Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем показана возможность решения проблемы формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся школы посредством внедрения в процесс обучения и воспитания школьников инновационных педагогических технологий и механизмов: инновационная педагогическая технология развития интеллектуальной инициативы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО И СТАБИЛЬНОГО ДОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СЕГОДНЯ — ВАЖНАЯ СОЦИ АЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Явления насилия и агрессии — истоки дестабилизации социальной и культурно-образовательной среды сегодня
    • 2. Проблема формирования безопасного и стабильного поведения обучающихся в условиях здоровьесберегающей среды образовательных учреждений (краткий исторический экскурс)
    • 3. Образовательное пространство школы в формировании навыков безопасного и стабильного поведения учащихся
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО И СТАБИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
    • 1. Инновационный педагогический процесс в формировании безопасного здоровьесберегающего пространства школы
    • 2. Модель формирования безопасного и стабильного поведения учащихся школы
    • 3. Пути формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся в системе здоровьесберегающих технологий школы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 1. Программа профилактики опасного и нестабильного поведения учащихся через создание здоровьесберегающей среды школы
    • 2. Педагогические условия реализации профилактических мерол CL, приятий по преодолению дестабилизации образовательной среды школы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, нередко приводят к гибели людей, уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу и формируют особые отношения в обществе.

Сегодня в значительной степени личностью утрачены такие дисциплинирующие жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм. Надо признать, что такой опасный социально-политический фактор, как явления экстремизма и терроризма, которые еще пятнадцать лет назад были в нашей стране редкими событиями, сегодня являются повседневной реальностью. Российское общество еще в недавнем прошлом обладало достаточно устойчивым иммунитетом к проявлениям негативного поведения, насилия, агрессии по отношению к людям другой национальности, однако в настоящее время этот иммунитет нарушен. Объясняется это тем, что проявления нестабильного поведения, агрессии, будучи, по сути своей сложным социально-политическим и психолого-педагогическим явлением, отражают в себе социально-психологические противоречия, которые зачастую достигают в нашем обществе уровня конфликта.

Кроме того, ухудшение уровня жизни населения, экономический, духовный кризисы, социальные потрясения, снижение уровня общедоступной медицины не дают возможности говорить о положительных сдвигах в формировании поколения здоровой молодежи.

Поэтому сегодня и очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства. В этих условиях учреждения образования выстраивают новые пути своего развития, с целью — вырастить молодое поколение духовно-нравственным, со свободным мышлением, физически здоровым и крепким. Это в свою очередь, требует индивидуального подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений.

Образование сегодня оценивается, как фактор переустройства общества, источник общественных нововведений. Отсюда стремление выявить потенциал, внутренние резервы образовательной системы, отыскать возможности активизации в ней инновационных процессов, обеспечивающих создание образовательной среды, сохраняющей здоровье личности учащегося и формирующей безопасное и стабильное ее поведение. Для снижения уровня отрицательного воздействия «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства необходимо, прежде всего, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности и формирование привычек здорового образа жизни у каждого человека и у населения страны в целом.

Школа является одной из образовательных сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. Организация учебно-воспитательного процесса в школе должна адекватно отражать существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья учащихся и учителей, обеспечение их безопасности. Сегодня уже появились системные исследования о создании в школе специальной службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании здоровьесберегающего мышления учащихся и учителей, о становлении основ безопасности жизнедеятельности личности.

Однако сегодня особенно остро встают противоречия между:

• потребностью в формировании новых подходов в образовании, основанных на идее сохранения здоровья, сознания человека, безопасного существования личности, общества, государства и отсутствием системно разработанных направлений и путей реализации таких подходов;

• потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школ и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего формирование безопасного и стабильного поведения через решение вопросов здорового образа жизни на всех ступенях школьного образования;

• потребностями школьника в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих и неготовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного и стабильного поведения учащихся общеобразовательных школ;

• необходимостью создания условий для становления навыков безопасного и стабильного поведения школьников и перманентно возрастающими учебными нагрузками, которые порой неадекватны физиологическим и психологическим возможностям учащихся, а также недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этих навыков безопасного поведения.

Степень разработанности проблемы. В теоретическое осмысление проблемы формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни на различных уровнях образования значительный вклад внесли Ананьев В. А., Безруких М. М., Виленский М. Я., Виноградов П. Н., Грохольская О. Г., Дубровина И. В., Ижевский П. В., Колбанов В. В., Куликов JI.B., Моссоулина Л. А., Смирнов А. Т., Сомов Д. С., Сорокина М. В., Хренников Б. О., Шершнев Л. И. и др. [7- 26- 47- 48- 60- 67- 78- 90- 115- 141- 191- 199- 243].

Разработкой и теоретическим обоснованием инновационых развивающих систем обучения школьников занимались Амонашвили Ш. А., Занков JI.B., Пидкасистый П. И., Селевко Г. К., Сериков В. В., Эльконин Д. Б., Якиманская И. С. [176- 180- 181- 251- 252- 253- 254]. На логику нашего исследования существенное влияние оказали фундаментальные работы в области теории содержания общего образования В. В. Краевского, B.C. Леднева и И .Я. Лернера [109- 120]- в области теории развития личности, деятельности и общения (В.Г. Безрогов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) [25- 52- 119].

В процессе работы учитывались труды общеметодологического характера известных ученых, изучающих проблему человека, его здоровья (К.А. Абдульханова-Славская, В. В. Анисимов, М. В. Антропова, В. М. Бехтерев, В. А. Воскресенский, В. Н. Касаткин, Н. П. Дубинин, А. А. Зитлер, А. И. Киколов, И. Т. Назаров и др.) [1- 8- 9- 13- 14- 29- 51- 86- 146].

Проблемами профилактики девиантного поведения учащихся в окружающей среде занимались такие педагоги как Л. С. Выготский, И. В. Иовенко, З. И. Колычева, А. П. Краковский, А. С. Макаренко, В. Н. Муравьева, И. А. Шаповалова, Т. Н. Шульга и др. [52- 81- 99- 106- 128- 145- 248].

Особенности технологии работы педагога с молодежью группы социального риска рассматривают исследователи М. М. Безруких, Б. С. Братусь, М. Е. Бурно, В. Н. Ирхин, В. И. Игнатенко, Б. Д. Корешков, В. В. Трифонов, Г. В. Семья и др. [26- 41- 82- 177 ].

Особенности осуществления мониторинга и пути повышения уровня здоровья рассматриваются в работах М. В. Антроповой, Г. К Зайцева, С. М. Малых, В. Н. Носкина, Е. Е. Чепурных [11- 12- 72- 236].

В своем исследовании мы использовали теоретические и практические положения, связанные со здоровьесбережениеи и основами безопасности жизнедеятельности учащихся школ, содержащиеся в трудах известных психологов А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, С. Дерябо, Г. К. Зайцева, В. А. Зобкова, Д. В. Колесова, С. В. Кулева, А. А. Плешакова, Л. А Щелчкова, Д. И. Фельдштейна, Ф. Ф. Харисова и др. [72- 96- 114- 164- 225- 230].

Вместе с тем, говоря о несомненной теоретической значимости и практической важности названных исследований в практике современной школы, нельзя не отметить, что именно проблемы формирования безопасного поведения школьников с позиций развития технологий и механизмов обеспечивающих эффективность формирования навыков безопасного и стабильного поведения — не получили еще должного освещения в научных работах. Не исследован достаточно глубоко вопрос уточнения педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования безопасного поведения в аспекте обеспечения здорового образа жизни школьников. Недостаточно проработаны механизмы деятельности учителя и учащегося, а также факторы, оказывающие существенное влияние на успешность профилактических мероприятий по преодолению опасных проявлений дезадаптивного поведения личности и становление потребности учащихся развивать в себе навыки безопасного поведения.

Поиск путей разрешения противоречий обусловил необходимость решения важной педагогической проблемы — разработки технологий, определения условий и механизмов формирования навыков безопасного поведения учащихся общеобразовательных учреждений. Необходимость решения данной проблемы и послужила основанием для выбора темы исследования: «Педагогические технологии и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школ».

Цель исследования — разработать и апробировать пути и механизмы формирования безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы.

Объект исследования — процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности личности.

Предмет исследования — пути и механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования — процесс формирования навыков безопасного поведения школьников может быть эффективным, если:

• выявить специфику разработки модели формирования, связанную с личностью школьника, с особенностями восприятия и понимания им образовательного процесса;

• разработать модель формирования навыков безопасного и стабильного поведения посредством внедрения в процесс обучения и воспитания школьников инновационных педагогических технологий и механизмов;

• на основе выделения и анализа сторон процесса становления культуры безопасности личности в социуме выявить особенности постановки цели и приоритеты содержания процесса формирования безопасного и стабильного поведения учащихся в общеобразовательной школе;

• определить и апробировать механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школы и выявить технологические особенности инновационного хода педагогического процесса формирования психологически стабильного поведения учащихся, здоровьесберегающего педагогического его сопровождения;

• выделить критерии готовности школьников к восприятию материалов учебно-воспитательного процесса в области формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. На основе выявления специфики, связанной с личностью школьника, с особенностями восприятия и понимания им образовательного процесса, разработать модель формирования навыков безопасного и стабильного поведения посредством внедрения в процесс обучения и воспитания школьников инновационных педагогических технологий и механизмов.

2. Выявить особенности постановки цели и приоритеты содержания процесса формирования безопасного и стабильного поведения учащихся в общеобразовательной школе.

3. Определить и апробировать механизмы формирования навыков безопасного поведения учащихся школы.

4. Выявить организационно-педагогические условия, оказывающие существенное влияние на успешность профилактических мероприятий по преодолению опасных проявлений дезадаптивного поведения личности.

5. Выделить критерии готовности школьников к восприятию материалов учебно-воспитательного процесса в области формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности.

Методологической основой исследования являются: философский принцип гуманизма, рассматривающий описываемые явления с точки зрения человеколюбия, идей добра и справедливостифилософский принцип детерминизма, предполагающий рассмотрение объекта нашего исследования в системе причинно-следственных отношенийважнейшие положения диалектико-материалистического учения о развитии личностиположения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, в частности, о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений с обновлением системы образованияположения о биосоциальной сущности человека как личности, его социализации и адаптации в окружающем мирезакон единства и борьбы противоположностей, отражающий противоречивый характер рассматриваемой педагогической реальности, а также современные педагогические концепции формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности личности, обучения школьников навыкам распознавания и устранения опасных ситуаций, нашедшие свое отражение в трудах таких ученых как М. В. Антропова, О. С. Васильева, О. Г. Грохольская, Г. К. Зайцев, М. Г. Колесникова, М. В. Маслов, В. И. Михалев, Б. И. Мишин, А. А. Плешаков, Н. М. Полетаева, А. Т. Смирнов, И. И. Сулейманов, O.JI. Трещева, Л. И. Шершнев и др. 11- 12- 13- 14- 43- 61- 62- 72- 164- 191- 243].

Исходными теоретическими положениями, с позиций которых в данной работе анализируются и оцениваются факты, а также инструментом анализа и оценки имеющегося материала с точки зрения роли данного этапа в становлении и развитии педагогической науки в целом, является система общедидактических положений о сущности педагогического процесса, о составе педагогической системы как целостности, обеспечивающей получение необходимого уровня образования.

Методы, источники и база исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы, разных видов официальных документовизучение отчетов, документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печатииспользовались при этом методы обобщения, сравнения, системно-структурного подхода, анализа, синтеза, моделирования, прогностики, наблюдения, изучения результатов деятельности.

Экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные школы № 12 (г. Днепропетровск), № 106 (г. Одесса), № 600, гимназия № 710 (г. Москва).

Эмпирический материал собирался по нескольким аспектам, характеризующим как факторы формирования навыков безопасного поведения школьников, так и механизмы формирования мотивации и обеспечения готовности и развития потребности у школьников к здоровому образу жизни. В рамках каждого из указанных аспектов использовались такие методы исследования, как беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование обследуемого контингента, анализ анамнеза, личных дел, медицинских карт и т. п.

Личное участие соискателя состояло в теоретической разработке основных идей и положений по исследуемой теме, непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в качестве учителя школы, консультанта комиссии «Безопасное учреждение», заместителя руководителя по вопросам безопасности на предприятии ЗАО «Синтез-Ойл», соисполнителя по разработке гранта.

Российского гуманитарного научного фонда в 2008 -2009 годах на тему «Формирование современного уровня культуры безопасности подрастающего поколения в условиях изменяющейся России».

Организация и этапы-исследования.

Диссертация выполнена в реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и других федеральных и региональных нормативно-правовых документов России, определяющих основные требования к системе управления образованием.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

1 этап С2006 — 2007 гг.).

Изучение литературных источников. Раскрытие историографии и современного состояния исследуемой проблемы. Определение исходных параметров исследования. Формирование библиографической базы. Выбор экспериментальной базысоставление программы опытно-экспериментальной работыосуществление наблюдения за учащимися и выявление форм организации взаимодействия учащихся, семьи ишколы на пути формирования безопасной личности школьника.

2 этап (2007 — 2008 гг.).

Уточнение основных направлений исследования на основе систематизации полученных материалов. Уточнение категориально-понятийного аппарата исследования. Определение основных подходов к моделированию учебного процесса в общеобразовательной школе на пути формирования безопасного поведения учащихся. Разработка и внедрение модели формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся. Подготовка публикаций к печати.

3 этап Г2008 — 2009 гг.).

Систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование теоретических положений исследования.

Формулирование выводов и рекомендаций исследования. Подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

• выявлена специфика разработки модели формирования безопасного поведения учащихся школы (уровень социализации личности, обеспечивающей связь психического состояния личности и окружающих событийуровень общего понимания жизненной ситуации и эмоционального реагирования на неепсихо-физиологические особенностями восприятия учебного материалавозрастные особенности и индивидуальные стороны личности учащихсяуровень развития коммуникативных навыков и информационной культурыуровень и качество социальной адаптивностиуровень осмысления собственного бытия в социумеуровень тревожности и развития культуры деятельности учащихся);

• разработана модель формирования навыков безопасного и стабильного поведения (целевой, содержательный, процессуально-технологический и аналитико-рефлексивный компоненты) реализуемая посредством внедрения в процесс обучения и воспитания школьников инновационных педагогических технологий и механизмов (инновационная педагогическая технология развития интеллектуальной инициативы учащихсямеханизмы развития креативности мышления в физкультурно-оздоровительной деятельности школьниковразвития детерминант морального выбора учащихсяучета индивидуально-типологических особенностей учащихсясоединения решения трудовых задач, формирования трудовых умений школьников с вопросами становления основ психологически стабильного безопасного поведения);

• разработана программа формирования навыков безопасного и ' стабильного поведения учащихся в системе здоровьесберегающих технологий школы, целью которой является: формирование мотиваций безопасного поведения и ведения здорового образа жизнивыработка практических навыков безопасного и стабильного поведения учащихся;

• определена совокупность организационно-педагогических условий реализации модели формирования безопасного поведения школьников: опоры на продуктивность познавательной деятельности школьниковорганизации самостоятельной учебной деятельности на различном уровне трудностейпреодоления двигательной недостаточности и потребности сочетания двигательной и интеллектуальной активности и соревновательностиразвития детерминант морального выбора учащихсясвязь знаний с трудовым обучением и практикой;

• выделены критерии готовности школьников к восприятию учебных материалов в области формирования навыков безопасного поведения: познавательное отношение к миру, как единому целому, в. котором все находится во взаимосвязиготовность ученика действовать в сложной неопределенной ситуацииинтеллектуальная и спортивная соревновательностьрефлексивность и умение видеть свои действия «со стороны», осуществлять оценку действий.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем показана возможность решения проблемы формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся школы посредством внедрения в процесс обучения и воспитания школьников инновационных педагогических технологий и механизмов: инновационная педагогическая технология развития интеллектуальной инициативы учащихсямеханизм развития креативности мышления в физкультурно-оздоровительной деятельности школьниковмеханизм развития детерминант морального выбора учащихсямеханизм учета индивидуально-типологических особенностей учащихсямеханизм соединения решения трудовых задач, формирования трудовых умений школьников с вопросами становления основ психологически стабильного безопасного поведения. Разработана модель формирования навыков безопасного и стабильного поведения (целевой, содержательный, процессуально-технологический и аналитико-рефлексивный компоненты). Определена совокупность организационно-педагогических условий ее реализации, выделены критерии готовности школьников к восприятию учебных материалов по основам безопасности жизнедеятельности.

Предложенные механизмы, условия и оценочная база корректировки процесса формирования навыков безопасного поведения школьников могут быть использованы в исследованиях, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе сегодня.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогикиобщей методологией проектировочной деятельностиполнотой и системностью рассмотрения предмета исследованиясоответствием выбранных методов — цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно обоснованы и внедрены технологии и механизмы приобщения учащихся общеобразовательной школы к здоровому образу жизни, здоровьесберегающему безопасному поведению в сложных жизненных ситуациях: разработаны модель, программа, организационно-педагогические условия реализации процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в школе, которые могут быть использованы для совершенствования подготовки педагогов-консультантов, для обеспечения взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования.

По результатам исследования данные технологии и механизмы эффективны при обеспечении общеобразовательных школ профессионально подготовленными учителями, глубоко знающими свой предмет и умеющими комплексно использовать свои знания для решения поставленных перед ними учебно-воспитательных задач, а также для инструментального обеспечения организации взаимодействия учащегося, семьи и школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель формирования навыков безопасного и стабильного поведения (целевой, содержательный, процессуально-технологический и аналитико-рефлексивный) посредством внедрения в процесс обучения и воспитания школьников инновационных педагогических технологий и механизмов.

2. Механизмы формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся школы: развития интеллектуальной инициативы учащихсяразвития креативности мышления в физкультурно-оздоровительной деятельности школьниковразвития детерминант морального выбора учащихсяучета индивидуально-типологических особенностей учащихсясоединения решения трудовых задач, формирования трудовых умений школьников с вопросами становления основ психологически стабильного безопасного поведения.

3. Совокупность организационно-педагогических условий реализации модели формирования безопасного поведения школьников: опоры на продуктивность познавательной деятельности школьниковорганизации самостоятельной учебной деятельности на различном уровне трудностейпреодоления двигательной недостаточности и потребности сочетания двигательной и интеллектуальной активности и соревновательностиразвития детерминант морального выбора учащихсясвязь знаний с трудовым обучением и практикой.

4. Ключевой инновационной идеей является тезис о том, что интеллектуальная инициатива в поведении школьников должна проявляться в необходимости реализации соревновательности их как по интеллекту, так и в физическом плане, то есть в системном, а не опережающем формировании интеллектуальных знаний по отношению к деятельности и поведению учащихся.

5. Для успешности внедрения механизма интеллектуальной инициативы как одного из ключевых механизмов процесса формирования навыков безопасного и стабильного поведения, учебное содержание: обязательно должно нести смысловую и ценностную нагрузку для учащихсядолжно нести знания, адаптированные по возрасту учащихся, по смыслу, по структуредолжно отражать виды и способы организации процессадолжно включать умения, связанные с поиском, постановкой и решением познавательных задачдолжно включать опыт надситуативной познавательной деятельности, определяющий переход учащихся от воспроизводящей активности к творческой познавательной деятельности.

6. Критерии готовности школьников к восприятию материалов учебно-воспитательного процесса по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности: интеллектуальная и спортивная соревновательностьпознавательное отношение к миру, как единому целому, в котором все находится во взаимосвязиготовность ученика действовать в сложной неопределенной ситуациирефлексивность и умение видеть свои действия «со стороны», осуществлять оценку действий.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Университета РАО, на научно-методических семинарах и совещаниях гимназий и лицеев г. Москвы и Московской области, на заседаниях педагогических советов школ, на научно-практических конференциях в МосГУ, МГОУ, МГГУ, семинарах и симпозиумах (Москва, Днепропетровск, Челябинск).

Результаты исследования используются методическими службами и педагогами общеобразовательных школ и учреждений системы дополнительного образования г. Москвы, Московской области при организации деятельности по формированию навыков безопасного поведения учащихся.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации без приложений 219 страниц, список литературы включает 260 наименований из них 4 на иностранном языке.

Общие выводы по работе:

1. Разработана и апробирована модель формирования навыков безопасного и стабильного поведения посредством внедрения в процесс обучения и воспитания школьников (компоненты, содержание, технологии).

2. Определены механизмы формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся школы: развития интеллектуальной инициативы учащихсяразвития креативности мышления в физкультурно-оздоровительной деятельности школьниковразвития детерминант морального выбора учащихсяучета индивидуально-типологических особенностей учащихсясоединения решения трудовых задач, формирования трудовых умений школьников с вопросами становления основ психологически стабильного безопасного поведения.

3. Выделена совокупность организационно-педагогических условий реализации модели формирования безопасного поведения школьников: опоры на продуктивность познавательной деятельности школьниковорганизации самостоятельной учебной деятельности на различном уровне трудностейпреодоления двигательной недостаточности и потребности сочетания двигательной и интеллектуальной активности и соревновательностиразвития детерминант морального выбора учащихсясвязь знаний с трудовым обучением и практикой.

4. Ключевой инновационной идеей, которая получила экспериментальное подтверждение в ходе исследования, является тезис о том, что интеллектуальная инициатива в поведении школьников должна проявляться в необходимости реализации соревновательности их как по интеллекту, так и в физическом плане, то есть в системном, а не опережающем формировании интеллектуальных знаний по отношению к деятельности и поведению учащихся.

5. Для успешности внедрения механизма интеллектуальной инициативы как одного из ключевых механизмов процесса формирования, навыков безопасного и стабильного поведения, учебное содержание: обязательно должно нести смысловую и ценностную нагрузку для учащихсядолжно нести знания, адаптированные по возрасту учащихсяпо смыслу, по структуредолжно отражать виды и способы организации процессадолжно включать умения, связанные с поиском, постановкой и решением познавательных задачдолжно включать опыт надситуативной познавательной деятельности, определяющий переход учащихся от воспроизводящей активности к творческой познавательной деятельности.

6. Выделены критерии готовности школьников к восприятию материалов учебно-воспитательного процесса по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности: интеллектуальная и спортивная соревновательностьпознавательное отношение к миру, как единому целому, в котором все находится во взаимосвязиготовность ученика действовать в сложной неопределенной ситуациирефлексивность и умение видеть свои действия «со стороны», осуществлять оценку действий.

7. Выстроена программа профилактики опасного и нестабильного поведения учащихся через создание здоровьесберегающей среды школы.

8. Определено, что процесс организации здоровьесберегающей среды учреждения образования, способствующий формированию культуры безопасности жизнедеятельности личности должен опираться на реализацию следующих принципов: природосообразностиучета уникальности личностидополнениялюбви к человекупроектировочного образованиярезонанса.

9. Доказан здоровьесберегающий потенциал учебно-воспитательного процесса и окружающей школу среды на пути формирования безопасной личности: разработаны педагогические условия, этапы реализации.

Проведенное исследование не претендует на полный охват проблемы формирования безопасного поведения через становление здоровьесберегающей среды в современных общеобразовательных учреждениях. Требуют своего рассмотрения также важные аспекты данной проблемы, как взаимодействие и самоорганизация различных предметных областей — физиологии, медицины, педагогики, психологии, а также проблемы нагрузки, индивидуальных траекторий в учебном процессе. Определение содержательного наполнения учебного процесса с позиций дифференциации и коррекции здоровья учащихся в процессе формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, послужит предметом дальнейших исследований автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время многие страны столкнулись с серьезнейшей проблемой обеспечения безопасности населения. Тенденция возникновения аварий и катастроф, разрушительные стихийные бедствия, периодически происходящие на территории России и стран СНГ, требуют высокой профессиональной подготовки специалистов и готовности населения к действиям в сложных и чрезвычайных ситуациях.

Особую тревогу и обеспокоенность вызывает низкий уровень обеспечения безопасности учащихся и преподавателей всех без исключения образовательных учреждений. Об этом свидетельствуют факты пожаров с многочисленными жертвами, происшедшими в ряде образовательных учреждений России, различного рода несчастные случаи со школьниками.

До сих пор мероприятия, проводимые различными ведомствами, по обеспечению безопасного функционирования образовательных учреждений не приносят должного эффекта. Начиная с 2004 года, в системе образования России реализуется федеральная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения». Однако все мероприятия этой программы направлены только на обеспечение одной из составляющих безопасности образовательных учреждений — технологической (пожарная, электрои конструкционная безопасность). Проблему безопасного функционирования образовательных учреждений нельзя решить только с этих позиций. Решение этого вопроса требует комплексного, системного подхода. В конце концов, не здания надо беречь, а учащихся и административно-преподавательский корпус.

К сожалению и многие представители администрации образовательных учреждений недостаточно владеют умениями грамотного поведения в чрезвычайных ситуациях, эффективного использования технических средств, оказания первой медицинской помощи и т. д. А ведь согласно данным МЧС ежегодно представляемым в докладах министра С. К. Шойгу о состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: — обеспечение безопасности в ОУ, как и в любом другом учреждении, на 80% зависит от соответствующих знаний и умений учащихся, а также школьного персонала и только на 20% от технического состояния здания (в том числе пожарная, электрическая, конструкционная безопасность и др.).

В настоящее время обучение действиям в экстремальных ситуациях, а в условиях ОУ и просто безопасному поведению проводится не всегда системно и как правило входит в курсы охраны труда, курсы «ОБЖ» и т. д. без формирования необходимых навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях с использованием новейших тренажеров. В результате выпускники таких курсов не только не обладают необходимыми навыками, но психологически не готовы к активным действиям в экстремальной ситуации.

В подавляющем большинстве образовательных учреждений не хватает тренажеров и манекенов для формирования необходимых навыков даже у собственных работников и учащихся. В данных обстоятельствах можно ис1 пользовать хорошо зарекомендовавший себя зарубежный опыт решения проблемы, связанный с организацией специальных центров подготовки и переподготовки граждан в области безопасности. В подобных центрах концентрируются все средства обеспечения безопасности, в том числе и только разрабатываемые на перспективу. С различной периодичностью от одного года до пяти лет, в зависимости от статуса: работники учреждений и организаций, в том числе и учащиеся, проходят учебу в этих центрах. Учеба завершается обязательными контрольными испытаниями с выдачей удостоверения государственного образца.

Таким образом, особое направление, которому уделяется самое пристальное внимание, — это подготовка учащейся молодежи — будущих граждан России, стран СНГ — к действиям в чрезвычайных ситуациях.

За последнее пятилетие издано множество документов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности, охраны окружающей среды, гражданской обороне. Создана нормативно-правовая база, определяющая порядок организации и подготовки учащейся молодежи по безопасности жизнедеятельности во всех образовательных учреждениях Российской Федерации. Предложенная работа является одной из попыток на концептуальном уровне решения проблемы формирования культуры безопасности населения, через соответствующее обучение и практическую подготовку школьников.

Рассмотрение международного и отечественного опыта развития образовательных программ в области здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности показало, что профилактические меры и программы по формированию культуры безопасного поведения, бесспорно эффективнее и выгоднее для государства, чем программы по борьбе с последствиями недостаточного уровня здоровья молодежи и населения в целом.

В условиях тревожной, быстроменяющейся ситуации проанализированы основные социально-психологические причины, порождающие явления нестабильного, агрессивного поведения человека: глубинные противоречия в экономической сфере, обусловленные объективными трудностями перехода к рынку, а также субъективным неприятием определенной частью населения новых экономических отношенийрастущая социальная дифференциация гражданотсутствие эффективных механизмов правовой защиты населенияснижение эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности и морали, утрата ориентиров в воспитательной работе, в первую очередь среди молодежинарастание тенденции к разрешению возникших противоречий и конфликтов силовым способомусиление социальных противоречий под влиянием растущей преступности.

В работе дан анализ источников насилия и агрессии в обществе таких как — трансформации, резкие социальные изменения в современных обществах с выраженной поляризацией населения по этническим и социальным признакам, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, сложности начальных периодов социальных модернизаций, нерегулируемая миграция, которая порождают экстремистские отношения в обществе. Рассмотрены предпосылки и факторы возникновения отклонений в поведении личности.

Проанализированы четыре группы отклонений от нормы: физические, психические, педагогические и социальные. Обязательными сторонами работы педагога с учащимися группы с отклонениями в развитии, с поведенческими отклонениями от нормы, как показал опыт педагогической деятельности, являются: с одной стороны, работа педагога направлена на профилактику отклонений и проявлений опасных тенденций в поведении, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой — работа направленная на реабилитацию учащихся в развитии которых установлены те или иные отклонения.

С целью анализа прошлого опыта в области здоровьесбережения и безопасного поведения, в исследовании дан краткий исторический экскурс (этапы) в проблему формирования основ здорового образа жизни обучающихся в котором выявлены постепенные изменения взглядов на личность ребенка, на истоки его здоровья, на проблему его заболеваний, на вопросы нормы и отклонения в поведении. Более подробно рассмотрены две линии санитарно-оздоровительной и культурно-просветительной работы с учащимися по формированию основ здоровьесбережения и безопасного поведения.

Причинами неблагополучного поведения и состояния здоровья учащихся в школе сегодня являются резкое сокращение учебного времени в школе, неблагополучие по состоянию здоровья детей основного звена системы образования — начальной школы, сопряженность учебных планов с перегрузкой учащихся, неадаптированность учебников и программ. В поисках средств изменения данной неблагополучной ситуации в школах России и стран СНГ проанализированы основные принципы построения и потенциал различных здоровьесберегающих инновационных образовательных технологий, основополагающими положениями которых могут быть: учет организационных и содержательных возможностей педагогической системыиннова-ционно-творческиая направленность образовательной средывовлечение учащихся в деятельность.

Рассмотрены экологическое, эмоционально-поведенческое, вербальное и культурологическое здоровьесберегающее пространство как стороны образовательной среды школы, обеспечивающей основу формирования безопасного и психологически стабильного поведения учащихся. Образовательное пространство школы способствует процессу становления культуры безопасности личности, личности, которая владеет навыками безопасного поведения, включающими в себя формирование личной безопасности, морально-психологической безопасности, физической безопасности, экологической безопасности, безопасности поведения в чрезвычайных ситуациях, правовой безопасности, социальной безопасности, информационной безопасности, политехнической безопасности, медико-профилактической безопасности, военной безопасности.

В работе обозначено содержательное наполнение процесса становления культуры безопасности поведения учащихся в социуме включающее получение: общеобразовательных и некоторых профессиональных знанийразвитие навыков применения общеобразовательных и профессиональных знаний в обеспечении личной безопасности и безопасности и стабильности окружающей природной и социальной средызнаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного (техногенного, биолого-социального, социально-политического, военного) характеразнаний нормативного правового и законодательного характера в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуацийзнаний в части оказания первой медицинской помощизнаний по организации защиты населения, территорий и окружающей среды от воздействия чрезвычайных ситуаций.

Выявлена специфика построения модели безопасного и психологически стабильного поведения обучающихся в общеобразовательной школе, связанная с: уровнем социализации личности, обеспечивающей связь психического состояния личности и окружающих событийуровнем общего понимания жизненной ситуации и эмоционального реагирования на неепсихофизиологическими особенностями восприятия учебного материала учащимисявозрастными особенностями и индивидуальными сторонами учащихсяуровнем развития коммуникативных навыков и информационной культурыуровнем тревожности и уровнем развития культуры деятельности учащихся.

Выделены факторы, оказывающие существенное влияние на успешность профилактических мероприятий по преодолению опасных проявлений дезадаптивного поведения личности. Проанализированы два направления профилактики дезадаптивного поведения школьников валеологическое и педагогическое. Рассмотрен инновационный характер ведущего из них — педагогического направления профилактики дезадаптивного поведения учащихся, который связан с построением инновационной педагогической системы (цель, содержание, дидактические процессы (механизмы), организационные формы) обеспечивающей эффективность формирования безопасного поведения школьников через становление психолого-педагогической поведенческой стабильности личности и реализацию данной идеи путем формирования основ культуры здоровьесбережения школьников.

Практика показала, что инновационный ход педагогического процесса формирования психологически стабильного поведения учащихся, здоровьес-берегающего педагогического его сопровождения, способствующего формированию навыков безопасного поведения в ходе обучения в школе связан с: овладением учащимися, с одной стороны, системой знаний, способствующих формированию безопасного для здоровья поведениядеятельностно ориентированным, здоровьесберегающим содержанием процесса, проявляющимся в здоровьесберегающей деятельности, направленной на себя, на развитие индивидуального жизненного потенциала личностивоспитательным наполнением учебного процесса как условием обеспечения самодвижения личности к индивидуальному здоровому образу жизни.

Нами использована инновационная педагогическая технология повышения эффективности процесса познания в ходе формирования культуры безопасного поведения у школьников, опирающаяся на опыт поощрения и развития интеллектуальной инициативы учащихся. Выявлено содержание механизма развития интеллектуальной инициативы школьников, определяющееся совокупностью взаимосвязанных сторон: мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-практической и рефлексивно-аналитической. На основе анализа теории и проведенного эксперимента, выявлена суть преобразующей возможности механизма развития интеллектуальной инициативы, которая состоит во взаимосвязи, сочетании, а также степени развитости сторон (мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-практической и рефлексивно-аналитической), которые в совокупности определяют своеобразие отношения учащихся к преобразованию ситуации поразвитию основ безопасного и стабильного поведения.

Определены.основы моделирования процесса формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся школы посредством, внедрения в процесс обучения инновационного механизма становления интеллектуальной инициативы школьников. Созданная нами модель включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: целевой, содержательный, процессуально-технологический и аналитико-рефлексивный. Ключевой инновационной идеей, которая получила экспериментальное подтверждение в> ходе исследования, является тезис о том, что интеллектуальная инициатива в поведении школьников должна проявляться в необходимости реализации соревновательности их как по интеллекту, так и в физическом плане, то есть в системном, а не опережающем формировании интеллектуальных знаний по отношению к деятельности и. поведению учащихся.

Для успешности внедрения механизма интеллектуальной инициативы как одного из ключевых механизмов процесса формирования навыков безопасного и стабильного поведения, способствующего эффективному формированию поведенческой составляющей безопасности личности, содержание:

• обязательно должно нести смысловую и ценностную нагрузку для учащихся;

• должно нести знания, адаптированные по возрасту учащихся, по смыслу, по структуре;

• должно отражать виды и способы организации процесса;

• должно включать умения, связанные с поиском, постановкой и решением познавательных задач;

• должно включать опыт надситуативной познавательной деятельности, определяющий переход учащихся от воспроизводящей активности к творческой познавательной деятельности.

В поиске средств реализации выстроенной модели формирования безопасного поведения школьников, выявлены и апробированы механизмы ее реализации: механизм формирования интеллектуальной инициативы школьниковмеханизм развития креативности мышления в физкультурно-оздоровительной деятельности школьниковмеханизм развития детерминант морального выбора учащихсямеханизм учета индивидуально-типологических особенностей учащихсямеханизм соединения решения трудовых задач, формирования трудовых умений школьников с вопросами становления основ психологически стабильного безопасного поведения. Разработана программа формирования навыков безопасного и стабильного поведения учащихся в системе здоровьесберегающих технологий школы, целью которой является: формирование мотиваций безопасного поведения и ведения здорового образа жизнивыработка практических навыков безопасного и стабильного поведения и здорового образа жизни. Эта программа является и программой профилактики опасного и нестабильного поведения учащихся через создание здоровьесберегающей среды школы. Определены организационно-педагогические условия реализации механизмов формирования безопасного поведения школьников.

По результатам экспериментальной работы выделены в опыте организации процесса формирования навыков безопасного поведения в классе два наиболее существенных аспекта:

Во-первых, наблюдается тенденция принятия целей здоровьесбережения и формирования основ культуры безопасности наравне с образовательными, воспитательными и развивающими целями учебно-воспитательного процесса.

Во-вторых, в педагогической практике организация процесса здоровьесбережения и основ безопасности жизнедеятельности в школе ведется в направлении создания психологического комфорта.

Этапами организации реализации здоровьесберегающего потенциала учебно-воспитательного процесса являются: создание специальной ситуацииорганизационно-методическое обеспечение процесса профилактики нестабильного, дезадаптивного поведениякоординация деятельности по здоровь-есбережению всех заинтересованных сторон (учителя, учащиеся, родители, воспитатели).

Проведена экспериментальная работа по определению эффективности выстроенной модели формирования навыков безопасного и психологически стабильного поведения учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. Е.В. Профилактика наркомании в российской школе. Автореферат канд. дисс.- М., 2003 22 с.
  3. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Канон врачебной науки. Кн.1. М.: Медицина, 1964. — с 293.
  4. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке /Под ред. Д. В. Колесова. М., Педагогика, 1987.-148с.
  5. В.В. Формирование готовности студентов вуза к проведению игр в детских оздоровительных центрах. Автореферат канд. дисс. — Магнитогорск, 2007. 22 с.
  6. В.Б., Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну. М.: Просвещение, 2000. — 194 с.
  7. В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. СПб.: ГМНПП «Иматон», 2000. — 96 с.
  8. В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики. Учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006. — 574 с.
  9. В.В. Что такое безопасность образования или почему Российское образование опасно? // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность. /Под науч. ред. В. В. Анисимова. М.: УРАО, 2005. — 0,8 п.л.
  10. Ю.Антинаркогенная подготовка дошкольников и младших школьников. Метод.пособие. /под ред. Молотилова В. Ф. — Орел, 2002. 40 с.
  11. П.Антропова М. В. Основы гигиены учащихся. -М., 1971. 208с.
  12. М.В. Школьная гигиена. М., 1970. — 327с.
  13. З.Антропова М. В. Физиолого-гигиенические рекомендации по нормализации учебной нагрузки учащихся 8−10 классов. М., 1985.- 33с.
  14. М.В. Физиология и режим школьника подростка. — М., 1970.-92с.
  15. В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.-340 с.
  17. P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. // В кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь, 1977. — с 33.
  18. Н.Р., Колосова Т. С., Гендитная JI.B., Кононюк Н. Н. Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников. Ленинград, 1987. — 30с.
  19. В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995.
  20. Г. А. Школа, содействующая здоровью и образованию в области здоровья//Ребенок и Север: проблемы и перспективы формирования здоровья детей и молодежи в экстремальных условиях среды обитания. Мурманск, 1999, С. 45−46.
  21. Т.А. Представления студентов вуза об информационно-психологической безопасности и пути их трансформации. Автореферат канд.дисс. Ставрополь, 2007. — 23 с.
  22. Безопасность человека//Пособие для преподавателей по курсу ОБЖ, Фонд национальной и международной безопасности. М., — 1994.
  23. Безопасность жизнедеятельности // Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов. — Ростов-на Дону, 1998.
  24. Безопасность человека: учебно-методическое пособие. Под ред. Шершнева Л. И. М., 1994.
  25. В.Г. Учитель и его ученики в текстах Нового Завета. М.:1. УРАО, 2002.- 158 с.
  26. М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. — 2004. — 240 с.
  27. С.В., Шапатина О. В. Комплексная методика ранней профилактики наркомании: Методическое пособие. Самара: Издательство «Универс-групп» -2004. — 27 с.
  28. М.Н. Проблемы национального воспитания в контексте гуманизация образования / М. Н. Берулава // Гуманизация образования. -2002. № 1. — С. 5−12.
  29. В.М. Алкоголизм и борьба с ним. Л., 1923.-13с.
  30. В.М. Личность и ее развитие и здоровье. СПб., 1905.- 43с.
  31. П.П. Избранные психологические исследования. -М.: Просвещение, 1964.
  32. К.Е. О сохранении здоровья и развитии умственных сил ребенка в школе. СПб., 1872−90с.
  33. Е.В., Борисенков В. П. Развитие образования в южном федеральном округе//Педагогика, № 9, 2003.- с.3−8.
  34. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика, 1997, № 4. С. 11−17.
  35. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4. с.29−35.
  36. Е.В., Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования. // Педагогика, 1996, № 5, с.72−80.
  37. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов н/Д, 1999.
  38. Л.Е. Здоровый ребенок — хороший ученик! // Начальная школа. 2000. — № 9. — С. 97 — 99.
  39. В.И. Концепция демократизации управления общим образованием в России. М., 2003. — 4,5 п.л.
  40. В.И. Директору школы о самоуправлении. М.: Владос, 2001.- 11,76 п.л.
  41. .С. Общая психология в 7-ми т. Т.З. М.: Академия, 2008.318 с.
  42. И.И. Валеология наука о здоровье. 2-е изд., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208с.
  43. О., Журавлева Е. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование. — 1999.' -№ 10.-2С. 202−206.
  44. Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  45. В.П. Записки о постановке физического воспитания в средней* школе // Материалы по реформе средней школы, 1915. -С.388−392.
  46. Н.В., Коваленко А. Е. Наркотики. М.: «Триада-Х», 2000.- 206 с.
  47. Вопросы воспитания и образования на XII международном съезде врачей в Москве // Вестник воспитания. 1897. — № 7. — С. 129−169.
  48. Вопросы охраны здоровья школьников./Под ред. М. П. Кравцова, Р. А. Якимович. Минск, 1983.
  49. В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. М., 1987.
  50. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.
  51. М.: Педагогика, 1991, с. 324−341.
  52. Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления (на материалах Азербайджанской Республики). М.: Учебно-консультационный центр «Юр Инфо Р», 1997. — 272 с.
  53. Гатауллина Л. Д Актуальные вопросы воспитания здорового ребенка. В сб. Актуальные вопросы охраны здоровья и воспитания детей. Уфа, 1979.-С. 33−36.
  54. .С. Философия образования для 21 века. М., 1997. — 460 с.
  55. Е.К. и др. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста при обучении в современной школе. М.: Просвещение, 1974.
  56. А.Г. Педагогические аспекты антинаркотического и антиалкогольного воспитания учащихся. Учебное методическое пособие по педагогике. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2001. — 84 с.
  57. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты. — А/р д. психол н. Москва, 2000. — 54 с.
  58. Р.В. Направления и механизмы формирования безопасного поведения младших школьников// Вестник Университета РАО № 2, 2008.
  59. О.Г., Анисимов В. В. Безопасность образования как социально-педагогическая проблема//Вестник УРАО, № 3, 2006. с. 10−19.
  60. О.Г. Проблемы теории обучения. Иркутск.: Оттиск, 2007. — 340 с.
  61. О.Г. Экологическая ситуация и целостность биосистем. -Минск, 1989.
  62. А.Г., Данилина И. В. Как спасти детей от наркотиков. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001. — 348 с.
  63. С.В. Семья и государство. Монография. М.: госНИИ семьи и воспитания. — 2001. — 208 с.
  64. Д.А., Дмитриева И. Р. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками, /практическое пособие по проведению тренинга. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 44 с.
  65. Л., Паин Э. Политический терроризм и экстремизм/ Век толерантности — 2003,
  66. И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. -1998.-Т. 2.-С. 50−57.
  67. Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Автореферат д/д. Л., 1980.- 23 с.
  68. С.Б. Дидактическое обеспечение предмета «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях образования. — А/р канд дисс. — Брянск, 1993.- 18 с.
  69. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М, 1992.74.3арецкая С.К. Организационно-педагогические условия управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе. Автореферат канд. дисс. М., 2008. — 26 с.
  70. Здоровый город здоровые дети: Информационно-методический сборник / Под ред. М. М. Яловенко. — Калининград: Янтарный сказ, 1998.
  71. Здоровый образ жизни, /Под ред. Д. К. Соколова. М., 1988.77.3иттлер П. Основы здоровой жизни. М., 1914.
  72. П.В., Хренников Б. О., Александрова И. В. «Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1−4 кл. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2007. — 63 с.
  73. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. -М., 1984.
  74. А.В. О некоторых фундаментальных проблемах обеспечения безопасности экологических систем//Безопасность. 1999, № 1 2.
  75. И.В. Теория и практика формирования культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательной школы. А/р докт. дисс.- Москва, 2—3. — 33 с.
  76. В.Н., Кащенко В. П. Здоровье учителей и учащихся приоритетная ценность // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 73 — 76.
  77. В.П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология. -1996.-№ 3−4.-С. 70−74.
  78. А.А. Программа факультативного курса «Здоровый образ жизни человека в условиях загрязненной биосфера /Х-Х1 кл./ // Химия в школе, 1995 -№ 6.-С. 31−33.
  79. В.Н. Школа здоровья//Школа здоровья 1994.-Т.1, № 1.-С.5−12.
  80. В.Н., Паршутин И. А., Митькин А. С., Константинова Т. П., Тихомирова А. В., Огурцов П. П. Предупреждение употребления-алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005. — 136 с.
  81. С.Н. Адаптивное образовательной- пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков. А/реф.канд.дисс.- Ростов-на- Дону, 2005 23 с.
  82. С.Н. Школьная дезадаптация: проблемы, решения: Из опыта работы коллектива открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Красный’Сулин: Методические ракомендации. Ростов-на-Дону, 2004. -62 с.
  83. А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории. 2-е изд. М., 1977.-118с.
  84. В.В. Школьная валеология как новая область научных знаний // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1995. -Вып.З. -С.5−11.
  85. В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях //Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996. -Вып.З. -С.139−147.
  86. В.В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии //Валеологическое образование /проблемы, поиски, решения/: Сб. науч. трудов. -Липецк, 1996.- С.55−61.
  87. В.В. Концептуальные основы валеологической педагогики // Материалы межрегионального симпозиума «Медицинские и педагогические проблемы валеологии: Материалы 2 Всероссийской /с международным участием/науч.-прак. конф. -СПб., 1997.-С.3−7.
  88. В.В. Валеология. СПб., 1998. -230с.
  89. В.В. Профилактика наркозависимости в школе. СПб.: СПбАППО, 2003.- 106 с.
  90. Д.В. Здоровье школьников: новые тенденции/ Д. В. Колесов // Биология в школе. -1996. -N 2. С. 5−8
  91. А. Цена реформ и ценности учебы // Народное образование. -1995. -№ 5.-С. 6−12.
  92. А. Цена реформ и ценности учебы // Народное образование. -1995.-№ 5.-с. 6−12.
  93. З.И. О системе непрерывного валеологического образования.
  94. Наука и школа. 1998.-№ 3. — С. 61−63.
  95. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1995.
  96. .Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2001. — 128 с.
  97. Комплексная программа «Образование и здоровье» /Принята Правительством Москвы 19 мая 1998 г. // Школа здоровья. 1998. — Т. 5.-№ 2.-С. 85−116.
  98. Концепция формирования культуры безопасности жизнедеятельности М., 2005.- 84 с.
  99. Концепция физического воспитания здоровья детей и подростков /Лех В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. М., 1992.-23с.
  100. Концептуальные основы безопасности организации//Безопасность, 1994, № 5.
  101. А.П. О подростках. -М., 1970.
  102. Краткая энциклопедия по действиям в чрезвычайных ситуациях/Под ред. Ю. Л. Воробьева. Калуга.: ГУП «Облиздат», 2000. 184 с.
  103. Координационная программа «Здоровье, воспитание и обучение детей и подростков». АПН СССР, Акад.Мед. наук СССР.- М., 1985.-24 с.
  104. В.В. Методологическая рефлексия. // Советская педагогика. 1989.-№ 2-С.72−79.
  105. О.Н. Формирование готовности к физическому самовоспитанию у курсантов высших военных учебных заведений. Автореферат канд.дисс. Рязань, 2005. — 21 с.
  106. В.Ю. Функциональная грамотность в развивающемся обществе // Функциональная грамотность взрослых: Современное состояние исследований и их перспективы /Материалы к международному семинару/. СПб., 1992. -С.3−6.
  107. Т., Орехова Т. Здоровьетворящее образование: Валеоло-гический подход к организации педагогического процесса // Основы безопасности жизни. 1997. — № 11. — С.10−14.
  108. Н.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-496с.
  109. С.В. Воспитательная система как фактор формирования культуры здоровья учащихся. А/р канд дисс. — Москва, 2002. 27 с.
  110. JI.B. Национальная безопасность: культура и демогра-фия//Безопасность. 1998, № 3 4.
  111. Е.В. Воспитание привычек здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. А/р канд. диссер.- Барнаул, 200 219 с.
  112. В.Р. Физиолого-гигиенические проблемы выполнения Конвенции ООН о правах ребенка // Гигиена и санитария. 1996. — № 2. -С. 40−43.
  113. М.Н., Казина Э. М. Здоровье. Личность. Образование. -Кемерово, 1996.
  114. И.А. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980, 96с.
  115. А.П. Наркотики и национальная безопасность// Образование и безопасность. Материалы Всероссийской конференции. Москва, апрель 2005 г. с. 65−70.
  116. П.Ф. Избранные сочинения // Ред. кол. Кондаков М. И. М., 1988.
  117. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. -М.: Медицина, 1992, 512с.
  118. С.А. Социология и психология развития школьной молодежи/ С. А. Лисицын, И. С. Урсу // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. — С. 51−57.
  119. С.М. Формирование реабилитационно-воспитательного пространства в условиях приюта для детей и подростков. Автореферат канд.дисс. Пенза, 2008. — 26 с.
  120. В.Г., Чернякина Т. С., Якубова И. Ш., Козырева JI.B. Методические вопросы и опыт организации мониторинга санитарно-гигиенического благополучия детских и подростковых образовательных учреждений. // Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С.35−38.
  121. Е.В. Современные проблемы здоровьесберегающей педагогики. Сб. Образование и воспитание. М.: МГОПУ им. М. Шолохова, 2000. Зс.
  122. А.С. Избранные педагогические сочинения, М., 1977.
  123. Малая медицинская энциклопедия. -Т.З.- М.: Советская энциклопедия, 1966.- 1183с.
  124. Д.В. Психологические детерминанты морального выбора. Ар канд. дисс. — М, 2007. — 25 с.
  125. .П. (в соавт.) Образование, готовящееся к инноваци-ям//Известия> Российской академии образования, № 1, 2006. — 0,6 п.л.
  126. .П. Особенности планирования инновационной деятельности в школах//Ученые записки, № 16, М.: ИИО РАО, 2005. -0,5 п.л.
  127. И.И. Санитарное просвещение в школе. М., 1931. — 65с.
  128. В.В. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска. Автореферат канд.дисс. С-Петербург, 2008.-27 с.
  129. В.И., Сулейманов И. И., Трещева O.JL Формирование концепции валео логического образования // В ал ео логическое образование: состояние и пути совершенствования. Материалы всероссийской конференции. Омск, 1997. — с.3−6.
  130. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. М., 1997.
  131. Э.М. Диалогический аспект в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Автореферат канд. дисс. — Смоленск, 2008. 20 с.
  132. Г. А. Инновации и традиции в высшей школе. М. МГОУ, 2004. — 140 с.
  133. О.Н., Тараданова И. И. Выбираем мир без наркотиков: Учебное пособие для обучающихся 7−9 классов. Омск: Издательство ОмГПУ, 2003. — 336 с.
  134. JI.A. Методика проектирования содержания и технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности. А/р. канд дисс. — Тольятти, 2002. — 22 с.
  135. В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. А/р докт дисс. — Барнаул, 2004. — 41 с.
  136. А.В. Личностный подход в воспитании // Магистр. — 1991,8, с.35−41.
  137. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  138. В.Н. Стратегия оздоровления детей и подростков в условиях крупного города (концептуальные подходы и механизм реализации). Автор, дис.докт. мед. наук. -М., 1999.
  139. И.Т. Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности. Л., 1929.
  140. С.В. Повышение качества огневой подготовленности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Автореферат канд.дисс. С-Петербург, 2008. — 22 с.
  141. Ю.Л. Модель формирования культуры безопасности личности учащегося. Текст. /Ю.Л. Науменко/ЛЗестник Университета Российской академии образования. 2009. — № 3, — 0,5 п.л.
  142. Ю.Л. Психолого-педагогическая стабильность личности в реализации условий безопасности ее существования Текст. /Ю.Л. Науменко // Молодые ученые университета науке. Сборник научных трудов аспирантов и студентов. — М.: УРАО, 2009. — 0,3 п.л.
  143. Т.Ю. Валеологическое образование в формировании культуры здоровья у школьников // Дисс.к.п.н. Липецк, 2002. — 188 с.
  144. А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза. Ар.канд. дисс. -М., 2008.
  145. А.О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев, 1979.
  146. Об организации преподавания ОБЖ в общеобразовательных учреждениях России // «ОБЖ», 1998, № 10.
  147. И.Н. Развитие здоровьесберегающей дидактической системы учителя в условиях внутришкольного управления. А/р канд.дисс. -Барнаул, 2004. 23 с.
  148. Д. В. Психология терроризма. М., 2002.
  149. В. Материалы для проведения урока ОБЖ. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» № 2, 2006 г. с.37−39.
  150. И.С. Педагогический мониторинг профилактики девиантного поведения старших подростков в профессиональном училище. Ар. канд. дисс. Екатеринбург, 2005.
  151. С.Г. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе: Дис. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Калининград, 1999.
  152. И. Особенности преподавания ОБЖ в школе с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»// Журнал ОБЖ № 11,2005 г.
  153. В.Н. Педагогическое сотрудничество, или когда правится учиться и учить.- М.: Сентябрь, 1999.'- 128 с.
  154. M.C. Подготовка к учителей безопасности жизнедеятельности по курсу «Охрана труда в образовательных учреждениях» А/р канд дисс. — Тула, 2003. — 22 с.
  155. А.А. Преподавание предмета «Окружающий мир» в началь-ной-школе. -М.:Сентябрь, 2004. 146 с.
  156. М.И. Воспитание здоровых привычек. СПб., 1903"-72с.
  157. А.С. Обучение руководящих работников безопасности и-охране труда в системе дополнительного1 образования. Автореферат канд. дисс. Нижний Новгород, 2009. — 28 с.
  158. Постановление Совнаркома «О борьбе с эпидемиями» (19 августа 1930 г.)
  159. Постановление Совнаркома «О санитарном минимуме» (20 мая 1930 г.)
  160. Примерный объем знаний и умений учащихся 1−11 классов по гигиене и медицине. Проект АПН СССР. М., 1987. — 70 с.
  161. О. Правовые основы охраны здоровья и информационной безопасности учащихся общеобразовательных учреждений / Защити-меня! 2000. — № 3. — С. 20−24.
  162. .Ж. «Эмиль, или О воспитании». Т. 1. Педагогика, Идеи развития в трудах Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж.Руссо www.refu.ru/refs/alike/13 218.html сохраненная копия еще с сайта
  163. О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Автореферат канд.дисс. -Ставрополь, 2004. 27 с.
  164. А.С. Формирование готовносьти подростков группы риска к жизненному самоопределению. Автореферат канд. дисс. Тюмень, 2009.-26 с.
  165. М.С. Дистанционное профессиональное обучение молодежи в ограниченными возможностями здоровья. М.:НИИРПО, 2006. — 5,6 п.л.
  166. В.В. Концептуальные основы курса БЖД для гуманитарных направлений и специальностей высшего профессионального образова-ния//Журн. «Основы безопасности жизни», № 2, 2005 г.
  167. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. М.: «Народное образование», 1998.-255с.
  168. Г. В. Психологическая защищенность детей, лишенных семьи: По материалам обследований./ Г. Семья // Прикладная психология и психоанализ. -2003. -N 1. С. 29−44
  169. A.M. Олимпиады и конкурсы школьников по охране здоровья. М., 1962. — 66с.
  170. Т.Я. Теоретические основы исследования стилевых характеристик психической активности субъекта/Международный психолого-педагогический журнал «Гуманизация образования», № 1, 2003. С.66−74.
  171. В.В. Личностный подход в обучении- от концепции к технологиям. / Сб. Проблемы обновления содержания общественного развития. Ростов /Д., 1992.- С.92−94.
  172. В.В. Личностный подход в обучении: концепции и технология. -Волгоград: «Перемена», 1998. 150 с.
  173. Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. Екатеринбург-Челябинск, 1999. -242 с.
  174. С.Г. Педагогическое обеспечение здоровьесбережения. Челябинск, 1998.-79 с.
  175. Е. Человек в экстремальных условиях//Безопасность, 1999, № 5 6.
  176. И.М. Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения. Дисс. док. мед. наук СПб., 1860.-64с.
  177. Г. Угрозы безопасности детства в России начала XXI ве-ка//Безопасность, 2001, №№ 1−2.
  178. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. Ml, 1987.
  179. Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления. М., 1989.
  180. В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987, с. 237.
  181. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. Книга для учителей и воспитателей. М., Русский язык. — 1984.
  182. А.Т., Маслов М. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Тестовый контроль качества знаний для старшеклассников: 10−11 кл.: Пособие для преподавателей ОБЖ. М.: Просвещение, 2002.- 175 с.
  183. А.Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 5» класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2004. 176 с.
  184. А.Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
  185. А.Т., Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006. — 189 с.
  186. В.В., Смирнов А. Т. Дерябин Н.А. Армия государства Российского и защита Отечества. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.
  187. Э.И. Этнопедагогическое пространство семьи: проблемы современного функционирования и совершенствования в будущем. -М., 2000. 9 п.л.
  188. Сокольникова Э.И.(в соавт) Программа и логика воспитания школьников (в помощь педагогическим коллективам, вузов, колледжей, общеобразовательных школ). Чебоксары., 2001. 36 п.л.
  189. Г. М., Прокопенко Т. И. Основные аспекты здорового образа жизни // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Часть 2. Челябинск, 1997, 195с.
  190. Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза. А/р докт дисс. — Ставрополь, 2007. — 37 с.
  191. Д.С. Теория и практика реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза. М.: Университет РАО, 2007.- 264 с.
  192. М.В. Организационно-педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности личности в общеобразовательной школе. А/р канд.дисс. Москва, 2002. — 19 с.
  193. А.В. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Автореферат канд. дисс. — М, 2009. — 28 с.
  194. А.Г. Социально-гигиенический мониторинг детского и подросткового населения г. Москвы // Школа здоровья. — 1998. — Т. 5. № 2. — С. 76−84.
  195. В.А. Избранные произведения в 3-х т. Киев, 1979.
  196. В.В. Новационная область образования «Обеспечение жизнедеятельности». // «ОБЖ». М.: 1999, № 1.
  197. Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Спб.: Петроградский и К, 1997.
  198. Н.В. Управление развитием здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе школы. А/р канд дисс. — Москва, 2005.-22 с.
  199. Типология моделей-идеалов массового сознания молодежи в период перехода к посттоталитарному обществу: Метод, разработка/ Сост. Е.В. Жижко- Сост. Е. В. Жижко. -Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1994.-29 с.
  200. Е. Гуманизация российского образования // Народное образование. 1995. — № 6. — С. 4−8.
  201. В.В. Педагогические основы формирования безопасной личности учащегося. А/р канд.дисс.- Москва, 2003. 19 с.
  202. Н. О влиянии школы на здоровье ее воспитанников. М., 1981.
  203. Н. О влиянии школы на здоровье ее воспитанников. М., 1981.
  204. Томчак Е. В. Политические и идеологические факторы международного терроризма на рубеже XX—XXI вв. Автореферат канд.дисс.- Москва, 2008.-25 с.
  205. Н.А. Формирование валеологической культуры педагога. А/р на соиск. канд. пед. Наук. Казань, 1999. — 19 с.
  206. Укрепление здоровья. Дискуссионный-документ: Концепции и принципы.-Копенгаген, 1984.-14с.
  207. В.И., Устинов В. Е., Попадейкин В. В. Проблемы воспитания общественной культуры безопасности/Юсновы безопасности жизнедеятельности. 1998, № 10.
  208. А.А. Доминанта как фактор поведения. Сб.: Избр. труды. Л., 1978.-С.63−90.
  209. К.Д. О воспитании власти ребенка над своим организмом. // Изб. пед. соч.: в 2х Т.-Т.1.- М., 1953.-533с.
  210. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 1.1 т. т. 8.-М., 1950.
  211. Федеральный базисный учебный план. М, 2004 Федеральный закон «Об образовании» от 13 января 1996 г. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. Избр. Труды в 2-х т. — М.: МПСИ, 2008. — 456 с.
  212. В.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом в условиях лицея. А/р канд дисс. Екатеринбург, 2004. — 23 с.
  213. Ф.Ф. Здоровье как основа будущего страны // Образование. -2001. -№ 3.- С. 13−36.
  214. О.М. Безопасность общества и права человека//Безопасность, 1998, № 7−8.
  215. Г. Т., Уфимцева Н. В. Структура обыденного сознания и психология здровья. Сб.: Здоровье и образование: Матер. 14 Всемир. Конф. по сан. проев. Л., 1991.-С.120−122.
  216. А.Г. Здоровье школьников / В кн. Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы / Под ред. В. А. Полякова и др. М., 1997 — С. 41−46.
  217. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма к учебной и физической нагрузкам. М., 1982. — 240с.
  218. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. М., 1988.-216с.
  219. Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования // Magister. 1999/ - № 3 — С. 3−13.
  220. О.Г. Формирование межличностной толерантности старшеклассников. Ар канд. дисс.- Тюмень, 2005.
  221. Т.Ю. Педагогические условия первичной профилактики наркомании у студентов вуза. Ар.канд.дисс. Нижний Новгород, 2008.
  222. С.Т. Избранные педагогические сочинения, т. 1−4 М., 1958.
  223. И.Н. Физкультурно-образовательная технология профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток. Автореферат канд.дисс. Тюмень, 2008. — 26 с.
  224. С.В. Подготовка будущих учителей к формированию культуры здоровья школьников в педагогических вузах России (1918 — конец 90-х гг. XX в.). Автореферат канд.дисс. Чита, 2008. — 22 с.
  225. Е.А. Особенности осознанного отношения к психологическому здоровью у подростков 14−16 лет воспитанников интерната. — Нижний Новгород, 2007.
  226. Л.И. Значение образовательного курса ОБЖ с позиций национальной и международной безопасности.//Безопасность, 2001, №№ 1−2.
  227. Л.И. Учитель как созидатель безопасности//Безопасность. 1995, № 11.
  228. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на Дону, 1995.
  229. Т.И. Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие// Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. -М., 1999. С. 42−47.
  230. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты. -Новосибирск: Наука, 1989, 136 с.
  231. А.В. Анатомия терроризма: проблемно-психологический анализ. М.,
  232. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. — 96 с.
  233. И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979 — 144с.
  234. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии, 1995, № 2, с.31−42.
  235. И.С. Региональная политика в образовании. М., 1997,140с.
  236. Н.Н. Личная и коллективная безопасность в школе и микрорайоне. Программа факультатива для школы.- М, 2007. 8 с.
  237. A.M. Организационно-педагогические условия подготовки школьников к безопасному участию в дорожном движении. А/р канд дисс. — Магнитогорск, 1997. — 24 с.
  238. Andrej Kastelic. M.D. Head of Centre for Treatment of Drug Addiction Ljubljana. University Psychiatric Hospital. July 2005. Contact: andrej. [email protected]
  239. International Harm Reduction Association. What is Harm Reduction? Article of the International Harm Reduction Association. http://www.ihra.net/popups/articleswindow.php?id=2, visited July 2005.
  240. Tone Dolcic. Deputy Ombudsman. Human Rights Ombudsman Office, Ljubljana, Slovenia. July 2005. contact: tone. [email protected]
  241. World Health Organization. Policy and Programming Guide for HIV/AIDS Prevention and Care Among Injecting Drug Users: Department of HIV/AIDS. Geneva 2005. Available at: http://www.who.int/hiv/pub/idu/iduguide/en/
Заполнить форму текущей работой