Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обычное образование нацелено на здоровых детей, включает в себя обычных педагогов и общеобразовательные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И, наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Теоретические основы инклюзивного образования
    • 1. 2. Психологическая характеристика и особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 2. ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования
  • Выводы ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Основы
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
    • 2. 2. Модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования
  • Выводы ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Педагогический эксперимент и его роль в педагогической науке
    • 3. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформы в сфере образования в Российской Федерации все более имеют гуманистическую направленность. Особое место в современной системе образования занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей всех возрастных групп. Увеличилась частота тяжелых форм патологии, что, в определенной мере, способствовало росту числа детей-инвалидов. Ухудшение состояния здоровья наиболее выражено среди подростковдетей в возрасте от 10 до 17 лет включительно. Процесс позитивной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для них сложным этапом социализации. Несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких детей остается сложной. Приоритетным направлением в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является внедрение инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья. В комплексе проблем, связанных с профессиональным образованием, в качестве ключевой выделяется проблема подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт. В западных странах система инклюзивного образования на гораздо более высоком уровне и теоретически лучше разработана. Можно отметить такие труды, как «Совершенствование образования» (Improving Education. The.

Promise of Inclusive Schools) Национального Института совершенствования городского образования США, «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах» (Sue Stubbs. Inclusive Education Where There are few 3 resources, 2002) и др. В нашей стране вопросом инклюзивного образования также начинают широко заниматься, что получило отражение в трудах И. И. Лошаковой, Е.Р. Ярской-Смирновой «Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов» [106], Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, М. Л. Семенович, Т. П. Дмитриевой, И. Е. Авериной «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике» [75]и др.

Обычное образование нацелено на здоровых детей, включает в себя обычных педагогов и общеобразовательные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И, наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. Этот вид образования предполагает несколько вариантов реализации: классический вариант посещения учебного заведения учащимся с ограниченными возможностями здоровья, надомное, дистанционное обучение.

Пример реализации инклюзивного образования в Ивановской области.

— это открытие регионального Центра по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья в городе Кохма. Как отметила на церемонии открытия первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ Татьяна Яковлева: «Считаем, что к концу 2011 года охватим дистанционным обучением всех детей, которые могут учиться».

Вопросами инклюзивного образования занимались Ferguson D.L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L., Лошакова И. И., Ярская-Смирнова E.P., Задорин И. В., Михалюк В. И., Колесникова Е. Ю., Новикова Е. М., Федоров А. С.

Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л. И. Акатовым,.

М.С. Басовым, В. В. Лебединским, Е. М. Мастюковой, М. В. Певзнером и др. 4.

Вопросы готовности будущего педагога разрабатывали ученые Н. Д. Левитов, К. К. Платонов, А. Г. Ковалев, Л. А. Кандыбович, П. Р. Чамата, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.

Образование в современных условиях требует подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний умений и навыков в области инклюзивного образования, а так же творческим потенциалом. Педагог должен не только вовлечь учащихся в творческую деятельность, но и научить развивать их собственный творческий потенциал. Стремление педагога найти диалог с каждым учащимся является основой профессионального успеха.

Важным фактором в подготовке будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования является соответствие их личностных качеств требованиям, предъявляемым данной работой с учащимися.

Актуальность исследования определяется социальным заказом общества на подготовку учителей к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, обладающих определенными профессиональными и личностными качествами необходимыми для данной работы, а также наличием неразрешенных противоречий между:

— потребностью включения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательной школы и недостатком квалифицированных педагогов для осуществления инклюзивного образования;

— требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования и недостаточной разработанностью теоретических, методологических и практических подходов его формирования в процессе обучения студентов.

Социальная значимость проблемы и ее актуальность для общества обозначили тему исследования и привели ее к следующей формулировке: «Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс подготовки будущих учителей.

Предмет исследования: подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования будет эффективной, если:

1) выявлена сущность и особенности инклюзивного образования как нового направления в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) выявлена сущность и определены компоненты понятия готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования;

3) разработана и реализована модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования;

4) определены уровни и критерии сформированности компонентов готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования;

5) экспериментально подтверждена эффективность модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ современного состояния инклюзивного образования.

2. Выявить сущность понятия «готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования» и его компоненты.

3. Разработать и внедрить в учебный процесс модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

4. Определить уровни и разработать критерии сформированности компонентов готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования на всех этапах.

5. Экспериментально проверить эффективность модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Для решения поставленных задач исследования используются следующие методы:

— теоретические методы, которые включают: теоретический анализ психологической, педагогической, научной, исследовательской, аналитической литературы по проблеме исследованияанализ и обобщение педагогического опытаанализ законодательных и нормативных документов по внедрению инклюзивного образования и образования в целом.

— эмпирические методы, которые включают: наблюдения за деятельностью студентов на занятиях, педагогический эксперимент, комплексный анализ его результатов, методы математической статистики по обработке экспериментальных данных.

Методологическую основу исследования составляют: целостный подход (В. С. Ильин, Б. Г. Гершунский, A.C. Макаренко и др.) — личностный подход (Е.В. Бондаревская, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков и др.) — деятельностный (В.В. Краевский, И .Я. Лернер, B.C. Леднев и др.) и дифференцированный (Н.П. Гузик, В. В. Фирсов, Г. К. Селевко и др.) подходыработы по развитию детей с отклонениями в развитии (А. Адлер, Л. С. Выготский и др.) — психолого-педагогические технологии создания условий для развития детей, требующих специальной коррекции и реабилитации (А. Л. Найн, Л. Г. Гуслякова, В. П. Кащенко и др.) — концептуальные модели индивидуализации обучения (И. Унт, A.C. Границкая, В. Д. Шадриков и др.) — дидактическая концепция активизации и развития учебной деятельности (JI.B. Занков, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина, Ю. М. Колягин, Л. М. Фридман и др.).

Теоретическую основу настоящего исследования составляют: фундаментальные основы образовательного процесса высшей школы (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Н. В. Макарова, А. Г. Мордкович, В. В. Петрусинский и др.), научные концепции профессионального и профессионально-педагогического образования (З.М. Большакова, С. М. Маркова, А. М. Новиков, П. Н. Новиков, Ю. Н. Петров, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.) — теоретические системы по социальнопедагогической реабилитации детей с нарушением здоровья (А.Д. Виноградова, А. Г. Герасимов, H.H. Малофеев, Т. Ф. Яркина и др.) — научные работы в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова, Е. А. Александрова, Т. В. Варенова, Т. В. Волосовец, Л. С Выготский, Л. П. Гаврикова, О. Б. Кремер, А. О. Дробинская М.А. Жданова, Е. И. Казакова, H.H. Малофеев, Е. М. Старобина, В. И. Слободчиков С. Г. Шевченко, Л.М. Шипицына) — труды в области инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, таких как Л. В. Андреева, H.H. Баль, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова, С. Е. Гайдукевич, С Гутман, Е. А. Екжанова, В. Н. Лазарев, Б. А. Коростелев, И. И. Лошакова, Ф. Л. Ратнер, Е. В. Резникова, В. Р. Шмидт, Р.Г. Тер-Григорьянц, М. Ю. Тихонова, Эйнскоу Мэл., А. Ю. Юсупова, Е.Р. Ярская-Смирнова.

Опытно-экспериментальной базой исследования является ФГБОУ.

ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». В эксперименте приняли участие студенты контрольных и экспериментальных групп технологического факультета, всего 148 человек.

Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы.

На первом этапе (2007;2008 гг.) были изучены общие положения о проблеме внедрения инклюзивного образования в нашей стране и в мире, о системе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, о процессах подготовки будущих учителей, выявлены приоритетные направления в исследовательской работе, проблемы подготовки будущих 8 учителей к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Был сформулирован методологический аппарат исследования, проводился теоретический анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей.

На втором этапе (2008;2009 гг.) была разработана модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, ее научно-методические компоненты, определены требования к будущим учителям, работающим в условиях инклюзивного образования.

На третьем этапе (2009;2011 гг.) была апробирована модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, проведен анализ и обобщение полученных результатов эксперимента, осмысление и формулировка выводов, оформлено диссертационное исследование.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем.

1. На основе теоретического анализа определена сущность инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. На основе анализа профессиональной деятельности учителя, различных теоретико-методологических подходов подготовки специалиста и требований социального заказа уточнено понятие «готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования», которую мы определяем как совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности.

3. Определены и раскрыты компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: 9.

— мотивационный — это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья;

— когнитивный — система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;

— креативный — отражает творческую активность и личностные особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а так же развивать творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями;

— деятельностный — состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций.

4. Отобрана система принципов, на которых строится модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования:

— общепедагогических: гуманизации, индивидуализации, системности, сотрудничества, успешности, событийности, культуросообразности;

— специальных: принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, принцип творческой активности.

5. Разработана, апробирована и внедрена модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, включающая формулировку цели, описание содержания и структуру подготовки будущих учителей, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается во внесении определенного вклада в теорию и методику профессионального образования, а именно в теорию и методику подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования.

Практическая значимость исследования:

— внедрена модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, показана ее высокая эффективность;

— разработано программно-методическое обеспечение процесса обучения технологии учащихся в условиях инклюзивного образования;

— разработан и внедрен методический комплекс, включающий систему специально отобранных и структурированных заданий, направленных на формирование готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования;

— полученный опыт апробации модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования опубликован в ряде статей и может быть использован преподавателями вузов при проведении занятий со студентами.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена научной методологией исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным в исследовании задачам, широтой научной апробации результатов исследования, ход и результаты которого обсуждались на конференциях различного уровня.

Апробация и внедрение результатов исследования: Теоретические идеи и материалы исследования обсуждались на заседаниях научноисследовательской лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», на международных конференция: IV Международная научная конференция «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Москва — Шуя, 2011 г.), Международная научно-практическая конференция.

Технологическое образование для лиц с ограниченными возможностями.

11 здоровья" (Шуя, 2011 г.), VII Международная научно-методическая конференция «Актуальные проблемы образовательной деятельности ВУЗа в условиях уровневой системы высшего профессионального образования» (Кострома, 2011 г.), XVII Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование для подготовки инженернотехнических кадров» (Москва, 2011 г.), всероссийских конференциях: Всероссийская заочная научно-практическая конференция.

