Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии
С целью повышения достоверности результатов исследованияпо выявлению особенностей адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии мы использовали несколько интегральных показателей как широко апробированных, так и требующих дальнейшего изучения. В качестве критерия адаптации использовали адаптационный потенциал (АП) ССС (P.M. Баевский, А. П. Берсенева, 1997; А. Н… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные проблемы изучения и оценки адаптации организма детей к условиям окружающей среды
- 1. 1. Адаптация как универсальный феномен организма человека
- 1. 2. Особенности адаптационных процессов детей
- 1. 3. Функциональная асимметрия как проявление адаптации организма к окружающей среде. г
- 1. 4. Проблема интегральной оценки адаптации организма к условиям окружающей среды
- Глава 2. Объекты и методы исследований
- Глава 3. Результаты собственных исследований
- 3. 1. Изучение функциональной асимметрии детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
- 3. 1. 1. Популяционная характеристика формирования функциональной асимметрии детей школьного возраста
- 3. 1. 2. Изучение функциональной асимметрии детей с разным уровнем учебной нагрузки в зависимости от пола
- 3. 2. Изучение росто-весового индекса детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
- 3. 2. 1. Популяционная характеристика росто-весового индекса детей школьного возраста
- 3. 2. 2. Изучение изменений росто-весового индекса в зависимости от пола детей
- 3. 2. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на росто-весовой индекс детей школьного возраста
- 3. 3. Изучение индекса Руфье у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
- 3. 3. 1. Популяционная характеристика величин индекса Руфье
- 3. 3. 2. Изменение величин индекса Руфье в зависимости от пола детей и учебной нагрузки
- 3. 3. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на индекс Руфье у детей школьного возраста
- 3. 1. Изучение функциональной асимметрии детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
- 3. 4. 1. Популяционная характеристика вегетативного индекса Кердо детей школьного возраста
- 3. 4. 2. Изучение изменений величин вегетативного индекса Кердо в зависимости от пола детей
- 3. 4. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на вегетативный индекс Кердо у детей школьного возраста
- 3. 5. Изучение показателей адаптационного потенциала детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам
- 3. 5. 1. Популяционная характеристика адаптационного потенциала детей школьного возраста
- 3. 5. 2. Изучение показателей адаптационного потенциала в зависимости от пола детей
- 3. 5. 3. Изучение влияния мануальной. асимметрии на адаптационный потенциал детей школьного возраста
- 3. 6. Изучение функционального состояния механизмов кардиорегуляции вегетативной нервной системы на основе индекса напряжения
- 3. 6. 1. Популяционная характеристика показателей индекса напряжения
- 3. 6. 2. Изменение показателей индекса напряжения в зависимости от пола детей
- 3. 6. 3. Изучение влияния мануальной асимметрии на индекс напряжения детей школьного возраста
Особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. В последние годы резко обострилась проблема здоровья школьников, отмечается ухудшение морфофункционального статуса детей, что, как правило, связывают с возросшим экосоциальным неблагополучием (Г.Н. Сердюковская, 1977, 1979; А. А. Баранов, Н. А. Матвеева, 1989; А. Т. Тибекин, Н. Д. Шелгунова, Д. В. Синякова и др., 1998; Т. И. Стуколова, 1999 и др.). Среди негативных изменений в физиологии детей наиболее показательными являются увеличение дефицита массы тела, снижение уровня физиометрических параметров, негативное изменение иммунной реактивности, нарушение состояния сердечно-сосудистой системы (Р. А. Абзалов, 1971; И. О. Тупицын, 1985; Ф. Г. Ситдиков, С. И. Русинова, А. В. Крылова, Г. Х. Самигуллин, 1986; А. Д. Димитриев, А. Б. Косолапов, 1990; С. В. Алексеев, С. Н. Львов, Е. А. Корнева, 1997; P.M. Баевский,.
A.П. Берсенева, 1997; Н. Е. Миронов, 1998; А. А. Александрова,.
B.Б. Розанов, 1998; Д. А. Димитриев, 1999; Ж. В. Бухаринова, 2000; Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, 2001 и др.). В связи с этим, возрастная и экологическая физиология значительное внимание стала уделять изучению закономерностей адаптации детей к конкретным особенностям окружающей среды (М.Г. Шандала, 1975; М. М. Безруких, 1998; А. Д. Димитриев, 1993;1999; И. О. Тупицын, 1998; Н. И. Шлык с соавт., 1996; О. О. Куприянова, ИГ. Нидеккер, О. В. Кожевникова, 1995; М. В. Антропова с соавт., 2000; Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков, 2001; Э. М. Казин с соавт., 2001).
В физиологии человека определяющую роль приобретает концепция гетерогенности популяции людей по физиологическим параметрам. При этом диапазон адаптационного потенциала, как следует из общебиологических теоретических положений (В.П. Казначеев, 1973, 1980; Н. А. Агаджанян, 1981, 1983) значительно варьирует у различных детских популяций. Многие авторы отмечают, что адаптация протекает за счет истощения биологических ресурсов детского организма, т. е. ослабевает адекватное адаптивное реагирование организма детей, усиливаются напряжение и срыв механизмов их адаптации.
Система обучения, как показывают многочисленные данные, обуславливает выраженные изменения состояния адаптационно-приспособительных механизмов (А.Г. Хрипкова, М. В. Антропова, 1982; М. В. Антропова, 1983; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000 и др.). В то же время, функционирование физиологических систем организма в конкретных экосоциальных условиях зависит от множества внутренних факторов (В.И. Козлов, Д. А. Фарбер, 1977). Особое место в проблеме роли внешних и внутренних факторов в адаптации организма занимает асимметрия головного мозга (С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; В. В. Абрамов, Т. Я. Абрамова, 1996; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000, 2003).
В современных работах, посвященных изучению функциональной межполушарной асимметрии, имеются весьма ограниченные данные зависимости особенности адаптации от принадлежности к тому или иному латеральному фенотипу (В.И. Хаснулин, С. И. Шестаков, Ю. М. Степанов, 1983; Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, 2001). В ряде работ было доказано, что особенность латерального профиля коррелирует с уровнем работоспособности, скоростью утомления, состоянием имунной и эндокринной систем, частотой заболеваемости (Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1982; В. И. Хаснулин, С. И. Шестаков, Ю. М. Степанов, 1983; В. П. Леутин, Е. И. Николаева, 1988; В. В. Абрамов, Т. Я. Абрамова, 1996 и др.). В то же время, в литературе недостаточно сведений о характере и динамике адаптации детей с разным профилем функциональной асимметрии к особенностям учебной нагрузки, обусловленной школьными экспериментальными программами. Особый интерес в этом аспекте представляет исследование детей школьного возраста, в котором Д. А. Фарбер и М. М. Безруких (2001) выделяют два переломных этапа развития: в возрасте 7−8 лет и 11−14 лет (у девочек в 1112 летнем возрасте, у мальчиков в 13−14 летнем возрасте).
В проблеме оценки адаптации продолжается дискуссия об использовании наиболее информативных показателей (В.И. Медведев, 1998; MB. Антропова, 2000; Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, 2001). P.M. Баевский и А. П. Берсенева (1997) предложили весьма перспективный физиологический показатель — адаптационный потенциал сердечнососудистой системы как интегральный показатель уровня адаптивности организма человека в целом. Применение данного показателя, как подчеркивают М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова и др. (2000), возможно и при исследовании функционального состояния организма детей в условиях разноуровневой учебной нагрузки. В то же время, М. В. Антропова с соавт. (2000) приводят обоснование того, что шкала уровней адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы, разработанная для взрослого населения P.M. Баевским и А. П. Берсеневой, автоматически не может быть перенесена на детей. Также отсутствуют сведения об использовании адаптационного потенциала сердечнососудистой системы для оценки адаптации детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, с разным профилем функциональной асимметрии. Использование данного интегрального показателя наряду с другими интегральными показателями: индексом Руфье (ИР), вегетативным индексом Кердо (ВИК), индексом напряжения (ИН), индексом массы тела (ИМТ), на наш взгляд, повышает информационную объективность изучения влияния школьных факторов на организм детей и использование новых критериев оценки адаптационных процессов представляет значительную актуальность.
С учетом литературных данных (К.М. Kocel, 1980; М. Г. Князева, Д. А. Фарбер, 1991; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000), нами выдвинута гипотеза о том, что адаптация детей к повышенному уровню учебной нагрузки в зависимости от функциональной асимметрии протекает более напряженно у детей с доминированием левой руки. В связи с необходимостью дифференцированного подхода по профилактике снижения адаптационных возможностей детского организма к современным учебным нагрузкам, изучение особенностей адаптации детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, в зависимости от функциональной асимметрии имеет особую актуальность.
Цель исследования — изучить особенности адаптации детей 7−15 лет к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии с учетом пола и возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования функциональной асимметрии детей 7−15 лет, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам.
2. Изучить влияние функциональной асимметрии на индекс массы тела детей с разным уровнем учебной нагрузки.
3. Изучить возрастные изменения резервов функций сердечнососудистой системы учащихся в зависимости от латерального профиля и уровня учебной нагрузки.
4. Выявить возрастную динамику адаптационного потенциала сердечнососудистой системы детей школьного возраста с учетом их функциональной асимметрии и учебной нагрузки.
5. Исследовать функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей школьного возраста в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.
6. Изучить особенности возрастного изменения функционального состояния механизмов кардиорегуляции у детей школьного возраста в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.
Научная новизна. В результате проведенного кроссекционального обследования учащихся средней общеобразовательной школы № 16 г. Новочебоксарск, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, впервые выявлены особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии с учетом пола и возраста.
Изучение возрастной динамики показателей морфофункционального статуса детей с использованием ряда интегральных показателей — индекса массы тела, индекса Руфье, вегетативного индекса Кердо, адаптационного потенциала, индекса напряжения, позволило установить зависимость особенностей адаптации детей от функциональной асимметрии и повышенного уровня учебной нагрузки.
Впервые в условиях г. Новочебоксарск дана дифференцированная оценка уровней адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы детей в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.
Установлено, что у детей с преобладанием леворуких признаков, адаптация к учебной нагрузке протекает более напряженно, чем у праворуких детей.
Теоретическая значимость работы заключается в установлении особенностей адаптации праворуких и леворуких детей к учебной нагрузке на популяционном и индивидуальном уровнях.
Полученные данные позволяют расширить теоретические представления об особенностях адаптации детей к разным учебным программам в зависимости от проявления функциональной асимметрии и считать, что дети с доминированием левой руки относятся к фенотипу с напряжением функционирования механизмов адаптации.
Выявленные особенности изменения интегральных показателей морфофункционального статуса детей 7−15 лет имеют важное значение для оценки адаптационных процессов учащихся к инновационным педагогическим технологиям в зависимости от функциональной асимметрии.
Практическая значимость работы связана с количественным описанием динамики адаптации детей 7−15 лет к учебным нагрузкам различной интенсивности с учетом функциональной асимметрии. Материалы исследования могут быть учтены при организации контроля адаптации детей к экосоциальным условиям и оценки направленности изменения морфофункционального статуса детского организмапри выработке мероприятий по охране здоровья детейпри организации и оптимизации учебного процесса с разными режимами обученияв практической работе физиологов, педагогов и школьных врачей, а также в преподавании курса «Возрастная физиология» и «Возрастная физиология и психофизиология».
Положения, выносимые на защиту:
1. Возрастные особенности адаптации детей 7−15 лет находятся в определенной зависимости от учебной нагрузки и функциональной асимметрии.
2. Адаптация детей с доминированием левой руки к учебной нагрузке протекает более напряженно по сравнению с праворукими детьми. Дифференциальная оценка адаптации леворуких детей к обучению по стандартной и экспериментальной учебным программам выявила более выраженное напряжение функциональных систем при повышенной учебной нагрузке.
Апробация работы. Материалы исследования доложены на итоговых научных конференциях ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева» (Чебоксары, 2000 — 2004) — ежегодной научно-практической конференции молодых ученых Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (Балашов, 2000) — Международной научной конференции «Человек, культура, цивилизация на рубеже II-III тысячелетий» (Волгоград, 2000) — научных профессорско-преподавательских и аспирантских конференциях кафедры анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (Чебоксары, 2000;2004) — научно-практической конференции «Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты» Чебоксарского филиала Московского государственного социального университета (Чебоксары, 2002) — ежегодной конференции педагогических и руководящих работников образования г. Чебоксары «Развивающее образование — основной принцип модернизации школы» (Чебоксары, 2003) — на XIX съезде Всероссийского физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2004) — на расширенном заседании кафедры анатомии, физиологии и гигиены детей ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (Чебоксары, 2004).
Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в 13 печатных работах.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа объемом 160 страниц машинописного текста состоит из введения, обзора литературы, описания организации, методов и объема исследования, результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, списка литературы. Работа содержит 40 рисунков и 20 таблиц.
Список литературы
содержит 290 источников, из них 248 отечественных.
131 Выводы.
1. Выявлена более низкая доля праворуких детей со средними значениями индекса массы тела (М ± 1 .Ост) в сравнении с леворукими детьми за счет увеличения доли праворуких детей с высокими значениями индекса массы тела (>М+2.05) от 7 до 14 лет и низкими значениями индекса массы тела (<М-1.05) с 14 лет.
2. Изучение динамики показателей резервных возможностей сердечнососудистой системы позволило установить низкие величины резервов функций сердечно-сосудистой системы как у праворуких, так и леворуких детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными группами. При этом у леворуких детей адаптация к условиям обучения протекает более напряженно, чем у праворуких детей (F=9,73- р<0,05).
3. Материалы, характеризующие адаптационный потенциал сердечнососудистой системы, позволили установить, что у леворуких детей адаптация к повышенной учебной нагрузке протекает более напряженно, чем у праворуких детей (F=9,49- р<0,05).
4. Возрастные изменения значения вегетативного индекса Кердо у детей, обучающихся по экспериментальной и стандартной программам, оказались зависимыми от мануальной асимметрии (F=4,75- р<0,05) и особенностей учебной нагрузки (F=7,02- р<0,05).
5. У праворуких детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, возрастные изменения интегрального показателя функционального состояния вегетативной нервной системы (по индексу напряжения) достоверно отличаются от аналогичного показателя леворуких детей контрольной и экспериментальной групп: доля леворуких детей с напряжением механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптацией была выше во всех возрастных группах по сравнению с праворукими детьми (F=3,59- р<0,05).
6. Комплексная характеристика отдельных функциональных систем позволила установить, что у леворуких детей адаптация к учебной нагрузке протекает более напряженно по сравнению с праворукими детьми.
Заключение
.
Кроссекциональное исследование детей 7−15 лет, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, впервые позволило выявить особенности адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии и получить научные данные по комплексной оценке морфофункционального статуса детей школьного возраста в зависимости от функциональной асимметрии и учебной нагрузки.
По литературным данным функциональная асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием факторов окружающей среды различной природы (К.П. Дорожнова, 1983; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1988; В. В. Аршавский, B.C. Ротенберг, 1991; Н. П. Бехтерева, 1997; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000, 2003 и др.). Проведенное нами изучение особенностей формирования функциональной асимметрии у детей школьного возраста, обучающихся по разным учебным программам, позволило установить, что во всех обследуемых возрастных группах функциональные асимметрии достоверно (р<0,05) преобладают в своем большинстве над функциональными симметриями. Особенности формирования асимметрий показывают достоверное (р<0,05) преобладание правосторонней асимметрии (92% случаев) над левосторонней (8% случаев), что совпадает с литературными данными (Э.А. Костандов, 1983; В. Ю. Вильдавский, М. Г. Князева, 1987; B.JI. Бианки, 1989; В. А. Бодров, Т. А. Доброхотова, А. Г. Федорук, 1990; О. А. Кроткова и др., 2002 и др.). Статистическое преобладание количества детей с правосторонним доминированием функций рук, ног, зрения, слуха во всех возрастных группах связано с увеличением латерализации функций в полушариях мозга при обучении и воспитании.
Исследования динамики функциональных асимметрий у детей школьного возраста, обучающихся по разным учебным программам, выявили различия по интегральному коэффициенту доминирования руки (Кпр): в контрольной группе величина Кпр у мальчиков всех изученных возрастов была достоверно (р<0,05) выше, чем у девочек аналогичных возрастовв экспериментальной группе величина Кпр у девочек была достоверно (р<0,05) выше, чем у мальчиков, начиная с 10 — летнего возраста. Выявленные различия функциональных асимметрий, на наш взгляд, отражают, с одной стороны, зависимость интегрального коэффициента доминирования руки от учебной нагрузки и, с другой стороны, — зависимость формирования функциональной асимметрии от пола.
Согласно литературным данным функциональная асимметрия полушарий мозга человека тесно взаимосвязана с функцией ведущей руки (И.Н. Боголепова, Л. И. Малофеева, 2004) и совокупность периферических асимметрий, образующих индивидуальный латеральный профиль, является показателем мозговой деятельности человека (Геншвид, 1984; Блум, Флойд и др., 1988; Э. Голберг, JI. Коста, 1995; JI.A. Жаворонкова, 1999; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000 и др.). Изучение формирования функциональной асимметрии по интегральным показателям коэффициенту асимметрии (Ка) и коэффициенту мануальной асимметрии (КМа) выявило совпадение этих показателей у детей, обучающихся по разным учебным программам.
В процессе адаптации формируется определенная структура популяции по особенностям морфофункционального статуса (А.Д. Димитриев, 1990; В. Р. Кучма, 1993; А. Н. Поборский, B.C. Кожевникова, 1997; М. В. Антропова, 1983, 2000; С. Г. Кривощеков, Н. Н. Гребнева, 2000 и др.). Нами изучено влияние функциональной асимметрии на индекс массы тела (ИМТ) как показатель гармоничности физического развития отдельных групп детей с разным уровнем учебной нагрузки, проживающих в конкретных экосоциальных условиях г. Новочебоксарск. Оценка адаптационных процессов детей выявила, что доля праворуких детей, обучающихся по экспериментальной учебной программе, имеющих средние значения ИМТ (М±-1.05), во всех возрастных группах была достоверно меньше (р<0,05), чем у детей, обучающихся по стандартной учебной программе. У леворуких детей обеих обследуемых групп отмечен более высокий удельный вес детей со средним значением ИМТ (М±-1.05). Обнаруженные различия по индексу массы тела свидетельствуют о том, что «ценой» приспособления к учебному процессу в экспериментальной группе является достоверное (р<0,05) уменьшение доли детей со средним значением ИМТ (М ±1.05), достоверное (р<0,05) увеличение доли детей с высоким значением ИМТ (>М+2.05) с 7 до 14 летдостоверное (р<0,05) повышение доли детей с низким значением ИМТ (<М-1.05) с 14 лет. Результаты дисперсионного анализа выявили, что на величину ИМТ оказывают влияние возраст (F=4,46- р<0,05) и учебная нагрузка (F=3,43- р<0,05).
По литературным данным (К.М. Kocel, 1980; В. И. Хаснулин с соавт., 1983; Д. А. Фарбер, JI.K. Семенова, В. В. Алферова, 1990; Е. Д. Хомская, Ф. М. Гасимов, 1994; М. М. Безруких, А. В. Хрянин, 2000; Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, 2001 и др.) особенности функциональной асимметрии влияют на адаптационные процессы человека. Согласно современным научным представлениям, адаптация человека протекает по типу стрессорных реакций (Ф.З. Меерсон, 1981; К. В. Судаков, 1992; М. Н. Русалова, 2003 и др.) и дети с преобладанием активности правого полушария мозга характеризуются сниженными способностями адаптации центральной нервной системы (высшей нервной деятельности) к учебной нагрузке, что выражается в повышении уровня напряженности адаптации у леворуких детей. Полученные нами данные возрастных изменений резервов функций сердечно-сосудистой системы (ССС) учащихся в зависимости от латерального профиля и уровня учебной нагрузки на основе индекса Руфье, рассматриваемого в качестве информационно-значимого показателя функционального состояния ССС, выявили, что в экспериментальной группе число детей с высокими резервами функций ССС было достоверно (р<0,05) ниже, чем в контрольной группе от 7 до 13 лет (F=9,73- р<0,05). Следовательно, адаптация к повышенной учебной нагрузке характеризует снижение резервов функций ССС (М.В. Антропова, 2000; ГЛ. Апанасенко, 1992 и др.). Это подтверждается результатами изучения индекса Руфье с учетом полового фактора. Данные нашего исследования позволили установить, что у всех мальчиков и девочек контрольной группы (100%) в возрасте 7−8 лет были выявлены высокие резервы, в экспериментальной группе доля мальчиков с высокими резервами составила 20%, а девочек 85,7%.
Результаты изучения динамики показателей резервных возможностей ССС праворуких и леворуких детей показало, что мануальная асимметрия является одним из кофакторов, влияющих на резерв функций ССС, так как доля обследуемых праворуких детей контрольной и экспериментальной групп с высокими резервами функций ССС достоверно (р<0,05) выше, чем доля леворуких детей аналогичных групп.
Полученные данные позволяют утверждать, что учебный процесс, организованный на основе экспериментальной программы, обуславливает более выраженное достоверное (р<0,05) снижение резервов функций ССС у праворуких детей и леворуких детей. Эти результаты согласуются с литературными данными (О.В. Коркушко, В. Б. Шатило и др., 1991; Г. Л. Апанасенко, 1992; Ю. Т. Шорин, Э. М. Казин и др., 1993; Н. И. Шлык, 1996; М. В. Антропова, 2000).
Изучение вегетативного индекса Кердо (ВИК), характеризующего функциональное состояние вегетативной нервной системы (ВНС) у детей, обучающихся по экспериментальной и стандартной учебным программам позволило установить некоторые закономерности: у детей, обучающихся по стандартной программе, в течение всего наблюдаемого периода, были относительно стабильные положительные величины ВИКу детей, обучающихся по экспериментальной программе, отмечена тенденция к постепенному увеличению положительных величин ВИК с возрастом. Доля детей с отрицательной величиной ВИК у детей обучающихся по разным учебным программам, варьирует в течение возрастных периодов.
Изучение показателей ВИК у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной учебным программам, в зависимости от мануальной асимметрии выявило, что у праворуких детей между контрольной и экспериментальной группами имеются достоверные (р<0,05) различия во всех возрастных группаху леворуких детей контрольной группы от 7 до 13 лет абсолютное большинство детей имело положительные значения ВИК, в экспериментальной группе данный показатель варьирует. Показатели значения ВИК у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, оказались зависимыми от мануальной асимметрии (F=4,75- р<0,05) и от особенностей учебной нагрузки (F=7,02- р<0,05).
С целью повышения достоверности результатов исследованияпо выявлению особенностей адаптации детей к учебной нагрузке в зависимости от функциональной асимметрии мы использовали несколько интегральных показателей как широко апробированных, так и требующих дальнейшего изучения. В качестве критерия адаптации использовали адаптационный потенциал (АП) ССС (P.M. Баевский, А. П. Берсенева, 1997; А. Н. Поборский, B.C. Кожевникова, 1997; М. В. Антропова с соавт., 2000; Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков, 2001). Оценка возрастной динамики АП у детей школьного возраста в зависимости от учебной нагрузки выявила, что средние статистические величины АП детей с разным уровнем учебной нагрузки достоверно (р<0,05) не отличаются. Как указывается Д. А. Димитриевым (1998), ожидаемая средняя математическая величина не характеризует частоту встречаемости отдельных вариантов любого физиологического показателя, поэтому нами изучены доли детей с различным уровнем адаптации ССС. Нами выявлено, что доля детей с удовлетворительной адаптацией в экспериментальной группе достоверно (р<0,05) ниже чем в контрольной группе в возрасте от 7 до 13 лет. Таким образом, адаптация детей к обучению по экспериментальной программе достигается за счет большего напряжения со стороны ССС. Изучение АП в зависимости от пола выявило, что доля мальчиков, обучающихся по экспериментальной учебной программе, в изученных возрастных группах с напряжением механизмов адаптации ССС достоверно (р<0,05) выше, чем в контрольной группе (за исключением 12−13 летнего возраста). Девочки, обучающиеся по экспериментальной учебной программе, испытывают большее напряжение механизмов адаптации в процессе обучения только в возрастном периоде 10−11 лет. Таким образом, проявляется определенный половой деморфизм, выражающийся в том, что у мальчиков, обучающихся по экспериментальной программе, в течение более длительного периода онтогенеза наблюдается напряжение механизмов адаптации по сравнению с девочками.
Полученные данные, характеризирующие АП детей в зависимости от мануальной асимметрии, позволили установить, что у леворуких детей величины удовлетворительной адаптации по АП как экспериментальной, так и контрольной групп были достоверно (р<0,05) ниже, чем соответствующие показатели праворуких детей. Результаты дисперсионного анализа подтвердили, что у леворуких детей адаптация к повышенной учебной нагрузке протекает более напряженно, чем у праворуких детей (F=9,49- р<0,05) независимо от формы обучения. При этом выявлено статистически значимое воздействие фактора пола в 7−8 лет (F=12,89- р<0,05). Регрессионный анализ АП ССС детей с разным уровнем учебной нагрузки, как индикатора адаптивных реакций целостного организма, выявил влияние на этот показатель учебной нагрузки (F=3,46- р<0,05), ИМТ (F=3,74- р<0,05), ИР (F=8,46- р<0,05) и КМа (F=3,46- р<0,03).
Характеристика адаптации детей к особенностям школьного обучения по индексу напряжения (ИН) позволила установить, что средние величины ИН у детей, обучающихся по экспериментальной программе, в течение всего наблюдаемого периода были выше, чем у детей, обучающихся по стандартной программе. При этом с 10 до 15 лет эти различия статистически достоверны (р<0,05). У детей, обучающихся по экспериментальной программе, напряжение механизмов адаптации преимущественно происходило за счет повышения симпатического тонуса, а у детей, обучающихся по стандартной программе, — за счет повышения тонуса парасимпатического отдела. В условиях повышенной учебной нагрузки выявлено, что доля детей с напряжением механизмов адаптации и с неудовлетворительной адаптацией была достоверно (р<0,05) выше во всех возрастных группах по сравнению с детьми, обучающимися по стандартной программе. Аналогичные результаты были получены по изучению величин ИН у детей в зависимости от пола.
Изучение характера встречаемости отдельных вариантов ИН у детей, обучающихся по разным учебным программам, в зависимости от мануальной асимметрии выявило, что доля праворуких детей с напряжением механизмов адаптации по ИН в течение всего изучаемого возрастного периода была достоверно (р<0,05) выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой (за исключением 10−11 летнего возраста) — динамика доли леворуких детей с напряжением механизмов адаптации в обеих группах во всех возрастах совпадает и средние статистические величины достоверно (р>0,05) не отличаются. Относительное число леворуких детей с удовлетворительной адаптацией у детей, обучающихся по стандартной и экспериментальной программам, в возрасте 7−15 лет достоверно (р<0,05) ниже, чем доля праворуких детей аналогичных групп. Результаты дисперсионного анализа выявили, что на показатель ИН, являющимся показателем уровня напряжения регуляторных систем организма, оказывает влияние в относительно равной степени как уровень учебной нагрузки (F=3,59- р<0,05), так и пол (F=3,74- р<0,05), а также мануальная асимметрия (F=3,59- р<0,05). Также нами установлено, что в возрасте 10−11 лет значительно возрастает влияние учебной нагрузки на ИН (F=10,99- р<0,05), а в 12−13 лет — пола (F=9,02- р<0,05).
Анализ показателей функционального состояния сердечнососудистой системы и вегетативной нервной системы у детей, обучающихся по учебным программам разной сложности, выявил (табл.20), что фенотип с проявлением леворукости как экспериментальной, так и контрольной групп, характеризуется напряжением ВНС и снижением адаптационного потенциала ССС. Эти же обобщенные материалы позволяют прийти к выводу, что особенности асимметрии головного мозга создают базисные условия для формирования устойчивых физиологических фенотипов.
Список литературы
- Абзалов Р.А. Изучение некоторых функциональных особенностей детского сердца и его регуляторных механизмов в условиях различных двигательных режимов: Дисс.. канд. биол. наук. — Казань. 1971. — 168 с.
- Абзалов Р.А. Движение и развивающееся сердце // Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1985. — 90 с.
- Абзалов Р.А. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Автореф. дис.. доктора биолог, наук. Казань. — 1986. — С.45.
- Абзалов Р.А., Ситдиков Ф. Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань. — 1998. — 95 с.
- Абрамов В.В., Абрамова Т. Я. Асимметрия нервной, эндокринной и иммунной систем. Новосибирск: Наука. — 1996. — 97 с.
- Автандилов Г. Г. Медицинская морфометрия. М.: Медицина. — 1990. — С. 384.
- Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт. 1983.- 195 с.
- Агаджанян Н.А. Критерии адаптации и экопортрет человека. М.: Медицина. — 1981. -368 с.
- Агаджанян Н.А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание. -1990.- 135 с.
- Агаджанян Н.А., Кузьменко Л. Г. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья детей в некоторых регионах России // Экопатология детского возраста. М.: Медицина. — 1995. — С. 188−227.
- Агаджанян Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. — М.: Медицина. 1990. — 144 с.
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под редакцией Д. В. Колесова. М.: Педагогика. — 1987. — 152 с.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. Хрипковой А. Г., Антроповой М. В. М.: Педагогика. — 1982. — 222 с.
- Адаптивные и компенсаторные процессы в головном мозге. АМН СССР / Под ред. О. С. Адрианова. М.: Медицина. — 1986. — 83 с.
- Айдаралиев А.А., Баевский P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л., Палеев Н. Р., Шахназаров А. С. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе.: Илим. — 1988. — 125 с.
- Александров А.А., Розанов В. Б. Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С. 16.
- Алексеев С.В., Львов С. Н., Корнева Е. А. Характеристика состояния здоровья детей и подростков по некоторым биохимическим критериям оценки // Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи. Мурманск. — 1997. — С. 72.
- Анализ сердечного ритма // Под редакцией Жемайтите Д., Тельксниса Л. Вильнюс.: Мокслас. 1982. — 130 с.
- Ананьева Н.А. Состояние здоровья и адаптационные возможности школьников // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие. М. 1991. — С. 52.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А. Оценка артериального давления при массовом обследовании школьников с учетом их физического развития // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика. -1982.- № 2.-С. 91- 95.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. М.: Медицина. 1983. — № 5. — С. 19 — 24.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина. 1975. — 447 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // В кн.: Принципы системной организации функций. М.: Наука. — 1973. — С. 5 -61.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. — Т. 1. — № 1. — 119 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Наука. — 1971. — С. 58−63.
- Антропова М.В. Реакция основных физиологических систем организации детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — № 1. — С. 18−24.
- Антропова М. В. Соколова Н.В. Умственная работоспособность учащихся 1−4-х классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Гигиена и санитария. 1996. — № 5. — С. 17.
- Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: МГП «Петрополис». 1992. — 123 с.
- Аршавский В. В., Ротенберг В. С. Право на «полушарный образ мыслей» // Человек. М.: Наука. 1991. — № 4. — С. 8 — 9.
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. Л.: Наука. 1975. — С. 5.
- Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина. -1967.-С. 10−130.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука. — 1982. — 270 с.
- Аршавский И.А. Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь. — 1975. — С. 5 — 21.
- Баевский P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблема общей патологии. Новосибирск. 1974. — С. 88.
- Баевский P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. — 1984. — 225 с.
- Баевский P.M. Математический анализ сердечного ритма при стрессе.- М.: Медицина. 1984. — 245 с.
- Баевский P.M. Некоторые подходы к анализу ритма и силы сердечных сокращений с точки зрения кибернетики. В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. — Ставрополь.: Ставропольский пед. ин-т. — 1975. — С. 27.
- Баевский Р.М. Проблемы прогнозирования и исследования состояния здоровья организма в процессе адаптации к различным воздействиям.- В сб.: Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев. -1980. — С.46 — 49.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина. 1979. — 105 с.
- Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. — М.: Медицина. 1997. — 235 с.
- Баевский P.M., Берсенева А. П., Максимов A.JI. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека. Магадан. — 1996. — Ч. 1. -55 с.
- Балонов Л.Я. и др. Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Медицина. 1976. — 158 с.
- Балонов Л.Я., Деглин B.JI. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука. 1976. — 218 с.
- Баранов А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьника. Красноярск: Из-во Красноярского университета. — 1989. — 180 с.
- Безруких М.М. Регуляция сердечного ритма у подростков с разными темпами полового созревания // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика. — 1982. — № 1. — С. 17−20.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург. -1998.-320 с.
- Безруких М.М., Хрянин А. В. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у право и леворуких детей 6−7 лет // Физиология человека. — 2000. — Т. 26. — № 1. — С. 14 — 20.
- Безруких М.М., Хрянин А. В. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворуких детей 6−7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности. // Физиология человека. 2003. — Т. 29. — № 3. — С. 33 — 40.
- Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека / 2-е изд., перераб. и дополн. Л.: Наука. 1988. — 262 с.
- Бехтерева Н.П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб.: Нотабене. 1997. — 65 с.
- Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. — 1985. — С. 29 -30.
- Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л. 1989. — 264 с.
- Биология / под редакцией Согера Р.: Перевод с англ. М.: Мир. — 1990. -263 с.
- Бианки В.Л., Филиппова Е. Б., Шрамм В. А. Слухо-речевая и зрительно-пространственная память у младших школьников с различнымлатеральным профилем // Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 3. -С. 38−44.
- Блум, Флойд и другие. Мозг разум и поведение / Перевод с англ. М.: Мир. — 1988.-С. 176−187.
- Бодров В.А., Доброхотова Т. А., Федорук А. Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность пилотов // Физиология человека. 1990. — Т. 16. — 1990. — № 6. — С. 142 -148.
- Брагина Н.Н. и др. Функциональная асимметрия мозга. М.: Наука. -1988.-С. 8- 11, 45 -78.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1981. — 288 с.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1988. — 238 с.
- Брагина Н.Н., Доброхотова. Т. А. Функциональные асимметрии человека и психические возможности человека // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси. -1982.-С. 119.
- Боголепова И.Н., Малофеева Л. И. Основные принципы структурной асимметрии корковых формаций мозга человека // Успехи физиологических наук. 2004. — Т.35. — № 3. — С.3−20.
- Бухаринова Ж.В. Физиологическая оценка адаптации школьников к особенностям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Дисс.. канд. биол. наук. Казань, Чебоксары. — 2000. — 186 с.
- Быков Е.В., Исаев А. П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа. // Физиология человека. — 2001. Т. 27. — № 5. — С. 76 — 81.
- Ванюшин Ю.С. Адаптация сердечной деятельности детей 5−7 лет к физическим нагрузкам различной мощности // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 7. — С. 16−18.
- Ванюшин Ю.С. Частота сердечных сокращений у детей 9−10 лет в динамике двухлетних наблюдений // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань. — 1984. — С. 46 -53.
- Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф. Г. Адаптация сердечной деятельности подростков к нагрузке повышающейся мощности // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 91 — 97.
- Вильдавский В.Ю., Князева М. Г. Экспериментальное исследование мануальной асимметрии детей и подростков: Метод и результаты. Сообщение 1. // Новые исследования по возрастной физиологии. -1987. № 1.-С. 12.
- Винер Н. Кибернетика. М.: Наука. 1983. — 344 с.
- Воложин А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина. 1987. — 176 с.
- Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. Методические рекомендации. М.: Министерство здравоохранения СССР.- 1985.- 11 с.
- Гаркави JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д: Изд во Рост, ун — та. — 1990. — 224 с.
- Геншвид. Социализация человеческого мозга. М: Мир. 1984. — 78 с.
- Геодакян ВА. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга // Доклад Академии наук. 1992. — Т. 324. — № 6. — С. 1327.
- Гилберт С. Биология развития в 3-х томах. Т. 1. — М.: Мир. — 1993. — 324 с.
- Голдберг Э., Коста JI. Нейроанатомическая асимметрия полушарий мозга и способы переработки информации // Нейропсихология сегодня / Под ред. Хомской Е. Д. М.: Изд-во МГУ. — 1995. — С. 8.
- Гохлернер Г. Время, пространство и мозг // Наука и жизнь. 1984. -№ 4.-С. 102.
- Гребнева Н.Н., Кривощеков С. Г. Адаптационный потенциал подростков Севера и его связь с функциональной межполушарной асимметрией // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 23 — 29.
- Григорьева О.В., Ситдиков Ф. Г., Самигуллин Г. Х. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников // Физиолгия человека. М. — 2000. — Т. 26.-№ 6.-С. 167- 169.
- Гринене Э., Вайткявичюс В. Ю. Марачинскене Э. И др. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет // Физиология человека. 1982. — Т. 8. — № 6. — С. 95.
- Гринене Э., Вайткявичюс В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников // Физиология человека. — 1990. — Т. 16.-№ 1.-С. 88−92.
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика. — 1999. — 459 с.
- Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ. 1992. — 192 с.
- Деглин BJL, Николаенко Н. Н. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний. // Физиология человека. 1975. -Т. 1.- № 3. — С. 418.
- Дегтярев В.П., Русанова Е. И., Умрюхин Е. А. и др. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации //Физиология человека. -2001.- Т. 27.-№ 1.-С. 127— 133.
- Дельгадо, Хозе. Мозг и сознание.: Перевод с англ. М.: Мир. — 1971. — 105 с.
- Димитриев А. Д. Большаков A.M. Вклад факторов окружающей среды в особенности онтогенетических процессов // Гигиена и санитария. — 1993.-№ 6.-С. 21 -23.
- Димитриев А.Д.,. Димитриев Д. А. Онтогенетические аспекты и вопросы общей стратегии охраны здоровья потомства // Известия НАНИ ЧР. 1996. — № 3. — С. 100 — 107.
- Димитриев А.Д., Косолапов А. Б. Окружающая среда и здоровье человека (Онтогенетичесие аспекты). Владивосток.: Из-во ДВО АН СССР. — 1990.-120 с.
- Димитриев А.Д., Щербин Д. Д. Опыт изучения влияния совокупности средовых факторов на здоровье детского населения // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 33 — 34.
- Димитриев Д.А. Окружающая среда и функциональное состояние механизмов регуляции сердечного ритма // Вариабельность сердечного ритма и теоретические аспекты практического применения. Ижевск. -1996.-С. 85 -87.
- Димитриев Д.А. Принципы системного анализа взаимодействия организма и окружающей среды // Растущий организм. Адаптация к физической и умственной нагрузке. — Казань. 1998. — С. 116−119.
- Димитриев Д.А. Роль социально-биологических факторов в развитии детей // Тез. Международной науч. конференции. Чебоксары. — 1993. — С. 5 — 6.
- Димитриев Д.А. Современные проблемы здоровья школьников // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. — Ижевск. — 1996. 56 с.
- Димитриев Д.А. Теоретические и методические основы формирования онтогенетической оценки влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека: Автореф. дис. докт. мед. наук. М. — 1999. — 59 с.
- Димитриев Д.А., Бухаринова Ж. В. Зависимость показателей функционирования систем организма учащихся от образовательной концепции школы // Сборник «Инновационные педагогические технологии в современной школе». Чебоксары. — 1996. — С. 107 — 109.
- Димитриев Д.А., Димитриев А. Д. Онтогенетические особенности влияния факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей // Медико-биологические аспекты обучения, воспитания и состояния здоровья детей. Пермь. — 1993. — С. 75 — 76.
- Димитриев Д.А., Димитриев А. Д. Физиолого-гигиенические аспекты морфофункциональной адаптации детей // Тез. Международной научной конф. Чебоксары. — 1993. — С. 3 — 4.
- Добронравова И.С. Динамика полушарных соотношений когерентных ЭЭГ человека в условиях комы и пограничных с ней форм нарушения сознания. // Журнал высшая нервная деятельность. -1992. Т. 43. -№ 2. — С. 286.
- Доброхотова Т.А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М.: Медицина. — 1977. — 359 с.
- Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина. — 1983. — 156 с.
- Дубровинская Н.Н. Структурно-функциональное созревание мозга ребенка // Физиология роста и развития детей и подростков / Под ред. Баранова А. А., Щеплягина J1.A. Кишинев.: Штиинца. — 2000. — С. 5.
- Ермаков П.Н. Асимметрия двигательных реакций верхних и нижних конечностей // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 3. — С. 507.
- Ефимова А.А. Экология и здоровье детей // Педиатрия. 1995. — № 4.-С. 11.
