Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов на основе концепции глобального образования: На материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике обучения, иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н. Д., Зимняя И. А., Леонтьев А. А., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Щукин А. Н. и др.) — по теории и методике развития умений иноязычного общения (Пассов Е.И., Скалкин В. Л. и др.) — по культуроведческим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранным языкам на современном этапе
    • 1. 1. Обновление содержания языкового образования
    • 1. 2. Реализация требований к выпускникам ССУЗов в области профессионального межкультурного иноязычного общения
    • 1. 3. Современные тенденции методики обучения иностранным языкам в области активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и их реализация в педагогических технологиях
    • 1. 4. Введение в обучение глобальной ориентации
    • 1. 5. Выводы по главе 1
  • Глава 2. Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов при обучении иностранным языкам
    • 2. 1. Эпистемическая модель обучения иностранным языкам
    • 2. 2. Рационализация системы обучения иностранным языкам на основе эпистемического подхода
    • 2. 3. Оценка эпистемической деятельности учащихся
    • 2. 4. Реализация эпистемической модели обучения в программе по английскому языку для средних специальных учебных заведений
    • 2. 5. Выводы по главе 2
  • Глава 3. Организация и результаты экспериментальной проверки эффективности эпистемической модели обучения
    • 3. 1. Описание организации эксперимента
    • 3. 2. Ход эксперимента
      • 3. 2. 1. Первый этап (начальный уровень) обучения
      • 3. 2. 2. Второй этап (средний уровень) обучения
      • 3. 2. 3. Третий этап (продвинутый уровень) обучения
    • 3. 3. Эффективность функционирования предлагаемой модели обучения
    • 3. 4. Выводы по главе 3

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов на основе концепции глобального образования: На материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательные функции в учебных заведениях разного профиля, профессиональная значимость на рынке труда в целом.

Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков.

Необходимость знания языка специалистами становится особенно острой в связи с перестройкой системы внешнеэкономической деятельности предприятий. Предприятия вступают в новые формы сотрудничестваналаживаются прямые связи с зарубежными партнерами: создаются совместные предприятия, появляются филиалы зарубежных фирм, организуется участие в международных проектах. В связи с этим предприятиям нужны специалисты, умеющие не только читать специальную литературу, но и осуществлять иноязычное общение в профессиональной области. Знание иностранного языка помогает глубже вникнуть в технологический процесс.

Переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу обусловливает важность компьютеризации и информатизации общества. Как показал опыт, система получения, хранения и использования научно-технической информации, основанной на переводах, значительно устарела. В современных условиях, когда информация не только быстро создается, но и быстро устаревает, пользование всемирной сетью Интернет становиться все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Основная же информация в сети на английском языке.

Со вступлением России в мировое сообщество качественно изменились требования к знаниям специалистов. Появилась необходимость подготовки творчески интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями, способного к самообразованию и самооценке, с широким гуманитарным взглядом на мир.

Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизнипоколения, способного познать глобальные проблемы современности, способного успешно самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира. В связи с этим встает вопрос о ценностном, духовном и нравственном наполнении содержания знаний.

Таким образом, сегодня перед средними специальными учебными заведениями (ССУЗами) встает задача осуществления целенаправленной расширенной и углубленной лингвистической подготовки специалистов, способных вступать в профессионально-ориентированное межкультурное иноязычное общение.

Для студентов ССУЗов предмет «иностранный язык» является непрофилирующим. К сожалению, приходится констатировать, что учебно-познавательная деятельность студентов на уроках и во внеклассных мероприятиях не отличается активностью. Практика обучения иностранным языкам в ССУЗах наглядно убеждает нас в том, что отношение к изучению языка не всегда заинтересованное и добросовестное.

Можно выделить следующие причины снижения активности учебно-познавательной деятельности:

1. Ослабление у студентов внешних и внутренних мотивов учения, определяющих познавательный интерес. Учащиеся не всегда осознают значимость иностранного языка в профессиональном росте. Даже если мотивация и присутствует в самом начале обучения, то в силу монотонности и однообразия занятий, их стереотипности она постепенно исчезает. И, как следствие, студент теряет интерес, а вместе с ним и внимание ко всему процессу обучения в целом. Это влечет за собой механическое заучивание и воспроизведение изучаемого, результатом чего является растущее чувство неудовлетворенности самим процессом обучения и неверие учащегося в возможность овладения иностранным языком.

2. Вторая, не менее важная причина — ограниченность лингвистического опыта. Обучающиеся не могут общаться на свойственном этому возрасту интеллектуальном уровне. Студенты не в состоянии самостоятельно выразить свое мнение, не в состоянии вступить в реальную ситуацию общения. В результате проявляется низкий уровень притязания и пассивное состояние. Учащиеся стремятся избежать поражения, а не стремятся к успеху. Они избегают интересных, но сложных заданий, пропускают занятия, плохо работают или выполняют минимум, чтобы не корить себя потом за неудачу.

3. Анализ ныне действующих учебных пособий для ССУЗов с точки зрения развития познавательного интереса позволяет сделать вывод о том, что содержание учебного материала не всегда является источником формирования познавательного интереса, он не ощущается как нужный в реальной жизни. Также наблюдается недостаток актуальных материалов, учитывающих профиль специальности студентов. Отбор учебного материала, его содержания и языковой сложности, таким образом, влияет на появление интереса у учащихся, на степень проникновения в содержание, на уровень понимания.

4. Самое узкое и наиболее ответственное место проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов — управление самостоятельной работой — слабо отражается в практике работы учителей. У учащихся недостаточно развита потребность самостоятельно обогащать свои знания за счет чтения литературы, использования аудиои видеоматериалов, современных компьютерных технологий. Подчас не удается добиться самостоятельного восприятия и осмысления нравственно-этических ценностей, заложенных в предъявляемом материале.

5. Наконец, причина потери познавательной активности кроется в недостаточно правильной оценке учебной деятельности учащихся. Очень часто оценка не выполняет свою роль — не способствует эмоциональному подъему, приливу интеллектуальных и моральных сил, которые должен испытывать обучаемый при аргументированном, положительном суждении учителя о его продвижении в языке.

Учитывая изложенное, а также реальные условия, в которых осуществляется преподавание иностранного языка в ССУЗах, можно сделать вывод о том, что активизация учебно-познавательной деятельности студентов является одной из актуальных задач в методике обучения иностранным языкам.

Решение данной задачи предполагает формирование у учащихся широкого круга социально полезных познавательных интересов, потребности к учению, инициативности и самостоятельности в приобретении знаний, умения и привычки творчески использовать накопленные знания для решения нестандартных задач. Учебный процесс должен способствовать развитию прочной мотив ационно-побудите льной основы учебно-познавательной деятельности, способности эффективно осуществлять эту деятельность, активизации мыслительной деятельности обучаемых, выработке волевых усилий.

Анализ Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, Примерной программы учебной дисциплины «Иностранный язык» для средних специальных учебных заведений, Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования показывает, что существует противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню владения иностранным языком специалистами среднего звена на современном этапе, и тем содержанием, которое концептуально зафиксировано в нормативных документах. Это противоречие выражается в следующем:

1. Не предусматривается подготовка студентов к участию в межкультурном общении на изучаемом языке. Целью обучения иностранному языку в ССУЗах объявляется обучение основам владения иностранным языком в профессии и основам делового языка.

2. Отбор тематики учебного материала не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Содержание материала не соответствует новой социальной позиции выпускников ССУЗовне каждая тема мотивируется ссылкой на практическую значимость в будущей профессиональной жизни. Это не способствует повышению уровня мотивации студентов и активизации их учебно-познавательной деятельности.

3. Структура курса обучения предполагает последовательное изучение общего языка и основ делового и профессионального языка. На старших курсах не предусматривается освоение разговорно-бытового литературного языка. Как показывают исследования (Суворова А. И., Суворова О. В., 1991) это приводит к снижению уровня внутренней мотивации, что в свою очередь является причиной снижения уровня учебно-познавательной активности учащихся.

4. Целостного описания методики обучения иностранным языкам в ССУЗах, учитывающей требования к современной модели специалиста, нет.

Данное противоречие позволяет решить концепция глобального образования, предполагающая наполнение обучения глобальным содержанием и организацию учебного процесса на основе эпистемического подхода. Данный поход предполагает организацию учебно-познавательного процесса на основе познания эпистем (проблемно-познавательных тем, работа над которыми ведется с учетом знаний из различных областей) с целью формирования многомерного видения мира на стыке наук.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема активизации учебно-познавательной деятельности студентов ССУЗов является нерешенной и требует специального изучения.

Вопросы подготовки выпускников ССУЗов к профессионально-ориентированному межкультурному иноязычному общению до настоящего времени не рассматривались. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов на основе концепции глобального образования специально не исследовалась. Неразработанность и актуальность этих проблем и определили выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность учащихся ССУЗов при изучении иностранных языков.

Предметом исследования является методика организации обучения иностранным языкам в ССУЗах (на примере английского языка) на основе эпистемического подхода в рамках концепции глобального образования, способствующая активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Цель исследования — разработка теоретических основ модели обучения иностранному языку учащихся ССУЗов на примере английского языка, которая будет способствовать активизации учебно-познавательной деятельности данной категории учащихся, и их практическое воплощение в программе.

В соответствии с поставленной целью была сформулирована гипотеза исследования: учебно-познавательная деятельность студентов ССУЗов будет значительно активизирована, если обучение иностранному языку будет организовано на основе эпистемической модели, которая предполагает развитие познавательных интересов и мотивов за счет наполнения обучения проблемным содержанием глобального характера и способствует развитию умений самостоятельной познавательной деятельности студентов по овладению иностранным языком.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования потребовалось решить следующие задачи:

1) провести анализ существующих подходов к организации учебно-познавательной деятельности учащихся в области изучения иностранных языков и определить особенности организации языкового образования и самообразования в ССУЗах;

2) проанализировать идеи и опыт глобального образования как прогрессивной педагогической концепции в области активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

3) рассмотреть возможность применения эпистемического подхода к обучению иностранным языкам в ССУЗах;

4) разработать модель обучения иностранным языкам ССУЗах, которая позволит активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся;

5) выработать требования к выпускникам ССУЗов в области профессионально ориентированной межкультурной иноязычной компетенции с целью воплощения теоретических положений в программе по английскому языку для средних специальных учебных заведений;

6) провести экспериментальную проверку разработанной эпистемической модели обучения в учебных заведениях данного типа.

Теоретической базой исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике обучения, иностранным языкам (Бим И.Л., Гальскова Н. Д., Зимняя И. А., Леонтьев А. А., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Щукин А. Н. и др.) — по теории и методике развития умений иноязычного общения (Пассов Е.И., Скалкин В. Л. и др.) — по культуроведческим и социокультурным основам обучения иностранным языкам (Верещагин Е.М., Костомаров В. Г., Сафонова В. В., Томахин Г. Д. и др.) — по теории и практике глобального образования (Гореликова А.П., Зорина Т. Е., Anderson L.F., Hanvey R., Tucker J. и др.) — по теории и методике обучения иностранным языкам в ССУЗах (Григоров В.Б., Миролюбов А. А., Тылкина С. А. и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования:

— изучение и анализ педагогической, психологической, учебно-методической, методической литературы по проблеме исследования;

— анализ учебных пособий, государственных образовательных стандартов и программ по иностранным языкам, используемых в настоящее время;

— анкетирование и тестирование студентов с целью изучения их интересов и потребностей в иностранном языке и профессиональном иноязычном общении;

— наблюдение;

— изучение творческих образовательных продуктов деятельности учащихся;

— моделирование процесса обучения;

— проведение экспериментальных срезов;

— экспериментальное обучение по разработанной методике;

— математические и статистические методы для обработки полученных данных методами анкетирования, тестирования, эксперимента.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в учебном процессе используется эпистемическая модель обучения иностранным языкам учащихся ССУЗов, которая позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов. Теоретически обоснована и разработана программа по английскому языку для средних специальных учебных заведений.

Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней определена структура эпистемы, разработан алгоритм ее освоения, предложена классификация эпистем. Теоретически обоснованы и определены требования к выпускникам ССУЗов в области профессионально ориентированной межкультурной иноязычной компетенции.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в системе среднего профессионального образования, ее теоретические положения воплощены в программе по английскому языку для средних специальных учебных заведении, разработанной на основе эпистемической модели обучения. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных и практических курсах по методике обучения иностранным языкам.

Апробация работы осуществлялась в курсе обучения английскому языку в Рязанском Государственном Колледже Отраслевых Технологий, Экономики и Права (РГКОТЭП) в 2000 — 2004 гг. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях предметно-цикловой комиссии в РГКОТЭП в 2000;2004 гг., на курсах повышения квалификации Рязанского Института Развития Образования в 2001 — 2002 гг., на заседании кафедры методики преподавания иностранных языков Mill У в 2004 г., и отражены в публикациях:

1. Бобро Т. А. Итоговый тест по английскому языку // Иностранные языки в школе, 1999. — № 2. — с. 56 — 61.

2. Бобро Т. А. Итоговый тест по английскому языку // Иностранные языки в школе, 1999. — № 3. — с.49 — 52.

3. Бобро Т. А. Эпистема как средство развития автономии студентов // Формирование профессионализма учителя на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, 21−22 октября 2004 года. Ч. I.- Рязань: РГТТУ, 2004. -С. 66−70.

4. Бобро Т. А. Цели обучения иностранному языку учащихся средних специальных учебных заведений на современном этапе // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В. Д. Аракина. Москва 18−19 ноября 2004 г. — Москва: ГНО «Прометей» Ml 11 У, 2004.-С. 315−319.

На защиту выносятся следующие положения:

1) обновление содержания обучения иностранным языкам в ССУЗах в области формирования профессионально-ориентированной межкультурной иноязычной компетенции на основе концепции глобального образования, что позволяет обеспечить условия для активной познавательной деятельности, развивая познавательные интересы и мотивы;

2) эпистемическая модель организации процесса обучения иностранным языкам в ССУЗах (на материале английского языка), которая будет способствовать развитию умений самостоятельной познавательной деятельности студентов по овладению иностранным языком, обеспечивая самоопределение и саморазвитие личности;

3) программа по английскому языку для средних специальных учебных заведений, разработанная на основе эпистемической модели обучения.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и трех приложений.

3.4. Выводы по главе 3.

Вышеизложенные положения третьей главы настоящего диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Разработка эпистемической модели организации обучения и ее реализация в программе по английскому языку для средних специальных учебных заведений позволили организовать и провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой модели.

На основе анализа индивидуально-психологических и общих особенностей студентов, уровня сформированности умений по иностранному языку был определен состав экспериментальных (ЭГ) и контрольных групп (КГ), в которые вошли студенты П, IV, V, обучавшиеся по специальности «Коммерческая деятельность в строительстве» .

2. Оценка эффективности разработанной эпистемической модели обучения предполагала: определение уровня сформированное&tradeумений по видам речевой деятельностиопределение количества и качества творческих образовательных продуктовоценку организационной деятельности студентов (умения создавать индивидуальную образовательную программу, формулировать цели, планировать действия по их достижению, использовать различные формы работы, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность товарищей) — определение степени удовлетворенности учебно-познавательным процессомопределение параметров значимости учебно-познавательного процесса.

3. Сравнение результатов итогового тестирования с входными данными на первом этапе обучения показало, что переход студентов ЭГ на более высокий уровень развития умений по иностранному языку по сравнению с КГ оказался значительнее. Предлагаемая модель обучения оказалась наиболее эффективной д ля студентов с низким уровнем обученное&trade-.

Количественный и качественный анализ образовательных продуктов и творческих проектов студентов, анализ их организационной деятельности, рефлексии и самооценки, выявил значительное превосходство студентов ЭГ в области развития учебно-познавательных умений.

4. Второй этап эксперимента характеризовался большей активностью студентов ЭГ на всех этапах освоения эпистем.

Активизация творческой деятельности студентов ЭГ подтвердилась возросшем числом и более высоким качеством содержания творческих работ по сравнению с КГ.

Заниженная самооценка умений по иностранному языку студентов ЭГ свидетельствовала о том, что испытуемые предъявляли к себе более высокие требования и более строго подходили к оценке своих успехов. Однако достаточно высокий индекс удовлетворенности учебно-познавательной деятельностью в ЭГ позволил утверждать, что высокая требовательность к себе способствовует развитию активности обучаемых.

5. На V курсе в КГ был отмечен сдвиг структуры мотивации в сторону внешних, утилитарных мотивов, снизилась степень удовлетворенности выбранной профессией. Высокий уровень мотивации в ЭГ позволил утверждать, что познавательные интересы и мотивы были сохранены и развиты.

Больший прогресс в развитии умений во всех видах речевой деятельности, более высокая активность творческой деятельности студентов ЭГ, ее практическая направленность и исследовательский характер, высокая степень развитости организационных умений свидетельствовали о развитии учебно-познавательных умений.

Результаты ранжирования показателей значимости учебно-познавательной деятельности по степени важности показали высокую степень готовности учащихся к самостоятельному решению практических задач по иностранному языку, самостоятельному использованию иностранного языка как средства получения новой информации в области выбранной специальности.

6. В третьей главе диссертационного исследования на основе сравнительного анализа обобщенных данных, полученных в ЭГ и КГ была доказана эффективность функционирования эпистемической модели обучения в целом.

Превосходство экспериментальной модели в развитии умений по иностранному языку во всех видах речевой деятельности, повышение средних оценок при итоговом тестировании в ЭГ на каждом последующем курсе свидетельствовало о том, что эпистемическая модель достаточно успешно решала учебные задачи поэтапного формирования и развития умений и навыков профессионального межкультурного иноязычного общения.

Более значительное перемещение студентов ЭГ в процессе обучения с одного уровня сформированности умений на более высокий позволило утверждать, что предлагаемая модель обучения способствовала реализации индивидуальных особенностей студентов, создавая условия для более полного их проявления.

7. Рост количества выполненных творческих работ в ЭГ по уровням обучения, повышение качества образовательных продуктов, их практическая направленность доказали, что обучение по экспериментальной модели способствует развитию творческих способностей студентов, которые реализовывались в творческой деятельности, отличавшейся исследовательским характером.

8. Увеличение степени самостоятельностиразвитие умений организовать деятельность по самостоятельному изучению языка, осуществить самостоятельный поиск и отбор учебно-познавательного материалаболее быстрое и качественное усвоение базового содержания эпистемперенос на практику умений и навыков, приобретенных и развитых на занятиях по иностранному языку, подтверждают эффективность эпистемической модели обучения в области развития учебно-познавательныех умений.

9. Анализ индекса удовлетворенности, как внутреннего показателя эффективности учебно-познавательной деятельности в рамках предлагаемой модели обучения, показал, что студенты ЭГ испытывают чувство удовлетворения от процесса обучения, что также свидетельствует об активизации деятельности студентов.

Таким образом, экспериментально было подтверждено, что организация обучения иностранному языку на основе эпистемической модели способствовала активизации учебно-познавательной деятельности студентов, что было подтверждено сохранением и развитием познавательных интересов и мотивов учащихся и развитием умений самостоятельной познавательной деятельности студентов по овладению иностранным языком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среднее специальное образование на современном этапе развития нашего общества переживает сложный процесс обновления. В области иностранного языка в первую очередь должна решаться задача осуществления целенаправленной расширенной и углубленной лингвистической подготовки специалистов, способных вступать в профессионально-ориентированное межкультурное иноязычное общение. Эта задача не может быть решена без активного участия самих студентов в учебно-познавательном процессе.

Центральный вопрос настоящей работы — разработка эпистемической модели обучения иностранному языку учащихся ССУЗов, которая предполагает развитие познавательных интересов и мотивов за счет наполнения обучения проблемным содержанием глобального характера и способствует развитию умений самостоятельной познавательной деятельности студентов по овладению иностранным языком.

Всестороннее исследование отечественного и зарубежного опыта, учет условий, в которых осуществляется обучение иностранным языкам в ССУЗах, позволили выбрать эпистемический подход в рамках концепции глобального образования в качестве основы разработки модели обучения, которая позволит активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Учебно-познавательная деятельность учащихся ССУЗов трактуется в настоящей работе как продуктивная учебная деятельность с целью овладения умениями и навыками профессионального межкультурного иноязычного общения, обеспечивающая самоопределение и саморазвитие учащихся. Она представляет собой совокупность когнитивной, творческой и организационной видов деятельности по освоению эпистем.

Характеристика эпистемы как основы организации учебно-познавательного процесса, позволила определить структуру эпистемы, определить ее базовую и вариативную части, выделить источники формирования информационного обеспечения эпистемы.

Эпистемическая модель организации обучения иностранным языкам в ССУЗах представлена в виде технологии освоения эпистемы в учебно-познавательном процессе. Разработан алгоритм освоения эпистемы, который предусматривает шесть этапов.

Нами была предложена классификация эпистем и разработана система, в рамках которой целесообразно изучать эпистемы.

В рамках настоящего диссертационного исследования нашла свое отражение рационализация системы обучения, которая предполагала отбор принципов и методических приемов в соответствии с видами учебно-познавательной деятельности студентов. Были выделены задания открытого типа, которые позволяют повысить эффективность учебно-познавательного процесса.

На основе методики оценки эвристической деятельности (Хуторской А.В.) был определен интегративный подход к оценке результатов обучения, предполагающий помимо оценки сформированное&tradeзнаний, умений и навыков учащихся по видам речевой деятельности также определение степени личного образовательного приращения студентов.

Теоретические положения настоящего диссертационного исследования были воплощены в программе по английскому языку для средних специальных учебных заведений, в рамках которой осуществлялась экспериментальная проверка разработанной модели обучения.

Нами была сформулирована цель обучения, определена профессионально-ориентированная межкультурная иноязычная компетенция выпускников ССУЗов, отобраны эпистемы. Выделение учебно-познавательной компетенции как наиболее значимой в рамках предлагаемой модели обучения предполагала отбор учебно-познавательных умений, подлежащих формированию и развитию.

Обобщение экспериментальных данных подтвердило значимость настоящего диссертационного исследования для решения проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов ССУЗов на современном этапе развития методики обучения иностранным языкам. Экспериментально было подтверждено, что эпистемическая модель организации обучения иностранным языкам в ССУЗах позволяет значительно активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, способствуя их эффективной подготовке к профессионально-ориентированному межкультурному иноязычному общению.

Эпистемическая модель обучения позволяет подготовить студентов к самостоятельному использованию иностранного языка как средства получения новой информации в области выбранной специальности.

Результаты проведенного исследования показали, что особого изучения требуют психолого-педагогические условия оптимального применения эпистемической модели обучения в учебно-познавательном процессе, ее воздействие на различные категории студентов, а также условия, пути и средства сочетания данной модели с другими формами, методами и средствами обучения.

В дополнительной проверке нуждается зависимость между структурой мотивации и степенью учебно-познавательной активности учащихся ССУЗов в условиях обучения и практического применения иностранного языка.

Целесообразно дальнейшее совершенствование эпистемы как средства организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Внедрение в практику работы ССУЗов программы по английскому языку для средних специальных учебных заведений, а также модели организации обучения иностранным языкам на основе эпистемического подхода, позволит расширить и обогатить теорию, внести в нее определенные коррективы. Включение комплекса эпистем в учебные программы обеспечит целенаправленную и всестороннюю подготовку к работе по эпистемической модели организации обучения. В связи с этим необходимо создание учебных пособий и методических рекомендаций по их использованию в учебном процессе.

Изложенные выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ССУЗов. Накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшего развития и углубленного изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И., Суэта Ф. С. Пособие по английскому языку для строительных техникумов. М.: Высш. шк., 1978. — 96 с.
  2. Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
  3. Ю. Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии. 2000. — № 7. — С. 40 — 43
  4. В.Н. Методика построения профессионально-ориентированных модульно-рейтинговых программ обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003. 16 с.
  5. Э.В. Ролевые игры как средство профессиональной ориентации учащихся // Методологические рекомендации по преподаванию иностранных языков в ССУЗах. Вып. XV. М.: Высш. шк., 1991. — С. 56 — 65
  6. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. -168 с.
  7. А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций. Нижний Тагил: НТФ ИРРО, 1997. — 329 с.
  8. В.Л. Модульное обучение студентов // Социально-политический журнал. 1995. — № 2. — С. 121 — 137
  9. А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. -М.: Высш. шк., 1989. 103 с
  10. А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности // Ин. яз. в школе. 2004. — № 2. — С. 17 — 20
  11. Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: ЛИТУР, 2001. 319 с.
  12. М.Н. Политехническое образование и перспективы его совершенствования в системе специальных профессионально-технических училищ. Челябинск: 41'НИ, 1986. — 85 с.
  13. В.П. Элементы теории управления процессом обучения в 3-х частях. Ч. 2. М.: Знание, 1971.-289 с.
  14. B.C. Культура. Диалог культур / Опыт определения / // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31 — 42
  15. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы // Ин. яз. в школе. — 2002. — № 2. — С. 11−15
  16. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русс, яз., 1977. — 288 с.
  17. Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Ин. яз. в школе. 1989. — № 1. — С. 19 — 26
  18. Бим И.Л., Маркова Г. В. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам // Ин. яз. в школе. — 1992. — № 1. — С. 3 —16
  19. Бим И.Л., Смирнова В. К. К проблеме системности в овладении основами общения на иностранном языке // Ин. яз. в школе. 1987. — № 6. — С. 14−20
  20. И.С., Данюкова Н. М. Бизнес-курс английского языка Киев: Логос, 1997. — 352 с.
  21. Большая советская энциклопедия. Т. 49. М.: Большая советская энциклопедия, 1957. — 680 с.
  22. Л.К., Консон С. Б. Учебник английского языка для средних специальных учебных заведений. М.: Высш. шк., 1982. — 368 с.
  23. М.Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей при обучении иноязычному общению // Ин. яз. в школе. 1999. — № 2. — С. 3 — 6
  24. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Педагогика, 1991.-204 с.
  25. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. М.: Русс, яз., 1990. — 246 с.
  26. Н.В. Активизация учебной деятельности // Вопросы методики преподавания иностранных языков в ССУЗах. Вып.4. М.: Высш. шк., 1983. -С. 23−30
  27. А.С., Карпова Т. А. Английский язык для средних специальных учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 384 с.
  28. С.А. Влияние установок на познавательную деятельность учащихся // Формирование познавательной активности учащихся средней школы на уроке иностранного языка: Сб. науч. тр. Рязань: РГПИ, 1990. — С. 115−121
  29. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. -165 с.
  30. Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащегося в области изучения иностранных языков // Ин. яз. в школе. 2000. -№ 5. — С. 6 — 11
  31. Глобальное образование как средство гуманитаризации школы: Тезисы докладов международного семинара 24 30 апреля 1994 года. — Рязань: РГТГУ, 1994. -170 с.
  32. А.П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов // Уроки английского языка. СПб.: Каро, 2000. — С. 23 — 35
  33. Л.К. Пути повышения познавательной активности учащихся в учебном процессе // Пути и средства повышения познавательной активности учащихся: Сб. науч. трудов. Рязань: Ряз. пед. ин-т, 1986. — С. 3 — 11
  34. П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир: ВГПИ, 1980. — 103 с.
  35. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  36. К.Х. Глобализация и проблемы устойчивости современного мира // Глобализация и философия: Сб. статей. М.: Экспресс, 2001. — С. 5 — 26
  37. К.Х., Подзигун И. М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия: Сб. статей. М.: Экспресс, 2001. — С. 27 -55
  38. Л.Г., Симкин В. Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Ин. яз. в школе. 1995. — № 2. — С. 7 — 13
  39. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. — 224 с.
  40. Европейский языковой портфель. Положения по разработке. Пер. на русский язык. М.: Еврошкола, 1999. — 155 с.
  41. Е.Я., Завьялова А. Г. Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языку у студентов неязыкового экономического вуза // Ин. яз. в школе. 2003. — № 3. — С. 20 — 24
  42. Единый государственный экзамен по английскому языку // Ин. яз. в школе. -2003.-№ 4.-С. 9- 19
  43. Единый государственный экзамен по иностранным языкам в 2003 2004 учебном году // Ин. яз. в школе. — 2004. — № 3. — С. 3 — 11
  44. Г. В., Рапопорт Й. А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам // Ин. яз. в школе. -1992. № 5−6. — С. 17 — 22
  45. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  46. Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: МОДЭК, 2003. -478 с.
  47. И.Л. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  48. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. -219 с.
  49. Т.Е. Роль английского языка в развитии планетарного сознания и формировании позиции гражданина мира // Уроки английского языка. СПб.: Каро, 2000. С. 7 -16
  50. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М.: Педагогика, 1975. — 152 с.
  51. Е.В. Социокультурные аспекты развития умений профессионально-делового общения специалистов в области обучения иностранным языкам. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -16 с.
  52. Как сделать урок иностранного языка эффективным и интересным: От теории к практике / Сост. Колкер Я. М. и др. Рязань: РГПИ, 1992. — 286 с.
  53. Н.В. Методическая работа преподавателей иностранных языков в средних профессионально-технических училищах. М.: Высш. шк., 1978. — 79 с.
  54. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986. — 176 с.
  55. Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам // Ин. яз. в школе. 1988. — № 6. — С. З — 8
  56. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: Каро, 2001. — 368 с.
  57. Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2001. — 228 с.
  58. Г. А., Подзигун И. М. Образование и глобализация // Глобализация и философия: Сб. статей. М.: Экспресс, 2001. — С. 56 — 81
  59. В.В. Единый государственный экзамен по иностранным языкам в 2002 2003 учебном году // Ин. яз. в школе. — 2003. — № 4. — С. 7 — 8
  60. Я. Воспитание личности. М.* Просвещение, 1992. — 290 с.
  61. Н.Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Ин. яз. в школе. -2001.-№ 1.-С. 9−14
  62. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. -175 с.
  63. В.Г., Бурвикова Н. Д. Об одной из единиц описания текста в аспекте диалога культур // Ин. яз. в школе. 2000. — № 5. — С. 3 — 6
  64. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-303 с.
  65. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: Ось-89, 2000. — 224 с.
  66. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 114 с.
  67. А.А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка // Ин. яз. в школе. 1975. — № 5. — С. 72 — 76
  68. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: МГУ, 1970. — 88 с.
  69. А.А. Обучающие функции языковой среды и проблема интенсификации включенного обучения // Русс. яз. за рубежом. 1983. — № 14. -С. 60−62
  70. А.А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки // Ин. яз. в школе. 1988. — № 4. — С. 19−23
  71. А.А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Русс. яз. за рубежом. 1982. — № 4. — С. 48−53.
  72. А.А. Проблема системности в методике обучения иностранцев русскому языку и понятие интенсификации // Русс. яз. за рубежом. 1978. -№ 6.-С. 48−51
  73. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  74. А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. — М.: Смысл, 2001. -264 с.
  75. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214 с.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  77. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  78. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980. -96 с.
  79. М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. Пособие для студ. филолог, спец. в вузе. -М.: Высш. шк., 1981 159 с.
  80. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  81. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование учебного процесса: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. -144 с.
  82. В.Р., Пачковский В. Р., Панова И. М. Учебное пособие по английскому языку для старших курсов неязыковых вузов и техникумов. -Красноярск: КГПИ, 1965. 352 с.
  83. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. -191 с.
  84. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1992. — 208 с.
  85. М.И. Организация проблемного обучения. М.: Педагогика, 1997.-240 с.
  86. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  87. Мацуура Контиро. Глобализация это тоже культурный процесс // Международная жизнь. — 2000. — № 8 — 9. — С. 27 — 28
  88. Р.П. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом // Ин. яз. в школе. 2004. — № 4. — С. 34 — 40
  89. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Ин. яз. в школе. 2000. -№ 4.-С. 9−15
  90. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Ин. яз. в школе. 2000. -№ 5.-С. 17−22
  91. Миньяр-Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. М.: Воениздат, 1980.-237 с.
  92. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. М.: Русс, яз., 1991. — С. 43 — 52
  93. А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Ин. яз. в школе. 2001. — № 5. — С. 11−14
  94. А.А. Проблемы перестройки преподавания иностранных языков в ССУЗах // Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в ССУЗах. Вып.ХУ. -М.: Высш. шк., 1991.-С. 5−14
  95. А.А., Содомова Л. В. Примерные нормы оценок успешности овладения иностранным языком // Ин. яз. в школе. 1997. — № 4. — С. 2 — 5
  96. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск: Выш. шк., 1999.-552 с.
  97. Е.В., Мильруд Р. П. Критерии содержательной аутентичости учебного теста // Ин. яз. в школе. 1999. — № 2. — С. 6 — 12
  98. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост. А. А. Леонтьев. М.: Русс, яз., 1991. — 350 с.
  99. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие / Под ред. Миролюбова А. А, Парахиной А. В. М.: Высш. шк., 1984. — 240 с.
  100. Один мир для всех: контуры глобального сознания. М.: Прогресс, 1990. -215 с.
  101. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. JI. Д. Столяренко. Ростов н / Д: Феникс, 2002. — 704 с.
  102. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку / Сост. В. Н. Симкин. М.: Дрофа, 2000. — 160 с.
  103. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку / Сост. Е. Е. Горчилина. М: Дрофа, 2001. — 96 с.
  104. Павлоцкий В.М. Read, Learn, Discuss. Учебное пособие по английскому языку для 10 11 классов гимназий и школ с углубленным изучением английского языка. — СПб.: ИГРЕК, 1995. — 384 с.
  105. А.В., Тылкина С. А. Учебник английского языка: Для средних специальных учебных заведений. М.: Высш. шк., 1987. — 384 с.
  106. А.В., Чернухин А. Е. Учебник английского языка для заочных и вечерних средних специальных учебных заведений. М.: Высш. шк., 1970. -336 с.
  107. Е.И. Основы коммуникативного метода обучения иноязычному общению. М.: Русс, яз., 1989. — 278 с.
  108. Педагогические технологии / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Ростов н/Д: «Март», 2002. 320 с.
  109. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Просвещение, 1980. — 230 с.
  110. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН, 1953.-752 с.
  111. JI.A. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Ин. яз. в школе. 2003. — № 5. — С. 25 — 31
  112. Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Ин. яз. в школе. — 2001. № 5. — с. 4 — 10
  113. Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Ин. яз. в школе. -2001.- № 2.-с. 14−19
  114. Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Ин. яз. в школе. -2001.- № 3.-С. 5−12
  115. Е.С. Методика использования средств обучения иностранному языку в языковой лаборатории профтехучилища. М.: Высш. шк., 1988. — 157 с.
  116. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ин. яз. в школе. 2000. — № 2. — С. 3 — 10
  117. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ин. яз. в школе. 2000. — № 3. — С. 3 — 9
  118. Е.С. Обучение в сотрудничестве // Ин. яз. в школе. 2000. — № 1. -С. 4 -11
  119. Е.С. Портфель ученика // Ин. яз. в школе. 2002. — № 1. — С. 22 — 27
  120. О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из 'Ф средств контроля обученности школьников по иностранному языку // Ин. яз. вшколе. 1994. — № 2. — с. 15 — 21
  121. О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку // Ин. яз. в школе. 2004. — № 2. — С. 6 — 11
  122. О.Г. Роль теорий учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка // Ин. яз. в школе. 2004. — № 3. — С. 45 — 53
  123. О.Г. Тест по английскому языку за базовый курс обучения // Ин. яз. в школе. 1996. — № 3. — С. 13 — 19
  124. Примерная программа учебной дисциплины «Иностранный язык» ф (английский, немецкий, французский, испанский языки) для среднихспециальных учебных заведений. Москва: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. -18 с.
  125. Проблемы организации профессионального образования на интегративной основе / Под ред. Ю. С. Тюнникова. М.: АПН СССР, 1990. — 95 с.
  126. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  127. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. — 479 с.
  128. Ф.М. Вопросы обучения иностранным языкам в средних профессионально-технических училищах. — М.: Высш. шк., 1984. -184 с.
  129. .Ж. Сочинения. Калининград: Янтарный глаз, 2001. — 415 с.
  130. М.В. Гуманизация образования средствами иностранного языка // Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в ССУЗах. -Вып. XV. -М.: Высш. шк., 1991. С. 90−97
  131. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: ИСТОКИ, 1996. — 237 с.
  132. В.В. Иностранные языки в двуязычном образовании российских школьников (в школах с углубленным изучением иностранных языков) // Ин. яз. в школе. 1997. — № 1. — С. 2 — 7
  133. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1987. -174 с.
  134. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. -М.: Высш. шк., Амскорт Интернэшнл, 1991. 305 с.
  135. В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. -Воронеж: Истоки, 1992. 430 с.
  136. С.П. Пособие по английскому языку для транспортныхтехникумов. М.: Высш. шк., 1984. — 96 с.
  137. B.JI. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  138. B.JI. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981.-246 с.
  139. В.П. Новая философия оценки степени обученности личности // Специалист. 2002. — № 4. — С. 12 — 14
  140. Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Ин. яз. в школе. 2004. — № 2. — С. 1117
  141. Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Ин. яз. в школе. 2004. — № 3. — С. 41 -45
  142. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002.-239 с.
  143. Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // Ин. яз. в школе. -2004.-№ 4.-С. 8−18
  144. Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // Ин. яз. в школе.- 2004. № 5. — С. 13−19
  145. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. -М.: Наука, 1997. 158 с.
  146. А.И., Суворова О. В. Обучение чтению текстов по специальности- средство повышения мотивации учения // Методические рекомендации по преподаванию иностранных языков в ССУЗах. Вып.ХУ. — М.: Высш. шк., 1991. -С.43−55
  147. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.-192 с.
  148. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1978. — 93 с.
  149. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  150. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: Изд-во МГУ, 1975. -334 с.
  151. Теория и практика глобального образования. Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1994. — 190 с.
  152. Типология проверочных заданий по английскому языку. / Отв. Гуськова Н. Н. Рязань: Изд-во РИРО, 1996. — 80 с.
  153. Г. Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения // Ин. яз. в школе. 1980. — № 4. — С. 84 — 88
  154. С.А. Формы внеаудиторной работы в техникуме // Методические рекомендации по иностранным языкам / Под ред. Миролюбова А. А., Парахиной А. В. М.: Высш. шк., 1985. — С. 42 — 52
  155. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. -557 с.
  156. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. М.: Издательский отдел ИПР СПО, 1998.-С. 46−54
  157. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 239 с.
  158. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320 с.
  159. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1980.-304 с.
  160. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-238 с.
  161. А.Ф. Стандарты и технологии обучения в среднем профессиональном образовании // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002.-С. 69−84
  162. А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. — 416 с.
  163. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  164. П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. -№ 1. — с. 55−60
  165. И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64 -77
  166. Anderson L. F. Education with a Global Perspective: Avenues for Change // Next Steps in Global Education. A Handbook for Curriculum Development. N.Y.: The American Forum, inc., 1987. — P. 140 — 146
  167. Anderson L. F. A Rationale for Global Perspective // Global Education: From Thought to Action. Alexandria: ASCD, 1990. — P. 12 — 18
  168. Becker J. Curriculum Considerations in Global Studies // Global Education: From Thought to Action. Alexandria: ASCD, 1990. — P. 80 — 82
  169. Freeman R.E. Organizing Teams to Carry Out Global Education Projects // Promising Practices in Global Education: A Handbook with Case Studies. / Ed. by R.E. Freeman. N. Y., 1980. — P. 96 — 98
  170. Global Education: From Thought to Action / Ed. by K.A. Туе. Alexandria: ASCD, 1990.-184 p.
  171. Hanvey R. An Attainable Global Perspective. N. Y.: Global Perspective in Education, inc., 1982. — P. 1 -16.
  172. Kniep W. Social Studies within a Global Education // Next Steps in Global Education. A Handbook for Curriculum Development / Ed. by W. Kniep. N.Y.: The American Forum, inc., 1987. — P. 150 — 162
  173. Lamy S.L. Basic Skills for a World of Transition // Next Steps in Global Education. A Handbook for Curriculum Development. N.Y.: The American Forum, inc., 1987.-P. 132−136
  174. Murphy R. English Grammar in Use. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.-350 p.
  175. Murphy R. Essential Grammar in Use Cambridge: Cambridge University Press, 1997.- 300p.
  176. Schukar R. The Centre for Teaching International Relations: A Self-Supporting Ф University Based Program I I Promising Practices in Global Education: A Handbookwith Case Studies. / Ed. by R.E. Freeman. N. Y., 1980. P. 40 — 43
  177. Soars J., Soars L. Headway. Advanced. Student’s Book. Oxford: Oxford University Press, 1995. -156 p.
  178. Swan M., Walter C. The Cambridge English Course 1. Student’s Book. -Cambridge: Cambridge University Press, 1995. -161 p.
  179. Swan M., Walter C. The Cambridge English Course 2. Student’s Book. -Cambridge: Cambridge University Press, 1994. -161 p.
  180. Swan M., Walter C. The Cambridge English Course 3. Student’s Book. -Cambridge: Cambridge University Press, 1993. -161 p.
  181. H 191. Tucker J. Global Awareness Through Global Education // Promising Practices in
  182. Global Education: A Handbook with Case Studies. / Ed. by R.E. Freeman. N. Y., 1980.-P. 64−70
  183. Туе К. A. A Look to the Future // Global Education: From Thought to Action. -Alexandria: ASCD, 1990. P. 163 — 168Ш
Заполнить форму текущей работой