Выбор скоростных режимов уплотнения снега дорожными машинами
Работы по строительству подъездных дорог и дорог вдоль трасс строящихся линий электоропередач, нефтегазопроводов и других линейно-протяженных коммуникаций часто ведутся без предварительных изысканий, технических условий и проектов, а в зимнее время работы по их строительству, в основном сводятся, к расчистке проезжей полосы от снега. Это является основным недостатком зимних дорог традиционной… Читать ещё >
Содержание
- Введение.стр
- Глава 1. Анализ методов уплотнения снега при возведении зимних дорог. стр
- 1. 1. Сравнение методов возведения зимних дорог. стр
- 1. 2. Классификация зимних дорог. стр
- 1. 3. Конструкции зимних дорог. стр
- 1. 4. Технология строительства зимних дорог. стр
- 1. 5. Уплотняющие машины, используемые при строительстве зимних дорог. стр
- 1. 6. Методы достижения высокой плотности полотна зимних дорог. стр
- Выводы к 1 главе. стр
- Глава 2. Влияние параметров уплотняющих машин и физико-механических свойств снега на эффективность его уплотнения. стр
- 2. 1. Структура снега и его свойства. стр
- 2. 2. Физические процессы, протекающие при уплотнении снега. стр
- 2. 3. Определение основных факторов, влияющих на эффективность уплотнения снега. стр
- 2. 4. Описание процесса уплотнения снега под действием нагрузки. стр
- Выводы ко 2 главе. стр
- Глава 3. Экспериментальное изучение уплотнения снега. стр
- 3. 1. Лабораторное изучение уплотнения сухого снега. стр
- 3. 1. 1. Применение математического планирования многофакторного эксперимента для исследования процесса уплотнения снега. стр
- 3. 1. 2. Оборудование для проведения лабораторных исследований. стр
- 3. 1. 3. Результаты экспериментальных исследований. стр
- 3. 1. 4. Выявление закономерности изменения плотности уплотняемого снега в зависимости от его физико-механических свойств, а также технологических параметров уплотнения. стр
- 3. 1. 5. Анализ результатов экспериментальных исследований. стр
- 3. 2. Лабораторное изучение уплотнения увлажненного снега. стр
- 3. 1. Лабораторное изучение уплотнения сухого снега. стр
- Выводы к 3 главе. стр
- Глава 4. Практическое использование результатов исследований. стр
- 4. 1. Разработка методики выбора скоростных режимов работы снегоуплотняющих машин. стр
- 4. 2. Внедрение результатов исследований, их техникоэкономическая эффективность. стр
- Выводы к 4 главе. стр
- Общие результаты и
- выводы.стр
Выбор скоростных режимов уплотнения снега дорожными машинами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие Западно-Сибирского региона, являющегося основной топливно-энергетической базой России, предопределяет интенсивное строительство, ремонт и реконструкцию магистральных и межпромысловых трубопроводов. По Тюменской области в год строится 3.5 тыс. км и ремонтируется от 7,5 до 10 тыс. км. магистральных и промысловых трубопроводов. Строительство и ремонт трубопроводов производится в условиях почти полного отсутствия проездов вдоль трасс строящихся линий электоропередач, нефтегазопроводов и других линейно-протяженных коммуникаций. Общий уровень расходов в связи с перемещением центра нефтегазовой добычи в новые, более удаленные необжитые районы с экстремальными природно-климатическими условиями, остается высоким. Суровый климат, заболоченность и высокая обводнённость грунтов (в Западной Сибири 60% трасс проложено в болотах) делают практически невозможным летнее строительство без применения специальной вездеходной техники, поэтому единственно приемлемым и экономически целесообразным в настоящее время остается зимний период времени года. В такой ситуации для упомянутых почвенно-грунтовых условий наиболее применимым вариантом проездов вдоль трасс строящихся линий электоропередач, нефтегазопроводов и других линейно-протяженных коммуникаций является устройство зимних автомобильных дорог — зимников, позволяющих доставлять грузы и технику в любые районы строительства и эксплуатации месторождений. Создание временных дорог, полотно и дорожная одежда которых выполняются из снега, льда и мерзлого грунта, в зимнее время года также позволяет снизить затраты на сооружение их за счет использования холода как благоприятного фактора для получения дорожного полотна [28, 50, 54, 56, 65].
Временные зимние дороги в условиях Севера обладают такими достоинствами, как возможность быстрого сооружения с полной механизацией работ и минимальная потребность в привозных строительных материалах. 5.
Работы по строительству подъездных дорог и дорог вдоль трасс строящихся линий электоропередач, нефтегазопроводов и других линейно-протяженных коммуникаций часто ведутся без предварительных изысканий, технических условий и проектов, а в зимнее время работы по их строительству, в основном сводятся, к расчистке проезжей полосы от снега. Это является основным недостатком зимних дорог традиционной конструкции. По этой причине такие дороги строят при условии, что снегоперенос в месте работ не превышает 200 куб. м на метр дороги. В противном случае расчистка дороги приводит к большим экономическим затратам. К недостаткам расчищаемых автозимников относятся также малая прочность и существенные неровности поверхности покрытия, низкая скорость движения автотранспорта по ним.
Снеголедовые дороги, обладая общими с расчищаемыми автозимниками достоинствами, при качественном строительстве имеют прочное и ровное покрытие. Также они допускают возможность многократного, безопасного проезда транспорта и строительных машин с требуемыми скоростями движения, устойчивы и работоспособны в течение расчетного времени эксплуатации, обеспечивают необходимую пропускную способность и легко поддаются ремонту после разрушения проезжающим транспортом, предохраняют почву от разрушения ее покрова ходовыми системами машин.
Возведение снеголедовых дорог до настоящего времени выполняется с использованием практически примитивной технологии и слабо приспособленных подручных средств, что приводит к низкой производительности и невысокому качеству строительства. Малая эффективность способов строительства снеголедовых дорог для большегрузных автомобилей и автопоездов требует изучения процессов превращения снежного покрова в монолитное тело и создания на основе полученных знаний высокопроизводительных технологий и технологических средств для строительства снеголедовых дорог.
Для поиска рациональных вариантов в решении обозначенной проблемы необходимо рассматривать влияние физико-механических свойств используе6 мого при строительстве снега и технологических параметров уплотнения на плотность и твердость дорожного полотна снеголедовой дороги, от которых зависит способность зимника обеспечивать движение транспорта.
Поэтому целью данной работы является повышение эффективности работы уплотняющих машин при строительстве автомобильной снеголедовой дороги в условиях Российского Севера посредством оптимизации технологических параметров уплотнения снега в зависимости от его физико-механических свойств.
Для достижения этой цели в дисертационной работе решаются следующие задачи:
— установление закономерности изменения плотности дорожного полотна зимника в зависимости от физико-механических свойств используемого при строительстве снега, а также технологических параметров уплотнения;
— экспериментальное обоснование и подтверждение теоретических положений и научно-технических решений по созданию снеголедовых дорог;
— определение эффективных параметров работы снегоуплотняющих машин;
— разработка методики выбора скоростных режимов работы снегоуплотняющих машин, используемых при строительстве снеголедовой дороги;
— определение эффективности экспериментальных исследований.
При решении поставленных задач использовался экспериментально-теоретический метод, основанный на элементах прикладной математики. Экспериментальные исследования проведены на разработанной автором установке с использованием математических методов планирования эксперимента.
Научную новизну проведённых исследований составляют следующие результаты:
— установлены закономерности изменения плотности снега в зависимости от его свойств и технологических параметров уплотнения;
— выявлены факторы, влияющие на получаемую плотность снега при его уплотнении, и разработана математическая модель их влияния- 7.
— определены численные значения факторов влияния, при которых достигается наибольшая плотность снега.
Практическая ценность результатов исследований состоит в разработке методики выбора скоростных режимов работы для снегоуплотняющих машин, использование которой при строительстве снеголедовой дороги в насыпи позволит получить высокое значение плотности дорожного покрытия, и, следовательно, увеличить его несущую способность.
Диссертация выполнена на кафедре «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Тюменского государственного нефтегазового университета. Результаты работы используются в проектных разработках ХТТ ОАО «Сибнефтепровод» и СКБ «Газстроймашина», направленных на создание машин для уплотнения снега и возведение прочного и надёжного полотна снеголедовой дороги, обеспечивающего необходимую пропускную способность и возможность многократного, безопасного проезда транспорта и строительных машин с требуемыми скоростями движения. Также результаты используются в учебном процессе для студентов специальности «Строительные и дорожные машины» в Тюменском государственном нефтегазовом университете.
Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях:
Эксплуатация технологического транспорта и специальной автомобильной и тракторной техники в отраслях топливно-энергетического комплекса", Тюмень, 1997; «Интерстроймех — 98», Воронеж, 1998; «Новые технологии нефтегазовому региону», Тюмень, 1998; «Проблемы адаптации техники к суровым условиям», Тюмень, 1999; «Научные проблемы Западно-Сибирского нефтегазового региона: гуманитарные, естественные и технические аспекты», Тюмень, 1999., а также на семинарах кафедры «Подьемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» Тюменского государственного нефтегазового университета. 8.
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.
1. Решена научно-практическая задача повышения эффективности работы уплотняющих машин при возведении автомобильной снеголедовой дороги в условиях Российского Севера за счёт оптимизации технологических параметров уплотнения снега в зависимости от его физико-механических свойств.
2. Установлены закономерности изменения плотности снега в зависимости от его свойств и параметров уплотняющей машины.
3. Выявлены основные факторы, влияющие на получаемую плотность снега при его уплотнении, и разработана математическая модель их влияния. К ним относятся: уплотняющая нагрузка, начальная плотность снега, температура снега, скорость изменения уплотняющей нагрузки.
4. Определены эффективные технологические параметры уплотнения снега и его физико-механические характеристики, при которых достигается наибольшая плотность полотна снеголедовой дороги. Экспериментально подтверждено, что с повышением температуры конечная плотность уплотняемого снега возрастает. Наиболее интенсивный рост плотности наблюдается при температурах выше -10 °С. Установлено, что с уменьшением скорости изменения нагрузки эффективность уплотнения повышается. Причём при скорости изменения нагрузки менее 3 кПа/с влияние ее на конечную плотность снега незначительно. Определено, что в зоне влажности снега от 6% и до 14% зависимость конечной плотности уплотняемого снега от его влажности носит почти линейный характер. Далее, при значениях влажности свыше 14% повышение плотности становится прогрессирующим.
5. Разработана методика выбора скоростных режимов работы для снегоуплот-няющих машин. Экономический эффект при использовании методики образуется за счёт снижения времени на восстановление полотна снеголедовой дороги, приводимой в негодность колееобразованием (как результатом не.
97 доуплотнения дорожного полотна, т. к. не учитывается влияние скоростных режимов работы уплотняющих машин). Расчётный экономический эффект от строительства 1 км. снеголедовой дороги в год составил 62 595,58 руб.
6. Разработанные рекомендации по выбору скоростных режимов уплотнения снега дорожными машинами внедрены в ХТТ ОАО «Сибнефтепровод» при возведении экспериментального участка снеголедовой дороги протяжённостью 5 км в районе компрессорной станции «Приозёрная» г. Надым, годовой экономический эффект от внедрения которого составил 3551 тыс. руб. Также результаты исследований используются в СКБ «Газстроймашина» при создании машин для уплотнения снега. Кроме того, результаты исследований используются в учебном процессе ТюмГНГУ при подготовке инженеров по специальности «Подьемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» .
Список литературы
- Автомобильные дороги Севера. // Под. ред. Золотаря И. А. — М., Транспорт, 1981.247 с.
- Адлер Ю.П. и др. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. 2-е изд., перераб. и испр. — М.: Наука, 1976. — 249 с.
- Барахтанов Л. В. Обоснование зависимости нагрузка-осадка при вертикальной деформации снега / Горьковский полит, ин-т, Деп. в ЦНИИТЭстрой-маш № 53-сд90 (1), 1990. -16 с.
- Батраков О. Т. Распределение контактных давлений по следу пневматического колеса на жёсткой поверхности. Труды Харьковского автомобильно-дорожного ин-та, вып. 18. Изд-во ХГУ, 1956. С. 35−43.
- Беляев Н. М. Применение теории Герца к подсчётам местных напряжений в точке соприкасания колеса и рельса. «Вестник инженеров», т. III, № 12, 1917. С. 281−288.
- Беляев Н. М. Местные напряжения при сжатии упругих тел. Инженерные сооружения и строительная механика. Л., «Путь», 1924. С. 27−108.
- Бережной Ю. И., Деревянко Л. П. Методика построения квази Д — оптимальных планов эксперимента при исследовании горнотранспортных машин // Горные, строит, и дорожные машины, — 1975. — вып. 19. С. 91−100.
- Бородавкин П. П. Сооружение магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1987.- 471 с.
- Вайсберг И. С., Вильдерман В. Н. О реологической модели уплотняемого снега / ВНИИстройдормаш., Деп. в ЦНИИТЭстроймаш. 1982. — 13 с.
- Вахидов У. Ш. Влияние использования снегоходных машин в весенне-осенний период на изменение урожайности растений: (диссертация). -Нижний Новгород, 1998.- 147 с.99
- Вощинин Н. П., Смоленцева В. А. К вопросу уплотнения грунтов катками на пневмошинах. Труды СоюздорНИИ, вып. 9, Балашиха, 1966. С. 59−69.
- Вялов С. С. Реологические основы механики грунтов. М.: Высшая школа, 1978.- 447 с.
- Гмотинский В. Г. Проходимость зимних дорог автотранспортом. В кн.: Труды совещания по проходимости колёсных и гусеничных машин по целине и грунтовым дорогам. М.: изд. АН СССР, 1950. С. 175−194.
- Дроздов Е. А. и др. Климатология. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 568 с.
- Дюнин А.К., Бялабженский Г. В., Л.М. Рудаков, О. В. Уткин, Л.Н.Плакса. Зимнее содержание автомобильных дорог / Под ред.А. К. Дюнина 2-е изд. -М.: Транспорт, 1983.- 200 с.
- Иванов В. Н. Высокоэффективная изоляция в основаниях. М.: Транспорт, 1988.- 134 с.
- Инструкция по строительству, содержанию и эксплуатации снежных и ледяных лесовозных дорог. Архангельск, 1982. — 105 с.
- Инструкция по проектированию, строительству и содержанию автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР / ВСН 137−87. М.: Минтрансстрой, 1987. — 134 с.
- Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации усовершенствованных ледяных переправ.-Тюмень, Главтюменьнефтегаз, 1988. 134 с.
- Использование тепловых устройств для разработки мёрзлых грунтов и возведения снеголедовых дорог при строительстве трубопроводов. / Тюменский индустриальный институт. ГР 0186.53 564. Тюмень, ТюмИИ, 1986. 100 с.
- Калужский Я. А. Теоретические основы укатки дорожных покрытий. Труды Харьковского автомобильно-дорожного ин-та, вып. 8. Изд-во ХГУ, 1949. С. 55−73.
- Карнаухов Н. Н., Дорошенко И. Г., Вантик В. Н. и др. Устройство для уп-лотн. снега на дорогах. АС № 1 350 234 СССР. Бюл. № 41, опубл. 07.11.87.100
- Карнаухов Н. Н., Иванов А. А., Бантик В. Н. и др. Устройство для уплотнения снега. Описание изобр. к АС № 1 461 815. Бюл. № 8, опубл. 28.02.89.
- Карнаухов Н. Н., Мерданов Ш. М., Иванов А. А. Роторный рабочий орган. Описание изобр. к АС № 1 731 907. Бюл. № 17, опубл. 07.05.92.
- Карнаухов Н. И., Мерданов Ш. М., Иванов А. А. Устройство для уплотнения дорожных насыпей. А.С.№ 1 810 435. Бюл. № 15, опубл. 08.06.93.
- Карнаухов И. И., Мерданов Ш. М., Иванов А. А. Устройство для изготовления строительного материала для зимних автодорог. Описание изобр. к АС № 1 723 232. Бюл. № 12, опубл. 30.03.93.
- Карнаухов Н. И., Мерданов Ш. М. Каток для уплотнения снега при строительстве снеголедовых дорог. // Тез. Докл. регион, научн.-тех. конференции «Эксплуатация машин в суровых условиях». Тюмень, 1989. С. 100−103.
- Карнаухов Н. Н., Мерданов Ш. М. Механизация строительства дорог из уплотнённого снега. Тюмень, 1989. — 78 с.
- Карнаухов И. Н. Приспособление строительных машин к условиям Российского Севера и Сибири.- М.: Недра, 1994. 351 с.
- Карнаухов Н. Н., Котельников В. В., Мерданов Ш. М. и др. Устройство для очистки раб. органа машины. А.С.№ 2 122 616. Бюл. № 33, опубл. 27.11.98.
- Климат СССР. Районирование и статистич. параметры климатич. факторов для технич. целей. /ГОСТ 16 350−80.- М.: Изд-во стандартов, 1981. 140 с.
- Климат территории нефтегазовых месторождений на полуостровах Тазовский и Ямал. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. 220 с.
- Кнатько В. М., .Руднева И. Е., Баринов Е. Н., Чижевский Ю. С. Математические методы и планирование эксперимента в грунтоведении и инженерной геологии. Л., Ленинградский университет, 1983.- 113 с.
- Кнорозов В. И., Петров И. П. О распределении давлений в контакте шины с опорной поверхностью. Труды НАМИ, вып. 79, М., 1965. С. 74−81.101
- Котельников В. В. Выбор оптимальных условий уплотнения снега при строительстве снеголедовых дорог. в Тезисах докладов XVII научно-технической конференции: Новые технологии — нефтегазовому региону. -Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. С. 118−119.
- Котельников В. В., Мерданов Ш. М. Экспериментальное изучение уплотнения влажного снега. в Тезисах докладов международной научно-практической конференции: Проблемы адаптации техники к суровым условиям. — Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. С. 113−115.
- Лефевр Л. Зим. дороги и переправы. Civil Engineering, № 12, 1979. С. 15−18.
- Мерданов Ш. М. Совершенствование методов строительства и ремонта трубопроводов в усл. Кр. Севера: (диссертация).- Тюмень, 1996- 145 с.
- Мишин В. А. и др. Строительные и дорожные машины для Сибири и Крайнего Севера. Изд-во: ЦНИИТЭстроймаш. 1988. 44 с.
- Налимов В. В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. — 207 с.102
- Николаев С. Н. Оценка эффективности совершенствования эксплуатации парка строительных машин для сооружения магистральных трубопроводов. -М.: Недра, 1986. 48 с.
- Николаев С. Н. Характеристики эксплуатационных качеств строительных машин. М.: Информнефтегазстрой, 1982. 57 с.
- Новиков И. П. Охрана северных экосистем и новые строительные технологии. // М.: Строительство трубопроводов, 1985, № 5. С. 22−23.
- Островцев Н. А. Самоходные катки на пневматических шинах. М., «Машиностроение», 1969, 103 с.
- Разработка технологии и проектирования комплекта навесных орудий на машины для строительства снеголедовых дорог в зоне строительства трубопроводов. Отчёт о НИР. ГРО 184.64 751.- Тюмень, ТюмИИ, 1987. 141 с.
- Растригин Л. А. Статистические методы поиска. М.: Наука, 1968. — 376 с.
- Рекомендации по технологии строительства зимних подъездных вдольтрассовых дорог. М.: Тюм. филиал ВНИИСТа. 1979. 31 с.
- Ронгонен В. Э. Выбор параметров фрезерно-теплового оборудования машин для стр-ва снеголед. дорог: (диссертация). Красноярск, 1987. — 177 с.
- Савенко В. А. Комплексная механизация сооружения магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1981. — 295 с.
- Саттаров Т. X., Вислобицкий П. А. Строительство зимн. дорог для освоения нефтегазодобывающих районов Зап. Сиб. М.: ВНИИОЭНГ, 1987. — 43 с.
- Саттаров Т. X., Ментюков В. П., Прохоренков В. Д. и др. Строительство временных дорог при сооружении нефтегазопромысловых трубопроводов. -М.: ВНИИОЭНГ, 1981. 62 с.
- Снег: Справочник Под ред. Д. М. Грея, Д. X. Мэйла- перевод с англ. / под ред. В. М. Котлякова. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. — 751 с.
- Строительство зимних дорог для освоения нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. М.: ВНИИОЭНГ, 1987. 52 с.103
- Суховский А. Б., Ронгонен В. Э. Машины для возведения снеголедяных покрытий. Строительные и дорожные машины, № 4, М.: 1978. С. 12−14.
- Ульянов Н. А. Эксплуатация катков на пневматических шинах. М., Авто-трансиздат, 1956. 78 с.
- Фёдоров В.В. Теория оптимального эксперимента.-М.: Наука, 1971- 312 с.
- ХархутаН. Я. Дорожные машины. Л., «Машиностроение», 1976, 176 с.
- Хархута Н. Я., Иевлев Н. М. Реологические свойства грунтов. М., Авто-трансиздат, 1961. 62 с.
- Хархута Н. Я. Машины для уплотнения грунтов. Л., «Машиностроение», 1973, 176 с.
- Хиксс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М.: Мир, 1967. — 406 с.
- Цытович Н. А. Механика грунтов (краткий курс): Учебник для строит, вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1983. — 288 с.
- Шабанов П. П., Карнаухов Н. Н. и др. Строительство снеголедовых дорог в Заполярье. // Строительство трубопроводов, № 10, 1988. С. 35−37.
- Шалман Д. А. Снегоочистители. Л.: Машиностроение, 1985. — 182 с.
- Abels Н. 1892. Beobachtungen der taglichen periode der temperatur im schnee und bestimmun des warmeleitungsvermogens des schnees als function seiner dichtigkeit. Rep. Meteorol. Bd. XVI. No. 1, pp. 1−53.
- Devaux J. 1933. Ann. de phys. pp. 228−231.
- Dorsey N. E. 1940. Properties of Ordinery Water-substance in all its Phases: Water Vapor, Water and all the Ices. Mono. Ser. No.8, Am. Chem. Soc. Rheinhold Publ. Corp. (reprinted Hafner Publ. Co., New York, 1968).
- Fritzsche W. 1974. New electronic avalanche rescue devices. Rep. Inst. High Frequency and Electronics, Tech, Univ. Graz, Austria.
- Glen J. W. 1974. The phisics of ice. Mono II C2a., US Army Cold Reg. Res. Eng. Lab., Hanover, N. H.104
- Iosida Z. And others. 1955. Phisical studies on deposited snow: Thermal properties. Inst, of Low Temp. Sci., Hokkaido Univ., Sapporo, pp. 53−62.
- Jaafar H. and J. J. C. Picot. 1970. Thermal conductivity of snow by a transient state probe method. Water Resour. Res., Vol. 6, No. 1, pp. 333−335.
- Jansson M. 1901. Ofrers. K. Svenska. Vet. Akad. Forh. Vol. 58, pp. 207−222.
- Keenan J. H., F. G. Keyes, A. G. Hill and J. G. Moore. 1969. Steam Tables. John Wiley and Sons, Inc., New York, N.Y.
- Martin H. «Az. Automobiltechnische Zeitschrift», Heft 9. 1965. S 293−296.
- Mellor M. 1997. Ehgineering properties of snow. J. Glasiol., Vol. 19, No. 81, pp. 15−16.
- National Research Council. 1954. Int. Assoc. Hydrol. Sci., classification for snow. Tech. Memo No 31. Nat. Res. Couc. Can., Ottawa, Ont.
- Pitman D. and B. Zuckerman, 1967. Effective thermal conductivity of snow at -88 °C, -27 °C and -5 °C. J. Appl. Phis. Vol. 38, pp. 2698−2699.
- Sulakvelidze G. K. 1959. Thermal conductivity equation for porous media containing saturated vapor, water and ice. Bull. Acad. Sci. USSR Geophis. Ser., January, pp. 180−188.
- Van Dusen M. S. 1929. Thermal conductivity of non-metallic solids. Int. Crit. Tables. Vol. 5, pp. 216−217.105