Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рост культурно-технического уровня рабочего класса Мордовской АССР в 1959-1975 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К четвертой группе можно отнести работы, затрагивающие общее и особенное в культурно-техническом росте региональных и натуальные проблемы истории советского рабочего класса. Сборник статей. М., 1975; Рабочий класс СССР и его ведущая роль в строительстве коммунизма. М., 1975; Роль рабочего класса в развитии советской культуры. Сборник статей. М., 1976; Социальное развитие рабочего класса СССР… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. СОВД АЛЬНО-ЭКОНШИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНО -ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧЕГО КЛАССА
    • 1. Индустриальное развитие Мордовской АССР
    • 2. Количественный рост и изменения в составе рабочего класса
  • ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ БУТИ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРНО -ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ
    • 1. Повышение образовательного и культурного уровня рабочих
    • 2. Подготовка и воспитание рабочих кадров в системе профтехобразования
    • 3. Подготовка рабочих кадров и повышение их квалификации на производстве
  • ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ РОСТА КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ НА ИХ ТВОРЧЕСКУЮ И ТРУДОВУЮ АКТИВНОСТ
    • 1. Техническое творчество рабочего класса
    • 2. Социалистическое соревнование рабочего класса

Рост культурно-технического уровня рабочего класса Мордовской АССР в 1959-1975 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях идеологического противоборства двух противоположных систем изучение истории рабочего класса, его ведущей роли в социальном прогрессе является важной задачей исторической науки.

Ведущая роль рабочего класса — объективная закономерность строительства коммунизма. Она определяется его особым положением в системе производства и общественных отношений. «Первая производительная сила всего человечества, — писал В. И. Ленин, — есть рабочий трудящийся» .*.

Строительство развитого социалистического общества в СССР подтвердило и доказало жизненную силу важнейшего положения марксизма-ленинизма о великой миссии рабочего класса, в руках которого, по определению К. Маркса, находится «возрождение человече-о ства». Только рабочий класс «может помочь трудящимся массам объединиться, сплотиться и окончательно отстоять, окончательно закрепить коммунистическое общество, окончательно его построить» .3.

Творчески развивая марксистско-ленинское учение о руководящей роли рабочего класса, КПСС постоянно стремится к тому, чтобы влияние рабочего класса во всех сферах общественной жизни советского общества росло и укреплялось. В Отчетном докладе ХХ1У съезду партии подчеркивалось, что «рабочий класс был и остается основной производственной силой общества. Его революционность,.

1 Ленин В .И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 359.

2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 336.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 310. дисцишшнированность, организованность и коллективизм определя-. ют его ведущее положение в системе социалистических общественных отношений" .*.

В настоящее время ведущая роль рабочего класса продолжает возрастать, что «безусловно связано с ростом его идейно-политической зрелости, образованности и профессиональной квалификации» .^.

В период развитого социализма, когда научно-технический прогресс охватил все стороны народного хозяйства страны, значение роста культурно-технического уровня рабочего класса существенно возросло. Повышение его стало настоятельным требованием и практической необходимостью в развитии производительных сил общества. История рабочего класса имеет многочисленные аспекты, одним из которых является процесс роста культурно-технического уровня, занимающий в них особое место.

Необходимость постоянного повышения культурно-технического уровня рабочих подчеркивал еще Ф.Энгельс. В своей работе «Принципы коммунизма» он утверждал, что после уничтожения капитализма для развития производительных сил коммунистического общества «недостаточно одних только механических и химических средств. Нужно также соответственно развивать и способности людей, приводящих в движение эти средства» .

Повышение культурно-технического уровня — процесс длительный, требующий большого труда. В условиях развитого социализма подъем культурнот-технического уровня становится массовым явлени.

1 Материалы ШУ съезда КПСС. М., 1971, с. 73.

2 Материалы Ш1 съезда КПСС. М., 1981, с. 52.

3 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 335. ем. Культурно-технический рост рабочего класса оказывает благотворное влияние на развитие духовной культуры всего общества* В связи с этим вопрос о постоянном повышении культурно-технического уровня является особенно актуальным.

Исходя из этого положения научное освещение проблемы культурно-технического роста рабочего класса является важной задачей исторической науки и имеет большое научное и практическое значение. Изучение этой проблемы на примере многонациональных отрядов рабочего класса СССР дает не только подтверждение правильной национальной политики КПСС, но и способствует также активизации борьбы с буржуазными идеологами, пытающимися доказать экономическую неоправданность обучения и переподготовки национальных кадров рабочих, ограниченное их участие в решении производственных вопросов, извратить марксистско-ленинское учение о ведущей роли рабочего класса в СССР и современном мире. Идеологи антикоммунизма искажают роль современного рабочего класса в нашей стране, утверждая, будто у советских рабочих отсутствует интерес к политическим и идеологическим вопросам и ввиду этого снижается политическая активностьискажают место и роль рабочего класса в социальной структуре общества, стремятся доказать «угнетенное» положение советских рабочих, особенно национальных его отрядов, вцдвигают теорию об утрате интереса советских рабочих к строительству социализма и коммунизма и т. д. Советскими обществоведами опубликован ряд специальных работ, в которых отводится значительное место критике такого рода антимарксистских, лженаучных теорий.*.

См.: Рабочий класс — ведущая сила мирового революционного процесса. (Критика буржуазных и реформистских концепций). М.,.

На необходимость изучения проблемы социального развития советского общества, в том числе и рабочего класса, ведущее положение которого закреплено в Конституции СССР*, указывалось в Отчетном докладе ХХУ съезду партии. В нем отмечалось: «Представляется существенно важным углубленное исследование вопросов, относящихся к тенденциям развития нашего общества, его производи-2 тельных сил» .

Советские обществоведы уделяют значительное внимание процессу развития современного рабочего класса. Ежегодно в стране выходят десятки исторических трудов, посвященных рабочему классу. Появился ряд монографий и статей историографического и методологического характера, в которых обобщены достигнутые успехи и поставлены актуальные задачи, стоящие перед историками рабочего класса.

И хотя эти работы не имеют к теме нашего исследования прямого отношения, их значение для нас велико, поскольку в них оп.

1973; Иглицкий A.A. Советский рабочий класс в условиях научно-технической революции. Критика буржуазных реформистских концепций. М., 1978; Критика современных буржуазных и реформистских фальсификациров марксизма-ленинизма. М., 1980; Виттенберг’Е.Я., Дробижев В. З. Рабочий класс и профсоюзы СССР. Критика буржуазных и ревизионистских концепций. М., 1980 и др. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, с. 4−6.

2 Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с. 72.

См.: Вопросы историографии рабочего класса.

СССР. М.,.

1970; Воскресенский Ю. В., Митрофанова A.B., Полетаев В. Е., Рога-чевская Л.С., Сенявский СЛ., Твердохлеб A.A. Актуальные задачи ределен методологический и методический подход к решению проблемы в целом, показана магистральная линия развития советского рабочего класса.

Проблема повышения культурно-технического уровня рабочего класса в связи с ее многоплановостью в период развитого социализма активно разрабатывается исследователями различных направлений общественных наук. По подсчетам С. Ф. Найды и Д. Я. Фрейлихера со второй половины 5Q-x годов до 1967 г. по проблеме культурно-технического уровня рабочего класса было опубликовано 206 работ, а за период 1968;1975 годы, как считает А. В. Смирнов, увидело свет еще 98 работ, имеющих прямое отношение к теме." ^.

Работы, посвященные интересующей нас проблеме, можно условно разделить на четыре большие группы.

К первой группе относятся работы, посвященные деятельности изучения истории советского рабочего класса. — История СССР, 1973,? 4- Ворожейкин И. Е., Сенявский СЛ. Рабочий класс — ведущая сила советского общества (Вопросы методологии и историографии). М., 1977; Нарочницкий АЛ., Ворожейкин И. Е., Митрофанова A.B., Полетаев В. Е., Сенявский СЛ. Некоторые актуальные проблемы истории советского рабочего класса. — История СССР, 1978, № 4- Ежов В. А., Овсянкин В. А. Изучение рабочего класса социалистического общества в период между ХХУ и ХХУТ съездами КПСС. — Вестник Ленинградского университета, 1981, вып. I, январьДробижев B.S. Некоторые вопросы изучения истории советского рабочего класса в советской историографии. — В кн.: Вопросы методологии и истории исторической науки. М., 1981, вып. З и др. Найда С. Ф., Фрейлихер Д. Я. Проблемы роста культурно-технического уровня рабочего класса СССР в советской историографии.

КПСС, направленной на повышение культурно-технического уровня рабочих, как в целом, так и отдельных его компонентов.*.

Ко второй группе относятся работы историков, философов, экономистов, в которых культурно-технический рост рабочих не является предметом специального исследования, а в них раскрывают2 ся лишь некоторые аспекты данной проблемы.

К третьей группе относятся работы, посвященные вопросам.

— Вопросы истории, 1969, № 12, с. 147- Смирнов A.B. Рост культурно-технического уровня советского рабочего класса в период развитого социализма. — Вопросы истории, 1978, S, с. 5. Деятельность КПСС по осуществлению ленинского плана культурной революции в СССР. Л., 1973; Цветкова Л. Г. Деятельность КПСС по повышению культурного уровня рабочих. Л., 1974; Поляков В. В. Деятельность КПСС по воспитанию молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. М., 1975; Бойкова В. Г. Идеологическая работа КПСС в условиях развитого социализма. М., 1977; КПСС во главе культурной революции в СССР. М., 1977; Зиновьев М. Н. Коммунистическая партия и повышение культурно-технического уровня рабочего класса. Л., 1977; Социальная политика КПСС в условиях развитого социализма. М., 1979; Лебедева Н. Б. Партийное руководство социалистическим соревнованием. История и современность. Л., 1979; Ненашев М. Ф. Идейновоспитательная работа КПСС. М., 1980, и др. 2.

Рабочий класс СССР на современном этапе. Вып.1−10, Л., 1968;1983; Полетаев В. Е., Сенявский С. Л. Рабочий класс — ведущая, сила в строительстве социализма и коммунизма. М., 1972; Рабочий класс развитого социалистического общества. М., 1974; Ежов В. А. Рабочий класс СССР. Социально-политический очерк. Л., 1974; Акразвития социалистической культуры, культурному строительству в нашей стране, духовной жизни советских рабочих.*1″ .

К четвертой группе можно отнести работы, затрагивающие общее и особенное в культурно-техническом росте региональных и натуальные проблемы истории советского рабочего класса. Сборник статей. М., 1975; Рабочий класс СССР и его ведущая роль в строительстве коммунизма. М., 1975; Роль рабочего класса в развитии советской культуры. Сборник статей. М., 1976; Социальное развитие рабочего класса СССР. Рост численности, квалификации, благо-, состояния рабочих в развитом социалистическом обществе. М., 1977; Крухмалев А. Рабочий класс СССР. М., 1978; Смирнов В. А. Социальная активность советских рабочих. М., 1979; Ежов В. А., Ваксер А. З., Труфанов И. П. Рабочий класс СССР в годы девятой пятилетки (I97I-I975 гг.). Л., 1978; Кучеренко М. М. Молодое поколение рабочего класса СССР. М., 1979; Рабочий класс СССР. I966-I97Q. Под ред. Митрофановой A.B. М., 1979; Аитов H.A. Советский рабочий. М., 1981; Ковригин М. А. Подготовка рабочих кадров в условиях научно-технической революции. М., 1981; Сенявский C.JT. Социальная структура советского общества в условиях развитого социализма (I96I-I980 гг.). М., 1982; Лельчук B.C., Бейлина Е. Э. Промышленность и рабочий класс СССР в условиях НТР. М., 1982; и др. Гордон Л. А., Римашевская Н. М. Пятидневная рабочая неделя и свободное время трудящихся. (Таганрогские исследования). М., 1972; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972; Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования. М., 1972; Ленинская теория культурной революции и современность. М., 1974; Арнольдов А. И. Культура развитого социализма. М., 1975;

— 10 циональных отрядов советского рабочего класса.^.

В историографических работах, содержащих анализ большинства перечисленных трудов, дается довольно цельное представление о.

Марксистско-ленинская теория культуры. Л., 1976; Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. I., 1977; Гелюта A.M. Социальный облик рабочего-интеллигента. М., 1977; Духовный мир развитого социалистического общества. М., 1977; ИовчукМ.Т., Коган I.H. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. М., 1979; ЗакЛ.М. История изучения советской культуры. М., 1981 и др. Куманев А. И. Всеобщая грамотность ранее отсталых народов СССР как фактор их общественного самосознания. М., 1974; ХХ1У съезд КПСС и вопросы подъема культурного уровня трудящихся масс Татарской АССР. Казань, 1974; Злотников P.A. Духовные потребности советского рабочего. Саратов, 1975; Ахунова М. Рабочий класс Узбекистана в период развитого социализма (1959;1973 гг.). Ташкент, 1974; Абишева Б. Н. Подъем культурно-технического уровня рабочего класса Казахстана (1959;1965 гг.). Алма-Ата, 1975; Ку-зеев Р. Г. Формирование и развитие советского рабочего класса Башкирской АССР. 4.2, Уфа, 1975; Рабочий класс Киргизстана в условиях развитого социализма. Фрунзе, 1979; Беликов В. В. Повышение культурно-технического уровня рабочего класса Бурятии в период развитого социализма. Улан-Удэ, 1980; Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР. Межвузовский сборник. Вып. 1−3, Чебоксары, 1978;1980; Адушкин Н. Е. Рабочий класс Мордовии. Страницы биографии и тенденции современного развития. Саранск, 1981 и др. степени изученности исследуемой проблемы,* поэтому, нам представляется, нет необходимости давать повторную характеристику работ, отметим лишь, что их анализ свидетельствует о значительно расширяющемся круге вопросов, рассматриваемых авторами при освещении данной проблемы, более четко, аргументированно и научно обоснованно излагается в работах и содержание понятия «культурно-технический уровень рабочего класса», но вместе с тем авторы, изучающие эту проблему, отмечают, что само понятие «культурно-технический уровень рабочего класса» еще не имеет четкого определения в советской историографии.

Одни исследователи придерживаются точки зрения М. Т. Иовчука, считающего, что культурно-технический уровень трудящихся есть совокупность их общественно-производственного опыта, производственных и культурных навыков, научного и культурного кругозора, общей, политической и специальной технической подготовки, которые 2 проявляются в процессе труда. Ежов В. А. Рабочий класс СССР в современной советской историографии. — В кн.: Рабочий класс СССР в мировом революционном процессе. М., 1975; Вопросы историографии рабочего класса СССР. М., 1970; Ворожейкин И. Е. Очерк историографии рабочего класса СССР. М., 1975; Андросенкова З. М. Проблема культурно-технического уровня рабочего класса СССР в советской историографии конца 50-х.

— начала 70-х годов. — В кн.: Рабочий класс СССР на современном этапе. Вып.4, Л., 1976; Ворожейкин И. Е., Сенявский СЛ. Рабочий класс — ведущая сила советского общества. (Вопросы методологии и историографии). М., 1977 и др. о.

Иовчук М.Т. Культурно-технический роет рабочего класса.

— Вопросы философии, 1960, $ 7, с. 37.

— 12.

Такая постановка вопроса универсальна, она отвечала достигнутому к тому времени уровню изучения проблемы. Однако поздаее некоторые авторы поставили под сомнение правомерность включения в это понятие таких признаков, как политическая подготовка и степень сознательности трудящихся.

В.Е.Полетаев, Г. А. Шистер, ИЛ. Корнаковский и некоторые другие авторы полагают, что данное понятие ограничено показателями производственно-технической подготовки рабочих и включает в себя такие характеристики как общее и специальное образование, квалификацию, производственный опыт.*.

Некоторые исследователи предложили ввделить из понятия «культурно-технический уровень» самостоятельные проблемы: повышение культурного уровня и профессионально-техническая подготовка рабочих. Так, В. А. Ежов предложил говорить о культурном уровне, включая в это определение общеобразовательную подготовку, и о степени профессионально-технической подготовки, как о самостояр тельных процессах. Такой же точки зрения придерживается и З. М. Полетаев В.Е. Рабочие на завершающем этапе строительства социализма. М., 1967, с. 88- Его же. Основные направления в изучении советского рабочего класса послевоенной эпохи. — В кн.: Вопросы историографии рабочего класса СССР. М., 1970, с. 256−257- Шистер Г. А. Компартия Узбекистана в борьбе за подъем культурно-технического уровня рабочего класса. Ташкент, 1967, с. 6−7- Социальный облик рабочей молодежи. М., 1980, с. 84−85.

Ежов В.А. К вопросу об источниках пополнения современного рабочего класса и определении понятия «культурно-технический рост». — В кн.: Вопросы историографии рабочего класса СССР. М., 1970, с. 265−266.

Андросенкова.* Несколько позднее В. А. Ежовым была предпринята попытка сформулировать понятие «культурный уровень рабочего класса». В него включались не только степень общеобразовательной подготовки, но и научное мировоззрение, уровень эстетического воспитания и нравственного совершенствования, уровень культуры о труда, быта и отдыха. Как видим, дифференциация понятия не привела. к выделению каких-либо новых компонентов. По существу, анализировались те же вопросы, которые составляли общее понятие «культурно-технический уровень рабочего класса» .

Весьма интересную трактовку понятия «культурно-технический уровень рабочего класса» социалистического общества предложил М. П. Ким и С. Л. Сенявский, которые включают в него три основных компонента. Первый — совершенствование профессионально-квалификационного уровня рабочих на основе повышения общеобразовательной подготовки. Второй — сознательное отношение к труду и общественным обязанностям. В этом выражается уровень нравственного совершенства, идейно-политическая зрелость, культура, духовный облик рабочих. Третий — совершенствование организации труда как на производстве в целом, так и на каждом рабочем месте. Причем М. П. Ким. и СЛ. Сенявский утверждают, что без третьего компонента два Андросенкова З. М. Рабочий класс СССР в советской историографии (1966;1971 гг.). — В кн.: Рабочий класс СССР на современном этапе. Л., 1973, вып.2, с. 104. 2.

Ежов В. А. Ведущая роль рабочего класса в осуществлении задач коммунистического строительства в СССР. — В кн.: Рабочий класс СССР на современном этапе. Л., 1973, вып.2, с. 7.

— 14 первых не могут быть реализованы успешно.*.

О преобладании той или иной позиции сказать что-либо определенное довольно трудно, тем более, что рад авторов высказались за использование термина как в «узком», так и в «широком» смысле и, таким образом, «узаконивают» обе точки зрения.

Правильное определение понятия «культурно-технический уровень» имеет большое значение в борьбе с буржуазной идеологией, так как многие буржуазные социологи и историки отождествляют это понятие с профессиональной квалификацией и не признают зависимости этого уровня от характера производственных отношений общества и его культуры.

В работах последних лет некоторые авторы отстаивают точку зрения на правомерность вхождения в культурно-технический уровень политической сознательности рабочих. К их числу можно ото нести М. Н. Зиновьева и А. В. Смирнова. М. Н. Зиновьев считает, что в понятие «культурно-технический уровень» входят такие компоненты как общее и специальное образование, культура, квалификация, идейно-политическая сознательность.^ Он указывает, что все сто.

1 Ким М. П., Сенявский СЛ. Рабочий класс СССР в годы девятой и десятой пятилеток. Вопросы истории, 1980, 16 II, с. 6. Немец А. Т. Подъем культурно-технического уровня рабочих и формирование рабочего класса. Автореф. диссер. канд. философ, наук. Л., 1973, с. 9−10.

3 См.: Смирнов А*В. Рост культурно-технического уровня советского рабочего класса в период развитого социализма. — Вопросы истории, 1978, № 3. Зиновьев М. П. Коммунистическая партия и повышение культурно-технического уровня рабочего класса. Л., 1977, с. 8. роны гармонического развития человека входят в культурно-технический уровень в той или иной мере.^ При таком расширительном толковании понятия «культурно-технический уровень» практически невозможно, на наш взгляд, проводить грань между духовным развитием личности вообще и ростом культурно-технического уровня рабочего.

Думается, что различные толкования культурно-технического уровня во многом связаны, как справедливо замечает С. Л. Сенявский, с терминологией, с отсутствием единого понимания самого 2 термина. Сам он считает, что узкая трактовка содержания данного понятия исходит из подчинения первого его элемента («культурный уровень») второму С" технический уровень"), в то время как они совершенно равнозначны.3 Следовательно, в культурно-технический уровень должны входить и элементы общего культурного развития рабочего класса, то есть его политическая грамотность, морально4 этическое и эстетическое развитие.

Вторая половина 70-х — начало 80-х гг. характеризовались выходом в свет крупных обобщающих работ, посвященных развитию рабочего класса, проблемам социалистической культуры, социальной структуры развитого социалистического общества.

Крупным вкладом в изучение истории рабочего класса СССР явился коллективный труд ленинградских историков В. А. Ежова, А. З. Зиновьев М.Н. Коммунистическая партия и повышение культурно-технического уровня рабочего класса. 1., 1977, с. 8.

2 Ворожейкин И. Е., Сенявский С. Л. Указ. соч., с. 137.

3 Там же.

4 Там же.

Ваксера, И. П. Труфанова «Рабочий класс СССР в годы девятой пятилетки». Он стал первым монографическим исследованием, посвященным развитию рабочего класса страны в годы девятой пятилетки. Авторы монографии на основе богатой источниковой базы дали обширную характеристику рабочих страны, исследовали экономические, политические, идеологические факторы возрастания и укрепления ведущей роли рабочего класса и его политического авангарда — Коммунистической партии. В ней рассматриваются и проблемы культурного роста рабочих. Весьма ценным является вывод, имеющий методологическое значение о месте рабочих-интеллигентов. «На вопрос о том, какова социальная принадлежность рабочего, имеющего среднее или высшее образование, т. е. является ли он рабочим или интеллигентом, может быть дан только один ответ: рабочий — высоко культурный и технически образованный» .*.

Немаловажный вклад в развитие теоретических проблем социалистической культуры внесла книга М. Т. Иовчука и Л. Н. Когана «Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы», в которой авторы, аккумулируя выводы социологических исследований развития социалистической культуры в СССР, с точки зрения марксистско-ленинской методологии раскрыли понимание культуры как общественного явленияособенности развития социалистической культуры в таких сферах, как материальная, политическая и духовная культура. В монографии содержится научно обоснованный вывод о том, что культурное развитие человека является не только важным фактором роста повышения производительности труда,.

1 Ежов В. А., Ваксер А, 3., Труфанов И. П. Рабочий класс СССР в годы девятой пятилетки (1971;1975 гг.). Л., 1978, с. 120. повышения качества выпускаемой продукции, но и превращается в главный стимул активной социальной деятельности человека.*.

Заметным явлением в изучении истории рабочего класса СССР явилась книга В. СЛельчука и Е. Э. Бейлиной «Промышленность и рабочий класс СССР в условиях НТР». Авторы на основе разнообразного круга источников рассматривают развитие промышленности в условиях научно-технической революции, ее влияние на рост рабочего класса страны. В книге анализируются процесс и цути формирования культурного облика рабочего класса. В ней содержится важный вывод о том, что научно-техническая революция началась в нашей стране при наличии достаточно обученной рабочей силы, обладавшей должным уровнем общей культуры, что обеспечило быстрое развертывание НТР. Авторы высказывают принципиальное несогласие с мнением исследователей, утвервдающих, что современный уровень производства не требует высокого образования. Подобные суждения связаны «прежде всего с недооценкой социальной функции образования в зрелом социалистическом обществе, его фундаментального значения о для общего развития культуры» .

Подробное освещение проблемы культурно-технического уровня рабочего класса СССР нашло в монографии СЛ. Сенявского «Социальная структура советского общества в условиях развитого социализма (I96I-I980 гг.), Автор рассматривает, из каких компонентов в условиях развитого социализма и научно-технической революции сла ИовчукМ.Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура. М., 1979, с. 206−207. 2.

Лельчук B.C., Бейлина Е. Э. Промышленность и рабочий класс СССР в условиях НТР. М., 1982, с. 180. гался культурно-технический уровень рабочего класса. Он отмечает, что значительный рост общеобразовательного уровня, улучшение квалификационного и совершенствование профессионального состава рабочего класса явились основой роста его культурно-технического уровня. Однако рост этот, как указывает С. Л. Сенявский, в целом следует рассматривать значительно шире. Повышение куль-, турно-эстетического и идейно-политического уровня рабочего класса также характеризовало указанный рост, составляло его важнейшие компоненты.^ На наш взгляд такая точка зрения наиболее верно раскрывает содержание понятия культурно-технический уровень рабочего класса в условиях развитого социализма. Данную точку зрения мы считаем наиболее правомерной'.

На ХУ съезде профессиональных союзов подчеркивалось: «Передовой рабочий сегодня — это человек, обладающий глубокими знаниями, широким культурным кругозором, сознательным и творческим отношением к труду, он чувствует себя хозяином производства, человеком, ответственным за все, что происходит в нашем обществе. Такой рабочий политически активен, он нетерпим к расхлябанности и безответственности, к любым недостаткам в организации производства. Он непримиримый враг всякого мещанства, любых пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

Идеалы партии, идеалы коммунизма стали для такого рабочего сутью его мировоззрения, они определяют его поступки, его отно См.: Сенявский С. Л. Социальная структура советского общества в условиях развитого социализма (1961;1980 гг.). М., 1982, с. 129. т ношения с людьми, всю его жизненную линию" .

Именно такого рода рабочие все в большей степени олицетворяли в условиях развитого социализма повышение культурно-технического уровня рабочего класса.

Однако некоторые историки не находят возможным включать, политическую сознательность в понятие «культурно-технический уровень рабочего класса». В выступлении «Дискуссия за круглым столом», проведенной в 1982 г. журналом «История СССР», В. Е. Полетаев подчеркнул, что «представляется неправомерной попытка отдельных сторонников расширительного толкования понятия «культурно-технический уровень» включать в него такие категории, как «политическая сознательность», «трудовая активность» и т. п., которые всегда имели и имеют четкое определение «идейно-политический уровень» .

При определении культурно-технического уровня все исходят из верного положения, что компоненты этого понятия непосредствено, но «обращены к производству» .

Анализ литературы по повышению культурно-технического уровня рабочего класса в условиях развитого социализма показывает, что эта проблема довольно успешно разрабатывается советскими исследователями. Однако по данному вопросу учеными не найдено еди ХУ съезд профсоюзов. Стенографический отчет. М., 1972, с. 38. Полетаев В. Е. Выступление в «Дискуссия за круглым столом». История СССР, 1982, № 5, с. 64.

3 Руткевич М. Н. О перспективах развития интеллигенции. — В кн.: Изменения социальной структуры советского общества: Материалы ко Второй Всесоюзной конференции. М., 1971, с. 4. ной точки зрения и «основное содержание дискуссии заключается в том, включать или не включать в культурно-технический уровень элементы общественного сознания» .^.

Объектом данного исследования является рабочий класс Мордовии, один из многонациональных отрядов советского рабочего класса. Выбор территориальных рамок обусловлен тем, что в прошлом отсталый край царской России, Мордовия за годы социалистического строительства, благодаря ленинской национальной политике, творчески осуществляемой Коммунистической партией Советского Союза, превратилась в крупный высокоразвитый индустриальный и культурный регион советской страны.

Практика убедительно свидетельствует, что превращение бывших отсталых национальных окраин в многоотраслевые индустриальные и культурные центры возможно только в условиях социализма. Пример Мордовии имеет и международное значение. Народы, освободившиеся от колониального ига и избравшие путь социалистической ориентации, воочию могут убеждаться в преимуществах нового общественного строя. Достигнутый прогресс во всех областях жизни ранее отсталых народов России — яркое свидетельство лживости буржуазных теорий, искажающих реальное положение народов СССР.

Хронологические рамки исследования охватывают 1959;1975 гг., то есть время, когда шел процесс интенсивного формирования и совершенствования развитого социалистического общества в СССР. Именно в эти годы существенно изменился индустриальный облик Мордовии. Она превратилась из аграрно-индустриальной в индус три ал ь-но-аграрнущ республику. Рабочий класс республики вырос численно,.

Полетаев В. Е. Указ. соч., с. 64. глубокие изменения произошли в его составе, значительно возрос его культурно-технический уровень, что еще более укрепило его положение как руководящего класса в системе общественных отношений.

В.И.Ленин еще в первые годы Советской власти требовал вносить более и еще более конкретности в изучение местного опыта, углубления в настоящую жизнь, и уездную, и волостную, и сельскую. Чем будет больше такой работы, тем успешнее пойдет улучшение всего нашего строительства.*.

К настоящему времени советскими исследователями проделана определенная работа по изучению культурно-технического роста рабочего класса Мордовии. В исследованиях общесоюзного характера данная проблема не затрагивалась, она изучается исследователями Мордовии.

Историография рабочего класса Мордовской АССР в условиях развитого социализма невелика. Однако это не означает, что историки Мордовии обходили стороной вопросы, связанные с культурно-техническим уровнем рабочих.

Вопросы повышения культурно-технического уровня рабочего класса республики в 60-е годы нашли освещение в некоторых статьях*'.

1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 237. о.

Заварзин C.B. Количественные и качественные изменения в составе рабочего класса Мордовии в годы семилетки (1959;1965 гг.) — В кн.: Исследования по истории Мордовии. Труды, вып.40. Саранск, 1971, с. II-26- Ледяева Е. С. Деятельность партийной организации Мордовии по повышению культурно-технического уровня рабочих в 1959;1965 гг. — В кн.: Из истории формирования и развития рабочего класса Мордовии. Саранск, 1977, с. 65−73. и диссертациях.^.

В условиях развитого социализма и научно-технической революции особую актуальность приобретает проблема подготовки молодых рабочих кадров в системе профтехобразования, являющейся одним из путей повышения культурно-технического уровня рабочих. В работах местных исследователей эта проблема нашла некоторое освеще-о ние. В книге Н. Д. Савкина раскрывается подготовка молодых рабочих во всех типах учебных заведений ПТО. В ней показано преимущество подготовки рабочих кадров в системе ПТО по сравнению,' с системой подготовки на производстве. В целом книга охватывает вторую половину 70-х — начало 80-х годов, в то время как 60-е — первая половина 70-х годов не нашли в ней достаточного отражения.

Проблема повышения культурно-технического уровня рабочих Горник Г. Л. Деятельность партийных организаций автономных республик Среднего Поволжья по подъему культурно-технического уровня рабочего класса в 1959;1965 гг. Сна материалах Марийской, Мордовской, Чувашской АССР). Автореф. канд. диссерт. Казань, 1968; Чугунова В. М. Деятельность партийной организации Мордовской АССР по дальнейшему повышению культурно-технического уровня рабочего класса республики в годы восьмой пятилетки С1966.

1970 гг.). Автореф. канд. диссерт. M., 1976. 2.

Заварзин C.B. Профессионально-техническая подготовка рабочих кадров в годы семилетки. — В кн.: Исследования по истории Мордовской АССР, вып.43. Саранск, 1972, с. 11−27- Савкин Н. Д. Состояние и перспективы совершенствования профессионально-технической подготовки рабочих кадров Мордовской АССР. Саранск, 1982; Шес-такова Р. В. Развитие системы профессионально-технического образования в Мордовской АССР (1940;1980 гг.). Автореф. диссерт. канд. кратко отражена в обобщающих работах по истории Мордовской АССР,* книгах и сборниках.2.

Во второй половине 70-х — начале 80-х годов наметился новый этап в изучении рабочего класса Мордовской АССР. Крупным событием в научной жизни республики явилось появление «Очерков исо тории Мордовской организации КПСС», в которых, в частности, рассматривается деятельность областной партийной организации по ускоренному развитию индустрии республики в годы развитого социализма. На большом фактическом материале прослеживается трудовая и общественно-политическая активность рабочего класса. Немалое место отводится развитию школьного образования в республике, культурно-техническому развитию трудящихся, художественной самодеятельности и техническому творчеству. Широко освещается работа Мордовской партийной организации, направленная на повышение идейно-политического уровня рабочего класса республики. истор. наук. Горький, 1983. т.

30 лет Мордовской АССР. Саранск, 1961; История Мордовской АССР, т. 2. Саранск, 1981. 2.

Под звездой Октября. Саранск, 1967; Пиксаев А. О., Яшкин И. А., Кривуляк Ю. М. Социальные преобразования в Мордовии. Саранск, 1969; По заветам Ленина. Саранск, 1970; Бочкарев В. П. Культура на марше. Саранск, 1970; Киселев А. Л. Духовная культура Мордовии. Саранск, 1979; 50 лет созидания. Сборник статей. Саранск, 1979; В братской семье. Сборник статей. Саранск, 1979; Научно-технический прогресс и проблемы воспроизводства рабочей силы. Сборник статей, Саранск, 1976. 3.

Очерки истории Мордовской организации КПСС. Саранск, 1979.

— 24.

Весомый вклад в изучение истории рабочего класса Мордовии внес Н. Е. Адушкин.* Его книга «Рабочий класс Мордовии. Страницы биографии и тенденции современного развития» является первой попыткой комплексного изучения рабочего класса республики в хронологических рамках с 1917 г. вплоть до 80-х годов. На основе большого разнообразного архивного и статистического материала автор рассмотрел развитие промышленности республики и изменения в составе рабочего класса. В книге дается некоторое освещение социалистического соревнования трудящихся, численный рост рабочих, выявляется степень участия рабочих в управлении производством, рост материального и культурного уровня трудящихся. Однако ввиду небольшого объема книги автор не мог подробно осветить поставленные проблемы, в том числе и вопросы повышения культурно-технического роста трудящихся.

Суммируя сказанное, следует отметить, что историками Мордовии проделана заметная работа по изучению рабочего класса республики. Однако, оценивая достигнутое, нельзя не признать, что история рабочего класса Мордовии изучена крайне недостаточно. До сих пор нет исторических трудов, дающих цельное представление о развитии рабочего класса республики, почти совсем не изучаются отраслевые его отряды, не исследован такой важный вопрос как источники и формы пополнения рабочего класса. Исследования вдут Адушкин Н. Е. Изменения в составе промышленных рабочих на современном этапе коммунистического строительства (на материалах Мордовской АССР). — В кн.: Из истории формирования. с. 98-. 104- Его же. Рабочий класс Мордовии. Страницы биографии и тенденции современного развития. Саранск, 1981. такие важные проблемы истории рабочего класса как численный рост и изменения в составе рабочего класса в условиях развитого социализма, производственная и общественно-политическая деятельность рабочих Мордовии.

Таким образом, назрела необходимость комплексного изучения истории рабочего класса как в целом, так и отдельных его аспектов. К подобным аспектам относится и изучение роста культурно-технического уровня рабочих Мордовской АССР.

Учитывая актуальность, большое научное и практическое значение, а также недостаточную изученность проблемы повышения культурно-технического уровня рабочего класса Мордовии, она стала предметом настоящего исследования.

В диссертации на основе изучения различных видов источников, а также достижений советской историографии делается попытка исследования роста культурно-технического уровня рабочего класса Мордосвкой АССР в 1959;1975 гг.

Для достижения поставленной цели автор решал следующие основные задачи:

— освещение политики КПСС и Советского правительства, направленной на совершенствование социально-классовых отношений в стране, выравнивания социальных различий в территориальном плане;

— сопоставление основных показателей развития рабочего класса СССР и одного из республиканских его отрядов, каким является рабочий класс Мордовии, выявление общего и особенного в культурно-техническом облике рабочих автономной республики;

— анализ количественного роста и состава рабочего класса Мордовии в условиях НТР;

— анализ основных путей повышения образования, культуры и квалификации рабочих;

— отражение роли системы профтехобразования республики в повышении культурно-технического уровня рабочих;

— анализ эффективности форм и методов подготовки и повышения производственной квалификации рабочих непосредственно на производстве;

— выявление воздействия роста культурно-технического уровня на трудовую активность.

Научная новизна данной работы заюгочается в том, что в ней впервые делается попытка обобщить исторический опыт по повышению культурно-технического уровня рабочего класса Мордовии в рамках такого большого хронологического периода. В ней предпринята попытка изучить динамику численности и состава рабочих, при этом немалое внимание уделяется анализу национального отрада рабочего класса. В диссертации важное место занимают вопросы повышения образовательного уровня рабочих, деятельность партийных и общественных организаций по совершенствованию работы вечерних и заочных школ, позволившая значительно поднять образовательный уровень рабочего класса республики. В исследовании обобщен практический опыт системы профтехобразования по подготовке высококвалифицированных рабочих, отмечена существенная роль этой системы в повышении их культурно-технического уровня. Впервые в данной работе анализируется деятельность партийных и общественных организаций республики по подготовке и повышению квалификации рабочих кадров непосредственно на производстве, являющихся важной формой повышения культурно-технического уровня рабочих. В диссертации на конкретном фактическом материале показано усиление технического творчества и социалистического соревнования рабочих в результате повышения их культурно-технического уровня.

— 27.

Практическую значимость данной работы мы видим в том, что результаты исследования могут быть применены партийными и общественными организациями республики в деле дальнейшего совершенствования мероприятий, направленных на повышение культурно-технического уровня рабочего класса. Материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории Мордовской АССР, при чтении спецкурса по рабочему классу республики, в лекционной и пропагандистской работе с целью дальнейшего воспитания молодого поколения рабочего класса, а также в борьбе с буржуазными фальсификаторами истории советского рабочего класса.

Методологической и теоретической основой для разработки настоящей проблемы явились труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, постановления партии и Советского правительства, выступления руководящих деятелей партии и государства.

К.Маркс и Ф. Энгельс рассматривали рост культурного уровня рабочих как основу формирования всесторонне развитой личности. Значительное место при этом отводилось росту общеобразовательного уровня, который не только способствует увеличению общественного производства, но и, как писал К. Маркс в «Капитале», представляет «средства для производства всесторонне развитых людей» .^ Маркс и Энгельс отмечали революционную, преобразующую роль пролетариата, указывали, что в ходе исторического развития рабочий класс претерпевает качественные и количественные изменения. С завоеванием политической власти он становится господствующим.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 495. классом, в ходе революционной практики коренным образом изменяет самого себя, сбрасывает постепенно все остатки своего прежнего общественного положения.*.

В.И.Ленин дальше развил и обогатил учение основоположников марксизма о рабочем классе, о развитии его культурно-технического уровня. Он обращал особое внимание на объективные и субъективные условия осуществления рабочим классом своей исторической миеоии преобразователя общества. При этом вопросы культуры и просвещения он рассматривал как важнейшую составную часть борьбы за социализм.

В.И .Ленин указывал, что после завоевания пролетариатом власти, центр тяжести борьбы рабочего класса перемещается в область экономики, основной задачей становится рост производительности труда. В работе «Очередные задачи Советской, власти» В. И. Ленин в качестве первого условия для достижения этой цели поставил обеспечение «материальной основы крупной индустрии» и вторым — «образовательный и культурный подъем массы населения», далее — «повышение дисциплины трудящихся, умения работать, спорости, интено сивности труда, лучшей его организации». Таким образом, вопрос повышения культурно-технического уровня трудящихся с первых дней Советской власти был выдвинут как задача, имеющая громадное значение для победы нового общественного строя.

Коммунистическая партия всегда рассматривала культурно-технический уровень рабочего класса как важнейшую проблему, имеющую научное и практическое значение в решении политических, социаль.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 3, с. 68. Т. 4, с. 68. 2.

Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 94. но-экономических и идеологических задач, стоящих перед страной.

В Программе КПСС высокий культурно-технический уровень трудящихся наряду с полной электрификацией, комплексной механизацией производственных процессов включен в число главных черт создания материально-технической базы коммунизма.*.

Исключительно важное значение для разработки методологической и теоретической основы изучаемой проблемы имели решения ХПУ, ХХУ и ХХУТ съездов КПСС. В них проанализированы и обобщены важнейшие события в истории советского общества последних десятилетий, глубоко разработаны проблемы, связанные с вступлением нашей страны в период развитого социализма.

В решениях этих съездов вопросы роста культурно-технического уровня трудящихся были предметом пристального внимания. Рост образования, квалификации и культурного уровня трудящихся рассматривается как один из важнейших факторов повышения производительности труда, всестороннего развития личности. «Великое дело строительства коммунизма, — отмечалось на ХХ1У съезде КПСС, — невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, невозможен р он и без соответствующей материально-технической базы» .

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 гг. и на период до 1990 года», утвержденных ХХУI съездом партии, подчеркивается возросшая необходимость раз.

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 66.

2 Материалы ХХ1У съезда КПСС, с. 97. работки проблем социальной структуры, коммунистического воспитания, всестороннего и гармонического развития человека, социалистического образа жизни" .*.

Источниковой базой диссертации послужили как опубликованные, так и неопубликованные документы и материалы.

По целому ряду вопросов были использованы материалы, публикующиеся в статистических ежегодниках по СССР и РСФСР, а также в статистических сборниках, издающихся в Мордовии.

Следует заметить, что по сравнению с общесоюзными и общереспубликанскими (РСФСР) изданиями, эти сборники дают значительно меньше сведений о рабочих. В них кроме общей характеристики развития народного хозяйства республики была почерпнута информация о рационализаторстве и изобретательстве, о подготовке и повышении квалификации рабочих, а также сведения о школах вечерней и рабочей молодежи.

Важным источником является периодическая печать. Интересующие нас сведения были почерпнуты из центральных газет и журна-2 в лов, местных, а также многотиражных газет отдельных предприя.

1 См.: Материалы ШТ съезда КПСС, с. 146. 2.

Правда, Известия, Труд, Комсомольская правда, Экономическая газета, Советская Россия, Социалистическая индустрия, Учительская газетажурналы: Коммунист, Партийная жизнь, Партийное самообразование, Вестник статистики и др. о.

Республиканские (местные) газеты: Советская Мордовия, Мокшень правда, Эрьзянь правда, Молодой ленинецБлокнот агитатора — орган отдела пропаганды и агитации Мордовского обкома КПСС. тий.* В них содержится фактический материал о промышленном развитии республики, о рационализаторской и изобретательской деятельности рабочих коллективов, о вечерних и заочных школах, о социалистическом соревновании. Особенно богаты фактическим материалом многотиражные газеты. В них много сведений об участии рабочих коллективов в социалистическом соревновании, о работе партийных, комсомольских и профсоюзных организаций по привлечению молодых рабочих в школы вечерней и рабочей молодежи. Много информации содержится о деятельности творческих бригад рационализаторов и изобретателей, об участии рабочих в художественной самодеятельности и др.

Из опубликованных источников исключительно важная роль принадлежит материалам переписей населения. Они дают сведения, позволяющие проследить изменения в социально-классовой структуре, в них приводится общая характеристика рабочего класса, имеются сведения об образовательном уровне рабочих, дающие возможность проводить сравнительный анализ образовательного уровня союзного рабочего класса с региональными его отрядами.

Наряду с опубликованными источниками в работе широко использованы и неопубликованные.

Основным источником написания работы стали материалы центральных и местных архивов. Использованы два фонда Центрального архива ВЦСПС (ЦА ВЦСПС). Из фонда $ I выявлен материал о социалистическом — соревновании трудящихся. Фонд 539 дал материал о ра За коммунистический труд — орган парткома, администрации, месткома, комитета ВЛЙСМ завода «Электровыпрямитель» — Огни коммунизма — орган парткома, администрации, месткома, комитета ВЛКСМ объединения «Светотехника» и Электролампового завода.

— 32 ционализаторах и изобретателях Мордовии.

В Центральном государственном архиве Мордовской АССР С ЦТ, А МАССР) автором были изучены шесть фондов. Большой и разнообразный материал был выявлен в фонде Статуправления Мордовской АССР (ф.р-662). Здесь были получены сведения о численности рабочих и служащих, о количестве подготовленных и повысивших квалификацию рабочих на производстве. Эти же материалы дают характеристику рабочих по полу, возрасту и образованию. Здесь же можно найти материал, характеризующий состав рабочего класса по национальному признаку, хотя сведения об этом и недостаточно полные. В материалах Статуправления отражены такие важные данные, как уровень квалификации рабочих, распределение рабочих по отраслям, степени механизации труда.

Из фонда Министерства просвещения (ф.р.-464) получены сведения о развитии народного образования республики, о школах рабочей, сельской молодежи.

Из фонда Республиканского Управления профтехобразования (ф.р-752) почерпнут богатый фактический материал о развитии и деятельности училищ по подготовке и воспитанию молодой смены рабочего класса.

В фонде ВОИР (ф.р-1901) получены данные из сводных отчетов о составе общества, о работе заводских организаций ВОИР, материалы социалистического соревнования новаторов и творческих бригад, сведения о лучших рационализаторах и изобретателях.

Интересный материал получен автором при изучении фонда НТО Сф. р-1817). По статистическим отчетам НТО автор проследил изменения численности и состава общества, что позволило выявить удельный вес рабочих в составе НТО.

Ценный фактический материал выявлен из фонда Мордовского.

— 33 областного Совета профсоюзов (ф.р-183). Из материалов этого фонда получены сведения о социалистическом соревновании трудящихся, их участии в движении за коммунистическое отношение к ТРУДУ" передовиках социалистического соревнования.

Кроме перечисленных источников были использованы многочисленные материалы, находящиеся в архивах Министерства просвещения, в Областном Совете профсоюзов, в архивах ВОИР Мордовской АССР, Главного Управления профтехобразования республики" Государственного Комитета по труду при Совете Министров МАССР, Республиканского общества «Знание» .

Характеризуя источники по изучаемой проблеме, необходимо отметить сложность работы с ними. Это объясняется как некоторым расхождением цифрового материала, так и недостаточной источнико-вой базой отдельных проблем истории рабочего класса. Так, в источниках почти не отразилась такая важная тема, как культурный рост рабочих, что существенно затрудняет выявление качественных изменений в культурном облике рабочих.

Анализ и обобщение вышеизложенных источников, основная часть которых была введена в научный оборот впервые, позволило по мнению диссертанта, в комплексе исследовать основные проблемы роста кулыурно-технического уровня рабочих Мордовской АССР в 1959;1975 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Опыт строительства развитого социалистического общества в СССР и в других социалистических странах подтверждает положение о том, что возрастание руководящей роли рабочего класса — объективная закономерность развития социалистического общества.

В исследуемый период в количественном и качественном составе рабочих Мордовской АССР происходили прогрессивные изменения, что является свидетельством большой заботы Коммунистической партии и Советского правительства, направленной на совершенствование социально-классовых отношений в стране.

Изменения, происходившие среди рабочих республики, отражали основные тенденции в развитии всего советского рабочего класса, а именно: рост его численности, повышение роли выпускников общеобразовательных школ как основного источника пополнения рабочих, укрепление кадрового ядра рабочего класса, неуклонный рост его культурно-технического уровня, трудовой активности.

Вместе с тем наблюдались и особенности развития рабочего класса Мордовской АССР. В первую очередь они выражались в том, что темпы роста его численности в республике превышали подобный показатель по стране в целом. При общем росте численности рабочих СССР в 1959;1975 гг. на 54 $ в Мордовии этот рост составил 95,3 $. Однако удельный вес рабочего класса в социальной структуре населения республики был ниже общесоюзных показателей, хотя следует заметить, что он вплотную приблизился к общесоюзному уровню. Количественные изменения в составе рабочего класса Мордовской АССР явились, таким образом, одним из важнейших направлений совершенствования ее социальной структуры.

Количественный рост рабочего класса Мордовии сопровождался.

— 183 качественными сдвигами. Существенно изменилась отраслевая структура рабочего класса, его состав по полу, стажу работы, возрасту. Устойчиво увеличивалась доля рабочих в возрасте до 30 лет. В ведущих отраслях промышленности удельный вес этой возрастной группы составлял около 50 $, что позволяет делать вывод о том, что идет процесс омоложения рабочего класса. Неуклонно растет удельный вес работников с непрерывнш стажем работы более пяти лет, свидетельствующий об усилении кадрового ядра рабочего класса. Ю. В. Андропов в докладе «Шестьдесят лет СССР» подчеркнул: «Качественно изменилась социальная, структура республик, в каждой из них вырос современный рабочий класс» .*.

Значительные количественные и качественные изменения рабочих Мордовии явились следствием ускоренного развития всех отраслей народного хозяйства республики.

Ведущим отрядом как по численности, так и по роли были промышленные рабочие, которые наиболее ярко олицетворяют передовые черты рабочего класса, проявляют высокую политическую и классовую зрелость, дисциплинированность и идейную сплоченность. По темпам развития цромышленные рабочие республики значительно опережали промышленных рабочих по стране.

В условиях научно-технического прогресса развитие ведущего класса республики определяют представители наиболее передовых отраслей народного хозяйства — машиностроения и металлообработки, электроэнергетики, химической промышленности. Именно на предприятиях этих отраслей интенсивнее идет процесс глубинных изменений характера и содержания труда рабочего класса, выражающихся в повышении доли умственных, творческих элементов в процессе трудовой Андропов Ю. В. Шестьдесят лет СССР. М., 1982, с. 8.

— 194 деятельности. Подобные перемены являются одним из важнейших направлений совершенствования социальной структуры советского общества и имеют не только экономическое, но и большое социальное значение.

Важным достижением в развитии рабочего класса республики следует считать формирование в его составе крупного национального отряда, что полностью соответствовало политике Коммунистической партии и Советского правительства по воспитанию рабочих кадров из представителей коренных национальностей.

Рост культурно-технического уровня рабочего класса в условиях социалистического общества процесс закономерный. Он определяется всем ходом поступательного социального и экономического развития общества. Образовательный уровень рабочих Мордовской АССР повышался в рассматриваемый период как за счет молодежи, имеющей высокую общеобразовательную подготовку, так и за счет получения занятыми в народном хозяйстве среднего, среднего специального и высшего образования. В исследуемый период повысился образовательный уровень рабочих всех отраслей народного хозяйства, особенно промышленности. К середине 70-х годов образовательный уровень обусловил повышение их общей культуры, способствовал духовному развитию личности рабочего. Рост культуры рабочего класса выразился в активном усвоении им богатых культурных ценностей, участии широких слоев в кружках художественной самодеятельности, народном творчестве. Все это свидетельствует о том, что сфера культуры стала сферой деятельности рабочего класса, но в то же время она является и поприщем, где проявляется ведущая роль этого класса, его миссия, говоря словами В. И. Ленина, «интеллектуального двигателя» общественного прогресса.

Одной из главных составных частей роста культурно-технического уровня рабочего класса и совершенствования социалистического производства является повышение квалификации. Изменения в квалификационном уровне рабочих в исследуемый период характеризовались увеличением удельного веса квалифицированных и высококвалифицированных рабочих и понижением удельного веса рабочих низкой квалификации, постоянный ростом среднего тарифного разряда рабочих всех отраслей народного хозяйства.

Повышению квалификации рабочих благоприятно способствовала существующая система производственно-технической подготовки. В исследуемый период подготовка рабочих и повышение их квалификации на производстве оставалась важной и основной формой обеспечения рабочими кадрами народного хозяйства. В условиях развитого социализма в системе повышения квалификации рабочих значительно повысилась роль наставничества, а также системы повышения экономических знаний. Следует подчеркнуть, однако, что, несмотря на значительный рост квалификации рабочих республики, она отставала от уровня квалификации рабочего класса страны.

В условиях научно-технической революции важное место занимает система профессионально-технического образования. Численность подготовленных этой системой специалистов из года в год возрастала. Особую роль в повышении культурно-технического уровня рабочих играли качественно новые учебные заведения — средние ПТУ, дающие рабочую специальность и среднее образование.

Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса имеет для него ряд важных последствий, одним из которых является повышение его социальной активности.

Повышение общеобразовательного и квалификационного уровня рабочих стало важным фактором усиления их деятельности в техническом творчестве, что особенно выразилось в движении рационализаторов и изобретателей. Анализ состава новаторов технического прогресса убедительно свидетельствует, что наиболее активно в техническом творчестве участвуют рабочие высокой квалификации и, как правило, имеющие среднее специальное образование, незаконченное высшее и высшее. Благодаря высокому культурно-техническому уровню рабочих стало возможным возникновение творческих коллективов рационализаторов и изобретателей. Основная часть подаваемых предложений приходилась на творческие бригады.

Возросший культурно-технический уровень рабочих оказывает существенное влияние на их трудовую активность, особенно проявляющуюся в движении за коммунистическое отношение к труду. Результаты исследования свидетельствуют, что активными участниками социалистического соревнования, ударниками коммунистического труда являлась наиболее образованная и квалифицированная часть рабочего класса. Следует заметить, что социалистическое соревнование в свою очередь, в силу своей природы, способствовало росту культурно-технического уровня трудящихся. Борьба за высшую производительность труда требовала овладения приемами и методами новаторов, расширения своего кругозора. Она требовала также повышения квалификации, роста культуры и образования. Требование учиться стало одним из главных у участников движения за коммунистический труд.

Целеустремленное повышение культурно-технического уровня рабочих ускоряло процесс дальнейшего стирания существенных различий между работниками физического и умственного труда. Рост образования и культуры рабочего класса привели к появлению в его рядах особой группы — рабочих-интеллигентов, олицетворяющих собой облик современного передового рабочего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419−458.
  2. К., Энгельс Ф. Государственный прокурор «Геккер» и
  3. К., Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т. 5, с. 474−479.
  4. Маркс К. Летвертый годовой отчет Генерального совета Международного товарищества рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с. 331−336.
  5. К. Капитал, т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 5−509.
  6. К. Капитал, т. 3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 25, ч.1, с. 29−505.
  7. К. Капитал, т. 4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 26, ч.1, с. 3−426.
  8. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 322−339.
  9. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 30, с. 5−343.
  10. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. -Полн. собр. соч., т. I, с. 67−122.
  11. В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр. соч., т. 2, с. 471−504.
  12. В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. 3, с. 1−609.
  13. В.И. Проект программы социал-демократической партии. Поли. собр. соч., т. 6, с. 203−210.
  14. В.И. Национальный вопрос в нашей программе. Полн. собр. соч., т. 7, с. 233−242.
  15. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн. собр. соч., т. 36, с. 127−164.
  16. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр. соч., т. 36, с. 165−208.
  17. В.И. 0 политехническом образовании. Полн. собр. соч., т. 42, с. 288−230.
  18. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6−19 мая 1919 г. Полн. собр. соч., т. 38, с. 327−372.
  19. В.И. Проект программы РКПСб). Полн. собр. соч., т. 38, с. 81−122.
  20. В.И. Великий почин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 1−29.
  21. В.И. Успехи и трудности Советской власти. Полн. собр. соч., т. 38, с. 39−73.
  22. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн. собр. соч., т. 40, с. 314-:316.
  23. В.И. Речь на Ш Всероссийском совещании заведующих внешкольнши подотделами губернских отделов народного образования 25 февраля 1920 г. Полн. собр. соч., т. 40, с. 160−165.
  24. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298−318.
  25. В.И. Тезисы о производственной пропаганде (Черновой набросок). -Полн. собр. соч., т. 42, с. 14−16.
  26. В.И. О работе Наркомпроса. Полн. собр. соч., т. 42, с. 322−332.
  27. В.И. Новая экономическая политика и задачи политпро-стов. -Полн. собр. соч., т. 44, с. 155−175.
  28. Ленин В «И. Странички из дневника. Полн. собр. соч., т. 45, с. 363−368.
  29. Документы и материалы КПСС и Советского правительства
  30. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. -М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  31. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. -М.: Политиздат, 1977. 62 с. 2.3» Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. -М.: Госполитиздат, 1959. 259 с.
  32. Материалы ХХП съезда КПСС. -М.: Госполитиздат, 1962. -464 с.
  33. Материалы ХХШ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1966. 304 с.
  34. Материалы ХХ1У съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1971. 330 с.
  35. Материалы ХХУ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1976. 256 с.
  36. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981. 233 с.
  37. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Издание восьмое, дополненное и исправленное. -М.: Политиздат, 1970, 1972, 1978, 1981.
  38. О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 9 мая 1963 г. КПСС в резолюциях., т. 8. — М.: Политиздат, 1972. — с. 421−429.
  39. Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и экономического стимулирования. Постановление Пленума ЦК КПСС 27−29 сентября 1965 г. КПСС в резолюциях. .т. 8, М.: Политиздат, 1972. — с. 515−522.
  40. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы. Постановление ДК КПСС и Совета Министров СССР от Ю ноября 1966 г. КПСС в резолюциях., т. 9, -М.: Политиздат, 1972. — с. 139−148.
  41. О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышение их роли в коммунистическом строительстве. Постановление ДК КПСС от 14 августа 1967 г. Там де, т. 9, с.342−357.
  42. О мерах по улучшению подготовки и повышению квалификации рабочих непосредственно на производстве. Постановление Совета Министров СССР от 22 марта 1968 г. В кн.: Решения партии и правительства., т. 6. -М.: Политиздат, 1968. -с. 688−690.
  43. О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования. Постановление ЦК КПСС от 31 августа 1971 г. -КПСС в резолюциях., т. 10* -М.: Политиздат, 1972, с. 488−497.
  44. Об улучшении экономического образования трудящихся. Постановление ЦК КПСС от 31 августа 1971 г. КПСС в резолюциях., т. 10. -М.: Политиздат, 1972, с. 498−505.
  45. О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик: Постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 г. КПСС в резолюциях., т. II. -М.: Политиздат, 1978, с. 46−63.
  46. О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. КПСС в резолюциях., т. II. -М.: Политиздат, 1978, с. 94−102.
  47. О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1972 г. КПСС в резолюциях., т. II. -М.: Политиздат, 1978, с. 103−109.
  48. Об организации межшкольных производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся: Постановление Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. Решения партии и правительства., т. 10. -М.: Политиздат, 1976, с. 261−263.
  49. Произведения деятелей КПСС и Советского государства
  50. К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1984. 670 с.
  51. К.У. КПСС и права человека. -М.: Изд-во АПН, 1981. 208 с.
  52. К.У. Речь на Пленуме Щ КПСС 10 апреля 1984 г. Правда, 1984, II апреля.
  53. Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи, тт. 1−8. -М.: Политиздат, 1970−1981.3.1.
Заполнить форму текущей работой