Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика внимания школьников в зависимости от типа урока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лабораторное занятие отличается от традиционного урока структурой, содержанием, методикой проведения и формами организации деятельности коллектива. По мнению Б. С. Всесвятского, В. Ф. Шалаева, Н. Н. Пономаревой, в лабораторном занятии методы самостоятельной практической работы пронизывают всю его структуру, придавая организации лабораторного занятия специфический характер. Существующие методики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Состояние проблемы внимания школьников
    • 1. 2. Психологическая характеристика учебной деятельности подростков и старших школьников
    • 1. 3. Методическое содержание лабораторного занятия и традиционного урока
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ДИНАМИКА ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ
    • 2. 1. Процедура изучения внимания учащихся на лабораторных занятиях по биологии
    • 2. 2. Сравнительный анализ внимания школьников в условиях комбинированного урока и лабораторного занятия
    • 2. 3. Специфика внимания школьников на разных этапах лабораторного занятия по биологии
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. РЕКОМЕНДАЦИИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ
    • 3. 1. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии с учетом специфики внимания школьников
    • 3. 2. Апробация методических рекомендаций к лабораторным занятиям по биологии
  • Выводы по третьей главе

Динамика внимания школьников в зависимости от типа урока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Как показано в исследованиях, вниманиеодно из центральных психических явлений и основной показатель всей познавательной сферы личности, обеспечивающий успешность учебной деятельности. Внимание школьников в контексте учебно-воспитательного процесса, изучалось применительно к стандартному теоретическому уроку. В частности, условия целенаправленного и эффективного формирования внимания школьников рассматриваются в публикациях Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, Ф. Н. Гоноболина, С. С. Левитиной. Внимание в контексте возрастных психологических свойств личности школьника анализируется в исследованиях Н. Ф. Добрынина, ИЛ. Баскаковой, И. Ю. Кулагиной. Изменение внимания учащихся в процессе традиционного урока описаны Ю. Б. Дормашевым, А. Н. Леонтьевым, В. Я. Романовым, С. Л. Рубинштейном, И. В. Страховым. Вместе с тем, в научной литературе отсутствуют исследования динамики внимания школьников в условиях других типов урока, в частности, в условиях лабораторного занятия.

Лабораторное занятие отличается от традиционного урока структурой, содержанием, методикой проведения и формами организации деятельности коллектива. По мнению Б. С. Всесвятского, В. Ф. Шалаева, Н. Н. Пономаревой, в лабораторном занятии методы самостоятельной практической работы пронизывают всю его структуру, придавая организации лабораторного занятия специфический характер. Существующие методики организации лабораторных занятий опираются в основном на представления о познавательной деятельности в целом и о работе внимания в частности, которое характерно для теоретических уроков. В них не учитывается своеобразие внимания, которое определяется самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся в условиях большого количества объектов сосредоточения.

Специфика лабораторного занятия, в то же время, вызывает затруднения у педагогов в организации и проведении данного типа урока. Наиболее существенные из них следующие: 1) использование натуральных объектов, увеличительных и измерительных приборов активизирует непроизвольное внимание и угнетает произвольное внимание- 2) относительная самостоятельность школьников в сочетании с их увлеченностью и эмоциональной возбудимостью вызывает у педагога затруднения в актуализации внимания коллектива на значимых аспектах деятельности- 3) частая отвлекаемость и не стабильность произвольного внимания снижают целенаправленный контроль у школьников за своими действиями. Перечисленные трудности в организации внимания школьников приводят к замене большей части лабораторных работ элементарными демонстрациями.

По мнению И. Д. Зверева, Г. С. Калиновой, Г. М. Муртазина в школьной практике преобладают лабораторные занятия иллюстративного плана, развивающие репродуктивные навыки, учащиеся слабо побуждаются к творческой и познавательной деятельности. Редко организуются лабораторные уроки для формирования практических умений и навыков, закрепления и проверки знаний.

Следует также отметить, что в научной литературе не достаточно подробно представлена динамика видовых модификаций внимания, изменение его свойств и функций в течение традиционного урока. Отсутствует комплексный анализ возрастной изменчивости психологических составляющих внимания школьников на уроке. Не существует единства мнений психологов и педагогов в выборе методик целенаправленного и эффективного формирования внимания школьников. Еще более актуальна проблема внимания школьников на лабораторных занятиях, значительно отличающихся от традиционных уроков.

Существующее противоречие между значимостью изучаемой проблемы и степенью ее теоретической и практической разработанности предопределило актуальность выбранного аспекта проблемы и цель исследования.

Цель исследования: выявить специфику динамики внимания школьников 6−11-х классов на лабораторном занятии по биологии, как одно из условий совершенствования методики проведения урока данного типа.

Объект исследования: процесс обучения школьников 6−11-х классов на лабораторных занятиях по биологии.

Предмет исследования: динамика психологических составляющих внимания школьников 6−11-х классов.

Гипотезы исследования:

1. На лабораторных занятиях динамика внимания учащихся отличается от традиционного урока по показателям избирательности, переключаемости, концентрации и объема внимания.

2. Результативность лабораторного занятия по биологии повышается, если оно организовано с учетом специфики внимания школьников.

Задачи исследования:

1. Выявить основные теоретические подходы к проблеме внимания школьников в условиях разных типов урока.

2. Осуществить сравнительный анализ динамики внимания школьников в рамках комбинированного урока и лабораторного занятия по биологии.

3. Выявить возрастные особенности внимания школьников на лабораторных занятиях по биологии.

4. Разработать методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии с учетом специфики внимания школьников.

Методологическую основу исследования составляют:

— психологические теории внимания (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, У. Джеймс, Н. Ф. Добрынин, Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Э.Б. Титченер);

— деятельностный подход к исследованию внимания школьников (И.П. Баскакова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ю. Б. Дормашев, С. С. Левитина, К.К.

Платонов, Ю. П. Поваренков, В. Я. Романов, C. J1. Рубинштейн, В. И. Страхов, Л. Е. Тарасова, В.Д. Шадриков);

— принципы разновозрастного психологического развития школьников (J1.B. Божович, J1.C. Выготский, А. В. Захарова, Д. В. Колесов, И. Ю. Кулагина, Л. Ф. Обухова, JI.M. Фридман);

— методические основы организации урока и лабораторного занятия (Ю.К. Бабанский, С. И. Векслер, Н. М. Верзилин, В. В. Всесвятский, И. Д. Зверев, Г. С. Калинова, В. М. Корсунская, И. Я. Лернер, А. Н. Мягкова, И.Н. Пономарева);

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс методов теоретического и эмпирического уровней, соответствующих структурной организации исследования, его целям и задачам.

Вначале проводился концептуальный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. В процессе изучения проблемы использовались методы эмпирического анализа. Наиболее широко в процессе диагностики и подтверждения гипотезы применялся метод наблюдения. Методы тестирования, письменного опроса и самонаблюдения привлекались как для подтверждения уже существующей гипотезы, так и для обнаружения новых, ранее не выявленных особенностей и закономерностей.

В качестве основных методов обработки и интерпретации экспериментальных данных применялись методы математической статистики. Для обнаружения достоверности различий в анализируемых выборках использованы: t-критерий Стьюдента, F-критерий Фишера и критерий. Статистические расчеты и построения таблиц, линейных графиков и диаграмм выполнялись с помощью компьютерных программ Word и Excel.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

Научное исследование осуществлялось поэтапно в течение пяти лет на базе негосударственного общеобразовательного учреждения гимназии-интерната № 5 ОАО «РЖД». В экспериментальном исследовании участвовали учащиеся 6−11-х классов. Размер выборок испытуемых варьировался от 2-х (при наблюдении) и до 318 (при тестировании и опросе).

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучалось состояние научной разработанности проблемы в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, формировался понятийный аппарат, определялась рабочая гипотеза, разрабатывалась методика эмпирических исследований.

На втором этапе (2002;2003 гг.) проводился сравнительный анализ свойств внимания школьников в условиях лабораторного занятия и традиционного комбинированного урока по биологии, исследовалась специфика внимания учащихся на лабораторных занятиях по биологии.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) разработаны методические рекомендации к проведению лабораторных занятий по биологии с учетом специфики внимания и возрастных психологических особенностей школьников.

На четвёртом этапе (2004;2005 гг.) осуществлялась апробация методических рекомендаций на экспериментальных и контрольных группах учащихся. Составлены тематические методические разработки к лабораторным занятиям по биологии в 6−11-х классах. Научная новизна исследования:

— обнаружены отличия в динамике внимания школьников на лабораторном занятии в сравнении с традиционным комбинированным уроком;

— выявлена специфика внимания школьников на каждом этапе лабораторного занятия по биологии;

— показана динамика свойств внимания учащихся в течение комбинированного урока и лабораторного занятия по биологии;

— установлено своеобразие внимания на лабораторных занятиях в зависимости от возраста и пола школьников;

— определены конструктивные приемы в работе учителя, направленные на квалифицированное формирование внимания учащихся на лабораторных занятиях в школе.

Теоретическая значимость. Результаты проведенного исследования конкретизируют представления о роли и месте внимания школьников на разных типах урока. Подтверждена гипотеза о том, что специфика учебной деятельности влияет на динамику внимания школьников. Уточнены особенности развития свойств и функций внимания в зависимости от возраста и пола учащихся. Расширена методическая и психологическая основа организации и проведения лабораторного занятия по биологии.

Практическая значимость. Разработаны методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии с учетом специфики внимания школьников. Составлены тематические методические разработки к каждому лабораторному занятию по биологии в 6−11-х классах.

В работе предложен комплексный подход к изучению внимания школьников на разных типах урока. Разработанные рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий по биологии с учетом специфики внимания учащихся могут быть использованы в методике проведения лабораторных уроков по другим предметам.

Положения, выносимые на защиту: 1. Динамика внимания школьников 6−11-х классов на лабораторных занятиях по биологии характеризуется этапностью: первоначально доминируют высокий объем внимания и интенсивные отвлечения учащихся, затем — преобладают переключаемость, избирательность и концентрация внимания, на заключительных этапах занятия для внимания характерна высокая распределяемость и снижение контрольно-корректирующей функцией.

2. В условиях лабораторного занятия по биологии в сравнении с комбинированным уроком, повышенные требования предъявляются к таким свойствам внимания школьников 6-х, 9-х и 11-х классов как избирательность, переключаемость и объем внимания.

3. Совершенствование методики лабораторных занятий по биологии с учетом специфики внимания школьников 6−11-х классов должно основываться на исключении непрерывного инструктажа учащихся и организации выборочного контроля за их деятельностью, на содержательном разъяснении заданий вначале занятия и на максимальной активизации внимания школьников на алгоритме учебной деятельности в соответствии с заданиями опорной инструкции.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась всесторонним анализом проблемыиспользованием комплекса методов, адаптированных к школьному учебно-воспитательному процессу и соответствующих структурной организации эмпирического исследованиянепротиворечивостью исходных теоретических позиций и понятийного аппарата исследованиядлительностью изученияличным участием автора в экспериментальной и практической работеиспользованием методов математической обработки данных.

Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационной работы, осуществлялось в процессе выступлений с докладами на научно-практических конференциях межвузовского уровня, проводимых кафедрой педагогической психологии Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского — Десятых, Одиннадцатых, Двенадцатых, Тринадцатых и Четырнадцатых Страховских чтениях (2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 гг.), на VIII Всероссийской конференции аспирантов и молодых учёных (Томск, 2004), а также на Российской научной конференции «Психология и педагогика» (Саратов, 2003). Промежуточные результаты докладывались на совместных заседаниях методического совета общеобразовательных учреждений открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Полученные результаты внедрены в учебный процесс негосударственных общеобразовательных учреждений гимназии-интерната № 5 и гимназии-интерната № 4 ОАО «РЖД», гимназии № 1 г. Саратова и в преподавание методического курса на биологическом факультете СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации включает 229 страниц машинописного текста, содержащего 3 схемы, 15 таблиц, 10 рисунков и 4 приложения. Библиографический список содержит 182 наименования, 4 из которых на английском языке.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Представленные в третьей главе основные положения методических рекомендаций к лабораторным занятиям по биологии и результаты их апробации позволяют сделать следующие выводы:

1. Определяющим в целенаправленной и продуктивной деятельности учащихся является квалифицированная работа педагога по оптимизации внимания школьников на каждом этапе лабораторного занятия.

2. Важная роль в деятельности школьников на лабораторном занятии принадлежит опорной инструкции, составленной предварительно учителем с учетом психологических особенностей коллектива и методической структуры занятия. Самостоятельная деятельность школьников осуществляется в соответствии с подробным алгоритмом опорной инструкции.

3. Необходимо исключение непрерывного инструктажа учащихся, организация внимания всего коллектива школьников целесообразна только на ознакомительном разъяснении. Последующая деятельность основана на фрагментарном контроле учащихся, не справляющихся с заданиями.

4. Особенности динамики внимания школьников подросткового возраста в условиях лабораторного занятия определяют трудности в организации урока данного типа. Детализация методических рекомендаций в обозначенной возрастной группе направлена на оптимизацию продуктивной динамики школьников.

5. Эффективность методических рекомендаций подтверждена высокой мотивацией к самостоятельной практической деятельности и высокими критериями учебной деятельности у школьников 6−11-х классов экспериментальных групп в условиях лабораторного занятия по биологии.

Заключение

.

Рассмотрение вопроса динамики внимания школьников в условиях лабораторного занятия позволяет решить не только методическую проблему данного типа урока, но и продуктивно формировать внимание школьников.

Решение вопроса потребовало проведения теоретического анализа проблемы внимания. В результате было исследован феномен внимания с точки зрения психологии и педагогики, проанализированы определения психологических составляющих категории внимания школьников. Должное место в ретроспективном анализе уделено воспитанию и формированию внимания учащихся и способах его коррекции.

Возрастной аспект проблемы представлен подробным теоретическим анализом психологических свойств школьников по двум возрастным категориям: подростковому и раннему юношескому возрасту. Параллельно в работе осуществлен обзор социопсихологических различий между мальчиками и девочками анализируемых возрастных периодов. В целях оптимизации учебной деятельности подростков и старших школьников в работе рассматриваются основные условия педагогического воздействия.

Результаты проведённого теоретико-методологического исследования структуры лабораторного занятия и традиционного комбинированного урока, позволили выявить существенные различия в содержании, методике проведения и способах организации деятельности коллектива. Обозначенные в работе особенности лабораторного занятия по биологии, позволили нам предположить наличие специфики в динамике внимания школьников в условиях изучаемой формы урока. Выдвинутое нами предположение подтверждено было эмпирическими исследованиями.

Вторая глава диссертации посвящена интерпретации полученных данных динамики внимания школьников 6−11-х классов в условиях лабораторного занятия по биологии. С этой целью на первом этапе исследования осуществлен сравнительный анализ динамики свойств внимания школьников в условиях традиционного урока и лабораторного занятия. Изучена динамика объема, концентрации, избирательности, рассеянности, переключения и распределения внимания. В результате было выявлено доминирование избирательности, переключаемости и объема внимания школьников на лабораторных занятиях в сравнении с данными традиционного урока. В течение урока и лабораторного занятия нами регистрировалось увеличение объема, избирательности, переключения и распределения внимания к концу урока, снижение концентрации и увеличение рассеянности у школьников 611-х классов. В контексте возрастных и половых психологических различий выявлен рост объема, концентрации и переключаемости с возрастом учащихся. Установлено, что объем и избирательность внимания у девочек в процессе обучения выше, чем у мальчиков.

На втором этапе исследования изучена специфика внимания школьников в условиях лабораторного занятия по биологии. Интенсивность психологических составляющих внимания анализировалась на каждом этапе занятия. Изучена динамика свойств внимания: объема, устойчивости, сосредоточенности, избирательности, переключаемости и распределяемости внимания, а так же изменение функций внимания: поисковой и контрольно-корректирующей. В процессе самооценки учащихся выявлены наиболее приоритетные направления внимания в процессе лабораторного занятия.

На основании полученных результатов эмпирического исследования были разработаны методические рекомендации к лабораторным занятиям по биологии с учетом специфики внимания школьников. Методика организации и проведения занятия для школьников подросткового возраста и раннего юношеского в диссертационной работе подробно излагается и обосновывается ее актуальность и целесообразность в учебно-воспитательном процессе.

На следующем этапе исследования проведена апробация разработанных методических рекомендаций. В процессе экспериментального исследования была выявлена более высокая мотивация к практической деятельности и более высокие показатели учебной деятельности на лабораторных занятиях по биологии у школьников 6−11-х классов экспериментальных групп.

В завершении следует отметить, что в процессе исследования были вскрыты различия в динамике внимания мальчиков и девочек в условиях лабораторного занятия. Это отмечалось нами в процессе многочисленных наблюдений, тестирования и письменных опросов учащихся. В дальнейшем планируется более детальное изучение внимания мальчиков и девочек в процессе обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ. 1983.- 144 с.
  2. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии М., 1991 — № 4 — С.74−81.
  3. .Г. Воспитание внимания школьников. JL: Акад. пед. наук РСФСР, 1940.-79 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980 — 1 том: — 230 е.- 2 том: — 287 с.
  5. Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. -М.: Просвещение, 1989. 180 с.
  6. М.В. Социальная и биологическая обусловленность умственной работоспособности учащихся 6−17 лет. // Соотношение биологического и социального в развитии человека. -М., 1974.-С.21−24.
  7. И.И. О соотношении внимания и темпа психической активности. // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся. М., 1986. — С.37−44.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  9. Ю.К. Современные требования к уроку. М.: Просвещение, 1989. — 287 с.
  10. Ю.Баскакова И. Л. Внимание учащихся в мнемических процессах. // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1986. — С.44−48.
  11. П.Баскакова И. Л. Изучение внимания школьников. Методические рекомендации. М.: МГПМИ, 1987. — 32 с.
  12. И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. Воронеж: Изд-во ин-та практической психологии, 1995. — 64 с.
  13. .И. Особенности зрительной перцепции у детей 8−12 лет. // Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С. 111−115.
  14. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
  15. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии.- 1978. № 4.-С.23−36.
  16. М.К., Давиденко И. М. и др. Влияние учебных занятий в режиме дня педвуза на работоспособность студентов-спортсменов. // Теория и практика физической культуры. 1971. — № 2. — С.50−53.
  17. Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование. // Вопросы психологии 1989. — № 33 — С.64−73
  18. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  19. Е.П., Богоявленская А. Е. и др. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  20. М.Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы в поведении детей. // Семья, тендер, культура. М., 1998. — С.37−43.
  21. М.Л. и др. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях. // Этнографическое обозрение. М.: Наука, 1998. — № 1. — С. 104−120.
  22. Н.А., Васильева В. Н. и др. Взаимооценки школьников разного возраста и пола. // Психофизиология: Сборник научных трудов. -М., 1979.-115 с
  23. С.И. Современные требования к уроку. М.: Просвещение, 1989.-86 с.
  24. Н.М. Проблема классификации методов в преподавании биологии.// Известия. -М.: АПН РСФСР, 1957.-Вып. 87.-С. 11−18.
  25. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Просвещение, 1974. -224 с.
  26. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. -384 с.
  27. Т.В., Семёнов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов. // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С.63−71.
  28. .В. Общая методика биологии. М.: Просвещение, 1960.-331 с.
  29. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. -М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  30. В. Очерки психологии. М.: Космос, 1912.- 152 с.
  31. JI.C. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С. 184−220.
  32. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.4. — 328 с.
  33. П.Я. К проблеме внимания. // Доклады АПН РСФСР, 1958.- № 3. С.33−38.
  34. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 101 с.
  35. А.Я. Избранные педагогические труды. М.: АПН РСФСР, 1953.- 187 с.
  36. Ф.Н. Воспитание внимания учащихся. Лекция для учителей. М.: АПН РСФСР, 1955. — 37 с.
  37. Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. -160 с.
  38. О.В. Лабораторный практикум по зоологии. Методические рекомендации для учителей. Саратов: Лицей, 2002. — 128 с.
  39. И.В., Тарасова JI.E., Страхов В. И. Вопросы теории и практики внимания: Учебное пособие. Саратов: Изд-во Сар. пед. института, 1997. — 80 с.
  40. И.И. Зарисовки и схемы в преподавании биологии. -Минск: Мин-во Просвещения, 1962. 54 с.
  41. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. М.: Медицина, 1978. — 294 с.
  42. В. Научные основы психологии. СПб.: С.-Петербургская электропечатня, 1902. — 370 с.
  43. Н.Ф. Внимание и его воспитание. Стенограмма публичной лекции. М., 1951. — 31 с.
  44. Н.Ф., Бардиан A.M., Лаврова Н. В. Возрастная психология. Курс лекций. М.: Просвещение, 1965. — 266 с.
  45. Н.Ф. Экспериментальное исследование внимания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970. — 102 с.
  46. Н.Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С.68−80.
  47. Н.Ф. Деятельность и внимание. // Проблемы деятельности в советской психологии: Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. М., 1977. — Ч. 1. — С.93−100.
  48. Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. Учебник. М.: Флинта, 2002. — 376 с.
  49. JI.H., Нехлюдова А. С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений. М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
  50. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. // Советская педагогика. М., 1972. — № 2 — С.27−46.
  51. М.С., Шляхта Н. Ф. Половые различия в структуре свойств внимания у подростков. // Новые исследования в психологии. 1987. -№ 2 — С.33−36.
  52. В.Д., Хризман Т. П. Девочки и мальчики два разных мира.- СПб.: Тускарора, 2001. 347 с.
  53. Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе.- Минск: Народная Асвета, 1974. 64 с.
  54. Н. В классе мальчики и девочки. Как их учить? // Народное образование. 2001. — № 2. — С. 169−171.
  55. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З. И. Васильевой.- М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  56. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Изд. Дом «Питер», 2003. — 544 с.
  57. Е.П., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. Ростов — на -Дону: Феникс, 2003 — 512 с.
  58. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  59. В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание. // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 92−99.
  60. Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  61. И.Д., Шубкина Л. С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1984.-288 с.
  62. И. Тендерный подход в системе психологического образования. // Тендерные исследования: феминистская методология в социальных науках: Материалы 2-й Междун. Летней Школы по Тендерным исследованиям. Харьков, ХЦГИ, 1998. — С. 193−215.
  63. Н.М., Пятунина С. К. Лабораторные работы по разделам: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники». // Биология в школе. 2001. — № 6. — С.35−36.
  64. Т.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. канд. дисс. СПб, 1996. — 18 с.
  65. Д.Б., Сельвсрова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  66. Д.Б. Биология и психология пола. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2000. — 176 с.
  67. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск: Народная Асвета, 1976. 182 с.
  68. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования.-М.: Просвещение, 1991.- 160 с.
  69. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  70. Кон И. С. Психология половых различий. // Вопросы психологии. — 1981.-№ 2.-С. 47−57.
  71. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Наука, 1982. — 214 с.
  72. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  73. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 336 с.
  74. В.Ф., Журавлёв Г. И. Особенности простых и сложных форм памяти в зависимости от возраста и пола. // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 139−144.
  75. Л.С. Подготовка учителей в системе повышения квалификации к проведению лабораторных работ и экскурсий по биологии в школе. Методические рекомендации. М.: НИИ общего образ, взрослых АПН СССР, 1982. — 33 с.
  76. В.М., Макеева З. А. и др. Как преподавать общую биологию. Методические пособия для учителей. М.: Просвещение, 1967.-311 с.
  77. А.И., Корневский Н. А. Прибор для исследования свойств внимания и памяти. // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 154−156.
  78. В.И. Уроки биологии: 6−7 класс: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: книга для учителя -М.: Просвещение, 1991 191 с
  79. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрат-М», 2001. — 464 с.
  80. А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. — 271 с.
  81. Н.Н. Психологические исследования. Одесса: Тип. Шт. Одесск. воен. округ, 1893. — 296 с.
  82. Н.Н. Психология. М.: Мир, 1914.-312 с.
  83. С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. М.: Знание, 1980.-96 с.
  84. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1965. -574 с.
  85. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983. т. 2. — 345 с.
  86. И.Я., Скаткин М. К. Требования к современному уроку. Методические указания Мосгороно и МГИУУ. М., 1969. — 89 с.
  87. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — 136 с.
  88. А.Р. Психология внимания. Курс общей психологии. М.: МГУ, 1970.-144 с.
  89. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации./ Под редакцией Кудряшова А. Ф. Петрозаводск: Петроком, 1992 — 318
  90. М.И. Современный урок. М.: Просвещение, 1985. — 146 с.
  91. Методические указания к проведению лабораторных работ по некоторым темам курса биологии в средней школе. / Под ред. Е.Букреевой. Минск: Шкоала советике, 1951. — 11 с.
  92. Г. М. Пути совершенствования современного урока биологии. Уфа: Полиграф комбинат, 1976. — 321 с.
  93. Г. М. Современные проблемы урока биологии в средней школе. Учебное пособие. Уфа: Полиграф комбинат, 1977. — 96 с.
  94. А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. М.: Просвещение, 1985. — 287 с.
  95. А.Н., Бровкина Г. С. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М.: Просвещение, 1988.- 192 с.
  96. А.Н., Сивоглазов В. И. Планирование учебного процесса по общей биологии. М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.
  97. А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь, 2004. — 364 с.
  98. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн. 3. -640 с.
  99. Е.М. Исследование устойчивости и переключения внимания при решении задач на заданном темпе: Автореф. канд. дисс. -М., 1970.-20 с.
  100. Е.В. Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. // Общение и формирование личности школьника. М., 1987. — С.33−39.
  101. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Изд-во Пед. общество России, 2001. — 442 с.
  102. И.Т., Шимбирёв П. Н. Педагогика. М.: Просвещение, 1950. — 159 с.
  103. Педагогическая диагностика в школе. / Под ред. А. И. Кочетова, Я. Л. Коломинского и др. Минск: Народная Асвета, 1987. — 223 с.
  104. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Высшая школа, 1982. — С. 111 -112.
  105. К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Высшая школа, 1973.-256 с.
  106. Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя. // Вопросы психологии внимания. Вып.21.-Саратов: Изд-во СГПИ, 2003. С. 106−115.
  107. В.В. Основы общей методики естествознания. М.: Изд-во т-ва «Мир», 1914. — 247 с.
  108. И.Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Академия, 2003 — 272 с.
  109. JI.B. Некоторые тенденции в ценностных ориентациях девочек и мальчиков младшего подросткового возраста. // Женщина в российском обществе. 1996. — № 4. — С. 126−134.
  110. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. / Под ред. Л. П. Анастасовой. М.: Педагогика, 1978. — 320 с.
  111. Психология внимания. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова.-М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та «ЧеРо», 2001. 858
  112. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях. // Вопросы психологии. 1999. — № 2.- С.22−27.
  113. .Е. Общая методика естествознания. М-Л.: Учпедгиз, 1947.-371 с.
  114. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся.- М.: Высшая школа, 1990.-79 с.
  115. Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 1987.2. — СЛ 58−165,
  116. Т. Психология внимания. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1890.-126 с.
  117. Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2-х книгах. М.: Владос — Пресс, 2002. — кн.1 — С.304−309.
  118. A.M. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. -144 с.
  119. A.M., Пугал Н. А. и др. Использование средств обучения на уроках биологии. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
  120. В.Я., Дормашев Ю. Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиции теории деятельности. // Вестник МГУ. — 1993.-Серия 14. № 2. — С.51−61.
  121. СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  122. Р.Г., Стрелкова И. Э. Закономерности развития и возрастные особенности школьников. Саратов: Изд-во СГУ, 1967. -80 с.
  123. И.А. Тендерные различия произвольного внимания и памяти старших дошкольников.// Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2001. — С.251−252.
  124. А. Дифференциация обучения на основе тендерного подхода. // Народное образование. 2003. — № 8. — С.136−139.
  125. Современные требования к уроку. Методические рекомендации учителю./ Под ред. Т. В. Кузмичёвой. М.: Педагогика, 1999. — 94 с.
  126. Современный урок биологии. Пособие для учителя. / Под ред. М. К. Латюнина. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  127. В.И. Внимание в структуре личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1969. — 20 с.
  128. В.И. Внимание в процессе деятельности: Автореф. докт. дисс.-М., 1975.-50 с.
  129. В.И. Психология внимания. Вып. II. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. — 128 с.
  130. В.И. Психология внимания. Учебное пособие. Вып. III. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. — 128 с.
  131. В.И. Психология внимания: самонаправленность, динамика и регуляция. Вып. IV. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. — 128 с.
  132. И.В. Вопросы психологии внимания в школе. // Учёные записки. Вып. XVIII. Саратов: Изд-во пед. ин-та, 1954. — 163 с.
  133. И.В. Воспитание внимания у школьников. М.: Учпедгиз, 1958.- 128 с.
  134. И.В. Психологическая теория внимания. // Вопросы психологии внимания. Вып. I. Саратов: Изд-во пед. ин-та, 1969. — 186
  135. Структура урока. Структурный анализ. Саратов: Лицей, 1999. -34 с.
  136. JI.E., Страхов В. И., Романова Т. А. Коллективное внимание. Саратов: Изд-во пед. ин-та, 1997. — 104 с.
  137. JI.E. Формирование коллективного внимания младших школьников: Автореф. канд. дисс. Саратов, 1999. — 18 с.
  138. JI.E. Психолого-педагогические условия и средства формирования коллективного внимания. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2000.- 128 с.
  139. К.А. Насущные задачи современного естествознания. -М., 1908.-364 с.
  140. Э.Б. Внимание. // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С.66−101.
  141. А.К. Социально-психологические аспекты формирования самооценки и уровня притязаний личности.// Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. -М., 1998. С.212−218.
  142. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  143. Д.Н. Проблема внимания. // Труды Тбил. ин-та и полик-ки функциональных нервных заболеваний. 1945. — Т.2. — С.7−11.
  144. Урок. Диагностика проектирование — диагностика (анализ). Методические рекомендации. — Саратов: Лицей, 1999. — 84 с.
  145. Урок. Методические рекомендации по проектированию (моделированию), проведению и диагностике урока. Саратов: Лицей, 2001.-25 с.
  146. А.А. Собрание сочинений: В 5-и т. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1954. — Т.4. — 232 с.
  147. К.Д. Материалы для педагогической антропологии. -СПб., 1908. -Т.З. -С.10−11.
  148. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. // Педагогические соч.: В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  149. Е.А. Некоторые особенности нейродинамики у сельских школьников 12−15 лет. // Возрастные особенности физиологической системы детей и подростков. М., 1981. — С.34−41.
  150. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. Г. С. Абрамовой.-М.: Педагогика, 1989.- 168 с.
  151. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1970.- 199 с.
  152. Л.М. Психология детей и подростков. М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2003. — 480 с.
  153. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырен и В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 295 с.
  154. Хрестоматия по общей и прикладной психологии. / Под ред. А. В. Карпова. — Москва-Ярославль: Российское психологическое общество, 2001.-479 с.
  155. Т.П., Еремеева В. Д. Развитие межполушарной функциональной асимметрии мозга у детей и половые различия (данные ЭЭГ). // Развивающийся мозг. Тбилиси, 1984. — С.242−243.
  156. А.Г., Колесов Д. В. Мальчик подросток — юноша. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  157. А.С., Гребеньков Н. Н. и др. Технологии в изучении психологии. -М.: Педагогическое общество России, 2003 252 с.
  158. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Издат. корпорация «Логос», 1994. 317 с.
  159. В.Ф., Богорад Р. Д. Методика обучения зоологии. М.: Просвещение, 1972. — 336 с.
  160. Е.А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С.72−79.
  161. Г. В. Формирование внимания школьников на уроках биологии. // Вопросы психологии внимания. Вып.19. Саратов: Изд-во СГПИ, 2001.-С.152−157.
  162. Г. В. О переключении внимания учащихся, занимающихся исследованием в группах. // Материалы Х-х Страховских Чтений. Саратов: Изд-во СГПИ, 2001. — С.231−234.
  163. Г. В. Качественно-уровневая характеристика функционирования внимания школьников (на модели лабораторной работы по биологии). // Вопросы психологии внимания. Вып.20. -Саратов: Изд-во СГПИ, 2002. С.89−99.
  164. Г. В. Возрастные особенности внимания учащихся на лабораторных занятиях по биологии. // Вопросы психологии внимания. Вып.21. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — С. 120−127.
  165. Г. В. К проблеме внимания на лабораторных занятиях по биологии. // Психология и педагогика внимания: Материалы II Российской научной конференции. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.-С.51−53.
  166. Г. В. Внимание старшеклассников на лабораторных занятиях по биологии. // Материалы XII Страховских Чтений. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С.132−139.
  167. Г. В. Возрастные и тендерные особенности внимания школьников. // Материалы тринадцатых Страховских Чтений: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 2004. — С.67−78.
  168. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. — М.: Наука, 1988.-39 с.
  169. Т.И. Особенности формирования психологии пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате. // Возрастныеособенности психологического развития детей: Сборник научных трудов. -М., 1982. 164 с.
  170. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sec differences. // Oxford: Oxford Univ. Press, 1975, 271 p.
  171. Nidiffer R.M. Test of attentional and interpersonal style //Journal of Personality and Social Psychology. 1976. V.34. No.3. P. 394−404.
Заполнить форму текущей работой