Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этические проблемы философии религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникает второй вопрос: каков порядок соответствия между ними? Этике абсолютизма соответствуют этические учения духовных религий, в которых Бог чаще всего представлен ничем не ограничивающей себя бесконечностью, Небытием, нирваной, пространством. К таким религиям относятся учения Упанишад, веданты, буддизма. Этике интеллектуализма соответствуют этические учения интеллектуальных религий. К ним… Читать ещё >

Этические проблемы философии религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Обращаясь к этическим аспектам религии, мы вынуждены отметить, что этика философии религии, а вместе с ней и этика религиозной философии остаются частыми формами существования фундаментального философского знания, именуемого этикой. Раздел философской этики был рассмотрен нами ранее, и потому мы можем перейти к самому общему сравнению религиозных добродетелей. В философской этике мы условно выделили четыре ее раздела, соответствующие своим сферам бытия. Так, этика абсолютизма отражает пути достижения духовного состояния. Этика интеллектуализма указывает дорогу к достижению интеллектуального благополучия. Этика гуманизма направляет к физическому благополучию. А этика индивидуализма — к моральному совершенству.

Возникает первый вопрос: в чем отличие философской этики от этики философии религии? В первом случае человек ищет пути гармонизации себя как части с жизнью целого, то есть мирозданием, субстанцией, которые выдвигают и различные этические учения о достижении согласия с миром через поступки. Во втором случае человек как все та же часть ищет свою гармонизацию уже не с миром, а с божественным Абсолютом, что и превращает философскую этику в этику религиозную. Иначе говоря, этические аспекты философии религии и религиозных философий становятся логическим продолжением философской этики.

Возникает второй вопрос: каков порядок соответствия между ними? Этике абсолютизма соответствуют этические учения духовных религий, в которых Бог чаще всего представлен ничем не ограничивающей себя бесконечностью, Небытием, нирваной, пространством. К таким религиям относятся учения Упанишад, веданты, буддизма. Этике интеллектуализма соответствуют этические учения интеллектуальных религий. К ним мы отнесем кармайогу, иудаизм, ислам. В этих религиях знанию отводится первостепенная роль. Этика гуманизма продолжает себя в языческих религиях, призванных обеспечивать максимальное проявление человеческой природы. Примерами языческих религий могут выступать вера в многочисленных богов у древних греков, религии в Индии эпохи индуизма и, как ни странно, христианство, натуралистический аспект которого стал сильно проявляться в высшей его добродетели — человеческой любви, а языческая составляющая — в поклонении иконам. Этика индивидуализма отражает себя в морально-государственных религиях, ярким образом которых становится конфуцианство. Все вышеперечисленные религии образуют незримую иерархию религиозных добродетелей, обеспечивающих восхождение как отдельного человека, так и целого народа к соответствующему его уровню благу. Так, морально-государственная религия конфуцианства через приобщение к ритуалу и традициям обеспечивает строгий социальный порядок, где «младший» беспрекословно подчиняется старшему. Здесь послушание становится высшей добродетелью всего народа и человека отдельно. Гуманизм христианства через сердечную любовь ко всем воспитывает более высокую добродетель, чем послушание, — доброту. Доброта становится продолжением всеобъемлющей любви. Интеллектуализм кармы-йоги, иудаизма и ислама требует понимания того закона (законов), через который Бог управляет миром. Добродетель знания становится смысловым содержанием формально проявляющей себя доброты. Добро же без знания в интеллектуальных религиях выступает синонимом умственной «слепоты». В духовных религиях востока: Упанишады, веданты и других — Бог, ассоциирующийся либо с пустотой, либо с пространством, призывает через добродетели созерцания, концентрации внимания и недеяния уходить от иллюзорного мира к бесконечности его всемогущей непроявленности, ибо всякая форма есть признак ограниченности и слабости. Совершенство Небытия становится пределом становления бытия всякой формы. Таким образом, мы обнаруживаем, что каждая добродетель в разных религиях на соответствующих этапах играет роль «ступени», где послушание готовит к доброте, доброта — к пониманию, а понимание — к всемогуществу ни в чем себя не проявляющего совершенства самого Бога. Рассмотрим это более подробно в следующих параграфах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой