Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Феномен российской художественной культуры восьмидесятых-девяностых годов ХХ в.: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как бы ни отличались друг от друга относительно «законченные», замкнутые в себе парадигмы российского культурно-исторического опыта, между всеми ими есть нечто общее, отличное. Это касается и последних периодов, которые при всей их разноплановости и в художественном, и в политическом, и идеологическом аспекте, при всей несомненной «прерывности», дискретности и резких, подчас драматичных… Читать ещё >

Содержание

  • АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
  • ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 12 НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ
  • ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
  • АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Феномен российской художественной культуры восьмидесятых-девяностых годов ХХ в.: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Более чем тысячелетний путь развития отечественной культуры предполагает существование собственной специфической и неповторимой линии в мировой цивилизации.

Как бы ни отличались друг от друга относительно «законченные», замкнутые в себе парадигмы российского культурно-исторического опыта, между всеми ими есть нечто общее, отличное. Это касается и последних периодов, которые при всей их разноплановости и в художественном, и в политическом, и идеологическом аспекте, при всей несомненной «прерывности», дискретности и резких, подчас драматичных «разрывах» сохраняют общие черты, сформированные еще в прошлые столетия. Несомненно одно: и советская культура, и постсоветская — это истинно русская культура, а не какая-либо иная, и возникнуть, и развиваться она могла только на нашей отечественной почве и никогда не могла стать вненациональным образованием без рода и племени. Поэтому общее, повторяющееся в национальной культуре — это именно то, что составляет основу традиций, культурно-исторической преемственности и национального менталитета культуры, что определяет единство национальной культуры на всех этапах и фазах ее становления и развития как ценностно-смыслового единства. Нахождение и выделение этих черт (соборность, общинность, стремление к самокритичности и самоотрицанию, православная вера, диалектика единства и конфронтации культурных составляющих и т. п.) дает право говорить об этой самобытности в любой исторический период.

Анализ отечественной культуры восьмидесятых-девяностых годов нынешнего столетия свидетельствует, что ее сущность заключается в двусоставности ее ядра, являющего собой буквальное «единство противоположностей», или, может быть, точнее -«раздвоение единого». При этом каждая из «половинок» (олицетворяющая как советское искусство, так и постсоветское) — утверждает свою значимость за счет постоянного противоборства (полемики, состязания, спора, идейной конфронтации, а подчас и прямо бескомпромиссной войны) со своей противоположностью. Без этой борьбы, критики, обличения теряет смысл само существование каждой из двух противостоящих друг другу культур: они взаимодо-полнительны по отношению друг к другу, «победа» любой из них приведет к катастрофическому дисбалансу, к утрате необходимой «жизнеспособности» в общемировом культурном пространстве. Этот диалогизм отношений порождает постоянную конфликтность противоположных тяготений, непредсказуемость не только дальнейшего развития, но и оценки вклада и роли в мировое искусство каждой из культур. Кроме того возникает динамизм и внутренняя напряженность как качества, указывающие на существование у обоих культурных типов таких характерных качеств, как многозначность и принципиальная многосоставность (жанровая, ценностная, лингвистическая, социально-политическая и т. д.).

Обобщающий взгляд на отечественную культуру, которая развивалась на стыке двух политических эпох и вобрала в себя много специфического и неповторимого, показывает, что независимо от этой неповторимости нельзя не включать его в состав мировой культурной жизни, когда черты последней накладывались ранее и накладываются сейчас на национальные российские традиции. Отечественная культура связана с общемировой сложными, смешанными, синкретическими отношениями, которые существовали во все эпохи. Недаром даже советская культура двадцатых годов, претендовавшая на неповторимость и независимость от предыдущего художественного опыта, на самом деле вобрала многие черты авангардных направлений Запада и может быть включена достойной составляющей в некую объединенную постмодернистскую концепцию. Новые возможности, которые открылись перед отечественной философской наукой в связи с историческими изменениями в России, открывают огромные перспективы перед исследователями, не только невостребованные, но и еще не найденные. Изучение последнего периода советской культуры и первого десятилетия новой отечественной культурной волны должно идти при учете всех явлений мирового порядка. Данная работа — попытка сделать шаг в этом направлении.

1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс, 1992 г.

2. Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Цикл Трагедий, в 2-х тт. М., т.2, 1992 г.

3. Арсланов В. Ответы культуры на вызов времени: СССР. 30-е гг. Очерки. М., 1995 г.

4. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. М., 1990 г.

5. Ахиезер А. Е. Думы о России. От прошлого к будущему. М., 1994 г.

6. Ахиезер А. Е. Россия: критика исторического опыта, в 3-х тт., М., 1991 г.

7. Ахиезер А. Е. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. М., 1992 г.

8. Ашин Г .К., Мидлер А. П. В тисках духовного гнета. М., 1986 г.

9. Ашин Г. К. Доктрина массового общества. М., 1971 г.

10. Бажанов Л., Турчин В. Концептуальные идеи неоавангарда. -«Творчество», 1978 г., № 5.

11. Бажанов Л., Турчин В. От игры к игре. От хеппенинга к пер-форманс. За гранью искусства. «Декоративное искусство», 1980 г., № 9.

12. Базен А. Что такое кино? М., 1972 г.

13. Баткин Л. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994 г.

14. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., М., 1953 г., т.1.

15. Белова Т. Культура и власть. М., 1991 г.

16. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 г.

17. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли. В кн.: О России и русской философской культуре, М., 1990 г.

18. Бердяев H.A. Самосознание: опыт философской автобиографии. М., 1990 г.

19. Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975 г.

20. Библер B.C. Культура, нравственность и современность. М., 1991 г.

21. Биоткивист Е. Б. Эстетика спиритуализма А. Манро. М., 1978 г.

22. Богданов A.A. Вопросы социализма: работы разных лет, М., 1990 г.

23. Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1980 г.

24. Божович В. А. Базен и эстетика невмешательства. В кн.: Сюжет в кино, М., 1972 г.

25. Бурсов Б. И. Национальное своеобразие русской литературы, Л, 1967 г.

26. Бурсов Б. И. Реализм всегда и сегодня, М., 1969 г.

27. Бушмин A.C. В. И. Ленин о познании и проблема творческой активности писателя. В кн.: Искусство и идеология, М., 1973 г.

28. Бушмин А. С .О специфике прогресса в литературе. В кн.: О прогрессе в литературе, Л., 1977 г.

29. Бычков В. В. Круг проблем православной эстетики. В кн.: Неклассическая эстетика и современность, М., 1993 г.

30. В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992 г.

31. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2-х частях. М., 1994 г.

32. Вертов Д. Киноглаз В кн.: На путях искусства. М., 1926 г.

33. Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М, 1994 г.

34. Власенко T.JI.

Литература

как форма авторского сознания. М., 1994 г.

35. Воронов А. О., Смирнов П. И .Россия и русские. характер и судьбы страны. СПб., 1992 г.

36. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. М., 1993 г.

37. Гароди Р. Реализм без берегов, М., 1976 г.

38. Геллер М. Машина и винтики: История формирования советского человека. М., 1994 г.

39. Геллер М. Концентрационный мир и советская литература. М., 1996 г.

40. Гефтер М. Я. Дом Евразия. М., 1991 г.

41. Гинзбург Л. Я.

Литература

в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. Л., 1987 г.

42. ГоломштокИ. Тоталитарное искусство. М., 1994 г.

43. Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии: B.C. Соловьев, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, H.A. Бердяев. М., 1994 г.

44. Горький A.M. «Несвоевременные мысли» и рассуждения о революции и культуре (1917;1918гг.). М., 1990 г.

45. Горький А. М. Сочинения в 30-ти тт., М., т.24.

46. Готлиб К. По ту сторону модернизма. М., 1983 г.

47. Грозин В. В будке между поездами. «Вечерняя Москва» от 28.03.98 г.

48. Гудков Л., Дубин Б.

Литература

как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994 г.

49. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М., 1995 г.

50. Гуревич П. С. Примитивизм в культуре: философские проблемы. М., 1996 г.

51. Давыдов Ю. Н. Искусство нигилизма. М., 1975 г.

52. Давыдов Ю. Н. Современность по знаком «пост». -«Континент», 1996 г. ,№ 89.

53. Дадаян B.C. Терновый венец России: истоки национальной беды. М., 1994 г.

54. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1989 г.

55. Додианова Т. В. Постмодернизм и примитивизм. М., 1996 г.

56. Драма обновления. Под ред. Мелкумяна М. И. М., 1990 г.58. «Другое искусство» Москва 1956;1976 годы", М., 1991 г.

57. Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992 г.

58. Европа и Россия: диалог культур. Сборник обзоров. М., 1994 г., Вып. 1.

59. Ерасов Б. С. Культура, религия, цивилизация на Востоке, М., 1990 г.

60. Ерасов Б. С. Цивилизационные измерения советского общества, «Восток», 1991 г., № 6.

61. Житомирский Д. Шостакович официальный и подлинный. Воспоминания, материалы, наблюдения. статья2, «Даугава», 1990 г., № 4.

62. Жуков В. И. Личность в современном мире. «Вестник социальной работы»., 1993 г. № 1.

63. Зиновьев А. Конец коммунизма (первый коммунистический кризис). «Философский альманах», М., 1991 г.

64. Зыбайлов Л. К., Шапинский В. А. Постмодернизм. М, 1993 г.

65. Избавление от миражей: Социалистический реализм сегодня. М., 1990 г.

66. Иконникова Г. И. Аксиомы духовности и российская действительность. «Россия. Духовная ситуация времени». М., 1998 г.

67. Ильин В. Н. Религия революции и гибель культуры. М., 1994 г.

68. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948;1954 годов: В 2-х тт., М., 1992 г.

69. Искусство и идеология: Современный художественный процесс как идеологическая проблема. М., 1992 г.

70. Искусство советского времени. В поисках нового понимания. М., 1993 г.

71. История советской литературы: Новый взгляд: В 2-х ч., М., 1990 г.

72. Каган М. С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. М., 1994 г.

73. Каган М. С. Искусство в системе культуры. Л., 1985 г.

74. Каган М. С. Художественная культура в капиталистическом обществе. Л., 1986 г.

75. Кантор A.M. Изобразительное искусство XX века. М., 1978 г.

76. Кантор В. К. Понятие соборности в русской культуре. «Вопросы философии», 1994 г., № 1.

77. Карцева E.H. Китч и потребительское общество. В кн.:Эстетика, искусство, человек. М., 1977 г.

78. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994 г.81. Квинтэссенция. М., 1991 г.

79. Коваленко В. А. Проблема ценностей в творчестве. МГУ, 1992 г.

80. Козлова H.H. Упрощение знак эпохи? — «Социологические исследования», 1990 г., № 7.

81. Козлова H.H. Социология повседневности: переоценка ценностей. «Общественные науки и современность», 1992 г, № 3.

82. Кондаков И. В.

Введение

в историю русской культуры, М., 1997 г.

83. Кондаков И. В. Тоталитарность: истоки закономерности, последствия. «Общественные науки в СССР», Философия, 1992 г., № 5.

84. Конец столетия. Предварительные итоги: Культурологические записки. М., 1993 г., Вып.1.

85. Кормер В. Ф. Двойное сознание и псевдокультура. -«Вопросы философии», 1991 г., № 9.

86. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. М., 1980 г.

87. Кульпин Э. С. Путь России. Кн.Г.Генезис кризисов природы и общества в России, М., 1991 г.

88. Культура в советском обществе. Проблемы и перспективы развития, М., 1988 г.

89. Куманев В. А. 30-ые годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991 г.

90. Лавриненко В. Н. Кризис духовно-нравственных ценностей и проблема единства интересов личности и общества. «Личность-семья-общество». М., 1994 г.

91. Лакшин В. Я. Берега культуры: Сборник статей. М., 1994 г.

92. Лармин O.B. НТР, модернизм, массовая культура. В кн.: Эстетика, искусство, человек. М., 1977 г.

93. Ленин В. И. Полн. собрание соч., т.5, 6, 11, 12, 18, 24.

94. Лифшиц М. Очерки русской культуры. Из неизданного. М., 1995 г.

95. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3-х тт., Л., 1983 г.

96. Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983 г.

97. Лихачев Д. С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы. В кн.: О прогрессе в литературе, Л., 1977 г.

98. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3-хтт., Талинн, 19 921 993гг.

99. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1993 г.

100. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн, 1973 г.

101. Луначарский A.B. Собрание соч. в 8-ми тт., М., 1967 г., т .7.

102. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М., 1993 г.

103. Люси-Смит Э. Движения в искусстве с 1945 года. Лондон, 1975 г.

104. Межуев В. М. Культура как проблема философии. -«Культура, человек и картина мира», 1987 г.

105. Мельвиль А. Ю. Кино и «эстетика разрушения». М., 1984 г.

106. Мигунов A.C. Vulgar: эстетика и искусство второй половины двадцатого века. М., 1991 г.

107. Мигунов A.C. Эстетическое и художественное в наивном искусстве. М., 1996 г.

108. Митрошенков O.A. Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия. «Россия. Духовная ситуация времени». М., 1998 г.

109. Модернизм. Анализ и критика. М., 1987 г.

110. Морозов А. И. Конец утопии: Из истории искусства в СССР 1930;х годов. М., 1995 г.

111. Морозов H.A. Пути России: Модернизация неевропейских культур. М., 1991 г.

112. На путях постмодернизма: Сборник обзоров и рефератов. М., 1995 г.

113. Наков А. Русский авангард. М., 1991 г.

114. Невостребованные возможности русского духа. М., 1995 г.

115. Новая волна: Русская культура и субкультуры на рубеже 80−90-х годов. М., 1994 г.

116. Овчаренко А. Коммунизм, человек, искусство. В кн.: Ис-куство и идеология, М., 1973 г.1200 Коннор Т. Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992 г.

117. Освобождение духа. Под ред. Гусейнова A.A. и Толстых В. И. М&bdquo- 1991 г.

118. Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып.6. Изживая «ждановщину». М., 1991 г.

119. Письмо С. Сталиной И. Эренбургу от 7.08.57г., «Вопросы литературы», 1994 г., № 5.

120. Полевой В. М. Двадцатый век. М., 1989 г.

121. Постмодернизм и культура. М., 1991 г.

122. Прокофьев В. Примитив и его метод в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983 г.

123. Пушкарев Б. С. Россия и опыт Запада. Избр. статьи 19 551 995. М., 1995 г.

124. Ратников В. П. Духовные ценности и их роль в социализации личности. «Личностьсемья-общество». М., 1994 г.

125. Резник Ю. М. Жизнетворчество: соотношение индивидуальных и социальных начал. «Россия. Духовная ситуация времени». М., 1998 г.

126. Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. М., 1993 г.

127. Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994 г.

128. Рунин Б. Логика науки и логика искусства. М., 1968 г.

129. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2-х тт. М., 1994 г.

130. Русская цивилизация и соборность. Сост. Троицкий Е. С., М., 1994 г.

131. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995 г.

132. Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век: Художественно-проектные концепции русского авангарда. М., 1994 г.

133. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М., 1996 г.

134. Симонов K.M. Глазами человека моего поколения: Размышление о И. В. Сталине, М. Ю, 1989 г.

135. Симуш П. Современный мир: человек, идеология, искусствоВ кн.: Искусство и идеология, М., 1973 г.

136. Советская культура: 70 лет развития. М., 1987 г.

137. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992 г.

138. Социологические теории модерна, радикализированного модерна и постмодерна: Научно-аналитический обзор. Под ред. Ки-мелева Ю.А. и Поляковой H.JI. М., 1996 г.

139. Спиридонова JI.M. М. Горький: диалог с историей. М., 1994 г.

140. Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. М., 1995 г.

141. Струве Н. Православие и культура. М., 1992 г.

142. Турбин В. Н. Прощай эпос? Опыт эстетического осмысления прожитых нами лет. М., 1990 г.

143. Турчин B.C. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. М., 1988 г.

144. Турчин B.C. Венский путь в XX век. «Творчество», 1991 г.3.

145. Турчин B.C. Гипперреализм. «Искусство», 1974 г., № 12.

146. Турчин B.C. Новая вещественность искусство потерянного поколения. — «Советское искусствознание», № 26, М., 1990 г.

147. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993 г.

148. Уледов А. К. Перестройка и сознание. М., 1988 г.

149. Федотов Г. П. Судьбы и грехи России. «Избранные статьи по философии русской истории и культуры» в 2-х тт., С.-П., т.1.

150. Федь Н. Жизнеутверждающий путь искусства В кн.: Искусство и идеология, М., 1973 г.

151. Философов Д. В. Яд власти. «Наша жизнь, 1905 г., № 349.

152. Флоренский П. А. Обратная перспектива. «Ученые записки Тартуского Университета». Вып. 168, 1967 г.

153. Франк С. «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», М., 1990 г.

154. Хазанов Б. Есть ли будущее у России? «Вопросы литературы», 1995 г., № 3.

155. Хорос В. Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1995 г.

156. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизацион-ные отношения. М., 1994 г., Вып.1.

157. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизацион-ные отношения. М., 1995 г., Вып.2.

158. Чубайс И. От Русской идеи к идее Новой России: Как нам преодолеть идейный кризис. М., 1996 г.

159. Шамота Н. Пути общества, пути искусства. В кн.: Искусство и идеология. М., 1973 г.

160. Шафаревич И. Р. Есть ли будущее у России? М., 1991 г.

161. Шестаков В. П. Теория и практика массовой культуры. М., 1988 г.

162. Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. М., 1994 г.

163. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 1986;1989гг., СПб., 1993 г.

164. Щукин В. Г. Христианский Восток и топика русской культуры. «Вопросы философии», 1995 г., № 4.

165. Эмшвиллер Э. Подпольные фильмы. Личное мнение Эда Эмшвиллера. «Америка», 1969 г., № 153.

166. Эстетическое сознание и художественная культура. Киев, 1983 г.

167. Якимович А. К. Тоталитаризм и независимая культура. -«Вопросы философии», 1991 г., № 11.

168. Янов А. Русская идея и 2000;й год. Нью-Йорк, 1988 г.

169. Н. А. Ястребова. Индивидуальное и массовое в советском искусстве. М., 1984 г.

170. Ястребова Н. А. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы. В кн.: О прогрессе в литературе. Л., 1977 г.

171. Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. М., 1986 г.

172. Baudry J.-J. Leflet cinema. Paris, 1978.

173. Moles A. Le Kitch, I art du bonheur.1971.

174. Sitney P. The idea of abstraction. «Film Quartery», 1977, № 63,64.

175. Van den Haag E. Of Happiness and of Despair. We have Measure. N.Y., 1965.

176. Vogel A. Film as a Subversive Art. N.Y., 1974.

177. Vogel A. Thirteen Confessions. «New American Cinema», N.Y., 1967.

178. Youngblood G. Expanded Cinema. N.Y., 1970.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой