Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация управления научной работой студентов в ВУЗе строительного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач в диссертации использованы следующие методы: изучение литературных источников по общим вопросам управлении и организации НИРС, анализ передового опыта вузов республики и страны для определения состоянии вопроса, ранговый метод для оценки эффективности систем управления и организации НИРС. Для оценки эффективности НИРС в подготовке специалистов применялся метод… Читать ещё >

Содержание

  • I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НИРС И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 1. 1. Развитие форм по организации и управлению НИРС в технических вузах страны
    • 1. 2. Управление разными формами НИРС и его значение для активизации учебного процесса
    • 1. 3. Новые тенденции управления НИРС за рубежом
  • 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬНОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Важнейшие формы НИРС в системе подготовки квалифици-г рованных специалистов и взаимосвязь этих форм
    • 2. 2. Варианты систем вовлечения в научную работу студентов. Оценка эффективности этих систем
    • 2. 3. Варианты системы оценки и управления научно-методической работы преподавателей и их заинтересованности в этой работе
    • 2. 4. Анализ систем управления творческой деятельности студентов, определение путей и методов их совершенствования
    • 2. 5. Формы организационной структуры управления научной работой студентов. ИЗ
  • 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ
    • 3. 1. Оценка эффективности отдельных форм НИРС
    • 3. 2. Оценка эффективности научной работы студентов
    • 3. 3. Оценка эффективности систем управления НИРС

Оптимизация управления научной работой студентов в ВУЗе строительного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Подготовка высококвалифицированных специалистов — важнейшая задача вузов страны. Научно-технический прогресс, быстрое внедрение науки во все сферы жизни и производства требуют от современного специалиста широкого теоретического кругозора, творческого подхода к решению технических и организационных проблем. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года» ставится задача: «Внедрять научную организацию труда и повышать ее эффективность» [5, с.145). Научная организация труда предполагает планирование деятельности, умелое стимулирование труда, хорошо продуманный учет, контроль и анализ результатов. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» подчеркивается значение планирования всего народного хозяйства и особое внимание уделяется улучшению организационной структуры управления [7]. В Постановлении июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС говорится: «Нас ждет огромная работа по созданию машин, механизмов и технологии как сегодняшнего, так и завтрашнего дня» [б, c.IOj. Это имеет прямое отношение и к педагогическому труду, а также к научной организации студенческой научной работы и вытекает из ленинского указания о том, что надо учиться «сознательному выбору средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и наиболее прочные результаты [2, с.208] .

Необходимость привлечения студентов к научным исследованиям и повышения народнохозяйственной значимости студенческих разработок указывается в документах Партии и Правительства, определяющих пути развития советской высшей школы, а также в опубликованных на этой основе документах по организации НИРС: «Положение о научно-исследовательской работе студентов в высших учебных заведениях», утвержденное приказом Минвуза СССР 20 декабря 1974 г., № 65, «Рекомендации по совершенствованию и дальнейшему развитию научно-исследовательской работы студентов», утвержденные решением Всесоюзного Совета по научной работе студентов 30 октября чить студентов активно приобретать знания, выработать у них умение практически применять знания, самостоятельно находить и применять знания, самостоятельно находить и применять методы и способы решения нестандартных задач, а также пробудить интерес к самостоятельному совершенствованию своей подготовки, т. е. к непрерывному самообразованию.

Управление выступает как общесоциальное явление. Оно возникает всюду, где действие какого-то коллектива людей объединяется для достижения общей цели. Необходимость управления любой работы К. Маркс подчеркивал в ^Капитале": «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и повлияет общие функции «[3, с.342]. 0 совершенствовании организационной структуры управления указывалось в Материалах ХХУ съезда КПСС [4, с. 55 и 7б] .

Достижения кибернетики раскрыли наиболее общие закономерности управления. Сущность управления состоит в целенаправленном изменении или сохранении режимов или способов функционирования системы и введения различного рода исправлений и улучшений. Прои др. Задача вузов — осуществить эти решения, нау цесс управления есть упорядочение системы, т. е. приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде [98, с.25]. Эффективное управление — это прежде всего эффективное планирование для выбора оптимального варианта. Теория системного исследования научного управления представлена в работе В. Г. Афанасьева [14]. Математические основы теории системного подхода, который мы используем в работе, изложены в монографии М. Месоровича и Я. Такахары [84] .

Процесс обучения представляет собой классический процесс управления, но является своебразным и сложным его видом. Вопросы управления учебным процессом рассмотрены П. Я. Гальпериным [32], М. С. Дмитриевой [40], А. К. Гастевым [34] и др.

Для успешного достижения целей научной организации обучения особое значение имеет оптимизация учебного процесса. Принцип оптимизации учебного процесса требует выбора такого варианта учебного процесса, который «в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся» [20, с. б]. Научная организация педагогического труда должна быть направлена на лучшее и более эффективное достижение цели обучения. Эти вопросы рассматриваются в работах А. К. Молибога [89] и других педагогов.

Важной проблемой является управление и организация НИРС в вузе, определение ее роли в общем процессе подготовки специалистов. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) должна проводиться с точки зрения совершенствования ее форм и методов, повышения их эффективности, объединения форм и методов в единый комплекс. Общая теория управления требует учитывать взаимодействие субъекта и объекта управления, рассматривать в единстве проектирование, организацию, коррегирование деятельности и анализ результатов. Управлять объектом, в данном случае НИРС, значит оказывать на него ряд воздействий с целью приведения в планируемое состояние. Управление НИРС осуществляется прежде всего привлечением студентов к научным исследованиям с целью подготовки высококвалифицированных специалистов.

Принципиальное положение советской педагогики гласит, что творческий специалист формируется только в процессе собственной активности, так как лишь в активной деятельности осуществляется умственное развитие учащихся и студентов. Активизация учебного процесса, поиск новых форм усвоения учебного материала, развитие творческих способностей и самостоятельного логического мышления являются основными проблемами высшей школы.

Анализ работ М. И. Махъутова [ВО, 81], М. Н. Скаткина [120], Ю. Вайткявичюса [12]. и др. [16, 41, 53] дает возможность выявить общую тенденцию организации прогрессивного, непрерывного творческого процесса в средней школе. Некоторые принципы этой работы, как развитие творческих способностей и навыков самостоятельной работы учащихся актуальны и для высшей школы.

Проблема формирования творческой самостоятельности и активности студентов как одна из актуальных проблем педагогики освещена в работах С. А. Архангельского [18], П. И. Пидкасистого [33], С. И. Зиновьевым [48], О. А. Нильсона [97], Ю. К. Наумова [90], И. Я. Лернера [73] и др. Необходимость достижения единства учебно-познавательской и научно-исследовательской деятельности студента, развитие его творческих способностей подчеркивает в своей работе В. И. Загвязинский [46] .

Вопросы совершенствования методов НИРС в процессе обучения в советском вузе в своих работах изучали Б. П. Гнеденко [Зб].

В.П.Елютин [42, 43], В. И. Крутов [64], В. Шештокас [il], А. Новодворские и др. В методических материалах, издаваемых научно-исследовательским институтом проблем высшей школы и отдельными вузами обобщается опыт работы по отдельным вопросам научной работы студентов. Здесь можно выделить опыт НИРС в вузах Украинской ССР [99, III, 103], Москвы [108] и других городов [10, 28, 35, 9l]. Некоторые вопросы НИРС рассматриваются в диссертационных работах. Л. А. Горбунова определила социальные функции НИРС в условиях научно-технической революции [37J. Формы опосредования диалектической связи чувственного и рационального в научном познании исследовала А. Н. Логинова. А. Н. Гирнык рассматривал методологические проблемы формирования творческого мышления у студентов [35]. Л. Г. Квиткина в своей диссертации и в монографии анализирует социальные предпосылки становления НИРС в Советском вузе в условиях научно-технической революции [56 ]. Развитие организации НИРС в вузах Литовской ССР в историческом плане дана в диссертации И. Л. Дагите [39] .

Одновременно конкретные проблемы организации и управления НИРС, системы учета этой работы в технических и в частности строительных вузах изучены недостаточно. В данной работе определяется оптимизация НИРС в системе подготовки высококвалифицированных специалистов в вузе строительного профиля, разрабатывается система управления и совершенствования НИРС, проводится количественная оценка составляющих этой системы при помощи статистических и экспертных методов.

Объект исследования: система организации.

НИРС.

Предмет исследования: управление процессом НИРС в строительном вузе.

Целью данного исследования является повышение качества организации студенческой научной работы путем применения системного подхода, выработка практических рекомендаций по учету и руководству НИРС в подготовке высококвалифицированных специалистов в вузе строительного профиля.

В качестве рабочей гипотезы диссертации принята идея, что наряду с другими фактороми подготовку специалистов определяет организация НИРС и особенно следующие предпосылки: если будут совершенствоваться методы управления НИРС, то будет улучшаться качество учебного процесса, уровень НИР в вузе будет вышеесли преподаватели будут активно участвовать в научных исследованиях, то больше студентов будет принимать участие в научных исследованиях, приобретать навыки и умения творческой работы, при этом улучшится качество выполняемых работ, повысится качество подготовки специалистов.

Для проверки гипотезы решались следующие задачи :

— установление основных тенденций организации НИРС в вузах,.

— разработка и проверка комплексной системы оценки, учета, планирования и организации НИРС, оптимизация данной системы, определение влияния научно-исследовательской работы студентов на их производственную деятельность и формирование активной, творческой личности.

Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, решения Партии и Правительства.

Для решения поставленных задач в диссертации использованы следующие методы: изучение литературных источников по общим вопросам управлении и организации НИРС, анализ передового опыта вузов республики и страны для определения состоянии вопроса, ранговый метод для оценки эффективности систем управления и организации НИРС. Для оценки эффективности НИРС в подготовке специалистов применялся метод оценки качественных показателей количественными характеристиками. В исследовании использовался письменный (анкета) и устный (беседа) опрос студентов, выпускников и преподавателей. Анкетные опросы студентов и выпускников проведены при помощи разработанных автором анкет. Опрошено 420 выпускников, 5−10 лет назад окончивших вуз. Некоторые вспомогательные показатели выявлены путем опроса представителей академических групп (методом свидетельствования), в настоящее время активно занимающихся исследованиями.

В работе применялся метод экспертной оценки. В качестве экспертов приглашались наиболее опытные ученые Вильнюсского инженерно-строительного института (ВИСИ). В состав экспертной комиссии входили 12 1 5 членов — представители ректората, деканатов и кафедр, ученых и педагогов самой высокой квалификации. Работа экспертов была организована следующим образом: давалась оценка отдельных форм НИРС, определялся их вес, значение в общих системах, оценивалась эффективность системы НИРС в целом (методом практического исследования) и организации НИРС в известных им вузах СССР и других стран (методом собственных наблюдений).

Для статистической обработки материалов использовались: определение дисперсии данных, корреляционный анализ (определение коэф—фициента корреляции и корреляционного соотношения, многофакторная корреляция) — регрессионный анализ (определение параметров регрессионных уравнений). Для этой цели применялась ЭВМ 5 т — 56, стандартные программы для ЭВМ. Статистическая сходимость результатов, установление необходимых объемов выборочных обследований определялись с использованием метода математической статистики, законов распределения (в основном нормального). При обработке отчетно-статистических данных применялся графический метод.

Структура исследования приведена на Рис. 1.

Научная новизна диссертационной работы заключается в установлении основных тенденций развития НИРС в вузах страны и за рубежом, в определении особенностей НИРС вузов строительного профиля, в выработке комплексного метода организации и оценки НИРС, в определении его значения и роли, эффективности в процессе подготовки высококвалифицированных инженеров-строителей.

Теоретическая ценность заключается в разработке системы управления НИРС, определении ее значения, выявлении наиболее эффективных форм этой работы. Впервые разработан, проверен и обоснован ряд методик оценки отдельных форм и систем НИРС при помощи математического анализа, экспертной оценкиопределено значение НИРС для эффективности подготовки высококвалифицированных специалистовприменен системный подход для улучшения организации подготовки высококвалифицированных специалистов.

Практическая ценность заключается в разработке комплекса мер по организации, управлению, оценке НИРС для подготовки творческих специалистов в вузах строительного профиля. Экономическая эффективность заключается в интенсификации научной работы студентов и всей научной (бюджетной и хоздоговорной) работы вуза. Доля студенческих научных исследований в ВИСИ повысилась с 8 до 15% от общего объема исследований, что составляет 140 тыс. руб. в год. Ежегодный экономический эффект студенческих научных исследований по ВИСИ составляет 270 тыс. руб. в год. В результате внедрения системы НИРС Вильнюсский инженерно-строительный институт в течение 1972;1983г.г. вошел в число лучших вузов страны строительного профиля по количеству наград за.

Рис. 1. Блок-схема исследования студенческие научные работы на всесоюзном конкурсе по естественным, техническим и гуманитарным наукам.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались: на расширенных заседаниях Совета НЙРС Лит. ССР в 1980, 1981, 1982, 1983 г. г.- на республиканской конференции преподавателей вузов «Методические вопросы совершенствования научно-исследовательской работы студентов», Каунас, 1981 г., на республиканской научно-методической конференции «Методологические вопросы учебного процесса в вузе», Каунас, 1983 г., на двух вузовских методических конференциях.

Внедрение. Рекомендации по организации комплексной системы НИРС и учету этой работы одобрены на заседании Республиканского совета НИРС Лит. ССР и рекомендованы к внедрениюсоставлен ряд документов по внедрению НИРС, которые по приказу ректора или постановлением Совета института применяются в практической работе кафедр: комплексная система НИРС для отдельных специальностей на весь период обучения, система учета в виде перфокарт, методические указания по проведению конкурсов по организации НИРС на кафедрах и факультетах, методические указания для составления комплексных индивидуальных планов НИРС на весь период обучения, методические указания по проведению I тура всесоюзного конкурса на лучшую студенческую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, постановление совета НИРС института, устав студенческого научного общества и др.

На защиту выносится система организации и управления научно-исследовательской работы студентов, являющийся неотъемлемой частью процесса обучения и всей научной работы вуза, пригодная в первую очередь для вузов строительного профиля, а также методика определения эффективности НИРС.

I. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НИРС И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

I.I. Развитие форм по организации и управлению НИРС в технических вузах страны.

Научная работа — неотъемлемая черта и составная часть высшего образования. В старейших учебных заведениях Антики использовали метод обучения в процессе познания новых истин. Умение творчески мыслить в университетах древности служило атестации ученых. Рост методики экспериментирования, осмысления результатов позволили поднять первые прикладные виды знаний и областей деятельности в разряд науки. Для изучения этих наук, кроме старых, использовались и новые методы — эксперимент, обработка его результатов, а также обобщения данных. Соблюдался принцип единства обучения и активной научной работы.

Первые технические и строительные факультеты появились в университетах. В позднее созданных специальных технических вузах применялись такие методы обучения, как моделирование (мостов, конструкций), теории прикладных расчетов и др.

Одной из форм организации НИРС, которая появилась раньше всех, были научные кружки. Первые студенческие общества и кружки в старом Вильнюсском университете были созданы в 1803 г. [l3, с.94]. В 1909 г. проф. Н. Е. Жуковский организовал студенческий научный кружок в Московском высшем техническом училище. Воспитанники егоТуполев А.Н., Стечкин B.C., Архангельский A.A. и др. [^52] .

История НИРС в вузах Лит. ССР освящена в диссертации И.Дагите.

39^. НИРС играла раньше большую роль в процессе обучения и подготовке работников высшей школы Литвы — инженеров, в том числе строителей. Посредством НИРС будущих ученых и производственников растили профессора П. Йоделе, К. Василяускас, М.Кавецкис. Их методы переняты и распространены в Вильнюсском инженерно-строительном институте, который образовался на базе факультетов строительного профиля Каунасского политехнического института в 1969 г. [77]. Первыми научными руководителями студенческих научных кружков были нынешний ректор института проф., член-корреспондент АН Лит. ССР А. Чирас, проф.В.Шештокас, проф.А.Кудзис и др.

Вопросами научной организации исследовательского труда студентов вузы страны стали заниматься в 60-е годы. За это время произошло развитие идей, методов, организационной структуры. По нашему1 мнению можно выделить следующие основные этапы развития НИРС:

1. Период определения роли индивидуальной работы студентов (до 1970 года). В условиях необходимости готовить большое количество специалистов научной работой занималась незначительная часть студентов, которым руководили отдельные преподаватели. В этот период доведены до высокого уровня индивидуальные работы студентов, выполненные внеучебное время. Организована и распространена всеобщая система оценки лучших студенческих работ на разных конкурсах. Организационная единица НИРС этого периода — студенческое научное общество и научный кружок. Консультантами этого общества являлись отдельные ученые, обычно не выполнявшие более значительных административных функций.

2. Период активизации НИРС (1970;1978). Выработка крнцепций необходимости учебно-исследовательской работы студентов. Осознание необходимости развития НИРС, как института повышения квалификации специалистов, что потребовало поиска новых форм работы и управлению его. В управлении НИРС шире вовлечены кафедры и лаборатории. Из числа опытных преподавателей-профессоров выбраны научные руководители факультета, кафедры. НИРС трактировалась как одна из возможных форм деятельности и общественной работы. Расширились формы межвузовского управления НИРС. В основном это были межвузовские, межреспубликанские конференции, конкурсы, смотры. Для управления НИРС в вузах создавались советы. Проблемами научной организации НИРС стал заниматься Научно-исследовательский институт проблем высшей школы.

3. Период превращения НИРС в обязательную часть обучения (с 1978 года). Осознание необходимости дифференцировать организацию НИРС для вузов отдельных профилей. Управляет процессом НИРС основной административный аппарат вуза.

НИРС — это деятельность, направлена на решение нестандартных творческих задач, непредвиденных программой. Ее цель — расширить кругозор и научную эрудицию, воспитать гармонично развитую личность, развить инициативу, самостоятельность, выработать навыки стратегии и тактики научного поиска. Участвующими в НИР считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области общественных, гуманитарных, экономических естественных и технических наук. Форш НИРС условно в методических целях могут быть разделены на две категории (Рис. 1.1. и 1.2.): НИРС, выполняемая во внеучебное время и НИРС, включенная в учебный процесс.

В нашей работе рассмотрены тенденции развития некоторых из этих форм, НИРС в целом и способы управления этой работой в строительных и в других технических вузах. В принципе, во всех технических вузах приемлемы те же самые формы НИРС. Изменяется лишь, в зависимости от профиля вуза, характера отдельных дисциплин,.

РисЛ Л. Блок-схема форм НИРС в учебное время.

Проблемные группы.

При лабораториях.

В НИИ.

При кафедрах.

На предприятиях.

Кружки т.

Лектореко-пропагандистская работа.

Институтские.

Участие в хоздоговорных и госбюджетных работах.

Студенческие лаборатории)*.

ФОРМЫ НИРС ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.

Комплексные бригады.

Студенческие НИИ|^.

Исследовательские группы студентов.

Научные центры.

Экспедиции.

-> СКВ.

При кафедрах.

Специализированные бригады|.

Самостоятельная работа и самообразование.

Учебно-производственные объединения.

Базовые предприятия вузов.

Отряды 2.

РисЛ.2. Блок-схема форм НИРС во внеучебное время учебных программ, методика их применения.

Наиболее старой и массовой формой внеучебное время, хорошо известной во всех вузах и в настоящее время, являются научные кружки. Тематика этих кружков рассматривается и утверждается каждой кафедрой. Планы работы кружков включают проблемы, над которыми работают кафедры. В большинстве случаев в кружках ведутся следующие работы: подготовка рефератов и докладов, обобщение материалов учебной практики, обзор новинок литературы, перевод иностранной литературы, участие в выполнение хоздоговорных, а также госбюджетных работ кафедры.

Особое место занимает задача — научить студента самостоятельной работе с литературой, т. е. отбирать необходимою информацию. Студент должен уметь выделить существенное и главное, составить план изложения темы, писать тезисы, а также выступать с обобщением по ним, написать аннотацию на книгу, составить библиографию, рецензировать работу, написать реферат по данной теме. Ко всецу этому он должен готовиться с первых курсов и в дальнейшем усовершенствоваться во время занятий курса «Основы научных исследований [21] .

В некоторых случаях на заседаниях кружка заслушивается также доклады профессоров, что пробуждает интерес к исследовательской работе. Управление кружком ведется научным руководителемпреподавателем, старостой — студента, помощника руководителя и советом кружка.

Остановимся несколько подробней на некоторых примерах организации работы кружков.

На собраниях кружка при кафедре технологии металлов Вильнюс-кого инженерно-строительного института осенью проводится отчетно-выборочные собрания, где подводятся итоги за прошедший год. Студенты первого курса знакомятся с основными научными проблемами, решаемыми кафедрой и видят результаты работы коллег старших курсов. В число мероприятий кружка входит организация встреч выпускников последних лет по специальности и др.

При кафедре технологии радиоаппаратуры выполнена комплексная работа группой из шести студентов по созданию приставки сопряжения цифровых измерительных приборов с электропечатающей машинкой. Этой работой заинтересовались заводы Харькова, Ленигра-да и Вильнюса. Члены научного кружка при кафедре теории машин одни из первых в республике спроектировали и построили дельтоплан и несколько видов веломобилей. Об этих работах опубликованы статьи в ПНР, а также во всесоюзной и республиканской печати.

В кружке архитектуры ВИСИ популярны такие мероприятия, как встречи с ведущими архитекторами, беседы по актуальным вопросам архитектуры, экскурсии, осмотры и обсуждения разных выставок, оценка проектно-творческой деятельности каждого студента с их докладами и пояснениями, выставки студенческих работ, творческие клаузуры в группах с расширенными обсуждениями, дискуссиями, в которых участвуют студенты разных курсов.

Новшество в смысле организации управления НИРС было объединение нескольких кружков одного или разных факультетов. В 60-е годы появились научные руководители факультетов. Это послужило появлению новых форм НИРС.

В вузах Украины и Белоруссии проводятся исследования по одной теме несколькими кружками различных кафедр и факультетов (бб, 50]. В Харьковском политехническом, Запорожском машиностроительном, Киевских инженерно-строительном и автомобильно-дорожном институтах студенческие научные кружки создаются непосредственно на предприятиях и в НИИ. Это расширяет возможности внедрения результатов работ студентов и создает возможность использовать лабора-торно-производственную базу промышленных предприятий и НИИ [92,93]•.

Более сложной формой научного кружка является проблемная группа. В кружке студенты готовят рефераты по самым разнообразным темам. Проблемные группы или студенческие творческие объединения создаются для разработки определенных тем исследования из студентов разных курсов. Такие группы, обеспечивающие «смену поколений» создаются в Воронежском Ордена Ленина гос. Университете им. Ленинского комсомола, в Вильнюсском инженерно-строительном институте, в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, в вузах Украины и др. [106, 107, 78] .

В Ленинградских вузах, Кишиневском университете и некоторых других вузах практикуется еще один тип студенческого коллективакафедральные студенческие конструкторские бюро, где выполняются курсовые, а также дипломные проекты и где студенты являются соав-. торами отчетов по НИР, изготовляют приборы и т. п. Тематика каждого СКВ определяется научной тематикой кафедры. Бюро решает такие задачи, как практическое освоение студентами всех этапов научной работы при выполнении хоздоговорной тематики, развитие у студентов технической эрудиции, выработка навыков оформления результатов исследований в форме отчета.

Улучшению подготовки высококвалифицированных специалистов способствует институтское ПКБ. В нем студенты имеют возможность познакомиться с требованиями, предъявленными производством, умению самостоятельно мыслить. Работа в ПКБ имеет также немалое практическое значение и для преподавательского состава. Кроме непосредственной пользы народно^ хозяйству преподаватели занимаются реальными проектами, поднимают уровень своей квалификации. В Киевском автомобильно-дорожном институте [85] в Каунасском политехническом институте и в других вузах студенты проходят в ПКБ производственную практику [95] .

В вузах страны возникают и применяются такие новые формы НИРС, как научные отряды, специализированные бригады, студенческие лаборатории и научные центры, студенческие НИИ, исследовательские группы, экспедиции и др.

В целях развития у студентов навыков самостоятельной работы, творческой инициативы и активности, оказания практической помощи производственным коллективам и научным организациям в изучении и разработке актуальных проблем истории архитектуры и современного строительства, охраны памятников культуры, накопления и обновления методического фонда кафедры, в Московском архитектурном [108], в Вильнюсском инженерно-строительном институте и в некоторых других вузах организуются экспедиции. В период полевых работ в составе экспедиции создаются лекторские группы для пропаганды современной архитектуры, разъяснения вопросов охраны историко-культурного наследия .

Для совершенствования научной и практической подготовки специалистов большое значение имеет тесная связь образования с наукой, современное отражение в учебном процессе каждого значительного шага науки и техники, еще более прочной связи образования с производством. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду подчеркивалось, что современная наука требует тесной интеграции науки с производством [б, 25]. Об интеграции образования, науки и производства шел разговор на расширенном заседании коллегии Минвуза СССР 7−8 апреля 1981 г. [92] .

С этой цели НИРС на кафедрах планируется исходя из госбюджетной и хоздоговорной тематики. Для более эффективного привлечения студентов к выполнению госбюджетных и хоздоговорных работ, они включаются в качестве исполнителей этих работ. Участие студентов в научных исследованиях кафедры приносит не только реальный народнохозяйственный эффект, но и способствует улучшению профессиональной подготовки специалистов. Результаты исследований студентов включаются в отчеты научно-исследовательских работ кафедры. Например, работа студентов Вильнюсского инженерно-строительного института «Исследование процесса малоциклового разрушения резьбовых соединений М8-М48» вошла в отчет НИР кафедры сопротивления материалов и внедрена в институте машиностроения им. акад.Благон-равова в г. Москве. Студенты совместно с преподавателями кафедры технологии строительных работ, по поручению Горкома Партии, проводили исследования эффективности использования средств малой механизации на строительных объектах г. Вильнюса.

В 1979 г. по стране студенты принимали участие в 60% внедренных работ, выполненных и внедренных вузами в производство [93]. Студенты Ленинградского технологического, Киевского автомобильно-дорожного и некоторых других вузов для участия в госбюджетных и хоздоговорных работах объединяются в научно-исследовательские бригады. При этом каждое студенту предлагается индивидуальное задание, которое является конкретной программой, представляющей собой часть плана научной работы кафедры, выполняемой по запросу производства. Работа заканчивается реальным дипломным проектом. Выпускники передают эстафету следующему поколению, так как в бригаде участвуют студенты разных курсов.

Для привлечения работников предприятий в качестве преподавателей, для систематической работы студентов на предприятиях, поощряется такая форма сотрудничества, как «базовые предприятия» вузов. Стимулируется перевод из вузов в промышленность специалистов с ученой степенью [22]. Прогрессивным типом кооперации является учебно-производственные объединения. Большой опыт по этому вопросу накоплен в Минске Учебно-научно-производственном объединении Белорусского политехнического института, Тракторного и Автомобильного заводов. Базовые кафедры на предприятиях создаются в Ленинградском электротехническом институте им. В.И.Ульянова-Ленина ?24 | и в других вузах страны [94]. Здесь студенты выполняют курсовые и дипломные работы, проводят научные исследования. В 1980 г. в Томске создан первый межвузовский экспериментально-производственный комплекс всех вузов города. В Московском физико-техническом институте, по системе обучении" физтех", студенты старших курсов обучаются по индивидуальным планам в крупных научно-проектных центрах, где созданы специализированные базовые кафедры. К массовой НИР на старших курсах, представляющих собой студенческий НИИ, подключены старшекурсники Уфимского нефтяного института.

Больную пользу в развитии навыков НИР приносит участие в работе республиканских научно-технических обществ (НТО). Эта форма НИРС широко распространена в Вильнюсском инженерно-строительном -• институте и в некоторых других вузах. Так, например, в работе НТО «Комунальное хозяйство», в среднем, в течение учебного года принимает участие 40% студентов института специальности городского строительства. В механико-технологическом факультете число членов НТО достигает 50%. Работа в НТО позволяет ближе познакомиться с производственными организациями, их проблемами и насущными делами, а также подсказывает темы для студенческих научных работ, часть которых представляется как курсовые проекты погородскому транспорту, организации и планированию городского строительства. Некоторые из этих работ усложняются до дипломной. В 1976 г. таких работ было 13%.

ВЫВОДЫ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

1. Эффективность наш разработанных систем управления и организации НИРС показывает экономический эффект выполненных НИРС и количество высших наград на всесоюзном конкурсе лучших студенческих работ по техническим, естественным и гуманитарным наукам.

2. В вузах строительного профиля имеются специфические особенности организации НИРС, вытекающие из того, что в обучении широко используется курсовое и дипломное проектирование на реальной основе.

3. Оценку НИРС целесообразно проводить при помощи количественных оценок и общих статистических методов.

4. Имеется очевидная связь между общей научной работы преподавателей и качеством руководимой ими научной работы студентов.

5. Качество НИРС лучше всего характеризуют результаты конкурсов высокого ранга (результаты на всесоюзном конкурсе).

6. Анализ производственной деятельности выпускников спустя несколько лет после окончания вуза показывает, что на ее качество успешная научная работа во время учебы имеет большее влияние, чем показатели самой учебы.

7. Выпускники, активные участники НИРС, чаще всего продолжают научные исследования в аспирантуре, избирая профессию ученого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные нами исследования эффективности научно-исследовательской работы студентов позволяют делать следующие выводы:

1. В советской педагогической литературе анализируются некоторые вопросы НИРС в вузах, но в области активизации учебного процесса при помощи вовлечения студентов в научную работу и повышения эффективности НИРС есть еще немало нерешенных проблем: методика определения эффективности НИРС и ее оптимизация, четкая система учета и стимулирования НИРС, влияние НИРС на подготовку специалистов высокой квалификации и др.

2. Проведенный нами анализ показал, что наиболее эффективными мерами управления НИРС является: организация всей НИРС в вузе по комплексной системе, разработанной отдельно для студентов каждой специальности на весь период обученияработа по индивидуальным планам над комплексной темой с первых курсов в течение нескольких лет (по тематике кафедры) — широкое использование ЭВМ в НИРС.

3. Научно-исследовательская работа студентов является важнейшей составной частью подготовки квалифицированных специалистов в строительных вузах и занимает 30−60% активного времени их подготовки, в зависимости от формы обучения, специальности и курса студентов.

4. Предложенная нами форма комплексных и индивидуальных планов студенческой научной работы дает возможность объединить фундаментальные (математика, физика, химия) и прикладные (строительные материалы, конструкции) знаниявести взаимосвязанное курсовое проектирование в течение ряда лет, что создает условия для подготовки работ высокого качества и способствует формированию навыков практической работы.

5. Творческий характер обучения, основу которого обставляет НИРС, определяет высокое качество подготовленности специалиста в научных областях деятельности и в различных сферах производства. Проведенный нами анализ производственной деятельности выпускников института спустя 10 и 5 лет после окончания вуза свидетельствует, что активное участие в НИРС — важнейший показатель высокой квалификации будущих специалистов (60% руководителей производства были активными членами НИРС) — НИРС является испытанным и важным резервом научных кадров (90% научных работников во время обучения в вузе участвовали в НИРС) — успешная научная работа во время учебы имеет большее влияние на производственную деятельность, чем показатели самой учебы.

6. В результате данного исследования разработана комплексная система управления и организации НИРС. Система внедрена в практику Вильнюсского инженерно-строительного института и дает ощутимый всесторонний эффект. Система обладает некоторыми особенностями, важнейшими из которых являются следующие:

6.1. Экономический эффект НИРС в Вильнюсском инженерно-строительном институте составляет 270 тыс. руб. в год. ВИСИ по показателям высших наград на всесоюзном конкурсе на лучшую студенческую научную работу по техническим, естественным и гуманитарным наукам входит в число вузов строительного профиля, достигших лучших результатов в студенческой научной работе.

6.2. Активное и результативное руководство НИРС — показатель высокой научной квалификации и потенциала преподавания вуза. Наиболее активными руководителями НИРС являются преподаватели, имеющие наиболее высокий научный потенциал (степень доктора наук, звание профессора, доцента) — особенно выделяются преподаватели, недавно защитившие кандидатские и докторские диссертации или готовящиеся к их защите.

6.3. Система организации НИРС в вузе строительного профиля охватывает 25 позиций, которые объединяют все формы обучения и самоятоятельной работы. Содержащиеся в ней показатели оценки подчеркивают значимость отдельных мер, указывают путь к наиболее эффективному результату. Изменение и усовершенствование этой системы стимулирует наиболее эффективные формы НИРС. Система остается открытой для включения новых, продиктованных практикой показателей.

6.4. Для управления НИРС особое значение имеет система учета, предложенная нами в виде перфокарт и содержащая все показатели, предусмотренные в системе организации.

6.5. В системе организации и управления научной работой студентов необходимы меры поощрения: предоставление возможности выполнять научную работу вместо дипломной, учет склонностей при распределении, зачеты, части экзаменов, премии, дипломы и др.

6.6. В вузе строительного профиля, как и в других вузах, предпосылкой успешной научной работы студентов является совершенствование учебных планов и в том числе: включение во все виды учебной деятельности проблемного обучения, как одного из путей формирования творческой самостоятельности студентов, уделение большего внимания самостоятельной, близкой к исследовательской работе студентов, которая в учебном процессе является обязательной и способствует приобретению глубоких знаний и практических навыков.

7. Методика, использованная в данном исследовании, оправдала себя. Она позволила объективно оценить эффективность НИРС и отдельных ее форм. Эту методику целесообразно использовать и в дальнейших исследованиях совершенствования НИРС.

8. Дальнейшие исследования организации, совершенствования системы НИРС в вузах строительного профиля целесообразно направить на повышение роли самостоятельной работы студентов, как составной части всего процесса обучения, а также разработку методов более эффективного поощрения студентов и руководителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЛЕНИН В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.3−104.
  2. ЛЕНИН В. И. Революционные дни. Полн.собр.соч., т.9, с.205−230.
  3. МАРКС К. Капитал. Критика политической экономии. T.I. М.: Политиздат, 1969. -908с.
  4. МАТЕРИАЛЫ ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1977. -256с.
  5. МАТЕРИАЛЫ ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223с.
  6. МАТЕРИАЛЫ Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983. -80с.
  7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июля 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Коммунист, 1979. № 11, с.5−10.ххх
  8. MARCIUKAITIS G. Koks busimojo specialisto «modelis»? Kongau-nimo tiesa, 1973, liepos 4.
  9. METODINES rekomendacigos studentij moksliniam darbui gerinti. -V.: WUj, 1981, p.19−27.
  10. SEST0KA.S V. Svarbu ugdyti kurejq. Tiesa, 1973, kovo 14.
  11. VAITKEVICIUS J. Moksleiviii mokymosi ir laisvalaikio problemos.- V.: tiokslas, 1982. -195p.
  12. VILKTAUS IMIYERSITETAS. V.: Mintis, 1966.-320p.
  13. АФАНАСЬЕВ В. Г. Научное управление обществом: (Опыт системного исследования). Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. -390с.
  14. АВНЕРО 3. Вопросы вузовской педагогики: Формировать теорию самостоятельной работы (заметки совещания). -Вестн. высш. школы, 1976, № 7, с.21−27.
  15. АНАНЬЕВ Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. -340с.
  16. АНИСИМОВ П.Ф., ИВАНОВ В. Ф. Организуем специализированные бригады. -Вестн. высш. школы, 1981, MI, с.20−22.
  17. АРХАНГЕЛЬСКИЙ С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1974. -384с.
  18. АХВЕРДОВ И.Н., ДЗАБИЕВА Л. Б. По сквозной программе. Вестн. высш. школы, 1981, № 11, с.18−19.
  19. БАБАНСКИЙ Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Методологические основы. М.: Просвещение, 1982. -192с.
  20. БЕЗБОРОДОВА Г. Б. О чтении курса «Основы научных исследований».- В кн.: Проблемы высшей школы: Научно-исследовательская работа студентов. Респ. науч.-метод, сборник, вып.29. Киев, 1977, с.81−86.
  21. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ О.М. Научно-технический прогресс и высшая школа. Вестн. высш. школы, 1981, № 3, с.7−12.
  22. БОНДАРЬ А.Д., РАНСКАЯ Л. А. Лабораторные и практические занятия в высшей школе. Киев: Вища школа, 1977. -67с.
  23. ВАВИЛОВ A.A., БЫСТРОВ Ю. А. Базовые кафедры на предприятиях. -Вестн. высш. школы, 1981, № 6, с.48−50.
  24. Ввести в действие все резервы: Решения ХХУ1 съезда КПСС в жизнь. — Вестн. высш. школы, 1981, № 6, с.8−13.
  25. ВЕРЕСНУК В.И., МИНЕНКО C.B. Работает универсальный комплекс.- Вестн. высш. школы, 1982, № 3, с.25−26.высш.школы, 1982, Ю, с.25−26.
  26. ВСЕСОЮЗНОЕ совещание работников высших учебных заведений в Москве: Сокращ.стеногр.отчет. М.: Высш. школа, 1980. -155с.
  27. ВОПРОСЫ организации и методика НИРС вузов БССР: Сб./Под ред. A.A.Соломонова. Изд-во БГУ, 1975. -220с.
  28. ВЫГОТСКИЙ JI.C. Развитие высших психических функций.-М.: Изд. АПН СССР, I960. -500с.
  29. ВЫСШАЯ ШКОЛА: Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. 4.1. М.: Высшая школа, 1978. -400с.
  30. ГАЛАГАН А.И., ЩЕРБАКОВ Е. В. Связь обучения с производственной деятельностью и научно-исследовательской работой в зарубежной высшей школе. М.: НИИВШ, 1981. -48с. -(Обзор.информ./НИИ пробл.высш.школы. Сер.Высш. и сред.спец.школа за рубежом, вып.8).
  31. ГАЛЬПЕРИН П. Я. Управление процессом учения. -Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1965, вып.4.г
  32. ГАРУНОВ М.Г., ПМДКАСИСТЫЙ П. И. Самостоятельная работа студентов. Вып.1. М.: Знание, 1978. -35с.
  33. ГАСТЕВ А. К. Как надо работать. М.: Экономика, 1966. -478с.
  34. ГИРНЫК А. Н. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи: Автореф.канд.дисс. Львов, 1982. -23с.
  35. ГНЕДЕНКО Б.В. О математических моделях в педагогике. Вестн. высш. школы, 1966, № 9, с. 27.
  36. ГОРБУНОВА Л. А. Социальные функции НИРС в условиях Научно-технической революции: Автореф.канд.дисс. -Томск, 1971. -24с.
  37. И.Л. Развитие организации НИРС в вузах Лит.ССР в 1940—1981 гг.: Автореф. канд.дисс. Вильнюс, 1982.^260.
  38. М.С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. -179с.
  39. ЕВДОКИМОВ В.И., БАРАБАШ В. П. Некоторые вопросы повышения эффективности проблемного обучения. -В кн.: Проблемы совершенствования обучения в школе. М.- 1974, с. 53−60.
  40. ЕЛЮТИН В. П. Высшая школа общества развитого социализма. М.: Высш. школа, 1980. -356с.
  41. ЕЛЮТИН В. П. Развитие высшей школы в СССР (1966−1970г.). М.: Высш. школа, 1971. -100с.
  42. ЕНЕВ Н., Т0Д0Р0 В Г. Усъвършенствуване организацията на студен-ската научно-изследователска дейност в икономическите ВУЗ. -Проблем на висшего образование (София), 1977, М, с.24−30.
  43. ЕСИПОВ Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. -248с.
  44. ЗАГВЯЗИНСКИЙ В.И., ГРИЦЕНКО Л. И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978. -94с.
  45. ЗАРОВНЫЙ В. П. Разрабатывать, опробовать, внедрять. -Вестн. высш. школы, 1980, № 7, с.13−16.
  46. ЗИНОВЬЕВ С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968. г-,.506с.
  47. ЗИНЧЕНКО П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. -562с.
  48. ИВАНОВ Ю.М., ГУЛИДА Э. Н. Вопросы организации комплексной научно-исследовательской работы студентов. -В кн.: Проблемы высшей школы: Научно-исследовательская работа студентов. Респ. науч.-метод.сборник, вып.29. Киев, Вища школа, 1977, с.55−61.
  49. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание. -Вестн. высш. школы, 1976, № 2, с. 39.
  50. КАБАНОВА-МЕЛЕР Е. Н. Психология формирования знаний и навыков школьников: Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. -376с.
  51. КАПИЦА П. Л. Эксперимент, теория, практика. -Вопр. философии, 1974, с.2−168.
  52. КАРАСЕВ Б.В., СТРОЧКИН П.П. УИР на лабораторных занятиях. -Вестн.высш.школы, 1979, № 5, с.37−38.
  53. КВИТКИНА Л. Г. Научное творчество студентов. М.: МГУ, 1982. -109с.
  54. КОБИЛЯЦКИЙ И. И. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса: Вища школа, 1978. -286с.
  55. КОМЕНСКИЙ Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М.: Учпедгиз, 1955. -651с.
  56. КОМПЛЕКСНЫЙ план работы Совета по НИРС и центрального Совета им. Цандера Рижского ордена Трудового Красного знамени политехнического института на 1980 год. Рига, 1980. -32с.
  57. Комплексный план организации научно-исследовательской работы студентов специальности 1211 «Автомобильные дороги» на весь период обучения. М.- 1981. -40с.
  58. КОРНЕЙЧУК В. П. Некоторые проблемы формирования творческой личности в вузе. -В кн.: Исследование учебного процесса в ЛИИЖТе: Сб. материалов науч.-метод.семинара. Ленингр. ин-та инженеров железодорожного транспорта. Л., 1978, -43с.
  59. К0Р0ТЕЕВ В.И., С0БЕНИН Н.П. В основе новая методика: Напутях совершенствования лабораторного практикума. -Вестн.высш. школы, 1982, № 3, с.23−24.
  60. КОРСУНСКИЙ А.Р. Лекция-учебник-экзамен: Что такое современная лекция? -Вестн.высш.школы, 1978, № 2, с.13−16.
  61. КРУГОВ В.И., МОМОТ А.И. НИРС в учебный процесс. -Вестн.высш. школы, 1977, № 5, с.43−47.
  62. КРЯЧКОВ И. П. Вырабатываем организационные навыки. -Вестн.высш. школы, 1981, № 6, с.57−58.
  63. КУЛИКОВСКИЙ Л.Ф., Морозов В. К., Кудрин B.C. Оптимизация подготовки специалистов. -Вестн.высш.школы, 1978, № 6, с.7−11.
  64. ЛАБУТЕНЕ Э., ТВАРИОНАВИЧЮС П. Особенности подготовки и использования кадров высшей квалификации во Франции. М.: ниивш., 1979. -44с. -(Обзор.информ./НИИ пробл.высш.школы. Сер.Высш. и сред.спец. школа за рубежом, вып. З).
  65. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -368с.
  66. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Проблемы развития психики. М.:Мысль, 1965. -570с.
  67. ЛЕПИХОВ В.Г., 30БК0 В И. В. Формирование инженерного мышления. -Вестн.высш.школы. 1981, Ml, с.16−17.
  68. ЛЕЙМАН И. И. Наука как социальный институт. -Л.: Наука, 1971. -179с.
  69. ЛЕРНЕР И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. -65с.
  70. ЛИБЕРМАН Ф. Я. Модернизована общеинженерная дисциплина. -Вестн. высш. школы, 1982, М, с.74−76.
  71. ЛУГИНА И. Г. Закладываем фундамент учебной активности. -Вестн. высш. школы, 1981, № 11, с.19−20.
  72. ЛУЯНЕНЕ В., ШЕШТОКАС В. Методические указания по организации НМРС по комплексному плану на весь период обучения. -В кн.: Методические рекомендации по НИРС в Вильнюсском инженерно-строительном институте. Вильнюс, 1982, с.3−31.
  73. МАЕВСКИЙ А. Г. Основы научных исследований по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование»: Учебное пособие. -Киев, 1977. -70с.
  74. МАРКВАРДТ К.Г., Андреев В. В., Привезенцев H.H. Комплексная УИР действенный путь. -Вестн.высш.школы, 1978, № 9, с.23−28.
  75. МАХМУТОВ М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. -Казань: Таткнигоиздат, 1963. -80с.
  76. МАХМУТОВ М. И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. -367с.
  77. Международный опыт подготовки кадров строителей с высшим и средним специальным образованием. Социалистические страны. М.: НИИВШ|, 1977. -44с. -(Обзор.информ./НИИ пробл.высш. школы. Сер. Высшее и среднее специальное образование за рубежом.).
  78. Международный опыт подготовки кадров строителей с высшим и средним специальным образованием. Капиталистические страны: — М.: (НИИВЩ), 1977. -52с. -(Обзор.информ./НИИ пробл.высш. школы. Сер. Высшее и среднее специальное образование за рубежом) .
  79. МЕСОРОВИЧ М., ТАКАХАРА Я. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978. -310с.
  80. МЕТОДИЧЕСКИЕ разработки по организации и планированию учебно-исследовательской работы студентов. Киев, 1976. -28с.
  81. МЕТОДИЧЕСКИЕ разработки по учебно-исследовательской работы студентов специальности 1211 Автомобильные дороги. Киев, 1977. -52с.
  82. МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для подготовки студентов к семинарским занятиям по научно-исследовательской работе студентов. Киев, 1978. -24с.
  83. МЕТОДИЧЕСКИЕ указания по проведению и организации учебно-исследовательской работы студентов. Кишинев, 1981. -24с.
  84. МОЛИБОГ А. Г. Вопросы научной организации педагогического тру-← да в высшей школе. М.: Высшая школа, 1971. -296с.
  85. НАУМОВ Ю. К. Активность субъекта в познании. М.: Мысль, 1969. -88с.
  86. Научно-исследовательская работа студентов. Методическая разработка. Каунас, 1978. -56с.
  87. Научно-исследовательская работа студентов в 1978 году/Момот А.И. и др. -М.: НИИВШ., 1979. -32с. -(Обзор.информ./НИИ пробл. высш.школы. Сер. Упр.экон.и прогноз, развития высш. и сред, спец. школы, вып.5.).
  88. Научно-исследовательская работа студентов в 1979 году / Мо-мот А.И. и др. М.: ниивш., 1981. -16с. -Окспресс-информ./ НИИ пробл.высш.школы. Сер. Упр., экон. и прогноз развития высш. и сред. спец. школы, вып.З.).
  89. Научно-техническая революция и общество. М.: Мысль, 1973. -480с.
  90. Научно-творческая деятельность студентов. Каунас- 1973.-28с.
  91. НЕКОТОРЫЕ пути развития профессиональной активности студентов/ Вазина К. Я. и др. М.: рИИВЩ), 1979. -28с. -Окспресс-ин-форм./НИИ пробл.высш.школы. Сер. Обучение в высш. и сред.спец. школе, вып.10).
  92. НИЛЬСОН O.A. Теория и практика самостоятельной работы студентов. Таллин: Валгус, 1976. -278с.
  93. НОВИК И. Б. Кибернетика. Философские и социологические проблемы. М.: Госполитиздат, 1963. -207с.
  94. ОПЫТ внедрения НИРС в. учебный процесс (на примере вузов Минвуза Украинской ССР). М.: НИИВЩ), 1978. -42с. -(Обзор, информ./НИИ пробл.высш.школы, вып.3).
  95. Основные итоги и тенденции развития научно-исследовательской работы студентов в 1971—1975 гг. М.: НИИВЩ., 1977. -70с. -(Обзор.информ./НИИ пробл.высш.школы. Сер. Обучение и коммунистическое воспитание в высших и сред.спец. учебных заведениях) .
  96. ПЕДАГОГИКА /Болдырев Н.И. и др. М.: Просвещение, 1968. -526с.
  97. ПИДКАСИСТЫЙ П. И. Актуальные проблемы вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу в учебном процессе, в кн.: Научно-исследовательская работа в учебном процессе: Межвуз. научно-метод.сб. Куйбышев, 1980. -136с.
  98. ПИДКАСИСТЫй П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. -184с.
  99. ПЛАН и рекомендации по проведению студенческих научных семинаров осеннего семестра 1980/81 учебного года. Киев, 1980. -50с.
  100. ПОЛОЖЕНИЕ и методические разработки по научно-исследовательской работе студентов. Одесса. 1976. -34с.
  101. ПОЛОЖЕНИЕ о научно-исследовательской работе студентов. -Одесса, 1975. -46с.
  102. ПОЛОЖЕНИЕ о научно-исследовательской работе студентов Московского архитектурного института. М.- 1981. -50с.
  103. ПОНОМАРЕВА Э.А., Костюк В. И., Бялик О. М. Методические и организационные вопросы НИРС в учебном процессе. -В кн.: Проблемы высшей школы: Научно-исследовательская работа студентов. Респ.науч.-метод.сборник, вып.29. Киев, 1977, с.26−32.
  104. ПРИМЕРНЫЙ типовой комплексный план организации научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения. М.- 1979. -30с.
  105. ПРОБЛЕМЫ высшей школы: Республиканский научно-методический сборник. Вып.29. Киев: Вища школа, 1977. -107с.
  106. ПРОСКУРЯНОВ A.B., АНИСКИН Ю. П. Выбирая рациональное инженерное мышление. -Вестн.высш.школы, 1978, № 2, с.16−19.
  107. ПУТЛЯЕВА Л. В. Развитие мышления в проблемном обучении.- М.: ниивш., 1979. -40с. -(Обзор.информ./НИИ пробл.высш.школы. Сер. Обучение высш. и сред.спец.школе, вып.8).
  108. РОБИНСОН 3. Некоторые аспекты опыта США в области взаимосвязи обучения, научно-исследовательской работы в сфере высшего образования. -Высшее образование в Европе (Бухарест), 1979, № 3, с.21−24.
  109. РУБИНШТЕЙН С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд. АН СССР, 1957. -328с.
  110. РУБИНШТЕЙН С.Л. 0 мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958. -147с.
  111. РЫЖКОВ В.М., К0СТР0МИН0 В A.M. Повысить роль преподавателя. -Вестн.высш.школы, 1981, № 11, с.25−27.
  112. СИМПОЗИУМ по взаимосвязи обучения, научно-исследовательской и практической работы в высшей школе Европы. -Высшее образование в Европе (Бухарест), 1979, № 3, с.38−40.
  113. СКАТКИН М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -96с.
  114. СМИРНОВ A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -423с.
  115. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ организации учебного процесса и качества подготовки специалистов в вузе.- М.: НИИВШ), 1979. -36с. -(Обзор.информ. Сер. Обучение в высш. и сред.спец.школе, вып.7).
  116. С0ХИНА В.П., ТРЕТЬЯКОВА Н-Д. Выполняются задания производственного типа. -Вестн.высш.школы, 1982, № 3, с.20−22.
  117. СТРЕЛЬСКИЙ В. И. Основы научно-исследовательской работы студентов. Киев: Вища школа, 1981. -50с.
  118. ТАБАЧИНСКИЙ В.Ф. С практической точки зрения. Вестн.высш.школы, 1977, № 6, с.26−30.
  119. ФИЛИПОВА Л. Д. Высшая школа США. М.: Наука, 1981. -328с.
  120. ЧАЙКОВСКИЙ В.Г. О комплексных лабораторных работах. -Вестн. высш. школы, 1978, Ш, с.86−87.
  121. Al-Nassri S. The Role and Objectives of Continuing Education in Engineering.-Higher Education (Amsterdam), 1978, vol.7, H. I, p.67−70.
  122. Bergendal G. New forms of higher education in Europe. Some remarks on the Swedish situation.-In: New forms of higher education in Europe. Bucarest, 1976, p.81−86.У
  123. CLEE G. Les nouveaux universalistes.-Direction, 1969, N 158, p.56−57.
  124. GROSS H. A Critical Confluence: Prom graduate on Entry-bevel Engineer.-Eng.Educ. (Washington), 1978, vol.69, II 2, p.197−200.
  125. Die Arbeitmarktlage junger Hochschulabsolventen.-DUZ/HD (Bonn), 1979, H 2, S.65.
  126. Ecole speciale des travaux publics du batiment et de l’industrie nationale.-Paris, 1968, p.3−86.
  127. ERMERTZ-DUBACH E. Gefahr den Hochshuistrukturen die Wissenschaft ?-DUZ /HD (Bonn), 1978, N 19, S.598−600.
  128. FIJAS J. Uwagi na marginesie nauczania w szkolach wyzszych.-Zycie szkoly wyzszej (Warszawa), 1977, N 3, S.15−20.
  129. FORWOOD B. Teaching Computer Aided Design in a Scholl of Architecture.-Computers and Education (New York), 1979, vol.3, N. I, p. I-6.
  130. GEBLER J., Jahn W., Schuster H. Der Einsatz des Lehrfernsehenszur Unterstutzung einer optimalen Gestaltung des Vermittlungsund Aneignungsprezesses.-Das Hochschulwesen (Berlin), 1978,1. N 10, S.12−14.
  131. GEYMAN J., Guyton R. Multi-Media Self-Instruction for Medical Students.-Improving College and University Teaching (Gorvallis 1978, vol.26, N 2, p.123−126.
  132. JABLONSKA E. Ksztalcqca i v/ychowawcza funkcja seminarium.-Zycie szkoly wyzszej (Warszawa), 1977, N 6, S.25−31.
  133. Les ecoles d’ingenieurs en Prance.-Notes et etudes documentaires (Paris), 1973, N 4045, p.100.
  134. L0G0NE P. L’enseignement superieur en Prance.-Perspectives, 1975, N 1440, p. II-18.
  135. O’CONNELL S., Penton S., Boud D. A Rationally Designet Selfservice Laboratory Mini-Cours.-Programmed Learning and Educational Technology, Vol 14 (London), 1977, N 2, p. I54-l6l.
  136. PIASEK R. Techniczne srodki ksztalcenia w opinii nauczycieli akademickich.-Zycie szkoly wyzszej (Warszawa), 1978, N 7−8, s.25−34.
  137. RIDARD B. Rentree universitaire 71.-Science et vie, 1971, N 12, p.91−93.
  138. SALDAK J. Efficiency in Higher Education.-Concepts and Problems. -Higher Education (Amsterdam), 1978, vol.7, N 2, p.213−220.
  139. SHORT H.S. A Comparison of Variable Time-Compressed Spech and Normal Rate Speech Based on Time and Performance ina Course Tought by Self-Instructional Methods.-British
  140. Journal of 1'Educational Technology (London), 1977, vol.8, N 2, p.146−157.
  141. Situation et tendances dans le domaine de la recherche universitaire au Royaume-Uni.-Inform.univ. et professionelles intern (Paris), 1977, mai-juin, p. I-IO.
  142. Smith I. Teaching with Discussion: A Review. -Educational
  143. Technology (Englewood, Cliffs), 1978, vol.18, N II, p.40−43.h «
  144. Technische Universitat Munchen: Personen-und Vorlesungenit 11verzeichniss fur das Sommersemester 1974 mit Studienplanen.-Munchen, 1974. -633 S.
  145. Tokyo Institute of Technology. -Tokyo, 1973. -96p.
  146. V/alker E. Teaching Research Isn’t Teaching Engineering.
  147. Eng.Educ. (Washington), 1978, vol.68, H 4, p.303−307. it
  148. Wikstrom J. Adress to the GRE Conference. -CRE-Information (Geneve), 1978, IT 44, p.4−9.1. АНКЕТАо научной работе, проведенной в институте и после его окончания
  149. Доклады на конференциях (названия или число) В институте В других вузах Курс Руководитель
  150. Число представленных работ на конкурсах Институтский Республиканский Всесоюзный Курс Руководитель3. Полученные награды1. Курс Награда За что
  151. Считаете ли Вы, что элементы научной работы были использованы в курсовой или дипломной работе .
  152. Проводите ли Вы в настоящее время научную работу и какую.. .
  153. Место работы и должность после окончания вуза .
  154. Предложения, пожелания. ... .1. Фамилия, и. о Группа.. .
  155. Члены экспертной комиссии для оценки системы эффективностинаучной работы кафедр и организации НИРС на кафедрах Вильнюсского ИСИ (1970−1981г.г.)
  156. Г., проректор по научной работе, д.т.н.проф.2. Станкус Э., зав. НИС
  157. А., декан, д.т.н., проф.
  158. А., завкафедрой, д.т.н., проф.5. Кесминас А., доц., к.т.н.
  159. й., зав.кафедрой, проф.
  160. Д., завкафедрой, д.т.н., проф.
  161. В., зав.кафедрой, д.т.н., проф.
  162. А., завкафедрой, д.т.н., проф.
  163. К., завкафедрой, д-р арх., проф.
  164. К., завлабораторией, д.т.н., проф.
  165. А., завкафедрой, к.т.н., доц.13. Юркштас В., к.арх., доц.
  166. Вайнорис 3., декан, д.т.н., проф.
  167. Ч., завкафедрой, к.т.н., доц.
  168. В., ст.н.с., зам. председателя Совета НИРС
  169. П., продекан, доц., к.арх.
  170. С. к.т.н., доц.19. Бичюнас А., кк.н., доц.
  171. Ч., нач.отдела, доц.21. Башкис А., к.т.н., доц.
  172. Ю., к.т.н., доц.
  173. Ю., к.т.н., доц.24. Квядарас А., к.т.н., доц.
  174. А., к.т.н., доц.26. Валюлис А., к.т.н., доц.
  175. В. 4,5 к.эк.н., ст.н.с.
  176. А. 4,2 Проф. начальник площадки
  177. Г. 4,5 1971 К.Анта- М инженер
  178. Квартунас Д. 4,2 нави- в аспирантуре
  179. Олшаускас 0. 3,7 чюс замначальника ВЦ (в аспирантуре)
  180. С. 4,8 проф.А.Куд- инженер
  181. И. 4,7 1972 зис, Розен- М1. Цафн В. 4,3 блгомас тт
  182. . 4,3 доц. В. инженер
  183. Радзюс И. 4,5 1973 Дови- м
  184. Рамонцявичюс А.4,2 де- технолог
  185. Зубкайтис А. 4,4 нас ведущий инженер
  186. Д. 4,4 1973 проф.В.Шеш-токас ст.н.с.
  187. А. 4,3 1973 Доц.Ю.Хрис- ¦ д инженер1. Саг^уолис В. 4,1 таускас
  188. П. 4,2 1973 доц.А.Ку-лайтис д гл. инженер плановой комиссии
  189. Е. 4,6 1974 доц.А. ассистент
  190. Перелыгина Л. 4,1 Старкус д инженер
  191. Е. 4,0 1974 доц.Р.Бу-ловас Д инженер
  192. И. 4,7 1975 проф. А. Кудзис д в аспирантуре инженер1. Гирчис Н. 4,5 доц.Б.Уж-
  193. Гринявичюс С. 4,7 1976 полявичюс д в аспирантуре
  194. ТУренко 0. 4,9 1976 доц.Б.Спрус гис 1- м ведущий конструктор12 3 4 5 6
  195. Т. 4,2 1976 доц.К.Ар-лаускас д инженер
  196. И. 4,8 1976 доц.А.Шта-рас, И. Ску-дутис д в аспирантуре
  197. Л. 5х 1977 доц.Э.Завадскас м в аспирантуре
  198. А. 4,6 1977 доц.Б.Спруо-гис м ведущий инженер
  199. А. 4,9×1977 доц.А.Ноткус Д в аспирантуре
  200. А. 4,5 1978 доц.Э.Завадскас М ст. инженер
  201. И. 4,0 1978 доц.В.Век- ст. инженер
  202. В. 4,34 терис Д инженер-технолог1. Жабо А. 4,843 с инженер
  203. А. 4,6 1978 доц.Л.Лин-гайтис Д ст. конструкор
  204. В. 4,9×1978 доц.А.Смил-гявичюс д зав. группой
  205. А. 4:45 1979 доц.А.Тупинис Д инженер
  206. Р. 4,4 1979 доц.Б.Спруо-гис д начальник
  207. И. 4,8×1979 проф.К.Ан-танавичюс м гл инженер
  208. Зилинскае Р 4,6 1980 доц.В.Кас- архитектор
  209. Тримонис А. 4,7 путис д в аспирантуре
  210. В. 4,0 1980 доцВ.Рай- инженер
  211. А. 4,1 бис д гл. инженер
  212. Ю. 4,8×1980 проф.З.Вай-4,9х норис д в аспирантуре
  213. В. 1980 проф.А.Найденов д ведущий инженер
  214. Захаревич 3. 4,92 1980 доц.Б.Спруо-гис д начальник отдела
  215. Сивилявичюе М. 4,0 ассистент инженер
  216. В. 4,6 1980 Б.Сивиля- м1. Ремейка В. 4,1 вичюе
  217. . 4,9 1981 доц.А.Ноткус м в аспирантуре12 3 4 5
  218. Л. 5х 1981 проф.А. инженер-конструкор1. Найденов М II категории
  219. С. 4,3 ассист. в армии
  220. Л. 4,9 1981 А.Караб- Д в аспирантуре1. Сыч В 4,1 ликов в армии
  221. Р. 4,2 1981 доц.А.Кли- Д инженер
  222. А. 5х 1981 бавичгос Д в аспирантурех) диплом с отличием1. Согласовано: Утверждаю: декан доц.А.Науйокайтис) (проректор по научной работе) проректор по учебной работе)
  223. Фрагмент комплексного плана по НИРС для студентов специальности экономика и организация строительства1. Кол-во ча- Студенты, сов в рабо- получившие Форма Ответ
  224. Название чих прог- научно- -ис- конт- ствендисцип- Форма обучения и тема раммах следователь- роля ныйлины лек- практи- ские задания ции ческие число % занятия 12 3 4 5 6 7 8 93
  225. Основы научных. исследований1. Пятый курс1. Аудиторные занятия11. Выбор темы
  226. Основные проблемы в области управления, организации и экономики строительства, требующие НИР
  227. Выступление с докладом перед .-.у- аудиторией14. Оформление НИР
  228. Методы научного творчества
  229. Рациональная организация умственной работы2 2 2- зачет Заведующий кафедрой организация и управление строительствомция, планирование и управление стро-тельством
  230. Основные навыки и умения НИР
  231. Домашняя работа (индивидуальные задания)-2. Организа- I. Аудиторные занятия
  232. Пути совершенствования материального снабжения I
  233. Новые формы организации контроля за качеством строительства 2
  234. Организация изобретательства и рационализаторской работы в строительстве 2
  235. Проблемы и пути дальнейшего развития системы управления 2
  236. Организационно-технологическое моделирование строительства объектов
  237. Календарное планирование строительства с применением комплексных нормативов по объектам
  238. Оптимизационные методы сетевых графиков
  239. Применение эуристических алгоритмов в оптимизации календарных планов
  240. Курсрвой проект (составление и оптимизация календарных планов)
  241. Аудиторные занятия: I.I. Новые методы социальных исследований 42.
  242. Социальное I, планирование875 100 рефератэкзамен Зведующий кафедрой организация и управление строительствомзачет6 21. Зачетт.ж.
Заполнить форму текущей работой