Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в деятельности Тюменского медицинского колледжа, в ходе обсуждения на конференциях различного уровня: международной научно-практической «Современное обеспечение учебного процесса» (Андорра, 2007) — всероссийской научно-практической конференции «Духовность и здоровье нации. Православные традиции в медицине» (Тюмень, 2007… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы в педагогике
    • 1. 1. Анализ регионального, отечественного и зарубежного опыта подготовки медицинских работников в аспекте развития социальной активности. ^
    • 1. 2. Сущность понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей», рассматриваемая в психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Состояние проблемы развития социальной активности студентов на основе анализа образовательных программ медицинских колледжей. ^
    • 1. 4. Здоровьецентрическая парадигма как основа развития социальной активности студентов медицинских колледжей
  • Выводы к первой главе
  • Глава II. Разработка и внедрение педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы
    • 2. 1. Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа
    • 2. 2. Реализация педагогических условий развития социальной активности студентов на основе здоровьецентрической парадигмы
    • 2. 3. Проверка эффективности педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа на
  • — 120 основе здоровьецентрической парадигмы. LjLKJ
  • Выводы ко второй главе

Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальная направленность российского образования актуализировалась сегодня в связи с глобальной сменой характера общечеловеческой культуры, изменениями в социально-политической и экономической жизни страны, повлекшими за собой повышение роли отдельных личностей в развитии общества.

Современное общество нуждается в социально активной, инициативной и предприимчивой личности, способной на коренные преобразования социальных отношений, на творческий созидательный труд по оздоровлению социальной и природной среды. В современных условиях здоровье людей зависит не только от экономической ситуации в обществе, от проводимой правительством социальной политики, от экологии, но и от малой социальной общности, в рамках которой проживает человек. Задачи, выдвигаемые современностью, не могут быть решены без развития социальной активности личности, как в профессиональной, так и в образовательной среде, направленной на подготовку будущих специалистов в системе начального, среднего, высшего профессионального образования.

Проблема развития социальной активности студентов учреждений среднего профессионального образования обусловлена принятыми и реализуемыми в настоящее время приоритетными национальными проектами «Образование» и «Здоровье», требующими качественно новой подготовки выпускников медицинских колледжей, способных решать различные социальные и медицинские проблемы.

Изменение парадигмы подготовки медицинских работников и осмысление понятия «здоровье», как основного показателя качества жизни, предполагает внесение инноваций в процесс профессиональной подготовки студентов медицинских колледжей, повышение социальной активности медицинских работников в оказании лечебно-профилактической, просветительской, социальной помощи человеку.

Анализ научно-педагогической литературы, изменившихся социально-экономических, нормативно-правовых, организационных условий системы среднего профессионального образования (СПО) позволяет выделить ряд противоречий между:

— потребностью общества в социально активной личности, способной обеспечить его развитие и недостаточной актуализацией внимания на этот аспект в системе традиционной подготовки студентов учреждений СПО;

— возрастающими требованиями к уровню и качеству подготовки медицинских работников и недостаточной разработанностью научных подходов к развитию социальной активности студентов;

— необходимостью реализации здоровьецентрической парадигмы в образовательной системе медицинских учреждений и процессом обучения средних медицинских работников, основанном на болезнецентрической парадигме.

Необходимость решения перечисленных противоречий позволяет обозначить проблему исследования: какие пути развития социальной активности студентов медицинского колледжа, учитывающие специфику медицинской профессии и традиций отечественного здравоохранения можно использовать в профессиональной подготовке средних медицинских работников?

В соответствии с обозначенной проблемой была сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа».

Объект исследования: образовательный процесс в медицинском колледже.

Предмет исследования: педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Цель исследования: определить, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинского колледжа.

Гипотеза исследования: развитие социальной активности студентов в образовательном процессе медицинских колледжей будет эффективным, если: осуществлять интегрирование традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию. социальной активностииспользовать в образовательном процессе медицинского колледжа технологии продуктивного обученияинтегрировать деятельность социальных институтов по развитию социальной активности студентовобеспечить непрерывность в цепи «социальная активность медицинского колледжа — социальная активность педагогов — социальная активность студентов — социальная активность практикующих медицинских работников" — разработать и внедрить модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмыи др.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике через раскрытие сущности понятия «развитие социальной активности студентов медицинского колледжа».

2. Определить возможности использования прогностического потенциала истории отечественного здравоохранения для развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

3. Выявить педагогические условия развития социальной активности студентов с учетом особенностей медицинских колледжей.

4. Разработать и внедрить в практику модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей.

5. Разработать критерии развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

6. Разработать и внедрить в образовательный процесс медицинского колледжа комплекс методических материалов в качестве практико-ориентированной основы развития социальной активности студентов.

Методологической основой исследования являются:

— гуманистическое направление в воспитании человека, опирающееся на личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, здоровьецентрический подходы;

— принципы открытостиинтеграции образовательных, медико-социальных ресурсов социумаценности всех видов педагогической деятельностинепрерывности в условиях реализации здоровьецентрической парадигмы в образовательном процессе медицинского колледжа.

