Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование духовных потребностей и интересов старшеклассников в процессе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Своеобразие цредметов художественного цикла, в основе которых лежат конкретные искусства и наука, дающая школьникам представление о познавательной, образовательной и воспитательной роли, о своеобразии языка художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, способах их воздействия на читателя, слушателя, зрителя и пр., дает основание считать педагогически целесообразным условия… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ШВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С МУЗЫКОЙ
  • I. Психолого-педагогическая сущность духовных потребностей и интересов
  • 2. Комплексное использование литературы и музыки — условие успешного формирования духовных потребностей и интересов учащихся
  • 3. Педагогические предпосылки привлечения музыки в процессе" анализа литературных, произведений
  • 4. Психологические цредпосшпси использования музыки на уроках литературы. 57 ~
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С МУЗЫКОЙ
    • I. Анализ литературных и музыкальных произведений и принципы их взаимосвязи
    • 2. Привлечение музыки в процессе анализа литературного произведения как условие формирования духовных потребностей и интересов учащихся

Формирование духовных потребностей и интересов старшеклассников в процессе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общество зрелого социализма предполагает не только экономические и социальные преобразования, но и становление нового человека, развитие у него высоких идейно-нравственных и моральных качеств, формирование коммунистического мировоззрения и пробуждение высоких духовных потребностей и интересов. Согласно К. Марксу «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» 1.

Все многообразие форм человеческой деятельности в нашем обществе ориентировано именно на развитие человека, раскрытие его творческих способностей, воспитание у него нравственно-эстетических идеалов, свойственных обществу зрелого социализма, где человек — высшая ценность. Сегодня все более реальной становится светлая ленинская мечта о переходе «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей» 2.

Идея всестороннего развития личности воплощена в ряде документов принципиальной важности: в Программе КПСС, решениях ХХУТ съезда КПСС, закреплена в Конституции СССР, а также нашла широкое развитие и в других партийных и правительственных документах3*" 4.

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.З.

2. .Ленин В. И. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, с. 33.

3. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1971, с.122−123.

4. Конституция «Основной закон» Союза Советских Социалистических Республик. Статья 20, — М.: Юрид.лит., 1980, с. 10.

В материалах ХХУ1 съезда КПСС, в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года» выдвинута задача обеспечения поступательного роста образовательного и культурного уровня народа посредством совершенствования форм и методов трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения*.

Большая доля забот в решении задачи, которая предполагает формирование у учащихся не только потребности к овладению знании в рамках учебной программы, но и потребности в постоянном общении с различными произведениями культуры и искусства и воспитание новой, гармоничной личности приходится на общеобразовательную школу. Поэтому параллельно с изучением учебных предметов, расширяющих общий познавательный кругозор учащихся, следует приобщать их к искусству, усвоение которого способствовало бы формированию общей эстетической культуры, духовных потребностей и интересов школьников.

Общая цель воспитания всесторонне развитых строителей коммунистического общества должна быть конкретизирована как про-гршлма формирования щ>кой, духовно богатой, творчески активной человеческой личности, личности гражданина СССР. В «Основах Законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» говорится: «Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на вдеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно тру.

I. Материалы ХОТ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981, с. 172−183. диться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать соЕдаалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека" -1-. Решению этой задачи посвящено изучение всех учеб" ных цредщетов в школе, в том числе предметов художественного цикла.

Социалистическая революция в корне преобразила жизнь народов, населяющих территорию Советского Союза, положила начало интернациональной культуры этих народов. На основе все бохее тесного сближения и взаимообогащения культур народов сейчас, как никогда, в СССР происходит процесс становления и утверждения основных принципов советской многонациональной культуры: культура и искусство каждого народа, оставаясь глу-бово национальным, приобретают новые интернациональные черты, чтс придает им, выражаясь словами Мариетты Шагинян, «грядущую универсальностьОбщение с таким «универсальным» искусством, несомненно, будет способствовать формированию интер-напдонального сознания, духовных потребностей и интересов школьников. Б этой связи из всей совокупности учебных дисциплин. в школе особо важную роль приобретают уроки литературы, музыки, изобразительного искусства. Обращаясь к внутреннему.

1. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик.

Сборник документов 1917;1973 гг.- М.: Юрид.лит., 1982, с. 105.

2. Шагинян М. Об армянской литературе и искусстве.- Ереван:

АН Арм. ССР, 1961, с. 179. шару учащегося, к его чувствам и эмоциям, активизируя при этом процесс сопереживания и соучастия, литература, музыка, изобразительное искусство помогают более глубокому пониманию нравственно-эстетических идеалов художника, лучшему пониманию запечатленных в произведении картин жизни.

Своеобразие цредметов художественного цикла, в основе которых лежат конкретные искусства и наука, дающая школьникам представление о познавательной, образовательной и воспитательной роли, о своеобразии языка художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, способах их воздействия на читателя, слушателя, зрителя и пр., дает основание считать педагогически целесообразным условия изучения упомянутых учебных предметов, уроков и внеклассных занятий, способных повысить образовательно-воспитательный эффект формирования идеалов коммунистического мировоззрения, нравственных представлений, убеждений и поведения школьников. Отсюда следует, что при изучении предметов художественного цикла целесообразно устанавливать межпредаетные ассоциации, открывающие возможность переноса знаний, умений, навыков из одной области искусства в другую. О необходимости такой связи говорит министр просвещения СССР М. А. Прокофьев: «Закономерно возникает вопрос: а надо ли ограничивать школьный курс только литературными произведениями? В истории культуры народов так ли резко ограничиваются от литературы живопись, музыка, а в наши днитеатр и искусство? Может быть следует включить в курс литературы и знакомство с каким-то строго ограниченным кругом произведений живописи, музыки и др. Все это, несомненно, надо делать, но только при тщательном, экономическом отборе материала, увязывая его и с историческими курсами» *,.

Глубокое проникновение в замысел литературных и музыкальных произведений, понимание их идеи требуют тщательною анализа, в процессе которого учащиеся получают надежные литературоведческие и музыковедческие знания, благодаря которым «.выпускники школы сумеют проследить развитие мысли писателя (композитора A.M.) и от явлений, лежащих на поверхности, перейти к глубинному выражению социальных, нравственно-гуманистических воззрений автора, примут или отвергнут философию жизни художника, противопоставив ей высокие идеаг лы, продиктованные кодексом строителя коммунизма» 2.

Актуальность проблеми. Возможность привлечения музыки при изучении литературных произведений, их параллельного анализа на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую не исследована. Поэтому наша экспериментальная работа, направленная на раскрытие некоторых путей и методов формирования духовных потребностей в общении с литературой и пробуждения интереса старшеклассников к музыке на упомянутой основе, является актуальной и современной. Такая работа помогает учителю осуществлять формирование духовных потребностей школьников, пробуждение их интереса к смежным с литературой искусствам, основываясь на сознательном и активном участии в постижении произведений. В частности применительно к задуманному нами исследованию этот путь помогает.

1. Прокофьев М. А. «Советская школа к 50члетию образования СССР.- Советская педагогика, 1972, № 12, с. 7.

2. Квятковский Е. В. Единство научно-методических принциповважное условие повышения эффективности художественного образования и воспитания школьников.- Советская педагогика, 1979, № 9, с.42−43. на конкретном литературном и музыкальном материале формировать у учащихся навыки оценочного суждения о литературном тексте и музыкальном произведении, написанном на этот текст, умения просто и выразительно выражать свои мысли и чувства о прочитанном и прослушанном и умения разбираться в идейно-художественном содержании обоих искусств.

Нахождение наиболее оптимальных форм, методов и приемов в «арсенале» педагогической мысли для выявления и реализации потенциальных возможностей литературы в формировании духовных потребностей старшеклассников на современном этапе является важной задачей педагогической науки, существенным фактором в деятельности общеобразовательной школы во всех ее звеньях. В этой связи определенную роль цриобретает вопрос взаимодействия различных видов искусства в процессе обучения. Этой проблеме советская педагогика всегда уделяла внимание. Еще на заре Советской власти идея комплексного использования различных видов искусства в процессе учебно-воспитательной работы в общепедагогическом плане была провозглашена Н. К. Крупской и A.B. Луначарским. Неодно|фатно говорилось об этом в трудах Б. В. Асафьева, М. А. Рыбниковой, В. Н. Шацкой, где эта идея получила дальнейшее развитие. В настоящее время идея комплексного воздействия искусства на ребенка расширяется и углубляется в теоретическом плане и в практической деятельности эстетиков — Борева Ю. Б., Бурова А. И., Ванслова В. В., Разумного В. А., Скатерщикова В.К.- психологов — Божович Л. А., Леонтьева А. Н., Менченской Б. М., Шарова Ю. В. — деятелей культуры — Алексина А. Г., Михалкова C.B., Йеменского Б. М., Образцова C.B., Сац Н.И.- дидактов и методистов — Апраксиной O.A., Кабалевского Д. Б., Квятковского Е. В., Лихачева В.Т."Филонова.

Г. Е. Свой вклад в решение проблемы внесли и Абдулдин Э. Б., Алиев Ю. Б., Баренбойм М. А., Верб М. А., Гембицкая Е. П., Пред-теченская Л.ГЛ., Ригина Г, С., Юсов Б. П. и др.

Проблема взаимосвязи литературы с музыкой и другими видаки искусства нашла свое отражение и в диссертационных исследованиях Митяевой З. А., Тюленева А. К., Ципиной H.A. В плауне применения различных видов искусства в целях более глубокою раскрытия и осмысления литературного произведения, а тавже формирования интереса к ним и потребности в общении с ними интересны исследования Горюхиной Э. Н., Григорович Я. Д., Давыденко A.A., Лолуа В. В. Используя искусство на уроках литературы, они внесли свой вклад в теорию педагогики и обогатили практику методическими принципами формирования духовных потребностей и интересов учащихся. Однако анализ исследований по указанной проблеме показывает, что в настоящее время еще недостаточно изучен воцрос формирования духовных потребностей старшеклассников в процессе параллельного анализа литературного произведения и привлеченного произведения того илииного искусства в национальных регионах страны, в том числе в Армении и совершенно не изучен процесс параллельного анализа литературного и музыкального произведений на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую-. Поэтому мы считаем целесообразным и необходимым показать пути формирования потребностей и интересов старшеклассников в общении с литературой и пробуждения интереса к музыке через параллельный анализ как литературного, так и музыкального произведений с позиции переноса знаний. Актуальность нашей темы подтверждается еще и тем, что она включена в план важнейших исследований в области педагогических назгк на 1981;1985 годы, координируемых Академией педагогических наук СССР1,.

Дель исследования — поиски оптимальных путей формирования духовных потребностей и интересов старшеклассников в условиях целенаправленного, организованного учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочное время.

Задачи исследования.

— Изучить теорию и практику привлечения музыкальных цро-изведений на уроке литературы в школах Армении, где преподавшие ведется на русском языке,.

— Выявить условия и определить структуру процесса формирования духовных потребностей и интересов старшеклассников при изучении литературы во взаимосвязи с музыкой.

— Определить и обосновать основные принципы совершенствования форм и методов работы по формированию духовных потребностей и интересов старшеклассников".

— Рассмотреть проблему взаимосвязи рационального и эмоционального, проанализировать соотношение между двумя этими качествами и разработать методические рекомендации по использованию вышеназванных компонентов в процессе формирования духовных потребностей и интересов учащихся. Установить на этой основе наиболее эффективные методы и приемы формирования: духовных потребностей и интересов учащихся старших классов школ Армении с обучением на русском языке в процессе.

I. План важнейших исследований в области педагогических наук на 1981;1985 годы, координируемых Академией педагогических наук СССР.-М.: АПН СССР, 1981, с. 37. параллельного анализа произведений литературы и музыки на основе переноса знаний.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дан анализ школьного курса литературы ВМС классов школ Армении, где преподавание ведется на русском языке в плане использования музыкальных: произведений в процессе анализа произведений искусства слова" Изучены и обоснованы факторы педагогической целесообразности привлечения музыки на уроки литературы с целью проведения параллельного анализа обоих искусств на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую, что способствует созданию бл<'згоприятных условий для формирования духовных потребностей старшеклассников в общении с литературой и пробуждения интереса к музыке. Обобщен передовой педагогический опыт по теме исследования, выявлены существенные недостатки и определены наиболее оптимальные принципы и методы привлечения муиыки в процессе изучения литературных произведений. Предложена экспериментально проверенная система форм и методов работы в условиях межпредаютных связей между литературой и музыкой в школах Армении с обучением на русском языке. Опытно-экспериментальная работа была организована в школе № 132 города Севана, которая продолжалась два года: в 1978 — .1979 уч. году в 1Х-х классах и в 1979 — 1980 уч. году в 1-х классах.

Положения, выносимые на защиту:

I. Использование музыкальных произведений в процессе изучения литературы в старших классах создает объективные условия для интенсивного усвоения литературного текста и пробуждения интереса и потребности в общении с музыкой.

2. Пути и способы активизации интереса и потребностей учгицихся-старшеклассников в условиях межпредметных связей меяду литературой и музыкой в процессе параллельного анализа на основе переноса знаний из одной области искусства в другую.

3. Принципы отбора литературных произведений и произведений музыкального искусства для привлечения на уроки литературы.

Практическая ценность ИОРЛедРВШД заключается в обосновании основных путей оптимизации процесса формирования духовных потребностей и интересов старшеклассников при изучении литературы во взаимосвязи с музыкой. Принципы диссертанта открывают возможности выбора более эффективных форм и методов изучения на уроках литературы искусств, оказавшихся за пределами учебного плана старших классов школ, где преподавание ведется не только на русском, но и на армянском языке.

В ходе исследования разработаны и экспериментально проверены методические принципы изучения литературы в старших классах во взаимосвязи с музыкой в процессе параллельного анализа на основе переноса знаний, умений и навыков из одной области искусства в другую. Использование этих принципов, благодаря наличию рационального и эмоционального начал, повышает познавательную и творческую активность учащихся, что, несомненно, делает урок более продуктивным.

Предлагаемые автором методические приемы изучения литературы во взаимосвязи с музыкой в старших классах общеобразовательных школ Армении с обучением на русском языке нашли применение в практической работе, были одобрены и могут быть применены во всех национальных республиках.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

Приведенные исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и актуальность рассматриваемой проблемы и позволило сделать следующие выводы:

1. Разработанная система параллельного анализа на основе переноса знаний из области одного искусства в друтую в условиях межпредаотных связей между литературой и музыкой в школах Армении с обучением на русском языке открывает широкие возможности приобщения учащихся старших классов к классическому литературному и музыкальному наследию своего народа, народов братских республик нашей страны, а также к прогрессивной культуре зарубежных стран, способствует разностороннему воспитанию и формированию здорового эстетического вкуса, духовных потребностей и интересов.

2. Привлечение музыки на уроки литературы создает благоприятную эмоционально-эстетическую атмосферу, способствует глубокому постижению литературного произведения и пробуждению интереса к музыке.

3. Формированию духовных потребностей учащихся в общении с литературой и пробуждению интереса к музыке способствуют те музыкальные произведения, которые не только ярко раскрывают идейно-нравственные, но и художественные ценности литературного и музыкального произведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предложенная в диссертации методика привлечения музыкального произведения на уроки литературы способствует воспитанию гармонически развитой личности и формирует духовные потребности и интересы в общении с высокохудожественными произведениями литературы и музыки. При межпредметной связи между литературой и музыкой, благодаря богатству выразительных средств литературного и музыкального языка, на уроке создается благоприятная эмоционально-эстетическая атмосфера, способствующая глубокому изучению учебного материала. Формирование духовных потребностей и интересов учащихся можно осуществлять лишь при условии соблюдения нижеследующих принципов, оптимальность которых была проверена и подтверждена в цроцессе экспериментальной работы:

1. Музыкальные произведения, привлекаемые на уроки литературы, должны соответствовать литературному тексту в идейнотематическом и эмоционально-интонационном плане, что способствует глубокому пониманию содержания литературного текста и пробуждению интереса к музыке.

2. С целью формирования духовных потребностей и интересов учащихся в приобщении к произведениям литературы и музыки привлекаются такие цроизведения, которые могут заинтересовать их, вызвать ответные положительные эмоции. Такими произведениями могут быть лишь те, которые соответствуют возросшему в современных условиях художественному вкусу.

3. Возможность для формирования духовных потребностей и интересов учащихся представляет особенно вокальная музыка, написанная на тексты поэтических произведений, предназначенных для изучения по учебной программе.

4. Формированию духовных потребностей и интересов учащихся способствуют музыкальные произведения, которые сливаясь с литературным текстом, не только ярче раскрывают идейно-нравственные и художественные ценности литературного и музыкального произведений, но и открывают широкие возможности проникновения в смысл и значение эстетических категорий (прекрасного, возвышенного, героического, трагического, низменного и т, д.), А так как эти категории являются общими для всех видов искусства, то, естественно, для учащихся открываются новые возможности познания посредством переноса знаний из области одного искусства в другую и варьирования ими в новых условиях.

5. Формирование духовных потребностей и интересов на основе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой играет важную роль в воспитании у учащихся чувства любви и уважения к народному и классическому литературному и музыкальному наследию.

6. Оправдывают себя в процессе экспериментальной работы творческая активность учащихся при восприятии музыки, выразительное чтение поэтических произведений, беседа о литературе, музыке и других искусствах, сопоставления этих искусств в плане средств выразительности, их воздействия на чувства и воображение, а также идейно-эстетической значимости.

7. Очень необходимы в экспериментальной работе наблюдения, устные и письменные высказывания учащихся, составление рассказов, ответы на вопросы и анкетирование, которые помогают выявлять интересы школьников, объем их знаний, делать определенные выводы для себя и соответственно строить работу по формированию духовных потребностей и интересов.

Сформированные духовные потребности и интересы имеют огромное значение в воспитании всесторонне развитой личности, влияют на становление мировоззрения, активизируют психические процессы: волю, память, внимание, воображение. В нашем исследовании намечены некоторые пути формирования духовных потребностей и интересов старшеклассников к глубокому и всестороннему изучению литературы и музыки.

Наше исследование формирования духовных потребностей и интересов учащихся, впервые проведенное на основе переноса знаний из области одного искусства в другую в процессе параллельного анализа в условиях межпредоетной связи мезду литературой и музыкой в старших классах, открывает реальные возможности дая дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Маркс и Ф.Энгельс.-Соч., 2-е изд., т. З, 629 с.
  2. Ленин В.И.-Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, 655 с.
  3. Конституция «Основной закон» Союза Советских Социалистических республик. Статья 201 М#: Юрид.лит., 1980, 48 с.
  4. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1971, 144 с.
  5. Материалы ХХУ съезда КПСС.- M": Политиздат, 1976, 525 с.
  6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, I98X, 223 с.
  7. Основы законодательства Союза СССР и союзных республик.- М.: Юрид.лит. 1982, 351 с.
  8. Э.Б. Уроки музыки в I классе общеобразовательной школы (по экспериментальной программе).- В кн.: Музыкальное воспитание в СССР.- М.: Сов. композитор, 1978, с.94−150.
  9. H.H. О соотношении изобразительности и выразительности в искусстве.- Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук.- М., 1965, 15 с.
  10. Ю.Б. Развитие гармонического слуха в процессе занятий в хоровом коллективе общеобразовательной школы. Развитие музыкального восприятия школьников.- М.: АПН СССР, I97I? 191 с.
  11. .Г. Психология чувственного познания.- М.: АПН РСФСР, i960, 486 с.
  12. Античные мыслители об искусстве.- 2-е изд.- Ред. Асмус В. Ф., — М.: Искусство, 1938, 243 с.
  13. O.A. Предисловие к кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.6.- М.: Музгиз, 1970, с.3−12.
  14. O.A. Современный ребенок и музыка.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.8.- М.: Музгиз, 1972, с.38−48.
  15. Аристотель. Поэтика.- В кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. T.I.- М.: Акад. художеств СССР, 1962, с.114−129.
  16. .В. Избр.статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1965, 151 с.
  17. .В. Избр.труды. T. I, М.: ЛПН СССР, 1952, 400 с.
  18. .В. Музыкальная форма как процесс.- Л.: Музыка, 1971, 376 с.
  19. С.Т. К новым свершениям.- Народное образование, 1981, $ 5, с.14−16.
  20. .А. Теория и практика эстетического воспитания уч-ся в школах Армянской ССР.- В сб.: Развитие педагогических исследований в союзных республиках*- М.: АПН СССР, 1982, с.145−156.
  21. Ш. Французская стилистика. Перев. с франц. К. А. Долиника.-М.: Изд.иностр.лит., 1961* 394 с.
  22. A.A. А.В.Луначарский об эстетическом воспита^-нии молодого поколения.- Ереван: Луис, 1970, 105 с.
  23. Балян А. А. Теория эстетического воспитания.- Ереван: Луйс, I980f> 180 с.
  24. Л.А. О музыкальном воспитании в СССР.- В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. М.: Советский композитор, 1978, 486 с.
  25. А.Ф. Философия и поэзия.- Тбилиси: Мецниерсба, 1973, 79 с.
  26. В.Г. Полн.собр.соч., т.9.- М.: АН СССР, 804 с.
  27. В.К. Музыкальное восприятие школьников.*-М.: Педагогика, 1975, 160 с.
  28. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1965, 227 с.
  29. H.A. О построении движений.- М.: Медгиз, 1947, 255 с.
  30. П.П. Избр.педагогические и психологические соч. T. I, М.: Педагогика, 1979, 304 с.
  31. П.П. Избр.педагогические и психологические соч., т.2. М.: Педагогика, 1979, 399 с.
  32. В.Б. Воспитание интереса к знаниям.-Тула: Приокское кн.изд., 1968, 145 с.
  33. В.Б. Воспитывать глубокий интерес к зна^-ниям у каждого школьника.- Пермь: Книжное изд., 1963, 22 с.
  34. Е.И. Мозг и психика.- М.: Просвещение, 1969, 191 с.
  35. В.Я. Основы стиховедения.- М.: Гос.изд., 1924, 139 с.
  36. Васина-Гроссман В. А. Мастера советского романса.-M.s Музыка, 1980, 316 с.
  37. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово часть I.- М.: Музыка, 1972, 150 с.
  38. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века.- М.: АН СССР, 1956, 352 с.
  39. .М. Психология восприятия.- М.: Московский ун-т, 1973, 255 с.
  40. М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников.- Л.: Гос.пед.ин-т, 1980, 80 с.
  41. Возрастная и педагогическая психология. Научн.ред. В. С. Мерлин.- Пермь, 1974, 194 с.
  42. Вопросы психологии восприятия и мышления. Отв.ред. Б. М. Теплов.- М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1948, 203 с.
  43. П.Г. Изучение произведений Н.А.Некрасова в У-УП классах.- М.: Учпедгиз, 1954, 60 с.
  44. Л.С. Психология искусства.- М.: Искусство, 1965, 379 с.
  45. К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании.- М.: Соцэкгиз, 1938, 486 с.
  46. Е.Я. Проблема взаимосвязи воздействия видов искусства на учащихся, — В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.8, — М.: Музыка, 1972, с.14−18.
  47. Е.Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся У-УШ классов общеобразовательной школы.- М.: Музыка, 1970, 56 с.
  48. И.А. Поэзия Некрасова в русской музыке.- Книга и революция, 1921, № 2, 84 с.
  49. Н.В. Скульптура, живопись и музыка- Собр.соч. в 4-х томах. Т.4.- М.: Правда, 1968, с.12−16.
  50. Янки-Купалы.- Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.- М., 1974, 202 с.
  51. В.П. Поэтика слова.- М.: Наука, 1979, 343 с.
  52. Н.Л. Школьники слушают музыку.- М.: Просвещение, 1969, 77 с.
  53. В.В. Исследование советских психологов в области взаимосвязи обучения и психического развития детей. Метод.реком.- М.: Минпрос СССР, 1978, 36 с.
  54. .И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978, 272 с.
  55. Евгеньев-Максимов В. Е. Некрасов в школе.- М.-Л.: Учпедгиз, 1946, 168 с.
  56. А.Г. Искусство и общественная жизнь.- М.: Сов. писатель, 1959, 409 с.
  57. М.В. Единство идейного воспитания и формирования познавательных интересов учащихся в воспитательном процессе.- В кн.: Формирование познавательных интересов школьников.-Л.: 1Ъс.пед.ин-т, 1968, с.146−155.
  58. А.Г. Проблема интереса в социологической теории.- Изд. Ленинградского ун-та, 1964, 74 с.
  59. В.М. Природа эмоциональности искусства.-Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук.- Л.: 1966, 27 с.
  60. А.П. О вокальном образе.- М.: Профиздат, 1968, 132 с.
  61. В.Г. Основные положения, теории интереса в свете проблемы отношений человека. Ученые записки. Психология и педагогика. ЖУ, вып.9, 1956, № 214, с.64−76.
  62. Г. К. Есенин в музыке.- М.: Сов. композитор, 1973, 56 с.
  63. Г. К. Н.А.Некрасов в музыке.- М.: Сов. компози-тор, 1972, 52 с.
  64. Г. К. Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.).- М.: Музыка, 1966, 437 с.
  65. Исследование художественных интересов школьников. Общ.ред.Е. В. Квятковского и Ю.У.Фохт-Бабушкина.- М.: Педагогика, 1974, 160 с.
  66. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М.: Просвещение, 1968, 288 с.
  67. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?-М.: Сов. композитор, 1977, 252 с.
  68. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М.: Педагогика, 1973, 333 с.
  69. Кац С. Встречи с Николаем Островским.- Советская музыка, 1937, В 3, с.69−75.
  70. Е.В. Единство научно-методических црин-ципов важное условие повышения эффективности художественного образования и воспитания школьников.- Советская педагогика, 1979, В 9, с.42−50.
  71. Л.Н. Психология.- М.: Просвещение, 1966, 451 с.
  72. В.В. Виды искусства,— М.: Искусство, i960, 128 с.
  73. Н.В. Сергей Есенин.- Казань, 1971, 52 с.
  74. Комплексный подход к коммунистическому воспитанию молодежи.- Ред.-составитель И. Я. Писаренко.- Минск: Наука и техника, 1981, 248 с.
  75. .Б. Проблемы психологии восприятия.- М.: Высшая школа, 1971, 320 с.
  76. Ю.А. 0 роли разума в восприятии произведений искусства.- М.: Музгиз, 1970, 72 с.
  77. Н.К. Педагогические соч., т.З.- М.: АПН СССР, 1959, 798 с.
  78. Л.В. Песня, ее язык, структура, судьбы.
  79. М.: Сов. композитор, 1962, 342 с.
  80. Л.В. Строение куплетной песни, — М.-Л.: Музгиз, 1939, 192 с.
  81. Лаврентьева И, В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных цроизведений.- М.: Музыка, 1978, 79 с.
  82. Л.С. Давайте разберем текст, — Рига: Звайгзне, 1966, 112 с.
  83. .Т. Принцип единства коммунистического воспитания и художественного образования в школе.- В кн.: Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников.-М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979, с.9−25.
  84. .Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципыи система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы.- Советская педагогика, 1980, J& 7, с.27−37.
  85. .Т. Эстетика детской жизни.- Вологда: Сев,-3ап, книжное изд-во, 1968, 192 с,
  86. Лолуа В. В, Формирование интереса к русской музыке у учащихся УП-УШ классов грузинских школ в процессе анализа стихотворных произведений. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.- Мм 199, 184 с.
  87. A.A. Детская психология.- М.: Просвещение, 1971, 415 с.- 144
  88. A.B. В мире музыки.- М.: Сов. компози-тор, 1971, 540 с.
  89. НО. Луначарский A.B. Основные принципы единой трудовой школы.- В кн.: Революция искусство — дети.- М.: Просвещение, 1966, с.99−104.
  90. A.C. Сочинения. Т.5.- М.: АПН РСОТ, 1958, 588 с.
  91. А.Я. Воспитание у детей интереса к учению.- Минск: Народна асвета, 1965, 44 с.
  92. Музыка XX века, ч.1. Ред.Д. В. Житомирский.- М.: Музыка, 1976, 365 с.
  93. Музыкальные жанры. Общ.ред.Т. В. Поповой. М.: Музыка, 1968, 327 с.
  94. Е.В. 0 психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972, 383 с.
  95. Е.И. Сергей Есенин. Жизнь и творчество.-М.-Л.: Просвещение, 1965, 280 с.
  96. Общая и педагогическая психология.- Ташкент. Ученыезаписки Гос.пед.ин-та. Ред. коллегия М. Г. Довлетшин (отв. ре д.) и др., 1971, 107 с.
  97. Особенности художественного восприятия школьников.-Сб.статей. Смоленск: Гос.пед.ин-т. Отв. ред. Кошелев, 1978, 67 с.
  98. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии, — Сб. научн. трудов. Составитель А. М. Прихожан.-М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978, 160 с.
  99. А.Л. Методика теории и сольфеджио.- Л.: Музыка, 1970, 296 с.
  100. И.П. Полн.собр.соч. Т.4.- М.: АПН РСФСР, 1960, 774 с.
  101. Педагогический словарь. Т.1.- М.: АПН РСФСР, 1960, 774 с.
  102. Педагогическая энциклопедия. Т.2.- М.: Сов. энциклопедия, 1965, 911 с.
  103. Г. А. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе.- Казань: Гос. ун-т, 1960, 410 с.
  104. Г. А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьникаьт старших классов.- Казань: Гос. ун-т, 1973, 63 с.
  105. A.B. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1979, 288 с.
  106. A.B. Общая психология.- М.: Просвещение, 1970, 431 с.
  107. План важнейших исследований в области педагогических наук на I98I-I985 годы, координируемых АПН СССР.- М.: АПН СССР, 1981, 117 с.
  108. Т.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед, наук.- М., 1973, 171 с.
  109. Г. А. Мариан Коваль.- М.: Музыка, 1968, 176 с.
  110. Т.В. О музыкальных жанрах.- М.: Знание, 1981, 128 с.
  111. Т.В. Пути к музыке.- М.: Знание, 1973,110 с.
  112. Г. Н. О природе искусства.- М.: Искусство, i960, 204 с.
  113. Поэзия и музыка. Составитель Фрумкин В.А.- М.: Музгиз, 1973, 302 с.
  114. Л.М. Курс «Мировая художественная культура» в старших классах общеобразовательной школы.- В кн.: Музыкальное воспитание в СССР.- М.: Сов. композитор, 1978, с.151−234.
  115. Проблемы общей возрастной и педагогической психологии.- Сб. статей. Ред. Давыдов В.В.- М.: Педагогика, 1978, 288 с.
  116. Программа по музыке. Для общеобразовательной школы (1−3 кл.).- М.: Просвещение, 1982, III с.
  117. Программа по музыке. Для общеобразовательной школыс поурочными методическими разработками). 4−7 кл.- М.: Просвещение, 1982, 174 с.
  118. Программы восьмилетней школы. Музыка 1У-УП классы.-М.: Просвещение, 1981, 26 с.
  119. Программы восьмилетней школы. Начальные классы (1−3 классы).- М.: Просвещение, 1982, 256 с.
  120. М.А. Советская школа к 50-летию образования СССР, — Советская педагогика. 1972, 12, с.3−17.
  121. Психологическое изучение личности школьника в процессе формирования его мировоззрения. Подготовили М.Н.Агей-кина, В. Д. Агейкин.- Куйбышев: 1Ъс.пед.ин-т, 1980, 51 с.
  122. Психологические вопросы гуманитарного образования.-Сб.статей. Отв.ред. В. Я. Тонычканов.- Челябинск: Гос.пед.ин-т, 1981, 93 с.
  123. Психофизические исследования восприятия и памяти.- Сб.статей. Отв.ред.Ю. М. Забродин.- М.: Наука, 1981, 215 с.
  124. В.А. Что такое искусство.- М.: Сов. Россия, 1958, 72 с.
  125. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.- М.: Мысль, 1969, 118 с.
  126. С.Х. Искусство и эмоции.- М.: Музыка, 1968, 160 с.
  127. Г. С. Восприятие младшими школьниками инструментальной музыки. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.7.- М.: Музгиз, 1971, с.26−34.
  128. Н.И. Романсы и песни С.С.Прокофьева.-M.i Сов. композитор, 1971, 198 с.
  129. .П. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе.- Казань: 1Ъс. ун-т, I960, 410 с.
  130. Л.Н. Формирование познавательного интереса старшеклассников в цроцессе обучения.- Минск: Народна асвета, 1970, 150 с.
  131. И.Н. Песни русских поэтов.- М.: Сов. писа-тель, 1936, 626 с.
  132. И.Н. Русские песни.- М.: Гослитиздат, 1952, 404 с.
  133. М.И. Выразительные средства музыки.-М.: Сов. композитор, 1962, 56 с.
  134. М.И. Музыкальные формы.- М.: Сов. композитор, 1961, 35 с.
  135. Роллан Ромен. Музыканты прошлых лет.- Л.: Мысль, 1925, 234 с.
  136. С.Л. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1940, 596 с.
  137. С.Л. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946, 704 с.
  138. Е.А. Слово и музыка,— Л.: Музгиз, I960, 56 о.
  139. М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников. (На материале русской музыки конца XIX, начала XX веков). Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. лед. наук.- М.: 1981, 16 с.
  140. Ю.А. Воспитание воображения школьника.- Л.: Тип.Т.Л-8 в Пушкине, 1947, 80 с.
  141. Ю.А. Психологические основы системности и динамичности умственной деятельности школьника.- Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук (по психологии).-Л.: 1955, 29 с.
  142. А.Н. Критические статьи. Т.4.- СПб: Тип-Деп. уделов, 1895, I569−2I8I с.
  143. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века.- М.: Учпедгиз, 1963.
  144. Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1980, 1600 с.
  145. В.В. Русский романс. Избр.соч., т.2.- М.: Искусство, 1952, 775 с.
  146. В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Рад. школа, 1973, 244 с.
  147. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947, 335 с.
  148. В.П. Ценности личные и общественные.-Советская педагогика, 1967, Л 4, с.101−109.
  149. .А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы.- М.: Искусство, 1970, 223 с.
  150. К.Д. Собр.соч. Т.6.- М.: АПН РСФСР, 1949, 445 с.
  151. К.Д. Сочинения. Т.8.- М.: АПН РСФСР, 1950, 774 с.
  152. Философская энциклопедия, т.2.- М": Сов. энциклопедия, 1962, 575 с.
  153. Философская энциклопедия. Т.4.- М.: Сов.энциклопедия.- M., 1967, 591 с.
  154. Формирование интересов учащихся в области искусства.-Научн.ред. К. А. Назаретская.- Казань: 1Ъс. ун-т, 1970, 105 с.
  155. Г. Ф. Поэзия науки.- М.: Наука, 1970, 54 с.
  156. В.Н. Музыкальный ритм.- М.: Музыка, 1980,71 с.
  157. Художественное восприятие.- Сборник. Под ред.Б. С. Мейлаха.- Л.: Наука, 1971, 387 с.
  158. Художественное и научное творчество.- Сб.статей. Под ред. Б, С.Мейлаха.- Л.: Наука, 1972, 336 с.
  159. А.И. О программной музыке.- М.-Л.: Го-суд. муз. изд-во, 1952, 112 с.
  160. В.В. Психология трудового обучения,— М.: Просвещение, 1969, 303 с.
  161. Ю.В. Проблема формирования духовных потребностей. Лекция.- М.: АПН СССР, 1969, 59 с.
  162. В.Н. Музыка в школе.- М.: АПН СССР, 1963, 168 с.
  163. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. T.I.- M. s АПН РСФСР, 1962, 503 с.
  164. Д.Д. Знать и любить музыку. Беседа с молодежью.- М.: Молодая гвардия, 1958, 15 с.
  165. Т.В. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе.- Казань: 1Ъс. ун-т, i960, 410 с.
  166. В.В. Музыка и слово.- Звезда, 1937, № 10, с.211−212.
  167. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971, 351 с.
  168. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе).- М.: Учпедгиз, 1962, 230 с.
  169. В. Право на песнь. Воспоминания об Есенине.-JГ.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1930, 103 с.
  170. Ю.В. Национальная музыка как одна из основ музыкального воспитания учащихся начальных классов армянских школ.- Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.-М., 1981, 16 с.
  171. П.М. Психология художественного восприятия.-М.: Искусство, 1964, 86 с.
  172. И.М. Некрасов и музыка.- Музыкальная жизнь.- М.: 1971, В 24, с.15−16.
Заполнить форму текущей работой