Компетентностный подход в подготовке учителей и бакалавров технологического образования" (Махачкала, 2009 г.) — Всероссийская конференция «Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России» (Шуя, 2011 г.) — всероссийских конкурсах: Конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области информатики и информационных технологий в рамках Всероссийского фестиваля науки (Белгород, 2011 г.), Всероссийский конкурс научноисследовательских работ студентов и аспирантов «Инновационные технологии в образовательном процессе» (Белгород, 2011 г.) — региональной конференции Межвузовская научная конференция, VII областной фестиваль «Молодая наука — развитию Ивановской области» (Иваново-Шуя, 2011 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Уточненное определение понятия «готовность будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, которую мы определяем как совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности».

3. Компоненты готовности будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования:

— мотивационный — это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья;

— когнитивный — система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;

— креативный — отражает творческую активность и личностные особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а так же развивать творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями;

— деятельностный — состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций.

4. Модель подготовки будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования, включающая формулировку цели, описание содержания и структуру подготовки будущего учителя, состоящая из целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного компонентов.

Целевой компонент предполагает формулирование цели и задач процесса подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Содержательный компонент включает теоретические основы специальных дисциплин и общепрофессиональные науки. Процессуальный компонент требует использования методов, средств и форм обучения и регулирования процессом, ориентированных на качественную подготовку будущего учителя. Функцией этого компонента является построение учебного процесса в соответствии с логикой.

13 содержания и поставленной цели. Процесс подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования предполагает формирование особой культуры учителя по отношению к индивидуальным особенностям учащихся, умения адаптировать материал с учетом их возможностей. Оценочно-результативный компонент характеризуется показателями и уровнями готовности будущего учителя к предстоящей работе, с учетом особенностей построения учебного процесса и контингента учащихся.

Выводы по третьей главе.

1. Для оценки педагогической эффективности разработанной модели процесса подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования был проведен педагогический эксперимент, В эксперименте приняли участие студенты — будущие учителя технологии контрольной и экспериментальной групп ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», технологического факультета 2007;2011 учебных годов (всего 148 человек), из них контрольная группа составляла 72 человека, экспериментальная — 76 человек. Эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

2. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены уровни готовности будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования:

1 уровень — низкий, характеризуется тем, что сформированность компонентов, определяющих готовность будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования можно назвать теоретической осведомленностью на минимально необходимом уровне.

2 уровень — средний, характеризуется значительным объемом и широтой знаний, умений, навыков, необходимых будущему учителю для работы с учащимися в условиях инклюзивного образования.

3 уровень — выше среднего, характеризуется умением применять полученные знания, умения, навыки для работы с учащимися в условиях инклюзивного образования.

4 уровень — высший уровень готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, характеризуется творческой самореализацией студентов.

3. Целью формирующего этапа эксперимента была реализация модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Для этого были: 1) установлены формы, методы и средства обучения, наиболее способствующие формированию готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования- 2) разработано и внедрено научно-методическое обеспечение.

4. Контрольный этап эксперимента включал в себя проверку гипотезы исследования. Для этого была выполнена проверка эффективности модели подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. У студентов было осуществлено измерение сформированности компонентов готовности будущих учителей технологии к работе в условиях инклюзивного образования.

6. Результаты педагогического эксперимента говорят о том, что к окончанию обучения у большинства студентов в экспериментальной группе компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования сформированы на третьем и четвертом уровнях у 75% и 20% соответственно, в то время как в контрольной группе большинство остались на втором и третьем уровнях — 20% и 65% студентов соответственно.

7. Результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о целесообразности внедрения предлагаемой модели подготовки будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования в учебный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Определена сущность понятия инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Проведенный анализ научной, научно-методической, психологопедагогической литературы позволил уточнить определение готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, которую мы определяем как совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, владение способами и приемами работы с этими учениками в условиях инклюзивного образования, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности.

3. Выявлены компоненты готовности будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования:

— мотивационный — это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья;

— когнитивный — система знаний и представлений о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;

— креативный — отражает творческую активность и личностные особенности педагога, позволяющие создавать новые материальные и духовные ценности, а так же развивать творческий потенциал учащихся с ограниченными возможностями, руководствуясь их возможностями;

— деятельностный — состоит из способов и приемов реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья и предполагает формирование у будущих учителей соответствующих профессиональных компетенций.

4. Разработана и апробирована модель подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования, включающая цель, подходы, принципы и содержащая компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

Целевой компонент предполагает формулирование цели и задач процесса подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Содержательный компонент включает теоретические основы специальных дисциплин, общепрофессиональные науки (педагогика, психология личности, дефектология и специальная педагогика). Процессуальный компонент требует использования методов, средств и форм обучения и регулирования процессом, ориентированных качественную подготовку будущих учителей. Функцией этого компонента является построение учебного процесса в соответствии с логикой содержания и поставленной цели. Процесс подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования предполагает формирование особой культуры учителя по отношению к индивидуальным особенностям учащихся, умения адаптировать материал с учетом их возможностей. Оценочно-результативный компонент характеризуется показателями и уровнями готовностями будущего учителя к предстоящей работе, с учетом особенностей построения учебного процесса и контингента учащихся.

В ходе экспериментальной работы доказана эффективность модели подготовки будущего учителя к работе в условиях инклюзивного образования. Результаты педагогического эксперимента показали, что к окончанию обучения в экспериментальной группе компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного.

125 образования сформированы на третьем и четвертом уровнях у 75% и 20% соответственно, в то время как в контрольной группе большинство остались на втором и третьем уровнях — 20% и 65% студентов соответственно.

5. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что гипотеза и задачи исследования решены. Поставленная цель достигнута, а результаты внедрения позволяют утверждать, что исследование имеет реальную научную, теоретическую и практическую ценность.

Полученные результаты не исчерпывают всех аспектов обозначенной темы и открывают перспективы для дальнейшего исследования инклюзивного образования в сфере высшего профессионального обучения. Продолжение исследования мы видим в дальнейшей разработке способов формирования компонентов готовности будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Композиция тестовых заданий: 2-е изд., испр. и допол. Текст. -М.: Адепт, 1998.-217с.,
  2. , Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений Текст. / Л. И. Акатов. М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. , Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики Текст. // Дефектология.2002. № 3. С. 15.
  4. , С.В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании Текст. // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83−92
  5. , С.В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании вконтексте проектной инициативы «Наша новая школа» Текст. // Психолого-педагогическое обеспечение национальнойобразовательной инициативы «Наша новая школа». С. 104−116
  6. , О.Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. Текст. — М.: Генезис, 2005. — 248 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2 Текст./ Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980 — 288 с.
  8. , Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека Текст. // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост. Л. В. Куликов. СПб., — 2000.
  9. , Б. Г. Психология педагогической оценки Текст./ Б. Г. Ананьев. Л.: Наука, 1965. — Т. 4. — 236с.
  10. , Б. Г. Человек как предмет воспитания. В 2 т. Текст./ Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — С. 230.
  11. , В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс Текст./ В. И. Андреев. Казань: Издательство Казанского университета, 2006. — 565 с.
  12. , Л. В. Сурдопедагогика. Текст. М.: Академия, 2005. 576 с.
  13. , А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. Текст. Омск: ОмГПУ, 1988.-144 с.,
  14. , А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Текст. Омск: ОмГПУ, 1997. -140 с.,
  15. , Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст./ Н. В. Антипьева. М.: Владос-Пресс, 2002.224с.
  16. , Л.В. Выделение типологических групп учащихся как условие совершенствования методов обучения географии в средней школе. Текст./ Под ред. Алферьевой. М.: МГОИ, 1986. — С.62−72.
  17. Арстанов, М.Ж.Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. / М. Ж. Атанов, П.И.идкасистый, Ж. Хайдаров Текст. Алма-Ата, 1980. 226 с.
  18. , А. Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов. Текст.// Алма-матер: Вестник высшей школы. 2006. № 9. — С. 15−22.
  19. , В. Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст./ В. Г. Асеев. М.: Просвещение, 1976. — 214с.
  20. , Р. Введение в математическую теорию обучения Текст./ Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттер. М.: Мир, 1969. — 486с.
  21. , В.Г. Моделирование как метод исследования социальных *систем Текст.// Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодн. М.: Наука, 1982. — С.26−46.
  22. , В.Г. О целостных системах Текст. // Вопросы философии, — 1980.-№ 6.-С. 62−78,
  23. , Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии Текст. / Д. Ахметова, Л. Гурье // Высшее образование в России. -2001,-№ 4.-С. 138−144.
  24. , Д. Преподаватель вуза и инновационные технологии Текст./ Д. Ахметова, Л. Гурье// Высшее образование в России.2001.№ 4. С. 257.
  25. , Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение.- 1983.-367 с.,
  26. , A.A., Альбицкий, В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. Текст. М.: Династия, 2003.- 511с.
  27. , В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография Текст./ В. П. Бедерханова. Краснодар, 2001. -22 с.
  28. , З.И. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков: Учебное пособие. Текст. / З. И. Белоусова, В.В. Овсянникова- Запорожье, ЗГУ. 1998. — 87 с
  29. , А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. Текст. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1999. — 480 с.
  30. , H.A. Философия творчества, культуры и искусства В 2-х т. Т.
  31. Текст. М.: Искусство, 1994 542 с.,
  32. , М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. Текст./ М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 178с.
  33. , В.П., Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов. Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур М.: Высш. шк., 1989. — 144 с.
  34. , В. П. Системно-методичнское обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалистов Текст./
  35. В. П. Беспалько. М.: Высш. шк., 1989. — 141 с.129
  36. Бестужев-Лада, И. В. Социальное прогнозирование. Курс лекций Текст.— М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с
  37. , Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская // Психол. журнал. 1995. -№ 5. -С. 41−45
  38. , М. А. Дидактические основы организации программированного контроля знаний студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук Текст./ М. А. Бондаренко. Ростов н/Д, 2002. — 200 с., с. 4−6
  39. , В.H., Новиков Д. А. Как управлять проектами Текст./ В. Н. Бурков, Д. А. Новиков М.: Синтег — ГЕО, 1997. — 188 с. 11.
  40. Введение в профессию «Социальный педагог» Лекция 6. Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике Электронный ресурс. http://www.fage87.hl8.ru/6.html Дата обращения 26.02.2011
  41. , М. А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: Учеб. пособ. Текст./ М. А. Викулина. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2004. 296 с.
  42. , Н.Ф. Креативная акмеология: Психология развития творческой личности взрослого человека. Т.2. Текст. Прикладная креативная акмеология. Минск: ООО «Дэбор», 1998. — 298с.
  43. , С.М. Профессиональное образование: Текст. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.
  44. , Т. В. Учебная деятельность и ее средства Текст./ Т. В. Габай. -М.: изд-во Московского ун-та, 1998. — 254 с.
  45. , Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека: Препринт Текст./ Б. С. Галимов, И. Г. Васильева. Уфа: БГУ, 2001. — 53 с.
  46. , Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст./ Б. С Гершунский. Совершенство, 1998. — 608с.,
  47. , Б. С. Прогностические методы в педагогике Текст./ Б. С. Гершунский. Киев, 1974. — 95 с.,
  48. , В. С. Дидактическая прогностика Текст./
  49. В. С. Гершунский, Я. Пруха. Киев, 1979. 240 с.,
  50. , В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов Текст.// Стандарты и мониторинг, 2000, № 5 — С. 4.
  51. , В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС Текст./ В. В. Гузеев. М.: НИИ Школьных технологий, 2006. — 96с.
  52. , Г. А. Формирование профессиональных качеств выпускника вуза в условиях новой экономической ситуации Текст./ Г. А. Гущина // Вопросы новой экономики. 2007.- № 4, С. 92−98.
  53. , В. В. Проблема развивающего обучения: опыттеоретического и экспериментального психологического исследования Текст./ В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 302 с.
  54. , А. Н. Педагогическое моделирование и компетентность участников образования Текст./ А. Н. Дахин // Школьные технологии.- 2007. № 6. С. 64−72.
  55. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность Текст./ А. Н. Дахин// Педагогика. 2003. № 4. — С. 21−26.
  56. Детская инвалидность: (Проблемы и пути решения) Текст./ И.
  57. А. Камаев, М. А. Позднякова. Н. Новгород: НГМА, 1999. — 160 с.
  58. , Д. Методы проектирования. Текст.- М.: Мир, 1986. -316 с.
  59. , Е.Н., Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) Текст./ Е. Н. Дзятковская, В. И. Нодельман,
  60. З.И. Востротина. Иркутск: ИГПУ, 1998. — С. 20.
  61. Дидактика средней школы Текст./ Под ред. М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. М., 1975
  62. , О. В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. Текст./ О. В. Долженко, В. JI. Шатуновский. М.: Высш. шк., 2000. — 190 с.
  63. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра. пед. наук Текст./ K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 353 с.
  64. , В.Г., Руководство по социальной педиатрии. Текст./ В. Г. Дьяченко,, М. Ф. Рзянкина, Л. Ф. Солохина / Под.ред. Дьяченко, В. Г. Хабаровск: изд-во. ДВГМУ, 2010
  65. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Текст./ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, — Мн.:БГУ, 1978- 182с.
  66. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Текст./ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, — Мн.:БГУ, 1978- 182с.
  67. , М.И. Готовность к деятельности. Текст./ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -Минск: БГУ, 1975. 177 с.
  68. Еще о научном поиске: его эмоции и конфликты Текст./ В. А. Энгельгардт, Наука и жизнь, 1969, № 10 — С. 62
  69. , Р.Н. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) Текст./ Р. Жаворонков// Человек и труд. 2005.№ 9. — С. 22−28.
  70. , Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичныхдетей. Текст. //Педагогика, 2006, № 5,-с. 11−17.132
  71. , Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. Текст.- СПб.: Изд-во «Астерион», 2004.
  72. , А. Ф. Идеализированная модель как основа научной теории Текст./ А. Ф. Зотов// Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науки. М.:1. Педагогика, 1976. 231с.
  73. , A.B., Максимцов М. М. Исследование систем управления Текст. М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА. — 2000. — 157 с.
  74. , B.C. Формирование личности школьника. Текст. М.: Педагогика, 1984. — 144с.
  75. , Е.Н. Искусство общения. Текст. —М., 1988.
  76. , С. Ю. Педагогика начального обучения детей с церебральными параличами Текст.// Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. СПб.: Изд-во РГПУ им. 1. A. И. Герцена, 2002.
  77. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике Текст./ М. М. Семаго, Н. Я. Семаго // Вестник Московского городского педагогического университета: научный журнал/ Ред. А. И. Савенков.- 2009. № 4(14)2010. С.81−91.
  78. Инклюзивное образование детей-инвалидов Текст./ Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И.// Социологические исследования. Май 2003. № 5.1. С. 100−106.
  79. Инклюзивное образование. Выпуск 1. Текст. М.: Центр «Школьная книга», 2010. — 272 с.
  80. Инклюзивное образование. К постановке проблемы Текст./ В. О. Косс.// Социальная работа в России: Образование и практика Сборник научных трудов/ Под редакцией профессора H.A. Грика .173−177
  81. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:
  82. Материалы международной научнопрактической конференции (20−22 июня 2011, Москва) Текст. / Моск. гор. психол.пед. ун-т- Редкол.: С.
  83. B. Алехина и др. М.: МГІТПУ, 2011. — 244 с.
  84. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 204 с.
  85. , С.В., Моделирование инновационной деятельности в образовательном учреждении (опыт теоретического осмысления). Электронный ресурс. http://www.pspu.ru/index.ru Дата обращения1702.2011
  86. , В. 3. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. Текст. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  87. , В.З. Инвалиды по зрению в педагогической системе социально-культурной реабилитации. Текст. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
  88. , П.А. Факторы формирования готовности будущего педагогак обеспечению социальной безопасности Текст./ Ярославский педагогический вестник. 2011, № 1 — Том II (Психологопедагогические науки)
  89. , П.А. Понятие готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности Текст./ Современные исследования социальных проблем, 2010, № 4(04) — С. 71−77.
  90. , А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. Текст./ А. Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1970. — 341 с.
  91. , А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. Текст./ А. Н. Коноплева, T.JI. Лещинская Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
  92. , Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежьв меняющемся об-ществе: ориентации и пути в сфере образования (от1 341 960-х годов к 2000-му) Текст./ Под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  93. , В. О. Инклюзивное образование. К постановке проблемы Текст./ В. О. Косс. .173−177
  94. Концепции современного естествознания. Текст. Бондарев В. П. М.: Альфа-М, 2003. — 464 с.
  95. , В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Текст.- М., 2003.
  96. , Н.В. Методы акмеологического исследования качестваподготовки педагогов: методическое пособие. Текст. М.:
  97. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 68 с.
  98. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Текст.- М.: Высшая школа, 1990. 119с. и др.
  99. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя.Текст.-М.: Высшая школа, 1991. 145 с. 9 8. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Текст. М.:
  100. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.- 144 с.
  101. , Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся Текст./ Н. В. Кузьмина// Сов. педагогика. 1984.№ 1. — С. 20−26.
  102. Кулагина, Е. В Социологические исследования. Текст. 2004. № 6.- с. 85−88.
  103. , В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться./В.А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова Текст. -М.: Просвещение, 1983. 80с.
  104. , Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. Текст. М., 2002.
  105. , Н. Д. О психических состояниях человека Текст./ Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 263 с.
  106. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. М., 1977.-С. 102
  107. , И.И. Вопросы дифференцированного обучения детей-инвалидов Текст.// Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15−21.
  108. , И.И. Интеграция в условиях дифференциации:пробле-мы инклюзивного обучения детей-инвалидов/И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова Текст.// Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во
  109. Педагогического института СГУ, 2002. С. 15−21.
  110. , А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта Текст. // Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8 т. М.: АПН РСФСР, 1984.-4 т.-С. 478
  111. , А. С. О воспитании Текст./ А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988. — 255 с.
  112. , Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива Текст.// Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль2010.
  113. Медицинская библиотека, Раздел «Книги и руководства»,
  114. Руководство по социальной педиатрии, 1.4. Детская инвалидность Электронный ресурс. http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&-artid=2387 Дата обращения 27.10.2010
  115. Медицинская библиотека, Раздел «Книги и руководства»,
  116. Социальная педиатрия, Электронный ресурс. http://www.medlinks.ru/sections.php Дата обращения 13.10.2010
  117. , В. М. Моделирование в педагогике Текст./ В. М. Межуев. М.: ИНФРА-М, 2005. — 177 с.
  118. , С. Ю. Педагогические условия формирования устудентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса: Автореф. дис.. канд. пед. наук Текст./ С. Ю. Минеева. Шуя, 2001. — 23 с., с. 20.
  119. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологииспециального и инклюзивного образования (Использование научнообоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) Текст./ Главы из книги, пер. Аникеев И. С., Борисова
  120. Н.В. М., РООИ «Перспектива», 2009.
  121. Мифы об инклюзивных школах. По материалам национального института по развитию городского образования (США) (перевод О. Дроздовой) Электронный ресурс. http://www.inclusiveschools.org Дата обращения 15.01.2011
  122. , В. И. Моделирование и методы теории измерений впедагогике. Текст. М.: Высш. шк., 1987. — 200с.
  123. , В. А. Организация системы мониторинга вобразовании Текст.// Школьные технологии. 2005. № 1. — С. 85−94.
  124. На пути к инклюзивной школе. Текст. Пособие для учителей.
  125. Пособие для родителей детей-инвалидов РООИ «Перспектива», Москва 2005.
  126. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. Текст.1. USAID, 2007, -С.З.
  127. Научное творчество: философские аспекты Текст. / Цапок В. А. // Вопросы философии и права. Кишинев, 1993. — № 2.
  128. , Г. В. Состояние и перспективы коррекционной работы в школах для детей с нарушениями зрения Текст. // Современные подходы к обучению, воспитанию и реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
  129. Новейший философский словарь Текст. / Сост. A.A. Грицанов. -Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. 896 с.
  130. , А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). Текст. / А. М. Новиков, Д.А. Новиков- М.: «Эгвес», 2004. 120 с.,
  131. , А.М. Методология образовательной деятельности. Текст. — М.: «Эгвес», 2005. 137 с.
  132. , А.М. Образовательный проект: методологияобразовательной деятельности. Текст. М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.
  133. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. Текст. М.: «Весь мир», 2000. С. 15.
  134. Образование для всех? Текст. Региональный мониторинговый доклад. UNICEF. Florence. № 5. 1998. — C. 58.
  135. Образование лиц с ограниченными возможностями в контекстепрограммы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России:
  136. Аналитический обзор / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 81 с
  137. , С. И. Словарь русского языка: 18-е изд., стереотип. Текст./ С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1986.
  138. , В. Процесс обучения Текст./ В. Оконь. М.: Учпетгиз, 1962.- 171 с.
  139. Основные критерии развития политики государств в отношении инвалидов Электронный ресурс. http://www.politicanook.ru Дата обращения 14.12.2010
  140. Основные педагогические принципы Электронный ресурс. http://40 305-s-007.edusite.ru/p22aal.html Дата обращения 17.11.2010
  141. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие
  142. Текст./ Е. П. Белозерцев и др.]// Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2004. -368 с.
  143. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с
  144. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 2. Текст. — М.: Педагогика, 1965
  145. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. Текст. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. — 60 с.
  146. Педагогическое мастерство будущих учителей технологии:
  147. Монография Текст. К. Е. Романова. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008, — 171с.
  148. Педагогическое творчество Электронный ресурс. http://psylist.net/pedagogika/26.htm Дата обращения 08.02.2011
  149. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая шк., 1989. 367 с.
  150. , К.К. Психология Текст./ К. К. Платонов, В.В.
  151. Голубев М.: Высшая школа, 1977. — С.92−93.
  152. , Ю.П. Профессионально-педагогическаянаправленность мастера производственного обучения Текст. / Ю. П. Платонов Л, 1987 — 215с.
  153. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. пособие Текст./ Под ред. В. Д. Щадрикова. М.: Гардарики, 2002. -382 с.
  154. О. Такие же, как все Текст./ О. Понятовская//
  155. Социальная защита. 2004. № 2. — С. 10−13.139
  156. Проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Текст.// Дефектология. 1995. № 1. С. 3.
  157. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева. Текст. М., -2001.
  158. Психология и педагогика: учебник для вузов Текст. / А. А. Реан,
  159. Н. В. Бордовская, С. И. Розум- Ред. А. А. Реан. М. — Харьков — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  160. Психология. Словарь Текст./ под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  161. , П.П. Проблемы развития педагогического творчества учителей. Автораф. дисс. канд. пед. наук. Текст. М., 2006. с. 18
  162. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения Текст.: Монография/ И. А. Камаев, М. А. Позднякова — НГМА. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2004. — 301с.
  163. Репродуктивное здоровье общества Текст./ Под ред. И. В. Добрякова, Н. П. Коваленко, Ш. С. Ташаева. СПб: изд-во ИПТП, 2006. — 292 с.
  164. Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного образования Текст. Международное бюро просвещения ЮНЕСКО Сообщество практики по развитию куррикулума в СНГ М, 2009.
  165. Ресурсные материалы по вопросам инклюзивного образования и образования для устойчивого развития. Текст. Международное бюро просвещения ЮНЕСКО Сообщество практики по развитию куррикулума в СНГ М, 2009.
  166. , К.Е. Методическая система формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии: Дис.. канд. пед. наук. Текст. Шуя. 2010. 513 с.
  167. , Н. Г. Знак и символ в обучении Текст./ Н. Г. Салмина.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1988. 132с.
  168. , Н. Ю. Формирование личностной готовности психологов к первичной профилактике наркомании в среде старшеклассников: дис.канд. психол. наук Текст./ Н. Ю. Самыкина -Калуга, 2002. 166 с.
  169. , К.А. Детский церебральный паралич как медикосоциальная проблема Текст. Тез. докл. «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста». с. 52−54. Ташкент, 1984.
  170. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 576 с.
  171. , В.А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовки учителя. Приобщение к педагогической профессии: практика, концепция. Новые структуры Текст./ В. А. Сластенин. -Воронеж, 1992. С. 6−9.
  172. , В.А. Педагогика Текст.// Учебное пособие длястудентов педагогических учебных заведений, 3-є изд./ В.А.141
  173. , И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школа-Пресс, 2000 — 512с.
  174. , В.А. Общая педагогика Текст.// Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000 — 458 с.
  175. Словарь по логике. Текст.— М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
  176. , Е.С. Психологическая готовность специального психолога к психокоррекционной работе с детьми: Монография. Текст. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. — 152 с.
  177. , В. П. Современная парадигма реабилитационнообразовательной работы с инвалидами по слуху в условиях педагогического университета Текст./ В. П. Соломин, В. З. Кантор, Г. Н. Пенин// Два века российской сурдопедагогики. СПб.: Наука — Питер, 2006
  178. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России Текст./ Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
  179. Социальная психология: учебно-методический комплекс для специальности 30 301.65 Психология Текст./ Автор-составитель Е. А. Зоткина Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. — 212 с
  180. Социальная реабилитация детей с ограниченнымивозможностями здоровья. Текст. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов/ Под ред. Л. И. Акатова М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  181. Стратегия развития инклюзивного образования в городе Москве до 2020 года. Текст. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы № 115-ПП от 17 февраля 2009 г.
  182. , Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Текст.- Л.: ЛГУ, 1976. с. 120,
  183. Такие же, как все Текст./ О. Понятовская// Социальная защита.2004. № 2- Социономия (Социальная работа). — 2004. № 2. — С. 10−13.
  184. Творчество и социальное познание Текст./ Под ред. А. М. Коршунова. С. С. Гольдентрихта. М -1982. С. 55.
  185. Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Текст. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  186. Теория и практика обучения лиц с нарушением опорнодвигательного аппарата. Текст.СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001
