Философия гармонии.
Общая философия
Категория гармонии конкретизирует принцип единства противоположностей, характеризуя целостность как высшую форму организованности и красоты. Под гармонией имеется в виду нечто совершенное, «стройно звучащее», слажено организованное, где все части устремлены к благополучию целого, его динамической устойчивости. Гармония есть форма проявления сущности любой системы и уровня бытия. Вне ее мыслимы… Читать ещё >
Философия гармонии. Общая философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Категория гармонии конкретизирует принцип единства противоположностей, характеризуя целостность как высшую форму организованности и красоты. Под гармонией имеется в виду нечто совершенное, «стройно звучащее», слажено организованное, где все части устремлены к благополучию целого, его динамической устойчивости. Гармония есть форма проявления сущности любой системы и уровня бытия. Вне ее мыслимы лишь хаос и уродство: именно они противостоят гармонии. Гармония не есть предмет; она есть форма взаимодействия компонентов в составе целого. Симфонический оркестр может служить и фактом гармонии, и ее универсальным символом: мир есть величественный и мелодично звучащий оркестр со своими бесконечными ритмами, звуками. Если идея противоречия подчеркивает коллизию, конфликт, борьбу, то идея гармонии символизирует сотрудничество, взаимообогащение, согласие и мир: разные голоса в хоре — непременное условие гармонии.
Гармония возникает из совместимых, дополняющих и обогащающих друг друга противоположностей. Очень важно отметить, что гармония нарушается, когда одна сторона противоречия берет верх, обладает почти всем, а другая почти ничем. Так возникает дисгармония в современном обществе, когда преобладание правящей партии не уравновешивается сильной и достойной оппозицией.
Не может быть гармонии всего со всем, но гармония, например, внешнего и внутреннего не означает скучного однообразия разных сторон духовной жизни (и внешности) человека. Напротив, разные и даже противоречащие черты характера могут создавать совершенную духовную гармонию личности.
Гармония — атрибут всего сущего, и если имеет место дисгармония, то все-таки не она определяет существо системы, подобно тому, как не болезнь, а здоровье характеризует жизнь организма. Опыт показывает, что чем выше уровень гармоничности системы, тем она витальпее и обладает большими возможностями для своего развития и «сочности» проявления своей выразительности, составляющей объективную сущность красоты, которая так очаровывает нашу душу. Нарушение гармонии снижает уровень жизнедеятельности и изменяет характер развития: несбалансированное внутри себя и вовне общество, где нет порядка, менее жизнеспособно и, если угодно, конкурентоспособно. Негармоничное внутри себя в принципе не может быть гармоничным с другими системами. Так, государству, где все разбалансировано, трудно проводить последовательную внешнюю политику; оно в большей или меньшей степени находится в состоянии дисгармонии с другими государствами.