Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации: На примере Дальневосточного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако региональная специфика динамики ценностных ориентаций студенчества остается еще слабо освещенной в отечественной социологической литературе. В последнее время появился ряд работ, посвященных вопросам динамики ценностных ориентаций в условиях социальных трансформаций на примере регионов. Можно отметить работы Чичаевой И. И., Ерошиной Т. А., Полутина С. В., Чудиновой И. М., Шакурова З. А… Читать ещё >

Содержание

  • Стр
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы изучения ценностных ориентаций
    • 1. 1. Ценности как регулятор поведения молодежи: 15−43 методологический подход
    • 1. 2. Понятие «ценностные ориентации» как 43−51 социокультурологическая категория
    • 1. 3. Ценностные ориентации студенческой молодежи: 51 -63 классификация и содержание
  • ГЛАВА 2. Влияние ценностных ориентаций студентов на процесс культурной социализации
    • 2. 1. Факторы формирования ценностных ориентаций 64−128 студенческой молодежи и современная образовательная среда
    • 2. 2. Специфика студенческой молодежи 128−139 региональный аспект
    • 2. 3. Система ценностных ориентаций студенческой 139−159 молодежи на примере Дальневосточного региона

Ценностные ориентации современной студенческой молодежи в процессе культурной социализации: На примере Дальневосточного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Социокультурная ситуация современной России характеризуется высокой степенью сложности ее процессов и форм. Когда социокультурная система находится в состоянии неустойчивости, то есть проходит точку бифуркации, принципиальное значение имеет выбор, который делает каждая личность, поскольку совокупность этих выборов как раз и определяет направление развития системы. Принципиальное значение для выбора личностью той или иной поведенческой стратегии имеют ценностные ориентации личности, а также ценностные ориентации того сообщества, в котором личность существует. В устойчивом состоянии социокультурной системы ценностные ориентации сообщества преобладают над ценностными ориентациями личности, поскольку работают механизмы, приводящие мировоззрение большинства членов сообщества в социомерную форму, и, прежде всего путем культурной социализации. Однако в ситуации социкультурного полураспада, характерного для двух последних десятилетий жизни нашего общества, дезориентация одних и исчезновение других механизмов воздействия системы, делают ценностные ориентации личности первичными.

В этих условиях принципиальное значение приобретает культурная социализация личности и всего сообщества (в масштабах человечества), поскольку только она позволяет, сохраняя различие ценностных ориентаций, избежать серьезных конфликтов, организовать диалогическое взаимодействие носителей противоположных ценностных установок.

Интерес к ценностной проблематике в социологии обусловлен нормативно-регулирующим характером функций, которые выполняет система ценностей в обществе. Являясь результатом развития культуры общества, ценности обладают способностью влиять на процессы формирования и изменения культуры. Социальное пространство и время выстраивают определенную иерархию ценностей, которая находится в диалектическом единстве с конкретным этапом развития общества.

Динамику ценностей всего общества необходимо рассматривать как результат изменений ценностей и ценностных ориентаций составляющих данное общество социально — демографических групп, классов, страт и отдельных личностей, которые могут иметь отличающиеся, а зачастую и приходящие в противоречия, системы ценностей. Поэтому особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и, прежде всего молодежи и ее специфической части — студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов.

Социологический интерес к ценностным ориентациям студентов обусловлен следующими причинами: во-первых, ценностные ориентации молодых людей находятся в процессе формирования, а, сформировавшись, требуют еще некоторого времени для обретения устойчивости, в связи, с чем испытывают большую зависимость от различных внешних факторов. Во-вторых, в прогностических целях молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной общественной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества.

В связи с этим исследование ценностных ориентаций студенчества в процессе культурной социализации на примере Дальневосточного региона способствует пониманию принципов формирования системы ценностных ориентаций современной молодежи и создает предпосылки. для теоретических обобщений, касающихся особенностей современной социокультурной ситуации в России.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Внимание отечественных исследователей обращено к системе ценностей общества начиная с 60-х гг. прошлого века. Теоретическую основу российской аксиологии составляют работы таких авторов, как Анисимов.

С.Ф., Антонович И. И., Архангельский J1.M., Бакурадзе К. С., Блюмкин В. А., Василенко В. А., Гречаный В. В., Дробницкий О. Г., Здравомыслов А. Г., Каган М. С., Кислов Б. А., Кон И. С., Коршунов A.M., Любимова Т. Б., Любутин К. Н., Майзель И. А., Нарский И. С., Прозерский В. В., Ручка А. А., Тугаринов В. П., Харчев А. Г., Шердаков В. Н., и др. В трудах этих исследователей рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с онтологическими вопросами теории ценностей, исследовались исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии этике и эстетике, объяснялось отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследовались формы и способы существования ценностей.

С начала 70-х гг. объектом исследования в работах Верецкой А. И., Груздовой Е. М., Здравомыслова А. Г., Золотухиной Е. В., Пенькова Е. М., Соколовой Е. Ф., Ядова В. А. и др. становятся структура и содержание систем общественных и личных ценностей, иерархическое строение системы ценностей, влияние различных факторов на формирование и изменение системы ценностей.

В последние годы внимание отечественных исследователей обращено преимущественно на анализ кризиса системы ценностей и тех конкретных изменений, которые происходят с ценностными ориентциями различных групп российского общества. Появилась возможность обратиться и к мировому опыту в деле анализа системы ценностей, стали доступны фундаментальные исследования западных авторов в области аксиологии, а также ранее недоступные работы отечественных авторов.

Поисковая функция в области исследования системы ценностей определяется при работе с классическими трудами русских мыслителей Осипова Г. В., Ильина И. А., Федорова Н. Ф., Хомякова А. С., Лосева А. Ф., Кабыща А. В., Лукова В. А., Тощенко Ж. Т., Ядова В. Д., и др. Из более современных авторов необходимо упомянуть Девятко И. Ф., Вавилину Н. Д., Толстову Ю. Н., Курбатова В. И. и др. Западные теоретико-методологические разработки прежде всего представлены трудами Парсонса Т., Инглехарта Р., Дюркгейма Э., Томаса У., Знанецкого Ф.

Значительную часть исследований в области аксиологии составляют специализированные работы по изучению ценностных ориентаций различных социально-демографических групп. При этом в качестве объекта изучения выступают социальные, политические, нравственные, профессиональные ценностные ориентации. Рассмотрение столь специфической социологической категории, как молодежь, проводится в целом ряде исследований отечественных и зарубежных авторов. Молодежь с точки зрения особенностей сознания и поведения, социального статуса ее представителей исследуется в работах Бобневой Н. И., Бехтерева В. Н., N.

Волкова Ю.Г., Ильинского И. М., Катульского Е. Д., Ковалевой А. И., Лапина Н. И., Староверова В., Кона И. С., Парсонса Т, Мунье Э., и др.

Ряд авторов непосредственно обращаются к проблеме ценностных ориентаций российской молодежи, прежде всего это Алещенок С. В., Бабочкина П. И., Бестужев — Лада И. В., Бунич В. А., Зубок Ю. А., Здравомыслов А. Г., Ксенофонтов В. Н., Колесников Ю. С., Лисовский В. Т., Руткевич М. Н., Родионов В., Ужегова З. А., Чупров В. И., а также ряд других исследователей.

Особенности молодежи как социальной, экономической и поколенческой группы описаны в трудах Быковой С. Н., Чупрова В. И. Гурвич Г, Журавлева Г. Т., Зубок Ю. А., Иванова В. Н., Куприяновой З. В., Кухтевич Т. Н., Ручкина Б. А., Барбера Б., Вебера М., Гидденса Э, Мертона Р., и др.

Проблеме особенностей профессиональных и социальных ориентаций студенческой молодежи посвящены исследования Дмитриева А. Н., Добрыниной В. И., Иконниковой С. Н., Кона И. С., Крыштановской О. В., Кухтевич Т. Н., Рубиной Л. Я., Саара Л. А., Титмы М. Х., Топчинского Л. В., Шубкина В. Н., Чупрова В. И. Основные тенденции изменения ценностных ориентаций студентов в области образования проанализированы Ветошкиным А. П., Журавлевой Л. А., Ильинским И. М., Калинкиной И. В.,.

Матуленисом А.А., Мордковичем В. Г., Немировским В. Г., Овсянниковым А. А., Филипповым Ф. Р., Якубовой Е. А., и др.

Однако региональная специфика динамики ценностных ориентаций студенчества остается еще слабо освещенной в отечественной социологической литературе. В последнее время появился ряд работ, посвященных вопросам динамики ценностных ориентаций в условиях социальных трансформаций на примере регионов. Можно отметить работы Чичаевой И. И., Ерошиной Т. А., Полутина С. В., Чудиновой И. М., Шакурова З. А., Иоголевича Н. И. и др. Обращает на себя внимание возникший интерес к данной проблематике со стороны китайских исследователей. Отметим работы Лун Ичжоу., Чжу Бин., Цзюэ Жунфан., Ли Чжэн. Тенденции изменения ценностных ориентаций обучающихся в провинциальных вузах молодых людей тесно связаны с особенностями провинциального мировозрения в целом, а также с конкретной социально-демографической, экономической и культурной ситуацией в определенном регионе. Рассмотрение подобных тенденций — задача, прежде всего исследователей «на местах», лучше представляющих специфику своего региона и мировоззрение живущих в нем людей. Связь между динамикой ценностных ориентаций студенчества и процессом культурной социализации в пространстве университета также не привлекает пока пристального внимания отечественных социологов. Недостаточная изученность исследуемой проблемы позволила нам выбрать объект, предмет исследования, его цели и задачи.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является студенческая молодежь различных форм обучения высших учебных заведений города Владивостока Приморского края.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют ценностные ориентации студенческой молодежи в процессе современной культурной социализации, их сущность, содержание и специфика в сфере образования, культуры* морали.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Ценностные ориентации студенческой молодежи Дальневосточного региона ориентированы как в онтологическом, так и в практическом плане на общегуманистические человеческие ценности, имея при этом ярко выраженный характер региональной привязанности. ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Основной целью исследования является изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи на примере Дальневосточного региона, влияние особенностей современного высшего образования на формирование ценностного сознания и возможность учета ценностных ориентаций в проектировании образовательного процесса. Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

• Определить природу ценностных ориентаций и основные факторы их динамики;

• Выявить особенности студенчества как субъекта культурной социализации и университета как пространства культурной социализации;

• Провести анализ общей специфики формирования ценностных ориентаций в регионе;

• Выявить особенности современной студенческой молодежи как поколенческой, профессиональной и культурной социальной группы;

• Исследовать содержание системы ценностных ориентаций студенческой молодежи и направление ее динамики в условиях современной образовательной среды на примере Дальневосточного региона;

• Показать типологические особенности ценностного и морального сознания студенчества Дальнего Востока.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит реализации концепции формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе современной культурной социализации на основе проведенного социологического исследования по Дальневосточному региону. В процессе реализации основной цели и связанных с ней исследовательских задач, были получены имеющие научную новизну результаты:

• Определена на основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов природа ценностных ориентаций, основ их становления и динамики под влиянием различных социокультурных факторов;

• Выявлены особенности современного российского студенчества как субъекта культурной социализации в многообразии ее форм и взаимовлияния особенностей культурной социализации и ценностных ориентаций для данной социокультурной группы;

• Исследована ситуация современного российского университета как пространства культурной социализации и в этом контекстепроблемы высшей школы на данном этапе ее развития;

• Охарактеризована общая специфика формирования системы ценностных ориентаций общества в регионе и конкретно — в Дальневосточном регионе, выявлении особенностей ценностного сознания населения российского Дальнего Востока;

• Описаны особенности современной студенческой молодежи как поколенческой, профессиональной, культурной и социальной группы на основе предпринятых нами практических исследований;

• Рассмотрено содержание содержания системы ценностных ориентаций и типологических особенностей ценностного и морального сознания студенчества Дальнего Востока.

• ЭМПИРИЧЕСКУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составляют данные социологических исследований:

• Региональное социологическое исследование «Ценностные ориентации студентов Владивостока», проведенное под руководством автора (2002;2003 гг.). Выборкамногоступенчатая, квотная. Объем выборки — 450 человек.

• Контент-анализ материалов местной прессы, касающихся особенностей молодежи Дальнего Востока, проведенный автором (2002;2003 гг.).

• Результаты социологических исследований, проведенных другими авторами в различных регионах Российской Федерации.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование опирается на системный, междисциплинарный, исторический, научные подходы. Используются понятийный аппарат, концепции, типологии ценностных систем, разработанные автором на основании анализа современных аксиологических работ. Теоретические положения диссертационного исследования подтверждаются результатами конкретных социологических исследований студенческой молодежи, проведенных автором. Автор в своем анализе исследуемых проблем опирался на современные философские воззрения в области антропологии, аксиологии и культурологии, социологии, психологии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется возможностью использования достигнутых результатов при формировании среднеи долгосрочных программ, разработке образовательной, молодежной и культурной политики на региональном и муниципальном уровне.

Результаты исследования ценностных ориентаций студенчества в области высшего образования могут быть использованы на уровне руководства высших учебных заведений при планировании структурных преобразований и стратегии развития вуза.

Выявленная динамика и типология ценностных ориентаций студенчества позволяет более успешно планировать и осуществлять образовательную и воспитательную работу в вузе, повышать значимость вуза в сфере культурной и профессиональной социализации.

Теоретические и практические результаты данной диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований в области ценностных ориентаций студенческой молодежи.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

• Ценностные ориентации современной студенческой молодежи представляют собой сложную, дифференцированную систему. Динамика системы ценностных ориентаций определяется особенностями социальной, экономической, политической и культурной ситуации в России.

• Ценностные ориентации современной студенческой молодежи имеют выраженную поколенческую специфику, состоящую в преобладании прагматических и гедонистических ценностных установок, развитии постмодернистского ценностного сознания.

• Ценностные ориентации современной студенческой молодежи складываются в процессе культурной социализации, первичным фактором которой являются особенности высшей школы как пространства культурной социализации, проблемы системы современного российского высшего образования.

• Ценностные ориентации современной студенческой молодежи имеют выраженную региональную специфику. Дальневосточная специфика системы ценностных ориентаций студенчества выражена в большем удельном весе культурных и социальных установок Востока в молодежном мировоззрении.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ — Диссертация была обсуждена на кафедре «Социологии, психологии и педагогики» МГТУ «Станкин» г. Москва. Основные идеи диссертанта были апробированы: на международной конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал ов на развитие Дальневосточного региона России» (Владивосток 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт (Пенза, 2003). Основные положения и результаты исследования отражены в четырех публикациях автора. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы ко второй главе.

Одной из важнейших функций образования является трансляция и распространение культуры в обществе. Посредством социального института образования осуществляется передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле (научные знания, нравственные ценности, нормы поведения, опыт, навык, профессиональные качества). Другой, не менее важной функцией образования является формирование ценностных ориентаций и установок у молодого поколения. Благодаря этой функции образования молодежь приобретает ценностные ориентации, выработанные обществом, социализируется и интегрируется в социальную систему. Существующие на сегодняшний день теории культурных ценностей рассматривают ограниченные аспекты культуры материализм-постматериализм, индивидуализм-коллективизм и др.), а не охватывают весь диапазон потенциально-уместных измерений ценности. Границы культурных ценностей не всегда соответствуют национальным границам государств. Приоритеты в индивидуальных ценностях — это продукт культуры, распространенной в обществе в виде уникального личного опыта. На основании проведенного исследования подтвердилась гипотеза о присутствии в массовом сознании студентов Дальнего Востока конгломерата восточных и западных ценностей. К восточным ценностям относят такие ценности, как материнство, благодарность, гостеприимство, непосредственность, вежливость, миролюбие, заботу об окружающей среде, скромность. К западным ценностям традиционно относят такие ценности, как ответственность, эффективность, образование, точность, пунктуальность, индивидуализм, первенство. Ценности, одинаково важные для всех культур: религиозность, иерархия, мужественность. Социальная направленность ценностных ориентаций студенческой молодежи направлена на личные ценности, такие, как «здоровье», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь», т. е прежде всего на ценности, удовлетворение которых связано с другими людьми. Инструментальные ценности: «аккуратность», «воспитанность», «образованность», «ответственность», «самоконтроль». Наряду с нравственными качествами в число ведущих способов достижения жизненных целей включен комплекс волевых и деловых качеств. В целом, можно отметить, что студенчество становится практичнее и прагматичнее. Существует региональная специфика ценностных ориентаций студенческой молодежи, обусловленная сложным сочетанием культурно-исторических, социальноэкономических и природно-географических факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется динамичностью, высокой степенью сложности происходящих в ней процессов. В настоящий момент процесс формирования новой системы российских ценностей далек от завершения. Отказ от многих традиционных ценностей и отсутствие четких представлений о современных ценностях российского общества в его новом качественном состоянии порождает ситуацию социокультурного полураспада, дезориентацию одних и исчезновение других механизмов воздействия системы в формировании ценностных представлений общества. Факторами ценностных изменений выступают жизненная практика, традиции общественного ценностного сознания, элементы культурных заимствований, получивших довольно большое распространение в последнее время. В этих условиях первичное значение приобретает культурная социализация личности как способ трансляции и сохранения ценностных установок общества, возможность интеграции молодежи в социум, установление диалогического взаимодействия носителей различных ценностных установок. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа является наиболее сензитивной к происходящим в обществе изменениям. Количество людей с высшим образованием является одним из важнейших показателей уровня развития любого государства. В 1989 году СССР находился на втором месте после США среди развитых стран по количеству студентов на 10 тыс. человек. В настоящее время в России около 7,5 млн. человек студенческого возраста. Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценнностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей, отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей. Области распространения общих культурных ценностей далеко не всегда соответствуют национальным границам государств — относительно гетерогенным обществам с соответствующей культурой. Ценности являются своеобразными трансситуативными критериями или целями, предопределенными важностью руководящих принципов в жизни общества. Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Новые ценности интегрируются в общество, если они утверждаются не только в эмпирическом мире, но и воплощаются в поведенческой форме индивидов. Новые политические и духовные ценности становятся достоянием общества, если они входят в связь с микросоциальными практиками индивидов, с их повседневной жизнью, с доминирующим в обществе менталитетом. Социокультурные ценности вопреки расхожим мнением об их быстрых переменах, обладают значительным консерватизмом и не легко поддаются трансформациям. Для российской культуры в середине 1990;х годов были характерны умеренность в индивидуализме, мужественности и дистанции власти и довольно высокие показатели в стремлении избегать ситуаций неопределенности и патернализма. Индивидуализм — тенденция заботиться о себе и своей семье. Коллективизм характеризуется напряженной социальной структурой, в которой люди проводят существенные различия между их собственной группой и другими группами. Мужественность — степень, в которой доминирующие ценности общества подчеркивают самоутверждение, достижения, приобретение денег и других материальных ценностей. В обществах с преобладанием мужественности центральное место в ценностях занимает эффективность. Стремление избегать неопределенности приводит к ориентации на заданные образцы поведения, нормативности. Высокий уровень предотвращения неопределенности трансформируется в высокий уровень напряжения и желания предсказуемости, правил формальных и латентных. Проведенные нами исследования студенческой молодежи в 2002;2002 годах подтвердили подобные тенденции в ценностном сознании молодых россиян. Молодежь всегда выступает в качестве преобразователя социальной структуры и организации общества. Социоструктурное воспроизводство молодежи, будучи наиболее активной частью социального воспроизводства общества, в целом, определяет его социальный прогресс или регресс в перспективе смены поколений. При этом сама молодежь реализуется в этих процессах как социальная общность, являющаяся одновременно манипулируемым объектом социально-структурной трансформацию! и активным субъектом социализации. Соотношение между ними складывается как результат влияний объективных условий жизни, в том числе проводимой социальной политики и субъективных факторов, прежде всего характера и содержания ценностных установок и ориентаций. Культурная социализация молодежимногомерное явление. Даже при неблагоприятных условиях жизни, но четко сформулированных социальных целях, привлекательных потенциалом позитивных сдвигов, можно ожидать расширенного социального воспроизводства, социального прогресса в виде роста возможностей молодежи. Переходное состояние системы ценностей обусловило существование в ценностном сознании современной молодежи одновременно «традиционных» российских ценностей и вновь культивируемых «западных» ценностей. В первом случае это ценности социальной справедливости, уважения традиций и авторитетов, патриотизма. Во втором — разумный прагматизм, ценность инноваций, индивидуальности и др. Основные ценности-цели, присущие сегодняшним студентам ориентированы на общеегуманистические человеческие ценности. В настоящее время это «здоровье», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». В качестве инструментальных ценностей выбраны «аккуратность», «воспитанность», «образованность», «ответственность», «твердая воля». Таким образом, наряду с нравственными качествами в число ведущих способов достижения жизненных целей включены и ряд волевых и деловых качеств. Эти качества характеризуют общую направленность личности, способность выстоять, отстоять свое достоинство, не отступая перед трудностями, действовать самостоятельно и решительно в сложных социальных и экономических ситуациях. Соотношение «традиционного» и «западного» восприятия ценности высшего образования дает широкий спектр типов ценностных ориентаций студентов. Университет для сегодняшнего студента — это «шанс на успех в жизни», «способ изменить личность к лучшему», «повышение социального статуса» и др. Типы ценностных ориентаций, определяющиеся мотивами их поступления в вуз, выявляют и основные требования молодежи к высшему образованию: приобщение к культурным ценностям и помощь в социальной адаптации. Вызывает оптимизм, что студенты, в целом, довольны выбором вуза, считают его поводом для гордости, испытывают уважение к большинству своих преподавателей. Региональная специфика формирования ценностных ориентаций студентов обусловлена сложным сочетанием культурно-исторических, социально-экономических, природно-географических факторов. Сильное влияние на формирование ценностных установок традиционно оказывают социально-экономические условия. Вошедший в обиход в постперестроечный период термин «депрессивный регион» в полной мере относится к Приморью. Социальные проблемы Приморского края контрастно выделяются на фоне экономического подъема нашего ближайшего соседа — Китая. Большинство опрошенных студентов считают свой родной город Владивосток уникальным городом (83.3%), способным преодолеть свои проблемы (74,4%), красивым (68.9%). Вместе с тем отмечают, что Владивосток оторван от центральной России (77.8%), правительство уделяет ему недостаточно внимания (83.3%). Вероятность того, что Владивосток перестанет быть русским городом отметили 50.6% опрошенных студентов. Этот факт отражает тревожность студентов по поводу будущего края. В целом региональная специфика ценностных ориентаций в студентов выражается в сочетании «восточных» и «западных» ценностей в структуре сознания. Уважение к своим родителям (98.9%), почитание старпшх (79.3%), необходимость соблюдать традиции (77.2%) являются индикаторами «восточных» ценностей. Наряду с ними высокие показатели получили типичные западные ценности: предпочтение действия созерцанию (83.7%), отказ в безусловном подчинении власти (85.9%), эффективность и др. збавление от усталости. Обращает на себя внимание возрастание роли досуга (97.8%). В первые годы создания социалистического государства досуг понимался как отдых, избавление от усталости. В 60-е годы как отдых, развлечение, саморазвитие личности. В последнее время наблюдается сокращение объема свободного времени. Оно поглощается занятием коммерцией, дополнительным образованием, хобби. Потребность в социальных компонентах жизнедеятельности по-прежнему больше, чем в материальном благополучии. Лидируют ценности, связанные с комфортностью внутреннего мира (семья, близкие люди). Базовые ценности, несомненно, сохраняются, но социально-экономические условия современной России переструктурируют общественное сознание. Преобладают индивидуалистические тенденции, пренебрежение к общественным интересам. Например, нежелание заниматься общественной работой высказали 62.7% опрошенных студентов. Для студентов важны такие сферы деятельности, как работа по специальности, профессиональное совершенствование, учеба, занятия физкультурой и спортом. В сознании студентов преобладают гедонистические тенденции: «взять от жизни все, что возможно». Студенты показывают невысокие результаты в отношении такой ценности, как «религиозность». Они не верят в существование таких религиозных категорий как «рай» или «ад», не верят в возможность реинкарнации и посмертного существования. В отношении своего будущего ценностными предпочтениями студенты выбирают удачный брак, надежных друзей, нравственное совершенствование, деньги и карьеру. В целом, студенты уважают своих родителей и традиции. Повышается роль и значение высшего образования как фактора социальной мобильности.

Изучение ценностных ориентаций студенчества в процессе культурной социализации способствует пониманию принципов формирования системы ценностных ориентаций современной молодежи и создает предпосылки для эффективного проектирования образовательного процесса, разработки молодежной и культурной политики на региональном и муниципальном уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности. Под ред. В. С. Собкина. Т. 1. Вып.2. М., 1994. с.48
  2. Р.З. Социально-политическая активность молодежи: противоречия и тенденции развития. Киев, 1992.
  3. Э.В. Социально-экономическая география. М., 1989.
  4. С.Б. Поиск новых форм политического участия молодежи//Тезисы Всероссийской научной конференции.
  5. Г. Маслоу. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999. 478с. с. 231
  6. В.Н. Социология политики. М., 1992.
  7. Г. М. Психология социального познания,— М.: Аспект Пресс, 2000. 288с
  8. А.В. Материалистические/постматериалистические ценности в России // Социс № 11 1994 с.74−75
  9. А. Г. Психология личности. -М., 1990.-768с.
  10. Ю.Асмус В. Ф. Античная философия: М.: Высш. шк., 1976, — 543с. с.205
  11. Н.Бабочкин П. И. Основы концепции воспитанияжизнеспособных поколений // Молодежь: будущее России М., 1995.
  12. А.А., Кабакавин Г. А., Насибуллин Р. Т., Хайруллин Ф. Г. Молодежь в кризисном социуме / Под ред. Р. Т. Насибуллина. М., 1998.
  13. Т.М. Особенности формирования государственной молодежной политики России в условиях реформирования общества. М., 1993.
  14. Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990.
  15. Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.
  16. Е. П. Я концепция и ценностные ориентации, старших подростков в условиях быстрых социальных изменений./ Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1997, № 4. с.87
  17. Г. А. Политология. Курс лекций. М., 1996.
  18. Н. О назначении человека. М., 1993.
  19. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 11.
  20. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений: Наука, 1993.-С.232.
  21. В.Н. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1999.
  22. Л. Бытие в — мире. Избранные статьи. — М.: КСП +, 1999.-300 с.
  23. Н.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  24. Н.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарно-научного фонда. 1996. — № 1. — С.137.
  25. Е.А. Социальное самочувствие молодежи. Новосибирск, 1995.
  26. В. Преодоление раскола? // Высшее образование в России 1999 № 5 с. 26.
  27. B.C. Социальные механизмы взаимодействия интересов и политической активности советской молодежи М.: Ин-т молодежи, 1990.
  28. БородкинФ.М., КорякН.М.Внимание:конфликт. Новосибирск,!989.С.49
  29. В.Н. Молодежь//Человек и общество. Л., 1969.
  30. Л., Бонжон Л Социология. Калифорнийский университет. 1990.
  31. Ю.А. Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи. МГУ.1. М&bdquo- 1992.
  32. С.С., Крылов В. Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой.// Тезисы докладов научной конференции института психологии. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. М., 1997.
  33. Будинайте Г. JL, Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. Вопросы психологии № 5, 1995.с. 99
  34. В.А. Новые ценности-М: Наука, 1989.
  35. М. Избранные произведения М., 1990.
  36. Т. Теория праздного класса, М., 1984.
  37. Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности.// Вопросы психологии № 5, 2001.
  38. Выбор молодежью жизненного пути: опыт межрегионального социологического исследования. / Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск, 1988. С. 42
  39. В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации.// Социс № 1, 2002. с.5
  40. М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 272с.
  41. Ю.В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества.-М.:Изд-во МГУ, 2002,64с.
  42. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии.-1988,-К2. С.32
  43. Л.Н. Образовательные игры: торжество и грехопадение принципа вариативного образования в постсоветской школе // Альма Матер. 1998. № 12. с.42
  44. Л.Н. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул, изд-во АКИПКРО, 1996 с.78
  45. А.А. О соотношении ориентации на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных ориентаций личности // Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977.
  46. Государственная молодежная политика в республиках РФ: Док. и матер. //Социум-Вып. 1 1997.Молодежь и становление новой России. -М., 1997.
  47. С., Немировский В. Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество на пороге 21 в. Барнаул Красноярск, 1995, с. 257.
  48. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997 С. 177
  49. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
  50. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
  51. Демографический ежегодник. М., 1990.
  52. Л.Г. Проблемы современной психологии труда// Психологический журнал.-1992.-№ 3. С. 38
  53. В.И., Кухтевич Т. Н., Туманов С. В. Молодежь России:.три жизненные ситуации. М.: ИНИОН РАН, 1998. с.49
  54. А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика, М., 1974.-№ 5.-С.67.
  55. Т.П. Социальные факторы экономического развития. М., 1989.
  56. Ф.М. Собр. Соч. в 3-х т. Т.2 Минск, 1995, с.218
  57. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии МД990 С.68
  58. Э. Ценностные и «реальные суждения». // Социологические исследования- 1991.^ № 2.
  59. А. Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе
  60. А. Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи. Вестник МГУ. Серия № 14. Психология, 1997. № 3. с.19
  61. П.И. Население России 1997. // Социологические исследования. М., 1998.-С.8−10.
  62. Ю. М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психологический подход к проблеме. М., 1976, 350с. с. 114
  63. С.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностной и политической ориентации.-М.: Мысль, 1980.
  64. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения //
  65. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  66. Зубок Ю. А, Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества / ИСПИ РАН- НИЦ при Институте молодежи, М., 1998.
  67. Ю.А. Будущее молодых россиян проблематично // Диалог 1998. -№ 9.
  68. В.Н. Новая интеграция СНГ: тенденции и проблемы //Материалы международной конференции. М., (МГИМО -Университет), 1997.
  69. В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения //Социологические исследования М.: ИСПИ РАН, 1998.
  70. И.А. Отбор лучших. //Новое время, 1993. № 17. -, 57.
  71. И.М. Готовить широко образованных специалистов, воспитывать нравственную личность. М., 1998.
  72. И.М. Куда идти России. М.: Голос, 1995
  73. И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М.: Институт молодежи, Голос, 1999.7 8. Инглехарт Р. Ценности в кризисном обществе // Психологический журнал -Т. 1 2.-1991 .-№ 6.-С. 1 29.
  74. В.И. От имени кого, против кого, во имя каких ценностей //Социологические исследования. 1993. — № 6. — С. 1521. Кабыща А. В. Некоторые методологические вопросы операционализации понятий в социологии // Вопросы философии. -1978. — № 2.
  75. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян //Полис.- 1994.-№ 1−2.
  76. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации// Социол. исслед. 1998. № 12. С. 81.
  77. Н.Д., Меликьян Г. Г. Злоказов И.А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века // Социологические исследования 1997. -№ 6.
  78. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральнойиндивидуальности старших школьников.//Вопросы психологии № 4. 2000.
  79. В.О. Исторические портреты, — М.1991 с.259
  80. А.Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения.//Психологический журнал.-1990.-№ 5.
  81. А.И. Социализация личности: норма и отклонение М.: Институт молодежи, 1996.
  82. А.И., Луков В. А. Социология молодежи. М.: Социум, 1999.
  83. Коган Л И. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // Социс № 4 1997 с. 162
  84. У. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории //Современная социологическая теория вне преемственносги и изменений / Под ред. Г. Беккера, А. Бескова, — М.:Из-во иностр.лит., 1961.
  85. Ю.С. Университетское воспитание: ключ в XXI век Новороссийск, 1996.
  86. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи-М: Знание, 1987.
  87. Кон И. С. Юность как социальная проблема./Общество и молодежь. -М&bdquo-
  88. Л.Б. Динамика ценностных ориентации: анализ результатов эмпирического исследования // Социологические исследования. 1994. -№ 2.-С. 111 -11 8.
  89. С.А. Интерференция культурных ценностей // Вестник. 1998. -№ 2.
  90. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М.: Политиздат, 1998.
  91. .С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника. Сборник научных трудов. М., 1983
  92. В.Н. Духовная жизнь российского общества исовременный мир-М.:МГИМО, 1997.
  93. В.Н. Духовная жизнь российского общества: содержание и специфика. Материалы парламентских слушаний. 15 ноября 1999 год. М: Государственная Дума.
  94. Куда идет Россия?: альтернативы общественного развития // Межд.симпозиум., 17−19 дек., 1993 г. / Под общ ред. Т. И. Заславской, Л.А., Арутюнян. М.: Фирма «ИнтерПракс». 1994.
  95. И.Н. Основные тенденции инволюции современной духовной и религиозной ситуации в России //Материалы научной конференции, МВШ.-М., 1999
  96. В.И. Динамика ценностных ориентации российской молодежи. -Ростов-на-Дону, 1999.
  97. КузнецовВ.И Молодежь на рубеже веков//Социологичсские исследования, Ростов-на-Дону, 1998.
  98. В.И. Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях социальной трансформации общества. Дис. док. социол. наук.:22.00.04. Москва, 2000.
  99. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности, — Спб.1993. С. 36
  100. З.В. Молодежь. Ее работа. ЕЕ жизнь. // Экономические и социальные перемены: ВЦИОМ, АНХ. 1997. -№ 1.
  101. В.И. Математические методы социальных технологий: Уч.пособие. М.: Вузовская книга, 1998.
  102. В.М. Тренинг как инструмент образования современного специалиста. //Материалы научно-практической конференции, МВШ (Международный университет). М., 1999.
  103. Т. Российская высшая школа 90-х годов // Молодой человек в условиях кризиса. М. — СПб. — 1994.
  104. Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991. с.142
  105. Лапин Н. И Социальные ценности и реформы в кризисной России.//Социс. 1993. — № 9. — С. 17−27.
  106. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социс. 1996.№ 5
  107. Н.И. Ценности социологических групп и кризис общества. М., 1991.
  108. Н.И. Ценности, как компоненты социокультурной эволюции современной России//Социологические исследования. -1994. .
  109. Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 1. с. 34
  110. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Современный социо-анализ. Сборник статей. М., 1998 с.88
  111. В. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. М., 1991 с. 107
  112. .К. Вопросы методологии социологического исследования проблем молодежи. М.: ВКШ, 1978.
  113. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб., 2000 С. 194
  114. В.Т. Молодежь о времени и о себс://Педагогика. -1998. -№ 4. С.40−46.
  115. В.Т. Социология молодежи. СПб.: Изд-во СПб. унта, 1996. с.65
  116. А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.
  117. Д. К онтологии общественного бытия. М., 1991.
  118. В.А. Теории молодсжи//Историко-социологический анализ. -М.: Социум, 1999.
  119. В. А. О нашем понимании социокультурного поколения. М., 1998.
  120. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. М., 1998. № 8. С. 31
  121. Е.А. Социальное партнерство как условие трансформации трудовых отношений // Возрождение России: общество- образование культура — молодежь: Тезисы научно-практической конференции. Екатеринбург, 1998 с. 37
  122. Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1999. -688с. Кон И. С. Социологическая психология. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 1999, — 560с.с. 318
  123. Ф. Новая страницы: перевод с англ./Предисловие И. Пригожина М.: АО Изд. группа Прогресс, 1995.
  124. Р. Диалектика экономического и социального обновления общества // Экономические науки. 1990. — № 10.
  125. В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984.
  126. М. К. Проблема человека в философии/Ю человеческом в человеке / Под общ.ред. И. Т. Фролова. — М., 1991. с.95
  127. В.В., Парсян А. П. Удовлетворенность реформами: региональный аспект// Социологические исследования- 1994 -№ 10.
  128. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.37. — М., 1956.
  129. Материалы Всероссийской конференции «Молодежь и становление новой России». Москва, 27−30 мая 1997 г. // НИЦ Инта молодежи. М., 1997.
  130. Материалы по истории образования в России. СПБ, 1995 С. 123
  131. Медицинская и возрастная психология: Учебное пособие / Под ред.Г. Э. Бреслаева. СПб., 1993.
  132. Мелик-Гайказян И. Б. Информационные процессы и реальность. — М.: Наука- Физматлит, 1998 С.78
  133. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальностям., 1986.
  134. Р. Референтная группа и социальная структура. М., 1991.
  135. Р. Явные и латентные функции. М., 1968 с.56
  136. Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. -№ 2, 3, 4-
  137. П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2 Ч. II М., 1994 С.283
  138. А.А. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям // Социологические исследования. 1991. -№ 3.-С. 35−45.
  139. И.Н. Амбивалентность личности.-М.1991. С.84
  140. Молодежный экстремизм / Под ред. А. А. Козлова. СПб.: Из-во СПб Ун-та, 1996.
  141. Молодежь 97: Данные мониторинга социально-экономического положения. Этап 1 /НИЦ при Ин-те молодежи. — М., 1997.
  142. Молодежь и общество // Материалы Межд. научно-практической конференции, 26−27 апр., СПб. Минск — Ростов-на/Д, 1997.
  143. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Доклад Комитета РФ по делам молодежи. М., 1993.
  144. Молодежь России: три жизненные ситуации. // Социологические исследования под рук. проф. В. И. Добрыниной ипроф. Т. Н. Кутхевич., МГУ., 1997.
  145. Молодежь России: Данные мониторинга социально-экономического положения молодежи // НИЦ при Ин-те молодежи. -М., 1997.
  146. Молодежь в РСФСР: Стат. сб. М., 1990.
  147. Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналит. доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта / Рос. Незав. Ин-т соц. и нац. проблем. М., 1998.
  148. Молодежь России (Социологический сборник) М., 1990.
  149. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992.
  150. Молодежь России: тенденции, перспективы /Под ред. И. Н. Ильинского, А. В. Шаронова М.: Молодая гвардия, 1993.
  151. Молодежь-97: Социально-экономическое положение молодежи и ее политические ориентации /Мониторинг НИЦ при институте молодежи. -М.: Социум, 1997.
  152. А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1989.
  153. Э. Персонализм (перевод) ИНИОМ, 1993.
  154. Народное хозяйство РСФСР в 1990: Стат. ежегодник. М., 1991.
  155. И.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности //Ленинская теория отражения. Вып. 8 — 1977.
  156. Население России // Пятый ежегодный демографический доклад. Центр демографии и экологии человека. М., 1998.
  157. В.Г. Молодежь восьмидесятых. Красноярск: Книжное издательство, 1989. -184с с.4
  158. Н. И. Психодиагностика личности. М.: Издательство ВЛАДОС, 2001. — 192с., с. 366
  159. С.П., Масленников Е. В. Социологические Исследования и концептуальный анализ //Социология:методология, методы, математические модели). 1996. — № 7. -С.56−65.
  160. Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс. 1978.
  161. Н. Русская женщина в поисках рая // Русский европеец. 1992.-№ 4.
  162. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад.1996.-М.: Синергия, 1997.
  163. Н. Н. Психология взрослого человека. СПб. 1995, 206с. с. 104
  164. В.Б. Личность и социологические ценности // Социология в СССР. Т. 1. — М.: Мысль, 1995.
  165. Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация//Социс № 10, 2002 С.88−94.
  166. Г. В. Теория и практика социологических исследований в СССР.-М., 1979.
  167. О.М. Ценностные отношения: Природа и Генезис, СПб., 1994.
  168. Парсонс 'Г. Новый аналитический подход к теории социальной структуры // Социальная стратификация. Вып.2. -М., 1992.
  169. Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. -М., 1965.
  170. Т. Система современных обществ, (перевод с англ.) М.:АспектПресс, 1997.
  171. Л.В. Готовность к военной службе // Социологические исследования 1997.
  172. С.Н. Социализация сибирской молодежи в образовательном пространстве. Новосибирск/1995. С. 47.
  173. А. А. От традиционных ценностей к уникальнымсмыслам. Вопросы психологии № 6, 2001. С.5
  174. Плахов В. Д, Традиции и общество. М., 1982.
  175. Г. В. Изб. филос. произв. Т.1. — М., 1956.
  176. Положение молодежи в РФ и государственная молодежная политика: Государственный доклад/ Отв. ред. Луков В. А., Ручкин Б. А. -М., 1998.
  177. С.И. Проблема происхождения и функционирования понятия ценности в социологии //Социологические исследования. -1979. № 9 -С. 34−44.
  178. И.М. Ценности и ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности. Киев: Выща школа, 1986.
  179. Послание президента РФ Федеральному Собранию: Общими силами к подъему России. — М., 1998.
  180. В. Стоимость и ценность // Филос. мысль. 1980. -Кн.2.
  181. А.В. Ценностные аспекты социализации молодежи. РУД11. -М., 1997.
  182. Психология. Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.2-е изд. испр. и дополн, М.: Политиздат, 1990.
  183. В. Молодежная политика в современной России // Диалог-М., 1998. № 9.
  184. . История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями: от античности до наших дней, — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994, — 455 с.
  185. Регионы России/Госкомстат России. М., 1997. — С.473−477.
  186. Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология. ХХвек. Антология. М., 1995.-С.77−91.
  187. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.-М., 1988. с.205
  188. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник /
  189. Госкомстат России-М., 1997.
  190. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авторы-составители: В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, Г. Ю. Семитин.М.: Academia. 1996.
  191. С. Л. Проблемы общей психологии. СПб.: «Питер», 2001, 720с.
  192. В.О. Социология переходного периода //Социологические исследования 1994. -№ 8.
  193. М.Н. Реформа школы и ее последствия // Свободная мысль, 1994, № 12, с.50
  194. М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы// Социологические исследования М., 1994. -№ 12.-С.59.
  195. А.А. Ценностный подход к системе социального знания. Киев: Наукова думка, 1976.
  196. . А. Молодежь и становление новой России //Социологические исследования —1998. № 5.
  197. .А. Что такое «российская молодежь»?// Методологические проблемы исследования молодежи. НИЦ при Институте молодежи. М., 1998.
  198. А.В. Молодежные правонарушения и делинквентные сообщества сквозь призму Американских социальных теорий. Казань, 1997.
  199. Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. Собр. Соч. Т. 2. Л., 1933 С. 231.
  200. З.К. Смысложизненные ориентации подростков / Социс, 2001, № 5, с 88
  201. В. Труд и капитал в конце XX века. // Диалог- М., 1998. -№ 9.-С.37.
  202. К., Когделл Р. Основы межкультурной Коммуникации // Человек 1992 № 3 С.65
  203. А.С. Социальная защищенность молодежи вусловиях перехода к рыночной экономике. М., 1990. 1 78. Словарь иностранных слов. — М., 1975.
  204. JI. Ассоциация базовых ценностей и графических символов. Развитие личности. 2002. № 1., с. 289−290
  205. П.И. Ценностные основания общества. СПб, 1994.
  206. Современная западная социология: Словарь. М: Политиздат, 1990.
  207. Современная западная философия. Словарь.-М., 1991. с.92
  208. А.И. Социокультурное измерение политического процесса (методологический аспект): Автореф. докт. дисс. М., 1994.
  209. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Высшая школа, 1992.
  210. Социальная дифференциация общества / Под ред. Г. Е. Афанасьева. М., 1993.
  211. Социальное положение российской молодежи: тенденции, перспективы (научно-аналитический доклад). М.: НИЦ Ин-т молодежи, 1993.
  212. Социальное самочувствие молодежи / Регион, соц. мониторинг. Тула, 1996.-Вып.2.
  213. Социально-экономические проблемы рынка труда/Под ред А. А. Рузгиной. Пенза, 1994.
  214. Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы. М., 1994.
  215. Социально-экономическое положение России / Госкомстат России.-М, 1997.
  216. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. М., 1990.
  217. Социологический словарь / Сост.: А. Н Елсуков, К. В. Шульга. 2-е изд.прераб. и доп. Минск: Университетское, 1991.
  218. Социология. / Под ред. Осипова Г. В. М., 1990.
  219. Социология. Основы общей теории. Учебник, / Под ред. Осипова Г. В., Л. Н. Москвичева. М.: АспектПресс, 1996.
  220. Социология. Словарь-справочник Т. 1.М.: 1990 С. 179
  221. Староверов В. XXI век России: социоструктурная трансформация молодежи. М, 1998.
  222. Е.Б. Жизненные отношения личности.-Киев, 1992 с.97
  223. Г. Г. Типологический анализ в социологии. М., 1993.
  224. Теория и практика идеологической работы / Под ред. Ж. Т. Тощенко -М., 1990.
  225. М.Х. Некоторые методологические предпосылки исследования генезиса ценностных представлений молодежи // Воспитание студенчества, Тарту: Из-во Тарт. ун., 1971.
  226. О. А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. Мир психологии. 1999.№ 3. с.347
  227. Ю.И. Принципы анализа данных в социологии//Социология.-М., 1991.
  228. Ю.И. Роль моделирования и работе социолога/Социология: 1996. № 7.
  229. Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М: ИНФРА, 1998.
  230. Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. -М.: Наука, 1978.
  231. У., Знанецкий Ф. Польский крестьянин в Европе и Америке. -Варшава, 1976. Т.1. — С.54.
  232. .Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
  233. Трофимова // Инновационные аспекты обучения физике в школеи вузе. — СПб.: Образование, 1998. с.89
  234. В.П. Теория ценностей в марксизме. JI., 1968.
  235. Э. Практика управления / Пер. с нем.- Обнинск., 1997 С.129
  236. З.А. Образ «новой» России на Западе М.: МГУ, 1999.
  237. А.К. Духовные обновления общества. М., 1990.
  238. А.Н. Избранные работы, но философии: Пер. с англ. /Сост. :И. Т. Касавин. Общ. ред. и вст. ст. Кисселя М. А. М: Прогресс. 1990.
  239. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.
  240. Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
  241. Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. -М., 1991.
  242. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. с. 73
  243. Э. Основные феномены человеческого бытия М, 1988. С.311
  244. В. Человек в поисках смысла. М., 1999, 432с. с.98
  245. Ф. Банистер Д., Новый метод исследования личности М, 1987 С.61
  246. Фрейдимен Дж&bdquo-, Фрейфгер Р. Личность и личностный рост // Пер. с англ. М.:ВЦП, 1985. С. 143
  247. И.Т. Наука ценности — гуманизм. // Вопросы философии. -1981.-№ 3.
  248. Э. Психоанализ и этика М, 1993. — 415 с. С.280
  249. М. Воля к истине: по ту строну знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. — 319 с. с.211
  250. Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом вчеловеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М., 1991. с.52
  251. Г. Информация и самоорганизация. М.: Мир, 1993 С.122
  252. X. Мотивация и деятельность.-М.:Педагогика, 1986. с. 152
  253. А.С. Сочинения.-Т.2.-М, 1994.
  254. Р. Н. Мотивационная сфера личности: Монография -Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2000. 104с. с. 86.
  255. В. А. Молодежь в общественном воспроизводстве.//Социологические исследования. 1998. — № 2.
  256. В.Н. Социальное развитие молодежи. // Социологические исследования. М.: ИСПИ РАН, 1997.
  257. В.Н. Молодое поколение на рубеже веков // Диалог -М., 1998.-№ 9.-С.55.
  258. В.Д. Проблемы системогенеза прфессионапьной деятельности.-М. :Наука, 1982. С.88−89
  259. В.А. Телевидение и молодежь. // Диалог. 1998.
  260. А.В. государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи. М.- 1994.
  261. Г. Обновление идеологии и идеология обновления. //Коммунист. 1990. — № 4.
  262. Т. Социальная психология. Издательство «Феникс», 1998.-544. с. 320.
  263. М.В. Динамика ценностных ориентаций студенчества в условиях преобразования российского общества.Дис. канд. Социол. Наук.: 22.00.06. Москва, 1997.
  264. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. — № 6. — С.21.
  265. Эмпирическое в социологическом исследовании. / Социология: Учебное пособие. М., 1995.
  266. Ю.Барбер Б. Структура социальной стратификации итенденции социальной мобильности // Американская социология. Перспектива. Проблемы. Методы. М., 1972.
  267. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978 с.165
  268. В. Социологические исследования: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  269. В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL: Наука, 1979. — С. 90 .
  270. В., Беляев Э., Ворзинская В. Междисциплинарный подход к проблеме соотношения ценностных ориентации и наблюдаемого поведения. // Материалы 2-ого Межд. коллоквиума по соц. психологии. Тбилиси: Из-во Грузии гос. ун-та., 1970.
  271. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социс. 1995. № 12. С. 41.
  272. Adler F. The Ralue concept in Sociology // Amer. I. Soc., 1956.
  273. Almond G., Verba S. The civil Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Boston, 1965.
  274. Bartlett, S.J. The loss of parlament realities: demoralization of university faculty in the liberal arts//Metodology a. science.-Haarlem, 1994.-Vol.27,№ 1.-P.25−39.
  275. Berber B. Social stratification.- N. Y., 1957.
  276. Dalton R.I. Communists and democrats. 1996.
  277. Simmons, D.D., Penn, J.R. Stability and sharing of value norms among American university student conorts in 1970,1980, and 1990//J.of social psychology.- Provincetown, 1994.-Vol.l34,№ 1.-p.69−78,-bibliogr.:p.77−78.
  278. Forbes. Godfather to Kremlin. 30.12.96., Chrystia Freeland, Lebcd Campaigns. Come in Cold // Financial Times., 26.04.98.
  279. ForbesThe Economist. Behind the Throne., 12.09.98.
  280. Ingleharl R. The silent Revolution. Changing Values and Political StylesAmong Western Publics. N. Y., 1997.
  281. Jnglehart R. Renaissance of Political Culture. The American Political ScienceReview, 1988.
  282. Inglehart R. Wertwandel in der westlichen Gesellschaften: Politische Konsequenzen von materialistischen und postmaterialistischen Prioritaten //Wertwandel und gesellschaftliher Wardel. Franklfurtam mein: Campus., 1979.
  283. Krasnoderska, A. Wartosci wspolnotowe w ocenie I opinii opolskiej mlodziezy academickiej.//Zeszyty nauk. Wyzszej szkoly ped. Pedagogika.-Opole, 1993.-№ 30.-S.91−109.
  284. Kluckhohn C. Value and value orientation in the theory of action // Toward ageneral atheory of action. — New York.: Harper., 1962.
  285. Lipsct S.M., BendixR. Social mobilety in industrial society. Bercly.1995
  286. NaumovA.R., Puffer Sh.M. Measuring Russian Culture using Hofsted Dimensions // Applied: An International Reviev.2000. Vol.49 (4).
  287. Parsons T. The structure of social action. -New York: Pantheon, 1937.
  288. Parsons T. The social system. -New York: OUP, 1951. 16. Parsons T Societies- evolutionary and comparative perspectives. New Tersey: NIVP., 1996.
  289. Parsons T. The social system, New York: OUP, 1951.
  290. Pick О. Transformation: Central Europe the risk factor. — Baden, 1996.
  291. Plasser F. Measuring political culture in East Central Europe. // Political culture in East Central Europe. Aldershop, 1997. — P. 9,14. .
  292. Rose R. Mishler W. Mass reaction to regime change in Eastern Europe. 1994.-№ 2.
  293. Schwartz S.H., Bifsky W. Toward a Universal Psychological structure ofHuman Values // Journal of Personality and Social Psychology. Vol, 53. -№ 3.-P.550−562
  294. Thomas W., Znaniecki F. Chlop polscki w Europe i Ameryce. -Warszawa:Lud. Spolds. Wyd., 1976. Т. 1.
  295. Warner W.L. Structure of american life. Edinburgh., 1952.
  296. Weber M. Gesammelte PoJitische Schriften. Tubingen: Mohr, Siebcck, 1958.
  297. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre.-Tubingen: Mohr, Siebeck., 1968.
  298. Weber M. Zur Psychophysik der industriellen Arbeit // Gesammelte Aufsalze zur Sociologie und Sozialpolitik. Tubingen: Mohr, Sicbeck., 1924.
  299. Yergin D., Gustafson T. Russia 2010 and what it means for the World. L, 1994.
  300. Znaniecki F. Nauki о kulturze. Warsxawa: PWN, 1971.
  301. Znaniecki F. Zagadnienie Wartosci wfilozofii., Warszawa: Przegl., Filos., 1910.
Заполнить форму текущей работой