Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности трудовой позиции инвалида в процессе его культурной социализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социализация инвалида" понимается в диссертационном исследовании как многоаспектное социально-личностное изменение, совокупность целенаправленных общественных и управляемых волевых психических процессов индивида с ограниченной жизнедеятельностью, рассматриваемых в совокупности с его социальными действиями, в результате которых сфера его жизнедеятельности существенно расширяется. Процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные подходы к личности инвалида в обществе
    • 1. Инвалид в обществе: исторический и методологический аспект
    • 2. Социокультурный анализ процесса социализации инвалида в обществе
    • 3. Специфика решения проблем инвалидов в РФ
  • Глава 2. Социокультурная модель трудовой позиции инвалида в современном обществе
    • 1. Анализ моделей трудовых идентификаций личности инвалида
    • 2. Основные объективные и субъективные условия изменения модели трудовой позиции инвалида
    • 3. Активная социально-трудовая позиция инвалида

Особенности трудовой позиции инвалида в процессе его культурной социализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевой ценностью любого демократического общества является личность. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как к высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойна человека. Изменяющееся российское общество нуждается в активной, полноценной личности, поскольку только такая личность способна эффективно решить комплекс сложных социальных задач. При этом в каждом обществе присутствует определенный слой людей, не участвующий в полноценном выполнении всех социальных функций.

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти. Причины и следствия инвалидности в разных странах различны. Эти различия объясняются разными социально-экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан. Проводимая в настоящее время социокультурная политика в отношении инвалидов — результат развития общества в течение последних двухсот лет.

Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.

Изменение самоидентификации личности инвалида в сторону активной жизненной позиции, создает условия для поддержания у инвалида оптимального психологического состояния, представит каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должно стать изменение самоидентификации личности инвалида и, прежде всего, в сторону формирования активной социально-трудовой жизненной позиции инвалидов.

Соответственно, являясь полноправными участниками общественного процесса разделения труда, возлагая на себя важные социальные задачи в области производства, распределения и обмена ценностями, инвалиды гораздо быстрее и безболезненнее будут интегрированы в общество.

Также необходимо отметить, что проблема самоидентификации личности инвалида выходит за рамки частносоциального противоречия в пределах данной общественной агрегации, а является одним из наиболее серьезных вопросов, имеющих отношение к глобальным проблемам человечества.

Вышеизложенные обстоятельства и обуславливают актуальность темы исследования.

Степень изученности проблемы. Изучение процесса социализации инвалидов для отечественной социологической науки — сравнительно новая тема. Её востребованность обществом актуализировалась в условиях спада экономического и замедления темпов социального развития, когда проблема социальной защищенности лиц с ограниченной жизнедеятельностью максимально обострилась.

На протяжении ряда лет различными аспектами социализации инвалидов занимался Центральный научноисследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Его исследования носили, в основном, прикладной характер и ориентировались на стабильные социально-экономические условия их жизнедеятельности. В настоящее время появляется необходимость осмыслить процесс социализации инвалидов, вопервых, в новых конкретно-исторических условиях, а во-вторых — социологических, основываясь как на значительном опыте социальной работы с инвалидами в нашей стране и за рубежом, так и учитывая последние достижения современной социологической теории.

Так, социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых исследуют Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина и К. Пентек, проблемы ценностных ориентации инвалидов-студентов — JI.B. Баумгартен, вопросы содействия занятости инвалидов — К. Г. Кязимов.

Вместе с тем, прикладные исследования достаточно редко освещаются на страницах периодических изданий, вопросам социализации инвалидов за период 1991 — 1999гг. посвящены только три диссертационных исследования.

Процесс социализации в последнее десятилетие XX века изучают А. Г. Асмолов, В. А. Горшков, A.A. Радугин, А. И. Кравченко, М. В. Удальцова, Ф. Г. Эффендиев, E.H. Шиянов, с точки зрения теории конфликта подходит к проблемам социализации А. Г. Здравомыслов. Реализация системного подхода в изучении социализации личности нашла наиболее полное отражение в работах Б. Ф. Ломова.

Важное значение для понимания составляющих процесса трудовой социализации имеют фундаментальные теории Э. Дюркгейма, К. Маркса и Ф. Энгельса. Амбивалентная природа труда, вскрытая классиками социологической науки, до сих пор генерирует исследование его различных аспектов. Именно поэтому особое внимание было уделено современным концепциям труда А. И. Кравченко и A.M. Шкуркина,.

В зарубежной социальной науке проблемам социализации также уделяется большое внимание: с социальнопсихологических позиций подходят к ней Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Эриксон, К.-Г. Юнгс социально-философских позиций — Э. Фромм и его последователис социологических позиций — Г. Спенсер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Смелзер, Г. Тард.

Постепенный переход к осознанию необходимости социальной реабилитации инвалидов и утверждению социальной модели инвалидности был связан с освоением зарубежного опыта социальной поддержки инвалидов и реализации различных технологий социальной деятельности.

Большое значение для отечественных специалистов имел перевод ряда зарубежных изданий1, познакомивших не только с теорией, но и с практикой этого процесса.

Развитие исследований по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями шло параллельно с возникновением и становлением в Российской Федерации социальной работы как особого вида профессиональной деятельности и как специфической отрасли социальнореабилитационной практики в отношении инвалидов.

К числу первых публикаций, рассматривавших социальные аспекты реабилитации инвалидов, относятся работы Т. Е. Болыповой, Н. Ф. Дементьевой, Е. Н. Ким, А. В. Мартыненко, А. И. Осадчих, Е. А. Сигиды, Е. Р. Смирновой, Л. П. Храпылиной и др2.

Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида. — М., 1991; Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом — Кондуктивная педагогика / Книга для родителей / Пер. С англ. -М., 1996;

Сандаль Е. Социально-психологическая работа над изменением / Пер. со швед — М., 1995, и др.

2 Болыпова Т. Е. Социальное здоровье населения как цель функционирования социальной работы. — Саратов, 1997; Ким E.H. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями. — М., 1997; Мартыненко A.B. Теоретические и организационно-методические основы медикосоциальной работы. -М, 1997; Смирнова Е. Р-Стратификационный анализ инвалидности // Преодолевая барьеры инвалидности. — М., 1997; Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок — инвалид// Социологические исследования. № 1. -1997; Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996.

Активно развиваются исследования теории и технологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям В. Альперович, С. А. Беличевой, Н. И. Вшанова, Л. К. Грачева, С. И. Григорьева, Л.Г.ГусляковоЙ, В. В. Колкова, О. С. Лебединской, П. Д Павленка, А. С. Сорвиной,.

Е.И.ХолостовоЙ, Ю. Б. Шапиро, Т. В. Шеляг, Н. П. Щукиной и многих других3.

Таким образом, имеется значительная литература, посвященная проблемам социальной реабилитации различных категорий инвалидов. Вместе с тем, степень социологического освоения проблем социализации инвалидов по-прежнему остается относительно невысокой.

Культурная социализация инвалидов в условиях современного российского общества как отдельное направление научного исследования находится в настоящее время в начальной стадии своего развития.

Переходное состояние российского общества ставит перед социологической наукой задачу создания единого, комплексного, многоаспектного подхода к пониманию такого сложного социального феномена, как культурная социализация инвалидов с целью дальнейшей демократизации Российского государства.

Теоретической и методологической основой исследования послужила совокупность социологических методов, изложенная в научных.

3 В.Альперович. Социальная геронтология. — Ростов-на-Дону, 1997; Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности // Теория социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. М., 1997; Основы теории социальной работы / Под ред. Павленка П. Д, М., 1996; Щукина Н. П — Изоляция смерти как социальная проблема // Медицинские и социальные вопросы геронтологии. — Самара, 1997, и др.- Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е. И. — М., 1997; Социальная работа с инвалидами / Настольная книга специалиста. / Под ред. Е. И-Холостовой и А. И. Осадчих. — М., 1996; Преодолевая барьеры инвалидности. — М., 1997; Российская энциклопедия социальной работы. В 2-хт.т. -М., 1997. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. — М-, 1997; Содержание и методика деятельности центров социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями. — М., 1997, и др. трудах российских и зарубежных исследователей (теория социальной мобильности и социальной стратификации, структура общества, социология отклонений, вопросы социальной нормативности, проблемы социализации личности и адаптации индивида к социальной среде), а также классическая социология, социология культуры и духовной жизни, современные теории социального государства, структурно-функциональный анализ, методология социального анализа статистических и демографических процессов, теория социальной работы, социология труда.

В ходе исследования применялись методы кластерного анализа, системного подхода, а также логический анализ процессов социального развития, метод диалектической оценки эмпирических данных. В исследовании применялись методы социальной статистики, методы теоретического моделирования и прогнозирования.

Кроме того, материалом для теоретических выводов послужил анализ нормативно-правовых документов по вопросам социальной политики в целом и ее отдельных направлений (федеральное законодательство, документы Правительства Москвы), а также материалы конференций и симпозиумов, посвященные проблемам социализации лиц с ограниченными жизненными возможностями.

Цель исследования — систематизировать знания и проанализировать основные аспекты самоидентификации личности инвалида в процессе культурной социализации.

Поставленная цель приводит нас к постановке комплекса задач.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть основные социокультурологические концептуальные подходы к личности инвалида в современном обществе.

2. Проанализировать исторические и методологические аспекты социально-трудовой позиции личности инвалида.

3. Выявить социокультурный аспект процесса социализации инвалидов в обществах различного уровня развития.

4. Определить основные параметры трудовой позиции инвалидов в современной России, описать объективные и субъективные условия изменения модели трудовой позиции личности инвалида в процессе культурной социализации.

5. Рассмотреть активную социально-трудовую позицию инвалидов и проанализировать специфику и перспективы трудовой социализации инвалидов в условиях как России в целом, так и отдельного регионагорода Москвы.

Объект исследования — Личность инвалида в современном российском обществе, средства и уровни социокультурных и трудовых идентификаций личности инвалида.

Предмет исследования — Основные модели социально-трудовой позиции инвалида в процессе культурной социализации.

Гипотеза исследования. Через выработку активной социально-трудовой позиции у инвалида происходит изменение самоидентификации его личности в процессе культурной социализации, что обуславливает полную интеграцию инвалида в общество и изменение социального стереотипа девиантности инвалидов.

Основные положения выносимые на защиту:

1. Возможности общества в решение проблемы инвалидности в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими, культурными ресурсами общества, а также важна позиция самого инвалида.

Социальная политика в отношении инвалидов во многих странах в том числе и в России, не может не вызывать критики. Причина такого явления в том, что содержание законов и программ реабилитации лиц с ограниченной жизнедеятельностью зачастую ориентировано на предоставление им исключительных привилегий, применение сверхзатратных технологий реализации указанных программ, что, в конечном счете, приводит не только к невозможности их выполнения, но и к развитию у инвалида пассивно — иждивенческих жизненных ориентации, а также к дискредитации государственной политики работы с инвалидами в целом.

2. «Социализация инвалида» понимается в диссертационном исследовании как многоаспектное социально-личностное изменение, совокупность целенаправленных общественных и управляемых волевых психических процессов индивида с ограниченной жизнедеятельностью, рассматриваемых в совокупности с его социальными действиями, в результате которых сфера его жизнедеятельности существенно расширяется. Процесс социализации инвалидов является диалектическим единством воздействий на индивида социальной среды в целом, деятельности общественных институтов и специализированных организаций, групп, отдельных индивидов и их собственных действий, в результате которых данная группа лиц определяет свое место в социальной структуре общества, активно включается в социальные отношения, осознавая их личную значимость.

3. В России сложилась патерналистская ориентация политики в отношении инвалидов. Она предполагает признание, и даже укрепление обособленности этой категории населения. Ее следствием стали в большей степени сегрегационные, нежели интегративноадаптационные процессы, и, таким образом, она скорее привела к маргинализации инвалидов, чем к включению их в полноценные социокультурные отношения. В то же время, патернализм не только не стимулировал, но в значительной степени гасил социокультурную активность самих инвалидов. В результате у них обнаруживались иждивенческие привычки, мешающие активной культурной социализации и самообеспечению.

4. Социокультурные аспекты государственной политики в отношении инвалидов оказались не проработанными. Без внимания остались вопросы культурной компетентности, включенные в стандартную сеть социокультурной коммуникации, приобретения навыков социально-полезной культурной активности, организации социализующего досуга и т. п. Стиль осуществления политики в отношении инвалидов был в основном демонстративным. Многие из принимаемых решений до сих пор остаются просто декларациями. Проводимые под их влиянием мероприятия обычно отличаются поспешностью, конъюнктурно&trade-, носят характер разовых кампаний и более ориентированы на отчетность, чем на решение жизненных проблем инвалидов.

5. Кризис идентификаций, в том числе трудовой, при инвалидности автоматически порождает крушение социально-культурных ценностей, с ними связанных. То есть, если социально-культурных ценности связаны в большей степени не с внутренним духовным опытом, а с соответствующей идентификацией, то наступит почти полный социально-культурный вакуум.

6. Общество, которое не в состоянии обеспечить процесс самореализации инвалидов, ставит себя в условия постепенного угнетения таких своих функций как: а) способность к адаптации, то есть приспособление к изменившимся условиям и возрастающим материальным потребностям людейб) целеориентация, то есть постановка основных своих целей и задач и поддержание процесса их достиженияв) сохранение устойчивости на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидамиг) интеграция, то есть включение достижений современного социума в систему функционирования новых поколений. Перспектива личности инвалида в социуме сначала зависит от самого инвалида, от его самоидентификации, а затем от того общества, где он живет. Но при изменениях на личностном плане у инвалида постепенно будут исчезать и негативные стереотипы у общества в отношении лиц с ограниченными возможностями.

7. Инвалиды, занятые трудовой деятельностью, безусловно в структуре содержательности труда имеют те же элементы, но, по сравнению с трудящимися, имеющими «неограниченную» жизнедеятельность, наполняют их несколько иным содержанием, которое четко фиксирует значимость труда как основного фактора социализации работающего инвалида.1. Это происходит потому что именно на основе трудовой деятельности можно создать новую модель трудовой позиции инвалида в процессе социализации, и сформировать новый социально-профессиональный уровень в системе идентификаций личности человека с ограниченными возможностями.

Научная новизна исследования:

Проанализированы основные концептуальные подходы к личности инвалида в обществе, а также исторические, методологические и психологические аспекты социальной позиции личности инвалида;

• Определены основные параметры трудовой позиции инвалида в процессе культурной социализации;

Проведена систематизация объективных и субъективных условий изменения личности инвалида в процессе культурной социализации;

Раскрыта сущность активной социально-трудовой позиции инвалидов как основное средство изменения их самоидентификации;

Изучена специфика и перспективы трудовой социализации инвалидов.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения материалов диссертационного исследования, идей и выводов работы в разработке методов и навыков поведения людей с ограниченными возможностями в процессе социализации, использование положений работы в системе социологического знания: социологии культуры, социологии труда, социологии девиантного поведения, теории социальной работы, а также в процессе дальнейшей научнопреподавательской деятельности.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации обсуждены на заседание кафедры «Социологии, психологии и педагогики» Московского Государственного Технологического Университета «Станкин», в докладах автора на методических и аспирантских семинарах кафедры. Материалы исследования использованы в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработка избранной темы исследования показала, что выполнить поставленные в диссертации задачи невозможно было бы только в рамках отдельно взятой специальности — социологии культуры и духовной жизни. Применяя инструментарий и данные других направлений социологиидевиантного поведения, семьи и образования, труда, мы еще раз убедились в том, что рассмотрение предмета исследования, исходя из задачи получения наиболее адекватных знаний о нем, невозможно без применения системного подхода, который вывел работу в конечном итоге на междисциплинарный уровень.

Исследовать такой феномен, как самоидентификация инвалидов в процессе культурной социализации, оказалось невозможным без методологических приемов и теоретических выводов философии, истории, экономики, статистики, психологии, физиологии, медицины. Именно такой подход позволил нам выяснить реальное состояние социализации личности инвалида и оценить перспективы его развития.

Значимость проведенной работы состоит в том, что анализу подвергнута та часть действительности, которая не получила еще должного отражения в отечественной социологической науке, несмотря на то, что социальная востребованность такого рода исследований достаточно высока. Она объясняется прежде всего гуманистической направленностью общественного развития современной России.

Задачи сохранения поступательной динамики развития общества, недопущение регресса во всех сферах его жизни, требуют пересмотра отношения социума к инвалидам. Основываясь на анализе данных ряда наук, состояния трудовых ресурсов, других статистических данных, а также используя результаты собственного социологического исследования, мы пришли к выводу, что перспективы развития общества во многом зависят от самоидентификации личности инвалида, динамики отношения общества к инвалидам, от степени включенности последних в систему общественных отношений, в том числе производственных.

Также используя результаты собственного социологического исследования, мы пришли к выводу, что перспективы развития российского общества во многом зависят от динамики его отношения к инвалидам, от степени включенности последних в систему общественных отношений, в том числе производственных.

На основании историко-генетического анализа установлено, что общественная значимость проблемы социализации инвалидов определяется их особым местом в исторически определенной системе разделения труда. Поэтому изучение феномена трудовой социализации инвалидов в современном российском обществе имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение.

Диссертационным исследованием было установлено, что социализация инвалидов — это многоаспектное социальноличностное изменение, совокупность целенаправленных общественных и управляемых волевых психических процессов специфической агрегации лиц с ограниченной жизнедеятельностью, рассматриваемых в совокупности с их социальными действиями, в результате которых сфера их жизнедеятельности расширяется.

Работа над материалами диссертации подтвердила тезис о том, что базовым механизмом социализации инвалидов является социальная адаптация, то есть создание адекватной модели самоидентификации в ответ на воздействие внешних и внутренних факторов.

Активная социально-трудовая позиция инвалидов, значение которой как для самого инвалида, так и для общества в целом будет постоянно возрастать, стала одним из итогов диссертационного исследования.

Диссертационным исследованием подтверждается тот факт, что существенным основанием расширения пределов жизнедеятельности инвалидов в сфере трудовых отношений является их личная социально-трудовая активность. При этом отчуждение инвалидов от общества более распространяется на их социально-пассивную часть. Активность инвалидов, таким образом, проявляя себя через интенсивность социальной деятельности в различных сферах, рассматривается нами как интегральная составляющая процесса их социализации.

Работа над диссертационным исследованием убедила нас в том, что противоречия в сфере трудовых отношений являются не только социально значимым, но и сравнительно мало исследованным полем научной деятельности. Мы считаем возможным продолжить разработку данной тематики в последующих работах, определяя наиболее перспективное направление как связь внутренних личностных стереотипов личности инвалида и культурной социализации лиц с ограниченной жизнедеятельностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995, № 2.
  2. A.A., Горшков В. А. История русской философии. Курс лекций.- Ставрополь: СГТУ, 2004.
  3. Ю. В эпоху смутного времени // Мир образования. -1996,№ 3.
  4. Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  6. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997.
  7. Р.Антонова Н. В. Проблема личной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма, когнитивной психологии//Вопросы психологии, 1996, № 1. «
  8. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, 1992, № 5.
  9. Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия?//Общественные науки и современность. 1998.№ 5.
  10. Ю.Аршинов В. И., Савичева Н. Г. Гражданское общество в контексте синергетического подхода // Общественные науки и современность, 1999, № 3.
  11. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 2000.
  12. А.И. Социальная маргиналистика. О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза //Полис. 1993. № 6.
  13. Педагогика. Учебное пособие для студентов нед. институтов'. -М.: Просвещение, 1968.
  14. Д. Философия деятельности // Вопросы философии, 1996, № 5.
  15. А.П. Сдвиг в ценностном измерении? //Социологические исследования, 1993, № 4.
  16. М. Избранные произведения: Пер с нем. М.: Прогресс, 2008.
  17. Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. -Новосибирск, 1991.
  18. Л.Т., Минина В. Н. Стратегии социологического исследования бедности // Социологические исследования, 1999, № 1.
  19. Л.С. Педология подростка: Проблема возраста /Собр. соч. в6т., Т.4. М., 1984.
  20. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996,№ 3.
  21. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования, 2002, № 4.
  22. А.Я. Психология перехода // Вопросы философии, 2000, № 5.
  23. З. Т. Игитханян Е.Щ. Казаринова И. В. Социальная стратификация городского населения // Социологические исследования, 2000, № 5.
  24. JI. Четыре рода бедности в современной России // Социологический журнал. 1994. № 4.
  25. Гор дон JI.A. Шейман И. М. Проблема социальной адаптации населения к условиям переходного периода // Социологические исследования, 1994, № 11.
  26. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования, 1994, № 8−9.
  27. В.А., Медведев Н.П, Морозов Е. Г. Аксиология и современность: проблемы философии и социологии. Ставрополь, 2003.
  28. Г. П. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens. Л., 1968.
  29. В.К., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие .- Ставрополь: СКИУУ, 2007.
  30. М. Воспитание и наследственность. Социологические исследования. Спб., 1891.
  31. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии, 2006.
  32. Н.М. Индивидуальная стратегия на рынке труда и стратегия занятости // Общественные науки и современность, 1999, № 3.
  33. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования, 1995, № 6.
  34. Т.А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социологические исследования, 1993, № 1.
  35. О. Н. Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности//Социологические исследования, 1995, № 6.
  36. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии: Пер. с фр. М.: Наука, 1991.
  37. Э. Самоубийство: социологический этюд: Пер. с фр. М.: Мысль, 1994.
  38. Т.И. Социальная неравновесность переходного периода // Общественные науки и современность, 2006, № 4.
  39. Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность, 1997, № 2.
  40. О.Д. Демографический кризис в России // Социологические исследования, 1995, № 9.
  41. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 2005.
  42. А.Г. Методология и процедура социологического исследования.- М.: Мысль, 1969.
  43. .В. Теории личности в зарубежной психологии. -М., 2002.
  44. Г. Пример чистой, или формальной социологии // Социологические исследования, 1984,№ 2.
  45. A.A. Анатомия социальной среды // Вестник Московского университета. Сер. 18, 1995, № 4.
  46. И. Метафизика нравов в двух частях / Критика практического разума. Спб.: 2005.
  47. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Антология мировой классики. Т.2. М., 2002.
  48. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90 годы) // Социологические исследования, 1995, № 1.
  49. Е.А. Педагогика и психология социальной депривации // Вопросы психологии, 1993, № 3.
  50. КовалевГ.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии, 1993, № 1.
  51. И.М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий //Социологические исследования, 1997, № 4,
  52. H.H. «Слабое место» социальной реальности// Социологические исследования, 1993, № 2.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. -М., 2009.
  54. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: 2008.
  55. М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированных интернатах // Вопросы психологии, 1995, № 6.
  56. Концепция социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. М.: Министерство социальной защиты населения Российской федерации, 1993.
  57. А.Т. Молодежная безработица. Опыт изучения нисходящей мобильности/ЛЗестник Московского университета, Серия 18, 1996, № 3.
  58. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии, 2005, № 5.
  59. А.Э. Маргиналы на рынке труда // Россия накануне 21 века. -М. 2004.
  60. И.Б., Шиянов E.H. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1977.
  61. И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1977.
  62. А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 1995.
  63. С.А. Социально-экономический анализ маргинальное&trade- в сфере труда: Дисс.канд. социол. наук. М., 1995.
  64. В.Г. Коллективность и индивидуальность: цивилизацион-ный срез проблемы // Социологические исследования, 1990, № 8.
  65. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова, — М.: Юрист, 2005.
  66. В.Н. Социальные деформации. М., 2002.
  67. H.H. Социальные ценности и реформы в кризисной России// Социологические исследования, 1993,№ 9.
  68. H.H. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996, № 5.
  69. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования, 1994, № 5.
  70. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1975.
  71. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  72. К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994.
  73. Я.В. Современное массовое сознание. Динамика и тенденции развития. Киев, 1993.
  74. К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. М.: Политиздат, 1986.
  75. Маркузе. Одномерный человек. М., 2008.
  76. Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования, 1992, №№ 2−4.
  77. Мид М. Культура и мир детства. М. 2008.
  78. Дж. С. Основы политической экономии. Т.З. М., 1981.
  79. Молодежь и вызов времени // Свободная мысль, 1996, № 7.
  80. А.П. Синергетика, когнитивная психология и гипотеза техно-гуманитарного баланса //Общественные науки и современность. 1999.№ 4.
  81. П. Развитие народа и развитие личности. Спб., 1912.
  82. В. Д. Избранные психологические труды. М. 2007.
  83. P.C. Психология в 2 кн., Кн1. Общие основы психологии. -М., 2004.
  84. B.B. Влияние хронической болезни на психику. -М.: МГУ, 1987.
  85. М. Символы // Новый мир, 1995, № 2.
  86. В.И., Грицианов A.A. Социологический психологизм: Критический анализ. Минск, 1990.
  87. Организация непрерывного образования в системе реабилитации инвалидов. Спб. Ленинградский научно исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, 1993.
  88. В.Н., Карпухин О. И. Культура и отчуждение // Социологические исследования, 1990, № 8.
  89. Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 2. Под ред. А. Г. Эфендиева. М. 2004.
  90. Г. Человек в современном мире: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.
  91. A.B. Введение в психологию. М.: Академия, 1995.
  92. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью» //Вопросы философии, 1982, № 3.
  93. В.Д. Социальная нормы. Философские основания общей теории. М. 2005.
  94. М.В. Социальная справедливость в потреблении и её стереотипы // Социологические исследования, 1990,№ 3.
  95. И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования, 1999, № 7.
  96. Проблема личной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии, 1996,№ 1.
  97. Профессиональная реабилитация инвалидов. Реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида / Департамент Федеральной государственной службы занятостинаседения по Калужской области. Калуга, 1999.
  98. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 2005.
  99. Психология (словарь) / под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.
  100. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996.
  101. Российский журнал социальной работы. М., 2005 -2008, №№ 18.
  102. A.A., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М., 2005.
  103. A.A. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СпбГУ. Сер 6, 1995, вып. 3.
  104. СЛ. Основы общей психологии. В 2 т., М., 1989.
  105. A.A. Типы трудовой мотивации и их динамика //Социологические исследования, 1999, № 5.
  106. Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.
  107. Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
  108. Е.Р. Когда в семье ребенок инвалид // Социологические исследования, 1997, № 1.
  109. А. Исследование о природе и причинах богатства народов //Антология экономической классики. Т.1. М., 2004.
  110. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  111. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991.
  112. П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.
  113. П. А. Система социологии. Т.1. Социальная аналитика. -М.: Наука, 1993.
  114. Социология труда. М.: МГУ, 1993.
  115. Социология. Текст лекций / Под общ. ред. М. В. Удальцовой. -Новосибирск, 1993.
  116. Г. Личность и государство. М., 1927.
  117. Е. Маргиналы // В человеческом измерении. М., 2002.
  118. Е. Социальная структура переходного общества (опыт инвентаризации) -М., 2004.
  119. Р. История западного мышления /Пер. с англ. М.: Крон-пресс, 1995.
  120. А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  121. М.Ю. Меньшинство как источник социального влияния // Вопросы психологии, 1996,№ 1.
  122. Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) //Вопросы философии, 1998, № 12.
  123. К. А. Обзор подходов в американской социологии // Социологические исследования, 1992, № 5.
  124. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. М., 1912 .
  125. С.С. Социология., Изд. 2-е. М.: Логос, 1996.
  126. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. 2004.
  127. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М. 2005.
  128. Э. Психоанализ и этика. М. 2003.
  129. В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. -М.: «Логос», 1997.
  130. М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989.
  131. Н. Бедность как социальный феномен российского общества //Социологические исследования. 1994. № 3.
  132. М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования, 1995, № 9.
  133. Н.И. Система трудового потенциала работника // Социологические исследования, 1999, № 3.
  134. Е.Е. Проблемы социального обеспечения и реабилитации инвалидов на примере промышленно развитых стран Западной Европы/ Труд за рубежом № 3.-М., 1982.
  135. Е. Н. Дотова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону: Цветная печать, 1995.
  136. A.M. Феномен трудахинергетический взгляд // Общественные науки и современность, 1998, № 1.
  137. ШуманГ. Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования, 1992,№ 2.
  138. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. Ш. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.-М.: Прогресс 1996.
  139. Юнг К.-Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: Пер. с нем. М.: Канон, 1994.
  140. Р.Г. Духовно нравственная безопасность России// Социологические исследования, 1995, № 12.
  141. Агабекян P. JL, Авагян Г. JI. Современные теории занятости: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. М.: ЮНИТИ (UNITY), 2009.
  142. В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2008.
  143. В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994—2003. гг. / Вопросы экономики. 2008. № 3.
  144. . Д. Безработица в современной России. М.: Наука, 2008
  145. Занятость и безработица: 100 вопросов и ответов / Под ред. C.B. Дудникова. М.: Изд-во «Ж.-д. дело», 2009.
  146. А. В. Экономика и занятость: Монография. М.: ИМЭИ, 1999.
  147. Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие / Е. А. Киселева. М.: Эксмо, 2009.
  148. К.Г. Рынок труда и занятости населения. Служба занятости (правовой аспект). М.: Перспектива.2008.
  149. А. А. Рынок труда: занятость и безработица. -М.: Междунар. отношения, 2008.
  150. Обзор занятости в России / Фонд «Бюро экон. анализа. М.: ТЕИС, 2002.
  151. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
  152. В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица. М.: Изд-во Московского университета. 2009.
  153. В. П., Богданов С. В. Государство и безработица в России: 1900−2000 гг. Курск: Кур. гос. техн. ун-т, 2009.
  154. В. И. Безработица: теория и современная российская практика. М.: Изд-во РАГС, 2008.
  155. Региональная экономика. Основной курс: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2009.
  156. Рынок труда и доходы населения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. специальностям / Бреев Б. Д. и др. Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Филинъ, 2009.
  157. Е. Г. Справочник для предприятий и социальных работников. Занятость и безработица. М.: Книга сервис, Приор. 2008.
  158. Л. В., Тамошина Г. И., Щевелева Т. А. Занятость населения и человеческий капитал (монография). Белгород: Тип. БГУ. 2009.
  159. Е.Б. Структурная перестройка экономики и рынок труда России. СПб.: Поиск, 2009.
  160. Большая юридическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  161. , Т. Работа с инвалидами в Великобритании// Социальная работа. 2009. — N 4.
  162. , JI. А. Прикладные аспекты в деятельности отделения профессиональной и социальной реабилитации инвалидов// Российский медицинский журнал. 2007. — N 4.
  163. И .Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999.
  164. В. Варианты поиска работы и процедуры отбора персонала. М, 2007.
  165. В. Поиск работы через государственные структуры. -М, 2004.
  166. Котов, Присецкая Н. И. Трудоустройство людей с инвалидностью. М, 2009
  167. , В. П. Общий накопленный контингент инвалидов трудоспособного возраста населения Российской Федерации и его социально-гигиеническая характеристика// Здравоохранение Российской Федерации. 2007. — N 3.
  168. Львова Е. Н, Солодовникова И. А. Проблема тендерных различий людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности Сибирский педагогический журнал. № 13. -2007.
  169. Д.П. Трудоустройство инвалидов:интегрированный подход. М, 2004
  170. Никитин Д. А Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. М, 2009
  171. М., Присецкая Н., Котов В. Трудоустройство инвалидов Пособие для специалистов в вопросах и ответах. — М, 2007.
  172. М. Присецкая Н, Котов В. Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов. М, 2004.
  173. M.JI. Веселов М.Ю Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика. М, 2008.
  174. М. Присецкая Н. Открытое письмо участников конференции «трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. М, 2004.
  175. M. JI. Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства людей с инвалидностью. М, 2008.
  176. М. Четыре шага к успешному Трудоустройству. М, 2008.
  177. М. Возможности и условия расширения занятости инвалидов. М. Новиков Человек и труд. — 2008. — N 10.
  178. Новиков M. J1. Межсекторное взаимодействие как модель решения проблемы трудоустройства людей с инвалидностью// Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). 2007. — N 1.
  179. Новые законы и нормативные акты приложение к Российской газете № 40, 2005 год
  180. M.JT. 10 десять вопросов о формировании Индивидуальной программы реабилитации. Пособие для молодых инвалидов, ищущих работу. М, 2006 .
  181. К., Моссберг К. Создание возможностей по трудоустройству для людей с особенностями развития в Швеции// Сборник материалов международной конференции «Новые возможности трудоустройства для людей с инвалидностью в России». М, 2007.
  182. , M. Н. Социальные ориентации молодых людей с ограниченными возможностями// Регионология. 2007. — N 4.
  183. , Е. П. Профориентация подростков с ограниченными возможностями// Социальная работа. 2008. — N 3.
  184. В.Н. О некоторых проблемах трудоустройства работников-инвалидов// Справочник кадровика. 2008. -N11.
  185. , H. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. 2008. — N 2
Заполнить форму текущей работой