Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы и методы построения системы технической подготовки производства вагоноремонтных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ технического состояния вагонного парка и определить основные причины отказов вагоновпровести анализ технологической подготовки производства вагоноремонтных предприятий и установить степень ее влияния на качество ремонта и технического обслуживания вагоноввыполнить анализ рабочей технологической документации… Читать ещё >

Содержание

  • Принятые обозначения
  • Глава 1. Анализ современного состояния и основных тенденций развития систем технической подготовки производства. ]
    • 1. 1. Обзор научных исследований по совершенствованию технологии работы машиностроительных и машиноремонтных
  • Ф предприятий
    • 1. 2. Тенденции развития систем технической подготовки производства на машиностроительных и машиноремонтных предприятиях
    • 1. 3. Обзор научных исследований, но совершенствованию вагоноремонтной базы
    • 1. 4. Состояние и перспективы развития технической подготовки производства на вагоноремонтных предприятиях
    • 1. 5. Выводы, цель и задачи работы
  • Глава 2. Анализ состояния вагонного хозяйства и путей повышения эффективности ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов
    • 2. 1. Общая характеристика вагонного хозяйства
    • 2. 2. Анализ технического состояния вагонного парка
      • 2. 2. 1. Источники информации и методика 'экспериментальной оценки технического состояния вагонного парка
      • 2. 2. 2. Результаты анализа технического состояния вагонного парка
      • 2. 2. 3. Результаты возрастного анализа вагонного парка
    • 2. 3. Анализ состояния вагоноремонтной базы
      • 2. 3. 1. Качество ремонта и технического обслуживания вагонов
        • 2. 3. 1. 1. Качество технического обслуживания вагонов. р 2.3.1.2 Качество плановых видов ремонта вагонов
      • 2. 3. 2. Технологическая подготовка производства вагоноремонтной базы
        • 2. 3. 2. 1. Общие требования, функции и задачи технологической подготовки производства
  • Л 2.3.2.2 Методика обследования и анализа системы ТПП вагонных
  • Депо.-. Ю
    • 2. 3. 2. 3. Состояние системы ТПП вагоноремонтной базы и пути ее 107 ^ совершенствования
    • 2. 3. 3. Экспериментальная оценка фактических технологий ремонта и
  • ТО вагонов в депо.!. ИЗ
    • 2. 4. Анализ состояния информатизации вагонного хозяйства
    • 2. 5. Выводы по главе 2
  • Глава 3. Формализованное описание объектов технологического проектирования вагоноремонтного производства
    • 3. 1. Системный подход к исследованию и проектированию вагоноремонтного производства
      • 3. 1. 1. Принципы системного подхода
      • 3. 1. 2. Общая схема формирования математической модели системы
        • 3. 1. 2. 1. Построение вербальной модели и принципиальной схемы
        • 3. 1. 2. 2. Построение структурной модели
        • 3. 1. 2. 3. Построение функциональной модели
    • 9. 3.2 Анализ и формализованное описание проектных задач технологической подготовки вагоноремонтного производства
      • 3. 3. Формализованное описание ремонтируемых изделий
        • 3. 3. 1. Описание связей между конструктивными элементами изделия
        • 3. 3. 2. Описание конструктивных элементов изделия
          • 3. 3. 2. 1. Описание свойств конструктивных элементов сборочной единицы
          • 3. 3. 2. 2. Описание свойств конструктивных элементов детали
      • 3. 4. Формализованное описание вагоноремонтного предприятия, как технологической системы
        • 3. 4. 1. Построение вербальной модели и принципиальной схемы технологической системы Г.'.'.".:.:.*
        • 3. 4. 2. Построение структурной модели технологической системы
        • 3. 4. 3. Построение функциональной модели технологической системы
          • 3. 4. 3. 1. Описание связей между элементами технологической системы предприятия
          • 3. 4. 3. 2. Описание свойств элементов технологической системы предприятия
      • 3. 5. Формализованное описание технологических процессов ремонта и технического обслуживания (ТО) вагона и его составных частей
        • 3. 5. 1. Построение вербальной модели и принципиальной схемы технологического процесса ремонта (ТО)
        • 3. 5. 2. Построение структурной модели технологического процесса ремонта (ТО)
        • 3. 5. 3. Построение функциональной модели технологического процесса ремонта (ТО)
          • 3. 5. 3. 1. Описание связей между элементами технологического процесса
          • 3. 5. 3. 2. Описание свойств элементов технологического процесса
      • 3. 6. Выводы по главе 3
  • Глава 4. Математические модели и методы технологического проектирования вагоноремонтного производства. ф 4.1 Анализ методов решения задач технологического проектирования
    • 4. 2. Модели систем технологического проектирования. щ 4.3 Математическое обеспечение систем технологического проектирования
    • 4. 4. Структурные информационные модели конструкций грузовых нагонов и их узлов
    • 4. 5. Математические модели (ММ) технологических процессов ремонта и технического обслуживания вагонов
      • 4. 5. 1. Объекты моделирования
      • 4. 5. 2. Типовые проектные процедуры и задачи. ф 4.5.3 Математические модели структурного анализа
        • 4. 5. 3. 1. Модели объектов первого иерархического уровня маршрутное описание ТП). ?
        • 4. 5. 3. 2. Модели объектов второго иерархического уровня (операционное описание ТП)
      • 4. 5. 4. Математические модели параметрического анализа
        • 4. 5. 4. 1. Модели объектов первого иерархического уровня маршрутное описание ТП)
        • 4. 5. 4. 2. Модели объектов второго иерархического уровня (операционное описание)
    • 4. 6. Выводы по главе 4
  • Глава 5. Структурный и параметрический синтез технологических процессов (операций) ремонта и технического обслуживания вагонов
    • 5. 1. Оптимизация технологических процессов в машиностроительном и машиноремонтном производстве
  • Л 5.2 Структурный синтез технологических процессов (операций) ремонта и технического обслуживания вагонов
    • 5. 3. Параметрический синтез технологических процессов (операций) ремонта и технического обслуживания вагонов
    • 5. 4. Выводы по. главе 5
  • — Глава 6 Разработка требований к системе технологической подготовки вагоноремонтного производства
    • 6. 1. Требования к технологической подготовке вагоноремонтного производства
    • 6. 2. Графическая информационная модель системы технологической подготовки вагоноремонтного производства. ф 6.3 Методика разработки системы технологической подготовки вагоноремонтного производства
      • 6. 3. 1. Состав и порядок разработки системы
        • 6. 3. 1. 1. Цель, формы организации, объекты и средства СТППВ
        • 6. 3. 1. 2. Состав и требования к функциональной и организационной структурам
        • 6. 3. 1. 3. Состав и структура математического обеспечения СТППВ
        • 6. 3. 1. 4. Порядок разработки математического обеспечения СТППВ
      • 6. 3. 2. Организация технологического проектирования
    • 6. 4. Анализ имеющихся пакетов проектирования ТПП
    • 6. 5. Требования к системе «Разработка технологических процессов вагоноремонтного производства»
      • 6. 5. 1. Общие требования
      • 6. 5. 2. Структура системы
      • 6. 5. 3. Функции системы
      • 6. 5. 4. Математическое, информационное и программное обеспечение системы
    • 6. 6. Программно-методические комплексы
      • 6. 6. 1. ПМК18и- «Структурный анализ изделий (разузлование)»
      • 6. 6. 2. ПМК2ЫТО «Нормативно-техническая документация по ремонту и ТО вагонов»
      • 6. 6. 3. ПМКЗРТР «Проектирование технологических процессов»
      • 6. 6. 4. ПМК4ООС «Оформление текстовой технологической документации»
      • 6. 6. 5. ПМК5ОТК «Ресурсы производства вагоноремонтной базы отрасли»
      • 6. 6. 6. ПМК6КАБ «Расчеты»
  • Щ> 6.6.1 ПМК7РСХ «Разработка и оформление карт эскизов»
    • 6. 6. 8. ПМК8РЬАК «Разработка планировок»
    • 6. 7. Выводы по главе 6
  • Глава 7. Экономическая оценка и практическая значимость результатов работы

7.1 Экономическая оценка эффективности внедрения единого программно-методического комплекса технической подготовки производства вагоноремонтных предприятий в вагонных депо сети железных дорог «ОАО РЖД».^

7.1.1 Характеристика задачи и исходные данные.

7.1.2 Расчет изменения основных натуральных показателей при внедрении ЕПМК-ТППВ.

7.1.3 Определение экономических показателей, связанных с применением ЕПМК-ТППВ.

7.1.3.1 Текущие расходы.'

7.1.3.2 Единовременные затраты на внедрение ЕПМК-ТППВ.

7.1.3.3 Экономический эффект от применения ЕПМК-ТППВ.

7.2 Реализация результатов работы.

Теоретические основы и методы построения системы технической подготовки производства вагоноремонтных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существенное влияние на качество работы железнодорожного транспорта оказывает состояние вагонного хозяйства, которое сейчас находится в достаточно сложном положении. Основная проблема вагонного хозяйстваэто старение вагонного парка, ухудшение его технического состояния, отсутствие возможности закупок новых вагонов и запасных частей в необходимых количествах, с одной стороны, и недостаточно эффективная вагоноремонтная база, с другой стороны.

Одним из путей решения этой проблемы является перевод вагоноремонтных предприятий на современные. высокоэффективные ресурсосберегающие технологии. Первым и основным этапом при переводе предприятия на работу по новым технологиям является техническая подготовка производства (ТПП). Однако в настоящее время Т1111 вагоноремонтных предприятий (ТППВ) находится на низком уровне и требует совершенствования.

Технологическое проектирование вагоноремонтного производства сопровождается выявлением и разрешением противоречий между функциональными требованиями, технологическими решениями и производственными условиями. Целесообразно большую часть этих противоречий выявлять и разрешать на ранних стадиях жизненного цикла ремонтируемых изделий и производственной системы.

Изменение конструкций вагонов и их узлов, а также внедрение в ремонтное производство новых технических средств и технологий требует переналадки производственной системы. В современных условиях (реформирование ж.д. транспорта, переход к рыночной экономике, обострение конкурентной борьбы) в ряду требований к ремонтному производству на первое место выходит гибкость. Гибкость, как важнейшее качество производства, требует интенсивной разработки и применения методов и средств новых информационных технологий, обеспечивающих переход к безбумажным методам проектирования и малолюдному производству.

Обеспечение гибкости связано, прежде всего, с вариантностью решений. Для повышения вариантности решений необходима комплексность, заключающаяся в параллельном проектировании различных объектов на различных стадиях их жизненного цикла.

Для обеспечения гибкости любой. объект моделирования (ремонтируемое изделие, производственная ремонтная система, технологический процесс) на всех стадиях жизненного цикла должен сопровождаться динамической, постоянно корректируемой, иерархической информационной моделью, позволяющей при изменяющихся условиях выявлять и оценивать множество рациональных вариантов решений.

Вагоноремонтные предприятия постоянно ведут работы по внедрению новых технических средств и технологий, однако, темпы этих работ существенно отстают от темпов совершенствования средств технологического оснащения (СТО) и новых технологий, предлагаемых промышленностью для технического обслуживания (ТО) и ремонта вагонов. Пока предприятие готовит производство к внедрению одной перспективной технологии (оборудования, оснастки, средства контроля) появляется новая, более эффективная разработка.

Эта противоречивая ситуация между высокими темпами научно-технического прогресса в промышленности и низкими темпами подготовки производства вагоноремонтных предприятий определяет существо проблемы.

Общее состояние технологической готовности производства в вагонных депо сети дорог находится на достаточно низком уровне. Практически на всех предприятиях отсутствуют полные комплекты конструкторской и технологической документации (ТД). Конструкторская документация имеется лишь на отдельные детали и сборочные единицы, а технологическая документация не охватывает весь комплекс деталей и сборочных единиц, ремонтируемых в депо. Степень глубины разработки и детализации многих технологических процессов находится на уровне маршрутного описания, а в некоторых случаях на уровне технологических инструкций. Многие ответственные технологические операции описаны укрупненно, без указания технологических режимов. Нормы времени и нормы расхода материалов и комплектующих отсутствуют в технологических документах. Оформление технологической документации не всегда соответствует требованиям стандарта. Внесение изменений в ТД производится не регулярно, часто «вручную» и с опозданием. Не у всех технологов вагонных депо имеются ПЭВМ, а те, кто их имеет, используют их малоэффективно по причине отсутствия соответствующего информационного и программного обеспечения.

Если сравнивать уровень ТПП вагонных депо со средним уровнем ТПП отечественных машиностроительных предприятий, то можно утверждать что эффективность технологической подготовки производства в вагонных депо существенно ниже. Существуют как объективные, так и субъективные причины такого положения. Однако главной причиной является несоответствие необходимого объема работ по ТПП уровню производительности труда технологов вагонных депо. Чтобы обеспечить требуемую технологическую подготовку производства необходимо либо в несколько раз увеличить количество технологов, либо существенно повысить их производительность труда. Очевидно, что существенного повышения производительности труда технологов вагонных депо, а, следовательно, и повышения эффективности ТПП можно добиться на основе использования новых информационных технологий и ЭВМ.

Проблема повышения эффективности производства за счет создания и внедрения прогрессивных систем разработки технологических процессов в технологическую подготовку производства вагоноремонтных предприятий в настоящее время является весьма актуальной.

Решение вышеуказанной проблемы позволит поднять производительность труда технологов, существенно сократить сроки внедрения в производство новых технологий и средств технологического оснащения, повысить технологическую дисциплину и качество ремонта и ТО, рассчитывать и оценивать экономические показатели внедряемых технологий на стадии проектирования технологических процессрв и выбирать те, которые дадут максимальный эффект.

Целью диссертации является разработка теоретических основ построения системы технической подготовки производства, обеспечивающей повышение эффективности работы вагоноремонтных предприятий путем внедрения прогрессивных методов технического перевооружения их производственных подразделений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ технического состояния вагонного парка и определить основные причины отказов вагоновпровести анализ технологической подготовки производства вагоноремонтных предприятий и установить степень ее влияния на качество ремонта и технического обслуживания вагоноввыполнить анализ рабочей технологической документации и фактических технологий, действующих в вагонных депо, на их соответствие требованиям нормативных документовоценить влияние технологии и технологической дисциплины на качество ремонта и технического обслуживания вагоновсоздать методику разработки технологических процессов технического обслуживания и ремонта вагонов на основе современных информационных технологийразработать математические и информационные модели объектов вагоноремонтного производствасоздать программное обеспечение для информационных систем формирования технологических процессовразработать и реализовать на предприятиях сети дорог в виде элементов АРМ конкретные рациональные технологические процессы технического обслуживания и ремонта вагонов и их узлов.

Объектом исследования в диссертации является ремонтная база вагонного хозяйства как сложная производственная система, предметом исследования — система ТПП этой базы в части разработки технологических процессов технического обслуживания и ремонта вагонов.

Методы проведения исследований разработаны на основе таких наук, как: теория технических систем, теория принятия решений, теория массового обслуживаниятеория графоввычислительная математикаматематическое программированиедискретная математикатеория оптимизации технологических процессовтеория планирования экспериментасистемный анализ.

В качестве основного метода математического моделирования объектов и процессов вагоноремонтного производства в настоящей диссертации применен хорошо зарекомендовавший себя в машиностроении структурно-параметрический метод.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые:

— на основе анализа вагоноремонтного производства, использования теории технологического проектирования предприятий и современных вычислительных средств решена крупная научная проблема разработки теоретических основ построения системы технической подготовки производства вагоноремонтных предприятий;

— разработаны методы формализованного описания и методика построения моделей объектов вагоноремонтной базы в части проектирования технологических процессов технического обслуживания и ремонта вагонов;

— построены математические модели технологических процессов, выполняемых на производственных участках вагоноремонтных предприятий;

— разработаны информационные модели трех групп объектов: конструкций вагонов, производственных систем и технологических процессов вагонных депо;

— создан банк данных, содержащий основные технологические процессы и операции, выполняемые при ремонте и ТО вагонов;

— разработаны программно-методические комплексы, реализующие решение задач технической подготовки производства.

Практическая значимость работы состоит в том, что она служит методологической основой для построения эффективной системы технической подготовки производства, обеспечивающей расчет и выбор рациональных параметров технологических процессов вагоноремонтных предприятий.

Результаты исследований положены в основу создания общей методики технологического проектирования вагоноремонтных предприятий.

Построены информационная модель технологической подготовки производства вагоноремонтной базы отрасли и типовая информационная модель технологической подготовки производства вагонного депо.

Разработаны информационное и программное обеспечения для решения расчетных задач технологической подготовки производства.

На основе проведенных исследований внедрено в вагонных депо сети ж.д. более 200 комплектов технологической документации на ремонт и техническое обслуживание вагонов.

Отдельные программно-методические комплексы и электронные технологические документы внедрены на 58-ми предприятиях сети железных дорог России, а также в учебных процессах РГОТУПСа, и РАПСа.

Разработаны и внедрены методические материалы для практического использования в вагонных депо: «Методика экспериментальной оценки состояния системы технологической подготовки производства вагоноремонтной базы» — «Методика экспериментального исследования структуры и параметров технологических процессов» — «Технические требования к технологической подготовке вагоноремонтного производства» — «Методика построения графической информационной модели системы технологической подготовки вагоноремонтной базы» .

Научные и методические положения диссертации стали основой для разработки учебно-методического обеспечения дисциплины «САПР вагоноремонтного производства», изучаемой студентами транспортных ВУЗ’ов, и подготовки учебного пособия по дисциплине «Проектирование вагонных депо и ремонтных заводов» .

Принятые обозначения *.

— множество внешних воздействий на систему.

— система (математическая).

— системная модель.

— системная модель изделия (конструкции).

— системная модель технологической системы.

— системная модель технологического процесса.

— подсистема «¡—го» иерархического уровня системы 5.

— «уй» элемент подсистемы «У, — структура системы.

— автоматизированная система управления вагонным хозяйством.

— база данных.

— вагоноремонтная база единый программно-методический комплекс технической подготовки производства вагоноремонтных предприятий.

— единая система технологической подготовки производства.

— задача принятия решений.

— информационное обеспечение.

— комплексная информационно-вычислительная сеть.

— комплекс информационных технологий.

— капитальный ремонт с продлением срока службы.

— лингвистическое обеспечение.

— модель.

— математическое обеспечениеметодическое обеспечение.

— организационное обеспечение.

— общее программное обеспечение.

— программно-методический комплекс.

— программное обеспечение.

— справочно-нормативная литература.

— специальное программное обеспечение.

— средства технологического обеспечения.

— система технологической подготовки производства вагоноремонтных предприятий.

— технологическая документация.

— техническое обслуживание.

— технологический процесс.

— техническая подготовка производства.

— техническая подготовка производства вагоноремонтных предприятий.

— технологическая система.

— технологическая система вагоноремонтного предприятия.

— техническое обеспечение.

результатов работы.

7.1 Экономическая оценка эффективности внедрения единого программно-методического комплекса технической подготовки производства вагоноремонтных предприятий в вагонных депо сети железных дорог «ОАО РЖД» .

Оценка выполнена на основе «Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте». (Приложение к указанию МПС России от 31 августа 1998 г., №В 1024у).

7.1.1 Характеристика задачи и исходные данные.

Единый Программно-Методический Комплекс Технической Подготовки Производства Вагоноремонтных предприятий (ЕПМК-ТППВ) призван сократить трудоемкость разработки технологических процессов и повысить качество ремонта вагонов в депо.

Важнейшими составляющими образуемого эффекта от внедрения ЕПМК-ТППВ являются: повышение производительности труда инженерно-технических работников, занятых разработкой технологических процессов на вагоноремонтном производстве: технологи, метрологи, инженеры по нормированию, инженеры по неразрушающему контролю, инженеры по охране трудаповышение достигается за счет применения ЭВМ при проектировании, корректировке и оформлении рабочих технологических документов;

— экономия эксплуатационных расходов за счет внедрения наименее затратных технологических процессов — в результате перебора вариантов ТП сокращается трудоемкость их выполнения, продолжительность, материалоемкость и энергоемкость;

— улучшение качества ремонта вагонов за счет приведения рабочего технологического процесса к установленным стандартам и, как следствие этого, сокращение неплановых ремонтов и экономия эксплуатационных расходов на всех технологических операциях от постановки вагона в плановый ремонт до его выхода из ремонта;

— сокращение выходов из строя грузовых вагонов в пути следования приведет к улучшению качественных показателей их использования и, прежде всего, таких как оборот вагона и производительность вагона;

— сокращение сроков подготовки вагоноремонтных предприятий для получения сертификатов соответствия и лицензий на производство того или иного вида ремонта и технического обслуживания в соответствии международными стандартами серии ИСО 9000;

— сокращение сроков технического перевооружения и реконструкции существующих предприятий и адаптации их ремонтного производства к запросам рынка в соответствии со спросом (новый подвижной состав, новые требования к ремонту и ТО) и предложением (новые средства технологического оснащения, новые технологии).

7.1.2 Расчет изменения основных натуральных показателей при внедрении ЕПМК-ТППВ.

Расчет сводим к определению экономического эффекта от повышения производительности труда (при использовании ЕПМК-ТППВ) за счет снижения трудоемкости работ, выполняемых: технологами, метрологами, инженерами по нормированию, инженерами по неразрушающему контролю, инженерами по охране труда, занятыми разработкой корректировкой и оформлением рабочих технологических документов.

Исходной базой для проведения расчета являются данные, полученные при экспериментальном обследовании 38-ми вагонных депо сети железных дорог (см. Гл. 2 диссертации и Приложение Е).

Для каждого депо определялась фактическая трудоемкость разработки ТП и внесения изменений в технологическую документацию при текущем осуществлении подготовки производства по формуле:

Ц = пМ*Р/М, (7.1) где Н- - трудоемкость разработки ТП и внесения изменений работником «ьой» профессии, чел-ч/ваг;

П) — количество работников 'Ч-ой" профессии, чел.- ф — доля участия работников «ьой» профессии в разработке ТП и внесении изменений;

Б — годовой фонд рабочего времени работника, ч/годN — годовой объем выпуска вагонов, ваг/год.

Усредненные результаты, полученные при обработке данных тридцати восьми вагонных депо, приведены в таблице 7.1.

Заключение

и общие выводы.

Диссертация посвящена решению актуальной проблемы повышения эффективности вагоноремонтной базы. Исследованы, разработаны, предложены и внедрены в производство и учебный процесс новые подходы к разработке индивидуальных технологических процессов ремонта и технического обслуживания вагонов и их узлов. Обоснован и осуществлен выбор объектов исследования. Проведена классификация и формализованное описание комплекса частных информационных и проектных задач, решаемых в технической подготовке вагоноремонтного производства, что явилось научной основой для создания принципов построения и формирования структурной схемы и ядра «Единого Программно-Методического Комплекса Технической Подготовки Производства Вагоноремонтных предприятий» (ЕПМК-ТППВ). Применение ЕПМК-ТППВ позволяет существенно повысить эффективность работ по обеспечению технологической готовности производства при техническом перевооружении и реконструкции вагонных депо. Результаты, полученные в диссертационной работе, позволили сделать основные выводы и рекомендации.

1. Исследованиями по оценке технического состояния вагонного парка грузовых вагонов установлено, что каждый вагон эксплуатационного парка в течение года заходит в неплановый ремонт в среднем 1,5 раза, что свидетельствует о том, что плановые виды ремонта не обеспечивают безотказную работу вагона в межремонтный период. Отсутствие систематического пополнения парка вагонов новыми привело к существенному старению парка, к увеличению эксплуатационных и ремонтных затрат на восстановление их работоспособности, к ухудшению безопасности движения. Ежегодно в связи с истечением срока службы должны исключаться из инвентаря десятки тысяч вагонов. Износ парка составляет более 65%, средний возраст основных типов вагонов парка составляет около 18,5 лет при среднем нормативе по парку 28 лет.

Определены основные направления оздоровления эксплуатационного парка грузовых вагонов. Это, прежде всего, обеспечение баланса между мощностью вагоноремонтной базы и потребностью парка в плановых видах ремонта, проведение комплекса мероприятий по рациональным схемам размещения, специализации и кооперации ремонтных предприятий по дорогам и регионам, обеспечение потребности вагонного парка в запасных частях, и в первую очередь, колесными — парами и литыми деталями тележек, совершенствование системы технического обслуживания и ремонта вагонов.

2. Исследования по оценке качества ремонта вагонов и уровня технологической подготовки производства (ТПП) в вагонных депо показали, что существенного повышения эффективности работы вагоноремонтной базы можно достичь путем совершенствования ее ТПП. Анализ вагоноремонтного производства позволил определить состав основных элементов новой системы ТПП и построить общую схему процесса выполнения проектных работ по ее совершенствованию.

3. Разработана, основанная на системном подходе, методика формирования математических моделей объектов, исследуемых в диссертации. Эта методика разработана по схеме, состоящей из трех этапов. Этап анализа системы, основным содержанием которого является представление системы в виде совокупности элементов (декомпозиции), последовательное обследование каждого и связей между нимизаканчивается этап анализа построением моделей на вербальном и структурном уровнях. Этап синтеза системы состоит в получении моделей отдельных элементов, формализации их связей и в последовательном переходе от элементов к целостной модели, завершается этап формированием функциональной (количественной) модели системы. Этап идентификации выполняет проверку адекватности модели и системы, эта процедура сопутствует практически всем этапам построения модели. Построены математические модели трех объектов исследования: изделие (ремонтируемый вагон или его узел), технологическая система вагоноремонтное предприятие), технологический процесс ремонта или ТО 1 вагона или его узла.

3.1. Математическая модель изделия представляет собой алгебраическую систему (математическую структуру) вида Б (К)=<�К, Як, Ск>, состоящую из трех подмножеств: К, Як и Ск. Структура изделия представлена графом в/ = <К, Як >, а связи между контурами свойств изделия соответственно графом Оск=<�Ск, Як>.

3.2. Математическая модель технологической системы представляет собой алгебраическую систему (математическую структуру) вида Б (Р)=<�Р, Яр, Ср>, состоящую из трех подмножеств: Р, Яр и Ср. Структура технологической системы представлена графом ОяР = <Р, ЯР >, а связи между контурами свойств технологической системы соответственно графом 0СР=<�СРДР>.

3.3. Математическая~ модель технологического процесса представляет т собой алгебраическую систему (математическую структуру) вида 3(Т)=<�Т, Я, С >, состоящую из трех подмножеств: 1, Ят и С ?. Структура технологического.

X X процесса представлена графом Оя = <Т, Я >, а связи между контурами свойств технологического процесса соответственно графом ОсТ=<�Ст, Ят>.

4. Разработана методика построения информационных моделей конструкций грузовых вагонов и их узлов, исходной информационной базой для которой является конструкторская документация, поставляемая заводами-изготовителями для ремонтных предприятий. Для формирования структуры информационной модели создана база данных «Strvag.mdb» и построены типовые структурные модели основных конструкций грузовых вагонов и их узлов, ремонтируемых в вагонных депо сети дорог.

5. Разработаны формализованные методы и математические модели для структурно-параметрического анализа и синтеза технологических процессов ремонта и ТО вагонов. В частности, создан метод построения процедур для выбора технологических параметров вагоноремонтного производства: процедур структурного анализа, процедур параметрического анализа, процедур структурного синтеза, процедур параметрического синтеза. Разработаны основы решения задач структурного и параметрического синтеза технологических процессов (операций). Построены математические модели для конкретных процедур.

6 Обоснованность расчетных схем и моделей, разработанных в диссертации, подтверждена сравнением значений параметров технологических процессов, полученных расчетом, с данными, зарегистрированными при экспериментальной оценке фактических технологий, выполняемых по разработанным в рамках диссертации технологическим процессам, внедренным в производство. Достоверность полученных результатов подтверждена результатами внедрения значительного количества технологических процессов в вагонные депо сети железных дорог.

7. Разработаны технологические процессы ремонта и ТО вагонов применительно к производственным условиям конкретных вагонных депо. За период с 1985 г. по настоящее время внедрено более 200 комплектов технологической документации в грузовых и пассажирских вагонных депо и ДОП сети ж.д.

8. Отдельные программно-методические комплексы и электронные технологические документы внедрены на 58-ми предприятиях сети железных дорог России, а также в учебных процессах РГОТУПСа, и РАПСа.

9. Разработаны технические требования к системе технологической подготовки производстваматематическое обеспечение, реализующее предложенную методику математического моделирования исследуемых объектовинформационное обеспечение, которое содержит фактические данные, характеризующие состояние вагоноремонтной базы и парка вагонов на текущий момент и дает необходимый материал для типового и рабочего проектирования технологических процессов вагоноремонтного производстваспециальное программное обеспечение для адаптации общего программного обеспечения к задачам разработки технологических процессов.

10. Разработаны и внедрены методические материалы для практического использования в вагонных депо: «Методика экспериментальной оценки состояния системы технологической подготовки производства вагоноремонтной базы» — «Методика экспериментального исследования структуры и параметров технологических процессов» — «Технические требования к технологической подготовке вагоноремонтного производства» — «Методика построения графической информационной модели системы технологической подготовки вагоноремонтной базы» — «Типовая графическая информационная модель системы технологической подготовки производства вагоноремонтной базы отрасли» — «Типовая графическая информационная модель системы технологической подготовки производства вагонного депо» .

11. Для повышения эффективности работы вагоноремонтного производства, даны конкретные практические рекомендации и предложения: установлены для предприятий, цехов и производственных участков вагоноремонтной базы единые требования к организации и управлению технологической подготовкой производствапредложены правила, определяющие состав и порядок работ по обеспечению технологической готовности производстваопределен оптимальный состав ремонтной и эксплуатационной документации для вагоноремонтного предприятияразработан оптимальный состав конструкторской и рабочей технологической документации для вагоноремонтного предприятия, порядок ее создания, оформления, комплектования, внесения изменений, утверждения и обращенияустановлена степень детализации описаний отдельных ремонтных работ: маршрутное описание, маршрутно-операционное или операционноеразработана типовая модель технологической подготовки производства вагоноремонтной базы, построены типовые структурные модели основных конструкций грузовых вагонов и их узлов, ремонтируемых в вагонных депо сети дорог.

12. Созданы информационные базы данных: Kdok.mdbStrvag.mdbNTD.mdbOTR.mdbTPtip.mdbTPdepo.mdbResprv.mdb, которые содержат фактические данные, характеризующие состояние вагоноремонтных предприятий и парка вагонов на текущий момент и дают необходимый материал для типового и рабочего проектирования технологических процессов вагоноремонтного производства.

13 Разработано специальное программное обеспечение (ЕПМК-ТППВ), реализующее методику формирования технологических процессов и включающее в себя следующие программно-методические комплексы: ПМК151г — Структурный анализ изделий (разузлование) — ПМК2ЫТОНормативно-техническая документация по ремонту и ТО вагоновПМКЗРТРПроектирование технологических процессовПМК4ООС — Оформление текстовой технологической документацииПМК5ОТЯ — «Ресурсы производства вагоноремонтной базы отраслиПМК611А8 — РасчетыПМК7РСХ — Разработка и оформление карт эскизовПМК8РЬЫ — Разработка планировок.

