Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование приемов творческого рассказывания занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные тенденции исследования детского творчества. Анализ литературных данных
    • 1. 1. Исходные теоретические позиции исследования
    • 1. 2. Речевое творчество дошкольника
    • 1. 3. Творческое рассказывание и особенности его развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
  • Глава 2. Изучение творческого рассказывания детей с ОНР в процессе коррекционно-логопедической работы (констатирующий эксперимент)
    • 2. 1. Цель и задачи эксперимента. Характеристика контингента испытуемых
    • 2. 2. Организация и содержание экспериментального исследования
    • 2. 3. Особенности творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи
  • Глава 3. Система приемов и упражнений по использованию творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (формирующий эксперимент)
    • 3. 1. Условия, цели и содержание коррекционно-логопедической работы с использованием приемов творческого рассказывания
    • 3. 2. Использование приемов творческого рассказывания на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    • 3. 3. Результаты контрольного эксперимента

Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи непосредственно связан с изменением требований к содержанию дошкольного образования (Концепция дошкольного образования (1989). Особую актуальность приобретают работы, рассматривающие вопросы освоения детьми системы родного языка, формирование речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребенка применительно к обучению детей с различными речевыми нарушениями, поиск новых методов и приемов обучения их связной речи.

Основным в образовании дошкольника признается не только организация его собственного опыта, но и возможности его дальнейшего творческого развития. В процессе развивающего взаимодействия творчество реализуется при направляющей помощи взрослого в различных видах деятельности: игровой, практической, предметной и речевой, а затем посредством самостоятельного поиска новых решений (Л.С.Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), что активизирует творческие способности ребенка.

Использование приемов творческого рассказывания занимает особое место в системе коррекционно-логопедической работы по формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для перехода к учебной деятельности (Л.А.Горбушина, Т. Р. Кислова, Л. П. Федоренко, Г. А.Фомичева). Творческое рассказывание играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «творческий рассказ» можно принять за основу мнения, что это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором структуры (тематическая направленность, логическая последовательность, композиционная целостность), соответствующим языковым оформлением (лексико-грамматические, синтаксические и эмоционально-выразительные средства) и использованием собственного опыта, привнесением новых, необычных для восприятия собеседника моментов (творческий компонент) (С.К.Алексиева, А. М. Бородич, Л. В. Ворошнина, В. П. Глухов, А. М. Дементьева, Э. П. Короткова, О. С. Ушакова и др.).

В работах Б. М. Гриншпуна, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской широко представлены исследования состояния речи у детей с речевой патологией. Методики коррекции лексико-грамматической, просодической сторон речи раскрываются в исследованиях Т. П. Бессоновой, О. Е. Грибовой, Н. С. Жуковой, Е. В. Назаровой, О. С. Орловой, А. В. Ястребовой, О. С. Ушаковойметодики развития речи детей дошкольного возраста предложены в работах А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, Л. А. Пеньевской, Н. В. Серебряковой, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, Е. А. Флериной, В. И. Яшиной. Данные исследования позволяют установить закономерности формирования связной монологической речи и мышления у дошкольников, необходимые для разработки оптимальных подходов к совершенствованию коррекционного обучения, расширению языкового опыта, активизации познавательных способностей.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка, с одной стороны, и потребность коррекционно-логопедической практики в разработке новых методов и приемов обучения связной речи данной категории детей, с другой.

Проблема исследования: Каковы особенности и возможности использования приемов творческого рассказывания в процессе совершенствования коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня?

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Субъектом исследования являются дети с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Объект исследования — творческое рассказывание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования — процесс использования приемов творческого рассказывания в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию в процессе коррекци-онно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Представить научно-методические рекомендации по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы.

Гипотеза исследования. Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности овладения навыком творческого расоказывания. Специальное обучение творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался широкий набор научно-практических методов: анализ литературных источников по теме исследованияизучение медико-педагогической документациипервичное и динамическое наблюдение за детьмибеседы с родителями, специалистами и воспитателями дошкольных учрежденийконстатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с использованием методов статистической обработки данныхкачественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов.

Методологическую основу исследования составили: философская трактовка мышления как высшей формы активного отображения реальностисовременные лингвистические представления о языке как важнейшем средстве общения людей и познания окружающей действительностиположения общей, возрастной педагогики и психологии о неразрывном единстве биологических и социальных факторов, о формировании спо-' собностей ребенка, в том числе творческих и языковыхспециальной педагогики и психологии о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучениясистемном и комплексном подходе к коррекции отклонений в психофизическом развитии детейтеории речевой деятельности — учения о порождении и понимании речевой деятельности, проблем соотношения языка и сознания, речи и мышления, компенсаторной направленности обучения и воспитания. Организация исследования.

Экспериментальное исследование осуществлялось в период с 1999 по 2003 года на базе групп детей с общим недоразвитием речи ГОУ № 1715 (компенсирующего вида) ЗАО г. Москвы, в Центре психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России» ЗАО г. Москвы. Детский сад — школа «Премьер» ЮАО г. Москвы, ДОУ № 419 НПО «Орион» ВАО г. Москвы для нормально развивающихся детей. В процессе эксперимента было охвачено 92 ребенка: 64 испытуемых с общим недоразвитием речи (ОНР), 28 нормально развивающихся детей.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— получены новые данные об особенностях и коррекционных возможностях обучения творческому рассказыванию в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II — III уровня;

— определены условия, цели и содержание коррекционно-логопедической работы с использованием приемов творческого рассказывания;

— разработаны и предложены конкретные приемы и система упражнений по обучению творческому рассказыванию в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР II — III уровня.

Теоретическая значимость. Сравнительное экспериментальное исследование позволило выявить особенности овладения и качественное своеобразие творческого рассказывания детей с ОНР и дать теоретическое обоснование системе методических рекомендаций по использованию приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложена система методических приемов и практических упражнений по развитию творческого рассказывания детей с ОНР, которая может быть эффективно использована в процессе специального, коррекционно-развивающего воспитания и обучения таких детей. Методический материал исследования по обучению творческому рассказыванию детей может быть широко использован в работе логопедов, дефектологов, воспитателей, родителей и других работников дошкольных и школьных учреждений, а также при подготовке и повышении квалификации специалистов дефектологического профиля высших и средних учебных заведений.

Апробация и внедрение предложенных методических рекомендаций по овладению творческим рассказыванием в ГОУ № 1715, Детский сад-школа «Премьер», в ДОУ № 419 и в Центре психосоциальной работы свидетельствуют о повышении результативности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, нашли свое отражение в выступлениях автора с докладами на конференциях «Молодые ученые» МПГУ /1999 — 2003 гг./. Подготовленные материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении практических занятий со студентами отделения дошкольной дефектологии дефектологического факультета МПГУ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются междисциплинарной теоретической базой (теорией деятельности, обучения и воспитания, единства законов развития при нормальном и аномальном развитии), анализом проблемы исследования в педагогическом, психологическом и медицинском аспектахприменением комплекса ?> методик в соответствии с предметом, целью и задачами работызначительным числом испытуемых, анализом полученных данных методами статистической обработкиреализацией материалов исследования в системе коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Овладение творческим рассказыванием детьми с общим недоразвитием речи на коррекционно-логопедических занятиях опирается на имеющиеся у детей речевой и социальный опыт, мыслительные операции.

2. Трудности овладения творческим рассказыванием детьми данной категории обусловлены недостаточной сформированностью структурного, содержательного и творческого компонентов рассказа, как основных составляющих творческого рассказа.

3. Использование приемов творческого рассказывания в системе кор-рекционно-логопедической работы будет способствовать развитию связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи и приведет к повышению результативности его преодоления.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, содержащего отечественные и зарубежные источники (199 наименований). Работа представлена на 190 страницах машинописного текста, включает 8 таблиц, 2 диаграммы, имеет приложение.

Выводы.

Дети с общим недоразвитием речи в состоянии осмыслить указанный им замысел, но создают содержательно бедные рассказы.

В рассказах недостаточно раскрыта тема рассказа, используются эпизоды мало связанные друг с другом, нет постепенного увеличения развития сюжетной линии рассказа. Отмечается нарушение логики повествования, налицо трудности установления причинно-следственных отношений в частях рассказа. Речевые высказывания лишены точности и бедны по использованию эмоционально-выразительных средств.

Задания на удержание и развертывание определенной темы рассказа (ориентировка на творческий рассказ) чаще подменялись на задание продолжить последнее высказывание экспериментатора и закончить текст.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают выраженные затруднения в поиске средств воплощения в творческом рассказывании, таких как лексический словарь, выразительные средства языка (эмоциональные, вербальные), использование диалогической формы повествования и т. д.

Чаще всего отмечаются схематичные ответы. У ребенка с системным нарушением речи творческое рассказывание реализуется более свободно и легче при наличии опоры, предмета, картинки, рассказа. Лексические трудности часто мешают творческому самовыражению. Жизненный опыт детей с системным недоразвитием речи (негативный) снижает мотивацию на высказывания, импровизацию и в этом случае педагог является моделью и поддержкой для развития творческих речевых и эмоциональных возможностей ребенка.

Несформированность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи в первую очередь обусловлена трудностями преобразования полученного опыта. Неумение анализировать пережитый лично опыт, услышанный от других или полученный из книг создает трудности создания нового явления: новый сюжет, новый облик героя, обстановка.

Однако, наблюдается постепенный прирост показателей творческого компонента в заданиях «Сочинение сказки» и самостоятельном рассказывании от средней группы к подготовительной (Кор средн. гр 1.2, Кор ст. гр 1.7, Кор подг. гр 3.8).

Неполнота, фрагментарность и примитивность содержания рассказов дают основание говорить не только об отставании в овладении творческим рассказыванием, но и о существенном своеобразии.

Заключение

.

Недостаточная изученность проблемы овладения творческим рассказыванием детьми с общим недоразвитием речи актуализирует изучение данной темы, особенно в контексте развития связной речи дошкольника. Творческое рассказывание представляет собой интеграцию мыслительной и речевой активности ребенка, направленную на овладение связной речью и проявляющуюся в творческом использовании усвоенного ранее социального и речевого опыта.

Целью настоящего исследования было выявление особенностей и возможностей использования приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, а также разработка системы приемов и практических упражнений по овладению данным видом рассказывания в системе коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Определение круга нерешенных вопросов позволило выделить основные направления исследования и обучения детей творческому рассказыванию.

Творческое рассказывание рассматривалось нами как способность ребенка к самостоятельному созданию собственной системы построения рассказа, в основе которой лежат представления об окружающей действительности и языковом стандарте. Самостоятельную деятельность ребенка А. А. Леонтьев характеризовал как «творческую, потому что маленький ребенок строит свое высказывание из известных ему элементов, однако составляет новые (для него) предложения».

Разработанная методика, направленная на выявление особенностей творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, позволила определить не-сформированность творческого компонента, как доминантного. Это было обусловлено трудностями актуализации социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отражением увиденного в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности. В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что в свою очередь обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Узкий диапазон использования лексических средств, синонимии слов, малое использование эмоционально-выразительных средств имели определенное соответствие с трудностями грамматического оформления предложений. Особенно ярко это выступало в самостоятельном рассказывании.

В исследовании установлено, что без специальной работы по развитию компонентов творческого рассказа (структурного, содержательного и творческого) дошкольники с общим недоразвитием речи самостоятельно не овладевают творческим рассказыванием или неустойчиво применяют ^ имеющиеся знания в речевой деятельности.

Успешное овладение данным видом рассказывания определялось рядом условий (мотивация детей, комплексная структура занятий, правильное понимание задания «придумай», развитие познавательной деятельности, мышления и воображения, обогащение словаря и т. д.), а также тесной взаимосвязью системы воспитания и образования в дошкольном учреждении. Эффективность коррекционной работы определялась систематичностью, последовательностью и комплексностью педагогического воздействия. Старшие дошкольники успешно овладели такими видами творческих заданий как придумывание конца и начала событий рассказа, восстановление отсутствующего сюжета, коллективное рассказывание, сочинение сказки, самостоятельный рассказ детей на темы из личного опыта и т. д.

Проводимая логопедичекая работа имела общеразвивающий характер. На занятиях формировались мыслительные операции, возможности анализа и синтеза, выделение общего и частного. В процессе обучения детей творческому рассказыванию параллельно осуществлялась работа по обогащению представлений об окружающей действительности и развитию связной речи, оказывало положительную динамику в музыкальной, изобразительной, игровой и других творческих видах деятельности.

Творческое рассказывание независимо влияет на личностные характеристики дошкольника: совершенствует восприятие, внимание, положительно влияет на формирование чувств и эмоций, развивает эмпатию и сотрудничество, сочувствие.

В процессе формирующего эксперимента нами представлены научно-методические рекомендации, которые раскрывают вопросы совершенствования коррекционно-логопедических занятий с использованием приемов творческого рассказыванияпривлечения к этой работе других специалистов педагогического профиля, родителейнаправленности коррекционной работы на преодоление речевых и внеречевых нарушений, ее сгруппиро-ванности вокруг общелогопедических задач.

Коррекционно — развивающий эффект предложенной модели обучения позволил прогнозировать значимость ее применения в практике воспитателей и логопедов в обучении дошкольников с особенностями в развитии.

Обобщая вышесказанное можно отметить, что:

1. Составной частью развития связной речи дошкольника с общим недоразвитием речи является обучение творческому рассказыванию, которое базируется на определенном уровне сформированности психических процессов, жизненного и речевого опыта ребенка.

2. Творческое рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структура речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения), содержание речевого сообщения (разнообразие использования лексических средств, эмоционально-выразительных при грамматически правильном построении предложений), творческий компонент рассказа (самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны», находки).

3. Овладение творческим рассказыванием идет по пути первичной эмоциональной включенности, заинтересованности творчеством, ориентации на эмоционально-выразительный аспект рассказывания (в младшем дошкольном возрасте) — далее — с опорой на речевой образец взрослогопозднее на собственный речевой опыт, преобразование имеющихся представлений об окружающем (в старшем дошкольном возрасте).

4. Трудности овладения творческим рассказыванием объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению творческим рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.

5. Процесс овладения творческим рассказыванием органически связан и положительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, познавательную деятельность, художественные и музыкальные способности, нравственные и эстетические, обеспечивает творческую направленность общего развития личности ребенка.

6. Последовательное и направленное овладение компонентами творческого рассказа, отработка умения пользоваться ими самостоятельно способствуют позитивным изменениям в структуре сложного дефекта при недоразвитии речи и развитию творческой личности дошкольника. Совмещение задач коррекционно-логопедической работы с использованием приемов творческого рассказывания в целом повышает эффективность логопедической работы с этими детьми.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.К. Активизация словесного творчества детей // Дошкольное воспитание — 1970. — № 9. — с.30−34.
  2. Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИП РАН, 1991. — с. 67
  3. Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дисс.канд.пед.наук. М.: МПГУ, 1995. — 182с.
  4. Е.Я. Психология художественного творчества. — М.: Знание, 1985.-64с.
  5. С. Художественное воображение // Вопросы эстетики. 1962. — № 9.-с. 21−27.
  6. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445с.
  7. О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников-подростков: Дисс.канд.псих.наук. -М., 1998. 196с.
  8. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
  9. П.П. Память и мышление // Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547с.
  10. Ю.Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов.: Изд.Рост.ун-та, 1983. — 173с.
  11. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении. -М.: Прогресс, 1976. 143с.
  12. Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками се-мантико-синтаксических задач.// Вопросы психологии. 1988. — № 4. -с.70−74.
  13. Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая школа, 1966.- 150с.
  14. A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1984. 288с.
  15. Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: Дисс.канд.пед.наук. -М.: МПГУ. 1983.- 199с.
  16. А.В. Воображение и творчество// Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму. М., 1967. — с.62
  17. А.В. Воображение и познание // Вопросы философии. -1975.-№ 11.- с.70−74
  18. А.В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. — 230с.
  19. Н.Ц. Особенности невербального и вербального мышления у подростков с общим недоразвитием речи: Дисс.канд.психол.наук. -М., 1978.- 158с.
  20. Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.- 365с.
  21. Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972. -287с.
  22. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990. — 183с.
  23. Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Дисс.канд.психол.наук. М., 1999.- 171с.
  24. В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной ала-лией. Дисс.канд.пед.наук. М., 1986. — 207с.
  25. В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией. // Дефектология. -1989, № 4. — с.40−46.
  26. В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. 1990, № 4. — с.40−46
  27. JI.B. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: Дисс.канд.пед.наук. М., 1978.- 209с.
  28. JI.B. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание. 1978, № 4 — с.55−58- 1991, № 2. — с.2−11- 1991,№ 3. — с.2−6.
  29. JI.B. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. 1982, № 9. — с.28 -31.
  30. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. 94с.31 .Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 350с.
  31. М.В. Фантазия и реальность в психике ребенка. Одесса, 1926. -48с.
  32. Р.И. Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста: Дисс.канд.пед.наук. М., 1952. — 130с.
  33. JI.H. Творческие проявления в игре детей раннего возраста //Вопросы психологии, 1993.- № 2. с.63−68.
  34. Т.В., Алексеева Л. Г. Методика диагностики речемыслитель-ной креативности. // Методы психологической диагностики. М., 1993.
  35. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.-271.
  36. Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Дисс.канд.пед.наук. -М., 1987.-233с.
  37. Ю.Б. Мышление творческое. // Психологическая наука и образование. 1998. — № 1.- с.24−30.
  38. Генезис сенсорных способностей. / Под редакцией Венгера Л. А. — М.: Педагогика, 1976. 256с.
  39. В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2−4 лет (младшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1993.-127с.
  40. В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М.: МГПИ, 1985. — с.41−48.
  41. В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1986.- № 3.- с. 61−67.
  42. В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. 1994. — № 2- 1994.- № 4.-е. 63−71
  43. В.П. Методика формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1998. — 116с.
  44. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Высшая школа, 1990. — 141с.
  45. М.М., Ейгер Г. В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии.- 1983. № 4. — с. 137−142.
  46. Л.П. Резервы человеческой психики. М.- Политиздат, 1989. -319с.
  47. .М. Недоразвитие речи у дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1968. — № 8. -с.34−41.
  48. О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией// Дефектология 1995.- № 6.- с.7−16
  49. С.О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Минск, 1923.-т. 1.- 169с.
  50. Г. С., Барменкова Т. Д. Особенности воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи. // Психолингвистика и современная логопедия. / Под ред. Л. Б. Халиловой. М., 1997.
  51. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии. 1991,№ 6. -с. 51−64.
  52. Л.Р. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией: Дисс.канд.пед.наук. -М., 1980. 160с.
  53. Деятельность и психические процессы. Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977.
  54. В. Деятельность, подражание, творчество// Школьный психолог, 2001. № 14, апрель. — с. 6−7.
  55. А.Я. Воображение. Смоленск, 1969. — 94с.
  56. А.Я., Лустина Е. А. Психология воображения (фантазии). -Смоленск.: Изд-во Смоленского гум. ун-та, 1997. 82с.
  57. О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии. 1987, № 1.- с. 62
  58. О.М. Дошкольный возраст: психологические особенности образовательной работы по развитию способностей// Дошкольное воспитание. 1995.- № 1.-С.46−50
  59. О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: МО и ПК, 1996.- 197с.
  60. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. — 150с.
  61. И.Д. Формирование предпосылок речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи в младшем дошкольном возрасте: Дисс.канд.пед.наук. М.: МПГУ, 1998. — 154с.
  62. Ермолаева Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей. // Вопросы психологии. — 1975, № 5. — с. 26.
  63. Ефименкова J1.H. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981.-112с.
  64. И.В. Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса: Дисс.канд.филос.наук Киев, 1991 — 140с.
  65. Н.И. Язык. Речь. Творчество. (Избранные труды) М.: Изд-во «Лабиринт», 1998.-368с.
  66. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998.-320с.
  67. А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником.// Дошкольное воспитание. — 1948.- № 9.- с.59−73.
  68. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада./ О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, А.И.Максаков- 1998.- 368с.
  69. С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. М.: Просвещение, 1984.-144с.
  70. Е.И. Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью. // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль: 1966. — 231 с.
  71. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1969. — 132с.
  72. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. -301с.
  73. Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Вопросы эстетики. Вып.6, — М.: Знание, 1964. — 63с.
  74. Е.И. Рассказывание в дошкольных учреждениях. JL, 1925.- 184с.
  75. Исследование проблемы психологии творчества. — М., 1983.
  76. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 238с.
  77. Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. М.: Просвещение, 1985.- 192с.81 .Карпинская Н. С. О методах художественного воспитания. // Дошкольное воспитание. 1957.- № 12. — с. 43−50.
  78. С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: МГУ, 1978.- 165с.
  79. Фр. Детские игры. Исследование о творческом воображении у детей.-М., 1908.- 112с.
  80. Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.- 135с.
  81. Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971, № 5. — с. 11−18.
  82. А.Ф. Детское словесное творчество. // Дошкольное воспитание. 1941, № 3. — с. 24−29.
  83. Я. М. Отождествление и его роль в художественном творчестве. -Одесса, 1926.- 182с.
  84. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: НМЦ Пенз. Гор. Обр., 1994. — 342с.
  85. Ц.П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск: Наука, 1975. — 110с.
  86. Л.Г. Возможности развития творческих способностей у детей 3−5 лет: Дисс.канд.психол.наук. М., 1996- 128с.
  87. Э.П. Воспитать интерес к творческому рассказыванию. // Дошкольное воспитание. 1973.- № 6,7. — с. 17
  88. Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.- М.: Просвещение, 1982. 128с.
  89. JI.C. Воображение и его роль в познании. — М.: МГУ, 1979.- 145с.
  90. JI.C., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. М.: МГУ, 1989.- 182с.
  91. Коссов Б. Б, Творческое мышление и его основы. // Magister-1997, № 3.
  92. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Под.ред. Ю. Ф. Гаркуши.- М.: Чп Секачев В. Ю., 1999.- 143с.
  93. Е.С. и др. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи./ Отв.ред.Е. С. Кубрякова.- М.: Наука, 1991.- 238с.
  94. Ю.Ф. Индивидуальные особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Дисс.канд.психол.наук. -М.: МПГУ, 1998.- 147с.
  95. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуман.изд. центр ВЛАДОС, 1998.-244с.
  96. Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1967.-367с.
  97. А.А. Слово в речевой деятельности. // Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245с.
  98. А.А. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307с.
  99. А.А. Речевая деятельность. // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368с.
  100. Н.И. Язык ребенка. (Онтогенез речевой коммуникации).-М.: Фил.фак. МГУ, 1997.-151с.
  101. A.M. О роли и значении пересказа в развитии речи дошкольника. // Дошкольное воспитание, 1936. № 3.
  102. A.M. О своеобразии образов в речи маленьких детей. // Ученые записки Ленинградского гос. пед. ин-та им. Герцена, т.53, 1946.
  103. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. в 2-х кн. — 147с.
  104. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). // Науч.-исслед. ин-т дефектол. АПН СССР. М.: Педагогика, 1978. — 224с.
  105. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127с.
  106. Е.Ф. О методике пересказа в старшей группе. // Дошкольное воспитание. 1953, № 10. — с. 9−17.
  107. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1979. — 300с.
  108. Е.А. Слово и образ в процессе воображения: Дисс.канд.психол.наук. М., 1984.- 146с.
  109. А.А. Роль знаний в мышлении ребенка. // Дошкольное воспитание. 1959. — № 6. — с. 57−61.
  110. Л.М. Игра со словом. М.: Знание, 1985. — 80с.
  111. A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления. // В кн.: Научное творчество. М.: Наука, 1969.
  112. Е.А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх: Дисс.канд.психол.наук. М.: МГЛУ, 1997. -192с.
  113. .С. Талант писателя и процессы творчества. Л.: Сов. Писатель, 1969.-448с.
  114. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. М., 1977. — 239с.
  115. Нарушение речи у дошкольников. / Н. И. Жинкин, Р.А. Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972. — 232с.
  116. О.Л. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. — 214с.
  117. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990.- 158с.
  118. О.С. Роль представлений в восприятии слова, фразы, художественного описания. Известия. АПН РСФСР, 1947, вып. 7.
  119. А., Шоу Дж.С. и Саймон Г. А. Процессы творческого мышления. / В кн.: Психология мышления. Под ред. А. М. Матюшкина М.: Прогресс, 1965.-532с.
  120. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. / Ред.-сост. С. А. Миронова. М.: Просвещение, 1987. — 139с.
  121. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464с.
  122. Овсянников Куликовский Вопросы психологии творчества. -СПб.: Жуковский, 1902. — 303с.
  123. Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Дисс.канд.пед.наук. Киев, 1967. — 223с.
  124. О.С. Детский голос в норме и патологии. М., 2002, — 24с.
  125. Э.Б. Оптимизация процесса понимания речевого сообщения учащимися с недоразвитием речи: Дисс.канд.пед.наук. — М., 1999.-205с.
  126. Г. М. Писатель и его работа. М.: Сов. писатель, 1966. -394с.
  127. Л.А. Рассказывание детей старшей группы детского сада как средство обучения связной речи: Дисс.канд.пед.наук. М., 1947. -170с.
  128. А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.: Политиздат, 1968.-128с.
  129. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -271с.
  130. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. -96с.
  131. Я.А. Психология творчества. — М.: Педагогика, 1976. -303с.
  132. Я.А. Фазы творческого процесса. // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.
  133. А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 168с.
  134. Проблемы научного творчества в современной психологии. / Под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. — 256с.
  135. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989.
  136. Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.- 215с.
  137. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — 222с.
  138. JI.H. Путешествие по Фанталии. Практические материалы по развитию творческий активности дошкольников. СПб.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2000.- 160с.
  139. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  140. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности. Авт. Дисс.канд.психол.наук. М., 1978. -16с.
  141. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина. -М.: Просвещение, 1984. 223с.
  142. Рассказывание и его источники. Сб. под ред. Е. А. Флериной. M.-JL: Учпедгиз, 1931.-31с.
  143. Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обу-чение:Межвузовский сборник научных трудов-М.:МОПИ, 1990.- 125с.
  144. Т.А. Особенности воображения дошкольника при словесном воспроизведении им сказки. Рукопись. М., 1956. — 43с.
  145. Т. Творческое воображение. СПб.: Изд. Пантелеева, 1901.-237с.
  146. Родари Джанни Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Пер. с итал. М., 1978.
  147. С.Л. Фантазия и творчество.//Вопросы философии.- № 9.
  148. И.М. Психология фантазии. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Университетское, 1991. — 344с.
  149. С.А. Основы общей психологии. 2-е изд.- М.: Педагогика, 1996.-486с.
  150. М.М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества: Дисс.канд.пед.наук. М., 1952. — 161с.
  151. Е.Г. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокское кн.изд., 1993.-262с.
  152. С.К. Развитие сферы образов представлений при задержке психического развития. // Дефектология. — 1984, № 2.
  153. В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. // Дошкольное воспитание.- 1993, № 10.-c.37.
  154. И.В. Особенности развития мышления у старших дошкольников: Дисс. канд.психол.наук. М., 1993.-216с.
  155. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев: КГПИ, 1981.- 149с.
  156. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: уч. пос. для студ.пед.вузов и колл./под ред.Т. И. Ерофеевой. М.: Изд. центр «Академи», 1999. — 344с.
  157. В.М. Формирование воображения у младших слабовидящих школьников. Авт. Дисс. канд.психол.наук. JL, 1987. — 17с.
  158. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303с.
  159. СпироваЛ.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1−4 кл.). М., 1980. — 192с.
  160. А. Методы активизации творческого мышления. // Дошкольное воспитание. 1997 № 1,3.
  161. Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Методические рекомендации. // Обруч. -№ 4. с. 75.
  162. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1981. — 159с.
  163. O.K. Психология мышления. М.: Изд. Моск. ун-та 1984.-270с.
  164. Н.Н. О семантико-синтаксическом аспекте цельности художественного текста. // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982.
  165. Г. В. Оптимизация процесса формирования творчества у дошкольников в конструктивной деятельности// Особенности воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1987. 237с.
  166. Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре-чиб Дисс. канд.пед.наук. М., 1996. — 144с.
  167. О.С. Развитие словесного творчества. // Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1977.
  168. О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группы)// Дошкольное воспитание. 1984, № 10. — с.9−14.
  169. О.С. Работа по развитию связной речи (старшая и подготовительная группы)//Дошкольное воспитание.- 1984,№ 11.- с.10−14.
  170. Т.Н. О механизмах детского словесного творчества.// Вопросы психологии. — 1969.- № 2.- с.62- 74.
  171. Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984.
  172. Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М.: МГЗПИ, 1991.- 188с.
  173. Т. Б. Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология. 1985, № 4.
  174. Философская энциклопедия. М., 1970.- т.5.
  175. Л.Б. Характеристика связного высказывания и пути его формирования у учащихся с церебральным параличом // Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом: Сб. науч тр. АПН СССр, НИИ дефект.- М., 1989. с. 57.
  176. Художественное творчество и ребенок./ Под.ред.В. А. Звегинцева.-М.: Изд.Моск.Ун-та, 1972.-259с.
  177. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. — М.: Гум. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 240с.
  178. A.M. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: Сб. науч.ст. М., 1993. — с.40
  179. С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / Под ред. Л. Б. Халиловой. 1997.
  180. Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. — 24с.
  181. П.К. Теория творчества. СПб., 1910. — 315с.
  182. П.М. Психология художественного восприятия. М.: «Искусство», 1964.- 86с.
  183. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: «Флинта», 1997. — 224с.
  184. D. & Leonard J. A model for adapting Bloom’s Taxonomy to a preschool curriculum for the gifted. // The Gifted Child Quarterly.- 1977.-№ 21.- p. 97−193/
  185. Barron F. Creative person and creative process. N.Y.: World, 1971.
  186. R. & Wales R. The study of language acquisition. // New Horizons in Linguistics. / Lyons J.Ed. Penguin, 1970. — p.247
  187. D. & L. Baker Developmental speech & language disorders. -N.Y., 1987.-421p.
  188. De Bono, E. New think: The use of lateral thinking in the generation of new ideas. — N.Y.: Basic Books, 1967. — 31 Op.
  189. Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. Bearly Limited, 1986. — 247p.
  190. Ribot T. Essays on the creative imagination. London: Routledge and Kegan Paul? 1906. — 250p.
  191. Spearman C.E. Creative mind. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1930.- 148p.
  192. Taylor C.W. Various Approaches to and Definitions of Creativity // The Nature of Creativity / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988.-421p.
  193. Torrance E.P. The search for satire and creativity. Buffalo N.Y.: Prentice-Hall, 1962.- 197p.
Заполнить форму текущей работой