Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 198 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 80 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 15 специальностям, 50 учебных планов, более 100 программ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
    • 1. 1. Проблема учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в дидактике высшей школы
    • 1. 2. Обоснование сущности и структуры учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственной высшей школе
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
    • 2. 1. Анализ состояния учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в экспериментальных вузах
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка педагогической целевой программы учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
    • 3. 1. Совершенствование профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава к учебной деятельности в негосударственных вузах
    • 3. 2. Организация и методика учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов
    • 3. 3. Реализация контроля за текущей и итоговой успеваемостью студентов негосударственных вузов

Повышение эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап модернизации высшей школы Российской Федерации, повышения эффективности учебного процесса в государственных и негосударственных вузах предъявляет качественно новые требования к организации, содержанию, методике и совершенствованию профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, его учебной деятельности в негосударственной высшей школе.

Как показало исследование, с конца XX века система обучения подрастающего поколения, взрослого населения, и в том числе студентов негосударственных вузов, переживает кризис. Перманентная вялотекущая, начиная с 1984 года, реформа высшего образования не дала сколько-нибудь заметных позитивных результатов. Такая кризисная ситуация не могла удовлетворить ни государство, ни ее граждан. России была необходима модернизация системы образования1. Конструктивные изменения в системе подготовки квалифицированных кадров, учебном процессе негосударственных высших учебных заведений стали жизненно необходимыми.

Главной целью российской образовательной политики в государственных и негосударственных вузах является обеспечение современного качества учебной деятельности профессорско-преподавательского состава, сохранение ее фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для достижения указанной цели необходимо решить в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образованиядостижение нового современного качества учебного процессаформирование в системе.

1 Материалы заседаний Государственного совета по проблемам модернизации образования.-29 августа 2001 г. — М., 2001. образования (в т.ч. и негосударственного) нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсовповышение роли всех участников учебного процесса (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, родителей, высших образовательных учреждений) и др.1.

Проведенный анализ источниковой базы показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к увеличению количества специальных исследований по различным аспектам учебного процесса и учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах. Так, количество диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме увеличилось в настоящее время по сравнению с 1985;1996 годами более чем 20% и составляет примерно одну пятую всех педагогических исследований, выполненных в рамках педагогики высшей школы. Над различными проблемами учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в разное время плодотворно трудились С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, А. В. Барабанщиков, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, JI.A. Демидова, А. Е. Иванов, П. Ф. Каптерев, Э. Н. Коротков, B.C. Леднев, В. И. Марченков, Г. А. Монахова, В. А. Сластенин, В. А. Солоницын и др.2.

Анализ трудов этих и других авторов позволил определить историко-педагогические тенденции зарождения, развития и совершенствования учебной деятельности в негосударственной высшей школе, выявить научно-методические позиции проведенного исследования, разработать перспективные пути повышения ее эффективности в негосударственных.

Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1980; Бабан-ский Ю.К.

Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977; Демидова Л. А. Образовательная структура вуза: Учебное пособие. — М.: МЭГУ, 1996; Коротков Э. Н. Технология проолемно-деятельностного обучения в вузе. — ML: ВПА, 1990; Монахова Г. А. Теория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя: Дис. д-ра пед. наук. -Волгоград, 2000; Солоницын В. А. Негосударственное образование в России. — М.: МОСУ, 1998 и др. вузах. Однако специального диссертационного исследования по решению научной задачи разработки педагогических путей повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственной высшей школе до настоящего времени не проводилось.

Диссертационное исследование свидетельствует о некоторых положительных результатах по реформированию современного учебного процесса в вузах, к которым можно отнести: государственную аккредитацию целой сети негосударственных вузов (76% негосударственных вузов аккредитованы в настоящее время) — организованную подготовку специалистов по недостающим на рынке труда специальностямоптимизацию современной сети негосударственных высших учебных заведенийкомплектование вузов квалифицированным профессорско-преподавательским составом.

Кроме того, возникла необходимость переосмыслить и скорректировать, изменить взгляды на роль, функции, цели и задачи учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственных высших учебных заведениях, определить ее параметры, адекватные современным реалиям и перспективам развития. Исследования показывают на необходимость изменения и в концептуальных подходах к учебной деятельности. Анализ ее состояния в негосударственных вузах показал, что в современных условиях учебная деятельность профессорско-преподавательского состава строится таким образом, что главные усилия сосредоточиваются не на развитии умственных способностей, сообразительности студентов, умения быстро схватывать обстановку и принимать решения с использованием компьютерных технологий, а на бездумном заучивании учебного материала. А сегодня требуются специалисты, обладающие более широким кругозором, высоким культурным уровнем и творческим мышлением. Обеспечение рынка труда такими кадрами возможно только в том случае, если их обучение и воспитание будут сводиться не к изучению лишь доктринальных, официальных взглядов и положений, а к более глубокому постижению основ наук, отражающих сложные, противоречивые процессы, происходящие в обществе, экономике и на производстве.

Изучение мнений руководителей организаций, предприятий и фирм подтверждает указанное суждение. Так, среди главных характеристик учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственных вузах 55% из них называют направленность обучения на развитие у студентов мышления, 48% опрошенных считают, что в высшем школе необходим переход к развивающим технологиям обучения, 38% этой категории высказываются за придание процессу обучения прикладной, деловой направленности, 56% руководителей выступают за создание в вузах среды, которая с первого до выпускного курса была бы направлена на формирование методических, управленческих качеств и навыков будущего специалиста.3.

Наиболее остро стоит проблема содержания учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственной высшей л школе вообще и ее обновления в частности. В последние два-три года написаны десятки его концепций, вызывающие критикуразработаны объемные методические рекомендации по определению этого содержания, которые вызывают не меньше критики. В педагогической среде даже сложилась своеобразная оппозиция между «концептуалистами» содержания учебной деятельности и «методистами» по его разработке. Одной из целей данного исследования является стремление примирить научных и практических оппонентов, показать необходимость соединения научно-теоретической и конструктивно-технической функций педагогики.

3Котов И.М., Котова О. И., Спасенников В. В. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в центральном регионе России. Труды 2-й региональной научно-практической конференции. — Калуга, 2000.

2 Слободчиков В. И. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Мир образования — образование в мире. — 2001. — № 1.

Актуальность диссертационного исследования заключается в том, чтобы максимально опираясь на существующую систему высшего образования, одновременно с её реорганизацией сформировать адекватную учебную деятельность профессорско-преподавательского состава в негосударственных вузах, которая не только отвечала бы новой структуре и приоритетным задачам, но и учитывала реальные экономические возможности.4 Поэтому главной задачей и конечной целью повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственных вузах является обеспечение выпуска квалифицированных специалистов с высокими профессиональными качествами. Основными направлениями данного вида педагогической деятельности является сохранение преемственности в российской негосударственной школе, опыта и традиций обучения студентовукрепление научно-педагогического потенциалаустранение избыточности системы подготовки специалистовминимизация затрат на реализацию кадрового заказа по профессиональной подготовкеоптимизация содержания учебной деятельности профессорско-преподавательского составаусовершенствование организации обученияулучшение методического обеспечения учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственной высшей школе.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная научная разработанность проблемы в целом определили выбор темы диссертации. Научная задача исследования заключалась в разработке и обосновании сущности структуры и путей повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственных вузах, имеющих важное значение для педагогики высшей школы.

Объект диссертационного исследования учебный процесс в.

4 Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). -М.: Педагогика, 1977. негосударственных вузах Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования — повышение эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского в негосударственной высшей школе.

Цель диссертационного исследования — научное и прикладное обоснование сущности, содержания, структуры и основных путей повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственных вузах.

Задачи исследования:

1. Изучить отечественный историко-педагогический опыт, современное состояние реализации учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственных вузах, выявить тенденции ее зарождения, становления и развития.

2. Уточнить и обосновать теоретические и прикладные основы учебной деятельности и проверить опытно-экспериментальным путем ее концепцию в негосударственных высших учебных заведениях.

3. Определить и разработать основные пути повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственной высшей школе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что в условиях фундаментализации, профессионализации и стандартизации высшего профессионального образования, качественных изменений в его организации, содержании и технологиях, объективно повысились требования к учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов, подверглись корректировке научные прикладные представления о ее сущности, содержании и структуре.

Однако практика учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственной высшей школе не в полной мере отвечает современным требованиям, в ней отсутствуют четкие методологические и теоретические ориентиры, наблюдается незавершенность, теоретических представлений о структурных компонентах учебной деятельности и путях повышения ее эффективности в современных условиях.

Как представляется, разрешить данное противоречие можно путем совершенствования управления и контроля за качеством учебной деятельности профессорско-преподавательского состава, осуществления контроля за качеством учебной деятельности студентов, а также оптимизация методического обеспечения учебной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Методологическими и теоретическими основами исследования служит диалектический подход, позволяющий раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающийся на систему принципов (объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности) и общенаучные подходы (системный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный).

Проведенный анализ обеспечил сбор и описание историко-педагогических фактов, их структурирование и выстраивание в определенный процесс посредством логического анализа. Логическое построение позволило представить различные факты, зависимости исследуемого объекта в виде целостной теории.

При разработке концептуального аппарата исследования использованы положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, И. К. Журавлев, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.)5, дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, А. В. Барабанщиков, АЛ. Верхола, С.И.

5 Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977; Журавлев И. К., Краевский В. В. Современный урок: Метод, реком. в пом. лекторам и методистам институтов усовершенствования учителей. — М., 1984; Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1991; Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980; Дидактика средней школы/ Под ред. М. А. Данилова, М.Н. Скат-кина. — М.: Просвещение, 1975 и др.

Зиновьев, Ю. С. Руденко, В. А Сластенин, С. Д. Смирнов и др.)6, результаты исследований по проблемам системного подхода и специфики системного анализа педагогического процесса (В.П. Беспалько, В. В. Давыдов, В.Н. п.

Максимова, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др.), педагогической прогностики (Б.С Гершунский, В. И. Загвязинский, И, А Липский, ИЛ. о.

Подласый и др.), модульного обучения (Н.Д. Никандров, Т. И. Шамова, М. А Чошанов)9, теории образовательного стандарта (В.И. Байденко, Л. А. Демидова, А. Н. Лейбович, В. И. Марченков, В. М. Соколов и др.)10, технологий обучения в высшей школе на базе теории поэтапного.

6 Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. — М.: Высшая школа, 1988; Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. — М.: ВПА, 1988; Верхола А. П. Оптимизация процесса обучения в вузе. — Киев: Вища школа, 1979; Зиновьев СИ. Учебный процесс в советской высшей школе. — М.: Высшая школа, 1975; Руденко Ю. С Качество обучения в негосударственных вузах и функции вузовских управленцев //Инновации в образовании. — 2004. — № 1. — С 19−26- Сластенин В. А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. — М.: Прометей, 1989; Смирнов СД. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2003 и др.

7Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебного процесса. -М.: Высшая школа, 1998; Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. -М.: Педагогика, 1972; Максимова., В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1987; Слободчиков В. И. Психология развития человека: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Школьная пресса, 2000; Шадриков В. Д.

Введение

в психологию: мотивация поведения. — М.: Логос, 2003 и др.

Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. — М.: Наука, 2003; Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. — М.: Академия, 2004; Липский И. А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие. — М.: ТЦ СФЕРА, 2004; Подласый И. П. Педагогика. — М.: ПросвещениеВладос, 1996 и др.

9 Никандров Н. Д. Как развиваться вузовской дидактике? // Вестник высшей школы. — 1994. — № 2. — С.29−45- Шамова Т. И. Управление образовательными системами: Учебное пособие. — М.: Академия, 2002; Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обученияАНМетодическое пособие. — М.: Народное образование, 1996 и др.

10 Байденко В. И. Болонский процесс-. Курс лекций. — М.: Логос, 2004; Демидова Л. А. Педагогические основы современного образовательного процесса в негосударственных вузах // Инновации в образовании. — 2003. — № 3. — С. 15−30- Лейбович А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. — М.: Педагогика, 1994; Марченков В. И. Образовательный процесс в Военном университете и его методическое обеспечение. — М.: ВУ, 2004; Соколов В. М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (общедидактический аспект) — Автореф. дис. д-ра пед. наук. — СПб.: С-ПГУ, 1997 формирования умственных действий (Б.Ц. Бадмаев, П. А. Корчемный и др.)", проектирования и моделирования образовательного процесса обучения в высшей школе (AJI. Аношкин, В. А Ермоленко, Ю. О. Овакимян, Ю.С.

Руденко, С. И. Денисенко, Е. В. Лобанова, Д. В. Чернилевский и др.) .

Источниковую базу диссертации составили научные труды отечественных авторов по исследуемой проблеме, исторические архивные материалы и работы педагогов царской России и послеоктябрьского периода, передовой педагогический опыт и собственный опыт работы в системе государственного и негосударственного высшего образования. Изучению подверглись учебные планы и программы ряда отечественных негосударственных вузов. В исследовании также использовались общегосударственные и ведомственные нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы негосударственных вузов, публикации в периодической печати.

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов и подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы. Ведущими научными методами явились теоретический анализ работ в области педагогики высшей школы, построения и реализации учебной деятельности в ней, а также в отраслях философии, педагогики, психологии по проблемам, связанным с темой исследованиясравнительный анализобобщениемоделирование и проектирование и др. Среди эмпирических методов активно использовались анкетированиепедагогическое.

11 Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. — М.: Владос-Пресс, 2002; Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, J1.T. Лаптева, В. Т. Михайловского. — MV. Совершенство, 1998 и др.

12,.

Аношкин А. П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. — Омск: Изд. ОмГПУ, 1998; Ермоленко В. А. Технологии разработки блочно-модульных программ. — М.: Просвещение, 1996; Овакимян Ю. О. Моделирование структуры и содержания процесса обучения: Учебное пособие. — М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1976; Руденко Ю. С, Денисенко СИ., Лобанова Е. В. Контроль учебной деятельности курсантов взыщем военно-учебном заведении: Учеб.-метод. пособие.- М.: ВУ, 2000;Чернилевскйй Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. -М.: ЮНИТИ, 2002 и др. наблюдениебеседыопросанализ документов и результатов деятельностиэкспертная оценка и др.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Московском гуманитарно-экономическом институте и его десяти филиалах. В целом в исследовании приняли участие 20 кафедр, 280 преподавателей различных дисциплин, более 400 студентов, более 150 выпускников экспериментальных негосударственных вузов.

Основу опытно-экспериментальной работы составил педагогический эксперимент, который осуществлялся в негосударственных высших учебных заведениях (2000;2006) в несколько этапов. Базовым экспериментальным вузом являлся Московский гуманитарно-экономический институт и его десять филиалов.

На первом (подготовительном) этапе (2002;2003 гг.) проводилось изучение вузовской учебной практики, различных теоретических источников по проблемеопределялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый инструментарий и уточнялись критерии эффективности учебной деятельностиопределялись участники экспериментальной работы: высшие учебные заведения, кафедры, преподаватели, студентыосуществлялась организаторская работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп по подготовке должностных лиц, принимавших участие в эксперименте.

На втором (основном) этапе (2003;2004 гг.) был осуществлен формирующий эксперимент. Главным его содержанием явились разработка педагогической целевой программы по повышению эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава МГЭИ на основе прогнозно-ориентированного подходасовершенствование профессионально-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава к деятельности по повышению эффективности учебного деятельности негосударственных вузов в современных условиях. Кроме того, осуществлялся поиск путей совершенствования управленческих, организационныхметодических и других подструктур обеспечения качества подготовки специалистов в негосударственных вузах, проверка их эффективности в реальной' учебной деятельности экспериментальных вузов. На третьем (заключительном) этапе (2005;2006г.) осуществлялись всесторонняя проверка, обработка и обобщение получены результатов. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях Ученого совета, научно-методического совета, учебно-методических комиссий экспериментальных вузов, филиалов, деканатов и кафедр, в индивидуальных беседах с руководством негосударственных вузов, работниками учебных отделов, преподавателями и студентами. Формировались основные выводы и разрабатывались практические рекомендации по внедрению технологий реализации учебной деятельности профессорско-преподавательского состава и методическому совершенствованию обучения и воспитания преподавателей и студентов.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 198 литературных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе более 80 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам образовательного процесса. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 15 специальностям, 50 учебных планов, более 100 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных типах негосударственных учебных заведений. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 280 преподавателей, 20 заведующих кафедрами и заведующих учебными отделами, негосударственных вузов, 400 студентов различных факультетов, 150 специалистов — выпускников негосударственной высшей школы. Разработан спецкурс «Основы учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственной высшей школе» для слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации Создана «Школа педагогического мастерства» для преподавателей Московского гуманитарно-экономического института. Апробировано и отражено в руководящих документах Положения об учебной деятельности МГЭИ и филиалов. Материалы исследования отражены в ряде публикаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем: осуществлен историко-педагогический анализ проблемы негосударственного обучения в отечественной педагогической теории и практике, выявлены тенденции его зарождения, становления и развитиядана характеристика современного состояния учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственной высшей школе;

— уточнены и обоснованы сущность, содержание и структура учебной деятельности в негосударственных вузахразработаны и опытно-экспериментальным путем проверена педагогическая целевая программа по повышению эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава МГЭИ и его филиалов по гуманитарному, юридическому и экономическому направлениям подготовки специалистов;

— определены и методами опытно-экспериментальной работы, апробированы основные пути повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в негосударственных вузах, разработаны практические рекомендации по реализации научных и прикладных результатов исследования.

На защиту выносятся:

— выявленные тенденции зарождения, становления и развития учебной деятельности в неправительственной высшей школе обуславливают специфику развития учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственной высшей школы в настоящий момент;

— учебная деятельность профессорско-преподавательского состава носит двусторонний характер учебной деятельности обучающих и обучающихся;

— учебная деятельность профессорско-преподавательского состава не изолированный и самостоятельный вид педагогической деятельности, осуществляемый в отрыве от образовательного процесса в вузе, а его неотъемлемая часть;

— повышение эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов предполагает создание следующих педагогических условий:

— совершенствование профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава учебной к учебной деятельности в негосударственных вузах;

— совершенствование учебно-методического обеспечения учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов;

— реализация контроля за эффективностью осуществляемой учебной деятельностью профессорско-преподавательского состава.

— на научно-прикладных результатах исследования может базироваться дальнейшая разработка современных технологий учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов, уточнение содержания и структуры учебных деятельности в вузах.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристикахиспользованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации апробировались в течение всего хода опытно-экспериментальной работы в учебном процессе Московского гуманитарно-экономического института и его десяти филиалов.

Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийских, региональных межвузовских научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях учебно-методических комиссийкафедре педагогики Военного университета. По теме диссертационного исследования была подготовлена и проведена научно-практическая конференция «Педагогические пути повышения эффективности учебной деятельности в негосударственной высшей школе» в августе 2006 года.

Результаты исследования нашли отражение в научных статьях.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Проведенный теоретический анализ проблемы учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах позволил выявить, обобщить и обосновать:

— историко-педагогические тенденции становления и развития учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах России;

— сущность учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах как целенаправленного и специфического вида педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава по вооружению студентов системой научных знаний, навыков и умений, формированию высоких личностных качеств, качественной подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с предназначением;

— структуру учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах, предполагающую наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм ее реализации, видов контроля и результатов.

2. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы была разработана и апробирована совокупность критериев эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава: учебно-методический критерий, воспитательный критерий, научный критерий и показатели эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава по каждому установленному критерию образовательной деятельности: высокий, средний, низкий.

В основу опытно-экспериментальной работы была положена Педагогическая целевая программа, ориентированная на выявление возможностей повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, а также поиска и обоснования путей и условий реализации данного процесса. Структурными элементами комплексной целевой программы являются цель, задачи, этапы: подготовительный, основной, заключительный.

3. Анализ динамики и результатов опытно-экспериментальной работы позволил сформулировать и апробировать основные пути повышения эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.

Во-первых, совершенствование подготовки профессорско-преподавательского состава к обучению и воспитанию студентов вузов. Реализация данного пути, как показало исследование, возможно при соблюдении следующих педагогических условий: использование отечественного исторического опыта подготовки профессорско-преподавательского составарост требований к уровню профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава в сочетании с повышением мотивации преподавателей к образовательной деятельностиоптимизация подготовки профессорско-преподавательского состава в вузах на основе изучения и распространения опыта лучших преподавателейнаучное обеспечение подготовки профессорско-преподавательского состава к образовательной деятельности на основе обобщения результатов теоретических и прикладных исследований.

Во-вторых, совершенствование организации и методики учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах: использование системно-комплексного подхода к планированию и организации образовательной деятельности профессорско-преподавательского составаоптимизация организационно-методической системы обеспечения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузовопределенность целеполагания и методическое обеспечение воспитательной работы профессорско-преподавательского составанаучное обоснование организации обучения и воспитания студентов в ходе учебной деятельности профессорско-преподавательского состава.

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать повышению эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах.

1. Министерству образования и науки рекомендуется изучить и обобщить опыт подготовки профессорско-преподавательского состава в «Школах педагогического мастерства» и выработать единые рекомендации вузам по совершенствованию подготовки профессорско-преподавательского состава и образовательной деятельности.

2. Ректоратам и деканатам вузов при анализе качества и эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава предлагается использовать разработанную в диссертации систему критериев и показателей для конкретизации оценки в ходе проверки кафедр и аттестации профессорско-преподавательского состава,.

3. Проректорам по учебно-методической и научной работе, руководству УМО вузов рекомендовать внести в планы работы вузов разработку тематики по истории учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в каждом вузе.

4. Руководству высших учебных заведений рекомендуется: в целях совершенствования учебной деятельности профессорско-преподавательского состава использовать мероприятия, предложенные диссертантом в педагогической целевой программев зависимости от специализации предлагается разработать профессиограмму преподавателя данного вуза;

5. На заседаниях Ученых советов, кафедр: предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности проведения научно-исследовательских работ, направленных на повышение эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава;

6. Кафедрам апробировать новые виды учебных занятий, через педагогические эксперименты и внедрять с учетом специфики вуза в образовательном процесс.

Таковы основные теоретические выводы и практические рекомендации проведённого исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Планирование учебного процесса в вузе на основе моделирования. Минск, 1976. — 224 с.
  2. А.В. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. М., 2005.
  3. В.А. Модель профессиональной готовности преподавателя высшего военно-учебного заведения // Материалы XXIII межведомственной конференции по проблемам подготовки военных кадров. М.: РАН, 2004. -С.8−13.
  4. В.А. Педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава как система и пути повышения ее эффективности. Серия «Социальная педагогика». М.: РГСУ, 2005. — С.24−29.
  5. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы/Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980- С.25−29.
  6. К.А. Педагогика высшей школы: Курс лекций: модульное обучение. -Киев, 1993.-205 с.
  7. И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XIX -начала XX века: Автореферат дис. д-ра. пед. наук. М., 2004. — 48 с.
  8. И.А., Герасимов В. Н., Марченков В. И. Педагогика: Учебник / Под ред. Герасимова В. Н. М.: ВУ, 2002. — 192 с.
  9. О.Ю. Дидактическое обеспечение учебной работы в вузе. Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
  10. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М. Высшая школа, 1976. — 283 с.
  11. А.А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук.- М.: ВУ, 1990.-233 с.
  12. О.А. Активизация познавательной деятельности курсантов ВУЗа на основе системы профессионально-ориентированных учебно-ролевых игр. Дис.канд. пед наук-. -М.: ВПА, 1991.-277 с.
  13. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974 246 с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерны основы и основные методы М.: ВШ, 1988. -380 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- Педагогика, 1977. -412 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесс. Методические основы. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  17. А.П. Проектирование образовательной деятельности профессорскс преподавательского состава профессионального обучения учащихся ССУ^ Дис. канд. пед наук СПб., 2000. — 210 с.
  18. В.К. Психологическое сопровождение образовательного процесса вузах силовых структур: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. -180 с.
  19. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогически технологии. М., 2000. 46 с.
  20. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис. д-ра пед. наук. -М.: ВПА, 1968.
  21. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методик исследования проблем военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1987.
  22. А.В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогическог процесса. М.: ВПА, 1967.
  23. А.В., Муцыков С. С. Педагогическая культура преподавател ВВШ. -М.: ВПА, 1985.- 172 с.
  24. .П. Оптимизация логико-дидактической структуры учебны предметов в вузе: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 258 с.
  25. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: «Феникс) 1999.-416 с.
  26. И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя как социо-культурно явление. Воронеж: ВГТУ, 1996. — 101с.
  27. И.С. Организация педагогического процесса в современной школе.1. СПб., 1994.
  28. B.JI. Теоретическо-методологические основы формирования и развита педагогической культуры: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1996 48 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 198^ - 192 с.
  30. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебнс воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: ВШ, 1989.- 154 с.
  31. Н.В., Тетенькин Б. С. Психолого-педагогическая сущность критерии эффективности обучения на современном этапе развита образования. Киров, 2000. — С. 59−63.
  32. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высши военных училищ (На материалах преподавания общественных наук): Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989, — С.21−23.
  33. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы ег формирования у будущего учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -JL: ЛП 1991.- 36 с.
  34. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000. — 304 с.
  35. В.А. Современные проблемы совершенствовани образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: РГПУ, 1997 С.142−154.
  36. В.А. Теория и практика организационно-методическог обеспечения инновационного развития высшего педагогического образование Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.-365 с.
  37. Л.П. Деятельность как объект социальной психологии/ В кн Методологические проблемы социальной психологии, М., 1975. 241 с.
  38. А.К. Теория и практика развития педагогического мастерстЕ преподавателей высшей военной школы: Дис. д-ра пед. наук. М.: В^ 2000.- 520 с.
  39. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы: Современныпроблемы в структурно-логических схемах и таблицах. М.: ВУ, 1996. — 46 с.
  40. Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения: н примере изучения системы автоматизированного проектирования: Дисс. канд. пед. наук. М., 2000. — С.65−69.
  41. Военная педагогика / Под общ. Ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1988.
  42. Военная педагогика. Учебник/ Под ред. В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1999 159с.
  43. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. П./ Кормченного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского В.Г. М.: Изд-в «Совершенство», 1998.-384с.
  44. П.Ф., Талызина Н. Ф. М.: Педагогика, 1979. 185 с.
  45. В.Н. Развитие превентивной педагогики теории и практики в ВС Р< (на материалах и подразделениях Сухопутных войск): Дис. канд. пед. наук М.:ВУ, 1996. 545 с.
  46. А.А. Исследование эффективности применения средств наглядности преподавании военной педагогики и психологии в вузах): Дис. канд. пед. наук М.:ВПА.- 1976, — 193 с.
  47. В.Г. Проверка знаний, навыков и умений как руководств познавательной деятельностью курсантов: Дис. канд. пед. наук.-М., 1979.- (65−72.
  48. B.C. Педагогические основы оценки учета результатов воспитани военных курсантов (на материалах военно-морских училищ): Дис.. канд. пе- наук:-М.: ВПА.- 1972, — 197 с.
  49. В.В. Межсубъективные отношения в педагогическом процесс< Дис. д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ, — 1992.- С. 33−39.
  50. Т.Е. Формирование индивидуальности будущего педагога процессе профессиональной подготовки: Дис. д-ра пед. наук. Ярославл. 2000,-285с.
  51. В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучени в высшей военной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук М.:ВУ.- 2003. — 4с.
  52. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — С.78−86.
  53. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитани курсантов ВУЗов в процессе обучения. Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1977.- 39 с.
  54. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективност обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977.- С. 98−122.
  55. Демидова J1.A. Педагогические пути повышения эффективност образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерацш Автореферат. Дис. канд. пед. наук. -М, 2003.- 219 с.
  56. А.А., Кузьменко Н. В. Акмеология: пути достижения верши профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  57. С.М., Печейкин A.M. Прозоровский В. В. Методология и методик исследования. М.: ВА РВСП им. Петра Великого, 2001. — 148 с.
  58. В.М. Педагогические проблемы совершенствования систем воспитания курсантов учебных подразделений: Дис.. канд. пед. наук.- IV ВУ, 1975.-196 с.
  59. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы (Особенност деятельности студентов и преподавателей вуза).- Минск.: Изд-во БГУ, 1978. 320 с.
  60. К. Курс дидактики. Петроград, 1915.- С. 21.
  61. С. А. Формирование учебной мотивации // Высшее образование России. 200. № 3. — С. 106−107.
  62. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. JI ЛГУ, 1974.- 112 с.
  63. В.И. Оптимизация управленческих решений в образовательно- процессе учебных заведений системы МВД: Дисс.. канд. тех. наук. Воронеж, 1999.- 196 с.
  64. В.И., Приходько В.В, Федоров И. А. Вузовский преподавател сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000. — № 3. с.3−12.
  65. Ю. В. Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификаци вузовских преподавателей. // Известия Российской академии образования. 2000.-№ 1.- С. 25−28.
  66. Н.И. Подготовка и защита диссертаций по педагогике: Научнс методическое пособие. М., 1998. — 192 с.
  67. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» о 13.01.1996.
  68. Закон «Об образовании» // Свод законов -1996. № 3.
  69. С.М. Педагогические основы организации системы методическо работы в вузе: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000, — 178 с.
  70. .А. Психолого-педагогические предпосылки повышени эффективности восприятия курсантами учебного материала на занятиях п общим дисциплинам (экспертное исследование): Дис.. канд. пед. наук. М.:ВПА, 1974.-178 с.
  71. А.П. Профессиональное становление начинающих преподавателе военно-технических дисциплин высших учебных заведений МО РФ: Дис.. канд. пед. наук.- М.:ВУ. 2004. — 219 с.
  72. А.Н. Эффективность учебных занятий с использованием ЭВМ (б материалах проведения занятий по военно-техническим дисциплинам курсантами вузов): Дис.. канд. пед. наук. ВПА. М.: ВПА.- 1989.- 192 с.
  73. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М Знание, 1972.-С. 195−202.
  74. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — С. 58−69.
  75. Инновационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI ве Материалы международной научно-практической конференции- М.: С Г 2000.-185 с.
  76. Интеграция обучения, науки и практики важнейшее средство повышени эффективности учебно-воспитательного процесса: материалы научнсметодической конференции. М., ВПА, 1990.- 300 с.
  77. И.Ф. Теория и практика профессионально-педагогической культур. преподавания высшей школы. М.: Высшая школа, 1993. — 189 с.
  78. Ю.К. Оптимизация управления качеством образовательного процесса высшей школе: Дисс. док. пед. наук. М., 2001.- 295 с.
  79. С.М. Методика информационного проектирования учебног процесса: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.- 175 с.
  80. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военного учебног заведения: Дис. канд.пед.наук.- М.: ВПА, 1985, — 258 с.
  81. В.П. Реформа ВУЗ, ее причины, способ осуществления результаты (1862−1869гг.) // Пед. сборник. 1869. — № 3.
  82. Н.Ф. Актуальные вопросы перестройки учебно-воспитательног процесса в академии. М.: ВПА, 1990. — 256 с.
  83. В.Я. Проблемы управления и пути развития профессионально подготовки слушателей вузов МВД России. СПб., 1997.
  84. А.В., Калита А. А., Бережная Э. П. Методология и методик педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. Кие. 1988.
  85. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесс и управление школой. -М., 1986, — С. 157−196.
  86. М.А. Прогнозирование приоритетных проблем и направлени научных исследований по педагогике высшей военной школы: Дис.. кан- пед. наук. М., 1992, — С. 96−102.
  87. Коротков Э. Н Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе М.:ВПА. 1990.
  88. П.А. Психологические аспекты повышения эффективно деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис.. канд. псизнаук. М.: ВПА, 1979, — 185 с.
  89. И.М. Повышение эффективности обучения студенто негосударственных вузов: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М, 2003.- 24 с.
  90. М.Ю. Динамика прогностических способностей у студенто! психологов в образовательном процессе вуза: Дис. канд. пед. наук. Астрахань, 1999.-205 с.
  91. В.В. Методогия педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002.-№ 1.-С.З-10.
  92. Р.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе//Со. Педагогика, 1980. № 11-
  93. В.А. Теория и практика многоуровневого университетског педагогического образования: Дис. Д-ра пед. наук. Ярославль. 1996.- 258 с
  94. А.А. Исследование автоматизированных технологий самоконтроля повышении эффективности обучения курсантов (на примере пожарнс технических ВУЗов): Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998, — 286 с.
  95. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛП 1980.- 172 с.
  96. Н.В., Ародиссионализм личности преподавателя и мастер производственного обучения. М.: 1990. 119 с.
  97. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности СПб., 1993.- 172 с.
  98. B.C. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособи< Серия «Педагогическое образование». Р/нД.: Издательский центр «Март) 2002. — 224 с.
  99. В.Н., Малышев А. А. Контроль за познавательной деятельность! слушателей. М.: ВПА, 1984-
  100. Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательны технологий в условиях последипломного образования педагога: Автореф. ди<. д-ра пед. наук. СПб, 1998, — С. 29−89.
  101. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2 ое изд. перераб. М.: Высш. Школа, 1991.- 224 с.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М., 1975- 304 с.
  103. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -9 с.
  104. И.А. Прогнозирование в военной педагогике-М. :ГА ВС, 1993 -86 с
  105. Е.В. Совершенствование контроля учебной деятельност курсантов вузов. Дис.. канд. пед. наук М.: ВУ, 2000, 184 с.
  106. А.К. Совершенствование педагогической техники преподавания военном училище: Дис.. канд. псих, наук.- М.: ГА ВС, 1994,. -331 с.
  107. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовв курсантов(слушателей) военных вузов: Дис.. д-ра. пед. наук.- М.: ВУ, 1997 413.
  108. В.М. Соотношение целей и средств учебно-воспитательног процесса в вузах: Автореферат дис. канд. пед. наук. 1993.
  109. А.Н., Франчук А. А. Входной контроль знаний абитуриентов п физике в Военной академии воздушно-космической обороны/УМежвузовски сборник. Актуальные проблемы вузов ВВС. М.:МО РФ, 2000.- № 10, С. 122.
  110. В.И. Совершенствование образовательного процесса в вуза Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис.канд. пед. наук. М.: ВЪ 2002. — 230 с.
  111. К.Н. Эффективность обучения и развитие аналитически способностей студентов. // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 18.
  112. Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавани в вузах МВД РФ: Дис.. канд. пед. наук, — М.: ВУ, 2001,-213 с.
  113. Л.В. Пути повышения эффективности реализации дидактически принципов в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 170 с.
  114. O.K. Педагогическая диагностика профессионализма деятельност преподавателя военно-специальных дисциплин вуза: Дис.. канд. пед. наук М.: ВУ, 2002, — 234 с.
  115. Д.П. Совершенствование образовательного процесса вуза н основе новых информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук. М.: В^у1999.- 181с.
  116. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальны различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  117. Е.А. Педагогические основы совершенствования организаторско деятельности преподавателя высшей школы: Дис. канд. пед. наук. СПб2000. 280 с.
  118. Н.Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельност. теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с.
  119. С.В. Сотворчество в образовательном процессе университет- Дисс. канд. пед. наук. Иваново, 1999.- 250 с.
  120. В.Н. Как работать над диссертацией: Пособие для начинаюгцег педагога-исследователя. М.: Издательство «Эгвес», 1999.- 104 с.
  121. В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателе высшей военной школы (на материалах ВУЗов РВСН): Дис. д-ра пед. наук. М.: ВУ, 1999,-416с.
  122. О научной организации учебного процесса в академии / Под ред. МироноЕ Н.М. -М.:ВПА, 1969. С. 56−60.
  123. А.Н. Психологические основы оптимизации процесс аттестования преподавателей ВУЗа: Дисс. канд. псих. Наук.- М.:ВУ, 1997.- 18 с.
  124. Образовательный процесс в ВУ и его методическое обеспечение. / Под ре- Марченкова В. И. М.: ВУ, 2001.-215 с.
  125. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебны заведений / Под редакцией Тонких Ф. П. М.: Воениздат, 1984. — 183 с.
  126. М.Ф. Активизация познавательной деятельности курсанто средствами проблемных заданий: Дис.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1985. 20 с.
  127. В.Н. Совершенствование комплексного примененисовременных технических средств обучения в военно-специальной подготовк слушателей (курсантов) вузов инженерных войск: Дис.. канд. пед. наук- М ВУ, 2002, — 184 с.
  128. В.П., Федотов Ю. В. Пути активизации педагогического контроля учебно-воспитательном процессе курсантов и слушателей ВИФКа. СПб 1996.-С. 14−56.
  129. Педагогика высшей военной школы / Под редакцией В. Н. Герасимова. М ВУ, 2001.- 174 с.
  130. Р.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Мн Университетское, 2002. — 256 с.
  131. Повышение эффективности управления учебно-воспитательным процессом вузах. Сборник материалов I научно-теоретической конференции психологс педагогической службы ВВМУЗ. Ленинград: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1987 С. 68−75.
  132. В.Н. Организационно-педагогические основания методик управления образовательным процессом в военном вузе путем учебнс воспитательных групп: Дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. — 278 с.
  133. Ю.Д. О некоторых аспектах проблемного обучения на лекци //Научно-методический сборник. Актуальные проблемы совершенствовани образовательного процесса в академии.- Монино, ВВА, 2004. № 18, С. 93 -99-
  134. И.П. Педагогика. Книга 1, 2. М.: ВЛАДОС, 1999.
  135. Д.В. Информационно-технологические основы продуктивног управления образовательным процессом в вузе: Дис. канд. пед. наук. СПб 2000. — 290 с.
  136. В. А. Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессиональног образования: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004. — 432 с.
  137. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вуза> Научно-методические материалы / Под ред. В. М. Воробьева, В. А. Чичирева. М., 1998.-272 с.
  138. Психология и педагогика. Учебное пособие под ред. В.И.Жуков-
  139. Л.Г.Лаптева, А. И. Подольского, В. А. Сластенина. М.: Издательство Институт Психологии, 2004. — 585 с.
  140. В.П., Болотов A.M. О методике подготовки и чтения лекций в вуз //Научно-методический сборник. Актуальные проблемы совершенствовани образовательного процесса в академии. Монино, ВВА, 2003.- № 18, С.212 218.
  141. И.К. Диагностика качества профессионально-педагогическо деятельности преподавателя педагогического вуза. Пятигорск.: ПГПИ, 199(-119 с.
  142. Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателе и курсантов вузов: Дис. д-ра пед. наук, — М.: ВУ, 2002.- 464 с.
  143. А.В. Инновационное образование и научные школы // Вестни высшей школы. -200-. № 5. — с.15−18.
  144. И.В. Психологические условия организации общения образовательном процессе педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.- 279 с.
  145. В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеро ВС РФ. Дис. д-ра пед. наук, — М.:ВУ, 2002.- 534 с.
  146. A.M. Теоретические основы становления и развита инновационных образовательных систем: Автореф. дис. д-ра пед. наук Волгоград, 2000. 46 с.
  147. В.В. Пути повышения эффективности учебной и научнс исследовательской работы высшей военной школы. В книге «На путя перестройки». -М., 1987.- 356с.
  148. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектировани педагогических систем. -М., 1999.- С. 89−102.
  149. М.П. Теоретические основы проектирования педагогически технологий в процессе повышения квалификации специалисте) профессионального образования: Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1998.- 347 с.
  150. В.П. Возможная модель комплексной личности и эффективностдеятельности преподавателя на основе тестового подхода // Квалиметри человека и образования: методология и практика. 2-й симпозиум. М., 1993. С 50−56.
  151. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерств преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей слушателей ФГЖ. М.: МПА, 1995.
  152. В.П. Учебные занятия как измеряемый процесс // Стандарты качество. 1995. № 2. С. 54—59.
  153. В.П., Иванова Т. П. О профессионально значимых качества личности преподавателя // Проблемы повышения мастерства педагогически кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казаш 1993.4.3.-C. 64−67.
  154. В.П., Иванова Т. П., Николаева B.C. Главное условие качеств преподавания это качество преподавателя // Стандарты и качество. 1995. № (С. 66—70.
  155. А.С. К проблеме гуманитаризации военного образована Информационно-методический бюллетень. М., ВУ, 1998, № 3. — С 25.
  156. А .Я. Формирование стиля педагогического общения преподавателей вузов: Дисс.. канд. пед. наук, — М.: ВУ, 2004. 176 с.
  157. Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельност преподавателя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- Л., 1988. 32 с.
  158. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школ России: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1995.- 289с.
  159. В.А. и др. Педагогика: Инновационная деятельность. М Магистр, 1997.-222 с.
  160. В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. М Прометей, 1989. — С. 46−60.
  161. Современные педагогические технологии в образовательном процессе вуза. Под ред. Синайского А. С. М., ВУ, 1998.- 130с.
  162. В.М. Основы проектирования образовательных стандартеметодология, теория, практический опыт). М., 1996.- С 96−114.
  163. В.А. Становление молодого преподавателя военного училищ- Дис.. канд. пед. наук, — М.: ВУ, 1982.-208 с.
  164. К.В. Формирование военно-профессиональной направленности курсантов вузов РВСН в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. М.:ВУ, 2004.-289 с.
  165. Н.В. Совершенствование организации воспитания курсанто (слушателей) в военно-образовательных учреждений внутренних войск MB, России: Дис.канд. пед. наук. М.: ВУ, 2001.- 275с.
  166. В.А. Повышение эффективности деятельности преподавател гуманитарных дисциплин в вузах МО РФ (на материалах авиационных летны училищ): Дис.. канд. пед. наук.- М.: ВУ, 1998. 272 с.
  167. И.В. Индивидуальная управленческая концепция руководител кафедры вуза МО: Дис.. канд. пед. наук.- М.: ВУ, 2001. 195 с.
  168. С.В. Формирование стиля педагогической деятельности процессе становления преподавателей вуза: Дис.. канд. пед. наук.- М.: В^ 2001.- 233 с.
  169. И.И. Проблемы эффективного управления процессом обучения высшей школе: Дисс.. канд. пед. наук.- М.:ВПА, 1968. 465 с.
  170. С.Ю. Теоретические основы управления качество: образовательного процесса в военном вузе: Дис. канд. пед. наук.- СПб 2000, — 352 с.
  171. А.А. Психологические условия профессионализации офицеро во время обучения в вузе МО РФ: Дис.. канд. псих, наук, — М.: ВУ, 2000.- 22 с.
  172. Учебно-воспитательный процесс: итоги, перспективы (по материала: научно-методической конференции). Симферополь: ВВПСУ, 1983. — С. 65−61
  173. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высше школе. Р/нД: Издательство ТОО «Мираж», 1997. — 214 с.
  174. К.В. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели содержание, творчество: Учебное пособие. М.: Издательский цент «Академия», 2002. — 224 с.
  175. Х.А. Моделирование лекционного курса в современных технология: обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук. Иваново, 1996. — 268 с.
  176. Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного ВУЗа условиях оптимизации образовательного процесса: Дис. канд. пед. наук. ¦ Челябинск, 1996.-С 102−128.
  177. Г. И. Педагогическая структура обучающей деятельности : формирования мастерства педагога в учебном процессе: Автореф. дис.. д-р пед. наук. М.: 1991.-48 с.
  178. Ю.Н. Совершенствование процесса поэтапного формировани профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи: Дис.канд. пе- наук. -М.: ВУ, 1998.- 192с.
  179. Д.В., Князев В. В. Преподаватель современного вуза // Высше образование в России. 2002. — № 4. — С.46. — 42.
  180. Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психологи* Учебное пособие для вузов. М.: МГТА, 2001. — 300 с.
  181. Д.В., Филатов O.K. Теория обучения в высшей школе Учебное издание. М.: Экспедитор, 1996. — 412 с.
  182. А., Стоян Т. Университетский преподаватель XXI век. // Высше образование в России. 1999. № 3. — с.128−136.
  183. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей вузоь Дис.. канд. пед. наук, — М.:ВПА, 1991.- 218 с.
  184. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Педагогика, 1995. — 283 с.
  185. М.В. Методика и технология работы социального педагоге Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  186. Л.Д. Педагогические основы индивидуализации обучения курсанто военных институтов пограничных войск РФ: Дис. канд. пед. наук. 1996. С.108−130.
  187. В.М. Методическое обеспечение образовательного процесса состояние, проблемы, пути совершенствования // Информационно-методический бюллетень. М.: ВУ, 2001, № 1 (Ю). — С.9−16.
  188. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов (психологическое исследование). Дис.. канд псих. наук. М., 1990. 26 с.
  189. О.Ю. Реализация государственных образовательных стандарте! в вузах МО РФ (педагогическое исследование по циклу общих гуманитарных ъ социально-экономических дисциплин): Автореф. дис.. канд. пед. наук.' М.:ВУ, 2003.- С. 21.
  190. Н.П. Дидактические основы применения наглядности в военно технической подготовке курсантов: Дисс.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1984 196 с.
  191. А.Я. Активизация познавательного материала у курсантов высши: военных авиационных инженерных училищ (на материалах общественны: дисциплин.): Дис.. канд. пед. наук, — М.: ВПА, 1987, — 204 с.
  192. В.А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсанто вузов: Дисс.. канд. пед. наук.-М.: ВУ, 2002.- 203 с.
  193. С.А. Оптимизация преподавания гуманитарных и социально экономических дисциплин в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 2000. 25 с.
  194. B.C. Педагогические основы повышения эффективност специальной подготовки курсантов высших пограничных училищ :Дис.. канд. пед. наук.- М.: ВУ, 1975. -203 с.
  195. Эффективность образовательных технологий: методическое обеспечение. М.: НИИВО, 1999.-48 с.
  196. Эффективный менеджмент: акмеологические аспекты / Под ред Л. Г. Лаптеве В 2 ч. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 1 ч.- 238 с- 2 ч. ¦ 234 с.
  197. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
Заполнить форму текущей работой