Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Потребности, установки, ценностные ориентации личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые выступают для нее как цель или средство удовлетворения своих потребностей (рис.1). Ценностные ориентации — это идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Система… Читать ещё >

Потребности, установки, ценностные ориентации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Потребности, установки, ценностные ориентации личности

Актуальность проблемы влияния включенности группы на формирование ценностных ориентаций личности связана с решением задач по формированию личности как носителя ценностей в современном образовании. Эффективное обучение и воспитание немыслимо без психологических знаний о закономерностях развития личности, об особенностях перехода ценностей общества в индивидуальные ценности.

Ценностные ориентации отражают психологическую настроенность личности, которая зависит не только от обострения у нее потребности в чемто, но и от общественного мнения. Это может быть мнение конкретного коллектива, социальной группы, демографического слоя, которое в формировании ценностных ориентаций личности нередко приобретает решающую роль.

Знание ценностных ориентаций помогает лучше понять истоки таких социально-психологических явлений, как престижность профессии, мода, спрос на те или иные товары, а потому избрать правильные меры воздействия на повышение престижа ряда профессий, формирование эстетического вкуса, уменьшение дефицита некоторых товаров.

Ключ к этому воздействию — в изменении ценностных ориентаций, актуализации в их структуре одних ценностей и «снятии» влияния других.

Существует тесная связь между ценностными ориентациями и мотивами деятельности личности. Сознательное отношение к работе, например, трудно воспитать у работника со слабо выраженной ценностной ориентацией на труд. Те же, кто считает труд важнейшей личной и общественной ценностью, работает самоотверженно и творчески.

В образовании и функционировании ценностных ориентаций можно выделить три основных механизма.

Первый — показывает, как складываются ценностные ориентации у человека.

Второй — позволяет выявить факторы, влияющие на структуру ценностных ориентаций.

Третий — выясняет внутренние условия, при которых ценностные ориентации из «вещи в себе» превращаются в «вещь для нас», т. е. материализуются в конкретных действиях людей.

Потребности и интересы предопределяют направленность ценностных ориентаций, их иерархию и роль в сознании личности. Изучение ценностных ориентаций персонала организаций показывает, что для него характерно признание в качестве ведущих следующих ориентаций:

  • -сохранение мира;
  • -поддержание здорового морально-психологического климата в стране;
  • -ответственное и честное отношение к труду;
  • -семейное счастье;
  • -уважение окружающих.

Это общая структура ценностных ориентаций.

Каждая группа в то же время имеет и специфическую структуру ценностных ориентаций. На их формирование влияет социальный статус, половозрастные и культурно-образовательные характеристики людей.

Направленность ценностных ориентаций проявляется в жизненных ситуациях. Конкретно это фиксируется в виде желаний, намерений, размышлений людей, их действий, сориентированных на достижение определенных ценностей.

Наряду с ценностными ориентациями, соответствующими устоям нашего образа жизни, возможны нездоровые, мнимые ценностные ориентации. Например, ценностные ориентации эстетического характера, «вещизм», увлечение духовной безвкусицей. Все это необходимо принимать во внимание при работе с людьми, выявлять причины подобной ориентации, помочь им освободиться от нее.

С ценностными ориентациями личности тесно связана социальная установка, представляющая собой фиксированный элемент ее психологической настройки.

Установка выражает состояние психики, которое характеризуется готовностью человека реагировать определенным образом на то, что связано с актуальной для него потребностью и ситуацией. Познание социальной установки личности помогает заглянуть в глубины ее настроения, предвидеть возможный характер проявления чувств.

При совершенствовании управления организациями, коллективами, группами полезно предвидеть, какая социальная установка сработает у людей, какова будет их эмоциональная реакция при этом.

Цель работы — рассмотреть вопрос по дисциплине «Социология» и дать на него полный развернутый ответ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • -ознакомится с потребностями личности;
  • -изучить ценностные ориентации личности

Система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения:

  • — эмоциональной;
  • — религиозной;
  • — нравственной;
  • — эстетической;
  • — научной;
  • — философской;
  • — прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий Бабосов Е. Н. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. — 3-е изд. Минск: «Терра Системс», 2006 — 640 с.

Ценностные ориентации — это относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые выступают для нее как цель или средство удовлетворения своих потребностей (рис.1). Ценностные ориентации — это идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности.

Ценностные ориентации личности.

Рис. 1. Ценностные ориентации личности: их виды, направления формирования, цели.

В управленческой практике должен складываться и функционировать определенный механизм образования социальных установок у людей.

Механизм формирования социальной установки личности.

Рис. 2. Механизм формирования социальной установки личности.

Ведущая роль в нем принадлежит социальному опыту личности, ее общественной деятельности. Жизненный опыт обостряет восприимчивость личности к тем или иным потребностям, актуализирует значение для нее конкретных интересов. Отсюда ее эмоционально-чувственный настрой на определенные проблемы, повышенная психологическая реакция на них. Общественный опыт личности как бы отсекает в ее психологии второстепенное и обостряет отношение к тому, что имеет для нее жизненно важное значение. Огромное влияние на образование социальных установок оказывает социальная среда, в которой человек находится в состоянии тесного общения. Трудовой коллектив, семья, творческая компания оказывают непосредственное влияние на настроение людей, на их ценностные ориентации, а потому и на формирование социальных установок. Изучение состояния морально-психологического климата, утвердившихся традиций и мнений людей в названных ячейках помогает сориентироваться в направленности их социальных установок Социология: Учебник для вузов А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. — СПб: Питер, 2008 — 423 с.

Роль социальных установок не надо преувеличивать, но недопустимо недооценивать их значение в психологической настроенности людей и особенно в их групповых состояниях, так как они спецефически влияют на эмоциональную реакцию, отношение людей, например, к различным переменам в работе, требуют психологической подготовки нововведений и т. п.

Социальные установки личности тесно связаны с таким общественно-психологическим качеством, как ожидание-притязание.

Каждой демографической и социально-профессиональной группе свойственны определенные притязания. Так, важной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов. Для многих подростков жизненные планы выступают в виде расплывчатых ориентиров и мечтаний. Психологически эти планы ни что иное, как их притязания, в которых яснее очерчено то, чего хотят подростки, и менее осознанно то, что относится к путям и средствам достижения своих притязаний.

Притязания играют существенную роль в мотивации поступков людей, составляют один из факторов их настроения. По мере удовлетворения притязаний повышается жизненный тонус людей, укрепляется их социальный оптимизм, возрастает трудовая активность.

Притязания вызывают к жизни такое общественно-психологическое состояние, как ожидание.

Каждый человек выступает как носитель индивидуальных и общественных ожиданий, в которых отражаются его притязания и личная надежда на их удовлетворение.

По содержанию притязания-ожидания могут выражать какие-то существенные для личности интересы (например, стремление получить высшее образование) или более конкретные потребности (скажем, улучшение жилищных условий, повышение заработной платы и т. д.).

Притязания-ожидания могут быть и сугубо индивидуальными, не влияющими на социально-профессиональное положение человека, но имеющими для него особенное значение.

Посредством изучения ожиданий работников и направленного их формирования можно более объективно познать целеполагающую деятельность личности, а потому найти наиболее соответствующие формы и методы социальной регуляции ее поведения.

Создавая условия для удовлетворения разнообразных ожиданий, руководитель получает возможность реально воздействовать на настроение людей, на их мотивы отношения к труду, психологически располагать их к себе.

Знание ожиданий людей дает возможность поддерживать их реалистические и здоровые ожидания и помогать освобождаться от тех ожиданий, которые мешают правильно оценить общественные, производственные и личные возможности удовлетворения своих притязаний.

Практика подтверждает, что с повышением культурного уровня людей, их благосостояния происходит опережающий рост притязаний-ожиданий.

На состояние притязаний-ожиданий огромное воздействие оказывают семья и трудовой коллектив, общественное мнение социального слоя, средства массовой информации, формирующие определенные стереотипы личности.

Стереотипы — это устойчиво сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой.

Стереотип оказывает непосредственное влияние на восприятие человеком какой-либо информации или жизненных условий.

Укоренившийся в сознании стереотип нередко препятствует процессу творческого познания. Вот почему так опасны устаревшие стереотипы мышления в любой деятельности (особенно в управленческой). Они «бронируют» мышление от восприятия новых прогрессивных идей, препятствуют системному осмыслению руководителями своей экономической и социальной деятельности.

Стереотип складывается у людей за многие годы работы, в силу чего весьма часто люди стереотипно мыслят, не замечая и не осознавая этого. Стереотип мышления особо часто наблюдается в условиях дефицита информации.

Однако нельзя рассматривать стереотип как только отрицательное качество личности.

Во-первых, стереотипность мышления присуща людям в силу их склонности к конкретизации, к экономичности познания. В том-то и состоит привлекательность стереотипного мышления, что оно позволяет человеку доступно, образно и упрощенно понимать многое в жизни, не затрачивая особых мыслительных усилий.

Во-вторых, стереотипы выполняют ряд полезных функций в общении. Например, положительные стереотипы способствуют устойчивости коллективных традиций, мотивов и привычек группового поведения людей.

Нельзя недооценивать важную функцию положительных стереотипов, которую они выполняют в нравственном воспитании. Например, нравственные стереотипы семейного воспитания составляют один из устоев морально-психологической стойкости личности.

Как правило, стереотип — это не просто личный взгляд или оценка, а личностное выражение отношения определенной социальной группы или слоя к какой-либо информации, к каким-либо обстоятельствам. Старые мысли и традиционные навыки разбиваются не новыми идеями, а жизнью и новыми факторами, вторгающимися в эту жизнь. Так разрушаются стереотипы. И нет другого пути устранения или утверждения стереотипов, как только преобразование жизненных условий, обострение в сознании людей значимости новых общественных интересов.

При рассмотрении основного общественно-психологического качества личности невольно возникает вопрос: а какие же качества являются главными, ведущими, определяющими твердость, самостоятельность личности? Подобную твердость личность может проявить при правильном мировоззрении, помноженном на волю усилий по практическому утверждению его основных позиций.

Что такое мировоззрение? Это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности личности, социальной группы, класса или общества.

Мировоззрение является ядром сознания личности, от него в той или иной мере зависят все элементы психологической структуры личности.

Мировоззрение можно сравнить со сложной навигационной системой, заложенной в личности и надежно срабатывающей в жизненных ситуациях. Причем срабатывающей таким образом, что при этом обеспечивается направленность поведения личности, последовательность соблюдения ею своих взглядов и убеждений Социология. Основы общей теории: Учебник / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — 2-е изд. испр. и доп.- М.: Норма, 2008. — 912 с.

У одних людей мировоззрение складывается стихийно (обыденное мировоззрение), а другие вырабатывают его сознательно (научное мировоззрение). В торжестве последнего — главная цель воспитания людей.

Мировоззрение придает социальную содержательность поведению людей, является их субъективной базой для трудовой и общественно-политической деятельности.

Основой мировоззрения выступают научные знания, идейно-нравственные принципы. От того, насколько эти принципы органически вплетены в ткань сознания личности, зависит, являются ли они внутренними убеждениями.

Практическое знание индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств людей зависит в конечном итоге от их мировоззрения. Подобное можно сказать и о любом человеке. Сильный характер, богатство чувств, здоровая ценностная ориентация сами по себе не обеспечивают высоту гражданских позиций личности, ее социальную активность. Окончательную «аранжировку» духовному облику личности придает мировоззрение, позволяющее проявлять ей свое довольно сложное, социально значимое качество — убежденность.

Убежденность — это глубоко укоренившиеся в сознании общественно-нравственные положения, следовать которым личность считает для себя обязательным Социология. Общий курс: учебник. — М.: ИНФРА — 2011. — 332 с.

Убежденность «дисциплинирует» проявление психологических качеств личности, помогает ей быть целеустремленной, последовательной и активной в труде и личной жизни.

Убежденность — это надежный компас для человека в огромном житейском море, наилучший регулятор его социального поведения.

Убежденный человек способен совершенствовать личностные качества, не поддаваться пленению обыденного сознания. Такой человек живет полнокровно, творчески реализуя свои индивидуальнои общественно-психологические качества.

Заключение

Ценности — это определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д.

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентации.

Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества, ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности.

Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.

  • 1. Бабосов Е. Н. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. — 3-е изд. Минск: «Терра Системс», 2006 — 640 с.
  • 2. Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов. — М.: Гардарика, 1999 — 432 с.
  • 3. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1997.
  • 4. Социология: Учебник для вузов А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. — СПб: Питер, 2008 — 423 с.
  • 5. Социология. Основы общей теории: Учебник / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — 2-е изд. испр. и доп.- М.: Норма, 2008. — 912 с.
  • 6. Социология. Общий курс: учебник. — М.: ИНФРА — 2011. — 332 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой