Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены методологической обоснованностью концептуальных позиций, использованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам, логике исследования, проведением этого исследования в единстве теории и практики. На защиту выносятся следующие основные положения: © понятие педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися, как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ НА ЭМПАТИЮ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧАЩИМИСЯ
    • 1. 1. Анализ философской и психологической сущности личностной установки и эмпатии в общении
    • 1. 2. Сущность, структура и место педагогической установки учителя наэмпатию во взаимодействии с учащимися в педагогическоим общении
    • 1. 3. Основные условия и механизмы формирования педагогической установки «. учителя на эмпатию в целостном процессе профессионально-педагогической г подготовки
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО — ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
  • ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ НА ЭМПАТИЮ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ! С УЧАЩИМИСЯ (В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ)
    • 2. 1. Методика, ход и анализ результатов выявления у студентов исходных установок на эмпатию
    • 2. 2. Методика и ход опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов установки на эмпатию во взаимодействии с учащимися
    • 2. 3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе

Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В психологическом плане выделены основные механизмы эмпатии как личностного образования: опознание, идентификация и интерпретация объекта, принятие решения и «эмоциональное отреагирование» (Л.Н.Джрназян), идентификация, децеитрация и рефлексия (М.А.Абалакина, Т.Г.Григорьева), личностная рефлексия и эмоциональная идентификация (С.Б.Борисенко, А.В.Тимохина), атрибуция, интуиция, синтония, сопереживание, социальная сензитивность, сочувствие, рефлексия и содействие (И.М.Юсупов). Вместе с тем механизмы формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися специально не рассматриваются. Необходимость восполнения данного «пробела» в педагогической науке и недостаточная реализация в практике определила актуальность темы: «Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися».

Согласно Д. Н. Узнадзе и его последователям (И.Т.Бжалава, М. А. Гелашвили, Д. Г. Гогуадзе, И. В. Имедадзе, Ш. А. Надирашвили, Р. Г. Натадзе, А. С. Прангишвили, Д. Чарквиани и др.), определяющим фактором поведения личности является ей I установка активности, возникающая на основе потребности и ситуации ее удовлетворения. Внутренний (потребность и операциональные возможности субъекта) и внешний (ситуация удовлетворения потребности) факторы возникновения установки выделяют Д. Г. Гогуадзе, И. В. Имедадзе, Д. Н. Узнадзе и др. Виды установок и выполняемые ими функции называет Д.Чарквиани. В частности, он характеризует социальную установку, в структуре которой выделяет: когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Как определяющий фактор при конструировании образа другого человека рассматривают установку А. А. Бодалев, С. К. Курячий, Г. Оллпорт. Процесс формирования установки раскрывается в работах А. М. Айламазьян, А. Г. Асмолова, В. В. Колпачникова, Л. Г. Поповой. Л. Г. Попова вводит понятие позитивной установки на педагогическую деятельность и исследует возможности ее воспитания у студентов университета, однако без направленности на эмпатию.

Возникает противоречие между назревшей в практике необходимостью сформированное&tradeу учителей педагогической установки на эмпатию во у *" взаимодеиствии с учащимися, с одной стороны, и недостаточной разработанностью в теории самого понятия, механизмов и условий формирования установки — с другой. С учетом этого противоречия проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические механизмы и условия формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися в целостном процессе профессионально-педагогической подготовки учителей.

Решение этой проблемы определило цель исследования.

Под педагогической установкой на эмпатию во взаимодействии с учащимися мы понимаем устойчивое состояние готовности и предрасположенности педагога к эмоциональной идентификации с учащимися, выражающие сонастроенность на единую эмоциональную волну, установление взаимопонимания и дающие ориентир педагогу к проявлению сочувствия, сопереживания и соучастия воспитаннику, которое формируется в процессе опыта эмпатийного поведения педагога. К такому пониманию мы пришли на основе анализа психологов педагогической литературы по вопросам установки, эмпатии, педагогической деятельности, что раскрывается нами в главе 1. ® Объектом исследования является профессионально-педагогическая подготовка учителей.

В качестве предмета исследования выступает процесс формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися в профессионально-педагогической подготовке учителей.

В соответствии с объектом, предметом, проблемой и целью исследования поставлены следующие задачи: выявить содержание понятия педагогической установки учителя на — эмпатию во взаимодействии с учащимися и обосновать ее структурураскрыть поэтапность процесса формирования исследуемой педагогической установки, определить показатели сформированное&trade— выявить адекватные разным уровням профессионально-педагогической подготовки учителей условия и механизмы формирования педагогической установки на эмпатиюразработать опытно-экспериментальную методику по формированию установки учителя на эмпатию, апробировать и проанализировать ее эффективность.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что эффективность формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися может быть существенно повышена, если процесс ее формирования: отражает единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов формируемой установки с их системообразующей связью: мотивационным стержнем готовности к эмпатииосновывается на адекватном взаимодействии в процессе формирования побудительных и исполнительных механизмов, определяемых эмоциональной идентификацией и децентрациейимеет различия в технологии на разных уровнях профессионально-педагогической подготовки (педагогическом колледже и педагогическом вузе) — адекватно реализует психолого-педагогические условия, в совокупности воссоздающие целостную картину обеспечения эмоционально-положительного настроя в общении будущих учителей с учащимися, единства действия всех компонентов педагогической установки на эмпатию.

При решении поставленных задач и проверке выдвинутой гипотезы использовались такие методы исследования, как: анализ философской и психолого-педагогической литературы, сравнение, анализ и синтез определяющих характеристик понятий, моделирование, экстраполяция, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, анализ результатов деятельности учащихся, методы качественной и количественной обработки результатов.

Общую методологию исследования составили: теория отражения- || системный и комплексный подходыпсихологические концепции установкиположения гуманистической психологии о человеческих отношениях и проявлениях эмпатии между людьми, принципы гуманистической педагогики (индивидуализации и персонализации педагогического процесса, диалогизации, опоры на внутренний мир ребенка и другие), основополагающие идеи философской и педагогической антропологии о человеке, основные положения психологии о сознании и деятельностиобщепедагогические принципы (научности, системности, связи теории с практикой, наглядности, сознательности и активности).

Теоретическую основу исследования составили: идеи гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, О. Ф. Аникина, Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, В. П. Бездухов, В. А. Ситаров, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и другие) — о теория формирования личности учителя (С.И.Архангельский, И. Д. Багаева, Б. З. Вульфов, Ф. Н. Гоноболин, А. Е. Дмитриев, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин и другие) — идеи непрерывного педагогического образования (В.С.Леднев, Т. В. Новикова, В. Н. Никитенко, В. А. Сластенин, И. Г. Шамсутдинова и другие) — комплекс научных идей по психологии общения педагога и учащегося (А.С.Белкин, А. А. Бодалев, В. С. Грехнев, В.А.Кан-Калик, М. С. Коган, и ж.

1 ' 9.

Я.Л.Коломинский, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Л. А. Петровская, Г. Г. Столяров и другие) — основы психологии эмоций (Ф.Е.Василюк, Л. Я. Гозман, Б. И. Додонов, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Мокшина и другие) — идеи по формированию социальной установки (А.М.Айламазьян, А. Г. Асмолов, С. К. Курячий, А. В. Мудрик, Г. Оллпорт, Д. И. Чарквиани другие) — положения о механизмах взаимопонимания (М.А.Абалакина, В. С. Агеев, А. А. Бодалев, Е. И. Головаха, Н. Н. Обозов, И. М. Юсупов и другие) — принципы структурирования экспериментальных программ (В.С.Леднев, И. Г. Шамсутдинова и другие).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: факультет начальных классов Московского педагогического государственного университета, Московский педагогический колледж N 14. В опытно-экспериментальной работе участвовали 172 студента.

Исследование выполнялось в четыре этапа. Первый (1994;1996 гг.) включал анализ философской, психологической и педагогической литературы, определение научного аппарата исследования, проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. Второй (1996 — 1997 гг.) был направлен на углубление теоретических положений исследования (определение структуры исследуемого феномена, динамики, механизмов и условий его формирования), проведение констатирующей части опытно-экспериментальной работы. На третьем (1997 — 1998 гг.) осуществлялась разработка и апробация опытно-экспериментальной методики по формированию у студентов педагогической установки на эмпатию на разных уровнях профессионально-педагогической подготовки. Четвертый (1998 — 1999 гг.) посвящен обобщению и систематизации полученных результатов, оформлению текста диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение: определено понятие педагогической установки учителя на эмпаткю во взаимодействии с учащимися, ее структура и показатели сформированностит.

Г',' разработана технология процесса формирования педагогической установки на эмпатию и обоснованы ее различия на разных уровнях системы профессионально-педагогической подготовки учителей (среднего и высшего образования) — выявлены адекватные психолого-педагогические условия и механизмы процесса формирования исследуемой педагогической установки.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных экспериментальных программ по отдельным разделам дисциплин: «Введение в теорию педагогики», «Теория воспитания», «Основы личностно-ориентированной педагогики», а также авторского спецкурса «Эмпатийные возможности педагога» — в реальном педагогическом процессе профессиональной подготовки учителей на уровнях среднего и высшего образования.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечены методологической обоснованностью концептуальных позиций, использованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам, логике исследования, проведением этого исследования в единстве теории и практики. На защиту выносятся следующие основные положения: © понятие педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися, как устойчивого состояния готовности и предрасположенности педагога к эмоциональной идентификации с учащимися, выражающих сонастроенность на единую эмоциональную волну, установление взаимопонимания и дающих ориентир педагогу к проявлению сочувствия, сопереживания и соучастия воспитанникуформирование педагогической установки на эмпатию во взаимодействии с учащимися происходит в единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов с их системообразующей связью — мотивационным стержнем готовности педагога к эмпатии с учащимисядинамика поуровневого развития имеет характерные особенности преобладания на первом уровне когнитивного компонента, на второмэмоционального с дополнением когнитивного и на третьем — поведенческого и [I образования единства всех компонентов за счет их системообразующей связи мотивационным стержнем готовности к эмпатиипроцесс формирования педагогической установки учителя на эмпатию обеспечивается единством действия исполнительных (осознание и рефлексия эмпатийных форм поведения в педагогическом взаимодействии, понимание и интерпретация поведения воспитанникаэмоциональная идентификация, вчувствование, сопереживание и сочувствие ребенкуоценивание ситуации общения и принятие решения по оказанию эмпатийного содействия) и побудительных (эмоциональная сонастроенность учителя и учащегося в педагогическом взаимодействии, желание выразить учащемуся сочувствие, оказать содействие) механизмово необходимыми психолого-педагогическими условиями формирования педагогической установки учителя на эмпатию в его профессионально-педагогической подготовке являются: создание эмоционально-положительного настроя в восприятии своего будущего воспитанникаориентация подготовки на осуществление гуманистически направленной деятельностиединство формирования составляющих компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и мотивационного стержня готовности к эмпатии) — взаимодействие побудительных и исполнительных механизмов формированияучет особенностей процесса формирования на различных уровнях профессиональной подготовки (приоритетное формирование эмоционального компонента на уровне среднего и когнитивного — на уровне высшего образования, развитие поведенческого компонента в самостоятельной педагогической деятельности).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования обсуждались на XXXII научной конференции факультета физико-математических и естественных наук РУДН (Москва, 1996), на научно-практической конференции «Интегративные процессы в образовании» (Шадринск, 1998), на научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы МПГУ (Москва, 1998, 1999), на международной конференции, посвященной 150-летию П. Ф. Каптерева (Москва, 1999).

Р'.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза, общая методология, показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Психолого-педагогические основы формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися» раскрыты понятия эмпатии и установки, определено понятие педагогической установки и педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися. Обоснованы структура исследуемой установки и модель процесса формирования, раскрыты условия, механизмы и этапы этого процесса, выделены показатели сформированности. Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися (в профессионально-педагогической подготовке)» раскрыты методика и ход проведения опытно-экспериментальной работы (ОЭР), дан количественный и качественный анализ результатов. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейшего исследования. В приложениях представлены инструментально-методические материалы исследования.

ф Выводы по главе 2.

1. Педагогическая установка учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися формируема: вообще, в ходе спецкурса, и, в частности, в реальном учебном процессе, в ходе изучения различных педагогических дисциплин. Как целостное психологическое образование, в нашей ОЭР она достигает первого и второго уровней.

2. Процесс формирования педагогической установки на эмпатию осуществляется в единстве развития всех компонентов: мотивационного стержня готовности к эмпатии, являющегося в ней и компонентом, и системообразующей связью, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

3. Наиболее высокий уровень установка на эмпатию достигает в ЭГ педагогического вуза, и особенно в ЭГ2, где был проведен спецкурс «Эмпатийные возможности педагога» в объеме 38 часов. Это могло быть обусловлено следующим рядом причин. Во-первых, различием уровня подготовки студентов педагогического колледжа и педагогического вуза. В педагогическом вузе в ОЭР принимали участие студенты вечернего отделения, среди которых многие уже получили сред.

I нее профессиональное образование по окончании педагогического колледжа.

Во-вторых, целенаправленностью формирования педагогической установки на эмпатию в процессе чтения студентам ЭГ педагогического вуза спецкурса «Эмпатийные возможности педагога». В отличие от этой ЭГ педагогического вуза, в ЭГ педагогического колледжа педагогическая установка на эмпатию формировалась в неявном виде: в процессе изучения различных дисциплин педагогического профиля («Основы личностно-ориентированной педагогики», «Теория воспитания»).

В-третьих, нарушением целостности процесса формирования педагогической установки на эмпатию на уровне педагогического колледжа, что обусловлено ограниченностью организационных условий для ОЭР по непрерывному проведению всех разделов педагогики в течение двух лет.

В-четвертьш, отсутствием на уровне педагогического колледжа, в отличие от педагогического вуза, возможности включения студентов в самостоятельную педагогическую деятельность, позволяющую актуализировать и зафиксировать в ней формируемую педагогическую установку на эмпатию. Это обусловлено особенностями содержания учебного плана педагогического колледжа, предусматривающего прохождение продолжительной непрерывной.

§ педагогической практики лишь на третьем и четвертом году обучения. Между тем © в состав ЭГ педагогического колледжа входили студенты второго года обучения.

4. При характеристике компонентов установки на эмпатию во всех ЭГ наиболее сформированным оказался мотивационный стержень готовности к эмпатии. В своем развитии он достиг во всех ЭГ третьего уровня.

5. Одним из определяющих условий процесса формирования установки на эмпатию является учет особенностей различных уровней профессионально-педагогической подготовки. Согласно предлагаемой методике формирования педагогической установки на эмпатию, особой последовательности и содержания этапов на уровне среднего образования осуществляется приоритетное формирование эмоционального компонента, на уровне высшего — когнитивного.

6. Поведенческий компонент установки на эмпатию наименее развит. Для его формирования требуется больший опыт практической деятельности.

7. Третьего уровня, определяемого нами как высший уровень, установка на, а эмпатию в нашей ОЭР практически не достигла. Это объясняется отсутствием ж необходимой практики самостоятельной деятельности участников нашей ОЭР.

Кроме того, на достижение этого уровня могут оказывать влияние внутреннее эмоциональное богатство личности, ее духовность, внутренние регулятивы поведения и т. п.

В дальнейших исследованиях нуждаются такие вопросы, как: исследование возможности развития педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися до третьего уровня (в том числе для работающих учителей), разработка опытно-экспериментальной методики по формированию педагогической установки на эмпатию на всей протяженности непрерывной профессионально-педагогической подготовки учителей (в колледже и вузе). *.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эмпатийный тип взаимоотношений между педагогом и учеником создает атмосферу психологического благополучия, доверительности, открытости, взаимопонимания, оказывает влияние на личностный рост ученика, способствует развитию его самоуважения, большей свободы личностных проявлений. Такой тип педагогического общения предполагает актуализацию и проявление в нем определенных личностных установок педагога по отношению к своему воспитаннику, а именно: педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам эмпа-тии, установки, педагогической деятельности, нами сформулировано содержание исследуемого понятия. Логика построения этого понятия состояла в выявлении, прежде всего, наиболее существенных характеристик феномена установки, их проекции на понятие педагогической установки, а затем — педагогической установки на эмпатию. К характеристикам установки отнесены следующие: состояние субъекта на основе взаимоотношения двух факторов: потребности и ситуации удовлетворения этой потребностиготовность, проявляющая себя в поведенческой активностипредрасположенность ориентировать деятельность в каком-то определенном направленииориентир деятельности по отношению к объектуличностное образование, складывающееся в процессе опыта.

Под педагогической установкой мы понимаем устойчивое состояние готовности, предрасположенности и предвосхищения учителем педагогической деятельности, возникающее и актуализирующееся на основе взаимоотношения педагогической ситуации и потребности ее решать, задающее ориентир профессиональной деятельности по отношению к учащемуся, к себе как субъекту педагогической деятельности и к учебно-воспитательному процессу. Мы рассматриваем педагогическую установку в группе социальных, поскольку она характеризуется особенностями педагогической ситуации, как фактора ее возникновения, определяет особый тип отношений педагога к личпостно значимым объектам (к педагогической профессии, к своим воспитанникам, к себе как субъекту педагогической деятельности) и проявляет себя во взаимодействии учителя и учащегося.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам эмпатии позволил выделить такие ее характеристики, как: эмоциональное проникновение, вчув-ствование в собеседника, установление эмоциональной идентификации, сонастроенность на единую эмоциональную волну, выражение сопереживания, сочувствия и соучастия собеседнику. Проекция понятия педагогической установки на понятие эмпатии дало нам интегративное понятие педагогической установки на эмпатию. Под педагогической установкой учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися мы понимаем устойчивое состояние готовности и предрасположенности педагога к эмоциональной идентификации с учащимися, выражающее сонастроенность на единую эмоциональную волну, установление взаимопонимания и дающее ориентир педагогу к проявлению сочувствия, сопереживания и соучастия воспитаннику.

В структуре исследуемого феномена нами выделены: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты и мотивационный стержень готовности к 0 эмпатии, выступающий и как компонент, и как системообразующая связь в установке, согласно принципу двойного вхождения базисных компонентов (по В.С.Ледневу). Определены показатели сформированности педагогической установки на эмпатию по каждому из компонентов. Для когнитивного компонента это — представление об эмпатии как механизме взаимопонимания, ее роли в педагогическом общениизнание психологии ребенка и умение использовать знания в ситуации общения со своим воспитанникомзнание правил эмпатийного слушания и других условий эмпатийного общения, владение методикой формирования у детей эмпатийных качеств. Для эмоционального компонента: умение определять эмоциональное состояние ребенкаумение выражать свои чувства и эмоцииспособность к сопереживанию и эмоциональной идентификации. Для поведенческого компонента: умение «ориентироваться» в ситуации общения с ученикомумение разрешать конфликтную ситуацию с позиции эмпатии.

Мотивационный стержень готовности к эмпатии характеризовался эмпатийной направленностью мотивации взаимоотношений педагога и воспитанника в педагогическом общении, потребностью во взаимной эмпатии.

Представлены четыре уровня в процессе формирования исследуемой педагогической установки: нулевой (свидетельствующий об отсутствии у педагога установки на эмпатию), первый (низкий), второй и третий (высший).

Определена поэтапная структура процесса формирования педагогической установки на эмпатию, имеющая свои особенности на разных уровнях педагогического образования (высшего и среднего). Так, для формирования педагогической установки на эмпатию в педагогическом колледже характерно первоочередное формирование эмоционального, а в педагогическом вузекогнитивного компонентов.

Нами выделена следующая последовательность этапов формирования исследуемого феномена в педагогическом колледже: Ф включение в игровую деятельность с целью актуализации эмоционального опыта детства, развития эмпатийных способностей и качествФ анализ человеческих взаимоотношений с целью накопления представлений о сущности и характере эмпатийного взаимодействияФ формирование понятия об эмпатии и условиях эмпатийного общенияФ анализ и решение педагогических ситуаций с целью выявления способов и средств эмпатийного взаимодействияФ организация практической педагогической деятельности студентов с целью актуализации полученных знаний, накопления опыта эмпатийного взаимодействия — включения установки в структуру деятельности.

Для педагогического вуза — это несколько иная последовательность: Ф формирование понятия об эмпатийном общении, теоретическое осмысление роли эмпатии в педагогической деятельностиФ накопление теоретических знаний об особенностях эмпатийного общения и условиях, необходимых для его установленияФ анализ примеров взаимоотношений педагога и учащегося с точки зрения места, и роли эмпатии в них, выявления способов эмпатийного взаимодействияФ проигрывание педагогических ситуаций и организация тренинговых упражнений с целью развития эмпатийных способностей и качествФ включение студентов в самостоятельную педагогическую деятельность с целью л поиска собственной системы приемов эмпатийного взаимодействия и актуализации установки на эмпатию в педагогическом общении с учащимися.

На основе выявленной теоретической сущности и структуры исследуемого феномена нами разработана опытно-экспериментальная методика по формированию педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися. Она включает: экспериментальные программы «Основы личностно-ориентированной педагогики», «Теория воспитания» для студентов педагогического колледжа, «Введение в теорию педагогики» и авторский спецкурс «Эмпатийные возможности педагога» для студентов педагогического вузадискуссионные и имитационные методытренинги и упражнениякомплекс педагогических задач и педагогических ситуаций. Основными особенностями экспериментальных программ были: преломление содержания психолого-педагогических вопросов под углом зрения эмпатииакцентирование внимания на вопросах, затрагивающих ребенка, мир его детствасогласованность содержания и струк.

• туры программы с особенностями и последовательностью этапов формирования исследуемого нами феномена. л.

Дискуссионная группа методов использовалась на всех этапах. Среди имитационных методов преимущественное использование в ОЭР в педагогическом колледже имели ролевые игры и тренинговые упражнения, а в педагогическом вузе — деловые игры.

ОЭР проводилась в 1996/97 учебном году в ЭГ педагогического вуза и в 1997/98 учебном году в ЭГ педагогического колледжа. Она включала констатирующую, формирующую и контрольную части. Результаты констатирующей части ОЭР показали, что педагогическая установка учителя на эмпатию в целом к началу ОЭР не была сформирована, хотя мотивационный стержень готовности к эмпатии был в ней наиболее представлен. Знания об эмпатии и условиях установления эмпатийного общения у студентов были во многом интуитивны и поверхностны. Поведенческий компонент практически не был сформирован.

Анализ результатов формирующего этапа ОЭР, проводимого по разработан.

Ф ной методике, показал повышение уровня развития всех компонентов и в целом педагогической установки учителя на эмпатию. Наибольшее развитие получил.

I е мотивационный стержень готовности к эмпатии. Он достиг для многих участников третьего (самого высшего) уровня. Качественно изменения в мотивационном стержне готовности характеризовались смещением акцента в мотивации взаимоотношений педагога и учащегося на эмпатийный.

Для когнитивного компонента изменения выразились в увеличении показателя сформированности до второго (для всех ЭГ) и третьего (для одной из ЭГ) уровней, в сравнении с констатирующим этапом, где большая часть участников размещалась на первом уровне. Качественные изменения выразились в систематизации полученных знаний по эмпатийному общению, условиям, правилам и приемам его установления, овладении методикой формирования эмпатийных качеств у воспитанников.

Эмоциональный компонент педагогической установки на эмпатию достиг второго и третьего уровней, в сравнении с констатирующим этапом, где большая часть участников размещались на первом и небольшое число на втором уровне. Было установлено, что в ЭГ педагогического вуза когнитивный компонент — более развит, в сравнении с эмоциональным, и обратное в ЭГ педагогического колледжа сформированность эмоционального компонента — несколько выше когнитивного. Поведенческий компонент оказался в меньшей мере сформированным. Но и он достиг в результате ОЭР не только первого, но и второго уровней, в сравнении с констатирующим этапом, где его сформированность соответствовала в основном нулевому уровню. На формирование поведенческого компонента должна оказывать решающее влияние самостоятельная педагогическая деятельность, что было ограничено рамками организационных условий ОЭР (в частности, отсутствием самостоятельного педагогического опыта участников).

Результаты формирующего этапа ОЭР показали, что педагогическая установка на эмпатию как целостное образование сформирована. Она соответствовала первому и второму уровням. Полученные теоретические и экспериментальные данные позволили сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза исследования получила обоснованное подтверждение. В целом, установлено, что: 1 — формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися осуществляется в единстве когнитивного. эмоционального, поведенческого компонентов с их системообразующей связью мотивационным стержнем готовности к эмпатии;

— эффективность ее формирования определяется адекватным взаимодействием побудительных (желание выразить сочувствие, оказать содействие в решении возникших проблемэмоциональная сонастроенность учителя и учащегося в педагогическом взаимодействии) и исполнительных (осознание и рефлексия эмпатийных форм поведения в педагогическом взаимодействиипонимание и интерпретация поведения воспитанникаэмоциональная идентификация, вчув-ствование, сопереживание и сочувствие воспитанникуоценивание ситуации и принятие решения по оказанию эмпатийного содействия) механизмов формирования, базирующихся на основе эмоциональной идентификации и децентрации;

— процесс формирования исследуемой установки имеет различную технологию на различных уровнях профессионально-педагогической подготовки: на уровне среднего образования в первую очередь формируется эмоциональный компонент, а на уровне высшего — когнитивный, развитие поведенческого компонента осуществляется в самостоятельной педагогической деятельности;

