Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Любовь как смысложизненная ценность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу доминирования в современном российском обществе любви как биологического влечения происходит изменение тендерных отношений. В результате чего в современном обществе наблюдается трансформация традиционных тендерных отношений, обусловленная изменением образов «женственности» и «мужественности», это феминизация мужчин и маскулинизация женщин. В образе современного мужчины, помимо традиционной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЮБВИ КАК СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ ЦЕННОСТИ
    • 1. 1. Смысложизненные ценности как объект философского анализа
    • 1. 2. Эволюция представлений о феномене любви в гуманитарном знании
    • 1. 3. Экспликация понятия любви как смысложизненной ценности
  • ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛЮБВИ КАК СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Любовь как смысложизненная ценность человека в современной
  • России
    • 2. 2. Тендерные отношения в условиях современного понимания любви
    • 2. 3. Влияние любви как смысложизненной ценности на трансформацию российской семьи

Любовь как смысложизненная ценность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Трансформация современного российского общества, связанная с развитием техногенной цивилизации, информационных технологий, с актуализацией либеральных ценностей, со строительством новых общественных отношений сопровождается изменениями в системе смысложизненных ценностей человека, в частности, любви. Данное обстоятельство указывает на необходимость изучения смысложизненных ценностей в современном российском обществе, определения изменения основных смыслов в понимании любви.

Особую актуальность приобретает исследование изменений, происходящих в структуре тендерных отношений, а также процессов взаимосвязи современного понимания любви и взаимоотношений мужчины и женщины. В контексте современной социокультурной ситуации, отличающейся мировоззренческой противоречивостью, трансформация семейных ценностей является составляющей изменения тендерных отношений, что обусловливает обращение к рассмотрению влияния любви как смысложизненной ценности на трансформацию российской семьи.

Важность исследования проблемы любви в системе смысложизненных ценностей обусловлена, во-первых, необходимостью всестороннего изучения влияния реалий российской действительности, когда подвержены изменению аксиологические, духовные основы жизни россиян, когда отношения между ними крайне отчуждены, на изменение основных смыслов в понимании любви. Во-вторых, потребностью в осмыслении взаимосвязи любви и трансформации тендерных отношений. В-третьих, необходимостью рассмотрения любви как смысложизненной ценности являющейся детерминантой создания семьи. Исследование данной темы позволяет рассмотреть влияние изменения смыслов любви на эти процессы и тенденции в изменении семейных отношений.

На основании указанных факторов можно заключить, что исследование любви как смысложизненной ценности является актуальным, предполагающим необходимость выявления новых смыслов любви в современном российском обществе, требующим философского осмысления.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных ученых по философии, психологии, социологии, антропологии, поскольку исследуемая в работе проблематика носит междисциплинарный характер.

Первоначально формы осмысления феномена любви связаны с мифологическими представлениями даосцов в Древнем Китае, тантристов в Непале и Древней Индии, орфиков в Древней Греции. Труды Платона1 впоследствии положили начало систематическому философскому анализу феномена любви в европейской философии.

Проблема любви в эпоху Античности наряду с трудами Платона затрагивалась и в произведениях таких мыслителей, как Аристотель, Плутарх. В средние века проблематика философского анализа любви присутствовала в трудах П. Абеляра, А. Блаженного, в эпоху Возрождения — Дж. Бруно, Л. Валла, М. Монтеня, М. Фичино3. В работах западноевропейских философов XVII — XVIII столетий: Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Б. Паскаля сформулированы основные положения о сущности феномена любви, его значении в жизни индивида и общества, о человеколюбии4. Особый вклад в разработку данной проблемы внесли и немецкие философы: Г. Гегель, И. Кант,.

1 См.: Платон. Пир // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991.-С. 10−30.

2 См.: Аристотель. Соч. В 4 т. — М., 1984. — Т. 4. — С. 238−239- Плутарх. Сочинения. — М., 1982.-С. 544−582.

3 См.: Абеляр П. История моих бедствий. — М., 1959. — С. 2б-29-С. 66−71- С. 84−87- Блаженный А. Исповедь. — М., 2000; Бруно Д. О героическом энтузиазме. — М., 1953. — С. 5679- Валла Л. О наслаждении // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991. — С.39−47- Монтень М. Опыты. — М., 1958. — С. 100−102- Фичино М. Из «Комментария на „При“ Платона» // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991. — С. 64−71.

4 См.: Бэкон Ф. Соч. В 2 т. — М., 1978. — Т. 2. — С. 372−373- Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1964. — Т. 1. — С. 486−488- Декарт Р. О страстях души. В 2-х томах. — М., 1989. -Т.1. — С.67−78- Локк Д. Соч.: В 3 т. — М&bdquo- 1985. — Т. 1. — С. 281−318- Т. 2. — С. 275−276- Паскаль Б. Из книги «Мысли» // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный.-М., 1991.-С. 80.

Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг1. Современные представления о любви как ценности сформулированы в трудах западных философов Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, 3. Фрейда, М. Шелера, А. Шопенгауэра2.

Большой вклад в разработку философии любви был внесен представителями русской философии: Н. Бердяевым, В. Розановым, В. Соловьевым, С. Франком3, которые развивали гуманистические традиции в понимании природы любви и связывали любовную энергию человека не только с продолжением рода, но и с духовной культурой — религией, художественным творчеством, поиском нравственных ценностей.

Проблемами видового многообразия любви, типологий данного феномена занимались Ф. Бэкон, К. Льюис, В. Соловьев, Ф. Стендаль, Л. Фейербах4. Вопросы себялюбия рассматривались в работах Б. Паскаля, 3. Фрейда, любви и брака — А. Аврелия, Н. Бердяева, М. Монтеня5. Наиболее значимые.

1 См.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. — М., 197.0. — Т. 1. — С. 310−314-.Кант И. Соч.: В 6 т. -М., 1965. — Т.2. — С. 152−168- Т.4. — С. 361−363- Кант И. Трактаты и письма. — М., 1980. -С.582−585- Фейербах Л. Избранные философские произведения. — М., 1955. — Т.2. — С. 100 105, 188−193, 295−296, 298−307- Фихте И. Г. Очерк семейного права // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991. — С. 133−139- Шеллинг Ф. В. Соч. В 2 т.-М., 1987.-Т. 1.-С. 67−68.

2 См.: Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: Любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии — М., 1988; Фромм Э. Искусство любить — СПб., 2005; Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. — М., 2007; Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности — СПб., 2007; Шелер М. Ordo amoris // Избранные произведения. — М., 1994; Шопенгауэр А. Максимы. Метафизика половой любви. — Минск, 1998.

3 См. Бердяев H.A. Из книги «О рабстве и свободе человека» // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991. — С. 311−316- Розанов В. В. Из статьи «Афродита и Гермес» // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991. — С. 305−306- Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. -М., 1988; Франк С. Л. Непостижимое — Париж, 1939; Франк С. Л. Существо христианской любви к ближнему // Свет во тьме. — М.: «Факториал», 1998. — С. 177−181- Франк С. Л. Фридрих Ницше и этика «любви к дальнему» // Сочинения. — М.: Правда, 1990. — С. 6−65.

4 См.: Бэкон Ф. Опыты или наставления. Нравственные и политические // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. — М., 1972. — С. 365−367- Льюис К. С. Любовь // Вопросы философии. — 1989. — № 8. — С. 107−139- Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988; Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. -М., 1959. — Т. 4. — С. 363−389- Фейербах Л. Избранные философские произведения. — М., 1955. — Т.2. — С. 100−105, 188−193,295−296, 298−307.

5 См.: Паскаль Б. Рассуждение о любовной страсти // Философия любви: Антология любви / Сост. A.A. Ивин. — М., 1990. — Ч. 2. — С. 229 — 241- Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. — М., 2007; Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности — СПб., 2007; Аврелий А. О супружестве и похоти // Философия любви. 4.2. Антология любви / Сост. A.A. Ивин. — М., 1990. — С. 479−490- Бердяев H.A. Брак и семья // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл философско-антропологические исследования в области антропологической сущности любви проводили Д. Гильдебранд, Т. И. Иванюк, Л. Фейербах, 3. Фрейд, Э. Фромм, М. Шелер1.

В социально-философском аспекте любовь исследовалась в работах К. Гельвеция, А. Герцена, Н. Добролюбова, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Рюрикова, В. Соловьева, Ф. Стендаля, Д. Юма, Л. Фейербаха, Н. Чернышевского2. В современных исследованиях Дж. Блока, С. Голода рассматривались национальные особенности любви. Культурологический анализ любви дается в трудах К. Василева, С. Голода, А. Ивина, Д. Райгородского, В. Розина, А. Чанышева, В. Шестакова. В философскотворчества. — М., 1989. — С. 422−425- Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1979. — Кн. 1. — С. 240 241- Кн.2. — С. 62−67, 184−186.

1 См.: Гильдебранд Д. фон. Пролегомены // Метафизика любви. — СПб., 1998; Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. — М., 2007; Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности — СПб., 2007; Фромм Э. Искусство любить — СПб., 2005; Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1986. — 114 е.- Иванюк Т. И. Феномен любви — М., 2003; Фейербах Л. Избранные философские произведения. — М., 1955. — Т.2. — С. 100−105, 188−193, 295−296, 298−307- Шелер М. Ordo amoris. // Избранные произведения. — М., 1994. — С. 76−89.

2 См.: Гельвеций К. А. Соч.: В 2 т. — М., 1974. — Т.2. — С. 388−393-Т.1. — С. 87, 135−137- Герцен А. И. Эстетика. Критика. Проблемы культуры. — М., 1987. — С. 131−136- Монтескье Ш. Из книги «О духе законов» // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991. — С. 95−97- Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988; Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. — М., 1959. — Т. 4. — С. 363−389- Юм Д. О множестве и разводах // Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. — М., 1991.

— С. 98−102- Фейербах Л. Избранные философские произведения. — М., 1955. — Т.2. — С. 100 105, 188−193, 295−296, 298−307- Рюриков Ю. Б. Любовь на исходе XX века. — М., 1998; Рюриков Ю. Б. Любовь: азбука и алгебра. — М., 1997; Рюриков Ю. Б. Мед и яд любви: Семья и любовь на сломе времен — М., 1989. — 447 е.- Рюриков Ю. Б. По закону Тезея // Новый мир. -1986 — № 7. — С. 188- Рюриков Ю. Б. Самое утреннее из чувств: Культура любви. — Киев, 1985.

— 136 е.- Рюриков Ю. Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра, 2-е изд., доп. — Кемерово, 1984. — С. 162−163- Рюриков Ю. Б. Трудность счастья: Любовь и молодая семьяМ&bdquo- 1977. — 63 е.- Чернышевский Н. Г. Соч.: В 2 т. — М., 1987. — Т.2. — С. 614−617.

3 См.: Василев К. Любовь — М.: Прогресс, 1982 — 214 с. Голод С. И. О так называемой сексуальной революции // Наука и техника (Рига) — 1976 — № 1- Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. — СПб., 1996. — 191 е.- Ивин A.A. Многообразный мир любви. // Философия любви. В 2 частях / Под общ. ред. Д. П. Горского. -М., 1990. — Ч. 1. — С. 380−509- Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ любви. -Самара: — М, 2002. — 688 е.- Розин В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье, взглядах на половое воспитание. — М., 1999. — 208 е.- Розин В. М. Судьба молодой семьи: Психологические размышления о современной любви и семье. Ожидания и разочарования. Идеалы и реальность. — М., 1990. — 107с.- Чанышев А. Н. Любовь в Античной Греции. // Философия любви. В 2 частях / Под общ. ред. Д. П. Горского. — М., 1990. — Ч. 1. — С. 36−68- Шестаков В. П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. — М., 1999. психологическом аспекте любовь была предметом анализа Б. Рюрикова, С. Рубинштейна, Ф. Стендаля, Л. Толстого, В. Франкла, 3. Фрейда, Э. Фромма1.

Проблема ценностей разработана А. Здравомысловым, М. Каган, В. Тугариновым и другими исследователями. Особенности динамики ценностей, переосмысления системы ценностей представлены в работах А. Здравомыслова, л.

Н. Лапина, Н. Медведева, Р. Соколовой .

Изучаемая проблематика широко освещена в периодической печати, сборниках научных статей. Кроме того, в последние десятилетия феномен любви анализировался в ряде диссертационных исследований:

— изучался философско-антропологический взгляд на онтологические о основания любви (Р. Жанбуршина, Т. Бреус, Л. Пятилетова) ;

— исследовались отношения любви как социокультурной универсалии и их актуализация в литературном дискурсе (Е. Шапинская)4;

— исследовались лингвокультурологические основания русского концепта «любовь» (Е. Каштанова, Е. Балашова, Л. Кузнецова)5;

1 См.: Рюриков Ю. Б. Любовь на исходе XX века. — М., 1998; Рюриков Ю. Б. Любовь: азбука и алгебра. — М., 1997; Рюриков Ю. Б. Мед и яд любви: Семья и любовь на сломе времен — М., 1989. — 447 е.- Рюриков Ю. Б. По закону Тезея // Новый мир. — 1986 — № 7. — С. 188- Рюриков Ю. Б. Самое утреннее из чувств: Культура любви. — Киев, 1985. — 136 е.- Рюриков Ю. Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра, 2-е изд., доп. — Кемерово, 1984. — С. 162−163- Рюриков Ю. Б. Трудность счастья: Любовь и молодая семья — М., 1977. — 63 е.- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — С. 373−377- Стендаль. Собр. соч.: В 15 т.-М, 1959. — Т. 4. — С. 363−389- Толстой Л. Н. Послесловие к «Крейцеровой сонате"// Собр.соч. В 22 т. — M., 1982. — Т. 12. — С. 197−210- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. -367 е.- Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. — М., 2007; Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности — СПб., 2007; Фромм Э. Искусство любить — СПб., 2005.

2 См.: Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986; Каган М. С. Философская теория ценности. — Спб., 1997. — 205 е.- Медведев Н. П. Переоценка ценностей как социальный феномен — Ставрополь, 1995. — 106с.- Тугаринов В. П. Избранные философские труды. — Л., 1988; Лапин Н. И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФ АН, 1991; Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. — М.: Изд-во ИФ РАН, 2000.

3 См.: Жанбуршина Р. Б. Онтологическое обоснование любви: Дис.. канд. филос. наукУфа, 1996; Бреус Т. В. Любовь как вид бытия: Дис.. канд. филос. наук — Уфа, 2002; Пятилетова Л. В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: Дис.. канд. филос. наук — Екатеринбург, 1999.

4 См.: Шапинская E.H. Отношение любви как социокультурная универсалия и его актуализация в литературном дискурсе: Дис. доктора философских наук — М., 1997.

5 См.: Каштанова Е. Е. Лингвокультурологические основания русского концепта «любовь»: Аспект, анализ: Дис.. канд. филол. наук — Екатеринбург, 1997; Балашова Ю. Ю. Концепты.

— исследовалась философия пола и любви Н. А. Бердяева (Ю. Черный)1;

— исследовались стереотипы любовных отношений в европейской культуре (Н. Надолинская)2;

— исследовалась тендерная деконструкция смыслов любви в контексте отечественного философско-культурного дискурса (Е. Турутина)3;

Таким образом, на достигнутом уровне разработанности проблемы любви стало возможным осуществить попытку философско-антропологического исследования любви как смысложизненной ценности, поскольку подобное исследование, по нашим данным, до сих пор не предпринималось. Именно это открывает простор для самостоятельного исследования автора.

Таким образом, на достигнутом уровне разработанности проблемы стало возможным осуществить философское исследование любви как смысложизненной ценности, поскольку подобное исследование, до сих пор не предпринималось. Именно это открывает простор для самостоятельного. исследования автора.

Объектом исследования выступает система смысложизненных ценностей современного человека.

Предметом исследования содержание, культурные смыслы любви как смысложизненной ценности в современном российском обществе.

Цель работы состоит в определении особенностей понимания любви как смысложизненной ценности в современной России.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

— уточнить понятие «смысложизненные ценности" — любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: Дис.. канд. филол. наук — Саратов, 2004; Кузнецова Л. Э. Любовь как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и тендерный аспекты: Дис.. кандид. филол. наук — Краснодар, 2005.

1 См.: Черный Ю. Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева: дис.. канд. филос. наук — М., 1998.

См.: Надолинская Н. Л. Стереотипы любовных отношений в европейской культуре: Историческая трансформация: Дис. канд. филос. наук — Ростов-на-Дону, 2001. — 234 с.

3 См.: Турутина Е. С. Тендерная деконструкция смыслов любви в контексте отечественного философско-культурологического дискурса: Дис. канд. филос. наук — Томск, 2004 — 216 е. 8.

— проанализировать эволюцию представлений о любви в гуманитарном знании;

— дать определение любви как ценности;

— исследовать любовь как смысложизненную ценность человека современной России;

— определить влияние современного понимания любви на изменение тендерных отношений;

— установить влияние современного понимания любви на трансформацию российской семьи.

Теоретико-методологичекую основу исследования составляют концепции и теории отечественных и зарубежных философов — концепция «деструкции любви» Э. Фромма, теория смысла и теория ценностей В. Франкла, теория ценностей М. Шелера.

Методологическую основу исследования составил семантический подход, использование которого позволило рассмотреть любовь в системе культурных смыслов.

Системный подход дал возможность рассмотреть избранный объект исследования как целостное явление, обусловленное многообразием культурных, исторических и социальных факторовпозволил рассмотреть многочисленные представления о любви в рамках гуманитарного знания, систематизировать их, выявить сходства и различия в их интерпретациях.

Тендерный подход использовался для раскрытия влияния современного понимания любви на трансформацию тендерных отношений и семьи.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— уточнено понятие смысложизненных ценностей как существующих в сознании каждого человека ориентиров, направленных на наполнение жизни уникальным содержанием, позволяющим осознать, что личность способна к самосовершенствованию, самореализации, самоизменению;

— обосновано, что эволюция представлений о любви в гуманитарном знании заключается в накоплении культурных смыслов любви, направленных в сторону усложнения трактовок;

— дано определение любви как смысложизненной ценности, являющейся мотивационным феноменом, показано, что любовь направлена на внутреннее самосовершенствование, эмоциональное наполнение жизни, на утверждение уникальности существования человека, установление гармоничных отношений между людьми;

— выявлено, что в современном российском обществе любовь как смысложизненная ценность не теряет своей актуальности, установлено, что современное понимание любви характеризуется сочетанием культурных смыслов: социального, этического, эстетического, биологического;

— определено, что современное понимание любви обусловливает изменение тендерных отношений, проявляющееся в трансформации полоролевых отношений — в усилении их рационализации и прагматизации, феминизации мужчин и маскулинизации женщин;

— обосновано, что в основе создания современной российской семьи лежит принцип дуализма социально-эстетического и биологического смыслов, который может стать причиной нестабильности семейных отношений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Смысложизненные ценности, в систему которых входят любовь, жизнь, свобода, правда, красота, истина, — это существующие в сознании каждого человека ориентиры, связанные с осмыслением человеком своего бытия, определяющие его на самоизменение, самосовершенствование, самореализацию и наполнение жизни уникальным смыслом, который позволяет понять, что личность способна обрести новое качество. Смысложизненные ценности определяют духовное содержание жизни, заключающееся в процессе обновления и восхождения к идеалам и реализации их на своем жизненном пути.

2. В гуманитарном знании прослеживается эволюция направлений в понимании любви, проявляющаяся в усложнении культурных смыслов любви: на низшем уровне культурности любовь обнаруживает себя в связи с жизненно важными потребностями, на более высоком уровне культурности любви, уровне самопроявления, любовь способствует самореализации личности. В действительной любви высшего уровня культурности преимущественной ценностью является не сама любовь, а другой человек.

3. Любовь как смысложизненная ценность представляет собой мотивационный феномен, обогащающий идеалами, насыщающий глубокой духовностью человеческие отношения, содержащий ощущение уникальности, подлинности и незаменимости человека, проявляющийся через рефлексию в акте переживания. Любовь как смысложизненная ценность всегда проявляется в эмоциональном созерцании, сопровождается ощущением радости, счастья и незаменимости.

4. В современном российском обществе любовь как смысложизненная ценность сочетает в себе культурные смыслы: социальный — любовь связана с идеей разумной социальной организации, с гармонизацией человеческих отношенийэтический — любовь есть гуманистический принцип, вершина нравственного отношения к человекуэстетический — любовь есть духовное наслаждение, желание красоты и влечение к красотебиологический — любовь есть комплекс желаний и связанных с ними переживаний, имеющих в основе биологические инстинкты, обусловливающие взаимное притяжение полов и симпатию.

5. Доминирование понимания любви как биологического влечения полов приводит к изменению тендерных отношений в сторону рационализации, благодаря которой поведение и чувства человека контролируются им самимпрагматизации, способствующей ослаблению, традиционных для российской культуры, романтизма, эстетизации и облагораживания любовных отношениймаскулинизации женщин и феминизации мужчин;

6. В современном российском обществе зачастую детерминантой создания семьи является дуализм социально-эстетического смысла любви и биологического, заключающийся в первичности физиологического компонента и вторичности духовного, что обусловливает негативное влияние на прочность и стабильность семейных отношенийсовременная семья зачастую менее стабильна и устойчива в силу недолговечности любви в социально-эстетическом и биологическом смыслах.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью расширения представлений о системе смысложизненных ценностей человека современного российского общества. Материалы могут быть использованы для углубления представлений о любви. Выводы и положения, изложенные в диссертации, можно применить в качестве информационной базы при разработке спецкурсов: «Антропология любви», «Философия любви», «Социология тендерных отношений», «Смысложизненные ценностей современной семьи».

Материалы диссертации могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения. Результаты исследования могут быть использованы общественными организациями при разработке программ, направленных на пропаганду семейных ценностей и гармонизацию тендерных отношений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 — Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Международной конференции «Ценности интеллигибельного мира» (г. Магнитогорск, 3−4 февраля 2006 г.), III ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 5−24 апреля 2007 г.), на 51-ой, 52-ой, 53-ой научнометодической конференции «Университетская наука — региону» (г. Ставрополь, 2006 г., 2007 г., 2008 г.).

Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях общим объемом 2,9 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 173 машинописных страницах, библиографический список включает 246 наименований, в том числе 5 на иностранных языках.

Выводы по главе II.

1. В современном российском обществе любовь как смысложизненная ценность сочетает в себе культурные смыслы: социальный — любовь связана с идеей разумной социальной организации, с гармонизацией человеческих отношенийэтический — любовь есть гуманистический принцип, вершина нравственного отношения к человекуэстетический — любовь есть духовное наслаждение, желание красоты и влечение к красотебиологический — любовь есть комплекс желаний и связанных с ними переживаний, имеющих в основе биологические инстинкты, заключающийся в выражении сексуального чувства и интимной близости между людьми, основанной на взаимном притяжении полов и симпатии.

2. Доминирование понимания любви как биологического влечения полов приводит к изменению тендерных отношений в сторону маскулинизации женщин и феминизации мужчинрационализации отношений, благодаря которой поведение и чувства человека контролируются им самимпрагматизации, способствующей ослаблению, традиционных для российской культуры, романтизма, эстетизации и облагораживания любовных отношений.

3. В современном российском обществе зачастую детерминантой создания семьи является дуализм социально-эстетического смысла любви и биологического, заключающийся в первичности физиологического компонента и вторичности духовного, что обусловливает негативное влияние на прочность и стабильность семейных отношенийсовременная семья зачастую менее стабильна и устойчива в силу недолговечности любви в социально-эстетическом и биологическом смыслах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Трансформация современного российского общества, связанная с развитием техногенной цивилизации, информационных технологий, с актуализацией либеральных ценностей, со строительством новых общественных отношений сопровождается изменениями в системе смысложизненных ценностей человека, в частности, любви. Данное обстоятельство указывает на необходимость изучения смысложизненных ценностей в современном российском обществе, определения изменения основных смыслов в понимании любви.

Смысл есть жизненная цель или задача, интерпретация или объяснение жизни, объединение и взаимопроникновение личной и социальной действительности.

Следовательно, смысл жизни заключается в осознании человеком своего бытия, в его самоизменении, самосовершенствовании и самореализации. Смысл жизни отражает абсолютный образ сущности и существования, проявляется через рефлексию в акте переживания значения ценности.

Теоретический анализ категории «ценность» показал, что в трактовках различных авторов данного понятия присутствует относительное терминологическое единство. Ценности понимаются как предметы и явления окружающей действительности, имеющие положительную значимость для человека, необходимые для удовлетворения потребностей личностикак ориентиры, с которыми личность соотносит свои действия.

В ходе анализа ключевых понятий «смысл», «смысл жизни», «ценность», в работе уточняется понятие смысложизненных ценностей как существующих в сознании каждого человека ориентиров, направленных на наполнение жизни уникальным содержанием, которое позволяет осознать, что личность способна к самореализации, самосовершенствованию, самоизменению, формирующих духовное содержание жизни человека.

В ходе анализа эволюции представлений о феномене любви в гуманитарном знании, в диссертационном исследовании выделяются и анализируются культурные смыслы в понимании любви.

Любовь, рассматриваемая в плане культуры, это не просто стремление к кому-то или чему-то как к ценности. Это стремление особо «обработанное», оформленное, одухотворенное, облагороженное и особо содержательное.

На низшем уровне культурности любви, в условиях формирующихся моральных и нравственных принципов любовь обнаруживает себя в связи с витальными, жизненно важными потребностями. В данном случае любят потому, что от предмета этой любви получают удовольствие, наслаждение, ощутимую пользу. Таким предметом может быть что-то из еды, вещей или развлечений, сексуальное наслаждение. Конечно, в высоком смысле слова, это не любовь. И ее культурное значение реализуется по минимуму. Для этого уровня проявлений любви характерно превалирование ценности результата над ценностью процесса.

На втором уровне, уровне самопроявления, любовь чаще всего ярка, а порой доходит до глубокой возвышенной страсти. В этом случае процесс довлеет над результатом. В любви осуществляется самореализация личности. Более важно любить, чем быть любимым, выстрадать любовь. Это касается родительской любви. На этом уровне очень существенны эстетические моменты, такие как красота другого человека, а в любимом искусстве — предметы восхищения, доставляющие возвышенное наслаждение.

Высший уровень культурности любви — действительная любовь. Любовь на этом уровне в высшей степени одухотворена, преимущественной ценностью является не сама любовь, а всегда, во всех видах любви, другой человек, другие люди. Это желание жить другим человеком и для другого, утверждая его ценность.

В гуманитарном знании прослеживается эволюция смыслов любви, связанная с уровнем культурности. Эволюция происходит в результате накопления смыслов в понимании любви, любовь становится более сложным, многогранным понятием.

Воплощение ценности любви в жизни личности реализуется в следующих процессах: преодоление собственного эгоизма, формирование уважения, заботы о другой личности, разрешение проблемы одиночества, обретение смысла жизни, самосовершенствование, раскрытие творческих способностей, способствующих жизнеутверждению деятельности.

Следовательно, любовь есть смысложизненная ценность, представляющая собой мотивационный феномен, направленный на рефлексию личности, выступающий главным источником совершенствования жизни человека, выражающийся в его направленности в мир идеалов, утверждающий уникальность человеческого существования, сориентированный на установление гармоничных отношений между людьми.

В современном российском обществе любовь как смысложизненная ценность, не меняя своего содержания, приобретает сочетание культурных смыслов. В социальном смысле делается акцент на социальной силе любви: любовь ассоциируется с идеей разумной социальной организации, с гармонизацией общественных отношений.

В этическом смысле любовь является вершиной нравственного отношения к человеку, основой человеческого бытия, высоким гуманистическим принципом. Любовь понимается как активная и действенная сила в борьбе со злом, как добродетельная жизнь, как исполнение нравственно-этических норм.

В эстетическом смысле любовь связана с познанием высшей красоты, с духовным наслаждением. Основная цель любви, в соответствии с данным смыслом, заключается в поиске прекрасного, желании насладиться красотой, в произведении прекрасного.

Биологический смысл любви представляет собой комплекс желаний и связанных с ними переживаний, имеющих в основе биологические инстинкты, заключающийся в выражении сексуального чувства и интимной близости между людьми, основанной на взаимном притяжении полов и симпатии.

В современных российских реалиях люди избегают обязательств любви как смысложизненной ценности, предпочитая эротические отношения, половую любовь. Современный человек зачастую предпочитает «тип», а не какого-то конкретного человека. Отсюда такое преувеличенное внимание к внешности, неумеренное употребление косметики, характерное для женщин. Современный мужчина выбирает подобный тип женщины как свой эротический идеал. Женщину не интересует, что представляет собой человек, важно лишь, какой он сексуальный партнер. Вместо того, чтобы искать друг друга и, таким образом, найти «Я» друг друга, найти неповторимость и своеобразие, которое делает их достойными любви, являющейся жизненным смыслом, они довольствуются фикцией.

Дуализм эстетического и биологического смыслов любви является доминирующим в понимании большинства людей современного российского общества. При этом данное понимание любви на непродолжительное время создает иллюзию единства, однако без наличия аксиологического и духовного компонента подобная любовь оставляет людей чуждыми друг другу.

В современном российском обществе любовь как смысложизненная ценность не теряет своего важного значения, а представляет собой сочетание смыслов: социального, этического, эстетического и биологического.

В силу доминирования в современном российском обществе любви как биологического влечения происходит изменение тендерных отношений. В результате чего в современном обществе наблюдается трансформация традиционных тендерных отношений, обусловленная изменением образов «женственности» и «мужественности», это феминизация мужчин и маскулинизация женщин. В образе современного мужчины, помимо традиционной мужественности, присутствуют черты феминности: нежность, ласка, мягкость. В мужчине особенно ценятся ум, красивая внешность, а главное материальное благосостояние. Современная женственность утрачивает традиционные качества — приоритет семьи, альтруистическое начало, любовь к мужчине как главный способ самореализации, и приобретает новые признаки интеллектуальность, образованность, активность в публичной сфере, стремление к профессиональной карьере.

Трансформация традиционных тендерных отношений связана с формированием новых жизненных стратегий современной женщины, активным поиском ею собственной ниши. В российском общественном сознании укоренилось мнение о том, что лучший способ быть независимой для женщины это профессиональная занятость, работа. Образ привлекательного жизненного пути у молодых российских женщин соответствует современной европейской культуре и складывается из четырех главных направлений: получить образование, найти высокооплачиваемую работу, создать собственное дело, заняться бизнесом. Ценность любви оказалась определенным образом вытесненной из ряда факторов, тесно связанных с независимостью личности. Главным для такой личности становится уверенность в себе и уникальность. Эти факторы свидетельствуют о прагматизации тендерных отношений в современном российском обществе.

Мужчина и женщина в современном России стремятся к обособлению и утверждению собственной личности, к самореализации, что свидетельствует о разрушении традиционных социальных связейспособствует развитию эгоцентризма и эгоизма, акцентации на личном успехе и соревновательности. В связи с этим общество становится более подвижным, а человеческие контакты более торопливыми и эфемернымискладываются обезличенные, заформализованные отношения между мужчиной и женщиной, половая любовь доминирует над любовью как смысложизненной ценностью. Возвышение и совершенствование, эстетизация и облагораживание любви сменились сексуальной привязанностью, ориентация на семейно-брачный образ жизни сменяется формой легкого времяпровождения, разными формами сожительства, в основе которых лежит биологический смысл любви.

Несмотря на данное обстоятельство, любовь способна формировать моральное сознание человека, понимание им добра и зла, нравственного и безнравственного. Она эстетизирует, облагораживает отношения между мужчиной и женщиной, создает красоту переживаний и наслаждений от взаимного общения. Любовь порождает социальные последствия, направляя мужчину и женщину к семейно-брачной форме отношений.

Брак, формы которого в разное время у разных народов были различны, не обязательно прямо связан с любовью и не всегда заключается на ее основе. В современном российском обществе семья остается важным социальным институтом, однако переосмыслению подвергаются мотивы создания семейных отношений, а именно наметилось доминирование социально-эстетического и биологического смыслов. Основой семьи реже является взаимная любовь и психологическая интимность. В результате чего к концу XX века возросло количество разводов, внебрачных связей, проституции. Короче становятся сроки счастливой семейной жизни, так как любовь в биологическом смысле подвергается быстрому исчезновению, половое влечение создает иллюзию любви как ценности.

Стремление к тому, чтобы любовь становилась основой семьи и следствием брака, свидетельствует о признании обществом ее ценности, и не только как чувства двоих друг к другу.

Таким образом, любовь в современном российском обществе, оставаясь смысложизненной ценностью, зачастую перестает являться главным мотивом создания семьи. Основой создания семейных отношений является дуализм социально-эстетического смысла любви и биологического, что приводит к усилению первичности полового компонента и вторичности духовного. Данное обстоятельство негативно влияет на стабильность семейных отношений, современная семья все чаще менее стабильна, неустойчива к разводам в силу недолговечности любви в биологическом ее смысле. Семья может существовать в отсутствии любви, но это в нравственном и духовном развитии человека современного общества — шаг назад, духовный регресс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Проблема Эроса в истории духовной культуры: Дис.. .канд. филос. наук. — Саранск, 1998. — 234 с.
  2. А. Исповедь. М.: Канон+, 2000. — 461 с.
  3. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
  4. А. Любовь и брак // Психология и психоанализ любви. — Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. С. 632 — 650.
  5. О.М. Любовь и сексуальность / Пер. с франц. Арцыбашевой Л. СПб.: Изд-во Чернышёва, 1994. — 211с.
  6. Д. Любовь в истории. М.: Крон-Пресс, 1995. — 464с.
  7. Ф. Дружба и любовь. М., 1990.
  8. Р. Почти все о любви. — Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991.-391с.
  9. В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования. 2002. — № 11. — С. 89−96.
  10. Ю.Апресян Р. Г. Принцип наслаждения и интимные отношения. // Человек. -2005.-№ 5.
  11. П.Астафьев Я. У. Экономика любви: Формирование тендерных стереотипов // Социологические исследования. 2002. — № 11. — С.127−134.
  12. Атватер, Иствуд, Даффи К. Психология жизни: Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  13. С. Право на любовь / Пер с англ. Е. Л. Лозовской. М.: Издательский дом «Панорама», 2002. — 212 с.
  14. Н. А. О назначении человека. М., 1993.
  15. Н.А. Метафизика пола и любви. // Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989. — С. 17−51.
  16. H. Тайные силы любви. // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998. — С. 56−79.
  17. H.A. Творчество и любовь. Брак и семья. // Философия творчества культуры и искусства: В 2 Т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994.-Т. 1.-С. 202−217.
  18. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.
  19. Бердяев Н. А. Эрос и личность. Философия пола и любви. -М., 1989.
  20. И. Всей силой любви: Роман / Пер с англ. Е. Л. Лозовской. — М.: Издательский дом «Панорама», 2000. 192 с.
  21. Л.П., Щукина A.C. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. 2003. -№ 7. — С.101−108.
  22. К. Любовь всесильна: Роман / Пер. с англ. С. Б. Раскатовой. М.: ЗАО Изд-во Центр полиграф, 2001. — 202 с.
  23. Л. О наслаждении // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. -М.: Политиздат, 1991. С. 69−87.
  24. В. Размышления над книгой С. Перевезенцева «Тайны русской веры» // www.pereplet.ru
  25. А.Н. Рождение. Повесть // Роман-газета. 1997. — № 15. — С. 2— 47.
  26. К. Любовь. -М.: Прогресс, 1982.
  27. И. Современная семья в условиях кризиса // Тендерные исследования в контексте социологического образования. Сб. научных статей / Под ред. В. Ушаковой, У. Мюллер, Б. Зауэр. СПб, 2005. — С. 131 -139.
  28. C.B. Психология любви. -М.: Интерпринт, 1992.
  29. Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии- 1993. -№ 9.-С. 110−123.
  30. М. Искусство любви. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 256 с.
  31. A.B. Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова // Вопросы философии. 2006. — № 10.
  32. .П. Вечное в русской философии. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955.-296 с.
  33. .П. Совершенная любовь // Вестник РСХД — 1937. — № 3.
  34. .П. Этика преображенного Эроса. — Париж: Имка-Пресс, 1931.-273 с.
  35. В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 99−105.
  36. И.А. Любви таинственная власть: От древности до наших дней. М.: Мысль, 1995.-382 с.
  37. Г. Русский Эрос. — М.: Интерпринт, 1994.
  38. Г. Д. Национальный эрос в культуре // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. статей. -М. 2001. — С. 160−166.
  39. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: В 14 т. -М., 1940.
  40. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. -М. 1969. — Т.2.
  41. Д. фон. Метафизика любви. СПб.: Алетейя: Ступени, 1999.
  42. Гиппиус 3. О любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. -М.: Прогресс, 1991.-С. 185−208.
  43. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  44. С.И. О так называемой сексуальной революции // Наука и техника (Рига) 1976-№ 1.
  45. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. — СПб.: Алетейя, 1996. 191с.
  46. Ю.А. Ценностный мир современной студенческой российской молодежи: Дис.. .канд. филос. наук Ставрополь, 2008. — 167 с.
  47. М.К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000.
  48. С.С. Социологический анализ роли средств массовой информации в жизни современной студенческой молодежи // Россия и социальные изменения в современном мире. Ломоносовские чтения — 2004. Сборник статей М.: Изд-во МГУ, 2004. — Т.2. — С. 94−95.
  49. Н.В. Субъекты и механизмы культивирования любви-агапе // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. науч. трудов кафедры философии МПГУ. Вып. XX. М.: Прометей, 2002. — Ч. IV. — С. 127−132.
  50. Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии (историко-философский анализ. Античность конец XX века): Дис. .док. филос. наук. — Екатеринбург, 1997.
  51. А.Я. Средневековый мир культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  52. П.С. Любовь // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001.
  53. Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая гвардия, 1989.
  54. В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1991.-Т. 4.
  55. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политической свободы.-М. 2002.
  56. Р. О страстях души. В 2 т. М., 2003. — Т. 1.
  57. И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Серия Социология. -2004. № 6. — С. 150−157.
  58. А.Д. Феномены человеческого бытия. М.: Экономпресс, 1999.
  59. Т.А. Тенденции смертности в России в 90-х годах // Социологические исследования. 2002. — № 10. — С. 109−112.
  60. JI.A. Семь «Я» // Методологическое обеспечение современных философских проблем: Сборник научных трудов Иркутского государственного университета Иркутск, 2000. — Вып. 2. — С. 15−18.
  61. М. Корни брака // Психология семьи. — Самара, 2002. — С. 48−62.
  62. Динамика ценностей реформируемой России / Отв. Ред. Лапин Н. И. — М., 1996.
  63. А. Г. Воспоминания М., 1971.
  64. Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. — М., 1991.
  65. И.И. Концепция любви // Евлампиев И. И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. — С. 142−145.
  66. С.П. Эрос и АГАПЕ: гносеологический аспект // Вопросы философии 1999. — № 10. — С. 99−109.
  67. .С. Социальная культурология. М., 1996.
  68. Р.Б. Онтологическое обоснование любви. Философско-антропологический аспект: Дис. .канд. филос. наук-Уфа, 1996.
  69. Л. Счастливыми не рождаются. М.: Просвещение, 1989.
  70. Золотухина-Аболина Е.В. О чувстве смысла //http://existradi.ru/z-a.html74.3олотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. -Ростов н/Д.: Март, 2000. 512 с.
  71. Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология. Ростов-н/д.: Март, 2006.
  72. Золотухина-Аболина E.B. Философия обыденной жизни (экзистенциальные проблемы). Ростов н/Д.: Март, 1994.77.3бигнев J1.C. Секс в культурах мира. М., 1991.
  73. Е. И. Внебрачное материнство в России // Социологические исследования 1999. — № 6. — С. 76−84.
  74. С.Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. — С. 142−143.
  75. Г. В. Три грани совершенной любви // Человек. 2006. — № 2. -С. 70−82.81 .Иванюк Т. И. Феномен любви. М., 2003.
  76. М. Главы любви. // Творения. Кн.1 Аскетические и богословские трактаты. М.: Мартис, 1993. — С. 10−148.
  77. К.Г. Русский Эрос, или Философия любви в России // Вопросы философии- 1992-№ 12.-С. 150−153.
  78. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 205с.
  79. И. Метафизика нравов // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. -М.: Политиздат, 1991.
  80. И. Сочинения: В 6 т. М, 1965, — Т.4 — С. 389−410.
  81. Т. М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени // Социологические исследования 2003. — № 3. -С. 76−79.
  82. JI.B. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. — № 7. — С. 92−100.
  83. И.Ф. Социокультурные факторы устойчивого развития российской цивилизации // Социогуманитарное знание. 2001. — № 5. -С.64−79.9?.Китайский эрос // Научно-художественный сборник. М.: СП «Квадрат», 1993.
  84. C.B. Любовь как социальный феномен. Гетеросексуальные эротические отношения глазами социолога. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2002. — 148 с.
  85. E.H., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.
  86. Когнитивная терапия депрессии. М., 2003. — С. 200−209.
  87. Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. 4-е изд., перераб. и доп. — M.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
  88. А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели. // Вопросы философии. 1995. — № 7. — С. 59−78.
  89. А. Любовь и мораль // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1998. С. 31−41.
  90. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
  91. Кон И. С. Мужское тело в истории культуры // Человек. — 2005. — № 6. — С. 182−185.
  92. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997.-464 с.
  93. Юб.Кризис семьи и депопуляция в России («круглый стол») // Социологические исследования. 1999. — № 11. — С. 14−19.
  94. Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФ АН, 1991.
  95. Н.М., Татарко А. Н., Лимарь Д. В. Динамика ценностей русской культуры и их влияние на модернизацию // http://www.hse.ru/temp/2006/files/20 060 404−06/2 006 0406lebedeva.doc
  96. Т.Б. Трансформация роли мужчины в современной российской семье // Материалы Международной научной конференции «Ломоносов» М., 2003. — Вып. 10. — С. 108−132.
  97. Ю.Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. Л.: Лениздат, 1986.
  98. П.Лисовский В. Т. Молодежь. Любовь, брак, семья. — СПб., 2003. 112. Лосев А. Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии. — 1988. № 12. — С.120.139.
  99. З.Льюис К. Что такое влюбленность // Психосексология: Хрестоматия /
  100. . К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998. — С. 8−20. 1 Н. Льюис К. С. Любовь // Вопросы философии. — 1989. — № 8. — С. 107 — 108.
  101. Любовь в письмах великих влюбленных: Сборник Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 506 с.
  102. Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX вв. / Сост. А. Чеботаревская Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 304 с.
  103. Любовь от пробуждения до гармонии. М.: Прогресс, 1992.
  104. Любовь. Брак. Семья: Афоризмы и изречения / Сост. Н. Я. Соловьев, Т. П. Гарашина Минск: Университетское, 1987. — 109 с.
  105. Макал истер X. Замуж только по большой любви: Роман / Пер. с англ. Е. Егоровой. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. 176 с.
  106. В. Уязвимость любви // Вопросы философии. 2002. — № 11.— С. 231−237.
  107. Г. С. Смысл жизни как способ реализации сущности человека — Дис. .док. филос. наук. Иркутск, 1998.
  108. Г. Эрос и цивилизация. К.: «Иса», 1995. — 352с.
  109. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен — Ставрополь, 1995. 106с.
  110. А. А. Катарсис: Подноготная любви: Психоаналитическая эпопея. М.: КРОН — Пресс, 1997.
  111. Р. Социальная теория и социальная структура. — М., 2006.
  112. И. Этюды о природе человека. М., 1961.
  113. Мир и Эрос: Антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991.
  114. Э.А. Основные представления молодёжи о семье и любви // Ломоносовские чтения. 2006. — М.: МГУ, 2006. — С. 143−145.
  115. О.Митина О. В. Женский тендер: поведение в социальном и кросскультурном аспектах. // Общественные науки и современность. — 1999.-№ 3.-С. 180−194.
  116. А. Любовь // Лицейское и гимназическое образование, 2003.-№ 5.-С. 50.
  117. Мужчина и женщина в меняющемся мире // Перспективы. 1991. — № 8. — С. 23−30.
  118. Н.Д. Новозаветная песнь любви // Платон: Pro et contra. СПб: Издательство русского христианского гуманитарного института, 2001. -С. 419−437.
  119. Л. Раба любви: Роман / Пер. с англ. И.Ф. Дернова-Пигарева. — М.: Издательский дом «Панорама», 2001. — 192 с.
  120. Н.Л. Стереотипы любовных отношений в европейской культуре: Историческая трансформация: Дис. .канд. филос. наук — Ростов-на-Дону, 2001. 234 с.
  121. Национальный эрос и культура. В 2-х т. М.: Ладомир, 2002. — Т.2.1370 любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения — М.: Республика, 1992. 368 с.
  122. Н.В. Любовь как гносеологическая категория // Вестник Волгоградского ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и соц. технологии. — Волгоград, 2002. Вып. 2. — С. 13−18.139.0ртега-и-Гассет X. Любовь и мудрость. Рига, 1990.
  123. НО.Парандовский Я. Эрос на Олимпе. М.: Политиздат, 1991. — 119 с.
  124. Т.А. Вопросы веры и брака в кругах российской интеллигенции нач. XX в. // Философские науки. 2005. — № 4. — С. 134— 145.
  125. Платон. Пир // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р. Г. Подольный. М.: Политиздат, 1991. — С. 10−30.143 .Платон. Сочинения: В 3 т. -М., 1970. Т.2.
  126. Нб.Птицына О. В. Эрос в русской философии конца XIX начала XX века. -Дис. .канд. филос. наук. -М., 1999.
  127. В.В. Вступительное слово на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // www.kremlin.ru167
  128. В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета (Федеральный выпуск) 2007. — № 4353 (от 27 апреля).
  129. Л.В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: Дис.. канд. филос. наук Екатеринбург, 1999.
  130. Размышления о любви: Любовь как нравственное явление. Сборник. -М.: Знание, 1989.-63 с. 151 .Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ любви. — Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. 688 с.
  131. В. Сексуальная революция. СПб.: Университетская книга, 1997. -350 с.
  132. В.Г. Женский разговор / В ту же землю. Повесть, рассказы. — М., 2001.
  133. Е.И. Творчество как смысл жизни человека: Дис. .канд. филос. наук. СПб, 2006.
  134. Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. — М.: Владос, 2003.
  135. В.П. Мотив любви в философии «серебряного века» // Жизненный мир философии «серебряного века» / Под ред. проф. В. Б. Устьянцева, Саратов. 2003. — С. 134−142.
  136. В., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993.
  137. В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье, взглядах на половое воспитание. М.: Логос, Высшая школа, 1999. — 208 с.
  138. В.М. Судьба молодой семьи: Психологические размышления о современной любви и семье. Ожидания и разочарования. Идеалы и реальность. М.: Московский рабочий, 1990. — 107 с.
  139. А. Сущность любви. М.: Политиздат, 1989.
  140. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.
  141. Л.Л. Жизненные ценности женщин // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С. 29−37.
  142. Ю.Б. Любовь на исходе XX века. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.
  143. Ю.Б. Любовь: азбука и алгебра. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997.
  144. Ю.Б. Мед и яд любви: Семья и любовь на сломе времен — М.: Молодая гвардия, 1989. 447с.
  145. Ю.Б. По закону Тезея // Новый мир. 1986 — № 7. — С. 188−196.
  146. Ю.Б. Самое утреннее из чувств: Культура любви. Киев: Реклама, 1985.- 136 с.
  147. Ю.Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня и завтра, 2-е изд., доп. Кемерово, 1984. — С. 162−163.
  148. Ю.Б. Трудность счастья: Любовь и молодая семья. М.: Знание, 1977.
  149. Ю.Б. Через 100 и 1000 лет. Человек будущего и советская художественная фантастика. -М.: Искусство, 1961. 112 с.
  150. Сапва-даршана самграха // Антология мировой философии. М., 1969. -Т. 1.
  151. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии М., 1988.
  152. Семья: Голоса философов. В 2 кн. / Сост. И. С Андреева, A.B. Гулыга. -М.: Политиздат, 1990. Кн. 1. — 346 с.
  153. Семья: Голоса философов. В 2 кн. / Сост. И. С Андреева, A.B. Гулыга. -М.: Политиздат, 1990. Кн. 2. — 400 с.
  154. A.C. Трансформация концепта «семья» в культуре России. — Дис. .канд. филос. наук. Ставрополь, 2005.
  155. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX нач. XX в. — М.: Наука, 1995.-380 с.
  156. Смысл жизни: Антология. -М.: Прогресс и культура, 1995. 380 с.
  157. И. Бессонница в ожидании любви. -М.: Просвещение, 1992.
  158. М.Г. Современный белорусский мужчина: самоидентификация // http://lib.socio.msu.rU/l/library
  159. В. Смысл любви // Сочинения. В 2-х томах. М., 1988, Т.2.
  160. А. В. Лики любви: Очерки истории половой морали — М.: Знание, 1992.
  161. . Этика. -М-Л.: ОГИЗ, 1932.
  162. Е.П. Феномен смысла в формировании картины мира: Автореф. дис. .канд. филос. наук. — Саратов, 2002.
  163. А. Анатомия любви // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1998. С. 21−30.
  164. А. О любви // Философия любви. В 2 частях. / Сост. A.A. Ивин. М.: Политиздат, 1990. — Ч. 2. — С. 290 — 300.
  165. A.M. Философская антропология эволюции образов пола илюбви в отечественной культуре последних столетий: Дис.канд.филос. наук — Белгород, 2006.
  166. П. Важна только любовь: Роман / Пер. с англ. Е. Егоровой. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. 196 с.
  167. В.А. Книга о любви. — М.: Политиздат, 1983.
  168. Д.В. Тема любви в отечественной философии // Духовные истоки русской культуры: Материалы научно-практической конференции 19−20 мая 2003 г. Ч. 1. / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск: РИО. — 2003. — С. 218−220.
  169. Л.С. Искусство любви // Самосознание томской культуры / Ред.-Сост. П. Л. Волк. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. — С. 187 190.
  170. .Н. «Закон Я» и «закон любви» (Нравственная философия Достоевского). М.: Знание, 1991. — 62 с.
  171. М.С. Акмеология: Эрос и личность. М., 1992.193 .Твен М. Собрание сочинений. В 6 Т. М.: Глагол, 1996. — Т.6.
  172. Тейяр де Шарден П. Феномен человека М, 1987.
  173. В. Звезда в тумане. Повесть / Токарева В. Самый счастливый день: Повести. Рассказы. М., 1997. — С. 253.
  174. JI.H. Полнолное собрание сочинений: В 30 т. М., 1957. — Т. 27.
  175. Трактаты о любви. -М., 1994.
  176. E.H. Смысл любви // Миросозерцание B.C. Соловьева. М.: Московский философский фонд- изд-во «Медиум», 1995. — Т. 1 — С. 183 190.
  177. Е.С. Тендерная деконструкция смыслов любви в контексте отечественного философско-культурологического дискурса: Дис. .канд. филос.наук. Томск, 2004. -216 с.
  178. JI. Лялин дом / Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы. — М., 2002.
  179. С. «Человек рода он»: футляры мужественности // Вопросы философии. 2005. — № 4.
  180. В.Г. Тендерная социология в контексте модернизации российского образования // II Всероссийский социологический конгресс (30 сентября 2 октября). Сборник статей. — М., 2003. — С. 134.
  181. Л. Избранные философские произведения. — М., 1955, Т.2.
  182. Философия любви. В 2 частях. / Под общ. ред. Д. П. Горского- Сост. А. А. Ивин. -М.: Политиздат, 1990.
  183. Философия ценностей. Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 1998 — 225 с.
  184. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова М., 2001.
  185. Философский словарь Владимира Соловьева — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
  186. Философский энциклопедический словарь М.: ИНФРА, 2001.
  187. И.Г. Назначение человека // Сочинения в 2-х т., т. 2 — СПб.: Мифрил, 1993. С. 15−242.
  188. А.Я. Культурология любви // Вестник МГУ культуры и искусств 2004 — № 3 — С. 122−135.
  189. С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии 1990 — № 6.
  190. С.JI. Непостижимое. Париж, 1939.
  191. С.Л. Существо христианской любви к ближнему // Свет во тьме. — М.: «Факториал», 1998.-С. 177−181.
  192. С.Л. Фридрих Ницше и этика «любви к дальнему» // Сочинения. — М.: Правда, 1990. С. 6−65.
  193. В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990.
  194. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
  195. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. СПб.: Азбука-классика, 2007.
  196. Фрейд 3. Очерки психологии любви. — Одесса, 1920.
  197. Фрейд 3. Психология бессознательного // Фрейд 3. Собрание сочинений. -М., 2006.-Т. 3.
  198. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г. Ф. Швейника М: Акад. проект, 2007.
  199. Э. Душа человека / Пер. с англ. Т. В. Панфилова, Т. И. Перепёлова. — М.: ACT, 1998.
  200. Э. Здоровое общество. Мужчина и женщина. М., 1998.
  201. Э. Искусство любить / Пер. с англ. Л. В. Трубициной, A.B. Ярхо, A.C. Соловейчика СПб.: Азбука-классика, 2007.
  202. Э. Человеческая ситуация: Сб. тр.: пер. / под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 1995.-239 с.
  203. Э. Иллюстрированная история эротического искусства — М. Республика, 1995.-445 с.
  204. Ф. Великий разрыв. М., 2004. — 386 с.
  205. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  206. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». М., 2001. 229.0 философии любви // Хрусталев В. В. Введение в философию. — М.:1. ФАИР-ПРЕСС., 1998.
  207. Г. С., Чупров А. Г. Психология успеха. Магия любви. —
  208. Краснодар: ТИ Советская Кубань, 1997. 320 с. 231. Шамфор де Н.С. О женщинах, любви, браке и любовных связях // Размышления и афоризмы французских моралистов ХУ1-ХУШ вв. — Л.,
  209. В.В. Основы социальной антропологии. — СПб., 1997.
  210. Шелер М. Ordo amoris // Избранные произведения. М., 1994. — С. 76−89.
  211. В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. М.: Республика- ТЕРРА, 1999.
  212. А. Метафизика половой любви // Психосексология Хрестоматия // Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998. — С. 123−149.
  213. М.Н. Отцовство: метафизический дневник СПб, 2003.
  214. М.Н. Четыре слагаемых любви // Человек. 2006. — № 2. — С.
  215. М.Н. Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории // Вопросы философии. 2006. — № 10.
  216. Эрос: страсти человеческие. -М.: Сов. Писатель, 1991.
  217. А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993.-464 с.
  218. Е. Насилие в документальной телереальности // Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 79−86.
  219. Beck U. Beck-Gemheim Е. The Normal Chaos of Love. Cambridge, 1999.
  220. Gergen K.G. Realities and Relationships. Sounding in Social Construction. — Cambridge (Mass), L., 1994. 356 p.
  221. Connell R.W. Gender and Power. Societi, the Person and Sexual Politics, -Cambridge: Polity Press, 1987. P. 91−141.
Заполнить форму текущей работой