Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. 
Структура, функции и основные виды профессиональной деятельности. 
Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура деятельности педагога рассматривается в педагогической литературе по-разному. Например, Л. И. Митина включает в нее: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценку педагогических действий учителя (сравнительный анализ запланированного и реализованного в деятельности учителя). При подборе средств и способов решения поставленных… Читать ещё >

Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. Структура, функции и основные виды профессиональной деятельности. Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия «учитель» и «педагог» часто употребляют как синонимы.

Учитель — профессионал, сам род занятий которого постоянно связан с высшей ценностью — человеком. Гуманистическая («человекообразующая») природа педагогической профессии обнаруживается только в педагогической деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности.

Учитель — это не только педагогическая профессия и должность в системе образования, это и высокая миссия, предназначение которой — сотворение и самоопределение личности в культуре, сотворение человека в человеке. Само содержание цели педагогической профессии, направленной на взращивание в человеке лучшего, раскрытие его потенциала, придает ей гуманистический характер. Однако, в реальной педагогической практике средства, которые использует учитель, могут быть противоположными цели (например, когда учитель считает, что для достижения цели все средства хороши).

Между тем, в истории образования имеется множество примеров выдающихся педагогов-гуманистов: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский. Среди наших современников необходимо назвать Ш. А. Амонашвили, О. С. Газмана, А. Тубельского и др.

Главное назначение учителя, по мнению Я. А. Коменского состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим ученикам, чтобы воспитать в них человечность. Учитель должен быть образцом простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скромности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. Кто берется за наивысшее — воспитание юношества, пишет Я. А Коменский, тот должен познаться и с ночным бодрствованием, и тяжким трудом, избегать всего, что ослабляет дух. Поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.

Сравнивая педагога с лучом солнца, который обогревает ребенка, К. Д. Ушинский называет учителя художником, а школу мастерской, где из куска мрамора возникает подобие божества.

Смысл и значение профессиональной деятельности во многом определяется ее общественной значимостью — тем, насколько она востребована обществом и что дает для него. Я. А. Коменский высоко ценил общественное назначение учительской профессии: «Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем».

Педагогическая профессия выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: благодаря ей, не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.

Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность выпускников адаптироваться к условиям жизни и их преобразованию.

Деятельность учителя всегда социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Поэтому так важно для педагога осознание не только узкопрофессиональных, но и социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач свой педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя — предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности в принятии педагогических решений. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы.

Педагогическая деятельность включает в себя профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения (Митина Л.М.).

Полифункциональный характер педагогической деятельности проявляется в ее многоаспектности: направленности не только на усвоение учениками знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление личности, на построение отношений в классе, на организацию внеклассной воспитательной работы, на создание в школе образовательной и развивающей среды и т. п.

Основные направления и содержание деятельности педагога определены квалификационной характеристикой выпускника по специальности, представленной в ГОС. Он должен быть готов к выполнению различных видов профессиональной деятельности:

Ж преподавательской,.

Ж воспитательной,.

Ж социально-педагогической,.

Ж культурно-просветительской,.

Ж коррекционно-развивающей,.

Ж научно-методической,.

Ж управленческой.

Среди многообразных видов деятельности педагога ведущая роль принадлежит преподавательской и воспитательной.

Структура деятельности педагога рассматривается в педагогической литературе по-разному. Например, Л. И. Митина включает в нее: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценку педагогических действий учителя (сравнительный анализ запланированного и реализованного в деятельности учителя). При подборе средств и способов решения поставленных задач педагог должен быть ориентирован:

  • Ш на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса (Кого учить?);
  • Ш на выбор и применение педагогических приемов и способов самореализации, самоактуализации, проявления личностных возможностей и способностей в работе с детьми (Кому учить?);
  • Ш на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия, создание условий ситуации успеха, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата (Как учить?);
  • Ш на отбор и переработку содержания, подбор информационного, вспомогательного, иллюстративного материала (Чему учить?).

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н. В Кузьмина определила структуру деятельности учителя, в которой обозначены пять функциональных компонентов:

  • 1) гностический;
  • 2) проектировочный;
  • 3) конструктивный;
  • 4) организаторский
  • 5) коммуникативный.

Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели описываются через систему соответствующих умений учителя.

В.А. Сластенин в структуре деятельности педагога выделяет основные виды профессиональной деятельности:

Целеполагающая деятельность — определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом как современных социальных условий в стране, так и типа школы, класса, возрастных и инд. особенностей учащихся, возможностей и профессионализма педагога. Формулировка задач обусловливает отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся.

Диагностическая деятельность — оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации УВП Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы Проектировочная деятельность направлена создание концепций и программы развития системы воспитательно-образовательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии работы с ними.

Конструктивная деятельность — отбор оптимальных видов и содержания образовательной деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных педагогических технологий, эффективных методов педагогического взаимодействия, определяет основные направления и содержания планирования работы.

Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в педагогическую деятельность и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений.

Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации.

Организаторская деятельность раскрывается в организации совместной деятельности педагога и учеников, направленной на реализацию воспитательных целей, включает организацию разнообразной деятельности, детского коллектива, индивидуальную работу с детьми, сотрудничество с родителями.

Рефлексивная деятельность — это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.

Многообразие выполняемых педагогом функций и видов деятельности, обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога отражаются в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте высшего профессионального образования.

Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу определяется его профессиограммой.

Они объединены в три взаимосвязанных комплекса:

Ж общегражданские качества;

Ж определяющие специфику профессии педагога;

Ж общекультурные, психолого-педагогические и специальные ЗУН по предмету.

Психологи при обосновании профессиограммы учителя обращаются к установлению перечня общих и педагогических способностей, например, таких как: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение, способность к распределению внимания и т. д. (В.А. Крутецкий).

В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, включающей в себя:

  • a интерес к профессии,
  • a педагогическое призвание,
  • a профессионально-педагогические намерения и склонности.

Существующие квалификационные характеристики определяют нормативные требования к уровню профессиональной компетентности педагога.

Под компетентностями понимается свод обобщенных требований к педагогу на уровне единства его теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности, характеризующей его профессионализм.

Самой высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяется как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.

Основу профессионализма и педагогического мастерства учителя, прежде всего, составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры.

Наконец, успешное осуществление профессиональной деятельности во многом зависит от готовности педагога учитывать свои психофизиологические способности и возможности, находить в соответствии с ними оптимальный индивидуальный стиль деятельности, обеспечивающий наилучшие результаты труда.

Вопросы и задания.

  • 1. Охарактеризуйте гуманистическую и социальную направленность педагогической профессии
  • 2. Что такое педагогическая деятельность?
  • 3. Назовите функции и основные виды профессиональной деятельности педагога.
  • 4. Раскройте структуру и содержание педагогической деятельности.
  • 5. Что понимают под профессиональной компетентностью учителя? В чем выражается система современных требований к учителю?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой