Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в процессе их подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Материалы исследования на различных его этапах были представлены и обсуждены в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова (г.Нижний Новгород) на заседаниях кафедр: педагогики и психологии, методики преподавания иностранных языков, философии и социальных коммуникаций (2002г. — 2005 г. г.). Теоретические положения и результаты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ с
  • ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
    • 1. 1. Коммуникация в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью
    • 1. 2. Информационный аспект профессиональной коммуникации PR-специалистов
    • 1. 3. Психолого-педагогический аспект коммуникативной готовности PR-специалистов
  • ВЫВОДЫ по первой главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • II. 1. Моделирование формирования коммуникативной готовности будущих специалистов по связям с общественностью
    • II. 2. Педагогические условия формирования коммуникативной готовности будущих специалистов по связям с общественностью
  • И.З. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной готовности у будущих специалистов по связям с общественностью
  • ВЫВОДЫ по второй главе

Формирование коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в процессе их подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Тенденция установления в обществе взаимопонимания, доброжелательных отношений, основанных на полной информированности людей, приобретает все более универсальный характер. Это приводит к выделению особого рода деятельности — связи с общественностью или, в соответствии с русифицированным вариантом английского термина PR, паблик рилейшнз.

Современный этап развития общества существенно изменил требования к работе с людьми, к содержанию и уровню профессионализма специалистов, занятых этой работой. Среди всех видов работы с людьми ^ деятельность специалиста по связям с общественностью занимает особое место. Она состоит из «всех форм планируемой коммуникации, вовне и внутри, между организацией и общественностью для реализации специфических целей, направленных на достижение взаимопонимания» (Ф.Дженкинс). По утверждению отечественных и зарубежных исследователей в области связей с общественностью (Р.Н.Абрамова, Г. М. Брума, Дж. Дэтвайлера, С. М. Катлипа, Э. В. Кондратьева, Л. Б. Невзлина, О. Н. Савиновой, Е. П. Савруцкой и др.), центром деятельности специалиста данного профиля является коммуникативная деятельность: работа с информацией по ее обработке, систематизации, классификации, обобщению и проч., а также — работа по доведению информации как до больших или малых групп людей, так и до каждого человека.

Анализ нормативных документов, определяющих содержание профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью, показывает, что данная профессиональная сфера ориентируется на подготовку специалистов, обладающих определенными коммуникативными свойствами и владеющих средствами профессиональной коммуникации. Коммуникативный профессионализм специалистов по связям с общественностью определяет качество информации, получаемой каждым человеком и обществом в целом. Это обостряет внимание к проблеме профессиональной подготовки специалистов данного профиля.

Обоснованная в современной науке базовая модель личности профессионала (А.Д.Глоточкин, Ю. М. Забродин, Б.А.Сосновский) в качестве главной задачи указывает на необходимость формирования его целостной личности во всем многообразии потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей человека, что актуализирует обращение к проблеме формирования готовности к профессиональной деятельности как важнейшего профессионально-личностного качества специалиста. Коммуникативная природа профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью выдвигает задачу формирования их коммуникативной готовности.

Проблемы общения и коммуникации привлекают внимание представителей разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, философии, культурологии, социологии, педагогики. Имеющиеся исследования раскрывают многоаспектный характер коммуникации и коммуникативности человека, в том числе — в аспекте его профессионализма и профессиональной подготовки (В.Г.Адмони, А. Г. Амелина, Н. А. Аминов,.

A.А.Бодалев, М. С. Каган, В.А.Кан-Калик, Л. А. Петровская, Е. И. Рогов,.

B.В.Рыжов и др.). Продуктивные исследования выполнены в области педагогической коммуникации, где реализованы эффективные коммуникативные модели (В.Д.Виноградова, В. С. Грехнев, Е. Н. Зарецкая, Л. А. Игнатьева, Т. Е. Ковина, Н. М. Розенберг и др.).

Обращение к научно-педагогическим источникам свидетельствует, что специальных педагогических исследований в области формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в процессе их подготовки, не обнаруживается. Анализ сложившейся практики подготовки специалистов по связям с общественностью свидетельствует, что формирование коммуникативной готовности не стало важной задачей их профессиональной подготовки. В то же время, труды в области изучения феномена коммуникации и общения создают необходимую теоретическую основу для научной разработки данной проблемы применительно к 'Ч профессиональной подготовке специалистов по связям с общественностью.

Таким образом, в существующей практике подготовки специалистов по связям с общественностью обнаруживаются противоречия между:

— объективной потребностью в научном осмыслении коммуникативной готовности как важнейшего профессионального качества специалистов по связям с общественностью и отсутствием специальных исследований в этой области применительно к названным специалистамнеобходимостью целенаправленного формирования коммуникативной готовности будущих специалистов по связям с щ общественностью, диктуемой спецификой этой деятельности, и неразработанностью целостной системы педагогических условий решения этой задачи.

На теоретическом уровне данные противоречия отражаются в форме педагогической проблемы настоящего диссертационного исследования: какова педагогическая система формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью к профессиональной деятельности в процессе их подготовки в вузе.

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной педагогической системы формирования коммуникативной готовности будущих специалистов по связям с общественностью в процессе их подготовки в вузе.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов по связям с общественностью в вузе.

Предмет исследования: коммуникативная готовность будущих специалистов по связям с общественностью.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование коммуникативной готовности будущих специалистов по связям с общественностью возможно, если разработана научно обоснованная педагогическая система осуществления этого процесса, включающая следующие уровни:

— прогностический (целевой), на котором коммуникативная готовность определена как профессионально-личностное качество специалистов по связям с общественностью, определяющее общие целевые установки их подготовки;

— проективный (уровень профессионально ориентированной модели), реализующий представление о сущности и структуре коммуникативной готовности специалистов;

— конкретно-дидактический (уровень локальных учебных моделей), реализующий представление о профессиональных функциях специалистов;

— диагностический (критериально-оценочный).

Задачи исследования:

— выявить сущность профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью;

— рассмотреть профессиональные функции указанных специалистов;

— выявить сущность и структуру коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностьювыявить психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью;

— разработать модель формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью;

— выявить совокупность педагогических условий реализации модели формирования коммуникативной готовностиопытно-экспериментальным путем апробировать систему формирования коммуникативной готовности PR-специалистов в условиях вуза.

Методологическую основу исследования составили: системный подход к профессиональной подготовке специалистов в вузе, основанный на положениях общей теории системфилософские положения о диалогическом характере социокультурной деятельностиположения философии информационного общества об информационном обмене как сущности коммуникативной деятельности личности.

Теоретической основой исследования послужили: положения теории профессионального образования и моделирования в процессе профессиональной подготовки (С.Я.Батышев, А. П. Беляев а, К. Я. Вазина, С. М. Маркова, Ю. Н. Петров, Н.Ф.Талызина) — научные исследования, раскрывающие положения системного подхода к решению социальных и педагогических задач (В.Г.Афанасьев, В. П. Беспалько, Э. Н. Гусинский, И. В. Блауберг, Э.Г.Юдин) — положения теории комуникации (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман и др.) — психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу общения и коммуникации (А.А.Бодалев, Л. П. Буева, А. Л. Журавлев, И. А. Зимняя, М. С. Каган, В.А.Кан-Калик, Г. Почепцов и др.) — научные положения о психологической готовности человека к деятельности и, в частности, к профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Ковалев, Д. А. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн) — положения деятельностного, личностно-ориентированного, средового и контекстного подходов к профессиональной подготовке специалистов (К.А.Абульханова-Славская, Е. В. Бондаревская,.

A.А.Вербицкий, М. А. Викулина, А. Н. Леонтьев, Ю. С. Мануйлов,.

B.В.Сериков, С.Л.Рубинштейн) — положения педагогической теории о формировании профессиональной готовности в образовательном процессе (В.А.Сластенин) — исследования специфики профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью (Г.М.Брум, С. М. Катлип, В. П. Конецкая, В. Королько, Л. Б. Невзлин, Е. П. Савруцкая, I. Lee, L. Theyr).

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач исследования использовался комплекс методов: изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературытеоретический анализ состояния изучаемой проблемыдиагностические методы (анкетирование, самооценка, экспертная оценка и др.) — моделирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования. Исследование проводилось в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова (г. Нижний Новгород).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2001 г. по 2005 г. и включало три основных этапа. Первый этап (в течение 2001 г.) был посвящен изучению научных источников по проблеме коммуникации в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью и коммуникативной готовности специалистов данной областианализу состояния практики подготовки специалистов и выявлению основных противоречий. Осуществлялось формулирование проблемы и рабочей гипотезы, определение цели, объекта, предмета и задач исследования. На втором этапе (2002;2004г.г.) осуществлялась разработка системы формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в вузе, ее педагогическое обеспечение и опытная верификация. Происходило внедрение и апробация материалов исследования. Третий этап (2005г.) был посвящен обработке полученных результатов, обобщению и систематизации материалов исследования, формулированию общих выводов, оформлению рукописи диссертации.

Научная новизна исследования:

— раскрыты сущность, структура, значение коммуникативной готовности специалиста по связям с общественностью как основополагающее профессионально-личностное качество специалистов по связям с общественностью, имеющее трехчастную структуру.

— разработана научно обоснованная профессионально ориентированная модель формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью как существенный элемент системы их подготовки в вузе;

— выявлены педагогические условия реализации модели формирования коммуникативной готовности названных специалистов как совокупность диагностического, содержательного и процессуального обеспечения образовательного процессаопределены критерии коммуникативной готовности будущих специалистов по связям с общественностью.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— обоснованы педагогические пути и условия формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в вузе, что способствует уточнению системного представления о процессе их профессиональной подготовки;

— выявлены сущностные характеристики коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью, определено понятие «коммуникативная готовность» применительно к данным специалистамрасширено применение психолого-педагогических подходов (деятельностного, личностно-ориентированного, средового, контекстного) на процесс подготовки специалистов по связям с общественностью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что а) апробирована и внедрена в педагогический процесс вуза модель формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностьюб) обоснованы педагогические условия реализации модели формирования коммуникативной готовностив) осуществлено педагогическое моделирование формирования коммуникативной готовности специалистов, основанное на системном представлении о коммуникативной готовности как сложном профессионально-личностном качествег) разработана совокупность учебных программ, форм и методов работы по формированию коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью в вузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные научные подходы и концепции в области психологии, педагогики, социологии, теории профессиональной подготовкиопытно-экспериментальной проверкой разработанной модели и педагогических условий ее реализации в вузе.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Обоснование коммуникативной готовности как профессионально-личностного качества специалистов по связям с общественностью, имеющего трехчастную структуру, которая включает следующие компоненты: презентативный (комплекс знаний и представлений о природе информации и коммуникации, коммуникативной деятельности и коммуникативных качествах личности) — регулятивный (владение способами и приемами коммуникативной деятельности, управления информационно-коммуникативными процессами) — преобразующий (ценностное отношение к информации, коммуникации и ее субъектам, ориентация на саморазвитие в сфере коммуникативной деятельности и преобразование мнений и отношений целевой аудитории).

2. Профессионально ориентированную базовую модель формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью, направленную на формирование названных выше структурных компонентов коммуникативной готовности, реализуемую в целостном образовательном процессе вуза.

3. Совокупность педагогических условий, включающая семиотическую, имитационную и социальную учебные модели, характеризующие педагогическое обеспечение формирования коммуникативной готовности специалистов и содержащие следующие компонентыдиагностический (изучение состояния коммуникативной готовности) — содержательный (программное, учебно-методическое обеспечение работы со студентами), организационный (формы работы студентов).

Апробация исследования. Материалы исследования на различных его этапах были представлены и обсуждены в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова (г.Нижний Новгород) на заседаниях кафедр: педагогики и психологии, методики преподавания иностранных языков, философии и социальных коммуникаций (2002г. — 2005 г.г.). Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на научных конференциях в г. Москве (2002г.) и г. Нижнем Новгороде (2005г.). Разработанная в процессе исследования модель формирования коммуникативной готовности и педагогические условия ее реализации внедрены в образовательный процесс подготовки специалистов по связям с общественностью в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ по второй главе.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что разработанная педагогическая система формирования коммуникативной готовности к профессиональной деятельности в области связей с общественностью оказалась эффективной и позволила достичь достаточно высокого уровня сформированности всех ее компонентов: презентативного, регулятивного, преобразующего, а также — позитивных изменений в мотивационных предпочтениях студентов по отношению к деятельности в сфере связей общественностью.

Педагогическая работа по формированию коммуникативной готовности будущих PR-специалистов имела многозначное влияние на становление профессионально-личностной позиции студентов и их общее и профессионально-личностное развитие, о чем свидетельствуют результаты оценки эффективности разработанной в исследовании педагогической системы.

Предложенная в исследовании программа, имеющая в своем содержании элементы, направленные на личностное развитие студентов, формирование адекватных характеру профессиональной деятельности знаний в области работы с информацией, а также — в сфере опосредованной и непосредственной коммуникации и субъектно-личностного познания, обеспечила формирование коммуникативной готовности студентовбудущих специалистов в области связей с общественностью как интегрального качества личности, что проявилось в диагностической работе студентов над проектами.

Особое значение имело, на наш взгляд, обеспечение диалогического взаимодействия в системе «студент — преподаватель» как на учебных, так и на внеучебных занятиях, так как способствовало упражнению студентов в реализации культурных форм коммуникации и являлось социальным образцом позитивного эффективного профессионального общения.

Полученные количественные результаты свидетельствуют в пользу экспериментальной группы, что позволяет констатировать эффективность разработанной в диссертации педагогической системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом результаты проведенного исследования позволили с достоверностью подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующее заключение:

• В процессе исследования сконструирована модель коммуникативной готовности PR-специалистов, включающая презентативный, регулятивный, преобразующий компоненты, подлежащие формированию в процессе профессиональной подготовки в вузе и выступающая ориентиром при разработке педагогической модели формирования коммуникативной готовности студентов-будущих специалистов.

• Разработана модель формирования коммуникативной готовности будущих специалистов, продуктивность которой обеспечена применением контекстного подхода к обучению в вузе, в котором моделируется предметное, социальное и психологическое содержание профессионально-коммуникативной деятельности будущих PR-специалистов.

• Разработаны и внедрены в образовательный процесс вуза семиотическая, имитационная и социальная обучающие модели в рамках педагогической модели формирования коммуникативной готовности специалистов по связям с общественностью.

• Разработаны педагогические условия реализации модели формирования коммуникативной готовности в составе которых имеются следующие элементы: диагностический, содержательный, организационный.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации.- М.: Владос, 1994.-336с.
  2. О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки// Высшее образование в России, — 1993.- № 3.- С.42−49.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.- 157с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения// Проблема общения в психологии.- М.: Наука, 1981.
  5. В.Г. Система форм речевого высказывания.- СПб: Наука, 1994.- 153с.
  6. А.К. Информация и информационные системы.- М.: 1982.-160с.
  7. А.К. Образование и телекоммуникации// Педагогическая информатика.- 1993.-№ 1.- С.5−12.
  8. В.Г. Анализ с помощью моделирования// Вестник высшей школы.- 1975.- № 10.- С.7−21.
  9. Активность личности в обучении.- М.: НИИВШ, 1986.
  10. A.В., Христочевский С. А., Федосеев А. А., Богданова Д. А., Галичин
  11. B. А.// торой Междунар. конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика»: М-лы.- М., 1997. Кн.1. T.I.- C. xv -1- xv-36.
  12. З.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.т.- М.: Педагогика, 1980.- T. l 232с.- Т.2.- 288с.
  13. М.Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции// Вопросы психологии.- 1977, — № 2.
  14. Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: МГУ, 1980.
  15. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань, 2000.-608с.
  16. С.Ф. Формирование духовного мира человека и НТР.- М.: МГУ, 1977.-221с.
  17. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1981.- 253с.
  18. О.С. Развивающие игры и игротехника.- Новгород: Б.И., 1989.- 178с.
  19. С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования// Высшее образование в России, — 1994.- № 1, — С.82−89.
  20. Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности.-М.: Наука, 1982.- 140с.
  21. М.Ю., Петровская JI.A. Обратная связь в системе восприятия человека человеком// Психология межличностного познания.- М.: Педагогика, 1981.- С.52−78.
  22. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высшая школа, 1980.- 367с.
  23. А.Г. Деятельность и установка.- М.: МГУ, 1990.- 138с.
  24. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития)// Вопросы психологии.- 1992.- №№ 1−2.
  25. Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Лингвистический и дидактический аспект: Дисс. .д-ра пед. наук.- М., 1997.- 324с.
  26. В.Г. Социальная информация и управление обществом.- М., 1975.- 408с.
  27. Ю.Д., Войскунский А. Е. и др. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии.- 1983.- № 2 (29).- С. 43−52.
  28. Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание, 1987.- 80с.
  29. И.И. Информационные системы менеджмента.- М.: ГУ- ВШЭ, 2000.- 688с.31 .Барышникова Н. Г. Ролевое поведение как фактор интенсификации учебного процесса: Автореф. дис. .канд. пед. наук, — М., 1984, — 21с.
  30. М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: искусство, 1986.-445с.
  31. М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского.- Киев: NEXT, 1994.- 509с.
  32. А.П. Интегративно-модульная система профессионального образования.- СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 1997.- 225с.
  33. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса подготовки специалиста.- М.: Высшая школа, 1986.- 141с.
  34. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1993.- 270с.
  35. Блэк С. PR: Международная практика.- М.: Изд. дом «Довгань», 1997.-219с.
  36. С. Введение в паблик рилейшнз.- Ростов-н/Д, 1998.- 420с.
  37. Д.И. Проблемы свертывания научной информации.- Л.: ЛГУ, 1982.-123с.
  38. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности// Проблема общения в психологии.- М.: Наука, 1981.- 221с.
  39. Д., Федосеев А., Христочевский С. Телекоммуникации для образования//Информатика и образование.- 1993.- № 2.- С.27−29.
  40. Н.Н., Петровская JI.A. О методах активной социально-психологической подготовки// Вестник МГУ.- 1987.- № 1.- С.34−45.
  41. Н.Н., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг как предпосылка развития общения// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся.- М.: Педагогика, 1980.- С.51−66с.
  42. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: МГУ, 1982.- 199с.
  43. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1983.- 223с.
  44. А.К. Слушать и слышать, или правила компетентности в общении//Преподаватель.- 1998.-№ 2.- С.7−10.
  45. Е.В. Ценностные основания лично-ориентированного воспитания// Педагогика.- 1995.- № 4.- С.29−36.
  46. Г. А., Извозчиков В. А., Румянцев И. А., Слуцкий A.M. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики// Дидактические основы компьютерного обучения.- Л.: ЛГПИ, 1989.
  47. А.А. Теории коммуникативного воздействия/ Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М.: АПН РСФСР, 1977.-365с.
  48. М. Диалог// Два образа веры.- М.: Республика, 1995.- С.114−124.
  49. Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Наука, 1968.122.
  50. Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1988.- 216с.
  51. С. Паблик Рилейшенз. Что это такое?.- М.: 1990.- 324с.
  52. Ю.С. О голосе педагога// Советская педагогика.- 1972.- № 7,-С.12−16.
  53. С.В. Интеграция содержания обучения как средство совершенствования профессиональной подготовки специалистов: Автореф.дис.канд.пед. наук.- М., 1994.- 21с.
  54. М. Основные социологические понятия// Избр. произведения.-М.: Прогресс, 1990.
  55. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.- М.: Высшая школа, 1991, — 207с.
  56. В.М. Критерии оценки качества лекции по экономической и научно-технической тематике.- Киев: «Знание» УССР, 1981.- 20с.
  57. В.А. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе.- Киев: Выс. школа, 1985.- 215с.
  58. В.Н. Философские основы информационной парадигмы.-Арзамас: АГПИ, 1999.- 35с.
  59. Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе/ Под ред. И. Е. Шварц.- Пермь: ПГУ, 1980.- 87с.
  60. В.Д., Фролова И. А., Сметанина Н. П. Невербальные средства общения: Учеб. пособие.- Н. Новгород, 1994.- 116с.
  61. В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа.- СПб: СПбГУ, 1997.- 510с.
  62. Г. Г. Твоя информационная культура.- М.: Прогресс, 1987.-132с.
  63. Вузовская педагогика в информационном обществе: М-лы симпозиума 28−31 января 1998 г., Голицыне- М., 1998: РГГУ, 1998.-138с.
  64. Ю.Б. Курс развития творческого мышления.- сПб: ГМНПП «Иматок», 1987.- 60с.
  65. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований// Иностранные языки в школе.- 1985.- № 2.- С. 19−23.
  66. .С. Грамотность для 21 века// Советская педагогика.-1990.-№ 4.- С.58−64.
  67. С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники.-М.-Л., 1967.-295с.
  68. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.-157с.
  69. И.Н., Житкина В. Ф., Зюзькина М. В., Шкатова Л. А. Умеете ли вы общаться?-М.: Просвещение, 1991.- 143с.
  70. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 350 400 «Связи с общественностью». — М.: Министерство образования РФ, 2000.- 27с.
  71. B.C. Культура педагогического общения.- М.: Знание, 1990.-143с.
  72. В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы.- 1995.- № 6.- С.39−47.
  73. Л. Л. Процессы понимания в мышлении, общении и практической деятельности// Мышление. Общение. Практика.-Ярославль: ЯрГУ, 1986.- С.21- 40.
  74. К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М.: МГУ, 1977.- С.97−116с.
  75. А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе.-http://www.iuro.websib.ru/dak.htm.-18с.
  76. Дж.К. Методы проектирования.- М.: Мир, 1985.- 91с.
  77. А.Б. Общение: наука и искусство.- М.: Знание, 1980.- 159с.
  78. Т.М. Смысловое восприятие речевого сообщения.- М.: Знание, 1976.- 113 с.
  79. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы.- Минск: Изд-во БГУ, 1981.-383с.
  80. О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке решения по управлению социальными процессами: Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1996.- 24с.
  81. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга.- Л.: ЛГУ, 1983.- 76с.
  82. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л.: ЛГУ, 1985.- 67с.
  83. Е.А. Психосемантический анализ жестов как знаковых средств общения// Психосемиотика познавательной деятельности и общения. Сб. статей.- М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1983.- С.38−46.
  84. А.П. Время информационных технологий// Знание-сила.- 1986.-№ 3.- С.4−5.
  85. Л.Г. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании: нравственные аспекты //Известия РАО.- 2000.- № 1.- С.22−24.
  86. Н.И. Речь как проводник информации.- М.: АПН РСФСР, 1982.- 159с.
  87. Н.И. Информация: Философский анализ информации -центрального понятия кибернетики.- Минск, 1971.- 277с.
  88. А.Л. Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом// Психологический журнал.1983.- Т.4.- № 1.- С. 118−124.
  89. А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом// Психологические исследования общения.- М.: Наука, 1985.- С.21- 34с.92.3арецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.-М.: «Дело», 1998.- 480с.
  90. Р.Н. Организация и методика информационной работы.- М., 1982.- 192с.
  91. Л.А. Практические задания в диагностике коммуникативных способностей будущего учителя// Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя.- Тула, 1992.-144с.
  92. Ильясов И.И.Ю, Голотенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине.- М., 1994.- С. 45.
  93. Имитационные игры для обучения и отработки инноваций в управлении.-М., 1977.
  94. К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем.- М.: педагогика, 1991.- 238с.
  95. Л.Г. Основания социокультурного анализа.- М.: Мысль, 1995.- 227с.
  96. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988.- 319с.
  97. Е.И. Проектирование образовательных программ.- СПб: Просвещение, 1994.- 132с.
  98. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Педагогика, 1987.- 172с.
  99. С.М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшенз: теория и практика. Пер. с англ.- 8-е изд.- М.: Вильяме, 2000.- 624с.
  100. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М.: МГУ, 1995.-328с.
  101. Е.А. Психология профессионала.- М.: МГУ, 1996.- 241 с.
  102. И.И. Учебный процесс и формирование специалистов в высшей школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1975.- 66с.
  103. А.Г. Психология личности,— М.: Просвещение, 1970.-390с.
  104. Г. А., Радзиховский JI.A. Общение и проблема интериоризации//Вопросы психологии.- 1985.- № 1.
  105. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.- 1987.- № 3, — С.
  106. Т.Е., Колеченко А. К., Агафонова И. Н. Коммуникативная культура и ее экспертиза.- СПб: СПбГУ, 1996.-20с.
  107. В.З. Информационное взаимодействие.- Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1980.- 194с.
  108. В.З., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991.- 191с.
  109. Я.Л. Психология общения.- М.: АПН СССР, 1975.
  110. С.В. Психология становления социальной сущности человека (вопросы теории): Монография.- Волгоград: Перемена, 1999.-168с.
  111. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении: Дис.докт. психол. наук.- М., 1978.- 380с.
  112. Э.В., Абрамов Р. Н. Связи с общественностью.- М.: Академический проект, 2003, — 416с.
  113. В.П. Социология коммуникации: Учебник.- М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.- 302 с.
  114. X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый.- М.: 1992.
  115. В. Основы паблик рилейшнз.- М.: Рефл-бук- К.: Ваклер, 2001, — 528 с.
  116. Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации.-Киев: Ин-т социологии НАНУ, 1998.
  117. Краткий словарь современных понятий и терминов/ Н. Т. Бунимович и др.- М.: Изд-во «республика», 1995.- 510с.
  118. А.А., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях// Вопросы психологии.- 1987, — № 1.
  119. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальное исследование).- М.: МПГУ, 1996.- 176с.
  120. Ф.А. Культура делового общения.-4-е изд.- М.: Ось-89, 2000.- 239 с.
  121. Л.П. Россия неотъемлемая часть западной цивилизации //Известия РАО.- 2000.- № 1.- С.2−10
  122. Г. М. Диалог и мышление.- Минск: Народная асвета, 1983.- 163с.
  123. В.А. Невербальное поведение.- Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1986.- 136с.
  124. В.Л. Искусство быть собой: индивидуальная психотехника.-М.: Знание, 1990.- 253с.
  125. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  126. А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: МГУ, 1969.- 287с.
  127. А.А. Коммуникативность: Пришло или прошло ее время// Иностранные языки в школе.- 1991.- № 5.- С.22−25.
  128. В.Е. Концепция субъектно-ориентированной концепции компьютеризации управленческой деятельости.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.- 204с.
  129. Лич Э. Культура и коммуникация.- М.: Мысль, 2001.- 321с.
  130. .Ф. Общение и социальная регуляции поведения человека// психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: наука, 1976. 93с.
  131. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера — история.- М.: Изд-во Тартуского ун-та, 1999.- 447с.
  132. К. Образование, социология и проблема общественного сознания// Мир образования.- 1997.- № 2.- С.49−52.
  133. Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению, менеджменту, — СПб: Альфа, 2000.- 173 с.
  134. Т.В. Основные положения личностно-ориентированной модели образования// Сознание мировоззрение -мышление.- Киров, 1998.- Вып.З.- С. 137−148.
  135. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой.- Л., 1984.
  136. Н.Н. Алгоритмы развития.- М., 1987.
  137. Н.Н. Универсум. Информация. Общество.- М.: Устойчивый мир, 2001.- 200с.
  138. В.А. Паблик рилейшенз. Теория и практика.- Киев, 1999.- 456с.
  139. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград: «Перемена», 1995.-124с.
  140. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований.- М.: УРСС, 1999.- 332с.
  141. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований//Педагогика.- 1995, — № 5.-С.44−49.
  142. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// Официальные документы в образовании.- 2001.- № 24.- С.3−13.
  143. Л.Б. «Паблик рилейшнз» кому это нужно?— М.: Экономика, 1992.
  144. О.Г. Межэтническая коммуникация в профессиональной подготовке специалиста-переводчика (теоретико-методологические основания исследования).- Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2000.- 189с.
  145. Н.Н. Психология межличностных отношений.- М.: 1990.154. Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностноговзаимодействия// Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981.- С.37−44.
  146. Образование и XXI: Информационные и коммуникационные технологии.- М.: Наука, 1999.- 354с.
  147. С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: Азъ, 1993.-955с.
  148. В.В. Социальная биология /К разработке концепции //Соотношение биологического и социального, — Пермь: Перм. ГУ, 1981.- С.14−37.
  149. В.В. Биология общества и социальный прогресс //Биология человека и социальный прогресс.- Пермь: Перм. ГУ, 1982.- С.3−16.
  150. Основы педагогического мастерства/ И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др./Под ред. И. А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989.-302с.
  151. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности.- СПб: Знание: ИВЭСЭП, 2001.- 493с.
  152. .Д. Анатомия общения: Учеб. пособие.- СПб: Изд-во Михалова В. А., 1999.- 300с.
  153. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности.- Ростов-н/Д: «Феникс», 1996.- 512с.
  154. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам: Пер. с англ.- Н. Новгород, 1993.- 262с.
  155. К.К. Социально-психологический аспект проблемы личности// Социальная психология личности.- М.: Наука, 1979.
  156. В.А. К вопросу об определении информации //Язык и мышление.-М.: Связь, 1967.- 57−69с.
  157. С. Теория паблик рилейшнз и системный подход// Корпоративный менеджмент.- 2002.- № 3.- С.23−32.
  158. В.В. возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу// Вестник высшей школы.-1999.-№ 4.- С.23−27.
  159. .Ф. О начале человеческой истории.- М.: Мысль, 1974.- 458с.
  160. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением.- М.: Центр, 1998.- 352с.
  161. Г. Теория и практика коммуникации.- М.: Центр, 1998.-352с.
  162. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.-М.- Киев, 2000
  163. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов.- М: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 2000.- 624с.
  164. Проблемы подготовки к общению.- Таллинн, 1979, — 224с.
  165. Психология в управлении/ Под ред. Е. С. Кузьмина.- Л.: ЛГУ, 1983.
  166. Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация.- М., 2002.- 253 с.
  167. Рациональность, рассуждение, коммуникация.- Киев: Наукова думка, 1987.-257с.
  168. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации/ Отв. ред. Ф. М. Тарасова.- М., 1990.-270с.
  169. .А. Коммуникация как социальное явление.- Ростов-н/Д: Рост. ГУ, 1984.- 82с.
  170. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования// Советская педагогика.- 1991.- № 3.- С.36−39.
  171. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. В 2-х т.т. Т.П. М., 1989.
  172. В. Значение престижности коммуникатора для эффективности речевого воздействия (в условиях массовой коммуникации)/ Под ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьева.- М.: Наука, 1976.-318с.
  173. В.В. Опыт построения модели коммуникативного потенциала личности// Личность в системе общественных отношений: Тез. 6 съезда общ-ва психологов. Ч.4.- М.: 1983.- С. 98- 99.
  174. О.Н., Савруцкая Е. П., Векслер А. Ф., Дэтвайлер Дж. Связи с общественностью (Паблик рилейшенз): Учебное пособие для высших учебных заведений.- Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Доброюбова, 2001.- 132с.
  175. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореф. дис. д-ра психол.н.-Новосибирск, 1997.-41с.
  176. Связь с общественностью — «паблик рилейшенз» государственной власти и управления/ Под ред. В. С. Комаровского.-Алматы: Гылым, 1997.- 176с.
  177. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Изд. корп. «Логос», 1999.-272с.
  178. А.Н. Гуманистические аспекты понимания и интерпретации// Гуманистические проблемы психологической теории.-М., 1995.- С.83−95.
  179. В. А. Аксиологические основания образования// Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: М-лы междунар. науч. конфер.- Москва: МПГУ, 2000.- С.25−31.
  180. Сластенин.- М.: Магистр-Пресс, 2000.- 488с.
  181. Современная западная социологи я: Словарь.- М.: 1990.
  182. П. Основы искусства речи: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1992.-416с.
  183. А.П. Информация и человек.- М., 1980.- 208с.
  184. Сэм Блэк. Паблик рилейшенз. Что это такое?- М.: Новости, 1989.-240с.
  185. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста //Современная высшая школа.- 1986.- № 2 (54).- С.75−85.
  186. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста// Высшее образование сегодня.- 2004.-№ 3.-С.20−28.
  187. В.А. Стили профессиональной деятельности, — М., 2000.-200с.
  188. И.Г. Интонация и смысл высказывания.- М.: Наука, 1979.- 111с.
  189. Труд, контакты, эмоции: Наблюдения, советы, рекомендации психологов.- JL: Лениздат, 1980.- 117с.
  190. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов.- Л.: ЛГУ, 1980.- 329с.
  191. А.П. Теория проектирования образовательных программ// Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы.- СПб: ЦПИ, 1994.-С.37−46.
  192. А.П. Образовательный стандарт как нормативная основа определения критериев результативности образовательного процесса// Проблема результативности педагогической деятельности.-СПб, 1997.- С.15−16.
  193. А.П. Образовательная программа маршрут учения/ Под ред. А. П. Тряпицыной.- СПб, 1998.- 138с.
  194. А.Д. Информация: Методологические аспекты.- М., 1971.-295с.
  195. А.Д. Проблемы информации в современной науке: Философские очерки.- М., 1975.- 287с.
  196. А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу //Философские науки.- 1991.- № 5.- С.9−14.
  197. Э.А. Конфликтология: Теория и практика.- М.: «ЭКМОС», 1998.
  198. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении/ Отв. ред. В. Д. Шадриков.- М.: Наука, 1989.- 192с.
  199. Федеральная программа развития образования// Российская газета.- 18 апр. 2000 г.
  200. Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности// Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М.: Наука, 1976.
  201. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- С. 199.
  202. Н.И. Вы сказали «Здравствуйте»! Речевой этикет в нашем общении.- М.: Знание, 1989.- 158с.
  203. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды// Вопросы психологии, — 1977.- № 4.- С.
  204. А.У. Смысловая структура публичного выступления// Вопросы психологии.- 1978.- № 4.
  205. А.Н. Связи с общественностью.- М.: Дело, 2000.- 227с.
  206. Н.И. Социальная психология в образовании.- М.: 1995.- 508с.
  207. В.Д. Педагогическая коммуникация. Теоретические основы: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.- Челябинск, 1995.- 39с.
  208. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.- М.: Академия, 2000.- 288с.
  209. Р. Искусство общения/ Пер. с нем.- М.: Интерэксперт, 1992.- 335с.
  210. В.А. Моделирование в философии.- M.-JL: Наука, 1966.-301с.
  211. М.О. О силе воздействия PR: так в чем же сила PR? И почему отечественные PR-специалисты не считают нужным демонстрировать ее на выставке?// Сообщение.- 2001.- № 4.- С. 12- 19.
  212. Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Пед. общество России, 1998.- 250с.
  213. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т.т./ Под ред. С. Я. Батышева.- М.: АПО, 1998.- 568с.
  214. П.А. Теория и практика модульного обучения.-Каунас: «Швиеса», 1989.- 272с.
  215. P.O. Работы по поэтике.- М.: Прогресс, 1987.- 460с.
  216. К. Духовная ситуация времени //Смысл и назначение истории.- М.: Изд. политич. литер., 1991.- С.390−419.
  217. Adame R.L., Dager E.Z. Social structure, identification and Change in Treatment-Orient Institution// Socialization. Chicago, 1971.
  218. Argyle M. Social Interaction. London, 1969.
  219. Aronoff C. and Baskin O. Public Relations: Profession and Practice.-St.Paul: West, 1983.
  220. Aronson E. Avoidance of inter-subject communication // Psychol. Reports, 1966. V.19.
  221. Barbara A. Nonverbal communication// Jornal of communication, 1963.-№ 13.- P.33−45.
  222. Bernays E. Public Relations.- Norman: University of Oklahoma Press, 1952.- 243p.
  223. Black S. Public Relations Education Recommendations and Standards// IPRA Gold Paper № 7 (September, 1990).- 143p.
  224. Boiry Ph.A. Les relatuins publiques ou la strategie de la conflance.-Paris, 1989.235. Grunig E.J. and Hunt N. Managing Public Relations.- N.Y., 1984.
  225. Gutlip S.M., Center A.N., Broom G.M. Effective Public Relation. Prentice Hall, Engle Wood Cliffs, New Jersey. 1994. 7th.ed.- 560p.
  226. Dery D., Mock T.J. Information Support Systems for Problem Solving.- Decision Support Systems.- 1985, 1, № 2, p. 103−109.
  227. Edvards C.N. Interactive stiles and social adaptation. Genetic Psychology Monographs. V.87. 1973.
  228. Even-Zohar I. Polisystem Studies// Poetics Today.- 1990.- Vol.11.-№ 1.
  229. Lee I. Publisity.- New York, 1925. P 41.
  230. The Little Oxford Dictionari. New edition, 1996.- 720p.
  231. Theyr L. Communication and System in Organization, Management and Interpersonal Relations. Homewood (Illinoice). 1968.
  232. Toffler F. The Third Wave.- N.Y. 1980.- 321p.
  233. White J., Mazur L. Strategic Communications Management. Making Public Relations Work.- Wokingham etc., 1995.- P.6−13.
  234. Weaver W. The Mathematics of Communication // Communication and Culture: Reading in the Codes of Human Interaction Ed. by Alfred G.Smith.-N.Y., 1966.-P. 15−25.
  235. Webster’s New World Dictionari. Third College Edition, 1988
Заполнить форму текущей работой