Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Избиратель, желающий воспользоваться правом на голосование по почте, передает в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление (обращение). Законодательство содержит исключительный перечень оснований, по которым может быть отказано в голосовании по почте, а также оснований, препятствующих почтовому голосованию. Если необходимые условия соблюдены, то избирателю направляют бюллетень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Голосование по почте в системе альтернативных дополнительных) способов голосования
    • 1. 1. Понятие и виды способов голосования
    • 1. 2. Зарубежный опыт применения голосования по почте
    • 1. 3. Сравнение голосования по почте с иными альтернативными (дополнительными) способами голосования
  • Глава 2. Конституционно-правовое обеспечение голосования по почте в Российской Федерации
    • 2. 1. Правовое регулирование голосования по почте в Российской Федерации
    • 2. 2. Противодействие фальсификации итогов голосования по почте в Российской Федерации

Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Одним из основных признаков демократии является равная возможность граждан участвовать в управлении делами государства, прежде всего, путем формирования органов власти, а также путем голосования в ходе референдума. В общем виде активное избирательное право и право на участие в референдуме закреплено в статьях 3 и 32 Конституции Российской Федерации, а более подробно их содержание раскрывается в избирательном законодательстве, трансформирующемся в соответствии с новыми социально-политическими реалиями. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внес значительные коррективы в существовавший ранее порядок проведения выборов, референдумов. Причем, одни нововведения обсуждались широко, а другие — практически не были отмечены вниманием специалистов. Таким новшеством, характеризующимся принципиальной новизной и отсутствием практического опыта использования в нашей стране, явилось голосование по почте.

Указанная технология голосования носит экспериментальный характер,.

0 чем свидетельствует наименование регулирующего ее нормативного акта — «Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума"1 (далее — Временный порядок). Этим поддерживается необходимость тщательного анализа практики применения новой избирательной процедуры и широкое обсуждение ее результатов.

Кроме того, в последнее время наблюдается довольно низкий уровень электоральной активности, особенно среди молодежи, что может привести к.

1 Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 года № 20/144−4 «О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума» // http://zoom.cikrf.ru/zoom/EdFields.asp?nqr=-l&ndoc=4&npg=-l неблагоприятным социальным последствиям. Одна из причин этого явления — неудобство традиционного способа голосования. Так, по результатам официального исследования, более половины англичан в возрасте от 18 до 24 лет, не участвует в выборах. Основной мотив — нежелание приходить на избирательные участки, так как это «отнимает слишком много времени"1. Решение указанной проблемы мы связываем с альтернативными способами голосования, и, прежде всего, с голосованием по почте.

Следует отметить, что в зарубежных государствах, в том числе, в некоторых республиках бывшего СССР, голосование по почте известно достаточно давно. Причем в различных странах оно обладает значительной спецификой, связанной с уровнем выборов (референдумов), условиями применения, субъектным составом и процедурой волеизъявления. Таким образом, мировой опыт предлагает широкий спектр вариантов решения вопросов, возникающих в данной сфере.

Изложенное указывает на актуальность темы и в научном, и в практическом планах. Она подчеркивается и тем, что в отечественной правовой литературе не проводился комплексный анализ проблем, связанных с реализацией в Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В связи с принципиальной новизной указанного способа голосования для российской избирательной системы и крайне малым объемом отечественной практики, его системное исследование практически не проводилось.

В тоже время проблемами политических прав, народного представительства, избирательной системы, избирательного процесса занимались такие специалисты как К. А. Агаларова, И. С. Алёхина, В. В. Альхименко, П. А. Астафичев, В. В. Барышев, Н. А. Богданова, А. Н. Борисов, А. А. Вешняков, Ю. А. Дмитриев, В. Г. Ермаков, Т. Д. Зражевская, А. В. Иванченко, В. В. Игнатенко, В. Т. Кабышев, JLH. Кальченко, С. Д. Князев, Е. И. Козлова,.

1 http://www.lenta.ru/internet/2003/04/26/vote/.

А.Н. Кокотов, В. В. Комарова, Г. Н. Комкова, Е. В. Корчиго, О. Е. Кутафин, М. В. Мархгейм, Л. И. Никонова, А. Н. Нифанов, Д. Б. Сергеев, В. И. Фадеев и др.

Вопросам избирательного права зарубежных стран и сравнительного избирательного права посвятили свои труды А. С. Автономов, И. А. Алебастрова, А. А. Аршинов, Е. В. Болотина, Ю. А. Веденеев, А. А. Давыдов, И. П. Ильинский,.

A.И. Ковлер, Д. А. Крупышев, Н. С. Крылова, Д. В. Лафитский, Ю. И. Лейбо,.

B.В. Луговой, Н. А. Михалева, М. О. Мурадян, Д. Д. Салман, К. В. Юрин и др.

Различные аспекты ответственности в сфере избирательных правоотношений рассмотрены в исследованиях Л. Г. Алехичевой, В. Н. Андрияновой, В. А. Виноградова, Н. В. Горькова, А. А. Дабалаева, Н. М. Колосовой, О. В. Лучина, Д. В. Орлова, А. Е. Постникова, И. В. Советникова, А. С. Шапиева, Г. Н. Шевченко и др.

Особо следует отметить диссертацию на соискание ученой степени кан- * дидата наук Плешковой О. А. «Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации», в которой наряду с иными способами голосования рассмотрены проблемы голосования по почте.

Вместе с тем названные авторы исследовали лишь отдельные аспекты г данного способа голосования. При этом во многих трудах, посвященных современному отечественному избирательному праву, голосование по почте вообще не упоминается или описывается весьма общо. Более детальные разработки проблем голосования по почте в связи с иными институтами избирательного права касаются преимущественно зарубежного опыта. Указанные обстоятельства в значительной степени и определили выбор темы настоящей работы.

Объектом диссертационного исследования явились общественные отношения, возникающие в ходе организации и проведения голосования по почте как одного из альтернативных способов голосования.

Предметом диссертационного исследования охвачены правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте.

Цель диссертационного исследования состояла в комплексном исследовании проблем конституционно-правового регулирования и практики применения голосования по почте в связи с необходимостью совершенствования и повышения эффективности избирательного законодательства Российской Федерации.

Заявленная цель обусловила решение ряда задач, среди которых: выявить сущность альтернативных (дополнительных) способов голосования, причины их появления и разнообразияисследовать теоретические вопросы, нормативную базу и практику использования голосования по почте в зарубежных странахосуществить сравнительный анализ почтового голосования и иных способов голосованиярассмотреть законодательные основы, организационные гарантии и практику применения голосования по почте в Российской Федерациипровести анализ методов противодействия фальсификации итогов голосования по почте в плане использования в Российской Федерациисформулировать предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования почтового голосования.

Методологическая основа диссертационного исследования базируется на диалектическом методе познания политических, правовых и социально-экономических процессов и явлений, позволившем осуществить комплексный анализ, обобщение, систематизацию и классификацию взаимосвязанных отношений, составивших объект диссертационного исследования. Кроме того, в работе использован комплекс общенаучных (анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системный, логический и т. д.), и специальных (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой) методов познания.

Так, общенаучные методы применены при рассмотрении понятия голосования, определении критериев выделения традиционных и альтернативных способов голосования, их политико-правовой природы, раскрытии сущности различных способов голосования. Нормативно-логический и сравнительноправовой методы широко использованы в процессе анализа законодательной базы голосования по почте и иных способов голосования, а также методов противодействия фальсификации итогов почтового голосования.

Правовую базу диссертационного исследования составили: правовые акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерациифедеральные законы (федеральные законы от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и т. д.) — акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) — правовые акты субъектов Российской Федерации (конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, региональные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации, иные акты государственных органов субъектов Российской Федерации) — правовые акты иностранных государств (конституции, законы о выборах главы государства, национального и Европейского парламентов).

Привлечены также международные акты (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.).

Теоретическая основа диссертационного исследования сформирована с учетом работ специалистов, посвятивших свои труды вопросам народовластия и гарантий участия граждан в управлении делами государства, анализа различных способов и механизмов волеизъявления, противодействия фальсификации итогов голосования, развития избирательной системы, как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. В части, способствующей решению поставленных в исследовании задач, использованы общетеоретические и отраслевые разработки, касающиеся, отдельных конституционных институтов, вопросов статистики, социологии и политологии. В частности, обобщены и применены положения, материалы и выводы, наработанные такими учеными-правоведами, как С. А. Авакьян, А. С. Автономов, И. А. Алебастрова, А. А. Аршинов, М. В. Баглай, О. Е. Кутафин, В. И. Лысенко, В. В. Маклаков, А. В. Малько, Н. И. Матузов, Н. А. Михалева, А. А. Мишин, М. А. Оводенко, О. А. Плешковой, Б. А. Страшун, В. Е. Чиркин, J1.M. Энтина, и др.

Эмпирическая база диссертационного исследования охватывает аналитические материалы, касающиеся темы работы, материалы заседаний коллегиальных органов власти и общественных организаций, статистические и социологические данные, а также нормативные акты, утратившие юридическую силу.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой одну из первых монографических работ, посвященную комплексному анализу с позиции конституционного и избирательного права вопросов нормативного регулирования участия граждан в выборах и референдумах посредством голосования по почте.

В рамках данного подхода обоснована необходимость применения альтернативных (дополнительных) способов голосованиявыявлены преимущества почтового голосования перед иными способами альтернативного голосованияопределены разновидности голосования по почте и его стадиираскрыты особенности порядка организации почтового голосования, связанные со сферой, условиями и процедурой его проведенияуточнены некоторые аспекты определения сроков, установленных в целях реализации права на почтовое голосованиепроанализирована эффективность основных методов противодействия фальсификации итогов почтового голосованияпредложены способы повышения эффективности почтового голосования, в том числе посредством совершенствования действующего избирательного законодательства.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:

1. На основе анализа конституционно-отраслевых, теоретико-правовых и нормативных правовых источников осуществлена классификация способов голосования на традиционные (обычные) и альтернативные (дополнительные). Обосновано, что их совокупное использование в избирательной системе государства служит целям обеспечения конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.

2. Анализ отечественных и зарубежных правовых и научных источников позволил выделить стадии почтового голосования: уведомление избирателем избирательной комиссии (иного полномочного органа или должностного лица) о желании проголосовать по почтерассмотрение заявления о желании проголосовать по почтепредоставление избирателю необходимых документовзаполнение избирателем бюллетеня и иных документов, применяемых при почтовом голосованиипередача избирательного бюллетеня и сопутствующих документов в избирательную комиссию (иному полномочному органу или должностному лицу) — учет бюллетеней, полученных по почте, при определении результатов голосования.

3. Систематизированы сложившиеся подходы к решению принципиальных вопросов, возникающих при организации почтового голосования.

В зависимости от круга избирателей, имеющих право на подобное волеизъявление, в мире применяются два подхода: 1) свобода почтового голосования, когда любой избиратель вправе получить бюллетень для голосования по почте (Великобритания) — 2) ограниченность (допускаемость) почтового голосования, когда только избиратель с особым статусом (при наличии определенных причин) вправе воспользоваться таким способом волеизъявления (Литва, Нидерланды, ФРГ).

В зависимости от решения вопроса выбора между различными способами голосования также существуют два подхода: 1) исключительность почтового голосования, когда избиратель не имеет возможности выбора между процедурами волеизъявления (Латвия) — 2) альтернативность почтового голосования, когда гражданина вправе выбирать между различными процедурами волеизъявления (по почте или иным образом (ФРГ, Эстония)).

4. В диссертации на основе анализа конституций и избирательного законодательства раскрыта специфика голосования по почте в различных странах. Она, помимо прочего, связана:

1) с перечнем необходимых дополнительных документов (оформляются заявление о голосовании по почте, заявление (декларация) о личном голосованииизбирательное удостоверение и т. д.- в ряде случаев на бюллетенях, используемых для почтового голосования, делаются особые отметки или применяются бюллетени специальной формы);

2) с составом и структурой органов, принимающих участие в организации почтового голосования (формируются специализированные избирательные органы для почтового голосования (ФРГ) — определенными функциями избирательных органов могут наделяться почтовая служба и служба социального обеспечения (Литва), дипломатические представительства и консульские учреждения (Эстония);

3) с порядком подсчета голосов (основываясь на принципе особого учета бюллетеней, полученных по почте, голоса, полученные в ходе почтового голосования, могут подсчитываться отдельно или вместе с другими или путем комбинации методик подсчета).

5. Исходя из анализа способов голосования, сделан вывод о том, что по сравнению с почтовым голосованием иные способы голосования обладают хотя бы одним из следующих недостатков: необходимость личной явки на избирательный участокучастие в выборах ограничено территорией избирательного округаизбиратель может выразить свою волю только в течение одного дняголосование связано с применением сложной и дорогостоящей техники. Одновременно отмечены достоинства применяемых в Российской.

Федерации альтернативных способов голосования, а также перспективы голосования при помощи сети Интернет.

6. Основываясь на исследовании конституционно-правового регулирования организации почтового голосования в Российской Федерации, раскрыты его актуальные особенности, опосредованные:

— экспериментальным характером такого голосования, что при наличии соответствующей правовой базы не гарантирует его широкого применения;

— ограниченным (допускаемым) характером почтового голосования;

— высоким уровнем организации избирательных органов, что позволяет не привлекать иные структуры при организации почтового голосования;

— методикой подсчета голосов, когда бюллетени, полученные по почте, смешиваются с иными бюллетенями, что является дополнительной гарантией обеспечения тайны голосования.

7. С учетом мирового опыта обоснована эффективность предусмотренных действующим российским законодательством следующих мер противодействия фальсификации итогов голосования по почте:

— проголосовать по почте может только гражданин, внесенный в список избирателей соответствующего участка;

— в целях организации почтового голосования предусмотрен особый учет избирателей и действий избирательной комиссии;

— определён особый режим пересылки писем с бюллетенями для голосования по почте;

— установлена юридическая ответственность за незаконное воздействие на результат волеизъявления граждан;

— введены четкие и обоснованные критерии признания бюллетеней недействительными или неучета полученных бюллетеней по иным основаниям;

— предусмотрено право на голосование в помещении для голосования избирательного участка.

8. Раскрыты особенности установления сроков в рамках почтового голосования. Так, отличается определение:

— срока, отведенного на печать и распространение необходимых материалов;

— срока уведомления избирателем полномочного органа о желании проголосовать по почте;

— срока направления полномочными органами избирателю пакета документов для почтового голосования;

— срок, в течение которого избиратель должен заполнить бюллетень и отослать (либо иным образом доставить) его на избирательный участок;

— предельный срок получения бюллетеней для почтового голосования на избирательных участках.

Установление таких сроков свидетельствует о введении специальных гарантий для реализации российскими гражданами права голосования по почте.

9. Сформулировано предложение о введении в Российской Федерации административной ответственности избирателя за голосование определенным образом за вознаграждение.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обусловлена необходимостью постоянного развития науки и совершенствования правовой системы, в том числе, с учетом опыта зарубежных стран и отечественной практики в целях упрочения демократических принципов организации выборов.

Результаты данного исследования могут быть использованы в нормо-творческой и правоприменительной практике в деле совершенствования отечественного конституционного и избирательного законодательства, при разработке и преподавании курсов конституционного и избирательного права Российской Федерации и зарубежных стран, специальных курсов, а также в последующих научных разработках.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация является логическим завершением работы автора, итоги которой опубликованы в одиннадцати научных статьях. Основные положения, выводы, результаты и предложения исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина».

Основные положения диссертационного исследования были также представлены в выступлениях на научно-практических конференциях: Межрегиональной научно-практической конференции «Парламентаризм в России: история и современность» (г. Елец, 12 апреля 2006 г.) — Третьей всероссийской Internet-конференции «Современные проблемы государства, права и юридического образования» (г. Тамбов, 22 декабря 2006 г.) — Общероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы государственного права» (г. Тамбов, 6 декабря 2007 г.) — научно-практических конференциях юридического факультета Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина (г. Елец, 2007 г.- 2008 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, а также двух приложений.

заключение

.

В Российской Федерации, как и в любом демократическом государстве, непосредственное волеизъявление граждан (выборы и референдумы) играют важнейшую роль. Причем одна из основных стадий избирательного процесса — это голосование. Во всем мире голосование наиболее часто осуществляется по единой технологии, которую можно назвать традиционным (обычным) способом голосования.

Голосование может считаться традиционным при одновременном наличии следующих признаков: избиратель внесён в список избирателей того участка, где он голосует или он может быть внесён в такой список непосредственно перед голосованиемголосование проходит в помещении для голосования избирательного участкаизбиратель выражает свою волю личнопомощь допускается только при наличии причин, объективно препятствующих личному голосованиюволеизъявление происходит в день голосования.

Традиционное голосование объективно не гарантирует реализацию избирательных прав ряда категорий граждан. Поэтому избирательные системы предусматривают способы голосования, которые принципиально отличаются от традиционного. Такие способы голосования в настоящей работе определяются как альтернативные (дополнительные).

Дополнительные способы голосования первоначально вводились для обеспечения права голоса избирателям, которые не имеют возможности проголосовать традиционным способом в силу объективных и уважительных причин. Но в настоящее время все большее значение приобретает и то, что применение различных дополнительных способов голосования позволяет решать проблему абсентеизма. Но даже широкое применение альтернативных способов голосования во многих случаях не позволяет выявить волеизъявление значительной части электората. Даже если государство в должной мере исполняет свою обязанность по обеспечению активного избирательного права своих граждан, многие избиратели игнорируют выборы. Одним из способов решения данной проблемы является придание участию в выборах статуса юридической обязанности. Однако в современной России подобное предложение представляется нецелесообразным.

Число избирателей, использующих почтовое голосование, растет во всем мире. В мировой практике почтовое голосование допускается на выборах всех уровней, в том числе, на выборах в Европейский Парламент, а иногда выступает в качестве единственного.

Можно выделить следующие стадии почтового голосования:

1 .Уведомление избирателем избирательной комиссии (иного полномочного органа или должностного лица) о желании проголосовать по почте.

2. Рассмотрение заявления о желании проголосовать по почте.

3. Предоставление избирателю необходимых документов.

4.3аполнение избирателем бюллетеня и иных документов, применяемых при почтовом голосовании.

5. Передача избирательного бюллетеня и сопутствующих документов в избирательную комиссию (иному полномочному органу или должностному лицу).

6. Учет бюллетеней, полученных по почте, при определении результатов голосования.

Право на голосование по почте в соответствии с законодательством различных государств предоставляется: избирателям, в день выборов находящимся за границейизбирателям, в день выборов находящимся вне места своего жительствавоенным, служащим полиции и работникам иных экстренных или специальных служб, а также иным избирателям, профессиональная деятельность которых исключает волеизъявления в день голосования на избирательном участкеизбирателям, которые физически не могут проголосовать в своем округе, на своем избирательном участке (прежде всего, находящимся в социальных учреждениях, учреждениях здравоохранениях, живущим в отдаленных и труднодоступных местностях, находящихся в местах заключения) — избирателям, которые не могут проголосовать в определенный день и (или) в определенном месте по религиозным убеждениям.

Голосование по почте в различных странах обладает значительной спецификой, связанной с кругом избирателей, имеющих право воспользоваться данной процедурой, перечнем необходимых документов, составом и структурой органов, принимающих участие в организации почтового голосования, порядком оплаты почтовых расходов, порядком подсчета голосов и иными обстоятельствами.

Необходимо отметить проблему выбора между различными способами голосования. В мировой практике существует два подхода к решению данного вопроса: исключительность и альтернативность почтового голосования. При исключительности почтового голосования избиратель не имеет возможности выбора между процедурами волеизъявления. Альтернативность почтового голосования предполагает право избирателя выбирать между различными процедурами волеизъявления. Большинство избирательных систем предусматривают альтернативность почтового голосования.

Почтовое голосование имеет второстепенное значение по отношению к личному голосованию на избирательном участке в том смысле, что избиратель, проголосовавший по почте, как правило, вправе затем проголосовать в помещении для голосования. При этом учитываться будет результат голосования на избирательном участке.

В Российской Федерации довольно давно, широко и успешно применяются такие дополнительные (альтернативные) способы голосования как досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования при помощи переносного избирательного ящика и голосование по открепительному удостоверению. Они достаточно эффективно решают большинство поставленных задач.

Ряд альтернативных способов голосования, применяемых в мировой практике, в Российской Федерации не используется. К ним относятся: голосование по доверенности, голосование на передвижном избирательном участке, голосование при помощи сети Интернет. Существуют предложения о голосовании по телефону, в том числе с помощи коротких текстовых сообщений (SMS).

В мире существует два варианта применения доверенности для голосования: либо как способ передачи права на выражение воли избирателя либо как элемент альтернативного голосования. Использование доверенности для наделения представителя правом на голосование от имени представляемого противоречит основным принципам российского избирательного права. В то же время российское законодательство широко использует доверенности на передачу документов, необходимых для голосования.

Ведение передвижных избирательных участков в Российской Федерации нецелесообразно, так как схожая процедура уже реализована в рамках досрочного голосования вне помещения для голосования.

В Российской Федерации не существует принципиальных правовых препятствий голосованию через Интернет или по телефону. Поэтому представляется, что данные способы голосования станут реальностью, как только Россия достигнет соответствующего уровня развития техники и общества. Однако, прежде чем проводить голосование на выборах при помощи сети Интернет (телефону), необходимо гарантированно решить три технические проблемы: идентификации избирателятайны голосованиянедоступности результатов голосования для несанкционированного изменения.

Голосование по почте известно российскому избирательному законодательству с 2003 года, но пока не нашло широкого применения. В нашей стране голосование по почте носит ограниченный и экспериментальный характер. Вопрос о применении почтового голосования оставлен на усмотрение субъектов Российской Федерации. Предусмотренная российским законодательством процедура почтового голосования соответствует мировым стандартам, учитывает наиболее часто встречающиеся способы подтасовки результатов такого голосования и предусматривает эффективные средства борьбы с ними.

В России предполагается регулирование почтового голосования федеральным законом. До принятия такого закона полномочия на определение порядка голосования по почте переданы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Постановлением ЦИК РФ от 7 августа 2003 года для реализации данной нормы утвержден Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Возможность проведения голосования по почте в настоящее время закреплена в законодательстве двух субъектов Российской Федерации: Свердловской и Тюменской областей. Причем на практике данная технология реально используется только в Свердловской области.

Почтовое голосование в Российской Федерации может быть применено при проведении: выборов депутатов представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерацииреферендума субъекта Российской Федерациивыборов депутатов представительного органа местного самоуправлениявыборов главы муниципального образованиявыборов иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправленияреферендума местного (местного референдума). Проголосовать по почте могут толь- <�• ко избиратели, которые находятся или планируют находиться в день голосования вне территории соответствующего избирательного округа.

Избиратель, желающий воспользоваться правом на голосование по почте, передает в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление (обращение). Законодательство содержит исключительный перечень оснований, по которым может быть отказано в голосовании по почте, а также оснований, препятствующих почтовому голосованию. Если необходимые условия соблюдены, то избирателю направляют бюллетень и другие материалы для почтового голосования. Гражданин заполняет бюллетень в соответствии с установленным порядком и, выполнив ряд формальностей, направляет его в адрес участковой избирательной комиссии. При этом при определении итогов голосования учитываются бюллетени, поступившие в участковую избирательную комиссию не позднее времени окончания голосования в день его проведения. В день выборов, референдума конверты вскрываются, и бюллетени с соблюдением тайны голосования опускаются в ящики для голосования. Строгие правила о регистрации большинства действий с избирательным письмом позволяют гарантировать соблюдение процедуры.

Большинство расходов в ходе почтового голосования несет комиссия, организующая выборы. Однако определенные почтовые затраты, как правило, должен нести сам избиратель.

Зарубежный опыт показывает, что существует довольно много способов подтасовки или дискредитации итогов голосования по почте. В то же время мировая практика имеет довольно обширный арсенал средств борьбы с нарушениями в ходе почтового голосования. Среди самых эффективных, нашедших применение в Российской Федерации, следует назвать следующие:

1. Проголосовать по почте может только гражданин, внесенный в список избирателей соответствующего участка.

2. В целях организации почтового голосования предусмотрен особый' ' учет избирателей, которые обратились с просьбой предоставить возможность почтового голосования, и действий избирательной комиссии. с.

3. Установлены определённые сроки, связанные с голосованием по почте.

4. Определен особый режима пересылки писем с бюллетенями для* голосования по почте.

5. Признание бюллетеней недействительными или неучёт полученных бюллетеней по иным основаниям.

6. Право на голосование в помещении для голосования избирательного участка.

Одним из необходимых механизмов предотвращения махинаций и фальсификаций с почтовым голосованием выступает установление юридической ответственности за подобные действия. Особо необходимо отметить, что к ответственности (конституционно-правовой, уголовной и административной) могут привлекаться, в том числе, и избиратели.

В тоже время, нельзя рассчитывать исключительно на юридические меры. Фальсификация выборов — в значительной степени социальная и моральная проблема, основной путь решения которой — повышения уровня жизни, правовой культуры и политической ответственности граждан.

В целях совершенствования действующего законодательства в области почтового голосования, а также более эффективного проведения эксперимента по внедрению данной технологии можно предложить следующие меры:

1. Предусмотреть право голосовать по почте на выборах, референдумах на федеральном уровне для граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на базе дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

2. Предусмотреть право голосовать по почте на выборах, референдумах на федеральном уровне для граждан Российской Федерации, проживающих в отдаленных и труднодоступных местностях. Причем одновременно разрешить таким избирателям предавать бюллетени не по почте, а через представителя, имеющего соответствующую доверенность.

3. Отменить требование о наличии на бюллетене отметки «голосование по почте».

4. Полностью перенести расходы на пересылку избирательных писем на комиссию, организующую выборы. При этом обязать органы почтовой службы принимать конверты с отметкой «Голосование по почте» без взимания платы с избирателя, а избирательную комиссию — оплачивать пересылку на основе поступивших писем.

5. Установить период после получения обращения, в течение которого избирательное письмо должно быть отправлено избирателю, в частности начало подп. «г» п. 3.2. Временного порядка изложить в следующей редакции: «если данные автора письменного обращения внесены в список избирателей, в течение двух дней направляет в конверте с отметкой „Выборное“ .».

6. Предусмотреть ответственность для избирателя, голосующего определенным образом за вознаграждение, изложив ст. 5.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в следующей редакции:

Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума.

1. Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублейна должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублейна юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Получение избирателем, участником референдума денежных средств и иных материальных ценностей или выгод имущественного характера за голосование определенным образом на выборах, референдуме, а также за отказ от голосования влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Примечание. Лицо освобождается от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, в случае, если предложение получения денежных средств и иных материальных ценностей или выгод имущественного характера было сопряжено с принуждением, угрозами, обманом или если лицо добровольно сообщило о подкупе компетентному органу".

7. Дополнить Временный порядок положениями:

— обязывающими участковую избирательную комиссию проверять соответствие информации, содержащейся в списке (реестре) избирателей, расписке и данными, указываемыми на конверте с отметкой «Голосование по почте»;

— признающими недействительными бюллетени, полученные в конверте с отметкой «Голосование по почте» без вложения расписки;

— признающими недействительными бюллетени в случае несовпадения данных содержащейся в списке (реестре) избирателей, расписке и указанными на конверте с отметкой «Голосование по почте».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека Текст.: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.// Рос. газета. 1998. — 10 декабря.
  2. Договор о создании Союзного государства Текст.: от 8 декабря 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 7. — Ст. 786.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах Текст.: от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. -1994.- № 12.-С.5−11.
  4. Конституция Российской Федерации Текст.: от 12 декабря 1993 года. // Рос. газета. 1993. — 25 декабря.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации Текст.: часть первая, от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1994. -№ 32.-Ст. 3301.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации Текст.: от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2005. — № 1. -Ст. 14.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Текст.: от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. — № 1. — Ст. 1.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации Текст.: часть вторая, от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2000. -№ 32. — Ст. 3340.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации Текст.: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  10. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст.: от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 30. — С. 1797.
  11. Федеральный закон «Об акционерных обществах» Текст.: от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. — № 1. — Ст. 1.
  12. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» Текст.: от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1998. — № 7. — Ст. 785.
  13. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» Текст.: от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1998. — № 16. — Ст. 1801.
  14. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Текст.: от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. — № 24. — Ст. 2253.
  15. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» Текст.: от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. — № 2. — Ст. 171.
  16. Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» Текст.: от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. — № 2. — Ст.172.
  17. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Текст.: от 6 октября 2003 г. № 131— ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2003. — № 40. — Ст. 3822.
  18. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Текст.: от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2005. — № 21. — Ст. 1919.
  19. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания ус-^. ¦ луг почтовой связи» Текст.: от 26 сентября 2000 г. № 725 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2000. — № 41. — Ст. 4076.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» Текст.: от 15 апреля 2005 г. № 221 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2005. — № 17. — Ст. 1556.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции Текст.: от 24 марта 2006 г. № 160// Рос. газета. 2006. — 19 апреля.
  22. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «О развитии Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в 2005—2008 годах» от 17 декабря 2004 г. № 133/929−4 (http://www.cikrf.ru)
  23. Избирательный кодекс Свердловской области Текст.: от 29 апреля 2003 года № Ю-ОЗ. //Областная газета. 2003. — 30 апреля.
  24. Закон Тюменской области «Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области» от 3 июня 2003 г. № 139 (http://www.tyumen.izbirkom.ru)
  25. Закон Архангельской области от 3 июня 2003 года № 170−22−03 «О выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов» (http://www.arkhangelsk.izbirkom.ru/WAY/28A5ABF6−2C32−41E5-BCC7−7767C489661A.html).
  26. Закон Литовской Республики о выборах в Европейский Парламент Текст.: от 20 ноября 2003 г. № IX-1837- ред. от 8 мая 2008 г. № Х-1530- (www.lrs.lt/pls/inter2/dokpaieska.showdocl?pid=329 293)
  27. Закон о выборах в Европарламент (Латвия) от 29 января 2004 г. (http://www.web.cvk.lv/pub/public/28 170.html)
  28. Закон о выборах в Сейм (Латвия) от 25 мая 1995 года- ред. от 31 мая 2007 г. (http://www.web.cvk.lv/pub/public/2873 7. html)
  29. , А.С. Сравнительное избирательное право Текст.: учебное пособие / Автономов А. С., Веденеев Ю. А., Луговой В.В.- Науч. ред.: Маклаков В.В.- Науч. коне.: Ковлер А. И., Лысенко В. И. М.: Норма, 2003. — 208 с.
  30. , А.С. Избирательная кампания. Основные категории и институты избирательного права. Менеджер избирательной кампании Текст.: Автономов, А.С., Морозова Е. Г. М.:РЦОИТ, 1995. — 80 с.
  31. , К.А. Развитие избирательного законодательства субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02. /К.А. Агаларова. М., 2004. — 198 с. -Библиогр.: с.180−198
  32. , Г. Л. Глобальные проблемы и опасности сетевой, политики Текст.: монография / Г. Л. Акопов. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2004 (http ://problem.politnet.ru/2.html).
  33. , И.А. Конституционное право зарубежных стран Текст.: Учеб. пособие. / И. А. Алебастрова. Отв. ред. Кашкин С. Ю. М.: Юрайт, 2001. — 640 с.
  34. , Л.Г., Признание недействительными итогов голосования и результатов выборов: правовые проблемы. Текст. / Л. Г. Алехичева, А.Е. Постников// Журнал российского права. 2001. — № 6. — С.25−36.
  35. , Г. Избирательные права граждан, проживающих за рубежом (иностранный опыт) Текст. / Г. Андреева // www.materik.ru/index.php
  36. , В.Н. Международные избирательные стандарты и российское уголовное право Текст. / В. Н. Андриянова // Конституционное и муниципальное право. 2004. — № 6. — С.25−28.
  37. , А.А. Особенности избирательно права и процесса в ФРГ. Текст.: дисс. канд. юр. наук: 23.00.02 / А. А. Аршинов. Ярославль, 2004. -198 с. — Библиогр.: с.181−192.
  38. , П.А. Институт народного представительства в современной России Текст.: Монография / П. А. Астафичев Орел: ОГУП Орл. обл. тип. «Труд», 2003. — 292 с.
  39. , П.А. Народное представительство и парламентаризм: конституционные проблемы Текст.: / Под ред.: Комкова Г. Н. Орел: Изд-во Орл. гос. ун-та, 2004. — 364 с.
  40. , П.А. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.01 / П. А. Астафичев. Саратов, 1998. — 235 с. — Библиогр.: с.220−235
  41. , В.А. Избирательный процесс в Российской Федерации: проблемы теории, правового регулирования и правоприменения Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 / В. А. Ахлюстин. СПб., 2002. — 299 с.-Библиогр.: с. 170−192
  42. , В.В. Проблемы и пути совершенствования законодательства о выборах на федеральном и региональном уровне Текст. / В.В. Барышев// Право и власть. 2001. — № 1. — С. 73−74.
  43. , Н.А. Категория статуса в- конституционном праве Текст.: / Н. А. Богданова // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1998. — № 3. — С.3−20.
  44. , Н.А. Ответственность в структуре конституционно-правового статуса субъекта конституционного права Текст. / Н.А. Богданова
  45. Конституционно-правовая ответственность: Проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 76−80
  46. , С.В. Интернет и выборы. Текст. / С. В. Большаков. -М.:РЦОИТ, 2002. 96 с.
  47. , И.Б. Основные права и обязанности государства в избирательном процессе: международно-правовой аспект Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.01 / И. Б. Борисов. М., 2002. — 176 с. — Библиогр.: с.167−176.
  48. , Н.П. Эволюция избирательного законодательства в россий- • ской государственности (1993−2005 гг.): историко-правовое исследование Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.01 /Н.П. Борисова. Казань, 2006. — ' 203 с. — Библиогр.: с. 159−203
  49. , Ю.А. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России Текст.: дисс.. канд. полит, наук: 23.00.01 / Ю. А. Бушенева. СПб., 2007 — 180 с. — Библиогр.: с. 153−173.
  50. , Ю.А., Избирательные правоотношения Текст. / Ю. А. Веденеев, С.Д. Князев// Государство и право. 1999. — № 5. — С. 27−35.
  51. Великие мыслители Запада Текст. / Пер. с англ. В. Федорина. — М.: «КРОН-ПРЕСС», 1990. 656 с.
  52. , А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.10 / А. А. Вешняков. М., 1997. — 182 с. Библиогр.: с. 163−170.
  53. , А.А. Практика диктует новеллы Текст. /А.А. Вешняков// Журнал о выборах. 2001. — № 3. — С. 2−9.
  54. , В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование Текст. / В. А. Виноградов. М., 2000. — 287 с.
  55. , Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне Текст. /Н.И. Воробьёв// Журнал российского права. 2004. — № 1. — С. 15−20.
  56. , К.С. Политология Текст.: учебник для высших учебных заведений / К. С. Гаджиев. М.: Логос, 2003. — 488 с.
  57. Голосуй мышью!/ВЛАСТЬ, 2005. 12 сентября.// (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=607 741 &print=true)
  58. , В.И. Комплексы обработки избирательных бюллетеней — практика применения на Брянщине Текст. /В .И. Гончаренко// Журнал о выборах. 2005. — Специальный выпуск, (www.cilcrf.ru/journal/special.jsp)
  59. , Н.В. Избирательно-правовая ответственность в Российской Федерации Текст.: автореф. дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 / Н. В. Горьков -М., 2008 23 с.
  60. Государственное право Российской Федерации Текст.: Учеб. для вузов по направлению и специальности «Юриспруденция» / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Н. А. Михалева, Ю. И. Скуратов- Под ред О. Е. Кутафина. М.: Юрид. лит., 1996−580 с.
  61. , Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика Текст. / Ю. В. Гудина // Полис. 2003. — № 1.- С. 112 — 123.
  62. , А.А. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /А.А. Дабалаев М., 2006. — 186 с. — Библиогр.: с.161−186.
  63. , А.А. О выборах президента США //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2001. — № 1. (www.cikrf.ru.)
  64. , Дж.С. Нет выборам по Интернету! / PC Magazine. — 2000. — № 10. (ht1p://www.pcmag.ru/issues/section.php?Ll=2&SECTIONID=2697#navstart)
  65. , Ю.А., Исраелян, В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации Текст. / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 732 с.
  66. , Ю.А., Комарова, В.В. Референдум в системе народовластия Текст. / Ю. А. Дмитриев, В. В. Комарова. М.: Изд. фирма «Манускрипт», 1995 — 322 с.
  67. , В.М. О комплексах обработки избирательных бюллетеней / Журнал о выборах. 2005. — Специальный выпуск, (www.cikrf.ru/journal/special.j sp)
  68. , В.Г. Станет ли Россия парламентской республикой? Текст. /В.Г. Ермаков// Вестник Елецкого государственного университета. Вып. 13.- Серия «Право». — Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2006. — С.90−99.
  69. , Н. Почтовые голоса Текст. / Н. Ефимов// Заполярная правда.-2002. 10 июля.
  70. , А.П. Альтернативные (дополнительные) способы голосования Текст. /А.П. Забайкалов// Вестник Елецкого государственного университета. Вып. 10. — Серия «Право». — Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2005. — С.66−71.
  71. , А.П. Голосование по почте Текст./А.П. Забайкалов// Вестник Елецкого государственного университета. Вып. 10. — Серия «Право». -Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2005. — С.71−79.
  72. , А.П. Голосование по почте в Эстонии и России Текст. /А.П. Забайкалов// Вестник Елецкого государственного университета. Вып. 15. Серия «Право». — Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та им. И. А. Бунина, 2007.- С. 153−162. ,
  73. , А.П. Ограничение голосования по почте в Российской Федерации Текст. /А.П. Забайкалов// Право и политика. 2009. — № 7. -С. 1428−1433.
  74. Зарубежное избирательное право Текст.: Учеб. пособие / Автономов
  75. A.С. и др. М.: Изд-во НОРМА, 2003. — 283 с. — Библиогр.: с. 255−283.
  76. , В.В. Некоторые особенности ответственности за причинение морального вреда участникам избирательного процесса Текст.: /
  77. B.В. Игнатенко// Академический юридический журнал. № 4. — С. 11−16.
  78. , В.В. Законодательство о выборах и референдумах. Основные понятия и термины Текст. /В.В. Игнатенко, А. Е. Штурнев Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. — 118 с.
  79. Избирательное право Европейских государств (Великобритания, ФРГ, Франция) Текст.: курс лекций / Е. В. Болотина, М. А. Оводенко. — СПб.: ГУАП, 2008 192 с. — Библиогр.: с. 184−192.
  80. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации Текст.: учебник для вузов /Отв. ред. к.ю.н. А. А. Вешняков. М: Издательство НОРМА, 2003. — 816 с.
  81. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации Текст.: учебник для вузов / С. А. Авакьян, J1. Г. Алехичева, В.В. Альхи-менко [и др.]- под ред. А. В. Иванченко. М.: Норма, 1999. — 842 с.
  82. , В.Т. Выборы в России: конституционные функции, тенденции развития Текст.: / В. Т. Кабышев // Право и власть. 2001. — № 1. — С. 7−14.
  83. , В.Т. Конституционные проблемы народовластия развитого социализма Текст.: дисс.. докт. юр. наук: 12.00.02 / Кабышев В. Т. Саратов, 1980. — 348 с.
  84. , В.Т. Прямое народовластие в советском государстве Текст. / В. Т. Кабышев Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. — 149 с.
  85. , JI.H. Избирательный процесс в субъектах Российской Федерации: на примере Уральского федерального округа Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /Л.Н. Кальченко Челябинск, 2005. — 200 с. — Библиогр.: с. 180−200.
  86. , С.Д. Добровольность участия в выборах и обязательность явки избирателей: есть ли противоречие Текст. / С. Д. Князев, Е. Н. Хрусталев. // Власть. 1997. — № 10. — С. 44−46.
  87. , С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: проблемы теории и практики Текст.: дисс.. док. юр. наук: 12.00.02 /С.Д. Князев Владивосток, 1999. — 507 с.
  88. , С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура Текст. / С. Д. Князев. Правоведение.- 1999. — № 3. — С.42−54.
  89. , С.Д. Очерки теории российского избирательного права Текст.: монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1999.- 416 с.
  90. , С.Д. Повторное голосование на выборах: законодательная основа и электоральная практика Текст./ С. Д. Князев // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. — С. 16−20.
  91. , С.Д. Институт совмещения выборов: законодательная модель и практика применения Текст./ С.Д. Князев// Журнал российского права. 2003.- № 8. С.3−10.
  92. , И. Депутатских кресел будет больше Текст. /И. Князева// Приамурские ведомости. 2002. 12 сентября.
  93. , В.В. Виды референдумов в современной России Текст. /
  94. B.В. Комарова// Конституционное и муниципальное право. 2003. № 5.1. C.29−35.
  95. , В.В. Высшее непосредственное выражение власти народа в Российской Федерации: проблемы теории и практики Текст.: дисс.. докт. юр. наук: 12.00.02 / В. В. Комарова М., 2006. — 474 с. — Библиогр.: с.421−468.
  96. , В.В. Нормативное регулирование института референдума в современной России Текст. /В.В. Комарова// Конституционное и муниципальное право. 2003. № 6. — С.22−26.
  97. , В.В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации. Текст.: дисс. канд. юр. наук: 12.00.02 / В. В. Комарова М., 1995. — 224 с.
  98. , Г. Н. Конституционно-правовая ответственность Российского государства за нарушение прав граждан Текст. / Г. Н. Комкова // Конституционно-правовая ответственность: Проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 157−164
  99. , Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России (понятие, содержание, механизм защиты) Текст.: дисс.. докт. юр. наук: 12.00.02 / Г. Н. Комкова Саратов, 2002, — 384 с. — Библиогр.: с. 307−363.
  100. Комментарий к Конституции Российской Федерации Текст. / Под общ. ред. Карповича В. Д. М.: Юрайт-М- Новая Правовая культура, 2002. 959 с. // СПС «ГАРАНТ-Профессионал» версия от 1 апреля 2006 г.
  101. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Текст.: (постатейный) / А. Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2007 797 с.
  102. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть Текст.: учебник / под ред. Б. А. Страшуна. М.: Норма, 2005. — 896 с.
  103. Конституционное (государственное) право зарубежных стран Текст.: учебник. В 4-х томах. — Т. 3. — Отв. ред. Б. А. Страшун. — М.:Издательство БЕК, 1998. — 764 с.
  104. Конституционное право зарубежных стран Текст.: учебник для вузов/ под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д.ю.н., проф.
  105. Ю.И.Лейбо, д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Издательство Норма (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. — 832 с.
  106. Конституционное право зарубежных стран Текст.: учебник для вузов/ под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю. И. Лейбо, д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2005. — 1056 с.
  107. Конституционное право России Текст.: Учебник / Козлова Е. И., Кута-фин О.Е. М.: Юристь, 1996. — 480 с.
  108. , Е.В. Актуальные вопросы теории избирательного процесса в России Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /Е.В. Корчиго М., 2002. — 186 с. — Библиогр.: с. 177−189.
  109. , Д.А. Избирательное право и процесс в государствах Центральной Америки Текст.: дисс. канд. юр. наук: 12.00.02 /Д.А. Крупышев -М., 2001. 177 с. — Библиогр.: с. 169−177.
  110. , Т.М. Ф.Бирюков: закон о выборах уже спрашивают в библиотеках Текст. /Т.М. Лаурина // Рязанские ведомости. 2002. 17 июля.
  111. , В.И. Выборы в Европейский Парламент Текст. /В.И. Ла-фитский. Журнал российского права. 2005. — № 4. — С. 136−152.
  112. , Д.В. Избирательное право Великобритании (институты и тенденции развития) Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /Д.В. Лафитский. М., 2006. — 234 с. — Библиогр.: с.216−234.
  113. , О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права Текст. / О. Э. Лейст. М.: Зерцало, 2002. — 279 с.
  114. , Л., Косак, А. Вопросы правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации Текст. / Л. Линник, А. Косак // Право и жизнь. 2001. № 38.- С. 241 — 264.
  115. , А.И. Основные направления совершенствования избирательного законодательства. Парламентские слушания Текст. / А. И. Лукьянов // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1997.- № 1. С.82−90.
  116. , В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации Текст. / В. О. Лучин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 687 с.
  117. , В.И. Проблемы современного избирательного права в России и в европейских странах Текст.: дисс. в виде научного доклада: докт. юр. наук / В. И. Лысенко. М., 1995. — 518 с.
  118. , В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран Текст.: учеб. пособие/ В. В. Маклаков. -М.: ВЮЗИ, 1987. 63[2] с.
  119. , В.В. Избирательное право стран членов европейских сообществ Текст. / В. В. Маклаков. — М.: ИНИОН, 1992. — 63 с.
  120. , В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть Текст.: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / В. В. Маклаков. М.: Волтерс Клувер, 2006. — 867 с.
  121. , М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Текст.: дисс.. докт. юр. наук: 12.00.01 / Мархгейм М. В. М., 2005. — 385 с. — Библиогр.: с.345−385.
  122. Конституционное право Российской Федерации Текст.: учебник / М. В. Мархгейм, М. Б. Смоленский, И. С. Яценко. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.-464 с.
  123. , М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации Текст.: монография. — Тюмень: Издательство ТГУ, 1999. 182 с.
  124. Международные избирательные стандарты: Сборник документов Текст. / Отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков- науч. ред. д.ю.н. В. И. Лысенко. -М.: Весь Мир, 2004. 1152 с.
  125. Методика и порядок проведения эксперимента по электронному опросу избирателей в г. Новомосковске 12 октября 2008 года. (http://www.oblizbirkomtula.ru/methodics)
  126. , С. Все решило голосование Текст./С. Миронов// Парламентская газета. 2002. 30 мая.
  127. , Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. Текст.: учебное пособие/Н.А. Михалёва. М.: Юристъ, 1999. — 352 с.
  128. , А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран Текст.: учебник /А.А. Мишин. М.: Белые альвы, 1996. — 396 с.
  129. , А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран Текст.: учебник /А.А. Мишин. М.:ЗАО Юстицинформ, 2004. — 512с.
  130. , Е.Г. Электоральный менеджмент Текст.: учебное пособие / Е. Г. Морозова. М.: РЦОИТ, 2002. — 232 с.
  131. Муниципальные выборы в Российской Федерации Текст.: учебное пособие / Миронов Н. М., Рауткина Н. И., Фадеев В.И.- Науч. ред.: Лысенко В. И. М.: Норма, 2006. — 368 с.
  132. , М.О. Конституционно-правовые основы избирательной системы Республики Армения Текст.: дисс.. кандид. юр. наук: 12.00.02 / М. О. Мурадян. -М., 2008 199 с. — Библиогр.: с. 185−199.
  133. Мюр, Р. Как управляется Британия Текст. /Р. Мюр. М.: Соцэгиз, 1936.-311 с.
  134. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Текст. /С.А. Авакьян [и др.] М.: ЦИК РФ, 2007. — 8601. с.
  135. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Текст. /отв. ред. А.А. Вешняков- науч. ред. В. И. Лысенко. М.: НОРМА, 2003. — 896 с.
  136. , А. Голос почтой Текст. /А. Никитина// Уральский курьер. 2002. — 28 августа.
  137. , А.Н. Правовые формы реализации непосредственной демократии в системе местного самоуправления Текст.: дисс.. кандид. юр. наук: 12.00.02 /А.Н. Нифанов Ростов-на-Дону, 2003. — 204 с. — Библиогр.: с. 179−198.
  138. , Д.В. Институт юридической ответственности за избирательные правонарушения в современной России Текст.: дисс. канд. юр. наук: 12.00.01 /Д.В. Орлов. ННовгород, 2007. — 259 с. — Библиогр. с.227−259.
  139. , Д.П. Проблемы развития федерального избирательного права v России Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /Д.П. Орлов. Ростов-на-Дону, 2005. — 186 е.- Библиогр.: с. 159−186.
  140. Особенности избирательных систем в Австралии, ФРГ, Канаде, Мексике, США Текст. / М.: ЦИК РФ, 1996. 48 с.
  141. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан в законодательстве зарубежных стран Текст. / отв. ред.: Веденеев Ю.А.- науч. ред.: Лысенко В. И., Шапиев С. М. М.: Норма, 2005. — 144 с.
  142. , В.В. Избирательная система России как результат правового регулирования выборов в представительные органы власти Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /В.В. Панкратов. М., 2005. — 158 с. — Библиогр.: с. 147−158.
  143. , В. Вся власть традициям. Почему британский ЦИК не боялся нарушений на выборах / В. Панюшкин. КоммерсантЪ. 2005.- 06 мая. (http://www.korrimersant.ru/doc.aspx?Docsro=575 847).
  144. Парламенты зарубежных стран Текст.: справочник /С. Авакьян, Н. Аксенов, Н. Антонов и др.- Сост. А. И. Иойрыш — Под общ. ред. И. В. Спиридонова. М.: Политиздат, 1968. — 285 с.
  145. Парламенты мира Текст.: сборник / И. П. Ильинский, Н. С. Крылова, А. И. Ковлер и др. М.: Высшая школа — Интерпракс, 1991. — 624 с.
  146. , Н.П. Политическое лидерство и электоральный процесс Текст. / Н. П. Пищулин. Полис. 1998. — № 5. — С. 145−152.
  147. , О.А. Голосование по почте Текст./О.А. Плешкова // Журнал о выборах. 2004. — № 2. — С.43−47.
  148. , О.А. Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации Текст.: дисс.. канд.юр. наук: 12.00.02 /О.А. Плешкова. Хабаровск, 2002. — 153 с. — Библиогр. с.128−153.
  149. Политология для юристов Текст.: курс лекций./ Под ред. проф. Н. И. Матузова, проф. А. В. Малько. М.: Юристъ, 2002. — 774 с.
  150. , А. Это трудное зарубежное голосование, (www.analitik.org.ua)
  151. Предварительные итоги эксперимента по электронному опросу избирателей с применением сети «Интернет», (http://www.cikrf.ru/news/20 309/itexp.jsp)
  152. Прогноз Центризбиркома: осень и зима будут жаркими. (Интервью Председателя ЦИК России А. А. Вешнякова) Текст. / Государственная служба. 2003. № 4. (www.rags.ru/akadem/all/24−2003/24−2003−5.html)
  153. , В. Выборы Текст. / В. Пылин.- Законодательство и технология. 2001. № 5. — С.19−23.
  154. , С. Быстрая Эстония .(www.lenta.ru/articles/2005/l 1/09)
  155. Салман, Абу Джабаль Джамиль. Избирательное право и избирательные системы в отдельных странах Ближнего Востока: вопросы теории практики Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 / Абу Джабаль Джамиль Салман. -М., 2005. 138 с. — Библиогр.: с. 133−137.
  156. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства Текст. / сост.: И. А. Алебастрова [и др.]- отв. ред. А. А. Вешняков. М.: Весь мир, 2004. — 462, 1. с.
  157. , Д.Б. Избирательное право субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /Д.Б. Сергеев. Владивосток, 2003. — 251 е.- Библиогр. с.212−250.
  158. , А. Бюллетень в рукаве Текст. / А. Сергиенко// Независимая газета. 1996. 22 апреля.
  159. А. А., Суховольский В. Г. Демократия, ограниченная фальсификациями : Выборы и референдумы в России в 1991—1993 гг. Текст. / А. А. Собянин, В. Г. Суховольский. М.: Проект, группа по правам человека: Изд-во ИНТУ, 1995 — 263,[3] с.
  160. , И.В. Злоупотребление правом в избирательном процессе Текст.: дисс.. канд.юр. наук: 12.00.02 / И. В. Советников. М., 2007. — 195 е.- Библиогр. с. 162−195.
  161. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  162. Советское государственное право Текст. / Кабышев В. Т., Миронов О. О., Фарбер И.Е.- Под ред.: Фарбер И. Е. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979. — 324 с.
  163. , С. О совершенствовании законодательства Текст./ С. Сомов// Государственная власть и местное самоуправление. 2000. № 2. — С.45−47.
  164. , С.Н. «Избирательная власть» как ветвь государственной власти: к постановке проблемы Текст. /С.Н. Станских// Конституционное и муниципальное право. 2004. № 1. — С. 16−20.
  165. Теория государства и права Текст.: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М: Юристъ, 2000. — 776 с.
  166. , Е.С. Проблемы реализации избирательных прав граждан в условиях современной России и механизмы их разрешения Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 23.00.02 /Е.С. Трощий. -М., 2005. -162 с. Библиогр. с. 148−162.
  167. , В.А. Выбираем с комплексами обработки избирательных бюллетеней / Журнал о выборах. 2005. Специальный выпуск. — (www.cikrf.ru/j ournal/special.j sp)
  168. , Д.М. Принцип равного избирательного права в Российской Федерации Текст.: дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 / Д. М. Худолей. -Пермь, 2007. 192 с. — Библиогр. с.168−192.
  169. , В. Голос есть, проголосовать проблема Текст. / В. Цепляев // Аргументы и Факты. 2004. — № 9.
  170. , В.Е. Какая избирательная система нужна России Текст. /В.Е. Чиркин // Общественные науки и современность. 2000. № 2. — С.37−48.
  171. , В.Е. Конституционное право зарубежных стран Текст./ В. Е. Чиркин. М.: Юристъ, 1997. — 568 с.
  172. , В.Е. Конституционное право зарубежных стран Текст.: учебник/В.Е. Чиркин. М.: Юристъ, 2005. — 669 с.
  173. , В.Н. Основы конституционного права Текст.: учеб. пособие /В.Н. Чиркин. -М: Манускрипт, 1996. 272 с.
  174. , В.В. Конституционно-правовые основы обеспечения реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации Текст.:дисс.. канд. юр. наук: 12.00.02 /В.В. Шабуня. СПб., 2004. — 140 с. -Библиогр. с.119−140.
  175. , А.С. Конституционная ответственность и избирательное право Текст./А.С. Шапиев// Журнал российского права. 2005. № 4. — С.19−20.
  176. , Г. Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Текст.: Автореф. дисс.. канд. юр. наук: 12.00.08 / Г. Н. Шевченко. Ростов-на-Дону, 2006. — 27 с.
  177. Электронный выбор России (Интервью с Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешняковым) Текст. / Итоги. 2003. № 7. — С. 18−20.
Заполнить форму текущей работой