Любовь: единение человека с миром
Социолог выделяет разные типы любви, среди которых: продуктивная любовь, предполагающая целый комплекс отношений, включающий заботу, ответственность, уважение и знание; эротическая любовь, проявляющаяся в стремлении к слиянию и единству с другим человеком (сексуальное желание без любви проявляется в садистских и мазохистских формах «любви»); нарциссизм — озабоченность человека исключительно… Читать ещё >
Любовь: единение человека с миром (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По Э. Фромму, существует лишь один путь единения человека с миром, который позволяет ему сохранять и развивать свою индивидуальность, быть самим собой и для себя — любовь. " Любовь — это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного «Я». Это переживание причастности и общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю активность. Переживание любви делает ненужными иллюзии. Отпадает потребность преувеличивать значение другого человека или свою собственную значимость" .[1]
Социолог подчеркивает, что главным при этом являетея оеобое свойство любви, а не ее объект. Любовь как выражение человеческой солидарности может проявляться в самых различных сферах жизни. Она может выражаться в эротической любви мужчины и женщины, матери к ребенку, к самому себе, как человеку. В области мышления она выражается в разумном постижении мира; в области действия — в созидательном труде; в области чувств — в единении с другим человеком, со всеми людьми или природой при сохранении своей индивидуальности, свободы и целостности.
Социолог выделяет разные типы любви, среди которых: продуктивная любовь, предполагающая целый комплекс отношений, включающий заботу, ответственность, уважение и знание; эротическая любовь, проявляющаяся в стремлении к слиянию и единству с другим человеком (сексуальное желание без любви проявляется в садистских и мазохистских формах «любви»); нарциссизм — озабоченность человека исключительно собственными мыслительными процессами, чувствами и потребностями, что в крайних формах свидетельствует о психической патологии.
Дилемма: созидать или разрушать
Ответом на экзистенциональные дихотомии могут стать созидательность или разрушительность в действиях людей. Человек один осознает себя существом, сотворенным без его согласия и желания. Но его разум и воображение движут настоятельной потребностью выйти за пределы этого пассивного, ограниченного состояния и стать творцом собственной жизни.
В акте творчества человек поднимается над пассивностью и случайностью своего существования как животного. Созидание предполагает вступление человека в царство целеустремленности и свободы, где он создает необходимые ему материальные и духовные ценности и тем самым преодолевает ограниченность своего существования.
Но уничтожение, разрушение жизни также дает возможность человеку выйти за пределы своего существования. В акте разрушения человек так же ставит себя над жизнью. В стремлении преодолеть собственную ограниченность человек всегда оказывается перед дилеммой: либо созидать, либо разрушать.
В трактовке созидательности и разрушительности Э. Фромм переосмыслил многие фрейдистские положения.
Напомним, что согласно 3. Фрейду, деструктивность обусловлена инстинктивными влечениями человека и могла лишь менять свою направленность — по отношению к себе или по отношению к другим.
Э. Фромм считает, что это положение противоречит фактам и выявил другие корреляции: «Мы не обнаруживаем глубокой деструктивности по отношению к другим у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим себе; и наоборот, мы видим, что враждебность к себе и враждебность к другим взаимосвязаны»[2]. И далее делается еще более радикальный вывод: «деструктивность развивается в результате блокировки плодотворной энергии»[3].
Э. Фромм показал, что в отличие от «органических влечений» 3. Фрейда, которые постоянны и существуют сами по себе, созидание и разрушение, коренящиеся в природе человека, могут проявлять себя по-разному и характер их взаимодействия обусловлен социокультурными факторами.
" Созидание и разрушение, любовь и ненависть не являются инстинктами, существующими независимо друг от друга, — пишет он. — И то и другое служит ответом на одну и ту же потребность преодолеть ограниченность своего существования, и стремление к разрушению неизбежно возникает в тех случаях, когда не удовлетворяется стремление к созиданию. Удовлетворение потребности в созидании ведет к счастью, разрушительность — к страданию, и больше всех страдает сам разрушитель"[4].
Из этого вывода следует, что общественное развитие предполагает всемерное развитие потребности к созиданию и нейтрализацию деструктивности.