Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Допущения феноменологии. 
История философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно Конту, понятие «позитивный» должно пониматься как реальное, полезное, достоверное, точное, организующее, относительное, согласующееся с опытом и здравым смыслом в противовес химерическому, негодному, сомнительному, смутному, разрушительному, абсолютному, спекулятивному. Иными словами, знание позитивно, если оно либо получено из опыта, либо может быть проверено в опыте. Знание… Читать ещё >

Допущения феноменологии. История философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • • Все люди обладают сознанием.
  • • Все познается и существует для нас посредством актов, т. е. феноменов, сознания.
  • • Сознание интенционально — направлено на нечто (смысл объекта), что сознанием не является, но ему принадлежит.
  • • Существует априорная интенциональная структура сознания.

Пример. Допустим, некто утверждает «Я убежден, что Баба Яга существует». В этом утверждении следует различать:

  • • акт сознания — суждение «Я убежден, что Баба Яга существует»;
  • • субъект акта сознания — «Я»;
  • • объект акта сознания — сказочное существо по имени Баба Яга;
  • • интенцию акта сознания — отношение «X убежден, что Y существует» способ задания, а также смысл объекта сознания «Баба Яга».

Элементы акта сознания — (Субъект, Объект, Смыслы). Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественнаяустановка), феноменолог — в априорную реальность смыслов своего сознания (феноменологическая установка). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции.

Психологическая редукция устраняет из сознания все, что ему не принадлежит, — внешний мир и все науки, которые его изучают. Результат, к которому она приводит, — ограничение актов сознания до множества (Субъект, Смыслы). Подобная редукция «заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир… из поля субъекта… Является не мир или часть его, но „смысл“ мира» («Феноменология»).

Эйдетическая редукция открывает в актах сознания неизменные и априорно заданные эйдосы (формы), которые и обозначают смыслы осознаваемых объектов. Но эти смыслы еще не очищены от априорного «Я» как своей основы.

Трансцендентальная редукция исключает априорное «Я» в качестве источника всех смыслов. В результате феноменолог ограничивает акты сознания одним множеством (Смыслы) и достигает абсолютной объективности и достоверности объектов своего исследования, т. е. феноменологической установки.

Чарльз Сандерс Пирс (1839—1914) — американский философ, логик и математик, основатель прагматизма; его соотечественники Уильям Джеймс (1842—1910) и Джон Дьюи (1859—1952) — популяризаторы прагматизма.

Прагматизм — метод философствования, предназначенный для устранения из философии и науки не подтверждаемых опытом гипотез и допущений.

Философские споры возникают из-за различного понимания одних и тех же понятий. Для прекращения споров нужен новый метод определения значений понятий — метод прагматизма.

Определение принципа прагматизма. Значение понятия раскрывается в тех способах действия, которые оно вызывает в нас при согласии с его истинностью. «Чтобы установить значение понятия, необходимо предположить его истинность и рассмотреть те практические следствия, которые могли бы следовать из него; полный смысл данного понятия равен их сумме» (Ч. Пирс, «Прагматизм и прагматицизм»).

Как работает принцип прагматизма: «Сказать, что некоторое тело тяжелое, означает сказать, что при отсутствии противоположной силы оно начнет падать. Это падение (опуская его конкретные характеристики, присутствующие в голове мыслящего это понятие физика) со всей очевидностью составляет полное понятие веса» (там же).

Схема 7.6. Современная философия: становление и основные направления. Прагматизм.

Схема 7.6. Современная философия: становление и основные направления. Прагматизм.

Принцип прагматизма служит:

  • • определением — методом задания значения абстрактных идей и знаков;
  • • индукцией — методом испытания гипотез (научных понятий, чья истинность еще твердо не установлена) и тем самым доказательства их истинности и ложности;
  • • абдукцией — методом «быстрого избавления от всех существенно неясных идей», т. е. методом выбора лучшей гипотезы, сравнимого с «бритвой Оккама», «принципом экономии Маха».

Принцип прагматизма ничем не отличается от метода испытания гипотез в естественных науках: «Все прагматисты… согласятся, что их метод установления значений слов и понятий есть не что иное, как метод эксперимента, благодаря которому все успешные науки достигли степени определенности, которую им заслуженно приписывают сегодня» (Ч. Пирс, «Прагматизм и прагматицизм»).

Пирс трактовал принцип прагматизма как метод определения, индукции и абдукции, но популяризаторы прагматизма, и прежде всего — Джеймс, интерпретировали его в качестве нового философского направления.

Джеймс и Дьюи придали принципу прагматизма инструменталистский и утилитарный характер. «Мысль, которая успешно ведет нас от какой-нибудь одной части опыта к любой другой… работает надежно, упрощает, экономит труд — такая мысль истинна ровно постольку, поскольку она все делает. Она истинна, как орудие логической работы, инструментально» (У. Джеймс, «Что такое прагматизм»).

«Когда мы приводим в действие намерение или план, он руководит нами истинным или ложным образом, ведет нас к нашей цели или уводит от нее. Самое главное в нем — его действенная, динамическая функция, и в характере деятельности, которую он порождает, заключается вся его истинность или ложность» {Дж. Дъюи, «Реконструкции в философии»).

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — сциентистское направление, считающее науку средством решения всех социальных проблем и исключающее из ее состава любые непроверяемые или неопровергаемые в опыте утверждения. Возник в первой половине XIX в. под влиянием бурного развития науки и промышленности, трансформировался в конце XIX — начале XX в. сначала в эмпириокритицизм (махизм), затем в 20-е гг. XX столетия — в неопозитивизм (логический позитивизм, аналитическую философию) и позже в 60—70-е гг. — в постпозитивизм.

Схема 7.7.1. Современная философия: становление и основные направления. От позитивизма — к постпозитивизму. Позитивизм К середине XIX в. вера в науку как универсальное средство общественного прогресса стала ослабевать. Причины неудач науки видели в наличии в ней метафизических элементов, роднивших ее с религией. Казалось, что философские абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры также непонятны и схоластичны, как теологические диспуты.

Схема 7.7.1. Современная философия: становление и основные направления. От позитивизма — к постпозитивизму. Позитивизм К середине XIX в. вера в науку как универсальное средство общественного прогресса стала ослабевать. Причины неудач науки видели в наличии в ней метафизических элементов, роднивших ее с религией. Казалось, что философские абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры также непонятны и схоластичны, как теологические диспуты.

Французский философ Огюст Конт (1798—1857) написал шеститомный «Курс позитивной философии», чтобы доказать, что человечество вступило в третью, последнюю, стадию своего развития — позитивную (научную). По его мнению, умственное развитие человечества начинается с господства религиозных доктрин (цель — познание сверхъестественных причин); затем вступает в эпоху господства философских систем (цель — познание абсолютных причин); и, наконец, достигает позитивной стадии, на которой лидирующие позиции занимает «позитивная» наука (цель — познание законов связи, но не причин явлений опыта).

Согласно Конту, понятие «позитивный» должно пониматься как реальное, полезное, достоверное, точное, организующее, относительное, согласующееся с опытом и здравым смыслом в противовес химерическому, негодному, сомнительному, смутному, разрушительному, абсолютному, спекулятивному. Иными словами, знание позитивно, если оно либо получено из опыта, либо может быть проверено в опыте. Знание, не сводимое к данным опыта, — спекулятивное (религиозное, философское), должно безжалостно исключаться из науки как ей не свойственное. «Каждая наука — сама себе философия». Материализм и идеализм — одинаково устаревшие способы философствования. Задача каждой науки — избавляться от спекулятивных элементов, твердо придерживаться опыта как критерия истины.

Конт, следуя Юму, отрицал позитивное значение понятия причинной связи. Наука должна ограничиться исследованием явлений и их связями в опыте, а не тем, что служит их причиной. Поэтому главный вопрос для науки «Как это существует?», а не «Почему это существует?».

Конт создал классификацию позитивных наук по принципу «наука не является позитивной, если ей не соответствует какой-либо природный объект»: астрономия, физика, химия, биология, социология.

  • • Науки связаны друг с другом принципом возрастания сложности объекта, но более сложные науки не сводимы к менее сложным; в этом айе порядке науки должны изучаться и преподаваться.
  • • Математика — самая абстрактная и всеобщая наука. Она образует основание всей классификации.
  • • Социология — самая конкретная и сложная наука, обобщает на позитивной основе все общественные науки.

Философия — методология науки, назначение которой — исследование логических законов мышления.

Эмпириокритицизм (махизм) — субъективно-идеалистическая разновидность позитивизма. Буквальное значение слова «эмпириокритицизм» — «критика опыта». Авторы — швейцарский философ и психолог Рихард Авенариус (1843—1896) и немецкий физик Эрнст Мах (1838—1916). Первый пытался обосновать философию как возвращение к «естественной концепции мира» о неразрывной связи субъекта и объекта, второй — устранить из физики все метафизические (непроверяемые в опыте) элементы и размышлять согласно «принципу экономии».

Схема 7.7.2. Современная философия: становление и основные направления. От позитивизма — к постпозитивизму. Эмпириокритицизм (махизм).

Схема 7.7.2. Современная философия: становление и основные направления. От позитивизма — к постпозитивизму. Эмпириокритицизм (махизм).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой