Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экзистенциально-гуманистический подход в психосоциальной теории и практике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря о значении самоактуализации в жизни человека, Маслоу связывал ее с так называемым бытийным сознанием, которое принимает мир и людей такими, какие они есть, не пытаясь их переделывать. Однако существует и дефицитарное сознание, при котором окружающий мир рассматривается индивидом как средство для выживания и удовлетворения своих потребностей. Если бытийная любовь будет проявляться… Читать ещё >

Экзистенциально-гуманистический подход в психосоциальной теории и практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учение экзистенциализма сформировалось в начале XX в. в России (Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов), затем это направление стало активно разрабатываться на Западе (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Сартр и др.). Австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл (1905—1997) является основоположником экзистенциального анализа и логотерапии.

Цель экзистенциального анализа и логотерапии состоит в том, чтобы помочь человеку достичь максимальной сосредоточенности на жизненной задаче, стоящей перед ним. Человек должен понять, что каждый имеет свою неповторимую цель, к достижению которой ведет лишь один путь. Франкл проводит аналогию между человеком и животным, самолетом и машиной. Он говорит, что самолет может ездить, как и машина, но в один момент он способен оторваться от земли, а машина — нет. Человек и животное существуют в жизни, но только человек может постичь смысл своей жизни. Вопрос о смысле жизни может задать только человек.

Экзистенциальный анализ — это анализ жизни человека с позиции жизненных ценностей. В экзистенциальной беседе исследуют конкретные условия жизни в аспекте их возможного смыслового содержания. Основной вопрос, который человек себе задает, «зачем?». Не «почему?», «для чего?», «за что?», «как это могло случиться?». Именно в вопросе «зачем?» сконцентрирована вся суть человека, вся проблематика бытия.

Смысл — это предлагаемый самой жизнью ответ на неизбежный вопрос «зачем жить?». Смысл жизни заключается в отдельных событиях, в которые человек попадает, в ситуациях, которые он переживает. Если человек научился понимать и чувствовать ценностное содержание жизни, то условия, в которых протекает жизнь, становятся для него в определенной степени второстепенными.

Логотерапия — это специальная техника, направленная на актуализацию ценностей клиента и на обращение к его собственной совести. Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 1920;е гг. «Логос» для него — это квинтэссенция идеи, смысла, т.с. сам смысл. Логотерапия ставит для себя задачу не приспособление человека к обществу, а его «самостояние», обретение внутреннего смыслового мира, способного отвечать, а когда надо, то и противостоять внешним воздействиям. Логотерапия учит человека доверять собственным ощущениям, уметь слушать собственный голос, свои чувства, мысли и следовать этому чутью.

Франкл выделяет три группы ценностей человеаа: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Ценности творчества реализуются в труде. Смысл и ценность труда человек приобретает, если он вносит вклад в жизнь общества. Человек должен профессионально выполнять ту работу, на которой находится в данный момент. Одной из ценностей переживания является любовь. Любовь — это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, это переживание другого человека, познание сущности. Однако индивид, который никогда не любил и не был любим, тоже может формировать свою жизнь осмысленно. К ценностям отношения человек приходит, когда он находится во власти обстоятельств, которые не в состоянии изменить. Человек всегда способен занять осмысленную позицию по отношению к обстоятельствам и придать своим страданиям глубокий жизненный смысл. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Пожалуй, наибольшие достижения логотерапии связаны с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла жизни в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Изучая ценности отношения, Франкл много работал с тяжелобольными людьми. Так, он много беседовал с женщиной, у которой была неизлечимая болезнь. В его рассказах о многих понятиях наиболее ее заинтересовали ценности отношения. Женщина стала интересоваться его личностью, узнала, что он был узником концлагеря и пережил страдания. Учение о ценности отношений заинтересовало ее настолько сильно, что она решила, что если даже не может изменить ничего в своей жизни, то станет оплотом силы для других больных людей. Со временем ее действия по оказанию помощи другим наполнялись смыслом. Она умерла, окруженная почетом, и стала примером мужества для других.

Согласно идеям Франкла, смысл необходимо искать в данный момент. В нахождении смысла человеку помогает совесть. Совесть психолог определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации. Совесть помогает человеку найти такой смысл в ситуации, который позволит даже противоречить сложившимся ценностям из-за быстро меняющихся обстоятельств, и тогда зарождаются новые ценности.

Франкл также вводит понятие сверхсмысла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, т. е. о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории. Этот сверхсмысл человеку познать невозможно. Говоря о сверхсмысле, Франкл обращается к пониманию религии (он ее использовал в практике логотерапии). Однако он так широко рассматривает религию, что увидеть его личностное отношение к ней не представляется возможным.

Франкл создал и еще одно учение — о свободе воли. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена обстоятельствами. «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя», — утверждал Франкл.

Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется ценностями и смыслами. Основной вопрос: для чего человек обладает свободой? Свобода — это возможность взять на себя ответственность за свою судьбу, слушать свою совесть и принимать решения, это свобода изменяться, свобода быть именно таким и свобода стать другим.

Франкл определяет человека как существо, которое постепенно решает, каким он будет в следующий момент. Свобода — это то, что он есть. Говоря о свободе, Франкл не забывает и об ответственности, в частности об ответственности человека за свою жизнь. Свобода без ответственности — это произвол.

Франкл считает, что человек открыт миру, открыт будущему.

Логотерапия учит, что нет трагических и негативных ситуаций, любые аспекты жизни могут быть превращены в позитивные достижения. Иными словами, она учит оптимистическому отношению к жизненным ситуациям. Как психотерапевтический метод логотерапия использует три основные техники:

  • 1) технику сократического диалога, позволяющую «подтолкнуть» клиента к открытию им для себя адекватного смысла;
  • 2) технику парадоксальной интенции ориентированного на подкрепление своих опасений пациента и достижении эффекта по принципу «от противного»;
  • 3) технику дерефлексии, когда надо прекратить размышлять об успехе и переключиться на конкретные задачи, ценности и обратить внимание на красоту мира.

Эти техники используются при лечении неврозов, фобий и навязчивых состояний. От пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того, чего боится (при фобии), или же сам осуществил то, чего так опасается (при неврозе навязчивых состояний).

Всемирную известность Франклу принесла его книга «Человек в поисках смысла» (1957). Если у человека нет смысла жизни, то его ждет «экзистенциальный вакуум» — пустота, и тогда человек приходит либо к конформизму (начинает приспосабливаться), либо к тоталитаризму (начинает делать то, что другие от него хотят). Смысл нельзя дать, его нужно найти.

Что же означает жить осмысленно? По В. Э. Франклу, это:

  • 1) выполнять стоящую перед тобой задачу, находить в ситуации все самое ценное и стараться это ценное реализовать (слушать музыку, выполнять какую-либо работу, оказать помощь другому);
  • 2) смысл существования нельзя навязать, выдумать, внушить или одолжить; его нужно найти, обнаружить и распознать. Бывает, другие люди говорят нам «Ты должен!». Смысл — дитя свободы;
  • 3) смысл — это ответ на вопрос «зачем?»;
  • 4) смысл выходит за рамки материального, за рамки бытия, выводит человека к сверхвозможному;
  • 5) смысл — это жизненный курс на определенный отрезок времени;
  • 6) смысл индивидуален, у каждого человека он свой;
  • 7) смысл может найти любой человек, независимо от возраста и уровня интеллекта, основными органами в нахождении смысла являются свобода и ответственность;
  • 8) смысл имеет множество граней;
  • 9) самоактуализация есть не конечное предназначение человека, а лишь результат осуществления смысла; человек теряет смысл своей самоактуализации, если он стремится к ней;
  • 10) в основе осмысленной жизни лежит стремление быть готовым видеть и принимать запросы жизни; существовать — значит быть запрошенным; жить — значит давать ответ на запросы соответствующего момента.

Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу (1908—1970) вошел в историю науки как создатель гуманистической психологии. Им созданы знаменитая пятиступенная теория мотивации и концепция самоактуализируюгцейся личности. Маслоу рассматривает личностный рост человека как непрерывный процесс развертывания и проявления его сущностных сил. Если 3. Фрейд и А. Адлер строили свои наблюдения и выводы на работе с больными людьми, то А. Маслоу наблюдал за здоровыми. Главная идея его концепции — для того, чтобы человек был здоровым и счастливым, ему надо самоактуализироваться, проявиться в том, к чему его предназначила природа.

Маслоу определил характеристики личности самоактуализирующегося типа. Эти люди:

  • 1) адекватно воспринимают действительность, свободны от предрассудков и предубеждений;
  • 2) принимают людей такими, какие они есть, не прибегая при этом к механизмам психологической защиты;
  • 3) просты и естественны в общении; соблюдают ритуалы и традиции, однако без автоматизма и с известной долей юмора;
  • А) всегда в какой-то мере философы и заняты не столько собой, сколько той миссией, для которой они считают себя призванными в этот мир;
  • 5) склонны к некоторой отстраненности от жизни и к одиночеству, в котором вызревают идеи и представления, что способствует устойчивости в сложных обстоятельствах и меньшей подверженности неблагоприятным воздействиям внешней среды;
  • 6) способны к сильным и глубоким переживаниям, связанным с познанием красоты и истины; способны испытывать необыкновенный духовный подъем, переживаемый как чувство единения Вселенной и общности со всем человечеством;
  • 7) демократичны в общении и готовы учиться у других;
  • 8) способны различать добро и зло и в поведении соответствовать самым высоким нравственным критериям; хорошие друзья и верные товарищи;
  • 9) обладают хорошим чувством юмора, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или чьи-либо невзгоды;
  • 10) воспринимают себя гражданами мира в большой степени, нежели гражданами своей страны.

По мнению Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют очень незначительную часть населения (всего 1%), но именно они являются воплощением движущих сил любого общества. Препятствует самоактуализации страх человека перед своими возможностями, который Маслоу назвал комплексом Ионы. Этот ветхозаветный пророк отказался выполненить поручение Бога, пытался избегнуть ответственности пророчества, за что Бог наказал его и послал ему массу бед и несчастий. Точно так же многие люди пытаются избежать использования своих способностей в полной мере, предпочитая безопасные варианты жизненного пути, нс требующие максимального развития и проявления своих потенциальных возможностей.

Чтобы стать самоактуализирующсйся личностью, необходимо придерживаться следующих принципов повеления:

  • 1) найти и иметь любимое дело или занятие. Способность к глубокому переживанию во время занятия интересным делом дает человеку возможность забыть про себя и свои комплексы. Именно в этот момент он реализует себя как личность;
  • 2) предпочесть сближение с новой и малоизвестной ситуацией (а не отступление перед ней). Если страх ведет человека к большей безопасности и защите, то выбор неизвестного нередко означает личностный рост и расширение возможностей;
  • 3) уметь прислушиваться к голосу внутреннего Я. Мы склонны чаще прислушиваться к мнению родителей, учителей, начальников, чем к самим себе, а это отдаляет нас от самоактуализации. Нужна смелость быть самим собой, жить своим умом;
  • 4) уметь брать на себя ответственность. Это означает потребовать у самого себя дать ответ на спорный вопрос. Но часто люди избегают давать ответ, защищаясь фразой «я сомневаюсь». Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется;
  • 5) стремление к нонконформизму. Чтобы высказать честное свое мнение, человек должен быть независимым от мнения других. Необходимо быть смелым, вместо того чтобы бояться (если психолог не может научить этому пациентов, он может прекращать свою деятельность). Человек не сможет сделать собственный жизненный выбор, пока не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному Я, чтобы решиться спокойно сказать: «Нет, мне это не нравится»;
  • 6) стремиться к совершенству. Самоактуализация нужна для того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек всегда должен быть первоклассным специалистом или настолько хорошим, насколько способен. Стать второстепенным специалистом — это не путь для самоактуализации;
  • 7) открыться высшим переживаниям экстатического характера в момент общения с искусством, природой, познания истины — это редкие и прекрасные мгновения, которые несут в себе смысл жизни;
  • 8) разоблачить собственную психопатологию, что означает отказаться от психологической защиты и открыто познавать себя. Преодоление психологической защиты означает и обретение человеком самого себя.

Говоря о значении самоактуализации в жизни человека, Маслоу связывал ее с так называемым бытийным сознанием, которое принимает мир и людей такими, какие они есть, не пытаясь их переделывать. Однако существует и дефицитарное сознание, при котором окружающий мир рассматривается индивидом как средство для выживания и удовлетворения своих потребностей. Если бытийная любовь будет проявляться в бескорыстном наслаждении красотой природы, наблюдением за ее жизнью, то дефицитарная любовь будет проявляться в прагматическом использовании природы — в лучшем случае в срывании цветов и составлении букетов, в худшем — в хищническом истреблении и загрязнении природы.

Самоактуализирующиеся люди синергичны, т. е. способны к кооперации и сотрудничеству с другими людьми, помогая им в достижении их целей. Они способны к великодушию, что проявляется в умении делиться всем, что у них есть, с другими. Можно охотиться в одиночку и делить свою добычу только с членами своей семьи. В этом случае успех одного оборачивается поражением другого. Так бывает в обществе с низким уровнем синергии, и члены его подвержены подозрениям, страхам и тревогам. В обществе с высокой социальной синергией, где добыча делится на всех, каждый охотник выигрывает от успеха другого. В таких обществах люди более счастливы, здоровы и гармоничны по сравнению с теми людьми, у которых уровень синергии низкий.

Американский ученый Карл Рэнсом Роджерс (1902—1987) — один из основателей современной гуманистической психологии. Основной тезис, который Роджерс доказывал в своей феноменологической теории личности, заключается в том, что люди по природе добры и имеют генетически заложенную программу самосовершенствования и актуализации потенциальных возможностей. В процессе жизни человек движется к независимости, рациональности и социальной ответственности. Он хочет достичь максимального использования того, что дала ему природа, и через это внести свой вклад в развитие общества. Это движение осуществляется при переходе от одной жизненной цели к другой, и с каждым достижением человек становится более компетентным, более уверенным в себе, более самодостаточным. Он становится полноценно функционирующей личностью. Если последователи традиционного психоанализа для понимания человека обращались к его прошлому, то Роджерс утверждал, что наше сегодняшнее поведение и наши нынешние решения зависят от того, как мы рассматриваем свое будущее. Образ самого себя (Я-концепция) выстраивается на основе различных социальных ролей, которые человек играет в обществе. Я-концепция включает в себя наши представления о том, что мы есть, а также о том, какими мы хотим видеть себя в будущем. Этот компонент Я-концепции определяется Роджерсом как «Я идеальное». Это то, к чему человек стремится в становлении своей личности в результате работы над собой.

Полноценно функционирующий человек живет «хорошей жизнью», что содержит в себе следующие признаки:

  • 1) открытость к переживанию — способность человека понимать и осознавать самые тонкие и самые глубинные мысли и чувства, отсутствие стремления подавлять их осознание;
  • 2) экзистенциальный стиль жизни — стремление жить полно и насыщенно, проживать каждое мгновение своей жизни как неповторимый момент существования, несущий в себе нечто такое, чего ранее не было в жизненном опыте;
  • 3) организмическое доверие — способность принимать решения не под влиянием внешних авторитетов, а на основе собственных организмических переживаний, внутренних ощущениях типа «я поступаю правильно».

Роджерс считал эти ощущения заслуживающими доверия для руководства истинно «хорошим поведением»;

  • 4) эмпирическая свобода — способность делать свободный выбор, быть хозяином положения и своей судьбы. Полноценно функционирующий человек может жить так, как он хочет, а не так, как другие хотят, чтобы он жил. Конечно же, Роджерс понимал, что человек не может быть абсолютно свободным и не испытывать на себе общественных ограничений. Но в то же самое время, что бы с ним ни случилось, человек в состоянии сделать свободный выбор, что нередко требует большого мужества;
  • 5) креативность — способность как творить свою собственную жизнь, так и оказывать позитивное влияние на окружающих. Полноценно функционирующие люди гибки и адаптивны, они умеют хорошо приспосабливаться к жизни. Хотя в нашей культуре слово «приспособленец» имеет негативный оттенок, способность приспосабливаться к меняющимся условиям говорит о творческом складе личности и ее социальной зрелости. Такие люди являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой