Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование системы управления эффективностью предприятий реального сектора экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предприятия как субъекты предпринимательской деятельности служат основным интегрирующим элементом экономики. Роль предприятий в экономике не сводится к производству продукции. Данное утверждение относится, прежде всего, к предприятиям реального сектора экономики. Каждое промышленное предприятие является объектом многочисленных ожиданий со стороны населения, других предприятий… Читать ещё >

Содержание

  • I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Характеристика эффективности предприятий как экономической категории
    • 1. 2. Роль предприятия в экономике страны
    • 1. 3. Методологические основы управления эффективностью предприятий реального сектора экономики
  • II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Состояние предприятии реального сектора экономики в современных условиях
    • 2. 2. Анализ управления эффективностью предприятии реального сектора экономики по показателям деятельности
    • 2. 3. Использование зарубежного опыта управления эффективностью предприятий на основе сбалансированной системы показателей
  • III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Разработка системы показателей эффективности для предприятий реального сектора экономики
    • 3. 2. Формирование комплексной системы восстановления производственного потенциала предприятий реального сектора экономики

Совершенствование системы управления эффективностью предприятий реального сектора экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Главной движущей силой развития реального сектора экономики в современных условиях выступают предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.

Глобальный экономический кризис обострил проблему повышения конкурентоспособности и эффективности российских предприятий. От эффективности производства, возможностей национальных предприятий производить конкурентоспособную продукцию в решающей степени зависит уровень развития российской экономики.

Предприятия как субъекты предпринимательской деятельности служат основным интегрирующим элементом экономики. Роль предприятий в экономике не сводится к производству продукции. Данное утверждение относится, прежде всего, к предприятиям реального сектора экономики. Каждое промышленное предприятие является объектом многочисленных ожиданий со стороны населения, других предприятий, научно-исследовательских организаций, федеральных и муниципальных органов. Таким образом, предприятия реального сектора экономики не только производят продукцию, но и несут определенную социальную ответственность.

Научный интерес представляет исследование проблем эффективности предприятий реального сектора экономики, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на эффективность отдельных отраслей и воспроизводство российской экономики, а также способствует обеспечению благоприятного предпринимательского климата в стране.

Несмотря на то, что экономическая категория эффективности предприятия исследовалось в трудах многих отечественных авторов, в современной литературе до сих пор отсутствует единый методологический подход к управленшо эффективностью предприятий.

Указанные обстоятельства обусловили цели и задачи проводимого исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методологических рекомендаций по совершенствованию системы управления эффективностью предприятий реального сектора экономики, способствующих обеспечению благоприятного предпринимательского климата.

В соответствии с данной целью исследования были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность эффективности предприятий как экономической категорииобосновать роль предприятия как структурообразующего и интегрирующего элемента реального сектора экономикиопределить количественные и качественные методы оценки эффективности предприятий реального сектора экономики, выявить преимущества и недостатки отдельных методикоценить состояние предприятий реального сектора экономики с учетом их внутренней и внешней предпринимательской средыклассифицировать факторы, влияющие на развитие предприятий реального сектора экономики, систематизировать критерии и показатели эффективности, разработать алгоритм комплексной оценки эффективности предприятий реального сектора экономики с учетом стратегической направленности и сбалансированности их деятельностипроанализировать зарубежный опыт эффективного управления предприятиями реального сектора экономики и оценить возможность его адаптации к российским условиямна макро-, мезо-, микроуровне разработать методические рекомендации по повышению эффективности предприятий реального сектора экономики.

Объектом исследования является предприятия реального сектора экономики как субъекты предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе управления эффективностью предприятий реального сектора национальной экономики.

Степень разработанности проблемы. При оценке степени разработанности проблемы эффективности предприятий реального сектора экономики следует отметить, что этой теме посвящено множество трудов ученных и экономистов: Абалкина Л. И., Аганбегяна А. Г., Агаповой Т. А., Бочарова В. В., Бланка И. А., Баканова М. И., Делягина М. Г., Ефимовой О. В., Глазьева С. Ю., Землякова Д. Н., Ивантера В. В., Клейнера Г. Б., Ковалева В. В., Каплана Р., Логвинова Л. Д, Нортона Д., Румянцевой З. П., Рябушкина Б. Т., Поршнева А. Г., Савицкой Г. В., Савченко Г. С., Серегиной С. Ф., Смирнова А. Д., Шеремета А. Д., и многих других. При этом следует отметить, что исследование отдельных проблем, поднимаемых в диссертационной работе, у многих авторов носит фрагментарный характер. На сегодняшний день отсутствует системный подход к анализу эффективности предприятий реального сектора экономики, что и предопределило направленность диссертационного исследования, его цели и задачи.

Теоретико-методологической базой диссертации являются основные положения экономической теории, теории предпринимательства, труды отечественных и зарубежных ученных по проблемам управления эффективностью предприятий на микрои макроуровне.

Информационной базой исследования послужили монографии, материалы научных конференции, данные отечественных и зарубежных предприятий, сведения Росстата, научные обзоры, материалы текущей периодической печати по проблематике диссертационного исследования, архивные и отчетные данные, нормативные документы, справочники и другие источники информации.

Методологической основой исследования послужили научные методы диалектики и логики, метод научной абстракции, гипотетико-дедуктивный метод, метод концептуального моделирования, комплексный, системный, 5 сравнительный и функциональный анализ. Ряд выводов представлен в виде обобщения эмпирических данных.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-методологических рекомендаций по совершенствованию системы управления эффективностью предприятий реального сектора экономики.

Наиболее существенные научные результаты полученные автором, выносимые на защиту, содержащие научную новизну и приращение научных знаний в исследуемой области, состоят в следующем:

По специальности 08.00.05 — Экономика и управления народным хозяйством (предпринимательство).

1. Обоснована авторская позиция о ведущей роли предприятий в развитии реального сектора экономики. Определены основные принципы формирования предприятий с учетом стратегической направленности и сбалансированности их деятельности. Предложена авторская модель, обобщающая эволюционные теории развития предприятий, что способствует оптимальной оценке и анализу эффективности предпринимательской деятельности (с. 24−32);

2. На основе анализа предпринимательской среды, выявлены и классифицированы внешние факторы, способствующие или сдерживающие развитие предприятий реального сектора национальной экономики (с. 67−88);

3. Разработана многоуровневая модель сбалансированной системы показателей, позволяющая сочетать стратегии развития на микромезои макроуровне, способствующая повышению экономической самостоятельности и предпринимательской активности предприятий реального сектора экономики (с. 137−142);

По специальности 08.00.05 — Экономика и управления народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексамипромышленность):

4. Уточнено содержание понятия «эффективность предприятий реального сектора экономики» как категории, характеризующей связь между использованными в производстве ресурсами и достигнутым результатом, отражающей целесообразность и рациональность экономических и организационных решений (с. 9−11);

5. Определена теоретико-методологическая база управления эффективностью предприятий реального сектора экономики в современной экономике, учитывающая закономерности и тенденции их развития. С учетом отечественного и зарубежного опыта предложены модели управления эффективностью предприятий реального сектора экономики и обоснована целесообразность их использования в России (с. 115−124);

6. Предложены методические рекомендации по формированию системы показателей эффективности для предприятий реального сектора экономики (с. 125−138).

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных выводов и предложений по результатам исследования предприятиями реального сектора экономики, в разработке промышленной политики, в разработке концепции долгосрочного развития в области предпринимательства. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в частности в преподавании учебных дисциплин «Экономика предприятия», «Предпринимательство», «Микроэкономика».

Внедрения и апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались на следующих конференциях: 23-я Всероссийская научная конференция молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления-2008», 12-я международная научно-практическая конференции «Актуальные проблемы управления-2007», 13-я международная научно-практическая конференции «Актуальные проблемы управления-2008», 16-й Всероссийский студенческий семинар «Проблемы управления-2008». По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 1,8 п.л.

Структура и объем диссертации

определяются целыо и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Логическая схема диссертационного исследования представлена на рис. 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

Эффективность многогранное понятие, исследованное как в отечественной так и в зарубежной литературе, суть которой, на наш взгляд, можно охарактеризовать следующим образом — это относительный показатель, характеризующий связь между ресурсами (затратами) и полученным эффектом.

Существует множество подходов к определении эффективности предприятия, важнейшие из которых затратный и ресурсный подход.

Затратный подход эффективности нацелен на характеристику эффекта деятельности предприятий, получаемого с каждой единицы совокупных затрат. Ресурсный подход призван характеризовать эффективность использования всех видов ресурсов, которыми располагает предприятие. Он отражает результат деятельности предприятия на единицу имеющихся ресурсов.

На наш взгляд, нет никакой существенной разницы между «ресурсным» и «затратным» подходами. Они не противоречат друг другу, более того, совместное их использование значительно расширяет возможности для более глубокого исследования движения эффективности, определения резервов и конкретных путей ее повышения с использованием потенциала.

Применение одного из подходов к определению эффективности предприятий тесно связано с выбором критериев эффективности.

На наш взгляд, при определении эффективности предприятий недостаточно одного общего критерия, так как большинство экономических систем характеризуются как сложные со множеством иерархических подсистем, носят многоцелевой характер, а потому не вмещаются в рамки одноцелевой модели, особенно это характерно для предприятий реального сектора экономики.

На сегодняшний день, исследование комплексной эффективности предприятий реального сектора экономики, выявление резервов повышение является приоритетным направлением развития экономики России.

Определение эффективности предприятий невозможна без учета роли предприятия в экономике.

Предприятие представляет с собой территориально обособленный хозяйственный объект, систематически осуществляющий производство товаров, выполнение работ или оказание услуг для удовлетворения внешних относительно предприятия потребностей, обладающий правом самостоятельно распоряжаться своим имуществом и результатами своей деятельности, ведущий предписываемые регламентами формы учета своей деятельности и не содержащий в своем составе обладающих перечисленными свойствами объектов;

Результатом деятельности предприятий являются не только материальные блага, потребляемые отдельными физическими или юридическими лицами, но черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом в целом. Предприятия формируют особенности поведения физических лиц, которое, в свою очередь, определяет базовые характеристики государственного устройства. Этот вывод не может считаться неожиданным, если учесть, что предприятия, так же, как и общество в целом, являются в сущности единственными среди экономических образований институтами, самовоспроизводство которых заложено в базисную концепцию их существования, а симбиоз государства и предприятий — единственным способом успешного взаимного существования.

В условиях кризиса предприятие не тяготить вниманием государства: государственной поддержкой, налоговым стимулированием.

Для развития предприятий необходимым является осознание того, что эффективность их деятельности может быть управляемой. Особенно это актуально в условиях финансового, экономического кризиса. К сожалению, в условиях стабильного развития не был выработан механизм управления эффективностью предприятий.

Именно поэтому, на сегодняшний день, актуальным вопросом является создание методологической основы управления эффективностью предприятий реального сектора экономики.

В отечественной литературе анализ эффективности предприятия отождествляется с оценкой ее экономической эффективности и ограничивается расчетом соответствующих финансово-экономических показателей. На сегодняшний день в России не исследована проблема комплексного анализа предприятий.

Что касается зарубежной теории анализа эффективности предприятий, то существует основных пять концепции управления эффективностью предприятий. В отличие от отечественной теории, зарубежная теория оценки эффективности предприятий не ограничивается расчетом только финансовых показателей. Эффективность измеряется с точки зрения как материальных, так и нематериальных активов. Именно поэтому, использование зарубежного опыта управления эффективностью является актуальным вопросом на сегодняшний день.

Сегодня для осуществления эффективного управления у отечественных промышленных предприятий появилась возможность использовать зарубежные модели управления, в том числе модели сбалансированной системы показателей. Однако использование ССП без соответствующей адаптации к условиям российской экономики, как правило, не только не приносит желательных результатов, но даже часто наносит вред предприятиям.

Для практического применения на российских предприятиях идей ССП необходимо:

— разработать систему показателей исходя из их функционального назначения, практической возможности определения оптимальных значений показателей и соответствия реальной возможности достижения этих значений;

— облегчить и упростить модель для большей вероятности внедрения и удобства пользования на российских предприятиях.

При этом применение сбалансированной системы показателей не должно замыкаться на уровне предприятия. Совершенствование управления эффективностью предприятий реального сектора экономики представляет с собой серьезный резерв роста российской экономики в целом. Этот резерв может быть задействован, ели управление станет столь же многоуровневой, многопериодной, какой и является сама экономика.

Сбалансированную систему показателей отдельных предприятий необходимо интегрировать в целостную систему, включающую ССП отрасли, региона и страны.

При этом эти последние ССП должны не просто получаться с помощью агрегирования показателей микроуровня, но обладать некоторыми новыми качествами, отражать системные свойства экономики.

В стране должна быть создана централизованная, комплексная сбалансированная система показателей на уровне не только предприятий, но и макроэкономических комплексов. При этом планирование своей деятельности предприятия должны вести самостоятельно, и контролировать выполнение принятых решений тоже придется им самим.

В диссертационном исследование предложен механизм создания и функционирования сбалансированной системы показателей. Внедрение сбалансированной системы показателей на макроуровень достаточно трудоемкая, но достижимая, на наш взгляд, задача.

Таким образом, по результатам исследования получены следующие результаты:

1. Обоснована авторская позиция о ведущей роли предприятий в развитии реального сектора экономики. Определены основные принципы формирования предприятий с учетом стратегической направленности и сбалансированности их деятельности. Предложена авторская модель, обобщающая эволюционные теории развития предприятий, что способствует оптимальной оценке и анализу эффективности предпринимательской деятельности (с. 22−43);

2. На основе анализа предпринимательской среды, выявлены и классифицированы внешние факторы, способствующие или сдерживающие развитие предприятий реального сектора национальной экономики (с. 72−105);

3. Разработана многоуровневая модель сбалансированной системы показателей, позволяющая сочетать стратегии развития на микромезои макроуровне, способствующая повышению экономической самостоятельности и предпринимательской активности предприятий реального сектора экономики (с. 150−157);

По специальности 08.00.05 — Экономика и управления народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексамипромыишенность):

4. Уточнено содержание понятия «эффективность предприятий реального сектора экономики» как категории, характеризующей связь между использованными в производстве ресурсами и достигнутым результатом, отражающей целесообразность и рациональность экономических и организационных решений (с. 9−11);

5. Определена теоретико-методологическая база управления эффективностью предприятий реального сектора экономики в современной экономике, учитывающая закономерности и тенденции их развития. С учетом отечественного и зарубежного опыта предложены модели управления эффективностью предприятий реального сектора экономики и обоснована целесообразность их использования в России (с. 115−133);

6. Предложены методические рекомендации по формированию системы показателей эффективности для предприятий реального сектора экономики (с. 143−145).

Показать весь текст

Список литературы

  1. АзоевГ.Л., ЧеленковА.П. Конкурентные преимущества фирмы. М.:ОАО «Типография «Новости», 2000.
  2. Ю.Л. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко, И. В. Петрученя. -Красноярск: Изд-во КГУ, 1997
  3. И. Новая экономическая стратегия. СПб.: Питер, 1999.
  4. М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития/Менеджмент в России и за рубежом № 2, 2000
  5. А. Внедрение системы управления по целям в российских условиях // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 1.
  6. Боди 3., Мертон Р. Финансы: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  7. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов под редакцией Куракова Л. П., Куракова В.Л.
  8. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991
  9. Е. Инвестиционный бум в России: итоги 2007 года, перспективы/ Общество и экономика, № 6, 2008-
  10. Ю.Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. Под ред. Ю. Дарова, P.M. Нуреева. М.: Финпресс, 2000.
  11. П.Бусов В. И. Оценка и управление собственностью. М.: ГУУ, 2004.
  12. О.С. Стратегическое управление. Учебник для вузов.- 2-е изд. стереотип. М.: Омега-Л, 2006.
  13. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономист, 2006.
  14. О. Как избежать ошибок при внедрении BSC // Финансовый директор, 2005, 34.
  15. О. ССП для новичков // Консультант, 2005, № 7.
  16. A.M., Терешин А. В. Налоговый климат и развитие экономики/ЭКО, № 8, 2008-
  17. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник.-М.:0мега-Л, 2004.
  18. А., Горский М. Технологии сбалансированного управления
  19. Глазьев С. Ю, Геноцид, М: Терра, 1998
  20. Глазьев С. Ю, Обучение рынку, Москва: Экономика, 2004
  21. С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов / Научный доклад. М.: НИР, 2007.
  22. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. М.:Ассоциация менеджеров, 2003.
  23. Е. Технология принятия управленческих решений. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2005.
  24. М.М. Анализ существующих методик управления компанией с помощью ключевых показателей / Проблемы развития рыночной экономики (сборник научных трудов). М.: ИПР РАН, 2006
  25. Грейм Динз, Фриц Крюгер, Стефан Зайзелъ. К победе через слияние: как обратить отраслевую консолидацию себе на пользу. М.: Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  26. Деловой вестник, Еженедельный информационно-аналитический сборник Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», 09,2008-
  27. Е., Исаев Д., Мостовой Е. Управление эффективностью бизнеса: концепция Business Performance Management. М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2005.
  28. К. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического развития предприятия в условиях российской действительности // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2005,№ 3.
  29. В.М. Классификация видов стоимости // Вопросы оценки, 1998, № 1.
  30. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 1998.
  31. О.В. Управление рисками в сфере промышленного бизнеса. Тверь: Тверской государственный университет, 1999.
  32. А., Глисин Ф, Промышленность в I квартале 2008 г/Экономист, № 8,2008- ¦
  33. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  34. И.Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  35. В., Попова Т. Система сбалансированных показателей (Balance ScoreCard, BSC) // Менеджмент Сегодня, 2001, № 4.
  36. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации. Учебное пособие /Под ред. Гапоненко АЛ. и Орловой Т. М. -М.: ИД «Социальные отношения», 2003.
  37. Итан Распел. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса (2-е издание). М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2004.
  38. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  39. . Деловая стратегия / Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  40. Карта сбалансированных показателей как система контроля на уровне совета директоров, выступление Г. Н. Константинова, Директора центра корпоративного управления ГУ-ВШЭ.
  41. Карта сбалансированных показателей, от финансового к стратегическому контролю бизнеса, выступление А. Пиотровского, заведующего кафедрой маркетинга Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ, генерального директора компании «Коммерсант-Эксперт».
  42. Д., Хартлен Б., Гэнстер Д., Стратегический разрыв. Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2004.
  43. Кит У. Стратегический управленческий учет: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  44. Е. Основы методологии разработки системы ключевых показателей эффективности // Маркетинг и маркетинговые исследования, 2005, № 3.
  45. Клейнер Г. Б Управление предприятием: баланс силы и правды.//Экономика и жизнь, 2007,№ 37
  46. Г. Б. Состояние и перспективы российских промышленных предприятий: конфликт теории и практики. М.: ГУУ, 2006 (б).
  47. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия М: Дело, 2008
  48. Г. Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики— М.: Наука, 2002
  49. . А. Особенности стратегического управления крупными промышленными комплексами в современных условиях. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004.
  50. В.И. Теория и искусство управления: Учебник для вузов. М.:Норма-Инфра-М, 1999.
  51. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, Москва, 2007
  52. Концепция контроллинга: управленческий учет, система отчетности и бюджетирования М.: Альпина Бизнес Букс, 2006
  53. Т., Коллер Т., МурринД. Стоимость компании: оценка и управление. Пер. с англ., 2-е изд., стереотип. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  54. А. История менеджмента: Учеб, пособие для вузов. 4-е изд. -М.: Академический проект: Трикста, 2004.
  55. Краткая экономическая энциклопедия
  56. Kypc MBA по стратегическому менедэ/сменту. -Под. Ред. Фаэй Л., Рэнделл Р. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  57. Маргания К. Р. Управление эффективностью российских предприятий на основе сбалансированной системы показателей/Вестник ГУУ, 2008, № 17)
  58. Макроэкономика Учебник под ред. Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина, М: Дело и Сервис, 2007
  59. Марк Грэм Браун Сбалансированная система показателей М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  60. К. Скотт. Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости. ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
  61. , И.К. Быстряков. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Изд-во Экономика, 2008
  62. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. Научн. Ред. Л. И. Евенко. М.: Дело, 1992.
  63. Минцберг Генри, Алъстрэд Брюс Школы стратегий/Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
  64. Модели менеджмента ведущих корпораций. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  65. М.С. Экономика организации (предприятия) М: «Экзамен», 2007.
  66. Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус В. Сбалансированная система показателей Практическое руководство по использованию-М:ДИАЛЕКТИКА, 2006
  67. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.
  68. Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия //Управление компанией, 2003, № 2.
  69. М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. М.: Альпина Букс, 2005.
  70. М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. Пер. с англ. М.: Альпина Букс, 2005.
  71. А.А. Организация производства и управление предприятием. М.: «Экзамен», 2009
  72. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами / Под ред. A.M. Гершуна, Ю. С. Нефедьевой М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
  73. К. Сбалансированное неравенство: интересы потребителей и Balance Scorecard // Менеджмент сегодня, 2003, № 6.
  74. Рик Рикертсен. Выкуп бизнеса менеджерами: советы инсайдера. Пер. с англ. М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2004.
  75. А. Лутц. 8 законов Крайслер: Законы бизнеса, которые сделали Crysler одной из самых успешных в мире корпораций. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  76. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник.-М. :ИНФРА-М, 2009
  77. Родина И. Б. Концептуальные основы развития реального сектора национальной экономики России в условиях глобальной конкуренции, Москва, 2007
  78. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской федерации Часть 1,2,3,4. М: Юрайт, 2008.
  79. Российский статистический ежегодник. М.: Федеральная служба государственной статистики России, 2004,2005,2006,2007
  80. Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия. М.-000 «Новое знание», 2004
  81. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Управление предприятием, 2000, № 4.
  82. В. Стратегия развития России: ориентиры и ограничения/Вопросы экономики, № 8, 2008
  83. Смотрич Ж. SWOT анализ сбалансированной системы показателей. М.: Баланс — Современный капитал, № 9,2004.
  84. Стоимость компаний: оценка и управление. Издание 3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. М.: Изд-во Олим Бизнес, 2005.
  85. Теория управления. Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и АЛ.
  86. Н.Н. Стратегическое управление. Приор, 2000.
  87. В.Ф. Теория управления: учеб. для вузов/ В. Ф. Уколов, A.M.
  88. Уоррен Баффетт. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями. Пер. с англ. -М.: Альпина Букс, 2005.
  89. Управление организацией под редакцией Поршнева А. Г., Саломатина Н. А., Румянцевой З.П.- М.: Инфра-М- 2008
  90. Управление эффективностью и качеством. Модульная программа: Пер. с англ./Под ред. И. Прокопенко, К. Норта: В 2ч.-М.:Дело, 2001
  91. М. Эффективно управлять можно лишь тем, что можно достоверно измерить. Сбалансированная система показателей (Balance Scorecard) и управление российскими компаниями // Top-manager, 2003, № 11.
  92. Г., Дедиков С, Ю. Адлер. Альтернативный менеджмент: путь к глобальной конкурентоспособности. М.: Изд-во Альпина Бизнес Букс, 2005.
  93. А., Лекомцев П. Управление по KPI в многоуровневых компаниях / Менеджмент сегодня, 2005, № 2.
  94. Х.Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  95. Г., Прахалад К. К. Конкуренция за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
  96. Хв.Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации. М.:Дело, 2000.
  97. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. / Пол Хейне. -2-е изд., стереотип. М.: Дело: Catallaxy, 1992
  98. В.А. Проблемы развития российской экономики/ЭКО № 4, 2 008 104. http://www.economy.gov.ru/105. http://www.minfin.ru106. http://www.minprom.gov.ru107. http://www.cemi.rssi.ru108. www.rubricon.com/
Заполнить форму текущей работой