Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Кавказский горский менталитет в изображении русской литературы XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее глубоко и правдиво горский менталитет изображен в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Горский духовный мир полон противоречий, борьбы мотивов, в нем нет ни тени романтики и экзотики. Горцы покоряют Толстого своей неуемной первозданной жизненной силой и непосредственностью (Хаджи-Мурат, Хан-Магома, Ханефи и др.), в них нет рациональности и духа разложения, свойственных многим героям… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Политико-идеологический и художественный аспект проблемы
    • 1. 1. Столкновение разных типов культур на Кавказе и его художественное отражение в русской литературе XIX века
    • 1. 2. Русский и кавказский национальные характеры в историко-литературном и мифопоэтическом контексте
  • ГЛАВА II. Горский менталитет в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
    • 2. 1. Преодоление мифов: особенности восприятия горского характера Л.Н. Толстым
    • 2. 2. Речевые особенности горцев в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
    • 2. 3. Невербальные средства общения как способ изображения горского менталитета
    • 2. 4. Особенности горского этикета в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»
  • ГЛАВА III. Художественно-эстетические средства изображения горского менталитета в русской литературе XIX века
    • 3. 1. Идея судьбы в ментальном сознании горцев Кавказа
    • 3. 2. Горский фольклор как средство изображения мироощущения горцев
    • 3. 3. Горы и родной дом как символы духовного существования горцев в творчестве А.А. Бестужева-Марлинского, М. Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого

Кавказский горский менталитет в изображении русской литературы XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена недостаточной изученностью данной темы, изобилием всякого рода историко-культурных, литературных и политических мифов вокруг понятия «кавказский горский характер».

Если русский менталитет исследовался достаточно серьезно и глубоко русскими поэтами и писателями А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Н. А. Некрасовым, JI.H. Толстым, Ф. М. Достоевским, философами Н. А. Бердяевым, B.C. Соловьевым, Н. О. Лосским и другими учеными, горский менталитет все еще является объектом околонаучных псевдолитературных домыслов. Правда, эпизодически выходят работы, анализирующие отдельные стороны горского менталитета, но многие из них носят публицистический характер и не затрагивают глубинную сущность проблемы. Главными недостатками исследований по горскому менталитету являются совершенная некритичность по отношению к горскому национальному характеру, односторонность видения вопроса, абстрактность, увлечение экзотической, внешней стороной жизни и быта горцев.

Мироощущение горцев, основанное на принципах общинной философии и трибализма (стремление превозносить «свое», отторжение «чужого», тухумность, клановость и т. д.), чрезвычайно консервативно и сохраняет устойчивость до сих пор. Время зачастую не властно над архаикой поведения, и мы должны изучить причины негибкости горского менталитета, его положительные стороны и опасные крайности для того, чтобы вовремя оценить и адекватно ответить на вопросы, вызванные незнанием национального характера горцев.

В нашей многонациональной России изучение менталитета каждого народа важно, ибо от знания особенностей поведения, культуры, обычаев и традиций зависит взаимопонимание и дружба, сосуществование в рамках единого государства. Глубокое изучение национальных характеров и исторический опыт толерантности остановили бы в России расцвет ксенофобии, наступление национализма и фашизма, решили бы многие национально-территориальные и культурно-исторические проблемы, потому что именно нежелание современного человека знать чужое рождает национальные конфликты, создавая постоянное напряжение в России.

Самое глубокое художественное исследование горского характера принадлежит русской литературе XIX (в первую очередь Л. Толстому), поэтому возникает необходимость вновь вернуться к образам горцев в русской классической литературе и дать объективную оценку горского менталитета, опираясь на художественный опыт Л.II. Толстого.

Кроме того, давно назрела необходимость освобождения горского менталитета от квазиисторических мифов, штампов и стереотипов и самокритично оценить проблему.

Проблема кавказского менталитета получает еще большую актуальность в свете тех ложных устойчивых представлений об азиатской душе, ее природной агрессивности и деструктивности, которые муссируются и сейчас.

Объектом исследования являются художественные, публицистические и эпистолярные произведения русской литературы XIX века, посвященные изображению жизни, быту и традициям кавказских горцев.

В частности, это «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур», «Письма из Дагестана», «Рассказ офицера, бывшего в плену у горцев» А.А. Бестужева-Марлинского, поэмы М. Ю. Лермонтова «Измаил-Бей», «Хаджи-Абрек», «Беглец», роман «Герой нашего времени», поэма А. Шишкова «Дагестанская узница», повесть Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

Предметом исследования является кавказский горский менталитет, изображенный русскими писателями и поэтами XIX в., анализ различных факторов, формирующих менталитет (горский фольклор, мифология, влияние ландшафта на горский характер, представления горцев о судьбе, кровная месть, религия и этикет).

Степень изученности темы. Проблема менталитета стала объектом изучения разных наук — психологии, литературоведения, истории, культурологии, этнографии и т. д., но все же, несмотря на широкое обсуждение и попытки исследовать сущность самого понятия «менталитет» вопрос еще остается открытым. Сохраняется неопределенность и в определении факторов, влияющих на формирование менталитета, поэтому необходимо выяснить какие же структурные элементы в менталитете считаются важными в современной науке, а потом проанализировать сущность кавказского горского менталитета.

Что же такое менталитет, ментальность? «Менталитет, ментальность (от лат, — mens-ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное». [108. 17−18].

Одной из составляющих менталитета по мнению многих ученых, являются и культурные архетипы, поэтому в нашем исследовании обращается внимание и на это понятие.

Архетипы — это первичные образы, прасимволы сознания, глубинные, устойчивые и неосознанные установки на поведение человека". [146. С. 86] В них отражаются представления народа о жизни, смерти, о мире.

Если в России размышления о собственной идентичности начинаются с «Философического письма» П. Я. Чаадаева, то относительно Кавказа роль такого письма сыграла поэма А. С. Пушкина «Кавказский пленник», где впервые изображен кавказский горский характер, который предстает перед нами в бранных тревогах, жестоких набегах, однако эти традиционные представления сочетаются у поэта с описанием простоты горцев, их верности, любви к свободе и гостеприимстве. Когда речь идет о кавказском горском менталитете, имеются в виду наиболее общие социально-исторические и психологические ориентиры, свойственные кавказским горцам, которые отличаются от равнинных жителей Кавказа своеобразным мироощущением.

Родство душ есть ключевая сила менталитета. «Народы — это языковые, не политические и не зоологические единства, но единства душевные» [135. С. 172]. Особенно ярко менталитет народа проявляется во время обостренного чувства самосознания (например, менталитет горцев во время Кавказской войны).

По мнению ученого JI.H. Пушкарева, «мышление — это познание мира, а менталитет — манера мышления, его склад, его особенности, его своеобразие». [100. С. 159] Эту же мысль подтверждает и Г. Д. Гачев: «Внутри логики обнаружить национальные различия не удается» [30. С. 25]. В этом смысле многие ученые считают образное начало важным моментом менталитета. Очень глубокие, интересные мысли были высказаны на «круглом столе» по теме «Российская ментальность» («Вопросы философии», 1994, № 1), но ученые И. К. Пантин, А. С. Панарин, Г. Д. Гачев, В. К. Кантор и другие признали большую неопределенность, что же понимается под менталитетом, ментальностью. В частности, А. П. Огурцов высказывал сомнения, что менталитет «то ли дорефлекторный слой сознания, то ли социокультурный автоматизм сознания индивидов и групп» [93. С. 51].

В 1995 г. в журнале «Отечественная история» вышла обстоятельная статья JI.H. Пушкарева «Что такое менталитет», в которой автор пытается анализировать базовые составляющие менталитета.

Уникальны очерки дагестанского журналиста Максуда Алиханова «В горах Дагестана». Ценность его книги в том, что взглянул на духовный мир и быт горцев не глазами туриста, а изнутри — блестящего знатока горской души. Он очень самокритичен к горскому характеру.

Русская литература XIX века, изображая горский менталитет, старалась воспроизвести горский дух через речь, фольклор, традиции, мифологию, религию и т. д., поэтому в нашем исследовании этим фактором уделено большое внимание. Поступки героев — горцев в русской литературе XIX века чаще всего инициировались кровной местью, властью традиций, религиозным фанатизмом, верой в судьбу, стремлением к свободе, что является отчасти верным, но упрощает духовный мир горца, реальную борьбу мотивов в его поведении. Несмотря на доступные сильные художественные результаты в изображении горского менталитета, в русской литературе XIX века (до Толстого) зачастую образы горцев носили функциональный характер, т. е. выпячивалась какая-нибудь идея в мотивировке поведения (например, Хаджи-Абрек в поэме Лермонтова олицетворяет идею мести), что снижало художественно-эстетический уровень изображения горской души.

Важное значение в горском поведении играл этикет. Нормы горского этикета рассматриваются в книге «Кавказ и Лев Толстой» (1928 г.) под редакцией Л. П. Семенова. Он в своей статье «Элементы народного общественного сознания вайнахов» акцентирует внимание на понятии «бекх» (вина) перед гостем, но автор слишком увлекся вайнахскими элементами и не рассматривает горский этикет в целом. Заслуживает внимание и статья А. С. Мельгасовой из этого сборника «Восточная лексика в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат», в которой автор исследует специфику восточных лексем, их этимологию, но подобный анализ Мельгасова не связывает с мироощущением народа, ее интересует только лингвистический аспект.

Ценным источником изучения жизни, быта, духовного мира горцев является «Сборник сведений о кавказских горцах», изданный в 1868 в Тифлисе. Среди научной литературы, посвященной теме «кавказский горский характер в русской литературе» выделяется труд дагестанского ученого Р. Ф. Юсуфова «Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в.» (1964 г.), в котором исследуется горские образы в творчестве А. А. Бестужева — Марлинского, А. С. Грибоедова, А. Н. Полежаева, В. И. Даля. В книге проводится мысль о необходимости осознания связи между характерами горцев и культурно-исторической средой. Р. Ф. Юсуфову принадлежит основательная работа «Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры» (М., Наука, 1970 г.), в которой рассматриваются некоторые аспекты изображения национального характера горцев в свете эволюции романтического метода русских поэтов и писателей XIX века.

Все значащие детали горского этикета из повести «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого получают полное подтверждение в книге дагестанского этнографа С. А. Лугуева в его книге «Культура поведения и этикет дагестанцев XIXначала XX века» (Махачкала, 2006 г.). В ней всесторонне анализируются культура поведения, горский этикет, специфика речевого общения горцев в разных ситуациях. Большое внимание автор уделяет проксемическому поведению горцев (пространственному расположению участников общения), занимающему важное место в горском этикете.

Проблема изображения горского национального характера в русской литературе XIX века рассматривается в книге ученого Г. Г. Ханмурзаева «Дагестанская тема в русской литературе XIX века» (Махачкала, 1982 г.). В книге акцентируется внимание читателя на элементах горского этикета, речи горцев, фольклорных песнях, но эти элементы не анализируются обстоятельно. В другом своем исследовании «Русские писатели XIX в. о Дагестане» (Махачкала, 1988 г.), Г. Г. Ханмурзаев анализирует проблему романтического героя в русской литературе XIX века о горцах. Автор убедительно доказывает, что просветительские взгляды на природу горцев не сумели преодолеть ни Пушкин, ни Бестужев-Марлинский, ни Шишков. Отмечается в книге и то, что образы горцев у Бестужева-Марлинского более сложны и менее идеализированы.

Очень глубоко и оригинально исследуются вопросы русского и кавказского менталитетов в монографии З. Н. Акавова и JI.A. Эмировой «Кавказская проза А.А. Бестужева-Марлинского: проблемы русского менталитета в евразийском диалоге культур». (Махачкала, 2004 г.).

Авторы исследуют русский и кавказский национальные характеры не только с литературоведческой, но и с философской точки зрения, показывая национальные характеры в контексте диалога разных культур.

Очень интересными представляются мысли авторов о столкновении культур и его последствиях для героев-горцев, которые оказались на грани двух стихий, двух миров (Аммалат-Бек), об азиатской и европейской легендах (Мулла—Hyp и Ермолов), размышления о причинах горских набегов.

Интересные мысли высказаны в книге Виноградова И. И. «Духовные искания русской классики». Автор не соглашается с общепринятой в литературоведении точкой зрения на характер Хаджи-Мурата как на естественно — стихийный, природный и проводит мысль о том, что в поступках, поведении Хаджи-Мурата есть рационализм, логика, и что он поступает согласно этическим и традиционным нормам своего народа.

В.В. Вересаев в своей книге «Живая жизнь» придерживается другой точки зрения на характер Хаджи-Мурата, Наташи Ростовой и др. акцентируя внимание читателя на том, что характеры, подобные Хаджи-Мурату, Наташе Ростовой, тем и симпатичны Толстому, что они именно полны жизненной энергии, стихийности, бессознательной воли к жизни. Вересаев связывает этот избыток силы жизни в толстовских героях с дионисийским началом в человеке, опираясь на идеи немецкого философа Ф. Ницше.

Вызывают интерес книги известного литературоведа В. Д. Днепрова «Идеи времени и формы времени» (1980 г.) и «Искусство человековедения. Из художественного опыта Льва Толстого» (1985 г.), в которых автор обращает внимание на символику цвета и архитектонику тела при описании горских персонажей Львом толстым.

Одним из источников нашего исследования послужили также материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен» (ДГПУ, 2008 г.).

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые комплексно исследуется кавказский горский менталитет в изображении русской литературы XIX века, т. е. с точки зрения многих факторов, формирующих менталитет: фольклора, мифологии, религиозных верований, представлений горцев о жизни и смерти, судьбе, роли горного ландшафта в духовном и социальном мире горцев, этикета и т. д.

В работе подробно анализируются представления горцев о судьбе в изображении русской литературы XIX века, роль судьбоносных представлений в горском сознании и поведении, включая наше время.

В диссертации обстоятельно рассматриваются особенности горского восприятия мира (главным образом в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»), в котором доминируют мифопоэтические элементы, анализируется толстовское восприятие горского характера в аспекте познания мира сердцем, а не рассудком, сила реализма Толстого в изображении горской души, анализируются понятия «звериность», «естественный» характер по отношению к горцам.

В исследовании важное место отводится анализу роли фольклорных песен, образов и представлений в духовном мире горцев в русской литературе XIX века (в частности, в повести «Хаджи-Мурат»), их влиянию на горский национальный характер. Большое внимание уделено анализу «смертных песен» горцев, которые использовались русскими поэтами и писателями для изображения горского духовного мира. Устанавливается, что в «смертных песнях» в наивно-эпической форме отразилось мироощущение народа, его представления о жизненных ценностях.

В литературоведческой науке до сих пор определенное внимание обращалось на роль мимики, жестов, интонации в изображении горского менталитета, но подобные высказывания носили фрагментарный характер. Поэтому в нашей работе подвергаются тщательному анализу роль невербальных средств общения (мимики, жестов, интонации, молчания и т. д.) в поведении, коммуникативной культуре горцев в повести JI.H. Толстого «Хаджи-Мурат». Выделены особо и проанализированы специфические для горцев невербальные средства общения.

В исследовании описание гор в русской литературе XIX века рассматривается в ином аспекте, чем в традиционном литературоведении: горы проанализированы нами как сакральный объект и важный духовный фактор горской жизни, один из главных архетипов их существования, имеющий большое влияние на духовный мир горцев.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ изображения кавказского горского менталитета в русской литературе XIX в.

Раскрытие поставленной цели предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:

— провести анализ особенностей романтического изображения горского национального характера в творчестве А. А. Бестужева-Марли некого, Лермонтова;

— определить причины мифологизации и романтизации кавказского менталитета;

— анализ горских образов и горского этикета в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат»;

— обосновать ложность псевдоисторического подхода к горскому характеру в некоторых произведениях русской литературы XIX в.;

— выявить горские представления о судьбе в русской литературе XIX в.;

— сопоставить русский и кавказский национальный характеры в историко-литературном и мифопоэтическом контексте;

— выявить эволюцию художественно-эстетического восприятия и изображения кавказского горского менталитета в русской литературе XIX века.

Методология и методы исследования. Теоретико-методической основой нашей работы послужили идеи российской и зарубежной философской эстетики и филологии, изложенные в работах известных ученых — Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, В. Д. Днепрова, В. Ф. Асмуса, С. Н. Булгакова, В. П. Горана, В. К. Кантора, Ю. М. Лотмана, К. Г. Юнга.

Конкретный анализ сущности и структурных особенностей кавказского горского менталитета опирается на труды литературоведов Р. Ф. Юсуфова, З. Н. Акавова, Л. А. Эмировой, Г. Г. Ханмурзаева, Л. П. Семенова, И. И. Виноградова и др. Методы исследования — аналитический и сравнительный.

Теоретическая значимость диссертации определяется возможностью ее использования при изучении особенностей изображения человека в творчестве Л. Н. Толстого, А.А. Бестужева-Марлинского, М. Ю. Лермонтова. Выводы диссертации помогут расширить и углубить представления об эволюции их художественно-эстетической системы. Исследование может внести свой вклад в проблему изучения кавказского горского характера в русской литературе XIX века.

Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть использованы в практике вузовского преподавания литературы, в спецкурсах по изучению произведений Л. Н. Толстого кавказского цикла, в научно-исследовательских работах студентов, а также в культурологических исследованиях по проблемам менталитета народов России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, результаты исследования изложены в статьях, опубликованных в научных журналах и сборниках.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 149 единиц. Общий объем диссертации равен 169 страницам машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование горского менталитета в творчестве русских писателей и поэтов (А.А. Бестужева-Марлинского, М. Ю. Лермонтова, Л. Толстого) приводит к следующим выводам:

1. В российской науке слабо изучены сущность менталитета, его структурные элементы, роль различных факторов, влияющих на его формирование. Многие составляющие менталитета все еще остаются спорными, что наглядно показала дискуссия «Российская ментальность» с участием известных российских ученых («Вопросы философии», 1994, № 1).

2. В формировании горского менталитета важную роль играют различные факторы, значимость которых варьируется в зависимости от исторической ситуации: религия, ландшафт, традиции, фольклор, мифология, искусство, кровная месть, представления о судьбе, нормы этикета и др. Немаловажным фактором, определяющим особенности поведения и сознания горцев, являются культурные архетипы.

3. Представления об агрессивности кавказских горцев, их азиатской необузданности, отраженные в русской литературе XIX века, в частности в поэме А. А. Шишкова «Дагестанская узница», в повестях А.А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек» и «Мулла-Нур», в некоторых поэмах М. Ю. Лермонтова, в поэзии А. Полежаева, являются мифами, отражением неправильных, искаженных представлений в массовом сознании российского общества о кавказских горцах. В нашей работе развенчиваются весьма распространенные, реанимируемые и сегодня суждения об агрессивности или неагрессивности одних народов, отвергается всякая связь между «естественностью» горцев, их дикостью и жестокостью.

Подобные художественно-исторические концепции полностью преодолеваются в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат».

4. Поступки героев в произведениях русских писателей и поэтов чаще всего инициированы кровной местью, требованием традиций, инстинктами войны, религиозным фанатизмом и горским этикетом, что является отчасти правдивым отражением причин поступков горцев, но такое изображение горского сознания и поведения обедняет духовную суть горского характера и не совсем верно отражает сложную борьбу мотивов во внутреннем мире горцев.

В этом аспекте горские персонажи JI.H. Толстого являются прямым опровержением функционального изображения горского характера, который в его творчестве полон противоречий, достоинств и слабостей и не вмещается ни в одну из художественно-идеологических схем о характере горцев.

5. Невербальные средства общения (мимика, жесты, интонация, взгляды, молчание и т. д.) играют ключевую роль в художественно-эстетическом анализе горского менталитета. При описании внутреннего мира горца и особенностей его поведения русские писатели XIX века прибегают к таким средствам невербального общения, как приложение рук к груди, сверкание глаз, молчание, взгляд, улыбка. Чаще всех в общении горцев применяется жест — приложение рук к груди и ко лбу, он носит универсальный характер и может по-разному интерпретироваться. Например, подобный жест Аммалат-Бека в повести Бестужева-Марлинского означает высшую степень доверия и благодарности. Этот же жест (приложение руки к сердцу) характерен и для Хаджи-Мурата, для которого он эстетически значим и характеризует его искреннюю натуру, но этот же жест используется Хаджи-Муратом в чисто этикетном значении.

Очень значима в повести JI.H. Толстого и улыбка, которая является универсальной, нерациональной и потому искренней формой общения и познания друг друга — русских и горцев (Хаджи-Мурат, Элдар и др.).

Кроме них, Толстой прибегает и к таким специфичным формам невербального общения для горцев, как молчание, стряхивание папахи, строгание палочки. Молчание в горском поведении выражает жизненную мудрость, зачастую форму этикета, а в повести «Хаджи-Мурат» является еще выражением правил почтения мюридов (Элдара, Ханефи, Хан-Магомы и др.) к мюршиду в суфийском тарикате (мюршид — Хаджи-Мурат). Жест со строганием палочки в повести «Хаджи-Мурат» выражает разнообразные чувства и состояния горцев — задумчивость, отрешенность от действительности и т. д., он является одним из архетипов горского мироощущения.

6. Согласно традиции горцев, идея судьбы имела сильное влияние на поведение и сознание горцев, породив в их характере противоречивые черты: с одной стороны, равнодушие, инертность, созерцательное отношение к жизни, с другой — духовную стойкость, мужество. Большинство горских персонажей русской литературы XIX века (Аммалат-Бек, Мулла-Нур, Казбич, Хаджи-Мурат, Азамат) являются в той или иной форме жертвами судьбы. Горское видение судьбы многоаспектно, в нем можно выделить следующие моменты: а) понимание судьбы как неповторимого пути каждогоб) судьба как выражение реальной, земной силы (законы тухума, рода) — в) предопределение.

По представлению А.А. Бестужева-Марлинского и Лермонтова, в самой генетике горского характера уже скрыта судьба (необузданные страсти). Некоторые горцы знают свою судьбу (Хаджи-Мурат), но идут ей навстречу. В Хаджи-Мурате раскрывается еще чистая земная вариация судьбы — трагедия своеволия, вытекающая из его вольнолюбивого и честолюбивого характера.

В горских представлениях о судьбе доминирует все же безлично-фаталистическое начало, подобное понимание судьбы продолжает оказывать сильное влияние на поведение горцев и в наше время.

7. Одним из сильных факторов, оказывающих большое влияние на горский характер, является фольклор и мифология.

Фольклор горцев, мифологические образы образуют тот эстетический и исторический фундамент, на который опираются в своем поведении кавказские горцы в произведениях Шишкова, Лермонтова, Бестужева-Марлинского, Толстого.

Многие поступки горцев диктуются образами и идеями легенд, преданий, эпических и исторических песен, герои которых сакрализуются и выступают в качестве этического идеала для подражания.

В экстремальных ситуациях горцы идентифицируют себя с героями фольклорных песен (Хаджи-Мурат, Аммалат-Бек, Дженбулат, Казбич), в которых черпают духовную силу и мужество. Апелляция к рыцарским нормам поведения в фольклоре — один из ключей к загадке бранного поведения горцев. Очень важным в характеристике менталитета горцев является тот факт, что не исламские идеи, а языческие и фольклорные представления являются доминирующими в их сознании и поведении.

8. В горском мироощущении горы занимают важное место. Для горцев они не простое физическое пространство, а символ несгибаемости и стойкости духа, один из архетипов их существования. Пейзажи кавказских гор в творчестве Бестужева-Марлинского, Полежаева, Лермонтова, Толстого многофункциональны, но всегда духовно связаны с суровым характером жителей гор. Горы — это последний оплот для тех, кто отвержен обществом (Мулла-Нур, Аммалат-Бек, Казбич скитаются в горах), они ассоциируются в русской литературе XIX в. со свободой и воинственными нравами жителей гор, несокрушимая крепость гор переносится на их обитателей.

9. Наиболее глубоко и правдиво горский менталитет изображен в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Горский духовный мир полон противоречий, борьбы мотивов, в нем нет ни тени романтики и экзотики. Горцы покоряют Толстого своей неуемной первозданной жизненной силой и непосредственностью (Хаджи-Мурат, Хан-Магома, Ханефи и др.), в них нет рациональности и духа разложения, свойственных многим героям Толстого из русской жизни, однако горские характеры тоже неоднозначны там, где действует власть. Любимые герои Толстого это те, в которых синтезированы два начала: нравственный самоконтроль и стихийно-жизненная энергия. В русском мире — это Наташа Ростова, в горском — Хаджи-Мурат. При изображении горцев Толстой исходит из принципа красоты естества тела и души, поэтому сердечная мотивация, душевные порывы в поведении горцев являются более значимыми, чем рассудочные действия. В повести «Хаджи-Мурат» при описании горского характера символика цвета глаз и лица (особенно глаз) имеет большое значение. Многие горцы наделены «блестящими» или «черными» глазами, которые выражают непосредственность, простоту и жизненную силу.

Толстой обращает внимание на мифопоэтичность мышления горцев, их близость к народному мироощущению.

10. Законы кровной мести довлеют над горскими персонажами в произведениях русской литературы XIX века, диктует им определенный стереотип поведения. Почти все герои — горцы в произведениях Пушкина, Бестужева-Марлинского, Лермонтова, Толстого мстят (Аммалат-Бек, Казбич, Хаджи-Абрек, Хаджи-Мурат). Кровная месть в русской литературе до Толстого романтизируется, зачастую изображается как справедливое возмездие за зло. Только Толстой, исходя из своего евангелического мировоззрения, дает суровую оценку этому обычаю, для него кровная месть неоправданное насилие, признак дегуманизации личности. Писатель не прощает его даже своему любимому герою — Хаджи-Мурату. Горцы Кавказа не в силах отказаться от этого обычая даже сейчас, что говорит о важности и актуальности проблемы.

11. В ментальном сознании горцев Кавказа большое место отводится дому, очагу, семье, которые являются для горцев символами и хранителями их консервативного духовного мира. Удаленность от родного дома приводит горских персонажей русской литературы в жизненный тупик (Аммалат-Бек, Хаджи-Мурат, Азамат, Казбич и др.).

12. Многие принципы менталитета горцев связаны с психологией и этическими нормами узденей, для которых характерны высокие понятия о чести и достоинстве. Узденями являются почти все горцы, изображенные в русской литературе XIX века (Казбич, Хаджи-Мурат, Элдар, Хан-Магома, Измаил-Бей и др.). Можно с уверенностью сказать, что горский менталитетэто менталитет узденей, т. е. свободных крестьян, которые в горском обществе было большинство.

13. Система норм горского этикета занимает важное место в горском поведении. Этикет во многом регулирует поведение горцев, с ним они сталкиваются постоянно и повсеместно в жизни. Стереотипы горского поведения, различные формы этикета горцев тонко и реалистически изображены в повести J1.H. Толстого «Хаджи-Мурат» (речевой, воинский этикет и т. д.). Этикетная система горцев отражает вековые представления горцев о добре и зле, прекрасном и безобразном, магическом и обыденном.

14. Русский и горский менталитеты сильно идеологизированы и мифологизированы. И в художественной литературе, и в кинематографе, и в науке продолжает муссироваться эти «традиции» и сейчас. В этом аспекте нам представлялось интересным сравнить реалистические моменты обоих менталитетов в русской литературе XIX века. Восприятие мира горцами и русскими во многом различно. Например, в отношении к смерти. Смиренная и тихая смерть в христианской среде идеальна (смерть Авдеева в «Хаджи-Мурате», Андрея Болконского в «Войне и мире» и т. д.), в горском мире достойна восхищения эпическая смерть (смерть Хаджи-Мурата). Также во многом различаются и другие этические и эстетические представления русских и горцев. Различно отношение к героине: в русском мире пахарь (Микула Селянинович) приравнен к герою, в горском — подобное отношение к трудовому подвигу отсутствует.

15. Русские поэты и писатели XIX века выделяют в горцах, в первую очередь, коллективистские представления, преданность и верность в дружбе, поэтичность и лиризм, любовь к свободе и мужество, склонность к афористичности речи, духовную стойкость, важность внешних манер, жесткое подчинение адатам и этикету, уважение к старшим, женщине, терпение, но наряду с этими положительными качествами русская литература XIX века изображают в горцах отсутствие правосознания, личностного начала, слишком большую верность обычаям, моральную несвободу, косность, консерватизм мышления, внутреннюю незащищенность, маргинализм, нежелание понять другой мир и т. д.

16. Речь горцев насыщена афоризмами, сравнениями, пословицами и поговорками, что отражает вековые традиции предков и страсть горцев к поэтичным, образным выражениям. Они тесно связаны с психологией, бытом, нравами, обычаями, представлениями горцев о добре и зле, жизненных ценностях, отражают своеобразие и глубину мироощущения горцев и служат средством художественно-эстетического и нравственного познания мира.

Данное исследование — это попытка комплексного анализа особенностей кавказского горского менталитета в русской литературе XIX века. Тема сложна, и ее не исчерпать нашей работой. Формирование и развитие горского менталитета, его сущность и причины, факторы, его составляющие, еще остаются проблемой, над которой предстоит работать исследователям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ. Поборник веры, свободы, нравственности. Махачкала: 1996. — 205 с.
  2. Г. Э. Асари Дагестан: исторические сведения о Дагестане. Махачкала: Изд. Даг. научн. исслед. ин-та, 1929. — 184 с.
  3. Алиханов Максуд. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев. Сост. и автор комм. Р. Н. Иванов. С предисл. Г. А. Гаджиева. Махачкала: Изд. Дом Эпоха, 2005. 413 с.
  4. В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Изд. Искусство, 1968. — 648 с.
  5. З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. — 232 с.
  6. Ахмедханов Далгат. Кто скифы и азиаты, кто — европейцы, кто -рабы. // Дагестан, 2006. № 5. — с. 4−8.
  7. И.З. Мимика и жест у Достоевского. // Достоевский.
  8. Материалы и исследования. Вып. 3. Л.: Наука. 1978. с. 194−204. И. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб: М., Прайм-Еврознак, Изд. дом Нева, 2001. — 512 с.
  9. Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности М.: Мысль, 1990. 206 с.
  10. И.А. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М.: Худож. лит-ра, 1998. 717 с.
  11. С.Н. Соч. в 2 т. Т. 2. Избр. статьи. М.: Наука, 1993. 750 с.
  12. В. Л.Н. Толстой. Последний год его жизни. Вступ ст. и комм. С. А. Розановой. М.: Правда, 1989. — 448 с.
  13. В.В. Вступ. сл. // Родина. 1994. № 3−4. — с. 8.
  14. Бхагавадгита. Книга о Бхшиме. Сер. Философские тексты Махабхараты. 3-е изд., доп. / Введение, пер. с санскрита и коммент. Б. Л. Смирнова. СПб, М.: Академия, 1994. 598 с. 21 .Библейская энциклопедия. Репринтное изд., — М.: Терра, 1990. — 902 с.
  15. Л.С. История Востока. В 2 т. Т. 1. М.: Высшая школа, 1998. -498 с.
  16. В.В. Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом. Аполлон и Дионис (О. Ницше). М.: изд. Полит, лит-ры, 1991. 333 с.
  17. .С. Л.Н. Толстой и Кавказ. // Л.Н. Толстой на Кавказе в записях современников. Труды. Т. 3. Подг. текстов, вступ. Ст. ипримеч. Б. С. Виноградова. Грозный: Чечено-Ингуш. паучно-исслед. ин-т истории, языка и лит-ры, 1961.
  18. И.И. Духовные искания русской классики. М.: Советский писатель, 1987, 382 с.
  19. Курбский В. У JI.H. Толстого. // Интервью и беседы с Львом Толстым. / Сост.вступ.ст. и коммент. В. Я. Лакшина.- М:. Современник. 1986. -525с.
  20. Г. С. Кавказ в творчестве Толстого. Грозный, 1959. 87 с.
  21. Гаджиев Булач. Хаджи-Мурат в историях и легендах. Махачкала: Эпоха, 2005.- 158 с.
  22. В.Г., Пикман A.M. Великие русские революционные демократы о борьбе горцев Дагестана и Чечни. Махачкала, 1972. 76 с.
  23. Г. Д. Ментальность или национальный космопсихологос. Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1994. № 1.-е. 2529.
  24. Гегель В.Г. Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 2. М.: Изд. искусство, 1969. 319 с.
  25. М. Прикосновение к правде. // Родина. 1994. № 3−4. с. 120.
  26. Т.Е. Проблематика и поэтика ранних кавказских произведений Толстого: автореф. дисс. канд. фил. наук. Тбилпединститут. Тбилиси: 1987. 17 с.
  27. В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990. 304 с.
  28. А.С. Горе от ума. Письма и записки. Баку: Изд. Мариаф, 1989.-389 с.
  29. А.В. Русская идея как постсовременная проблема. Вступ. Ст. // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е.А. Васильев- Предисл. А. В. Гулыги. М.: Айрис-пресс, 2002. 512 с.
  30. А. Не перестаю думать о «Хаджи-Мурате». // Родина. 1994. № 3−4.-с. 111−115.
  31. JI.H. География этноса в исторический период. JL: Наука, 1990.-269 с.
  32. А.А. Великие моралисты. -М.: Республика, 1995. 351 с.
  33. А., Гюльмагомедов Г. Мой язык — мой характер. // Народы Дагестана. 1996. № 1−2. с. 32−38.
  34. Далгат У.Б. JI.H. Толстой и Дагестан. Махачкала: Даг. книж. изд.- 1960. 189 с.
  35. В.В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М.: 2001. 375 с.
  36. В.Д. Идеи времени и формы времени: Сов. писатель. Ленинградское отделение. 1980. — 598 с.
  37. В.Д. Искусство человековедения. Из худож. опыта Льва Толстого: Сов. писатель. Ленинградское отделение, 1985. — 209 с.
  38. Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 28. Кн. 1. Письма. 18 321 859. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985. 209 с.
  39. Ф.М. Собр. соч. в 15 т. Т. 3. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. 503 с.
  40. В.Г. Культурология. Учебное пособие для студентов высших уч. заведений. Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, 1998. 576 с.
  41. Духовная трагедия Л. Толстого. Изд. Отчий дом. М.: 1955. 320 с.
  42. Жуковская H. J1. Категория и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 198 с.
  43. Интервью и беседы с Львом Толстым. М.: Современник, 1986. 525 с.
  44. А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. // Сб. свед. о кавк. горцах. Репринт, изд. 1868 г. В 3 т. Т. 1, гл. III. М.: МНТПО Адир, 1992. с. 1−52.
  45. Н.Р. Горцы и Л.Н. Толстой. Махачкала, 2004. 72 с.
  46. Р.Г. Лев Толстой и патриотизм. Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен. // Всероссийская научно-практическая конференция 27−29 октября 2008 г. — Махачкала: ДГПУ, 2008.- 158 с.
  47. В.К. Меняется ли российская ментальность. // Вопросы философии. 1994. № 1. с. 39−45.
  48. Казикумухский Джамалуддин. Адабуль-Марзия (правила достодолжных приличий). // Сб. сведений о кавк. горцах. В 3 т. Т. 2. Репринт, изд. 1869 г. М.: МНТПО Адир, 1992. с. 1−5.
  49. Ш. М. Имам Шамиль. М.: Молодая гвардия, 2006. 328 с.
  50. Ш. М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М.: Молодая гвардия, 2003. 452 с.
  51. Р.Т. Великие смерти: Гоголь. JI. Толстой. Чехов. М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 152 с.
  52. Р.Я. Лейтмотивная вариативность времени — пространства в поэтике Достоевского. // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 14. Санкт-Петербург: Наука, 1997. 367 с.
  53. В.А. Поэтика Льва Толстого. Истоки традиции. М.: Изд. Моск. ун-та. 1983.- 177 с.
  54. Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Прионское книж. изд.- Тула, 1964. — 527 с.
  55. А.А. К проблеме истоков публицистики Л.Н. Толстого. Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен. // Всероссийская научно-практическая конференция 27−29 октября 2008 г. Махачкала: ДГПУ, 2008. — 158 с.
  56. М.Ю. Соч. в 2 т. Т. 1. / Сост. и комм. И.С. Чистовой- Вступ. ст. И. А. Андроникова. М.: Правда, 1988. 720 с.
  57. Л.Н. Толстой и современность. // Сборник статей и материалов. М.: Наука, 1981.-280 с.
  58. Л.Н. Толстой. Изложение китайского ученья. // Конфуций. Я верю в древность. Сост. и коммент. И. И. Семененко. М.: Республика, 1954. — 384 с.
  59. М.Ю. Соч. в 2 т. Т. 2. / Сост. и комм. И.С. Чистовой- М.: Правда, 1988.-704 с. ,
  60. Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. 1990. № 4. с. 3−6.
  61. А.Ф. Гомер. М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Мин. просвещ. РСФСР, 1960.-342 с.
  62. К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. Изд. 2-е, доп. М.: Дет. лит., 1984. — 272 с,
  63. Н.О. Характер рурского народа. В 2 кн. Кн. 1. Реприн. изд., 1957. М.: Посев, 1990. — 63 с.
  64. Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. 349 с.
  65. С.А. Культура поведения и этикет дагестанцев в XIX начала XX вв. Махачкала: ИИАЭДНЦ РАН. 2006. — 304 с.
  66. С.А. Тахо-Годи А.А. О повести «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого. Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен. // Всероссийская научно-практическая конференция 27−29 октября 2008 г. Махачкала: ДГПУ, 2008. — 158 с.
  67. А. История религии. В 7 т. Т 1. Истоки религии. М.: Слово, 1991. -286 с.
  68. А.С. Восточная лексика в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». // Лев Толстой и Чечено-Ингушетия. Грозный: Чечено-ингуш. кн. изд., 1989.
  69. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Т. 1. Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Науч. изд-во Большая Российская энциклопедия Олимп, 1988. — 671 с.
  70. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. Т. 2. Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Научн. изд-во Большая Российская энциклопедия Олимп, 1988. — 719 с.
  71. Л.М. Работа Толстого над произведением. Создание «Хаджи-Мурата». М.: Изд. Федерация, 1931. 164 с.
  72. Н.А. Избр. сочинения. / Редколл.: Беленький П., Николаев П., Пузиков А.- Сост. вступ. ст., примеч. О. Проскурина. М.: Худож. литра, 1989.-591 с.
  73. Ом аров Абдулла. Воспоминание муталима. // Сб. свед. о кавказ. горцах в 3 т. Т. 1. Гл. VII. Реприн. изд. 1869 г., М.: МНТПО Адир, 1992. с. 1364.
  74. А.П. Трудности анализа ментальности. // Вопросы философии. 1994. № 1. с. 50−53.95.0пульская Л. Повести и рассказы молодого Толстого. // Л. Толстой. Казань. Повести и рассказы. М.: 1981. С. 6−7.
  75. П.А. Шамиль. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. 224 с.
  76. Jl. Главное дело человечества. // Новый мир. 1978. № 8. с. 221−237.
  77. Песни горцев. Вступит, ст. и сост. Н. В. Калиевой. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.-336 с.
  78. М.А. Кавказская повесть Л.Н. Толстого «Казаки». // Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27−29 октября 2008 г. Махачкала: ДГПУ. — 158 с.
  79. Поэзия и проза Древнего Востока. Общ. ред. и вступит, ст. И. Брагинского. М.: Худож. лит-ра, 1973. 734 с.
  80. Л.Н. Что такое менталитет. // Отечественная история. 1995.-№ 3.-с. 158−166.
  81. Х.Х. Эпоха Шамиля. Махачкала: Исламская тип. Ихлас, 2003.-342 с.
  82. Русская философия. Словарь // Под общ. ред. М. А. Маслина. -М.: Республика, 1995. 655 с.
  83. В.И. Гвардейский Прометей или Кавказ А.А. Бестужева-Марлинского. // Родина. 1994. № 3−4. с. 104−107.
  84. Сборник сведений о кавказских горцах. В 3 т. Т. 1. Репринт, изд., 1868. Москва МНТЛО Адир, 1992.
  85. Семанов Сергей. Народ-богоносец. // Родина. 1994. № 8. с. 1718.
  86. Л.П. Элементы народного общественного сознаниям вайнахов в кавказских произведениях Л.Н. Толстого. // Кавказ и Лев Толстой. Под ред. Л. П. Семенова. Владикавказ: Ингуш, гос. тип. изд. Сердало, 1928. с.
  87. А.Р. «Хаджи-Мурат» Толстого. История создания повести. М.: 1983.- 178 с.
  88. Сказанья народов Дагестана о Кавказской войне. / Сост. М. Р. Халидов. Отв. ред. М. М. Курбанов. Махачкала, 1997.
  89. Современная западная философия: словарь. / Сост.- Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
  90. А.С. Доклад на Четвертых Рождественских образовательных чтениях при Московской Патриархии 21 января 1996 г. // Вестник РХД. Париж Нью-Йорк — Москва: 1996. 173 вып. — С. 225−239.
  91. А.С. Русский вопрос к концу XX века. // Вестник РХД. Париж Нью-Йорк — Москва: 1994. 169 вып. — С. 193−274.
  92. Ю.П. Национальная специфика и универсальные свойства фразеологии как объект лингвистического исследования. // Филологические науки. 1990. № 6. — С. 55−64.
  93. Тахо-Годи A.A. JI. Толстой в «Хаджи-Мурате». Махачкала, 1929.
  94. А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. М.: Рольф, 2002. 592 с.
  95. JI.H. Собр. соч. В 22 т. Т. 3. М.: Худож. лит. Повести и рассказы (1857−1863). Комм. В .Я. Линкова, 1979. 478 с.
  96. Л.Н. Собр. соч. В 22 т. Т. 10. Повести и рассказы. 18 721 886. Коммен. Л. Д. Опульской, 1982. — 543 с.
  97. Л.Н. Собр. соч. В 22 т. Т. 14. М.: Худож. лит., 1978. Повести и рассказы. 1903−1910. Коммен. М. Н. Бойко, 1983. 511 с.
  98. Л.Н. Собр. соч. В 22 т. Т. 22. Дневники 1895−1910. / Сост. и коммент. А. И. Шифиана. М.: Худож. лит., 1985. 559 с.
  99. Л.Н. Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли многих писателейоб истине, жизни и поведении. В 2 т. Т. 1. / Сост., вступ. ст. А. Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1991. — 478 с.
  100. Л.Н. Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении. В 2 т. Т. 2. / Сост., вступ. ст. А. Н. Николюкина. М.: Политиздат, 1991. 399 с.
  101. Л.Н. Путь жизни. М.: республика, 1993. 431 с.
  102. Х.М. Об историзме Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». // Лев Толстой и Чечено-Ингушетия. Чечено-Ингуш. кн. изд.
  103. Услар Петр. Народные сказания кавказских горцев. // Сборник свед. о кавказских горцах. Респринт. Изд. 1868 г. В 3 т. Т. 1. И. V. М.: МН ТПО Адир, 1992. С. 1−42.
  104. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступит, ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.- 448 с.
  105. Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. М.: Олимп- ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998.-448 с.
  106. Р. Кавказская война. М.: Изд-во ЭКСМО Алгоритм, 2005.- 640 с.
  107. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: изд-во Республика. 1994. 446 с.
  108. Г. Г. Русские писатели XIX в. о Дагестане. Изображение национального характера горца. Махачкала: 2002. — 127 с.
  109. Хаджи-Мурат. Документы. Письма. Очерки. Факты. Автор-сост. Р. Н. Иванов. М.: Эхо Кавказа, 1999. 247 с.
  110. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993. — 512 с.
  111. JI.M. Способы передачи рече-жестового поведения персонажей в повествовательном художественном тексте. // Филологические науки. 1991. № 4. С. 61−70.
  112. Шифман А.И. JI. Толстой и Восток. Изд. 2-е перераб. и допол-е, М.: Наука, 1971, — 175 с.
  113. О. Закат Европы: в 2 т. Т. 2. / Пер. с нем. И. И. Миханькова. М.: Айрис-пресс, 2003. 624 с.
  114. Г. Ш. «Война и свобода» в рассказе JI. Толстого «Набег». Лев Толстой и Кавказ в контексте диалога культур и времен. // Всероссийская научно-практическая конференция 27−29 октября 2008 г. Махачкала: ДГПУ, 2008. — 158 с.
  115. Л.А., Акавов З. Н. Кавказская проза А.А. Бестужева-Марлинского: проблемы русского менталитета в евразийском диалоге культур. Махачкала: ДГПУ, 2004. 176 с.
  116. Л.А. Фатализм и историческая закономерность (по ранним кавказским рассказам Л.Н. Толстого).
  117. Эстетика. Словарь. Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 446 с.
  118. В.В. Ислам. Минск: Соврем. Слово, 2004. 288 с.
  119. Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М.: Наука, 1970. 424 с.
  120. Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М.: Олимп, ООО Издательство ACT-ЛТД, 1998.-480 с.
Заполнить форму текущей работой