Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судьба проблемы бытия в XX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформировалась эпоха тотального плюрализма. Плюрализм, множественность ценностей стали основой жизни человека и общества: все становится равно всему, исчезают приоритеты. Общество атомизируется в индивиды, разрушая ценностную вертикаль. Ситуация напоминает время древних греков Парменида, когда люди, испытав ужас безопорности бытия, вызванного разрывом с традициями, начали искать новые силы, новые… Читать ещё >

Судьба проблемы бытия в XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Античная традиция наделила бытие объективной реальностью.

Новое время начало трансформировать античную идею объективного бытия: бытие стало субъективным, зависимым от разума.

В XX в. этот процесс углубился, и теперь даже Абсолют — Бог стал зависеть от априорной внутренней установки человека на поиски безусловного.

Если Новое время заменило Бога разумом, то XX в. ознаменовался походом против разума.

Уже в XIX в. датский философ С. Кьеркегор выступил против притязаний разума, а Ф. Ницше объявил разум «больным пауком», ткущим паутину, опутавшим жизнь людей и превращающим ее тем самым в нечто высохшее и обескровленное, хотя в это же время К. Маркс создавал теорию разумного устройства общественной жизни.

XX в. востребовал критиков разума, их идеи привлекли 3. Фрейда, М. Хайдеггера, Л. Шестова и других мыслителей нашего века. Общество приняло критику разума. В начале XX в. во многих европейских странах проблемы секса, безумия, бессознательного легализируются.

Выступая против разума, мыслители выразили вырастающее в обществе осознание бессмысленности и безопорности существования.

К причинам, вызвавшим появление этих идей, можно отнести и переживание человечеством прошедших мировых войн, неслыханных по жестокости и безнравственности; и неспособность людей разумно устроить свою жизнь по законам справедливости, равенства, братства.

Отказываясь от Бога («Бог умер» — Ницше), не надеясь более на разум, человек XX в. остался один на один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума, а это уже признак язычества.

Неоязычество XX в. быстро распространилось по планете благодаря телевидению и другим средствам массовой информации. Ночные эротические телепрограммы взяли на себя функцию организаторов оргий на манер дионисийских, но с несравнимо большим количеством участников.

Языческое мировоззрение проникло в культуру современного общества: авангардное искусство в живописи, рок-н-ролл в музыке, теории абсурда в психологии. «Современный человек — взбесившийся дикарь, отвергающий веру, традиции и обычаи» (Ортега-и-Гассет).

Сформировалась эпоха тотального плюрализма. Плюрализм, множественность ценностей стали основой жизни человека и общества: все становится равно всему, исчезают приоритеты. Общество атомизируется в индивиды, разрушая ценностную вертикаль. Ситуация напоминает время древних греков Парменида, когда люди, испытав ужас безопорности бытия, вызванного разрывом с традициями, начали искать новые силы, новые ценности. Таким образом, изменение мировоззрения в XX в. повлекло за собой новую постановку вопроса о бытии (табл. 4, 5).

Таблица 4

Этапы развития понятия бытия в истории философии.

Этап.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой