Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности ценообразования на товары и услуги малых предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малые предприятия как «совершенные конкуренты» могут быть охарактеризованы как «ценополучатели», так как они принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля. Крупные структуры и малый бизнес являются двумя китами, на которых стоит экономика. Первые придают ей стабильность и управляемость, вторые — формируют конкурентную среду и обеспечивают гибкость и индивидуализацию… Читать ещё >

Особенности ценообразования на товары и услуги малых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретико-методологические основы ценообразования Генезис и эволюция теории цен.

Методологические вопросы ценообразования на продукцию и услуги малых предприятий Особенности ценообразования в системе взаимодействия различных типов рынка.

Цена (издержки) функционирования малых предприятий при рыночной организации производства Система ценообразующих факторов на товары и услуги малых предприятий.

Издержки производства как основной элемент формирования ценообразования на товары и услуги Рыночные механизмы образования цены «Неклассические» факторы ценообразования Роль государства в регулировании ценообразования в сфере малого бизнеса Особенности функционирования и развития малых предприятий в Республике Таджикистан Государственная политика в решении экономических и социальных проблем и её влияние на ценообразование в малом бизнесе.

Роль государственной поддержки малого бизнеса в снижении издержек производства, обращения и цен Заключение Список литературы.

Актуальность темы

Проблема цены и механизмы ее формирования являются одним из самых сложных и фундаментальных вопросов экономической теории. Изучение процессов ценообразования на товары и услуги малых предприятий дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в рыночном хозяйстве.

Многие малые предприятия Республики Таджикистан функционируют в условиях рынка совершенной конкуренции. Их доля в продажах или покупках населения страны незначительна. В связи с этим ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Поэтому малые предприятия как субъект конкурентного рынка могут быть квалифицированы как ценополучатели (а не ценопроизводители, как монополисты), т. е. они принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля. Следовательно, актуальность темы предлагаемой научной работы определяется уже тем, что от знания особенностей механизма ценообразования в РТ зависит успешное решение экономических проблем малых предприятий.

Успешное развитие малого бизнеса в Таджикистане также во многом зависит от эффективности использования экономических законов, особенно от знания законов стоимости, спроса и предложения, ценообразования. Необходимость разработки методологии ценообразования применительно к экономике малого бизнеса усугубляется воздействием факторов переходной экономики, большой динамичностью экономических процессов, всё возрастающим значением товаров и услуг малых предприятий. Острота избранной темы диссертации определяется все возрастающей ролью малого бизнеса как в целом во всей экономике Республики Таджикистан, так и в отдельных сферах экономики в условиях незначительности и неразвитости реального сектора, в условиях снижения платежеспособного спроса населения. Ускорение перехода малых предприятий от торгово-посреднической сферы в производственную (в реальный сектор экономики), перестройка менталитета предпринимателей в сторону от торгово — аграрного к инновационноиндустриальному во многом будет зависеть от совершенствования механизма ценообразования и его решающих факторов. Это стало требованием дня, а осознание этого требования стало причиной выбора темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Определение общественной стоимости и цены в условиях капитализма в принципе даны у классиков политической экономии А. Смита, Д. Рикардо, У. Петти. С позиций трудовой теории стоимости эти проблемы раскрыты К. Марксом. Несколько позже, в 70 -х годах XIX в., произошла маржиналистская революция, возникла знаменитая австрийская школа с её «предельной полезностью» (К. Менгер, Бен-Баверк, Ф. Визер и др.).

Применительно к условиям централизованного планирования и единого народнохозяйственного комплекса проблемы совершенствования ценообразования широко разрабатывались многими видными учеными-экономистами, как универсальными специалистами, так и специалистами в отдельных отраслях экономики или по отдельным регионам.

К ним можно отнести труды Г. А. Абрамова, А. Аверьязова, Л. М. Бадалова, Г. И. Башнянина, В. Д. Белкина, Ю. Бороздина, В. В. Герасименко,.

Н.И. Дерябина, И. Дьяченко, А. К. Кадырова, Н. Карамзина, А. М. Когана, А. Б. Контаровича, Б. М. Мингбаева, М. М. Никитина, С. М. Никитина, В. В. Новожилова, С. С. Шаталина и др. Основы совершенствования ценообразования в условиях рыночной экономики творчески разрабатываются такими учёными — экономистами стран СНГ, как В. М. Гальперина, В. Е. Есипова, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик, Г. В. Кузнецова, М. Г. Лапуста, И. В. Липсиц, А. И. Муравьев, Т. В. Низяева, В. А. Слепов, Л. М. Резников, Н. В. Щеглова, Ю. А. Юданов и др.

Зарубежная экономическая литература по проблемам ценообразования и теории цен довольно обширна. В ней можно выделить работы Б. Бермана, В. Леонтьева, А. Маршалла, Р. Миллера, А. Нордхауса, П. Самуэльсона, В. Хойера, Р. Шонберга и др.

В Республике Таджикистан вопросы ценообразования нашли свое отражение в работах таких ученых — экономистов, как А. А. Абдугафаров, З. Р. Абдуллаев, М. Абдурахмонов, Г. С. Абдусамадов, А. А. Авезов, Ф. Х. Азизов, И. А. Асроров, А. А. Бойматов, Д. Гулмирзоев, М. М. Исмаилова, Х. К. Каримов, Т.М. Мир-Акилов, А. Б. Мирсаидов, Т. Н. Назаров, А. А. Назаров, А. О. Орифов, Т. Ризокулов, Р. К. Рахимов, Х. У. Умаров и др.

Работы вышеуказанных зарубежных и отечественных авторов, а также другие научные труды и публикации явились фундаментом, на котором строятся рассуждения автора по многим исследуемым в данной работе вопросам. Тем не менее, несмотря на обширный массив теоретических и прикладных исследований, многие вопросы ценообразования применительно к экономике малого бизнеса с учетом особенностей переходной экономики Таджикистана остаются ещё до конца не разработанными. На основе критического анализа известных концепций и с учётом особенностей переходного периода мы стремились определить собственную позицию, выработать свое понимание в вопросах формирования ценообразования на товары и услуги малых предприятий Республики Таджикистан.

Научные разработки в области экономической поддержки малого бизнеса и роли ценообразования в этой сфере, формирование государственной политики по малому бизнесу, обобщающей зарубежный опыт и адаптирующей методы стимулирования развития малого бизнеса и управления ценообразованием применительно к реалиям нашей страны — необходимое условие эффективного функционирования и развития всей экономики Республики Таджикистан. Все эти обстоятельства и предопределили выбор темы диссертационной работы, определили её предмет, цели и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации — на основе комплексного изучения функционирования малых предприятий, анализа трудовых, материальных и финансовых ценообразующих факторов раскрыть теоретические основы образования и реализации цен и разработать научнопрактические рекомендации по совершенствованию системы ценообразования в экономике малого бизнеса Республики Таджикистан.

Цель диссертационного исследования достигается через решение следующих задач:

— проследить эволюцию теории ценности и цены, и на этой основе раскрыть специфику системы ценообразования и её влияние на экономику малых предприятий;

— определить издержки малых предприятий при рыночной организации производства через призму институциональных составляющих и современных экономических теорий фирмы и права собственности;

— исследовать систему ценообразующих факторов, разработать модели формирования и регулирования цен и тарифов на продукцию малых предприятий, способствующих их реализации;

— выяснить способы государственного регулирования ценообразования и определить перспективы снижения издержек производства и обращения в малом бизнесе;

— выявить специфику и способы государственной поддержки малого бизнеса в Республике Таджикистан, направляющую и регулирующую роль государства в этой части экономики, а также определить и оценить тенденции развития этой сферы экономики;

— сформулировать предложения по снижению уровня издержек производства и обращения малых предприятий, а также по изменению налоговой системы и налогообложения малого бизнеса в целях оптимизации ценообразования.

Объектом исследования является рыночное ценообразование, проблемы формирования и реализации цен на товары и услуги малых предприятий.

Предметом исследования являются научные основы и практика ценообразования в экономике малого бизнеса Таджикистана в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

Теоретической и методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логической и исторической теории познания. Поставленные в работе задачи были решены с использованием метода системного анализа, позволяющего отразить структурнофункциональную взаимосвязь ценообразования и единого процесса общественного воспроизводства, а также использовались методы статистических группировок, динамических рядов, графический, индексный, корреляционно-регрессионный и др.

В процессе работы были изучены и обобщены теоретические положения и практические выводы по проблемам ценообразования, содержащиеся в работах зарубежных и отечественных экономистов, материалы статистического агентства, законодательные акты Республики Таджикистан, статистические отчеты Госагентства по статистике и Министерства экономики и торговли.

Наиболее существенными являются следующие результаты, составляющие новизну диссертации.

1. Исследована теория ценообразования в историческом ракурсе и уточнены методологические основы теории ценообразования. Выявлены сложившиеся системы ценообразования в традиционной и специфической для переходного периода экономиках, складывающихся при разных типах рынка, в том числе и тех, которые отрицательно сказываются на экономике малого бизнеса. Доказано, что «чистая» теория ценообразования, сводящаяся к проблемам полезности и затрат, далеко не всегда обстоятельна и не всегда раскрывает специфику ценообразования. Ценообразующими факторами являются не только величина труда (стоимость) и полезность производимых благ, но и структура, объем и качество инвестиций (капитала), являющихся также решающими в ценообразовании.

2. Раскрыты особенности формирования издержек рыночной организации малых предприятий в Таджикистане с позиции новых современных экономических теорий. На основе рыночной оценки собственных внутренних активов (ресурсов) малых предприятий Таджикистана выявлено, что более 80% субъектов малого бизнеса, занимающихся в реальном секторе экономики, не получают экономической прибыли. Исследованы вопросы ценообразования, связанные не только с причинами происхождения и поиском оптимального размера малых предприятий, но и с механизмами внутренней координации их деятельности, т. е. получение выгод от организационных свойств рынка.

3. Определена денежная оценка факторов, связанная не только с развитием рыночных форм обмена, завершающих куплю-продажу товара и услуг, но и со значительным расширением числа участников этих отношений. Традиционное утверждение о взаимодействии двух факторов формирования цен, а именно полезности и издержек производства, которые проявляются в сопоставлении объема рыночного спроса на товары с объемом предложения, зависящего от уровня издержек, всё ещё остаются в рамках абстрактной теории. Сдвиги, происходящие в реальной жизни, показывают усиление позиций производителей-продавцов и происходит ослабление конкуренции между ними. Наиболее полно раскрыть рост влияния «неклассических» факторов ценообразования.

4. Обоснованы основные направления влияния макроэкономического равновесия и специфики национальной экономики страны на процессы ценообразования в малом бизнесе, определены максимально благоприятные для малого бизнеса условия национального рынка и их использование в интересах малого бизнеса, а также предложена система мер по созданию благоприятного для экономики малого бизнеса климата,. Выявлены социально-экономические и административные механизмы снижения издержек производства, обращения и трансакционных расходов малых предприятий.

5. Выявлены и обобщены прямые и косвенные методы государственного регулирования ценообразованием, улучшающие экономические позиции малого бизнеса на внутреннем и внешнем рынке, повышающие роль государства в стимулировании более быстрых темпов развития малого бизнеса в реальном секторе экономики Республики Таджикистан. Речь идёт о внедрении косвенных мер регулирования ценообразованием через протекционистскую политику, которые сочетают создание рыночных условий для жесткой конкуренции и обеспечивают выживание и развитие «сильных» малых предприятий на последующем этапе.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные научные положение и выводы могут быть использованы при совершенствовании самой системы ценообразования, а также служить теоретико-методологической базой для дальнейших исследований проблемы ценообразования. Разработанные нами конкретные рекомендации по формированию экономически эффективного механизма ценообразования и регулированию им, мы надеемся, будут стимулировать успешное и быстрое развитие малого бизнеса в нашей стране.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов «Экономическая теория», «Ценообразование», «Анализ хозяйственной деятельности», «Бухгалтерский учет», «Учет внешнеэкономической деятельности», «Налог и налогообложение», «Финансы и кредит», «Аудит» и других.

Апробация диссертации. Результаты научного исследования были представлены и получили одобрение на нескольких научно-практических конференциях, а именно: на международной конференции «Таджикистан и международные отношения» (Худжанд, 2007 г.), «Проблемы роста предпринимательства в Таджикистане» (Душанбе, 2010 г.), на ежегодных традиционных научных конференциях и теоретическом семинаре профессорско.

— преподавательского составов ТГУ ПБП и ХГУ имени академика Б.Гафурова.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 работ: одна монография, 3 статьи в журналах и доклады на международных конференциях и симпозиумах, входящих в перечень изданий, рекомендуемых ВАК РФ для публикации материалов по докторским и кандидатским диссертациям. Общий объём публикаций — 15,2 п. л.

Структура работы. Диссертация изложена на 168 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трёх глав и заключенияиллюстрирована 22 таблицами и 6 рисунками.

Заключение

.

В заключении обобщены теоретические выкладки и сформулированы предложения по совершенствованию системы ценообразования в сфере малого предпринимательства и по поддержке малого бизнеса государством. Основными из них являются следующие.

1. В теории ценообразования долгое время оставалось противоречие между стоимостью и полезностью, которое и было решено в результате их синтеза, проведённого А.Маршаллом. Ни один из этих факторов сам по себе не является определяющим и общим. Их влияние на цену продукта зависит от временного периода: краткосрочный или долгосрочный. В долгосрочные периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга.

В действительности на уровень цен воздействует очень большое число факторов как со стороны производителя-продавца, так и со стороны потребителя — покупателя. В' диссертации эти факторы, при всем их разнообразии систематизированы и упорядочены, что не только помогает дальнейшему теоретическому исследованию проблемы ценообразования, но и могут использоваться в рыночной экономике. у.

Исторически формировались теории цен, учитывающие интересы производителей, с одной стороны, и теории, учитывающиеинтересы потребителей, с другой. Современные концепции ценообразования^ возникли именно в результате синтеза этих теорий.

2. Малые предприятия как «совершенные конкуренты» могут быть охарактеризованы как «ценополучатели», так как они принимают рыночную цену как данную и находящуюся вне их контроля. Крупные структуры и малый бизнес являются двумя китами, на которых стоит экономика. Первые придают ей стабильность и управляемость, вторые — формируют конкурентную среду и обеспечивают гибкость и индивидуализацию производства. Поэтому для анализа цен на товары-и услуги малых предприятий необходимо их рассматривать в ходе самого ценообразования, на перекрестке функционирования и взаимодействия разных типов рынков, которые классифицируются, прежде всего, по характеру деятельности различных предприятий и по её масштабу. Возможности и проблемы политики цен малых предприятий меняются в зависимости от типа рынка: малым предприятиям необходимо выбрать ту или иную упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары, которая соответствовала бы типу рынка, на котором они действуют или на него воздействуют.

3. Центральной проблемой теории фирмы в современных условиях становятся не условия максимализации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения. Условия эффективного функционирования малых предприятий определяются ценами или издержками рыночной системы. Рыночная экономика обеспечивает постоянный автоматический контроль над эффективностью каждого малого предприятия. Следовательно, при принятии предпринимательских решений и определении цен на свои товары и услуги надо принимать в расчет величины трансакции, т. е. каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки): путем создания малого предприятия или посредством рыночного механизма. Так, увеличение количества индивидуального предпринимательства (без оформления юридического лица) и соответственно, уменьшение количества малых предприятий в республики (в период с 2005 по 2009 гг.) объясняется возрастанием величиной трансакции в экономики республике.

4. Малое предприятие, сориентировавшись в спросе на свои товары и услуги, определив предполагаемую сумму издержек и цены конкурентов, может начинать выбор цены собственного товара. Наиболее важной задачей для малых предприятий на современном рынке является обеспечение выживаемости и закрепление своих позиций на рынке, зашита своей собственности и доходов от конкурентов. Но это чрезвычайно сложная задача, требующая максимальной мобилизации творческих сил, материальных и финансовых ресурсов. Решение таких задач, прежде всего, зависит от правильной оценки его реальных издержек и знания путей их снижения. При этом себестоимость является важнейшей составной частью базовой цены, так как она выступает обособившейся и преимущественно большей частью стоимости, а экономически обоснованная ее норма является нижней границей цены. С другой стороны, вся деятельность малого предприятия и малого бизнеса в целом находится в тесной, неразрывной связи с ситуацией, определяющей уровень и соотношение цен, складывающихся на рынке. В этом случае предприниматель должен воспользоваться методикой расчета цены на основе анализа возможной безубыточности и обеспечения целевой прибыли, он должен установить такую цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли.

5. В сферу исследования проблем ценообразования постепенно включался все более широкий круг не только экономических, но и социально-политических и психологических факторов, так как на формирование цен на товары и услуги малых предприятий, кроме классических факторов ценообразования (стоимость, издержки, спрос, предложение и др.), заметное воздействие оказывают ещё «неклассические» (социально-психологические и политическими) факторы. Следует иметь в виду, что психологические факторы (психология ценовосприятия) оказывают также заметное воздействие на ценообразование. Поэтому малое предприятие должно учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены, имея в виду, что многие потребители смотрят на цену как на показатель качества.

