Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональные предпосылки и условия формирования экономики, основанной на знаниях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены состав и структура институциональной среды экономики современной России, представляющей собой совокупность институциональных составляющих как форм организации деятельности субъектов экономики, а также норм и механизмов регулирования отношений, возникающих в процессе их взаимодействия. Аргументировано, что социально-экономические, политико-правовые, природно-географические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 15 СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ
    • 1. 1. Экономика, основанная на знаниях, как объект теоретического анализа: достижения и проблемы
    • 1. 2. Зарубежный опыт становления и развития экономики, основанной на знаниях
  • ЕЗ. Институты и их роль в становлении экономики, основанной на знаниях
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ, В РОССИИ
    • 2. 1. Современное состояние, проблемы и перспективы перехода 63 российской экономики на новый этап развития
    • 2. 2. Экономические интересы как фактор социально- 79 экономического развития России
    • 2. 3. Значение интеллектуального капитала в развитии экономики, 98 основанной на знаниях
  • ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 112 В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ
    • 3. 1. Сущность и структура институциональной среды экономики 112 современной России
    • 3. 2. Организационно-экономический механизм перехода экономики 121 России на новый этап развития
    • 3. 3. Направления формирования институциональной среды 141 экономики, основанной на знаниях

Институциональные предпосылки и условия формирования экономики, основанной на знаниях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях интенсивной глобализации мирового хозяйства и усиливающейся международной конкуренции происходит формирование новых направлений экономического роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших ресурсов развития общества и цивилизации. Характерной особенностью данного процесса становится переориентация интересов субъектов социально-экономических отношений с максимизации полезности от использования природных ресурсов и извлечения рентного дохода на область интеллектуального предпринимательства, высокотехнологичных производств, создания и использования знаний во всех сферах жизнедеятельности. Конкурентоспособность любой социально-экономической системы в настоящее время определяется насыщенностью ее институциональной среды знаниеемкими элементами и механизмами их эффективного использования.

Социально-экономические, политико-правовые, природногеографические и историко-культурные предпосылки сформировали институциональную среду российской экономики, способствующую преимущественно извлечению рентного дохода от эксплуатации природных ресурсов, а не получению добавленной стоимости от использования новых знаний и технологий. Следствием сложившейся ситуации становится некоторое снижение темпов развития большинства отраслей и сфер экономики России по показателям наукоемкости, технологической оснащенности, ресурсосбережения, экономической, социальной и экологической эффективности по сравнению со странами, лидирующими в развитии экономики, основанной на знаниях. В числе причин — недостаточная эффективность существующей в настоящее время институциональной инфраструктуры развития интеллектуального капитала, некоторая изолированность большинства субъектов экономики от сферы производства и использования знаний, невысокая заинтересованность государства и общества в инновационном развитии.

Необходимость перехода российской экономики на новый этап развития с ориентацией на интеллектуализацию социально-экономических процессов в обществе, активную инновационную деятельность субъектов экономики всех уровней и сфер деятельности, интенсивное развитие интеллектуального капитала настоятельно выдвигает на передний план задачу теоретической проработки механизмов формирования институциональных предпосылок и условий становления и развития экономики, основанной па знаниях, что определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические аспекты становления и развития экономики, основанной на знаниях, стали объектом исследовательского интереса сравнительно недавно — несколько десятилетий назад. Основателями данного направления исследований считаются П. Друкер, С. Кузнец, Ф. Махлуп, Ф. Хайек, Д. Тис.

К числу близких по предмету и объекту исследования к экономике, основанной на знаниях, можно отнести теории инновационной экономики, информационного общества, управления знаниями, основные аспекты которых нашли отражение в работах Ю. М. Абахова, К. В. Андросюка, С. Ю. Глазьева, А. Е. Городецкого, О. Г. Голиченко, A.A. Дымкиной, H.H. Думной, А. К. Касьяновой, В. Г1. Колесова, B.JI. Макарова, Л. Э. Миндели, H.H. Моисеева, A.M. Мухамедьярова, JI.K. Пипия, JI.H. Свириной, Т. Е. Степановой, Й. Шумпетера, А. Ю. Юданова (теория инновационной экономики), Р. Карца, М. Кастельса, Ю. А. Корчагина, Б. В. Корнейчука, И. Массуда, Т. Стоунера, Д. С. Чернавского, М. Порат, Ю. Хаяши (теории информационного общества и информационной экономики), Р. Бакмена, Л. Браун, Б. Гейтса, Р. Ф. Гиляревского, В. М. Глушкова, JT.C. Козачкова, М. К. Мариничева, Б. З. Мильнера, Дж. Куинна, Б. Шмита, Ю. А. Шрейдера, J1. Чарли, Р. Флорида (управление знаниями).

В диссертационном исследовании также используется теоретико-методологический инструментарий концепций постиндустриального общества, глобального сетевого общества, (B.J1. Бабурин, Дж. Белл, Дж. Гелбрейт B.JI. Иноземцев, В. Ж. Келле, Н. Д. Кондратьев, Г. Мине, Р. Рисмен, Э. Тоффлер) и теории синергии (C.B. Капица, E.H. Князев, Д. К. Чистилин).

Проблемам формирования институциональной среды социально-экономических систем посвящены работы таких отечественных ученых как A.A. Аузан, А. А Барлыбаев, О. С. Белокрылова, Р. И. Капелюшников, C.B. Кирдина, Г. Б. Клейнер, В. В. Куликов, Е. Б. Ленчук, P.M. Нуреев, А. Н. Олейник, Г. Э. Слезингер, И. И Смотрицкая и др. Исследования зарубежных авторов в данном направлении представлены работами Т. Веблена, Дж.Р. Коммонса, Р. Коуза, У. Миттчела, Д. Норта, К. Поланьи, О. Уильямсона, Т. Эггертссона.

Значительный вклад в теорию человеческого и интеллектуального капитала и решение проблем его развития внесли A.A. Акаев, Л. И. Абалкин, Е. Г. Антосенков, Т. Ю. Базарова, Х. А. Барлыбаев, Г. Беккер, Э. Денисон, Б. Л. Еремина, Дж. Кендрик, Р. П. Колосова, A.B. Корицкий, С. Кузнец, A.A. Никифорова, A.A. Разумов, Л. Л. Рыбаковский, Р. Солоу, С. Фабрикант, И. Фишер, Т. Щульц и др.

Вместе с тем ряд теоретико-методологических аспектов развития экономики, основанной на знаниях, разработан не в полной мере, многие проблемы имеют постановочный и дискуссионный характер, что предопределяет необходимость дальнейших исследований в данном направлении. В частности, целесообразным представляется более глубокий анализ институциональных предпосылок и условий формирования новых направлений современного социально-экономического развития. Не нашли должного отражения в экономической литературе вопросы согласования интересов субъектов рентоориентированной экономики и экономики, основанной на знаниях. Дальнейшая разработка направлений развития интеллектуального капитала, как одного из основных ресурсов экономики, основанной на знаниях, также будет способствовать обогащению имеющегося теоретико-методологического инструментария исследования проблем формирования современного социально-экономического пространства. Все это послужило аргументом в выборе темы диссертационного исследования, а также основой постановки его цели и задач.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методологического подхода к формированию комплекса институциональных факторов и условий, способствующих формированию экономики, основанной на знаниях.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— обобщить теоретико-методологические подходы к исследованию экономики, основанной на знаниях, обозначить основные положения, выявить и систематизировать проблемы, имеющиеся в данной области;

— раскрыть значимость интеллектуального капитала в формировании экономики, основанной на знаниях;

— проанализировать состояние, проблемы и перспективы перехода российской экономики к новому этапу развития, сравнить российские реалии с опытом зарубежных стран;

— обосновать, что ориентированность экономики на тот или иной путь развития и соответствующее институциональное обеспечение определяются в значительной степени приоритетами и интересами властных структур;

— определить состав и сущность институциональной среды экономики современной России с целью выявления положительных и отрицательных проявлений и эффектов ее функционирования, обозначения уровней управления, систематизации групп интересов и соответствующих институциональных составляющих;

— разработать предложения по созданию институциональной среды России, способствующей формированию экономики, основанной на знаниях.

Объект исследования — институциональные факторы и условия, отражающие реальные экономические связи и процессы развития экономики, основанной на знаниях.

Предмет исследования — социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования институциональной среды развития экономики, основанной на знаниях.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в работе научные положения, выводы и результаты соответствуют Паспорту научных специальностей ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации 08.00.01 — «Экономическая теория» (экономические науки) в рамках раздела 1. «Общая экономическая теория»: пункту 1.1. «Политическая экономия», пп. «Теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях" — пункту 1.4. «Институциональная и эволюционная экономическая теория».

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся вопросами экономики, основанной на знаниях, информационной и инновационной экономики, различными аспектами развития интеллектуального капитала, проблемами формирования институциональной среды социально-экономических систем. Аргументация теоретических положений и полученных выводов осуществлялась на основе применения общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение), специфических методов (обобщение и интерпретация научных данных, оценка социально-экономических показателей и уровня развития экономики, основанной на знаниях), методов диалектической логики, синергетики, статистики и социологии.

Информационная и эмпирическая база диссертационного исследования представлена монографиями российских и зарубежных ученых, официальными документами Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и инновационного развития РБ, данными Федеральной службы государственной статистики РФ, Всемирного Банка и его подразделений, нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней, экономическими и статистическими отчетами органов исполнительной власти, материалами средств массовой информации, в т. ч. интернет-изданий.

Выводы и рекомендации базируются на результатах исследовательских работ, проведенных диссертантом в рамках:

1) государственной научно-технической программы Академии наук Республики Башкортостан «Социально-экономические, институциональные и историко-гуманитарные аспекты устойчивого развития Башкирского Зауралья» (2012;2013 гг.);

2) коллективных грантов Российского гуманитарного научного фонда № 12−12−2 013 «Экономические, институциональные и организационные механизмы рационального использования лесных ресурсов» (2012;2013 гг.), Российского фонда фундаментальных исследований № 40/6311 «Институционально-эволюционная теория управления: концептуальный аспект» (2011;2012 гг.);

3) гранта Правительства Республики Башкортостан для молодых ученых и молодежных исследовательских коллективов «Формирование институтов устойчивого развития сельских территорий в условиях становления новой экономики» (2012 г.).

Научная новизна результатов диссертационного исследования.

1. На основе обобщения теоретико-методологических подходов к исследованию экономики, основанной на знаниях, представляющей собой направление социально-экономического развития, важными факторами которого выступают производство, распределение и использование знаний, обозначены основные положения, выявлены и систематизированы проблемы, имеющиеся в данной области, в т. ч. 1) отсутствие четких градаций между основными понятиями (экономика, основанная на знаниях, экономика знаний, новая экономика и т. д.) и их содержанием- 2) недостаточно полная изученность предпосылок и условий формирования экономики, основанной на знаниях и причин, препятствующих развитию данного направления- 3) недостаточное внимание интеллектуальному капиталу как одному из основных факторов развития экономики, основанно й па знаниях- 4) низкая эффективность механизмов формирования институциональной среды новых направлений социально-экономического развития, вследствие игнорирования при этом влияния институциональных особенностей страны. Дополнено и уточнено содержание категории «знание», понимаемое как фундаментальные и прикладные результаты интеллектуально-мыслительной деятельности человека, реализованные в виде высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг.

2. Раскрыта значимость интеллектуального капитала в формировании экономики, основанной на знаниях, обусловленная увеличением интеллектуальной составляющей развития экономики и общества.1 Аргументировано, что данный вид капитала аккумулирует существующие и генерирует новые знания, формируя, тем самым, основу развития социально-экономической системыспособен решать сложные комплексные задачи в силу обладания разноплановыми и разносторонними знаниямиовеществляет первоначальные идеи в конечную продукцию, технологии, услуги посредством материального и нематериального производстваопределяет характер большинстве процессов, происходящих в современном обществе.

3. На основе применения современных методик оценки экономики, основанной на знаниях, выявлены состояние, проблемы и перспективы.

70−85% прироста ВВП в развитых странах приходится на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, профессиональном образовании, модернизации и инновационном обеспечении производства перехода российской экономики к новому этапу развития. Показано, что, несмотря на высокий природно-ресурсный и человеческий потенциал, развитие нового этапа экономики находится на стадии зарождения и происходит медленными темпами, что может быть объяснено, в том числе, малой эффективностью институциональной среды и недостаточной развитостью инфраструктуры, слабой заинтересованностью государства и общества, изолированностью большинства субъектов экономики от сферы производства и использования знаний. Предложено добавить к четырем группам показателей оценки экономики, основной на знаниях, используемых Всемирным банком (экономический и институциональный режим, образование и человеческие ресурсы, инновационная система, информационно-коммуникационные технологии), дополнительно две группы: 1) показатели развития научной сферы, отражающие эффективность деятельности субъектов-участников научных исследований и разработок, 2) показатели сферы оборота интеллектуальных услуг, учитывающие интеллектуальное предпринимательство и коммерческий трансфер.

4. Обосновано, что ориентированность экономики на тот или иной путь развития и соответствующее институциональное обеспечение определяется приоритетами и интересами властных структур посредством создания механизмов присвоения дохода от владения и использования объекта интереса. Показано, что одной из современных тенденций развития общества становится следующее: в государствах с малыми или труднодоступными запасами природных ресурсов приоритетным объектом интереса распределительных коалиций становится технологический уровень и инновационная активность, что способствует развитию экономики, основанной на знанияхв странах, обладающих большими и/или легкодоступными запасами ресурсов — непосредственно сами природные ресурсы, что влечет за собой преимущественно рентоориенгированную экономику. Выделены институты, преобладающие в экономике, основанной на знаниях, такие как низкие административные барьеры, гарантии политических прав, экономическая свобода, развитость венчурного предпринимательства и институты, доминирующие в рентоориентированной экономике, такие как бюрократизация, жесткий налоговый режим, высокая коррумпированность.

5. Определены состав и структура институциональной среды экономики современной России, представляющей собой совокупность институциональных составляющих как форм организации деятельности субъектов экономики, а также норм и механизмов регулирования отношений, возникающих в процессе их взаимодействия. Аргументировано, что социально-экономические, политико-правовые, природно-географические и историко-культурные предпосылки сформировали институциональную среду российской экономики, содействующую извлечению рентного дохода. Доказано, что в числе отрицательных проявлений функционирования данной модели — минимизация интеллектуально-инновационной и творческой деятельности, малое использование новых знаний в хозяйственно-экономических процессах, низкие темпы модернизации производства, отсталость страны от развитых государств по большинству показателей уровня и качества жизни населения. Выделены уровни управления рентоориентированной экономикой, систематизированы формализованные и неформализованные интересы ее субъектов, выявлены положительные и отрицательные эффекты существования данной модели развития экономики, сгруппированы институты формирования интеллектуального капиталасфера образования и научная сфера, и институты использования интеллектуального капитала — производственно-промышленная сфера, сфера предпринимательства и сфера здравоохранения.

6. Сформулирован ряд выводов и рекомендаций по формированию институциональной среды, способствующей развитию экономики, основанной на знаниях: 1) государство должно играть важную роль в формировании институциональной среды экономики, основанной на знаниях, в рамках реализации соответствующей государственной политики, в 12 частности, при разработке и выполнении государственных программ и ! национальных проектов- 2) необходимо дальнейшее совершенствование институционального (в т.ч. нормативно-правового) обеспечения процесса перехода на новый этап развития экономики страны, увеличение объемов долгосрочных вложений в науку, инновации и образование, обеспечивающих длительный эффект- 3) одним из основных направлений развития экономики, основанной на знаниях, должно стать взаимовыгодное сотрудничество государства, науки и бизнеса, в т. ч. через расширение различных видов партнерств, долгосрочное финансирования инновационных разработок, поддержку интеллектуального предпринимательства. Обосновано, что для перехода на новый этап развития экономики необходимо выполнение следующих мер: 1) на уровне федеральных и региональных органов властиопределение стратегических перспектив с ориентацией на развитие знаниеемких сфер экономики, обеспечение доступа широкого круга пользователей к сфере производства и использования знаний, повышение технического и инновационного уровня страны- 2) на уровне институтов формирования и использования интеллектуального капиталатерриториальная и отраслевая интеграция сфер образования, науки, производства и предпринимательства.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в развитии и углублении теоретико-методологических подходов в части формирования представлений об институциональной среде становления экономики, основанной па знаниях, как совокупности институциональных составляющих сферы производства, распределения и использования знаний, а также норм и механизмов регулирования отношений, возникающих в процессе их взаимодействия.

Концептуальные положения и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности федеральных, региональных и местных органов власти при разработке и научном обосновании программ, концепций и стратегий социально-экономического развития.

Содержащиеся в диссертационном исследовании концептуальные подходы и теоретические разработки отражены в отчетах лаборатории социально-экономического развития регионов ГАНУ «Институт региональных исследований Республики Башкортостан» и получили реализацию:

1) при разработке лабораторией социально-экономического развития регионов ГАНУ «Институт региональных исследований Республики Башкортостан» исследовательского проекта ««Разработка стратегии развития ГУ СП «Тавакан» на период 2011 — 2016 гг.»;

2) при составлении учебных программ и методических комплексов в рамках преподавания таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Инновационный менеджмент», «Основы научных исследований», «Теория человеческого капитала» для студентов Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» и Зауральского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет».

Основные выводы, положения, научно-практические рекомендации, изложенные в диссертационной работе, используются в учебном процессе для студентов специальностей 80 507 «Менеджмент организации», 80 507 «Экономика и управление в АПК», бакалавров по направлениям подготовки 80 500 «Менеджмент», 80 100 «Экономика» в качестве учебно-методических материалов для проведения лекционных и практических занятий по соответствующим разделам дисциплин «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг», «Организация предпринимательской деятельности».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы обсуждены и одобрены на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях. В их числе — международные и всероссийские: «Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции», МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 2012), «Управление экономикой: методы, модели, технологии» (Уфа-Красноусольск, 2012), «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение», МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 2009), «Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции» МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва, 2008). Всероссийские: «Экономика знаний и рынок: проблемы взаимодействия» (Курган, 2011), «Нравственность и экономика» (Курган, 2010), «Ценности современного менеджмента» (Магнитогорск, 2009), «Технологии управления социально-экономическим развитием региона» (Уфа, 2008), «Управление экономикой: методы, модели, технологии» (Уфа, 2008), «Экономико-правовые основы функционирования регионов» (Уфа, 2007).

Ряд методических разработок диссертации используется в научно-исследовательской деятельности при выполнении авторских проектов и в составе исследовательской группы ГАНУ «Институт региональных исследовании Республики Башкортостан».

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в 2 монографиях (в соавторстве), 42 статьях и публикациях, в том числе в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации — 4. Общий объем авторского текста — 10,6 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем перехода российской экономики на новый этап развития с ориентацией на интеллектуализацию социально-экономических процессов в обществе приобрело в настоящее время особую актуальность. Стремительная глобализация, информатизация и интернационализация мирового хозяйства неизбежно порождает необходимость соответствия национального хозяйства внешней изменяющееся среде. В этих условиях происходит развитие новых направлений экономического роста на базе использования интеллектуального капитала, результатов его в виде явных знаний, высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг, как важнейших ресурсов развития общества и цивилизации.

Экономика, основанная на знаниях, рассматриваемая в диссертации как одна из основных составляющих постиндустриального общества, представляет собой направление социально-экономического развития, важными факторами которых выступают создание и реализация интеллектуального капитала, а экономические процессы имеют значительное интеллектуальное наполнение.

Результаты проведенной оценки уровня развития экономики, основанной на знаниях, позволяют сделать вывод о том, что Россия занимает 55 место в рейтинге стран индекса экономики, основанной на знаниях, равным 5,78 и индексом знаний (К1), равным 6,96, тогда как в Швеции (первое место) они соответственно равны 9,43 и 9,38. Результаты расчетов, осуществленных диссертантом, доказывают целесообразность учета дополнительных показателей при проведении оценки экономики, основанной на знаниях, таких как показатели развития научной сферы и показатели сферы оборота интеллектуальных услуг.

В ходе исследования причин сложившейся в российской экономике ситуации, таких как медленное развитие институтов экономики, основанной на знаниях, неразвитость институциональной инфраструктуры, изолированность большинства субъектов экономики от сферы производства и использования знаний установлено ряд положений:

— ориентированность экономики во многом определяется интересами властных структур, полномочия которых в том числе, включают распределение дохода от владения и использования объекта интереса;

— Россия относится к группе стран, где основой ориентированности экономики остается рентоизвлечение от использования природных ресурсов;

— существование рентных институтов — реальность современного российского общества, а одна из основных проблем институционализации природной ренты — традиционно сильная бюрократическая система, основой финансового обеспечения которой остается система изъятия природной ренты;

— в условиях демократического общества как в России, так и в большинстве стран, обладающих сырьевыми ресурсами, рентоискательство реализуется через процесс лоббирования;

— рентоориентированность поведения значительного числа субъектов российской экономики влечет за собой формирование институциональной среды, обеспечивающей концентрацию усилий не на создании добавленной стоимости от использования новых знаний и технологий, а на перераспределении дохода от существующего природно-ресурсного потенциала.

Таким образом, институциональная среда преимущественно рентоориентированной российской экономики, представляет собой устоявшийся организационно-экономический механизм, успешное функционирование которого осуществляется в интересах групп властных структур (распределительных коалиций) посредством создания институтов присвоения дохода от владения и использования природных ресурсов.

В качестве одного из вариантов перехода российской экономики на новый этап развития автором предложена модель, максимально приближенная по структуре и составу к существующей сегодня институциональной среде развития экономики, но с преимущественной ориентацией не на природные, а на интеллектуальные ресурсы. Основными субъектами процесса обмена знаниями остаются органы управления всех уровней, институты формирования и использования интеллектуального капитала, потребители знаниеемких продуктов, технологий и услуг.

По результатам исследований институциональных предпосылок и условий социально-экономического развития современной России сделаны следующие выводы. Институциональная среда, рассматриваемая в контексте становления экономики, основанной на знаниях, представляет собой совокупность институциональных составляющих как форм организации деятельности субъектов экономики, участвующих в процессе производства, обмена и использования знаний, а также норм и механизмов регулирования отношений, возникающих в процессе их взаимодействия. Основными субъектами, участвующими в процессе обмена знаниями, определены органы управления всех уровней, институты формирования и использования интеллектуального капитала — сфера образования, здравоохранения, науки и т. д. Рентоориентированность большинства процессов в экономике современной России влечет за собой формирование неадаптивной институциональной среды, основные функции которой ограничиваются поддержанием существующей системы взаимодействия субъектов экономики. При этом высшие уровни управления, удовлетворяя свои формализованные и неформализованные интересы, стремятся централизовать контроль поступления доходов от использования природных ресурсов. Низшие звенья выполняют предписания «сверху», но, следуя своим интересам, стараются оставить как можно большую часть полномочий на своем уровне.

Для качественного и своевременного перехода к экономике, основанной на знаниях, необходимо:

1. При исследовании и оценке развития данной экономики четко разделять основные понятия и содержание категорий, определять критерии оценки для каждого из них, чтобы результат оценки проявлялся в полной мере и принимаемые на их основе решения были наиболее адекватны современному состоянию экономики и общества.

2. Интеллектуальный капитал в настоящее время становится одним из ключевых ресурсов развития экономики, основанной на знаниях, а индивидуумы — носители частного интеллектуального капиталаоказываются вовлеченными в сложную, многогранную и многоуровневую систему социально-экономических и культурных взаимосвязей, а также производственных отношений в рамках функционирования общественного человеческого капитала, обеспечивающую синергетический эффект и возрастающую отдачу от воспроизводственных процессов в масштабах народного хозяйства в целом.

3. При оценке уровня развития экономики, основанной на знаниях следует учитывать следующие сферы: экономический и институциональный режим, инновации, образование, ИКТ, научные и интеллектуальные услуги. Также необходимо оценивать и развитие научной сферы, степень освоения новых разработок на практике.

4. В России, несмотря на высокие показатели человеческих ресурсов, образования и научных исследований, отмечается в целом низкое экономическое развитие, которое обусловлено, по результатам исследования несоответствующей институциональной средой нового этапа развития в экономике.

5. Ориентированность экономики на тот или иной путь развития и соответствующее институциональное обеспечение определяется приоритетами и интересами властных структур посредством создания механизмов присвоения дохода от владения и использования объекта интереса.

6. Институциональная среда рентоориентированой экономики, поддерживается с одной стороны государственным аппаратом, с другойинституциональными условиями ее существования (устоявшийся менталитет общества, укоренившиеся интересы властных структур, систематизированные и стандартизированные взаимоотношения между федеральными и региональными органами управления, адаптация к жестким рамкам институциональной инфраструктуры, значительный ресурсный потенциал страны), максимально нацелена на сохранение существующей ситуации и не позволяет осуществить безболезненный и своевременный переход на новый этап развития общества — экономику, основанную на знаниях.

7. Государство должно выполнять важную роль в формировании институциональной среды экономики, основанной на знаниях, в рамках реализации соответствующей государственной политики, в частности при разработке и выполнении государственных программ и национальных проектов, в т. ч. федеральной государственной программы «Информационное общество (2010;2020 гг.)», межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г., приоритетного национального проекта «Образование». Становится актуальной разработка специальной федеральной программы «Развитие экономики, основанной на знаниях» с выделением приоритетных направлений: наука, образование, технологии, инновации и указанием мер по созданию соответствующей инфраструктуры формирования экономики, основанной на знаниях, определением источников финансирования, в число которых могут быть включены частично платежи за природопользование и доходы от венчурного предпринимательства. При этом должны быть предусмотрены соответствующие механизмы реализации программных мер.

8. На основе методологии KAM целесообразно организовать систему мониторинга состояния экономики, основанной на знаниях, с включением показателей, предложенных диссертантом (показатели развития научной сферы и показатели сферы оборота интеллектуальных услуг), что будет способствовать выявлению проблем и тенденций в экономике и обществе.

9. Важным направлением развития экономики, основанной на знаниях, должно стать расширение взаимовыгодного сотрудничества науки и бизнеса, что может быть реализовано в том числе, через создание сети малых предприятий на базе высших учебных заведений, нацеленных на успешную коммерциализацию инновационных идей, внедрение в производство новых технологий, организацию высокотехнологичных рабочих мест для выпускников, поддержу существующего и усиление потенциального взаимодействия университетов с предприятиями сферы производства и услуг, формирование научно-образовательных комплексов профессиональной компетенции для подготовки высококвалифицированного персонала, исследовательских и внедренческих научно-технологических парков, центров реализации научных идей и т. д.

Производство, распространение и использование знаний, развитие интеллектуального капитала проявляет следующие эффекты: экономический эффект — возможность снижения затрат на организацию производства и его материальное обеспечение при использовании соответствующих технологий, социальный эффект — более интенсивное и всестороннее развитие общества и экологический эффект — избежание истощения природных ресурсов и предвидение катаклизмов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — № 237.
  2. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15 (ред. от 15.06.2006) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2003. — № 1 (157).-Ст. 3.
  3. Федеральный Закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  5. АбаховЮ.М., Смотрицкая И. И. Горденко Г. В. Трансформация институтов внутрифирменного управления // ЭКО. 2001. — № 7
  6. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем./ Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. ~ М.: Экономика, 1992. (Экон. наследие.)
  7. В. С., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. — Москва: Издательство МГУ, 1986.
  8. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Экономика знаний и факторы ее реализации. 2005. № 15(267).
  9. К.В. Многогранное понятие экономики знаний // Креативная экономика. — 2007. — № 3 (3). — с. 92−96. — http://www.creativeconomy.ru/articles/4097/
  10. K.B. Многогранное понятие экономики знаний // Креативная экономика. — 2007. — № 3 (3). — с. 92−96. — http://www.creativeconomy.ru/articles/4097/
  11. В.Я., Барлыбаев A.A., Бердникова Г. И., Рахматуллин И. М. Этноэкономика и ее роль в повышении занятости сельского населения. / Ахметов В. Я., Барлыбаев A.A., Бердникова Г. И., Рахматуллин И. М. // Аграрная наука. 2012. — № 2. — С.10−11.
  12. Ахтямов М. К. Концепция интеллектуального обеспечения инновационного развития предпринимательства. http://elibrary.finec.ru/materialsfiles/346 957 977.pdf
  13. Б.Шмит, А.Симонсон. Эстетика маркетинга: Стратегия менеджмента, создание брэнда и имиджа компании
  14. В. JI. Инновационные циклы в российской экономике. Изд. 4. М.: УРСС, 2010.
  15. A.A. Институционально-семейный сектор сельского хозяйства постсоветской России: институциональный и поведенческий анализ. Уфа: Гилем, 2003. — 212 с.
  16. A.A. Институциональная эволюция агрохозяйственной системы России и индивидуально-семейные хозяйства. -Уфа, РИО БашГУ, 2005.
  17. .П., Короновский A.A., Трубецков Д. И., Храмов А. Е. Путь в синергетику: Экскурс в десяти лекциях. Изд.2 2010.-304 с.
  18. В.И. Для модернизации России центра Сколково недостаточно, http://terraplan.ru/arhiv/56−2-32−2011/968−65l.html
  19. Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е. Ф. Борисов. М.: Юристъ, 2000. — 536с. в сб.: Теория фирмы / сост. В. М. Гальперин. — СПб.: Экономическая школа, 1995, —С. 11−32.
  20. Введение в институциональную экономику: Учеб. Пособие/ под ред. Д. С. Львова. М.: «Издательство «Экономика», 2005. — 639с.
  21. А.Л. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста России / Тезисы выступления А. Л. Гапоненко 21 сентября на конференции в РАГС, посвященной ее 10-летию. http://www.koism.rags.ru/science/actions/rags-10-gaponenko.php
  22. . Дорога в будущее. 1995.
  23. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы статистики. 2007. — № 5. — С.31.
  24. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука. — 2002.
  25. А.Е. Управление в условиях неопределенности. СПб.: СПбГТУ. 2202. — 400с.
  26. Государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2013−2020гг. Москва, 2012. http://xn~80abucjiibhv9a.xn~plai/
  27. Дандон Элейн. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Пер. с. англ. С.Б. Ильина- под общей ред. М. Б. Шифрина.- М.: Вершина, 2006. 304 с.
  28. Движение регионов России к инновационной экономике./ Л. И. Абалкин, Д. Е. Сорокин, Л. В. Зеленоборская и др. М: Изд-во «Наука», 2006.- 400с.
  29. И.Г. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России / Дежина И. Г., Киселева В. В. М.: ИЭПП, 2008. — 227 е.: ил.- (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода- № 115Р).
  30. Э. Анализ экономического роста США с 1929 по 1969. Accounting for United States Economic Growth, 1929−69- 1974.
  31. Дж. Гелбрейт. Общество изобилия. (The Affluent Society, 1958).
  32. Дж.Р. Коммонс. Распределение богатства. ТЬе Distribution of Wealth 1893.
  33. A.A. Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / под ред. акад. А. А. Дымкина М.: Магистр, 2007. С. 156.35.
  34. C.B. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей инновационная стратегия правительства США в XXI веке. http://www.cfin.ru/press/management/2002−3/08.shtml
  35. Индекс экономики знаний информации об исследовании. http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-index/knowledge-economy-index-info. ,
  36. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. Москва: Перспект, 2013. — 424с.
  37. Институциональная экономика: новая институциональная экономика / под ред.А.Аузана. М.: Инфра-М, 2006. — С.254.
  38. Интеллектуальное предпринимательство, или Принципы обретения конкурентного преимущества в новой экономике. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=10 117
  39. Информационные ресурсы и информационная среда // Научно-техническая информация. 1976.
  40. Ищу к T.JI. Механизмы модернизации высшей школы Текст. /Т.Л.Ищук// Современные проблемы науки, образования и производства: сб. материалов Междунар. науч.- практ. конф. Нижний Новгород: Изд-во Н. Новгород: НФ УРАО, 2009. — Т.1. — С. 194−197.
  41. А.К., Миндели Л. Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика, http://www.twirpx.com/file/816 782/
  42. Р. Философия рынка Фридриха фон Хайека // МЭиМО. — 1989. — № 12.
  43. Р.И. Экономическая теория прав собственности. -М.: Дело, 1994.
  44. Капитал: Квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге. Пер. с нем./Сост, предисл. И прилож. Ю.Бохардта. изд. 3-е, спр. М.: КомКнига, 2010. -416с.
  45. C.B. Глобальная демографическая революция и будущее человечества // Новая и новейшая история. 2004. — № 4.
  46. C.B. Модель роста населения Земли и экономического развития человечества // Вопросы экономики. 2000. — № 12.
  47. М. Информационная эпоха. М.: ВШЭ, 2000.
  48. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Под ред. О. И. Шкаратана. М.: Знание, 2000. — 237 с
  49. А.К. Государственно-частное партнерство как эффективная система поддержки инноваций, http://www.innclub.info
  50. , Дж. Совокупный капитал США и его формирование Текст.: пер. с англ. / Дж. Кендрик. М.: Прогресс, 1978. 275 с.
  51. Г. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. 2006. — № 9.
  52. JI. С. Информационный анализ в управлении / JI. С. Козачков. К.: Техшка, 1977. — 237с.
  53. Н. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Ред. Яковец Ю., Абалкин Д. — М.: Экономика, 2002.
  54. A.B., Алетдинова A.A. Человеческий капитал и малый бизнес России // Российское предпринимательство. — 2011. — № 10 Вып. 2 (194). — с. 4−10. — http://www.creativeconomy.ru/articles/13 958/
  55. С.С., Степанова Т. Е. Посредничество как трансакционный институт: содержание, тенденции развития: монография. -М.: Креативная экономика, 2008. 160 с.
  56. Ю. А. О достоверности измерения стоимости российского человеческого капитала. — Воронеж: ЦИРЭ, 2012. http://www.lerc.ги/?ра11=аг11с1е8&а11=3&ра§ е=:70
  57. Ю.А. информационно-инновационная экономика. Http://www.lerc.ru/?Part=articles&art=l 1&ра§ е=1
  58. Ю.А. Стоимость национального человеческого капитала. Воронеж: ЦИРЭ, 2011. http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=32
  59. Корчагин Юрий. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн http://www.lerc.ru/?part=articles&art=T&page=70
  60. В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. -М.: Центр, 1997.
  61. Р. Природа фирмы / пер. с англ. Б. Пинскера:
  62. Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пинскера. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.
  63. С. Перераспределение населения и экономический рост: Соединенные Штаты, 1870—1950 в 3-х томах. 1964.
  64. В.В. Разгосударствление собственности: формы, методы и границы // Мир труда. 1992. — № 2.
  65. Е.Б. Задачи по созданию условий для перехода российской экономики на инновационный путь развития. http://riep.ru/upload/iblock/b8f/b8fb4f984fb2a62374al9af247a399a2.pdf
  66. Т. А. Изменение роли индивида в экономике, основанной на знаниях: теоретические и прикладные аспекты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Красноярск 2010.
  67. Макаров B. J1. Микроэкономика знаний / B.JI. Макаров, Г. Б. Клейнер- Отд. Обществ. наук РАН, Центр. Экон.-мат.ин-т. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — С. 28.
  68. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС — М.: Статистика, 1975. — 160 с.
  69. М.Ю. Институциональные ловушки инновационного развития российской экономики. Современная институциональная теория. -2011. С.50−60.
  70. М.Ю. Институциональные ловушки инновационного развития российской экономики. Современная институциональная теория. -2011. С.50−60.
  71. М.К. Основы управления знаниями. http://rudocs.exdat.com/docs/index-491 088.html?page=l 6
  72. К. «Капитал. Критика политической экономии». Том 1,2. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.:1. Прогресс, 1966. С. 10.
  73. Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966.-С. 10.
  74. Микроэкономика / Корнейчук. Б. В. СПб.: Питер, 2003. — 157 с.
  75. Микроэкономика. Теория и российская практика. Авторский коллектив (с участием Думной H.H.) под рук. проф. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. М.: КНОРУС, 2006.
  76. Микроэкономика знаний /B.J1. Макаров, Г. Б. Клейнер- отд. Обществ. наук РАН, Центр экон.-мат. Ин-т. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 204с.
  77. .З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003.
  78. Моделирование и прогнозирование глобального, регионального и национального развития. /Отв. Секретарь А. А. Акаев, A.B. Коротаев, Г. Г. Малиенцкой, С. Ю. Малков. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 488с.
  79. H. H., Александров В. В., Тарко А. М. Человек и биосфера: Опыт систем, анализа и эксперименты с моделями / H. Н. Моисеев, В. В. Александров, А. М. Тарко. — М.: Наука, 1985. — 271 с.
  80. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2012. http://xn~ 80abucjiibhv9a. xn—pl ai/
  81. Население, капитал и экономический рост» (Population, Capital and Growth, 1973).
  82. A.A. Рынок труда: занятость и безработица Изд-во: Международные отношения. — 1991.
  83. И.П. Экономическая теория. Учебник / И. П. Николаева. М.: «Проспект», 2000 — С. 246.
  84. Новый тип экономического мышления / Л. И. Абалкин. — М.: Экономика, 1987. — 189.
  85. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» (Institutions, Institutional Change and Economie Performance. 1990.
  86. P.M. Очерки по истории институционализма. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие XXI век" — Гуманитарные перспективы, 2010
  87. Нынешняя модель глобализации и Россия / В. В. Куликов // Российский экономический журнал. 10/2002. -N10. — С.65−74.
  88. А.Н. Институциональная экономика. 2002.
  89. Отношение к труду и текучесть кадров / Под ред.Е. Г. Антосенкова, В.А.Калмык- ИЭиОПП, — Новосибирск, 1970. — 245 с.
  90. Перераспределение населения и экономический рост: Соединенные Штаты, 1870—1950 в 3-х тт. (Population Redistribution and Economie Growth: United States, 1870—1950, 1957—1964, в соавторстве с Д. Томас).
  91. И.В. Экономика знаний: институциональные трансформации. http ://archi ve .nbu v .go v. ua/portal / socgum/eprom/200 944/st4402 .pdf
  92. Л.К. Измерение экономики знаний: теория и практика / Сост. И общ. Ред. Л. К. Пипия. М.:Ин-т проблем развития наука РАН. -2008-С.8.
  93. Питер Дракер. Классические работы по менеджменту = Classic Drucker. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. — С. 220.
  94. К. «Экономика как институциональный процесс. 1957.
  95. , В. М. Институциональные ловушки экономические реформы Текст. / В. М. Полтерович. М.: ЦЭМИ РАН и РЭШ, 1999. http://www.cemi.rssi.ru/publication/e-publishing/index.php.ELEMENTID=526
  96. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект-пресс, 1996.
  97. А.А. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 200 год.(в Программе развития ООН в России) -2001.
  98. Российский статистический ежегодник. 2011.: Стат. Сборник / Росстат. М., 2011.
  99. И.В., Мальцев Д. Б. Уровни социально ориентированной экономики и процесс становления различных форм «новой экономики»/ Экономика. 14 апреля 2009 г.
  100. Рынок информационных услуг и продуктов / И. И. Родионов, Р. С. Гиляревский, В. А. Цветкова, Г. 3. Залаев.— М.: МК-Периодика, 2002. — 549с.
  101. Е.Ю. Институциональные императивы функционирования экономики знаний. Terra economics.- № 2. ЧастьЗ. С.27http://archive.nbuv.gov.ua/portal/socgum/eprom/200 944/st4402.pdf
  102. З.М. Измерение знаний как один из основных этапов в оценке развития экономики, основанной на знаниях. / З. М. Салихова // Экономический анализ: теория и практика. № 30 (285). — 2012. — С. 53−60.
  103. Свирина JI.H. Развитие институциональных форм интеграции науки, высшей школы и бизнеса по подготовке квалифицированных кадров как фактор активизации инновационных процессов в экономике России
  104. .Ю., Захарова О. С. О содержании терминов «инновационная экономика», «новая экономика» и «экономика знаний». Научный журнал КубГАУ, № 61(07), 2010 года. С. 1−17.
  105. И.А., Салихова З. М. Роль информации и знаний в формировании и эффективной реализации кластерных способов взаимодействия субъектов сельской экономики Текст. / И. А. Ситнова, З. М. Салихова // Вестник БГАУ 2012. — № 4 (21). — С. 12−15.
  106. , И.А. Устойчивое сельское развитие России: институты, инвестиции, инфраструктура Текст. / И. А. Ситнова Уфа: АН РБ, Гилем, 2011.-240 с.
  107. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учеб. пособие Издательство: ИНФРА-М, — 1996
  108. И.И. Экономика государственных закупок. / Монография. 2009. — 232с.
  109. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов экон. направлений и специальностей / В. JI. Иноземцев. — М.: Логос, 2000. 302с.
  110. Р. Экономика ресурсов и ресурсы экономики. 1974
  111. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — С.39209.
  112. Т. Веблен. Теория делового предприятия. М.: «Дело», 2007. —288 с.
  113. Т. Веблен. Теория праздного класса. М.: «Прогресс», 1984.
  114. Толковый словарь русского языка. http://www. vedu.ru/expdic/10 161/
  115. Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2010. — 784с.
  116. Фишер И. Природа капитала и дохода. The Nature of Capital and Income. 1906.
  117. P. Большая перезагрузка: как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда = The Great Reset: How New Ways of Living and Working Drive Post-Crash Prosperity. — Классика-XXI, 2012. — 237 c.
  118. P. Креативный класс: люди, которые меняют будущее = The Rise of The Creative Class and How It’s Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. — Классика-XXI, 2005. — 430 c.
  119. Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма — М.: Новости, 1992.
  120. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. Глава II. Экономическая теория и знание. http://elib.org.ua/economics/uashowarchives.php?subaction=showfull&id=l 103 469 919&archive= 1 130 012 900&startfrom=&ucat= 14&
  121. Д.С., Н.И. Старков и др. «Об эконофизике и её месте в современной теоретической экономике» 181 767−773 (2011)
  122. Д.К. Самоорганизация мировой экономики. Евразийский аспект. Изд-во: Экономика. — 2006. — 240с.
  123. Ю.А. Об одной модели семантической информации // Проблемы кибернетики. 1965. Вып. 13
  124. Шульц Т. Продовольствие для мира. 1945.
  125. И. Капитал, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
  126. Экономика Башкортостана / Под общ.ред. Х. А. Барлыбаеева. -Уфа, 2007. 542 с.
  127. Экономика знаний: Коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. П. Колесов. М: ИНФРА-М, 2008. — 432с.
  128. Экономика персонала./ под.ред. Колосова Р. П., Василюк Т. Н. -М.:ИНФРА-М. — 2010. -896с.
  129. Экономический рост наций: совокупный выпуск и производственная структура (Economie Growth of Nations: Total Output and Production Structure, 1971).
  130. A. Экономика природных ресурсов / А. Эндрес, И.Квернер. СПб: Питер. — С. 193−201.
  131. К. Дж. Неполное знание и экономический анализ / К. Дж. Эрроу // THESIS. Т. 1. — Вып.2 — С. 66−67.
  132. А.Ю. Вторая половинка модернизации. http://www.yudanov.ru/actual/2partmodern.pdfаспект./ Вестник Югорского государственного университета. 2011. -Выпуск 4 (23). — С. 148−155.
  133. Machlup, F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States Текст. / F. Machlup. — NJ.: Princeton, 1962. — 283 p.
  134. Bell J. S. Speakable and unspeakable in quantum mechanics.—2004.
  135. Boisoit M. Knowledge Assets. Securing Competitive Advantage in the Information Economy. Oxford University Press, 1998.
  136. Catholic Encyclopedia (1913)/Knowledge. http://en.wikisource.org/wiki/CatholicEncyclopedia%281 913%29/Knowledge
  137. Cherwitz A.R., Sullivan Ch.A. Intellectual Entrepreneurship. A vision for graduate education / Change. November/December 2002. https://webspace.utexas.edu/cherwitz/www/ie/articles.html.
  138. Hayashi Yujiro. Johoka shakai: Hado na shakai kara sofuto na shakai Текст. / H. Yujiro. Токио.: Feo, 1969.
  139. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. — N.Y.: Praeger, 1988, — 168 p.
  140. Knowledge Assessment Methodology. 2012. http://web.worldbank.org/KAM.
  141. Management Challenges for the 21st Century (1999). Русскоязычное издание: Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: «Вильяме», 2007. — С. 272.
  142. Porat М. The Information Economy: User’s Guide to the Complete Database (on Magnetic Tape) / M. Porat, M. Rubin. — Washington: Office of Telecommunications, 1977. — 63 p.
  143. Y.Masuda. The information society as post-industrial society. Washington, 1981.150. httpV/laboureconomics.ru/neweconomics/l 30-intellect.151. http://ru.wikipedia.org/wiki/HH (j)opMaL152. http://www.contrtv.ru/common/2648/
Заполнить форму текущей работой