- Жаворонкова J1.A. Межполушарные соотношения электрических процессов мозга здоровых правшей и левшей и больных с церебральными поражениями: Дис.. докт. биол. наук. М.: ИВНД и НФ РАН.-1999.-36 с.
- Жаворонкова J1.A., Болдырева Г. Н., Доброхотова Т. А. Зависимость организации электрической активности мозга человека от доминантности полушария // Журн. высш. нервн. деятельности. — 1988. -Т. 38.-Вып. 4.-С. 620.
- Жаворонкова J1.A., Максакова О. А., Смирнова Н. Я. и др. Межполушарные соотношения когерентности ЭЭГ при реабилитации больных с тяжелой черепно-мозговой травмой // Физиология человека. -2001.-Т.27.-№ 2.-С. 5.
- Жарова Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет Новосибирска в зависимости от некоторых факторов среды. Автореф.. канд биол. наук. Новосибирск. 1987. — С.24.
- Жданова J1.A. Адаптация первоклассников к началу систематического обучения в школе // Педиатрия. 1984. — № 1. — С. 47.
- Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, Р. А. Клайпетера. М.: Медицина. — 1990. — 46 с.
- Ильюченок Р.Ю., Финкельберг А. Л., Ильюченок И. Р., Фтанас Л. И. Взаимодействие полушарий мозга у человека. Новосибирск: Наука. -1989.- 166 с.
- Казин Э.М., Анисова Е. А., Галеев А. Р. и др. Комплексный подход к оценке функциональных состояний человека // Физиология человека. — 2001.-Т. 27.-№ 2.-С. 112−121.
- Казин Э.М., Шорин Ю. П., Лурье С. Б. и др. Автоматизированная оценка адаптивных возможностей организма у лиц с различным морфотипом // Физиология человека. 1992. — Т. 18. — № 1. — С. 97.
- Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск.: Наука. -1973.-74 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука.- 1980.- 191 с.
- Казначеев В.П., Баевский P.M., Березин И. П. Проблемы массовых прогностических обследований населения и вопросы адаптации организма к факторам внешней среды // В кн.: Состояние и перспектива развития медицинской техники. М. — 1975. — С. 11 — 13.
- Казначеев В.П., Тихомиров А. С. Проблемы адаптации и экологии человека в условиях тихоокеанского региона. Новосибирск. — 1979. -С. 16.
- Казначеев В.П., Казначеев С. В. Адаптация и конституция человека. — Новосибирск. 1986. — 120 с.
- Калюжная Р.А. Системный анализ гемодинамических функций растущего организма // Новые исследования по возрастной физиологии. -М.: Педагогика. 1980. — № 1. — С. 31 — 35.
- Калюжная Р.А., Панавене В. В., Преснякова Н. М. Возрастные особенности реакции сердечно — сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку // Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика. — 1980. — № 1. С.33−37.
- Каменская В.М., Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами средних структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Наука. 1976. — 48 с.
- Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. М.: Медицина. — 1970. — 270 с.
- Кауфман Д. А., Граченко О. П. Исследование межполу тарной асимметрии у здоровых и больных шизофренией методом дихотического тестирования. // Физиология человека. 1981. — Т 7. — № 6.-С. 1034.
- Князева М.Г., Фарбер Д. А. Формирование межполушарного взаимодействия в онтогенезе. Электрофизиологический анализ // Физиология человека. -1991. Т 17. — № 1. — С. 5.
- Козлов В.И., Фарбер Д. А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. М. — 1977. — С.5.
- Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. — М.: Педагогика. 1987. — 152 с.
- Коркушко О.В., Шатило В. Б., Шатило Т. В., и др. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека. — 1991. -Т. 17.-№ 2.-С. 31.
- Костандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука. 1983. С. 23 — 25,170, 270.
- Кривощеков С.Г., Гребнева Н. Н. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния организма подростков в условиях адаптации к Северу // Физиология человека. 2000. — Т.26. — № 2. — С. 93 — 98.
- Кривощеков С.Г., Ройфман Н. Д., Диверт Г. М. и др. Системные реакции и центральные механизмы регуляции при адаптации к холоду и гипоксии // Вестник АМН. 1998. — № 9. — С. 9.
- Кроткова О.А. Межполушарное взаимодействие и процессы востановления функций при очаговых поражениях мозга // Сб. докл. I Междунар. конф., посвящ. памяти А. Р. Лурия. М. 1998. — С. 126.
- Кроткова О.А., Максакова О. А., Дьякова Н. В. Взаимодействие полушарий мозга при запоминании ритма движений // Физиология человека. 2002. — Т. 28. — № 1. — С. 12 — 17.
- Кроткова О.А., Найдин В. Л., Максакова О. А. Проявление функциональной асимметрии мозга в некоторых параметрах движений // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 4. — С. 94.
- Крылова А.В. Состояние сердечно-сосудистой и симпато— адреналовой систем у подростков 13−14 лет // Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань. -1984.-С. 76−83.
- Крылова А.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем у школьников 11−16 лет: Автореф. дисс. .канд. биол. наук. Казань. — 1990. — 25 с.
- Куприянова О. О., Нидеккер И .Г., Кожевникова О. В. Метод компьютерного анализа ритма сердца у детей по данным суточного мониторирования // Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 2. — С. 160.
- Кураев Г. А., Войнов Б. А., Трофимчук A.M. Антропометрия в валеологии // Методические разработки для студентов дневного, вечернего и заочного обучения. Ростов-на-Дону. 1997. — 42 с.
- Кураев Г. А., Глумов А. Г. Функциональная межполушарная асимметрия мозга // Методические указания. Ростов-н/Дону. — 1991. -20 с.
- Кучма В.Р., Миннитаев Т. Ш., Дьяконова О. М. и др. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях // Гигиена и санитария. 1993. -№ 11. — С. 38−41.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М. — 1980. — 294 с.
- Леутин В.П. Адаптивная доминантность и функциональная асимметрия мозга // Вестн. РАМН. 1998. — № 10. — С. 10.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск.: Наука. — 1988. — 193 с.
- Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука. 1972. — С. 182.
- Ливанов М.Н., Русинов B.C., Симонов П. В. и др. Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека. М.: Наука. 1988.-207 с.
- Лившиц М.Е. Статистические исследования показателей регуляции сердечного ритма // Физиология человека. 1987. — Т. 13. — № 6. — С. 965.
- Лобзин О.В. Методика определения функциональной асимметрии у человека // В кн.: Вопросы морфологии, биохимии и авиационной медицины. -М.: Медицина. 1968. — С. 106−108.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд-е 2-е. М.: Изд-во МГУ. 1969. -504 с.
- Матова М. А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека. // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 64.
- Матоян Д.С. Способ определения асимметрии тактильного восприятия // Психол. журнал. 1990. — Т. 11. — № 1. — С. 62.
- Матоян Д.С. Способ определения функциональной асимметрии головного мозга. А. с. № 1 708 301. Б. И. № 4. 1992.
- Медведев В.И. О проблеме адаптации. // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — С.З.
- Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. -Т. 24. — № 4. — С. 7.
- Медведев В.И. Функциональное состояние головного мозга человека // Механизмы деятельности мозга человека (Руководство по физиологии). 4.1. Л.: Наука. 1988. — 300 с.
- Медведев В.И., Леонова А. Б. Функциональное состояние человека // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука. 1993. — С. 10, 25.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца. — М.:ФиС.- 1978. 154 с.
- Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. — М.: Медицина. 1973. — С. 57 — 62.
- Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации. Срочный и долговременный этапы адаптации // Физиология адаптационных процессов. Руководство по физиологии. М.: Наука. -1986.-236 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М. — 1981. — 278 с.
- Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭН. 1999. -С. 55−65.
- Миронов Н.Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал. 1998.- № 1.- С. 12.
- Мосидзе В.М. Функциональная симметрия и асимметрий полушарий мозга. Тбилиси: Наука. 1973. — С. 94.
- Мосидзе В. М. Эзрохи В.Л. Взаимоотношение полушарий мозга. — Тбилиси.: Наука. 1986. С. 25 — 26.
- Мухетдинова А.Р., Григорьева О. В. Физическое развитие и физическая работоспособность учащихся 8 лет // Всероссийский симпозиум «Растущий оганизм: адаптация к физической и умственной нагрузке»: Тез. докл. Казань. — 1998. — С. 83 — 84.
- Наута У., Фейртаг М. Организация мозга//Мозг. М.: Мир.- 1982.83 с.
- Нидеккер И.Г., Федоров Б. М. Проблемы математического анализа сердечного ритма // Физиология человека. 1993. — Т. 19 — № 3. — С. 80.
- Николаенко Н.Н., Афанасьев С. В., Михеев М. М. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 68 — 75.
- Нормальная физиология / Под редакцией К. В. Судакова — М.: МИА. -1999.-718 с.
- Основные механизмы адаптации человека / Под ред. Захарова В. Н. М.: Наука. 1993. 188 с.
- Парин В.В., Баевский P.M., Емельянов М. Д., Хазен И. М. Очерки по космической физиологии. М.: Медицина. — 1967. — 170 с.
- Панавене В.В. Особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис. канд. биол. наук. — М.- 1979.- 21 с.
- Поборский А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников — семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе // Физиология человека. 1997. — Т. 23. -№ 6.-С. 44−48.
- Пучинская Л.М. «Демоны» правого полушария // Человек. № 1. -1996.-С. 33−36.
- Пучинская Л.М., Дудаева К. И. Амплитудно-временные параметры вызванных потенциалов зрительных и двигательных областей при зрительном и мысленном представлении образа // Журнал высшая нервная деятельность. Т. 2. — Выпуск № 5. — 1988. — С. 812 — 819.
- Ротенберг B.C. Мозг и мышление: «я» защищает «я» // Знание-сила. -1984.-№ 5.-С. 33.
- Ротенберг B.C. Мозг и мышление: в поисках своего я // Знание-сила. 1984.-№ 5.-С. 8−9.
- Ротенберг B.C. Мозг. Стратегия полушарий // Наука и жизнь. —1984. -№ 6.-С. 10−17.
- Ротенберг B.C. Разные формы отношения между сознанием и бессознательным // Вопросы философии. 1978. — № 2. — С. 70 — 78.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука.-1984.-98 с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение. 1989. — С. 158 — 177.
- Русалова М.Н. Функциональная асимметрия мозга и эмоции. // Физиология человека. 2003. — Т. 34. — № 4. — С. 93−112.
- Русинова С.И. Возрастно-половые особенности адаптации детей 710 лет // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. Казань. — 1994. — С. 99 — 100.
- Русинова С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дисс. канд. биол. наук. — Казань. -1989.-21 с.
- Сапин М.П., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие. — М.: Академия. 1997. — 448 с.
- Селье Г. Очерки об общем адаптационном синдроме / Пер. с англ. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
- Семенова Н.Б. Состояние детей младшего школьного возраста при различных программах обучения. Автореф. дис.. канд. мед. наук. Красноярск. -1999. -23 с.
- Сепетлиев Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М.: Медицина. 1968. С. 419.
- Сергеев Б. Ф. Асимметрия мозга. Л.: Наука. — 1981, — С. 167 — 170.
- Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. Лениздат. 1985. — С. 160 — 174.
- Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М.: Медицина. — 1979. — С. 79 — 82.
- Сердюковская Г. Н., Антонова Л. Г. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. — М.: Промедэк. -1993. 384 с.
- Сердюковская Г. Н., Жилов Ю. Д. Окружающая среда и здоровье подростков. М.: Медицина. — 1977. — 188 с.
- Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М.: МГУ. 1978. -95 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ. 1985. — 190 с.
- Симонов П.В. Функциональная асимметрия эмоций // Журн. высш. нерв, деятельности. 1998. — Вып. 2. — С. 375.
- Ситдиков Ф.Г. Механизмы и возрастные особенности адаптации сердца к длительному симпатическому воздействию. Дисс.. док. биол. наук. Казань. — 1974. — 400 с.
- Ситдиков Ф.Г., Абзалов Р. А., Ванюшин Ю. С., Крылова А.В., Савин
- B.Ф., Ситдиков P.P. Симпато-адреналовая система в адаптации развивающегося сердца к двигательгой активности // XV съезд Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. -Кишинев, 1987. Л.: Наука. — Т. 2. — С. 547 — 548.
- Ситдиков Ф.Г., Русинова С. И., Крылова А. В., Самигуллин Г. Х. Изменение физической работоспособности детей 7−17 лет с возрастом и в течение учебного года // Функции двигательного аппарата человека и животных. Казань: Изд-во КГУ. — 1986. — С. 148 — 154.
- Слоним А.Д. Физиологические адаптации и поддержание восстановительного гомеостаза // Физиология человека. 1982. — Т. 2,1. C.355.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 1983. — 256 с.
- Стуколова Т.И. Задачи органов здравоохранения по охране психического здоровья детей и подростков // Детский доктор.- 1999. -№ 1.-С.7.
- Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина.- 1984.-221с.
- Судаков К.В., Умрюхин Е. А. Теория хаоса: преобразующая роль функциональных систем. // Рос. физиол. журнал. 1997. — Т. 83. — № 5- 6. С. 190.
- Талис А.Ю., Миррахимов М. М. Сердечно-сосудистая система // Экологическая физиология. Адаптация человека к различным климатогеогрфическим условиям. Д.: Наука. 1988. — С. 342 — 360.
- Тимощук Г. И. Мальцева Л.Н., Короткевич В. И. Количественный подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся гимназии // Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 1.- С. 111.
- Траченко О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала // Физиология человека. -2001. Т. 27. — № 1. — С. 29 — 35.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика. — 1985. -88 с.
- Тупицын И.О., Андреева И. Т. Сенситивные периоды развития сердечно-сосудистой системы. Влияние экологических и гелиометеофакторов // Материалы XVII съезда физиологов России. -1998.-С. 16.
- Умрюхин Е.А. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации. // Физиология человека. — 2001.-№ 1.-С. 127- 133.
- Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии № 2. — 1998. — С. 21 — 36.
- Фарбер Д.А., Алферова В. В., Бетелева Т. Г. Онтогенез функциональной асимметрии // Принципы и механизмы деятельности мозга человека. Д.: Наука. — 1985. — 80 с.
- Фарбер Д.А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка. // Физиология человека. 2001. — № 5. — С. 8- 16.
- Фарбер Д.А., Семенова J1.K., Алферова В. В. и др. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука. — 1990.- 198 с.
- Фарбер ДА. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. JL: Наука. — 1990.- 168 с.
- Физиология развития ребенка / Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер.- М.: Педагогика. 1983. — 296 с.
- Физиология человека / Под ред. член-корреспондента АМН СССР Косицкого Т. И. М.: Высшая школа. 1981. — 142 с.
- Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая): в 2-х частях. Под редакцией А. Б. Когана. М.: Высшая школа. — 1984.
- Физиология человека под редакцией Р. Шмидта и Г. Тевса. изд. 2-е, дополненное и переработанное, в 3-х томах. — М.: Мир. — 1996. — 880 с.
- Филатова Е. Соционика для вас. Сибирский хронограф. 1994. — 96 с.
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г. И. Царегородцева М.- 1975. — 277 с.
- Функциональная асимметрия и адаптация человека / Под редакцией Казначеева В. П. Л.: Медицина. — 1967. — 344 с.
- Функциональные системы организма / Под редакцией К. В. Судакова. М.: Медицина. — 1987. -432 с.
- Функциональные состояния мозга / Под редакцией Соколова С. Н. И др. М.: Наука. — 1975. — 209 с.
- Хаснулин В.И., Шестаков С. И., Степанов Ю. М. Функциональная асимметрия организма и приспособленность человека к жизни и работе в Заполярье // Региональные особенности здоровья жителей Заполярья. Новосибирск.: Изд-во АИН. — 1983. — С. 62.
- Химич Г. З., Булекбаева С. Е. Адаптационные возможности школьников и инновационные образовательные технологии // Физиология развития человека. 2000. — С. 46 — 48.
- Хинчин А.Я. Математические основания статистической механики // Математическое моделирование биологических процессов / Под ред. Молчанова A.M. М.: Наука. 1979. — 170 с.
- Хомская Е.Д., Гасимов Ф. М. Особенности вербальных функций при различных типах межполушарной организации мозга в норме // Вестник МГУ. Серия 14. — 1994. — № 9. — С. 36.
- Хрипкова А.Г., Фарбер Д. А. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. Итоги и направления // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — С. 3 — 17.
- Цветковский С.Б., Подколодный Н. Л. Метод статистической оценки вариабельности и структуры сердечного ритма // Физиология человека. -1986.-Т. 12.-№ 2.-С. 338.
- Черниговская Т.В., Деглин В. Л. Метафорическое и силлогическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга //
- Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. Уч. зап. ТГУ. — Тарту. — 1986. — Т. 19. С. 68.
- Шандала М.Т., Звиняцковский Я. И. Некоторые методические подходы к изучению комплексного влияния внешней среды на население // Гигиена и санитария. 1975. — № 11. — С. 5 — 20.
- Шапошникова В.И., Левин В. Р., Левин М. Я. Критические периоды в жизни человека. Л.: Наука. — 1975. — 181 с.
- Шлык Н.И. Особенности вегетативной регуляции у детей в покое и при различных стрессовых нагрузках (По данным математического анализа сердечного ритма) / Сб. ст.: Вариабельность сердечного ритма. -Ижевск.- 1996.-С. 118−121.
- Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности детей. Ижевск. — 1991. — 417 с.
- Шукуров Ф.А., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Индивидуальные особенности реакции кардиореспираторной системы у человека при адаптации к высокогорью // Физиология человека. 1991. — Т. 15. — № 4. -С. 105.
- Шургин В.К., Рудченко Н. Б. Экология и здоровье детей (обзорлист) // Экология и здоровье детей / Под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. -М.: Медицина. 1998. — С. 66 — 92.
- Якименко М.А. Критерии адаптации человека к холоду // Бюл. СО АМН СССР. -1981. № 6.- 43 с.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 65 -68.
- Acselrod S., Gordon D., Ubel D. et al. Power spectrum ana of heart rate fluctuation: aguantitative prube of beat — to — beat cardi ovascular control // Science. — 1981. — V. 213. № 10. — P. 220.
- Anderson I. R. Cognitive Psychology and its. Implication. New York. 1980.
- Arvanitaki A., Chalazonitis N. Potentials dactivite du soma neuronigue giant (Aplysia) // Arch. Sci. Physiol. 1955. V. 9. P. 115.
- Bogen J. E. The Other Side of the Brain / VII. Some. Educational Aspects of Hemispheric Specialization. V. 17. 1975. P. 24 32.
- Creutzfeldt O. D. Cortex Cerebri: Leistung, strukturelle and funktionelle organisation der Hirnrinde, Berlin, Springer, 1983.
- Day L.B., MacNeilage P.F. Postural asymmetries and language lateralization in humans (Homo sapiens) // J. Сотр. Psychol. 1996. V. 110. P. 88.
- Eccles J. C. The Understanding of the Brain. New York, St. Louis, San Francisco, Diisseldorf, MeGraw-Hill, 1973.
- Gazzaniga M. S. (Ed.). Neuropsychology. Handbook of Behavioral Neurobiology, V. 2, New York, London, Plenum Press, 1979.
- Gazzaniga M. S. The Social Brain. Nev York., Basic Rooks, 1985.
- Gazzaniga M. S., Le Doux Т. E. The integrated mind. 1978. New York-London: Plenum Press. 168 P.
- Geffen G.M., Jones D.L., Geffen L.B. Interhemispheric control of manual motor activity // Behav. Brain Res. 1994. V. 64. P. 131.
- Geschwind N., Galabarda A. (Eds.) Cerebral Dominance. The Biological Foundations. Harvard, Harvard Univ. Press, 1984.
- Glucksberg S., Language and Thought In: The Psychology of Human Thought. P. 218.
- Grossman P., Karemaker J., Wieling W. Prediction of tonic parasympathetic cardiac control using respiratory sinus arrhythmia: The need for respiratory control // Psychophysiology. 1991. V. 28. № 2. P. 201.
- Kleiger R.E., Bigger J.T., Bosner M.S. et al. Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjects // Amer. J. Cardiol. 1991. V. 68. P. 628.
- Kocel K.M. Age-related changes in cognitive abilities and hemispheric specialization // Neuropsychology of lefthandedness / Ed. J. Herron. N. Y.: Acad, press, 1980. P. 293.
- Healey J.M., Liederman J., Geschwind N. Handedness is not a unidimensional trait // Cortex. 1986. V. 22. P. 33.
- Huikuri H.V., Kessler K.M., Terracall F. et al. Reproducibility and circadian rhythm of heart rate variability in healthy subjects //Amer. J. Cardiol. 1990. — V.l. — P. 391.
- Jason G.W. Hemispheric asymmetries in motor function: I. Left hemisphere specialization for memory but not performance // Neuropsychologia. 1983. V. 21. P. 35.
- Tessel Т. M., Kandel E. R. Synaptis transmission: a bidirectional and selfmodifiable form of cell-cell communication // Cell 72 / Neuron 10. Review suppl. 1993. Tanuary. P. 1.
- Kimura D. Acguisition of a motor skill after left hemisphere damage // Brain. 1977. V. 100. P. 527.
- Kleiger R.S., Bigger J.T., Bosner M.S. et al. Stability over time of variables measuring heart rate variability in normal subjekts //Amer. J.Cardiol. 1991. — V. 26. — P. 626.
- Leiguarda R., Starkstein S., Berthier M. Anterior callosal hemorrhage: a partial interhemispheric disconnection syndrome // Brain. 1989. V. 112. P. 1019.
- Liepmann H., Maas O. Fall von Linksseitiger Agraphie und Apraxie bei Rechsseitiger Lahmung // J. fur Psychol, und Neurol. 1987. Bd. 10. S. 214.
- Leonard G., Milner B. Contribution of the right frontal lobe to the encoding and recall of kinesthetik distance information // Neuropsychologia. 1991. V. 29. № 1. P 47.
- Mattay V., Santha A., Van Horn J. Et al. Motor function and hemispheric asymmetry: a whole brainEcho planar FMRI Study // Neuroimage. 1996. V. 3. Suppl. P. 398.
- Ornstein R. The Psychology of Consciousness. New York. 1977.
- Pagani M., Lombardi F., Guzzetti S. et al. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a marker of seympatho vagal interaction in man and conscious olog // Circul. Res. — 1986. — V. 59. — P. 178.
- Pomeranz В., Macaulay R.J.B., Comdill M.A. et al. Assesment of autonomic function in humans by heart rate spertral analysis //Amer. J. Physiol. 1985. — V. 248. — P. 151.
- Reinveng I. Aphasia and Brain Organisation. New York, Plenum Press, 1985.
- Rossi В., Zani A. Differences in hemispheric functional asymmetry between athletes and nonathletes: evidence from a unilateral tactile matching task // Percept. Mot. Skills 1986. V. 62. P. 295.
- Schmitt F.O., Worden F. G. (Eds). The Neurosciences Third Study Program. Cambridge / Mass, and London. The MJTpress, 1974.
- Selman A., McDonald A., Kitney R. et al. The interaction betwen heart rate and respiration: part 1 experimental studies in man // Automedica. -1982.- № 4. -P. 134.
- Sperry P.W. Brain Bisection and Consciousness / Brain and Conscious Experience. New York, 1966.
- Sperry P.W. Hemispheric Disconnection and Vnity in Conscious Awareness // American Psychologist. 1968. V. 23. P. 723 733.
- Sperry P. A modified concept of consciousness. Physiol., Rev., 76, 532 (1969).
- Sperry P. Lateral specialisation in the Surgically separated hemispheres. -In: The nevroscience III. Cambridge: MJGpress. 1974.
- Springer S. P., Deutsch G. Left Brain, Right Brain, 2 nd Ed. New York, Freeman, 1985.
- Tartaglione A., Inglese M.L., Bandini F. et al. Hemisphere asymmetry in decision making abilities. An experimental study in unilateral brain damage //Brain. 1991. V. 114. P. 1441.
- Tool T. Scanning short-term motor memory // Differ perspective in motor leaning, memory and control. North Holland: Elsevir Science Publishies. 1985. P. 121.
- Zaidel D., Sperry R.W. Some long term motor effects of cerebral commissurotomy in man//Neuropsychologia. 1977. V. 15. P. 193.
- Walter C.D., Swinnen S.P., Corcon D.M. et al. Coping with systematic bias during bilateral movement // Psychol. Res. 1997. V. 60. P. 202.