6. При рассмотрении реальных проблем ценообразования неизбежно возникает вопрос о влиянии государства на формирование цен как части более широкого его влияния на рыночные процессы вообще. Государство должно принимать меры к устранению монополии, чьей бы она ни была, и нормализации рынка. При этом государство может определять верхний и нижний уровень цен, принимать косвенные меры по снижению уровня издержек производства, если нет другого способа урегулировать положение. Функционально всю систему мер по государственной поддержке развития малого предпринимательства в масштабах страны и косвенное воздействие на ценообразование можно классифицировать по трем основным направлениям: организационно-инфраструктурные, финансово налоговые и имущественные меры.

Все обозначенное выше особенно актуально в Республике Таджикситан, поскольку здесь еще не сложилась устойчивая система цен, воспринимаемая как надежная традиция. Кроме того, в Таджикистане еще слишком велика инфляция, которая дает возможность маскировать субъективные решения о повышении цен ссылками на их «общий рост».

Теоретические выкладки и предложения, предлагаемые в диссертационной работе, нацелены на решение многих проблем ценообразования, а также на структурную переориентацию малого предприятия на реальный сектор экономики. Л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Таджикистан. 2003 г.
  2. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2008, № 12, часть 2, ст. 997″
  3. Закон Республики Таджикистан «О принятии налогового кодекса
  4. Республики Таджикистан и его введении в действие // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан», 2010 г.
  5. Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и, индивидуальных предпринимателей» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2009 год, № 5. Ст.316
  6. Закон Республики Таджикистан «О моратории на проверку деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства». Душанбе, 2009 г.
  7. Закон Республики Таджикистан «Об аренде в Республики Таджикистан // Ахбори Маджлиси Оли РТ 2004 г.
  8. Закон Республики Таджикистан. «О несостоятельности (банкротстве)» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- 2009 год, № 5.
  9. Закон Республики Таджикистан^ «О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан2009 год, № 3.
  10. Закон Республики Таджикистан «О финансовой аренде (лизинг)». Душанбе, 30.04.2003 г.
  11. Закон Республики Таджикистан «О приватизации государственной собственности» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2009 год, № 3.
  12. Закон Республики Таджикистан «О свободных экономических зонах в Республике Таджикистан //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2004 год, № 5.
  13. Закон Республики Таджикистан «О микрофинансовых организациях»
  14. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2008 год, № 10.
  15. Закон Республики Таджикистан «О государственных предприятиях» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2008 год, № 10.
  16. Закон Республики Таджикистан «Об оценочной деятельности» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2008 год, № 10-
  17. Закон Республики Таджикистан «Об ипотеке» //Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2008 год, № 3, ст. 185- № 10.
  18. Рахмон Эмомали. Формирование отечественного предпринимательства— непременное условие экономического развития /Выступление президента на встрече с предпринимателями 25.1 212 007г. Народная газета № 1 от 2:01.2008г.
  19. Рахмон Эмомали. Предприниматели и коммерсанты. — огромная сила в развитии экономики страны. /Выступление президента на встрече с предпринимателями г. Душанбе 15 января 2010^ года, Кохи Борбад, Согдийская правда от 20.01.2010 г.
  20. Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлису Оли
  21. РТ (парламенту) от 15 апреля 2010 г., 24 апреля 2011 г. .
  22. Л. Экономическая^ теория на пути к новой парадигме //^Вопросы экономики, 1993, № 1. С4−2Г.
  23. Л.И. В поисках новой стратегии. Избранные труды в 4 т тУ -М:. 2000
  24. Абалкин Л. И. Зигзаги судьбы. Разочарования и надежды. -М:МИК, 1996 г. 328 с.
  25. А.А. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода Республики Таджикистан к рыночному хозяйству. Худжанд: Рахим Джалил, 2001
  26. Абдурахмонов М., X. Абдурахмонова Основы ценообразования в рыночной экономике.-Худжанд: Омор, 2003.-163 с. (на таджикском языке).
  27. Абдурахмонов М. Свободное ценообразование: развитие теории и её функционирование—Худжанд: Нури’Маърифат, 2002- -216 с.
  28. Г. Переход к рынку: социально-экономические аспекты. Худжанд. Вароруд, 1999
  29. Г. С. Таджикистан и рынок. Душанбе: Шарки озод, 1994.-52с.
  30. Г. С., А.К.Юсупов Развитие предпринимательства за рубежом. Худжанд: Вароруд, 1999»
  31. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-М, Юрист, 1999
  32. А.Г. О реформе заработной платы: //Человек и труд, 1998, N9.
  33. X. Стратегия развития Таджикистана—Душанбе: Ирфон, 1995
  34. М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов американской школы//ТИез1з. 1994- № 5 С 263−292
  35. Американский менеджмент- на пороге XXII века-. Перевод с англ. -М.: Экономика, 1991
  36. В.С. Предпринимательское право- М: Владос,-1999.-234с.
  37. В., Муромкина Щ Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского-рынка. СПб.: Питер, 2006- -269 с:
  38. С.М. Социалистическое производство: Экономическиеизмерения затрат и результатов--М: Экономика- 1990
  39. А.А. Экономика Таджикистана на пути к рынку. Худжандский госуниверситет. ООО «Шах», 2002—320с.
  40. Борисов: Е. Ф- Экономическая теория: Учеб. пособие, 2-е изд., перераб. и доп.— М: Юрист, 1999'
  41. Ю. Закон стоимости и цена в социалистическом обществе. // Вопросы экономики, 1987, № 6- с. 56.
  42. Л., Флавии К. Новая экономика для нового века. Офис Международных информационных программ: Устойчивая экономика. -Госдепартамент США, 199 940- Бурлачкова В Ж Цена и рынок, вопросы регулирования: -М.: МГУ, 2008. -45с.
  43. ВаловошДШ^ Экономика абсурдовги парадоксов-тМ^ Политиздат, 1981-
  44. Т. Ограниченность теории предельной полезности// Вопросы экономиьси, 2007, № 7-С 74−86.
  45. Власова В'.М. Основы предпринимательской деятельности. — М.: Финансы и статистика, 1996. -С.235
  46. В.В. Индивидуальный предприниматель -М.: Издательский дом «Дашков и К», 2001
  47. В.М., Есипова В.Е.Цены и ценообразование в рыночнойэкономике. Часть 1: Микроэкономика (теория цены) -СПб: изд-во
  48. Государственного университета экономики и финансов, 1997
  49. Н.М. Себестоимость и совокупные затраты М.Экономика, 1963.
  50. В.В. Теория переходной экономики. Микроэкономика.-М.: ТЕИС, 1997 -317 с.
  51. В.В. Ценовая политика фирмы.-М.: Финстатинформ, 1995−184 с.
  52. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы.-М.: 1999
  53. Д., Гулмирзоев С. О двух типах экономических законов // Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2006, № 6.-С.71−80.
  54. Давыдов Д. Интервальное восприятие информации и экономическое поведение потребителя: методологические аспекты//Вопросы экономики, 2007, № 12.-С.61
  55. Denison Е. Trends in American Economics Growth 1929−1982. Th Brooking Institution 1985 P. 28
  56. Дж. Кейнс М. Общая теория занятости.-М.: 1994.-C.-56c.
  57. А.Д. Социальная защита населения.-Душанбе: Бахт ЛТД, 2004
  58. А. Алибаева М. Микрофинансироване,-Душанбе: Бахт ЛТД, 2010
  59. Т.Г., Маховикова Г. А. Теория и практика ценообразования: Учебное пособие.-СПб. 1999−34с.
  60. И.И. и др. Международная статистика.-Минск, 1995, 180с.
  61. Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовойнестабильности?//Вопросы экономики 2007, № 12.-С.25
  62. А.Е. Цены и ценообразования. СПб.: 1999−41с.
  63. В.В., Василевская Е. Г. История экономических учений. 4.1: Учебное пособие. М.: Изд. МГУ, 1989.
  64. И.А. и др. Хозяйственная деятельность и состояние окружающейсреды. -Киев, 1989. .
  65. .Е. Эрхард Людвиг. Секреты экономического чуда.-М.: БЕК, 1997.- 249с.
  66. Ш. М. Проблемы регулирования доходов населения Худжанд: Хуросон.2007.-148с.
  67. А. Экономическая свобода и благосостояние народов // Вопросы экономики, 2000, № 5.
  68. М.М. Некоторые вопросы реформирования экономики Таджикистана. Душанбе. Ирфон, 1999.-177с.
  69. М.М. К вопросу преобразования отношений собственности и становления субъектов рыночного хозяйства.// Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2007,№ 2.-Душанбе.-С.34−35
  70. История мировой экономики: Хозяйственные реформы 1920 1990 гг./ Под редак. проф. А. М. Марковой.:-М. ЮНИТИ, 1998.-190 с.
  71. М. Занятость населения в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дисс. доктора экономических наук—Душанбе, 2000.
  72. Н. К. Назаров Т.Н., Рахимов Р. К. К вопросу о темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана // Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2002, № 3.-С.12−28.
  73. Н.К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития Республики Таджикистан в переходный период // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2001. — № 3. — с.116 — 117.
  74. Курс экономической теории- Киров: АСА, 2005 г. -С. 110
  75. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски стратегии, безопасность.-М.: Экономика, 1998. -286 стр.
  76. В. Система маркетинговых исследований в АПК // Международный сельскохозяйственный журнал,-1998,№ 16.
  77. А.М. Теория трудовой стоимости: новый подход (беседа в редакции). // Деньги и кредит, 1991, № 6-С.22−30.
  78. С.Д., Забиров Н. Х. Предпринимательство: вопросы развития и государственного регулирования. Душанбе: Дониш, 2004.2004.-192с.
  79. С.Д., Каюмов П. К., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. Душанбе: Диловар-ДДМТ, 1998.-132с.
  80. А.Б. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. -М.: Изд. АН. СССР, 1960.
  81. В.В., Кузнецова Г. В. Предприятия малого бизнеса: М.: ТРИОР, 1997 г.
  82. Ф. Основы маркетинга.-М.: Прогресс, 1993:-12с. «
  83. Р. Институциональная структура производства. Нобелевская лекция1991 г.) //Природа фирмы.-М.:Дело, 2001. «*•
  84. Р. Фирма, рынок и право. М.: 1993.-38с.
  85. В. Л. Климанова Г. В. Правовая поддержка малого бизнеса М.: Телиос, 1998.-238с.
  86. М. Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство.-М.: ИНФРА-М, 1997.-318с.
  87. Ли Фенлинь Китайский вариант реформ. // Предпринимательство, политика, наука, 1996. N 2
  88. Ли Цзинвень Роль государственного регулирования в экономике Китая.// Вопросы экономики, 1997. N7
  89. И.В. Коммерческое ценообразование-М.: БЕК, 1999. 65с.
  90. В.А. Налоги в стимулировании малого предпринимательства: Автореф. дисс. М, 2000.
  91. A.M., Мирсаидов А. Б. Цена и рынок: вопросы регулирования. —Худжанд: Р. Джалил, 1995. 102с.
  92. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т.2: Пер. с анг. М.: Республика- 1993, 330с.
  93. А. Принципы экономической науки, M.T-II: Прогресс, 1993.358с.
  94. Г. А. Баранов И.Н. Конспект лекций по курсу «Микроэкономика».-СПб: Издательство Государственного университета экономики и финансов, 1998.
  95. Р.К. Спирали всеобщего кризиса-Душанбе: Дониш, -1996.
  96. А.Б. Теория производственного поведения дехканских (фермерских) хозяйств (на таджикском языке). /Национальная конференция «Пути развития АПК Таджикистана: проблемы и суждения».- Душанбе: ТАУ, 2003.
  97. А.Б. Теоретические основы микроэкономики, Худжанд. ХГУ1998 г. 78 с. «
  98. Мирсаидов А. Б. Теория потребности и поведения субъектов экономики,
  99. Худжанд, «Хуросон» 2005 г. -204 стр. ч
  100. А.Б. Некоторые проблемы экономической теории: неклассический подход, Худжанд, — «Ношир», 2011, 220 стр.
  101. А.И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Малый бизнес: Экономика, организация, финансы.-СПб.: ГУЭиФ, 1999. 591с.
  102. Назаров А. А. Экономический анализ деятельности малых предприятий: учебное пособие Худжанд: Сомон, 2003 .-67с.
  103. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года.-Душанбе: Шарки Озод, 2007.-57с.
  104. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. -М.: Наука, 1972.
  105. Д. Институты, инстутциональные изменения и функционирование экономики.-М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997.-70с.
  106. А. Минимизация упущенных выгод: Моделированиевзаимоотношений государства1 и бизнеса в России // Вопросы экономики, 2009, № 7.-С.42−61.
  107. А. О природе и причинах*административной ренты: особенности ведения бизнеса в Российском регионе/ЛЗопросы. экономики, 2010, № 5.-С.63.
  108. Я. Радикальная экономическая реформа и вопросы политическойэкономии // Коммунист, 1987, № 1 Г-С.51. '
  109. Программа Global4 Entrepreneurship Monitor (GEM) | Подробно о проекте см.: Reynolds P. D. et al Global Entrepreneurship Monitor (GEM): Data Collection Design and Implementation 1998−2003||Small Business Economics 2005. Vol. 24. P. 205−231.
  110. Pay фи А. Государство и экономика в условиях рынка.// Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2004, — № 1−2. — С.13−14.
  111. Р.К. К вопросу о финансово — кредитных рычагах развития экономики Таджикистана: //Экон. Таджикистана: стратегия развития -Душанбе- 2005 № 2.
  112. Л.М., Низяева Т. В. Проблемы ценообразования, налогообложенния и инвестиций в сфере малого бизнеса в России.-М.: 2000,179с.
  113. Резников. Л. М. Развитие малого бизнеса в сфере рыночной экономики.-М.: Черметинформация, 2000.-2 п.л.
  114. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М 1986.С. -34.
  115. С.Б. Инвестиционное обеспечение развития малого и- среднего^бизнеса в Республике Таджикистан: Автореф.дисс.канд. экономических наук, Душанбе, 2009.-23с.
  116. Т.Р. О некоторых затратных механизмах макроэкономической нестабильности в трансформационной экономике. //Экономика Таджикистана: стратегия развития., 2008, № 8. -С.48.
  117. Пб.Родыгин А. В поисках институциональных характеристик экономического роста//Вопросы экономики, 1987. № 8: С. 6
  118. Д. Риторика новой институциональной экономической теории //Вопросы экономики, 2010, № 5. С.84
  119. И. Государственное предпринимательство в рыночной экономике.-IvL: Экономика, 2000.-295с.
  120. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления. Т.1 Вып 3. /М.: THESIS, 1993. С. 32.
  121. П., Нордхаус В&rsquo-. Экономикс: Пер. с англ. М.: Вильяме 2002. — С. 142−144.
  122. С.Ш. Роль малого, и среднего бизнеса в развитии экономики Киргизской республики,/ Киргизско —Российская академии образования: Материалы 11 Международной научно V-практической конференции. Душанбе, 2006.
  123. А. Теория организации и модели напольных контрактов//Вопросы экономики, 2007, № 12-С. 1−16.
  124. Слепов В: А. Ценообразование: Учебник.-М.: Экономист, 2005.
  125. В.А., Щеглова Н. В. Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий к рыночной среде //Финансы, N 7,1999-С. 23−33.
  126. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.: Мысль, 1962.
  127. Современное управление. //Энциклопедический справочник Американской Ассоциации Управления под ред. Д. Н. Карпухина, Б. З. Мильнера М.: Издатцентр, 1997.
  128. Статистический ежегодник Республики Таджикиста.-Душанбе, 2009.
  129. Н. История экономической теории.-М.: Аспект Пресс, 1995.
  130. Л.С., Гальперин В. М., Гребенников П. И., Легусский А. И. Макроэкономика: Учебник.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  131. Теория переходной экономики: Макроэкономика:под ред.М.:ТЕИС, 1997.227с.
  132. О. Экономические институты капитализма.-СПб.:Лениздат, 1996
  133. Х.У., Зарифова З. С. Денежно — кредитные проблемы развития национальной экономики. — Душанбе, 2005.
  134. . Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучших компаний.-М.: Прогресс, 1998.-186 стр.
  135. Э.А. Антикризисное управление.-М.: Тандем. 1997. 398 с.
  136. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М.: ДЕЛО, 1993.
  137. М. и Х.Хайек. О свободе. Минск: Полифант, 1990.-29с.
  138. С. Использовать и умножать свои миллиарды. // Вопросы экономики, 1993, № 3 -С.51
  139. Цены и рыночная конъюнктура: Учебник Под ред. В. Е. Есипова СПб.: Издательство ГУЭиФ, 1999.
  140. А. «Сопоставимые рынки» как инструмент антимонопольнойполитики/ТВопросы экономики, 2010, № 5.-С.97 ,
  141. П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. Изд. четвертое, переработанное и дополненное.-М.:Издательский дом «Дашков и Ко" — 2001.
  142. И. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.-455с.
  143. Экономическая теория Маркса /История экономической теории.-М.: Аспект Пресс, 1995.-279с.
  144. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства./ Политическая экономия. М.: ЮНИТИ, 1998−326 с.
  145. Ю. А. Конкуренция: теория и практика. Тандем М. 380 стр.
Заполнить форму текущей работой