Судьба проблемы бытия в XX в
Сформировалась эпоха тотального плюрализма. Плюрализм, множественность ценностей стали основой жизни человека и общества: все становится равно всему, исчезают приоритеты. Общество атомизируется в индивиды, разрушая ценностную вертикаль. Ситуация напоминает время древних греков Парменида, когда люди, испытав ужас безопорности бытия, вызванного разрывом с традициями, начали искать новые силы, новые… Читать ещё >
Судьба проблемы бытия в XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Античная традиция наделила бытие объективной реальностью.
Новое время начало трансформировать античную идею объективного бытия: бытие стало субъективным, зависимым от разума.
В XX в. этот процесс углубился, и теперь даже Абсолют — Бог стал зависеть от априорной внутренней установки человека на поиски безусловного.
Если Новое время заменило Бога разумом, то XX в. ознаменовался походом против разума.
Уже в XIX в. датский философ С. Кьеркегор выступил против притязаний разума, а Ф. Ницше объявил разум «больным пауком», ткущим паутину, опутавшим жизнь людей и превращающим ее тем самым в нечто высохшее и обескровленное, хотя в это же время К. Маркс создавал теорию разумного устройства общественной жизни.
XX в. востребовал критиков разума, их идеи привлекли 3. Фрейда, М. Хайдеггера, Л. Шестова и других мыслителей нашего века. Общество приняло критику разума. В начале XX в. во многих европейских странах проблемы секса, безумия, бессознательного легализируются.
Выступая против разума, мыслители выразили вырастающее в обществе осознание бессмысленности и безопорности существования.
К причинам, вызвавшим появление этих идей, можно отнести и переживание человечеством прошедших мировых войн, неслыханных по жестокости и безнравственности; и неспособность людей разумно устроить свою жизнь по законам справедливости, равенства, братства.
Отказываясь от Бога («Бог умер» — Ницше), не надеясь более на разум, человек XX в. остался один на один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума, а это уже признак язычества.
Неоязычество XX в. быстро распространилось по планете благодаря телевидению и другим средствам массовой информации. Ночные эротические телепрограммы взяли на себя функцию организаторов оргий на манер дионисийских, но с несравнимо большим количеством участников.
Языческое мировоззрение проникло в культуру современного общества: авангардное искусство в живописи, рок-н-ролл в музыке, теории абсурда в психологии. «Современный человек — взбесившийся дикарь, отвергающий веру, традиции и обычаи» (Ортега-и-Гассет).
Сформировалась эпоха тотального плюрализма. Плюрализм, множественность ценностей стали основой жизни человека и общества: все становится равно всему, исчезают приоритеты. Общество атомизируется в индивиды, разрушая ценностную вертикаль. Ситуация напоминает время древних греков Парменида, когда люди, испытав ужас безопорности бытия, вызванного разрывом с традициями, начали искать новые силы, новые ценности. Таким образом, изменение мировоззрения в XX в. повлекло за собой новую постановку вопроса о бытии (табл. 4, 5).
Таблица 4
Этапы развития понятия бытия в истории философии.
Этап. |