Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность. В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма. Доказательством важности этой задачи является тот… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА КАК
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Психолого-педагогическая характеристика сущности патриотических чувств
    • 2. Исследование воспитания патриотических чувств учащихся в научно-педагогической литературе
    • 3. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной России.
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
    • 1. Характеристика процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов
    • 2. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса
    • 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Перспективы патриотического воспитания связаны с использованием государственной символики, которая лишь недавно была утверждена официально.

Развитие патриотического воспитания в системе военного образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Падение престижа России на мировой арене, неоднозначная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Наиболее эффективной представляется направленность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще.

Можно констатировать наличие противоречия между необходимостью использования символики в воспитании патриотических чувств у молодёжи, с одной стороны, и недостаточной представленностью данного направления воспитательной работы в современной образовательной практике вообще и военном образовании в частности — с другой.

Современный этап развития образования в Российской Федерации характеризуется возникновением новых типов образовательных учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса. Многие современные историки внесли свой вклад в исследование данного типа образовательных учреждений (H.H. Аурова, В. Р. Басаев, В. Н. Бондаренко, Е. А. Комаровский, В. М. Крылов, A.M. Лукашевич). В педагогической науке изучению кадетских корпусов также посвящено немало диссертационных исследований. Первой в этом ряду стоит работа Н. И. Алпатова — «Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России" — отдельные историко-педагогические аспекты деятельности дореволюционных кадетских корпусов освещены JI.H. Ховриной. Воспитание в кадетских корпусах России конца 19 — начала 20 века рассмотрел в своей диссертации В.М. КурмышовИ.А. Уваров исследовал проблему воспитания морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России. И. В. Андрюшин изучал становление системы воспитательной работы в кадетских классахН.С. Корнеев — профильную подготовку учащихся кадетских классов в области информатики.

Концептуальные положения военно-патриотического воспитания рассматривались в работах С. М. Ахмедова, А. Р. Жумаканова, A.B. Лебедева, М. А. Терентий, В. Ф. Фарфоровского, Х. Г. Фаталиева и др. Изучению военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов и студентов посвятили свои исследования В Л. Беловцев, С. Н. Винникова, Т. П. Гвоздева, В. Е. Кучеров, A.C. Рыбчинчук, В. Е. Уткин, Ш. Ш. Хайрулин. Близкую проблематику разрабатывали A.A. Жиляев, Ю. К. Злыгостев, В. Н. Иванов, Н. М. Пархоменко, А. И. Поберезкин.

Воспитание нравственных чувств становилось предметом научного исследования в трудах В. А. Сахарова, В. А. Сухомлинского. Концепция эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков предложена М. Г. Яновской. Использование символики в деятельности пионерской организации исследовали В. Т. Кабуш, К. О. Карагезовэмоциональные аспекты воспитания раскрываются в работах К. Д. Радиной, А. Н. Лутошкина, A.C. Макаренко и других. Теория, история и практика военной символики представлена в работах Г. А. Ашева, В. Д. Серых.

Возникает противоречие между разработанностью проблем учебно-воспитательной работы и военно-патриотического воспитания, развития эмоциональной сферы личности учащегося, использования символики в воспитательной работе в кадетских корпусах, с одной стороны, и отсутствием исследований, специально посвященных рассмотрению использования символики в патриотическом воспитании учащихся кадетского корпуса — с другой.

В рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х гг. XX века возрождаются кадетские корпуса. В частности, в 1994 году начался эксперимент по профильному военно-профессиональному обучению и патриотическому воспитанию юношей в Костромской области. На базе муниципальной общеобразовательной средней школы № 35 города Костромы и Костромского высшего военного командного училища химической защиты (КВВКУХЗ) были открыты классы военно-профессиональной ориентации. В классы принимались юноши 14−15 лет, изъявившие желание в дальнейшем продолжить обучение в КВВКУХЗ. В 1998 году было принято решение о преобразовании классов с военно-профессиональной ориентацией в кадетские с проживанием воспитанников на казарменном положении на базе военного училища и обучением в школе № 35 в течение 2-х лет (10−11 класс). Произошли изменения в учебных программах: увеличено количество учебных часов по предметам естественно-математического цикла и физической подготовке, в курс начальной военной подготовки вошли проводимые на базе училища еженедельные практические занятия по строевой и огневой подготовке, знакомство с общевоинскими уставамив спецкурсы введены религиоведение, история ратной славы Отечества. Значимой частью жизни кадет в условиях военного подразделения стало их приобщение к воинским ритуалам, символам, традициям, церемониям, которые способствуют формированию патриотических чувств. Знаменательным событием в истории города и яркой страницей в жизни воспитанников стала церемония открытия кадетского корпуса 6 мая 2000 года.

Военно-патриотическая символика была широко распространена в воспитании кадет в дореволюционной России (каждый корпус имел имя, знамя, нагрудный знак, жетон, форму одежды), эти традиции продолжают сегодня современные кадетские корпуса (Военно-космический Петра Великого, Иваново-Вознесенский графа Шереметева, Первый кадетский корпус Федеральной пограничной службы и многие другие). Однако практика использования символики в педагогическом процессе остается не в полной мере проанализированной в научно-методическом плане.

Можно констатировать наличие противоречия между существованием опыта использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов и недостаточной теоретической обоснованностью и методической разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

Данные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях использование символики позволит обеспечить успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса?

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия и методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Объект исследования: процесс воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Предмет исследования: педагогические условия и методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

В качестве гипотезы исследования мы избрали следующие предположения.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса представляет собой эмоциональное стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса будет успешным, если при использовании символики обеспечиваются:

— особое свойство содержания и формы символов — возможность образовывать смысловые ассоциативные связи (интеграция общепринятых социально-значимых контекстов в индивидуальную субъективную значимость для воспитанника);

— специфический режим способов предъявления символов — сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.

С учётом выдвинутых целей и гипотезы были определены задачи исследования:

— выявить потенциалы символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов;

— охарактеризовать и теоретически обосновать процесс использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;

— разработать и экспериментально проверить методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Методологическую основу исследования составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн) — психо лого-педагогические концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, A.B. Петровский) — концепции патриотического воспитания учащихся Е. А. Левановой, Ш. Ш. Хайрулина и воспитания нравственных чувств В. А. Сухомлинскогоидеи сочетания личностного и деятельностного подходовсовокупность идей о контекстах культур в детских объединениях (Б.В. Куприянов, А. Е. Подобии, Е.А. Салина).

Теоретической базой исследования стали концепции эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков (Б.И. До до нов, М.Г. Яновская) — событийного подхода к воспитательному процессу (О.С. Газман, A.A. Кронник, А. Б. Орлов, В.А. Петровский) — обучения и воспитания воинов (A.A. Аронов, A.B. Барабанщиков, Н. С. Кравчук A.B. Лебедев и другие) — разработки проблем военного образования и истории кадетских корпусов России (Н.И. Алпатов, Л.Н. Ховрина) — концептуальные положения военно-патриотического воспитания (С.М. Ахмедов, А. Р. Жумаканов, М. А. Терентий, В. Ф. Фарфоровский, Х. Г. Фаталиев, Т.М. Шашло).

Методами решения исследовательских задач являются: теоретический анализ педагогической литературы, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа. Частными методами являются: наблюдение, беседа, интервью, рейтинг, тестирование, анкетирование, опрос.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1998 — 1999 гг.) научная работа включала в себя анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, философской и исторической литературе по теме исследованияопределялись методологические и методические подходы к данной проблеме. В этот период формировалась теоретическая концепция «диссертации, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.

На втором этапе (1999 — 2001 гг.) был разработан методический аппарат формирующего экспериментапроведено исследование по определению педагогических условий использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса, разработана модель педагогической деятельности, обеспечивающей данный процесс.

На третьем этапе (2000 — 2002 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, уточнялись экспериментальные выводы, оформлялось диссертационное исследование. Разрабатывались научно-методические рекомендации по результатам исследования, проводилась подготовка и внедрение их в практику работы кадетского корпуса.

Экспериментальная база исследования — Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус, Костромской филиал военного университета радиационной, химической и биологической защиты, муниципальная общеобразовательная средняя школа № 35 города Костромы. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие три группы воспитанников корпуса общей численностью 148 человек (1998;2000 гг. — 47 учащихся, 1999;2001 гг. — 54, 2000;2002 гг. -47).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийприменением комплекса взаимодополняющих методов изучения, адекватных его задачамприменением совокупности разнообразных методов сбора и обработки эмпирических материаловцеленаправленным осмыслением практического опыта воспитательной работы в кадетском корпусе по данной проблеме.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении:

— сущности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как эмоционального стимулирования переживаний субъектом отношения к родной стране;

— критериев и показателей воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (уровня освоения и усвоения социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечествастепени принятия патриотических ценностейуровня адекватности субъективного восприятия ситуаций, объективно имеющих патриотическое значениестепени взаимосвязи ролей, правил поведения, значимых ситуаций в рамках патриотического контекста);

— педагогических условий использования символов в процессе воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (валентность содержания и формы символов и амбивалентность способов смысловых воздействий);

— механизмов воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: взаимодействия в сознании учащихся образов ситуаций «прошлого», «настоящего», «будущего» за счет однородности и одновременного наличия в рамках воспитательной организации патриотических символоввзаимовлияния процессов развития различных видов высших чувствкатарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний от напряжения к разрядке и освобождению.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

— разработана методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;

— результаты, полученные в ходе исследования, положены в основу научно-методических рекомендаций воспитателям кадетского корпуса;

— разработана и апробирована методика диагностики воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на международных, региональных научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы (гг. Иваново, Кострома, Рязань, Чебоксары, Ярославль, 1999;2002 гг.), обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Материалы исследования положены в основу системы воспитательной работы Костромского Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетского корпуса, отдельные положения используются в воспитательной работе Иваново-Вознесенского графа Шереметева кадетского корпуса.

На защиту выносятся следующие положения:

Сущность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса состоит в педагогическом стимулировании переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

Успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символики обусловливается способностью символов посредством формы и содержания образовывать смысловые и ассоциативные связи при специфическом режиме способов предъявления символов (сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий).

Методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов предполагает: использование пяти групп символов (предметных, словесных, визуальных, музыкальных и ритуальных) — отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу, фиксацию официального статуса в воинском коллективереализацию идей государственности, державности, региональное&trade-, воинского служения, православия, именного покровительства в значении символовсоблюдение требований к техническому исполнению символов (эстетика, удобство, легитимность, традиционность).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В данной главе представлены результаты опытно-экспериментального исследования педагогических условий использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

При моделировании процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов он представлен как педагогическое стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

В ходе исследования выявлено, что успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символов зависит от:

— особого свойства содержания и формы символов — возможности образовывать смысловые ассоциативные связи (интеграция общепринятых социально-значимых контекстов в индивидуальное субъективное значение воспитанника), которые называются «валетностью»;

— специфического режима способов предъявления символов — сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что понимается как «амбивалентность».

Применительно к процессу воспитания патриотических чувств посредством символики, валентность определяет то, насколько символы вызвали у воспитанника соответствующие эмоции, переживания, способствовали формированию представлений и образов. Обратной стороной валентности является отторжение учащимися значений и формы символики.

Валентность символики обеспечивается непротиворечивостью значения символа ранее усвоенным смысламадекватностью ожиданияминформированием (смысловым воздействием) — заражением (эмоциональным воздействием).

Амбивалентность способов предъявления символов и социокультурных смыслов при использовании символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса реализуется следующим образом:

— создание особо субъективно-значимых ситуаций-событий, происходящих с определенной периодичностью и составляющих годовой цикл;

— постоянное присутствие в окружающей кадет социальной среде совокупности символов, что приводит к стихийному влиянию на сознание учащихся;

— существование индивидуальных (принадлежащих кадету) символов (форма одежды с размещенными на ней погонами, нарукавными и нагрудными знаками и т. д.), которые персонифицируются субъектом;

— наличие общественных символов, принадлежащих сообществуимя, девиз, герб, знамя.

В настоящее время символами Костромского кадетского корпуса являются парадная и повседневная форма одежды, знамя, герб, девиз, нагрудный знак и свидетельство об окончании кадетского корпуса.

Характеризуя опытно-экспериментальную работу, следует отметить, что традиционные мероприятия, проводимые в кадетском корпусе как ключевые дела, дают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет. В ходе проведения ключевых дел используются такие символы кадетского корпуса, как знамя, герб, повседневная и парадная форма одежды и т. д.

Среди ритуалов, используемых в практике, можно выделить: ежедневные, периодические, единичныекомплексные, сложные, простыевоинские, церковные. В процессе использования символов-ритуалов кадетского корпуса возникает возможность приобщения к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.

В ходе исследования выявлена определенная динамика развития ценностных ориентаций кадет и курсантов (выпускников кадетского корпуса) — наличие различных уровней значимости предлагаемых характеристик от периода пребывания в воинской средединамика социальных ролей воспитанников.

Разработанная и экспериментально проверенная методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса включает в себя: использование пяти групп символовотражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусуфиксацию официального статуса в воинском коллективереализацию патриотических идей и именного покровительства в значении символовсоблюдение требований к техническому исполнению символовинформационное обеспечение субъективной значимости подготовки и стимулирование переживаний учащихся в ходе проведения ключевых дел — традиционных праздников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Содержательно патриотические чувства основываются на субъективной значимости идентификации себя с определенной страной, народом, культурой, природойвключают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечествупредполагают переживания, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, и на защиту своей Родины.

2. Критериями сформированности патриотических чувств воспитанников кадетского корпуса являются:

— уровень освоения и усвоения социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества;

— степень принятия патриотических ценностей (устойчивость и • глубина ассоциативных связей индивидуального и социокультурных контекстов);

— уровень адекватности субъективного восприятия ситуаций, объективно имеющих патриотическое значение.

3. Воспитание патриотических чувств направлено на повышение статуса данного вида высших чувств в иерархической системе эмоциональной сферы личности.

4. Процесс воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса характеризуется тем, что: представляет собой формирование совокупности символов, выступающих актуальными побудителями активности личности, за счет привнесения патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм поведения и деятельности воспитанниковобеспечивается валетностью содержания и формы патриотических символов предполагает интегрируемость в индивидуальном субъективном значении контекстов воспитанника и общепринятые социально-значимые контекстыобеспечивается амбивалетностью способов предъявления патриотических символов, выражается в сочетании и чередовании прямых и опосредованных, субъектных и полевых, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.

5. Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса основывается на реализации механизмов: взаимодействия в сознании учащихся образов ситуаций «прошлого» (традиции и история Вооруженных Сил), «настоящего» (допрофессиональная подготовка будущего офицера в кадетском корпусеимитация военной службы), «будущего» (профессиональная подготовка и служба в Вооруженных Силах) за счет однородности и одновременной представленности в рамках воспитательной организации патриотических символоввзаимовлияния процессов развития различных видов высших чувств, то есть стимулирования эстетических и интеллектуальных обеспечивает формирование патриотических чувствкатарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний от напряжения к разрядке и освобождению.

6. Методика воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов предполагает:

— использование пяти групп символов (предметных, словесных, ритуальных, музыкальных и изобразительных);

— отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу, фиксацию официального статуса в воинском коллективе;

— реализацию идей государственности, державности, региональности, воинского служения, православия, именного покровительства в значении символов;

— соблюдение требований к техническому исполнению символов (эстетика, удобство, легитимность, традиционность).

7. В сознании субъекта можно выделить три личностных контекста: индивидуальный, семейный, патриотический. Если принять во внимание положение, что между индивидуальным и семейным контекстами существует генетическая связь, то обнаружение устойчивой ассоциативной связей семейного и патриотического контекстов свидетельствует об эффективности педагогического стимулирования патриотических чувств.

8. Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы:

— особенности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса на различных возрастных этапах;

— взаимосвязь социального и религиозного воспитания в духовно-нравственной ориентации учащихся кадетского корпуса;

— реализация образовательного потенциала школы в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;

— переподготовка кадров воспитателей и командиров для работы в кадетском корпусе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999. -С. 476−505.
  2. С.Г. Генезис, систематика и технология использования народных игр кубанского казачества в физической подготовке учащихся кадетских корпусов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 1999- 24 с.
  3. Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дисс. докт. пед. наук. Рязань, 1948. — 434 с.
  4. И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2001. — 20 с.
  5. A.C. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. Рязань, 2001. С. 98.
  6. Г. А. Воинские ритуалы. М., 1977. — 127 с.
  7. М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического ВУЗа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 22 с.
  8. A.B. Педагогические основы обучения советских воинов: Дисс. докт. пед. наук. М., 1968. — 746 с.
  9. A.B., Котов Н. Ф., Кравчук Н. С. Основы военной педагогики. М., 1983. — С. 32−43.
  10. В.Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России: XVIII начало XX вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук.-Омск, 2000.-38 с.
  11. A.B. Основы возрастной педагогики. М., 2000. 192 с.
  12. М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования // Гуманизация образования. 1994. -№ 2. — С. 3−8.
  13. A.A. К вопросу о воспитании и обучении детей в кадетских корпусах. СПб, 1898. — 90 с.
  14. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дисс.. докт. пед. наук. Казань, 1993. — 243 с.
  15. И.В. Формирование морально-боевых качеств у курсантов средствами педагогического воздействия. Куйбышев, 1987. -24 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968. -464 с.
  17. В.Н. Кадетские корпуса России во второй половине XIX века: опыт, уроки: Дисс. канд. ист. наук. М., 1997. -172 с.
  18. Бюллетень объединения кадет Российских кадетских корпусов в Сан-Франциско. 1999.-№ 60.-55 с.
  19. Бюллетень объединения кадет Российских кадетских корпусов в Сан-Франциско. 1999. — № 61. — 53 с.
  20. Бюллетень объединения кадет Российских кадетских корпусов в Сан-Франциско.-1999.-№ 62.-67с.
  21. .Л. Офицерская честь // Военная мысль. М., 1991. -№ 11−12-С. 74.
  22. С.И. Подготовка кадров для Российского флота во второй половине XVIII века: По опыту Морского шляхетного кадетского корпуса: Дисс.. канд. ист. наук. СПб., 1998.- 181с.
  23. В.К. Психология эмоциональных явлений.- М., 1976.-223 с.
  24. A.C. Нравственное чувство // Педагогический сборник. -1900. -№ 11. -168 с.
  25. Военная педагогика /Под ред. Данченко А. М., Выдрина И. Ф. -М., 1973.-211 с.
  26. Военно-учебные заведения 1700−1800 гг. СПб, 1860. -269 с.
  27. Военно-учебные заведения России // Советская военная энциклопедия. Т. 2. М., 1976. — С. 260.
  28. Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. 23 с.
  29. C.B. Русский офицерский корпус. М., 1993. -368 с.
  30. П.А. Воспитание юношества в прошлом. Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях в период 1700−1656 гг. 2-е изд. — СПб, 1904. — С. 99 124.
  31. В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. СПб., 1911. — 42 с.
  32. В.Я. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2001. — С. 25.
  33. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.-95 с.
  34. Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений: 1700−1910 гг. М., 1917.-192 с.
  35. Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2000. — № 1 — С. 4453.
  36. A.A. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М., 1993. -137 с.
  37. А. Православно ли чувство Родины?// Воскресни Русь.-М., 2000.-127 с.
  38. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 267 с.
  39. C.B. Развитие эмоциональной сферы подростка во временном детском объединении: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2000.-С. 22−26.
  40. Т.П. Краткий очерк развития кадетских корпусов в России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1944. -20 с.
  41. П.А. Военные реформы 1860−1870 гг. в России. -М.,-1952.-371 с.
  42. Ю.В. Служить отчизне. Калининград, 2000. — 110 с.
  43. И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников: Автореф. дисс.. док. пед. наук. JL, 1972. — 32 с.
  44. A.A. Пятьдесят лет в строю. Крым, 1953. 430 с.
  45. Исаков Е П. Военная быль: о доблести, добре и красоте / Книга для чтения по истории Российских кадетских корпусов. М., 2000. — 389 с.
  46. К вопросу о задачах в кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1906. — № 111. — С. 255−270.
  47. В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. Минск, 1995. — 35 с.
  48. Кадетская перекличка // Периодический журнал объединения кадет Российских кадетских корпусов за рубежом. Нью-Йорк, 1999 -№ 66−67 -352 с.
  49. Кадетская перекличка // Периодический журнал объединенияс"кадет Российских кадетских корпусов за рубежом. Нью-Йорк, 1995. -№ 1.-54 с.
  50. Кадетские корпуса за рубежом (1920−1945 г. г.). Нью-Йорк, 502 с.
  51. Кадетские корпуса и военные гимназии. СПб, 1884. — 23 с.
  52. Казачья форма одежды не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации/ Сборник документов. -М., 1999. 83 с.
  53. П.П., Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. М., 1967. С. 14.
  54. К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. Воронеж, 1979.- 113 с.
  55. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М., 1992. -128 с.
  56. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 1996. -160 с.
  57. Г. С. Воинские и патриотические ритуалы. М., 1989.-95 с.
  58. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1987. -439 с.
  59. В.А. Система военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в военно-техническом кадетском корпусе: На прим. кадет, корпуса г. Тольятти: Дисс.. канд. пед. наук. -Тольятти, 1998.- 177с.
  60. В.Ф. Философско-социологический анализ проблемы военной профессионализации: Дисс.. докт. филос. наук. М., 1992.-349 с.
  61. Ю.В. Проблема взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками в учебных заведениях закрытого типа: На материале кадетских корпусов и военных гимназий: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996 18с.
  62. Е.А. Михайловский Воронежский Кадетский Корпус в XIX веке: Дисс.. канд. ист. наук.-Воронеж, 1999. 197 с.
  63. Н.С. Профильная подготовка учащихся кадетских классов в области информатики и информационных технологий: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000 26 с.
  64. Н. Психология и солдат. М., 1960. — 92 с.
  65. Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 407 с.
  66. В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998. -671 с.
  67. В.М. Роль кадетских корпусов в подготовке артиллерийских и инженерных офицерских кадров русской армии (XVIII-XIX вв.): Автореф. дисс. канд. ист. наук.- М., 1995- 20 с.
  68. A.B. Гербы городов и областей Российской империи. -М., 2000. -156 с.
  69. А .И. Юнкера // Собр. соч. в 9 т. Т. 8. М., 1973. — С. 228−232.
  70. .В. Очерки общественной педагогики Кострома, 2001.-65 с.
  71. .В. Психолого-педагогические потенциалы ситуационно-ролевой имитации// Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы Всероссийского симпозиума).- Кострома, 2000 С.111−114.
  72. В.М. Воспитание в кадетских корпусах России: Анализ педагогического опыта 1882−1917 г. г.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1997.- 21 с.
  73. М.С. Исторический обзор регламентации воспитания и обучения наших ВУЗах от основания первых военных школ до последнего времени // Военный сборник. СПб, 1850. — № 2. — 421 с.
  74. М.С. Наши военно-учебные заведения под главным начальством Великого князя Михаила Николаевича, 1680−1863 гг. СПб, 1898.-135 с.
  75. Н.П. Патриотизм и гражданственность в системе русского образования XVIII—XIX вв.еков // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. Рязань, 2001. С. 45.
  76. Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1993.152 с.
  77. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1 971 283 с.
  78. Е.В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2002. -19 с.
  79. В.В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М., 1994. — 832 с.
  80. П.Д. Военное обучение и воспитание в кадетских корпусах царской России (1882−1917 г. г.). М., 1952. -73 с.
  81. Н. Легенды и правда о русском флаге // История. -М., 1997.-№ 6-С. 139.
  82. Ю.М. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах: На материале Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1999 — 21с.
  83. A.C. Коллектив в воспитании личности. М., 1972. — 334 с.
  84. А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. СПб., — 1902. -Вып. 1.-С.9.
  85. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. М., 1989. — № 1. — С. 15−23.
  86. В.М. Российские кадеты. Мурманск, 2000. — 333 с.
  87. Г. В. Спасибо, товарищ военрук / Книга для учителя М., 1987. — 127 с.
  88. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. — М., 2000.-192 с.
  89. На службе Отечеству /Под ред. Е. В. Савостьянова. М., 1998.253 с.
  90. P.C. Психология в Зт., Т. 1. М., 1995. — 503 с.
  91. Несколько слов о наших кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1903. — № 7. — С. 51.
  92. A.M. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.-С. 103.
  93. О долге и чести воинской в российской армии. М., — 1990.365 с.
  94. Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000. — С. 285 299.
  95. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов/ Под ред. A.B. Петровского. М., 1977. — 479 с.
  96. И.В. Военно-учебные заведения России в 1914—1917 гг.: Дисс. канд. ист. наук. М., 1989. — 196 с.
  97. С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1984.939 с.
  98. Н.М. Проблемы военно-патриотического воспитания советских воинов в условиях демократизации общества и вооруженных сил: Автореф. дис.. канд. филос, наук. М., 1990.- 16 с.
  99. Педагогическая энциклопедия в 2 тт., Т.2.- М., 1999. 672 с.
  100. Ю.Д. Двуглавый орел наследие предков // История. -М., 1997. -№ 5 — С. 143.
  101. М.А. Патриотическое воспитание учащихся подросткового возраста средствами музыки (Во внеурочной работе): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1989.-22 с.
  102. А.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Томск, 2000.- 15 с.
  103. A.B. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: На материале дополнительного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Курган, 1999.- 26 с.
  104. А.Е. Вариативно ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности: Дисс. канд. пед. наук.-Кострома, 1999.-233 с.
  105. A.A., Плеханов A.M. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД) СССР (1731−1960 гг.). -М., 1998.-239 с.
  106. В.Г. Награды Родины в истории Ярославской области. -Ярославль, 2001. 125 с.
  107. В.В. Международная символика и эмблематика. -М., 1989.-С. 5−14.
  108. Психология: Словарь /Под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 458 с.
  109. З.И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования// Сов. педагогика. 1974. — № 10. — С. 6−11.
  110. З.И. Стимулирование как педагогический процесс// Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. Йошкар-Ола, 1972. — С. 45−49.
  111. З.И., Леухин Б. Д. Проблемы стимулов и взаимоотношения их с мотивами в процессе направленного воспитания школьников// Молодежь и социализм: Тезисы докладов. -М., 1967. С. 913.
  112. З.И., Лоскутов В. А. Моральные заповеди В.А. Сухомлинского как стимулы нравственного развития школьников//
  113. Вопросы нравственного воспитания в национальной школе. M., 1981 — С. 88−91.
  114. К.Д. Как формировать нравственные чувства// Воспитание школьников. -1968. № 1- С. 41−47.
  115. К.Д. Пионерская работа и воспитание нравственных чувств// Воспитание школьников. 1966. — № 9 — С. 21−28.
  116. К.Д. Пионерская романтика и ее роль в морально-политическом воспитании пионеров/ Моральный кодекс программа воспитания школьников. — Вологда, 1964 — С. 54−76.
  117. К.Д. Романтика с точки зрения нравственных и эстетических чувств пионеров // Ученые записки J11'ПИ им. А. И. Герцена. Т.447.-Л., 1971.- С. 89−96.
  118. К.Д. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в пионерской организации/ Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т.447.- Л., 1971 С. 67−73.
  119. Т.А. Чувства ребенка// Дошкольное воспитание. -М., 1961.-№ 1.- С. 17−21.
  120. Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Белгород, 1997.- 19 с.
  121. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000. — С. 11−15.
  122. A.C. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров: По опыту частей и подразделений РВСН: Дисс. канд. пед. наук М., 1997 — 250 с.
  123. Е.А. Игра как метод экологического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования: Дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 2001.- 200 с.
  124. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988. — 288 с.
  125. В.А. Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Дисс.. канд. пед. наук. Киров, 1998. — 220 с.
  126. Седьмая кадетская памятка, юбилейная. Нью-Йорк, 1997.462 с.
  127. В.Д. Воинские ритуалы. -М., 1986. -253 с.
  128. Сластенин В. А, Исанев И. Ф. и др. Педагогика. М., 1998. — С. 128−129.
  129. В.А., Шиянов Е. И. Гуманизация образования и педагогические ценности // Гуманизация образования. Набережные Челны. — 1996. — № 1.- С. 53−58.
  130. А. Знамя есть священная хоругвь.// Родина 1995. -№ 5-С. 90−94.
  131. А. Солдат должен быть. украшен // Родина. Зима 1995.-№ 1-С. 84−88.
  132. Э.С. Пионерское движение как социальный фактор формирования подрастающего поколения: Дисс.. канд. соц. наук. М., 1967.-С. 80.
  133. А.Б. Формирование готовности к обучению в вузе и предстоящей профессиональной деятельности у выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Калуга, 2000 — 19 с.
  134. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. — 736 с.
  135. A.A. Формирование коллективных переживаний учащихся в процессе деятельности пионерской организации: Дисс.. канд. пед. наук. JL, 1971. -95 с.
  136. В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. -286 с.
  137. В.А. О воспитании. М., 1975. — 272 с.
  138. В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984. — 217 с.
  139. Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) // Российская газета от 26.11.97.
  140. И. А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.- 196 с.
  141. И.А. Педагогическое стимулирование преодоления затруднений взаимодействия старшеклассников с педагогами: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2000. -19 с.
  142. A.JI. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1992. -18 с.
  143. Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. (Избранные труды). Кострома, 2001. — 206 с.
  144. В.В. Пути формирования морального фактора в современных условиях // Военная мысль. -М., 1994. № 5. — С. 54−60.
  145. В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996 -23с.
  146. В.В. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в высших военно-учебных заведениях: На опыте частей и подразделений при выполнении служебно-боевых задач: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 2000−216с.
  147. Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. СПб., 1997. — 30 с.
  148. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова.- М., 1989.480 с.
  149. С .Я. Из быта кадетских корпусов // Педагогический сборник. -1914. -январь-июнь. С". 510−582.
  150. Формирование «нравственного мужества» воспитанников кадетских корпусов // Военное образование. М., 1996. — № 1 — С. 47.
  151. Г. А. О чувствах и их развитии // Дошкольное воспитание. М., 1946. — № 1 — С. 8 -16.
  152. Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Дисс.. канд. пед. наук: Челябинск, 1996 160с.
  153. Т.П. Краткий исторический очерк развития кадетских корпусов в России: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1944. -187 с.
  154. .Е., Коваль М. Б., Трубачева М. Е. Педагогический дневник пионерской дружины имени А.С.Макаренко. М., 1969. — 94 с.
  155. И. Патриотическое воспитание старшеклассников на боевых традициях советского народа в процессе взаимодействия школы, семьи и общественности: (На материалах сельских школ УзССР): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1990 17 с.
  156. П.М. Психология чувств. М., 1961. — 216 с.
  157. Р.Н. О воспитании в военно-учебном заведении// Воспитание.- 1862. -№ 7. С. 76−82.
  158. С.Е. Верность воинскому долгу / Учебное пособие. -М., 2001.-88 с.
Заполнить форму текущей работой