— основными психолого-педагогическими условиями формирования педагогической установки на эмпатию являются: создание эмоционально-положительного настроя на восприятие ребенка в подготовке учителей, ориентация на осуществление гуманистически направленной педагогической деятельности, единство формирования всех компонентов установки на эмпатию, взаимодействие исполнительных и побудительных механизмов формирования, учет особенностей процесса формирования установки на эмпатию на различных уровнях профессиональной подготовки учителей.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в нашем исследовании раскрыты основы формирования педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися (его этапы, механизмы, условия). Вместе с тем, в дальнейших исследованиях нуждаются такие вопросы, как: изучение возможностей развития педагогической установки на эмпатию до третьего уровня (в том числе для работающих учителей), разработка опытно-экспериментальной методики формирования установки на эмпатию на всей протяженности непрерывной профессионально-педагогической подготовки учителей (в колледже и вузе) и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. -М.: Знание, 1990.-61 с.
  2. Г. С. Практическая психология. М.: Академия, 1997. — 368 с.
  3. P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности. Дис.. канд. психол. наук. -Ереван, 1995.- 159 с.
  4. A.M., Асмолов А. Г. Анализ установок личности в ситуации деловой игры//Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. — С.138 — 155.
  5. A.M., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании//Вопросы психологии. -1983. № 2. — С. 143 — 150.
  6. В.Г. Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса в системе работы школы Центра эстетического воспитания. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. 191 с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М., 1995. -496с.
  8. О.Ф. Подготовка студентов педагогических вузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.-224 с.
  9. И.В. Влияние эмоциональной направленности учителя на психологическую реабилитацию социально неадаптированных подростков. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1996. 210 с.
  10. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 149 с.
  11. А.Х. Гуманистическая направленность подготовки будущих учителей к воспитательной работе с младшими школьниками. Дис.. канд. пед. наук. Чарджоу, 1992. — 194 с.
  12. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура//Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообщений международной научно-практ. конф. Ижевск, 1992. — 318 с.
  13. B.B. Педагогические условия подготовки будущих учителей к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 203 с.
  14. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  15. БжалаваИ.Т. Установка и поведение. М.: Знание, 1968.-48 с.
  16. H.H. К вопросу о методах активной подготовки к педагогическому общению// Советская педагогика. 1982. — № 7. — С.59 — 63.
  17. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.- 136 с.
  18. A.A., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии// Групповая психотерапия при неврозах и психозах/ Под ред. Б. Д. Карвасарского и В. А. Музеренко. Л.: ЛНИПИ, 1975. — t.XXXVI. — с. 11 — 19.
  19. A.A. Общение и формирование личности//Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Книга 2. Науч. труды, вып. 26. -Краснодар, 1978. С. З — 12.
  20. A.A. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: МГУ, 1982.- 199 с.
  21. A.A. Личность и общение. -М., 1995. 324 с.
  22. С.Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей. Дис.. канд. психол. наук. Ворошиловград, 1988. — 284 с.
  23. A.A. Проницательность как проблема психологии общения//Вопросы психологии. -1990. № 4. — С.117 — 122.
  24. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 63 с.
  25. O.A. Социально-психологический тренинг как средство улучшения взаимопонимания учителя и учащихся. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995.-228 с.
  26. Ю.В. Мотивационное обеспечение овладения профессией учителя. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1990. 246 с.
  27. М. Модели. Репрезентация и научное понимание.- М.: Прогресс, 1988.-507 с.
  28. Ф.Е. Психология переживания. М., 1989. — 200 с.
  29. Введение в философию. М.: Политич. лит-ра, 1989. — ч.2. — 639 с.
  30. А.А. Деловая учебная игра. М., 1986. — 260 с.
  31. К.В., Парамей Т. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности/ТВ естник Московского университета. 1990. — N 2. — С.35 — 39.
  32. Возможности и границы познания/ Под ред. Г. Г. Кириленко.- М.: МГУ, 1995.-72 с. т
  33. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов
  34. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Книга 2. -Краснодар, 1978.- 189 с.
  35. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Книга 3. -Краснодар, 1979. 171 с.
  36. .З., Харькин В. И. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. — 111 с.
  37. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи// Психологический журнал, т. 17. 1996. — № 4. -С.55−63
  38. Л.С. Избранные психологические произведения. -М.: АПН РСФСР, 1956.-379 с.
  39. А.И. Влияние социальных установок учителя на «межличностные отношения участников педагогического взаимодействия. Дис. .канд. психол. наук. -М., 1995. 164 с.
  40. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения/Под ред. И. Е. Курова. Нижний Новгород, 1994. — 160 с.
  41. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ТВопросы психологии. 1975. — N 2. — С.65 — 69.
  42. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1977. 18 с.
  43. Гавриловен- К. В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям. Дис.. докт. пед. наук. Минск, 1989.
  44. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии/Информационно-методические материалы к курсу «Общяя психология"/Учеб. пособие для студ. пед. институтов, М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  45. М.А. К вопросу об онтологии установки/ТИзвестия АН ГССР.- 1983. N 3. — С.50 — 52.
  46. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии//Вопросы психологии. 1983. — N 4. — С.61- 68.
  47. С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -Ленинград М.: Искусство, 1967. — 296 с.
  48. Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976. 496 с.
  49. Д.Г. Тенденция реализации установки и ее основные факторы. -Тбилиси, 1985.- 102 с.
  50. . Что такое психология: В 2х томах, т.2: М.: Мир, 1992. -376с.
  51. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Моск. ун-т, 1987.-174 с.
  52. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат Украины, 1989. — 187 с.
  53. Ф.Н. О некоторых психологических качествах личности учителя//Вопросы психологии. 1975. — N 2, — С. 100 -111.
  54. B.C. Культура педагогического общения/Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 142 с.
  55. Т.Г. и др. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. Новосибирск, М., 1997. — 171 с.
  56. Деловые игры. Понятие, методика и условия проведения: Методич. рек.-ции преподавателям. М., 1990. — 72 с.
  57. М.Ю. Зависимость опыта переживаний психических состояний от личностных особенностей. Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1992. — 161 с.
  58. С.Д., Левин В. А. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996. -192с.
  59. Л.И. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях (на материале изучения малых студенческих групп): Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1984. — 29 с.
  60. Дмитрий Николаевич Узнадзе классик советской психологии: Психологические исследования, посвященные 100-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси, 1986. — 388 с.
  61. Л.Л. Задания по педагогике. М.: Просвещение, 1968. — 223 с.
  62. .И. В мире эмоций. Киев, 1987. — 139 с.
  63. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск: БГУ, 1976.- 174 с.
  64. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск, 1978. -340с.
  65. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя/Учеб, пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1989. -189с.
  66. С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1992. — 137 с.
  67. М.Б. Формирование готовности студентов педагогического училища к воспитательному взаимодействию с младшими школьниками. Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 152 с.
  68. Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Дис.. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1994.
  69. Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике/Под ред. Н. В. Савина. М.: Просвещение, 1986. — 111 с.
  70. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-240 с.
  71. Игры обучение, тренинг, досуг./Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  72. В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: МГУ, 1993.- 168 с.
  73. И.В. Проблема структуры установки//Дм. Ник. Узнадзе -классик советской психологии: Психологические исследования, посвященные 100-летию со дня рождения Д.Узнадзе. Тбилиси, 19 86.-С.111 — 112
  74. В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 1995.
  75. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении/ Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  76. П.Ф. Педагогическая психология. СПб, 1914. — гл. 18. — 489 с.
  77. Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе. Дис.. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1984.
  78. С.Н., Петрушина Л. Г. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного поведения//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. — N 3. — С.22−30.
  79. Г. М. О месте эмоций в процессе отражения: Автореф. дис. канд. философ, наук. Томск, 1974. — 16 с.
  80. В.Е. Взаимопонимание. Некоторые философские и психологические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 109 с.
  81. Ю.Л. Искусство моделирования и природа игры. М., 1992.- 103 с.
  82. А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личностью другой// Теоретич. и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тез. докл. / Под ред. А. А. Бодалева и др. Краснодар, 1975. -342 с.
  83. Г. Ф. Формирование умений культуры педагогического общения у будущих учителей начальных классов. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1994.- 180 с.
  84. М.С. Мир общения. M., 1990.
  85. Г. М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 1993. — 93 с.
  86. Коломинский Я. JL Психология общения. М., 1974. — 350 с.
  87. В.В. Формирование и проявление гуманных установок личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 19 с.
  88. В.И. Формирование готовности будущих учителей к педагогическому общению с младшими школьниками. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 218 с.
  89. C.B. Учитель-ученик. -М.: Педагогика, 1981. 53 с.
  90. JI.B. Сборник педагогических задач/Учеб, пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  91. Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск: СКЦ, 1993. -24−7 с.
  92. М.Б. Проблема психологической подготовки учителя к распознаванию эмоций учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Одесса, 1992. -18 с.
  93. М.И. Формирование готовности учителя к управлению эмоциональными состояниями в педагогической деятельности. Дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 178 с.
  94. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -М., 1986.-398 с.
  95. Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск: Вышейшая школа, 1970. — 223 с.
  96. С.К. Роль установок личности в восприятии другого человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 18 с.
  97. Е. Изард. Эмоции человека. М.: Изд-во Москов. ун-т, 1980. -432 с. ш 100. Лебедева М. М. Некоторые психологические аспекты проведенияимитационных игр// Вестник МГУ. Сер.14, психология. — 1980. — № 3. — С.72 -73.
  98. B.C. Содержание общего образования: Проблемы структуры. -М.: Педагогика, 1980. 246 с.
  99. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М.: Москов ун-т, 1971. — 39 с.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит, издат., 1975.-304 с.
  101. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 46 с.
  102. В.И., Кульневич C.B.Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995.-240 с.
  103. О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на1. Дону, 1990.- 18 с.
  104. Т.И. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов технических вузов и специалистов при подготовке к профессиональному общению. Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1992. 164 с.
  105. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-443 с.
  106. М.И. Мотивационно-смысловые аспекты успешности в педагогическом общении: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 17 с.
  107. В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности, Минск, 1983.-120с.
  108. О.Н. Профессиональная подготовка учителя к разрешению конфликта в воспитательном процессе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. -157с.
  109. Г. Игровая терапия: искусство отношений. ~ М., 1994. 365 с. ь 113. Лямкина E.B. Формирование нравственной готовностистаршеклассников к выбору профессии: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,• 1998.- 15 с.
  110. A.C. Собрание сочинений. В 5-ти томах/Под общ. ред. А. Терновского. M., 1971. — т. 1. — 431 с.
  111. В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности// Советская педагогика. 1981. — N 2. — С.96 — 104.
  112. А.К. Психология труда учителя/Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  113. Л.А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  114. Метод деловых игр/Под научн. ред. Д. М. Гвишиани и С. В. Емельянова. -М., 1976.-59 с.
  115. Методика педагогического исследования и некоторые показатели эффективности используемых средств обучения: Методические указания/ Состли: Н. П. Гресс, Г. А. Вайзер, Н. Н. Тулькибаева, З.М.Тулькибаева/Под ред. Н. П. Гресс. Челябинск: ЧПИ, 1982.- 65 с.
  116. В.А. Социально-ролевое поведение, эмпатия и социализация личности старшеклассника. Дис.. канд. психол. наук. Ереван, 1993. — 153 с.
  117. Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию. Дис.. канд. пед. наук. -Гродно, 1989.- 182 с.
  118. E.H. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока. Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 155 с.
  119. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/Ю .Н.Кулюткин, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров и другие/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  120. H.A. Формирование эмпатийной установки в подготовкеучителя// Профессиональное творчество педагога: Сборник научных статей.
  121. Шадринск: Издательство Шадр. ПО «Исеть», 1997. С. 40 — 50.
  122. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 111 с. т 126. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение: Книга длястаршеклассников. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  123. Ш. А. Психология установки. Тбилиси: Мецниереба, 1983.-259 с.
  124. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987.-361 с.
  125. И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1997. -175 с.
  126. А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза. Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1994. — 179 с.
  127. Р.Г. Восприятие и установка//Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982. — С.80 — 88. ф 132. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. М.:1. Просвещение, 1972. 215 с.
  128. Непрерывное образование: методология и практика/ Под ред. А. А. Вербицкого.-М., 1990.
  129. Непрерывное педагогическое образование//Проблемы развития профессионализма/Под ред. Т. В. Новиковой. М., 1994. — С.19 — 20.
  130. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1965. — 156 с.
  131. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия//Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1978. — С.80 — 91.
  132. С.И. Словарь русского языка. М., 1970. — 900 с.
  133. В.Л., Вовк Л. П., Омельяненко C.B. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студ. пед. институтов и учителей. М.: Просвещение, 1993. — 272 с.
  134. А.Б., Хазанов М. А. Феномены конгруэнтности и т эмпатии//Вопросы психологии. 1993. — N 4. — С.68 — 73.
  135. E.JT. Преемственность подготовки специалистов в профессионально-педагогическом колледже и вузе. Дис.. канд. пед. наук —1. Л Тольятти, 1996.- 189 с.
  136. Н.Б., Землянский A.A. Методические указания по деловой игре.-М., 1981.- 161 с.
  137. Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии. Дис.. канд. пед. наук. — Новосибирск, 1997. 209 с.
  138. В.А. Педагогические ситуации как средство формирования сознательного отношения школьников к учению. М., 1983.
  139. Педагогика/Учеб, пособие для студ. пед. институтов/ Под ред. Ю.К.Бабанского/. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  140. Педагогика/Учеб. пособие/Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. -602с.
  141. Педагогика/Учеб. пособие/Под ред. И. П. Подласого. -М., 1996. -432 с.1 147. Педагогика/Учеб, пособие для студ. пед. учеб. завед./ В. А. Сластенин,
  142. И.Ф.Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1998. — 512 с.
  143. И.Р. Педагогическая игра как средство формирования коммуникативных умений будущих учителей. Дис.. канд. пед. наук. JL, 1984. -203 с.
  144. JT.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М.: МГУ, 1989. 216 с.
  145. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991.-191 с.
  146. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий/ Учеб. пособие для учеб. завед. профтехобразования. -М., 1984. 174 с.
  147. JI.B. Развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педвуза в процессе педагогической практики. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995. 131 с.
  148. Л.Г. Воспитание позитивной установки на педагогическую деятельность у студентов университета. Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1991.-214с.
  149. Практическая психология для преподавателей. М., 1997. — 328 с.
  150. A.C. Исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1967. — 340 с.
  151. Программа «Педагогика» по специальности 2121 /Сост-ли А. Е. Дмитриев, С. П. Баранов, Ю. П. Сокольников и другие // Сборник программ и методич. материалов для фак-тов начальных классов и дошкольного воспитания. М.: МПГУ, 1994.- 114 с.
  152. Программы педагогических колледжей: Педагогика / Сост. А. Е. Дмитриев, Е. Э. Каплун. М., 1993. — 21 с.
  153. A.C. Тренинг коммуникативных умений: Методич. разработка занятий. М., 1993. — 47 с.
  154. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  155. Психология. Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского. 2-е изд. — М.: Политиздат,!990. — 494 с.
  156. JI. Тренинг педагогической наблюдательности// Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.86 — 92.
  157. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-390 с.
  158. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/Учеб, пособие. М.: Владос, 1995. — 529 с.
  159. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. -М., 1986.-342 с.
  160. К. Эмпатия//Психология эмоций/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1989.-288 с.
  161. С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. -258 с.
  162. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  163. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород, 1994. — 164 с.
  164. B.B. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 15 с.
  165. Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1993. 117 с.
  166. C.B. Педагогические условия развития эмпатии как профессионально значимого качества педагогов дошкольно-образовательных учреждений в процессе повышения их квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. -20 с.
  167. Н.В. Игры, в которые играют:Психологический практикум. -Дубна: Феникс, 1997. 160 с.
  168. А.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 1998. — 190 с.
  169. Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя. Дис.. докт. пед. наук. -М., 1995.
  170. В.Л. Образ ребенка в сознании педагога. Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1996 — 160 с.
  171. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  172. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функцианирование// Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования/ Под ред. В. А. Сластенина. М., 1982. — С. 14 — 29
  173. О.В. Методика выявления эмоционального состояния как фактора принятия роли в ролевой игре//Методы исследования межличностного восприятия/ Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М., 1984. — С.55 — 63.
  174. А.П. Механизмы эмпатии// Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. — 175 с.
  175. В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 156 с.
  176. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин M.JI. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Учеб. пособие/ Пода ред. В. А. Сластенина, Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1974. — 130 с.
  177. М.И. Если мы хотим сотрудничать: Книга для преподавателя и воспитателя. М.: Академия, 1996. — 384 с.
  178. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1987. -219 с.
  179. Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников: Учебная книга. -М., 1994.-240 с.
  180. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979.-396 с.
  181. В.А. Разговор с молодым директором. М., 1973. — 208с.
  182. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. шк., 1988. — 272 с.
  183. В.А.Сухомлинский о воспитании/ Сост-ль С.Соловейчик. Изд-е Зье.1. М., 1979.-270 с.
  184. A.B., Борисенко С. Б. Исследования эмпатическихвозможностей старшеклассников и учителей//Психология практике обучения и воспитания. — M., 1990. — 4.1. — С. 106 — 110.
  185. B.C. Теория отражения в свете современной науки.- М.: Знание, 1971.-48 с.
  186. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  187. Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации// Хрестоматия по вниманию/Под ред. А. Р. Леонтьева и др. М.: МГУ, 1976. -С.260−270.
  188. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Мецниереба, 1961. 210 с.
  189. К.Д. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. М: Педагогика, 1974. — т. 1 — 584 с.
  190. Формула успеха: понять, принять, действовать: Деловые игры, тесты, социально-психологические тренинги. Спб., 1994. — 62 с.4
  191. Л.М., Кулагина И. П. Психологический справочник учителя.
  192. М.: Просвещение, 1991.-287 е., С. 107- 120. l# 197. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр. М., 1991. — 318 с.
  193. Т.Д. Межличностная обратная связь в педагогическом общении. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1996. 129 с.
  194. О.И. Эмпатия как профессиональная характеристика в деятельности психолога дошкольного учреждения. Дис.. канд. психол. наук. -Тверь, 1997.-208 с.
  195. Д. Информация, противоречие и смена социальных установок. Тбилиси, 1980. — 91 с.
  196. А .Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся// Вопросы психологии. 1991. — № 5 — С. 74 — 80
  197. A.C. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций, М.: Росс. пед. агентство, 1998. — 188 с.
  198. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых * играх: Сб. ролевых игр. М., 1991.
  199. Ш. Н. Установка и сознание. Тбилиси, 1975.- 246 с.
  200. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль: ЯГУ, 1981. — 72 с.
  201. С.М. Об отражении как общем свойстве материи//Теория познания и современная наука. М., 1967. — С.74 — 109.
  202. Р. Информация и отражение/Юбщение в свете теории отражения. Фрунзе, 1980. — С. 128−129.
  203. Шингаров Г. Х Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. — 223 с.
  204. В.А. Моделирование и познание. Минск, 1974. — 210 с.
  205. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.- 290 с.
  206. Энциклопедический словарь/ Глав. ред. Б. А. Введенский и др./В 2-х томах. М.: Советская энциклопедия. — т.1 — 1963. — 656 с.
  207. Энциклопедический словарь/ Глав. ред. Б. А. Введенский и др./В 2-х томах. М.: Советская энциклопедия, т. 2 — 1964. — 736 с.
  208. Энциклопедический словарь. М., 1984.
  209. Д.И. Теория отражения и понятие информации//Теория познания и современная наука. М., 1967. -С.109 — 138.
  210. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Казан, ун-т, 1993.-202 с.
  211. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. книж. издат., 1991.- 192 с.
  212. И.М. Психология эмпатии: Автореф. дис. докт. психол. наук. -СПб., 1995.- 18 с.
  213. Clark K.B. Empathy: a neglected topic in psychological reseach. American Psychologist. 1980. February, vol.35. 187 — 190 p.
  214. Rogers C.R. Freedom to learn. Columbus, Ohio, 1969. 358 p.1. Л 0
Заполнить форму текущей работой