп прежде всего четкими организационно-правовыми взаимоотношениями, входящих в них компаний и предприятий.

Основными институциональными формами корпораций являются концерны, холдинги и финансово-промышленные группы.

Корпорации, как объединения производственных структур, могут быть как горизонтально, так и вертикально интегрированного типа. Существуют два типа горизонтальной интеграции. Во-первых, интеграция предприятий одной отрасли. Во-вторых, интеграция предприятий многих технологически не связанных друг с другом видов производства, то есть расширение ассортимента производимых товаров в рамках единой корпорации. Горизонтальная интеграция второго типа называется диверсификацией. Под диверсификацией в экономической теории и практике понимается организационное объединение в единую корпорацию предприятий только технологически разнородных отраслей производства.

Экономическая сущность производственной диверсификации выражается отношениями по поводу освоения новых видов деятельности, соединении разнообразных видов производства, отраслей и сфер в рамках функционирующей промышленной корпорации. Диверсификация производства представляет собой процесс проникновения специализированных предприятий в новые для себя отрасли производства с целью обеспечения их устойчивого развития на основе адаптации к меняющейся рыночной конъюнктуре. Диверсификация, таким образом, предполагает превращение корпораций в многоотраслевые комплексы.

Необходимость организационного объединения процессов производства технологически разнородной продукции в рамках единой корпорации связана с двумя фундаментальными преимуществами этой формы интеграции. Во-первых, диверсификация обеспечивает финансовую устойчивость специализированных предприятий, работающих в условиях нестабильного рыночного спроса на производимую продукцию, во-вторых, диверсификация облегчает для предприятий финансирование масштабных программ технического перевооружения или перехода на новую номенклатуру выпускаемой продукции в условиях ограниченности собственных средств на развитие.

В военной авиационной промышленности, в отличие от предприятий других оборонных отраслей, горизонтальная интеграция диверсифицированного типа не получила сколько-нибудь значительного распространения. Основное развитие военно-гражданской интеграции здесь преимущественно пошло по пути создания продукции двойного назначения. Об этом, например, свидетельствует намерение фирм «МИГ» и «СУ», специализирующихся на производстве истребителей, освоить производство определенного класса современных гражданских самолетов.

Вертикально интегрированные корпорации, в отличие от горизонтально интегрированных, основаны на технологической кооперации. Именно технологически-интегрированные корпорации являются наиболее распространенной организационной формой концентрации промышленного производства в большинстве основных отраслей российской промышленности, в том числе и оборонной.

Сущность вертикальной интеграции в производстве состоит в том, что корпорация, замыкает весь технологический цикл — от НИОКР, разработки технологии и специального оборудования до выпуска готовой продукции. В производстве наибольшее распространение получили именно вертикально интегрированные корпорации. Мировой опыт показывает, что этот тип корпорации является наиболее эффективной структурой в условиях жесткой конкурентной борьбы. Сам факт их господства в корпоративной структуре выступает критерием устойчивости текущего экономического состояния страны.

Основными движущими мотивами создания вертикально-интегрированных структур является:

— эффективное использование производственных ресурсов путем их консолидации;

— минимизация трансакционных издержек.

Одним из факторов создания вертикально интегрированной структуры является специализация производства. Другим фактором создания вертикально-интегрированных структур является желание ограничить конкуренцию путем монополизации снабжения сырьем и полуфабрикатами, а также монополизацией распределительных каналов, что может поставить конкурентов в сложное положение.

Дополнительный потенциал эффективности вертикальной интеграции состоит также в существенном ускорении всего цикла движения материалов и, соответственно, ускорении оборота капитала и окупаемости производственных затрат в рамках компании. Для этого используется единая интегрированная система управления, в составе которой создается организация корпоративной телекоммуникационной среды и сетевой информационной инфраструктуры, способная осуществлять непрерывный промышленный мониторинг.

При вертикальной интеграции становится возможным более детальное планирование, способствующее усилению ритмичности производства. Используя внутрифирменное планирование, некоторые вертикально интегрированные корпорации осуществляют производственный процесс без каких либо запасов деталей. При вертикальной интеграции расширяется возможность совместного финансирования производства и его развития с учетом корпоративных критериев, а также финансового маневрирования в рамках вертикально интегрированной структуры. Одним из факторов такого маневрирования может являться разная скорость морального и физического старения производственных фондов в разных звеньях производственной цепочки.

Консолидация финансовых ресурсов в вертикально-интегрированных структурах позволяет хеджировать риски от нестабильной ситуации на рынке.

Эффективное взаимодействие государства, банковского и промышленного капитала является необходимым фактором формирования эффективной политики в области военно-технического сотрудничества и важным элементом структурной перестройки оборонно-промышленного комплекса России. В тоже время в современных условиях этот процесс сопряжен с рядом трудностей, многие из которых проанализированы в данной работе. Одна из них — методологическая.

В экономических реалиях процесс взаимодействия инвесторов и предприятий оборонно-промышленного комплекса находит воплощение в практической деятельности руководителей предприятий и банков, а также управленческого персонала высшего и среднего звена. Однако их эффективное сотрудничество и взаимопонимание в сфере принятия взаимовыгодных финансово-промышленных решений и согласования интересов не всегда обеспечено в теоретико-методологическом плане.

Особый интерес представляет определение целей инвестирования, объемов и сроков привлечения ресурсов, оптимизация процессов финансирования программ ВТС с учетом наличия различных интересов и желания получения максимума дохода всеми участниками. Кроме того, следует учитывать и интересы покупателей, стремящихся минимизировать цену и максимально отсрочить окончательный расчет.

Исходя из сказанного, является актуальной разработка методологического и методического обеспечения управленческих решений по формированию оптимального плана финансирования проекта с учетом множества интересов его участников, а также методики выработки кредитной и инвестиционной стратегий инвестора в условиях множества проектов ВТС и ограниченности ресурсов, их реальной стоимости и срочности.

Проблема оценки привлекательности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности. В Российской практике инвестиционного проектирования существуют два основных подхода к решению этой проблемы, и методы оценки эффективности инвестиций можно разделить на две группы:

• простые или статические;

• методы дисконтирования67.

К простым методам можно отнести расчет срока окупаемости и простую норму прибыли. Дисконтированные критерии дают возможность избавиться от основного недостатка простых методов оценки — невозможности учета ценности будущих денежных поступлений по отношению к текущему периоду времени и, таким образом, получить корректные оценки эффективности проектов, особенно связанных с долгосрочными вложениями.

Методика отбора рациональных для инвестирования авиационных комплексов является важным инструментом при определении стратегии действия потенциального инвестора.

Экспортный потенциал АК является функцией многих переменных: эффективности комплекса, его летно-технических и эксплуатационных характеристик, характеристик надежности и безопасности полетов, уровня сервисного обеспечения, стоимости и т. д. Причем, все эти характеристики в той или иной степени зависят от условий, в которых будет функционировать данный АК и которые могут существенно отличаться от расчетных для него условий, заложенных фирмой-разработчиком.

67 www.alt.rcom.ru

Для оценки экспортного потенциала самолетов используются разные методические подходы. Наиболее распространенными в практике являются однокритериалъные подходы, в которых для сравнительной оценки экспортного потенциала конкурирующих АК в качестве основного критерия выбирается либо их боевая эффективность, либо один из стоимостных показателей, либо их комбинация.

В настоящее время для сравнительной оценки экспортного потенциала конкурирующих АК используется, как правило, критерий «стоимость-эффективность» .

Под боевым потенциалом самолета в общем случае понимается отношение ущерба наносимого им противнику к собственным боевым потерям. Данные критерии достаточно полно отражают не только летно-технические и боевые возможности конкурирующих АК, но и какой ценой эти возможности стране-импортеру достанутся.

В данной работе развивается однокритериальный подход в направлении его адаптации к реальному процессу принятия решения на закупку АК страной-импортером АТВН. С учетом приведенных соображений особенностями предлагаемого методического подхода к оценке экспортного потенциала АК являются:

• процесс оценки экспортного потенциала АК приближается, насколько это возможно, к реальному, не поддающемуся полной формализации, процессу принятия решения на его закупку страной — импортером АТВН, то есть проблема закупки АК рассматривается как бы глазами политического и военного руководства этого государства;

• при оценке экспортного потенциала АК рассматривается не вообще мировой рынок АТВН, а рынок конкретных государств и регионов;

• оценка экспортного потенциала конкурирующих АК осуществляется при их функционировании в составе реальной авиационной группировки данной страны, на ее оперативном фоне.

Таким образом, опираясь на логику принятия государствами решений при перевооружении военной авиации, проведено разделение процесса комплексной оценки экспортного потенциала конкретного самолета на ряд достаточно самостоятельных этапов, осуществляется анализ и оценки на каждом этапе разных граней проблемы закупки АК и их взаимная увязка с системных позиций на последнем этапе. Все это обеспечивает наглядность и доходчивость получаемых результатов для всех участников конкретного проекта военно-технического сотрудничества.

Создание эффективных экономических механизмов взаимодействия инвесторов и промышленных предприятий в сфере обеспечения военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами позволит:

— расширить номенклатуру продуктов ВТС;

— оптимизировать количество предприятий ОПК, занятых в ВТС;

— расширить рынок сбыта продукции ОПК за счет снижения бремени финансирования проектов ВТС со стороны инозаказчиков и придания продуктам ВТС новых технических и боевых характеристик;

— ускорить процесс модернизации и создания новой техники в интересах Вооруженных Сил РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Математическая экономия. М, 1963.
  2. И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.
  3. А.В., Поманский А. Б. Рационирование кредитов и алгоритм эффективности распределения заемных средств. // Экономика и математические методы, 1994. — Т. 30. Вып. 1.
  4. К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Стратегия развития наукоемких производств как фактор ресурсосбережения. М., 1999.
  5. К.А., Егорова Н. Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов. М., 1980.
  6. К.А., Егорова Н. Е., Радченко В. В. Имитационные модели в народнохозяйственном планировании. М., 1980.
  7. Банковский портфель: В 3 т. М., 1995.
  8. Банковское дело: Справочное пособие. / Под ред. Ю. А. Бабичевой. -М., 1993.
  9. Г. А. Цены и ценообразование. Курс лекций. М.: ВФЭУ, 1999.
  10. И., Дермин Ж. Управление активами и пассивами в банках: Пособие пользователя: Материалы семинара. / Сбербанк России. М., 1996.
  11. Д., Поллак Р. Рациональный коллективный выбор. // В мире науки.-1983 .-№ 10.
  12. С.Д., Ковальков Ю. А. Экономика и организация авиастроения в России. СПб., 2001.
  13. А.И., Саламатов В. Ю. Программное управление инвестиционным проектом. // Научно-технический сборник «Вопросы оборонной техники». Серия 3. Управление промышленным производством, научными исследованиями и разработками. 2002. — Вып. 4(311).
  14. В дружественных объятиях. Москва и Пекин нацелены на глубокую интеграцию в военной сфере. // Независимое военное обозрение, 1999, № 023 (146), 18 июня.
  15. ВПК может кормить страну. // Независимое военное обозрение, 1998, № 009 (83), 6 марта.
  16. Г. Основы исследования операций. Т. 1. М., 1972.
  17. Л. Рейтинги надежности могут вводить в заблуждение клиентов банков. // Финансовые известия. 1996. — № 67 (301).
  18. Визит министра обороны РФ во Вьетнам и Китай позволит Москве укрепить позиции в Азии. // Независимое военное обозрение, 1998, № 041 (115) 30 октября.
  19. С.Ф. Основы военно-экономического анализа: Учебное пособие. М.: ВФЭУ, 1999.
  20. С.Ф. Современные проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности России. М.: ВФЭФ, 1997.
  21. Военная экономика: теория и актуальные проблемы. / Под ред. А. И. Пожарова. М.: Военное издательство, 1999.
  22. Военное строительство по-пекински. // Электронная версия «НГ» (ЭВНГ), 1996, № 017, 27 января.
  23. Военно-техническое сотрудничество. -1999. № 7.
  24. Военно-техническое сотрудничество. 2000. -№ 11.
  25. Военно-техническое сотрудничество. 1999. — № 4.
  26. Военно-экономический анализ. Учебник. / Под ред. С. Ф. Викулова. М.: Военное издательство, 2001.
  27. Военные финансы: издержки конфронтации и выгоды разоружения. / Р. А. Фарамазян, М. Ю. Бабичев, Н. А. Бабичев, Н. А. Бацанова и др. М.: Финансы и статистика, 1990.
  28. Военный экспорт будет расти. // Независимое военное обозрение, № 47,21−27.12.2001.
  29. В.В., Левитин Е. С. Экстремальные ограничения в моделях инвестиционных программ с финансовым механизмом обеспечения предстоящих выплат. // Экономика и математические методы. 1996.- Том 32, вып. 2.
  30. Л., Джонк М. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  31. В.Н. Финансовый анализ и оценка рисков реальных инвестиций. М.: Финстатинформ, 1997.
  32. Е.П. Использование системного анализа в принятии решений. М.: Экономика, 1982.
  33. ГОСТ РВ 51 540−99 ДСП. Военная техника: термины и определения. М.: Госстандарт России, 1999.
  34. В.И. Экономико-математическая модель развития корпорации. // Российский экономический журнал. 1997. — № 10.
  35. В.Е. Инвестиционные и инновационные достоинства финансово-промышленных групп. // Экономика и математические методы. -1996.-Том 32, вып. 2.
  36. Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. / Пер. с англ.- под общ. ред. В. Лукашевича. СПб., 1991.
  37. Н.Е., Смулов A.M. Банковская фирма: стратегическое планирование и взаимодействие с реальным сектором: В 2 ч. М., 2000.
  38. Н.Е., Смулов A.M. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2002.
  39. Г. П., Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Воениздат, 1987.
  40. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М., 1997.
  41. Н.П. Ценообразование на продукцию, приобретаемую на контрактной основе для федеральных государственных нужд. М.: Знание, 1996.
  42. Китай увеличивает военные расходы. // Независимое военное обозрение, 2000, № 4 (177), 4 февраля.
  43. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  44. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998.
  45. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2000.
  46. И.В. Моделирование процессов управления рыночными структурами в условиях переходного периода (на примере коммерческихбанков): Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1994.
  47. А.И., Елагин В. Н., Шаламов А. С. Анализ подходов к моделированию стоимости жизненного цикла вооружений и военной техники. // Научно-технический сборник, в/ч 26 923. 2000. — № 6 (423).
  48. А.И., Рыбас A.JI. Обоснование приоритетов государственной поддержки национальных экспортеров вооружения в условиях экономического риска. М.: РА ГС, 1998.
  49. В. Методика составления рейтинга. // Деньги. 1995. — № 47, 48.
  50. Крупнейшие вооруженные силы мира. // Электронная версия «НВО» (ЭВНВО), 1997, № 28 (55), 2 августа.
  51. .Н. Оборонно-промышленный комплекс России: прорыв в XXI век. М.: Русский биографический институт, 1999.
  52. Г. А., Подольский А. Г. Методический подход к определению цены на НИОКР при ограниченном объеме исходных данных по ранее выполненным разработкам. М.: ЦНТИ, 1999.
  53. В., Рудько Б., Сарвилина О. Насколько надежен рейтинг надежности банков. // Известия, 1996, № 103.
  54. Л.И. Экономико-математический словарь. -М., 1996.
  55. Д.С., Медницкий В. Г., Медницкий Ю. В., Овсиенко Ю. В. Об оценке эффективности функционирования крупномасштабных хозяйственных объектов. // Экономика и математические методы. 1996. — Том 32, вып. 1.
  56. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. Новосибирск, 2000.
  57. Математика и кибернетика в экономике: Словарь-справочник. М., 1975.
  58. О.Р. О вычислении обобщенного N-ядра. // Вычислительная математика и математическая физика. 1976. — № 16.
  59. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. / М-во экономики РФ, М-во финансов РФ, Гос. комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. М., 2000.
  60. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения. / М. С. Бернштам, Н. Н. Гуриев, А. А. Петров, И. Г. Поспелов // Экономика и математические методы. 1996. — Т. 32. Вып. 3.
  61. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. / Под ред. Б. А. Лагоши.- М.: Финансы и статистика,!998.
  62. Монополия ВТС крепнет. // Ведомости, 2002, 5 марта.
  63. А. Аксиоматическое определение некоторых групповых решений. // Литовский мат. сб. -1971. т.11.
  64. Московская правда, 2002, 25 декабря.
  65. Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели: Пер. с англ. М.: Мир, 1991.
  66. Н.Ф. МиГ-29: между прошлым и будущим. // Аэрокосмический курьер. 1999. — № 4 (7 — 8).
  67. Н.Ф. Развитие структуры и технологий управления производственной деятельностью авиастроительной компании с применениемпринципов объектно-ориентированного моделирования. М.: Издательство МАИ, Издательство «Доброе слово», 2002.
  68. Новая версия знаменитого штурмовика. // Независимое военное обозрение, 1999, № 029 (152), 30 июля.
  69. В.Д. Элементы теории оптимизации и математической экономики. JL: ЛПИ, 1988.
  70. Основные макроэкономические показатели и вероятности закупок (модернизации) авиационной техники ВПК «МАЛО» странами мира. Маркетинговые исследования. Внешнеэкономический департамент. М.: ВПК «МАЛО», 1998.
  71. Письмо ГУВБиФ МО РФ от 16 февраля 2000 г. № 180/6/131 «Порядок распределения ассигновании, выделяемых на оплату НИОКР и поставок вооружения и военной техники, в условиях казначейской системы исполнения федерального бюджета».
  72. Письмо ГУВБиФ МО РФ от 13 марта 2000 г. № 180/6/252 «О типовых заключениях по проектам договорных оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу»
  73. А.И. Экономика национальной безопасности./Военная мысль.-1998.-№ 3.
  74. А.А., Саламатов В. Ю. Один подход к классификации проектов военно-технического сотрудничества. // Сборник статей под ред. Лазникова Н. М. М.: ВВИА, 2003.
  75. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Советское радио, 1976.
  76. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня1994 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».
  77. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
  78. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. № 660-ДСП «О ценах на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу».
  79. Потенциальный рынок основной продукции ВПК «МАЛО» (МиГ-29, МиГ-АТ, Ка-50, Ка-52, МиГ-21, МиГ-23). Маркетинговые исследования. Внешнеэкономический департамент. М.: ВПК «МАЛО», 1998.
  80. Продажа российского оружия Пекину: резоны и опасения. // Электронная версия «НГ» (ЭВНГ), 1996, № 078 (приложение), 25 апреля.
  81. Противовес связям с НАТО. Им может стать стратегическое партнерство России и Китая. // Независимое военное обозрение, 1999, 9 апреля.
  82. B.C. Теория вероятностей и математическая статистика. -М. Наука, 1979.
  83. PR президентского уровня. // Время новостей, 2001, 27 декабря.
  84. Работа по двум целям. Модернизация авионики истребителей «Су» повысит мощь ВВС России и позволит увеличить экспорт самолетов. // Независимое военное обозрение, 1999, № 001 (124), 15 января.
  85. Российская бизнес-газета, 2001, 20 марта.
  86. Россия на мировом рынке оружия. Через несколько лет объем экспорта может достигнуть уровня США. // Независимое военное обозрение, 1999, № 030 (153), 6 августа.
  87. Россия на мировом рынке оружия. / Б. Кузык, Н. Новичков, В. Шварев и др. М.: Издательский дом «Военный парад», 2001.
  88. A.JI. Стратегический анализ мирового рынка вооружений и обеспечение национальной безопасности России. М.: Русский библиографический институт, 1998.
  89. Самые многочисленные ВВС в мире готовятся к качественному скачку. // Электронная версия «НВО» (ЭВНВО), 1997, № 22 (49), 21 июня.
  90. С.А., Старик Д. Э. Экономика авиационной промышленности. М.: Высшая школа, 1985.
  91. В.П., Глазунов В. П. Оценка инвестиционной привлекательности проектов. М.: Финансы. — 1995. — № 8.
  92. Дж.Ф. (мл.). Управление финансами в коммерческих банках. / Пер. с англ., под ред. Р. Я. Левиты, Б. С. Пинскера. М., 1994.
  93. A.M. О стратегиях банков в кредитно-инвестиционном секторе финансового рынка. // Экономика и технология: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10.-М., 2000.
  94. Е.Н. Бизнес-план: Финансовый анализ инвестиционного проекта. М.: Ось-89, 2000.
  95. Стратегии бизнеса: Справочник. / С. А. Айвазян, О. Я. Балкинд, Т. Д. Баснина и др., под ред. Г. Б. Клейнера. М. 1998.
  96. Ю.Г., Чистов Ю. И. Экономическая эффективность использования средств, выделяемых на оборону. М.: ВПА МО СССР, 1970.
  97. А.А. (мл.), Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учеб. для вузов. / Пер. с англ. М., 2000.
  98. Н.Н. Стратегический анализ проблем предприятия. // Консультант директора. 1998. — № 23 (83).
  99. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 10 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  100. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации».
  101. Р.А., Борисов В. В. Военно-экономические аспекты национальной безопасности. М.: АО «Полиграфия», 1996.
  102. Федеральный закон от 13 ноября 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями и дополнениями).
  103. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе» (с изменениями и дополнениями).
  104. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями).
  105. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».
  106. Финансовые известия, 1998, 14 апреля.
  107. Фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение: Перев. с англ. М.: Наука, 1970.
  108. Т. Затянувшийся взлет. Известия, 29 мая 2003
  109. С.В. Бой за рынки вооружений 21 века. // Независимое военное обозрение, 2001,16 ноября.
  110. С.В. В системе ВТС выстроена четкая вертикаль. // Независимое военное обозрение, 2000, 7 февраля.
  111. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия: Практ. рук. для руководителей, бухгалтеров, финансистов предприятий, аудиторов и работников банков. М., 1992.
  112. Экспорт обычных вооружений, 2000. — № 5.
  113. Arrow KJ. Social choice function and individual values. New York: Wiley, second edition, 1963.
  114. Baltensperger E. Alternative approaches to the theory of the banking firm. // J. Monetary Economics. 1980. Jan. P. 1—37.
  115. Brigham E.F., Gapenski L.C. Intermedia Financial Management, 4-th ed. The Driden Press, 1993.
  116. Edgeworth F.V. The Mathematical theory of banking. // J. Poval Statistical Society. 1988. March. P. 113−127.
  117. Henderson B.D. The Experience Curve Reviewed, IV. The Growth Share Matrix of the Product Portfolio. The Boston Consulting Group, Inc 1973.
  118. Kane E.J., Burton G.M. Bank portfolio allocation. Deposit variability, and the availability doctrine. // Quarterly J. Economics. 1965. Feb. P. 113−134.
  119. Klin M. Theory of the banking firm. // J. Money. Credit and Banking. 1971. May. P. 205−218.
  120. Murphy N.B. Costs of banking activities: interactions between risk and operating costs: a comment. // J. Money. Credit and Banking. 1972. Aug. P. 614 615.
  121. Pyle D.H. On the theory of financial intermediation. // J. Finance. 1971. June. P. 734−747.
  122. Rose S. Gleanings from major study. // American Banker. 1982. June.1. P. 1−4.
  123. Sealey C.W. Deposit rate-setting, risk aversion, and the theory of depository financial intermediates. // J. Finance. 1980. Dec. P. 1139−1154.
  124. Sealey C.W., Linndley S.T. Inputs, outputs, and theory of production and cost at depository financial institutions. // J. Finance. 1977. Sep. P. 1251−1266.
  125. SIPRI Yearbook, 1999: Armament, Dissarmaments and International Security.
  126. SIPRI Yearbook, 2000: Armament, Dissarmaments and International Security.
Заполнить форму текущей работой