Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту выносятся следующие положения: 1. Экологическая субкультура детей выступает как элемент общечеловеческого культурно-экологического поля с одной стороны, и как элемент детской субкультуры с другой. Экологическая субкультура детей создает зону вариативного экологического развития детей, представлена совокупностью разнообразных форм эколого-ориентированной активности, тесно связана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования
    • 1. 1. Состояние проблемы экологического развития детей дошкольного возраста в детской субкультуре
    • 1. 2. Экологическая субкультура детей: содержание, структура, компоненты
    • 1. 3. Этапы становления экологической субкультуры детей, их характеристика
    • 1. 4. Педагогические условия становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Экспериментальная работа по изучению влияния педагогического сопровождения на процесс становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования
    • 2. 1. Педагогический инструментарий изучения становления экологической субкультуры детей
    • 2. 2. Педагогическое сопровождение становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по становлению экологической субкультуры детей
  • Выводы по II главе

Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования.

Современное общество представлено различными субкультурами, постоянно взаимодействующими друг с другом. Каждая субкультура является носителем части культуры (традиций), в том числе и экологической, которая передается новым поколениям в виде социального и духовного опыта взаимодействия с природой. Будущее России связывается с детьми, их способностью сохранять культурные традиции в целом и экологические природоохранные традиции в частности. Становление экологической субкультуры подрастающего поколения позволит успешно решать чрезвычайно сложные и многогранные экологические проблемы современного мира.

В связи с этим возрастает интерес к проблеме становления экологической субкультуры детей, которая выступает «хранилищем» традиционной экологической культуры и отражает социально-экологические перемены современного общества. Знание специфических особенностей становления экологической субкультуры, современных детей позволяет максимально эффективно решать задачи личностной социализации, развития и самореализации каждого ребенка в быстроменяющихся социально-культурных условиях современной жизни.

Однако до сих пор многие проблемы детской субкультуры остаются неисследованными, в том числе и проблема становления экологической субкультуры детей.

Преобразования в социальной сфере, новые социальные отношения обуславливают изменение требований к экологической культуре со стороны общества, переход от культивирования знаний, умений и навыков в ней к личностной компетентности в различных сферах бытия.

Поэтому актуальным становится поиск эффективного педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования. Становление экологической субкультуры как нравственного ориентира во взаимодействии с природой и друг с другом призвано обеспечить преодоление отчужденности современных детей от окружающей природы, восприятие экологических проблем как личностно значимых для всех и для каждого ребенка в отдельности.

К сожалению, российская культура на рубеже веков утратила функции духовно-нравственного самоопределения человека, механизмы культурной преемственности поколений деформировались, а резкие ценностно-нормативные изменения и их неопределенность самым негативным образом сказались на культуре молодого поколения.

Таким образом, актуальность настоящего исследования заключается в:

• необходимости определения места и роли экологической субкультуры детей в жизни ребенка и общества;

• важности реализации через экологическую субкультуру детей высоких духовных ценностей традиционной экологической культурыпотребности критического осмысления теоретических разработок и практической деятельности в области пространства экологической культуры детейотсутствием педагогических исследований, вскрывающих современное состояние и перспективы сохранения и развития экологической субкультуры детей;

• теоретической и практической неизученности данной проблемы.

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Это внимание обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании.

Сегодня сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков, познавательной и творческой активности ребенка. В практике наметился переход к использованию разнообразных форм и методов экологического образования детей.

Экологическое образование призвано разрешить проблемы взаимоотношений общества и природы, сохранения природной среды и реализации принципов устойчивого развития страны. Начальным этапом становления системы экологической субкультуры нации является дошкольный период.

Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития и об экологической субкультуре можно говорить лишь условно. Тем не менее, уже в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами.

Преобразования в социальной сфере, новые социальные отношения обусловили изменение требований к экологической культуре личности со стороны общества. Данные требования к личности от знаний, умений и навыков сместились к личностной компетентности в различных сферах бытия. Поэтому актуальным становится поиск комплекса условий: содержания, средств, методов экологического образования, обеспечивающих преодоление отчужденности современных детей от окружающей природы, восприятия экологических проблем как лично-стно значимых для всех и для каждого в отдельности, а в конечном итоге обеспечивающих развитие экологической субкультуры как нравственного ориентира во взаимодействии с природой и друг с другом.

Вопросы экологического образования тесно связываются с развитием личности человека, с изменением его сознания. (Е.В. Бондаревская, С. Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Н. Н. Кондратьева, А. Н. Кочергин, Д. Н. Кавтарадзе, Л. В. Моисеева, Н. Д. Никандров, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, И. А. Хайдурова, В. А. Ясвин и др.).

Период дошкольного детства характеризуется активной познавательной деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей, а отношения детей с природой очень сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Можно считать достаточно разработанными принципы отбора содержания и использования определенных форм и методов экологического образования в педагогике дошкольного детства. В современной науке отмечается единение мнений относительно цели и результата экологического образования дошкольников, адекватного возрасту и соотносимого с экологической ответственностью как личностным качеством и показателем экологической культуры. Хотя разные авторы значительно расходятся в понимании характера формируемого отношения детей к природе: от «эмоционально-чувственного» до «осознанно-правильного», тем не менее, они едины в одном — необходимо формировать экологическое сознание личности.

Однако, психолого-педагогические исследования (Е.Б. Амирова, Н.С. Деж-никова, А. А. Калмыков, В. А. Ясвин и др.) показывают, что даже на уровне старших дошкольников, широко информированных в области экологических проблем, владеющих навыками и приемами природосообразной деятельности, не происходит трансформации полученных знаний и умений в деятельность, отношение, поведение — связь между уровнем знаний в области окружающей среды и сознательным, бережным к ней отношением отсутствует, высокая экологическая эрудиция вполне может совмещаться с низким уровнем развития отношения личности к природе.

Результаты научно-теоретических и экспериментальных исследований в области экологической психологии и педагогики детства (С.Д. Дерябо, А. В. Миронов, JI.B. Моисеева, Л. П. Салеева, З. И. Тюмасева и др.) свидетельствуют о сложившимся понимании процессов развития отношений ребенка с ближайшим природным окружением. Многообразие и вариативность программ экологического образования детей дошкольного возраста (В.И. Ашиков, С. Г. Кикнадзе, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Г. И. Попова, Т. В. Потапова, Н. А. Рыжова,.

Н.А. Рюкбейль и др.) показывают существенные достижения в разработке содержания экологического образования, в создании педагогических условий, обеспечивающих принятие дошкольниками экокультурных ценностей, овладение умениями грамотного взаимодействия с природой, развитие экологического мышления и экологической воспитанности детей.

Экологическое образование как необходимое условие перехода на модель «устойчивого развития», социально-экологического идеала, выступает фактором формирования экологической культуры личности, что отражено в работах и исследованиях И. Д. Зверева, Н. Н. Моисеева, И. Т. Суравегиной и др.

Большую ценность в теоретическом обосновании исследования представили работы, посвященные изучению особенностей освоения детьми дошкольного возраста окружающего мира и ценностного ориентирования в нем (В.В. Зеньковский, Н. И. Непомнящая, М. В. Осорина и др.). Проблема ценностных ориентаций в системе экологического образования отражена в работах С. Н. Глазачева, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Н. М. Мамедова, B.JI. Сенкевич, И. Т. Суравегиной. Важную роль духовной составляющей в целостности человека подчеркивали Б. А. Аркин, П. П. Блонский, B.C. Соловьев и др. Культурологический подход к проблеме обозначился в работах Н. Н. Вересова.

Вопросы нравственно-экологического воспитания детей отражены в работах и исследованиях С. В. Алексеева, С. В. Васильева, Н. Н. Вересова, Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Груздевой, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, J1.B. Моисеевой, И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной.

Результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры (философские, экономические, правовые, этические, научно-технические, культурно-исторические и др.), содержатся в работах A.M. Галеевой, Ю. Ю. Галкина, J1.H. Когана, Э. С. Маркаряна, Е. В. Никоноровой, М. Ю. Солдаткиной, М. Д. Зверева, Ю. П. Ожегова, А. В. Яблокова и др.

Теоретические исследования способствуют накоплению научных представлений, однако до сих пор не разработаны эффективные стратегии становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования. Экологическое образование рассматривается поверхностно, без учета тех компонентов, которые формируют внутренний мир ребенка.

Концептуальные положения экологического образования, отраженные в трудах Б. Т. Лихачева, С. Н. Николаевой, Л.П. Симоновой-Салеевой, А. Е. Тихоновой и других, позволили нам запланировать разработку педагогических условий становления экологической субкультуры дошкольников.

Субкультурные различия наиболее активно исследуются в рамках таких научных областей как философия, этнография и социология (Я.П. Гарелин, В. Н. Добровольский, П. М. Дуров, Л. Г. Ионин, С. И. Левикова, Д. С. Лихачев, К. Б. Соколов, М. Соколов, Н. Н. Слюсаревский, Н. А. Хренов, Т. Б. Щепанская и др.). Однако каждая область знаний решает лишь интересующие ее задачи, связанные в основном с выявлением субкультурных различий через описание быта, фольклора, традиций, языка, социального статуса группы и т. п.

Значительный вклад в анализ субкультуры детства внесли этнографические исследования (М. Мид, И. С. Кон, Г. Г. Шпет, Т. Г. Стефаненко и др.). Основное содержание этих исследований связано с характеристикой этнического своеобразия вхождения ребенка в мир культуры взрослых (инкультурация).

Проблема субкультурных различий также находит свое отражение в социальной психологии и педагогике в рамках исследования коллективного и группового взаимодействия, психологии больших и малых социальных групп, групповой социализации и социализации личности под влиянием группы (Г.М. Андреева, А. И. Донцов, А. В. Мудрик, Е. Е. Сапогова, Т. Г. Стефаненко и др.).

Проблема изучения традиционной детской субкультуры в современной науке до сих пор не получила широкого специализированного исследования. Однако следует заметить, что в той или иной степени она затрагивалась в работах как зарубежных авторов (М. Мид, Й. Хейзинга и др.), так и отечественных ученых советского исторического периода (Г.С. Виноградов, О. И. Капица, И. С. Кон, Е.А. Покровский).

Анализ научной литературы показывает, что интерес к детской субкультуре, наметился лишь в последние десятилетия. Долгое время интерес исследователей привлекали лишь такие субкультуры как молодежные и «отклоняющиеся» (де-виантные, криминальные), то есть те, которые вступали в определенное противоречие по отношению к господствующей культуре общества.

На сегодняшний день различные аспекты детских субкультурных особенностей представлены в исследованиях В. В. Абраменковой — развитие отношений ребенка в детской субкультуреМ.А. Козловская — детская субкультура как способ освоения мира дошкольникамиЕ.Ю. Копейкиной — субкультура детства как единый социокультурный хронотопЕ.Е. Сапогова — построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личностиЕ.О.Смирнова, Р. Е. Радева — психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультурыМ.В. Осорина — психология детской субкультуры и др.

Смысл и значение детства и детской субкультуры как социально-исторического явления рассматривают А. Баркан, М. Д. Дональдсон, В. Т. Кудрявцев, В. Д. Шадриков и др.

Экологическую субкультуру как форму существования описывает А.Д. Кле-щев, а Г. П. Сикорская видит в экологической субкультуре образовательный систе-мокомплекс. Субкультуру детства как источник экологического развития ребенка, а также экологическую субкультуру детства и саморазвитие ребенка в ней изучает В. А. Зебзеева.

Таким образом, психолого-педагогическими исследованиями создан определенный фундамент для разработки теории и категориального аппарата для описания экологической субкультуры детей, качественной и количественной диагностики, способов коррекции ее проявлений.

Анализ литературы и практики дошкольного образования позволил нам обозначить противоречия между:

1. потребностью общества в поиске эффективных способов экологического образования подрастающего поколения и невостребованностью потенциала экологической субкультуры как способа экологического развития детей;

2. разработанностью теоретических основ экологического образования детей дошкольного возраста и отсутствием теоретического обоснования процесса становления экологической субкультуры детей, описанием содержания, структуры, функций экологической субкультуры детей и этапов ее становления;

3. необходимостью целостного социально-личностного развития дошкольников в системе дошкольного образования и отсутствием целостного подхода к становлению экологической субкультуры детей;

4. потребностью экологического образования в новых формах и методах работы с детьми дошкольного возраста и неразработанностью педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей.

Проблема исследования заключается в выявлении педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей, обеспечивающего эффективное экологическое развитие личности ребенка в системе дошкольного образования. Решение данной проблемы и ее актуальность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

Объект исследования — субкультура детей.

Предмет исследования — педагогическое сопровождение процесса становления экологической субкультуры детей.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования будет проходить эффективно если:

1. экологическая субкультура детей будет рассматриваться как совокупность «образа мира» и «образа жизни», где «образ мира» — внутреннее «ядро» субкультуры, формирующееся в сознании представителей детской субкультуры под влиянием экологического образования и включающее нравственные ценности, представления, экологический идеал, способ мышления и оценки действительности, а также эмоциональные переживания, а «образ жизни» -внешняя сторона, которая формируется под воздействием обыденной культуры, представленной «сетью» взаимопереплетающихся субкультур и проявляется в играх, речи, поведении и «вещной среде»;

2. процесс становления экологической субкультуры детей будет рассматриваться как постепенное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательная смена этапов экологического развития детского сообщества и количественное и качественное расширение содержания экологической субкультуры детей;

3. будет осуществляться педагогическое сопровождение процесса становления экологической субкультуры детей, включающее организацию ценностно-экологических практик, использование педагогического инструментария для изучения становления экологической субкультуры детей, повышение экологической культуры педагогов и родителей;

4. для реализации обозначенного педагогического сопровождения будет разработана программа «Практики ценностной экологии», методические рекомендации для воспитателей по организации педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей, спецкурс для подготовки воспитателей «Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей»;

5. в процессе организации ценнностно-экологических практик в специально организованных и нерегламентируемых видах деятельности дети будут включаться в решение проблемных экологических ситуаций развития с целью приобретения экологического опыта взаимодействия с природой и его реализацию. В результате дети овладевают способами действий, культурно-экологическими нормами взаимодействия с природой.

6. будет отслеживаться степень проявления экологической составляющей субкультуры детей в разных видах самостоятельной деятельности, влияние субкультуры детей на формирование экологических предпочтений и ценностей каждого ее представителя, степень предпочтения детским сообществом эколого-ориентированной деятельности и способ построения группового взаимодействия с природными объектами.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

2. Уточнить содержание понятия «экологическая субкультура детей», его структуру, компоненты, функции, дать определение понятию «процесс становления экологической субкультуры детей».

3. Определить этапы становления экологической субкультуры детей и дать их характеристику.

4. Теоретически обосновать и разработать модель становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

5. Подобрать и систематизировать педагогический инструментарий для изучения процесса становления экологической субкультуры детей.

6. Разработать программу педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей «Практики ценностной экологии», спецкурс для подготовки воспитателей «Воспитательная деятельность педагога как фактор становления экологической субкультуры детей», методические рекомендации для воспитателей по организации педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей.

Методологической и теоретической основой исследования являются идеи: экологического образования (А.А. Вербицкий, С. Д. Дерябо, Н. Н. Моисеев, Н.А. Рыжова) — о целостном индивидуальном и групповом восприятии окружающей действительности (Г.М. Андреев, Е. А. Климов, В. В. Петухов, С.Д. Смирнов) — анализа детства с позиций культурологии (А.В. Дахин, В. П. Кожевников, Е. Ю. Копейкина, В. А. Кутырев и др.) — становления детской субкультуры и развития ребенка в ней (В.В. Абраменкова, В. А. Зебзеева, М. А. Козловская, М.В. Осо-рина, Е. Е. Сапогова и др.) — теории: деятельности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, C.JI. Рубинштейн) — становления субъектности ребенка (А.В. Ильин, Н. Б. Крылова, С. П. Козырева, Л.П. Стрелкова) — искусства как средства обмена общечеловеческими ценностями (М.С. Каган, P.M. Чумичева) — концепции: экологического воспитания (И.Д. Зверев, Н. М. Мамедов, С. Н. Николаева, И.Т. Суравегина) — культурно-исторического развития личности (Л.С. Выготский) — положения о сущности и функциях педагогической диагностики в экологическом образовании (Л.В. Моисеева).

Мы применяли общенаучные методы системного, личностно-деятельностного и культурологического подходов при исследовании процесса становления экологической субкультуры детей.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы, систематизация и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за деятельностью детей и анализ продуктов деятельности, беседа, анкетирование, метод проблемных ситуаций, количественный и качественный анализ полученных данных, методы математической обработки и графическая обработка результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных образовательных учреждений г. Оренбурга и Оренбургской области. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 98 педагогов, 110 детей, 36 родителей.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2001;2004) — организационно-подготовительном — изучались и анализировались философские, психолого-педагогические отечественные и зарубежные источники. Определялись методологические и теоретические основы исследованияформулировались проблема, цель, задачи исследованияподбирался диагностический инструментарий для изучения процесса становления экологической субкультуры детей в условиях дошкольного образованияпроводился констатирующий эксперимент по определению уровней становления экологической субкультуры детей. Основными методами в этот период были: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, беседы, математическая обработка фактического материала.

На втором этапе (2004;2007) — содержательно-технологическом — разрабатывалась программа «Практики ценностной экологии», осуществлялось педагогическое сопровождение экологического развития детей в детской субкультуре, организовывались ценностно-экологические практики с детьми, работа с педагогами по повышению их компетентности в вопросах становления экологической субкультуры детей и взаимодействие с семьями воспитанников, изучался процесс становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

На третьем этапе (2007;2009) — итогово-диагностическом — осуществлялся анализ и теоретическое обоснование данных опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей, уточнялись отдельные теоретические положения. На этом этапе обобщались результаты эксперимента и оформлялись материалы диссертационного исследования. Разрабатывались методические рекомендации по педагогическому сопровождению процесса становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Уточнено понятие «экологическая субкультура детей» как совокупность «образа мира» и «образа жизни», где «образ мира» — внутреннее «ядро» субкультуры, формирующееся в сознании представителей детской субкультуры под влиянием экологического образования и включающее нравственные ценности, представления, экологический идеал, способ мышления и оценки действительности, а также эмоциональные переживания, а «образ жизни» -внешняя сторона, которая формируется под воздействием обыденной культуры, представленной «сетью» взаимопереплетающихся субкультур и проявляется в играх, речи, поведении и «вещной среде», определены ее структурно-содержательные и структурно-функциональные характеристики потенциал для экологического развития представителей детского сообщества.

2. Уточнено понятие «процесс становления экологической субкультуры детей», которое рассматривается как постепенное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательная смена этапов экологического развития детского сообщества и количественное и качественное расширение содержания экологической субкультуры детей;

3. Теоретически обоснован процесс поэтапного становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования, где первым этапом является этап первичного самостоятельного взаимодействия детского сообщества с природой, на котором возникает стремление детского сообщества к самоутверждению, к самостоятельному взаимодействию с природой. Это этап обогащения эмоционального опыта детей, развития интереса к окружающему природному миру. На втором этапе — этапе содержательного наполнения t экологической субкультуры детей формируются оригинальные культурные единицы, отражающие отношение детей к природе. На завершающем этапе обогащения и расширения эколого-субкультурных практик происходит интеграция детского сообщества в общество с сохранением своей групповой идентичности, собственной экологической картиной мира.

4. Создана модель процесса становления экологической субкультуры детей, включающая этапы становления экологической субкультуры детей, уровни экологического развития представителей детской субкультуры на каждом из этапов и особенности педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей, отражающая качественные изменения в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере на каждом из этапов.

5. Выделены показатели и уровни становления экологической субкультуры детей включающие разнообразие эколого-ориентированных практик, с помощью которых организуется жизнь детского сообществанабор эколого-ориентированных норм, стандартов поведения, на которых строится жизнь детей в детском сообществеовладение навыками, умениями, способами осуществления эколого-ориентированной деятельностиэкологически целесообразный образ жизни, внешние поведенческие образцы личного экологического опытаориентация на экологические ценности.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку научных представлений о культурно-педагогических аспектах становления экологической субкультуры детей и ее потенциале в экологическом развитии личности каждого воспитанника. Выделены компоненты экологической субкультуры детей (ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный, коммуникативно-поведенческий). Обоснованы подходы к разработке педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования, основанного на организации ценностно-экологических практик, постоянном отслеживании результата, взаимодействии ДОУ с семьей. Раскрыта логика и внутренняя динамика процесса становления экологической субкультуры детей выраженная в поэтапном развитии эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательной смене этапов экологического развития детского сообщества и количественном и качественном расширении содержания экологической субкультуры детей.

Разработаны количественные и качественные критерии оценки уровней становления экологической субкультуры детей, которые могут быть использованы для определения эффективности образовательного процесса в ДОУ в целом и эффективности экологического развития детей в частности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что возможен перенос осмысленного в диссертации теоретико-практического опыта становления экологической субкультуры детей в практику работы ДОУ. Разработано содержание педагогического сопровождения процесса становления экологической субкультуры детей, описан комплекс ценностно-экологических практик согласно выделенным компонентам экологической субкультуры детей. Содержательное наполнение программы педагогического сопровождения отличается доступностью и способностью воспроизводимости в любом ДОУ. Разработанная программа педагогического сопровождения «Практики ценностной экологии» ориентирована на возрастные особенности детей, не связана с конкретным типом образовательного учреждения и может быть реализована при становлении экологической субкультуры детей в разных организационных формах дошкольного образования. Подобран и систематизирован педагогический инструментарий для изучения процесса становления экологической субкультуры детей, предложены критерии, показатели и уровни становления экологической субкультуры детей и экологического развития ребенка в детской субкультуре.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, воспроизводимостью и репрезентативностью полученных опытно-экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования его результатами.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Экологическая субкультура детей выступает как элемент общечеловеческого культурно-экологического поля с одной стороны, и как элемент детской субкультуры с другой. Экологическая субкультура детей создает зону вариативного экологического развития детей, представлена совокупностью разнообразных форм эколого-ориентированной активности, тесно связана с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках конкретной экологической культуры и отличается независимостью во взаимодействии с природой, способностью проявлять детскую инициативу в выполнении задач по сохранению и сбережению природной среды. Экологическая субкультура детей представляет собой совокупность «образа мира» и «образа жизни», где образ мира" - внутреннее «ядро», формирующееся в сознании представителей детской субкультуры под влиянием экологического образования и включающее нравственные ценности, представления, экологический идеал, способ мышления и оценки действительности, а также эмоциональные переживания, а «образ жизни» — внешняя сторона, которая формируется под воздействием обыденной культуры, представленной «сетью» взаимопереплетающихся субкультур и проявляется в играх, речи, поведении и «вещной среде».

Содержательно экологическая субкультура детей представлена ценностно-смысловым, эмоционально-оценочным и коммуникативно-поведенческим компонентами, каждый из которых имеет устойчивое «ядро» и изменяющуюся «периферию», предопределяющую процесс становления субкультуры. «Ядро» экологической субкультуры детей определяется институционально-заданными нормами, правилами, статусно-ролевыми требованиями, а также традициями, формирующимися внутри общей экологической культуры, передающимися из поколения в поколение, закрепляющимися в коллективной исторической памяти и группы, и общества в виде стереотипов. «Периферия» экологической субкультуры детей складывается под воздействием современной массовой культуры общества, средств массовой информации, а также субкультурных образований, в которые включен, или с которыми взаимодействует ребенок (возрастная, городская, сельская, детская, юношеская и т. д.), помимо экологической субкультуры детей.

Процесс становления экологической субкультуры детей рассматривается как постепенное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности детской субкультуры, последовательная смена этапов экологического развития детского сообщества:

• Этап первичного самостоятельного взаимодействия детского сообщества с природой;

• Этап содержательного наполнения экологической субкультуры детей;

• Этап обогащения и расширения эколого-субкультурных практик. Динамика становления экологической субкультуры детей характеризуется качественными изменениями в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере на каждом из этапов. Уровень экологического развития детей повышается с переходом детской группы на более высокую стадию детской субкультуры.

4. Модель становления экологической субкультуры детей включает этапы становления экологической субкультуры детей, качественные изменения в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере на каждом из этапов, уровни экологического развития представителей детской субкультуры на каждом из этапов.

5. Педагогическое сопровождение становления экологической субкультуры детей включает организацию ценностно-экологических практик, использование педагогического инструментария для изучения становления экологической субкультуры детей, повышение экологической культуры педагогов и родителей и позволяет контролировать и корректировать данный процесс, обеспечивает реальную дифференциацию воспитывающих воздействий на основе данных об индивидуальном уровне экологического развития каждого ребенка.

Апробация и внедрение результатов. Апробация исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ № 59, 190 г. Оренбурга и в ДОУ № 83 г. Орска. Теоретические положения, результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры естествознания и методики его преподавания Уральского государственного педагогического университета, кафедры педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета. Основные положения исследования докладывались автором во время выступлений на научно-практических конференциях «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2007), «Инновационная деятельность в системе дополнительного профессионального образования» (Оренбург, 2008), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Москва-Челябинск, 2008), Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании (Тобольск, 2008), VI Всероссийская Научная конференция молодых ученых и аспирантов «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2009).

Материалы исследования включены в спецкурс лекций для слушателей повышения квалификации ИПК и 111 1РО ОГПУ, учебно-методические пособия для воспитателей ДОУ, в монографию «Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития», в методические рекомендации по педагогическому сопровождению процесса становления экологической субкультуры детей.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Текст иллюстрируют 13 рисунков и 11 таблиц. Работа содержит 17 приложений.

Выводы по второй главе.

1. При решении эмпирических задач нами учитывались как общие проблемы, связанные с изучением экологической культуры в целом (наличие большого количества методологических подходов к пониманию сущности экологической культуры как таковой, многообразие критериев, по которым может исследоваться культурно-экологическое образование, а следовательно, многообразие диагностических методик, используемых с этой целью), так и частные трудности исследования экологической субкультуры детей (отсутствие четко выраженных экологических приоритетов, специфическое взаимовлияние социальных и психологических составляющих).

2. В соответствии с логикой теоретического моделирования становления экологической субкультуры детей и необходимостью решения поставленных задач нами были разработаны этапы опытно-экспериментальной работы, включающие комплекс методов исследования и систему действий, направленных на изучение и становление экологической субкультуры детей. Данная экспериментальная работа включала в себя ряд последовательных и взаимодополняющих этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

3. В качестве основного показателя, позволяющего говорить об экологической субкультуре детей, а также в качестве обобщенной категории ее эмпирического изучения выступало наличие сформированных в детском сообществе экологических «образа мира» и «образа жизни», представленных через компоненты экологической субкультуры детей. Основным показателем, характеризующим становление экологической субкультуры личности каждого воспитанника стало умение детей определять антиэкологическую ситуацию деятельности или общения и противостоять ей, несмотря на устремления и предпочтения представителей субкультуры, т. е. сформированность экологического идеала и стремление ему соответствовать. Критерии экологического развития детской группы позволили нам выявить динамику становления экологической субкультуры детей, которая поэтапно отражала качественные изменения в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере жизнедеятельности детей.

4. Становление экологической субкультуры детей рассматривалось нами как непрерывный процесс порождения и возникновения качественно новых культурных (субкультурных) образований внутри детского сообщества, возникающих в результате стихийного и целенаправленного взаимодействия детей с культурой в рамках различных субкультуркак постоянный процесс психологических и социально-культурных изменений под влиянием социального (стихийного) и социально-педагогического (целенаправленного) контекста жизнедеятельности ребенка.

5. Разработанная и реализованная программа педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей подтвердила свою эффективность. Использование большого разнообразия ценностно-экологических практик послужило возникновению в детском сообществе ценностных ориентаций, опыта взаимодействия с природой, экологической картины мира, экологической позиции и направленности личности каждого представителя детской субкультуры.

6. Анализ экологического развития представителей детского сообщества экспериментальной группы также показал свое положительное влияние. Радость совместного творчества способствовала более быстрому усвоению разнообразных экологических понятий, эколого-субкультурная коммуникация позволяла детям размышлять, обсуждать различные проблемные ситуации, находить множества вариантов выхода из них при соблюдении природосберегающих правил, соревновательность при организации эколого-ориентированных видов деятельности мотивировала детей на соблюдение правил поведения в природе, контроль за своим поведением и поведением сверстников.

Заключение

.

1. Выполненное исследование, а также анализ научной литературы дают основание сделать вывод о том, что проблема становления экологической субкультуры детей является важной социально-педагогической проблемой. Ее решение отвечает насущным потребностям общества, культуры и образования, поскольку в условиях развития современного общества все более остро встают вопросы, связанные с поиском новых эффективных путей установления^ конструктивного межкультурного диалога. При этом особо актуальным сегодня являетсявзаимодействие между различными субкультурными образованиями, существующимивнутри общей, национальной, господствующей культуры.

Таким образом, обращение к анализу взаимодействия* различных культурных образований (в нашем исследовании это взаимодействие экологической культуры и детской, субкультуры) выдвигает задачу оценки влияния этих культур друг на друга, а также поиска путей насыщения детской, субкультуры эколого-ориентированными ценностями и смыслами.

2. Для успешного решения данной задачи намибыло проведено научное осмысление проблемы. Теоретический анализ литературы, анализ идей детства с позиций педагогики, психологии и, культурологии, исследований в рамках теории" детской субкультуры позволили нам выдвинуть предположение о том, что на границах пересечения традиционной экологической культуры и субкультуры-детей формируется специфическое образование — экологическая субкультура детей, которая способствует экологическому развитию каждого представителя детского сообщества и трансформируется в экологическую культуру личности.

3. В качестве основных структурных компонентов экологической субкультуры детей, нами выделены ценностно-смысловой, эмоционально-оценочный и коммуникативно-поведенческий компоненты. То есть мы считаем, что экологическая субкультура детей может быть описана и охарактеризована посредством специфических ценностей и социальных представлений, значимых для большинства представителей детского сообществапосредством типичных эмоционально-оценочных реакций на те или иные экологические факты, поступки, действияа также посредством типичных способов общения и поведения, специфических атрибутов и символов, реализуемых прежде всего в ситуациях, не регламентированных взрослым, в ситуациях повседневной жизни ребенка.

4. Нами было выявлено, что динамика становления экологической субкультуры детей обусловлена влиянием различных социально-педагогических факторов, доминирование которых на том или ином этапе предопределяет особенности взаимодействия и противоречий между экологическим идеалом и реальной экологической культурой ребенка. На первом этапе — этапе самоутверждения детского сообщества формируются устойчивые предпосылки для дальнейшего становления экологической субкультуры детей. Основным механизмом в данном случае является институциональный механизм, который действует под влиянием, прежде всего педагогических факторов: экологизированной образовательной среды ДОУ и традиционной экологической культуры, бытующей в обществе. На последующих этапах происходят наиболее значимые изменения в «образе мира» и «образе жизни» коллективного субъекта экологической субкультуры детей. Основными противоречиями здесь являются противоречия между экологическим идеалом и существующей реальностью, которые обнаруживаются в рассогласовании между «образом мира» и «образом жизни» современного ребенка. Доминирующими факторами, оказывающими влияние на становление экологической субкультуры детей, являются социальные факторы: сложная социальная дифференциация детского сообщества, социальная нестабильность общества, «заорганизованность» жизнедеятельности детей взрослыми, а также высокая степень влияния на экологическое развитие детей средств массовой информации. Основным механизмом на данном этапе является механизм подражания, благодаря которому происходит экологическое развитие ребенка в экологической субкультуре детей.

5. В соответствии с ведущими тенденциями становления экологической субкультуры детей, а также с учетом содержательных характеристик детской субкультуры, нами были выделены основные принципы и педагогическое сопровождение, которые позволили организовать и провести опытно-экспериментальную работу, направленную на актуализацию эколого-субкультурных особенностей у детей и перевода в доминанту позитивного начала. Данная работа была обозначена нами как программа педагогического сопровождения становления экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования «Практики ценностной экологии».

6. Анализ результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, отражал тенденцию существенных изменений в ценностно-смысловой, эмоционально-оценочной и коммуникативно-поведенческой сфере детей, позволяющих успешно преодолевать экологические противоречия на этапе становления экологической субкультуры детей. Основным результатом проведенной нами работы является повышение рефлексивной позиции детей по отношению к природе и к себе как к природному существу.

7. Нами экспериментально подтверждена гипотеза о том, что эффективность становления экологической субкультуры детей существенно повышается при обеспечении педагогического сопровождения данного процесса, которое включает в себя организацию ценнностно-экологических практиксистематизацию педагогического инструментария изучения экологической субкультуры детейповышение общей и собственной экологической культуры педагогов и родителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Представление о добре и зле в картине мира современного ребенка Электронный ресурс. / Интернет: http://www.portal-slovo.ru
  2. , В.В. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры Текст. /В.В. Абраменкова // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. — № 3. — С.48−56.
  3. , В.В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре Текст. / В. В. Абраменкова. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 416с.
  4. , Г. С. Возрастная психология : Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип Текст. / Г. С. Абрамова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672с.
  5. , Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Адам Диана Александровна. Екатеринбург, 2005. — 200с.
  6. , Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей Текст. / Ю. А. Аксенова. М.: Деловая книга, 2000. — 272с.
  7. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды Текст. / Б. Г. Ананьев. Воронеж: НПО «Модек», 1996.-384с.
  8. , Г. М. Образ мира в структуре социального познания Текст. / Г. М.
  9. Андреева II Мир психологии. 2003. — № 4. — С.31−40.
  10. Ю.Андреева, Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Андреева Наталья Александровна. Екатеринбург, 2005. — 193с.
  11. , А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл-Академия, 2007. — 528с.
  12. , Н.Р. Формирование экологической культуры, младших школьников средствами физического воспитания: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Ахмадуллин Наил Равилович. Казань, 2004. — 21с.
  13. М.Ахметова, JI.A. Развитие нравственно-экологического содержания музыкально-педагогической культуры татарского народа: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Ахметова Лидия Алексеевна. Екатеринбург, 2004. — 21с.
  14. , JI.P. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Ахметшина Лариса Робертовна. — Казань, 2003. 234с.
  15. , Л.А. Человек — природа. Новый подход к проблеме Электронный ресурс. / Интернет :
  16. , Б.Г. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов Текст. / Б. Г. Барышникова // Педагогический вестник. 2003. — № 1. — С.425.
  17. , М.М. К философии поступка Электронный ресурс. / Интернет :
  18. , А.А. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / А. А. Белик. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999. — 241с.
  19. , М.Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка Текст. / М. Р. Битянова. М., 1997.
  20. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. /под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352с.
  21. , И.М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета : автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук: (13.00.01, 13.00.08) Текст. / Божьеволина Инна Михайловна. Екатеринбург, 2002. — 24с.
  22. , В.П. Культура как форма человечности Текст. / В. П. Большаков. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 102с.
  23. , В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе Электронный ресурс. / В. П. Бондарев // Интернет-журнал «Эйдос». 2001. — 19 мая.
  24. , В.Е. Популярный словарь по экологической этике и' гуманитарной экологии Текст. / В. Е. Борейко. — Киев: Киевский культурно-экологический центр, 2003. 96с.
  25. , М.С. Педагогические условия развития одаренных детей в процессе экологического образования дошкольников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Бронникова Марина Сергеевна. Екатеринбург, 2000. — 23с.
  26. , Г. В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности Текст. / Г. В. Буковская // Педагогика. 2002. — № 5. — С.48−51.
  27. , Р.С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников Текст. / Р. С. Буре // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. — № 7. — С.61−69.
  28. , Н.В. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Бутенко Наталья Валентиновна. Челябинск, 2006. — 187с.
  29. , В.В. Эстетическое в системе культуры Текст. / В. В. Бычков // Мир культуры // Труды Гос. Академ славянской культуры. Вып. II. М., 2000. -С.92−106.
  30. , М.Н. Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой Текст. / М. Н. Васильева // Справочник старшего воспитателя. 2007. — № 0 (апрель). — С.55−59.
  31. , М.И. Педагогические условия организации процесса освоения детьми природной среды в ДОУ : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Васильева Марина Ивановна. Екатеринбург, 2000. — 199с.
  32. , Н.А. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Волкова Наталья Алексеевна. Екатеринбург, 2002. — 172с.
  33. , В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности : диссертация на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Ворошилова Валентина Михайловна. Екатеринбург, 2002. — 243с.
  34. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработкизанятий, мероприятий Текст. / авт.-сост. В. П. Ватаман. — Волгоград: Учитель, 2008.- 181с.
  35. , JI.C. Проблема культурного развития ребенка Электронный ресурс. / Интернет
  36. , А.В. Освоение учащимися эколого-ориентированных ценностей в условиях природоориентированной деятельности Текст. / А. В. Гагарин // Вестник ОГУ, 2004. № 1. — С.33−37.
  37. , Г. Феноменология духа Электронный ресурс. / Интернет :
  38. , Н.Ф. Педагогические смыслы феномена детства Текст. / Н. Ф. Голованова // Педагогика. 2006.- № 1.- С.119−123.
  39. , Е.Б. Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Гольмгрен Елена Борисовна. Екатеринбург, 2002. -23с.
  40. , М. Норма экологического сознания Электронный ресурс. / Интернет :
  41. , Н.А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегии и путь реализации Текст. / Н. А. Горлова. М.: МГИУ, 2000. — 196с.
  42. , В.И. Педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Грачева Валентина Ивановна. Москва, 2001. — 157с.
  43. , П.С. Субкультура Текст. / П. С. Гуревич // Культурология. XX век: Энциклопедия. Спб., 1998. Т.2. — 286с.
  44. , Н.С., Иванова, Л.Ю., Клемяшова, Е.М., Снитко, И.В., Цветкова, И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие Текст. / Н. С. Дежникова [и др.] М.: Педагогическое общество России, 2001.-64 с.
  45. , Ж. Эмпиризм и субъективность : опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза Текст. / Ж. Делез. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 476с.
  46. , С.Д. Феномен субъективного восприятия природных объектов Текст. / С. Д. Дерябо // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С.45−59.
  47. , Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Текст. / Е. С. Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96с.
  48. , М.А., Казакова, Е.И., Шпицина, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка Текст. / М. А. Жданова [и др.]. М.: ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
  49. , Т.В., Мальгинова, Л.А. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников Текст. / Т. В. Жерневская, Л. А. Мальгинова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 3. — С.87−94.
  50. , В.А., Моисеева, JI.B. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования: монография Текст. / В. А. Зебзеева, JI.B. Моисеева- ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2008. 169с.
  51. , В.А. О комплексном использовании игры в экологическом образовании дошкольников Текст. / В. А. Зебзеева // Педагогический журнал. Оренбург. 2003. — № 2 (7). — С.28−30.
  52. , В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста Текст. / В. А. Зебзеева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 3. — С.68−77.
  53. B.А.Зебзеева// Начальная школа плюс До и После. 2007. — № 6. — С.6−10. бб. Зиммель, Г. Избранное. Филосифия культуры / Г. Зиммель. — М., 1995. Т.1.1. C. 475−481.
  54. , Е.М. Онтология субъективного Текст. / Е. М. Иванов. Саратов, 2004. — 126с.
  55. , М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Иваненко Марина Анатольевна. -Екатеринбург, 2005. — 208с.
  56. , А.В. Педагогический мониторинг становления экологической картины мира младших школьников : автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук: (13.00.02) Текст. / Иванова Анастасия Валериевна. -Екатеринбург, 2004. 22с.
  57. , А.И. Живая экология : Программа экологического образования дошкольников Текст. / А. И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 80с.
  58. , А.И. Методический комплекс «Живая экология» Текст. / А.И.
  59. Иванова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007.- № 3. С.94−98.
  60. , Н.В. Особенности и значение детской субкультуры Электронный ресурс. / Интернет :
  61. , А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Ильина Анна Николаевна. Москва, 1998. — 159с.
  62. , В.Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры Текст. / В. Д. Исаев. Луганск: Свшшця, 2003. — 188с.
  63. , С.С., Глазачев, С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя Текст. / С. С. Кашлев. М.: Горизонт, 2000. — 94с.
  64. , Л.М. Развитие субъектности детей дошкольного возраста Текст. / Л. М. Кларина // Новые ценности образования (Самобытность детства). -2007.-№ 3.-С.38−47.
  65. , В.Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина- Добро — Красота» Текст. / П. С. Клепиков // Педагогика. 2006.- № 2.-С.29−33.
  66. , А.Д. Разработки экологических интеллектуальных турниров для команд средних и старших классов Электронный ресурс. / А. Д. Клещев // Компакт-диск «Экологическое образование для устойчивого развития». М., 2007.
  67. , О.Л. Перспективная модель организации деятельности в ДОУ Текст. / О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Р. Б. Стеркина. М., 1998. — 122с.
  68. , Е.А. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме Электронный ресурс. / Интернет :
  69. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. М.: Академия, 2000.- 367с.
  70. , М.А. Детская субкультура как способ освоения мира дошкольниками Текст. / М. А. Козловская // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование».- Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.
  71. , С.П. Организация развивающего образовательного пространства для детей 5−6 лет Текст. / С. П. Козырева // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. — № 3. — С.135−141.
  72. , И. Д. Феномен субкультуры: моделирование, возможности управления Текст. / И. Д. Колесин // Изв. РАН. ТиСу. 1997. — № 4. — С. 156−163.
  73. , Э.А. Становление и развитие субъектности двигательной деятельности ребёнка Текст. / Э. А. Колидзей // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека. — Казань: КСЮИ, 2004.
  74. , Р.Н. Экологизация педагогического процесса в ДОУ : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Колчанова Раиса Николаевна. Екатеринбург, 2001. — 256с.
  75. , С.В. Устойчивое развитие и проблемы.экологического образования в XXI в. Текст. / С. В. Комов // Экологизация образования в XXI веке: Сб. тез. фокл. науч.-практ. конф. /УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2000. — С.6−14.
  76. , Е.Ю. Субкультура детства : автореф. дис. на соиск. учен. степ.канд. культурологи: (24.00.01) Текст. / Копейкина Елена Юрьевна. Н. Новгород, 2000.-31с.
  77. , И.В. Воспитание субъективно-этического отношения к природе у детей : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Корганова Ирина Владимировна. Москва, 2002. — 24с.
  78. , Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. — № 3. — С.79−108.
  79. , В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития Текст. / В. Т. Кудрявцев, Т. И. Алиева // Дошкольное воспитание. 1998. — № 11. — С. 64−69.
  80. , В.Т., Вересов, Н.Н., Уразалиева, Г. К., Лебедева, Н. Н. Экологическое воспитание с позиций основных экологических парадигм Электронный ресурс. / Интернет :
  81. , И.Э. Категориальное видение картины мира ребенком Текст. / И. Э. Куликовская // Ребенок в мире культуры. Под. ред. д.п.н., профессора Р. М. Чумичевой. — Ставрополь: Ставропольсерисшкола, 1998. С.295−346.
  82. , В.А. Культурологический смысл глобализма Электронный ресурс. / Интернет :
  83. , Е.Г. Педагогические условия эколого-валеологического образования в ДОУ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Кушнина Екатерина Григорьевна. Екатеринбург, 2002. — 23с.
  84. , В. Формирование экологической культуры Текст. / В. Лавриченко //Педагогика. 2004. — № 3. — С.43−46.
  85. , АО. Экологическая культура как фактор устойчивого развитияобщества : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологи: (24.00.01) Текст. / Лагутин Александр Олегович. Краснодар, 2001. — 23с.
  86. , С.И. Молодежная субкультура : учебное пособие Текст. / С. И. Левикова. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320с.
  87. , А.Д. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени Электронный ресурс. / Интернет:
  88. , В.Д. Экологическая направленность сельскохозяйственного труда младших школьников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Линков Владимир Дмитриевич. Таганрог, 2000. — 22с.
  89. , Б.Т. Структура экологической личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: Опыт России и Германии Текст. / под ред. В.И. Данилова-Данильяна и др. М., 1997.
  90. , Д.С. Культура как целостная среда Текст. / Д. С. Лихачев // Новый мир. 1994. — № 8. — С.3−13.
  91. , Е.М. Субъектная динамика культуры жизни : автореф. дис. на сосик. учен. степ, доктора культурологи: (24.00.01) Текст. / Лысенко Елена Михайловна. Саратов, 2007. — 48 с.
  92. , Л.В. Педагогические условия использования народнойкультуры в процессе гражданского воспитания дошкольников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Любимова Людмила Валентиновна. Екатеринбург, 2004. — 23с.
  93. , А.А. Культурогенез детства Электронный ресурс. / Интернет :
  94. , Л.Ф. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у детей младшего возраста средствами хореографии Электронный ресурс. / Интернет :
  95. , Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях ДОУ : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Макарова Лидия Михайловна. Екатеринбург, 2003. — 24с.
  96. , В.А. Приобщение детей 6−7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей Текст. / В. А. Мартынович // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. — № 2. — С.84−94.
  97. , М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста : методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы Текст. / М. Д. Маханева М.: АРКТИ, 2004. — 320с.
  98. , Л.В. Альтернативные модели экологического образования: монография Текст. / Л.В. Моисеева- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.
  99. , Л.В. Развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического образования Текст. / Л. В. Моисеева, Е. В. Гончарова, Г. А. Островская, И.С. Телегина- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002.
  100. , Л.В. Познание ребенком ценностей человека как социокультурная реальность Текст. / М. А. Иваненко, О. Н. Лазарева, Л.В.
  101. Моисеева II Система ценностей человека как социокультурная реальность: сб. науч. тр. Курган, 2006. — Вып.2. — С.43−52.
  102. , А.В. Социальная педагогика Текст. / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2002.-200с.
  103. , Т.П. Экологическое воспитание дошкольников в рамках Образовательной системы «Школа 2100» Текст. / Т. П. Надольная // Начальная школа плюс До и После. 2007. — № 6. — С.6−9.
  104. , Л.Д. Экология души : позиции человека по отношению к миру Текст. / Л. Д. Назарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 3. — С.26−40.
  105. , С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02) Текст. / Назарова Светлана Николаевна. Екатеринбург, 2003. — 22с.
  106. , Р.С. Психология Текст. / Р. С. Немов. М.: Владос, 2001. — 608с.
  107. , С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых Текст. / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. 2000. — № 6. — С. 19−29.j
  108. , С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие Текст. / С. Н. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336с.
  109. , А.А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Ниязова Амина Абтрахмановна. Екатеринбург, 2003. — 21с.
  110. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Текст. — Мн.: Книжный Дом, 2003. 1280с.
  111. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1998. — 796с.
  112. , М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Текст. / М. В. Осорина. Спб.: Питер, 2000. — 288с.
  113. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Большая Сов. Энциклопедия, 2002. — 528с.
  114. , М.Ю. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с комнатными растениями): диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Попова Марина Юрьевна. Москва, 2001. — 163с.
  115. Психология развития. Словарь Текст. / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / Ред,-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
  116. , М.В. Как развить у детей чувственное восприятие природы Текст. / М. В. Почитаева. Марийское отделение МСОЭС, Йошкар-Ола, 2000.
  117. Ребенок в мире культуры Текст. / Под общ. ред. P.M. Чумичевой. — Ставрополь: Ставропольсерисшкола, 1998. — 558с.
  118. , Н. Права природы. История экологической этики Текст. / Н. Родерик. — Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. 137с.
  119. , Ю.И. Культурология Текст. / Ю. И. Романов. Спб.: Питер, 2007. — 206с.
  120. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Текст. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — Т.2: М-Я. — 608с.
  121. , Н.В. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников в ДОУ Текст. / Н. В. Рудская // Методист. 2006. — № 9. — С.64−68.
  122. , Т.Г. Педагогическая поддержка становления духовного мира дошкольника и младшего школьника Текст. / Т. Г. Русакова // Вестник ОГУ, 2005. № 4. — С.141−145.
  123. , Н.А. Диагностика экологического образования дошкольников : новые подходы Текст. / Н. А. Рыжова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. — № 3. — С. 15−25.
  124. , Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ Текст. / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2000. — № 9. — С. 40−47.
  125. , Н.А. Программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Чувство природы» Текст. / Н. А. Рюкбейль // Нетрадиционные формы экологического образования: сборник авторских программ. М., 1999.
  126. , Э.В. Детство в субъектном определении общества как субъекта социального бытия Текст. / Э. В. Сайко // Мир Психологии. 2002. — № 1.
  127. , Е.Е. Жизнь и судьба : построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ. Серия «Психология» Текст. / под ред. Е. Е. Сапошвой- ТулГУ. — Тула, 2003. — Вып. 3. -С. 195−214.
  128. , Е.Е. Культурный социогенез и мир детства Текст. / Е. Е. Сапогова. М.: Академический Проект, 2004. — 496с.
  129. , С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5−7 лет Текст. / С. И. Семенака. М.: АРКТИ, 2004. — 80с.
  130. , Л.Э. Социокультурные аспекты тендерной социализации в детском возрасте Электронный ресурс. / Интернет
  131. , Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте Текст. / Т. А. Серебрякова.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. 208с.
  132. , Г. П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации : диссертация на соиск. учен. степ, доктора пед. наук: (13.00.01) Текст. / Сикорская Галина Петровна. -Екатеринбург, 1999. 446 с.
  133. , Л.П. Экологическое образование в начальной школе : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Текст. / Л. П. Симонова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160с.
  134. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Текст. / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. Волгоград: Учитель, 2007. — 286с.
  135. , В.А., Пустовойтов, В.В. Социальная экология Текст. / В. А. Ситарова, В. В. Пустовойтов. М.: Высшая школа, 2000. — 280с.
  136. Словарь по социальной педагогике Текст. / сост. А. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368с.
  137. , Н.Н. Субкультура как объект исследования Текст. / Н. Н. Слюсаревский // Социология: теория, методы, маркетинг. 2002. — № 3. -С.117−127.
  138. , Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция Текст. / Е. О. Смирнова. М.: Владос, 2003. — 160с.
  139. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров- редкол.: А. А. Гусев [и др.]. Изд. 4-е. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987.
  140. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие Текст. / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. -344с.
  141. , М.М. Субкультурное измерение социальных движений : когнитивнй подход Электронный ресурс. / Интернет :
  142. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка Текст. / под общ. ред. P.M. Чумичевой. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. — 288с.
  143. , О.Ф. Педагогические условия воспитания духовности в период дошкольного детства : диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Степанова Ольга Феликсовна. — Екатеринбург, 2002.-196с.
  144. , Л.П. Чувства и эмоции — важнейшие ценности дошкольного детства Текст. / Л. П. Стрелкова // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. — № 3. — С.57−71.
  145. , Ж. Основные компоненты экологической культуры личности Текст. / Ж. Тленов // Высшая школа Казахстана. 2000. — № 4−5.
  146. , Г. А., Афонькина, Ю.А. Дошкольная психология Текст. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Академия, 2000. — 335с.
  147. , Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1998.1.-С. 3−23.
  148. Фолыслорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста Текст. / авт.-сост. Г. А. Лапшина. Волгоград: Учитель, 2008. — 157с.
  149. Формирование экологической культуры учителя: Методические рекомендации Текст. / Сост. О. М. Дорошко. Гродно: ГрГУ, 2002. — 71с.
  150. , И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников : автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.07) Текст. / Хабибулина Илсияр Зигантовна. -Екатеринбург, 2004. 22с.
  151. , B.C., Хазиева, Е.В. Мировоззрение как субъективная реальность: монография Текст. / B.C. Хазиев, Е. В. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 296с.
  152. , В. Философия и экология Электронный ресурс. / Интернет :
  153. , И.В. Представьте, что вы — красивый цветок Текст. / И. В. Цветкова, Л. Ф. Майстрова // Экологическое образование. 2002. — № 3. -С.51−55.
  154. , Н.Е. Культурно-экологическое образование дошкольников средствами фольклора Текст. / Н. Е. Черноиванова // Ребенок в мире культуры. Под.ред. д.п.н., профессора Р. М. Чумичевой. — Ставрополь: Ставропольсерисшкола, 1998. С.254−294.
  155. , А.А. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Текст. / Шабалина Анастасия Александровна. Челябинск, 2002. — 24с.
  156. , В.В. Развитие субъектности в онтогенезе Электронный ресурс. / Интернет :
  157. , В.Г. Методика использования средств зоомузея в развитии экологической культуры школьников и студентов : автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.02) Текст. / Шведов Валерий Геннадьевич. -Самара, 2005. 23с.
  158. , Ю.В., Ильин, А.В. Программа «Культура детства»: новый подход к раннему развитию Текст. / Ю. В. Шкурина, А. В. Ильин // Новые ценности образования (Самобытность детства). 2007. — № 3. — С.48−56.
  159. , Т.Б. Традиции городских субкультур Текст. / Т. Б. Щепанская //Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. — С. 27−33.
  160. , Н.Е. Нежная педагогика Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2005. — 160с.
  161. , Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду Текст. / Е. Г. Юдина [и др.]. М.: Просвещение, 2003. — 144с.
  162. , Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику Текст. / Н. Г. Яковлева. СПб.: Валери СПД- М.: ТЦ Сфера, 2002.
  163. , В.А. Психология отношения к природе Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2000. — 456с.
  164. Arendt, F. Research and development on environmental technologies at Forschungsentrum Karlsruhe / The Environmental for use and the future generation: ecology, business and human rights under new conditions. — Samara, 1997.-P.148.
  165. Scot Poresman Development Framework for Planning Environmental Education programs. Science and children. Illinois, 1999. — P.200.
Заполнить форму текущей работой