Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниямирепликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ИГРЫ КАК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИГРА И ОБЩЕНИЕ
    • 1. 1. Генезис игры в дошкольном возрасте. Характеристика игры дошкольников с отклонениями в развитии
    • 1. 2. Развитие форм совместности у детей дошкольного возраста
    • 1. 3. Развитие общения в дошкольном детстве
    • 1. 4. Характеристика детей с ОНР
  • ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТ НОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИ КОВ С ОНР В СОВМЕСТНОЙ ИГРЕ
    • 2. 1. Методика и организация констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента и
  • выводы
  • ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ИГРЕ (ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
    • 3. 1. Цель, задачи и принципы организации формирующего эксперимента
    • 3. 2. Методика, направления и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативно-деятельностного) взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи
    • 3. 3. Обсуждение результатов обучения и
  • выводы (контрольный эксперимент)

Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема изучения развития диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (А.В. Брушлинский, А. В. Запорожец, И. В. Дубровина, Г. М. Кучинский, М. И. Лисина, A.M. Матюшкин, Е. О. Смирнова, А. Г. Рузская, Ф. А. Сохин и мн. др.). Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитар-ность коммуникативных и коммуйикативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений (О.П.Гаврилушкина, Е. О. Смирнова, В. С. Мухина, Н. Ю. Борякова, Бойков, Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, Т. В. Туманова, У. В. Ульенкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.).

Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниямирепликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования в области онтолин-гвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности. Проблема развития совместной деятельности детей активно изучается в дошкольной и возрастной психологии (И.В.Маврина, Т. А. Репина, В В. Рубцов, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский и др.). .

Особенное значение в становлении системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия в дошкольном возрасте приобретает сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность этого периода детства. Полноценное психическое становление ребенка, как в норме, так и при различных видах ди-зонтогенеза, невозможно без развития игровой деятельности. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка, становление его личности.

Специальные исследования в области специальной психологии и кор-рекционной педагогики, направленные на изучение общих и специфических особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, показали, что для всех категорий «проблемных» дошкольников является характерным недоразвитие всех видов деятельности, прежде всего игры. Недоразвитие игры выражается, прежде всего, в бедности социального содержания, доминировании предметного плана, неустойчивости ролевого поведения, бедности и отсутствии продуктивного общения, несформированность кооперативных умений, снижении игрового программирования, произвольности, планирования и т. д.

Убедительно доказано, что ролевая игра в этом случае не приобретает статус ведущей деятельности и что её влияние на развитие ребенка чрезвычайно мало, а порой и ничтожно (Д.И. Аугене, Л. Б. Баряева, Н. А. Борисова, Г. Л. Выгодская, О. П. Гаврилушкина, JI.A. Головчиц, М. А. Егорова, Е.В. Зо-лоткова, Т. Н. Исаева, А. В. Кроткова, Н. В. Симонова, Е. С. Слепович, Л. Г. Соловьева, Н. Д. Соколова, Л. И. Солнцева, А. С. Спиваковская, Н. К. Усольцева и ДР-).

Вместе с тем известно, что именно в игре создаются условия непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнерства, когда общение оптимально мотивировано. Проблема становления ребенка как партнера в диалоге чрезвычайно актуальна в специальной психологии и педагогике, особенно в логопедии. Ограниченные возможности дошкольника с ОНР в овладении коммуникативно-речевыми средствами оказывает деструктивное влияние на весь его социальный облик, приводит к возникновению негативных черт характера, неустойчивости к фрустрации, агрессивно-защитным проявлениям.

При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фо4 нетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с ОНР в процессе игровой деятельности изучена недостаточно. Нет исследований, направленных на изучение диалога, диалогической речи как компонента системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

Значимость проблемы, ее недостаточная разработанность, острая потребность практики в новых коррекционных технологиях в данном направлении составляют её актуальность.

Проблема исследования определяется потребностью изучения сюжет-но-ролевой игры как средства развития коммуникативно-деятельностного взаимодействия старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также необходимостью разработки научно обоснованных содержания и методического обеспечения коррекционной работы в данном направлении.

Цель исследования. Научное обоснование и разработка коррекционно-педагогического комплекса, направленного на формирование коммуникативно-деятельностного взаимодействия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сюжетно-ролевой игре (в рамках системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия).

Объект исследования — коммуникативно-деятельностное взаимодействие дошкольников с ОНР в совместной игре.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в совместной игре.

Гипотеза исследования:

Несформированность диалогического взаимодействия старших дошкольников с ОНР во многом объясняется низким уровнем их совместной деятельности, прежде всего, сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности в дошкольном детстве.

Развитие диалога у детей с ОНР в игре возможно только в специально организованных образовательных условиях, обеспечивающих овладение диалогом как компонентом коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Применение специального коррекционно-педагогического комплекса обеспечит возникновение и развитие у детей с ОНР способности быть партнером в диалоге на основе предметно-практического взаимодействия в игре как совместной деятельности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности.

2. В ходе констатирующего эксперимента изучить состояние и динамику развития коммуникативно-деятельностного взаимодействия в условиях сю-жетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи на протяжении дошкольного возраста.

3. Научно обосновать и направления, содержание и методические приемы коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативно-деятельностного взаимодействия у дошкольников с общим недоразвитием речи в совместной ролевой игре. Разработать коррекционно-педагогический комплекс (КПК). Провести формирующий эксперимент.

4. Экспериментально проверить эффективность применения в педагогической практике предложенного коррекционно-педагогического комплекса по формированию коммуникативно-деятельностного взаимодействия в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методологической основой исследования явились положения отечественной психологии развития, специальной психологии и коррекционной педагогики о роли дошкольного детства в личностном развитии ребенкаединстве биологического и социального (культурного) планов развитиясоотношении первичных и вторичных нарушенийзоне ближайшего развитиясензитивных периодах развитияроли обучения в развитии и развивающем обучениикоррекции и компенсацииединстве диагностики и развитиязнаково-символической природе детской деятельности и роли знака в культурном становлении человека. (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, Л. П. Носкова, Л. Ф. Обухова, В. В. Рубцов,.

У.В. Ульенкова, Д. Б. Эльконин и др.) — отечественной теории игры как ведущей деятельности в дошкольном детстве о социальной природе и социальном содержании игрысимволико-моделирующем характере и синкретизме игры в период дошкольного детстваее значении для социально-личностного развития и социализации дошкольникакоррекционно-развивающих возможностях игры, о соотношения практической деятельности и речи (JI.C. Выготский,.

A.В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Р. Лурия, Н. А. Короткова, А. Н. Леонтьев,.

B.В.Рубцов, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.):

Методы исследования: аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической и методической литературыизучение медико-педагогической документацииневключенное наблюдениеконстатирующий, формирующий и контрольный экспериментымоделирование педагогического процессаколичественный и качественный анализ экспериментальных данныхметоды математической статистики — критерии Манна-Уитни (U-критерий) и Вилкоксона (Т-критерия).

Этапы исследования: На первом этапе (2000 — 2003) проходило изучение и анализ литературы по проблеме исследования, велась разработка методики констатирующего эксперимента. На втором этапе (2003 — 2004) проводилось изучение особенностей диалогического взаимодействия в сюжетно-ролевой игре, разработка методики формирующего эксперимента и его апробация на базе дошкольных образовательных учреждений № 1667, 524 компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи г. Москвы. Третий этап (2004 — 2006) включал экспериментальное обучение, анализ результатов исследования, выявление эффективности коррекционно-педагогической работы. На разных этапах в исследовании участвовало 136 детей в возрасте от четырех до семи лет с диагнозом «общее недоразвитие речи II уровня».

Положения, выносимые на защиту:

1. В образовательных средах, где преобладает фактор стихийности, у детей с ОНР к старшему дошкольному возрасту ролевая игра не достигает уровня ведущей деятельности, не развиваются навыки игрового партнерства, которые детерминируют возникновение и развитие интерактивного диалогического взаимодействия.

2. Между игровым процессом и диалогическим взаимодействием суще7 ствует сложный механизм взаимного опосредования, согласно которому недостаточность коммуникативной компетенции самым тесным образом связана с несформированностью игры как совместной деятельности.

3. Диалог является частью системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия, и его формирование у дошкольников с ОНР возможно только в специально созданных коррекционно-образовательных средах.

4. Применение коррекционно-педагогического комплекса, содержание которого составляют развитие восприятия сверстника как объекта взаимодействия, формирование игровой кооперации и произвольности, речевых и коммуникативно-речевых навыков, языковой и коммуникативной компетенции, может обеспечить существенную динамику в овладении детьми средствами коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

Научная новизна исследования.

Впервые проведен научный анализ коммуникативно-деятельностного взаимодействия в процессе ролевой игры у детей с ОНР. Показана зависимость речевой коммуникации от степени сформированности механизмов совместной деятельности — ролевой партнерской игры. Изучен механизм взаимного опосредования игрового процесса и вербального общения детей.

Выявлены характерные для детей с ОНР признаки недоразвития коммуникативно-деятельностного взаимодействия: несформированность восприятия сверстника как объекта взаимодействия в совместной деятельности, неумение действовать в одном смысловом поле, преобладание коактивных диалогов, невыделенность общения в самостоятельные эпизоды, бедность внере-чевых средств общения, низкий уровень предметно-практической кооперации и произвольности, слабость словесной регуляции игрового поведения.

Показана необходимость комплексного подхода к построению коррекцион-но-развивающих воздействий. Научно обоснован и разработан коррекцион-но-педагогический комплекс (КПК), применение которого обеспечивает существенную динамику у дошкольников с ОНР в овладении средствами коммуникативно-деятельностного взаимодействия в совместной игре, что положительно влияет на их социально-личностный статус.

Выявлены особенности становления диалога в условиях спонтанного развития и в условиях целенаправленного формирования игровой деятельности. 8.

Предложены и апробированы пути формирования диалогического взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. Рассмотрение коммуникативно-деятельностного взаимодействия как целостной системы, складывающейся вследствие предметно-практического сотрудничества и возникающего на его основе диалога, имеет значение не только для кор-рекционной педагогики, но и для дошкольной педагогики и детской психологии. Это позволит создавать продуктивные технологии в разных областях дошкольного образования, где будут использованы совместные виды деятельности как форма обучения.

Выявленные особенности предметно-практического и диалогического взаимодействия дошкольников с ОНР в игре могут рассматриваться как диагностические показатели развития коммуникативной компетенции в детском возрасте, что существенно расширяет и уточняет научные представления о развитии детей с ОНР.

Описанные специфические особенности становления коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей с ОНР в совместной деятельности позволяет уточнить структуру дефекта, дополнить характеристику речевого развития детей и осуществить более обоснованную дифференциальную диагностику общего недоразвития речи и сходных состояний.

Практическая значимость исследования. Разработанный коррекцион-но-педагогический комплекс служит совершенствованию системы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Он может быть рекомендован для использования в учреждениях и в семьях, где воспитываются дети с общим недоразвитием речи.

Предложенный коррекционно-педагогический комплекс по формированию коммуникативно-деятельностного взаимодействия детей с общим недоразвитием речи возможно рекомендовать использовать в работе с другими категориями проблемных детей.

Выделенные параметры оценки диалогического взаимодействия в сю-жетно-ролевой игре имеют диагностическое значение и могут применяться при диагностике игры дошкольников как с нормальным, так и отклоняющимся раз9 витием, а также в коррекционной практике для изучения динамики игры детей на разных этапах обучения. Материалы исследования могут использоваться при подготовке учителей-дефектологов разного профиля, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается методологическим подходом к проблеме развития сюжетно-ролевой игры, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических наукколичеством испытуемыхиспользованием комплекса взаимодополняющих методик, их надежностью и адекватностью задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа полученных результатовметодами математической статистики.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации и результаты работы докладывались на заседаниях кафедры дефектологии и специальной психологии Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова и на научно-методических конференциях в г. Ставрополе, г. Санкт-Петербурге (2004, 2005, 2006).

Разработанная система педагогических воздействий, направленных на формирование сюжетно-ролевой игры с целью формирования диалогического взаимодействия внедрена в практику работы групп для детей с ОНР дошкольных образовательных учреждений № 1667, 524 г. Москвы и № 273 г. Ростова-на-Дону. Результаты исследования нашли отражение в проведенном семинаре-практикуме для дошкольных работников. Материалы диссертации включены в специальные лекционные курсы для повышения квалификации педагогов-дефектологов.

Публикации результатов исследования. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ общим объёмом 6 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 256 источников. Общий объем работы 182 страницы. Основной текст содержит 1 таблицу и 7 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее десятилетие интерес исследователей в области онтолингви-стики всё более распространился на изучение диалога и диалогического взаимодействия детей в процессе адаптации в социальной среде.

Большинство исследований по онтогенезу речи базируется на положении JI.C. Выготского о взаимозависимости речевого развития ребенка и его предметно-практической деятельности. Диалог рассматривается в данном случае как часть системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Однако до настоящего времени многие вопросы, касающиеся роли различных форм предметно-практической деятельности и процессов речевого взаимодействия в дошкольном возрасте остаются малоизученными. Это откносится и к коррекционной педагогике.

При существующей организации воспитательного процесса в речевых группах имеется определенная ограниченность в возможности формирования игры у детей, т.к. ее место в коррекционно-развивающем процессе до настоящего времени остается неясным. В логопедической практике широко применяются разнообразные игровые приемы и дидактические игры, вместе с тем, сюжетно-ролевая игра используется фрагментарно. Воспитатели речевых групп, при недостатке методических разработок по обучению игре детей с речевыми нарушениями, руководствуются данными, касающимися детей с нормальным речевым развитием без учета особенностей обучаемого контингента.

Изучение литературных данных показало, что проблемы формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи и связной речи у детей с ОНР неоднократно исследовались специалистами. Отмечается отрицательное влияние несформированности всех сторон речи на развитие общения и совместной деятельности. Однако, процесс диалогического взаимодействия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи специальному изучению не подвергался. Отсутствуют исследования состояния диалога как основной формы общения и путей его формирования мало изучены трудности налаживания партнерского взаимодействия у детей с недоразвитием речи. Методы и приемы коррекционного воздействия, приводимые в литературе, не конкретизируются в плане их использования для развития диалогических контактов.

Настоящее исследования было направлено на научное обоснование и разработку коррекционно-педагогического. комплекса, обеспечивающего формирование коммникативно-деятельностного взаимодействия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в совместной сюжетно-ролевой игре.

В ходе экспериментального изучения установлено, что недостаточность игрового партнерства как вида коммуникативного поведения связана с особенностями возникновения и развития кризисных новообразований, в результате чего у ребенка не возникает осознания себя как субъекта деятельности (возникновения собственного Я) — невыделенностью сверстника в качестве объекта взаимодействия, слабой идентификацией себя со сверстникомнесформи-рованностью структуры коммуникативного взаимодействияслабым владением коммуникативными и коммуникативно-речевыми умениями.

В процессе налаживания партнерских отношений в игре у детей с общим недоразвитием речи возникают огромные трудности в использовании коммуникативных средств (речевых, неречевых, интонационных). В речевом взаимодействии детей дошкольного возраста с ОНР мы выделили коактивные (88%) и интерактивные (12%) формы диалогического взаимодействия. 76% ко-активных диалогов составляют «Ая-диалоги», 12% - монодиалоги. У детей с ОНР в диалогах достаточно представлен репертуар высказываний, которые можно было обозначить как «условно коммуникативные», т.к. они не имели определенного адресата.

При общем недоразвитии речи наблюдается резкое снижение не только способности к созданию смысловых игровых программ, но и чтению игровой программы партнера, а также взаимного соотнесения программы, выработки общей линии игрового поведения и изменения собственного поведения в соответствии с этой общей линией. Исследование показало, что у детей с ОНР отмечается эгоистический тип отношений партнеров, при котором большинство детей (50%) демонстрировали совершенно безразличие к другим детям.

Учитывая все выше сказанное нами были разработан коррекционно-педагогический комплекс и проведено экспериментальное обучение, содержание которого составляло: Формирование социальных представлений, о себе, об окружающих людях (взрослых и сверстников) и о социальных отношениях с целью создания игровых программ). Формирование навыков взаимодействия со.

161 сверстниками: кооперативных умений и коммуникативных навыков, навыков игрового партнерства. Обучение замещению на социальном содержании и замещение на позиционном уровне и коммуникативным и коммуникативно-речевыхм навыков.

Проведенное исследование показало, следующее:

1. Дети с общим недоразвитием речи обладают значительными потенциальными возможностями в области коммуникативно-деятельностного сотрудничества.

2. Использование КПК позволяет сформировать все стороны коммуникативно-деятельностного взаимодействия: аффективную, когнитивную, актометриче-скую. Овладение детьми с ОНР механизмами предметно-практического сотрудничества в игре становится решающим фактором возникновения и развития диалога как генетически ранней формой речевой коммуникации.

3. Применение КПК обеспечивает существенное личностное развитие детей с ОНР. У них появляется восприятие сверстника как делового и игрового партнера, внимание и даже чувствительность к партнеру в процессе игрового сотрудничества, что выражается в росте речевой активности в игре, а также возникновение у части детей интерактивных диалогов, направленных на согласование и «пошаговое» планирование совместных действий. Другими словами, диалог, практическое сотрудничество и действия в воображаемом (умственном) плане в результате взаимопроникновения преобразовались в единую систему коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

4. Несомненным результатом обучения явилось возникновение у части детей способности к переходу от ярко выраженной эгоистической позиции, что наблюдалось в начале обучения) к другим, более продуктивным с точки зрения коммуникативной компетеции («над», «под», «рядом», «на равных»). В их речи наряду с требованиями появились просьбы, предложения, возражения и согласительные высказывания в коммуникативных эпизодах).

5. Использование КПК обеспечило развитие самой игры: в ней появились начальные формы совместности и способность играющих к программированию процесса: — обогатилось содержание игры за счет моделирования не только вертикальных, но и горизонтальных социальных отношенийувеличилось продуктивное время игрысущественно улучшились показатели ролевого поведения — устойчивость и непрерывность, что свидетельствует о положительной динамике в когнитивной и мотивационной сторонах развития детей.

6. Следствием обучения было развитие структуры и содержания возникающих в игре диалогов. Если в начале обучения основным видом высказываний были «а Я — диалоги», смысл которых сводился к своеобразной презентации собственных действий ребенка, то в итоге работы у части детей сформировалась способность к интерактивному диалогу. Появились высказывания оценочного и планирующего характера. Возросло количество инициативных реплик, наблюдались и переспросы.

7. В процессе обучения произошло общепсихологическое развитие детей. Это выразилось в умении создавать собственной игровой программы ребенком, программы для куклы — игрового партнера, прочтение игровой программы партнера-сверстника, способности сопоставлять игровые программы и вырабатывать с разной степенью успешности тактические игровые ходы. Эти показатели свидетельствует об овладении детьми с ОНР механизмом идентификации.

8. Существенные сдвиги произошли в развитии произвольности. Это наблюдалось не только в случаях, когда правило определялось содержанием роли, но и когда строилась роль в соответствии с заранее определенным правилом (характером персонажа).

Таким образом, проведенное исследование показало, что предложенный коррекционно-педагогический комплекс по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия существенно усиливает общий коррекционно-развивающий эффект обучения. Это дает основание для включения КПК в содержание обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Предложенный коррекционно-педагогический комплекс обеспечивает существенные позитивные сдвиги в овладении детьми с общим недоразвитием речи диалогическим взаимодействием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 27 -36.
  2. В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. — № 5.-С. 60−69.
  3. Л.И., Тюрина Е. В., Шкадаревич Е. В. Развитие социальных навыков у детей от рождения до трех лет // Дети с проблемами в развитии. -2004.-№ 3.-С. 47−49.
  4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под. ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. 127 с.
  5. Т.В. О специфике общения дошкольников в ролевой игре // Игра и ее роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978 г.-155 с.
  6. Т.В., Иванкова Р. А. Формирование детского игрового общества // Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.-286 с. С. 141−161.
  7. Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в. игровых группах// Новые исследования в психологии. 1986. — N2.-С. 49−55.
  8. Л.В. Формирование нравственных отношений в игре // Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -286 с. С. 120- 130.
  9. Д.И. Игра как средство активизации речевого общения у детей-старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1987.16 с.
  10. Аугене Д. Й Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации // Дефектология. 1987. — № 4. — С. 76 -80.
  11. И. Ахутина Т. В., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Цветкова Л. С. Исследование диалогической речи у больных с афазией //Дефектология. -М., 1987. -N 5. С. 23−27.
  12. Н. Развитие вопросов у дошкольников //Вопросы психологии. -М., 1984.-N 2. -С.67−74.
  13. АР. Основные коммуникативные характеристики диалога: Авто-реф. дис. канд. филол. наук. -М., 1971. -17с.
  14. Л.Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки: театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: учеб.-метод. пособие. СПб: РГПУ, 2000. — 77 с.
  15. Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: СОЮЗ, 2001. — 320 с.
  16. Л.Б., Зарин А. П. Обучение, сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учеб-метод, пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.П. Герцена- Изд-во «СОЮЗ», 2001. — 416 с.
  17. Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999. С. 112−117.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психолог, исследование). М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  19. Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Междунар. Образоват. и Психолог. Колледж, 1995. — 144 с.
  20. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 47 — 56.
  21. Д.И. Общение детей с проблемами в развитии- коммуникативная дифференциация личности СПб, КАРО. 2005. — 280с.
  22. Н.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию способности к замещению у детей с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004 — 20 с.
  23. О. Развитие воображения: метод, рекомендации. М.: «ЦГЛ «РОН», 2000.- 112 с.
  24. А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве: Азбука молчания: учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии.-М.: ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
  25. Брудный АА О проблеме коммуникации //Методологические проблемы социальной психологи. -М.: Наука, 1975. С. 165−182.
  26. Е.А. Ролевая игра как средство организации самоконтроля // Дошкольное воспитание. 1980. — № 10. — С. 35 — 37.
  27. Р.С. Готовим детей к школе: книга для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987.-93 с.
  28. А. Психическое развитие ребенка: пер. с франц. М.: Просвещение, 1967. — 195 с.
  29. Е.С. Использование методики Блисс для формирования элементарной коммуникации у безречевых детей.//Дефектология. М., 2006. -№ 1.-С. 41−44.
  30. JT.A. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. — 155 с.
  31. И.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией в процессе трудового воспитания: Авто-реф.дис.канд. пед.наук. М., 1989. -18с.
  32. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  33. А.Е. Моделирование общения //Речевое общение: проблема и перспективы. -М., 1983. С. 16−60.
  34. К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение 1 // Новью исследования в психологии. 1972. — N 2. — С. 80−84.
  35. К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение 2 II Новые исследования в психологии. 1973.-N 1. — С. 58−61.
  36. Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. — 174 с.
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психолог, очерк: кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с. С. 3 -78.
  38. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62 — 76.
  39. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: (Обзор из современного состояния проблемы)//Вопросы психологии. 1975.-№ 2. -С.147−156.
  40. О. П. Головчиц Л.А., Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ итехнологий 11 Психологическая наука и образование. 2001. — № 1. -С. 79−88.
  41. О.П. Золоткова Е.В.Сравнительный анализ ролевой игры дошкольников с ЗПР и умственной отсталостью. // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. Материалы научно-практ. конф. 2005 г. — С.203−208.
  42. О.П. Использование знаково-символических средств до-, школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекцион-ный аспект. Ж. «Культурно-историческая психология». № 1. — 2006, С.40−48.
  43. О.П. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003. — № 1. — С. 19−25.
  44. Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстником // Новые исследования в психологии.-1980.- N 2. -С. 31−36.
  45. Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 17 — 26.
  46. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет -М.: Просвещение, 1992. 142 с.
  47. Е.М. Режиссерские игры дошкольников // Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
  48. Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 38 — 42.
  49. Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. 1964. — № 10. — С. 61 — 64.
  50. В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2001. — 24с.
  51. Р.И. Роль моделирования в развитии сюжетно-ролевой игры // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Изд-во АПН СССР, 1980. — 85 с.
  52. Д.Б. Влияние общения с взрослым на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: Изд-во АПН СССР НИИ общей педагогики, 1980. — 167 с.
  53. Е.В. Знакомьтесь, «выразительное движение» // Дошкольное воспитание. 1999. — № 10. — С. 10 — 15.
  54. О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. — N 6. — С. 7−16.
  55. Г. В. Экспериментальное изучение взаимопонимания в речевом общении // Новые исследования в психологии. 1976. — N2.-C.25−28.
  56. Т.В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 78−85.
  57. Л.Р. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1981. -24с.
  58. С.В., Костина А. А. Система работы по развитию невербальной коммуникации у детей старшего школьного возраста с ОНР-//Логопед в детском саду. -2006. -№ 5. С.95−101.
  59. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под. ред. Т. А. Репиной. -М.: Педагогика, 1987. 189 с.
  60. Е.Е. К проблеме коммуникативного развития дошкольников с лёгкими формами психического недоразвития.//Коррекционная педагогика. 2004. — № 3, С.33−36.
  61. Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР.//Логопед в детском саду. 2006. — № 3, С.36−38.
  62. В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи. //Логопедия. 2006. -№ 2. — С.22−27.
  63. О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1996. — 197 с.
  64. М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме: дис.. канд. пед. наук. М., 1998.-202 с.
  65. Е.А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2003. — 272 с.
  66. Н.И. Интеллект, язык и речь //Нарушение речи у дошкольниковсост. РАБелова-Давид. -М.: Просвещение, 1972. -С.9−32.
  67. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. — 239с.
  68. А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1988. — 94 с.
  69. А.В. Игра и развитие ребенка // Дошкольное воспитание. -1964.-С. 62−63.
  70. Е.В. Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещёние, 1988. — 96 с.
  71. Е.В. Формирование побуждений к игре // Дошкольное воспитание. 1988.-№ 2. — С. 50 — 58.
  72. Е.В., Яворончук JI. Особенности воображения детей в игре с образными фигурками и конструктивным материалом // Дошкольное воспитание, — 1986. -№ 12.-С. 39−42- 1987.-№ 1.-С. 51−54.
  73. В.В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. — 336 с.
  74. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения //Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). -М., 1976. -С5−16.
  75. Е.В. Развитие ролевого поведения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе коррекционного обучения: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 2005. — 19с.
  76. Р.И. Игра как средство изучения детских взаимоотношений // Игра и ее роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой и др. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. — 155 с.
  77. С.А. Коммуникативная деятельность старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи.//Дефектология. 2005 — № 6. — С.21−27.
  78. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева М.: Воспитание дошкольника, 2002. — 128 с.
  79. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: кн. для педагогов / Под. ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М.: Полиграф сервис. — 2002. — 128 с.
  80. К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ. — 1980. — 439 с.
  81. Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелойумственной отсталостью: автореф. дне.канд. пед. наук. -М., 2001.
  82. P.P. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Речь. 2001. — 160 с.
  83. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: учеб. пособие. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 191 с.
  84. А.А. Развитие речи у детей с нарушением интеллекта и их умственное воспитание // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Отв. Ред. Л. П. Носкова М.: Изд. АПН СССР, 1982. -92 с.
  85. З.Г. Влияние особенностей диалога младших школьников на эффективность их совместной деятельности: Автореф.дис.канд.психол. наук. М., 1985.-24с.
  86. Ковшиков В, А Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу. -Л.: ЛГПИ, 1985. -88с.
  87. С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998 — 160 с.
  88. Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические аспекты руководства игрой // Дошкольное воспитание. 1986.-№ 6.-С.40- 43.
  89. Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. -№ 2. — С. 35 — 42.
  90. Я.Л., Харин С. С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 21 -30.
  91. ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350с.
  92. Кольцова В А, Мартин Л. Личностные детерминанты общения в условиях совместной познавательной деятельности //Психологические исследования общения. -М.: Наука, 1985. С.207−218.
  93. Кольцова В, А Усвоение понятий в условиях непосредственного общения //Проблема общения в психологии. М., 1981. — С.60−78.
  94. И.М., Литвинова С. Н. О взаимоотношении детей пятого года жизни в игровой деятельности // Дошкольное воспитание. 1995. — № 12. -С. 21−23.
  95. Коржевина В. В Изучение особенностей общения дошкольников с недоразвитием речи со сверстниками. // Логопедия: Методические традиции и новаторство. М., 2003. — С. 83−93.
  96. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания: метод, пособие / Под. ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 2003. — 124 с.
  97. А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. -1990.-№ 11.-С. 40−46.
  98. А.Д., Абрамян Л. О возможностях развития эмоций в игре // Дошкольное воспитание. 1982. — № 5. — С. 30 — 34.
  99. А.Д., Стрелкова Л. П. Эмоциональное развитие детей в игре // Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.-286 с.
  100. Е.Е. Значение игры для подготовки детей к школе // Игра дошкольника / Под. ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. -286 с.
  101. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1996. — 160 с.
  102. Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 7 Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, .1997. С. 86−87.
  103. А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных процессов в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом: дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 190 с.
  104. Е.В. Дидактическая игра как средство развития речевых и неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста//Логопедия. 2004. — № 4. — С.26.
  105. Л.В. Использование игры в коррекционных целях // Воспитание детей с ЗПР в процессе обучения. М., 1981. С. 89 — 96.
  106. Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми // Дефектология. 1989. — № 3. — С. 65 — 69.
  107. Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи //Психологические исследования общения. -М.: Наука, 1985. С. 252−263.
  108. В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Социальная психология: хрестоматия, для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. — 475 с.
  109. Р. И. О когнитивном подходе к изучению нарушений формирования языковой способности // Проблемы детской речи. СПб: Образование, 1999.-С. 109−111.
  110. Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: метод, пособие. СПб.: Речь, 2004. — 160 с.
  111. Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей //Вопросы патологии речи. Харьков, 1959. — С.23−28.
  112. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Междунар. Образоват. и Психолог. Колледж, 1995.- 144 с.
  113. А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / Под. ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  114. Леонтьев АА Психология общения. Тарту, 1974. — 214с.
  115. Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Автореф. дис. д-ра фи-лолог.наук. -М., 1989. 34с.
  116. Л. Специфика общения в сюжетно-ролевой игре // Дошкольное воспитание, 1981.-№ 5.- С. 34−36.
  117. Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыка общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. 1990. — № 7. — С. 18−22.
  118. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Моск. Психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001.-384 с.
  119. М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  120. М.И., Галигузова Л.Н, Царегородцева Л. М. Развитие общения со сверстниками (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 1985. — № 3. -С. 47−51.
  121. М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: АПН СССР НИИ общей педагогики, 1980. — 167 с.
  122. С.Н. Формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дис.. канд. пед. наук .М., 1997. -16 с.
  123. С.Н. Формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дис.. канд. пед. наук .М, 1997.-16 с.
  124. Логопедия /под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. — 528с.
  125. Л.В., Веселовская Л. В. Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольников. // Логопед в детском саду. 2006. — № 5. — С.11−13.
  126. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология- 1971- N 6. С. 7−14.
  127. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). -М.: Педагогика, 1978. 224 с.
  128. Н.А. Использование игровых приёмов в коррекционной работе с детьми с ОНР. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2004. № 4. — С.38.
  129. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1958.-№ 5. — С. 3−17.
  130. А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Отв. ред. А. Р. Лурия. М., 1958. — Вып. 2, С. 5−46.
  131. А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 413 с.
  132. Е.А. Опыт использования игротерапии в коррекции поведения детей с отклоняющимся развитием.//Аутизм и нарушения развития. -2004. № 4. — С.71−78.
  133. Л.Г. Особенности первых этапов онтогенеза самосознания // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 26−33.
  134. И.П. Некоторые особенности формирования коммуникации у неговорящих детей. //Школьный логопед. 2006. — № 2. — С.22−23.
  135. Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1993. — 35 с.
  136. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: «Комплекс-центр», 1993.198 с.
  137. К., Краузе К. Секвенции коммуникативных действий для обеспечения понимания / Общение. Текст. Высказывание. М.: Наука, 1989. -175 с.
  138. АИ. Развитие средств общения у слепоглухонемых детей. //Вопросы философии. -М., 1971. -N 8. С.125−135.
  139. С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. -230 с.
  140. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: «Просвещение», 1991 г. — 75с.
  141. Н.Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. Пособие для воспитателя. М.: Гном и Д, 2000. — 96 с.
  142. Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990. — 156 с.
  143. Н.Я., Короткова Н. А. Формирование самостоятельного замысла совместной сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. -1981.-№ 11.-С. 14−17.
  144. Е.Б. Общение ребёнка на разных периодах жизни./ДИкольный логопед. 2006. — № 3. — С. 80−82.
  145. Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. Ред. Л. П. Носковой. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  146. B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 123 — 128.
  147. Р.Г. Игра и взаимоотношения детей // Дошкольное воспитание. -1964.-№ 4.-С. 78−79.
  148. Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Между нар. Образоват. и Психол. Колледж, 1995, — 144 с.
  149. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
  150. О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок пути помощи. М.: Теревинф, 1997. — 340 с.
  151. С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание,-1997.-N3. С. 84−87.
  152. Л.П., Соколова Н. Д., Гаврилушкина О. П. и др. Дошкольное воспитание аномальных детей. -М.: Просвещение, 1993. 224 с.
  153. Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 444 с.
  154. Л.Ф., Каданкова Н. Н. Феномен пяти лет // Психологическая наука и образование. 2001. — № 1. — С. 21−36.
  155. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: учеб. метод, пособие // Под. ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. СПб.: ЛОИУУ, 1996. — 95 с.
  156. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
  157. Основы специальной психологии: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  158. Особенности психического развития детей 6 7-летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  159. М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практ. пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2000, — 160 с.
  160. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
  161. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: пер. с франц. -М.: Педагогика, 1991. 248 с.
  162. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. -М.: Просвещение, 1968. 158 с.
  163. Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М.: Московское городское пед. об-во, 1998. — 222 с.
  164. В.Г., Печерский А. В. Коммуникативная активность подростков с интеллектуальным недоразвитием в контексте проблем продуктивного межличностного взаимодействия. //Дефектология. 2006. — № 3. С.46−51.
  165. . Избранные психологические труды: пер. с франц. М.: Просвещение, 1999. — 660 с.
  166. АВ. Управление собственным речевым действием в диалоге (На материале французской разговорной речи): Автореф. дис.канд. фило-лог.наук. -М., 1971.-22с.
  167. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под. Ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. — 192 с.
  168. Психическое развитие воспитанников деского дома / под ред. И. В. Дубровиной, АГ.Рузской. -М.: Педагогика, 1990. -264с.
  169. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под. ред. Д. Б. Эльконина. -М.: АПН РСФСР, 1957. 148 с.
  170. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под. ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М. 2001. С. 106−118.
  171. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под. ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985- - 200 с.
  172. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
  173. Развитие общения дошкольников со сверстниками /под ред. А. Г. Рузской -НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 215с.
  174. Развитие общения у дошкольников. Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет /под ред. АВ. Запорожца, М.ИЛисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288с.
  175. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под. ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  176. Развитие: Программа нового поколения для дошк. образоват. учреждений / Под. ред. О. М. Дьяченко. М.: Гном-пресс, 1999. — 88 с.
  177. Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М.: Школьная Пресса, 2000. — 160 с.
  178. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 232 с.
  179. Т.А., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения // Дошкольное воспитание. 1984. — № 2. — С. 43−46.
  180. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте. -М.: Изд-во Акд. мед. наук СССР, 1948. 200 с.
  181. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.-96 с.
  182. А.А. Психологический конфликт: особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1988. 120 с.
  183. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -485 с.
  184. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  185. Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика: пос. для воспитателей и логопедов. М.: ГНОМ и Д, 2001.-48 с.
  186. Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 288 с.
  187. О.В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.//Логопед в детском саду. -2006. № 4. — С.29−34.
  188. Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. Киев: Ра-дянська школа. — 1984. — 95 с.
  189. А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под. ред. М. И. Лисиной. М.: АПН СССР НИИ общей педагогики, 1980.- 167 с.
  190. Н.В. Динамика игровой деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1990. — № 5. — С. 71 — 78.
  191. Сламу-Казаку Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей //Вопросы психологии. -М., 1961. -N 2. С.97−106.
  192. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 96 с.
  193. Е.С. Некоторые приемы формирования игры у старших дошкольников с ЗПР // Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта. Хрестоматия / Сост. Л. Б. Баряева, АЛ. Зарин, Е. Л. Вожко.- СПб.- ЛОИУУ, 1996. 136 с.
  194. Е.С., Харин С. С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольнйков с задержкой психического развития // Дефектология. 1988. — N 6. — С. 72−78.
  195. О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. 1992. -N 1. — С. 62−67.
  196. Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников //Вопросы психологии. М. 1980. — N5. -С.105−111.
  197. Е.О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников. //Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С.91−102.
  198. Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников.-М.: В ЛАДОС, 2003. 160 с,
  199. Е.Ф. К вопросу об интеллектуальном развитии неговорящих детей //Материалы YII научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1975. — С.563−564.
  200. Н.Д. Нравственное воспитание умственно отсталых дошкольников в процессе обучения игровой деятельности // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. -М.: Педагогика, 1989. 176 с.
  201. Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. / Отв. ред. Л. П. Носкова. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-92 с.
  202. Л.И. Особенности игровой деятельности слепых дошкольников // Дефектология. 1974. — № 6. — С. 66 — 73.
  203. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни: Дис.канд. пед. наук, 1998 г. — 187с.
  204. Специальная педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под. ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -400с.
  205. А. С. Нарушение игровой деятельности. М.: Изд-во МГУ 1980.- 133 с.
  206. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. М.: Апрель Пресс- изд-во ЭКСМО-Пресс, Т. 1, 1999. — 304 с. С. 231−267.
  207. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития // Дефектология. 1988. — № 3.-С. 8−15.
  208. М.Е. Связь вербальных и невербальных средств в регулировании и структурировании спонтанного диалога / Текст как единица коммуникации. Сб. науч. трудов.- Вып. 37- М., 1991. 137 с.
  209. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в раз-вии. М.: ВЛАДОС, 2001 — 230с.
  210. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 68−78.
  211. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников.-М.: Изд-во МГУ, 1976. 144 с.
  212. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990.- 185 с.
  213. Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи Дис.. канд. пед. наук. М., 1983.- 195 с.
  214. А.П. Роль игры в воспитании детей / Под. ред. А. В. Запорожца -М.: Просвещение, 1976. 96 с.
  215. Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис.. к-та пед. наук. М., 1996. — 19 с.
  216. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 5 / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  217. К.Э. Игры животных и игры детей // Вопросы психологии. 1982. -№ 3. — С. 26−34.
  218. Т.Б., Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвеще-ние, 1989. -С.482−507.
  219. Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.М. 2004. — 217 с.
  220. Фотекова ТА Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР //Дефектология. М. — 1994. — N2. -С.9−13.
  221. Л.Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология. 2000. — № 1. -С. 81−89.
  222. Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом //Дефектология. М., 1990. — N1. — С.53−59.
  223. А.Н. Переопосредствование как аспект понимания в диалоге //Познание и общение /ред. Б. ФЛомов, АВ. Беляева, М.Коул. М.: Наука, 1988. — С.69−77.
  224. С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка // Дефектология. 1991. — № 3. — С. 88−93.
  225. С.Н. Некоторые особенности диалога «взрослый ребенок»: функции реплик — повторов // Ребенок как партнер в диалоге: труды постоянно действующего семинара по онтолингвистики. Вып. второй. -СПб.: «СОЮЗ», 2001.-224 с.
  226. С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  227. Е.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2001 17 с.
  228. М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  229. Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1994. — № 4.
  230. AM. К проблеме психолингвистического анализа детской речи: Автореф.дис.кад.филолог.наук. -М.Д974. 18с.
  231. Н.Ф. Психологическая организация речевого общения как средства овладения иностранным языком: Автореф. дис.канд. психол. наук. -Киев, 1990. 18с.
  232. Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: пособ. для учителя. Спб.: «Союз», 2004. -336 с.
  233. Г. П. Игра и «детское сообщество» // Дошкольное воспитание.- 1964.- № 4.-С. 74−78.
  234. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психол. труды. М., Воронеж. — 1995. — С. 87−156, 188−201, 209−217.
  235. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. -М.: Междунар. Образоват. и Психолог. Колледж, 1995. 144 с.
  236. Д.Б. Психология игры. 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  237. Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры. //Вопросы психологии. 2004. — № 1 — С. 68.
  238. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада / под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 76 с.
  239. Н.М. Экспериментальное исследование диалогического взаимодействия детей-сверстников в совместной деятельности // Ребенок как партнер в диалоге: труды постоянно действующего семинара по онтолин-гвистике. Вып. второй. СПб.: СОЮЗ, 2001. — 224 с.
  240. Я ТЫ — МЫ. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. О. Л. Князева. -М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 168 с.
  241. В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. (О формировании предложений в речи детей). -М.:Просвещение, 1966. 99с.
  242. С.Г., Ефимова И. Н., Щур В.Г. Исследование взаимоотношений между детьми при организации совместнойдеятельности // Новые исследования в психологии. 1971. — № 1. — С. 108−112.
  243. Е.А. Влияние театрализованной игры на развитие речи имелкой моторики пальцев рук дошкольников. //Практическая психология и логопедия. 2006. — № 4. — С.25−33.
  244. Allen V.I. The role of nonverbal behavior in children’s communication // Children’s oral communication skills. -N.Y. 1981.
  245. Fein G. Preteng play in childhood // Child Devel. 1981. — V. 52. — P. 1095 -1118.
  246. Free play behavior in middle and lover-class preschoolers / K.H. Rubin, T.Y. Maioni, M. Hornung // Child Devel. 1976. -V. 47. — P. 414 — 419.
  247. Free play behavior in preschool and kindergarten children / K.H. Rubin, K.S. Watson, T.W. Jambor // Devel Child. 1978. — V. 49. — P. 534 — 536.
  248. Garvey C. Play. Cambridge (Mass.): Harv. Univ. Press, 1977.
  249. Garvey C. Some properties of social play // Play, its role in development and evolution. N.Y. — 1976. — P. 570 — 583.
  250. Patterns of play and social interaction in preschool children / Smith P.K. Con-noli K. // Ethological studies of child behavior. Cambridge — 1972. — P. 65 -96.
Заполнить форму текущей работой