  187. , В. А. «Жёсткие» и «мягкие» модели обучения Текст./ В. А. Тестов // Педагогика. 2004. № 8. — С. 35−39.
  188. , И. И. Проблема эффективного управления процессом обучения в высшей школе: Дис.. д-ра пед. наук Текст./ И. И. Тихонов. М., 1998. — С. 138., с.7
  189. Фундаментальное ядро содержания общего образования
  190. Электронный ресурс. http://standart.edu.ru/ Дата обращения 24.11.2010
  191. Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное образование Электронный ресурс. http://www.znaem-mozhem.ru/node/l 171/ Дата обращения 14.11.2010
  192. Что такое инклюзивное образование? Электронный ресурс. http://www.znaem-mozhem.ru/ Дата обращения 26.11.2010
  193. , В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие: 2-е изд., перераб. и доп. Текст./ В. Д. Шадриков. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
  194. , E.H. Управление образовательными учреждениями. Текст.-М.: 2000. -С.40
  195. А.Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе Текст./ А. Ю. Шеманов, Н. Т. Попова // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74−82
  196. , Л.М. Интеграция ведущее направление специального образования в России на рубеже XXI века Текст./ Л.М.Шипицына// Инновации в российском образовании: специальное (коррекционное) образование 2000. — М.: Изд-во МГУП, 2000. — С.12−17.
  197. , Е.С. Мониторинг качества образования в школе Текст./ Е. С. Шишов, В. А. Кальней М., 1998. — С. 42 — 46, С. 78.
  198. В. А. Моделирование и философия. Текст.- М.-Л., 1986,-С.52
  199. , В. А. Роль моделей в познании. Текст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.- 128с.
  200. , Ю.В. Модель подготовки будущих учителей технологии для лиц с ограниченными возможностями Текст./ Ю.В. Шумиловская// В мире научных открытий. Красноярск: Научноинновационный центр, 2011. № 4. С. 110−117.
  201. , Ю.В. Особенности дистанционного обучениятехнологии Текст./ Ю.В. Шумиловская// Современноетехнологическое образование: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научной конференции. Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2009. — С. 67−70.
  202. Шумиловская, Ю. В. Перспективы развития технологическогообразования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
  203. Текст./ Ю.В. Шумиловская// Технологическое образование для подготовки инженерно-технических кадров: материалы
  204. Международной научно-практической конференции Москва: Издательство «Эслан», 2011 — С. 164−168.
  205. , Ю.В. Подготовка будущих учителей к преподаванию технологии лицам с ограниченными возможностями здоровья Текст./
  206. Ю.В. Шумиловская, К.Е.Романова// Школа будущего, 2011. № 6. — С. 51−57.
  207. , Ю.В. проблемы и перспективы подготовки будущихучителей технологии к работе с лицами с ограниченными возможностями Текст./ Ю.В. Шумиловская// Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов IV
  208. Международной конференции. Том 1. Москва — Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. — С. 243−246.
  209. , А.М. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью Текст.// Психологическая наука и образование. 2010. № 2. — С. 108
  210. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. Текст./ под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 485 с., ил. Т. 1: А-Л.1. С. 248.
  211. Язык педагогики в контексте современного научного знания: материалы Всерос. методолог, конф.-семинара Текст./ Гл. ред.
  212. В.В.Краевский- Ред. А. А. Арламов, Р.В.Почтер- Волгоград- Краснодар, -М.: 2008.-С. 38−47.
  213. Adelman, J., Parti, М. The Determinants of Student Achievement// Research Bulletin. New Brunswick — New Jersey: Rutgers University, 1972.
  214. Antonesei, L. Paideia. Fundamentele culturale ale educatiei/ L. Antonesei. Ia§ i: Polirom, 2006. — 124 p.
  215. Barron, F., Harrington, D. Creativity, intelligence and personality// Ann. Rev. Of Psychol. 1981. — Vol. 32. — P. 439−476.
  216. Brown М., Madge N. Despite the Welfare State. London: Heinemann Educational Books, 2002.
  217. Chassell, J. Individual Counseling of College Students// Journal Consaltational Psychoogy. 1990. — № 4. — P. 25−29.
  218. Davis K., Moore W. E. Some principles of stratification// Bendix R., Lipset S. M. Class, Status and Power. New York, 1966.
  219. , H. J. (Ed.) A Model for Intelligence. Berlin: Springer, 1982.
  220. Illich I. D. Deschooling Society. Harmondsworth, 1973.
  221. McGrath, E. J. The Graduate School and the Liberal Education, Published for the Institute of Higher Education. New York: Bureau of Publication. Teachers College, Columbia University Press, 1959. — 65 p.
  222. Moss, D., Keen, E. The Metaphors of Consciousness. N. Y.- London: Plenum Preaa, 2009. — 521 p.
  223. National Institute for Urban School. Improvement (nd). Improving education: The promise of inclusive schooling. Электронный ресурс. http://www.edc.org/urban/publicat.htm.
  224. Oliver M. The Politics of Disability. L.: Macmillan, 1990- Oliver M., Barnes C Disabled People and Social Policy. From Exclusion to Inclusion. L., N.Y.: Longman, 2008.
  225. Peavy, P. V. Creative helping// J. Of Creative Behaviout. 2004. -Vol. 8, № 3.
  226. Salisbury C.L., Palombaro M.M., Hollowood W.M. On the nature and change of an inclusive elementary school// The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1993. № 18. — P. 75−84.
  227. Shea T.M., Bauer A.M. An Introduction to special Education. A Social systems perspective. 2nd edition. Madison, WI: Brown & Benchmark, 1997.
  228. Trow, M. From Mass Higher Education to Universal Access: the American Advantage. Berkeley: University of California, CSHE Research and Occasional Paper Series, Spring 2000.
  229. Wahl, D. Handeln unter Druck: Wie handeln Lehrende und welche Konsequenzen hat das fur Erwachsenenbildung und Hochschuldidaktik. -Habilitationsschrift. Weinheim, 1990. — 364 p.
Заполнить форму текущей работой