Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Электоральные процессы в условиях трансформации современного российского общества: Опыт социологического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности проблемы. Наиболее широкую теоретическую базу для изучения проблемы электоральных процессов предоставляют работы зарубежных, в частности американских социологов и политологов. В западной литературе обобщены методы и способы изучения электоральных процессов, электорального поведения и политического участия, разработана методология и методика прикладных исследований… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы исследования электоральных процессов
    • 1. 1. Основные подходы и направления социологического анализа электоральных процессов
    • 1. 2. Содержание и структура электорального процесса
  • Глава 2. Особенности электоральных процессов в трансформирующемся российском обществе
    • 2. 1. Социальные факторы электорального поведения и структура электората
    • 2. 2. Социальные характеристики протестного электората
    • 2. 3. Электоральные процессы и социальная динамика трансформирующегося общества (на примере
  • Волгоградской области)

Электоральные процессы в условиях трансформации современного российского общества: Опыт социологического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние десятилетия произошли существенные перемены в социальном, политическом и экономическом положении россиян, которые были вынуждены адаптироваться к новой ситуации и новым условиям. Многие категории населения столкнулись с необходимостью изменения привычных ценностей и взглядов, стереотипов и всего образа жизни. В результате разрушения прежней социальной структуры, распада социальных связей, смены социальных статусов и ролей, произошли перемены в общественном сознании и поведении людей. Изменилась степень их политической и электоральной активности, обновился репертуар возможных действий, поменялась их направленность и периодичность. Происходящие в последнее время общественные преобразования значительно актуализируют проблему электоральных процессов, требуют ее всестороннего изучения, поскольку именно в данном типе социальных процессов наглядно отражается динамика трансформирующегося российского общества, характер и темпы социальных преобразований, особенности формирования новой системы социальных ценностей.

В электоральных процессах современного российского общества происходят трансформации, которые приводят к обновлению моделей поведения, изменению роли и значения электорального поведения. Интерес к данной проблеме на современном этапе объясняется несколькими обстоятельствами. С одной стороны, активизация электорального поведения выступает важной составляющей процесса демократизации. Происходит мобилизация различных групп на активное участие в выборах, которое является необходимым инструментом демократии. В современном российском обществе закладываются основы демократической культуры участия, активного и заинтересованного включения людей в политику. С другой стороны, электоральные процессы в современном российском обществе, где наблюдается не всегда положительная динамика происходящих преобразований, могут приобретать негативные, протестные формы, становясь порой не прогнозируемыми. Случайность начинает играть в них все большую роль. Это ведет к усложнению политического выбора, к его дифференциации и неустойчивости. Электоральный процесс характеризуется подвижностью и изменчивостью, становится многокомпонентным и трудно предсказуемым. Интерес вызывает и то обстоятельство, что для значительной части россиян характерно политическое отчуждение, нарастающая апатия и политическая усталость, которые увеличивают долю тех, кто перестает принимать участие в электоральных процессах.

В современном обществе наряду с первичными общностями, возникающими на основании базисных признаков (экономических, демографических и др.), формируются общности, конституирующиеся на основании вторичных признаков, таких как стиль поведения, культурные стереотипы и др. Электорат представляет собой уникальную общность, которая детерминируется как признаками первичными, так и вторичными. Социологическое изучение электорального процесса позволит выявить глубинные социальные и социокультурные основания электорального поведения, лучше описать специфику социальных процессов и социально-политического взаимодействия в современном обществе. Социологическое изучение электоральных процессов позволит уточнить представление об электорате как особой социальной общности.

Приведенные обстоятельства указывают на сложность и противоречивость электоральных процессов в современных российских условиях, поэтому исследование данной проблемы в рамках социально-гуманитарного знания является насущным и может оказать помощь в преодолении переходного состояния социально-политической системы российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Наиболее широкую теоретическую базу для изучения проблемы электоральных процессов предоставляют работы зарубежных, в частности американских социологов и политологов. В западной литературе обобщены методы и способы изучения электоральных процессов, электорального поведения и политического участия, разработана методология и методика прикладных исследований по этой проблеме, высказаны прогнозы о характере проявлений политического участия в различных социально-политических условиях. Категории политического участия посвящены работы С. Вербы, Г. Алмонда, Р. Даля, Р. Миллса, С. Липсета, С. Роккана и др.1 Эти исследования содержат анализ широкого спектра различных способов участия (или неучастия) субъекта в политике как на индивидуальном уровне, так и через посредничество социальных институтов, и опираются на мощную эмпирическую базу. В целом в этих трудах электоральный процесс получил всестороннюю разработку с точки зрения структуры, форм, уровней, методов, идеологических и социальных аспектов, законообеспеченности, эффективности, то есть как формальных, так и сущностных сторон явления.

Среди зарубежных авторов, которые в той или иной степени исследуют проблему электоральных процессов и связанные с ними вопросы, следует отметить Р. Арона, П. Бурдье, Э. Даунса, М. Дюверже, А. Кэмпбелла, А. Лейпхарта, М. Макфола, А. Надаиса, С. Роккана, Дж. Сартори, Р. Таагапера, М. Уоллерстайна, М. Фиорины, М. Шугарта, Р.-О.Шультце и др.2

Исследователи Ч. Э. Мерриам, Г. Ф. Госнелл, С. Э. Райс, П. Лазарсфельд, Б. Берельсон, А. Кемпбелл акцентировали внимание на влиянии социального статуса избирателя на его поведение, на воздействии СМИ на электорат.

1 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. — 1992. — N°4. — С.122−130- Даль Р.

Введение

в теорию демократии / Пер. с англ. — М.: Наука, СП «Квадрат», — 1992; Lipset S.M., Rokkan S. Cleavage Structures, Party Systems and Voter Alignments. — Lipset S.M., Rokkan S.(eds.). Party Systems and Voter Alignments.- N.Y., 1967.

2 Арон P. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. — М., 1993; Бурдье П. Социология политики.- М.: Socio-Logos, 1993; Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис. — 1993. — № 2- Downs A. An Economic Theory of Democracy. — N.Y., 1957; Lipset S.M., Rokkan S. Cleavage Structures, Party Systems and Voter Alignments. — Lipset S.M., Rokkan S.(eds.). Party Systems and Voter Alignments. N.Y., 1967; Ferejohn J. A, Fiorina M.P. The Paradox of Non-Voting. A Decision-Theoretic Analysis // American Political Science Review. 1974. № 68. P. 25−36.

3 Campbell A., Converse P.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. N.Y., 1960; Lazarsfeld P.F., Berelson В., Gaudet H. The Piople’s Choice: How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign. N.Y., 1968.

Можно отметить работы западных специалистов в области теоретического осмысления процессов, связанных с формированием массового сознания и Ф воздействия на него во время предвыборных кампаний. Среди таких исследований можно выделить труды У. Липпманна, Э. Ноэль-Нойман, У. Рикера, П. Шампаня и др.4

Что касается отечественной социологии, то до конца 1980;х гг. проблемам социологического анализа избирательных кампаний уделялось небольшое внимание. В тех немногих работах того периода5, посвященных этой теме, в основном был пересказ официальной статистики. Только в конце 80-х — начале 90-х годов XX века появляются серьезные научные разработки по электоральной проблематике отечественных ученых Б. А. Грушина,

A.Г.Здравомыслова, И. М. Клямкина, Ж. Т. Тощенко и др.6 В. А. Колосов, Н. В. Петров, Л. В. Смирнягин обобщили результаты избирательной кампании по выборам народных депутатов СССР7. Интересен анализ эмпирических Q данных в ряде работ и коллективных монографиях .

Наблюдения последних лет легли в основу работ, имеющих научный и прикладной характер: М. Н. Афанасьева (мотивы поведения избирателей),

B.Э.Бойкова (механизмы формирования политических установок), И. Н. Гомерова (анализ электоральной культуры россиян), Т. И. Захаровой (анализ политической культуры российского электората), И. А. Климова, М. М. Назарова, В. Гущина (анализ протестных форм политической ф активности), В. Э. Шляпентоха (критика методологии и практики эмпирических исследований электората). Отметим также исследования

4 Lippman W. Public opinion. N.Y., 1960; Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996; Riker W. H The Art of political manipulation. New Haven, L., 1986; Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997; и др.

5 Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. — М. Мысль, 1986. Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. — М.: Мысль, 1985.

• 6Грушин Б. А. Массовое сознание. — М.: Политиздат, 1987; Здравомыслов А. Г. Вопросы методики и техники социологических исследований. — М.: Мысль, 1969; Клямкин И. М. До и после выборов // Полис. — 1993. № 6. Тощенко Ж. Т. Общественное мнение. — М.: АОН., 1980.

7 Весна-89: география и анатомия парламентских выборов. М., 1990.

8Время выбора. Коллективная монография. М., 1989; Референдум-93: прогнозы, результаты, исследования. М., 1993; Мониторинг электората. М., 1993. 5

A.А.Галкина, В. Я. Гельмана, Г. В. Голосова, В. С. Комаровского, Ю. Д. Шевченко, Л. Шевцовой9.

Ф Многие современные российские социологи исследуют проблемы политики, выборов, политических и электоральных процессов. В работах

B.Н.Амелина, Ф. М. Бурлацкого, А. А. Галкина, В. Д. Виноградова, Н. А. Головина, Г. Дилигенского, В. Н. Иванова, Ж.Т. Тощенко10 содержится много ценного для понимания и изучения частных аспектов политической tp сферы общества.

Ряд работ обобщают не только отечественный, но и зарубежный электоральный опыт, что значительно расширяет поле социально-политического анализа электорального процесса11. Возрастает количество работ, посвященных технологиям выборных кампаний, анализу условий и механизмов, обеспечивающих успех в предвыборной гонке12.

9 Афанасьев М. Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Полис. — & 1995. — № 3. — С. 105−117- Бойков В. Э. Социально-политические факторы развития российского общества // Социологические исследования. — 1995. — № 11. — С.54−60- Галкин А. А. Электоральное поведение как объект исследования // Рабочие избиратели в странах Западной Европы. — М.: Наука, 1980; Гельман В. Изучение выборов в России: исследовательские направления и методы анализа // Выборы и партии в регионах России.

— М., 2000; Голосов Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Полис.-1997.-№ 4.-С.44−56- Гомеров И. Н. Электоральная культура: политологический анализ. Дис.. д-ра политических наук. -Новосибирск, 1995; Захарова Т. Н. Политическая культура и навыки избирателей: по итогам выборных кампаний 1989;92 гт. // Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. 2-е изд. — М.: Луч, 1993. — С.87−94- Климов И. А. Протестное движение: взаимная обусловленность стратегий сторон // Полис. — 1999. — № 1.

— С.148−161- Комаровский B.C. Политический выбор избирателя // Социс. — 1992. — № 3- Назаров М. М. Политический протест: опыт эмпирического анатиза // Социс. — 1995. — № 1.

— С.47−59- Шевцова JI. Россия: логика политических перемен // Россия политическая. М.: Московский Центр Карнеги, 1998; Шевченко Ю. Д. Между экспрессией и рациональностью // Полис. — 1998. — № 1. — С. 130−136- Шляпентох В. Э. Предвыборные опросы 1993 г. в России: (Критический анализ) // Социс. — 1995. — N9. — С. 14−22- N10. — С. 3−10 и др.

10 Амелин В. Н. Социология политики. — М.: Изд-во МГУ, 1992; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. — М.: Мысль, 1985; Виноградов В. Д., Головин Н. А. Политическая социология. — СПб., 1997;

Дилигенский Г. Социально-политическая психология. — М., 1994; Иванов В.Н.

Политическая социология. — М., 1992 и др.

11 См.: Как победить на выборах. Метод, пособие, М., 1995. Технология избирательных кампаний в США. М., 1991. Американский электорат: новые тенденции. — М., 1992.

12 Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты / Слепенков И. М., Аверин Ю. П., Усманов Б. Ф., Розенталь Э. М. — М.: Рос. Цент обучения избирательным технологиям: Фирма «Вестник», 1995; Как победить на выборах: Метод. 6

В тесной связи с этим направлением находятся исследования психологической стороны электорального процесса как одной из важных составляющих выборных кампаний13. Несомненный интерес для нашей работы представляют публикации, содержащие детальный анализ тенденций и фактов уже прошедших выборов в их региональном аспекте14.

Следует заметить, что для теоретического и методологического осмысления проблемы электорального процесса, а также для разработки инструментария социологических исследований большое значение имеют труды российских ученых: В. Э. Бойкова, Б. А. Грушина, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Г. В. Осипова, Ж. Т. Тощенко, В. А. Ядова и др.15

Тем не менее, на сегодняшний день нельзя сказать, что в российской политической социологии изучение электоральных процессов стало, как в социологии зарубежной, одной из первостепенных и ведущих тем. Несмотря v" на большое количество работ, как общетеоретического характера, так и прикладных, отчетливо просматривается дефицит более или менее фундаментальных знаний о природе российского общества и тех процессов, которые определяют динамику его развития. Остается без ответа целый ряд

Пособие по организации избирательной кампании. М.: Центр прикладных исследований ИНДЕМ и нац. ин-т международных исследований (США), 1991;1992. Кн. 1−2. Левчик Д. А. Наука побеждать на выборах. — М., 1991; Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1995; Слепенков И. М., Аверин Ю. П., Усманов Б. Ф. Розенталь Э.М. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995; Кудинов О. П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. — Калининград: Янтарный сказ, — 2000.

13 Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. — М.: РОССПЭН, 2000

Российские регионы после выборов — 96 / Отв. ред. А. Н. Журавлева и др. — М.: Юридическая литература, 1997; Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова, М.Бри. М.: Весь Мир, 2000; Петренко Е. Региональные выборы: предварительные результаты и выводы // Власть. — 1997. — № 1. — С.27−32- Чугров С. О региональной фрагментации российского политического сознания // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 1. С.29−41- Шешукова Г. Авторитет власти в российской провинции // Открытая политика. — 1998. -№ 1. — С.90−93.

15 Бойков В. Э. Бумеранг социального самочувствия // Социс. — 1998. — № 1- Грушин Б. А. Массовое сознание. — М.: Политиздат, 1987; Заславская Т. Н. Куда идет Россия? — М.: Аспект-Пресс, 1995; Здравомыслов А. Г. Вопросы методики и техники социологических исследований. — М: Мысль, 1969; Осипов Г. В. Логика социологического исследования. — М.: Наука, 1987; Тощенко Ж. Т. Общественное мнение: Метод, рекомендации для

ИЯР вопросов, в частности, почему усилились негативные тенденции в электоральном процессе.

Таким образом, обобщение существующих в отечественной социально-политической литературе наработок позволяет утверждать, что хотя понятие «электоральный процесс» утвердилось в науке и практике, изучение его содержания применительно к российскому социальному пространству только начинается. В частности, проблема электорального поведения, социальных условий и факторов, влияющих на электоральный выбор, социальные характеристики и структура электората раскрыта в научной литературе фрагментарно.

Общим недостатком работ, посвященных данной проблематике, является то, что в них недостаточно полно анализируются социальные основы электорального поведения. Между тем, рассмотрение проблемы в таком ракурсе позволяет не только зафиксировать специфические особенности моделей электорального поведения россиян, но и учесть своеобразие форм реализации данных моделей в региональной практике.

Объектом данного исследования выступают электоральные процессы в современном российском обществе.

Предметом исследования является содержание и динамика электоральных процессов на федеральном и региональном уровнях.

Цель исследования — проанализировать основные тенденции в электоральных процессах современного российского общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть концептуальные подходы к изучению электоральных процессов и определить подходы, соответствующие российской специфике;

2) описать структуру электорального процесса, выявить его основные компоненты и на этой основе провести эмпирическую и теоретическую интерпретацию основных понятий, описывающих данный процесспроведения социологических опросов. — М.: АОН, 1980; Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программы. Методы. — М., 1987. 8

3) выявить факторы, оказывающие существенное влияние на электоральный выбор россиян, описать их особенности и дать классификацию типов электорального поведения российских избирателей;

4) исследовать содержание протестной составляющей в электоральных процессах современного российского общества;

5) описать электоральные процессы в Волгоградской области, выявить их особенность и региональные электоральные предпочтения.

Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические и методологические разработки в области общей и политической социологии. В работе используются принципы историзма и системности, а также деятельности ый и компаративный подходы. Эмпирические данные осмысливались при помощи методов анализа, синтеза, экстраполяции. В качестве методов сбора и обработки эмпирических данных предпочтение отдано традиционному анализу документов, анализу статистических данных, анкетному опросу, вторичному анализу данных.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили данные социологических исследований: «Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и политическим лидерам» (ВЦИОМ, 1999), «Религиозный электорат: реальность либо миф?» (ИСПИ, 1996), «Предвыборные ориентации российской прессы» (ФОМ, 1999), «Российские регионы» (ФОМ, 2002), «Социально-политическая самоидентификация жителей Поволжья» (исследование, проведенное кафедрой социологии и политологии Волгоградского государственного университета, 1999 — 2001 гг.). Данные, опубликованные избирательными комиссиями по РФ, Волгоградской области и г. Волгограду. Статистические данные по РФ, Волгоградской области и г. Волгограду16.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

16 Волгоградская область в цифрах. Госкомстат России. Волгоградский комитет государственной статистики, 2001; Выборы в Волгоградской области, состоявшиеся в декабре 1996 года и марте 1997 года: (Организация, статистика, выводы и предложения)/ Сост. В. Б. Василенко, П. А. Карев, С.А. ВовченкоИзбират. комис. Волгоградской обл. -Волгоград., 1997.

1. На основе обзора основных концептуальных подходов к изучению электоральных процессов определены оптимальные подходы для исследования электоральных процессов современного российского общества.

2. Выделены основные компоненты электорального процесса и предложен вариант классификации типов электорального поведения российских избирателей.

3. Представлен вариант характеристики социологического содержания электорального процесса.

4. Предложено расширительное понимание протестной составляющей электорального процесса.

5. Определены основные тенденции электоральных процессов в Волгоградской области, выявлены региональные электоральные предпочтения, особенности региональной активности и регионального протеста.

Выводы, полученные автором в ходе исследования, представлены в виде положений, выносимых на защиту:

1. Из существующих в социологии подходов к изучению электоральных процессов не все в равной мере применимы к российским реалиям. Оптимальным, соответствующим традициям отечественной социологии, выступает рационально-инструментальный подход к изучению электоральных процессов, позволяющий объяснить социальную динамику электоральных предпочтений. Причиной этого является отсутствие традиции идентификации с политической партией (с большим или меньшим основанием можно говорить только об идеологической идентификации) — продолжающийся экономический кризис современного российского общества также стимулирует «экономическое» голосование.

2. Для раскрытия содержательных элементов электорального процесса необходима его социокультурная характеристика, обеспечивающая включение наряду с социально-демографическими факторами, ю ценностно-смысловых и культурных компонентов. Электоральный процесс выражается в последовательной смене состояний, которая, совершаясь под влиянием внутренних и внешних условий, обладает цикличностью, темпоральной неравномерностью, локальным масштабом и полярной знаковой направленностью.

3. Базовой категорией при социологическом анализе электорального процесса выступает категория «электоральное поведение», в то время как категории «действие» и «деятельность» описывают разные уровни и качества электорального поведения.

4. При социологическом анализе электоральных процессов необходимо расширительное понимание электорального поведения, которое позволяет фиксировать не только совокупность форм участия, но и включает ценностные установки, политические ориентации, предпочтения, интересы, мотивы, степень и характер форм участия граждан.

5. Протестная составляющая в электоральных процессах современного российского общества включает в себя активный протест, представленный протестным голосованием, и пассивный протест, представленный абсентеизмом, которые можно рассматривать как взаимосвязанные формы электорального негативизма.

6. Своеобразие электоральных процессов в Волгоградской области определяется доминированием патерналистских тенденций, авторитарно-коллективистских и традиционалистских установок, высокой долей протестной составляющей, гетерогенностью электоральных предпочтений в региональном центре и на периферии, голосованием по «личностному», а не партийному признаку. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования:

— Результаты исследования могут служить основой для разработки методологических принципов анализа социально-политических процессов для всего спектра общественных и социально-политических наук.

— Результаты исследования могут служить теоретическими основаниями для выявления новых направлений в исследованиях электоральных процессов.

— Основные положения работы могут использоваться в преподавании социологии, политологии, политической социологии, социальной психологии, разработке спецкурсов по актуальным социально-политическим проблемам современного развития.

Апробация работы. Основные положения и выводы данного исследования представлены на научных конференциях в Волгоградском государственном университете (Волгоград, апрель 1999 г.), в Волгоградском государственном техническом университете (Волгоград, апрель 1999 г.) на II Российском философском конгрессе (Екатеринбург, июнь 1999 г.), Первом Всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.), в Международных сборниках научных трудов «Человек и общество: на рубеже тысячелетий» (Вып. 19 и Вып.20. Воронеж, 2003) и др. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Основные выводы по итогам сказанного в данной главе сводятся, на наш взгляд, к следующему.

Из существующих на сегодняшний день подходов к изучению электоральных процессов не все в равной мере применимы к российским реалиям. Оптимальным, соответствующим традициям отечественной социологии, выступает рационально-инструментальный подход к изучению электоральных процессов, позволяющий объяснить социальную динамику электоральных предпочтений. Причиной этого является отсутствие традиции идентификации с политической партиейпродолжающийся экономический кризис современного российского общества также стимулирует «экономическое» голосование.

Электоральный процесс определяется как результат взаимодействия социальных групп и слоев избирателей по поводу формирования представительных органов власти. Электоральный процесс выражается в последовательной смене состояний, которая совершается под влиянием внутренних и внешних условий. Этот процесс обладает цикличностью, темпоральной неравномерностью, локальным масштабом и полярной знаковой направленностью. В качестве базовой категории при исследовании электорального процесса необходимо, на взгляд автора, использовать категорию «электоральное поведение», поскольку это позволяет акцентировать внимание на «управляемости», что является важной характеристикой современного электорального процесса. При этом необходима расширительная трактовка электорального поведения, позволяющая учитывать ценностные установки, политические ориентации, предпочтения, интересы, мотивы, степень и характер форм участия граждан.

Глава II

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Социальные факторы электорального поведения и структура электората

Анализируя электоральные процессы, необходимо учитывать социально-политические факторы, которые определяют его природу, выбор конкретных действий и результативность. Иными словами, необходимо оценить место и значимость электорального поведения в современном российском обществе.

Учитывая исторический контекст, отметим, что при изучении электорального поведения следует выделять различные виды и состояния самого социально-политического процесса. Границы данного исследования предполагают рассмотрение электорального поведения в современном российском обществе, которое многими исследователями определяется как переходное, трансформирующееся.

Необходимо отметить, что сам термин «переходное общество» или «переходный период» в современной науке различными учеными трактуется по-разному. Многие «воспринимают этот термин в штыки, на том основании, что он не дает ясного ответа на вопрос, отчего и к чему этот переход осуществляется» 1.

Природа переходного общества неоднозначна и характеризуется смешением элементов старого, уходящего и разрушающегося общества и появлением нового общества. Любой переходный период сопровождается существенными изменениями в социально-политической и иных сферах, различными структурными и институциональными нововведениями, которые ложатся в основу будущего общества.

Социальная дифференциация, складывание социально-групповых интересов являются основой для возникновения публичной власти, ее институтов. Политический процесс, таким образом, можно рассматривать процесс взаимодействия интересов различных социальных групп. Взаимоотношения социально-групповых интересов играют существенную роль в политическом и электоральном процессе.

Изменение электорального поведения в современных условиях приводит к видоизменению не только его основных форм, но и меняется вся его природа, а также роль в социально-политическом процессе. На изменение характера электорального поведения россиян влияет целый ряд факторов, оказывающих различное по силе и значению влияние на формирование поведения избирателей. Напомним, что слово фактор означает «движущую силу, основной момент, причину, определяющую

•у характер и развитие какого-либо процесса, явления" .

В современном обществе долгосрочные социальные и социально-психологические факторы (социально-демографические характеристики — возраст, пол и связанные с ними поколенческие и тендерные особенности, уровень образования, социально-классовые расколы — между городом и деревней, центром и периферией) начинают оказывать меньшее влияние на электоральный выбор избирателя. Религиозный фактор также все меньшее влияние оказывает на электоральное поведение. Изменяется стиль жизни, происходит снижение уровня активности верующих, наблюдается постепенная секуляризация общественной жизни. Незначительным оказывается и воздействие других социальных факторов, таких как поселенческие особенности, расовая и этническая принадлежность.

Снижение влияния социальных факторов может рассматриваться лишь в качестве тенденции, поскольку для современного этапа общественного развития характерно сохранение социальных различий в

1 Князев Ю. К. 10-летие переходного периода в России // Власть. — 2001. № 6. — С.З. усложненном социальном пространстве и социальных проблем. Поэтому социально-групповые факторы продолжают оказывать определенное влияние на электоральное поведение.

В качестве другой тенденции динамики электорального поведения выступает ослабление партийной идентификации избирателей, усиление влияния краткосрочных факторов, таких как влияние имиджа политического лидера, позиция избирателей по отдельным проблемам. Развитие данной тенденции вызвано современными социальными изменениями, индивидуализацией политического поведения, сменой структуры ценностных ориентаций.

Еще одной тенденцией эволюции электорального поведения является «рационализация процесса формирования политических ориентаций и появление категории «нового избирателя», составляющего около 10−15% электората. Эта группа избирателей характеризуется, в первую очередь, мобильностью, нестабильностью политических предпочтений"3. Ее представители являются, в основном, выходцами из наиболее образованных средних слоев населения. «Они молоды, хорошо информированы, скептически настроены в отношении идеологий, положительно настроены в отношении политики «открытости» правительственных коалиций. Их отношение к электоральным процедурам определяется позицией потребителя"4. Появление этой группы избирателей отражает происходящую рационализацию электорального выбора, индивидуализацию политического сознания.

Наряду со снижением влияния на электоральный выбор социально-демографических факторов и фактора партийной идентификации, возникают новые основы формирования электоральных предпочтений,

2 Черных. П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В.2-х Т. Т.2.-М" — 1994.-С.301.

3 Анохина Н. В., Мелешкина Е. Ю. Электоральное поведение // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. — М., 2001. — С.182.

4 Анохина Н. В., Мелешкина Е. Ю. Указ. соч. — С. 183. связанные с постиндустриальной стадией развития общества, возникновением и развитием новой системы ценностей.

Среди факторов, влияющих на изменения в электоральном поведении россиян, можно выделить следующие: 1) Факторы, обусловленные состоянием переходности современного российского общества- 2) Факторы, обусловленные социально-экономическими и демографическими изменениями в структуре российского общества- 3) Факторы, обусловленные изменениями в политической и электоральной культуре российских избирателей, а также изменениями в политическом сознании россиян.

К первой группе факторов относятся процессы, которые создают новые условия и «правила игры», новые отношения и нормы в политике и обществе, а также новые требования к электоральному поведению и участию. К этой же группе факторов можно отнести формирование новой партийной системы, многопартийности, идеологической дифференциации населения. Большое влияние оказывает конструирование новых социальных институтов, перестройка системы функционирования власти, а также изменение законодательной базы, в частности, введение новой избирательной системы. В зависимости от устройства избирательной системы результаты выборов, а, следовательно, и влияние избирателей на партийно-политическую систему бывают различными. Поэтому вопрос об избирательной системе есть по сути вопрос о государственной власти и политике. Реформа избирательной системы всегда является предметом острой политической борьбы, и Россия в этом случае не исключение. Демократическая избирательная система основана на всеобщем, равном, прямом и тайном избирательном праве. Она гарантирует свободу выдвижения кандидатов, их соревнование за голоса избирателей, равенство возможностей в предвыборной борьбе, свободное волеизъявление избирателей на основе тайного голосования, периодическое повторение выборов.

Новое в современном избирательном процессе состоит в понимании политико-правовой природы избирательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты активного и пассивного избирательного права граждан РФ. Избирательный процесс «в этом смысле — не только и не столько преимущественно административный технологический процесс, сколько публичный конкурентный политический процесс, в рамках которого разворачивается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легитимируется деятельность представительных, а также выборных институтов власти и управления» 5.

Рассмотренная группа факторов во многом определяет существование второй группы детерминант изменений в электоральном поведении россиян. Известно, что распад традиционного социума начинается с разрыва социальных связей. В частности, для современного российского общества характерны стремительные (и не всегда позитивные) перемены в экономике, политике, социальной сфере. Вышеперечисленные обстоятельства, а также радикальные изменения геополитического пространства России способствуют кризису идентичности, как в личностном, так и в групповом плане.

Происходящее изменение социальной структуры общества приводит к тому, что исчезают и появляются новые социальные группы со своими интересами и правами. Однако, несмотря на это, большинство населения с трудом идентифицирует себя с какой-либо группой. Можно согласиться с мнением исследователей, которые считают, что «разрушение традиционных общностей, статусов, связей, референтных групп, механизмов социализации, привычного образа жизни обрекает многих людей на чувство одиночества и потерянности, заставляет искать новые

5 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. редактор — доктор юридических наук А. В. Иванченко. — М.: Издательство НОРМА, 1999.-c.255. или восстанавливать традиционные формы коллективности (национальные, региональные, возрастные и т. д.), что приводит к усилению конфликтов между различными способами идентификации, росту напряженности в обществе" 6.

В результате изменений, происходящих в современном российском обществе, трансформируются и социально-демографические детерминанты, определяющие электоральное поведение. Такими детерминантами, с точки зрения многих современных исследователей, выступают пол, возраст, уровень доходов и образования.

Еще в 1960;е годы Г. Алмонд и С. Верба в своей работе «Гражданская культура» 7 отмечали ряд факторов, влияющих на политическое и электоральное поведение. В частности, более высокий уровень образования повышает вероятность того, что индивид заявит о своих политических пристрастиях и своем интересе к политическим кампаниям. Кроме этого, делался еще ряд выводов о том, что чем выше уровень образования индивида, тем он более политически информирован. Более образованный индивид имеет мнение по широкому кругу вопросов и чувствует себя обычно более способным оказать влияние на правительство.

В России возраст выступает переменной, которая существенно влияет на электоральное поведение, в частности, участие или неучастие в голосовании. Если в западных странах возраст — это вторичный фактор по сравнению с полом, то в нашей стране ситуация прямо противоположная.

Различие между представителями разных возрастных групп электората порождено, с нашей точки зрения, рядом причин: 1) Избиратели пожилого возраста долгое время прожили в СССР, где голосование было мобилизованным, то есть носило фактически обязательный характер. Поэтому у старшего поколения сформировалась

6 Ачкасов В. А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. — 2001. -№ 3. — С.83. традиция постоянного участия в голосовании. 2) Можно отметить различную степень интереса к событиям в политической жизни страны у возрастных групп. Постоянный интерес к политике в среднем наблюдается у 1/5 молодых и ½ пожилых категорий граждан.

В российском электорате, согласно исследованиям социологов, удалось выделить постоянное ядро политических партий и движений (доля респондентов, выразивших намерение голосовать за одну и ту же партию в 1993 и 1995 гг.) и нестабильных сторонников (доля респондентов, изменивших при опросах 1995 года свои политические симпатии 1993 года).

Данные опроса около двух тысяч жителей РФ, проведенного в сентябре 1995 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали существенные различия в соотношении «ядра» и «попутчиков» применительно к конкретным партиям. Так, 75% сторонников КПРФ заявили о постоянстве своих политических симпатий и готовности подтвердить это на выборах 1995 г. Напротив, только 14% респондентов, голосовавших в 1993 г. за «Выбор России», заявили о своем намерении голосовать за ДВР в 1995 г. При этом электорат BP (судя по данным этого опроса) «разбежался» в самые различные стороны: НДР — 17%, КПРФ — 9%, «Яблоко» — 5%, ЛДПР — 5%, КРО — 5% и т. д. Неустойчивость политических симпатий электората проявляется и в чрезвычайной разнородности сторонников того или иного избирательного объединения применительно к их позиции на выборах 1993 г. Так, например, респонденты, заявившие о своем намерении голосовать за ДВР в сентябре 1995 г., в 1993 г. были приверженцами следующих партий и блоков: Выбор России — 27%, Демократическая партия России — 13%, Аграрная партия России — 7%, «Яблоко» — 3%, «Женщины России» — 3%, ЛДПР — 1%, прочие партии и блоки — 46%. При этом 9% - не помнят, за кого голосовали в 1993 г.

7 Almond G., Verba S. The Civic Culture. — Princeton, 1965.

Выделяют следующие факторы, влияющие на реализацию гражданами избирательного права. Во-первых, в силу отсутствия опыта участия в политической жизни и недостаточной осознанностью связи между характером «избирательного поведения» и возможными изменениями в социальной жизни, значительное число граждан не нашло «своей» партии. Действие этого фактора проявляется в упоминавшейся выше неустойчивости симпатий электората, переходе сторонников одного избирательного объединения в сторонники другого, быстрой смене общественных настроений и т. д.

Во-вторых, обстоятельством, препятствующим становлению системы представительных органов, отражающей интересы определенных социальных групп населения, является недостаточная ориентированность (или ее полное отсутствие) избирательных объединений на конкретную часть электората. Отсюда неопределенность, слабая, а порой вообще незаметная дифференцированность предвыборных программ, лозунгов, методов ведения избирательной кампании и т. п.

Выдвижение на первый план социально-психологических, личностных факторов отнюдь не означает снижения значимости объективных условий существования той или иной группы населения, но говорит о том, что «раскол общества как по политическим симпатиям, так и по отношению к различным проблемам социальной жизни произошел не горизонтально („господствующий“ класс против класса „угнетенных“), а вертикально, в силу чего разделительная линия проходит через все о социальные группы». Так, выборы 1990;х гг. подтверждают этот вывод, но вместе с тем свидетельствуют и о неравномерности такого разделения.

Исследования, проведенные ВЦИОМ, показывают, что объективные социально-демографические характеристики электората различных партий достаточно существенно отличаются друг от друга.

8 Михайловская И. Б., Кузьминский Е. Ф. Право избирать и факторы, влияющие на его реализацию. М., 1996.-С.43.

Так, компартия опирается на самую пожилую и менее образованную часть населения, а «Яблоко» больше других партий пользуется симпатиями молодых и образованных (см. табл. 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В российском обществе быстрыми темпами идет стратификация, формирование отличной от прежней социальной и политической структуры, складывается новая политическая и экономическая элита, отрабатываются новые механизмы социального, экономического и

Ф политического управления, происходит ломка устоявшихся психологических стереотипов о роли государства в общественной жизни страны и его влияния на личную жизнь граждан.

Одной из самых значительных социально-политических новаций является то, что в процесс преобразования общества вовлекается население страны. Свободные выборы органов власти являются базовым элементом демократии. Они помогают отразить интересы, мнения, ценности и предпочтения населения через процесс голосования.

Оптимальным для изучения электоральных процессов в России выступает рационально-инструментальный подход, позволяющий объяснить социальную динамику электоральных предпочтений. Причиной этого является отсутствие традиции идентификации с политической партией (с большим или меньшим основанием можно говорить только об идеологической идентификации). Кроме того, существующее экономическое положение многих социальных групп современного российского общества стимулирует «экономическое» голосование.

Электоральный процесс определяется как результат взаимодействия социальных групп и слоев избирателей по поводу формирования представительных органов власти. Этот процесс совершается под влиянием внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком

• взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью во времени, протяженностью в пространстве, направленностью к тому или иному состоянию, имеет несколько стадий, различающихся по содержанию, темпам, механизмам движения и функциям, характеризуется полярной знаковой направленностью.

В качестве базовой категории при исследовании электорального процесса необходимо использовать категорию «электоральное поведение», поскольку это позволяет акцентировать внимание на «управляемости», что является важной характеристикой современного электорального процесса. При этом необходима расширительная трактовка электорального поведения, позволяющая учитывать ценностные установки, политические ориентации, предпочтения, интересы, мотивы, степень и характер форм участия граждан.

Основные тенденции динамики электорального поведения характеризуются снижением влияния долгосрочных факторов формирования политических предпочтений (социально-демографические характеристики — возраст, пол и связанные с ними поколенческие и тендерные особенности, уровень образования, социально-классовые расколы — между городом и деревней, центром и периферией) и усилением влияния краткосрочных факторов, таких как имидж кандидата, позиция избирателя по отдельным проблемам.

Изменение электорального поведения в современных условиях приводит к видоизменению его роли в электоральном процессе. Это связано с действием следующих факторов: 1) факторов, обусловленных состоянием переходности современного российского общества- 2) факторов, обусловленных социально-экономическими и демографическими изменениями в структуре российского общества- 3) факторов, обусловленных изменениями в политической и электоральной культуре российских избирателей, а также изменениями в политическом сознании россиян.

Выделение типов электорального поведения определяется доминированием тех или иных содержащихся в электоральной культуре компонентов: 1) рационально-прагматическая модель, для которой характерно доминирование рационально-нормативных и интегративных компонентов- 2) рационально-символическая модель — характерно доминирование познавательных компонентов- 3) иррационально-прагматическая модель — доминирование традиционно-нормативных компонентов- 4) иррационально-символическая модель — доминирование игровых, мифологических и художественных компонентов. Таким образом, мы можем говорить не только о влиянии социально-демографических и экономических факторов на структуру электората, но и о факторах, формирующих группы электората по признаку принадлежности к определенному типу электоральной культуры.

Анализ такого феномена как политический протест позволяет интерпретировать и расширить понимание природы и особенностей электоральных процессов под иным углом зрения. Главной особенностью протестного участия является отказ вовлеченных в него индивидов и групп от конструктивного сотрудничества со структурами центральной и местной власти. Электоральный протест проявляется в двух формах: политическом участии и политическом неучастии. В первом случае можно говорить о феномене протестного электората, протестном голосовании, во втором — о проблеме абсентеизма. В основе электорального протеста лежит негативизм. Протестное голосование и абсентеизм можно рассматривать как взаимосвязанные и взаимозаменяемые формы электорального протеста, в котором проявляется свойственное сегодня обществу отчуждение: недоверие к официальным институтам, аномизация, отсутствие устойчивых, общепринятых форм социальной консолидации.

Абсентеизм можно рассматривать в качестве пассивной формы электорального протеста. Причины абсентеизма заключаются в снижении роли представительных органов власти, распаде социальных связей и отчуждении от политики. Среди причин абсентеизма можно выделить существующий резкий разрыв между интенсивностью политической жизни, яркостью и привлекательностью избирательных программ и экономическим положением рядовых избирателей, что приводит к отказу от участия в выборах, чувство безразличия к политическим деятелям, впечатление сложности и запутанности электорального процесса, которое лишает людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор.

Своеобразие электоральных процессов в Волгоградской области определяется доминированием патерналистских тенденций, авторитарно-коллективистских и традиционалистских установок, высокой долей протестной составляющей, гетерогенностью электоральных предпочтений в региональном центре и на периферии, голосованием по «личностному», а не партийному признаку.

На сегодняшний момент анализ электоральных процессов в современном российском обществе приводит к следующим выводам:

— электоральное поведение российских граждан в условиях системного кризиса общества и противоречивого процесса социально-экономического и политического реформирования его основ формируется и реализуется в значительной степени ситуативно, под воздействием объективных условий жизни и субъективного переживания жизненного опыта;

— поскольку более половины российских граждан живут за чертой бедности, их уровень жизни продолжает снижаться, в обществе накапливается протестный потенциал, что находит свое выражение в протестном голосовании;

— уровень доверия к институтам власти и проводимой государством экономической политике также является фактором, определяющим электоральное предпочтение россиян. Низкий уровень доверия к властным структурам, а также негативное социальное самочувствие населения приводит к дестабилизации политической жизни общества, делает ее малопредсказуемой.

С каждым новым избирательным циклом в него включается и новое политическое поколение избирателей, к ориентациям которого на участие или неучастие в выборах не могут быть безразличными ни общество, ни артикулирующие его интересы и ожидания политические партии и движения.

В избирательном процессе, и в электоральном поведении в частности, огромное значение имеет доверие граждан к институтам и процедурам, связанным с ротацией публичной власти. Культура доверияэто исходное основание социальной легитимации выборов. Поэтому доверие выступает существенным моментом становления демократии не только как системы институтов, но, прежде всего новых социально-политических ценностей, ориентаций и предпочтений.

Думается, что актуальными на сегодняшний день выступают исследования следующих проблем электорального поведения россиян:

1. Причины и мотивы протестного голосования.

2. Региональные особенности электоральных процессов и электорального поведения и их значение для социально-политического процесса в целом.

3. Электоральные настроения и предпочтения: динамика и причины изменения.

В заключении заметим, что в процессе становления и развития современного российского общества на повестку дня будут выходить новые проблемы, связанные с электоральными процессами, которые, в свою очередь, потребуют тщательного изучения. Тематика электоральных исследований в обществах, основанных на выборах, по нашему мнению, не потеряет своей актуальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. Под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. — 420с.
  2. С.А. Выборы-95 в Государственную Думу России/ Междун. благотворит, фонд политико-правовых исслед. «Интерлигал». М.: Изд-во «Ассистент», 1995. — 64 с.
  3. Н.А. Можно ли управлять социальными процессами? // Социологические исследования. 1998. — № 3. С.24−31.
  4. Ф., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М.: «Академия», 1995. — 208 с.
  5. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. — № 4. — С. 122−130.
  6. В.Н. Влияние отношений представительства на избирательный процесс// Вест. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 1998. — N4. — С. 48−55.
  7. В.Н. Социология политики. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 183с.
  8. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. — М., 1972.-392с.
  9. Американский электорат: новые тенденции. М.: ИНИОН, 1992.
  10. С.С. Политическое доверие и политическая ответственность // Социально-политический журнал. 1992. — № 10. — С. 32−41
  11. Е.Г., Дмитриев А. В., Тощенко Ж. Т. Опросы и выборы 1995 года (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 1996.- № 6.-С.3−18.154
  12. Е.Г. Социологические прогнозы результатов выборов Президента Российской Федерации// Выборы Президента Российской Федерации. 1996: Электоральная стат./ Центр, избират. комис. Российской Федерации. М.: Изд-во «Весь Мир», 1996. — С. 282−292.
  13. Е.Г., Дмитриев А. В., Тощенко Ж. Т. Опросы и выборы 1995 года: (Опыт социологич. анализа)// Социологические исследования. 1996. — N6.-С. 3−18.
  14. И.В. Избирательная кампания как способ реализации народовластия: социально-управленческий аспект: Дис.. канд. социол. наук / РАУ. М., 1994.
  15. Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. — М., 1993. -608с.
  16. М.Н. Клиентелизм и российская государственность. — М., 1997.-301 с.
  17. М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Политические исследования. 1995. — № 3. — С. 105−117.
  18. М.Н. Региональное измерение российской политики // Политические исследования. 1998. — № 2. — С.88−93.
  19. Г. К., Лозанский Э. Д., Кравченко С. А. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. — М.: Экзамен, 2001. — 608 с.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.-362.c
  21. Е.И., Лайдинен Н. В. Президент: феномен общественной поддержки // Социологические исследования. -2001. № 9. — С. 69−81.
  22. Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Политические исследования. 2000. — № 6. — С.51−66.
  23. А.А. Избирательный процесс// Вест. С.-Петербург, ун-та. Сер. 6: Философия, политология, социология, психология, право. 1993. — Вып. 4.-С. 93−101.
  24. С.А. Реформирование действующей в России избирательной системы // Социально-политические реформы в России и молодежь / Под ред. Л. В. Смогрунова. СПб., 1997.
  25. Г. В. Государственная Дума II созыв: Результаты выборов в Федеральное Собрание России. М., 1996.- с.
  26. Бенуа Ж.-М., Бенуа М., Леш Ж.-М. Политика на плакате: Предвыборные плакаты и политическая реклама // Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и российский опыт. 2-е изд. — М., 1993. -с.43−47.
  27. Е.В. О точности прогноза результатов голосования // Социологические исследования. 1995. — № 2. — С. 67−74.
  28. Е.В. О точности прогноза результатов голосования// Социологические исследования. 1995. — N2. — С. 98−104.
  29. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1996. — 2−0%
  30. B.C. Из «заметок впрок» // Вопросы философии. 1991. № 6.- с. 2.Ъ-$ 1.
  31. Н.И. Возможно ли в современной России прогнозировать массовое электоральное поведение // Политические исследования.1997. -№ 1.-С.113−117.
  32. В.Э. Бумеранг социального самочувствия // Социологические исследования. 1998. — № 1.- с- .
  33. В.Э. Социально-политические факторы развития российского общества // Социологические исследования. 1995. — № 11.- С.54−60.
  34. Р. Критика теорий социального изменения. — М.: Аспект пресс, 1998.-367 с.
  35. П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. — 331с.
  36. Ф.М., Галкин А. А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 1985. -HlQ> с.
  37. Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотивация социально-политического выбора // Вестник МГУ. Сер. 12. — 1999. -№ 4.-С.76−88.
  38. Л.Г. Первые контуры «постпереходной» эпохи // Социологические исследования. -2001. № 4. — С.3−15.156
  39. Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М., 1990. О Я с.
  40. А.П. Некоторые особенности постсоветского общественного мнения // Социологические исследования. — 1998. — № 9.
  41. Т.А. Общероссийские политические выборы 1993 г.: федеративный аспект // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 1994.
  42. А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. — 2000. -№ 6. — С.71−80.
  43. М. Избранные произведения. М., 1990. —? * 9 с.
  44. Весна 89. География и анатомия парламентских выборов. — М.: Прогресс, 1990. — Ък 2. с.
  45. В.Д., Головин Н. А. Политическая социология. СПб., 1997.- 1Zltr
  46. Волгоградская область в цифрах. Госкомстат России, Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2001. — 275с.
  47. Власть и выборы. М., 1996.
  48. Л. Психология политической пропаганды. (Пер. с польск.) -М.: Прогресс, 1981. с.
  49. Время выбора / Ред.-сост. В. С. Комаровский. — М., 1989.
  50. Второй электоральный цикл в России (1999−2000). М.: «Весь мир», 2002.
  51. Выборы 93: мониторинг, технология, опыт. — М.: Российская Академия Управления, 1993.
  52. Е. Социология политических отношений. — М.: Прогресс, 1979.9 с.
  53. Д.П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций // Социологические исследования. — 1999. № 1. — С. 66−77.
  54. А.А. Расстановка политических сил в электоральном преломлении: латентные факторы потенциального сдвига // Политические исследования. 1997. — № 1.
  55. А.А. Электоральное поведение как объект исследования // Рабочие избиратели в странах Западной Европы. М.: Наука, 1980.
  56. В .Я. Демократизация, структурный плюрализм и неустойчивый бицентризм: Волгоградская область // Политические исследования. — 2000. № 2. -С.111−132.
  57. В. Изучение выборов в России: исследовательские направления и методы анализа // Выборы и партии в регионах России. М., 2000. — С. 12−43.
  58. В.Я. Институциональный дизайн: «создавая правила игры"//Первый электоральный цикл в России. 1993−1996 гг./ Общ. ред. В. Я. Гельман, Г. В. Голосов, Е. Ю. Мелешкина. М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. — С. 44−76.
  59. В. Новая местная политика // Очерки российской политики. — М.: ИГПИ, 1994.
  60. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Политические исследования. — 1998. № 1. — С.87−106.
  61. В.Я. Региональные режимы: завершение трансформации // Политические исследования. 2001. — № 1. — С.15−29.
  62. Д. Мотивы голосования на президентских выборах 1996 года // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С.20−24.
  63. А.А. Ожидаемое участие в выборах// Экономич. и социальные перемены: Мониторинг общ. мнения. 1994. — N5. — С. 24−26.
  64. Г., Гельман В., Мелешкина Е. Первый электоральный цикл в России 1993 -1997 гг. М.: Весь Мир, 2000.
  65. Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Политические исследования. 1997. — № 4. — С.44−56.158
  66. Г. В. Пределы электоральной инженерии: «смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях // Политические исследования. 1997. — № 3. — С. 102−113
  67. И.Н. Электоральная культура: политологический анализ. Дис.. д-ра политических наук. Новосибирск, 1995.
  68. Д.В. Политическая мобилизация // Политические исследования. 1995. — № 6. — С. 129−137.
  69. Д.В. Теория политического участия. М., 1997.
  70. Д.В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. — М.: Юрист, 1996.
  71. JI.A. Общество недовольных. (Особенности массового сознания в переходный период) // Политические исследования. — 1998. № 3. -С.32−48.
  72. Л.А., Клопов Э. В. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени // Социологические исследования. 1998. — № 1.
  73. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭП), 2000. 384 с.
  74. М. Как рождаются слухи, или тонкости превентивной пропаганды в СМИ // Открытая политика. 1999.- N9−10. — С.80−88.
  75. Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? // Политические исследования. 1994. — № 3. — С.59−74.
  76. Л. К проблеме негативной идентификации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2000. № 5. — С.35−44
  77. В. «Бунт избирателей» может быть конструктивным// Советник. -1999.-N7-С. 17−19.
  78. С. Волгоградская область в октябре 1995 года // Политический мониторинг.-М.: ИГПИ, 1995. № 10. — Ч. 1.159
  79. А.А. Динамика доли участвующих в выборах: стохастическая модель// Социологические исследования. 1995. — N2. — С. 134−135
  80. Р. Введение в теорию демократии / Пер. с анл. М.: Наука, СП «Квадрат», — 1992.
  81. В.В., Задорожнюк И. Е. Выборы 1995−1996 гг.: Социальный анализ и прогнозы: По материалам «круглого стола» в Рос. акад. гос. службы.// Социологические исследования. 1996. — N9. — С. 152−154.
  82. О.Ю. Электоральная активность молодежи // Социологические исследования. 1996. — N12. — С. 116−118.
  83. A.M. Можно ли предсказать результаты голосования?// Социологический журнал. 1994. — N3. — С. 138−144.
  84. Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
  85. В., Николаев А. Выборы как индикатор политических процессов постсоветской России // Власть. 1998. — № 3. — С. 12−17.
  86. Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор// Социологические исследования. 1995. — № 6. — С.43−40.
  87. Н.И. Традиции и модернизм в современной России // Социологические исследования. 1992. — № 10.
  88. В.П., Тарарухина М. И. Какого политика можно «продать»?// Социологические исследования. 1998. — N10. — С. 118−127.
  89. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Канон, 1996.
  90. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В., Байбакова В. Б. Политическая реклама/ Ред. Бирюков А. А. (науч. ред.). М.: Никколо М, 1999. — 237 с.
  91. С.М. Ценностные ориентации, политическое поведение и легитимность власти в России. СПб., 1995.
  92. Т.Ф. Патерналистские традиции российской политической культуры // Власть. 2001. № 1. — С.66−69.
  93. В.Г. Российский избиратель: Опыт социологии, анализаэлективного действия/ Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб.: Изд-во «Образование», 1997. 146 с.
  94. Т.Н. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция. М.: Дело, 2002.
  95. Т.Н. Политическая культура и навыки избирателей: по итогам выборных кампаний 1989−92 гг. // Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. 2-е изд. М.: Луч, 1993. — С.87−94.
  96. Н. Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и политическим лидерам // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1999. — № 1. — С.54.
  97. В.И., Федякин А. В. Чем рискует российский избиратель? // Социологические исследования. 2000. — № 8. — С. 32−39.
  98. С., Корецкий А. Политические симпатии избирателей Южного Урала// Социологические исследования. 1997. — № 10. — С.42−49.
  99. В.Н. Политическая социология. -М., 1992.
  100. В.Н. Россия 95: Накануне выборов. М., 1995.
  101. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты / Слепенков И. М., Аверин Ю. П., Усманов Б. Ф., Розенталь Э. М. М.: Рос. Цент обучения избирательным технологиям: Фирма «Вестник», 1995.
  102. Избирательная реформа: Опыт. Проблемы. Перспективы / Под ред. В. И. Васильева. М.: Манускрипт, 1993.
  103. История социологии в Западной Европе и США. М.: Норма-Инфра -М., 1999.
  104. С.Ю., Кумачев В. Н. Президентская кампания-2000 // Власть. -1998. № 3. — С.65−71.
  105. Как победить на выборах: Метод, пособие по организации избирательных кампаний. М.: Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ и национальный ин-т международных исследований (США), 1995.
  106. О.Н. Незримая логика избирательных законов/ Ин-т «Открытое общество». М.: ИЧП «Магистр», 1997. — 48 с.
  107. Т. Отношение к реформам и электоральные установки // Экономим, и социальные перемены: Мониторинг общ. мнения. 1994. -N6.-С. 14−17.
  108. И.А. Протестное движение: взаимная обусловленность стратегий сторон // Политические исследования. — 1999. № 1. — С. 148 161.
  109. А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт/ РАН, Ин-т государства и права. М. 1995. — 116 с.
  110. А.И. Основы политического маркетинга: Технология организации избират. кампаний. М.: Ин-т государства и права РАН, Гуманит. и политологич. центр «Стратегия», 1993. — 46 с.
  111. А.И. Политический маркетинг во Франции // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. -М., 1993.
  112. И.И., Смирнов В. В. Демократия и участие в политике. Критические очерки истории и теории. М.: Наука, 1989.
  113. В.Н., Орешкин Д. Б. Электоральная география// Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. А.В. Иванченко- науч. ред. Ю. А. Веденеев, В. И. Лысенко. М.: Изд-во НОРМА, 1999. — С. 629−655.
  114. Д. Политическая социология. — М.: Весь Мир, 2001. 346 с.
  115. А.Н. О роли социальных технологий в предвыборной борьбе // Социологические исследования. 1995. — N10. — С. 27−30.
  116. В., Туровский Р. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция // Политические исследования. 1996. -№ 4. — С. 33−46.
  117. B.C. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса// Социологические исследования. 1996. — № 6. — С. 18−31.
  118. B.C. Модусы поведения в современном избирательном процессе // Представительная демократия и электорально-правовая культура / Общ. ред. и введен. Ю. А. Веденеева и В. В. Смирнова. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. — С. 159−176.
  119. B.C. Политический выбор избирателя // Социологические исследования. 1991. — № 3.
  120. Кон И. С. Позитивизм в социологии. JL, 1964.-208с.
  121. Н.М. Пропорциональные выборы. СПб., 1898.
  122. О.В. Политические предпочтения возрастных групп // Социологические исследования. 2000. — № 9. — С.44−52.
  123. О.П., Шипилов Г. А. Диалектика выборов. М., 1997.
  124. И.И. Парадигма транзитологии (плюсы и минусы объяснительной концепции переходного периода) // Общественные науки и современность. 2000. № 5. — С.46−51.
  125. В.В. Становление российской многопартийности // Социологические исследования. 1996. — N8. — С. 34−47.
  126. Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. — С.28−44.
  127. Ю. «Человек политический»: сцена и роли переходного периода // Президентские выборы 1996 и общественное мнение. М., 1996.
  128. Д.А., Левчик Э. Г. Типы политического поведения населения // Социологические исследования. — 1997. № 12. — С.24−34.
  129. Д.А., Левчик Э. Г. «Человек у власти»: Представления оппозиционного электората// Социологические исследования. 1999. -N6.-С. 35−41.
  130. Д.А. Наука побеждать на выборах (рекомендации по организации агитационной работы в ходе предвыборной кампании) — М., 1991.
  131. А.С. Проблема политического участия в демократическом обществе // Социально-гуманитарные знания. 1999. -№ 2. — С. 228−248.
  132. С.П. Политический выбор российского избирателя в переходный период // Автореф. дис.. канд. социол. наук / РАУ. М., 1993.
  133. И.О. Власть в зеркале мнений электората // Социологические исследования. 1998. -№ 3. — С.9−14.
  134. Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М.: «Весь мир», — 1997.
  135. Г. Одномерный человек. — М., 1994.
  136. Е.Ю. Политическое поведение // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.: Издат. Дом «ИНФРА-М», Изд-во «Весь Мир», 2001.
  137. В.А. Политология: Учеб. — Мн., Высш. школа, 1996.
  138. Р. Народ и власть. // Свободная мысль. 1998. — № 4. — С.17−25.
  139. А.Ю. Влияние известных политических имен в формулировке вопроса на результаты социологического исследования // Социологические исследования. 2001. — № 3. — С.46−53.
  140. М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С.47−59.
  141. М.М. Политические ценности и политический протест. М., 1995.
  142. Д. Выборы, избирательное право // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
  143. Д. Избирательные системы // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. -С. 41−46.
  144. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
  145. О.В. Демографические факторы и политика // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 4. С.33−39.
  146. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
  147. Д.В. Массовые настроения переходного времени // Вопросы философии. 1992. — № 4. — С.2−15.
  148. Г. М., Шуметов В. Г., Модель электоральных предпочтений: методология построения // Социологические исследования. — 2001. № 1. — С.56−62.
  149. Г. В. Социология и политика. М., 1995.
  150. Г. В. Россия 95: накануне выборов. — М., 1995
  151. Партии и выборы в капиталистическом государстве. Отв. ред. проф. В. А. Туманов. М., 1980.
  152. Н. Анализ результатов выборов 1995 г. в Государственную Думу России по округам и регионам. М., 1996.
  153. Е. Региональные выборы: предварительные результаты //Власть. 1997. — № 1. — С.27−32.
  154. В.В. Политическое участие россиян: характер, формы, основные тенденции // Власть. 1999. — № 1. — С.48−59.
  155. В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социологические исследования. — 2000. № 3. — С.23−33.
  156. Политология: Учеб. для вузов / С. В. Решетников и др. Минск, 2000.
  157. Политическая социология / Отв. ред. Ж. Т. Тощенко. М., 1993.
  158. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Под ред. Е. Ю. Мелешкиной. М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Изд-во «Весь мир», 2001.
  159. А.Е. Избирательное право России. -М., 1996.
  160. Н.Р. Избирательная система в условиях развития политического плюрализма: Дис.. канд. юрид. наук / РАУ. М., 1993.165
  161. Рабочие избиратели в странах Западной Европы. М.: Наука, 1980.
  162. Рабочий класс в странах Западной Европы. К изучению социальных основ политического поведения / Под ред. А. А. Галкина. М., 1982.
  163. Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс / Российская академия наук, Центр по изучению межнациональных отношений Ин-та этнологии и антропологии / Ред.- сост. Г. А. Комарова. В 3-х Т. М., 1996.
  164. Ю.Е. Выборы губернатора: точность социологических прогнозов // Социологические исследования. 1997. — N12. — С. 35−39.
  165. Ю.Е. Протестное поведение в регионе // Социологические исследования. 1996. — № 6. — С.40−49.
  166. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1995.
  167. Референдум-93: прогнозы, результаты, последствия. -М., 1993.
  168. Россия в избирательном цикле 1999−2000 годов / Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2000. — 615 с.
  169. Россия накануне думских выборов 1999 года/ Бадовский Д. В. и др./ Под ред. М. Макфола, Н. Петрова, А. Рябова- Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999.-322 с.
  170. Россия: партии, выборы, власть/ Рук. авт. колл. В.Н. Краснов- под общ. ред. В.Н. Краснова- Междун. неправит, науч.-исслед. и образоват. организация «РАУ-Корпорация», «РАУ-Университет». М.: Инф.-издат. агентство «Обозреватель», 1996. — 552 с.
  171. Россия регионов: трансформация политических режимов / Под ред. В. Гельмана, С. Рыженкова, М.Бри. М.: Весь Мир, 2000.
  172. Д.Г. Электоральные исследования: сущность и технология // Социологические исследования. 1998. — № 9.
  173. В.Н. Политическое граффити // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С.45−51.
  174. В.О., Рукавишникова Т. П., Золотых А. Д., Шестаков Ю. Ю. В чем едино «расколотое общество»? // Социологические исследования. 1997. — № 6. — С. 89−98.
  175. В., Халман JL, Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.
  176. М.Н. Выборы-99 в зеркале социологии // Социологические исследования. 2000. — № 5.- С. 3−12.
  177. М.Н. Президентские выборы-2000: социологический анализ // Социологические исследования. 2000. — № 10. — С. 37−42.
  178. А.В. Избирательное право и избирательные системы// Социально-политический журнал. 1998.- N2.- С. 113−122
  179. Савичев B. J1. Электоральное поле в республике Башкортостан: состояние, динамика, основные тенденции. Автореф. дис.. канд. полит, наук. Уфа, 1998.
  180. Ф.Д. «Центр регион»: проблемы взаимоотношения // Социологические исследования. — 1997. — № 8. — С. 43−51.
  181. A.M. Социология выборов // Российская социологическая энциклопедия. Под общей ред. Г. В. Осипова. — М., 1998.
  182. Санистебан J1.C. Основы политической науки. М., 1992.
  183. Санистебан J1.C. Политическое действие // Диалог. — 1993. № 7. — С.30−36.
  184. Седов J1.A. Материал к анализу электорального поведения граждан России // Экономии, и социальные перемены: Мониторинг общ. мнения. 1996. — N5.
  185. Е.Я. О методологии исследования электорального поведения россиян//Социологические исследования, 1996. -N7.-С. 115−118.
  186. Е.Я. Политическое участие и политические ориентации российских избирателей: методология исследования и прогнозирования. Дис.. канд. полит, наук / РАГС. М., 1995.
  187. Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация как объект прогнозирования. — Политология: Взгляды на современность. — 1995. № 8. — С.28−38.
  188. Э.И. Природа политического насилия // Социологические исследования. -2001. -№ 12. -С.22−30.
  189. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 687с.
  190. В.В. Демократия и участие в политике. — М., 1996.
  191. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. -М., 1988.
  192. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. -463 с.
  193. Социально-экономическое положение в Волгоградской области в 2000 году. Госкомстат России, Волгоградский областной комитет государственной статистики, 2001.
  194. Социологическая энциклопедия / Ред. Г. В. Осипов. М., 1999.
  195. Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Осипов. — М., 1998.-488с.
  196. Социологическое обеспечение избирательных кампаний/ Подгот. А. Кравченко // Социологические исследования. 1996. — N4. — С. 80−90.
  197. Социология. Словарь-справочник / Отв. Ред. Осипов Г. В. М., 1991.
  198. А.П. Изучение электорального поведения россиян: социокультурный подход // Политические исследования. — 2000. № 3. — С.90−96.
  199. Р., Шугарт М. С. Описание избирательных систем // Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. — С.144−197.
  200. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт: Сборник / Рос. академ. управления, Политол. ценр, Научно-инф. отд. М.: Б.И., 1993. — 182 с.
  201. А.С. Образы регионов в российском массовом сознании // Политические исследования. 1999. — № 3. — С.61−76
  202. .Т., Бойков В. Э. Политическая социология: состояние, проблемы, перспективы // Социологические исследования. — 1990. № 9. — С.22−28.
  203. .Т. Чего ждет народ?: Политические ориентации населения России: По материалам социологич. исслед. // Власть. 1993. — N1. — С. 65−69.
  204. С.В., Бурыкин И. Г. Электорат России в 1993 г. // Социологические исследования. — 1995. № 9. — С.45−53.
  205. .Ф. Эффективность избирательного процесса // Социологические исследования. — 2000. № 8. — С.33−46.
  206. С.В. Избирательный процесс в России: тенденции и противоречия// Вест. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. -1998.-N4.-С. 36−43.
  207. М. Рациональный выбор: теория и практика // Политические исследования. 1994. — № 3. — С.47−58.
  208. Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. Сб. статей. М., 1994.
  209. А.А. Политика как объект социологического исследования. — М., 1974.
  210. Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997.
  211. Й. Игровой элемент современной культуры // Политические исследования. 1991. -№ 5.
  212. К. Политические партии России и выборы 1995−1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 2. — С. 35−45.
  213. Дж. В защиту теории рационального выбора // Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. — С.52−83.
  214. A.M. Избираемость российских политиков// Вест. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 1998. — N4. — С. 65−71.
  215. А.П. Культура активного политического действия. М., 1986.
  216. С. Электоральное поведение российских регионов //Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№ 6. — С.27−39.
  217. П. Делать мнение: новая политическая игра. Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1997.-317 с.
  218. Л. Россия: логика политических перемен // Россия политическая. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.
  219. Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью // Политические исследования. 1998. -№ 1. — С. 130−136.
  220. Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988. — 203 с.
  221. Е.Б. Очерки политической психологии. М.,. 1990.
  222. Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000.-431 с.
  223. Я.В. Россия на пороге XXI века: социально-политическая трансформация // Социологические исследования. 2001. — № 5. — С. 127 127.
  224. В.Э. Предвыборные опросы 1993 г. в России: (Критич. анализ) // Социологические исследования. 1995. — N9. — С. 14−22- N10. -С. 3−10.
  225. В.Ю., Левинсон А. Г. Электорат Жириновского// Экономии, и социальные перемены: Мониторинг общ. мнения. 1994. — N2. — С. 30−33.
  226. Шультце Р.-О. Избиратели с меняющимися предпочтениями // Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. — С. 73−76.
  227. Д., Уайтфильд Э. Социально-классовый фактор политического поведения россиян// Социологические исследования. 2000.- N2- С.39−62.
  228. Электоральная политология: Теория и опыт России/ Под ред. Л.В. Сморгунова- С.-Петербург, гос. ун-т, С.-Петербург, избират. комис. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998. 212.
  229. С.А. Принцип участия. Социально-политический контекст // Социологические исследования. 1990. — № 9. — С. 14−21.
  230. В. Россия как трансформирующееся общество // Общество и экономика. 1999. — № 10/11.-С.65−72.
  231. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. — № 1.
  232. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжн. Дом «Университет», 1998. 596 с.
  233. Bentley A. The Process of Government. Cambridge, 1967.
  234. Campbell A., Converse P.E., Miller W.E., Stokes D.E. The American Voter. N.Y., 1960.
  235. Downs A. An Economic Theory of Democracy. N.Y., 1957.
  236. Ferejohn J. A, Fiorina M.P. The Paradox of Non-Voting. A Decision-Theoretic Analysis // American Political Science Review. 1974. № 68. P. 2536.
  237. Fiorina M. Retrospective Voting in American National Elections. New Haven, 1981.
  238. Himmelweit H.T., Humphreys P., Jaeger M. How Voter Decide. Milton Keynes, 1985.
  239. Kiewiet D. R., Rivers D. A retrospective on retrospective voting. N.Y., 1997.
  240. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effect of Mass Communication. Chicago, 1971. P. 84−99.
  241. Lewis-Beck M. Economics and Elections: the major western democracies. Ann Arbor, 1988.
  242. Lippman W. Public opinion. N.Y., 1960.
  243. Lipset S.M., Rokkan S. Cleavage Structures, Party Systems and Voter Alignments. Lipset S.M., Rokkan S.(eds.). Party Systems and Voter Alignments. N.Y., 1967.
  244. Мое Т. M. On the Scientific Status of Reational Choice Theory // American Journal of Political Science. 1979. № 23.
  245. Political and Related Models. N.Y., 1983.
  246. Politics and Social Theory. N.Y. 1986.
  247. Reading in Contemporary Political Sociology / Ed. by Kate Nash. Oxford. Blackwell Publishers, 2000.
  248. Riker W.H., Ordeshook P.C. A Theory of the Calculus of Voting. // American Political Science Review. 1969. № 62. P. 25−42.
  249. Riker W.H. The Art of political manipulation. New Haven, L., 1986.
  250. Riker W. The Ferment of the 1950s and the development of Rational Choice Theory // Contemporary Empirical Political Theory. Ed. By Manroe K.R.Berkeley etal., 1997.
  251. Всероссийский центр изучения общественного мнения: http://www.wciom.ru
  252. Фонд «Общественное мнение» http://www.fom.ru
  253. Сайт Центральной избирательной комиссии: www.fci.ru
Заполнить форму текущей работой