Теоретическую основу исследования составили: концепция среднего профессионального образования (А.П. Беляева, Н. В. Кузьмина, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, В. В. Шапкин и др.) — труды по общим вопросам современной социальной педагогики, в том числе по проблемам социализации личности (В.Г. Бочарова, Г. Н. Волков, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, В. Д. Семёнов, Г. Н. Филонов и др.) — труды, раскрывающие сущность здоровьецентрической парадигмы (Г.Л. Апанасенко, Э. Н. Вайнер, В. П. Петленко, Н. К. Смирнов, Е. В. Черносвитов и др.) — труды по методологии педагогических исследований (Р. Атаханов, Н. В. Бордовская, Ю. Г. Волков, В. И. Загвязинский, Н. И. Загузов, В. В. Краевский, B.C. Леднев, A.M. Новиков, С. А. Писарева, К. Д. Радина, А. П. Тряпицына, Л. А. Шипилина, Д. И. Фельдштейн и др.) — идеи активного влияния социальной среды на развитие личности (А.Г. Асмолов, О. С. Газман, О. А. Иванова, А. А. Макареня, Н. Г. Милованова, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, С. Т. Шацкий, Л. А. Цыганкова и др.) — о социальной активности образования (Г.И. Драчёва, И. А. Маврина, Г. В. Осипов и др.) — идеи интеграции в образовании (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, А. Я. Данилюк, В. К. Кириллов, Н. Н. Суртаева, Н. В. Чекалева, Л. А. Шипилина и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы, изучение опыта работы по проблеме, анализ программ образовательных учреждений) и эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных).

Цель, задачи и гипотеза исследования определили логику его построения: от определения основных понятий по проблеме развития социальной активности до разработки модели развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы.

Исследование проводилось поэтапно с 2002 по 2008 гг.

На первом этапе (2002;2003 гг.) анализировалась философская, психолого-педагогическая, социально-педагогическая, культурологическая, нормативно-правовая, медицинская литература с целью определения методологической основы исследования и изучения опыта проектирования и моделирования развития социальной активности студентов медицинского колледжа на основе здоровьецентрической парадигмы.

Проводилось анкетирование преподавателей и студентов медицинских колледжей. На основе анализа информационно-статистических материалов были выявлены проблемы и тенденции развития социальной активности студентов.

На втором этапе (2003;2004 гг.) уточнялась гипотеза, теоретическая основа исследованияопределялись и теоретически обосновывались педагогические условия развития социальной активности студентов медицинских колледжейразрабатывались и апробировались локальные акты, создавалась система взаимодействия колледжа с другими социальными институтамиосуществлялась разработка модели развития социальной активности студентов медицинского колледжа, диагностического аппарата исследования.

На третьем этапе (2004;2008 гг.) апробировалась модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы, отрабатывались различные организационно-структурные и содержательные компоненты этой моделиреализовывались педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжапроводилась проверка эффективности создания педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжаоформлялись материалы диссертационного исследования, формулировались выводы.

Базой исследования явились медицинские колледжи г. Тюмени, г. Тобольска, учреждения практического обучения студентов-медиков (больницы, поликлиники, диспансеры, родильные дома, Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и др.) — а также учреждения ближайшего социума Тюменского медицинского колледжа: МОУ СОШ № 4, 5- ГОУ СПО Тюменский Политехнический колледж, Областной Центр творчества детей и молодежи «Геолог», Дом ветеранов, Детский дом № 63, МОУ СОШ № 90 «Крепыш», детские сады, ГОУ ВПО Тюменская Государственная медицинская академия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интеграция отечественного опыта общественной деятельности медицинских работников (подвижничество, милосердие, волонтёрство и др.), регионального опыта по привлечению интеллигенции, духовенства к посильному участию в медицинском обслуживании населения, зарубежного опыта «комплексной заботы» о здоровых и пациентах с современными подходами в образовании (личностно-ориентированным, рефлексивно-деятельностным, здоровьецентрическим) — является основой для совершенствования системы медицинского образования при опоре на здоровьецентрическую парадигму, направленной на развитие социальной активности студентов медицинского колледжа и самого учреждения.

2. Развитие социальной активности студентов медицинских колледжей понимается как процесс, основанный на реализации здоровьецентрической J парадигмы, включающий с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой — приобретение собственного социального ' опыта, становление активной жизненной позиции, позволяющих добиваться позитивной самореализации в сфере здоровьесбережения.

3. Педагогические условия, направленные на развитие социальной активности студентов медицинского колледжа:

— интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;

— формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);

— использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;

— интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;

— разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентовпрограммы развития медицинского колледжа;

— обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа — социальная активность педагогов — социальная активность студентов — социальная активность практикующих медицинских работников»;

— разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы.

4. Модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы включает: управляющий элементцельсодержание образовательного процесса медицинского колледжа, охватывающего производственные практики, стажировки, специализации, обучение в профильном классесредства обученияорганизацию общественных объединений, дополнительного образования студентовсодеятельность субъектов образовательного процессадиагностику и результат деятельности.

5.Критерии развития социальной активности студентов (социально-профессиональный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный) и показатели (инициативность студентов, включенность в социально-значимую деятельность, сформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережению нации и др.) определяют эффективность педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— показана возможность использования прогностического потенциала истории медицинского образования, здравоохранения для развития социальной активности студентов медицинских колледжей;

— выделены составляющие (социально-профессиональная, индивидуально-ценностная, операционально-деятельностная) развития социальной активности студентов в образовательном процессе медицинских колледжей;

— выявлены педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа, включающие: интеграцию традиций отечественного здравоохранения и современных подходов в образованииформирование разновозрастных учебных групписпользование технологий продуктивного обученияинтеграцию деятельности социальных институтовразработку и внедрение спецкурсов, программы развития медицинского колледжаи др.

— разработана и реализована модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы, являющаяся основополагающим педагогическим условием;

— разработаны критерии развития социальной активности студентов медицинского колледжа: социально-профессиональный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный.

Теоретическая значимость исследования:

— обоснованы возможности культурно-исторических предпосылок для совершенствования современной системы медицинского образования на основе здоровьецентрической парадигмы;

— уточнено содержание понятия «развитие социальной активности студентов медицинских колледжей» выделением социально-профессиональной, индивидуально-ценностной, операционально-деятельностной составляющих развития социальной активности студентов;

— обоснованы принципы организации деятельности медицинского колледжа: открытостиинтеграции культурно-образовательных, медико-социальных ресурсов социумаценности всех видов педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализованы педагогические условия развития социальной активности студентов на примере Тюменского медицинского колледжаразработаны и внедрены модель развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы, программа развития медицинского колледжа, программы спецкурсов «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации», «Введение в современные социальные проблемы», методическое пособие «Развитие социальной активности студентов медицинского колледжа" — предложен диагностический инструментарий определения эффективности педагогических условий развития социальной активности студентов на основе выявленных критериев и показателей.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться в образовательных учреждениях среднего профессионального образования медицинского профиля, а также работниками учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, преподавателями в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются теоретической и методологической проработанностью рассматриваемой проблемыприменением комплекса методов, адекватных природе изучаемого объектапоследовательностью проведения педагогического экспериментакачественным и количественным анализом экспериментальных данных, практической апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в деятельности Тюменского медицинского колледжа, в ходе обсуждения на конференциях различного уровня: международной научно-практической «Современное обеспечение учебного процесса» (Андорра, 2007) — всероссийской научно-практической конференции «Духовность и здоровье нации. Православные традиции в медицине» (Тюмень, 2007) — межрегиональных, межотраслевых «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (Санкт-Петербург, 2004), «Методологическая культура педагога: состояние, проблемы, перспективы развития в условиях современного образовательного процесса в ВУЗе и школе» (Тара, 2007) — областных научно-практических «Проектирование и экспертиза педагогических инноваций в учреждениях среднего профессионального образования» (Тюмень, 2006), «Технологизация управления образовательным процессом в профессиональной школе» (Тюмень, 2007) — на заседаниях кафедры педагогики и андрагогики в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования.

Основное содержание опубликовано в одиннадцати работах (Москва, Санкт — Петербург, Тара, Тюмень).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (253), приложений. Общий объем диссертации 167 страниц. Текст иллюстрирован таблицами (6) и рисунками (15), отражающими основные результаты исследования.

Выводы ко второй главе:

Педагогическими условиями развития социальной активности студентов медицинского колледжа являются:

— интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;

— формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);

— использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;

— интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;

— разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентовпрограммы развития медицинского колледжа;

— разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы;

— обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа — социальная активность педагогов — социальная активность студентов — социальная активность практикующих медицинских работников».

Построение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы является основополагающим педагогическим условием.

Практическая реализация педагогических условий развития социальной активности студентов Тюменского медицинского колледжа включает проведение мероприятий (всероссийские и региональные акции, благотворительность, обучение элементам взаимопомощи, спортивные мероприятия, разработка памяток, листовок, санбюллетеней, разработка и внедрение социальных программ и проектов и др.), использование продуктивных технологий в образовательном процессе ТМК, содеятельность социальных институтов, апробацию спецкурсов «Я, Ты, Сообщество в здоровьесбережении нации», «Введение в современные социальные проблемы», внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы и др.

Разработаные критерии развития социальной активности студентов медицинского колледжа (социально-профессиональный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный) и показатели уровня социальной активности студентов медицинского колледжа (уровень инициативности студентов в общественной деятельностисформированность активной жизненной позиции по здоровьесбережению нациипроявление эмпатииустановка на ЗОЖуровень освоения учебных дисциплиндинамика достижений УИРСготовность оказывать лечебно-профилактическую помощь населениюумение оценивать состояние здоровья пациентауровень готовности к активной профилактической работе с населением) послужили основой создания диагностического инструментария для исследования эффективности педагогических условий развития социальной активности студентов.

Анализ полученных результатов в ходе педагогического эксперимента показал эффективность педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа, что доказывает правильность выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях социальной направленности образования, повышения социальной значимости личности, ее роли в решении различных социальных проблем, в профессиональной подготовке медицинских работников придается большое значение формированию качеств личности, обеспечивающих их социальную активность (инициативность, партнерство, добровольчество, эмпатия, поддержка, доверительные отношения и др.).

Благодаря реализации совокупности предложенных педагогических условий развития социальной активности студентов в образовательном процессе Тюменского медицинского колледжа, в октябре 2006 г. на Всероссийском конкурсе «100 лучших ССУЗов России» колледж был награжден золотой медалью «Европейское качество».

Созданные педагогические условия развития социальной активности студентов медицинского колледжа могут быть предложены для внедрения в других медицинских колледжах.

Дальнейшее исследование мы видим в реализации технологий продуктивного обучения в образовательном процессе колледжа, как условие развития социальной активности студентов.

Полученные результаты диссертационного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

Отечественный и зарубежный опыт общественной деятельности медицинских работников (подвижничество, милосердие, волонтерство, привлечение интеллигенции, духовенства к посильному участию в медицинском обслуживании населения, опыт «комплексной заботы» о здоровых и пациентах) является основой для совершенствования современной системы медицинского образования в контексте здоровьецентрической парадигмы, а его интеграция с современными подходами (личностно-ориентированным, реф лексивно-деятельно стным, здоровьецентрическим) обеспечивает дальнейшую эволюцию форм социальной активности студентов медицинских колледжей.

Под развитием социальной активности студентов медицинских колледжей понимается процесс, включающий с одной стороны, усвоение готовых форм социальной жизни, а с другой — приобретение собственного социального опыта, становление активной жизненной позиции, позволяющих добиваться позитивной самореализации в сфере здоровьесбережения. Инновационность подготовки средних медицинских работников, направленной на развитие социальной активности студентов, мы связываем с реализацией педагогических условий в рамках здоровьецентрической парадигмы.

Педагогическими условиями развития социальной активности студентов медицинского колледжа являются:

— интеграция традиций отечественного здравоохранения и современных подходов по развитию социальной активности студентов медицинского колледжа;

— формирование учебных групп, состав которых включает студентов разного возраста (подростковый, юношеский, зрелый);

— использование в образовательном процессе медицинского колледжа технологий продуктивного обучения;

— интеграция деятельности социальных институтов по развитию социальной активности студентов;

— разработка и внедрение спецкурсов, направленных на развитие социальной активности студентовпрограммы развития медицинского колледжа;

— разработка и внедрение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы;

— обеспечение непрерывности в цепи «социальная активность медицинского колледжа — социальная активность педагогов — социальная активность студентов — социальная активность практикующих медицинских работников».

Построение модели развития социальной активности студентов медицинских колледжей на основе здоровьецентрической парадигмы является основополагающим педагогическим условием.

Практическая реализация предложенных педагогических условий, направленных на развитие социальной активности, актуализирующих различные формы и виды содеятельности разновозрастных участников процесса на основе технологий продуктивного обучения и интеграции социальных институтов позволяют получить позитивную динамику в исследуемом феномене.

Критериями развития социальной активности студентов медицинского колледжа выступают: социально-профессиональный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный.

Полученные результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанных и реализуемых педагогических условий развития социальной активности студентов медицинского колледжа, что доказывает правильность выдвинутой гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Личностно-ориентированное обучение. — Ростов/Дону: Феникс, 2006.- 332с.
  2. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Просвещение, 1998. — 208с.
  3. А.А. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. — № 6. — С.20−29.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: КГУ, 1998 -Т.2. -318с.
  5. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Избр. психологические труды: в 2 томах, Т.2. М., 1980.- С. 44.
  6. Г. Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 55 — 58.
  7. Г. Л., Науменко Р. Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Терапия и практика физической культуры. 1986. — № 4.- С. 29−31.
  8. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология /серия «Гиппократ», Ростов/Дону: Феникс, 2000.-248с.
  9. В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и адаптация. -М.: Высшая школа, 1984.-3 Юс.
  10. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. 384с.
  11. И. Асмолов А. Г. Социальная биография культурно-исторической психологии /Под ред. А. Г. Асмолова / Культурно-историческаяпсихология и конструирование миров.- М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- 768с.
  12. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.- 342с.
  13. Э.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития //Педагогика.-2003.-№ 9.- С. 10−14.
  14. В. Главная опасность для цивилизации здоровых людей единицы //Народное образование. 1998. — № 9/10 — С. 157 — 165.
  15. Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы //Школьные технологии.-1999.-№ 3.- 4.- С.56−65.
  16. Н.В. Общественные объединения как форма гражданского участия в решении социальных проблем (на примере региональных антинаркотических объединений): Автореф. дис. канд. соц. наук: 05.15.10.- М., 2002.- 22с.
  17. В.М. Медицинские кадры и их подготовка. М.: «Медицина», 1931.-178с.
  18. А., Сухарева JL Образ жизни и репродуктивное здоровье подростков //Народное образование 1998. № 9−10. — С. 177 — 180.
  19. Г. А., Локосова JI.P. Школа, содействующая здоровью и образованию в области здоровья. http://school667.narod//conctr.Htm/.
  20. И.С., Бойко А. Т., Овсянников Э.М, Саркисова В. А. Сестринское дело. Менеджмент и лидерство.- СПб, 2003.-216с.
  21. В. Образовательные технологии: Ориентиры для выбора. // Управление. 1999. — № 8. — С. 25−30.
  22. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994. — 152с.
  23. П., Майер Ю. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека. ГОЭТАР медицина, 2001.-306с.
  24. М.Н. Интегративные процессы в образовании // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: сб. науч. тр. / Сост. Ю. И. Салов. Бийск: НИЦБ и ГПИ, 1994. — С. З — 9.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-213с.
  26. Бим-Бад Б.М., Безруких М. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.
  27. И.А., Семовских Ю. Н. Здравоохранение РФ, 1965.-189с.
  28. А.С. Учить здоровому образу жизни //Педагогика. 1993. -№ 4.-С.31−35.
  29. М.В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность //Современные проблемы истории и педагогической науки. Т.1.- М., 1994.- С. 68−78.
  30. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность //Педагогика.- 1999.-№ 3.-С.37−42.
  31. Бордовская Н. В, Реан А. А. Педагогика и психология. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. — 432с.
  32. В.Г. Педагогика социальной работы. Пособие М.: SvR-Аргус, 1994, — 207с.
  33. В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики //Педагогика.- 2003.-№ 9.- С.3−9.
  34. В.И. Государственно-общественное управление образованием, каким ему быть //Педагогика.- 2001.-№ 2.-С.9−13.
  35. В. Врач декабрист //Тобольская правда. — 1984. — № 162.- с 2−4.
  36. К. А., Случайно И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М.: Медицина, 1979.-312с.
  37. С.А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуализации в воспитании подростка: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 25.00.15.-Тюмень, 1999.- 25с.
  38. Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании// Материалы Ш Международного конгресса валеологов.- СПб, 2002.-36−37.
  39. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса //Педагогика. 1998.- № 4.- С. 12−18.
  40. А.А. Психология мотивации студентов. М.: Логос, 2006. -183с.
  41. А.А., Щенников С. А., Теслинов А. Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования.-М.: Дрофа, 2006.-591с.
  42. М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./ Вст. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987.-С.328−334.
  43. В.К. Из истории среднего медицинского образования в Зауралье// Фельдшер и акушерка.-1982.- № 8.- с. 66.
  44. Н.И. Подготовка медицинских сестер в США //Сестринское дело, — 2006.- № в.- С. 10−11.
  45. П.А. Система образования в европейских странах СЭВ. Экономические и социальные проблемы.- М.: Наука, 1989.-252с.
  46. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
  47. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие. -М.: Гардарика, 2001.- С. 134.
  48. Г. Е., Резников С. М. Организация работы в средних медицинских учебных заведениях. Москва, «Медицина», 1963.
  49. Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. — М.: Агар, 1999.-428с.
  50. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации (Под ред. Е.Н.Степанова).- М.:Т.Ц. «Сфера».- 2001.128 с.
  51. О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее //Советская педагогика.- 1990.- № 7.- С.38−44.
  52. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии.- 1957.-№ 6.-19−25.
  53. ГАТОТ, ф 352, оп.1, ед.хр. 101, л. 1 и 2.
  54. ГАТОТ, ф. 352, on 1., ед.хр. 1098, л. 42 и 43.
  55. ГАТОТ, ф. 352, on 1., ед.хр. 1098, л. 49.
  56. Д.Н., Лапина Н. И. Краткий словарь по социологии.- М.: Политиздат, 1989.-285с.
  57. .С. Россия: образование и будущее.-Новосибирск, 1993.- 313с.
  58. .С. Философия образования для 21 века.-М.: Совершенство, 1998.- 608с.
  59. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев.- М.: Школа-пресс, 1995.- 147с.
  60. Гигиена детей и подростков. Учебник /Под редакцией академика Сердюковой Г. Н. -М.: Медицина, 1989.-379с.
  61. М. М., Шеповских А. И. Экологический энциклопедический словарь. — Казань: Природа, 2000.-296с.
  62. О. Громыко Ю. Дмитриев Д. Управленческая деятельность: прорыв к новому качеству //Народное образование.-1989.- № 5.- С.32−38.
  63. В.М. Европейская подготовка медицинских сестер //Сестринское дело.- 2004.- № 2- С. 30−31.
  64. Госархив в Тюменской области, в Тобольске (ГаТОТ) — ф 352, оп 573, ед. хр 20.
  65. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования /ВУНМЦ.- Москва, 2002.-48с.
  66. С.И. Взаимосвязь образования и социального развития региона //Регионология.-1989.- № 2, — С.7−12.
  67. Е.Н. Популярная история медицины. Москва, ВЕЧЕ, 2003.-356с.
  68. В. В. Системные основания образовательной технологии.- М.: Знание, 1995.-135с.
  69. JI.H. Конец и вновь начало. М.: ACT, 2006. — 416с.
  70. М. Опыт организации междисциплинарного социально-педагогического исследования //Педагогика.- 2002.- № 6.- С.3−8.
  71. Ю.С. Образование 2002: взгляд изнутри //Педагогика.-2002.- № 9.- С. 11−19.
  72. А .Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции // Педагогика. 2003. — N 1.- С. 82−88.
  73. B.C., Иванова Н. В. Современные представления о социальном пространстве //Педагогика. -2004.- № 9.- С.28−33.
  74. А.Н. Развитие образования в современном мире. Учебное пособие.- М.: Владос, 2004.- 240с.
  75. Г. И. Социальная среда и формирование личности. Дисс. на соиск. учён. степ. канд. фил. наук. Свердловск, 1967.- 170с.
  76. Г. С., Новоселова И. В. О валеологическом компоненте в профессиональной подготовке учителя // Материалы Ш
  77. Международного конгресса валеологов.- Спб, 2002.- С.81−82.
  78. А.А. Лечебная педагогика. М.: Академия пед. наук СССР, 1989.- 140с.
  79. В.И. Революционное прошлое первого медицинского учебного заведения в Сибири // Фельдшер и акушерка.- № 19.- 1979 г.- с 55−56.
  80. Если хочешь быть здоров: Сборник / Сост. А. А. Исаев. М.: Мол. Гвардия, 1987. — 367с.
  81. В.Б. Новая педагогика. Спб.: РГПУ.-1999.-246с.
  82. А. Декабристы боролись с царизмом и холерой //Медицинские вести. 1998. — № 9.- 17с.
  83. Жук Е. Просветительская деятельность врача //Медицинская газета.-№ 8.- С. 5.
  84. В.И. Основы педагогической конфликтологии М., 1995 г. -184 с.
  85. В.Ю. Социология. Учебное пособие. Спб.: Питер, 2008.-160с.
  86. П.Е. История медицины.-Москва, «Медицина»,-1981.-345с.
  87. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности: Педагогика и психология. М.: Академия, 2001. 206с.
  88. В.И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2008.-391с.
  89. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.:Новая школа, 1996.-63с.
  90. В.В. Здоровьесберегающие методики организации образовательного процесса.- Тюмень: ТОГИРРО, 2004. -128с.
  91. С. Образование взрослых в России и в мире //Педагогика.-1999.-№ 6. -С.105−108.
  92. Н. Ф., Суворов ГА., Куралесин Н. А. и др. Физические факторы. Эколого-гигиеническая оценка и контроль. Практическое руководство: в 2 т. — М.: Медицина, 1999.-213с.
  93. .Г., Логачев Е. Д. Организм и среда. Кемерово, 1991−75с.
  94. Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 127с.
  95. Камерилова Г С. Экология города: Урбоэкология. — М.: Просвещение, 1997.-118с.
  96. А. Социальное партнерство в реформировании образования взрослых //Новые знания.- 2003.- № 4.- С. 24−28.
  97. А.Г. Врачи декабристы //Клиническая медицина.-1980.-№ 4.- С. 21.
  98. В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе: Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 1990. 399с.
  99. Т. Модернизация российского образования: Проблемы и решения //Отечественные записки.- 2002.- № 2.- С.48−55.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 132с.
  101. Г. М. Педагогика. Учебник, для студ. высш. и сред.пед.учеб. заведений. М.: Гардарики, 2007. — 528 с.
  102. В.В. Валеология. СБ., 2000.-342с.
  103. М.В. Развитие социальной активности студентов в процессе профессионального становления (на примере педагогического вуза): Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 -Омск, 2007.- 22с.
  104. В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие. М.: «Академия», 2006. — 256с.
  105. М.К. Советская медицина в годы Великой Отечественной поймы.- Москва, «Медицина», 1979.- 234с.
  106. Я. И. Якобсон Л.И. Стратегия для России образование //Открытое образование.- 2001.- № 5.- С.13−19.
  107. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / Научный центр здоровья РАМН. — М., 2001.-221с.
  108. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М.: Медицина, 2000.-312с.
  109. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2003.- 301с.
  110. Н., Грабовский П. А. К столетию со дня рождения. Газета «Советское Зауралье» от 11ЛХ 1964 г., № 216 (П 384).
  111. М.М. Становление общественной медицины в России -Москва, «Медицина», 1974.-312с.
  112. B.C. Содержание образования: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 369с.
  113. П.Ф. О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях. Русская школа. Сентябрь 1909 /Памяти Петра Францевича Лесгафта. Под ред. Совета С-Петербургской Биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта. СПб.: Издание газеты «
  114. Школа и жизнь», — 1912. С. 11−34.
  115. Р.А. Социальная педагогика.- Челябинск: ЧГПИ, 1994.- 152с.
  116. И.А. Прогнозирование изменений социального заказа на основе анализа ситуации востребованности образования //Наука и школа, — 2002.- № 2, — С.52−58.
  117. А.А. Избранные труды. Т. З. Педагогика. Педагогическая культурология. Педагогическая антропоэкология. Андрагогика. -Тюмень: ТОГИРРО, 2000 316с.
  118. Максимович-Амбодик Н.М. Анатомо-физиологический словарь. — Санкт-Петербург, 1783.- Ч. 1−2.-160с.
  119. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. — 308с.
  120. Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (педагогическая наука в реформе школы). — М.: Просвещение, 1988.-246с.
  121. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Духовность и здоровье нации. Православные традиции в медицине». Тюмень, 2007.
  122. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  123. Медицинские проблемы экологии (лекции для студентов) / Под ред. Н. А. Матвеевой. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1992.-145с.
  124. И.И. Этюды оптимизма. М.:Наука, 1964. — 340с.
  125. Н.Г. Педагогические технологии как здоровьесберегающие технологии обучения (статья). Здоровье и образование: Материалы междунар. конгресса валеологов и 3-й Всеросс.научн.-практ.конф. -СП6.-.1999.-С. 39−43.
  126. Н.Г. Профессиональное образование в условиях рыночной экономики (статья). Инновации как фактор развития профессиональной школы: Матер, облает, педагог, чтений.- Тюмень: ТОГИРРО, 2005.-48с.
  127. Н.Г. Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся в вопросах и ответах. Тюмень.: ТОГИРРО, 2004 52 с.
  128. Н.Г. Современные технологии обучения (дидактические материалы). -Тюмень, 1997.- 43с.
  129. С.И. Школа и общество.- СПб, 1983.-99с.
  130. М.Б. Медицина России XVI—XIX вв.еков — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. 400 с.
  131. JI.M., Митин Г. В. Профессиональная деятельность и здоровье педагога М.: «Академия», 2005. — 368с.
  132. А.В. Введение в социальную педагогику.- М.: Просвещение, 1997.- 229с.
  133. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие, — М.: Педагогическое общество России.- 2001.-320с.
  134. А.В. Социальная педагогика. Учеб для студ. пед. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-184с.
  135. Е.О. Первые начала костоправной науки.- М., 1806 134с.
  136. Национальный проект «Здоровье» // Менеджер здравоохранения.- № 10.-2006 .-47с.
  137. Национальный проект «Здоровье» Анализ нормативной базы // Менеджер здравоохранения.- № 2.- 2006.-65с.
  138. Национальный проект «Здоровье» и новые задачи в управлении кадровыми ресурсами на этапе первичной медико-санитарной помощи // Менеджер здравоохранения.- № 3.- 2006.-98с.
  139. Национальный проект «Образование»: Нормативные правовые документы /Цветкова М.: Сфера, 2006. — 80с.
  140. Ю.В. Охрана окружающей среды: Учебное пособие. — М.: Высш. шк., 1997.-346с.
  141. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении. (Приложение к письму Минобразования России от 02.04.02. № 13−51−28/13).
  142. Обзор Тобольской губернии за 1914 г.- Тобольск, 1916.-117с.
  143. Общедоступное руководство по здоровому образу жизни / Под ред. Е. Г. Жука. Смоленск: Универсум, 2003.-231с.
  144. С.И., Шведова С. Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова 4-е изд. дополненное, 1997 — 944 с.
  145. О социальном партнерстве в России: процессы становления и развития. (Приложение к письму Мишина А. К. «Издательство Алтайского университета, 1997.-С. 115).
  146. Г. В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.- 208с.
  147. Основы психологии. Практикум / Под ред. Л. Д. Столяренко. Ростов на Дону: Феникс, — 1999 — 576с.
  148. Педагогика /Под ред. Сластенина В. А. М.: „Академия“, 2007.-286с.
  149. Педагогика в сестринском деле. Учебное пособие /Под ред. Л. Ф. Пшеничной. Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 352с.
  150. В.П. Здоровье любовь — красота. В 2-х книгах, 5 томах. СПб: „Петроградский и К“, — 1998. -1515 с.
  151. .Д. История медицины СССР.- Москва, „Медицина“, 1964.-318с.
  152. П.И. Учебник нового поколения. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 604с.
  153. Н.И. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1985. 495с.
  154. С. А. Образовательная среда профильного обучения: учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной. Спб.: КАРО, 2005.-128с.
  155. Постановление Правительства РФ от № 868 от 31.12.2005.
  156. Ю.П. Колыбель просвещения.- Тобольск: Изд-во Общественного Фонда „Возрождение Тобольска“, 2001.-97с.
  157. Приказ Минздравсоцразвития России № 188 от 22.03.2006.
  158. Приказ Минздравсоцразвития России № 255 от 22.11.2004.
  159. Психолого-педагогический словарь / Составитель Е. С. Рапацевич, Мн.: Современное слово, 2006 -928с.
  160. Рабочий учебный план для всех специальностей медицинского профиля „Ульяновский фармацевтический колледж“, 2007.-10с.
  161. Рабочий учебный план специальности „Сестринское дело“ Казанский базовый медицинский колледж, 2007.-8 с.
  162. Рабочий учебный план специальности „Сестринское дело“ Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова, 2007, — 6с.
  163. Рабочий учебный план специальности „Сестринское дело“ Тюменский медицинский колледж, 2008.-12с.
  164. Т.М. Муниципальный колледж: организационно-педагогические аспекты развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 -Екатеринбург, 1999.- 23с.
  165. Л.И., Мичина О. В. Развитие социальной активности обучающихся.- Самара, http//www.glossari.ru/
  166. А.Р. Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений. Атореферат дисс. на соиск. учён. степ, канд.пед. наук. СПб, 2002.-18с.
  167. Д.Ф.- Москва: Университет, 1780. 96с.
  168. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования Тюменской области.- Тюмень, 2005.- Ч.1,2.-78с.
  169. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования Тюменской области, Тюмень, 2006, 4.1,2.-112с.
  170. Секреты успеха Ури Геллера „Здоровье и счастье в ваших руках“ //Студенческий меридиан, 1991, № 11. С. 73−74.
  171. А. Если врач вместе с педагогом //Медицинская газета. -1995. № 62.- С. 17.
  172. И. Н. Новикова Л.И. К.П. Победоносцев. Школа и общество //Педагогика.- 1999.- № 3.- С.80−85.
  173. В.И., Громыко Ю. Российское образование: перспективы развития //Директор школы.- 2000.-№ 2.- С.3−12.
  174. В.И. Новое образование — путь к новому сообществу //Народное образование.- 1998.- № 5.- С.3−11.
  175. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека //Вопросы психологии.- 1986, — № 6.- С. 22−30.
  176. Словарь по общественным наукам. http//slovari.yandex.ru|dict|gl-social.
  177. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии. -М.: АРКТИ, 2003.-272 с.
  178. И.П., Ткаченко Е. В. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования).- М.: Издательский центр АПО, 2003.-280с.
  179. А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. -М.:"Академия», 2005. -208 с.
  180. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1600 с.
  181. Т. С. История медицины.- Москва, 1994.-323с.
  182. И.Г. Социокультурные процессы современного российского общества. Автореф. дисс.канд.социол. наук, — Курск, 2002.- 18с.
  183. Среднее медицинское образование. БМЭ. Изд. 2-е, т 17. С. 837.
  184. A.M. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии. Вып. 1. -М.: Медицина, 1991.- 231с.
  185. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006. № 17 601. Р
  186. Н.Н. Избранные педагогические произведения. — Тюмень: ТОГИРРО, 2003 225с.
  187. В. А. О воспитании /Сост. и автор вступит, очерков С. Соловейчик 6-е изд. — М.: Политиздат, 1988.-270с.
  188. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2001. — 288с.
  189. Л.Г. Проблемы адаптации учителей в новой парадигме в сб.: Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования: Тез. докладов Всерос.научн.-практич. конф. МОРФ.РИПКРО.-М., 1992.- С. 9−12 .
  190. Теоретические основы сестринского дела. Сборник материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела. Голицино -1993.
  191. Е.В. Реформа образования в Российской Федерации: Пленарный доклад на Российско-Американском семинаре по проблемам образования. Екатеринбург: Уральск, пед. ин-т, 1993. -22 с.
  192. В. Основные модели социального партнёрства //Человек и труд.- 1998.- № 6.-С.4−8.
  193. В. Социальное государство: сущность и генезис //Человек и труд.- 1998.- № 5.- С.10−13.
  194. Е.И. Валеология: Словарь М.: Флинта: Наука, 1999. -248с.201. .Трофимов В. В. Здравоохранение Российской Федерации за 50 лет.-Москва, «Медицина», 1967.-112с.
  195. А.П. Взаимосвязь вариативности организации обучения и возрастных особенностей учащихся в . процессе обучения /Гуманитаризация образования. -Л.ЛГПИ, 1990, — С.133−135.
  196. Я.С. Созидательные силы общества, каковы они? //Образование и общество.- 2003.- № 5.- С.54−56.
  197. A.M. Социализирующая роль и адаптивные механизмы образования. Автореферат дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук.- Кемерово: Кемеровский государственный университет.- 2000.-18с.
  198. В. Семейная политика основа оптимизма //Социальная педагогика.- 2003.- № 4.- С. 16−22.
  199. К.Д. Избранные труды М.: Дрофа, 2005. — 541с.
  200. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том 2 М.: Изд. Академии педагогических наук, 1950.- 627с.
  201. Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития): учебное пособие к спецкурсу. JL: ЛГПИ, 1990. 82 с.
  202. Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России (1878 -1918). -М.: Педагогика, 1980. — 144с.
  203. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.- Московский психолого-социальный институт, 2004.-670с.
  204. Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М., 1995.
  205. Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М., 2002. — 159 с.
  206. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-839с.
  207. А .Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства сообществ //Общественные науки и современность, — 2002.- № 1.- С.166−183.
  208. А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ. Доклад на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 года //Народное образование.- 2004.- № 1. -С 7−12.
  209. И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1981.-129с.
  210. А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения.-Спб.: Питер.-2004.-541 с.
  211. Г. И., Полис А. Ф. Социальные проблемы медицины. -М.: Медицина, 1968.-349с.
  212. Г. И. Социализация.- М.: Медицина, 1974.-168с.
  213. Н.В. Концептуальные основы проектирования учебно-методического обеспечения // Наука и образования, вып. 18/ Под ред
  214. Н.В.Чекалевой. Омск. — 2000. — С.8−19.
  215. Е.В. Лекции по социальной медицине. М.: Владос, 2000.-186с.
  216. Е.В. Лекции по социальной медицине. М.: МГСУ, 2001.-254с.
  217. Е.В. От эпидемии здоровья к институту социальной медицины //Психология зрелости и старения. 2000.-№ 5.-С.27−31.
  218. Е.В. Прикладная социальная медицина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-254с.
  219. Е.В. Социальная медицина. М.: Владос, 2000.-231с.
  220. О. Д. Общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков. Дисс. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук.- Кострома: Костромской гос. университет им. Некрасова.- 2000.- 197с.
  221. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-22с.
  222. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Академия, 2007. — 384с.
  223. В. Учреждение профессионального образования в системе социального партнёрства //Новые знания.- 2002.- № 2 -С. 11−14.
  224. С.Т. Изучение деревни и социальная педагогика // Педагогические соч. в 4-х тт.-Т.З.-М- 1964.- С. 242−243.
  225. Н.А. Управление развитием образования региона в период социально-экономических реформ. Дисс. на соиск. учён. степ. канд. социол. наук.- Тюмень, 1999.-186с.
  226. З.С. Опыт подготовки медицинских сестер в Болгарии // Сестринское дело.- 2006.- № 7.- С. 16.
  227. JI.A. Методология психолого-педагогических исследований.- Омск: ОмГПУ, 2007. 204с.
  228. Энциклопедия социологии. http//slovari.yandex.ru|dict|gl-sociologi.
  229. Н.М. «Сибирь как колония».- СПб.: Питер, 1882.- 464с.
  230. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998. — 639с.
  231. Allchin, D. Professional reflection on teaching. Retrieved April 3, 2002, from University of Texas at El Paso.
  232. Allchin, D. Teaching philosophy. Retrieved April 3, 2002, from University of Texas at El Paso.
  233. Bradshaw, M. Effective learning: What teachers need to know. In Fuszard s innovative teaching strategies in nursing (3 ed.). Gaithersburg, MD: Aspen Publishers, Inc.- 2001.
  234. De Voung, S. Teaching strategies for nurse educators. Upper Saddle River, NJ: Prentige Hall 2003.
  235. Gleit, C. Theories of learning. In M. Boyd, B. Graham, C. Gleeit, & N. Whitman (Eds.), Health teaching in nursing practices (pp. 65−98) Stanford, 1998. CT: Appieton & Lange.
  236. Graham, B. The environment. In Health teaching in nursing practice (3 ed.) Stamford, CT: Appieton & Lange, 1998. pp. 101−106.
  237. London, F. No time to teach? A nurse’s guide to patient and family education. New Vork: Lippinconcott.- 1999.
  238. , S.H., & Stallings, K.D/ Patient education: Principles and practices4 ed.). New Vork: Lippincott. 2001 .-239p.
  239. Goodson I., Hargreaves A. Teachers' professional lives. London: Publishing House «Falmer», 1996. — 137 p.
  240. Hadfield J.A. Childhood and adolescence. Penguin Books Ltd., 1962. -286 p.
  241. Lawn M. From Responsibility to Competence: a new context fro curriculum studies in England and Wales II Journal of Curriculum Studies. UK, 1990, vol. 22, 4. — pp. 388−392.
  242. Schon D. The Reflective Practitioner: how professional think in action. -NY: Basic Books, 1983. 117 p.
  243. Troman G. The Rise of the New Professionals // British journal of sociology of education. UK: Abingdon, 1996, vol. 4. — pp. 473−487.
  244. Trca Stanislav Umeni Zdrave Zit, Praha, 1980. 232.
  245. Valentine C.W. Psychology and its bearing on education. Methuen & Co Ltd., 1965.-649 p.
  246. Vosniadou S. How children learn. Brussels: IAE, 2001. — 31 p.
  247. Welsh G S. Perspective in the study of creativity // The journal of Creative Behavior, 1973, vol 7. p. 231−246.
Заполнить форму текущей работой