Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность данного исследования определяется, в первую очередь, противоречивыми тенденциями развития современного российского общества. Значительные трудности, с которыми сталкиваются российские подростки при решении задач личностного самоопределения, обусловлены сложной социальной ситуацией, сложившейся в нашей стране. Общепризнанным является положение о том, что формирование идентичности… Читать ещё >

Содержание

  • А
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению проблемы идентичности
    • 1. 1. Проблема личностной идентичности
    • 1. 2. Психологическая природа личностного самоопределения
  • ГЛАВА 2. Самоопределение в старшем подростковом и юношеском возрасте
  • ГЛАВА 3. Основные направления исследований формирования 1 эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте
    • 3. 1. Статусы эго-идентичности и личностные
    • I. и поведенческие характеристики
      • 3. 2. Эго-идентичность и формирование «интимности»
      • 3. 3. Проблема развития идентичности
      • 3. 4. Тендерные различия в формировании эго-рдентичности
      • 3. 5. Выделение сфер формирования идентичности
    • I. 3.6. Развитие инструментального аппарата для измерения эго-идентичности
      • 3. 7. Дискуссия о статусах эго-идентичности
  • ГЛАВА 4. Эмпирическое исследование формирования личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте
    • 14. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
    • 4. 2. Описание методик
    • 4. 3. Особенности формирования личностной идентичности в старшем подростковом возрасте
    • 4. 4. Особенности формирования личностной идентичности в юношеском возрасте
    • 4. 5. Возрастная динамика формирования личностной идентичности
    • 4. 6. Межполовые различия в формировании личностной идентичности
      • 4. 6. 1. Межполовые различия в формировании эго-идентичности в подростковом возрасте. д 4.6.2. Межполовые различия в формировании эго-идентичности в юношеском возрасте
    • 4. 7. Личностная автономия и личностная идентичность
    • 4. 8. Обсуждение результатов
      • 4. 8. 1. Возрастная динамика формирования личностной идентичности
      • 4. 8. 2. Тендерные различия в формировании личностной идентичности
      • 4. 8. 3. Личностная идентичность и личностная идентичность
      • 4. 8. 4. Сопоставление полученных данных
  • — с данными зарубежных исследований, а формирования эго-идентичности
  • ВЫВОДЫ

Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования определяется, в первую очередь, противоречивыми тенденциями развития современного российского общества. Значительные трудности, с которыми сталкиваются российские подростки при решении задач личностного самоопределения, обусловлены сложной социальной ситуацией, сложившейся в нашей стране. Общепризнанным является положение о том, что формирование идентичности человека невозможно рассматривать вне социального контекста, макрои микросоциальной ситуации развития (Э.Эриксон, H. Tajfel, J. Turner, В. А. Ядов, И. С. Кон, М. Р. Гинзбург, В. С. Мухина и др.). Современное общество предлагает молодому человеку широкий спектр альтернатив для осуществления выборов, но осуществить эти выборы, сегодня, как никогда, сложно. Годы социального, политического, экономического кризисов в России, привели к размыванию ориентиров, необходимых для самоопределения. В настоящее время, когда нередко говорят о кризисе идентичности нашим обществом в целом, когда ориентиры смутны и порой противоречивы, проблема поиска, порой мучительного, собственной идентичности необыкновенно остро стоит перед современным подростком. В ситуации социальной нестабильности, не только подростки, но и взрослые сталкиваются с проблемой кризиса идентичности, будучи вынужденными переоценивать свои убеждения и прежние выборы и искать себя в новой реальности, без ущерба для чувства собственной непрерывности и целостности. Запросы практики, в отношении использования психологических знаний для оптимизации прохождения кризиса идентичности, как подростками и юношами, так и взрослыми постоянно растет. Остро ощущается необходимость исследования психологических условий, обеспечивающих процесс формирования личностной идентичности. В свете этой проблемы, наиболее важным нам представляется изучение формирования личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте, т. е. в период, выделяемый практически всеми теоретиками как наиболее сенситивный для формирования идентичности и личностного самоопределения.

Понятие идентичности в психологии традиционно связывают, прежде всего, с именем Э. Эриксона, впервые детально разработавшего это понятие и, придавшего ему подлинно научный статус (Erikson, 1950). Для операционализации теоретических представлений Э. Эриксона, Дж. Марсиа (J.E.Marcia, 1966) предложил концепцию статусов эго-идентичности, ставшую впоследствии наиболее популярной моделью для изучения формирования эго-идентичности, в рамках которой проводятся многочисленные исследования. В русле этой концепции работают A.S.Waterman, С.К.Waterman, D.R.Matteson, H.D.Grotevant, S.L.Archer и другие. В отечественной психологии активно разрабатывается близкое по психологическому содержанию понятие личностного самоопределения. Этой проблеме уделяется значительное внимание в трудах С. Л. Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбурга. Проблема идентичности в современной российской психологии наиболее активно разрабатывается в русле социальной психологии (В.А.Ядов, Г. М. Андреева, В. С. Агеев, Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова и др.).

Дж.Марсиа, выделяя статусы эго-идентичности, предложил два основных критериякризис/поиск идентичности и осуществление выборов в определенных сферах. Концепция статусов идентичности Дж. Марсиа получила признание в зарубежной психологии, и, в течении многих лет и по сегодняшний день, к ней, так или иначе апеллирует большая часть зарубежных исследований формирования эго-идентичности (A.S.Waterman, C.K.Waterman, D.R.Matterson, H.D.Grotevant, W. Meeus и др.). В отечественной психологии исследований, направленных на изучение возрастной динамики статусов личностной идентичности1, до настоящего момента не проводилось. Вместе с тем, исследование особенностей формирования личностной идентичности российских подростков и юношей в русле концепции, предложенной Дж. Марсиа, представляется актуальным и теоретически значимым.

Практическая значимость исследования определяются социальной востребованностью рекомендаций по оптимизации прохождения кризиса самоопределения подростками и юношами в современном российском обществе. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и реализации социальных программ психологической поддержки молодежи, в консультативной практике, при организации психокоррекционной работы с подростками и юношами, а также в целях оптимизации профориентации и профконсультирования молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования послужили принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, определяющий психологические условия развития самосознания личности, деятельностный подход А. Н. Леонтьева, культурно-историческая концепции Л. С. Выготского и теория психического развития ребенка Д. Б. Эльконина, определяющая психологический возраст через единство социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований, а также концепция формирования личностной идентичности Э. Эриксона и теория статусов эго-идентичности Дж.Марсиа.

Предметом исследования являются закономерности формирования личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте.

1 в дальнейшем мы будем употреблять понятия личностной идентичности и эго-идентичности в качестве синонимов.

Объектом исследования выступили подростки и юноши в возрасте от 15 до 21 года, учащиеся средних школ и вузов г. Москвы. Всего в исследовании принимало участие 193 человека, составивших две возрастные группы: старшего подросткового возраста (90 человек — из них 46 юноши и 44 девушки от 15 до 17 лет), и юношеского возраста (103 человека — из них 52 юноши и 51 девушки от 17 лет до 21 года).

Целью нашего исследования является изучение формирования личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотезы:

1. Возрастная динамика личностной идентичности при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту находит отражение в: а) повышении показателей общей эго-идентичности б) переходе от статусов пред-критической диффузной идентичности и предрешения в подростковом возрасте к статусу моратория в юношеском возрасте.

Для верификации гипотезы о возрастной динамике личностной идентичности при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту мы выдвинули ряд частных гипотез:

— Значимая положительная корреляция проявляется между факторами возраста и показателями общей эго-идентичности;

Существуют статистически значимые различия в показателях общей эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

Существуют статистически значимые различия в частоте распределения статусов эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

2. Существует значительная неравномерность в освоении подростками и юношами различных сфер самоопределения, обусловленная различными социальными требованиями и ожиданиями в отношении осуществления выбора в сферах: профессия, религия, политика, дружба, любовь, семья, половая идентификация. Особенности иерархии видов деятельности и социальной ситуации развития современных российских подростков определяют необходимость первоочередного самоопределения в сферах «дружба» и «профессия».

Частная гипотеза, верифицирующая сформулированную выше общую гипотезу состоит в том, что.

Неравномерность в освоении подростками и юношами различных сфер самоопределения выражается в разбросе статусов эго-идентичности в выделенных сферах, т. е. существуют статистически значимые различия в частоте распределения статусов эго-идентичности в различных сферах самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

3. Статус личностной идентичности находит отражение в уровне автономии личности в семейной, ценностной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Сформулированная общая гипотеза может быть операционализирована в трех частных гипотезах:

3.1. Общему высокому показателю эго-идентичности соответствует высокий уровень автономии личности.

3.2.Высоким статусам эго-идентичности (достигнутой идентичности и мораторию) соответствует высокая автономия личности в семейной, ценностной, эмоциональной и поведенческой сферах;

3.3. Низким статусам эго-идентичности (диффузной идентичности и предрешения) соответствует низкая автономия личности в семейной, ценностной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Верифицируемая гипотеза получает подтверждение.

— в корреляции между факторами общего показателя эго идентичности и показателями автономии личности в семейной, ценностной, эмоциональной и поведенческой сферах;

— в корреляции между уровнем статуса идентичности и уровнем автономии личности.

Задачи исследования:

1. Анализ теоретических подходов и эмпирических исследований личностной идентичности.

2. Модификация и адаптация методик Дж. Марсиа для измерения личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

3. Выявление особенностей формирования личностной идентичности в старшем подростковом возрасте.

4. Выявление особенностей формирования личностной идентичности в юношеском возрасте.

5. Выявление возрастной динамики формирования личностной идентичности при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту.

6. Выявление тендерных различий в формировании личностной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.

7. Проверка гипотезы о связи уровня сформированности личностной идентичности и уровня личностной автономии.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что исследование возрастной динамики статусов эго-идентичности позволяет расширить представления о психологическом содержании и закономерностях процесса личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте и особенностях развития самосознания личности.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые проведено эмпирическое исследование возрастной динамики статусов эго-идентичности у российских подростков и юношей. Выявлена неравномерность личностного самоопределения в различных сферах (профессиональной, идеологической, сфере общения и межличностных отношениях дружбы и любви) как для старшего подросткового, так и для юношеского возраста, обусловленная особенностями социальной ситуации развития и иерархией видов деятельности современных российских подростков и юношей.

Впервые исследована возрастная динамика тендерных различий формирования личностной идентичности, заключающаяся в опережающем самоопределении у девушек, по сравнению с юношами, в подростковом возрасте, и последующем выравнивании темпов развития эго-идентичности в юношеском возрасте. Выявлено дифференцированное отношение юношей и девушек к различным сферам самоопределения в юношеском возрасте, обусловленное различными социальными ожиданиями в отношении маскулинных и феминных социальных ролей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Возрастная динамика формирования личностной идентичности при переходе от подросткового к юношескому возрасту проявляется в повышении показателей общей эго-идентичности и переходе от статусов пред-критической диффузной идентичности и предрешения в подростковом возрасте к статусу моратория в юношеском.

2. Существует значительная неравномерность в формировании личностной идентичности у подростков и юношей в различных сферах самоопределения (профессиональной, идеологической, сфере общения и межличностных отношениях дружбы и любви). Подобная неравномерность обусловлена спецификой социальной ситуации развития современного российского общества, различными социальными ожиданиями и требованиями по отношению к необходимости осуществления выборов в разных сферах. Психологическое значение деятельности интимно-личностного общения для младших подростков и учебно-профессиональной деятельности для старшего подросткового (ранней юности) возраста и особенности социальной ситуации развития современных российских подростков обуславливают необходимость первоочередного самоопределения в сферах «дружба» и «профессия».

3. Существует определенная возрастная динамика тендерных различий в формировании личностной идентичности при переходе от подросткового к юношескому возрасту. В подростковом возрасте девушки значительно опережают юношей в развитии личностной идентичности, в юношеском возрасте темпы развития выравниваются и проявляются тендерные различия в дифференциации наиболее значимых сфер самоопределения.

4. Статус эго-идентичности связан с уровнем личностной автономии в ценностной, эмоциональной и поведенческой сферах, таким образом, что высоким статусам эго-идентичности соответствует высокий уровень личностной автономии, а низким статусам эго-идентичности соответствует низкий уровень личностной автономии в указанных сферах.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезамрепрезентативностью и достаточно большим объемом выборкикорректным применением современных методов математической статистики для обработки эмпирических данныхсоотнесением полученных результатов с результатами исследований других авторов.

Апробация диссертационной работы состоялась на кафедре возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2001) и УШ-й Международной Конференции ЕАЯА (Германия, 2000).

Внедрение результатов исследования. Полученные в исследовании результаты были использованы при чтении учебных курсов «Возрастная психология» и «Психология личности» для студентов факультета кадрового управления ВГНА ГНС РФ, а так же курса «Возрастная психология» для студентов спецотделения факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ.

1. Результаты исследования формирования личностной идентичности в старшем подростковом возрасте обнаруживают следующее. Наиболее характерными является статусы принятой идентичности (50%) и диффузии идентичности (28,9%).Особенностью формирования идентичности на данном этапе является неравномерность освоения подростками различных сфер самоопределения. Наиболее активно идет формирование идентичности в сфере профессии, затем, соответственно, в сферах: дружбы, любви, семьи. Наименее активны подростки в освоении области идеологии, включающей в себя сферы религии и политики.

2. Для юношеского возраста в наибольшей степени характерен статус моратория (47,9%). Особенностью этого возраста, также как и подросткового, остается неравномерность освоения юношами сфер самоопределения. Раньше всего идентичность приобретается в сферах: «профессия» и «дружба», затем, соответственно, в сферах «любовь», «религия», «семья» и «политика». X Данные нашего исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о возрастной динамике формирования личностной идентичности. Возрастная динамика формирования идентичности при переходе от старшего подросткового к юношескому возрасту находит отражение: • В повышении общего показателя эго-идентичности • В переходе от статусов предрешения (50%) и пред-критической диффузной (28,9%) идентичности в старшем подростковом возрасте к мораторию в юношеском В повышении статусов эго-идентичности практически во всех сферах самоопределения.

4. Данные нашего исследования свидетельствуют о существовании значительной неравномерности в освоении подростками и юношами различных сфер самоопределения, обусловленной различными социальными требованиями и ожиданиями в отношении осуществления выбора в сферах: «профессия», «религия», «политика», «дружба», «любовь», «семья», «половая идентификация». Особенности ведущей деятельности и социальной ситуации развития современных российских подростков определяют необходимость первоочередного самоопределения в сферах «дружба» и «профессия». 5. Наши данные свидетельствуют о существовании межполовых различий в достижении личностной идентичности, что находит отражение в следующем: • Общий показатель эго-идентичности у девушек, в целом, выше, чем у юношей Соотношение статусов эго-идентичности в различных сферах самоопределения у юношей и девушек меняется с возрастом. Значительное опережение в формировании эго-идентичности в подростковом возрасте у девушек, сравнительно с юношами (в показателях общей эго-идентичности, в сферах профессии, семьи,.

пола), уступает место соотношению статусов, при котором ярко выступают гендерные различия. В юношеской группе для девушек, в целом, характерно достижение более высоких статусов идентичности, по сравнению с юношами, в сферах «семья» и «половая идентификация», тогда как для юношей, в целом, характерно достижение более высоких статусов идентичности, по сравнению с девушками, в сфере полигики. Гендерные различия в формировании идентичности в сфере «профессия» с возрастом выравниваются.6. Выдвинутая нами гипотеза о связи уровня сформированности эго-идентичности и уровня личностной автономии, в целом, получила подтверждение: • Общие высокие показатели эго-идентичности, как мы и предполагали, соответствуют высокому уровню автономии личности в ценностной, эмоциональной и поведенческой сферах- • Высокие статусы эго-идентичности соответствуют высоким показателям личностной автономии в ценностной, эмоциональной и поведенческой сферахнизкие статусы эго-идентичности соответствуют низким показателям личностной автономии в указанных сферах.7. Высокая ценность семьи для подростков и юношей нашла отражение в особом соотношении уровня семейной лояльности и статусов эго-идентичности.Переживание целостности в отношениях с семьей характерно для подростков и юношей с низкими статусами (диффузная идентичность, предрешение). Высокий уровень автономии и дифференциации был констатирован нами лишь для статуса моратория. Интеграция с семьей характерна для лиц с высокими статусами идентичности (достигнутая идентичность).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой