Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Упражнение на развитие ощущений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переведите внимание на позвоночник. Мысленно погладьте и помассируйте его руками. Почувствуйте, как по нему пошла энергия тепла. Ощутите ее распространение по ногам — бедрам, икрам, ступням. Теперь почувствуйте ваше тело как единое целое. Поздоровайтесь с ним, скажите ему: «Это я (назовите свое имя). Я здесь живу». Скажите своему телу, что вы его любите и будете о нем заботиться. Согласно… Читать ещё >

Упражнение на развитие ощущений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное упражнение взято из практики гештальттерапии, в основе которой лежит четкое осознание своих ощущений.

Заранее приготовьте:

  • • несколько ароматических веществ — цветы или духи.
  • • кусочки яблок, клубники, персиков или любых других фруктов.
  • 1. Осмотритесь вокруг себя и обратите внимание на все вещи и предметы, которые находятся в поле вашего зрения. Начинайте их рассматривать и перечисляйте их (вот полки с книгами, вот фотографии, вот музыкальный центр, вот шторы и т. д.). Затем остановитесь на каком-либо предмете, например, авторучке, и начинайте просто разглядывать ее, не называя, а просто созерцая.
  • 2. Теперь закройте глаза и прислушайтесь к звукам, которые вы можете услышать. Что вы в них слышите — гул проезжающих машин, отголоски разговоров, чьи-то шаги, еще что-то? Далее переместите ваше внимание на звуки, идущие из вашего тела. Слышите ли вы биение своего сердца? Свое дыхание или урчание живота?
  • 3. Теперь, снова закрыв глаза, сосредоточьтесь на обонянии и запахах, которые вы вдыхаете. Чем пахнет воздух, которым вы дышите? Достаточно ли он свеж? Чем пахнут ваши руки, кожа? Есть ли запах пыли или какой-нибудь еще у книг, которые вы читаете?

Попробуйте представить аромат ваших любимых цветов или духов. Погрузитесь в него с чувством наслаждения и умиротворения.

  • 4. Теперь переходите ко вкусовым ощущениям. Какие ощущения сейчас у вас во рту? Положите в рот кусочек яблока или немного варенья. Какие ощущения вы испытываете? Что вы ощутили, когда стали проглатывать пищу? Какие новые ощущения появились в животе после этого?
  • 5. Далее перейдите к ощущениям, связанным с дыханием. Сейчас вы дышите ровно? Или в вашем дыхании есть какие-то задержки? Вы дышите животом или грудью? А может быть вы дышите только при помощи ключичного дыхания? Какая фаза длиннее — вдоха или выдоха? До конца ли вы выдыхаете при выдохе? Как ведут себя плечи при вдохе — они спокойны или немного поднимаются?
  • 6. Теперь займемся тактильными ощущениями. Снова закройте глаза и сомкните ладони. Какие они на ощупь? Сухие или влажные? Теплые или холодные?
  • 7. Правой рукой проведите по левой стороне своего тела, ощупывая его. Какой она воспринимается — светлой или темной? мужественной или женственной? рассудочной или эмоциональной?
  • 8. Левой рукой проведите по правой стороне тела и задайте себе те же самые вопросы. Сравните ваши ощущения от правой и левой стороны вашего тела.
  • 9. В заключение переходите к осознанию телесных ощущений. Примите удобную позу (сидя или лежа). Понаблюдайте за дыханием. Оно должно стать совершенно спокойным. Повторите про себя: «Я вдыхаю и выдыхаю, я вдыхаю и выдыхаю».
  • 10. Ощущаете ли вы, как воздух входит через ноздри и выходит? Ваши щеки сейчас прохладные или теплые? Губы сведены или приоткрыты? Мышцы у глаз свободны, или вы прищуриваетесь? Как ведут себя скулы? Они сведены или разжаты?
  • 11. Теперь прислушайтесь к сердцу, ощутите ритмы его биения. В каких местах вашего тела они могут еще отдаваться?
  • 12. Далее мысленным взором пройдитесь по всему телу. Начните с рук. Что вы ощущаете сейчас в правой руке? Она напряжена или расслаблена? В каком положении она находится? Ей удобно или нет? То же самое проделайте с левой рукой.
  • 13. Переведите внимание на шею и голову. Они в удобном положении? Плечи. Что вы в них ощущаете? Напряжение или спокойствие? Расслабьте их, если в них есть напряжение.
  • 14. Переведите внимание на грудь и живот. Им приятно и хорошо? Внутри живота все спокойно? Мысленно спускайтесь в область малого таза. Как ведут себя сфинктеры? Напряжены или спокойны?
  • 15. Переведите внимание на позвоночник. Мысленно погладьте и помассируйте его руками. Почувствуйте, как по нему пошла энергия тепла. Ощутите ее распространение по ногам — бедрам, икрам, ступням.
  • 16. Теперь почувствуйте ваше тело как единое целое. Поздоровайтесь с ним, скажите ему: «Это я (назовите свое имя). Я здесь живу». Скажите своему телу, что вы его любите и будете о нем заботиться.
  • 17. Теперь отдохните, припомните, работа с какими ощущениями доставила вам наибольшее удовольствие? Как вам больше всего нравится воспринимать окружающий мир — взглядом, слухом или телесными ощущениями?
  • 18. Запомните ваши ощущения, откройте глаза и осмотритесь. Что изменилось после выполнения этого упражнения?
Несколько комментариев к приведенному упражнению.

Согласно исследованиям американских психологов, правши воспринимают левую часть своего тела как женственную, темную и интуитивную, а правую — как ясную, мужественную, рациональную.

Любимый способ связи с окружающим миром через конкретный орган чувств является одновременно и наиболее психотерапевтичным. Поэтому для визуалиста наиболее подходящим средством оздоровления будут занятия рисунком и живописью, для аудиста — общение с музыкой, для кинестетика — занятия двигательными и статическими упражнениями, а также танцами.

Вопросы для повторения

  • 1. Какими модальностями определяются зрительные, слуховые и тактильные ощущения?
  • 2. Приведите пример сенсибилизации в художественном творчестве.
  • 3. Приведите примеры синестезии в художественной практике.
  • 4. Опишите методы развития ощущения в различных видах искусства.
  • 5. Какие способы развития своих ощущений вы практикуете в своей собственной деятельности?

Рекомендуемая литература

  • 1. Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие. Движение. Действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. С. 50−80.
  • 2. Плужников М., Рязанцев С. Среди запахов и звуков. М., 1991.
  • 3. Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1984.
  • 4. СобчикЛ.Н. Цветовой тест Макса Люшера. М., 1996.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой