Гимназии.
История педагогики и образования
Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. Обучались в них также семь лет, но был и восьмой класс — педагогический. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, окончившие с медалью — домашней наставницы. После окончания восьмого класса можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Гимназии также были платными. Система… Читать ещё >
Гимназии. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Женские гимназии появились в России в начале 1860-х гг.
Первой из них можно считать открытую в 1857 г. в Костроме помещиком Григорьевым на свои средства женскую гимназию для всех сословий.
Заслуга организации и распространения женских гимназий в России принадлежала профессору педагогики Главного педагогического института (Санкт-Петербург), инспектору классов в женском Павловском институте И. Л. Вышнеградскому. Большой вклад в постановку женского образования внесли В. И. Водовозов, К. Д. Ушинский.
В 1858 г. были открыты училища в Вологде, Тотьме, Твери, Устъ-Сысольеке, Рязани, Чернигове, Туле, Смоленске и Нижнем Новгороде. Им было дано право называться гимназиями, так как учебный курс их, по существу, мало чем отличался от мужских гимназий. Правда, вместо «мертвых» древних языков здесь обстоятельно изучались новые. К 1874 г. уже было 189 женских гимназий, где обучалось 25 565 учениц. Гимназическое образование развивалось активно.
Второе крупное начинание Вышнеградского — учреждение Педагогических курсов (с 1859 г.), являвшихся завершением учебно-воспитательного процесса гимназий. Курсы были, таким образом, первым шагом на пути женщин к высшему образованию.
Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а удостоенные награды (медали или книги) — аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы. Знания оценивались по 12-балльной системе.
Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. Обучались в них также семь лет, но был и восьмой класс — педагогический. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, окончившие с медалью — домашней наставницы. После окончания восьмого класса можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. Гимназии также были платными. Система оценки знаний — пятибалльная.
К концу XIX в. наряду с государственными женскими гимназиями существовало множество частных, но все они были платными.
Во второй половине XIX в. растет число женских средних учебных заведений духовного ведомства — епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения Синода. Это полузакрытые учебные заведения, по выходе из которых воспитанницы получали право преподавания в начальных школах.
Для всех женских учебных заведений этого периода характерна общая особенность — более широкое понимание своих целей: не только воспитание честных и добродетельных жен и матерей, по и общее развитие девушек, подготовка их к практической деятельности.
Расходы на мужские и женские учебные заведения (начало XX в.), %.
Статья расхода. | Учебные заведения. | |
мужские. | женские. | |
Из государственного казначейства. | 58,1. | 11,4. |
Пособия: | ||
от дворянства. | 0,7. | 0,2. |
от духовенства. | 5,3. | |
от городских обществ. | 3,2. | 6,0. |
от земств: | ||
губернских. | 1,2. | 1,9. |
уездных. | 1,5. | 2,3. |
Статья расхода. | Учебные заведения. | |
мужские. | женские. | |
от частных лиц. | 3,2%. | 7%. |
Плата за учение. | 17,7%. | 41,4%. |
Процент с капиталов. | 2,7%. | 9,4%. |
Из других источников. | 3,7%. | 15,1%. |
Как видим, гимназическое женское образование не стало обязанностью государства.