Формирование и реализация государственной миграционной политики России в 1990-е гг
Исследование показало, что в большинстве территорий, где разработаны и действуют региональные миграционные программы, вопросы взаимодействия тоже достаточно отработаны. Обычно один из заместителей Главы администрации курирует вопросы миграции, ряд вопросов обсуждается на заседаниях администрации. Часто в сложных ситуациях руководители администрации территории сами обращаются с просьбами… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Раздел I. Теоретико-методологические основы изучения миграционной политики. Историография и источники
- Раздел II. Межнациональные отношения и эволюция национальной политики в СССР и Российской Федерации (1917−1999гг.)
- Раздел III. Особенности миграционных процессов на постсоветском пространстве
- Раздел IV. Формирование законодательной базы и основных принципов государственной миграционной политики Российской Федерации в 1990-е гг
- Раздел V. Проблема социальной адаптации мигрантов и поиски путей ее решения
- Раздел VI. Эволюция миграционной политики Российской Федерации в 1990-е гг
Формирование и реализация государственной миграционной политики России в 1990-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования вызвана тем, что в России в настоящее время идет разработка новой модели максимально взвешенной и сбалансированной миграционной политики, в которой должны быть прописаны ее ключевые проблемы и учтен исторический опыт ее реализации в 1990;е гг.
Поскольку Российская Федерация является правовым и демократическим государством, проблема приема, обустройства и социальной адаптации вынужденных мигрантов стала важнейшим приоритетом государственной политики, требующим поиска новых подходов и механизмов реализации. Эта работа на начальном этапе в первой половине 1990;х гг. проводилась спонтанно, без устоявшейся правовой базы, в условиях ограниченности финансовых и материальных ресурсов, отсутствия соответствующих структур в краях и областях, без учета отечественного и зарубежного опыта.
Принятая Федеральным Собранием в начале 2001 г. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации также не оправдала ожиданий и не дала должного эффекта. Бюджетное финансирование часто распределялось без учета современных подходов к миграционной ситуации, не удалось полностью решить проблему жилья и трудоустройства вынужденных мигрантов.
Сложность положения в области миграции в России заключалась еще и в том, что на территории России стихийно пересеклись разнообразные миграционные потоки населения. Широкомасштабная миграция беженцев и вынужденных переселенцев из зон национальных конфликтов перемежалась с экономическим переселением, начавшийся отток рабочей силы за рубеж — с потоками транзитных беженцев со всего мира. Необходимость скорейшего решения комплекса поставленных вопросов и определяет актуальность темы диссертации.
Изучение степени научной разработки темы диссертации, проведенное в первом разделе диссертации, показало, что исследование государственной миграционной политики является относительно молодым направлением развития исторической науки. Дело в том, что раньше этой проблемой занимались преимущественно социологи и демографы. Лишь в 1990;е гг., в связи с крайним обострением миграционных проблем, историками был создан значительный объем научных публикаций по вопросам государственного контроля над миграциями населения. В то же время, нельзя сказать, что все работы отличаются высоким научным уровнем, поскольку массовые миграции населения оказались излюбленной темой публицистики.
Проведенный анализ показал, что в массиве исторической литературы преобладают исследования государственных программ миграционного развития, а также уровня жизни беженцев и вынужденных переселенцев. Весьма значителен пласт монографий и научных статей о причинах и направлениях миграций. Однако поставленная в данной работе конкретная проблема формирования и реализации государственной миграционной политики в 1990;е гг. до сих пор еще не стала предметом специального рассмотрения в рамках докторской диссертации.
В первом, — теоретическом разделе вся литература дифференцирована не только хронологически, но и по темам исследования. Дело в том, что в России миграционные процессы изначально играли огромную политическую и социально-экономическую роль. Особенно велико было их значение в XIX-XX столетиях, хотя характер и круг решаемых таким образом задач менялся со временем. Трансформировалась и наука, занимающаяся исследованием миграционных проблем, причем не всегда по объективно-практическим причинам. Наибольшей прикладной направленностью отмечены работы второй половины XIX в., ориентированные на практические потребности организации переселенческих движений тех лет. После 1917 г. в изучение миграции был привнесен значительный политический акцент, что находит отражение в приводимой ниже периодизации исследований в данной области в советское время.
В развитии миграционной науки в России можно выделить несколько этапов, характеризующихся существенными различиями в методологии проводимых исследований. Это дореволюционный (со второй половины XIX в. до 1917 г.) — советский период, который распадается на эпоху 1920;1930;х гг., послевоенный период, продолжавшийся вплоть до середины 1950;х годов, период 1960;1970;х гг.- эпоху перестройки 1985;1991 гг.- постсоветский период 1990;х гг., в котором заметно отличаются первое и второе пятилетия.
В результате анализа историографии, автор делает вывод о том, что проведенные ранее исследования не заполнили всех пробелов в истории миграционной политики России 1990;х гг.
С учетом этого, диссертант избрал себе в качестве цели исследования изучение сложного и неоднозначного процесса формирования и реализации государственной миграционной политики России в условиях системного государственного кризиса 1990;х гг.
Поставленная цель требует решения следующих научных задач:
— выявить основные теоретические и методологические подходы исторической науки к исследованию формирования и реализации государственной миграционной политики России в 1990;е гг., а также с привлечением широкого круга литературы и источников определить главные тенденции в развитии историографии проблемы миграционной политики российского государства;
— показать характерные особенности межнациональных отношений и эволюции национальной политики в СССР и Российской Федерации в 1917;1999 гг.
— с использованием новых материалов и данных статистики определить причины и проанализировать главные демографические последствия миграционных процессов на постсоветском пространстве;
— выявить особенности работы государственных органов власти по формированию законодательной базы и основных принципов государственной миграционной политики Российской Федерации в 1990;е гг.;
— в исторической динамике показать поиски общественного и государственного решения проблемы социальной и трудовой адаптации мигрантов;
— рассмотреть важнейшие этапы эволюции принципов государственного управления миграционными процессами в 1990;е гг. и определить перспективы миграционной политики России в XXI в.
Источниковая база исследования миграционной политики Российской Федерации достаточно обширна, она включает: А) архивные материалы, Б) законы и законодательные акты, В) опубликованные документы правительственных органов и государственные миграционные Программы, Г) данные статистики, Д) мемуары видных политических деятелей, в которых нашли отражение важнейшие события эпохи 1990;х гг., Е) материалы периодических изданий.
В исследовании использованы архивные материалы, главным образом, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), а также отдельные фонды и текущего архива ФМС Российской Федерации, которые позволили более подробно проанализировать общие тенденции эволюции миграционной политики России в условиях переходного времени. Вспомогательное значение в исследовании темы имели материалы ЦАОДМ, ЦХДМО и ПД «Мемориал».
Особое внимание в диссертации уделено разнообразным нормативно-правовым актам, опубликованным как в текущей периодике, так и в специальных тематических сборниках и изданиях.1 Ценными источниками выступают Конституция и Законы Российской Федерации, Указы Ч.
Президента РФ, постановления Правительства. Для обоснования выводов исследования автором широко привлекались как законы, регламентирующие характер миграционной политики, так и правовые акты, определяющие принципы работы правительственных органов власти.3.
Значимый блок источников составили публикации, принадлежащие ведущим российским политикам, которые определяли характер миграционной политики и несли непосредственную ответственность за ее реализацию в 1990;е гг.4.
1 Собрание законодательства РФ (СЗ РФ) — Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ.
2 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. № 740 «Об утверждении Положения о Министерстве по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 4. Ст. 397- Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425- «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» // Российская газета от 7 мая 1997 г.- Беженцы: динамика перемещений. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1995; Федеральная миграционная программа // Российская газета. 1996. 20 авг.
3 «О Федеральной миграционной программе на 1998 — 2000 годы». Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414-М., 1998; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 12- Федеральный закон от 21 апреля 1997 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» // Российская газета. 24 апреля 1997 г.- Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 17 октября. 2001 и др.
4 Ельцин Б. Н. Президентский марафон. М., 2001; Ельцин Б. Общими силами.
В связи с тем, что миграционная политика 1990;х гг. является относительно молодым объектом исследования, источниковую базу дополнила периодика. Это годовые подшивки газет «Аргументы и факты», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Труд», «Известия», «Коммерсант», «Московский комсомолец», «Сегодня», «Советская Россия», а также отдельные издания — «Компас беженца и вынужденного переселенца» и «Миграция». 5 Автором проведен анализ идейно-политической направленности этих периодических изданий. Источниковую базу исследования дополнили сайты информационных агентств в ИНТЕРНЕТЕ.
Таким образом, источниковая база работы достаточно разнообразна. Значительный по объему круг источников позволил, в целом, объективно подойти к освещению основных вопросов диссертации.
Хронологические рамки исследования охватывают самую непростую, с точки зрения миграции населения, эпоху отечественной истории XX в. — период с 1991 по 2000 гг.
Определение нижних хронологических рамок связано с тем, что после распада СССР в условиях переходного времени существенно обострились внутренние и внешние факторы, активизирующие массовые миграционные процессы, что потребовало от руководства страны коренной перестройки модели миграционной политики. Верхние хронологические рамки ограничены 2000 годом. В это время российское руководство начинает пересматривать прежние методы миграционной политики, переходит к новым, более современным и юридически обоснованным схемам работы с беженцами и вынужденными переселенцами. к подъему России. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета, 1998, 24 февраляПутин В. В. Свой среди чужих // Экономика и жизнь. — 2000. — № 16. и др.
5 Бюллетень информационного агентства «Интерлик». 1997. 8 мая.
Научная и практическая значимость диссертации определяется результатами исследования, которые позволяют составить целостное представление как об основных проблемах миграционной политики Российской Федерации в 1990;е гг., так и о методах их государственного решения. Автором проанализирована степень эффективности миграционной политики, проводимой правительством страны, выявлены основные направления миграции беженцев из «горячих точек», проведено исследование ныне действующей миграционной Программы России. В этом смысле, многие выводы диссертационного исследования содержат ответы на насущные вопросы современности. Анализ исторических и теоретических ошибок миграционной политики России 1990;х гг. может способствовать оптимизации путей ее современного развития.
Методологическую основу диссертации составили общенаучные методы исследования: системного анализа, логический, метод классифицирования. Опора на многополюсные источники позволила использовать в работе кроме общенаучных и специально-исторические методы. Комплексный подход к исследованию поставленной научной проблемы обусловил необходимость применения, прежде всего, исторического, логического, проблемно-хронологического, статистического и структурно-системного методов.
Новизна исследования связана с тем, что на уровне докторской диссертации впервые в таком аспекте поставлена актуальная научно-политическая проблема формирования и реализации государственной миграционной политики России в эпоху переходного времени 1990;х гг.
Привлечение новых материалов, в том числе из текущего архива ФМС, позволило не только осуществить комплексный анализ миграционной политики Российской Федерации, но и сделать ряд значимых научных выводов.
В частности, в работе доказано, что регулирование миграционных потоков на федеральном и региональном уровне в рамках реализации Федеральной миграционной программы и региональных программ позволило за счет мигрантов резко сократить демографический спад, а на отдельных территориях добиться увеличения численности населения.
Автором обоснован вывод о том, что в результате миграции был приостановлен процесс депопуляции населения в сельской местности, главным образом, в центральных и южных регионах России. Рост численности сельского населения за счет миграции был на 90% обеспечен притоком переселенцев из государств нового зарубежья.
В исследовании впервые определены основные периоды максимального обострения проблемы поиска и выделения финансовых ресурсов на нужды миграции в 1990;е гг. Показано, что особенно характерен в данном отношении 1996 год, когда громадный приток мигрантов из Чечни значительно повлиял на расходную часть этой статьи бюджета.
На основе анализа комплекса собранных источников, в работе показано, что значительная часть лиц, размещенных органами Федеральной миграционной службы в центрах временного расселения (ЦВР) быстро приспосабливалась к жизни за счет государства и отличалась ярко выраженным иждивенческим подходом. Граждане, не только проживали на полном государственном обеспечении много дольше положенного законом срока, но и весьма резко реагировали на снятие их с питания.
Автор делает вывод о том, что присоединение России к Конвенции ООН «О статусе беженца» в 1992 г. позволило десяткам тысяч иностранцев, в том числе криминальным элементам, автоматически узаконить свое пребывание на российской территории. Основная масса иностранных мигрантов, используя «конвенционную неприкосновенность», требовала немедленного предоставления различных льгот, земли, бесплатного жилья, причем только в крупных населенных пунктах. Невы.
11 полнение данных условий рассматривалось как нарушение прав человека. В итоге уровень жизни отдельных мигрантов оказался выше, чем у коренных жителей России.
Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти показал, что многие мигранты прибывали в Россию по приглашению реально не существующих юридических и физических лиц, якобы находящихся в Российской Федерации.
На основе собранных и проанализированных материалов автор показывает, что, составляя в новых местах пребывания конкуренцию на рынке труда и услуг местным жителям, мигранты испытывали значительные трудности в отношениях с ними.
Апробация работы проведена автором в ряде публикаций, в том числе в двух монографиях, посвященных проблемам беженцев в России. Соискатель принимал участие в межвузовских и республиканских научных конференциях, на которых выступал с докладами по проблемам миграционной политики Российской Федерации в 1990;е гг. Тезисы докладов опубликованы в сборниках научных трудов.
Заключение
.
В диссертации осуществлен комплексный анализ миграционной политики Российской Федерации в период радикального социально-экономического и политического реформирования страны в 1990;е гг.
На большом фактическом материале автором показано, что масштабные этнополитические конфликты и, как их следствие, — миграционные процессы, происходившие в России в 1990;е гг. имели своим основным источником комплекс национальных противоречий, значительная часть которых сформировалась еще в годы советской власти. Приверженность руководителей советского государства классово-интернациональной парадигме, в которой сами национальные проблемы играли вторичную, подчиненную роль по отношению к проблемам социальным, экономическим и политическим, во многом объясняет противоречивость национальной политики.
Идеологические установки большевиков по реализации планов полного единства и слияния наций в СССР по существу были утопичны и на практике наталкивались на стойкое противодействие со стороны национальных культур.
В результате ошибок национальной политики советского и постсоветского руководства в 1990;е гг. максимально обострились национальные противоречия в стране в целом и на Северном Кавказе — в частности. Исторические ошибки усугублялись новыми проблемами в национальной сфере (проблемы реабилитации депортированных народов, восстановление их государственности, возникновение взаимных территориальных споров и т. д.), что вызвало массовую миграцию населения в стране.
Обострение социально-политической ситуации в государствахреспубликах бывшего Союза ССР, развитие географии межнациональных конфликтов, экономический кризис, сопровождающийся сокращением рабочих мест, несостоятельностью и банкротством предприятий и резким социальным расслоением населения привел к дестабнлизацион-ным процессам в обществе и, как следствие, к росту миграционного потока, который носил в основном вынужденный характер. Происходящие сдвиги в тенденциях межреспубликанской, а ныне межгосударственной миграции в Россию были обусловлены целым рядом причин, прямо вытекающих из объективных и субъективных условий процесса дезинтеграции СССР.
Правовая незащищенность основных свобод граждан, создающая возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка еще более усугубилась в процессе суверенизации бывших союзных республик в виде националистически окрашенной нормотворческой деятельности. Незавершенность процесса государственного размежевания стран нового зарубежья и в то же время чрезвычайно слабо очерченные контуры интеграционных процессов в рамках СНГ привели к возникновению территориальных, имущественных и финансовых споров между государствами.
Существенно возросло воздействие внешних факторов на миграционную ситуацию в России. Особенно отчетливо это проявилось в регионах Закавказья и Средней Азии, где пантюркизм Турции и исламский фундаментализм Ирана, нашли поддержку, в ряде среднеазиатских государств и Республике Азербайджан, способствовали усилению крайне националистических настроений, предполагающих создание атмосферы нетерпимости к некоренным национальностям.
В период распада Союза ССР за пределами Российской Федерации проживало свыше 25 млн. русских и около 4 млн. граждан других коренных национальностей Российской Федерации. С момента начала определения статуса беженца и вынужденного переселенца (1992;1996 гг.) их число достигло 1,2 млн. чел., что составляло в общем количестве мигрантов, въехавших в Россию из государств СНГ и Балтии, около 40%. Динамика притока мигрантов подтвердила устойчивую тенденцию их роста. С 1989 г. в Россию прибыло около 6 млн. человек из государств нового зарубежья. При этом только в 1995;96 гг. в Россию переехало 1,5 млн. человек. В 1995 г. на 100 чел., выехавших из России, приходилось 368 прибывших, более 70% миграционного прироста сложилось за счет русского населения и народностей, имеющих на территории России национально-территориальные образования.
Анализ предпосылок вынужденной миграции в 1990;е гг. был проведен с опорой на данные статистики, которые показали, что после распада СССР, в частности, на Украине русские составили 22,1% населения, в Казахстане — 37,8%, Латвии — 34%, в Эстонии — 30%, в Литве -9,4%. Кыргызстане — 21,5%, Молдове — 13%, Белоруссии — 13,2%, Узбекистане — 8,3%, Таджикистане — 7,6%, Туркменистане — 7,6%, Азербайджане — 5,6%, Грузии — 6,3%, Армении — 1,6%. В данных условиях активная миграция населения оказалась неизбежной.
В работе показано, что после распада СССР и происшедшего в связи с этим качественного изменения миграционного поля, особое значение приобрел вопрос формирования нормативной базы новой миграционной политики Российской Федерации. Отсутствие установленных и санкционированных государством правил, регулирующих взаимоотношения различных категорий мигрантов с органами государственной власти России, предприятиями и организациями, гражданами Российской Федерации влекло за собой правовой вакуум — дестабилизирующий фактор в нормальной циркуляции российской политической системы.
Реакцией политической системы на дестабилизирующее влияние, оказываемое отсутствием правовой базы, регулирующей правоотношения, связанные с миграционным обменом, стало принятие 19 февраля.
1993 года двух законов Российской Федерации — «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», создавших предпосылки правового регулирования общественных отношений. Эти законы легли в основу формирования нормативной базы национальной миграционной политики. Настоящие законы в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации — России определили правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Законы Российской Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» разрабатывались полтора года, прошли ряд международных экспертиз.
В конце 1992 г. Россия присоединилась к международным соглашениям, в частности, к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года «О статусе беженца». Законы создавались по западным образцам, однако они выражали скорее стремление руководства страны обеспечить международное признание России как цивилизованного европейского государства, чем серьезное намерение создать в стране правовое поле. За принятием очередного закона не следовали соответствующие подзаконные акты исполнительной власти, которые давали бы возможность закону реализоваться на практике. Напротив того, в ряде случаев принятые Правительством во исполнение закона постановления противоречили духу и букве закона.
Отсутствие контроля и полноценной юридической экспертизы местного законотворчества породило поток противозаконных региональных актов, которые вплоть до настоящего времени создают и применяют руководители субъектов федерации и более мелкие представители власти в попытке внести подобие порядка в создавшийся хаос. В ряде регионов местные правила регистрации, в частности, до сих пор находятся в принципиальном противоречии с федеральными. В огромном государстве, которым являлась постсоветская Россия, возникли широкие возможности для развития произвола во всех сферах жизни российского общества.
Неработающее новое законодательство в сочетании со старой практикой волевых решений, в прошлом принимаемых централизованно, а теперь исходящих из разных источников (таких, как местная администрация, ведомства, силовые структуры), привели к тому, что одержало верх «право» криминального мира, в котором человек оказывается абсолютно беззащитным.
И все же, в 1990;е гг. в Российской Федерации была создана достаточно эффективная законодательная база миграционной политики, которая позволила контролировать потоки мигрантов в непростых исторических условиях реформирования общественно-политической системы.
Проведенный в работе анализ процессов социальной адаптации мигрантов показал, что чем больше ощущалась миграционная нагрузка на принимающие территории, тем было сложнее территориальным миграционным органам способствовать адаптации людей вообще и обеспечить их денежными ссудами, в частности.
В работе сделан вывод о том, что значительная часть мигрантов отличалась иждивенческими настроениями. Анализ интервью и повторных обращений переселенцев показал, что существенную роль в этом играют два фактора:
— объявление Россией себя правопреемником СССР, что понимается вынужденными мигрантами достаточно широко;
— интерпретация различных фактов и деятельности органов власти и управления средствами массовой информации. Кроме явного «передергивания» фактов, часто встречалось и неправильное употребление терминов, что дополнительно дезинформировало мигрантов. Например, использование термина «беженец» в прессе в отношении всех категорий мигрантов значительно влияло на завышенность ожиданий мигрантов.
Отсутствие достаточных средств для оказания помощи мигрантам не только снижало возможность оказания им помощи, но и использовалось СМИ для формирования негативного отношения к деятельности Федеральной миграционной службы России, как в среде мигрантов, так и в обществе в целом. Трудоспособная часть мигрантов более лояльно относилась к органам государственной власти и управления, пыталась найти собственные возможности обустройства и с пониманием воспринимала небольшой объем государственной поддержки.
В работе автор отмечает положительные стороны создания системы территориальных органов ФМС России во всех 89 регионах, которые взяли на себя основную практическую работу с мигрантами, а соответственно и взаимодействие с администрацией и территориальными органами других федеральных ведомств. В тех территориях, где миграционным службам удалось достичь понимания в Администрации, вмешательство в решение вопросов и регулирование миграционных потоков на уровне федерального ведомства не требуется. Такая ситуация сложилась в Тамбовской, Новгородской, Тверской областях.
Исследование показало, что в большинстве территорий, где разработаны и действуют региональные миграционные программы, вопросы взаимодействия тоже достаточно отработаны. Обычно один из заместителей Главы администрации курирует вопросы миграции, ряд вопросов обсуждается на заседаниях администрации. Часто в сложных ситуациях руководители администрации территории сами обращаются с просьбами и предложениями в ФМС России. С другой стороны, в некоторых регионах существуют проблемы в решении вопросов регулирования миграционных потоков и оказания помощи мигрантам. Для достижения договоренностей с администрацией и четком определении вклада двух сторон потребовалось перейти к новому механизму взаимодействия подписанию Соглашения между Администрацией субъекта Российской Федерации и ФМС России.
Очевидно, такая форма работы оправдана только в переходный период, в котором сейчас находится Россия. В нормальной системе управления заключение соглашений между ведомствами и субъектами Федерации, учитывая, что их общее число достигает около полутора сотен, будет затруднительным.
В заключительной части работы даны рекомендации автора по дальнейшему развитию миграционной политики. В частности отмечается, что России необходимо учитывать имеющийся зарубежный опыт. Например, западноевропейские страны уже выдвинули ряд предложений, направленных на решение этих проблем. Это — формирование под эгидой ООН системы раннего оповещения о массовой миграции (Норвегия) — создание центра первичного приема беженцев с финансированием их совместно странами Совета Европы (Италия) — использование фонда содействия социальному развитию (действует в рамках ЕС) для помощи странам эмиграции и странам первичного приема иммигрантов (Швейцария) — определение прав иммигрантов в Европе (Франция). Обращает на себя внимание тот факт, что инициативы высказаны европейскими странами, где миграция потребовала выработки новых подходов.
Для Российской Федерации в этих подходах может быть получен опыт прогнозирования возникновения новых факторов эмиграции на основе анализа политического и социально-экономического развития, разработки и совершенствования миграционной политики с целью заключения двусторонних соглашений по всем аспектам рассматриваемых проблем. Это позволило бы более эффективно решать проблемы российских иммигрантов за рубежом.
Решение первоочередных задач в области миграции — упорядочение и контроль за миграционными процессами — в России возможны.
Список литературы
- Законодательные и нормативно-правовые акты.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. М: Известия, 1993. 127 с.
- Новые законы и нормативные акты // Российская газета. 1997.
- О беженцах: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. // Собрание законодательных актов РФ. Вып. V. 1993. — Ст. 425.
- О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 25 февраля 1993 г. // Собрание законодательных актов РФ. 1993. Вып. V. Ст. 427.
- О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996−1997 год // Сборник законодательства РФ. 1996. — Вып. V. — Ст. 5046.
- Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996.
- Собрание законов Российской Федерации, 1995. № 33. Ст. 3340.
- Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 1993−1999.
- Собрание законодательства РФ. 1997. № 4.
- Федеральный закон от 21 апреля 1997 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» // Российская газета. 24 апреля 1997 г.
- Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации
- О Федеральной миграционной программе на 1998 2000 годы. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414-М., 1998.
- Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1990−1993. М.,
- Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП).1993−1999.
- Постановление Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 327 «О Республиканской долговременной программе «Миграция» // Сб. Постановлений Правительства РФ № 221−529, апрель-июнь 1992 г. М., 1992. С. 232−256.
- Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425.
- Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. № 740 «Об утверждении Положения о Министерстве по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 4. Ст. 397.
- Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 17 октября. 2001.1. Документы
- Беженцы: динамика перемещений. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1995.
- Всеобщая декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Антология мировой политической мысли. В 5 тт. Т. 5. Политические документы. М.: Мысль, 1997. — С. 420.
- Вынужденные мигранты: Интеграция и возвращение / Отв. ред. В. А. Тишков. М., 1997.
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 г. М., 2001. С. 108.
- Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г. № 26 (2−1) о разрешительном порядке прописки граждан // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. -1991. № 47. — Ст. 1004.
- Конвенция о статусе беженцев. М., 1994.
- Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // Российская газета от 7 мая 1997 г.
- Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: Республика, 1992.
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 13. М., 1987.
- Материалы XXII съезда КПСС. М&bdquo- 1961. С. 191.
- Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.-С. 456.
- Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и общинное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев. М., 1996. С. 2.
- Федеральная миграционная программа II Российская газета 1996. 20 авг.
- Федеральная миграционная программа на 1998−2000 гг. М., 1999.
- Экономическая политика Правительства России: Документы. Комментарии. М.: Республика, 1992.
- Публикации лидеров государства
- Ельцин Б. Общими силами к подъему России. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 1998. 24 февраля.
- Ельцин Б.Н. Записки президента. М.: «Огонек», 1994. 415 с.
- Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: ACT, 2000.
- Путин В.В. Свой среди чужих // Экономика и жизнь. 2000. № 16.1. Периодические издания
- Аргументы и факты. 1999−2002.
- Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1990−1993.1. Вести. 1995−2001.
- Вестник Парламентской Ассамблеи СНГ. 1993−2000.1. Воронеж. 1998−2002.
- Государство и право. 1992−2000.1. Деловая жизнь. 1992−2002.1. Закон. 1994−2002.1. Законность. 1992−2002.
- Законодательство и экономика. 1995−2000.1. Известия. 1921.
- Информационный бюллетень ФМС России. 1997. Источник. 1996−2000. Коммерсант. 1997−1999.
- Компас беженца и вынужденного переселенца. 1995−2000.
- Комсомольская правда. 1994−2000.
- Международная жизнь. 1995−2001.
- Московские новости. 1993−2001.
- Московский комсомолец. 1996−2000.
- Налоговый вестник. 1999−2002.
- Независимая газета. 1992−20 021. Новое время. 2001.
- Новости недели. 1997−2001.
- Финансы и статистика. 1995−2001.
- ФМС России. Информационно-аналитический бюллетень. 1995. Человек и закон. 1990−2000. Экономика. 1995−2000.
- Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М.: Республика, 1995.-657 с.
- Программа углубления экономических реформ в России. М.: Республика, 1992. 63 с.
- Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994−2000.
- Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М.: Госкомстат, 1999.416 с.
- Сборник статистических материалов, 1990. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Строгий надзор налоговых служб. Что и как проверяют налоговая инспекция и налоговая полиция. Законодательные и нормативные документы, разъяснения, рекомендации // Российская газета. 1996.
- Судебная статистика: преступность и судимость. М., 2002. с. 15. Уровень нашей жизни в 1913—1993 гг. Аналитический справочник / Сост. В. М. Уралов. М.: Б.и., 1995.1. Архивы
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)1. ГАРФ. Ф. 428. Оп. 3.1. ГАРФ. Ф. 4372. Оп. 66.1. ГАРФ. Ф. А-408. On. 1.1. ГАРФ. Ф. А-409. On. 1.1. ГАРФ. Ф. А-605. On. 1.
- Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)1. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162.1. РГАСПИ. Ф.17. Оп.141.
- Текущий архив Федеральной миграционной службы Российской Федерации. (Текущий архив ФМС)
- Текущий архив ФМС. 1995. Д. 2. Т. 3.1. Текущий архив ФМС. 1997.1. ПД «Мемориал». Ф. 103.
- Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1990.
- Азиатская Россия. Т. 1. СПб., 1914.
- Айрапетов B.C. Социальная адаптация вынужденных мигрантов / Вестник РАН. Т.63. 1993. № 10. С. 883.
- Александров Ю.Т. Средняя Азия: проблемы стратегии развития // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. 1. С. 175.
- Алексеев А.И., Карачурина Л. Б. Вынужденные мигранты и территориальные общности в России. М., 1991. С. 14.
- Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 1998. С. 73.
- Андреас Каппелер. Россия многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 1997. С. 275.
- Архипов Ю.А. Беженцы из-за пределов бывшего СССР новая проблема для России. // Миграционная ситуация в России: социальнополитические аспекты. Программа по исследованию миграции. Вып.4. М., 1994.
- Ашурбеков Т. Прокурорский надзор и национально-государственные интересы России // Законность. 2002. № 3.
- Базанов В.А. Миграционная политика и демографические перспективы России. М., 1998. С. 56.
- Бакаев П. Размышление о геноциде. Элиста. 1992. С. 86.
- Баранов Э.Ф., Бреев Б. Д. Система территориального планирования развития производственных сил и проблемы планирования миграции населения. Материалы Всесоюзной конференции. Таллин, 1967.
- Барсенков А.В. Русский народ в межнациональных отношениях (к преодолению стереотипов) // Вестник МГУ. 1991. № 5. С. 78.
- Батиев JL Проблемы федерализма на Северном Кавказе. Ростов, Ростовский государственный университет, 1998.
- Билсборроу Р.Е., Хьюго Г., Обераи А. С. Статистика международной миграции: Рекомендации по совершенствованию сбора данных. М., 1999. С.53−54.
- Бобков Ф. КГБ и власть. М., 1995. С. 300−301.
- Бобырев В.Н. Кадровая политика РФ. // Вечерняя Москва. 7 декабря. 1999.
- Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых методов. М., 1988. С. 134−135.
- Брук С.И., Кабузан В. М. Миграционные процессы в России и СССР. М., 1991.
- Бугай Н.Ф. «Настоящим докладываем, на основе указаний депортируются.» // Страницы башкирской истории: Новые факты, взгляды, оценки. Уфа, 1991.
- Бугай Н.Ф. «По сведениям НКВД были переселены.». Киев, 1992.
- Бугай Н.Ф., Гонов А. М. Кавказ: народы в эшелонах (20 60-е годы). М.: Инсар, 1998. 365 с.
- Будыко М.И. Миграции населения в эпоху глобализации. М.: Мысль, 1997.
- Бухарин Н. Революция и культура. Статьи и выступления 1923 -1936 годов. М., 1993. С. 104−110.
- Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция / Под ред. Ж. Зайончковкой. М.: Ин-т народнохоз. прогнозирования. Лаб. миграции населения, 1992. С. 115.
- В России обсуждают феномен Казахстана: Демократизация страны экономическая, социальная и политическая потребность // Независимая газета. 1998. — 25 февраля.
- Васильева Т. Россия и соотечественники- приоритеты и политика И Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 1. С. 36.
- Вдовин А.И. Нация как согражданство (Историко-политические проблемы) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1994. № 4. С. 19.
- Вдовин А.И. Российская нация (к нынешним спорам вокруг национальной идеи) // Кентавр. 1995. № 3. — С. 5.
- Вдовин А.И. Этнополитика в контексте новой государственности //Кентавр. 1994. № 1. — С.6.
- Виссарионов А. Особенности государственного регулирования переходной экономики и социальных отношений // Проблемы теории и практики управления. 1996, № 6.
- Витковская Г. С. Вынужденная миграция: Проблемы и перспективы М&bdquo- 1993.
- Витковская Г. С., Кочарян А. В. Вынужденные миграции как социальная проблема / Миграция населения. М., 1992.С. 101−115.
- Вишневский А., Зайончковская Ж. Волны миграции. Новая ситуация// Свободная мысль. 1992. № 1, 2. — С. 4−5.
- Вишневский А.Г. О показателе истинной интенсивности миграции / Статистика миграции населения. М., 1973.
- Вол ох В. А. Миграционная политика РФ на современном этапе. Доклад. М., Учебно-методический центр, 1996. С. 7−15.
- Вопросы трудовых ресурсов в районах Сибири. Новосибирск, 1961.
- Воробьева О.Д. Миграционная политика и ее реализация // Народонаселение. 2000. № 4. — С. 74.
- Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель. Налогоплателы-цик. Государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М. 1998.
- Голиков Н.Ф., Седловский А. И. Социально-экономические аспекты сельского расселения в Казахстане. Кайнар, 1981.
- Голоса крестьян: Сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / Сост. Е. М. Ковалев. М., 1996.
- Гольдин Г. Г. Политические и правовые аспекты миграции в современной России // Советское право. 2000. — № 6. — С. 28−31.
- Гольдин Г. Г. Фонд «Соотечественники». // Политика. № 4. 1998.1. С. 5.
- Гонтмахер Е. Центростремительное ускорение // Поиск. 1989. № 17. — С. 24.
- Горелик А.С. Шишко И В. Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998.
- Горобец В.Д. Правовая реформа в Российской Федерации. Дисс. к.ю.н.М., 1992.
- Госпорян А.С. Социальные аспекты миграционной политики в РФ (1986−1997): историко-социологический анализ. Дисс. к.и.н. М.: МГСУ, 1997.
- Григорьев К. Перекаты судьбы. М., 1994. -С. 126−128.
- Гуляев А. Силовые структуры и коммерческие организации // Закон. 2001. № 9.
- Гуляшко В.А. Российская государственность: становление и развитие (первая половина 90-х гг.). Дисс. к.и.н. М., 1996.
- Гуторов С.В. трансформация политической системы Российской Федерации: опыт и проблемы (конец 80-х первая половина 90-х гг.). Дисс. к.и.н. М., 1996,
- Джунусов М.С. Буржуазный национализм: принципы критики. -М.: Наука, 1986, С. 211.
- Дзюба И.М. И ничего не скрывая // Советская культура. 1990. 28июля.
- Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной политики. Этнополитический очерк. СПб., 1995. С. 46.
- Дощицин Ю.П., Лапин Н. Н. Вынужденные переселенцы в крупном промышленном городе Сибири// Социс. 1995. С. 96−99.
- Дубова Н.А., Комарова О. Д. Демографическая структура и принятие решения о выезде // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. — С. 88.
- Еремин В. Великий исход // Неделя. Специальный выпуск. 1994.
- Еськов Г. С. Твои права, человек. М., 1995.
- Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия. М.,
- Зайончковская Ж. Исторические корни миграционной ситуации в Средней Азии // Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. М., 1996. С. 57.
- Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М., 1991. С. 92.
- Зайончковская Ж.А. Миграционные процессы после распада СССР. Вып. V. М., 1994. С. 3.
- Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития: «Круглый стол» // Государство и право. 1992. № 10.
- Заславская Т.И. Кадровая политика партии и правительства в Сибири в годы индустриализации. М., 1978.
- Злотина JI.B., Кочуров В. И. Степень напряженности миграционной ситуации в различных районах России // Вестник МГУ. 1994. № 5.
- Зубко М. Возьмет ли на себя Европа коллективную ответственность за помощь беженцам? И Московские новости. 1992. 16 марта.
- Ильинский Г. Г. Социальный облик современного мигранта // Слово. № 2. 1999.
- Ильюшковский С.В. Проблемы развития регионов в условиях развитого социализма. Челябинск, 1978. С. 211.
- Ионцев В. А Иностранные рабочие в России // Экономика и жизнь. 1997. № 7. С. 27.
- Ионцев В.А. Проблема «утечки мозгов» в России (методологические аспекты изучения) // Вестник МГУ. Экономика. 1996. № 5. — С. 5463.
- Исаев А.К. Миграция населения в СССР: опыт и уроки. М., 1972.
- Исследования постсоветской этничности // Независимая газета. -1998. 19 февраля.
- Каппелер Андреас. Россия — многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 1997. С. 284.
- Каржихина Т.П. Советское государство и его учреждения. М., 1995.-С. 201 -202.
- Кашироков З.К. Северный Кавказ в контексте российского федерализма. Политико-правовой аспект // Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 4.
- Квартплата и зарплата//Российская газета 30 апреля 1997 г. С. 1023.
- Козлов А.И. Возрождение и упадок российской экономики: история и современность (эволюция, политика, теория). Ростов-н/Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1995.
- Козлов В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. № 2.
- Козырев Ю.Н. Демографическое развитие гипотезы и перспективы. — М., 1973. — С. 76.
- Кологанов В.А. Проблемы миграции и эмиграции. М., 1991.
- Коржаков А.В. Борис Ельцин: От рассвета до заката. М.: Интер-бук, 1997. 480 с.
- Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. декабрь 1991 г. М&bdquo- 1995. С. 215.
- Король JI.B., Шабанова М. А. Из села в город. М., 1968.
- Корюшкин А.В. Решение проблемы роста населения в условиях социализма. М, 1981.
- Косолалов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология // МЭ и МО, 1995. С. 10.
- Котикова Е.И. Социально-философские проблемы миграции населения. Дис. к.ф.н. Ставрополь, 1997. С. 64.
- Котляр А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд. 1996. № 15. С. 9.
- Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани и Н И. Лапина. М&bdquo- 1989 С. 159.
- Криминальный режим. Чечня, 1995 г.: Факты, документы, свидетельства. М., 1995.
- Крымско-татарское национальное движение. Т.2. М. 1992. С. 51.
- Курамин В.П. Российский Север: современная ситуация и приоритеты государственной политики // Социс. № 7. М., 1994.
- Лебедева М. В России уже 611 220 беженцев. Сколько будет завтра? // Известия. 1994. 26 февраля.
- Лебедева Н.М. Психологические проблемы миграции из «нового зарубежья» // Российская диаспора и проблемы недобровольной миграции на постсоветском пространстве: Вестник. М., 1997. С. 60.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 27. С. 256.
- Мартынов К.И. Национальные конфликты в России: история и современность // Социс. № 3. 1999. С. 17.
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы российского федерализма» // Российская газета, 1998.14 февраля.
- Материалы научно-практической конференции, пос. Тульский. 7 июня 1997 года. Майкоп, 1997.
- Мациевский Г. О. Возрождение политической жизни Кубанского казачества (конец 1980-х 1990-е гг.). М., 2002. С. 67.
- Методологические аспекты исследования массовых миграций населения. М.: Наука, 1995.
- Мигранты жертвы войн и других бедствии // Беженцы. 1995. С. 3.
- Миграционные проблемы и пути их решения. Учебно-методическое пособие. М., ФМС, 1994.
- Миграционные процессы в Самарской области // Этнос и культура. 1996. -№ 1.С.40.
- Миграционные процессы после распада СССР. М., 1994. Миграция в России: прошлое и современность. М., 1998. С. 56. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1995. С. 76.
- Миграция: бедствие или благо? Материалы круглого стола по проблемам миграции в России. М., 3 апреля 1996 г. С. 14.
- Митрохин К. А. Историография государственной переписи населения в России. СПб, 2001. С. 43.
- Михайлов Б. Люмпенизация населения как предпосылка социальной напряженности, конфликтности в обществе и как угроза безопасности России (общий взгляд на проблему) // Политика. 1996. № 4. С. 2021.
- Млечин J1.M. Формула власти: От Ельцина к Путину. М., 2000. Моисеенко В. М. Этапы колонизации и переселения народов. М., 1923.
- Морозова Г. Ф. Влияние миграции на формирование рынка труда / Социологические исследования. 1993. — № 5. — С. 92. Население и кризисы. Вып. 2. М., 1996. — С. 35,48. Население России. 1996. // Под ред. А. Г. Вишневского. М., 1997. -С, 136.
- Национальная доктрина России: (Проблемы и приоритеты) / РАУ-корпорация. М.: Обозреватель, 1994.
- Национальная политика России. История и современность. М., 1997.-С. 343.
- Национально культурные автономии и объединения. Т. 1. Антология. М., 1995. — С.224.
- Национальные отношения и этнические конфликты (из обзора зарубежной печати). М., 1993. С. 87.
- Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Купчинский. -Мюнхен: Сучаснисть. 1975. С. 12−415.
- Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс. 1978. С. 126−128.
- Никитин Н.И. К вопросу о социально-экономических причинах миграции населения // История СССР. 1976. № 4. С. 167−177.
- Новак М. Дух демократического капитализма. Минск: Лучи Софии, 1997. 455 с.
- Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения России и их экономическое значение. М., СПб.: Репрография ГИПП, 1994.-С. 21.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1972. — С. 322.
- Осипов Г. С. Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997.
- Переселенцы. Чьи они? // Российская Федерация сегодня. 2001. -№ 3. — С.85.
- Повышение пенсионного возраста в России не предусмотрено // Независимая газета. 1998. — 19 февраля.
- Поздняков Э. А, Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994.-С. 17−42
- Разуваева Н. И Экономическая политика КПСС в 60-е первой половины 80-х родов: противоречия и трудности развития. // Вопросы истории КПСС. 1988. № 9. С. 134.
- Реформы в России 1985−1995 гг. М., 1997.
- Риммер В. Беженцам Кубань сочувствует, но всех принять не может// Российская Федерация. 1995. № 15. С. 33.
- Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Ч. I. М., 1993. С. 70.
- Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Часть II. М., 1993. -С. 241.
- Россия: Новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1997 года. М.: Республика, 1997. 367 с.
- Русские в Казахстане. М., 1995.
- Рыбаковский Л. Центральная Азия и Россия: Межгосударственный миграционный обмен // Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. М., 1996. С. 71.
- Рыбаковский Л.Л. Исследования миграции населения России. М., 2000. — С. 81−83.
- Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987.
- Рыбаковский Л.Л., Нелегальная миграция в приграничных районах Дальнего востока: история, современность и последствия. М., 1994.
- Северный Кавказ в составе России: история и современность. Материалы научной конференции. Нальчик, 1993.
- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995. С. 478.
- Силин И.Л. Миграции сельского населения в условиях социализма. М&bdquo- 1927.
- Силин С.Е. Массовые миграции как современное социально-политическое явление. М., 1994.
- Скворцов Н. Г. Этничность и трансформационные процессы // Эт-ничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб., С. 20.
- Скоробогатько О., Мкртчян Н., Мишина Е. О социальном самочувствии вынужденных мигрантов'// Человек и труд. 1996. № 4. С.24−25.
- Советский народ-строитель коммунизма. М., 1981. — С. 300.
- Современная миграция. 2000. — № 1. — С. 32.
- Современная политическая история России (1985−1998 годы). Т.1. М&bdquo- 1999.
- Современное состояние и перспективы развития научного знания. М., 1997.С.50−56.
- Согрин В. Политическая история современной России, 1985−1994: От Горбачева до Ельцина. М., 1994.
- Соловей В.Д. Русский национализм и власть в эпоху Горбачева // •Межнациональные отношения в России и СНГ. Семинар Московского центра Карнеги. М., 1994. С. 48.
- Социальная защита человека: региональные модели. М., 1995.
- Социальная и социально-политическая Ситуация в России в первой половине 1997 года. М., 1997. С. 32.
- Социальное развитие Южных регионов России: современное состояние и перспективы. М.: «Союз», 1998.
- Социальные и духовные процессы. XX век I Историография проблемы. М., 1999.
- Социальные факторы и особенности миграции населения СССР. Под ред. Л. Л. Рыбаковского, В .Я. Чуракова. М., 1978.
- Станиславский А.Л. Партийное руководство расстановкой производственных кадров в 70-е гг. XX в. Дис. д-ра ист. наук. М., 1984.
- Старостин В.А. Маргиналы или что с нами происходит? // Земля. № 5. 1999. С. 54.
- Степанов В.В., Сусоколов А. А. Русские ближнего зарубежья. Проблемы адаптации в российской деревне // Российский этнограф. 1993. -№ 9. С. 30−35,
- Страницы истории Дальнего Востока. М.: «Колос», 1992. С. 191.
- Субботина И.А. Русские: миграционные процессы накануне и после распада СССР. М., 1995.
- Судоплатов А.П., Малаха И. А. Внешние миграционные процессы в приграничных районах России // Реформы: вчера, сегодня, завтра. -2000. № 10. — С. 84−92.
- Судьба греков в СССР // Наше общее дело. Мюнхен. 1963. № 2. С. 4.
- Сулемов В.А. Механизм кадрового обеспечения государственной службы. М., 1997.
- Султанов К. Новый самообман? О пределах этноцентризма в полиэтническом обществе // Власть, 1997. № 9. С. 34.
- Суриков А.Е. Социальные процессы и радикальная экономическая реформа в России. М., 1993.
- Сухопаров А. Советские мусульмане: между прошлый и будущим //ОНС. 1991. № 6. С. 117.
- Сушков В.Н. Миграция населения в демографических процессах Воронежской области. Воронеж, 2000. — С. 17−19.
- Так это было. Национальные репрессии в СССР 1919−1952 гг. Т. 3. С. 106−107.
- Тихомиров У.Т. Статистические методы анализа воспроизводства населения. М., 1984. С. 145.
- Тишков В. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4.
- Тишков В.А. Национальность коммунист? (Этнополитический анализ КПСС) // Полис. -1991. № 2. С. 32−43.
- Тишков В.А. Основные направления российской политики по отношению к мигрантам и соотечественникам за рубежом. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. С. 45.
- Турчинский Б.В., Козлов С. А. Рост населения и миграция на Северном Кавказе в первой половине XX вв. // Советская этнография. 1970. № 5. С. 50−55.
- Удоденко А. А. Социология Северокавказского региона показатели и критерии. Краснодар, 1992.
- Филиппов Н.Н., Суков В. А. Проблемы формирования трудовых ресурсов села. Вып. 4. Свердловск: Ин-тнар. хоз-ва, 1972. С. 107.
- Филиппова Е. Привлекательные «за» и отталкивающие «против» // Компас беженца и вынужденного переселенца. М.: Ин-т проблем гуманизма и милосердия, 1995. С. 68.
- Хитров В.К., Глушкова В. Г. Актуальные вопросы демографического развития Москвы. М., 1991.
- Хомра А.У. Воспроизводство населения (территориально-организационный аспект). Киев, 1990. С. 77.
- Хомра А.У. Миграция населения: вопросы теории, методики исследования. Киев, 1979.
- Чапек В.Н. Концепция развития агропромышленного комплекса страны. М., 1973. С. 21.
- Чекалин А.Н. Темнее всего перед рассветом: Россия (СССР) Запад: идейные и экономические битвы цивилизаций накануне 2000 года. М., 1999.
- Чернявская С.А. Управление процессом миграции населения в 1990-е гг. Хабаровск, 1993.
- Численность и состав населения СССР. М., 1984. С. 126.
- Шамба Т.М. Проблемы реформы законодательства в субъектах Российской Федерации // Правовая реформа в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1999. С. 21.
- Шаповалова Я.В. Организационно-правовые основы возрождения российского казачества в постсоветское время. Дис. к.юр.н. Краснодар, 2000.
- Шашкова О. Чужие среди своих // Российская Федерация. 1995.9.
- Шишкин С. Экономический анализ результатов социологического мониторинга расходов населения России на медицинские услуги и лекарства. М., 1999.
- Шмычкова Т.В. Роль государственной миграционной службы в реализации миграционной политики. М., 1998. С. 165.
- Этнические конфликты в СССР. Причины, особенности, проблемы изучения. М., 1995. С. 59.
- Юрченко В.М. Геополитические аспекты конфликтности северокавказского региона // Человек и общество: Материалы международной научно-практической конференции. Спб., 1997. С. 148.
- Ягодин С. Миграция в России: реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в субъектах Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 3. С. 14.
- Migrants, refuges et cooperatiowle. Geneve, 1994. P. 23−28.420
- Straubhaar Т. Allocational and Distributional Aspects of Future Immigration to the Western Europe. International Migration Review, 1992. TitmaM. Migration. P., 1997. p. 8.
- World Refugee Survey. II.N. 1995- Migration and development, Vol. XXX ¾, 1992.