14. Результаты экономических расчетов применения ЕПМК-ТППВ, разработанного в рамках диссертации, показывают, что его внедрение в вагонные депо сети дорог даст годовую экономию расходов на заработную плату инженерно-технических работников, занятых подготовкой вагоноремонтного производства размере не менее 29 млн. рублей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Исследование систем организации производства на ПТО вагонов. Научные труды Омского ин-та инж. ж.-д. Транспорта. 1977, Вып. 183, с. 47−51.
  2. Алехин С.А.-ред. Вопросы оптимизации ТП и оборудования ремонтного производства, повышение долговечности подвижного состава Сборник статей. ЛИИЖТ
  3. C.B., Иванов И. А. Проектирование ТП механич. обработки деталей ПС. МУ по курсовому проектировнию и тех. части ДП
  4. A.A. Устройство и ремонт вагонных букс с роликовыми подшипниками М. Транспорт, 1975. 288 с.
  5. .С. Основы технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1969, 560 с.
  6. Бараш 10. С. Анализ существующих депо по ремонту вагонов и методы их реконструкции В кн.: Совершенствование ремонта, и текущего содержания вагонов. (Тр. Белорусского ин-та инж. Ж.д. трансп. Вып. 150) Гомель, 1976, с. 37−45
  7. Ю. С. К вопросу реконструкции существующих вагонных депо В кн.: Совершенствование ремонта и текущего содержания вагонов. (Межвузовский сб. науч. статей). Гомель, 1979, с. 58−65
  8. С. С. Цюренко В.Н. Требования к грузовым вагонам нового поколения Ж.д. Транспорт № 8 2001
  9. А.Ф., Чурсин В. Г. Эксплуатация и ремонт колесных пар вагонов М. Транспорт, 1985. 269 с.
  10. Болотин М. Мг Автоматизированные рабочие места и экспертные системы вагоноремонтного производства (в двух книгах) М. МИИТ, 1996,109 с.
  11. М. М. Второва Т.В. и др. Выбор рациональных режимов работы вагонных депо Межвузовский сб. научных трудов, МИИТ
  12. М.М., Борисов Н. М. Прогнозирование параметров производственных систем Межвузовский сб. научн. трудов. Вопросы совершенствования технологии. Организации и ремонта вагонов. М. 1984. С. 72−75.
  13. М.М., Второва Т. В., Васильев В. Е., Воротников В. Г. Выбор рациональных режимов работы вагонного депо Межвузовский сб. научн. трудов. Вопросы совершенствования технологии, организации и ремонта вагонов. М. 1984. Вып.746 С. 67−71.
  14. М.М., Второва Т. В. Гоголев A.B. Прогнозирование и оптимизация мощности депо по ремонту грузовых вагонов Тр. инст. инж. ж.д. тр-та. 1981, вып. 679, с.8−14
  15. В.И., Клевцов В. А., Муцянко В. И. Автоматизированная система проектирования технологии механической обработки. Приборы и системы управления.-1981.-№ 11.-С.2−3
  16. В.И., Клевцов В. А., Муцянко В. И. Технологические основы автоматизации проектирования процессов механической обработки. Автоматизация проектирования процессов механической обработки.: Межвузовский сб.-Владивосток. ДВПИ. 1981.-С. 16−29
  17. В.П. Совершенствование организации ремонта вагонов. Системный подход М. Транспорт, 1982. 152 с.
  18. В.П. Экономико-математическое моделирование производственной структуры вагоноремонтных предприятий Гомель, 1975. 65 с.
  19. В.П., Пигунов В. В. Автоматизация процесса подбора законов распределения случайных величин при решении задач оптимизации ремонта вагонов. Тр. Блорусского института инж. Ж.д. Транспорта. Совершенсовование конструкции и ремонта вагонов
  20. В.П., Пигунов В. В. АСУП и оптимальное планирование на вагоноремонтных предприятиях Гомель, 1980. 56 с.
  21. Ю.Х. Основы автоматизации проектирования. М.: Радио и связь, 1988 -280 с.
  22. В.П. Автоматизированное- < проектирование механосборочных цехов. Механизация и автоматизация производства. 1986. № 4. С. 27−29.
  23. В.Г. Эффективные пути повышения производительности вагонных депо. Роль молодых ученых и специалистов в развитии научно-технич. Прогресса на ж.д. Транспорте: Тезисы научно-техн. Конференции
  24. B.C. -ред. Технология вагоностроения и ремонта вагонов М. Транспорт, 1988. 381 с.
  25. .А., Смоленцев В. П., Черная Г. А. Интерактивная система автоматизированного проектирования технологических процессов обработки резанием // Вестник машиностроения. 1991. № 11. с 26−27
  26. Э.Н. Статистическое регулирование технологических процессов. Выбор экономически оптимального плана контроля. М.: Изд-во стандартов, 1976. 64 с.
  27. Г. К. ред. Автоматизированные системы технологической подготовки производства в машиностроении М. Машиностроение, 1976, 240 с
  28. Г. К., Бендерова Э. И. Технологическое проектирование в комплексных автоматизированных системах подготовки производства, м.: Машиностроение, 1981.-455 с.
  29. Г. К., Ткаченко Л. С., Кочуров В. А. Основы разработки автоматизированных систем технологической подготовки производства в машиностроении. Челябинск. ЧПИ. 1977 372с.
  30. A.B., Воробьев A.A. Оптимизация системы ремонта локомотивов М. Транспорт, 1994. 208 с.
  31. Г. Г., Ткач М. П. Формирование технологических процессов на последовательность переходов в САПР ТП сборки РЭА // Вопросы радиоэлектроники. Сер. ТПО. -1980, вып. 3. с. 3 — 7.
  32. К.Дж. Введение в системы баз данных М.: Диалектика, 1998. -784с
  33. Я. Проектирование и конструирование: Системный подход/ Пер. с польск. М.: Мир, 1981. 465 с.
  34. A.M., Львович Я. Е. Фролов В.Н. Автоматизированный анализ и оптимизацмя крнструкции и технологии РЭА. М.: Радио и связь, 1983.104 с.
  35. И.М. Система технологического проектирования контроля качества на машиностроительном предприятии. М.: Знание, 1975. 56 с.
  36. И.М., Скворцов Т. П., Чупырин В. Н. Организация проектирования систем технического контроля. -М.: Машиностроение, 1981.-191 с.
  37. И.М., Скворцов Т. П., Чупырин В. Н. Организация проектирования системы технического контроля. -М. Машиностроение, 1981. — 191 с.
  38. Г. Б. Основы инженерной системологии. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 56 с.
  39. ГБ. Системология инженерных знаний Учебное пособие.М.Изд-во МГТУ имени Н. Э. Баумана.2001. 374с
  40. Д.Г. Повышение долговечности и надежности подвижного состава технологическими методами. Межвузовский сборник. М., 1979
  41. Д.Г. Повышение прочности и надежности деталей подвижного состава прогрессивными технологическими методами. Межвузовский сборник. М., 1983
  42. В.А. Автоматизация проектирования предприятий Л: Машиностроение, 1983. 327
  43. В.А., Гранкин Б. К. Задачи унификации и автоматизациив проектировании предприятий. В кн. ЭВМ в проектировании и производстве. Л.: Машиностроение, Ленингр. От-е, 1983, 296 е., ил.
  44. В.А. Анализ влияния основных параметров механизированных линий на коэффицент надежности Труды МИИТа. Вып. 530. М., 1976
  45. И. А. Технологические размерные расчеты и способы их автоматизации. М.: Машиностроение, 1975. 222с.
  46. М.В., Перовская Е. И. Синтез системы планирования и управления технологическим участком дискретного производства. Вкн. ЭВМ в проектировании и производстве. JI.: Машиностроение, Ленингр. От-е, 1983, 296 е., ил.
  47. В.А. ред. Дефектоскопия деталей подвижного состава железных дорог и метрополитенов М. Транспорт, 1983. 315 с.
  48. В.Н., Коган B.JI. Разработка и применение программ автоматизации схемотехнического проектирования. М.: Радио и связь, 1984.-368 с.
  49. Имитационное моделирование производственных систем. //Под общ. ред. чл. кор. АН СССР A.A. Вавилова, — М.: Машиностроение- Берлин: Техника, 1983.-416 с.
  50. Капустин Н. М Разработка технологических процессов обработки деталей на станках с помощью ЭВМ М.: Машиностроение, 1976.-287 с
  51. Н.М. ред. Автоматизация машиностроения Высшая школа. 2002
  52. Н.М. ред. Автоматизация проектирования технологических процессов в машиностроении М.: Машиностроение, 1985.-304 с.
  53. Н.М. ред. Автоматизированная система проектирования технологических процессов механосборочного производства М.: МашиностроениеД979.-247 с.
  54. Н.М., Волков О. Ю., Цехмейструк В. А. Синтез структуры операций при изготовлении деталей в гибком автоматизированном производстве. Известия вузов. Машиностроение, 1984, с. 144−148.
  55. Н.М., Диланян Р. З., Волков О. Ю. Повышение эффективности автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей в машиностроении. Вестник машиностроения, 1983, № 6, с. 23−27
  56. Н.М., Загоруйко Е. А. Использование методов многокритериальной оптимизации при проектировании оптимальных станочных операций. Изв. Вузов. Сер. «Машиностроение».- 1979.-№ 8.-С.3−10.
  57. Н.М., Кузнецов П. М. Структурный синтез при автоматизированном проектировании технологических процессов деталей с использованием генетических алгоритмов //Информационные технологии, 1998. № 4. С 4−37.
  58. Н.М., Павлов В. В., Козлов JLA. И др. Диалоговое проектирование технологических процессов. М. Машиностроение, 1983,254 с
  59. В.В., Мешалкин В. П., Перов B.JI. Математические основы автоматизированного проетирования химических производств. М.: Химия. 1979. 320 с.
  60. A.B. АСУ в вагоноремонтном производстве М. Транспорт, 1978.174 с.
  61. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач М.: Радио и связь, 1990. 544 с
  62. И.М. Основы технологии машиностроения.-3-е изд., стер. М.: Высш. шк., 2001.-591 с.
  63. В.В. Автосцепка нового поколения Ж.д. Транспорт № И 2001
  64. Корчак С.Н.-ред., Кошин A.A., Ракович А. Г., Синицин Б. И. Системы автоматизированного проектирования технологических процессов, приспособлений и режущих инструментов Учебник для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1988.-352 е.: ил.
  65. Кочан И. T-FLEX DOCs 7: новый подход новые решения // САПР и графика.-2001. № 4, с 109−112
  66. М., Серавкин A. Urographies + Technologies: Инструменты конструктора и технолога// CADmaster. 2001. № 3.
  67. Д.В. Стандартизация в области САПР изделий и технологических процессов в машиностроении М.: Из-во стандартов, 1987, с 150
  68. Д.В., Шалаев П. А. Стандартизация в области систем автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов в машиностроении. М.: Изд-во стандартов, 1987. 152 с.
  69. Г. В., Смирнов О. Л., Гольман Г. Е. Алгоритм оптимизации последовательности сборки изделий методом динамического программирования.//Межвузовский сб. ЛИАП. 1984. — Вып.170. — с.28 -32.
  70. В.Н. Технологическая подготовка авийионного производства -М.: Машиностроение, 1984. 200 с.
  71. Л.Т., Строгановский B.C., Щукин Б. А. Банки данных в системах автоматизированного проектирования АСУТП М.: Машиностроение, 1984.-48 с.
  72. В.П. Восстановление шеек колесных пар напылением Ж.д. Транспорт № 1 2002
  73. Е., Коровкин С. Автоматизированная система управления производством для машиностроительного предприятия // САПР — и графика.-2001. № 1, с 79−82 •
  74. И.К. и др. Автоматизированная система управления локомотивным хозяйством. АСУТ М.: ОЦВ, 2002. 514с.
  75. М.С. Математическое моделирование и автоматизированное проектирование технологических процессов (систем) сборки.// Вопросы радиоэлектроники. Сер. ТПО. -1980, вып. 3. с. 84 — 87.
  76. В.П. И др. Автоматизация проектирования в системе технологической подготовки роботизированных ГПС// Разработка и внедрение АСУТП в условиях интенсификации производства. Л.:ЛДНТП, 1986. с.46−50.
  77. Ю.А. Сетевые модели при ремонте локомотивов М.: Транспорт
  78. Левыкин Ф.М.-ред. Дефектоскопия деталей локомотивов и вагонов М. Транспорт, 1974. 238 с.
  79. Р.Г. Повышение эффективности технологической подготовки производства за сче автоматизации на примере нефтяного машиностроения. М.: ЦНИИТИХИМНЕФТЕМАШ ХМ-15 /Автоматизированные системы управления и применение вычислительной техники, 1987. 36 с.
  80. А. Новая версия системы технологического проектирования «ТехноПро» // САПР и графика. 2001. № 6, с 46−48
  81. Л.Ю. Структурный и параметрический синтез гибких производственных систем. М.: Машиностроение, 1990. — 312 е.- -(Гибкие производственные системы.
  82. В.Г. Технологические основы гибких автоматических производств. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение. 1985 -176 с.
  83. В.В. и др. Вагоны. Общий курс. М.: Маршрут. 2004. 424с.
  84. А. САЭЕ-средства для автоматизации инженерной деятельности // САПР и графика. 2001. № 2, с 50−57
  85. Ю.Н. Методические рекомендации по созданию АСУ проектированием технологических процессов ремонта авиатехники в ГА. М.: В/О «Авиаремонт», 1985, 124 с.
  86. Ю.Н., Фролов В. П., Об основах математического обеспечения АСУ проектированием технологии ремонта АТ. Труды Всесоюзной научно-технич. Конференции. М. МИИГА, 1984, с. 116−120
  87. Г. А. Теория авторемонтного производства М. Транспорт, 1977.224 с.
  88. А.Г., Цвиркун А. Д. Кульба В.В. Автоматизация проектирования САУ. М.: Энергия, 1981. 328 с.
  89. Дж. Организация баз данных в вычислительных системах М.:Мир, 1979.-611 с
  90. В.В. Размерный анализ технологических процессов М.: Машиностроение 1982. 264 с.
  91. Д. Теория реляционных баз данных / Пер. с англ. М.: Мир, 1987. 608 с.
  92. Г. Н., Вороненко В. П. Проектирование механосборочных цехов./ Под ред. А. М. Дальского. М.:Машиностроение, 1990. — 352 с.
  93. Н. П. Щеголев В.А. Математические основы технологической подготовки гибкого автоматизированного производства М.: Изд-во стандартов.1985.-256 с.
  94. С.П. Групповая технология машиностроительного производства. Л.: Машиностроение, 1983, Т1.404 с.-Т2.376 с.
  95. С.П., Гульнов Ю. А. Куликов Д.Д. Автоматизация технологической подготовки серийного производства. М.: Машиностроение, 1974. 360 с.
  96. С.П., и др. Применение ЭВМ в технологической подготовке серийного произвлдства М.: Машиностроение, 1981.-287 с
  97. В.Б. И др. Исследование и прогнозирование технического состояния вагонного парка на основе анализа баз данных ГВЦ. Автоматика, связь. Информация. № 6. 2000. С.43
  98. H.H. Математические методы системного анализа М.: Наука, 1984
  99. К.В. Выбор рациональных путей повышения производственной мощности вагоноремонтных предприятий Межвузовский сб. научн. трудов. Вопросы совершенствования технологии. Организации и ремонта вагонов. М. 1984. С. 3−10.
  100. C.JI. ред. Технология машиностроения в 3-х кн. Часть2. Проектирование технологических процессов Учебное пособие в 3-х кн. СПб. Изд-во СПБГТУ, 2000. 498 с.
  101. . Современное линейное программирование Пер. с. англ.-М.Мир, 1984.-224 с.
  102. В.В. Использование метода статистического моделирования при проектировании поточных линий для ремонта вагонов Вопросы оптимизации деталей тележек и организации обслуживания вагонов. Сб. науч. Тр. Днепропетровск, 1985. С. 64−69
  103. В.В. Прогнозирование значений производительности труда в проектируемых вагоносборочных цехах при помощи регресссионных моделей Вопросы оптимизации деталей тележек и организации обслуживания вагонов. Сб. науч. Тр. Днепропетровск, 1985. С. 64−69
  104. В.В. Разработка структурно-информационной модели проектирования поточных вагоноремонтных линий Вопросы улучшения ходовых частей и обслуживания вагонов. Сб. науч. Тр. Днепропетровск, 1987- С. 80−83
  105. И.И. Математические модели М.: РГОТУПС
  106. В.В., Иванов С. Г. Обработка колес с повышенной твердостью обода Ж.д. Транспорт № 3 2002
  107. В.В., Иванов С. Г. Полубукса для подшипникового узла кассетного типа Ж.д. Транспорт № 3 2001
  108. O.A., Новикова М. О. Система комплексной автоматизации технологии (СКАТ). Новгород. Научные труды международной конференции «Технология 96», 1996, часть 1, с. 131 132
  109. O.A., Тянтов А. Я., Автоматическое проектирование модульных технологических процессов //Станки и инструмент. 1989. № 11. с.21−25
  110. O.A., Тянтов, А .Я., Концепция разработки САПР модульных технологических процессов //Станки и инструмент. 1990. № 11. с.16−19
  111. O.A., Тянтов, А .Я., Салатов Б. Х. Структурно-логическая модель описания детали в САПР модульной технологии //Авиационная промышленность № 2, 1989, Зс.
  112. B.C. Неразрушающий конроль и направления его развития Ж.д. Транспорт № 3 2002
  113. A.M. Поточно-конвейерные линии ремонта вагонов М. Транспорт, 1980. 137 с.
  114. И.П. Введение в автоматизированное проектирование технических устройств и систем М.: Высшая школа, 1985. 301 с.
  115. И.П. Основы автоматизированного проектирования. Учебник для вузов. М. Изд-во МГТУ имени Н. З. Баумана.2002. 334с
  116. И.П. Системы автоматизированного проектирования. Кн.1. Принципы построения и структура. Учебное пособие для втузов: В 9 кн.- Кн.1. М. Высш. Шк., 1986. -127с.: ил.
  117. Норенков И.П.-ред., Жук Д. М., Капустин Н. М., Комалов С. С. Системы автоматизированного проектирования. Кн. 8. Сборникпримеров изадач Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.8. М. Высш. Шк., 1986.-143с.: ил.
  118. Норенков И.П.-ред., Жук Д. М., Кузьмик П. К., Маничев В. Б. Системы автоматизированного проектирования. Кн.9. Иллюстрированный словарь Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.9. М. Высш. Шк., 1986.-159с.: ил.
  119. Норенков И.П.-ред., Булдакова Т. И ., Жук Д. М., Комалов С. С. Системы автоматизированного проектирования. Кн.7. Лабораторный практикум Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.7. М. Высш. Шк., 1986.-143с.:'ил.
  120. Норенков И.П.-ред., Жук Д. М., Мартышок В. А., Сомов П. А. Системы автоматизированного проектирования. Кн.2. Технические средства и операционные системы Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.2. М. Высш. Шк., 1986. -159с.: ил.
  121. Норенков И.П.-ред., Капустин Н. М., Васильев Г. Н. Системы автоматизированного проектирования. Кн.6. Автоматизация конструкторского и технологического проектирования Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.6. М. Высш. Шк., 1986. -191с.: ил.
  122. Норенков И.П.-ред., Кузьмик П. К., Маничев В. Б. Системы автоматизированного проектирования. Кн.5. Автоматизация функционального проектирования Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.5. М. Высш. Шк., 1986. -160с.: ил.
  123. Норенков И.П.-ред., Трудоношин В. А. Пивоварова. Системы автоматизированного проектирования. Кн.4. Математические модели технических объектов Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.4. М. Высш. Шк., 1986. -160с.: ил.
  124. Норенков И.П.-ред., Федорук В. Г., Черненький В. М. Системы автоматизированного проектирования. Кн.З. Информационное и прикладное программное обеспечение Учебное пособие для втузов: В 9кн.- Кн.З. М. Высш. Шк., 1986. -159с.: ил.
  125. И. Автоматизация при реконструкции и развитии промышленных объектов в России. Часть 1 //САПР и графика. 2001. № 6, с 110−113
  126. Г. В. Формальная теория комплексных промышленных систем автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства. В кн. ЭВМ в проектировании и производстве. Л.: Машиностроение, Ленингр. От-е, 1983, 296 е., ил.
  127. Н.В. и др Сетевое планирование и управление в отрасли вагоностроения Труды ВНИИВ, вып.9. М. 1969
  128. Н.В., Скиба И. Ф. Методика сшивания технологических сетевых моделей и вероятность создания изделий вагоностроения на их основе в директивный срок Труды ВНИИВ, вып.17.М. 1972
  129. Н.В., Скиба И. Ф. Оперативное управление ходом разработки и изготовления вагонов на основе сетевых графиков в вагоностроении Труды ВНИИВ, вып.17. М. 1972
  130. Н.В., Скиба И. Ф. Применение ЭВМ для расчета и оптимизации сетевых моделей управления техноогическими процессами создания вагонов Труды ВНИИВ, вып. 19. М. 1972
  131. В.В. Математическое обеспечение САПР в производстве лететельных аппаратов. М.: МФТИ, 1981. 64 с.
  132. В.В. Типовые математические модели в САПР ТПП М.: Мосстанкин, 1989.
  133. Ф.И. Моделирование процессов производства. М.: Машиностроение, 1984.-232 с
  134. А.И., Семенков О. И. Основы построения систем автоматизированного проектирования Киев: Вища школа. 1984.-296 с
  135. Ю.Н. ред. Основы ремонта машин М. Колос., 1972. 527 с.
  136. В.В. Изучение времени использования оборудования способом моментных наблюдений на вагоноремонтных предприятиях ж.д. Транспорта Белорусский НИИ НТИ и ТЭИ Госплана БССР. Наука и технич. Прогресс в машиностроении. Тезисы докладов.
  137. В.В. К вопросу внутрисистемного использования станочного оборудования на вагоноремонтных заводах БелИИЖТ. 12 научно-технич. Конференция кафедр института и секции
  138. В.В. К вопросу внутрисменного использования станочного оборудования на вагоноремонтных заводах В кн.Белорусский ин-т инж.ж. ж. д тр-та. Тез. Докл. Гомель, 1975. С. 90
  139. В.В. Методика и результаты проведения на ЭВМ имитационных экспериментов с моделями управления запасамивагоноремонтных предприятий В кн.Белорусский ин-т инж. Ж. Д. Тр-та Тез. Докл. Гомель, 1977. С. 39−40
  140. Ю.С., Сидоренко Л. И. Передвижные машины для безотцепочного ремонта вагонов М. Транспорт, 1979. 86 с. 145. .Половинкин А. И. ред. Алгоритмы оптимизации проектных решений М.:Энергия, 1976. — 264 с.
  141. М. В. Курников C.B. Построение системы автоматизированного проектирвания технологических процессов (АПТП) для ГАП Материалы межотраслевой конференции «Прогресс 84». М.: ВИМИ. !985.- 186 с.
  142. В.М. ред. Системное проектирование интегрированных производственных комплексов. Л.: Машиностроение. Ленинградское отд., 1986. — 319 с.
  143. А.Г. ред. Автоматизация проектирования технологических процессов и средств оснащения. Минск: ИТК АН Беларусь, 1997.
  144. Н.Е. И др. Методика исследования основных технико-экономических показателей работы участка по ремонту тормозного оборудования Вестник ВНИИЖТа. № 7, 1989. 46−48
  145. В.Ф. Генерирование моделей входящего потока вагонов для расчета на ЭВМ параметров поточно-конвейерных линий их ремонта Межвузовский сб. научн. статей. Гомель: БелИИЖТ, 1984. С. 43−48
  146. Райков Г. В. Алгоритм расчета оптимальной последовательности выполнения операций при ремонте вагонов Вестник ВНИИЖТ, 1976, № 5
  147. Г. В., Хаба Д. И. Развитие системы ТО и ремонта грузовых вагонов Ж.д. Транспорт № 8 2002
  148. Э.В., Аверченков В. И. Оптимизация технологических процессов механической обработки. /Отв. ред. Гавриш А.П.- АН УССР. Ин-т сверхтвердых материалов.- Киев: Наук. Думка, 1989. 192 с.
  149. САПР: Общие принципы разработки математических моделей объектов проектирования. Методические рекомендации. /Митин Б.С., и др. -М.: МАТИ, ВНИИНМАШ, 1980. 120 с.
  150. О.И. Введение в системы автоматизации проектирования. М.: Наука и техника, 1979. — 88 с.
  151. В.И. Обоснование долгосрочных тенденций функционирования и развития базы для деповского ремонта грузовых вагонов Тез.докл. Всесоюз. науч.-технич.конф. Гомель. 1985. — С. 357 358
  152. В.И., Бараш Ю. С. и др Актуальные проблемы совершенствования системы технич. обслуживания и ремонта грузовых вагонов на ж.д. СССР Ж.д. Траспорт: РЖ/ВИНИТИ № 3. Реф. ЗВ94 ДЕП.
  153. В.И., Бараш Ю. С. и др Поточные линии ремонта грузовых вагонов с гибким маневрированием Межвуз. сб. науч. Тр. «Динамика и прочность грузовых вагонов. МИИТ. М., 1986. С. 152−159
  154. К.А. ред., Жданов В. Н., Кривич О. Ю. Проектирование вагонных депо и ремонтных заводов. Учебное пособие. М.: РГОТУПС. 2002. — 143с.
  155. К. А. Автоматизация технологической подготовки производства. РГОТУПС: исследования, разработки, эксперименты Журнал Ж. Д. Транспорт № 8 2001. с. 51 -52
  156. К. А. Автоматизированное проектирование технологических процессов эфеективный инструмент внедрения ресурсосберегающих технологий Ресурсосберегающие технологии на ж.д. Транспорте. Сборник научных статей. СамУПС. 2003.
  157. К.А. Оптимальное проектирование технологических процессов вагоноремонтного производства. Межвузовский сборник научных трудов «Современные проблемы совершенствования работы ж.д. Транспорта». 2003.
  158. К.А. Повышение эффективности работы вагоноремонтных предприятий за счет перехода на автоматизированное проектирование технологической подготовки производства (сдана в НИС 17.11.02) Журнал «Наука и техника транспорта № 2 2003.
  159. К.А. Резервы повышения уровня механизации работ на пункте технического обслуживания (ПТО) Межвузовский сборник науч. тр., вып. 122, ВЗИИТ, 1984.
  160. К.А. Сокращение расходов на технологическую подготовку производства вагоноремонтных предприятий. Сборник ВИНИТИ «Транспорт. Наука, техника, управление» № 8 2002. с. 51 53
  161. К.А., Васильев A.B., Якушев A.C. Автоматизация проектирования вагонных депо Труды ВЗИИТа. 1990. с 72 74.
  162. К.А., Васильев A.B. Повышение надежности подвижного состава за счет применения элементов САПР ТП. Всесоюзная конференция. ВЗИИТ 1988. Тезисы докладов, с. 124 — 125
  163. К.А., Васильев A.B., Кисляков В. М., Торубаров К. Н. Совершенствование работы вагонного депо М-Киевская Труды ВЗИИТа. 1990. с. 68 71
  164. К.А., Ващенко С. Ф., Кучеренко A.B. Технологическую подготовку производства в вагонных депо на современный уровень Труды ВЗИИТа. 1990. с. 65 — 67
  165. К. А., Готаулин В. В. Снижение энергозатрат железнодорожного транспорта за счет повышения качества ремонта и технического обслуживания вагонов Энергосберегающие технологии на ж.д. Транспорте. Сборник научных статей. РГОТУПС. 2002.
  166. К.А., Готаулин В. В. Ультразвуковой контроль колесных пар и безопасность движения поездов Безопасность движения на ж.д. Транспорте. Сборник научных статей. РГОТУПС. 2002. с. 49 51
  167. К.А., Гундаев И. В. Модели технологических процессов вагоноремонтного производства. Межвузовский сборник научных трудов «Современные проблемы совершенствования работы ж.д. Транспорта». 2003.
  168. К.А., Кривич О. Ю., Чернова Т. Г. Оценка затрат ресурсов в технологических процессах ремонта вагонов Ресурсосберегающие технологии на ж.д. Транспорте. Сборник научных статей. СамУПС. 2003 г.
  169. К.А., Кривич О. Ю., Чернова Т. Г. Вагонное депо. Инструктивный материал в вопросах и ответах. «Оформление технологической документации в вагонных депо и ДОП (по РТМ 32 ЦВ-200−87) для технологов вагонных депо». -М.: ИПЦ «Желдориздат». 2002 99 с.
  170. К.А., Насибулин Ф. Ф. Пути поиска энергосберегающих технологий при техническом осмотре и ремонте вагонов Энергосберегающие технологии на ж.д. Транспорте. Сборник научных статей. РГОТУПС. 2002.
  171. К.А., Пириев А. К. Проблемы автоматизации форм отчетности колесно-роликовых подразделений вагоноремонтного производства. Энергосберегающие технологии на ж.д. Транспорте. Сборник научных статей. РГОТУПС. 2002. с. 57 60
  172. Синтез структуры САПР технологических процессов из унифицированных блоков. Метод. Рекомендации./Курочкин В.Ф. И др. -М.: ВНИИНМАШ, 1989. 63 с.
  173. Система автоматизированного проектирования технологических процессов (АРМ-технолог): Руководство пользователя./ ПО «СИСТЕМА». -Новосибирск, 1990. 44 с.
  174. Система автоматизированного проектирования технологических процессов на предприятиях МПС ВНТО железнодорожников и транспортных строителей М.: Транспорт, 1989.
  175. Системы автоматизированного проектирования./ Под ред. Дж. Аллана/Пер. с англ. -М.: Наука. Гл. ред. Физ.-мат. Лит., 1985. 376 с.
  176. И.Ф. и др. Комплексная механизация и автоматизация ремонта подвижного состава М. Транспорт, 1977. 243 с.
  177. И.Ф. Экономическая эффективность новой техники, организации и технологии ремонта вагонов М. Транспорт, 1964. 243 с.
  178. И.Ф., Ежиков В. А. Комплексно-механизированные поточные линии в вагоноремонтном производстве М. Транспорт, 1982. 136 с.
  179. И.Ф., Мотовилов К. В. Анализ путей повышения экономической эффективности вагоноремонтных заводов Межвузовский сб. научн. трудов. Вопросы совершенствования технологии. Организации и ремонта вагонов. М. 1984. С. 35−43.
  180. В.В. Устранение износосв в стальном корпусе буксы Ж.д. Транспорт № i 2002
  181. В.П. Комплексная автоматизация технологического проектирования в гибких производствах. Диссертация на соискание ученой степени доктора техн.наук. М.: МГАТУ им. Циолковского, 1995.- 343 с.
  182. М.М. Диагностирование вагонов М. Транспорт, 1990. 197 с.
  183. А.П. Основы технологии машиностроения. JI. Машгиз, 1938. Т1. 680 с.
  184. Ю.М. ред. И др. Автоматизированное проектирование и производство в машиностроении М.: Машиностроение, 1986.-256 с
  185. Р.И. Автоматизация проектирования гироприборов. В сб. Автоматизация в приборостроении. JI. ЛИАП, 1980, с 8−12.
  186. Р.И. Система автоматизации проектирования -инструментарий проектировщика.- В кн. ЭВМ в проектировании и производстве. JI.: Машиностроение, Ленингр. От-е, 1983, 296 е., ил.
  187. Р.И., Ковтун И. В. К вопросу математического моделирования объектов в технологических процессах. В сб.: Математическое и алгоритмическое обеспечение САУ ТП, Ташкент 1980, с. 32−33.
  188. Р.И., Ковтун И. В., Пресняк A.C. Аналитические преобразования на цифровых ЭВМ в исследовании и проектировании промышленных систем. В кн. ЭВМ в проектировании и производстве. Л.: Машиностроение, Ленингр. От-е, 1983, 296 е., ил.
  189. Б. Г. Пуусепп М.Э., Таваст P.P. Анализ и моделирование производственных систем. -М.: Финансы и статистика, 1987. 191 с.
  190. Л.В., Зеленин И. Г. Механизация и автоматизация производственных процессов при ремонте пассажирских вагонов М. Транспорт, 1974. 86 с.
  191. .Г., Тыугу Э. Х. Представление машиностроительных знаний в базах знаний и персональных САПР // Вест. АН СССР. 1988. № 5
  192. О.Н., Кузнецов А. П. Современные автоматизированные системы проектирования технологических процессов в машиностронии. Обзор М.: ВНИИМАШ, 1984, с 72
  193. Трощинский Е. Technologies: нестандартные методы применения и новые результаты // CADmaster. 2002. № 4.
  194. П.А., Карпычев В. А., Овечников М. Н. Надежность рельсового нетягового подвижного состава М. ИГ «Вариант», 1999. 416 с.
  195. П.А., Моксяков А. П., Аверин В. Н., Карелина М. В. Обоснование структуры и параметров системы ремонта изделий машиностроения Механизация и автоматизация производства. -М., 1991. № 11. С. 35−39
  196. И.Ф. Диалоговое взаимодействие человека и ЭВМ в САПР ТП. Сер 9. Обзорная информ. М.:'ВНИИТЭМР. Вып.1. 1987. -406 с.
  197. Е.А. Автоматизация проектирования сложных технических систем // Вест. АН СССР. 1986. № 10. с. 40−49
  198. Р. ред. Экспертные системы. Принципы работы и примеры.: Пер. с англ. — м.: Радио и связь, 1987. — 224 с.
  199. В.П. Проблемы авиаремонтного производства в повышении эффективности использования летательных аппаратов и безопасности полетов. Вестник машиностроения, 1984, № 10, с.4−6.
  200. В.П., ЖелудковА.П., Макин Ю. Н. Повышение технического уровня ремонта авиационной техники путем автоматизации проектирования технологических процессов. В кн. Вопросы обеспечения технического уровня самолетов ГА. М.: МИИГА, 1984, с. 77−84.
  201. К. и др. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов М.: Мир, 1977
  202. . Автоматизированное проектирование и производство: Пер. с англ. М.: Мир, 1991.-296 с.
  203. М.З., Новиков O.A., Лавровская И. Б. Автоматизированное проектирование процесса резьбонакатывания. Сб. трудов МГТУ им. Баумана, 1991. -17 с.
  204. A.A. Параметры перспективных двухосных тележек. М.:Транспорт. Труды ВНИИЖТа. Вып.639, 1981, с.51−60.
  205. М.П. Измерительные информационные системы. Структуры и алгоритмы: Схемотехническое проектирование. М.: Энергоиздат, 1985. 429с.
  206. Цветков В. Д Методы автоматизации проектирования технологических процессов. В кн. ЭВМ в проектировании и производстве. JI.: Машиностроение, Ленингр. От-е, 1983, 296 е., ил.
  207. В.Д. Система автоматизированного проектирования технологических процессов М. .'Машиностроение, 1979
  208. В.Д. Системно-структурное моделирование и автоматизация проектирования технологических процессов. Минск: Наука и техника, 1979. -261 с.
  209. В.Д., Петровский А. И., Толкачев A.A. Проблемно-ориентированные языки систем автоматизированного технологического проектирования Минск: Наука и техника, 1984.-192 с.
  210. А.Д., Акинфиев В. К., Филиппов В. Д. Имитационное моделирование в задачех синтеза структуры сложных систем (оптимизационно-имитационный подход) -М.: Наука, 1985. 173 с.
  211. Д., Лоховски Ф. Модели данных/ Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 1985. 344с.
  212. В.Н. Эксплуатационная надежность КП грузовых вагонов Ж.д. Транспорт № 3 2002
  213. В.Н., Петров В.А, Надежность роликовых подшипников в буксах вагонов М. Транспорт, 1982. 96 с.
  214. Д.В. Основы выбора технологического процесса механической обработки. М.: Машгиз, 1963. 320 с.
  215. .Е., Боброва И. В. и др Автоматизированные системы технологической подготовки производствам.-: Энергия, 1975.-137 с
  216. .Е., Боброва И. В. и др. Автоматизация проектирования технологии в машиностроении М.: Машиностроение, 1987.-263 с
  217. A.B., Андреев В. А. Оптимизация технологических процессов испытаний бортовых систем летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1983. — 384 с.
  218. К. Система Technologies. Переход от автоматизации технической подготовки производства к задачам планирования и управления // CADmaster. 2002. № 1.
  219. Н.В. Экспертные компоненты САПР. -М.: Машиностроение, 1991. 240 с.
  220. В.Г. Автоматизация технического нормирования процессов контроля качества продукции. Технология и организация производства. 1982. № 1. С.11−14.
  221. В.Г. Алгоритмизация автоматизированного выбора универсальных средств технологического оснащения входногоконтроля. Механизация и автоматизация производства, 1982. № 5. С. 24−26.
  222. В.Н. К вопросу оценки уровня процессов технического контроля в машиностроении./Тр. ВНИИНМАШ. М.: 1981. Вып. XXXIX, с. 6−18.
  223. П.А. Автоматизация подготовки производства на основе типовых решений. М.: Экономика, 1978. 55 с.
  224. Шац Я. Ю. Основы оптимизации и автоматизации проектно-конструкторских работ с помощью ЭВМ. M.-JL: Машиностроение 1969. 400 с.
  225. Ю.И. Принципы построения диагнозоспособных систем проектирвания БИС. В кн. ЭВМ в проектировании и производстве. JI.: Машиностроение, Ленингр. От-ё, 1983, 296 е., ил.
  226. В.Г. Системный анализ и структура управления М.: Знание .
  227. A.A., Голечков Ю. И. Математические модели. Часть 1 и 2 М.: ВЗИИТ
  228. А.Д., Дмитриев В. А., Гусаков В. И. Организация, планирование и управление производством по ремонту подвижного состава. М.: Транспорт, 1997. 343 с.
  229. В.Б., Павленко А. Ф., Емельянов В. Ю. Ремонт вагонов сваркой: Справочник. М. Транспорт, 1983. 246 с.
  230. Г., Краузе Ф. Л. Автоматизированное проектирование в машиностроении.: Пер. с нем. -М.: Машиностроение, 1988. -648 с.
  231. Ю.А., Шаров A.A. Системы и модели // М.: Радио и связь. 1982. 152 с.
  232. А., Чилингаров К. Использование существующих баз данных при внедрении автоматизированной системы подготовки производства // САПР и графика. 2001. № 4, с 14−16
  233. И.П. Моделирование механизма принятия решений (Управление производством). -М.: Наука, 1976. -276 с.
  234. Н.М. Распределение функций между технологом и ЭВМ при подготовке управляющих программ для токарных станков с ЧПУ. М.: Изд-во АН СССР, 1982, XXXV, № 5, с. 151−152.
  235. У.Д. Как интегрировать САПР и АСТПП. Управление и технология.: Пер с англ. -М.: Машиностроение, 1990. 320 с.
  236. Э. Автоматизированное проектирование автомобилей. Автомобильная промышленность США. 1984. № 1. С. 14−17
  237. Дж., Кутс М. Экспертные системы. Концепции и примеры.: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1987. — 191 с. >
  238. Е. Компьютеризация подготовки производства в едином информационном пространстве // САПР и графика. 2001. № 3, с 48−51
  239. И.М. Математические структуры и математическое моделирование М.:Советское радио, 1980
  240. A.C., Волгонин В. И., Щербаков Е. С. Принципы построения имитационной модели гибкого автоматизированного сборочно-монтажного производства приборной аппаратуры. // Межвуз. сб. ЛИАП. 1984. — Вып. 170 — с. 22 — 28.
  241. Adiba М. and Delobel С. The problem of the cooperation between different D. В. M. S. Architecture and Models in Data Base Management Systems, North Holland. (1977). Amsterdam, p. 165−168
  242. Adiba M., Delobel C. and Leonard. A unified appoach for modelling data in logical data base design. Modelling in Data Base Management Systems, North Holland. (1976). Amsterdam, p. 311−338
  243. Brosey M. and Sneiderman B. Two experimental comparisons of relational and hierarchical database models. (1978). Int. Man Machine Stude., 10, p. 625−637
  244. Childs D.L. Extendet Set Theory, a Foundation for the Design, Implementation and Operation of Information Systems. (1974). STIS Corp., Ann Anbor, MI
  245. Everest G.C. Data Base Management: Obgectives, System Functions and Administration. (1977). McGraw-Hill, New York
  246. Fry J.P. and Sibley E.H. The evolution of database management system. (1976). ACM Comput. Surv., 8, p. 7−42.
  247. Godd E.F. Extending the database relation model to capture more meaning. (1979). ACM Trans. Database Syst., 4, p. 397−434
  248. Hardgrave W.T. Positional set notation. (1981). In: Advances in Database Management 2, Heyden and Son, New York.
  249. Haseman W.D. and Whinston A.B. Introduction to Data Management. (1977). Richard D. Irwin, Homewood, IL.
  250. Kroenke D. Database Processing: Fundamentals, Modeling, Applications (1977). Science Research Associates, Palo Aito, CA.
  251. Langefors B. Information systems theory. (1977). Inf. Syst., 2 p.207−219
  252. Myasnikov V.A., Ignatiev M.B., Perovskaj E.I. Description formalization of technological process for robot system synthesis Proc. of the 7-th ISIR/Tokio, 1977
  253. Mylopoulos J., Bernstein P.A. and Wong H.K.T. A language facility for designing database-intensive applications. (1980). ACM Trans. Databsase Syst. 5 p. 185−207
  254. Ross R.G. Data Base Systems: Design, Implementation and Management. (1978). Amacom, New York.
  255. Rothnie J. B. ana Hardgrave W.T. Data Model Teory: A Beginning. (1976). College Park. MD.
  256. R. (ed.) Data Models: Data-Structure-Set versus Relational. (1974). Proc. ACM SIGMOD. ACM, New York.
  257. Senko M. E. Diam as detaled example of the ANSI SPARC architecture. (1976). In: Modelling in Data Base Management Systems, Nord Holland, Amstedam, p. 73−94.
  258. Smith J.M. and Smith D.C.P. Database abstractions: Aggregation and generalisation. (1977a). ACM Trans. Database Syst., 2, p. 105−133.
  259. Ullman J.D. Principles of Database Systems. (1980). Computer Science Press, Potomac, MD, p. 23−44.1. Ц-0Ь-5/п^ -т.*.
  260. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  261. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА ВАГОНОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Заполнить форму текущей работой