Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система формирования и развития познавательного интереса школьников в процессе обучения черчению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, черчение способствует развитию пространственных представлений школьников, технического мышления, логики, дает необходимые навыки в конструировании и моделировании, развивает у учащихся творческие начала. Ученые-методисты В. Н. Виноградов, А. Д. Ботвинников, В. И Кузьменко, Е. А. Василенко, Ю. Ф. Катханова, Л. Н. Коваленко, В. В. Степакова, Н. Г. Преображенская и другие в своих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Возрастные особенности учащихся-подростков и интерес
    • 1. 3. Условия формирования познавательных интересов школьников и пути их развития
  • Выводы
  • ГЛАВА 11. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ
    • 2. 1. Отражение проблемы развития интереса на страницах методической литературы
    • 2. 2. Познавательный интерес на уроках черчения в школе материалы констатирующего эксперимента)
  • Выводы
  • ГЛАВА 111. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ЧЕРЧЕНИЮ
    • 3. 1. Структура системы
    • 3. 2. Экспериментальная проверка системы
    • 3. 3. Методические рекомендации к использованию системы в учебном процессе
  • Выводы

Система формирования и развития познавательного интереса школьников в процессе обучения черчению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях демократизации и гуманизации общества перед общеобразовательной школой стоит комплекс задач по воспитанию и обучению школьников. Особое место среди них отводится формированию творческой личности, готовой к активному участию в любой сфере деятельности, отвечающей его интересам, склонностям, способностям и уровню подготовки. Для такой личности характерны: творческое отношение к любому делу, инициатива, новаторство, поиски путей рационализации, воля к преодолению трудностей.

На формирование активной творческой личности школьника значительное влияние оказывают его познавательные интересы. Опираясь на познавательные интересы школьников, учебный процесс не только обогащает их знаниями, умениями и навыками, но и способствует развитию памяти, воображения, мышления, воли и других психических процессов. Именно в учебной деятельности закладываются основы активной жизненной позиции личности.

Творческое отношение к учебному труду невозможно без увлеченности, интереса, без стремления к приобретению новых знаний. Поэтому одна из задач, стоящих перед общеобразовательной школой и перед каждым учебным предметом, — формирование познавательных интересов у школьников к учебе, развитие и укрепление их, преобразование интересов в увлеченность.

Перед черчением, как одним из учебных предметов, поставлены задачи, которые являются частью в комплексе задач, стоящих перед школой. Обучая школьников черчению, учитель знакомит их с новым способом общения между людьми — графическим языком, который передает информацию, содержащуюся в чертеже, с помощью линий, знаков, цифр и является международным языком. Графические средства информации, и в частности чертежи, наиболее точны, емки и кратки. Умение понимать чертежи, читать их и разрабатывать необходимо не только в любой отрасли народного хозяйства, но и в быту.

А, между тем, наблюдения и опыт работы показывают, что многие учащиеся и учителя относятся к черчению равнодушно, считая его второстепенным предметом, а иногда и ненужным вовсе. Причинами такого отношения являются:

— непонимание роли черчения в формировании личности школьника;

— незнание задач, которые стоят перед этим предметом в процессе приобретения среднего образования школьником;

— малое количество часов учебного времени, отводимое на изучение черчения;

— отсутствие целенаправленной работы по развитию интереса к предмету.

В связи с этим необходимо не только не умалять значения черчения в развитии личности школьника, а напротив, проводить специальную работу по формированию интереса к предмету, так как эта дисциплина оказывает глубокое влияние на формирование личности ученика. Учитель и вся система проводимых им уроков черчения решают ряд взаимосвязанных воспитательных задач:

— формирование активной личности, способной проявить самостоятельность в решении задач;

— развитие творческих способностей, воображения у школьников- -формирование и развитие познавательного интереса, который может стать увлеченностью;

— воспитание настойчивости в достижении цели, уверенности в своих силах, ответственности за выполнение полученного задания;

— развитие навыков критического отношения к своей работе, умения контролировать результаты своего труда, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.

Кроме того, черчение способствует развитию пространственных представлений школьников [99], технического мышления [145], логики [127], дает необходимые навыки в конструировании и моделировании, развивает у учащихся творческие начала [114]. Ученые-методисты В. Н. Виноградов [111], А. Д. Ботвинников [104], В. И Кузьменко [131], Е. А. Василенко [135], Ю. Ф. Катханова [126], Л. Н. Коваленко [127], В. В. Степакова [164], Н. Г. Преображенская [140] и другие в своих исследованиях в области черчения подчеркивают значимость предмета для общего развития школьника, необходимость его изучения.

К настоящему времени проведено много исследований, посвященных вопросам формирования и укрепления интереса к учению в ряде дисциплин: Д. И. Трайтак — ботаника [147]- А. К. Дусавицкий, В. В. Репкинначальное обучение [19]- Н. Я. Виленкин [110], Г. В. Дорофеев [121] -математикаА.А.Левин [132] - внеклассная работа и др.

Проблему формирования интереса к черчению решали в своих работах В. А. Гервер [ 114], В. Ф. Канев [123], Л. Н. Коваленко [127]- Ю. Ф. Катханова [126], Т. И. Рыбакова [ ], А. А. Павлова, Е. И. Корзинова [151,152] и др.

В теории и практике преподавания черчения накоплен определенный опыт по развитию интереса к предмету. Отмечая, что все этапы урока должны быть интересными, ученые-методисты: В. И. Кузьменко, М. А. Косолапов [131], А. Д. Ботвинников [104], Е. А. Василенко [109], Н. Г. Преображенская [140], И. А. Воротников [112], В. Ф. Канев [124], Л. Н. Коваленко [127], а так же учителя-практики А. Б. Матченя [134] и другие дают некоторые рекомендации по формированию познавательного интереса на уроках черчения. Методисты предлагают использовать различные приемы, методы и формы обучения с целью развития интереса: через проблемное изложение материала: Н. О. Севастопольский [147], Н. Г. Преображенская [140]- включение в учебный материал исторических сведений, примеров из практики, показ практического смысла получаемых знаний: С. И. Дембинский, В. И. Кузьменко [119], В. Ф. Канев [124]- А. А. Павлова, Е. И. Корзинова [151,152]- использование прикладной направленности заданий по черчению — Ю. Ф. Катханова, М. Н. Марченко [ 126]- использование занимательных и творческих задачИ.А.Воротников [112] и А. С. Пугачев [144], Л. М. Эйдельс [154], В. А. Гервер [114], В. А. Буткевич [106]- логических задач — Л. Н. Коваленко, М. Н. Макарова [127,128]- через внеклассную работу — В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко [111]- путем внедрения игровых ситуаций — Е. М. Ольховников [ 137] и игровых форм проверки знаний учащихсяН.Г.Преображенская [141] и прочего.

Каждое из названных средств, приемов и методов имеет свои достоинства и может быть успешно использовано на уроках черчения с целью формирования интереса к предмету. Их состоятельность проверена временем. Однако в методической литературе отсутствуют рекомендации по развитию интереса у школьников на каждом этапе любого урока черчения, по преобразованию его в увлеченность. Поэтому, рассматривая проблему развития интереса школьников к черчению как одно из условий повышения эффективности обучения, мы считаем, что необходима система, включающая приемы, методы и средства, способствующие последовательному формированию, укреплению и развитию познавательного интереса школьников.

Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка системы формирования, укрепления и развития познавательного интереса школьников к черчению.

Объект исследования — процесс обучения черчению в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — познавательный интерес, его формирование и развитие у школьников на уроках черчения.

Задачи исследования:

1. Определить условия обучения, способствующие появлению интереса у школьников на уроках черчения.

2.Выявить педагогические приемы, методы, формы работы и средства, влияющие на формирование, укрепление и развитие познавательного интереса школьников к черчению.

3.Рассмотреть возможности развития познавательного интереса на каждом этапе урока черчения различного типа.

4.Разработать систему поэтапного развития интереса школьников на уроках черчения.

5.Апробировать предложенную систему в условиях лабораторного и широкого обучающего экспериментов.

6.Разработать методические рекомендации по использованию системы на уроках черчения.

Гипотеза исследования:

Формирование и развитие познавательного интереса будет более эффективно, если учитель работает по системе, которая включает этапы:

— создание благоприятных условий для появления у школьников заинтересованности;

— формирование устойчивого познавательного интереса- -укрепление познавательного интереса, его развитие и преобразование в увлеченность.

Теоретико-методологической основой исследования являются: -основные положения теории гуманизации обучения- -положения о влиянии обучения на формирование личности- -положения о развивающем характере обучения. В работе использовались следующие методы исследования: -сравнительно-исторический метод (теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме);

— метод сбора и обработки текущей информации (педагогический анализ и оценка современных тенденций организации педагогического процесса, анализ учебных программ, действующих в средних общеобразовательных школах, изучение и обобщение передового педагогического опыта по проблеме развития интереса к учению);

— опытно-исследовательский метод (изучение учебной деятельности школьников путем наблюдения, бесед с учителями и учащимися, анкетированияанализ учебных работ школьников, выполненных на занятиях в экспериментальных и контрольных группахстатистическая обработка результатов исследованияпедагогический эксперимент — обучение школьников с опорой на систему развития интереса, обобщение экспериментальных данных).

Опытно-экспериментальной базой исследования были: шесть средних общеобразовательных школ г. Смоленска, три школы — Смоленской области и одна общеобразовательная школа г. Абакана Красноярского Края. Этапы исследования:

Исследование осуществлялось с 1987 г. по 1999 г. в 4 этапа: Первый этап (1987;1990гг.) — теоретический. На этом этапе велось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, был проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (1991 — 1992гг.) — поисковый. На этом этапе был проведен анализ методической и специальной литературы, в результате которого были выявлены условия обучения, способствующие появлению заинтересованности, приемы и методы формирования познавательного интереса.

Третий этап (1993 — 1995гг) — накопление данных. Этап включал разработку системы формирования и развития познавательного интереса и преобразования его в увлеченность, проведение лабораторного эксперимента.

Четвертый этап (1996 — 1999гг.) — обобщающий. На этом этапе проводился широкий обучающий эксперимент с последующей обработкой результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— впервые установлены и сформулированы условия обучения, способствующие появлению у школьников заинтересованности в изучении черчения;

— определен характер интереса учащихся первого и второго года обучения черчениюих отношение к выполнению графических работ в тетради, на формате, на карточках и калькахво время урока и в домашних. условиях;

— предложены отдельные приемы развития интереса на уроке и при выполнении домашних работ по черчению.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— проведении систематизации приемов, методов и форм обучения, способствующих развитию интереса, с целью последовательного формирования познавательного интереса, затем его развития и преобразования в увлеченность.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке и экспериментальной проверке системы формирования и развития познавательного интереса школьников к черчению;

— разработке рекомендации по использованию системы формирования интереса на уроках черчения различного типа.

Достоверность исследования обусловлена опорой на современные достижения ученых по физиологии, психологии, педагогикетщательным анализом методической литературы по проблемевнедрением в практику методических рекомендаций по формированию интереса у школьниковопытом работы соискателя в качестве учителя черчения в общеобразовательной школе № 10 города Смоленска в течение 10 лет.

На защиту выносятся:

— утверждение о том, что использование системы формирования и развития интереса влияет на эффективность обучения;

— разработанная система формирования и развития познавательного интереса у школьников к черчению;

— методические рекомендации по использованию системы в процессе обучения школьников черчению.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: -в практику работы средних общеобразовательных школ города Смоленска (№ 9,10,15,26,28,33) и Смоленской области: города Сафоново-школа № 2- посёлка Верхнеднепровский Дорогобужского района-школа № 1- посёлка Ольша Смоленского района — восьмилетняя школав средней школе № 7 города Абакана Красноярского края;

— в процессе занятий студенческого кружка в Смоленском государственном педагогическом университете;

— при проведении курсов повышении квалификации, на которых диссертантка знакомила учителей черчения со своей исследовательской работой (1991г., 1995 г., 1996 г., 1997 г.);

— при обсуждении материалов диссертации на заседаниях кафедры черчения в Смоленском государственном педагогическом университете;

— через выступления соискателя на Всероссийской конференции преподавателей художественно-графических факультетов по проблемам образования в городе Уфа в 1991 г.- на Межрегиональной конференции по проблемам сельской школы в Смоленске в декабре 1997 г, на научно-практической конференции по проблемам образования, проходившей в Смоленске в 1998 г., на конференции молодых ученых по проблемам формирования личности, проходившей в Смоленске в марте 1999 г. -через опубликование работ по теме диссертации.

Выводы по третьей главе.

Проблема развития познавательного интереса волнует многих ученых и учителей-практиков.

Использование отдельных стимулов интереса способствует формированию его самого низкого уровняситуативного интереса. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, такой интерес без специальной работы по его укреплению и развитию быстро исчезает. Опыт работы соискателя в школе подтвердили это. У школьников, изучающих черчение второй год, познавательный интерес падает.

Разработанная нами система, построенная с учетом возрастных психических и физиологических особенностей подростков, и представляющая в структуре 4 уровня развития интереса, позволяет решить эту проблему.

Результаты экспериментальной проверки показали целесообразность использования данной системы в учебном процессе, которая подтвердилась результатами обучения. Экспериментальный класс, в котором работа велась учителем в соответствии с системой, показал более качественные знания по изученной теме, по сравнению с результатами обучения в контрольном классе, в обучении которого использовались отдельные стимулы интереса.

Однако, экспериментальная проверка позволила выявить ведущие стимулы интереса в системе. Они связаны с организацией обучения (учебный диалог, проблемный и частично-поисковый методы), с приобретением школьниками практических навыков (решение развивающих задач) и контролем знаний и умений (комбинированный опрос).

Заключение

.

Рассматривая проблему развития интереса как одно из условий повышения качества знаний школьников по черчению, мы предположили, что решение проблемы будет более эффективно, если учитель работает в соответствии с системой, состоящей из последовательных этапов действий по развитию познавательного интереса.

Исходя из задач, поставленных перед исследованием, теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил установить:

1. Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию.

2. Физиологической основой познавательного интереса является безусловный ориентировочный рефлекс (И.П.Павлов).

3. Психологическая структура познавательного интереса представляет собой систему взаимосвязанных интеллектуальных, эмоциональных и регулятивных процессов.

4. Познавательный интерес у школьников одного возраста может иметь различную направленность (на содержание предмета, на способы его освоения), разный уровень (элементарный, средний, высокий) и степень устойчивости (ситуативный, устойчивый, стойкий), которые могут изменяются в результате воздействия.

5.Под влиянием познавательного интереса активизируются мыслительная деятельность школьника, внимание, память.

6.Познавательный интерес влияет на формирование личности, развивая такие качества, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к получению намеченных результатов.

7.Познавательный интерес является ведущим мотивом учебной деятельности для учащихся-подростков и имеет свои особенности: а) он направлен на отдельные учебные предметыб) имеет личностный характерв) проявляется как интерес к закономерностям, управляющим явлениями природы.

8. Отношение учащихся-подростков к учебному предмету зависит от того, как предмет преподается, имеет ли он практическое значение, побуждает ли к самостоятельному поиску, необходим ли для поступления в ВУЗ, как дается учебный материал школьнику.

9. На появление познавательного интереса у школьников к предмету влияют: а) условия обучения:

— учитель-предметник и его профессиональные качества- -характер взаимоотношений между учителем и учащимися- -приемы и методы, используемые учителем. б) возрастные особенности школьников: стремление к взрослости, желание активно участвовать в учебном процессе, самостоятельность. в) индивидуальные особенности каждого школьника: обучаемость и учебная работоспособность;

10. Пути формирования познавательного интереса: а) активизация мыслительной деятельности учащихся путем использования проблемного изучения материала, частично-поискового методарешение познавательных задачиспользование учебного диалогаб) прохождение обучения на оптимальном уровне развития учащихся путем использования индивидуализации и дифференциации, различных видов самостоятельных работ.

В результате теоретического анализа методической литературы, учебных программ по черчению, действующих в средних общеобразовательных школах, изучения и обобщения передового опыта, были выявлены отдельные приемы и методы формирования познавательного интереса к черчению: а) через содержание учебного материала по черчению:

— включение в рассказ учителя исторических сведений;

— знакомство школьников с новейшими достижениями дисциплины;

— показ практической значимости учебного материала;

— решение разнообразных (типовых, логических, занимательных, творческих и др.) задач. б) через организацию познавательной деятельности учащихся:

— постановку иг решение проблемных задач и вопросов;

— объяснение нового материала в форме учебного диалога. в) через использование различных форм обучения (индивидуальных и дифференцированных заданий).

Наблюдения за учебным процессом, опыт работы соискателя показали, что школьники проявляют интерес к черчению, особенно в начале его изучения. Однако большинство учащихся имеют самый низкий уровень интереса — ситуативный, который без специальной работы учителя по его развитию и укреплению постепенно исчезает. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили это положение.

Исследование показало, что учителя черчения используют отдельные стимулы интереса: проблемное изучение материала, индивидуальный подход к учащимся, разнообразную наглядность. Однако делают это не регулярно. Кроме того, монотонность учения, шаблонность преподавания черчения, пробелы в знаниях учащихся, затруднения в изучении нового материала, -все это способствует тому, что интерес к предмету у школьников постепенно снижается или исчезает вовсе.

Разработанная система последовательного воздействия на ц познавательный интерес школьников, позволяет повышать его уровень, J,.

1 !i укрепления и развития его. При этом содержание каждого урока становится f интереснее и привлекательнее для школьников.

Данная система построена с учетом основных положений теории развивающего обучения, возрастных особенностей школьников-подростков, результатов исследований ученых в области психологии, физиологии, педагогики.

Для проверки эффективности разработанной системы был проведен лабораторный эксперимент, в котором участвовали учащиеся контрольного и экспериментального классов. Предварительное анкетирование показало общий и индивидуальный уровень познавательного интереса учащихся. Обучение в контрольном классе проводилось традиционно, в экспериментальном классе с опорой на систему развития познавательного интереса школьников. Изучение каждой новой темы проходило виде решения проблемной задачи в форме учебного диалога. Все практические работы проводились с использованием индивидуальных заданий, имеющих практическую направленность. Кроме того, были использованы отдельные стимулы интереса: решение занимательных задач, включение в содержание урока материалов по истории развития чертежа.

Повторное анкетирование показало изменения в развитии познавательных интересов отдельных учащихся экспериментального класса, что свидетельствует о влиянии системы развития интереса.

Сравнительный анализ итоговых контрольных работ показал, что.

I — обученность в контрольном и в экспериментальном классах осталась одинаковой, а качество знаний в экспериментальном классе повысилось.

Для подтверждения результатов лабораторного эксперимента был проведен широкий обучающий эксперимент, в котором приняли участие школьники разных общеобразовательных школ (6 средних школ, | - г. Смоленска, 3 средние школы Смоленской области, 1 школа г. Абакан Красноярского Края). Всего приняло участие в эксперименте 500 учащихся. В каждой школе выделялся контрольный и экспериментальный классы, обучение в которых велось по разному.

В контрольном классе — по традиционной методике, с использованием отдельных стимулов интереса, в экспериментальном классе — с опорой на систему развития интереса. Эксперимент проводился в течение второй учебной четверти.

Контрольные срезы знаний показали рост качества знаний школьников экспериментальных классов по сравнению с учащимися контрольных классов, что подтвердило выдвинутую гипотезу о влиянии системы развития интереса на эффективность обучения черчению.

Таким образом, в результате диссертационного исследования: 1. Определены: направленность интереса школьников на отдельные стороны процесса изучения черченияпричины снижения интереса к черчениюосновные недостатки использования учителем стимулов интересаусловия обучения, способствующие появлению у школьников заинтересованности- ^ приемы, методы, формы обучения, способствующие формированию интереса и его развитию. 2. Разработаны:

— система формирования и развития познавательного интереса на уроках черчения;

— методические рекомендации по использованию данной системы в учебном процессе.

З.Проведены:

— экспериментальная апробация системы в условиях лабораторного и широкого обучающего экспериментов;

— ознакомление учителей черчения г. Смоленска, Смоленской области, г. Абакана с методикой использования системы в учебном процессе от уровня познавательного интереса.

4.Показаны:

— необходимость проведения систематической работы по формированию и развитию познавательного интереса школьников к черчению- -зависимость качества знаний школьников от уровня развития их познавательных интересов;

— возможность развития познавательного интереса на каждом этапе урока черчения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-230с.
  2. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.- 208с.
  3. А. Ситуация успеха в учебной деятельности школьника и пути ее создания.// Воспитание школьника. 1989.- № 1. — С.70−79.
  4. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209с.
  5. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М.: Просвещение, 1973.- 156с.
  6. В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Тула: Книжное издательство, 1968.- 195с.
  7. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985.- 143с.
  8. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.- 96с.
  9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967.- 360с.
  10. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся./ И. С. Якиманская, В. С. Столетнев, И. Я. Каплунович и др.- под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.- 221с.
  11. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна. М.: Просвещение, 1969.- 196с.
  12. А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. Учебно-методическое пособие. Свердловск: Книжное издательство, 1971,-206с.
  13. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся: Сборник трудов./ Под ред. Н. Ф. Добрынина.- М.: Просвещение, 1974.- 191с.
  14. JI.C. Развитие интересов в переходном возрасте: Детская психология. Собрание соч. в 6-ти т., т.4.- М.: Педагогика, 1984.- С.6−40.
  15. Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита- Пресс. 1999.-155с.
  16. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследованийЛ АПН СССР.
  17. М.:Педагогика, 1986.- 239с. ¦
  18. ., Парнхэм Э. Ораторское искусство путь к успеху.-СПб: Питер Пресс, 1997.-192с.
  19. Н.Ф. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965.- 295с.
  20. Н.Ф. Интерес и внимание: учебные записки. М.: Моск. пед. институт им. К. Либкнехта, 1941.- т.8, вып.2.- С.3−19.
  21. А.К. Воспитывая интерес.- М.: Знания, 1984.- 80с.
  22. А.К. Исследование развития познавательного интереса младших школьников в зависимости от способа обучения. Автореферат дис. канд. пед. наук.- М.- 1975.- 24с.
  23. А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших подростков в различных условиях обучения. // Вопросы психологии.- 1975.- № 3. С.92−101.
  24. B.C. Сотрудничество в обучении.- М.: Просвещение, 1991.-321с.
  25. Л.В. Развитие познавательного интереса как условие подготовки младших подростков к самообразованию. Кандидат.дис. Смоленск, 1989.-145с.25.3ак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника.- М.: Знание, 1982.- 96с.
  26. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении.- М.: Знание, I960.-310с.
  27. В.Г. Особенности интересов учащихся подростков. /Проблемы возрастной педагогики/ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.7−12.
  28. Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 351с.
  29. B.C. Проблемы воспитания потребности в знаниях у школьников. -Ростов н/Д: Книжное издательство, 1971.-224с.
  30. B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984.-144с.
  31. B.C. Формирование у школьников потребности в знаниях. Ростов н/Дону: Книжное издательство, 1970. 152с.
  32. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985.- 80с.
  33. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376с.
  34. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96с.
  35. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  36. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.
  37. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие.- Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 171с.
  38. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391с.
  39. Я.А. Избранные педагогические сочинения. /В 2-х т. Т. 1 .М.: Педагогика, 1982. 656с.
  40. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. — 272с.
  41. Т.В. Проблемное и программированное обучение. М.: Педагогика, 1975.-303с.
  42. Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: Народная Асвета, 1972. — 136с.
  43. JI.H. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. — 523с.
  44. Л.Н. Умение думать и как ему учить. М.: Знание, 1975.- 167с.
  45. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-279с.
  46. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. -38с.
  47. Леонтьев B. f Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Учебное пособие. Новосибирск: НГПИ, 1987. — 89с.
  48. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185с.
  49. И .Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 160с.
  50. Г. И. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-195с.
  51. В.Н. Интерес к обучению в истории педагогической мысли и практике школы в России. М.: Знание, 1984.- 163с.
  52. В.Н. Актуальные проблемы педагогики. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982, — 48с.
  53. В.Н. Познавательный интерес и проблемное обучение. //Вопросы психологии. 1973.-№ 4.- С.84−90.
  54. В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — 82с.5 5. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. -М.: Педагогика, 1983. 64с.
  55. А.К. Психология обучения подростка. М.: Педагогика, 1975.-64с.
  56. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 192с.
  57. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  58. М.И. Вопросы организации процесса проблемного обучения.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971. 63с.
  59. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  60. М.И. Роль и место наглядности и технических средств в проблемном обучении. М.: Просвещение, 1976. — 75с.
  61. Махмутов М. Й! Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184с.
  62. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972.- 112с.
  63. А .Я. Уровень развития у подростков интереса к учебным предметам. /Вопросы психологии обучения. Минск: Народная Асвета, 1976.-С.62−82.
  64. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательных интересов у учащихся к учебному процессу. Автореф. канд.дис. — М. 1979.- 24с.
  65. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-224с.
  66. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Просвещение, 1979.- 157с.
  67. Педагогика. Курс лекций.- Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1966.-648с.
  68. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Актуальные вопросы теории и практики обучения: Сборник науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — 159с.
  69. П.И., Портнов М. Л. Опрос как средство обучения.-М.:Педагогическое общество России, 1999.-155с.
  70. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников. Сборник науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — 163с.
  71. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И. Я. Лернера. — М.%: Просвещение, 1972. — 239с.
  72. Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240с.
  73. Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения. Минск: Народная Асвета, 1970. — 150с.
  74. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: АПН СССР, 1989.-321с.
  75. И.А. Зависимость познавательных интересов учащихся от методов обучения: Сборник науч.тр. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.- С. 16−20.
  76. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208с.
  77. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.- 96с.
  78. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 97с.
  79. Л.С. Психология развития школьника и его воспитание.-М.:3нание, 1979.- 96с.
  80. В.В., Кутейникова М. Г. Возрастные особенности детей школьного возраста.- Минск: Народная Асвета, 1973.- 94с.
  81. Теория и практика педагогического эксперимента.- Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1979. 207с.
  82. В.П. О роли элементов занимательности и игры в учебном процессе, в формировании познавательных интересов подростков. /Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе. Ростов-н/Д: Книжное издательство, 1977. — С. 111−116.
  83. А.П. Основные факторы формирования интересов школьников к учебным предметам. Автореф. канд. дис. М. 1982. — 22с.
  84. К.Д. Избранные пед. сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1974. -581с.
  85. Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знания, 1978. -47с.
  86. Формирование интереса к учению у школьников.- Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. 191с.
  87. И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск: Народная Асвета, 1975.- 207с.93 .Хохлов С. И. О взаимосвязи интереса и воли. /Вопросы психологии и педагогики воли. Под ред. В. И. Селиванова.- Краснодар: КГПИ, 1969.-С.12−35.
  88. И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М.: Просвещение, 1988. 158с.
  89. Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Просвещение, 1982.-112с.
  90. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  91. Г. И. Опыт экспериментального изучения познавательных интересов подростков.- Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1965.- 167с.
  92. Г. И. Педагогические проблемы формированияпознавательных интересов.- М.: Педагогика, 1988. 203с. ?9.Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности.- М.: Знание, 1972. — 32с.
  93. ОО.Щукина Г. И. Познавательный интерес и проблема становления личности школьника в учебном процессе. /Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.-С.6−14.
  94. Г. И.- Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971. 351с.
  95. Ю7.Ботвинников А. Д. и др. Черчение: учебник для 7−8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1996. — 222с.
  96. А.Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе.- М.: Просвещение, 1989. 111с.
  97. А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1977. — 191с.
  98. Ю.Ботвинников А. Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1983. — 128с.
  99. Ш. Ботвинников А. Д. Развивать интерес к черчению. //Школа и производство.- 1988.- № 4.-С.53−54.
  100. В.В. Некоторые наглядные и учебные пособия по черчению.- М.: Учпедгиз, 1962. 63с.
  101. В.А. О творческих работах по черчению. /Вопросы теории и методики преподавания черчения и рисования в подготовке учителя средней школы/.- М.: МГПИ, 1981.- С. 14−16.
  102. И.Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению 8 кл. М.:
  103. Просвещение, 1990. 239с. ¦
  104. Е.А. Методические основы разработки средств обучения по черчению для средней школы./ Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования/.- Уфа: БГПУ.- 1999.- С. 174−185.
  105. Е.А. Уроки черчения в 7 классе. Минск: Народная Асвета, 1974.- 130с.
  106. НЛ., Дробышева Ю. А. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики.// Начальная школа. -1988. № 12. — С.34−37.
  107. В.Н. Внеклассная работа по черчению.- М.: Просвещение, 1965.- 136с.
  108. И.А. Занимательное черчение.- М.: Просвещение, 1990. -223с.
  109. И.С., Тржецяк Л. И. Методика преподавания черчения. -М.: Профтехиздат, 1962.- 248с.
  110. В.А. Творческие задачи по черчению.- М.: Просвещение, 1991. -128с.
  111. В.А. Творчество на уроках черчения: Книга для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.- 144с.
  112. Л.К., Марцинкевич Ю. Д., Быстренина Л. Х. Задания по черчению 7−8 класс.- Минск: Народная Асвета, 1985.- 96с.
  113. Л.М. О преподавании черчения в школе.- М.: Просвещение, 1964.-91с.
  114. Графические задачи на уроках черчения: Пособие для учителя / В.Н. Вино1радов, Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова и др.- под ред. В. Н. Виноградова.-Минск: Народная Асвета, 1984.- 126с.
  115. А.М. Из истории простановки размеров на чертежах.// Школа и производство. 1970. — № 12.- С. 58.
  116. С.И., Кузьменко В. И. Методика преподавания черчения в средней школе.- М.: Просвещение, 1968. 319с.
  117. С. И. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в средней &diams-школе.- М.: Просвещение, 1975. 191с.
  118. Г. В. Тараканова О.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике. //Математика в школе. 1988.- № 5. -С.25−28.
  119. В.Б. Познавательный интерес и его развитие на уроках черчения.// Вопросы подготовки по чертежно-графическим и трудовым дисциплинам.- Смоленск: СГПИ, 1997.- С.7−22
  120. Ш. Дрягина В. Б. Роль учителя в развитии познавательных интересов школьников. -Смоленск, 1998.- Деп. в ИТОП РАО. 17.12.98.-Реф.сб.рукописей. Вып.2 1998, 6с.
  121. А.А. Организация индивидуализированной самостоятельной работы учащихся по черчению. /Проблемы преподавания графических дисциплин/. Курск: изд-во КГПУ, 1996.- С. 33−35.
  122. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль наглядного материала в решении учебных задач. //Среднее спец. образование. 1971. — № 6. — С. 18−23.
  123. Ю.Ф., Марченко М. Н. Прикладная направленность заданий по черчению.// Школа и производство. 1995. — № 2.- С. 54.
  124. JI.H. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения черчению. Канд. дис. М.-1988. -190с.
  125. Jf.H., Макарова М. Н. Логические задачи на уроках черчения. //Школа и производство.- 1990. № 2.- С.78−90.
  126. А.Г. Чертежные диктанты. //Школа и производство.- 1967. -№ 5.- С. 56.
  127. Е.И. Структура педагогических способностей. Сборник науч.тр./Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования./ Уфа: БИТУ, 1999.-С. 82−84.
  128. А.А. Краткий очерк истории развития чертежа в России.- М.: Учпедгиз, 1956. 106с.143 .Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АГАР, 1997.- 307с.
  129. В. И. Косолапов М.А. Методика преподавания черчения.- М.: Просвещение, 1981. -272с.145 .Левин А. А. Массовые олимпиады как средство развития познавательного интереса. //Советская педагогика. -1965. -№ 3.- С. 27.
  130. Нб.Лернер И. Я. Познавательные задачи и задания по истории.-М. .-Педагогика, 1970.- 170с.
  131. А.Б. Проблемный подход к изучению темы «Проецирование». // Школа и производство. -1989. -№ 12.- С. 56.
  132. Методика обучения черчению. / В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, В. В. Степакова и др.- под ред. Е. А. Василенко. М.:Просвещение, 1990.-176с.
  133. Основы методики обучения черчению. /А.Д.Ботвинников и др.- под ред. А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 1966. — 600с.
  134. А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 1, — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000,112с.
  135. А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 2.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000,128с.
  136. Повышение эффективности и качества преподавания черчения. /А.Д.Ботвинников й др.- под ред. АДБотвинникова. М.: Просвещение, 1981.-170с.
  137. Н.Г. Опрос как одна из форм проверки знаний учащихся. /Вопросы художественно-педагогического образования/. -Смоленск: СГПИ, 1976. С.58−68.
  138. Н.Г. Сечения и разрезы.- М.:Просвещение, 1986.- 159с.
  139. Программа по черчению. НИИ АПН СССР. М.:Просвещение, 1993. -16с.
  140. Программы по черчению 7−9 классы.- М.: Просвещение, 1995.-30с.
  141. Пугачев А.С.' Занимательные головоломки по черчению.- Л.: Судостроение, 1965,191с.
  142. И. А. Эйдельс Л.М. Методика преподавания- черчения.- М.: Просвещение, 1983.- 112с.
  143. И.А. Резьба. Резьбовые соединения. М.'Просвещение, 1971.-120с.163 .Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-граф. фак. пед. инст.-3-е изд. Доп. и перераб.- М.:АГАР, 1998,256с.
  144. Т.И. Активизация обучения основам машиноведения в курсе черчения, студентов ХГФ. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993,16с.
  145. Н.О. Уроки черчения в школе.- М.:Просвещение, 1981. 160с.
  146. М. М. Айдинов А.И. Колосов А. Б. Черчение.-М.:Просвещение, 1991. 160с.
  147. В.В., Морозова Е. В. К вопросу о методическом мастерстве учителя черчения. /Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования.- Уфа: БГПУ, 1999.-С.14−15.
  148. В.В. Роль и место графического образования в школьной образовательной * системе. /Развитие непрерывного национально-регионального и вариативного художественного и графического образования.- Уфа: БГПУ, 1999.-С.164−168.
  149. С.Г. Дидактическая игра на уроках черчения.// Школа и производство. 1988. — № 2.- С.51−52.
  150. A.JI. Графическая подготовка учащихся в 7 классе.- Минск: Народная Асвета, 1983.- 48с.171.Трайтак
  151. А.В. Применение проблемной ситуации на уроке. //Советская педагогика. 1987. — № 3. — С.49−52., 173. Фурман А. В. Элементы проблемности на уроках черчения. //Школа и производство. 1981. — № 2.- С.49−50.
  152. В.В. Алгоритм решения занимательных задач. //Школа и производство. 1988. — № 5. — с.60.
  153. Л.М. Занимательные проекции.- М.: Просвещение, 1982. 207с.
  154. JI.M., Дерябин А. С. Методика преподавания черчения.- М.: Просвещение, 1968. 140с.
  155. М. И. Верхола А.П. Проблемные ситуации на уроках черчения. //Школа и производство. 1989. -№ 1.- С.73−75.1. ПРШ10ЖЕНИЕ 1i'l1. 1:
  156. Причины отрицательного отношения школьников к учению1. Младший школьник1. Подросток
  157. Социальные мотивы Познавательные мотивы Мотивы перспективы
  158. Взаимоотношения учащихся между собой, между учащимися, родителями и учителями. Интерес к знаниям, к процессу их добывания Связь с далекой и близкой целью обучения
  159. Мотивы учебной деятельности, характерные для разных возрастныхпериодов.1. S! Я К сЗ1. PQ
Заполнить форму текущей работой