Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преемственность как педагогическая категория выступает как условие непрерывности образования, предполагает наличие определенных связей: между возрастными этапами развития личности, между основными компонентами педагогического процесса и между звеньями, соответствующими этапам образованияпроявляется в педагогических принципах, отражающих проявление единства, выражающегося в единой линии развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 1. Современные подходы к реализации преемственности образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Проблема становления ценностей в философском, педагогическом и социальном аспектах
    • 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика развития и формирования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
  • Выводы
  • Глава II. Преемственность в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников
    • 2. 1. Педагогические условия преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 2. 2. Преемственность семьи — дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Преемственность в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения, происходящие на переходном этапе в социальной, экономической и духовной сферах общества, утрата общественно и личностно значимых ценностей и возникновение новых, оказывают существенное влияние на формирование личности.

В настоящее время проблемы ценностей в российском обществе характеризуется коренными изменениями взглядов на нее, обусловленными сменой приоритетов и утратой значительной части ценностей, замены одних идеалов другими и возникновением новой ценностной системы.

Современный этап развития об характеризуется кардинальными изменениями в социально-экономической жизни страны, изменением отношения общества к социально-значимым ценностям, что отразилось и на системе образования, поставив перед ней задачу направить процесс обучения и воспитания в демократическое, гуманистическое и гуманитарное русло.

Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого человека, так и для любой малой или большой социальной группы, нации, для человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису, это относится как к личности, так и к обществу в целом. (О.Г. Дробницкий, А. Т. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. Д. Никандров, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе, В. АДцов и др.).

В этом контексте, особо значимыми являются вопросы ориентации подрастающего поколения в мире гуманистических ценностей. Гуманистические ценности многообразны: одни из них являются сугубо личностными ценностями, другие — ценностями родного очага (родители, братья, сестры, отношения в семье и т. д.) — третьи — ценностями малой родины (детский сад, школа, окружающий социум, природа, родной город, край, его традиции, искусство и т. д.) — четвёртые — отечественными ценностями (русский народ, его язык, любовь к Отечеству, культура и т. д.) — пятые — общечеловеческие ценности (планета Земля, её уникальность, цивилизация прошлого и т. д.). Так, М. С. Каган в своей концепции выделяет следующие виды ценностей: правовые, политические, религиозные, эстетические и нравственные, художественные, экзинстенциальные ценности, характеризующие смысл жизниЕ.Н. Шиянов, И. Б. Котова ценности подразделяют на предметные и субъектныеP.M. Чумичева выделяет: культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценностиН.Д. Никандров — общечеловеческие и духовные ценностиИ.А. Захарченко — жизненные ценности, социальные и личностные и т. д.

Анализ различных подходов к становлению системы ценностей позволяет сделать вывод о том, что единых критериев к определению их классификации еще не выработано.

Становление ценностных ориентиров происходит в течении всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный и младший школьный возраст. Выбор старшего дошкольного и младшего школьного возраста в исследовании обусловлен данными психолого-педагогической науки, а именно в этом возрасте дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное, у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники и младшие школьники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру. (JI.A. Венгер, Н. А. Ветлугина, JI.C. Выготский, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Е. А. Флёрина и другие).

Однако, многие проблемы данной области остаются не исследованными. Имеются много работ, посвященных изучению ценностных ориентаций взрослых (А.Г. Здравомыслов, В. Н. Козлов, В. Б. Ольшанский, А. А. Ручка,.

З.И. Файнбург, В. А. Ядов и др.) — студентов и рабочей молодежи (И.В. Адее-ва, Е. С. Волков, С. Н. Галенко, А. Г. Кузнецов, О.Н. Никитина-) старшеклассников и подростков (И.В. Дубова, И. В. Попова, А. С. Койчуева, М.Ф. Черно-баев) — учащихся начальных классов (Н.А. Волкова, В. Д. Ермоленко, З.П. Те-плова и др.).

Следует отметить тот факт, что на сегодняшний день отсутствуют исследования преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Преемственность, выступая как педагогическая закономерность, принцип, фактор, условие, способ, средство организации современного образования в практике реализуется на различных возрастных этапах, во всех звеньях системы непрерывного образования. Особую остроту она приобретает в педагогической работе на этапе перехода детей от дошкольного образования к систематическому обучению в школе.

Психолого-педагогические исследования нацеливают на рассмотрение дошкольного и младшего школьного возрастов как единой эпохи детства и на необходимость объединения дошкольного и начального школьного периода развития ребенка в разновариантную преемственную систему образования и воспитания детей от 5 до 11 лет в единое информационное пространство детства. Этот вывод, как мы полагаем, требует коренного переосмысления как технологий дошкольного и младшего школьного образования, так и организации учебно-воспитательной работы в целом.

Определение условий успешной реализации непрерывности дошкольного и начального образования предусматривает выявление сущности и особенностей реализации преемственности в условиях непрерывного образования, перехода от дошкольного к школьному образованию и раскрытия на этой основе специфики преемственных связей в формировании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников.

Педагоги, родители все более остро ощущают потребность в научно-обоснованных рекомендациях, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между:

— поиском ребенка самоопределения в конкретном социуме и наличии индивидуального механизма, обеспечивающего усвоение и накопление общечеловеческих ценностей;

— необходимостью овладения педагогами аксиологическими и культуро-творческими технологиями и необходимостью их реализации в практической деятельностинеобходимостью преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ДОУ — начальная школа.

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Преемственность в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников».

Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом: каковы педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников в системе непрерывного образования. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — процесс формирования духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников.

Предмет исследования — преемственность в учебно-воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по формированию духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если:

— обеспечить преемственность образовательно-воспитательного процесса в современных ДОУ и начальной школе концептуально-содержательным и методическим (учебными планами, сквозными программами) материалом по формированию духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников;

— создать необходимые педагогические условия, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников;

— организовать целенаправленное руководство педагогами воспитательной деятельностью детей не только на специально организованных занятиях, но и во всех сферах жизнедеятельности детей.

— разработать программу и методические рекомендации для педагогов ДОУ и начальной школы по формированию духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников.

— осуществлена преемственность в формировании духовно-нравственных ценностей в системе: детский сад — школа — семья.

Задачи исследования:

1. Изучить педагогический опыт формирования духовно-нравственных ценностей в практике дошкольных учреждений и начальной общеобразовательной школы.

2. Выявить педагогические условия преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников.

3. Определить критерии и уровни сформированности духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников.

4. Разработать программу и методические рекомендации для педагогов и родителей по реализации преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников.

Методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «ценностей «в структуре целостного развития личностиаксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развитияличностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат требующий признания уникальности личностидеятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельностькультурологический подход, который задает социально-гуманистическую программу деятельности.

Теоретической основой исследования явились: идеи о ценностях и ценностной ориентации (Б.Г.Ананьев, С. Ф. Анисимов, Л. И. Анцыферова, JI.M. Архангельский, Л. П. Буева, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, И. С. Кон, А. В. Кирьякова, А. Н. Леонтьев, В. Я. Ядов и др.) — идеи непрерывного образования (Б.Г. Ананьев, Н. М. Бороздинов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Э. Тамарин и др.) — преемственности образования (К.А. Баллер, Б. С. Батурин, Л. П. Депенчук, А. Б. Ладыгина и др.) — преемственности дошкольного и начального школьного образования (М.Н. Безруких, Л. И. Божович, А.Л. Вен-гер, И. А. Малашихина, Д.Б. Эльконин) — формирования личности в целостном учебно-воспитательном процессе (О.С. Багданова, Н.М. Трофимова) — об определяющей роли родителей в процессе формирования личности ребенка и социальной обусловленности семейного воспитания (Ю.П. Азаров, И. А. Арабов, А. Ю. Гранкин, И. В. Гребенников, И. С. Кон, Р. В. Овчарова, С .Я. Рубинштейн, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. А. Турьян, А.Г. Харчев).

В процессе исследования в соответствии с его задачами использовались методы: психолого-педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемыизучение и обобщение педагогического опыта, эмпирические методы: опытно-экспериментальная работа, беседы, анкетирование, изучение результатов деятельности, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ данных исследования.

Организация, база и этапы исследования.

Исследование проводилось в 2000;2005 гг. на базе ДОУ № 1,2,4 и начальных классах СОШ № 1,2,3,4 г. Уренгоя.

На первом этапе (2000;2001 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись цель, гипотеза, задачи исследования, накапливался эмпирический материал, разрабатывалась программа и методика исследования.

На втором этапе (2001;2003 гг.) проводилось теоретическое и экспериментальное изучение преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, уточнялся научный и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2003;2005 гг.) уточнялись полученные теоретические положения и проводился их анализ, проверялись результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана и внедрена в практико-ориентированную деятельность педагога методика формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников в системе непрерывного образования;

— выявлены педагогические условия преемственности, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников в условиях ДОУ — начальная школа (развивающая среда, программно-методическое обеспечение, создание общего образовательного пространства на этапе детства и др.).

— предложена система реализации преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников в системе: детский сад — школа — семья.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что.

— определены и обоснованы инновационные технологии педагогического взаимодействия (диалогичность, сотворчество и др.) в системе ДОУ — начальная школа;

— раскрыты психолого-педагогические особенности формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников.

— определена зависимость формирования духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников от культуротворческой деятельности семьи.

— разработана модель преемственности формирования духовно-нравственных ценностей старших дошкольников и младших школьников, основанная на взаимодействии педагогов и родителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложено программа по реализации преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей в системе: детский сад — начальная школаразработаны научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьниковрезультаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе ДОУ и начальных классах общеобразовательной школы, на педагогических факультетах педвузов, колледжей, в системе переподготовки квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на методологию педагогических исследований с использованием научных методов, адекватным целям и задачам исследования, сочетанием количественных и качественных методов анализа, подтвержденных опытно-экспериментальной работой репрезентативностью выборки и личным опытом соискателя.

На защиту выносятся следующие положения:

— процесс формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников в условиях преемственности образования основывается на сквозном планировании учебно-воспитательной работы и учета индивидуальных особенностей детей.

— совокупность педагогических условий обеспечения преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников (развивающая среда, программно-методическое обеспечение, создание общего образовательного пространства на этапе детства и.

ДР-) — взаимодействие, сотворчество, диалогичность культуротворчество детского сада и начальной школы является необходимой базой в формировании духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

— эффективность реализации преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей и их готовностью к ценностно-ориентировочной деятельности.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педтехно-логии Карачаево-Черкесского госуниверситетадокладывались на Всероссийских, региональных и научно-практических конференциях: Карачаевск (2004;20 005), Казань (2005), Калуга (2005), Тверь (2005), Пятигорск (2005).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Поступательное и эффективное становление личности ребенка, развитие его творческого потенциала может быть обеспечено только в условиях единого образовательного пространства. Не случайно в современных условиях в поле зрения науки попадает целостная система непрерывного образования и актуализируются вопросы усиления преемственности всех компонентов воспитательно-образовательных систем на всех уровнях, в том числе, на уровне перехода ребенка от дошкольного к школьному периоду детства.

Осуществление непрерывности и преемственных уровней и ступеней образования в российской национальной доктрине рассматривается как одна из первостепенных задач современной образовательной политики, как фактор, обеспечивающий качество самого образования и его индивидуализацию, условие для полноценного обучения и воспитания детей и сохранения их здоровья, самореализации личности.

Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения переноса наиболее существенных элементов старого на новую, более высокую ступень с целью дальнейшего развития. Каждая новая ступень развития представляет собой синтез того положительного, что достигнуто в предшествующих ступенях развития. Преемственность дает возможность установить связь между тем, что достигнуто человеком-и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед.

Преемственность в системе: семья — детский сад — школа является важнейшим условием формирования у детей духовно-нравственных ценностей. Семья с древнейших времен является культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающих поколений. Естественно, она является и пространством воспитательным, педагогическим. Особая важность семьи, детского сада и школы обусловлены тем обстоятельством что только они, вступая во взаимодействие с другими социальными институтами, способны воспитать достойного гражданина Отечества.

Наша опытно-экспериментальная работа предусматривала выявление состояния уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников и реализации преемственности в учебно-воспитательной работе в условиях детский сад — начальная школа г. Уренгоя.

По своей сути ценности представляют собой, как интегративное личностное и социально-психологическое образование со своими механизмами, предопределяющими подготовленность человека в данной области жизнедеятельности и в которой наблюдается диалектическая связь между такими компонентами, как интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический. В связи с этими критериями были определены показатели сформированности духовно-нравственных ценностей, у детей их уровней и диагностические методики.

Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, проводимая нами в различных формах воспитательная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников дала положительные результаты, а именно: увеличение количества учащихся с высоким уровнем сформированости духовно-нравственных ценностей в контрольных классах меньше, чем увеличение количества учащихся с высоким уровнем сформированности в экспериментальных классах (соответственно: высокий уровень.

2% и 5%) — увеличение количества учащихся со средним уровнем в экспериментальных классах (соответственно: 4% и 9%) — уменьшение количества учащихся с низким уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей в контрольных классах меньше, чем уменьшение количества учащихся с низким уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей в экспериментальных классах (соответственно: 5,4% и 14%).

Значимость зменений в количестве учащихся в контрольных и экспериментальных классах за время эксперимента на уровне Р<0,001 по Т-критерию Стъюдента.

На основе вышеизложенного сделаны следующие выводы:

5. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей должен иметь научно-обоснованный, системный, целостный характер;

6. Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является неотъемлемым звеном в целостном развитии личностипроцесс ориентации должен протекать непрерывно от формирования чувств к сознанию, результаты взаимовлияния которых образуют опыт поведения;

7. В формировании духовно-нравственных ценностей личности ребенка должна соблюдаться преемственность в учебно-воспитательной работы, проводимой педагогами на всех этапах развития личности.

8. Обеспечиваться высокий уровень профессиональной готовности педагога, включающий соответствующие педагогическое и методическое мастерство, педагогическую культуру.

9. Эффективность реализации преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей и их готовностью к ценностно-ориентировочной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поступательное и эффективное становление личности ребенка, развитие его творческого потенциала может быть обеспечено только в условиях единого образовательного пространства. Не случайно в современных условиях в поле зрения науки попадает целостная система непрерывного образования и актуализируются вопросы усиления преемственности всех компонентов воспитательно-образовательных систем на всех уровнях, в том числе, на уровне перехода ребенка от дошкольного к школьному периоду детства.

Осуществление непрерывности и преемственных уровней и ступеней образования в российской национальной доктрине рассматривается как одна из первостепенных задач современной образовательной политики, как фактор, обеспечивающий качество самого образования и его индивидуализацию, условие для полноценного обучения и воспитания детей и сохранения их здоровья, самореализации личности.

Преемственность как педагогическая категория выступает как условие непрерывности образования, предполагает наличие определенных связей: между возрастными этапами развития личности, между основными компонентами педагогического процесса и между звеньями, соответствующими этапам образованияпроявляется в педагогических принципах, отражающих проявление единства, выражающегося в единой линии развития (принцип перспективности, поступательности развитияпринцип природособразности, учета возрастных и индивидуальных особенностей), в целостности педагогического процесса (принцип последовательности, систематичности, принцип межпредметных связей), в едином образовательном пространстве (принцип непрерывности образования, многоуровневости образования).

Анализ исследований ведущих психологов и наш собственный педагогический опыт убеждают в том, что ребёнок чаще всего приобщается к ценностям общества через микромир ближайшего окружения, этот мир для него масштабен и значителен. В условиях удовлетворения упомянутых потребностей, ценностными явлениями для ребёнка выступают семья, двор, улица, детский сад, школа. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется приближением к осознанию своей роли как существа культурного, а это значит, к пониманию таких ценностей, как материальная и духовная культура, народ, родина, общество, государство.

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Реализация преемственности в образовании учителем предполагает не только изучение и учет «стартовых» возможностей детей, но и дальнейшее их развитие.

На наш взгляд, преемственность следует рассматривать между дошкольным и начальным школьным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (цели, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.

Преемственность в системе: семья — детский сад — школа является важнейшим условием формирования у детей духовно-нравственных ценностей. Семья с древнейших времен является культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающих поколений. Естественно, она является и пространством воспитательным, педагогическим. Особая важность семьи, детского сада и школы обусловлены тем обстоятельством что только они, вступая во взаимодействие с другими социальными институтами, способны воспитать достойного гражданина Отечества.

Проводимая нами в различных формах воспитательная работа по формированию духовно-нравственных ценностей у младших школьников дала положительные результаты, а именно: увеличение количества учащихся с высоким уровнем сформированости духовно-нравственных ценностей в контрольных классах меньше, чем увеличение количества учащихся с высоким уровнем сформированности в экспериментальных классах (соответственно: высокий уровень 2% и 5%) — увеличение количества учащихся со средним уровнем в экспериментальных классах (соответственно: 4% и 9%) — уменьшение количества учащихся с низким уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей в контрольных классах меньше, чем уменьшение количества учащихся с низким уровнем сформированности духовно-нравственных ценностей в экспериментальных классах (соответственно: 5,4% и 14%).

Значимость зменений в количестве учащихся в контрольных и экспериментальных классах за время эксперимента на уровне Р<0,001 по Т-критерию Стъюдента.

На основе вышеизложенного сделаны следующие выводы:

1. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей должен иметь научно-обоснованный, системный, целостный характер;

2. Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является неотъемлемым звеном в целостном развитии личностипроцесс ориентации должен протекать непрерывно от формирования чувств к сознанию, результаты взаимовлияния которых образуют опыт поведения;

3. В формировании духовно-нравственных ценностей личности ребенка должна соблюдаться преемственность в учебно-воспитательной работы, проводимой педагогами на всех этапах развития личности.

4. Обеспечиваться высокий уровень профессиональной готовности педагога, включающий соответствующие педагогическое и методическое мастерство, педагогическую культуру.

5. Эффективность реализации преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников и младших школьников во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей и их готовностью к ценностно-ориентировочной деятельности.

В ходе проведенного исследования наметились проблемы, которые представляются принципиально важными. Среди них: обеспечение преемственности в формировании духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного и подросткового возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Алексеева В.Г. Вишневский С. С. и др. Социалистический образ жизни 2-е изд. Доп.- М.: Политиздат, 1984.- 318 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.-336 с.
  3. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 608 с.
  4. Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы.- М., 1993.
  5. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Карпова и О. С. Богдановой. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1979.-318 с.
  6. И.А. Роль семьи в изменении социальной структуры общества в условиях социализма. Автореф. дис.к.ф.н. -М., 1976.- 17 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -М, 1990.
  8. Амуд Б. А. Соотношение эмпирического и теоретического обобщения в
  9. .Г. Преемственность дошкольного воспитания и начального обучения. -М., 1964.
  10. А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагогика. 1982.-318 с.
  11. А.И., Медков В. М. Социология семьи.- М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996.- 304 с. 12. Арсеньева. М., 1982.
  12. С.М. Опыт социально-этнического исследования // Сов. этнограф.: 1968.-№ 3.- С. 3−13.
  13. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа.-М., 1992.
  14. Т.Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дис.канд. пед. наук. М., 2001. 168 с.
  15. И.Г. Социальные ценности и ценностные ориентации.- М.: МГУ, 1986.-150 с.
  16. Ю.Н. Педагогика. М.: Педагогика, 1983 — 540 с.
  17. Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука. 1969. -294 с.
  18. К.В. Подготовка к школе: Пособие для воспитателей, педагогов и родителей.- М.: Мозаика Синтез- М.: ТЦ сфера, 2003. -96 с.
  19. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу.: Знаете ли вы своего ученика? Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей.- М.: Издательский центр «Академия», 1996. 240 с.
  20. А.С. Основы возрастной педагогики: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  21. А.С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса.- Екатеринбург, 1997.
  22. Н.А. О назначении человека./ Мир философии.- М: Политиздат, 1991., 4.1.-672 с. 4.2.-с. 543−549.
  23. М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости./Обруч. -2000. -№ 6. Приложение. С. 14 -18.
  24. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Дисс. докт. пед. наук. М., 1976.
  25. О.С., Петрова В. И. Воспитание культуры поведения учащихся 1−3 классов: Пособие для учителей. Изд-е 2-е испр. М.: Просвещение, 1978.160 с.
  26. Т., Рунова М. Преемственность воспитания и образования в дошкольном учреждении и начальной школе// Дошкольное образование.1999. № 6.- С. 58−61.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исслед. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  28. Большой энциклопедический словарь/ Под ред. A.M. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1991. -С. 881.
  29. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования// Педагогика. -1997. № 4.- С. 11−17.
  30. Е. В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания./ Ростов- на- Дону.: творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  31. Е.В. Смыслы и стратегии личностно- ориентированного воспитания// Педагогика. -2001. № 1. С. 17−24.
  32. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Pi 11 У, 2000. -352 с.
  33. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов — н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  34. А.В. Мышление и общение. М., 1990. — 214 с.
  35. М.и. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.- М., 1988.
  36. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -Л., 1973.
  37. Э.К. Социально-экономическая структура населения СССР. /Стат.- демограф, анализ/- М.: Статистика, 1978.- 207 с.
  38. В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  39. В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 480 с.
  40. Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственностимежду дошкольным и начальным звеньями системы образования// Начальная школа 2000. № 1.-С. 7−12.
  41. Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978.
  42. B.C. Национально-культурные традиции как способ экологической саморегуляции человеческих популяций. // Самоорганизация в природе и обществе: тезисы докл. науч. конф.- JL, 1988. С. 14−15.
  43. JI.C. Собр. соч.: в 6-ти тт. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  44. JI.C. Собр. соч.: в 6-ти тт., Т.2. Проблемы общей психологии/ Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика, 1982. — 504 с.
  45. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т./ Отв. ред. А. В. Запорожца. Т. 4 М.: Педагогика, 1984.- 432 с.
  46. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития.// Социально-политический журнал, 1995. № 6, 1996, № 1.
  47. Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы школы.// Сов. Педагогика. -1955. № 7. С. 42−49.
  48. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М, 1985.
  49. И.Г. Философско-методологические проблемы изучения кооперативных процессов в обществе.- М., 1990.- С. 94
  50. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы.- М.: Вита — Пресс, 2001. — 128 с.
  51. Гин С.И., Прокопенко И. Е. Первые дни ребенка в школе: Пособие для учителя первых классов. -3-е изд. М.: Вита — Пресс, 2002. — 80 с.
  52. С.М. Проблема изучения преемственности высшей и средней школы.// Сов. Педагогика. 1980. № 9. — С. 14.
  53. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. 208 с.
  54. Г. А., Петров В. М. Информация -поведение творчество.- М.: Наука, 1991.-221 с.
  55. А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917 -1991). Монография.- Москва Пятигорск: Гос НИИ семья и воспитание, ПГЛУ, 2002.-450 с.
  56. И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1971.
  57. И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание, 1985.- 209 с.
  58. С.М. Принципы возрастной периодизации в гигиене детей и подростков/ Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 25 — 26.
  59. В.Н. Социальная работа школы с семьей. М.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 155 с.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика. 1972. 424 с.
  61. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  62. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  63. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней// Вопр. псих. 1997, № 1. — С. 3−18.
  64. М.А., Есипов Б. П. Дидактика/ Под общ. Ред. Б. П. Есипова. М.: АПН РСФСР, 1957.-418 с.
  65. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Логинова В. И. и др. СПб.: изд-во «Акцидент», 1995. — 324 с.
  66. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. — 288 с.
  67. Р.А. Преемственность образования детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Курган, 1998.-21 с.
  68. Дошкольные учреждения и начальная школа. Методические материалы./ Л. А. Парамонова, Г. К. Широкова. М., 1995.- 56 с.
  69. А.Н. Преемственность. Педагогическая энциклопедия./Осн. ред. И. А. Каиров и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. т Т.З. — 568 с. 71.3ак А. В. Развитие теоретического мышления младших школьников. -М., 1984.
  70. Закон Российской Федерации об образовании.- Мурманск, 1992.
  71. А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1972. № 4.- С. 37−42.
  72. А.В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964.-347 с.
  73. И.А. Дидактические основы построения, системы личностного развития младшего школьника средствами иностранного языка. Автореферат дисс. канд. Пед. Наук. Ростов-на-Дону., 1998.-24 с.
  74. В.В. Психология детства. М.: И.Ц. академия, 1995.- 447 с.
  75. В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. — 266 с.
  76. Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования// Советская педагогика.-1991. № 1.- С. 81−87.
  77. В.А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации «Интеллект XXI». Над чем думать, что знать и что делать директору школы/ Под общ. Ред. В. А. Извозчикова. — М.: Просвещение, 2002. -108с.
  78. И.А. Путь к очевидности М.: Республика, 1993. 431 с.
  79. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей/ научн. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. — 181 с.
  80. Информация о всероссийском совещании по проблемам преемственности дошкольного и начального образования.// Дошкольное воспитание. -2000. № 3.-С. 4— 10.
  81. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия для дошкольного факультета. Н. Б. Мчелидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. Просвещение, 1974.
  82. М.С. Философская теория ценностей .- СПб., 1997.- 205 с.
  83. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M.
  84. А.П. Любимые мои ученики. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  85. Карпов Ю.В. О соотношении возрастного и функционального развития
  86. А.Ф. «Об основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в области общего образования»./ Дошкольное воспитание. 2001. — № 4. с. 7.
  87. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т.2.
  88. Ковалев С. В Психология современной семьи.- М., 1988.
  89. А.С. Формирование социально-значимых ценностных ориентации старшеклассников в контексте традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа. Автореферат диссерт. д-ра пед. н. -Майкоп, 2005.-38 с.
  90. Я.Я. Психология детского коллектива: Система личных
  91. Я.Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Учеб. пособие. -2-е изд., перераб. и доп. Мн.: «Утверс1тэцкае», 1999.-316 с.
  92. Я.А. Великая дидактика.// Коменский Я. А. Соч.: В 2 т. М., 1982. Т.1.- С. -252 -268.
  93. Кон И. С. Отец.// Будьте счастливы.- М.: Известия, 1983.- с.52−60.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителей .- М: Просвещение, 1989.-255 с.
  95. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000.
  96. Концепция непрерывного образования. Проект. (Сост. Вербицкий А. А. и др.). М.: Гособразование СССР, 1988. — 34 с.
  97. Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода. Дисс. канд. пед. наук. -Красноярск, 1998.
  98. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследования индивидуального стиля педагогического общения// Воп. психолог. 1990.- № 2.- С. 62−69.
  99. Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990−493 с.
  100. ЮЗ.Коссая С. М. Взаимосвязь школы и семьи в воспитании и обучении младших школьников.- Автореф. Дис. .канд. пед. наук., 1962.-27 с.
  101. Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. -М.: Знание, 1987. -80 с.
  102. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе: Научн.- исслед. ин-т дошкольного воспитания АПН СССР, М.: Педагогика, 1991. — 152 с. > .
  103. Юб.Крамаренко С. Г. Индивидуальный подход к родителям школьников в процессе педагогического всеобуча. Дисс. канд. Пед. Наук.- М., 1989. -215 с.
  104. В.А. Преемственность// БСЭ 1975. -Т.20, — 607 с.
  105. И.В. Педагогика. // Основы теории и технологии семейного воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под. ред. П. И. Пидкасистого.- М.: педагогическое общество России, 2001.-640 с.
  106. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова// Вопросы психологии.- 1998. № 5.- С. 16 23.
  107. ПО.Куцебо Г. И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1993.- С. 3−165.
  108. Д. Работать с маленькими детьми. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  109. Н.Н. Дошкольное образование как основа непрерывного образовательного процесса. // Педагогический вестник Кубани. 2000, № 4.-С. 10−11.
  110. Н.О. Условия абсолютного добра.- М., 1991.- 182 с.
  111. А.А. О преемственности учебной работы в школе/ Преемственность в процессе обучения/ Ученые зап. ленингр. пед. ин-та. 1969. -Т.372.-С. 5−32.
  112. В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Академия, 2002 -269 с.
  113. И.А. Педагогика детства. Ставрополь, 1997 — 179 с.
  114. И.А. Человек, индивид, личность. Воспитательный блок к программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок». Ставрополь, 2001. — 72 с.
  115. А. История религии. М.: Форум- Инфра, 1997.- 216 с.
  116. З.А. Преемственность как момент развития. Алма-Ата: Казахстан, 1975. -102 с.
  117. НаковаИ.Р. Оптимизация преемственности при подготовке к обучению в условиях комплекса «детский сад школа»: Автореф. дис. канд. пед. наук — Владикавказ, 2000. -с. 19.
  118. Национальная доктрина образования в Российской Федерации./ Ситаров В. А. Дидактика. Под ред. В. А. Сластенина. М: Академия, 2002.- С. 359.363.
  119. О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников. Дисс.канд. пед. наук. -2002.- 193 с.
  120. A.M. Российское образование в новой эпохе/Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвест, 2000. — 272 с.
  121. Новые ценности в образовании № 3.- М.: Инноватор, 1995. 154 с.
  122. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов./ Редактор составитель Н. Б. Крылова. — М., 1995.
  123. Новые ценности образования: ТРИЗ педагогика. / редактор — составитель Н. Б. Крылова. — М., 2003. Выпуск 1 (12).- 134 с.
  124. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / под ред. И. А. Карпова, О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. — 192 с. 128.0вчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 319 с.
  125. И.В. Научные основы реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Иркутск, 2000. -С. 18.
  126. A.M. усвоение синтаксических понятий учащимися. М.: АПН РСФСР, 1961.-с. 279.
  127. Л.Ф. Надо ли наказывать детей. М.: Просвещение, 1967.-168с.
  128. Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников М.: Просвещение, 1990.- 160 с.
  129. Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблемы преемственности.// Дошкольное воспитание, -1998, № 4.- С. 97−104.
  130. Педагогика. /П.Н. Груздев и др. учебное пособие для высших учебных заведений и институтов.- М.: Учпедгиз.- 1940 424 с.
  131. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебн. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- под ред. С. А. Смирнова. -М.: Издательский центр «Академия», 1998.-512 с.
  132. Педагогический словарь/ Главн. редакция: И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Н. Д. Казьмин и др. В двух томах. М., изд-во АПН РСФСР, 1960. Т. 1. -774 с.
  133. И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избранные пед. произведения. В трех томах. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.- т. 2.
  134. А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с
  135. Е.И. Работы школы и учителей с педагогически запущенными детьми,-Херсон, 1980.-291 с.
  136. П.П. подготовка студентов педвуза к индивидуальной работе с семьей сельского школьника. Дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1988.-с. 225.
  137. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации./ В. А. Ситаров и др. М.: Прометей, 1989. — 169 с.
  138. Преемственность дошкольного и начального образования. Материалы научно-практической конференции 18 — 19 октября 1999 г. — Смоленск.: СПГУ, 1999. -104.
  139. Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. Сб. научно-методических статей/ Под ред. В. Т. Кудрявцева. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. -264 с.
  140. Продуктивное мышление как основа обучаемости / НИИ общ. и пед. псих Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  141. М.М. Семья как самоорганизующаяся среда воспитания детей. Дисс. канд. Пед. Наук. Якутск, 1999.- с. 15−16.146. умственной деятельности младших школьников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1973.
  142. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.- СПб: Питер Ком, 1999. 416 с.
  143. Н.К. Мир через культуру. М.: Советский писатель, 1990.- 234 с.
  144. Н.К. Искусство воспитывать. М., 1985.
  145. К.Р. Новый взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. -480 с.
  146. М.П., Цукерман Г. А., Фокина Н.Э Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Вопр. психол. 1980. — № 6.
  147. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- Т.1. 608 с.
  148. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  149. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т., М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-485 с.
  150. С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АНСССР, 1959. 354 с.
  151. В.А. и др. Педагогика. М.: Школьная пресса. 2002, — 511 с.
  152. Совещание по вопросам преемственности дошкольного и начального образования.// Дошкольное воспитание, 2001. № 1. С. 14−16.
  153. Э.В. Культура и личность.- Л.: Наука, 1972. 205 с.
  154. Социалистический образ жизни. Абалкин Л. И., Алексеева В. Г. Вишневский С.С. и др., 2-е изд. Доп. М.: Политиздат, 1984.- 318 с.
  155. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под общ. ред. М. А. Галагузаровой .- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 416 с.
  156. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.- М., 2000.
  157. Способности. JI.: Издательство ЛГУ, 1960.
  158. Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. -12 с.
  159. Л. «От „школы маленьких“ к школе „МАЛЕНЬКОЙ“ и „БОЛЬШОЙ“»/ Обруч. 2001.- № 3. С. 21 — 29.
  160. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х тт. Т.З. М.: Педагогика, 1981. — 640 с.
  161. Теоретические основы непрерывного образования./ Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
  162. З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1999. -С. 11−29.
  163. Е.А. Основные линии преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании. Научн. пр. конф. «Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях» — Армавир: Издат. А111И, Армавир, 2000. -с. 45.
  164. В.Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987.- 352 с.
  165. Н.М. Нравственной формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе. Воронеж, 1992.
  166. Е.А. Основные линии преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании. Научн -пр. конф. «Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-экономических условиях» Армавир: Издат. АГПИ, Армавир, 2000.-с. 45.
  167. Е.А. Проектирование технологии преемственного интеллектуального развития детей 5−7 лет: теория и практика. Монография, -Армавир: АГПУ, 2005.-210 с.
  168. Е.А. Психолого-педагогические основы развития интеллектуальной культуры ребенка 6−7 лет в условиях школы раннего развития.// Наука и школа 1998. -№ 3 — С. 24 -30.
  169. . В.А. Социально-психологические факторы семейного воспитания. Дисс.к.ф.н.-М., 1986.-154 с.
  170. О.Н. Воспитателю о работе с семьей. М.: Просвещение, 1947.-159с.
  171. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / А. В. Петровский, А. П. Виноградова, JI.M. Кларина и др. М .: Просвещение, 1993. — 191 с.
  172. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вопросы воспитания.- М.: Просвещение, 1953. 638 с.
  173. К.Д. Собр. Соч.: В 11 т. М.: изд-во АПН РСФСр, 1950. -I"5.- 0*333•
  174. М.И. Динамика развития творческой интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Дисс. канд. псих. наук. -М., 1994.-136 с.
  175. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991. 185 с.
  176. Э. Душа человека.- М.: Республика, 1992.- 430 с.
  177. Э. Иметь или быть. М., 1990.
  178. А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе.- М., 1968. Хар-чев А. Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества. //
  179. Семья и общество.- М.: Наука, 1982.- 128 с.
  180. А.Г. Современная семья и ее проблемы.- М.: Просвещение, 1978.-340С.
  181. М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.: Барс, 1997.188Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985.189Дукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985.
  182. Человек, индивид, личность. Воспитательная программа/Основные направления. Под. ред. И. А. Малашихиной. Ставрополь, 2003. -35 с.
  183. Человек, индивид, личность. Программа воспитания. Пятый год жизни./ Под ред. И. А. Малашихиной. Ставрополь, 2004 — 143 с.
  184. Человек, индивид, личность. Программа воспитания. Седьмой год жизни./ Под ред. И. А. Малашихиной. Ставрополь, 2003 — 227 с.
  185. Человек, индивид, личность. Программа воспитания. Шестой год жизни./ Под ред. И. А. Малашихиной. Ставрополь, 2003 — 213 с.
  186. P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника.- Ростов- на- Дону., 1995.- 272 с.
  187. В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. — 224 с.
  188. И.И. и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1078. -С. 81.
  189. Н.В. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1954.-399 с.
  190. П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. / Под. ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 208 с.
  191. Е. Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995. — 314 с.
  192. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1981.-304 с.
  193. Юнг К. Г. Божественный ребенок. М.: Олимп, 1997.- 400 с.
  194. B.C. Индивидуально-психологические различия в познавательной потребности.// Личность и деятельность: тезисы докладов к V всесоюзному съезду психологов.-М., 1977.
  195. Н.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. — Минск, 1970.-С. 137−171.
  196. П. М. Почему надо воспитывать чувства детей. М.: Просвещение, 1964.-74 с.
  197. З.А. Советская семья: Проблемы и тенденции развития.- М.: Б.И., 1981.-36 с.
  198. З.А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О .К. Мужчина и женщина в семье./ Ред. кол.: Э. К. Васильева (гл. ред.) и др. М.: Финансы и статистика, 1983.-80 с.
Заполнить форму текущей работой